Мировая художественная культура. XX век

11.04.2019


Художественная культура XX в .

Двадцатый век ознаменовался множеством нововведений в искусстве и литературе, связанных с катастрофическими изменениями в общественном сознании в период революций и мировых войн, а также резким скачком в научно- техническом развитии общества. Новые условия социальной действительности оказали воздействие на всю художественную культуру в целом, с одной стороны, дав новое дыхание классической традиции, а с другой – породив новое искусство – Авангардизм (от фр. «авант»- передовой и «гард»-отряд), или Модернизм (от лат. модернус- новый, современный), наиболее полно отражавшее лицо времени. По существу, термином «модернизм» обозначаются художественные тенденции, течения, школы и деятельность отдельных мастеров ХХ века, провозгласивших свободу выражения основой своего творческого метода.

Перед архитекторами встала задача: преодолеть эклектику, вернуться к стилевой организации архитектуры и при этом уйти от классических форм, регулярной планировки, ответом на этот вызов стал модерн . Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло). Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Наиболее завершение стиль модерн выразил себя в индивидуальном строительстве дворцов, особняков и в типе доходного дома, отдавая предпочтение асимметрии в группировке объемов зданий и в расположении оконных и дверных проемов. Модерн оказал влияние на декоративно-прикладное искусство, на культуру быта. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы - художественно обрабатывались.
Ставя перед собой задачу эстетической гармонизации общества, архитекторы в своих поисках коснулись, конечно, не только индивидуального строительства, но и строительства промышленных зданий, железнодорожных вокзалов, общественных и коммерческих учреждений, культовых зданий, доходных многоквартирных домов, среди которых дома «дешевых квартир» для рабочих. Во многих городах эти дома до сих пор составляют основную часть жилой застройки их исторических центров. Что бы ни проектировали архитекторы стиля модерн, они начинали изнутри, от наиболее оптимального, удобного расположения внутренних помещений в соответствии с их функциональным назначением. Именно отсюда начинается современное искусство дизайна интерьеров, хотя современным мастерам далеко до их предшественников в смысле совершенства организации внутренних пространств и их функциональности.

Дом Мила, Барселона. Арх. А. Гауди

Основы для «новой архитектуры» Ш. Э. Ле Корбюзье (1887-1965) искал в чисто геометрических формах, линиях под прямым углом, в безупречных сочетаниях горизонтали и вертикали, в абсолютно белом цвете. Знаменитую виллу «Савой» отличают изысканное совершенство форм и четкость пропорций, органическое единство с природой, возможность полного уединения человека.

Жилой дом в Марселе – своеобразная модель идеального жилища для человека. Рассчитанный на 350 семей, он наглядно воплощает идею автора о том, что «дом – это машина для жилья». Он включает 337 двухэтажных квартир, магазины, отели, сад на крыше, спортзал, бассейн, детский сад, т. Е. все, что необходимо человеку для благоустроенной жизни.

Художественная культура переживала невиданный до сих пор грандиозный распад на резко различные движения. В этих бурных и многочисленных художественных движениях можно выделить несколько основных: фовизм, экспрессионизм, абстрактивизм, футуризм, кубизм, сюрреализм, пуризм, орфизм, конструктивизм.
Фовизм (от франц. Les Fauves - «дикие, хищники») основывался на необычной яркости цвета и нарочитой огрубленности формы. Фовисты максимально усиливали выразительность цветового пятна за счет контраста с дополнительными тонами, не заботясь о реальной окраске предметов. При этом чрезмерная красочность их картин, некая «Зрительная агрессивность», вела к неизбежному упрощению формы, появлению резких контуров, разделяющих яркие пятна цвета. Фовисты работали в основном в жанре пейзажа, иногда изображали различные сцены в интерьере. Редко они прибегали к портрету, а если это и случалось, что их портретное творчество отличалось легкой иронией по отношению к портретируемой модели. Главой этой школы считается французский художник Анри Матисс , который свершил полный разрыв с оптическим цветом. На его картине женский нос вполне мог быть зеленого цвета, если это придавало ей выразительности и композиции. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин; я рисую картины».

Суть течения абстрактивизма (от лат. abstraction– отвлечение, удаление) заключалась в полном отказе от изображения реальных предметов и явлений в живописи, графике и скульптуре, художник отчуждался от действительности. По словам немецкого художника Пауля Клее, «чем ужаснее делался мир, тем абстрактнее становилось искусство». Крупнейшим представителем абстракционизма был русский художник Василий Кандинский (1866-1944), в творчестве которого мы видим абсолютное господство цвета над изображением. В его композициях красочные круги, квадраты, треугольники, сочетаясь с прямыми черными линиями на белом фоне, вызывали разного рода предметные ассоциации. Кандинский связывал краски с определенным состоянием души и со звуками предметного мира («фиолетовые скрипки», «желтый звук»).

Василий Кандинский "Казаки"

Формированию кубизма (от фр. cubisme, произошло от cube - куб) как самостоятельного течения в изобразительном искусстве способствовала выставкаи в 1904 году картин Сезанна, призывавшего художников сводить весь видимый мир к простейшим геометрическим формам. Выдающимися выразителями кредо кубизма стали француз Жорж Брак (1882-1963) и испанец Пабло Пикассо (1881-1973). Брак упрощал формы до маленьких кубиков, создавал комбинации из переплетенных плоскостей, показывал предмет как бы сразу с разных ракурсов, таким образом была написана «Гавань в Нормандии» . Пикассо под влиянием «дикой» пластики негритянской скульптуры подвергал природные формы геометрической деформации. Неслучайно его программная для кубизма картина «Авиньонские девицы» вызвала скандал и была прозвана «вывеской для борделя». Тела в ней, рассеченные крупными плоскими гранями, оттененные цветом, образую жесткий динамичный рельеф.

