Кратко о древней греции. Как в древние времена люди представляли себе землю

24.02.2019

Современный мир многим обязан древней Греции . Это сравнительно небольшое государство оказало огромное влияние на развитие всех областей жизни человека. Возьмем, к примеру, мифы, которые являются отражением жизни человека, как в те времена, так и сегодня. Представления о мире – о человеке, медицине, политике, искусстве, литературе - в глобальном масштабе зарождались именно в Греции. Это государство было расположено на юге Балканского полуострова и на островах Эгейского моря. Соответственно, на такой сравнительно небольшой территории размещалось небольшое количество населения, но, как говорил Александр Македонский «Один грек стоит тысячи варваров». Греция выделялась среди других государств – Вавилонии, Египта и Персии – и не без оснований.

Карта древней Греции

Древнейшие времена Древней Греции

Территорию Древней Греции принято условно делить на три части: Южную, Среднюю и Северную. В Южной части располагалась Лаконика, более известная как Спарта. Афины – главный город Греции – находился в Средней части государства, наряду с такими областями, как Аттика, Этолия и Фокида. Эта часть была отделена от Северной практически непроходимыми горами и разделяла Афины и Фессалию, которая на сегодняшний день сама по себе является крупным историческим центром.

О населении Древней Греции можно судить по многочисленным примерам искусства, которые сохранились практически в первозданном виде – это скульптуры, фрески и элементы живописи. В любом музее мира Вы найдете зал древнегреческого искусства, где Вы увидите множество изображений высоких, стройных людей с идеальным телосложением, со светлой кожей и темными вьющимися волосами. Античные историки называют их пеласгами – народом, населявшим острова Эгейского моря в III тысячелетии до н.э. Несмотря на то, что их занятия ничем не отличались от занятий других древних народов и включали в себя скотоводство и земледелие, нужно отметить, что их земля была сложной для обработки и требовала использования особых навыков.

Народы Греции и их развитие

Населявшие Грецию почти пять тысяч лет назад, были изгнаны из своих земель ровно в том же тысячелетии, в котором появились. Причиной тому стали вторгнувшиеся с севера ахейцы, чье государство было также расположено на острове Пелопонесс со столицей в Микенах. Это завоевание носило эпохальный характер, так как ознаменовало начало ахейской цивилизации, которую, постигла та же печальная судьба – в конце XIII века до н.э., так же, как в свое время вторглись в греческие земли ахейцы, на эту территорию пришли дорийцы. К сожалению, завоеватели уничтожили практически все города и все ахийское население, хотя сами, при этом, находились на более низкой ступени развития цивилизации. Этот факт не мог не отразиться на культуре Древней Греции. Была забыта древнейшая письменность, созданная еще пеласгами, не говоря уже о том, что прекратилось строительство и развитие орудий труда. Этот период, который принято заслуженно называть «темным» продлился ни много, ни мало с XII по IX вв н.э. Среди городов все так же выделялись Афины и Спарта, где находились два антагонистических общества.

Так, в Лаконике (Спарте) наместниками были два царя, которые правили, передавая свою власть по наследству. Тем не менее, несмотря на это, реальная власть была в руках старейшин, которые принимали законы и занимались судейством. Любовь к роскоши в Спарте сурово преследовалась, а главной задачей старейшин было не допустить классового расслоения общества, для чего каждая греческая семья получала от государства надел земли, который должна была обрабатывать без права получения дополнительных территорий. Вскоре спартанцам было запрещено заниматься торговлей, земледелием и ремеслами, был провозглашен лозунг, что «занятием каждого спартанца является война», которая и должна была полностью обеспечивать население Лаконики всем необходимым для жизни. О нравах спартанцев красноречиво говорит тот факт, что воинов могли изгнать из отрядов только потому, что он не до конца съел свою порцию еды на общей трапезе, что говорило о том, что он пообедал на стороне. Более того, раненный спартанец должен был умирать на поле боя молча, не показывая нестерпимой боли.

Главным соперником Спарты была нынешняя столица Греции – Афины . Этот город был центром искусств, а люди, населявшие его, были полной противоположностью грубых и жестких спартанцев. Тем не менее, несмотря на легкость и беззаботность жизни, именно здесь появилось слово «тиран». Изначально оно имело значение «властитель», но когда власти Афин начали заниматься откровенным грабежом населения, это слово приобрело тот оттенок, которое имеет по сей день. Мир в разоренный город внес царь Солон – мудрый и добрый правитель, который сделал очень много для улучшения жизни горожан.

VI век принес жителям Греции новые испытания – опасность исходила от персов, которые достаточно быстро покорили Египет, Мидию и Вавилонию. Перед лицом Персидской державы народы Греции объединились, позабыв о вековых распрях. Конечно, центр армии составляли спартанцы, посвятившие свои жизни военному делу. Афиняне же, в свою очередь, занялись строительством флотилии. Дарий недооценил мощь греков и проиграв первое же сражение, которые увековечено в истории тем, что радостный гонец пробежал из Марафона в Афины, чтобы сообщить радостную весть о победе, и, преодолев 40 км, упал замертво. Именно памятуя о том событии, спортсмены бегут «марафонскую дистанцию». Ксеркс, сын Дария, заручившись поддержкой и помощью завоеванных государств, тем не менее, проиграл ряд важнейших сражений, и отказался от любых попыток завоевать Грецию. Таким образом, Греция стала самым влиятельным государством, что дало ей ряд привилегий, особенно Афинам, которые стали столицей торговли в Восточной Средиземноморье.

