Криминальные передачи тв. Детективные расследования: лучшие телепроекты о реальных преступлениях

09.04.2019
  • Курсовая работа - Аналитическая журналистика в России (Курсовая)
  • Новаковский С.В. Цвет в цветном телевидении (Документ)
  • Антонян Ю.М., Ткаченко А.А., Шостакович КВ. Криминальная сексология (Документ)
  • Уорд Питер. Композиция кадра в кино и на телевидении (Документ)
  • Соловьев А.И. Основы информационно-коммуникационной деятельности (Документ)
  • Ворошилов В.В. Журналистика (Документ)
  • Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста (Документ)
  • Вопросы и ответы по специальности журналистика (Вопрос)
  • n1.doc

    Курсовая «Криминальная журналистика на телевидении (на примере программ «Человек и закон» и «Патрульный участок»)».
    Содержание
    Введение…………………………………………………………………с.2

    Глава I. Криминальные программы на федеральном и местном телевидении…………………………………………………………………….с.4


      1. Криминал на телевидении: информационные, развлекательные и аналитические передачи……………………………………………………….с.4

      2. Расследование в криминальной журналистике………………….с.6

      3. Заключение к главе……………………………………………….с.15
    Глава II. Программы «Человек и закон» и «Патрульный участок» как явления криминальной журналистики………………………………………с.17

    2.1. Программа «Человек и закон»……………………………………с.17

    2.2. Программа «Патрульный участок»………………………………с.25

    2.3. Заключение к главе………………………………………………..с.28

    Заключение……………………………………………………………...с.30

    Список литературы……………………………………………………с.32

    Введение
    Криминальная проблематика пользуется у населения страны повышенным интересом. «Согласно данным опроса, проведенного ВНИИ МВД России в апреле 2000 года среди 133 журналистов ряда регионов России, информация на правовую тему присутствует в 63,9% случаев в каждом номере российских газет, эфирном времени теле- и радиокомпаний, затрагивающих в своих публикациях правоохранительную тематику. Особое значение придается информации, которая может вызвать большой общественный резонанс. Начиная с 1999 года, насилие и криминал – основной семиотический ресурс российского телевидения. Мы видим, как сегодня ТВ разрабатывает тему преступности. «Криминальная Россия», «Дежурная часть», «Криминал», «Честный детектив», «Человек и закон», «Совершенно секретно», «Чрезвычайное происшествие» – десятки программ в неделю. Телевидение расширяет «криминальную нишу» потому, что эта продукция хорошо продается рекламодателям» 1 , - пишет в своем исследовании криминальных программ И.Суховеева.

    Хотя последние годы акцент зрительского интереса постепенно сместился в сторону развлекательных программ и шоу на телевидении, рейтинги криминальных программ, особенно на крупнейших федеральных телеканалах, остаются традиционно высокими. На местных и федеральных телеканалах регулярно выходит в эфир около двух десятков криминальных программ. В будние дни передачи криминального содержания так расположены в сетке вещания трех телеканалов, что, начиная с утра, можно целый день до ночи смотреть по телевизору только криминальные программы, переключая каналы. Утром и днем – выпуски криминальных новостей, ближе к вечеру – судебные шоу, вечером – криминальные аналитические программы, расследования. В выходные криминальные программы обычно идут вечером в прайм-тайм и представляют собой громкие расследования. Чтобы не снижать рейтинг, криминальные программы расставляются в сетке вещания таким образом, чтобы не пересекаться со своими аналогами на конкурентных каналах.

    Все это говорит о том, что криминальное направление занимает немаловажное место в журналистике и потому подлежит подробному рассмотрению и анализу. Наиболее интересным нам показалось проанализировать криминальную журналистику на примере программ «Человек и закон» («Первый канал») и «Патрульный участок» (ОблТВ).

    В курсовой работе была поставлена цель – рассмотреть криминальную журналистику на телевидении. Соответственно тема данной работы – «Криминальная журналистика на телевидении (на примере программ «Человек и закон» и «Патрульный участок»)». Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи работы:

    1) рассмотреть криминальную журналистику и ее особенности;

    2) проанализировать расследование на криминальную тему как вид журналистской деятельности;

    3) рассмотреть программы «Человек и закон» и «Патрульный участок»;

    4) провести сравнительный анализ этих передач.

    Объектом исследования стала криминальное направление в журналистике. Предметом исследования - программы «Человек и закон» и «Патрульный участок» как явления криминальной журналистики.

    Курсовая работа базируется на учебных пособиях, публикациях в периодике и Интернет-источниках.

    Глава I . Криминальные программы на федеральном и местном телевидении
    Криминал на телевидении: информационные, развлекательные и аналитические передачи
    Определим понятие криминальной журналистики. Криминальная журналистика – это такое направление в журналистике, предметом отображения которой являются преступления, правонарушения и чрезвычайные происшествия (например – автоавария). В поле зрения современной криминальной журналистики чаще всего попадают следующие явления:

    1) случаи коррупции;

    2) политические преступления;

    3) экономические преступления;

    4) экологические преступления;

    5) социально-бытовые преступления;

    7) громкие преступления прошлых лет.

    Цели в криминальной журналистике могут преследоваться различные. Прежде всего, основной целью выступает информирование о каких-либо преступлениях, правонарушениях, чрезвычайных ситуациях. Еще одна цель – предостережение зрителей, чтобы те, например, не попались в «лапы» мошенников, или соблюдали правила дорожной безопасности. Третей целью можно считать моральное воспитание аудитории: криминальные программы рассказывают о том, что преступники в большинстве случаев печально кончают свою жизнь: либо погибают, либо попадают в колонию; показывают, что наркоманы – больные люди, жизни которых не позавидуешь; повествуют о проститутках и сексуальном рабстве. К счастью для многих молодых девушек, криминальные передачи правдиво, в отличие от многих романтических фильмов и сериалов, рассказывают о профессии «второй древнейшей», о ее ужасах, тем самым отбивая желание у юных дам зарабатывать на жизнь своим телом. Четвертая цель – привлечение внимания общественности к той или иной проблеме либо к преступлению, стремление вызвать общественный резонанс. Пятая цель – помощь правоохранительным органам в поиске или идентификации преступников, потерявшихся людей, разыскиваемых родственниками. Есть и другие цели в криминальной журналистике, гораздо менее благородные. Это – развлечение аудитории, повышение рейтинга, и, следовательно, повышение доходов СМИ. Такие цели обычно преследует так называемая «желтая» и «желтоватая» журналистика.

    Российское телевидение широко освещает криминальную тематику: на местных и федеральных телеканалах регулярно выходит в эфир около двух десятков криминальных программ. Зритель может узнать новости из мира преступности во всех подробностях, как со всей России, так и из своего родного региона. По своим жанрам криминальные программы чрезвычайно разнообразны – оперативные хроники, судебные ток-шоу, аналитические передачи, журналистские расследования, фильмы-реконструкции, исторические документальные программы.

    Следует отметить, что основную долю криминальных программ занимают информационные передачи, а также документальные съемки действий, операций, проводимых, например, милицией или полицией. К таковым относятся: «Вести. Дежурная часть» («Россия»), «Обзор. Чрезвычайное происшествие» (НТВ), «Патрульный участок» (ОТВ), «Служба спасения «Сова». Криминальные хроники» (4 канал) и другие. К сожалению, пока очень мала доля журналистских расследований (то есть, таких расследований, которые проведены именно журналистами, а не рассказ о дознавательных действиях правоохранительных органов), аналитических криминальных программ. Среди таких программ - «Человек и закон» («Первый канал»), «Честный детектив» («Россия») и другие.

    Очень популярны стали судебные ток-шоу, в которых участвуют актеры вместо настоящих действующих лиц, но, по утверждению авторов программы, сюжеты таких программ основаны на реальных событиях. Познавательная ценность судебных ток-шоу сомнительна, так как их сценарии зачастую пишутся людьми, слабо знакомыми с юрисдикцией. Эти передачи можно отнести к развлекательным. Они есть на большинстве федеральных телеканалах: «Федеральный судья» («Первый канал»), «Суд идет» (РТР), «Дела семейные с Еленой Дмитриевой» («41-Домашний»), «Час суда с Павлом Астаховым» (РЕН-ТВ) и другие.

    Особый сегмент криминальных программ составляют криминальные исторические документальные программы. Они повествуют о громких преступлениях прошлых лет. В подобных программах соседствуют как элементы, присущие информационным и аналитическим криминальным передачам (интервью с сотрудниками органов внутренних дел, преступниками, пострадавшими, родственниками жертв преступлений и т.д.), так и компоненты, присущие фильмам (съемки с актерами, документальные съемки прошлых лет). К историческим криминальным программам относится «Следствие вели…» (НТВ).

    Криминальные фильмы-реконструкции, как правило, не имеют регулярного выхода в эфир. Обычно они приурочиваются к памятной дате какого-либо печального события – например, повествуют о террористическом акте, во время которого погибло значительное число людей.