Жорж Брак "Гаваньв Нормандии"

Сюрреализм как одно из направлений в искусстве сформировался во Франции в начале 1920-х годов. Свое название новое течение получило от французского слова «surrealisme», что в переводе означает «сверхреализм». Отличительной особенностью данного направления явилось использование парадоксальных сочетаний различных форм и аллюзий. В основе всех понятий сюрреализма лежит сюрреальность, выражаемая в совмещении реальности со сном. В качестве основного творческого подхода сюрреалисты предложили противоречивое, абсурдное сочетание натуралистических образов. Главной целью стояло отделение духовного от материального и его возвышение.
Художники с фотографической точностью создавали нелогичные, пугающие картины обычных предметов или использовали нестандартную технику живописи, дающую возможность выразить подсознание. В целях достижения глубин своего подсознания художники использовали самые разные методы, порой радикальные. Нередки были случаи, когда сюрреалисты работали под воздействием голода, наркотиков, гипноза, депривации сна или наркоза. Несмотря на полную хаотичность образов, в них все же можно было периодически просмотреть некую продуманность. Самые известные сюрреалисты: Сальвадор Дали (1904-1989), Рене Магритт (1898-1967).Сальвадор Дали умел придать своим картинам эффект оптической иллюзии, объединяя натуралистическое изображение с абсурдными темами. В одной из самых своих известных картин «Постоянство памяти» на пустынном фоне представлено странное существо, напоминающего останки какого-то морского животного. В нем одновременно можно рассмотреть черты лица человека и улитку без раковины. Вокруг часы, они наводят на мысли о бренности человеческой жизни, текучести, монотонности времени.

Сальвадор Дали "Постоянство памяти"

В конце XIX века родилось кино . Первые короткометражные фильмы (15-20 метров, примерно 1,5 минуты демонстрации) были по большей части документальные, однако уже в комедийной инсценировке братьев Люмьер "Политый поливальщи"к отражаются тенденции зарождения игрового кино.
Небольшая длина первых фильмов была обусловлена техническим несовершенством киноаппаратуры, тем не менее, уже к 1900-м годам длина кинокартин увеличилась до 200-300 метров (15-20 минут демонстрации). Совершенствование съёмочной и проекционной техники способствовало дальнейшему увеличению длины фильмов, качественному и количественному увеличению художественных приёмов съёмки, актёрской игры и режиссуры. А широкое распространение и популярность кинематографа обеспечили его экономическую выгодность, что, однако, не могло не сказаться на художественной ценности снимаемых кинокартин. В этот период с усложнением и удлинением сюжета фильмов начинают формироваться жанры кинематографа, оформляется их художественное своеобразие, создается специфический для каждого жанра набор изобразительных приёмов.
Наивысшего своего расцвета «немое» кино достигает к 20-м годам XX века, когда оно уже вполне оформляется как самостоятельный род искусства, обладающий своими собственными художественными средствами. Огромным успехом пользовались комические фильмы с Чарли Чаплином. Первые звуковые фильмы появились в 1928 году и были приняты не сразу. После Первой мировой войны европейское кино переживает упадок и на первое место выходит кино американское.
В живописной местности недалеко от Лос-Анджелеса, начинают сосредотачиваться крупнейшие американские киностудии. Датой официального рождения Голливуда считается 1913 год. Первый большой успех пришел в 1929 году к Уолту Дисней (1901-1966) с фильмом «Глупые симфонии» и первой в мире полнометражной мультипликацией «Белоснежка и семь гномов» (1937 год). Между этими фильмами на свет появились Плуто и Гуффи - другие популярные диснеевские герои, а также первый цветной фильм с Микки Маусом – «Концерт». Популяризации нового вида искусства способствовали премии, которые присуждались за достижения в кинематографии. Первое вручение премии состоялось 19 мая 1929 года, именно здесь было принято решение об учреждении ежегодного приза, который получил название «Оскар». С 1932 года берет начало традиция проведения международных кинофестивалей в Европе. Первый международный кинофестиваль состоялся в Венеции, в 1935 году первый международный кинофестиваль был проведен в Москве.

После знакомства с представленными материалами необходимо выполнить проверочные и контрольные задания, представленные здесь же. В случае необходимости, контрольные материалы отсылаются на электронную почту преподавателя по адресу:[email protected]

Мировая цивилизация к началу XX века характеризуется развитием индустриального общества, утверждением в ряде европейских стран конституционных порядков, формированием демократических традиций, началом научно-технической революции. В искусстве продолжают развиваться реалистические традиции и, вместе с тем утверждаются новые творческие методы и направления. Мастера искусств в своем творчестве обращаются к народным истокам. На европейскую культуру сильное влияние оказываю традиции египетского, негритянского, восточного искусства. В символизме явно проступают черты романтизма, и вместе с тем в нем возникает новая философская основа. Появляется такое направление в литературе как акмеизм , фовизм , кубизм и экспрессионизм в изобразительном искусстве, импрессионизм в музыке.

Зарубежная литература первой половины XX века.

Выдающимся литератором первой половины XX века является французский писатель Р.Роллан . В его произведении "Кола Брюньон" основными темами являются судьба народа, вера в его силы, жизнелюбие, несокрушимость духа в испытаниях, прославление созидательного творческого труда, утверждение активной роли искусства и художника в борьбе с угнетателями, силы искусства в его народных корнях. Образ главного героя Кола полон оптимизма ("Не бывает мрачных времен, бывают мрачные люди"), ощущения единства героя и народа, красоты окружающего мира и полноты жизни. Повести присущи оригинальная поэтическая форма повествования, яркая красочность языка, фольклорная основа. Во второй половине XX века русский композитор Д.Б.Кабалевский написал оперу "Кола Брюньон" на сюжет повести Р.Роллана.

Другим представителем европейской литературы 20-30-х годов XX века является французский писатель А.Барбюс . В произведениях "Огонь" и "Дневник одного взвода" отражается нелегкий путь писателя от убеждения в трагической участи людей, действии "рока" к познанию правды. Основной темой его произведения являются разоблачение сущности первой мировой войны - гигантской мясорубки, слепой и бездушной бойни, лирический герой которой осознал себя как часть коллектива. Новаторским приемом А.Барбюса является использование солдатского жаргона, местных диалектов для создания реалистических образов.

Литературой "потерянного поколения" называют произведения немецкого писателя Э.М.Ремарка , в которых он повествует "о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал жертвой, даже если спасся от снарядов". В его произведениях вместе с чувством отрицания перемен мира ("Возвращение", "Три товарища", "Триумфальная арка"), социального неравенства, обреченности и внешнего пессимизма героев, есть ощущение гуманизма, веры в дружбу, товарищество, любовь ("На западном фронте без перемен").

