Любовь и Гранатовый Браслет. Л.Г

09.02.2019

Рассказ «Гранатовый браслет», написанный в 1910 году, занимает значительное место в творчестве писателя и в русской литературе. Историю любви мелкого чиновника к замужней княгине Паустовский назвал одним «из самых благоуханных и томительных рассказов о любви». Настоящая, вечная, являющаяся редким даром любовь – тема произведения Куприна.

С целью ознакомления с сюжетом и героями рассказа предлагаем прочитать краткое содержание «Гранатового браслета» по главам. Он даст возможность осмыслить произведение, постичь прелесть и легкость языка писателя и проникнуть в замысел.

Главные герои

Вера Шеина – княгиня, жена предводителя дворянства Шеина. Вышла замуж по любви, со временем любовь переросла в дружбу и уважение. Начала получать письма от любящего ее чиновника Желткова еще до замужества.

Желтков – чиновник. Безответно много лет влюблен в Веру.

Василий Шеин – князь, губернский предводитель дворянства. Любит жену.

Другие персонажи

Яков Михайлович Аносов – генерал, друг покойного князя Мирза-Булат-Тугановского, отца Веры, Анны и Николая.

Анна Фриессе – сестра Веры и Николая.

Николай Мирза-Булат-Тугановский – помощник прокурора, брат Веры и Анны.

Женни Рейтер – подруга княгини Веры, знаменитая пианистка.

Глава 1

В середине августа на побережье Черного моря пришла непогода. Большая часть обитателей прибрежных курортов стала спешно переселяться в город, оставляя свои дачи. Княгиня Вера Шеина вынуждена была оставаться на даче, поскольку в ее городском доме шел ремонт.

Вместе с первыми днями сентября пришло тепло, стало солнечно и ясно, и Вера была очень рада чудесным дням ранней осени.

Глава 2

В день своих именин 17 сентября Вера Николаевна ожидала гостей. Муж с утра уехал по делам и должен был привезти гостей к обеду.

Вера радовалась, что именины пришлись на дачный сезон и можно не устраивать пышный прием. Семья Шеиных была на грани разорения, а положение князя обязывало ко многому, поэтому супругам приходилось жить не по средствам. Вера Николаевна, любовь которой к мужу давно переродилась в «чувство прочной, верной, истинной дружбы» , как могла, поддерживала его, экономила, во многом отказывала себе.

Помочь Вере по хозяйству и принимать гостей приехала ее сестра Анна Николаевна Фриессе. Не похожие ни внешностью, ни характерами, сестры были очень привязаны друг к другу с детских лет.

Глава 3

Анна давно не видела моря, и сестры ненадолго присели на скамью над обрывом, «отвесной стеной падавшего глубоко в море» – полюбоваться прелестным пейзажем.

Вспомнив о приготовленном подарке, Анна вручила сестре записную книжку в старинном переплете.

Глава 4

К вечеру начали съезжаться гости. Среди них был генерал Аносов, друг князя Мирза-Булат-Тугановского, покойного отца Анны и Веры. Он был очень привязан к сестрам, они, в свою очередь, обожали его и называли дедушкой.

Глава 5

Собравшихся в доме Шеиных развлекал за столом хозяин, князь Василий Львович. У него был особый дар рассказчика: в основе юмористических повествований всегда лежало событие, случившееся с кем-нибудь из знакомых. Но в своих историях он так «сгущал краски», так причудливо соединял правду и вымысел и говорил с таким серьезным и деловым видом, что все слушатели смеялись без остановки. В этот раз история его касалась неудавшейся женитьбы брата, Николая Николаевича.

Вставая из-за стола, Вера непроизвольно пересчитала гостей – их оказалось тринадцать. И, поскольку княгиня была суеверна, ей стало неспокойно.

После обеда все, кроме Веры, сели играть в покер. Она собиралась выйти на террасу, когда горничная позвала ее. На стол в кабинете, куда зашли обе женщины, прислуга выложила небольшой пакет, перевязанный лентой, и объяснила, что его принес посыльный с просьбой передать лично Вере Николаевне.

Вера обнаружила в пакете золотой браслет и записку. Сначала она стала рассматривать украшение. В центре низкопробного золотого браслета выделялись несколько великолепных гранатов, каждый из которых был размером с горошину. Рассматривая камни, именинница повернула браслет, и камни вспыхнули, как «прелестные густо-красные живые огни» . С тревогой Вера поняла, что огни эти похожи на кровь.

Он поздравлял Веру с Днем ангела, просил не держать на него зла за то, что несколько лет назад осмелился писать ей письма и ожидать ответа. Просил принять в дар браслет, камни которого принадлежали еще его прабабушке. С ее серебряного браслета он, в точности повторив расположение, перенес камни на золотой и обращал внимание Веры на то, что браслет еще никто не носил. Он писал: «впрочем, полагаю, что и на всем свете не найдется сокровища, достойного украсить Вас» и признавался, что все, что теперь осталось в нем – «только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность» , ежеминутное желание счастья Вере и радость, если она счастлива.

Вера размышляла, стоит ли показывать подарок мужу.

Глава 6

Вечер протекал ровно и оживленно: играли в карты, разговаривали, слушали пение одного из приглашенных. Князь Шеин демонстрировал нескольким гостям домашний альбом с его собственными рисунками. Альбом этот был дополнением к юмористическим рассказам Василия Львовича. Рассматривающие альбом смеялись так громко и заразительно, что гости постепенно передвигались к ним.

Последняя история в рисунках называлась «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист», и текст самой повести, по словам князя, еще «изготовлялся» . Вера попросила мужа: «Лучше не нужно» , но он то ли не услышал, то ли не обратил внимания на ее просьбу и начал свое веселое повествование о том, как княгиня Вера получала страстные послания от влюбленного телеграфиста.

Глава 7

После чая несколько гостей уехали, оставшиеся разместились на террасе. Генерал Аносов рассказывал истории из своей армейской жизни, Анна и Вера слушали его с удовольствием, как в детстве.

Перед тем, как пойти провожать старого генерала, Вера предложила мужу прочитать письмо, которое она получила.

Глава 8

По дороге к экипажу, ожидавшему генерала, Аносов разговаривал с Верой и Анной о том, что не встречал в своей жизни настоящей любви. По его представлению, «любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире» .

Генерал спросил Веру о том, что в истории, рассказанной мужем, является правдой. И она с удовольствием поделилась с ним: «какой-то безумец» преследовал ее своей любовью и отправлял письма еще до замужества. Княгиня рассказала и о посылке с письмом. В раздумье генерал заметил, что вполне возможно, жизнь Веры пересекла «единая, всепрощающая, на все готовая, скромная и самоотверженная» любовь, о которой мечтает любая женщина.

Глава 9

Проводив гостей и вернувшись в дом, Шеина включилась в разговор брата Николая и Василия Львовича. Брат считал, что «глупости» поклонника нужно немедленно прекратить – история с браслетом и письмами могла испортить репутацию семьи.

После обсуждения, как поступить, решено было, что на следующий день Василий Львович с Николаем найдут тайного обожателя Веры и, потребовав оставить ее в покое, вернут браслет.

Глава 10

Шеин и Мирза-Булат-Тугановский, муж и брат Веры, нанесли визит ее поклоннику. Им оказался чиновник Желтков, мужчина лет тридцати-тридцати пяти.

Николай сразу объяснил ему причину прихода – своим подарком тот преступил черту терпения близких Веры. Желтков сразу согласился с тем, что виноват в преследовании княгини.

Обращаясь к князю, Желтков заговорил о том, что любит его жену и чувствует, что никогда не сможет разлюбить ее, и все, что остается ему – смерть, которую он примет «в какой угодно форме» . Прежде, чем говорить дальше, Желтков попросил разрешения отлучиться на несколько минут, чтобы позвонить Вере.

Во время отсутствия чиновника в ответ на упреки Николая в том, что князь «раскис» и жалеет поклонника жены, Василий Львович объяснил шурину, что чувствует. «Этот человек не способен обманывать и лгать заведомо. Разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя» . Князю не просто жаль было этого человека, он понял, что стал свидетелем «какой-то громадной трагедии души» .