Объединилась Спарта с Афинами в следующий раз перед лицом македонского завоевателя Филиппа II, который, в отличие от Дария, быстро сломил сопротивление греков, установив власть над всеми областями государства, кроме Спарты, которая отказалась подчиняться. Таким образом, закончился Классический периода развития эллинских государств и начался расцвет Греции в составе Македонии. Благодаря Александру Македонскому, греки и македоняне к 400 году до н.э. стали полновластными хозяевами всей Передней Азии. Эллинистическая эпоха закончилась в 168 г до н.э., когда начались масштабные завоевания Римской Империи.

Роль греческой цивилизации в истории развития мира

Историки сходятся во мнении, что культурное мировое развитие было бы невозможно без того наследия, которое оставила нам Древняя Греция . Именно здесь были заложены те фундаментальные знания о мироздании, которыми пользуется современная наука. Первые философские понятия были сформулированы именно здесь, определив основу развития духовных ценностей всего человечества. Греческий философ Аристотель заложил основы представлений о материальном и нематериальном мире, греческие спортсмены стали первыми чемпионами первых Олимпийских Игр. Любая наука или сфера искусства так или иначе связана с этим великим Древний государством – будь то театр, литература, живопись или скульптура. «Илиада» - главное произведение, дошедшее до наших дней, очень ярко и красочно рассказывает об исторических событий тех времен, об укладе жизни древних элейцев, и, что более важно, посвящено реальным событиям. Вклад в развитие истории внес известный греческий мыслитель Геродот, чьи труды были посвящены греко-персидским войнам. Вклад Пифагора и Архимеда в развитие математики невозможно переоценить. Более того, древние греки были авторами многочисленных изобретений, которые использовались, в первую очередь, в ходе военных действий.

Отдельного внимания заслуживает греческий театр, который представлял собой открытую площадку с круглым сооружением для хора и сценой для артистов. Такая архитектура предполагала создание отличной акустики, а зрители, сидящие даже на дальних рядах, могли слышать все реплики. Примечательно, что актеры скрывали свои лица под масками, которые делились на комические и трагические. Трепетно почитая своих богов, греки создавали их статуи и скульптуры, которые до сих пор удивляют своей красотой и совершенством.

Особое место Древней Греции в мировой античной истории делает ее одним из самых загадочных и удивительных государств в древнем мире. Прародительница наук и искусства Греция по сей день приковывает в себя внимание всех, кто увлекается мировой историей.

Периоды древней Греции. История развития

Ранний период (1050-750 год до н. э.)

Вслед за окончательной , знавшей письменность, - последней из славных цивилизаций эгейского бронзового века, материковая Греция и острова у ее побережья вступили в эпоху, именуемую некоторыми историками «Темный век» . Однако, строго говоря, данный термин скорее характеризует перерыв в исторических сведениях, которые касаются временного интервала, начавшегося около 1050 года до н. э., нежели отсутствие знаний или исторического опыта у тогдашнего населения Эллады, хотя письменность и была утрачена. В действительности как раз в это время, время перехода в железный век, начали появляться политические, эстетические и литературные черты, присущие затем классической Элладе. Местные вожди, называвшие себя парями, управляли небольшими, тесно между собой связанными сообществами - предтечами древне-греческих городов-государсгв. Очевиден следующий этап в развитии расписной керамики, которая стала проще по форме, но вместе с тем прочнее; ее внешний вид, как свидетельствует показанный справа сосуд , приобрел новое изящество, гармоничность н соразмерность, ставшие отличительными чертами позднейшего греческого искусства.

Пользуясь смутными воспоминаниями , троянцев и других , странствующие певцы слагали повествования о богах и простых смертных, придавая поэтическую образность греческой мифологии. К концу этого периода грекоговорящие племена заимствовали у алфавит и приспособили его к своему языку, что позволило записать многие сказания, долго хранившиеся в устной традиции: лучшие среди них из дошедших до нас - гомеровские эпосы «776 год до н. э. , принято считать началом последующего непрерывного подъема греческой культуры.

Период Архаики (Архаический) (750-500 год до н. э.)

В VIII веке побуждаемые ростом населения и благосостояния эмигранты из древней Греции в поисках новых сельскохозяйственных угодий и торговых возможностей растеклись но всему Средиземноморью. Греческие поселенцы в чужих странах, однако, стали не просто подданными городов, основывавших колонии, а отдельными, автономными политическими образованиями. Дух независимости, владевший поселенцами, а так же потребность в совместных действиях для поддержания каждого сообщества породили такую политическую единицу, как полис. Во всем греческом мире предположительно насчитывалось до 700 подобных городов-государств . Иностранные культуры, с которыми в этот период экспансии Эллада вступала в контакт, воздействовали на греков самым различным образом.