В поэзии особое место занимает творчество испанского поэта Ф.Г.Лорки . В своей поэзии он опирается на фольклорную основу своего народа, традиции которого - неисчерпаемый источник вдохновения поэта. В его стихах соединяются романтическое мироощущение и живая реальность. Важнейшие мотивы поэзии Лорки - Любовь и Смерть, Любовь как Судьба и как синоним Свободы, Смерть как насилие, противопоставление, столкновение. Яркий образный язык поэта создает необыкновенные образы, олицетворяя силы природы, которые играют особую эмоциональную роль в передаче тонкого и точного видения мира ("Стихи о Канте Хондо", "Цыганское романсеро").

Экспрессионизм в литературе представлен произведениями самого загадочного и необычного писателя XX века Ф.Кафки . В его абсурдных произведениях предстает перед читателем страх и растерянность героев перед лицом враждебного человеку мира, бессилие и вместе с тем смятенные поиски выхода. Писатель стремится проникнуть в сущность действительности, обнажить беспощадную жестокость и нелепость ее законов, обычаев, морали. Он убежден в фатальной непреодолимости этих сил, обреченности маленького человека. В рассказах "Превращение", "В исправительной колонии" автор использует художественный прием правдоподобного описания деталей, эпизодов протокольно четким языком в сочетании с кошмарными и фантастическим ситуациями, невероятными, страшными и абсурдными. Идея всепроникающего давления бюрократической машины на жизнь человека становится основной в его романе "Процесс".

Зарубежное изобразительное искусство первой половины XX века.

Заметным явлением в области изобразительного искусства начала XX века стало появление такого творческого метода как фовизм (от фр. fauve - дикий). Художников этого направления объединяло общее стремление к эмоциональной силе художественного выражения, к стихийной динамике письма, интенсивности цвета и остроте ритма. В пейзажах, интерьерах, натюрмортах фовизм выразил себя в резких обобщениях объемов, пространства, рисунка. Ярким представителем и родоначальником фовизма считается А.Матисс . В своих работах он пытается раскрыть средствами живописи сущность вещей и одновременно нести людям радость, озарить яркими красками жизнь человека. Он считал, что его картины должны войти в мир человека как прекрасный цветок (,).

Другим, не менее ярким представителем художественной культуры, который воплощает собой знаковую фигуру всего XX века, является испанский художник П.Пикассо . Продолжая традиции Сезанна, он возводит на новую ступень развития кубизм как творческий метод. Представители этого направления в развитии живописи выдвинули на первый план формальные эксперименты - конструирование объемной формы на плоскости, выявление простых, устойчивых геометрических форм (куба, конуса, цилиндра), разложение сложных форм на простые. По всей вероятности, кубизм стал данью научного прогресса. В творчестве Пикассо прослеживается эволюция от "голубого" и "розового" периода, когда создаются его лучшие произведения реалистического плана (,) к построению реальности по законам абстрактного мышления ().

Традиции и новаторство взаимодействуют в творчестве испанского художника С.Дали . Его метод создания произведений изобразительного искусства называется сюрреализм , т.е. "сверхреализм". Дали провозгласил источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации). В основе этого метода - разрыв логических связей, замененных свободными галлюцинациями. К творчеству Дали замечательно точно подходят слова его соотечественника и друга поэта Ф.Г.Лорки: "Испания - страна резких очертаний, и тот, кто бросится в море сна, поранит себе ноги о лезвие бритвы". Главным художественным приемом, на котором строятся все работы художника является сочетание классической манеры живописи и абсурдного содержания его произведений, приводящих к шоку зрителя. Ощущение нереальности исходит от его картин (другое название этой картины "Мягкая конструкция с бобами"), "Реминисценции "Анжелюса" Милле".

Зарубежная музыка первой половины XX века.

В начале XX века продолжаются поиски новых музыкальных форм. Среди творческих течений этого времени прочное место занимает музыкальный импрессионизм с его поисками новых средств художественной выразительности для передачи сложных, тончайших движений человеческой души. Для этого метода свойственны программность, живописность образов (дальнейшее развитие романтических традиций), ясность, логическая стройность музыкальной формы, красота звучания. Утонченная акварельная поэтичность свойственна музыке французского композитора К.Дебюсси . В его произведениях слышится игра полутонов, тонкость оркестрового звучания. Его сочинения многообразны по своему содержанию (пейзажные зарисовки, жанровые сценки, лирические миниатюры). В симфонической пьесе "Море" композитор создает звуковой образ морской стихии, восхищаясь ее красотой, переливами красок и мощью.

Народные песенно-танцевальные истоки (французские, испанские, баскские) слышатся в музыке французского композитора - импрессиониста М.Равеля , на творчество которого оказали большое влияние русские композитора А.П.Бородин и Н.А.Римский-Корсаков. В его "Болеро" явно чувствуется использование ритмов и мелодий испанского фольклора. Повторяющееся мелодии придают этому произведению ощущение нарастающей мощи, бесконечного движения.

В это же время в музыкальном искусстве зарождается такое движение как экспрессионизм , родоначальником которого является австрийский композитор А.Шёнберг . В основе его произведений положена атональная система, основанная на диссонансе как наилучшем способе выражения духовной дисгармонии, так характерном для XX века. Система додекафонии (отсутствие мелодии, гармонии, ритма) - в основе знаменитого произведения Шёнберга "Свидетель из Варшавы", посвященного ужасам еврейского гетто.

Творчество Г.Малера продолжает традиции романтической музыки. В центре его произведений человек и общество, человек и природа. Таковы темы его первой симфонии "Песня умерших детей".

ХХ век привнес в искусство ноты распада. Появляются художники, которые отражают это в своем творчестве. Главным из них был испанский художник Пикассо, который в своих произведениях идет не путем синтеза, характерным для любого большого мастера, а путем анализа. Пикассо играет с нами, разбивая художественный образ на мелкие осколки, перемешивает его, бросает на полотно, включая зрителя в эту захватывающую дух игру. Он предоставляет нам собрать образ, узнать в разрозненных частях то целое, что послужило ему моделью. Пикассо формулирует задачу искусства следующим образом: "Я пишу не то, что я вижу, я пишу, как мыслю".