Вернувшись, Желтков попросил разрешения написать последнее письмо Вере и обещал, что больше о нем посетители не услышат и не увидят его. По просьбе Веры Николаевны он «как можно скорее» прекращает «эту историю» .

Вечером князь передал супруге подробности визита к Желткову. Она не удивилась услышанному, но была слегка взволнована: княгиня почувствовала, что «этот человек убьет себя» .

Глава 11

Следующим утром из газет Вера узнала, что из-за растраты государственных денег чиновник Желтков покончил с собой. Весь день Шеина думала о «неведомом человеке» , которого ей так и не пришлось увидеть, не понимая, почему предчувствовала трагическую развязку его жизни. Вспомнила она и слова Аносова о настоящей любви, возможно, встретившейся на ее пути.

Почтальон принес прощальное письмо Желткова. Тот признавался, что любовь к Вере расценивает как огромное счастье, что вся его жизнь заключена только в княгине. Просил простить за то, что «неудобным клином врезался в жизнь» Веры, благодарил просто за то, что она живет на свете, и прощался навсегда. «Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить. Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое» , – писал он.

Прочитав послание, Вера сказала мужу, что хотела бы поехать посмотреть на человека, который любил ее. Князь поддержал это решение.

Глава 12

Вера нашла квартиру, которую снимал Желтков. Ей навстречу вышла хозяйка квартиры, и они разговорились. По просьбе княгини женщина рассказала о последних днях Желткова, потом Вера зашла в комнату, где он лежал. Выражение лица покойного было таким умиротворенным, как будто человек этот «перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь» .

На прощанье хозяйка квартиры рассказала Вере, что в случае, если вдруг умрет и к нему попрощаться придет женщина, Желтков просил передать ей, что лучшее произведение Бетховена – его название он записал – «L. van Beethoven. Son. № 2, op. 2. Largo Appassionato».

Вера заплакала, объяснив свои слезы тягостным «впечатлением смерти» .

Глава 13

Домой Вера Николаевна вернулась поздно вечером. Дома ее ждала только Женни Рейтер, и княгиня бросилась к подруге с просьбой что-нибудь сыграть. Не сомневаясь, что пианистка исполнит «то самое место из Второй сонаты, о котором просил этот мертвец с смешной фамилией Желтков» , княгиня с первых аккордов узнала музыку. Душа Веры как будто разделилась на две части: одновременно думала о повторяющейся раз в тысячу лет любви, которая прошла мимо, и о том, почему именно это произведение она должна слушать.

«В уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое» . Слова эти были о великой любви. Вера плакала о прошедшем мимо чувстве, а музыка будоражила и успокаивала ее одновременно. Когда звуки сонаты стихли, княгиня успокоилась.

На вопрос Женни, почему она плачет, Вера Николаевна ответила только ей понятной фразой: «Он меня простил теперь. Все хорошо» .

Заключение

Рассказывая историю искренней и чистой, но безответной любви героя к замужней женщине, Куприн подталкивает читателя к размышлению о том, какое место занимает чувство в жизни человека, на что дает право, как меняется внутренний мир того, кто имеет дар любить.

Знакомство с произведением Куприна можно начинать с краткого пересказа «Гранатового браслета». А затем, уже зная сюжетную линию, имея представление о героях, с удовольствием погружаться в остальное повествование писателя об удивительном мире настоящей любви.

Тест по рассказу

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 8722.

В августе отдых на пригородном морском курорте был испорчен плохой погодой. Опустевшие дачи грустно мокли под дождём. Но в сентябре погода снова переменилась, наступили солнечные дни. Княгиня Вера Николаевна Шеина не покидала дачи - в её доме шёл ремонт - и теперь радуется тёплым денькам.

Наступает день именин княгини. Она рада, что он выпал на дачный сезон - в городе пришлось бы давать парадный обед, а Шеины «едва сводили концы с концами».

На именины к Вере приезжают её младшая сестра Анна Николаевна Фриессе, жена очень богатого и очень глупого человека, и брат Николай. Ближе к вечеру князь Василий Львович Шеин привозит и остальных гостей.

Свёрток с небольшим ювелирным футляром на имя княгини Веры Николаевны приносят в разгар нехитрых дачных развлечений. Внутри футляра оказывается золотой, невысокой пробы дутый браслет, покрытый гранатами, которые окружают маленький зелёный камешек.

Кроме гранатового браслета в футляре обнаруживается письмо. Неизвестный даритель поздравляет Веру с днём ангела и просит принять браслет, принадлежавший ещё его прабабке. Зелёный камешек - это весьма редкий зелёный гранат, сообщающий дар провидения и оберегающий мужчин от насильственной смерти. Автор письма напоминает княгине, как семь лет назад писал ей «глупые и дикие письма». Заканчивается письмо словами: «Ваш до смерти и после смерти покорный слуга Г. С. Ж.».

Князь Василий Львович демонстрирует в этот момент свой юмористический домашний альбом, открытый на «повести» «Княгиня Вера и влюблённый телеграфист». «Лучше не нужно», - просит Вера. Но муж всё же начинает полный блестящего юмора комментарий к собственным рисункам. Вот девица Вера получает письмо с целующимися голубками, подписанное телеграфистом П. П. Ж. Вот молодой Вася Шеин возвращает Вере обручальное кольцо: «Я не смею мешать твоему счастью, и всё же мой долг предупредить тебя: телеграфисты обольстительны, но коварны». А вот Вера выходит замуж за красивого Васю Шеина, но телеграфист продолжает преследования. Вот он, переодевшись трубочистом, проникает в будуар княгини Веры. Вот, переодевшись, поступает на их кухню судомойкой. Вот, наконец, он в сумасшедшем доме.

После чая гости разъезжаются. Шепнув мужу, чтобы тот посмотрел футляр с браслетом и прочёл письмо, Вера отправляется провожать генерала Якова Михайловича Аносова. Старый генерал которого Вера и её сестра Анна зовут дедушкой, просит княгиню пояснить, что же в рассказе князя правда.

Г. С. Ж. преследовал её письмами за два года до замужества. Очевидно, он постоянно следил за ней, знал, где она бывала на вечерах, как была одета. Служил он не на телеграфе, а в «каком-то казённом учреждении маленьким чиновником». Когда Вера, тоже письменно, попросила не беспокоить её своими преследованиями, он замолчал о любви и ограничился поздравлениями по праздникам, как и сегодня, в день её именин. Выдумывая весёлый рассказ, князь заменил инициалы неизвестного воздыхателя на свои.

Старик предполагает, что неизвестный может оказаться маньяком.

Вера застаёт своего брата Николая очень раздражённым - он тоже прочёл письмо и считает, что его сестра попадёт «в смешное положение», если примет этот нелепый подарок. Вместе с Василием Львовичем он собирается отыскать поклонника и вернуть браслет.

На другой день они узнают адрес Г. С. Ж. Им оказывается голубоглазый человек «с нежным девичьим лицом» лет тридцати, тридцати пяти по фамилии Желтков. Николай возвращает ему браслет. Желтков ничего не отрицает и признаёт неприличность своего поведения. Обнаружив некоторое понимание и даже сочувствие в князе, он объясняет ему, что любит его жену, и это чувство убьёт разве что смерть. Николай возмущён, но Василий Львович относится к нему с жалостью.

Желтков признаётся, что растратил казённые деньги и вынужден бежать из города, так что они о нем больше не услышат. Он просит у Василия Львовича разрешения написать его жене последнее письмо. Услышав от мужа рассказ о Желткове, Вера почувствовала, «что этот человек убьёт себя».

Утром Вера узнаёт из газеты о самоубийстве чиновника контрольной палаты Г. С. Желткова, а вечером почтальон приносит его письмо.