Геометрическая роспись керамики уступила место изображениям животных и растительным рисункам в восточном стиле, а также детализированным мифологическим сценам нового чернофигурното стиля вазописи (см. ниже в галерее фото ниже). Художники, работавшие с камнем, глиной, деревом и бронзой, начали создавать монументальные скульптуры человека Типичная для архаики статуя Куроса (фото слева) несет явные следы египетского влияния, но в то же время демонстрирует зарождающееся стремление к симметрии, легкости и реализму. В седьмом столетии появляются первые подлинно греческие храмы, украшенные протяженными фризами и колоннами дорического ордера (см. ниже в галерее фото). Лирическая и элегическая поэзия, глубоко личная и эмоционально насыщенная, приходит на смену высокопарным стихам прошлого. Развитие торговли способствует широкому распространению изобретенной лидийцами чеканки монет. На материке в это же время Спарта вводит у себя такую политическую систему, в которой особое значение придается жесткому управлению и дисциплине, и становится в результате крупнейшим и наиболее могущественным городом-государством того периода. Афины , напротив, меняют и кодифицируют законы, заботясь о справедливости и равенстве, открывают доступ в правящие органы все большему числу граждан и закладывают основы демократии.

Классический период (500-323 год до н. э.)

Классический период в античной Греции, когда здесь невероятно быстро расцвели искусства, литература, философия и политика, ограничен временем войн с двумя иностранными державами - Персией и Македонией. Победа эллинов над персами породила новый дух сотрудничества между разными городами-государствами и Афинами, чей флот сыграл решающую роль, обеспечив благоприятный перелом в ходе борьбы с так называемыми варварами. Дань, шедшая от союзников в афинскую казну в обмен на военную защиту, обеспечила афинянам возможность приумножить свои и без того значительные богатства и гарантировала этому городу политическое, культурное и экономическое верховенство во всем Средиземноморье. Практически всем гражданам Афин, независимо от финансового положения, был обеспечен доступ к выборным должностям, и за исполнение соответствующих обязанностей они получали вознаграждение. За государственный счет скульпторы, архитекторы и драматурги работали над произведениями, которые до сих пор остаются высшим творческим достижением человечества. Показанная, например, справа бронзовая статуя Зевса высотой 213 сантиметров дает в концентрированном виде представление о мастерстве художников классической Эллады (древней Греции), которые воспроизводили в своих произведениях человеческое тело с необыкновенным динамизмом. Греческие философы, историки и специалисты в области естественных наук оставили образцы рационального теоретического анализа.

В 431 году застарелая вражда между Афинами и Спартой вылилась в войну, продлившуюся почти 30 лет и закончившуюся поражением афинян. Десятилетия непрерывных сражений привели к ослаблению политического влияния во многих городах-государствах, где не прекращались жестокие распри. Расчетливый и честолюбивый македонский царь Филипп II сумел извлечь выгоду из подобного хаоса и вскоре стал хозяином всей территории древней Греции. Филиппу не удалось завершить строительство империи, он был убит, и на трон взошел его сын Александр . Всего 12 лет спустя Александр Великий (Македонский) умер, но оставил после себя державу, раскинувшуюся от Адриатики до Мидии (см. ниже в галерее фото).

Эллинистичекий период (323-31 год до н. э.)

На развалинах империи Александра после почти 50-летней ожесточенной борьбы за его наследство возникли три крупные державы: Македония, Египет Птолемеев и государство Селевкидов , простиравшееся от современной Турции до Афганистана. Поражает то , что от македонской столицы Пеллы на западе и до Ай-Ханума на востоке язык, литература, политические институты, изобразительное искусство, архитектура и философия в городах и поселениях, возникших в результате походов Александра, после его смерти остались безусловно греческими. Последующие цари подчеркивали свое родство с Элладой, особенно с Александром: на рисунке слева показана фракийская серебряная монета , на которой он изображен с бараньими рогами Зевса-Амона - бога, имеющего корни и на Востоке, и на Западе. Обладая обшим языком, находка, под влиянием постоянных торговых контактов, сохраняя письменные тексты и привлекая к себе многочисленных путешественников, эллинистический мир делался все более и более космополитичным.

Процветали образование и просвещение, создавались библиотеки - среди них была и Великая Александрийская библиотека , где насчитывалось около полумиллиона томов. Но греческие правящие классы отказывались допускать в свои ряды рядовых подданных, и обширные новые царства повсюду сотрясались от внутренних смут. Неуклонно слабеющая и нищавшая Македония в 168 году до н. э. попала под господство. Один за другим объявляли себя независимыми губернаторы провинций в державе Селевкидов, образовавшие множество мелких государств с династической формой правления. Из царств, на которые распалась империя Александра, бастионом стоял еще Египет Птолемеев. Клеопатра VII, последняя в этом роду (и единственная, кто выучил язык подвластного населения), покончила самоубийством, когда римляне победили при Акции. Однако хотя и удалось подчинить все Средиземноморье, господство латинян еще не означало прекращение греческого влияния: римляне впитали культуру древней Греции и увековечили эллинское наследие так, как не смогли бы и сами греки.

Трудно переоценить роль Древней Греции в развитии человеческой цивилизации. Сколько великих поэтов и мыслителей она явила миру! Однако реальная, будничная жизнь древних греков была далеко не такой яркой и одухотворенной, как принято считать, а зачастую трудной, грязной и отвратительной.

1. Врач мог попробовать на вкус ушную серу пациента

Основным методом постановки диагноза врачами в Древней Греции было исследование биологических жидкостей. Свое начало этот метод берет от Гиппократа, который полагал, что органы человека выделяют определенные биологические жидкости, и каждая из них имеет специфический вкус.