Другой испанский художник Сальвадор Дали, используя классические живописные формы, создает ощущение нереальности, бреда, пограничных ситуаций человеческой психики. Поэтому с полным правом можно сказать, что Дали пишет не то, что видит, чувствует или знает. Дали пишет, как бредят. Картины этого художника красивы и неприятны одновременно. В них тайна, ужас, загадка и фантастика. Эти произведения трудно трактовать. Сам Дали говорил: "Вы спрашиваете о смысле моих картин? Я не знаю в чем он… Но это не значит, что там его нет!".

Значительное место занимают представители русского авангарда. Их картины нуждаются в особом отношении. Кандинский выплескивал на полотна свои эмоции. Его художественные образы не имеют четких очертаний, поэтому не надо искать в его картинах знакомые символы. Их там нет. Его картины надо почувствовать. На полотнах Малевича предстают образы, наоборот, включенные в придуманные им формы. Камнем преткновения является для большинства зрителей его знаменитый "Черный квадрат". Это самое сложное для понимания и восприятия произведение русского авангарда. Если очень коротко сказать, то это "космическая черная дыра" на фоне белого безмолвия. В белом молчании рождаются художественные образы. В "черной дыре" они исчезают и скапливаются, ожидая своего часа. Другой представитель русского авангарда Филонов строит свои картины как соты. И если у Кандинского и Малевича звучат космические мотивы, то Филонов уходит в глубины человеческого подсознания, как в бездонные люки.

Особенности художественной культуры XX в. были определены новыми условиями ее формирования, среди которых в качестве ведущих факторов выступили революции, войны (особенно две мировые), научные открытия и технические достижения . Предпосылки художественной культуры этого времени начали складываться в конце XIX - начале XX вв. Поэтому искусство этого периода - искусство переломное, кризисное, выражающее наивысшую напряженность момента и обретающее новую почву для своего развития. На рубеже веков с появлением импрессионизма на Западе и деятельностью объединения «Мира искусства» в России художественная культура обретает новую функциональную заданность.

Если предшествующее искусство критического реализма свою задачу видело в обличении действительности, стремлении ее переконструировать, то искусство нереалистическое (а по существу, это почти все новое искусство XX в.) стремится стать средством интуитивного или, напротив, интеллектуального постижения действительности. Не пытаясь соперничать с такими только что появившимися способами запечатления реальности, как фотография и кино, и отказываясь от дублирования внешнего мира феноменов, художники пытаются создать новую реальность, новый мир, заключенный в рамки двухмерного пространства полотна.

Для искусства XX в. характерно в большей степени не приближение к действительности и ее критика (как это было характерно для критического реализма), а отстраненность от событий общественной жизни, не социологизм, а философия в красках, где художники отражали идеи космизма (работы А. Филонова) и показывали разрушение материи своими собственными средствами художественной выразительности (супрематизм К. Малевича).

Отсюда и проявляющаяся подчас неэмоциональность, холодность, рассудочность этого искусства, несущего не только художественную, но и философскую нагрузку . Именно эти его качества, а именно аполитичность, асоциальность и отсутствие четко выраженной ориентации на подражаниеприроде , т. е. беспредметность, позволяли обозначать его как элитарное , буржуазное, создаваемое для избранного меньшинства художником в «башне из слоновой кости». Принципы нового искусства допускают возможность искажения реальности, разъятия объемов на отдельные фрагменты-плоскости, что отличает, в частности, произведения кубистов . Иногда художники (как, к примеру, примитивист А. Руссо ) создают свой собственный, наивный мир, который как бы напоминает человеку о золотом веке.

В контексте этой собственной, беспредметной реальности эмоции вызываются определенными цветовыми сочетаниями, а также геометрическими конструкциями. Характерно, что многие художники начинали работать в рамках предметной реальности, но постепенно отказались от принципов реализма, сочтя их не соответствующими времени (этот путь проделали в своем творчестве К. Малевич и В. Кандинский).


Принцип отказа от реальности и традиционных методов ее воплощения в художественном произведении становится ведущим и в архитектуре, где модерн рубежа веков скоро уступает место конструктивизму с его опорой на современныетехнические достижения, интернациональному стилю , унифицирующему культурные различия в зодчестве, затем - органической архитектуре , как бы «вписанной» в природный контекст , ближе к концу века - деконструктивизму и постмодернизму .

Еще одной особенностью искусства XX в. является отсутствие общего единого стиля , позволившего бы расположить в едином ряду стилевой эволюции все составляющие его художественные движения. Многие из них в истории искусства XX в. сосуществуют параллельно, существенно не влияя на эстетику друг друга. Так, фовизм , либо кубизм , не является следствием развития реализма рубежа веков, точно так же неореализм конца 40-х гг. не проистекает из абстракционизма . Художественная жизнь каждого из этих направлений также различна: некоторые из них, возникнув внезапно, без видимых предпосылок, быстро исчерпывают себя, как, например, кубизм, другие же устойчиво существуют на всем протяжении века, претерпевая лишь несущественные видоизменения в различных исторических и социальных условиях, как, например, неоклассика .

Основные понятия и термины по теме: модерн, модернизм, фовизм, кубизм, сюрреализм, абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, инсталляция, эклектизм, кинематограф, телевидение, массовое и элитарное искусство.

План изучения темы:

1.Новые виды искусства, художественные направления и стили.

Краткое изложение теоретических вопросов:

ХХ век - век торжества науки и человеческого интеллекта, век парадоксов и потрясений. Он подвел определенный итог развития мировой культуры. В это столетие культура разорвала узы региональной или национальной замкнутости и стала интернациональной. Мировая художественная культура интегрирует культурные ценности практически всех наций.

Характерным явлением для ХХ века стало заметное ослабление тех социальных механизмов - механизмов преемственности в культуре. Отдельной индивид стремится стать самостоятельным, не зависимым от культурных традиций, обычаев, установленных правил этикета, поведения, общения. При этом внутренняя свобода все больше заменяется свободой внешней, самостоятельность духа – самостоятельностью тела, что постепенно приводит к снижению духовности, уровня культуры.