    Таким образом, на российском телевидении представлен весь спектр видов криминальных программ.
    1.2. Расследование в криминальной журналистике
    Расследовательская журналистика – это отдельное направление в журналистской деятельности, которое пересекается с криминальной журналистикой. Собственное расследование – это «королева» в криминальной журналистике, самый тяжелый и опасный вид деятельности в СМИ. Может быть поэтому как на телевидении, так в прессе, можно не часто увидеть настоящие расследования журналистов на криминальную тему. Как уже говорилось выше, гораздо больший объем программ и материалов посвящен криминальным хроникам или рассказам о расследовании, проведенным органами внутренних дел.

    В чем отличие обычной криминальной журналистики от криминальной расследовательской? В качестве предмета журналистского расследования выступают прежде всего разного рода преступления, происшествия, конфликты, существование которых кто-то пытается скрыть от общества, исторические и иные (кроме государственной и военной) тайны. В этом как раз и заключается своеобразие предмета расследования, его отличие, например, от предмета отображения информационной программы на криминальную тему. Последняя тоже рассказывает о преступлениях, происшествиях, тайнах, но уже об открытых кем-то, известных. Основная цель расследовательской журналистики – «необходимость установления истинных причин определенных событий, процессов, ситуаций (для российского журналиста-расследователя это в первую очередь негативные феномены); обнаружения тайных пружин расследуемых явлений или раскрытия порочного механизма совершения преступления, разоблачения преступников. Расследование может проводиться с целью достижения какого-то политического или экономического результата, например разоблачения деятельности экстремистской политической организации, выявления фактов злоупотребления должностным положением, смещения коррупционера с министерской должности, лишения махинатора депутатского иммунитета и предания его суду, возвращения в страну награбленных капиталов и пр.» 2 .

    Остальные цели расследовательской журналистики схожи с целями криминальной журналистики. Например – такая цель, как нравственное воспитание аудитории, поскольку любое расследование заключает в себе моральное обобщение, вытекающее из примеров разоблачения каких-либо преступлений. Надо сказать, что журналистские расследования могут быть и специально посвященными выявлению моральных проступков или «извлечению» из какого-либо события морального смысла. Точно также, как криминальная, расследовательская журналистика предостерегает аудиторию от совершения ошибок, грозящих катастрофическими последствиями, привлекает общественное внимание к тем или иным проблемам и преступлениям. И точно также целью многих расследовательских программ является развлечение аудитории, повышение рейтинга телеканала, и соответственно, сбор денег с рекламодателей (таковые цели, по нашему мнению преследуют передачи «Программа максимум» и «Русские сенсации» на НТВ, «С.С.С.Р. (Слухи. Скандалы. Сенсации. Расследования)» на Рен-ТВ).

    Остановимся поподробнее на технологии журналистского расследования. Предмет, которым предстоит заниматься журналисту, может быть отнесен к одной из трех приведенных далее групп, что предопределяет особенности связанного с ним расследования 3 .

    1. Нераскрытые дела, непонятные происшествия, громкие преступления, когда преступник не найден, а на вопросы почему? как? и подобные им никто не может дать четкого ответа. Например, убийство Артема Боровика – здесь никто не может ответить на вопрос, кто убийца. Но в этом случае работать легче, потому что существует много лиц, заинтересованных в том, чтобы загадка была разгадана. Журналист может рассчитывать на помощь официальных структур, которые, зайдя в тупик, смогут предоставить журналисту необходимые материалы и содействовать в проведении расследования.

    2. Раскрытые дела, которые вызывают у журналиста некоторые сомнения. Ответы на вопросы: почему? как? кто? и так далее – уже есть, существует общепринятое мнение, а журналист подвергает сомнению это мнение и начинает собственное расследование. Например, по общепринятой, официальной точке зрения, останки семьи Николая II найдены и похоронены в Санкт-Петербурге. И вдруг журналист подвергает этот факт сомнению и пытается доказать, что на самом деле эта семья вообще не была убита или похоронена в другом месте, ибо останков не осталось. Еще пример: уже арестованы шестеро убийц Холодова, дело вот-вот закроют, а журналист вдруг ставит под сомнение этот факт и начинает свое расследование. Дела могут быть забыты временем: смерть Ленина, дворцовые перевороты и т.д. Работать в такой ситуации очень сложно, потому что рассчитывать на помощь официальных структур не приходится: ведь журналист, по сути, хочет доказать, что они не правы. Наоборот, часто журналист имеет некоторые проблемы с официальными структурами, что мешает расследованию. В таких условиях сложно получить необходимую информацию.

    3. Не начатые дела и скрытые преступления. В этом случае журналист должен не только выявить виновных, раскрыть преступление, но и доказать его суть. Если в двух первых случаях злодеяния были налицо, то здесь еще надо выявить сам факт преступления, а потом уже искать виновных. Конечно, заниматься такого рода расследованиями – дело ответственное, сложное. В упомянутых двух случаях есть факт – совершенное преступление, и этим можно оперировать в процессе поиска информации: у журналиста есть конкретная причина, на нее можно сослаться и получить необходимую информацию. Здесь же такого факта нет, а причину, по которой журналист начал расследование, часто приходится скрывать.

    К какому бы типу ни относился предмет будущего расследования, в любом случае он не будет расследован без инициативы, усилий со стороны самого журналиста. Лишь работа с множеством источников информации – людьми, документами, личное наблюдение за событиями способствуют тому, что на поверхность выплывают необходимые факты, материалы. Поиск предмета расследования всегда должен быть целесообразным, то есть предопределен целью выступления, которая, в свою очередь, должна преследовать необходимость удовлетворения какой-либо актуальной общественной потребности.

    Известный американский журналист Джон Робертс, в прошлом редактор «Филадельфии инкуайерер» – одной из самых известных газет США, специализирующихся на расследованиях, заметил, что цель журналистского расследования заключается «не в том, чтобы застать политика со спущенными штанами или выявить отдельное нарушение закона, а в том, чтобы докапываться до фактов, лежащих глубоко под поверхностью, чтобы помочь читателю в понимании того, что происходит в нашем все более сложном мире».

    Проводя расследование, журналист должен постоянно иметь в виду границы его предмета. Дело в том, что почти всегда в ходе серьезных расследований выясняется множество дополнительных фактов. Скажем, обнаруживается, что «олигарх» не только присвоил государственные средства, но и является педофилом. В таком случае необходимо заставить себя сосредоточиться на одной стороне жизнедеятельности своего «героя», оставив другую для компетентных органов или следующего расследования. Например, заняться раскруткой махинаций, позволивших ограбить государство, поскольку это наиболее важный для общества аспект его «деятельности». Если же при подготовке публикации расследователь увлечется выяснением подробностей сексуальной патологии, то излишние факты могут затормозить ход дела по главному вопросу, а потерянное время может быть использовано махинатором для заметания следов. Кроме того, слишком пристальное внимание к личной жизни «объекта» расследования может вызвать у читателей публикации мысль о том, что журналист сводит какие-то личные счеты. На этом «фоне» суть всего расследования может быть воспринята неадекватно.

    В большинстве своем журналистские материалы, внешне напоминающие расследования, таковыми не являются. Репортаж о страшной аварии на дороге или сюжет о результатах следственных мероприятиях милиции по нападению на инкассатора – это не расследование. В приведенных примерах от общества не скрывались ни авария, ни нападение на инкассатора и виновные в этом. А это значит, что предмета для журналистского расследования просто-напросто не было: журналисты лишь описывают или анализируют те события, которые им известны, которые они наблюдают, о которых им рассказали. Если бы во втором случае журналист усомнился бы в правильности выводов милиции и начал бы докапываться до правды – то это можно было бы отнести к разряду расследовательской журналистики.

    Довольно часто за расследовательскую журналистику принимают то, что ею не является. Особенно, если сюжет выходит в рамках гордой рубрики «Расследование», а на самом деле журналист лишь воспользовался только результатами проведенного кем-то следствия – в основном правоохранительных органов. Если же это «компромат» на кого-то, в частности, в преддверии местных выборов, то это результаты расследования конкурентов обвиняемых в материале. На профессиональном языке такие публикации называют «сливом». Таким образом, в народном сознании нередко за результаты журналистского расследования иногда принимают результаты расследовательских (следственных) действий каких-то лиц, органов, учреждений, осуществляющих, например, правоохранительную или экспертную деятельность, но отнюдь не являющихся журналистами.

    1) Отсутствие в тексте указаний о том, каким именно путем автору удалось получить публикуемую информацию.

    2) Исключительная сложность доступа к информации, что становится ясно из ее содержания и того, где она, предположительно, могла храниться или циркулировать (например, если в тексте публикуется перехват информации, передаваемой по каналам правительственной связи, то нет никакого сомнения, что она была получена спецслужбами, но отнюдь не самим журналистом).

    3) В тексте обычно отсутствуют элементы диалога, беседы, интервью журналиста с кем-либо из действующих (по тексту) героев 4 .

    В том случае, если журналист получает «слив», то он должен разобраться, в чем его истинная цель. И потом решить, как использовать информацию. Это решение каждый принимает по-своему. Находятся те, кто ради сенсации готов вывалить на голову обывателю самые скандальные подробности, к сути дела даже и не относящиеся. Забота серьезного журналиста – определить общественно значимую часть информации и довести ее до читателя, не позволяя при этом манипулировать собой в неизвестных ему целях.