Греческие врачи должны были знать нормальный запах и вкус этих жидкостей, чтобы по их изменению суметь поставить диагноз. Даже рвотные массы, мокроты, моча и прочее – все это могло являться предметом органолептического исследования. И посетив врача в Древней Греции, можно было стать свидетелем того, как он пробует на вкус ушную серу или мочу пациента.

2. Люди подтирались камнями


В Европе не знали, что такое туалетная бумага до 16 века. Поэтому придумывали другие способы для того, чтобы подтереться. Некоторые греки использовали для этого губку, прикрепленную к палке, но такое приспособление было не у всех. Чаще для этих целей применяли гальку или черепки от разбитой керамической посуды. Очень распространенной болезнью в Греции был геморрой, вероятно, как следствие использования камней и черепков.

3. Атлеты продавали свой пот

Перед соревнованиями греческие атлеты снимали с себя всю свою одежду, намазывали свои тела маслом и в таком виде выступали, независимо от вида соревнования – будь то борьба, или бег. После соревнований они счищали со своей кожи остатки грязи и пота, помогали им в этом группы рабов. Счищенную грязь не выбрасывали, а использовали для медицинских целей.

Люди протирали ею свою кожу, считалось, что это помогает снять боль. Но даже если никакого эффекта не было, они гордились тем, что теперь пахли, как олимпийцы.

4. Нечистоты в лечении женских болезней

Греки полагали, что женщины обладали уникальной восприимчивостью к нечистотам. Эти идеи даже были использованы в медицине. И когда заболевала женщина, считалось, что лучшим лекарством для нее будут самые отвратительные нечистоты. После выкидыша женщине давали выпить смесь жареных экскрементов мула с вином. Если же у нее случались преждевременные роды, на нее накладывали экскременты коровы. Греки полагали, что матка женщины в этом случае сместилась со своего места, но почувствовав жуткий запах коровьих экскрементов, она вернется на место.

5. Чихание как метод предупреждения беременности

Греческий врач Соран считал, что за предохранение от беременности должны отвечать женщины. И если женщина забеременела, то в этом виновата она сама. Соран учил женщин, что им достаточно просто чихнуть вместо того, чтобы использовать противозачаточные средства. После занятия любовью, женщина должна посидеть на корточках, почихать и подмыться, и тогда она не забеременеет. Нелепость этой идеи очевидна. Но у Сорана было в запасе еще несколько подобных советов.

6. Пояса целомудрия для рабов

Греки не разрешали своим рабам попусту тратить время, занимаясь любовью. И для надежности они заставляли их носить нечто подобное поясу верности. На гениталии рабов одевали металлическое кольцо, настолько плотно, что рабы испытывали боль даже при половом возбуждении. И если владелец заставлял своих рабов носить пояс верности, они не сопротивлялись, поскольку знали, что существует еще более жестокая альтернатива – стать евнухом.

7. Древнегреческие представления о лесбиянках


В Древней Греции у многих мужчин были довольно странные представления о лесбиянках, и они не знали, чем конкретно те занимаются. Греки пришли к заключению, что лесбиянками становятся женщины, у которых имеется очень большой клитор, так называемый “женский член”. И эти представления о причине женского гомосексуализма продержались довольно долго.

8. Экскременты крокодила в качестве крема

Греки нередко становились жертвами нападения крокодилов. Однако, крокодилы не только представляли угрозу для жизни, но и использовались в медицинских целях, правда, несколько странным образом. Греки рекомендовали лечить шрамы вокруг глаз с помощью экскрементов крокодила, используя их, как тени для век. Подобный метод описан в одном из медицинских документов Древней Греции.

9. Фаллические шествия

Один раз в год в Афинах проходил праздник в честь Диониса, а символом этого божества служил фаллос. Мужчины и женщины шли по улицам, гордо держа гигантские фаллосы над своими головами, как дань богу. Эти шумные и многочисленные шествия сопровождались особыми фаллическими песнями и грубыми шутками. По словам Аристотеля, от зачинателей фаллических шествий впоследствии и родилась комедия.

10. Первые тосты появились в Древней Греции


На сегодняшний день, когда мы произносим тосты на вечеринках, большинство из нас не задумывается о том, где началась эта традиция, или по какой причине. Как оказалось, она зародилась в Древней Греции. Хозяин празднования всегда делал первый глоток вина, чтобы заверить гостей, что оно не было отравлено – отсюда и появилась фраза «выпить за чьё-то здоровье».

1. Периодизация античной культуры

История античного искусства включает несколько этапов:

1. Крито-микенский. III-II тыс. до н.э. На этом этапе совершенства достигает искусство мастеров о. Крит. Именно здесь находится один из дворцов, известный как дворец царя Миноса, где размещался лабиринт Минотавра (16 000 тыс. кв. м.)

2. Гомеровский. XI-VIII в. до н.э. Характеризуется знаменитым эпосом, распространением керамики мелкой пластики геометрического стиля.

3. Архаический. VII-VI в. до н.э. Время возникновения городов-государств (полисов) и бурного развития искусства. В этот период оформилась греческая религия, для которой характерен политеизм, следствием чего стало создание богатой мифологии, зарождаются олимпийские игры, греческий театр, возникает первая философская система (натурфилософия), ее представляет Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, они пытались осмыслить природу и ее закономерности, выявить первооснову материального мира.