Образную характеристику искусству ХХ века дал Ф. Ницше, утверждая, что «искусство нам дано, чтобы не умереть от истины».

Модернизм (новый, новейший, современный ) - совокупность эстетических школ конца XIX и начала XX столетия, которые характеризуются разрывом с традициями реализма.

К этому понятию близок авангард . Он объединяет наиболее радикальные разновидности модернизма. Эти понятия часто воспринимаются как синонимы. В нашей стране модернизм и авангард резко критиковались - в противовес «социалистическому реализму». Обычно эти понятия трактовались как показатель кризиса буржуазной культуры. Однако эта классовая точка зрения не выдерживает никакой критики. Модернистские и авангардистские тенденции – отличительная черта современного искусства.

Выступая против норм и традиций предшествующей эстетики, стремясь к новаторству любой ценой, модернизм в крайних своих проявлениях разрушает осмысленность художественного творчества и зачастую - шокирует. Но в своих лучших образцах модернизм значительно обогатил художественную культура человечества.

Ортега-и-Гассет: «Новые художники наложили табу на любые попытки привить искусству «человеческое». Личность отвергается новым искусством более всего. Со всех сторон мы приходим к одному и тому же – бегству от человека».

Именно Ортега - автор наиболее любопытной гипотезы об общем законе развития мирового искусства. Он считал, что искусство вслед за философией изменялось в зависимости от изменения точки зрения художника на окружающий мир – от вещественно-конкретного видения мира, через его субъективное восприятие – к господству чистых идей и абстракций.



Искусство всегда борется за то, чтобы человечество через все перипетии истории все же пронесло свое главное завоевание – духовность. Ибо с поражением и гибелью духовности поражен и гибнет, не имея более отличия от животных, и сам человек. В этом ракурсе и следует рассматривать то, что произошло с искусством ХХ века.

В ХХ веке произошел отход от традиций, в определенном смысле и слом традиций в искусстве. Но это не означает, что реализм и реалистические принципы изображения были отменены этим веком.

Авангард – пестрое созвездие школ, направлений, течений, которое ошеломляет каскадом красок и пестротой образов. Впечатление хаоса, обусловленного быстрой сменой вкуса. Любое Формула «Если так еще никогда не делалось, то это необходимо сделать».

Фовизм. Одними из первых представители фовизма определили переход от подготовки авангарда к собственно авангарду.

Главное – добиваться максимальной энергии краски.

А. Матисс - французский художник, основатель фовизма, стремился к обновлению декоративного искусства, ясность и радостная уравновешенность которого должны были, по его мнению, передаваться зрителю.

Светлое, жизнерадостное искусство Матисса. Наиболее известные произведения Матисса – «Танец» и «Музыка» (панно, написанные им в 1908 году по заказу С.И. Щукина) для декорации московского особняка известного мецената (ныне перенесены в Эрмитаж).

Экспрессионизм - «искусство кричать. Картина «Крик» Э. Мунка. «Никогда не было такого времени, потрясенного таким ужасом, таким смертельным страхом. Никогда мир не был так мертвенно нем. Никогда человек не был так мал. Никогда он не был так робок. Никогда радость не была столь мертва. Нужда вопит, человек зовет свою душу, время становится воплем нужды. Искусство присоединяет свой вопль в темноте, оно вопит о помощи, оно зовет дух. Это и есть экспрессионизм» (В. Турчин).



Экспрессионизм: от живописи до политики, от философии до музыки, от архитектуры до кинематографа, от театра до скульптуры.

Кубизм – творчество форм. Стремление геометризировать предмет, делая его форму архитектурной. Начало кубизма в работах Жоржа Брака и Пабло Пикассо.

Представители кубизма в России: К. Малевич, Л. Попова, Д. Бурлюк (общества «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и др.).

П. Пикассо - универсальный художественный гений. Испанский художник, скульптор - величайший творец ХХ столетия. 15 тысяч картин, основатель кубизма.

«Герника» – шедевр живописи Пикассо, трудная для восприятия и анализа картина, где реальность выражена языком сложных субъективных ассоциаций.

Один из самых знаменитых рисунков Пикассо – «Голубь мира»,

Несовместимые крайности (реализм и модернизм) в творчестве Пикассо.

Абстрактное искусство. Первая абстрактная картина: А. Альфонс «Девушки под снегом» – чистая бумага, прикрепленная к картонному планшету. Традиционное абстрактное искусство начинается с 1910 года (с появлением первых изобразительных акварелей В. Кандинского).

В термине абстрактное искусство - глубокая двойственность, когда есть намек и на искусство, и на некую альтернативу. Это беспредметное искусство, основанное на абстрагировании изобразительных образов от конкретных объектов. Произведения абстракционистов представляют собой сочетание геометрических форм, цветовых пятен, линий. Для абстрактного искусства характерны две тенденции: абстрагирование образов от натуры до такой степени, что они перестают отражать действительность; чистые художественные формы, не имеющие связи с реальностью.

Первым художником-абстракционистом был В. Кандинский. Среди художников и скульпторов, развивавших это направление: П. Мондриан, К. Малевич, К. Брынкуши и др.

Сюрреализм (сверхреализм) как направление в искусстве сформировался во Франции в 20-е годы ХХ века. Это творчество – вне контроля разума. Французский поэт Андре Бретон издал «Манифест сюрреализма».

Согласно принципам сюрреализма, художник должен опираться на бессознательное, связанное со сновидениями, галлюцинациями, бредом, воспоминаниями младенческого возраста. А задача художника состоит в том, чтобы с помощью художественных средств достичь бесконечного и вечного. Свои произведения сюрреалисты строят как нечто алогичное, парадоксальное, неожиданное, как особую ирреальность.

Крупнейшим представителем сюрреализма был Сальвадор Дали.

Дали стремился создать фотографию бессознательного, достоверно запечатлеть свои сновидения, так как именно эта, не контролируемая извне спонтанная жизнь человеческого «Я» представлялась художнику подлинной реальностью. Он создает обобщенные художественные образы, выстраивает сложные, строго продуманные композиции «хаоса» болезненных видений.