    Каковы признаки собственного журналистского расследования на телевидении? Попробуем разобраться. Если речь идет об авторских расследовательских криминальных программах, посвященных преступлениям, совершенным относительно недавно, то можно выделить следующие признаки:

    Всестороннее исследование явления, интервью со всеми участниками процесса или, во всяком случае, демонстрация попытки взять интервью, если не удается поставить полноценный комментарий одной из сторон (журналист в кадре пытается дозвонится до респондента или разговаривает через закрытую дверь и т.д.). Корреспондент берет интервью у пострадавших, их родственников, соседей, друзей, коллег по учебе или работе; у преступников, их родственников, соседей, знакомых; у сотрудников правоохранительных органов, занимающимися расследованием данного преступления; у экспертов в той или иной области; других людей, которые могут сообщить интересную и правдивую информацию по данному делу. То есть, в сюжете дается максимально полная картина происшедшего.

    Съемки «скрытой камерой», без этого невозможно провести собственное расследование.

    На протяжении сюжета видно, как журналист собирал информацию, какие выводы делал на определенных этапах и как пришел к итоговым умозаключениям. Таким образом, зритель как будто становится «соучастником» расследования, ему понятно, на основании чего корреспондент сделал той или иной вывод.

    И теоретики, и практики журналистики поднимают такой вопрос, как безопасность журналиста-криминалиста. Угрозы могут быть в профессиональной деятельности журналистов, занимающимися и другими темами, но в силу специфики работы криминальные журналисты более подвержены опасностям. В особенности остро эта проблема стоит в отношении корреспондентов, занимающимися расследованиями. Проблеме безопасности посвящены целые разделы в учебных пособиях, посвященных расследовательской журналистике: Тертычный А.А. Расследовательская журналистика;Уоллмен Дж. Журналистские расследования: современные методы и техника; Шум Ю. Журналистское расследование: методические рекомендации; Журналистское расследование/Под общ. ред. А.Д. Константинова и другие.

    В своем материале «Преступная профессия» журналист Михаил Ковалев рассказывает о «кухне» криминальной журналистики, о тяжелых буднях корреспондентов-криминалистов. Быть репортером криминальной программы – это не только сенсации, известность, успех в профессии, но и нелегкая рутинная работа по добыче информации, угрозы, травмы и ушибы после избиения и порой даже – смерть.

    Михаил Ковалев пишет: «Есть в журналистике «неприятные» специализации. К таким относится криминальная журналистика. Неприятна она тем, что приходится работать на стыке двух очень проблемных социальных групп - криминала и милиции. Журналистов, что понятно, не жалуют ни в той, ни в другой. Третейский судья в лице журналиста, а точнее, рядового налогоплательщика правоохранительным органам не нужен. Однажды на съемочную группу НТВ напали (все было именно так брутально) личные охранники бывшего главы ФСО Михаила Барсукова. Главному редактору криминальной редакции Владимиру Золотницкому с оператором пришлось укрыться в машине. Охранники как могли «помяли» машину, самый мощный из них в приступе бешенства оторвал номер и пальцами (!) свернул его в трубочку. Оператор все заснял на пленку, кадры пошли в эфир, было возбуждено уголовное дело. Его итог - редкий случай, когда журналист получил возмещение материального ущерба - 2000 долларов» 5 . Это исключительное событие, когда удалось не только доказать факт нападения, но и добиться компенсации нанесенного вреда. «Синяки, разбитые камеры - будни криминальной журналистики. В основном буйствуют личные охранники» 6 , - пишет Михаил Ковалев.

    Но угроза насилия – не единственная сложность в работе криминального журналиста. Ему, как правило, очень трудно получить необходимую информацию, так есть лица (зачастую весьма влиятельные), которым невыгодно, чтобы репортер докопался до правды. Поэтому журналисту-расследователю ставят различные препоны, отказывают в интервью и предоставлении нужных документов. Нередко должностные лица требуют немалых денег за информацию.

    «Чаще взаимоотношения с правоохранительными органами строятся по принципу: ни мира, ни войны, - рассказывает Михаил Ковалев. - Получить информацию даже из пресс-служб - структур, созданных специально для этих целей, - иногда бывает крайне сложно. За информацию надо платить, особенно в провинции, где внимание СМИ не такое пристальное. Средняя расценка за сюжет - 50 долларов. Да еще и с этими людьми нужно «подружиться»: выпить, закусить, хорошо пообщаться. Отработанный принцип не изменится, даже если «добро» на сотрудничество было получено от генерала» 7 .

    Тем не менее многие журналисты выбирают в качестве своей специализации криминальную расследовательскую журналистику: она оплачивается на порядок выше, чем другие деятельность в других сферах журналистики, расследовательские публикации и сюжеты всегда находятся в центре внимания общественности, привлекают аудиторию.


      1. Заключение к главе

    Итак, предметом отображения криминальной журналистики являются преступления, правонарушения и чрезвычайные происшествия. Цели этого вида журналистской деятельности - информирование о каких-либо преступлениях, правонарушениях, чрезвычайных ситуациях (криминальные новости); предостережение зрителей; нравственно-моральное воспитание аудитории; помощь в поиске и идентификации преступников, поиске пропавших людей; привлечение внимания общественности к той или иной проблеме либо к преступлению; развлечение аудитории; повышение рейтинга и прибыли СМИ. На российском телевидении представлен весь спектр видов криминальных программ: оперативные хроники, судебные ток-шоу, аналитические передачи, журналистские расследования, фильмы-реконструкции, исторические документальные программы.

    «Королева» криминальной журналистики – это репортерское расследование. Этот вид журналистской деятельности очень сложен, имеет свою специфику: необходимо уметь «копать», добывать информацию, а также уметь вести себя в критической ситуации, знать технику безопасности.
    Глава II . Программы «Человек и закон» и «Патрульный участок» как явления криминальной журналистики
    2.1. Программа «Человек и закон»
    Программа «Человек и закон» выходит на «Первом канале» (ранее ОРТ, ЦТ) страны уже 35 лет. Алексей Пиманов ведет программу с 1996 года. «Основные темы - борьба с организованной преступностью, расследования о коррупции в высших эшелонах власти, криминальные истории… Программа старается дать взвешенную оценку важнейшим событиям в политической, экономической и социальной жизни страны, освещает огромный спектр вопросов и проблем, с которыми каждодневно приходится сталкиваться человеку, причем не только с правовой точки зрения, но и с позиций общечеловеческой нравственности (заметим в скобках, что речь идет не о навязшем в зубах «шаманском моралите» советских времен или вызывающем оскомину «демагогическом словоблудии», а прежде всего об основополагающих ценностях человеческого общежития, которых осталось не так уж и много в современном мире). Именно поэтому «Человек и закон», ориентируясь на рядового зрителя, постоянно следит за судьбой своего постоянного героя – обыкновенного человека, попавшего в клещи несправедливости и беззакония», - говорится на официальном сайте «Первого канала» 8 . Здесь же и определен жанр программы – общественно-политическая публицистическая. Мы относим программу «Человек и закон», согласно классификации, приведенной в первой главе, параграфе 1.1., к криминальным аналитическим программам. Хотя сам ведущий Алексей Пиманов открещивается от определения его передачи как криминальной: «Впрочем, я по-прежнему против того, чтобы программу «Человек и закон» называли криминальной. Показ трупов, мелькание в кадре милицейских сирен и кровавые сюжеты, созданные в расчете на маргиналов – не наша работа» 9 . Однако регулярный просмотр передачи «Человек и закон» (в течение марта-апреля 2008 года) выявляет, что темы всех сюжетов связаны с какими-либо преступлениями или правонарушениями, значит, передачу на сто процентов можно отнести к криминальной. Возможно, Алексей Пиманов своим высказыванием хотел отмежеваться от так называемой «желтой» криминальной журналистики. В этом случае ведущего можно поддержать – программа действительно претендует на звание серьезной аналитической.

    Тематическую направленность программы «Человек и закон», ее концепцию, а также образ в умах телезрителей во многом определяет ведущий Алексей Пиманов. Несомненно, что он обладает не только высоким профессионализмом тележурналиста, умеющего сделать качественную телепрограмму, но и харизмой, обаянием телеведущего, что также немаловажно для успеха любой передачи. Как прошло формирование столь талантливого тележурналиста и телеведущего?

    Алексей Пиманов родился 9 февраля 1962 года. В 1989 году окончил Московскую академию связи, в 1992 году - факультет журналистики МГУ им. Ломоносова. На телевидении работает с 1986 года: до 1989 года работал видеоинженером в ТТЦ, оператором. В 1989 году перешел в редакцию общественно-политических программ ЦТ. В 1989-90 годах Алексей Пиманов - ведущий программы «Ступени», в 1990-91 – специальный корреспондент ТК «ВиД», в 1992–94 - автор, ведущий и режиссер программы «За Кремлевской стеной», в 1993-94 - директор студии «Резонанс» на ТРК «Останкино», в 1995-97 - продюсер программ «Семь дней спорта», «Футбольное обозрение», «Новости спорта» и «Человек и закон». С 1996 года Алексей Пиманов - генеральный директор ТК «Останкино» и ведущий программы «Человек и закон». В 1997 году предложил ОРТ возродить программу «Здоровье».

