Обычаи. Как появился обычай дарить цветы, и кто научил этому русских мужчин

07.03.2019

Имена: происхождение и формы

Вячеслав - (от старорусского) большая слава.

Старое : Вечеслав.
Производные : Вячеславка, Слава, Славуня, Славуся, Славуха, Вяча, Вава.

Справочник русских имен

Большая слава (с древнерусского).

В детстве любознательно-наивен. С возрастом становится не таким - ясным, четким, особенно в деле. Предан идее. За порученное дело готов голову положить. Людская молва его вознаграждает. Обычно одинок, способен на нежность: и любит, и страдает.

Тайна имени oculus.ru

Вячеслав - наиславнейший (старославянское).
Имя человека с традиционными взглядами на жизнь. Еще лет 50 назад этим именем называли довольно часто. Теперь оно менее популярно.
Зодиак имени : Весы.
Планета : Венера.
Цвет имени : бледно-золотистый.
Камень-талисман : топаз.
Благоприятное растение : орешник, вереск.
Покровитель имени : буйвол.
Счастливый день : пятница.
Счастливое время года : осень.
Основные черты : доброта, четкость в делах.

ИМЕНИНЫ, СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ

Вячеслав Чешский , князь, страстотерпец, 17 (4) марта, 11 октября (28 сентября). Угодил Богу заботами о распространении Христовой веры в Чехии, любовью к церковной молитве, милосердием Убит в X веке братом своим Болеславом на пороге церкви, куда шел для утренней молитвы.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ

В день Вячеслава сбрызгивают детей из решета на пороге от сглазу, для здоровья.

ИМЯ И ХАРАКТЕР

В детстве Славик трогательно-наивный, нервный ребенок. Родители должны его успокаивать и просто смотреть с одобрением и пониманием, иначе у него будут истерики, ему будет казаться, что его не любят, не хотят с ним общаться. Необходимо укреплять организм ребенка, заниматься спортом. Тогда подростком Вячеслав становится крепким и спортивным мальчиком, благодаря воле и целеустремленности может достигнуть высоких результатов.

Вячеслав - талантливый человек, причем не в какой-то конкретной области, а во многих. Но чтобы реализовались его таланты, жизненные обстоятельства должны сложиться благоприятно. Если же нет, то, пройдя сорокалетний рубеж, его нервная система поуспокоится и он будет нормально работать, не переживая об утраченных возможностях. Вячеслав одинаково хорош во многих специальностях, но более всего преуспеет в технике. Его четкость и скрупулезность помогут ему в архивных делах. К любому труду Вячеслав относится ответственно, все доводит до конца, но работает без азарта. Он обожает водить автомобиль, сам может его ремонтировать.

Вячеслав - общительный, веселый человек. У него много друзей и просто добрых знакомых. К людям он относится хорошо и крайне редко вступает в конфликты. Вячеслав добр, но вспыльчив, быстро остывает и не помнит обид. Женщины любят его за обаяние, предупредительность, мягкость, откровенность в сексе.

В семейной жизни надежен, помогает жене, нянчится с детьми. У него сильно развито чувство долга к семье.

Отношения с женой Вячеслав строит на доверии, но, разочаровавшись, не доверяет ни одной женщине. Его жена обычно умна, обаятельна, в ней есть индивидуальность и отсутствуют комплексы. Брак Вячеслава удачен с женщиной, которую зовут Анна, Елена, Ирина, Лариса, Маргарита, Мария, Юлия.

Отчество : Вячеславович, Вячеславич, Вячеславовна, Вячеславна.

ИМЯ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

Вячеслав Яковлевич Шишков (1873-1945)- русский писатель. Он прожил долгую, богатую событиями и впечатлениями жизнь. Родился в городе Бежецке Тверской Губернии в купеческой семье. Окончил Вышневолоцкое техническое училище, после двухлетней практики на строительных работах в Новгородской и Вологодской губерниях, в 1894 году уехал на работу в Сибирь.

В течение двадцати лет Шишков служил в Сибири, выполняя работы по обследованию водных путей и сухопутных дорог. Он проехал и проплыл на лодках, плотах, пароходах тысячи километров, промерил и запечатлел на специальных картах Енисей, Иртыш, Обь, Лену, Бию, Катунь, Чулым, Ангару. На Нижней Тунгусске он едва не погиб. По проекту Вячеслава Шишкова был построен Чуйский тракт от города Бийска до границ Монголии.

Деятельность Шишкова внесла неоценимый вклад в изучение Сибири. Его изыскания высоко ценил знаменитый ученый, исследователь Азии - Г.Н. Потанин. Многие капитаны и плотогоны, плавающие по великим сибирским рекам, проходя опасные приметные места, вспоминали добрым словом того, кто оставил подробные описания этих водных путей - их глубин, отмелей и порогов, заложив тем самым основы современных навигационных карт.

Вячеслав Шишков был неравнодушен к огромному миру различных характеров и человеческих судеб, встретившихся ему на трудовом пути. Он глубоко изучил этих людей их простой, сильный, образный язык, вплотную столкнулся с природой и жителями Сибири "во всем их любопытном и богатом разнообразии".