4. Классический. Нач. V-IV в. до н.э. В этот период большое развитие получает греческая демократия, следствием чего стал подъем экономической и политической жизни, центром становятся Афины, получает развитие монументальность, архитектура (храм Афины победительницы, Акрополь, Парфенон), это расцвет греческой философии (Сократ, Платон, Аристотель).

5. Эллинизм. III-I в. до н.э. Широкое распространение культуры эллинизма среди городов Средиземноморского побережья, следовательно, сенкритизм.

2. Мифология древних греков

Греческая мифология складывалась в течение нескольких веков, передаваясь из уст в уста, из поколение в поколение. К нам мифы дошли уже в поэзии Гесиода и Гомера, а также в произведениях греческих драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида и других. Вот почему их приходилось собирать из самых разных источников.

Мифографы появились в Греции около 4-го века до н.э. К ним относятся софист Гиппий, а также Геродот Гераклейский, Гераклит Понтийский и многие другие. Например, Дионисий Самойский составил генеалогические таблицы и изучал трагические мифы.

В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифов, связанных с легендарной горой Олимп.

По мифам Древней Греции можно воссоздать картину мира в представлении её древних жителей. Так, согласно греческой мифологии, мир населяли чудовища и великаны: гиганты, одноглазые циклопы (киклопы) и могучие Титаны - грозные дети Земли (Геи) и Неба (Урана). В этих образах греки олицетворяли стихийные силы природы, которые были покорены Зевсом (Диасом) - Громовержцем и Тучегонителем, установившим порядок в мире и ставшим владыкой Вселенной.

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, тёмный Хаос, в котором заключался источник жизни мира: всё возникло из Хаоса - и весь мир, и бессмертные боги, и богиня Земля - Гея, дающая жизнь всему, что живёт и растёт на ней; и могучая сила, оживляющая всё, Любовь - Эрос.

Глубоко же под Землёй родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы.

Создавая мир, Хаос породил Вечный Мрак - Эреб и тёмную Ночь - Никту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера (Имера). Свет разлился по всему миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Гея породила беспредельное голубое Небо - Урана, который раскинулся над Землёй, воцарившись во всём мире. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рождённые Землёй, и широко разлилось вечно шумящее Море.

После того, как от Матери-Земли произошли Небо, Горы и Море, Уран взял себе в жёны благодатную Гею, от которой у него родилось шестеро сыновей - могучих, грозных титанов - и шестеро дочерей. Сын Урана и Геи - титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катили свои волны к морю, а также морских богинь - океанид. Титан Гипперион и Тейя дали миру Солнце - Гелиоса, Луну - Селену и румяную Зарю - розоперстую Эос. От Астрея и Эос произошли все звёзды, которые горят на ночном небе, и все ветра: северный ветер - Борей (Βορριάς), восточный - Эвр (Εύρος), южный Нот (Νοτιάς) и западный, ласковый ветер Зефир (Ζέφυρος), несущий обильные дождём тучи.

Кроме титанов, могучая Земля родила трёх великанов - циклопов с одним глазом во лбу - и трёх пятидесятиголовых сторуких великанов - Гекатонхейров, против которых ничто не могло устоять, потому что их стихийная сила не знала предела.

Возненавидел Уран своих детей-великанов и заключил их в недра Земли, не позволяя им выходить на свет. Мать-Земля страдала от того, что её давило страшное бремя, заключённое в глубине её недр. Тогда она вызвала своих детей, титанов, чтобы уговорить их восстать против Урана. Однако титаны боялись поднять руку на отца. Только младший из них, коварный Кронос, хитростью низверг Урана, отняв у него власть.

В наказание Кроносу богиня Ночь родила Таната - смерть, Эриду - раздор, Апату - обман, Кер - уничтожение, Гипноса - сон с кошмарными видениями, Немезиду - отмщение за преступления - и многих других богов, внёсших в мир Кроноса, воцарившегося на троне своего отца, ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье.

У самого же Кроноса не было уверенности в прочности и долговечности своей власти: он боялся, что его дети восстанут против него и его постигнет участь его собственного отца Урана. В связи с этим, Кронос повелел своей жене Рее приносить ему рождавшихся детей, пятерых из которых он безжалостно проглотил: Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона.

КроносЗевс (Диас) – властитель неба, отец богов и людей.Арес (Арис) – бог войны

Рея, чтобы не потерять и последнего своего ребёнка, по совету родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась на остров Крит, где в глубокой пещере родила своего младшего сына Зевса. Скрыв в пещере новорождённого, Рея дала жестокому Кроносу проглотить вместо сына длинный камень, завёрнутый в пелёнки. Кронос и не подозревал, что был обманут своей женой, в то время как Зевс рос на Крите под присмотром нимф Адрастеи и Идеи, вскормивших его молоком божественной козы Амалфеи. Пчёлы носили мёд маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты, а у входа в пещеру юные куреты ударяли мечами в щиты всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы его плач ненароком не услышал всевластный Кронос.

На смену титанам пришло царство Зевса, победившего своего отца Кроноса и ставшего верховным божеством Олимпийского пантеона; властелином небесных сил, повелевающим громами, молниями, тучами и ливнями. Господствуя во вселенной, Зевс давал людям законы и охранял порядок.

В представлении древних греков Олимпийские боги были похожи на людей и отношения между ними напоминали отношения между людьми: они ссорились и мирились, завидовали и вмешивались в жизнь людей, обижались, принимали участие в войнах, радовались, веселились и влюблялись. Каждый из богов имел определенное занятие, отвечая за конкретную сферу жизни:

Зевс (Диас) – властитель неба, отец богов и людей.