Для воссоздания такого образа мира, где все разъединено разложением, необходима огромная сила трезвого ума, чтобы хоть как-то организовать этот бессмысленный абсурдный поток бытия. «Единственная разница между мною и сумасшедшим заключается в том, что я – не сумасшедший», – скажет однажды Дали.

Поп-арт - искусство популярное, рассчитанное на массовую аудиторию, легко распространяемое и массово производимое, отдающее большим бизнесом. Поп-арт – это своеобразное «искусство вне искусства». В композициях поп-арта часто используют реальные бытовые предметы (консервные банки, старые вещи, газеты) и их механические копии (фотографии, муляжи, вырезки из комиксов). Случайное их сочетание возводится в ранг искусства.

Художников поп-арта привлекал окружающий их мир массовой культуры, рассчитанной на потребление миллионов, когда эстетические и социальные ценности приравнивались к потребительским, обыденным, зачастую бездуховным. Они уничтожили иерархию образов и сюжетов. У них могли одинаково цениться и Леонардо да Винчи, и Микки Маус, живопись и технология, халтура и искусство, китч и юмор.

У поп-арта всегда есть дух массовости и вовлекаемости. Поп-арт явился первым большим течением авангарда, который был социализирован, вживлен в общество. Поп-арт вошел в кино, в рекламу, из которой сам первоначально исходил, в моду, в поведенческий тип жизни. Это преднамеренная неряшливость в одежде, ее разностильность, использование рекламных пластиковых пакетов в качестве сумок и т.д.

Лабораторные работы – не предусмотрено.

Практические занятия – не предусмотрено.

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Подготовить сообщение «Разнообразие стилей и направлений в искусстве начала 20 века».

2. Подготовить фотогалерею репродукций с художественными примерами фовизма, кубизма, сюрреализма, абстракционизма, супрематизма.

Форма контроля самостоятельной работы:

- устный опрос,

Проверка конспекта, сообщения, фотогалереи.

Вопросы для самоконтроля

Художественная культура. Русская художественная культура начала XX в

Русская художественная культура начала XX в. находилась в состоянии духовного кризиса, связанного с настроениями «рубежности», нарастанием индивидуалистических тенденций, отрицанием реализма и социальности в искусстве. По словам М.В. Нестерова, пришла эпоха «всеобщей переоценки ценностей». Одним из явлений того времени стало декадентство – господство упаднических мотивов, безнадежности и неприятия жизни; оно было чаще всего присуще модернистским течениям. Понятие «модернизм» (фр. moderne – современный) подразумевало новые тенденции в литературе и искусстве, шедшие вразрез с реалистическими традициями прежних лет. Последователи модернизма искали пути самовыражения личности в искусстве, уходили от объективной реальности и демонстративно отказывались от ее правдивого отражения. В литературе, живописи и музыке возобладал неоромантизм.

Для русской литературы начало XX в. – особый период. На это время приходятся последние годы жизни и творчества Л.Н. Толстого. В романе «Воскресение» (1899) писатель осуждал социальную несправедливость, выражал сочувствие революционным силам. Разрыв Толстого с церковью (1901) превратил «толстовство» в секту, враждебную православию. Большую популярность приобрело творчество А.П. Чехова, написавшего в те годы свои лучшие повести и рассказы – «Моя жизнь», «Мужики», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Невеста», а также драмы «Чайка» и «Вишневый сад», поставленные на сцене Московского Художественного театра. Произведения Чехова стали летописью жизни русской интеллигенции на рубеже веков. Чуждый «политики», Чехов предвосхищал новую счастливую жизнь соотечественников, которые должны трудиться «во имя великого будущего». Сочинения А.М. Горького «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Девушка и смерть», «Песнь о Соколе», «Песнь о Буревестнике» и др. воспевают стремление человека к свободе и любви, его готовность к самопожертвованию в борьбе за высокие идеалы. Горький провозгласил новое направление в литературе – «героический реализм», который не только изображает жизнь, но и способен быть «выше ее, лучше, красивее». В 1906 г. Горький написал драму «Враги» и роман «Мать». Выразив солидарность с революционерами, он снискал себе репутацию пролетарского писателя. На рубеже веков русская литература пополнилась именами молодых талантливых писателей – И.А. Бунина и А.И. Куприна, продолживших реалистические традиции XIX в.

Противовесом реализму в литературе стали модернистские направления – символизм, акмеизм, футуризм.

Принципы символизма, возникшего в 1890-е гг., декларировали Д.С. Мережковский и К.Д. Бальмонт. Причиной упадка литературы Мережковский считал преобладание реализма, противопоставляя ему «божественный идеализм». Основой нового искусства, по его мнению, предстояло стать «мистическому содержанию», выражаемому «символами». Символисты – А.А. Блок, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, А. Белый, Ф.К. Сологуб, Д.С. Мережковский и др. манили читателя сказочным идеальным миром, живущим по законам «вечной Красоты». Увлеченные «чистым» искусством, доставляющим эстетическое наслаждение его создателям, символисты отдавали предпочтение индивидуализму, самолюбованию и вели поиски сакрального мира, где торжествовал бы их «стихийный гений». Это сближало их с идеей «сверхчеловека» Ф. Ницше. Символисты уходили от социальной реальности. В 1905 г. они восторженно приняли «красные стяги революции» (А. Белый), но эта их «революционность» была лишь «эстетизированным» бунтарством, далеким от подлинной исторической драмы. Только самые талантливые из символистов сумели подняться над «чистым» эстетством. А.А. Блок написал циклы стихов «Родина» и «На поле Куликовом», обращаясь к сюжетам из народной жизни и русской истории. Творчество Блока и А. Белого тех лет находилось под сильным влиянием поэзии Н.А. Некрасова.