Желтков пишет, что для него вся жизнь заключается только в ней, в Вере Николаевне. Это любовь, которою Бог за что-то вознаградил его. Уходя, он в восторге повторяет: «Да святится имя Твоё». Если она вспомнит о нём, то пусть сыграет ре-мажорную часть бетховенской «Сонаты № 2», он от глубины души благодарит её за то, что она была единственной его радостью в жизни.

Вера едет проститься с этим человеком. Муж вполне понимает её порыв и отпускает жену.

Гроб с Желтковым стоит посреди его бедной комнаты. Его губы улыбаются блаженно и безмятежно, будто он узнал глубокую тайну. Вера приподнимает его голову, кладёт под шею большую красную розу и целует его в лоб. Она понимает, что любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё. Вечером Вера просит знакомую пианистку сыграть для неё «Аппассионату» Бетховена, слушает музыку и плачет. Когда музыка заканчивается, Вера чувствует, что Желтков её простил.

Ирина Полякова
Наталья Крицкая

Ирина Викторовна ПОЛЯКОВА (1967), Наталья Валерьевна КРИЦКАЯ (1971) - учителя русского языка и литературы СОШ № 32 г. Астрахани.

“Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды...”

Тема любви в творчестве А.И. Куприна.По рассказу «Гранатовый браслет»

Цели. Расширить и углубить представление учащихся об А.И. Куприне - мастере художественного слова, передавшем в слове силу редчайшего дара высокой любви, величие пережитого простым человеком; показать, как писатель изображает процесс пробуждения человека; помочь соизмерить прочитанное с миром собственной души, задуматься о себе; формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства - литературу, музыку.

Любовь всесильна: нет на земле ни горя - выше кары её,
ни счастья - выше наслаждения служить ей.

В.Шекспир

Ход урока

I. Вступление

Под звуки музыки Георгия Свиридова учитель читает наизусть сонет (130-й) Вильяма Шекспира.

Её глаза на звёзды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И чёрной проволокой вьётся прядь.

С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щёк.
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.

Ты не найдёшь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.

И всё ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали.

Учитель. Эти слова о любви принадлежат великому Шекспиру. А вот как об этом чувстве размышляет Всеволод Рождественский.

Любовь, любовь - загадочное слово,
Кто мог бы до конца его понять?
Всегда во всём старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себе утрата
Или обогащенье без конца?
Горячий день, какому нет заката
Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждёт?
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот?

Любовь - одно из самых возвышенных, благородных и прекрасных человеческих чувств. Настоящая любовь всегда бескорыстна и самоотверженна. “Любить, - писал Л.Н. Толстой, - значит жить жизнью того, кого любишь”. А Аристотель говорил по этому поводу так: “Любить - значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить это благо”.

Именно такая удивительная по красоте и силе любовь изображена в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

II. Беседа по содержанию рассказа

О чём произведение Куприна? Почему оно называется «Гранатовый браслет»?

(В рассказе «Гранатовый браслет» воспевается бескорыстное святое чувство “маленького человека”, телеграфиста Желткова, к княгине Вере Николаевне Шеиной. Рассказ назван так потому, что с этим украшением связаны главные события. Да и гранаты в браслете с их дрожащими внутри “кровавыми огнями” - символ любви и трагедии в судьбе героя.)

Рассказ, состоящий из тринадцати глав, начинается с пейзажной зарисовки. Прочитайте её. Как вы думаете, почему повесть открывается пейзажем?

(Первая глава является вступлением, готовит читателя к восприятию дальнейших событий. При чтении пейзажа возникает ощущение увядающего мира. Описание природы напоминает о быстротечности жизни. Жизнь идёт: лето сменяется осенью, молодость - старостью, и самые красивые цветы обречены на увядание и смерть. Сродни природе холодное, благоразумное существование героини рассказа - княгини Веры Николаевны Шеиной, жены предводителя дворянства.)

Прочитайте описание осеннего сада (вторая глава). Почему оно следует за описанием чувств Веры к мужу? Какую цель преследовал автор?

Что же можно сказать о её душе? Не страдает ли она от “сердечной недостаточности”?

(Нельзя сказать, что княгиня бессердечна. Она любит детей сестры, хочет иметь своих… К мужу относится как к другу - “прежняя страстная любовь давно ушла”; спасает его от полного разорения.)

Чтобы глубже понять Веру Николаевну, надо знать окружение княгини. Именно поэтому Куприн подробно описывает её родственников.

Какими изобразил Куприн гостей Веры Николаевны?

(Учащиеся отыскивают в тексте “характеристики” гостей: и “толстого, безобразно огромного” профессора Свешникова; и с “гнилыми зубами на лице черепа” мужа Анны, глупого человека, который “ровно ничего не делал, но числился при каком-то благотворительном учреждении”; и штабного полковника Пономарёва, “преждевременно состарившегося, худого, желчного человека, измождённого непосильной канцелярской работой”.)

Кто из гостей изображён с симпатией? Почему?

(Это генерал Аносов, друг покойного отца Веры и Анны. Он производит приятное впечатление человека простого, но благородного, а главное - мудрого. Его Куприн наделил “русскими, мужицкими чертами”: “добродушно-весёлым взглядом на жизнь”, “бесхитростной, наивной верой”… Именно ему принадлежит убийственная характеристика современного ему общества, в котором обмельчали, опошлели интересы, а люди разучились любить. Аносов говорит: “Любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения. Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью”. Так начата в рассказе тема настоящей любви, любви, для которой “совершить подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения - вовсе не труд, а одна радость”.)

Что же “счастливо-чудесное” произошло в день именин княгини Веры?

(Вере преподносят подарок и письмо от Желткова.)

Остановимся на письме Желткова Вере. Прочитаем его. Какую характеристику мы можем дать его автору? Как же относиться к Желткову? Сочувствовать, жалеть, восхищаться или презирать, как слабого духом человека?

(Мы можем относиться к герою как угодно, и хорошо, если в жизни каждого из нас не произойдёт подобной трагедии, но нам важно определить авторскую позицию, выявить отношение самого автора к своему герою.)

Обратимся к эпизоду посещения Желткова мужем и братом княгини Веры Николаевны. Каким нам представляет Куприн своего героя? Как ведут себя участники сцены? Кто одерживает в этом противостоянии нравственную победу? Почему?

(Желтков. За его нервозностью, смятением кроется огромное чувство, убить которое может только смерть. Тугановскому не дано ни понять, ни самому испытать такие чувства. Даже князь Шеин произнёс слова, говорящие о чуткости и благородстве души Желткова: “…Разве виноват он в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования… Мне жалко того человека. И мне не только жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души…”)

Найдите в словах автора, рисующего поведение Желткова, свидетельства того, что его поступками движет то самое огромное чувство, которое способно сделать человека или безмерно счастливым, или трагически несчастным. Какое у вас впечатление от последнего письма Желткова?

(Письмо прекрасно, как стихи, убеждает нас в искренности и силе его чувства. Для Желткова любить Веру даже без взаимности - “громадное счастье”. Он благодарен ей за то, что она восемь лет была для него “единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью”. Прощаясь с ней, он пишет: “Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое»”.)

III. Чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил…»

Чем стихотворение Пушкина созвучно рассказу Куприна?

(В обоих произведениях выражены и преклонение перед любимой, и благоговение, и самопожертвование, и боль страдающего сердца.)

Можно ли назвать чувство Желткова к Вере Николаевне сумасшествием? (“Что это: любовь или сумасшествие?”.)

(Князь Шеин: “Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим”.)

Но почему Желтков кончает жизнь самоубийством?

(Желтков любит по-настоящему, любовью страстной, бескорыстной. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее “маленького человека”. Он любит, и уже поэтому счастлив. Поэтому смерть не страшит героя.)

Переломным моментом для Веры становится прощание с умершим Желтковым, их единственное свидание. Обратимся к этому эпизоду и прочитаем его со слов: “В комнате пахло ладаном…”

Что испытывает Вера Николаевна, всматриваясь в лицо того, кто ушёл из жизни из-за неё?