Гера (Ира) – супруга Зевса, покровительница семьи.

Посейдон – владыка морей.

Гестия (Эстия) – защитница семейного очага.

Деметра (Димитра) – богиня земледелия.

Аполлон – бог света и музыки.

Афина – богиня мудрости.

Гермес (Эрмис) – бог торговли и вестник богов.

Гефест (Ифестос) – бог огня.

Афродита – богиня красоты.

Арес (Арис) – бог войны.

Артемида – богиня охоты.

Люди на земле обращались к богам - к каждому по его «специальности», воздвигали им храмы и, чтобы умилостивить их, приносили дары в качестве жертвоприношений.

Согласно греческой мифологии, кроме детей Хаоса, Титанов и Олимпийских богов, землю населяли и много других божеств, олицетворяющих силы природы.

Посейдон – владыка морей ГераклНимфы

Так, в реках и ручьях жили нимфы Наяды, в море - Нереиды, в лесах - Дриады и Сатиры, в горах - нимфа Эхо.

Жизнью человека распоряжались три богини-Судьбы - Мойры (Лахесис, Клото, Атропос). Это они пряли нить человеческой жизни от рождения до самой смерти и могли её оборвать, когда хотели...

По словам Карла Маркса, в мифах Древней Греции запечатлено «детство человеческого общества», которое в Элладе «развивалось всего прекраснее и обладает для нас вечной прелестью».

УРОК 6. РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ

На уроке обобщаются представления учащихся о религии древних греков. Учащиеся вновь встречаются с общей закономерностью: религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы. В религии греков получили отражение природа Греции, занятия ее населения, общественные отношения (в частности, жизнь родовой знати) (В религии древних греков отсутствуют ясно выраженное освящение неравенства и идея загробного воздаяния ).

Варианты начала урока : I . А; Б 2. II . Б 2. III . Б 1. Вопросы и задания :

А. Составьте рассказ о жизни знатных людей в Греции три тысячи лет назад. Учитель может конкретизировать задание -«Опишите день из жизни вождя племени» - и предложить план ответа: «Утром вождь осмотрел свои владения (Что они представляли собой?), проследил за работами в доме и на полях (Что это за работы? Кто их выполнял?), нанял поденщика (С какой целью? За какую плату?), некоторые работы выполнил сам (например, какие?), участвовал в спортивном состязании (каком?). Вечером он пировал (Как проходил пир? Кто развлекал гостей?)».

На доске до урока желательно написать для учащихся опорные слова: дом, владения, работы, поденщик, вождь трудится, состязание, пир .

Б. 1. Вспомните материал предшествующего урока: а) расскажите о развитии сельского хозяйства и ремесел в Греции в XI-IX вв. до н. э.; б) что вам известно о мореплавании греков? в) расскажите о жизни греческих племен; г) опишите хозяйство знатных людей; д) кому принадлежала власть в греческих племенах? е) какой порядок жизни существовал в Греции три тысячи лет назад?

2. Вспомните причины возникновения религии. Вы знаете, что сотни тысяч лет первобытные люди не имели религиозных верований. Почему возникают эти верования? Учащиеся помнят, что в основе религиозных верований лежит неумение объяснить явления природы. Но от внимания школьников часто ускользает то, что древние люди находились в большой зависимости от сил природы, они объясняли с помощью религии прежде всего те явления, которые влияли на их жизнь. Последняя мысль нуждается в повторном рассмотрении.

Вспомните, какие явления - природы египтяне объясняли с помощью религии. (Учащиеся способны пересказать мифы, в которых получили отражение восход солнца, разливы Нила, суховеи, сезонные изменения в Египте.) Подумайте, почему из множества явлений природы, которые наблюдали египтяне,- они пытались объяснить именно эти явления. Что в них общего? («Они были либо полезны, либо вредны египтянам»,- говорят ученики.) Сделайте общий вывод: какие явления природы находят объяснение в религии? (Те, которые играли большую роль в жизни людей.)

План изучения : 1. Отражение природы и занятий греков в религии. 2. Отражение в ней общественных отношений.

1. В религии греков получили отражение те явления природы, от которых зависела жизнь людей. Эта мысль конкретизируется на примерах.

1) Главным богом у греков был Зевс (учитель либо предлагает рассмотреть рис. 3, стр. 115, либо приступает к работе с аппликациями Ф. П. Коровкина). Это был бог дождя, грома и молний. Его изображали могучим мужчиной средних лет. Взмахнет Зевс рукой-удары грома раскатятся по небу, сверкнет молния - и хлынут потоки дождя на землю. Почему именно этот бог играл такую важную роль в религии греков? (Что вы знаете о дождях и грозах в Греции?Какой вред и какую пользу они приносили грекам?) Учащимся необходимо вспомнить, как засуха губила посевы, дождевые потоки смывали почву в горах, а молнии могли поразить людей и скот, вызвать пожар. Развивая мысли, высказанные учащимися, учитель воссоздает типичную для Греции картину.