    В настоящее время Алексей Пиманов является гендиректором ТК «Останкино», автором и ведущим программ «Человек и Закон» и «Кремль, 9», а также продюсирует 12 телепрограмм, созданных его телекомпанией: «Человек и Закон», «Лубянка», «Кремль, 9», «Кумиры», «Ударная сила», «Здоровье», «Армейский магазин», «Экстренный вызов», «Тайны века», цикл «Документальный детектив», «Спецназы России» и «Вкусные истории». Он является автором и режиссером более 20-ти документальных фильмов, кандидатом в мастера спорта по футболу. Его увлечения: политология, история и спорт. Он играет в хоккей и теннис. Жена Алексея - Валентина Пиманова, автор и ведущая программы «Кумиры».

    Раньше программа «Человек и закон» была своеобразной юридической скорой помощью, помогавшей телезрителям разобраться в тонкостях отечественного законодательства. Под руководством Алексея Пиманова программа пошла по совершенно другому пути. Вот как он объясняет, с чем это связано: « Изменились время, ситуация, телевизионный рынок. Юридическая помощь в чистом виде может выходить, допустим, в три часа дня, когда какой-нибудь адвокат будет давать советы для бабушек и дедушек. Но в 22.40, как у нас, когда на других каналах идут хорошего качества сериалы и развлекательные программы, чтобы рейтинг был не 0,3, а 10, нужно ставить в эфир именно то, что мы делаем сейчас. То есть только жесткие журналистские расследования» 10 . Таким образом, Алексей Пиманов показал себя еще и как талантливый продюсер.

    Часто Алексея Пиманова обвиняют в «прокремлевской» точке зрения, в связях с ФСБ. Например, в апреле 2004 года на радио «Свобода» вышла программа, резко критикующая передачу «Человек и закон» и ее ведущего. Вот цитата из того эфира: «Первый канал страны уже не в первый раз оказывает ФСБ дружескую услугу. Еще два с половиной года назад контрразведчики попросили помочь публично изобличить журналиста Григория Пасько. Потому что общественность не очень верила, что Пасько - истинный шпион.

    И программа «Человек и закон» справилась со своей задачей, старательно стилизовав сюжет под шпионскую хронику. Была тревожная музыка, были кадры с взлетающими ракетами и бороздящими океанские просторы крейсерами, были даже актеры, занятые в постановочных сценах на тему: как Пасько передавал информацию. Когда огласили приговор Игорю Сутягину, я заранее предполагала, что «Человек и закон» вновь выйдет с разоблачительным сюжетом. Потому что этот приговор тоже вызвал сомнения в обществе. А ФСБ сомнений не хочет. Поэтому опять призвала под свои знамена журналистов Первого канала… Забегая вперед, скажу, что авторы Первого канала вовсе не ставили своей целью анализировать обвинительное заключение. Они лишь подбирали из материалов дела наиболее убойные «фрагменты», которые были призваны красочно подтвердить, что Сутягин - злостный шпион, а вовсе не невинная начитанная овечка» 11 . Программа заканчивается словами: «На этом поприще - оправдания причинения зла - Алексей Пиманов, повторю, выступает уже не в первый раз. И выступает действительно, успешно. Я не помню, каким был рейтинг программы о Григории Пасько, но «сутягинский» поистине сумасшедший. По Москве он составил 10.4 процента. То есть эту программу смотрел каждый десятый зритель. Смотрел и, наверное, верил. В мастерстве при создании подобных сюжетов программе «Человек и закон» не откажешь» 12 .

    Вот как Алексей Пиманов отвечает на обвинения его в зависимости от Кремля и ФСБ: «У меня независимая компания, программу «Человек и закон» я могу выпускать как на «Первом», так и на «России», на других каналах. Если я узнаю, что в правительстве Касьянова кто-то берет деньги, поверьте мне, об этом расскажу, несмотря на то, что канал, по-вашему, является проправительственным. Но если правительство предпринимает шаги, которые я поддерживаю, то почему бы не рассказать и об этом? Мне кажется, что время тупой оппозиционной журналистики давно прошло» 13 . Он добавляет: «Естественно, у нашей программы есть связи в структурах, располагающих определенной информацией: прокуратуре, правительстве, Кремле, ФСБ, МВД и так далее. Но не они нам звонят и что-то предлагают, а, наоборот, мы их долбим звонками, сами выпрашиваем у них материалы, иногда держа их за горло, грозя Законом о средствах массовой информации. Но я не буду скрывать, что со многими из них у нас очень хорошие, наработанные годами отношения. А вот это восприятие спецслужб как врагов народа, которые думают только о том, как «слить» информацию, как задушить всех вокруг, сделать в стране переворот, а всех журналистов посадить в кутузку, я бы давно уже изъял из обращения. Подобное восприятие принципиально устарело. … Когда понимаем, что какая-то структура пытается нам что-то «слить», то просто отказываемся использовать материал в программе» 14 .

    Алексей Пиманов нередко признается в интервью, что ему часто угрожают: «Бесконечные угрозы по телефону - обычное дело. Неделю-две ходишь в не очень хорошем состоянии. Потом забывается. А однажды выкрутили свечки из машины, закрыли капот, положили их сверху и записку написали: «Осторожнее на поворотах». Это было, когда мы занимались материалами об отмывании денег, впервые на кремлевском уровне. И о фальшивом авизо. Помните это громкое дело наверняка? Делая материал об уходе денег из страны, мы назвали имя министра внешних связей. Его тогда арестовали» 15 .

    Программа «Человек и закон» выходит каждый четверг, исключая праздники, в 22.30. Это вечерний прайм-тайм, что безусловно влияет на успех передачи. Хронометраж программы без рекламных блоков – 40 минут. В среднем в передаче идет 4 видеосюжета. На сайте «Первого канала» говорится, что «Алексей Пиманов любит приглашать в студию программы «Человек и закон» гостей. Это – основные ньюсмейкеры недели, политики, представители силовых структур и правоохранительных органов, известные журналисты со своими не всегда «удобными» расследованиями, известные всей стране VIP-персоны, не по своей вине попавшие в крупную передрягу (будь то неправильно оформленные авторские права, защита чести и достоинства или спровоцированное ДТП)». Но это бывает очень редко.

    Передача позиционируется как расследовательская, но собственные расследования составляют лишь один-два из всех сюжетов одного выпуска. Остальное – оперативные съемки и результаты расследований органов внутренних дел; исследование какого-либо явления, связанного с нарушением закона (например, о фанатах, которые наносят вред своим кумирам); подробный рассказ о каком-либо преступлении или правонарушении либо об ошибке судебной системе, от которой пострадали люди. Например, в выпуске от 24 апреля последний сюжет был посвящен мужчине из Алапаевска, которого несправедливо обвинили в убийстве девушки, и ему пришлось отсидеть 5 лет. Герой сюжета оказался человеком упорным и добился своего освобождения. Вновь проведенный суд признал его невиновным «за недостаточностью доказательств». Этот сюжет не является расследованием, так как журналисты не пытаются выявить истинные причины ареста незаслуженно обвиненного мужчины, выйти на след настоящего преступника. Авторы сюжета просто констатируют факты: осудили невинного человека, сломали ему жизнь и даже не извинились.

    Структура программы следующая: перед каждым сюжетом идет подводка ведущего, которая привлекает внимание аудитории, создает эффект усиленного ожидания. Далее – сам сюжет. Когда он заканчивается, ведущий каждый раз дает довольно хлесткий комментарий от своего имени. После этого обычно – рекламный блок.

    Детективный жанр прочно занял свое особенное место, как в литературе, так и на экранах телевизоров. Криминальные истории о преступлениях всегда привлекали своим захватывающим сюжетом, от которого невозможно оторваться пока не будет найден злоумышленник, а загадочное дело - раскрыто

    Детективный жанр прочно занял свое особенное место, как в литературе, так и на экранах телевизоров. Криминальные истории о преступлениях всегда привлекали своим захватывающим сюжетом, от которого невозможно оторваться пока не будет найден злоумышленник, а загадочное дело - раскрыто.

    Особенно не угасающий зрительский интерес вызывают громкие исторические события и криминальные драмы одной личности, основанные на подлинных событиях. Действительно, самый захватывающий сценарий может предложить лишь сама жизнь. Такие документальные телепроекты, рассказывающие о криминальных происшествиях, таинственных исчезновениях, загадочных убийствах, есть и на российском телевидении. «Телепрограмма» составила свой рейтинг детективных передач о реальных преступлений и их расследованиях, идущих в эфире разных каналов.

    «Следствие покажет», Первый канал


    В основу документального сериала «Следствие покажет» легли материалы реальных уголовных дел. Впервые Следственный комитет России открывает свои архивы. События реконструированы с помощью актеров и непосредственных участников. Ведущий Владимир Маркин, руководитель управления взаимодействия со СМИ Следственного комитета России, «проведет» телезрителей в закрытые криминалистические лаборатории, покажет уникальные записи оперативных съемок и допросов и расскажет о расследовании самых громких уголовных дел, за которыми стояли конкретные люди, совершившие ошибки.