(Глядя на его лицо, Вера вспоминает то же умиротворенное выражение на масках великих страдальцев - Пушкина и Наполеона.)

Случайна ли эта деталь? Каким предстаёт перед нами Желтков?

(Желтков велик своим страданием, своей любовью. Это поняла и Вера Николаевна, вспомнив слова генерала Амосова: “Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины”.)

Отметим: история, положенная в основу этого рассказа, во многом реальна. Прототипом княгини Шеиной стала Л.И. Любимова, которой влюблённый в неё человек несколько лет писал анонимные письма. У него не было никаких надежд, он понимал: между ним, “маленьким человеком”, и ею - непреодолимая пропасть.

Терпение аристократической родни Людмилы Ивановны иссякло, когда влюблённый осмелился прислать ей в подарок гранатовый браслет. Возмущённые муж и брат княгини разыскали анонима, состоялся решительный разговор. В итоге подарок был возвращён, а Жёлтый (фамилия влюблённого) поклялся более не писать. Тем всё и завершилось.

Почему Куприн по-иному осмыслил “курьёзный случай” и ввёл в свой рассказ трагический финал?

(Трагический финал производит большое впечатление, придаёт необычайную силу и весомость чувству Желткова.)

Как вы думаете, какой момент рассказа является кульминационным?

(Эпизод с пианисткой: “…Взволнованная тем, что она видела и слышала, Вера кинулась к ней и, целуя её большие прекрасные руки, закричала…”)

Величие пережитого простым человеком постигается под звуки бетховенской сонаты № 2, как бы донёсшей его потрясения, боль и счастье, и неожиданно вытесняет из души Веры всё суетное, мелкое, вселяет ответное облагораживающее страдание.

(Звучит соната № 2 Бетховена.)

Почему Желтков “заставляет” Веру Николаевну слушать именно это бетховенское произведение? Почему слова, которые слагались в её уме, оказались столь созвучны настроению, выраженному в бетховенской музыке?

(Слова как бы исходят от Желткова. Они действительно совпадают с музыкой, действительно “это были как будто куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое»”.)

Княгиня Вера переживает духовное единение с человеком, отдавшим свою душу и жизнь ей. Как вы думаете, возникло ли ответное чувство любви в душе Веры?

(Ответное чувство состоялось, пусть на одно мгновение, но навеки пробудив в ней жажду прекрасного, поклонение духовной гармонии.)

В чём, по-вашему, состоит сила любви?

(В преображении души.)

Итак, несчастный Желтков отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживают не только сочувствия, но и преклонения.

Почему Куприн, ставя на такую высоту своего героя, знакомит нас с ним лишь в десятой главе? Отличаются ли первые главы от последних по стилю?

(Язык начальных глав нетороплив, спокоен, в них больше описаний, нет надрыва, больше обыденности.)

Давайте найдём не только стилевое, но и смысловое противопоставление двух частей рассказа.

(Лирический пейзаж, праздничный вечер противопоставлены “заплёванной лестнице дома, в котором живёт Желтков, убогой обстановке его комнаты, похожей на кают-компанию грузового парохода”.)

Средством противопоставления героев являются и фамилии: незначительная и даже какая-то приниженная “Желтков” и преувеличенно громкая, тройная “Мирза-Булат-Тугановский”. Есть в рассказе и предметы-противопоставления. Какие?

(Изысканная записная книжечка, украшенная “филигранным золотым узором редкой сложности, тонкости и красоты”, и гранатовый браслет из низкопробного золота с плохо отшлифованными гранатами.)

Какова идея рассказа А.И. Куприна? В чём смысл противопоставления первой и второй частей рассказа? Какую традицию русской литературы XIX века продолжил писатель в этом произведении?

(Смысл рассказа - показать благородство души простого человека, его способность к глубоким, возвышенным чувствам путём противопоставления героя высшему обществу. Автор показывает психологический контраст: не может сильное, бескорыстное чувство возникнуть в том мире, где ценятся лишь благополучие, спокойствие, красивые вещи и слова, но исчезли такие понятия, как красота души, духовность, чуткость и искренность. “Маленький человек” возвышается, становится велик своей жертвенной любовью.)

IV. Заключение

К.Паустовский говорил, что “Куприн плакал над рукописью «Гранатового браслета», плакал облегчающими слезами… говорил, что ничего более целомудренного не писал”. Такое же чувство очищения и просветления оставляет рассказ Куприна и у нас, читателей. Он помогает понять, чего мы можем лишиться, если вовремя не увидеть, не услышать, не заметить большое, настоящее в жизни.

V. Домашнее задание (ответить письменно )

Как вы понимаете слова Куприна из письма к Ф.Д. Батюшкову (1906): “Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!”

Тема: «Разве бывает несчастная любовь?»

Цели:

Создать условия для проникновения в художественный мир мастера слова, постигая тайны его мастерства сделать вывод о своеобразии его творчества

Продолжить работу над навыками осмысленного чтения текста, над формированием умений и навыков анализа образов; совершенствовать навык определения темы и основной идеи рассказа; создать условия для развития умения высказывать и аргументировать собственную точку зрения

Воспитывать чувство ответственности за свою судьбу и судьбу людей, связанных с вами

    Поговорить о великой и вечной духовной ценности человека - любви; показать, как писатели изображает влияние любви на человека; анализ рассказов о любви с опорой на роль детали в произведении

Любовь – это самое необъяснимое чувство человека, это то, что каждый раз надо открывать заново. Актуальность темы «Разве бывает несчастная любовь? (по произведениям И.А. Бунина и А.И. Куприна)» объясняется тем, что любовь не стареет, и сегодня мы можем наблюдать любовь и такой, какой её видели Бунин и Куприн. В ходе подготовки к нашему уроку вами были исследованы особенности произведений И. Бунина и А. Куприна о любви, проанализированы сходства и отличия этих произведений.

Любови посвящено множество томов поэзии и прозы, но она так до конца и не понята. Поэты, писатели и философы тысячи лет без устали твердят: истинной любви более, чем нам дано понять; любовь - это родство между нашим существом и звездами, горящими на небе.

Алёна

Любовь, любовь – загадочное слово,
Кто мог бы до конца понять?
Всегда во всем старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?
Невозвратимая себе утрата
Или обогащенье без конца?
Горячий день, какому нет заката
Иль ночь, опустошившая сердца?
А может быть, ты лишь напоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждет?
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот?

Кто-то из философов однажды обмолвился, что опыт любви - самый потрясающий опыт человека. Любовь пытаются понять, систематизировать, загнать в рамки ответить на вечный вопрос - почему люди любят. Ведь давным-давно стало понятно людям: любовь приносит человеку не только свет, но и мрак, она не только поднимает, но и гнетёт человека.

Аня

Любовь не только возвышает.
Любовь порой нас разрушает.
Ломает судьбы и сердца…
В своих желаниях прекрасна,
Она бывает так опасна,
Как взрыв, как девять грамм свинца.
Она врывается внезапно.
И ты уже не можешь завтра
Не видеть милого лица.
Любовь не только возвышает.
Любовь вершит и все решает.
И мы уходим в этот плен.
И не мечтаем о свободе.
Пока заря в душе восходит,
Душа не хочет перемен.

Вот о такой разной любви мы сегодня и поговорим, а также постараемся ответить на проблемный вопрос, который звучит в теме нашего урока «Разве бывает несчастная любовь? (по произведениям И.А. Бунина и А.И. Куприна)».

Необычайная сила и искренность чувства свойственны героям их произведений. Куприн свято верил в любовь. В его творчестве воскресает высокий строй чувств, создававших вдохновенные гимны любви. Бунину тоже всегда удавались рассказы о высоком чувстве, думаю, потому что они шли из глубины сердца. Любовь захватывает все помыслы человека, все его силы. Но что-то всегда идет не так, и влюбленные вынуждены расстаться. Читая произведения этих писателей, можно предположить, что любовь – нечто, что причиняет людям одни страдания и несчастья. Действительно, финал «Гранатового браслета» Александра Куприна трагичен: главный герой кончает жизнь самоубийством. Да и в «Темных аллеях» Ивана Бунина нет счастливого конца. Все «влюбленные» писателей живут в ожидании любви, ищут ее и чаще всего, опаленные ею, гибнут. Но все же попробуем разобраться, была ли любовь главных героев в произведениях Бунина и Куприна несчастна.