Представьте себе знойное летнее утро. Земледельцы с надеждой смотрят на вершины гор: не покрылись ли они тучами? Но нет, уже много дней безоблачное небо, засуха выжигает поля, предвещает голод. Греки начинают молиться Зевсу: «О ты, Тучегонитель! Полям нужен дождь, иссохшие комья земли кричат о жажде. Каждый из нас принес тебе подарки: один - барана, другой - козла, третий - кабана, а бедняки - по лепешке. Подай нам дождь!»

Главный храм Зевса находился в Олимпии, в Южной Греции (не путать с горой Олимп на севере страны). Один раз в четыре года здесь устраивались знаменитые спортивные игры, которые были учреждены в честь Зевса. По преданию, именно в Олимпии Зевс одержал великую победу над своим отцом Кроном.

В далекие времена, говорится в мифе, миром правил бог Крон. Крону было предсказано, что у него отнимут власть его дети. Поэтому, как только у жены Крона, богини Реи, рождался ребенок, Крон проглатывал его. Когда же родился Зевс, Рея решила обмануть Крона и подала ему камень, завернутый в пеленки. Не заметив обмана, Крон проглотил камень... Зевс вырос и возмужал. Он восстал против своего отца и в жестокой борьбе на земле Олимпии победил его. Поэтому здесь и был возведен храм Зевса.

Великолепный, украшенный колоннами храм производил сильное впечатление (рассматривается рис. на стр. 116). Для него решили создать статую Зевса, равной которой не было в Греции. В Олимпию пригласили знаменитого скульптора Фидия. Он.изобразил Зевса сидящим на троне, верхняя часть его тела обнажена, нижняя закутана в плащ. В левой руке бог держит жезл с изображением орла - священной птицы; в правой - фигурку крылатой Ники, богини победы. Одежда и венок на голове Зевса из сверкающего золота. Верхняя часть туловища и ноги покрыты пластинками из слоновой кости. Ее теплый желтовато-розовый цвет придавал жизненность фигуре Зевса.

Греков привела в восторг работа скульптора Фидия. Статую объявили одним из семи чудес света (Сохранились развалины мастерской Фидия и, самого храма. Статуя Зевса не уцелела, дошли лишь ее описания и изображения на древних монетах. См.: Нейхардт А. А., Шишова И. А. Семь чудес света ).

2) Бога моря Посейдона изображали могучим обнаженным мужчиной с горделивой и величавой осанкой (либо рассматривается рис. 3 на стр. 115, либо к доске прикрепляется аппликация). Взмахнет Посейдон своим грозным трезубцем - вздымаются, словно горы, морские волны, бушует на море свирепая буря. Вспомните, кто из героев мифов и как поссорился с Посейдоном. Почему греки наряду с Зевсом особенно почитали Посейдона? Выслушав учащихся (они вспоминают о развитии мореплавания в Греции), учитель рисует картину кораблекрушения.

Представьте себе: плывут на корабле греческие мореходы. Поднимается сильный ветер, море, прежде спокойное, становится неузнаваемым. Маленький деревянный корабль бросает как щепку, ветер свалил мачту, водой смыло нескольких гребцов. Корабль дал течь... Люди в ужасе: чем они прогневали грозного бога, пославшего эту бурю?! Кому молятся греки о спасении корабля?

Почему сейчас никто не верит в морских богов? (В древности люди были намного невежественнее, чем ныне; суда наших дней несоизмеримо совершеннее греческих кораблей; современные моряки располагают точными картами и приборами.)

Для проверки усвоения причин возникновения религии можно задать вопросы : «Почему в религии египтян не было ни бога грома и молний, ни бога моря? Чем вы объясните эти факты? (Учащиеся ответят на вопросы, если помнят, что в долине Нила почти не бывает дождей, а море не играло в жизни египтян столь большой роли, как в жизни населения Греции.) Сделайте вывод, какие явления природы древние люди объясняли с помощью религии».

3) Бог Аид - брат Зевса и Посейдона - властитель мрачного подземного царства мертвых. Там текут страшные холодные реки, туда не проникают лучи солнца и всегда стоит безотрадная ночь. Точно гонимые ветром, носятся там души умерших, жалуясь на свою судьбу. Никому нет возврата из этого царства печали. Какое явление природы отражено в сказании об Аиде?

4) Работа с мифом об Аиде, Деметре и Персефоне (стр. 116) проводится при наличии времени. Желательно показать на уроке фрагменты из цветного диафильма «Мифы древних греков», иллюстрирующие данный миф, а также миф о Дионисе.

Продолжая работу с рис. 3 на стр. 115 (или аппликациями),"учитель показывает на двух-трех примерах (§ 27, п. 2), что в религии греков отразились также и их занятия.

Желательно сказать подробнее о Дионисе - покровителе виноградарства и виноделия. Учитель напоминает, что на почвах Греции плохо росли зерновые, зато виноградники давали большие урожаи: греческие земледельцы производили много вина и для себя, и на продажу. Поэтому Дионис особенно почитался земледельцами. Изображали его в венке из виноградных листьев, с гроздьями винограда в руках. Греки думали, что Дионис странствует по земле окруженный толпой лесных богов - хвостатых, козлоногих и козлорогих сатиров. Желательно упомянуть о весенних и зимних празднествах в честь Диониса, поскольку из этих празднеств возникли театральные представления.