    « Экстрасенсы ведут расследование», ТНТ


    Документальный проект «Экстрасенсы ведут расследование» на ТНТ — один из самых необычных и неоднозначных на российском телевидении. В этом проекте помогают сотрудникам следственных органов расследовать самые запутанные и неоднозначные преступления. Обращаются же в этот проект обычные люди, которые потеряли родных и близких, но следственные органы попросту не смогли им помочь.


    Фото: телеканал «Звезда»

    Цикл документальных фильмов, снятый телеканалом «Звезда», рассказывает о легендарных советских криминалистах и сыщиках и о расследованиях громких дел. Каждая серия проекта — это целая история с захватывающим сюжетом, вот только сюжет этот не надуман, а взят из реальной жизни. Закадровый текст от лица криминального журналиста, следующего за логикой сыщиков, раскрывших преступление, читает Андрей Ярославцев.

    «Человек и закон», Первый канал


    «Человек и закон» выходит в эфир с 10 марта 1970 года. Автор и ведущий программы Алексей Пиманов рассказывает в эфире о важнейших событих в политической, экономической и социальной жизни страны. Кроме того, акцент каждого выпуска направлен на освещение деятельности правоохранительных органов, журналистские расследования и разоблачения. Основные темы телепередачи – борьба с организованной преступностью, расследования о коррупции в высших эшелонах власти, а также криминальные истории.

    «Следствие вели…» с Леонидом Коневским, НТВ


    Эти уголовные дела гремели на весь Советский Союз. По ним были написаны романы и сняты художественные фильмы. Их фигуранты - миллионеры эпохи социализма, хитроумные воры, профессиональные грабители и валютчики. Ведущий программы - заслуженный артист России Леонид Каневский, легендарный майор Томин из популярного сериала «Следствие ведут знатоки» — не просто рассказывает о преступлениях и злоумышленниках советского времени, а показывает ушедшую эпоху так, чтобы молодые зрители смогли прочувствовать дух ушедшего времени, а зрители постарше - ностальгию по прошлому.

    Проекты канала ID Xtra


    Канал ID Xtra, входящий в медиахолдинг Discovery Communications, начал вещание в России в 2014 году. Все проекты канала — это детективные истории, основанные на реальных событиях. Здесь и расследования преступлений, роковые любовные истории, таинственные случаи исчезновения людей, загадки криминалистики, громкие скандалы, связанные с известными персонами и многое другое. В частности, одним из самых популярных проектов канала является передача «Отравленные страсти», повествующая истории женщин и мужчин, которые влюбляются не в того человека и на горьком опыте узнают, что любовь не всегда способна преодолеть любые испытания.

    Введение.

    ГЛАВА I. Историко-теоретический анализ программ криминального содержания на отечественном телевидении.

    1.1. Криминально-правовые программы: предпосылки возникновения и особенности развития на отечественном ТВ.

    1.2. Периоды развития криминально-правовых программ на отечественном телевидении (1987-2000 гг.).

    1.3. Формирование концепции криминально-правового вещания (20002011 гг.).

    ГЛАВА II. Жанрово-тематические особенности криминально-правовых телевизионных программ.

    2.1. Криминально-правовая тематика на ТВ: признаки идентификации программ.

    2.2. Форматы и жанровая структура криминально-правовых программ.

    2.3. Принципы программирования: криминально-правовые программы в сетке вещания телеканалов.

    ГЛАВА III. Проблемы функционирования криминально-правовых программ на современном телевидении.

    3.1. Воздействие криминально-правового контента на зрительскую аудиторию: социокультурный аспект.

    3.2. Практика регулирования содержания телевизионного эфира: мировой опыт и российская действительность.

    3.3. «Коэффициент криминальности» программ в современном телеэфире России.

    Введение диссертации (часть автореферата) на тему "Криминально-правовые программы на отечественном телевидении: эволюция и современное состояние"

    Последние три десятилетия в истории отечественного телевидения отмечены серьезными преобразованиями, связанными, в первую очередь, с социальными, экономическими, политическими изменениями в жизни страны. За это время телевидение, как и другие средства массовой информации, пережило периоды гласности, перестройки, демонополизации, децентрализации, коммерциализации. В результате стремительно возросла роль коммуникации, произошло разделение телекомпаний на программопроизводителей и вещателей, трансформировались функции телевизионной журналистики, изменилось само телевизионное пространство России, а производство и трансляция телевизионных программ стали определяться законами рыночных отношений. Неизбежным следствием этих процессов явилось уменьшение роли аналитических, общественно-политических, культурно-просветительских и детских передач и выход на первый план исключительно информационного, развлекательного и криминально-правового вещания.

    Как пишут исследователи журналистики Е.А. Корнилов и Е.Е. Корнилова, современное телевещание в России наполнено агрессией. Засилье на экране убийств, кровавых «разборок», взрывов и драк явилось неизбежной издержкой свободы слова. «После того, как в России рухнул «железный занавес», на телевизионные экраны страны хлынул поток американских и западноевропейских боевиков и фильмов ужасов. Мультфильмы, реалити-шоу и другие экспортируемые нам программы, содержащие акты насилия, были лишь первым шагом развития рейтингового телевидения в России» . В погоне за рейтингами каналы на протяжении последних трех десятилетий постоянно увеличивают количество программ, содержащих информацию криминального характера. Сегодня в эфире федеральных каналов «Первый», «Россия-1» и НТВ в неделю транслируется более 40 подобных передач.

    Проблема негативного влияния криминального контента телевидения на российское общество и, особенно, на молодое поколение, в настоящее время стоит особенно остро: сегодня это средство массовой информации является для большинства жителей страны основным источником получения информации, степень доверия к которому чрезвычайно высока, а также самым популярным способом проведения досуга и развлечения. В правительстве, обществе, на страницах изданий и в Интернете активно ведется дискуссия о необходимости принятия мер, способных остановить поток насилия и агрессии с телевизионного экрана. Один из известных социальных аналитиков, главный редактор журнала «Искусство кино» Д. Дондурей опубликовал в «Российской газете» манифест «Человека забыли, или Почему модернизация зависит от культуры». По его мнению, одна из важнейших проблем современной России - деструктивное воздействие СМИ, особенно телевидения, разрушающего «культурный и мировоззренческий активы страны» . Автор называет телевидение «силовым ведомством», которое годами воспроизводит кодекс жизни «по понятиям», внедряет в повседневную жизнь тюремный сленг и транслирует «беспрецедентный в мировой практике объем телеконтента, посвященного демонстрации всех видов насилия, скандалов, слухов.» [там же]. Криминально-правовые программы и сериалы все шире распространяют «миф о всемогуществе преступного мира, о преступлении как о единственном средстве добиться справедливости и даже просто выжить, о России как стране преступников» . Тем самым формируется соответствующий образ нашего государства: криминальное, преступное сообщество, где нет места гуманистическим отношениям. Это создает среду, благоприятную для развития коррупции в органах власти и правоохранительных органах, пренебрежительного отношения к закону и обесцениванию человеческой жизни, озлоблению и ожесточению прежде всего молодого поколения.

    Сложившееся на отечественном ТУ положение, характеризуемое наличием обширной зоны криминально-правового контента, требует научного осмысления с обращением к истории развития данных программ и введения в научный обиход соответствующего термина - «криминально-правовая программа». Это свидетельствует о важности появления соответствующих исследовательских работ. В русле диктуемой временем научной проблематики выполнена настоящая работа.

    Следует сразу уточнить, какие телевизионные программы называются нами «криминально-правовыми», поскольку введение этого нового в теории журналистики термина сопряжено с определенными трудностями с точки зрения русского языка по причине столкновения двух разных значений слова «криминальный». Первое значение слова - «преступный», «уголовный», второе значение развивается благодаря таким терминологическим словосочетаниям, широко распространенным в журналистике, как «криминальная хроника», «криминальный отдел газеты». Его нужно определить, как «посвященный криминалу», «о криминале». Использование прилагательного «криминальный» для терминологических целей обозначения исследуемого нами класса программ опирается именно на эту традицию употребления данного слова в сфере журналистской теории и практики. Предлагаемый нами термин используется для передач, имеющих отношение к борьбе с преступностью, информирующих граждан о событиях, связанных с процессом нарушения закона, и представляющих правовую оценку воспроизведенных на экране ситуаций. Нормы русского языка диктуют скорее термин «программы криминально-правовой тематики», однако он идет вразрез со сложившийся в телевизионной журналистике практикой использования коротких словосочетаний, таких, как «общественно-политические», «культурно-просветительские программы», что отражено, в частности, и на официальных сайтах телекомпаний. Поэтому, принимая во внимание устоявшиеся уже тенденции в теории и практике современной журналистики, мы используем термин «криминально-правовая» программа.

    Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью изучения содержания телевизионного эфира с характерной для него в последнее время экспансией криминально-правовых программ и соответствующим изменением программной политики каналов в перспективе трансформации телевидения начиная с середины 1980-х гг. с учетом влияния на эфир политических, идеологических, экономических особенностей каждого периода. Актуальность работы связана также с назревшей необходимостью выработки механизмов этико-правового регулирования процесса создания и трансляции программ криминально-правовой тематики.

    Обращение производителей телевизионных программ, фильмов и сериалов к криминальной тематике демонстрирует не только социокультурные изменения в обществе, но и новый виток в организации творческих процессов. Понимание трансформации программной политики телеканалов может оказаться плодотворным в прогнозировании будущих изменений в области телевидения, а изучение достаточно нового в российском эфире класса криминально-правовых программ актуально как для теории журналистики, так в целом и для научного осмысления современных тенденций процесса телевизионного производства.

    Степень научной разработанности темы характеризуется наличием работ по отдельным аспектам, имеющим отношение к проблеме в качестве ее теоретических предпосылок или культурологических и морально-этических вопросов, связанных с освещением процессов в СМИ в эпоху начавшихся в стране политических преобразований и с постановкой проблемы правового регулирования в сфере СМИ.

    Так, Р.П. Овсепян , Г.В. Кузнецов , Г. Вачнадзе , A.C. Вартанов , Е.А. Корнилов, А.П. Короченский, Ю.В. Лучинский, А.И. Стань-ко рассматривают важнейшие особенности функционирования отечественной журналистики в условиях однопартийности советского государства и начавшихся демократических преобразований в переходный период, анализируют роль средств массовой информации в многообразных процессах общественно-политической и экономической жизни страны на рубеже веков. Основные этапы формирования СМИ перестроечного и постперестроечного времени анализируют И.И. Засурский и Я.Н. Засурский , В.В. Смирнов детально описывает процесс капитализации и последовавший за ним процесс криминализации СМИ.

    К вопросу типологии телевизионных жанров обращались P.A. Борецкий , Э.Г. Багиров , Н.В. Вакурова и Л.И. Московкин , Л.Г. Прохорова , Г.В. Кузнецов , Е.Я. Дугин . Терминологическую проблему определения понятий «формат» и «жанр», их соотношение, объем признаков исследуют ученые факультета журналистики МГУ A.A. Тертычный, Г.В. Лазутина, Г.Я. Солганик, Т.И. Сурикова, O.P. Лащук, А.Г. Качкаева В.Л. Цвик,

    A.A. Новикова, И.Н. Кемарская, В.А. Сухарева .

    Проблемы функционирования отечественного телевещания в контексте современной медиакультуры, эволюцию финансово-экономической и программной политики российского телевидения, а также морально-этические аспекты освоения новых жанров и форматов телевещания освещают С.Н. Ильченко , H.H. Старобахин . Социокультурный аспект проблемы представлен в работах A.C. Запесоцкого и В.Т. Третьякова .

    Рядом авторов представлен анализ результатов исследований программ федеральных телеканалов, подняты проблемы влияния телевидения на жизнь общества и отдельного человека и проблемы формирования образов посредством телевизионного потока. Ими рассмотрены детективно-криминальные передачи как самостоятельный класс телевизионной продукции.

    Влиянию «трэшевой» журналистики, основанной на надрыве, стрессе, провокации, поиске сенсаций, на психику взрослой и детской аудитории посвящено разностороннее исследование группы авторов: В.А. Кольцова,

    B.А. Елисеева, Ю.Н. Олейника, В.А. Соснина . Социально-психологический анализ феномена «агрессивного телевидения» содержится в работах А.Ю.Дроздова . А. Шариков пишет о «телеуроках насилия», воспитывающих подрастающее поколение . Правовые аспекты регулирования СМИ, механизмы осуществления контроля за деятельностью телевещательных компаний детально проработаны в работах Н.И. Бусленко и А.Г. Рихтера .

    Непосредственно узкой теме настоящей диссертации посвящено несколько публикаций по отдельным аспектам проблемы в научных, специализированных и научно-популярных изданиях. Условия, в которых оказалась система СМИ в результате перемен, вопросы появления информации криминального характера на телеэкране, а также причины популярности программ и сериалов криминальной тематики отражены в ряде статей в журналах «Вестник Московского университета», «Журналист», а также в «Российской газете» и «Литературной газете» и др. .

    Глобальная сеть Интернет сегодня - важный источник информации, позволяющий ознакомиться с историей создания отдельных криминально-правовых программ и их концептуальными установками, просмотреть архивные записи передач, а также использовать данные с официальных сайтов телекомпаний . В сети имеются ресурсы с фрагментами интервью, полученных у авторов и ведущих криминально-правовых программ, телевизионных критиков, а также комментарии к ним. В этом плане особого внимания заслуживают сайт «Музей радио и телевидения» , крупнейший информационный кинематографический портал «Энциклопедия отечественного кино» . Результаты международных и российских медиаисследова-ний представлены на сайтах социологической службы «Фонд общественного мнения», Всероссийского Центра Изучения Общественного Мнения «ВЦИОМ», TNS Gallup Media и др.

    Обзор литературы позволяет заметить, что комплексного исследования непосредственно криминально-правовых телевизионных программ до настоящего момента не предпринималось. В теории журналистики нет общепризнанного определения этому классу программ. Криминально-правовые программы на телевидении как предмет научного осмысления в существующей литературе практически отсутствует. Некоторые авторы рассматривают лишь отдельные аспекты их функционирования. Технологии манипулятивно-го воздействия посредством трансляции криминально-правовых программ представляют собой серьезную научную и практическую проблему, которая требует всестороннего исследования.

    Объектом настоящего исследования являются криминально-правовые телевизионные программы.

    Предмет исследования - функциональные особенности криминально-правовых программ, их тематика и проблематика, жанровая и художественная специфика, а также влияние, которое они оказывают на российскую аудиторию.

    Целью работы является комплексное исследование криминально-правовых программ в историко-теоретическом, классификационном и этико-правовом аспектах.

    Цель работы обусловливает постановку следующих задач исследования:

    1) рассмотреть факторы, способствовавшие становлению и развитию криминально-правового вещания отечественного телевидения с конца 1980-х гг. по настоящее время.

    2) определить этапы развития криминально-правовых программ на российском телеэкране, выделить характерные для каждого этапа черты, представить тенденции развития криминальной тематики в ближайшее время.

    3) ввести понятие «криминально-правовая телевизионная программа», выявить признаки, специфику и отличительные особенности данного вида программ, определить их место и роль в вещательной политике телеканалов.

    4) представить форматно-жанровую классификацию программ криминально-правового класса, выделить признаки их идентификации, рассмотреть специфику форматов и жанровое своеобразие современных криминально-правовых программ.

    5) провести сравнительный анализ криминально-правовых проектов, транслируемых сегодня, с программами-предшественниками, сопоставить особенности программной политики конкретных телеканалов, определить принципы верстки и программирования в отношении криминально-правовых проектов.

    6) выделить факторы влияния криминального контента на зрительскую аудиторию и связь его с социокультурными проблемами, характерными для российского общества.

    7) рассмотреть опыт различных стран в вопросах правового и этического регулирования телевизионного вещания, сравнить предпринимаемые ними меры контроля с реализуемыми в России.

    8) разработать систему мер, позволяющих регулировать процесс трансляции криминального контента в телевизионном эфире на основании присвоения «коэффициента криминальности» телепродуктам данного класса.

    Теоретико-методологическую базу диссертационной работы составили фундаментальные отечественные исследования в области истории, теории и типологии журналистики таких авторов, как Е.В. Ахмадулин , Я.Н. Засурский , С.Г. Корконосенко , Е.П.Прохоров , Л.Г. Свитич , В.Л. Цвик , Р.П. Овсепян , А.И.Акопов , Е.А.Корнилов , A.A. Тертычный , В.В. Тулупов, А.А.Колосов, М.И. Цуканова, В.И. Сапунов, A.A. Бобряшов .

    Эмпирической базой исследования служат более 40 криминально-правовых программ российских телеканалов в период с 1987 по 2011 гг.

    В зависимости от конкретных задач эмпирического анализа с целью выявления характерных черт и особенностей криминально-правовых программ применялись различные способы их изучения - от ознакомительного просмотра до систематического мониторинга с элементами контент-анализа. Для исследования были выбраны программы трех федеральных телеканалов: «Спецрасследование», «Человек и закон», «Криминальная Россия», «Вне закона», «Федеральный судья», «Детективы» (телеканал «Первый»); передачи: «Дежурная часть», «Дорожный патруль», «Честный детектив», «Специальный корреспондент», «Суд идет», «Кулагин и партнёры» («Россия-1»); «Чрезвычайное происшествие», «Профессия-репортёр», «Преступление в стиле модерн», «Русские сенсации», «Следствие вели.», «Борьба за собственность», «Суд присяжных», «Детективы», «Особо опасен», «Чистосердечное признание», «Программа максимум», «Лихие 90-ее», «В зоне особого риска», «До суда», «Дети. Истории всероссийского обмана», «Наказание. Русская тюрьма вчера и сегодня», «Прокурорская проверка» и т.п. (НТВ).

    Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые представлено комплексное исследование криминально-правовых программ как отдельного класса телевизионной продукции в его историческом и теоретико-классификационном аспекте.

    Хронологические рамки исследования обусловлены необходимостью рассмотреть криминально-правовые программы в историческом развитии, поэтому включают период с конца 1980-х гг. по настоящее время. Особое внимание уделено криминально-правовым программам современного этапа -с 2000 по 2011 гг.

    Методология исследования. Применительно к исследованию в журналистике Е.А. Корнилов и Е.Е. Корнилова выделяют несколько групп используемых методов: 1) общенаучные, абстрактно-логические (наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д.); 2) методы, общие для всех гуманитарных наук и применяемые с учетом своеобразия журналистского исследования; 3) специфические, свойственные историческому и филологическому познанию (сравнительно-исторический, ретроспективный, текстологический, жанрово-стилистический и др.) . Процесс эволюции программ криминального содержания в эфире отечественного телевидения позволил раскрыть и описать такие методы исторического познания, как исто-рико-сравнительный, историко-типологический и историко-системный.

    Комплексная структуризация объекта исследования была бы невозможной без теоретико-типологического метода анализа, который глубоко проработан учеными ростовской школы журналистики А.И. Акоповым и А.И. Станько . Применение теоретико-типологического и классификационно-типологического методов дало возможность разработать классификационную структуру криминально-правовых программ, выделить признаки их идентификации из общего числа телевизионных продуктов.

    В работе применен также системный подход, позволяющий рассмотреть криминально-правовые программы, с одной стороны, как отдельный класс, обладающий единством признаков, целей и функций, а с другой стороны, как единицу в структуре телевизионного вещания в целом. Использование системного подхода позволило установить взаимосвязи и взаимозависимости между просмотром криминально-правовых программ и последствиями их влияния на зрительскую аудиторию при рассмотрении процесса манипу-лятивного воздействия телевидения.

    Решение задач и достижение цели оказались возможными в контексте комплексного подхода, предполагающего сочетание различных методов исследования, каждый из которых предоставляет дополнительные объяснительные ресурсы. Среди них классификация, типологизация, аналогия, сравнение, а также структурно-функциональный, социологический и количественный анализ.

    Решение практической задачи - разработка системы мер по осуществлению контроля над трансляцией криминально-правовых программ, в том числе с применением «коэффициента криминальности» - осуществлялось при помощи конкретных методов сбора эмпирического материала: анализ документов, контент-анализ, опрос, включенное наблюдение, анкетирование.

    На защиту выносятся следующие положения:

    1. В конце 1980-х гг. XX века на отечественном телевидении появляются и обретают популярность передачи, ставшие прообразами современных криминально-правовых программ, повлекшие за собой стремительное развитие криминально-правового вещания, наращивание объемов информации криминального характера в телеэфире, а также целенаправленное освоение ниши криминальной журналистики отдельными телеканалами.

    2. Криминально-правовые программы - сложившийся класс телевизионных передач, имеющих свои признаки и отличительные черты. Форматножанровая структура данного класса программ постоянно развивается, что создает определенные сложности в идентификации форматов и жанров.

    3. Криминально-правовые программы - высокорейтинговый телевизионный продукт, это позволяет телеканалам выстраивать определенную программную политику, которая обеспечивает возможность круглосуточного просмотра зрителями криминального контента без возрастных ограничений.

    4. Программы криминально-правовой тематики оказывают деструктивное влияние на аудиторию: способствуют разрушению культурных, семейных, идеологических ценностей российского общества; провоцируют подрастающее поколение к агрессивному поведению, жестокости и насилию; создают образ России как криминального государства.

    5. Современное российское законодательство в области СМИ демонстрирует свою бездейственность в вопросах контроля за трансляцией криминального контента.

    6. Эффективным механизмом по осуществлению контроля за содержанием телевизионного эфира может стать определение «коэффициента криминальности» программ, фильмов, сериалов и другой медиапродукции.

    Теоретическая значимость работы обусловлена ее вкладом в изучение истории отечественного телевидения, процессов становления и развития криминально-правовых программ в эфире российских телеканалов. Кроме того, в научный обиход вводится термин «криминально-правовая телевизионная программа», выявляется соответствующий класс телевизионных программ, разрабатывается их классификация, раскрываются содержательные и структурные особенности данных программ.

    Практическая значимость работы определяется наличием в ней разработанной системы признаков для криминально-правовых программ, позволяющей осуществлять их классификацию, теоретико-типологический и исто-рико-типологический анализы. Разработаны предложения по системе мер регулирования трансляции криминально-правового контента, отдельные заключения могут быть применены для осуществления контроля содержания телевизионного эфира на современном этапе. Результаты исследования могут быть использованы в рамках курсов истории журналистики, теории журналистики, а также для преподавания спецкурса «Криминально-правовые программы на отечественном телевидении».

    Последовательность решения задач обусловила структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.

    Во Введении обосновывается актуальность и анализируется степень изученности темы, определяется методологическая и теоретическая база исследования, характеризуется его новизна и практическая значимость. Дается анализ научной литературы и источников, определяются объект и предмет исследования, формулируются выносимые на защиту положения, а также представлены результаты апробации.

    В первой главе «Историко-теоретический анализ программ криминального содержания на отечественном телевидении» рассматривается процесс эволюции от программ с материалами криминального содержания до современных криминально-правовых программ, исследуются этапы становления и развития криминальной тематики в эфире российских телеканалов. Здесь же анализируются тенденции в программной политике телеканалов, описываются основные направления криминально-правового вещания и особенности освещения криминальной тематики в различных социально-политических условиях на протяжении последних трех десятилетий. Глава состоит из трех параграфов.

    Во второй главе «Жанрово-тематические особенности криминально-правовых программ», которая также состоит из трех параграфов, дается определение объекту исследования, выделяются характерные для программ черты и типологические признаки, осуществляется классификация программ во всем многообразии современных телевизионных форматов и жанров. Описываются особенности размещения криминальных проектов в сетке вещания каналов «Первый», «Россия», НТВ с учетом их жанровой принадлежности, идеологии канала, временной ритмичности, периодичности выхода в эфир, рейтинга и т.д.

    Третья глава «Проблемы функционирования криминально-правовых программ на современном телевидении» отражает вопросы влияния криминально-правовых программ на российского зрителя, а также проблемы законодательного и этического регулирования трансляции передач современного телевидения. Как и две предыдущие, третья глава содержит три параграфа. В них обобщены проблемы формирования культуры насилия в современном обществе, проведен анализ механизмов контроля содержания телевизионного эфира в мире на примере США, Канады, Великобритании, Германии, Франции, Японии и других стран, сравниваются подходы и методы регулирования, рассматривается проблема в историческом аспекте развития. Завершает исследование параграф 3.3. «"Коэффициент криминальности" программ в современном телеэфире России», в котором предлагается перечень механизмов, позволяющих упорядочить процесс трансляции криминального контента в российском эфире с учетом опыта других стран и методики, предлагаемой автором данной работы.

    В заключении подводятся основные итоги работы, обобщаются результаты исследования, а также намечаются перспективы в вопросах дальнейшего изучения объекта исследования и углубления проблемы.

    Список литературы включает 213 наименований научно-теоретической, справочной и публицистической литературы, а также источники Интернета, к которым автор обращался в процессе работы.

    В приложении представлен инструментарий, использованный для исследования: анкета, согласно которой проводилось детальное изучение контента криминально-правовых программ, а также таблицы, описывающие криминально-правовые программы в сетке вещания телеканалов согласно графику выхода в эфир за период с 2006 по 2011 гг.

    Апробация результатов исследования. Главные положения диссертации легли в основу 13 публикаций в журналах, сборниках научных работ и периодических изданиях в Сети. Отдельные аспекты исследования обсуждались на научно-практических конференциях, в которых диссертант принимал участие. Кроме этого, часть материалов легла в основу спецкурсов, преподаваемых кафедрой СМК Южного федерального университета.

    Заключение диссертации по теме "Журналистика", Суховеева, Ирина Акимовна

    1. Криминально-правовые программы российского ТВ, кроме осуществления функций информирования и правового просвещения граждан, оказывают существенное деструктивное воздействие на сознание зрителя. Многочасовые трансляции криминального контента приводят к высокому числу криминально-правовых информационных контактов людей, которые в реальной жизни в значительно меньшей степени владеют информацией о совершаемых в стране преступлениях. В сознании российского зрителя такая криминализация информационного пространства приводит к подмене традиционных ценностей, утрате объективной реальности, преломлению устойчивых представлений о своем жизнеустройстве.

    2. Исследование воздействия криминально-правовых программ позволяет выделить ряд проблем, особо актуальных для современной России, способствующих обострению общесоциальных, культурных, идеологических разногласий в обществе. Среди них: разрушение ценностей, негативное влияние на морально-нравственное здоровье детей и подростков, подражание и принятие образцов поведения, проникновение языка криминальной субкультуры в речь всего населения страны, недоверие к органам правопорядка, создание образа России как криминального государства.