Любовь - это то, что каждый раз надо открывать заново. На вопрос, что же есть любовь, невозможно дать один-единственный ответ, который бы годился для всех времен и всех людей. И сколько бы поэты, философы, психологи, влюбленные не давали прекрасных и полных ответов - поколения, идущие вслед за ними, будут искать и находить новые.

Словарная работа.
Работа со словарем: - Что же такое любовь? (мнения учащихся) Ответы учащихся, что, по их мнению, значит любовь. Вопросы о любви

Какая бывает любовь по мнению школьников

Тема является актуальной ещё и потому, что любовь – высокое, чистое, прекрасное чувство, которое люди воспевали ещё с античных времён. Любовь, как известно, не стареет, и сегодня мы можем наблюдать любовь и такой, какой её видели Бунин и Куприн.

Всякий ли человек умеет любить?

Особенности произведений И. А. Бунина о любви

Всякая любовь – великое счастье,
даже если она не разделена.
И.Бунин
*

Бунинская концепция изображения любви

«Полюбив, мы умираем…»*, - думаю, что эти слова К. Бальмонта как нельзя лучше раскрывают отношение И. Бунина к любви. У Бунина свой, особый подход к «традиционной» теме. Многие писатели 19 столетия пытались дать ответы на вопросы: губительна или спасительна любовь? Можно ли пронести ее через всю жизнь? А как эта тема раскрывается в произведениях Бунина? У него просто не существует любви «спасительной» - ни в одном рассказе он не даст своим героям возможности «закоснеть в тепле и уюте», смешать любовь и быт. С чем это связано? Очевидно, с мировоззрением Бунина. Как же воспринимает писатель мир и человека в нем?

Что такое любовь? Какая бывает любовь? О какой любви пишет И.А. Бунин в своих рассказах? Может ли безответная любовь принести счастье?

Влада

Была чудесная весна!
Они на берегу сидели -
Река была тиха, ясна,
Вставало солнце, птички пели;
Тянулся за рекою дол,
Спокойно, пышно зеленея;
Вблизи шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея.

Была чудесная весна!
Они на берегу сидели -
Во цвете лет была она,
Его усы едва чернели.
О, если б кто увидел их
Тогда, при утренней их встрече,
И лица б высмотрел у них
Или подслушал бы их речи -
Как был бы мил ему язык,
Язык любви первоначальной!
Он верно б сам, на этот миг,
Расцвел на дне души печальной!..
Я в свете встретил их потом:
Она была женой другого,
Он был женат, и о былом
В помине не было ни слова;
На лицах виден был покой,
Их жизнь текла светло и ровно,
Они, встречаясь меж собой,
Могли смеяться хладнокровно...
А там, по берегу реки,
Где цвел тогда шиповник алый,
Одни простые рыбаки
Ходили к лодке обветшалой
И пели песни - и темно
Осталось, для людей закрыто,
Что было там говорено,
И сколько было позабыто.

О чём говорят эти названия рассказов из сборника «Тёмные аллеи»?

Опираясь на эти названия, ответьте на вопрос, что такое любовь?

Какой из этих рассказов можно перевести как «искусство любить», или

«учебник любви»? Какое понимание любви воплощено в творчестве И.А. Бунина?

Докажите на примере одного из рассказов

Любовь - величайшее счастье, дарованное человеку, но над ней всегда висит вечный рок.

Любовь всегда связана с трагизмом, счастливого финала

у настоящей любви не бывает…

Одиночество становится неизбежным уделом человека,

не сумевшего разглядеть в другом близкую душу

Любовь – великая ценность, Она всегда чиста и целомудренна.

Любовь – высший дар судьбы, и чем прекраснее этот дар,

тем он скоротечней.

Любовь – это что-то неуловимое и естественное,

ослепляющее человека, действующее на него, как солнечный удар

Презентация оттенки любви

По словам Бунина: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена»* . (Запись в тетрадь) В тридцати восьми новеллах «Темных аллей» проходят перед читателями удивительные женские типы.

Герои Бунина о любви

Вот Надежда из рассказа «Темные аллеи». Она через всю жизнь пронесла любовь к барину, некогда соблазнившему ее. Влюбленные не виделись тридцать лет и случайно встретились на постоялом дворе, где Надежда – хозяйка, а Николай Алексеевич – случайный проезжий. Он не в состоянии подняться до ее высоких чувств, понять, отчего Надежда не вышла замуж «при такой красоте, которую…имела».

Как можно всю жизнь любить одного лишь человека?

Между тем, для Надежды Николенька на всю жизнь остался идеалом, единственным и неповторимым: «Сколько ни проходило времени все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего не было, а вот… Поздно теперь укорять, а ведь правда, очень бессердечно вы меня бросили»*. Это ей он когда-то читал стихи

«про всякие «темные аллеи»»…

Николай Алексеевич – дворянин. Пренебрежительно относится к низшему сословию.
Военный, сделавший хорошую карьеру.

В молодости Николай Алексеевич и Надежда любили друг друга.
Николай Алексеевич «очень бессердечно» бросил Надежду, она даже хотела «руки на себя наложить».

Сменив лошадей, Николай Алексеевич уезжает, а Надежда навсегда остается на постоялом дворе. Для одного – случайное увлечение молодости, для другого – любовь на всю жизнь. Да, возможно, Надежда не счастлива сейчас, через много лет, но насколько сильно было то чувство, сколько радости и счастья оно принесло, что забыть о нем невозможно. Надежда продолжает любить, но не может простить предательства.
В сердце героини нет прощения за то зло и несчастье, которое она пережила столько лет назад.

Николай Алексеевич о любви: «Все проходит. Все забывается»

Надежда: «Все проходит, да не все забывается» «Сколько ни проходило времени,

все одним жила…»

То есть любовь для главной героинисчастье .

Тогда же что становится причиной расставания героев:

Причиной расставания героев является общественное мнение: высший свет никогда бы не принял бывшую крепостную крестьянку в свой круг.

Существует ли такое мнение сейчас?

Николай Алексеевич – слабый человек. Предрассудки смогли победить в нем любовь. Считает отношения с надеждой «историей пошлой, обыкновенной», но при этом понимает, что именно Надежда «дала ему лучшие минуты жизни», потеряв ее, он потерял самое дорогое, что имел в жизни.

Любовь в произведениях Бунина драматична, даже трагична, она есть что-то неуловимое и естественное, ослепляющее человека, действующее на него, как солнечный удар.
Любовь – это великая бездна, загадочная и необъяснимая, сильная и мучительная.

Любовь в его произведениях - страсть, захватывающая все помыслы человека, все его существо, духовное и физическое.

Основные черты любви в произведениях Бунина. (любовь,зачастую взаимная, вспышка чувств, страсть, физическая близость, потом расставание героев, либо гибель одного из них, нет у Бунина счастливого финала, любовь никогда не заканчивается браком, созданием семьи, рождением ребенка)

Особенности произведений А. И. Куприна о любви

разве он виноват в любви и разве можно
управлять таким чувством как любовь.
А.Куприн
*

Трагедия любви в произведениях Куприна

Павел

Любовь, любовь, - гласит преданье,
Союз души с душой родной.
Их единенье, сочетанье
И роковое их слиянье,
И поединок роковой.
И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, страстно млея,
Оно изноет наконец

.

С не меньшим основанием можно и Куприна назвать певцом возвышенной любви. Сегодня на уроке мы вспомним повесть Куприна «Олеся», пройдемся по лесной глуши Полесья, где живет героиня повести, заглянем в каморку бедного чиновника в рассказе «Гранатовый », чтобы посмотреть на удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви.