Акмеизм (греч. «акме» – высшая точка, цветущая пора) в русской поэзии возник как реакция на символизм с его отрицанием реальности. Родоначальниками акмеизма стали Н.С. Гумилев и С.М. Городецкий. В 1910 г. Гумилев произнес «надгробную речь» символизму, а в 1911 г. создал литературный кружок – «Цех поэтов». Акмеисты Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М.А. Кузмин, Г.В. Иванов и др. обратились к реальной «земной проблематике» с ее эстетическими и чувственными образами. Они считали поэзию профессией, ремеслом (отсюда название «цех») и пытались заново осмыслить простые житейские истины, намеренно избегая социально-философских исканий. Живой отклик публики встретил первый поэтический сборник Анны Ахматовой «Вечер». Отмечались академизм ее слога, проникновение в мир человеческой души, доверительность. Выдающимся поэтом-акмеистом был Гумилев. Его стихи на исторические и природно-экзотические темы имеют неповторимую чеканность и точность. Идеалом лирического героя для Гумилева была самодостаточная и волевая личность.

В 1910-1912 гг. в русской поэзии появился футуризм. Название данного течения указывало на желание его последователей быть поэтами «будущего». Существовало несколько кружков футуристов. Самый крупный – кубофутуристы – Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, А.Е. Крученых, В.В. Каменский, В.В. Маяковский. Лидером эгофутуристов был И.В. Северянин. Б.Л. Пастернак и Н.Н. Асеев начинали творческий путь в футуристическом кружке «Центрифуга». Футуризм провозглашал свободу поэтического слова, космополитизм и отказ от литературных традиций во имя нового слова, нового стиля, нового героя, нового мира. Хлебников объявил себя «председателем Земного шара» и предрекал «перерождение языка» – создание «заумного языка», который объединит народы. В манифесте «Пощечина общественному вкусу» (1912) футуристы призвали сбросить Пушкина, Достоевского и Толстого с «парохода современности», а на своем съезде в 1913 г. создали театр «Будетлянин», символом которого вскоре стал «черный квадрат» Малевича. Особое место занимало творчество Маяковского. Его ранние стихи полны лиризма, остроумия, искреннего протеста против ханжества и социального разложения, а также готовности участвовать в практическом созидании нового.

Настоящим явлением русской литературы начала XX в. стали «поэты из народа» с совершенно новым эстетическим кругозором. С.А. Есенин, Н.А. Клюев, С.А. Клычков, П.В. Орешин, А.В. Ширяевец, П.А. Радимов и др. проникновенно воспевали природу, дух и традиции крестьянской России, православную веру народа, его стремление к лучшей жизни (сборники «Радуница» и «Сельский часослов» Есенина, «Сосен перезвон» и «Песнослов» Клюева, «Песни» и «Потаенный сад» Клычкова, лирическая и бунтарская поэзия Орешина). Крестьянские поэты входили в различные кружки и общества – в монархическое по духу «Общество возрождения художественной Руси» при Феодоровском государевом соборе в Царском Селе (1915), в группу «Краса» (1915) и общество «Страда» (1915-1917) в Петрограде. До 1917 г. тема революции и «классовой борьбы» была не очень заметна в их творчестве, хотя Клычков участвовал в Московском восстании 1905 г., а Клюев 6 месяцев находился в тюрьме по «политическим» обвинениям. Оба поэта сочувствовали революционерам. Клюев восхищался их жертвенным служением «святому делу», сравнивал их с первыми христианами-мучениками и оплакивал «опаленных, сгибнувших, убитых». Поэтическое мировосприятие Орешина было менее сентиментальным. Его героем был обездоленный мужик-крестьянин. «Поэты из народа» едины в своих представлениях о прошлом, настоящем и будущем великорусского крестьянства с его «берестяным раем» или, как у Клюева, «избяным космосом» и собственным «мужицким Спасом».



В изобразительном искусстве главным творческим союзом оставалось Товарищество передвижников, объединявшее лучших живописцев России. В начале XX в. в него входили В.И. Суриков, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.Е. Маковский, В.Д. Поленов, И.И. Левитан, А.И. Куинджи и др. Их картины отличаются высокообразным и правдивым изображением народной жизни, сюжетов русской истории, родной природы. К передвижникам были близки художники А.П. Рябушкин, А.М. Васнецов, В.В. Верещагин и др. Традиции этой школы во многом унаследовали живописцы, получившие известность в начале XX в.: М.А. Врубель, В.А. Серов, К.А. Коровин, М.В. Нестеров и др.

Новым направлением в живописи стал импрессионизм, видными представителями которого были К.А. Коровин, В.А. Серов, И.Э. Грабарь, Ф.А. Малявин и др. В своих работах они непредвзято запечатлели динамичный и быстро меняющийся окружающий мир. Восторженной поэтизацией человека проникнуты работы Серова. Ученик И.Е. Репина, Серов умело изображал глубокий психологизм человеческих образов, а также снискал известность своими пейзажами и историческими картинами. Символизм представлен в творчестве М.А. Врубеля, создавшего свой фантастический сказочный мир и стремившегося к раскрытию сложного внутреннего мира человека, и В.Э. Борисова-Мусатова. Модерн получил развитие в творениях мирискусников: А.Н. Бенуа, А.И. Куинджи, Е.Е. Лансере и др. В отличие от них, художники К.С. Петров-Водкин, М.Ф. Ларионов и др. следовали традициям русского лубка и иконописи. На рубеже веков пристальное внимание художников привлекала тема Древней Руси. Она нашла яркое отражение в работах В.М. Васнецова, Н.К. Рериха, И.Я. Билибина. Философское осмысление православных первооснов русской жизни, исторического и духовного достояния русского народа находим в ранних работах М.В. Нестерова.

После революции 1905 г. в живописи усилились радикальные модернистские течения. В 1910 г. возник авангард, к которому относят футуризм А.В. Лентулова, абстракционизм В.В. Кандинского и К.С. Малевича, и др. В 1910-1911 гг. авангардисты образовали общество «Бубновый валет». По определению Малевича, авангард – искусство «чистых» форм и беспредметности. В 1915 г. на выставке в Петрограде было представлено концептуальное творение Малевича – «Черный квадрат». Опыты В.В. Кандинского, Р.Р. Фалька, П.Н. Филонова, М.З. Шагала и других авангардистов были посвящены не конкретике реального мира, а воображаемым схемам мирового устройства.

Тема жизни и социальных чаяний крестьянства, его стремления к справедливому общественному переустройству («всеобщему благоденствию») накануне и после революции 1917 г. всесторонне раскрыта в творчестве Е.В. Честнякова и других народных художников.