    3. Мировая практика в области регулирования телевизионного вещания демонстрирует эффективность механизмов контроля за содержанием эфира, которые могут быть применены и доработаны в рамках российского законодательства. Использование современных технологий позволяет контролировать содержание телевизионной продукции, защищать зрителей от информации, способной нанести вред их здоровью, особенно подрастающему поколению. К числу наиболее эффективных мер относятся принятые системы возрастной классификации телевизионной продукции, определение границ трансляции нежелательного контента в определенное время суток, общественный контроль за содержанием эфира, технические устройства, позволяющие пользователю самостоятельно формировать свою телепрограмму, а также наличие системы обратной связи и практики законодательного урегулирования конфликтных ситуаций между вещателями и потребителями телевизионного продукта. В России отношения между медиаструктурами и зрительской аудиторией практически не регулируются. Закон «О средствах массовой информации» не обладает достаточным понятийным аппаратом, а нормы, закрепленные в профессиональных «кодексах чести» не имеют юридической силы и добровольно не соблюдаются.

    4. Исследование содержания криминально-правовых программ, методов и приемов работы их авторов, особенностей построения текста и детальный анализ видеоматериалов позволяют говорить о высоком коэффициенте криминальности отдельных программ. Использование коэффициента криминальности может стать эффективным инструментом, позволяющим перевести проблемы контроля за содержанием телевизионного эфира из теоретической плоскости в практическую систему мер.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Телевизионное вещание России за последние тридцать лет изменилось до неузнаваемости, отвечая требованиям нового века в условиях глобализации информационного пространства. Российское телевидение все эти годы искало свой путь развития, приспосабливаясь к новой экономической и политической системе, пытаясь балансировать между интересами зрителя, институтами власти и собственным коммерческим успехом. Неоспоримое явление радикальных изменений - стремительное проникновение в телевизионный эфир криминально-правовой тематики, ее романтизация и популяризация. Об этом свидетельствует структура современного телевизионного вещания, в которой криминально-правовые программы занимают одно из лидирующих мест: объем их в программной сетке федеральных телеканалов достигает 60% от общего времени вещания (как в эфире НТВ). Масштабы криминального контента на телевидении увеличивает также огромное количество сериалов о деятельности правоохранительных органов. Естественно, подобная ситуация - результат многолетней программной политики отечественных телеканалов.

    Исторический анализ, проведенный в рамках нашего исследования, позволил выделить четыре периода в эволюции криминально-правовых программ в эфире отечественного телевидения, каждый из которых имеет свои отличительные черты и особенности. Впервые с информацией криминального характера российский зритель познакомился в 1987 г., когда на экраны вышла первая программа криминальной хроники «600 секунд». Динамичная, остро-социальная и сенсационная передача сразу же нашла свою аудиторию, для которой, во-первых, откровением стали повсеместные факты нарушения закона в стране, а во-вторых, по-новому открылся взгляд на роль журналистики в обществе, способной силой выразительного экранного слова влиять на ситуацию. Находясь в состоянии демократической эйфории и гласности, телевидение стало стремительно транслировать советско-российскому зрителю поток дремавшего до этого времени криминально-правового контента. Именно ошеломительный успех программы А. Невзорова способствовал тому, что журналисты стали больше внимания уделять преступной и правовой тематике, осваивая новые методы и приемы работы, форматы программ. Кроме этого, пришло понимание, что подобную информацию вкупе с журналистским талантом можно использовать и для формирования общественного мнения по ключевым проблемам в стране, ведения политической борьбы на информационном поле и т.д., что вызвало стремительный рост количества журналистских расследований, криминальных шоу и фильмов-реконструкций в отечественном эфире, особенно на рубеже нового тысячелетия. Но смена политической власти в стране в 2000 г. открыла новый этап в развитии исследуемого контента, сформировавшийся в концепцию криминально-правового вещания России. По сути, произошла глубокая трансформация тематико-содержательной части эфира, а наиболее заметной тенденцией нового периода явилось смещение акцентов в освещении криминальной тематики с крупных, масштабных, высокогосударственных преступлений (построения финансовых пирамид, передела собственности, информационных войн) в сторону менее значимых, многочисленных и повсеместных нарушений (бытовая преступность, коррупция на уровне чиновников малого и среднего звена, воровство и т.д.). Этот процесс свойственен всем современным телевизионным форматам исследуемых программ, среди которых: оперативные сводки, аналитический цикл, журналистское расследование, судебное ток-шоу, реалити-проект, фильм-реконструкция, документально-правовой сериал.

    По сути, процесс «окриминализирования» телевизионного эфира произошел с молчаливого согласия органов власти, зрителей, руководителей телевизионных каналов. Между тем уже очевидны пагубные последствия подобного развития криминально-правового контента для российского общества. Несмотря на стремительное развитие интернета, мобильного телевидения и прочих современных средств получения массовой информации, телевидение эфирное обладает исключительными возможностями объективного и реалистического изображения действительности, до сих пор остается наиболее доступным и авторитетным источником получения информации для жителей страны, средством формирования общественной идеологии, воспитания подрастающего поколения. Однако в связи с тем, что в течение нескольких десятилетий посредством криминально-правового контента зрителю предлагался способ видения проблем через призму преступлений, конфликтов, агрессии и насилия, произошла популяризации преступного образа мысли. Постепенно в сознании российского зрителя стерлись границы между реальностью и визуальной игрой, стали прозрачными и трудно различимыми факты и вымыслы. Информация о нарушении закона, жестокость, человеческие страдания, вмешательство в частную жизнь превратились в эстетику новой телевизионной реальности, в маркер достоверности изображения окружающей действительности в целом. При этом для поддержания постоянного зрительского интереса телепроизводители стремятся находить новые формы подачи информации, искать оригинальную интерпретацию, выстраивать параллели с прошлым, вторгаться в личные сферы жизни людей, что в результате превратило криминально-правовой контент не в качественное произведение журналисткою творчества, имеющего глубокий социальный смысл, а в постепенный переход к индустрии развлечений посредством криминально-правой информации. Немаловажной особенностью эволюционирования криминально-правовых программ стало полное отсутствие контроля за содержанием телевизионного эфира. Противодействия не было встречено ни стороны законодателей, ни со стороны эмоционально откликающегося на криминальный контент зрителя. Поэтому актуальным сегодня остается вопрос регулирования телевизионного вещания в части его содержания, однако практика контроля за содержанием программ в России пока не сложилась. Между тем, мировой опыт демонстрирует пять подходов к данной проблеме: государственный, общественный контроль, саморегулирование, со-регулирование и пользовательские возможности. Так, в США Федеральная комиссия по коммуникациям разработала систему классификации видео, которая позволяет категоризировать любой телевизионный продукт согласно возрасту аудитории и следит за исполнением законодательства, по которому вещатели обязаны использовать в программах специальные символы, означающие рекомендации к просмотру. Пользователи имеют дополнительную возможность блокировать нежелательные программы при помощи технических устройств - V-чипов. В Великобритании Управление по коммуникациям следит за тем, чтобы программы, способные негативно повлиять на психику детей и подростков, не транслировались в эфире с 8.00 до 21.00, а в Германии этот отрезок времени еще продолжительнее - с 6.00 до 23.00. Указанные меры регулирования основаны на системе экспертных оценок, которые позволяют осуществлять категоризацию телевизионной продукции.

    Осуществлять контроль за содержанием эфира российских каналов возможно посредством присвоения каждой из программ исследуемого класса коэффициента криминальности - показателя уровня концентрации факторов, способных оказать деструктивное влияние на сознание аудитории и категори-зированных по содержанию и художественно-изобразительным средствам, используемых в программе, с учетом объема ее аудитории.

    Очевидно, что для реализации комплекса мер по осуществлению контроля за содержанием эфира недостаточно только введения классификации телевизионных программ. Необходимо вводить квоты на детские, познавательные, просветительские программы, популяризирующие русский язык и культуру, а также сформировать ответственность телевещателей за несоблюдение законодательства. Но прежде всего органам законодательной и исполнительной власти необходимо обратить внимание на результаты научных исследований, методики, предлагаемые учеными в области журналистки, меди-апсихологии и права, чтобы выстроить эффективную систему мер с учетом опыта других стран, интересов телевизионных вещателей, и программопро-изводителей, но, что самое важное, в интересах российского общества, его нравственного, духовного здоровья.

    Комплексное изучение процесса эволюции криминально-правовых программ, оценка современной политики криминально-правового вещания, а также тенденции в вопросах правового регулирования позволяют утверждать, что российское телевидение стоит сегодня на пороге серьезных изменений в аспекте содержания эфира. Разработка законодательства в области телевизионного вещания, возможность общественных и экспертных организаций участвовать в создании нового телевизионного пространства, формирование особой гражданской активной позиции зрителя при помощи он-лайн сервисов, а также движение России по пути перехода на цифровое телевидение должны существенно повлиять на сетку вещания телевизионных каналов, принципы программирования и содержание программ. Это обозначит новые тенденции в развитии исследуемых нами программ, откроет очередной этап в их истории, а значит, даст материал для дальнейших научных исследований.

    Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.



    Похожие статьи
     
    Категории