Скульпторы древней Греции умели высекать из мрамора или отливать из бронзы фигуры людей. Богов изображали в виде сильных и прекрасных мужчин и женщин. Рассматривается рис. 1, стр. 114: вечно юный красавец Аполлон - бог искусства. Он был и богом света; золотыми стрелами грозит Аполлон всему злому, порожденному мраком. С натянутым луком в левой руке изобразил Аполлона греческий скульптор (лук на статуе не сохранился).

По всей Греции почитали Афину - богиню мудрости, воительницу, охранявшую города, покровительницу ткачества. Скульптор представил Афину величественной девой в длинной одежде и шлеме. На ее протянутой руке крылатая Ника (победа может улететь от того, кто не сумеет удержать ее). У ног Афины большой круглый щит, внутри которого извивается священная змея.

2. Учитель отмечает, что в религии греков получил отражение порядок жизни людей в древности. Объясняется, что греки представляли главных богов в виде знатной семьи, захватившей власть над остальными богами и людьми. Эта мысль отражена на рис. 3 (стр. 115): выше всех по своему положению Зевс, ему подчинены другие олимпийские боги и низшие божества - сатиры и нимфы.

Как и знатные люди, олимпийские боги равнодушны и безучастны к горестям и страданиям простых людей. Боги завистливы, жестоки и коварны. «Приведите из «Илиады» и «Одиссеи» примеры коварства и мстительности богов»,- предлагает учитель (Афина обманула Гектора во время поединка с Ахиллом. Посейдон безжалостно преследовал Одиссея).

Подобно знати, «олимпийцы» большую часть времени бездельничают и пируют, за исключением Гефеста, занятого кузнечным делом. Боги ссорятся друг с другом, сквернословят, а случается, воруют и дерутся. В одном мифе рассказывается, что Гермес украл у Аполлона коров; в другом - что Зевс, рассердившись на свою жену богиню Геру, подвесил ее между небом и землей и три дня хлестал молниями. Когда бог-кузнец Гефест попытался заступиться за мать, Зевс так толкнул его, что тот упал с Олимпа на землю и навсегда остался хромым.

Нужно подчеркнуть, что религия греков, как и религия народов древнего Востока, учит, что боги наказывают тех, кто хочет изменить установленный ими порядок жизни. Последняя мысль раскрывается с помощью мифа о Прометее (§ 27, п. 4).

Обобщение делается по учебнику (стр. 114, жирный шрифт).

Домашнее задание : § 27. Задание (4 или 5) к § 27,

Загробный мир в представлениях древних греков воплощало царство Аида – суровая обитель теней, черная бездна с вечной ночью и бурлящими водами. В этом мире нет места покою и тишине, здесь ревут адские огненные реки, в которых отражаются сухие ветви мертвых деревьев, увядшие цветы, обитают страшные чудовища и казнятся титаны. Верования греков были пронизаны мистицизмом и в красках описывали преисподнюю.

Однако унылое представление о загробном существовании просуществовало недолго. Для многих греков было очевидным то, что люди разные, а потому и участь душ разная. Древний культ героев оказался мостом к пониманию этого. Так, параллельно возникает учение об Элизиуме на блаженных островах, куда попадают герои. Имелось у них и представления о загробном возмездии за зло. Согласно древним верованиям греков, подземные духи наказывают за ложную клятву, а символами посмертной Намезиды стали пес Цербер, Сизиф и Тантал.

Искать помощи душам было негде. По ряду старых версий, тени погибших жили в могилах или разломах, где они могли принимать облик змей, летучих мышей, но обратно превращаться в людей не имели способности. По другой легенде, души жрецов-царей обитали в зримой форме на отдельных островах мертвых. Третий взгляд таков: тени мертвых становились людьми в том случае, если входили в орехи, бобы, рыбу и были съедены будущими матерями. Вот такие запутанные видения. Согласно четвертому поверью, тени умерших уходили на север, туда, где не светило солнце, и только изредка возвращались в виде оплодотворяющих дождей. Пятый взгляд заключается в следующем: тени мертвых путешествуют на запад, где садится солнце и существует мир духов.

Само погребение требовалось для того, чтобы умерший, переправившись через Аидову реку, мог получить упокоение – непогребенных оттуда изгоняли. Другими словами, душа нуждались в проводниках. Поэтому отказ от погребения служил жестоким наказанием. В то же время, непогребение родственников, погибших на войне, каралось смертью. В итоге верования греков обрели восточный характер: человеческое тело считали совокупностью стихий, а душу возводили к началу мира, с которым она непременно должна соединиться, как часть с целым. Постепенно старые представления об участи души потеряли смысл: Аид разрушился, уступив место христианским догматам.

Савитри

Историяизвестна многим. О ней повествует древне-индийский эпос. Ашвапати, Царь Мадры, бездетен. Он проходит строгую аскезу, ...

Работа и обязанности программиста

Сегодня профессия программист стоит одной из самых востребованных и престижных, ведь компьютерные новинки набирают обороты, а...

Загадочное исчезновение

В декабре 1945 года на авиабазе военно-морских сил Форт-Лодердейла на Флориде был запланирован учебный полет пяти самолетов типа...

Суд богов

Бог огня Локи и гном Синдри поспорили между собой, заложив свои головы. Чтобы разрешить спор они решили положиться...

Китай в средние века

В древние времена существовало государство в нижнем течении рек Янцзы и Хуанхэ, которое в III веке...

Правление Ромула

Бой римлян и сабинян был не на жизнь, а на смерть, но произошло чудо. С младенцами...



Похожие статьи
 
Категории