Давайте еще раз заглянем в глушь Полесья и вспомним основные моменты повести.
-

Сначала вспомним сюжет повести. (Рассказ учащегося) В глуши леса, в Полесье жила бабка Мануйлиха со своей внучкой Олесей. Жители деревни считали Мануйлиху ведьмой, да и Олесю называли колдуньей. Мать Олеси сожгли, думая, что она колдунья, бабка чудом спасла Олесю и скрылась с ней далеко в лес. Однажды в полеские леса приезжает на охоту паныч Иван Тимофеевич. Произошла в лесу неожиданная встреча его и Олеси. Иван Тимофеевич искренне полюбил романтическую Олесю. Девушка тоже отвечала взаимностью. Иван Тимофеевич слышал о том, что говорили местные жители о Олесе и ее бабке. Но он не верил, что Олеся колдунья. По его просьбе Олеся отправляется в церковь в деревню, где жители деревни ее избил. Иван Тимофеевич чувствует в этом свою вину. Однажды он делает Олесе предложение поехать с ним в город, т.е. выйти за него замуж. Девушке пришлось бы выбирать между ним и бабушкой. Естественно Олеся не смогла бы оставить старую Мануйлиху одну. Она отказывает панычу, хотя искренне его любит, она осознает, что она будет в городе чужой, а здесь в полеских лесах ей хорошо и уютно. Происходит расставание влюбленных.
Олесю считали колдуньей.

Что обозначает слово колдунья?

Работа со словарем: Колдунья обозначает не только ведьма, но кудесница, очаровница, волшебница.

Имя Олеся- напевное, поэтическое соответствует именно этому смыслу.
-Чем привлекает читателя Олеся? (Ее отличает стремление к добру, чистоте, любви как главному смыслу человеческого существования. Олеся не боится жить в согласии со своим сердцем, поэтому ей суждено видеть дальше, чувствовать тоньше, чем ее осторожному избраннику.
Олеся – дитя природы, неразрывно связана с ней. Она твердо усвоила мудрость: что нельзя делать зла живому существу, будь то человек, зверь, птица.

О крестьянах, исправно посещающих церковь, считающих себя добропорядочными, но в душе которых таится злоба и ненависть, Олеся говорит: «Нам и людей не надо. Людей, что несут злость и жестокость».
Для Олеси доброта – важнейшее качество в человеке. (Глубоким смыслом наполнена ее фраза, обращенная к молодому барину: «Что ж, заходите, пожалуй, коли вы и впрямь добрый человек»)

Чем привлекает Олеся И.Т.?(барин удивляется изяществу, деликатности, благородству Олеси. «Его пленил гибкий, подвижный ум Олеси») Олеся очаровала, околдовала барина Ивана Тимофеевича- песня «Очарована, околдована»

Искренне ли полюбила Олеся И.Тимофеевича? (Чувства Олеси всегда искренни, она не умеет обманывать ни других, ни себя) Олеся окунулась в волшебство любви.

Искренне ли любит Иван Тимофеевич Олесю? (Любовь его искренняя, похожа на сказку, она привлекает внимание тем, что чиста и самоотверженна, но в И.Т. жив его эгоизм, который он приобрел, живя в городе, а Олесе это чуждо)

Почему же, несмотря на искренность чувств, все заканчивается расставанием героев? (Несмотря на взаимную любовь, Олеся и ее возлюбленный стоят по разные стороны. Иван Тимофеевич вырос в цивилизации и страдает болезнями общества. «Человек добрый, но слабый», он не способен а настоящую любовь, понимает невозможность совместного счастья. Куприн утверждает, что только в единении с природой человек сохраняет свою естественность, способен достигнуть духовной чистоты и благородства.)
-

Чем заканчивается повесть?

(Повесть заканчивается яркой деталью – И.Т. находит нитку красных бус. Это не столько память о «нежной, великодушной любви» Олеси, сколько символ ее чистого чувства, символ ее негаснущей любви. Каждая бусинка – как огонек этой любви.)

Но не только нитка коралловых бус остается после Олеси, но и мучительные раздумья, которым раньше не было места в жизни человека с «холодным и ленивым сердцем».

Вывод: Итак, в повести «Олеся» мы увидели пример всемогущей, искренней любви, любви чистой и нежной, а главное взаимной любви, но эта любовь не дала героям счастья, т.к. это люди из разных миров, из разных цивилизаций.
Коралловые бусы – это символ несгорающей любви Олеси. Еще в одном произведении Куприн использовал символ – гранатовый – символ вечной, искренней, всемогущей, безответной и нескончаемой любви мелкого чиновника Желткова к светской даме.

«Да святится имя твое»

Сюжет рассказа. 1 мин

Осенью 1910года, работая над «Гранатовым браслетом», Куприн писал из Одессы Батюшкову: «Не знаю, что выйдет, но когда… думаю – плачу; недавно рассказываю одной хорошей актрисе – плачу. Скажу одно, что ничего более целомудренного я ещё не писал».

Сведения о создании рассказа

Рассказ был издан в 1911 году. В основе его сюжета – реальное событие (любовь телеграфного чиновника Жёлтого П. П. к жене важного сановника, члена Государственного Совета Любимова).

В жизни всё сложилось иначе – чиновник принял браслет и перестал писать письма; больше о нём ничего не известно. В семье Любимовых этот случай воспринимался как странный и курьёзный.

(Словарная работа курьёзный )

III Работа над рассказом.

Вот такая любовь, о которой говорил генерал Аносов овладела душой бедного чиновника Желткова. Ему нужна была только она одна – Вера Николаевна Шеина. А теперь попробуем емко передать сюжет рассказа. (рассказывает учащийся)
Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму. Восемь лет длится безответная любовь. Письма влюбленного служат предметом насмешек членов семейного клана князей Шеиных и Булат-Тугановских. Не воспринимает их всерьез и княгиня Вера Николаевна, адресат этих любовных откровений. Присланный неизвестным влюбленным подарок – гранатовый – вызывает бурю негодования брата княгини. Он готов уничтожить «плебея», осмелившегося оказать знаки внимания потомственной дворянке. Близкие люди считают телеграфиста ненормальным. Любовь «маленького человека» заканчивается трагически, он погибает, не выдержав столкновения с миром жестокости и равнодушия, с озлобленностью очерствевших людей.

Слайд презентации

Аналитическая беседа сопоставительного характера. 1 мин

Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им? (Куприн воплотил в своем творении идеал прекрасной, всемогущей, но не взаимной любви, показал, что «маленький человек» способен на большое, всеобъемлющее чувство. Закончил рассказ Куприн гибелью героя, которая заставила Веру Николаевну задуматься о любви, о чувстве, заставила ее переживать, сочувствовать, что она не делала ранее)

Какие социальные преграды (и только ли они?) отодвигают любовь героя в сферу недоступной любви? (различное социальное положение – княгиня – мелкий чиновник (телеграфист); Вера Николаевна замужем, поэтому не может ответить Желткову взаимностью, Вера Николаевна выросла и воспитана в совершенно другом мире – светское общество, которое порой лишает человека искренности, красоты чувств и мыслей)

5) Диалог по рассказу «Гранатовый » 1 мин
Рассказ «Гранатовый браслет» - не просто о любви, а о такой любви, которая «никогда не пройдет и не забудется», ради которой жертвуют жизнью. Недаром К.Паустовский назвал «Гранатовый браслет» «одним из самых благоуханных, томительных… и самых печальных» рассказов о любви.

Не оставляет никого равнодушным образ главного героя рассказа мелкого чиновника Желткова. Он покончил жизнь самоубийством из-за безответной любви. Может быть глупо кончать жизнь самоубийством. Может правильнее взять девиз: если любишь, то надо бороться за любовь. А если нет взаимности, то надо заглушить в себе это чувство. Может Желтков слабый человек? А что касается женщин? Какая женщина не мечтает о преданной, самозабвенной любви?