Индустриализация страны привела к перевороту в архитектуре. Новые стройматериалы (железобетон, металлоконструкции) ускоряли темпы градостроительства, меняли облик городов. В архитектуре господствовали модерн и неорусский стиль. Неорусский стиль, следуя традициям и духу древнерусской архитектуры, гармонично сочетался с модернистскими тенденциями. Представители модерна и неорусского стиля – Ф.О. Шехтель, Л.Н. Кекушев, В.М. Васнецов, А.В. Щусев и др. занимались постройкой зданий, предназначение которых было обусловлено потребностями эпохи. Наряду с храмами и особняками, это были вокзалы, банки, биржи, телеграфы, фабрики, заводы и магазины, ставшие украшением городов России.

Важной вехой в истории русского театрального искусства стало открытие в 1898 г. Московского Художественного театра (МХТ), созданного К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко – создателями новой школы актерского искусства и режиссуры. Станиславский предлагал сделать новый театр «разумным, нравственным, общедоступным». Первой постановкой МХТ была драма А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович», а в конце 1898 г. состоялась премьера «Чайки» Чехова, ставшей затем эмблемой МХТ. Репертуар театра почти полностью состоял из драматургии Чехова и Горького. В 1902 г. на средства мецената С.Т. Морозова было построено здание МХТ (архитектор Ф.О. Шехтель). МХТ стал примером умелого сочетания классических театральных традиций с насущными запросами современности. Опыт МХТ приобрел большое общественное значение, стремление передать на сцене «правду жизни» вызвало горячие споры. Яростными оппонентами МХТ были символисты В.Я. Брюсов и В.Э. Мейерхольд. Брюсов критиковал МХТ за «ненужную правду». Реалистическим и демократическим принципам МХТ Мейерхольд противопоставил эстетические эксперименты условного театра. В 1904 г. Петербурге был открыт Драматический театр В.Ф. Комиссаржевской, близкий по духу МХТ и демократической интеллигенции.

Всемирную славу русскому балету принесли легендарная балерина А.П. Павлова и прославленный балетмейстер М.М. Фокин. Хореографический этюд «Умирающий лебедь» композитора К. Сен-Санса был исполнен Анной Павловой и запечатлен художником В.А. Серовым, став символом балетного искусства. В 1911 г. Дягилев создал из лучших артистов балета, собираемых для участия в «Русских сезонах», постоянную труппу – «Русские балеты Сергея Дягилева». Помощником Дягилева являлся неутомимый новатор М.М. Фокин, видевший в балете «содружество танца, музыки и живописи».

Развитие русского музыкального искусства воплотилось в творчестве выдающихся композиторов и в создании системы музыкального образования. В начале XX в. были открыты новые консерватории в Саратове, Одессе и Киеве. Появились формы внешкольного музыкального образования: в 1906 г. в Москве по инициативе С.И. Танеева была открыта народная консерватория.

В музыке возрос интерес к внутреннему миру человека, «знамением времени» стало усиление лирического начала. Великий русский композитор Н.А. Римский-Корсаков – наследник традиций «Могучей кучки», написал лирическую оперу «Царская невеста» (1898). Лирические мотивы отражены в сочинениях С.В. Рахманинова и А.Н. Скрябина – выпускников Московской консерватории. Мастер оригинальных решений, Рахманинов, однако, следовал традициям русской классики и был верным учеником П.И. Чайковского. Творчество Скрябина было более сложным, новаторским и философским. Музыка И.Ф. Стравинского имела успех на балетной сцене (балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная»). Композитор проявлял интерес к далекому историческому прошлому русского народа, его фольклору.

Центрами музыкальной жизни оставались Мариинский и Московский Большой театры. Здесь выступали великие оперные певцы – Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, А.В. Нежданова. Но возрастал авторитет и частной оперы С.И. Мамонтова, затем – С.И. Зимина. На сцене оперы Мамонтова впервые раскрылся уникальный талант актера и певца Шаляпина, ставшего, по словам А.М. Горького, такой же «эпохой» в русском искусстве, «как Пушкин».

Новым и очень популярным видом искусства стал кинематограф. Первый русский кинопредприниматель А.А. Ханжонков в 1907-1908 гг. начал производство отечественных игровых фильмов. Он построил в Москве кинофабрику, а также кинотеатры «Художественный», «Москва» (ныне – дом Ханжонкова) и др. Среди первых русских игровых фильмов – «Князь Серебряный» (1907), «Стенька Разин и княжна» (1908), «Петр Великий» (1910), «Оборона Севастополя» (1911).

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы основные черты политико-административного устройства Российской империи в начале XX в.?

2. Какие факторы обусловили переход от сословного деления российского общества к классовому?

3. Каковы итоги и социально-политические последствия революции 1905-1907 гг.?

4. Опираясь на содержание Основных законов 1906 г., проанализируйте характер изменений в государственном строе России. Стал ли этот строй конституционным?

5. В чем причины незавершенности Столыпинской аграрной реформы?

6. Какими мотивами руководствовалась Россия при выборе внешнеполитических союзников в начале XX в.? В чем заключались трудности выбора союзников?

7. Каковы основные противоречия в развитии русской культуры «Серебряного века»?

Литература:

1. Власть и реформы. От самодержавной к советской России / Отв. ред. Б.В. Ананьич. М., 2006.

2. Дневники императора Николая II и императрицы Александры Федоровны: в 2 т. / Отв. ред., сост. В.М. Хрусталев. М., 2012.

3. Кирьянов Ю.И. Правые партии в России. 1911-1917 гг. М., 2001.

4. Первая революция в России: взгляд через столетие. М., 2005.

5. Политические партии России. Конец XIX – первая треть XX века. Энциклопедия. М., 1996.

6. Репников А.В. Консервативные концепции переустройства России. М., 2007.

7. Тюкавкин В.Г . Великорусское крестьянство и Столыпинская аграрная реформа. М., 2001.

8. Шацилло К.Ф . От Портсмутского мира к Первой мировой войне. Генералы и политика. М., 2000.

9. Шелохаев В.В . Идеология и политическая организация российской либеральной буржуазии: 1907-1914. М., 1991.



Похожие статьи
 
Категории