Так как же относится к Желткову? Сочувствовать? Жалеть? Восхищаться или презирать?
Выделение темы для дискуссии:

Первая идея Вторая идея

Желтков слабый, безвольный человек, поэтому покончил жизнь самоубийством, не смог пережить безответную любовь Желтков – великий человек, он имел талант любить, но по воле судьбы любовь не нашла взаимности. Его чувство вызывает гордость. Он ушел из жизни, чтобы не мешать жить любимой женщине, не быть преградой.
Слабый или великий Желтков. В чем заключался талант любви Желткова?

Мнения учащихся.

Но разве самоубийство – выход?
Обсуждение проблемы суицида в современном мире?
Жизнь – одна, надо ценить ее, принимать такой, какая она есть, преодолевать трудности, препятствия и продолжать жить. Самоубийство по закону божьему – тяжкий грех, раньше самоубийц хоронили за пределами кладбища, в церкви их не отпевают.
Мы можем относится к герою как угодно, и хорошо, если в жизни каждого из нас не произойдет подобной трагедии, но нам важно определить авторскую позицию, выявить отношение самого автора к своему герою.

Именины Веры Николаевны 9 мин
завязка
- С чего начинается рассказ (описание природы)
- Почитайте по тексту описание природы
- Какое настроение создает природа (Грусть, печаль, ожидание чего-то трагического)

Именно ей присылал письма влюбленный Желтков.
17 сентября – именины Вера, Надежда, Любовь. В этот день Вера праздновала именины. В ее дом собрались гости. Сколько? (13)

Чем занимается высшее общество? (Гости безобидно развлекаются: играют в карты, слушают пение светского шалопая и кутилы Васючка, потешаются над выдумками князя Шеина.) Иллюстрация

Как относятся к посланиям Желткова в семье князей? (смеются, издеваются, послания его- повод для шуток)

Какой эпизод именин произвел на вас неприятное впечатление? (Как князь Шеин демонстрировал свой рукописный альбом, где с шутовством воспроизводится любовная история княгини Веры и влюбленного телеграфиста. В этой сочиненной истории влюбленный телеграфист забрасывает Верочку любовными посланиями, написанными вопреки всем правилам орфографии, переодевается трубочистом, проникает в будуар, оставляет повсюду следы сажи, попадает в сумасшедший дом, потеряв рассудок от любви и перед смертью посылает любимой две телеграфные пуговицы и флакон от духов – наполненный его слезами)

Какой можно сделать вывод о высшем обществе? (высший свет безнравственен, ему чужды возвышенные любовные чувства маленького чиновника, люди высшего круга издеваются и насмехаются над истинными чувствами, презрительно относятся к людям низшего происхождения, гордятся своим социальным статусом) – запись в тетрадь.

Что ждет от именин Вера Николаевна и что происходит в этот день?
По словам Куприна, «Вера Николаевна Шеина всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо- чудесного»

Какие подарки получила Вера в этот день именин 17 сентября?
Княгиня получает дорогие, с любовью выбранные подарки:
От мужа – «прекрасные из грушевидных жемчужин»
От сестры- «маленькую записную книжечку в удивительном переплете»
От поклонника Желткова – гранатовый браслет. Запишите в тетрадь

Как на фоне дорогих подарков выглядел подарок Желткова? В чем его ценность?
Подарок Желткова – «золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами», выглядит безвкусной безделушкой. Но его значение и ценность в другом. Густо – красные гранаты под электрическим светом загораются живыми огнями.

С чем сравнивает Вера густо- красные гранаты? (с кровью) В повести «Олеся» вспомните – коралловые бусы, которые подарила Олеся Ивану Тимофеевичу на прощание – символ любви.

Гранаты – горят как пылающее любовью сердце Желткова. Ведь он подарил самое дорогое, что у него было – фамильную драгоценность

Что значит гранатовый для самого Желткова? для него – не только символ благоговейной, бесконечной и безнадежной любви, он имеет и некую магическую силу, как и любая фамильная драгоценность. Об этом пишет Желтков в письме: « По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойства сообщать дар предвидения носящим женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли». Запишите в тетрадь ответ на вопрос

Почему же Желтков подарил Вере самую ценную вещь?

Это символ его безнадежной, восторженной, бескорыстной любви. Для Веры Николаевны ему ничего не жалко. Он хотел принести ей радость

Как был воспринят Верой и ее семьей подарок Желткова? (Вера – встревожилась, заволновалась, для мужа – это повод для насмешек, брат Веры- негодует, проявляет презрение к человеку низшего круга, Аносов – говорит, что мимо Веры прошла настоящая любовь)

Именно Аносов размышляет о настоящей любви. Кто такой Аносов?

Это друг покойного отца Веры и Анны генерал Аносов, которого они называли дедушкой. Он производит впечатление человека простого, но благородного, а главное – мудрого. Его Куприн наделил русскими мужицкими чертами: «добродушно- веселым взглядом на жизнь», «бесхитростной, наивной верой».

Как Аносов относится к любви? («Любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла до какого- то житейского удобства, до маленького развлечения. Виноваты мужчины, в двадцать лет присыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью»)

Так начата в рассказе тема настоящей любви, любви,ради которой, по словам Аносова, «совершить подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения – вовсе не труд, а одна радость».
Следующая тема для дискуссии:

Первая идея Вторая идея

Любовь, как у Желткова, бывает раз в тысячу лет. Сильная, страстная, вечная Любовь Желткова – это любовь на расстоянии, любовь – восхищение и преклонение любимой.

Но, если бы он стал мужем, то любовь бы превратилась в быт и в скором времени стала привычкой.

Существует ли настоящая любовь? Что же это такое.
Выслушиваются мнения учащихся.

Любовь – благородное чувство, которое возвышает человека, делает его душу чище, лучше. Конечно, мы не знаем, что же случилось бы с любовью Желткова, живя он ежедневно возле Веры Николаевны, Но в рассказе нам показан именно талант, т.е умение любить.

Да, действительно, мимо Веры Николаевны проходит настоящая любовь, любовь, которая бывает раз в тысячу лет.

Трагический финал. 8 мин
Развязка наступила скоро, а именно – трагический финал (обращение к плану урока)- смерть Желткова. Он и не знал, что любовь сыграет с ним жестокую шутку, что будет жестокой, но чувству не прикажешь.

Трагедия случилась, но прежде было написано последнее письмо. Чтение письма.(чтение) Кирилл
Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою - одна молитва: "Да святится имя Твое".

Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. "Да святится имя Твое".

Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было богу и судьбе. "Да святится имя Твое".

В предсмертный печальный час я молюсь только тебе. Жизнь могла бы быть прекрасной и для меня. Не ропщи, бедное сердце, не ропщи. В душе я призываю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: "Да святится имя Твое".

Ты, ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна. Бьют часы. Время. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью все-таки пою - слава Тебе.

Вот она идет, все усмиряющая смерть, а я говорю - слава Тебе!..

Успокойся, дорогая, успокойся, успокойся. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Ты ведь моя единая и последняя любовь. Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Помнишь? Вот я чувствую твои слезы. Успокойся. Мне спать так сладко, сладко, сладко.


-Какое впечатление у вас от последнего письма Желткова?
Для Желткова любить Веру Николаевну даже без взаимности – огромное счастье. Он благодарен ей, что она восемь лет была для него единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью.

Когда Вера узнала о смерти Желткова, она идет попрощаться умершим, конечно же она чувствует свою вину. (иллюстрация)

Третья тема для дискуссии

Первая идея Вторая идея
Желтков покончил жизнь самоубийством, так как у него не было выхода Всегда есть выход, и кончать жизнь самоубийством - глупость
Нужно ли было Желткову уходить из жизни?
Мнения учащихся

Прочитаем эпизод прощания Веры с Желтковым. Что испытывает она, всматриваясь в лицо того, кто ушел из жизни из-за нее?
(12 глава)

Она поняла, что Желтков – великий человек. Именно Ж. выпал талант любви.
- Каким настроением проникнут финал рассказа?

Финал рассказа проникнут чувством светлой грусти. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни Вера Николаевна, ей открылось нечто недоступное ранее. В пробуждении души Веры большое значение имеет музыка.

Вторая соната Бетховена. Почему Желтков заставил любимую женщину слушать именно это бессмертное произведение?

После смерти Желткова пианистка Жени Рейтер играет для Веры Николаевны бессмертную бетховенскую сонату, ту самую, о которой он писал ей в последнем письме. Видимо эта музыка раскрыла Вере красоту его любви и помогла ей все понять и почувствовать себя прощенной.

Музыка «Вторая соната»Бетховена. Под ее звуки читаю то место в главе, где писатель передает слагающиеся в сознании Веры под воздействием музыки слова, которые как бы исходят от Желткова

Мнения учащихся

Итак, несчастный Желтков отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживает не только сочувствия, но и преклонения

В чем, на ваш взгляд состоит любовь?

Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь расцветает в сердце Желткова и дарит ему огромное счастье. Свою жизнь он ограничил только лишь этим чувством, отказавшись от остального. Эта идеальная, чистая любовь возвышает маленького человека, делает его значительным в собственных и чужих глазах.

Сформулируйте взгляды на любовь по Куприну? (возвышенная, красивая, иногда взаимная, но и часто безответная, трагический финал)

Сопоставление произведений И. А. Бунина и А. И. Куприна о любви

Отличия в подходах к теме любви

Составьте сопоставительную таблицу: «Взгляды на любовь по Куприну и Бунину»
Любовь в произведениях Куприна Любовь в произведениях Бунина
Возвышенное, красивое чувство, обоготворение любимой, восхищение любимой, любовь не требующая наград, любовь – самопожертвование, но все заканчивается расставанием или гибелью героя. Возвышенное чувство, взаимность, страсть, физическая близость, расставание героев, трагический финал.

Не бывает любви несчастной,
Может быть она горькой, трудной,
Безответной и безрассудной,
Может быть смертельно опасной,
Но несчастной любовь не бывает,
Даже если она убивает,
Тот, кто этого не усвоит,
И счастливой любви не стоит.

7. Рефлексия

Что дал нам сегодняшний урок? Какие выводы мы сделаем для себя? Что помог понять, осознать урок?

8. Заключительное слово учителя. 1 мин

Куприн и Бунин поэтизировали любовь, описывали в своих произведениях примеры красоты и благородства

1)Дома вы напишите небольшое размышление о том, как вы понимаете эти слова.
Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем:

«Любовь, любовь – загадочное слово,

Кто мог бы до конца его понять?»,

«Кто из героев прозы И.А. Бунина мне запомнился больше всего»

« Всякая любовь – великое счастье»

Итог урока. 1 мин
Итак, наш урок подошел к концу. Я благодарю вас за работу и хочу отметить вашу активность оценками. (выставление оценок). Сегодня мы совершили путешествие в волшебную страну любви и усвоили для себя, что существует действительно талант любить, и дан он не каждому, а избранным, людям тонко чувствующим, готовым к самопожертвованию во имя любви. Мы убедились, что Куприн и Бунин - мастера в изображении человеческих чувств, они сумели глубоко показать человеческие переживания, открыть душу человека любящего и страдающего. Мы убедились, что любовь – прекрасное, облагораживающее чувство.

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал, кто страстью сердце нежил,
А кто не знал любви, тот все равно,
Что не жил…. (Мольер)

…Люблю - любить ввек буду.
Кляните страсть мою,
Безжалостные души,
Жестокие сердца!..
Н. М. Карамзин.
Что ценит в современном мире человек? Деньги, власть… Эти низменные цели преследу-ет общество. Произнося слово "любовь", подразумевают лишь животные инстинкты, физическую потребность. Люди стали роботами, и малейшее проявление чувств и эмоций кажется смешным и наивным. Умирают духовные ценности общества… Но есть всё же люди, которые не потеряли способности к высоким чувствам. И слава тем, кто любим или когда-либо любил, ведь любовь - это чувство, которое поднимает на вершины жизни, возвышает до небес…
Кто из героев повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет" верит в настоящую любовь? Анна Николаевна? Нет, вряд ли. Она вышла замуж за очень богатого человека, родила двух детей… Но она терпеть не может своего мужа, презрительно его высмеивает и искренне рада, когда кто-либо отвлекает Гусилава Ивановича от неё. Анна не любит своего мужа, её просто устраивает собственное положение: красивая, богатая… Да и пофлиртовать может без особых последствий.
Или, например, брат Анны Николаевны, Николай. Он чуть не женился на одной богатой и красивой даме. Но "муж дамы не хотел давать ей развода". Скорее всего, Николай Николаевич не верил в настоящее чувство, ведь иначе он бы не стал разбивать семью. Николай Николаевич холоден и его отношение к Желткову, то, как он с ним обращается, доказывает, что Булаш-Тугомовский не способен понять высокое чувство.
В отличие от Николая, князь Василий Львович Шеин, муж Веры Николаевны, понимает и даже принимает любовь телеграфиста к его жене. Если сначала Василий Львович выслеживает проявление каких-либо чувств, то после встречи с Г. С. Ж., после того, как Шеин понял, что Желтков действительно по-настоящему, бескорыстно, самоотверженно любил Веру Николаевну, он начинает верить, что искреннее чувство существует: "… разве он виноват в любви, и разве можно управлять таким чувством, как любовь…"
Генерал Яков Михайлович Аносов был когда-то женат. Но сам он признаёт, что брак этот не был построен на настоящей любви. "…Люди в наше время разучились любить, - говорит он Вере Николаевне. - Не вижу настоящей любви. Да и в моё время не видел!" Ещё одна история из жизни генерала, которую он рассказывает, - про болгарочку. Как только они встретились, моментально вспыхнула страсть, и, как говорит сам генерал, он "влюбился сразу - пламенно и бесповоротно". А когда ему пришлось уехать из тех мест, они поклялись друг другу в "вечной взаимной любви". А была ли любовь? Нет, и Аносов этого не отрицает. Он говорит: "Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире. Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться". И, возможно, если бы Аносов по-настоящему любил болгарочку, он бы сделал всё, чтобы только остаться рядом с ней.
Аносов рассказал пару историй о чувстве, больше похожем на преданность, чем на настоящую любовь. И это лишь два случая "настоящей любви", которые узнал Аносов за всю свою долгую жизнь.
Он считает, что каждая женщина мечтает о "единой, всепрощающей, на всё готовой, скромной и самоотверженной" любви. И женщины совсем не виноваты в том, что "любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения".
Генерал Аносов считает, что женщины (наверное, как более сильные и романтические существа) способны, в отличие от мужчин, "к сильным желаниям, героическим поступ-кам, к нежности и обожанию перед любовью".
Судя по всему, княгиня вера Николаевна заблуждалась по поводу того, что есть настоящее чувство. Она уверена, что любит Василия как и прежде, но её "прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы". Это, несо-мненно, хорошее чувство, но это не настоящая любовь.
Единственный герой повести, который испытывает искреннее чувство, - Желтков. Его возлюбленная - высокая, с нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасная Вера Николаевна. Он любит княгиню бескорыстной, чистой, возможно, рабской любовью. Эта любовь настоящая. Она вечная: "Я знаю, - говорит Желтков, - что не в силах разлюбить её никогда…" Любовь его безнадёжная. "Меня не интересует в жизни ничего: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей - для меня вся жизнь заколючается только в Вас", - пишет Желтков Вере Николаевне. Для Желткова нет никого прекрасней Шеиной.
Может быть, жизненный путь Веры пересекла любовь, о которой грезят женщины. Потеряв Желткова, княгиня поняла, что "та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё".
Довольно часто окружающие не принимают и даже осуждают тех, кто верит в любовь. "Дураки, - говорят они, - зачем любить, страдать, переживать, если можно жить спокойно и беззаботно". Они считают, что тот, кто искренне любит, приносит себя в жертву. Возможно, эти люди правы. Но они никогда не испытают тех счастливых минут любви, так как они холодны и бесчувственны…

Похожие статьи
 
Категории