В 1908 году в газете "Сибирская жизнь" впервые появилась сказка В. Шишкова "Кедр". Затем стали публиковаться рассказы и очерки о жизни народов Сибири. Они достоверно ее описывали, точно изображали детали народного быта. Сибирякам казалось, что это не писатель, а сами они рассказывают друг другу разные события, произошедшие с ними. Писатель Г. Марков вспоминал, что "сходство отдельных жизненных обстоятельств и людских образов, воспроизводимых в рассказах Вячеслава Яковлевича, с тем, что слушатели останавливали чтеца и просили то или иное место перечитать снова".

Сибирская действительность и ее темы вошли в плоть и кровь писателя Вячеслава Шишкова. С 1915 года, живя в Петрограде, он помнил о Сибири, она утвердила в нем никогда уже потом не угасшую страсть художника.

Завершением сибирской темы очерков, рассказов и повестей явилась эпопея "Угрюм-река". В этом широчайшем по охвату людей и событий произведении воплощено все то, что сам художник видел и слышал, думал, чувствовал и пережил в многотрудные годы пребывания в Сибири. Образно написал об этой книге Г. Марков: "Угрюм-река", как многоводный Байкал, вобрала в себя тысячи речек и ручейков, представлявших самые различные стороны жизни того времени, которому книга посвящалась... "Угрюм-река" - это роман о России сложнейшего исторического периода- периода созревания у нас социальной революции и ее разворота". "Угрюм-река" была экранизирована и стала популярнейшим телевизионным фильмом.

Вершиной творчества В.Я. Шишкова является исторический роман "Емельян Пугачев". 10 лет работал над ним писатель, подробнейшим образом изучая в архивах исторические факты, события, разбираясь в причинах, породивших то или иное явление. Перед читателями развертывается огромная панорама, охватившая все основные события международной и внутренней жизни Российского государства второй половины XVIII столетия. Ярко, художественно, образно даны портреты почти полутора тысяч действующих лиц, созданы сотни разнообразных картин исторической действительности. Богат и живописен язык произведения. Образная народная речь, лукавый юмор, пословицы и поговорки - все разноцветье, украшающее русский язык, изобилует в "Емельяне Пугачеве". Только такому всестороннему знатоку жизни народной, повидавшему на своем пути столько разных людей, близко познавшему их быт, нравы и обычаи, имеющему грандиозный талант и сумевшему вобрать в свое сознание простоту и премудрости человеческие - Вячеславу Яковлевичу Шишкову - по силам было изобразить эту огромную историческую эпопею.

Публикуется с любезного разрешения проекта "ОКУЛУС" - астропсихология.

Еще десятки сотен лет назад люди отлично знали, что судьбу предвидеть практически невозможно, поэтому каждый родитель пытается предопределить ее изначально, еще при крещении. Далеко не всем это удается, ведь о том, что слишком многое здесь зависит от определенного значения, знают не все, поэтому нередко умудряются сделать роковую ошибку. Вячеслав, характер и судьба для мальчиков – что здесь наиболее важно, и как на практике можно применить эти знания?

Значение имени Вячеслав для мальчиков кратко

Если не следовать веяниям моды в выборе имени для своего ребенка, а постараться воспользоваться многолетним опытом, можно довольно легко исправить все неприятные сюрпризы, которые может приготовить жизнь. Старинные источники предоставляют немало информации о том, каким именам следует отдать предпочтение, что в них скрывается, как правильно расшифровывать значения. Родителям не придется прилагать много усилий, чтобы выбрать имя – древние книги, которые трепетно хранят ценные сведения, рассказывают все доступно и подробно.

Вячеслав, значение имени, характер и судьба – первые и самые важные сведения, которые нужно узнать еще до таинства крещения. Именно от того, что здесь сокрыто, может круто измениться жизнь крохи, причем еще в раннем детстве. Родителям будет полезно узнать, что в большей мере зависит все только от них, точнее – от их выбора.

Значение имени Вячеслав для мальчика кратко способна рассказать славянская мифология. Именно старославянские племена, отличавшиеся мужественными и верными воинами, дали миру это замечательное и многообещающее имя. Значение у него всего лишь одно – «наиславнейший». Можно смело ожидать, что мальчик еще с детства будет соответствовать значению и непременно станет лидером как в школе, так и в мальчишеских компаниях.

Что означает имя Вячеслав для мальчика по церковному календарю

Наиболее правильным в выборе имени для своего отпрыска пользоваться не старинными мифами или легендами, которым свойственно ошибаться, а православными источниками, имеющими неоспоримое достоинство – достоверность. Именно в церковном календаре, который предоставляет многочисленные сведения, можно найти не только точное значение имени, но и не менее полезную информацию – кто из святых будет опекать ребенка, когда ему придется отмечать именины.

Вячеслав, значение имени, характер и судьба – церковный календарь в сочетании со святцами могут рассказать немало интересного по этому поводу. Взрослые должны помнить, что всего лишь изучения информации недостаточно – ее нужно правильно использовать, чтобы извлечь все необходимые сведения, которые можно направить на улучшение судьбы своего чада.

Что означает имя Вячеслав для мальчика по церковному календарю? Здесь особых секретов или отличий от старославянской трактовки нет – в православии тоже принято считать, что это имя означает «наиславнейший». Если взрослые запомнят это значение и постараются помочь своему ребенку улучшить способности, научиться быть всегда первым, это у них непременно получится – тайный смысл имени обязательно этому поспособствует.

Тайна имени Вячеслав, дата именин, поверья

Насколько важной и нужной для взрослых может оказаться тайна имени Вячеслав, могут рассказать церковные источники. Именно из них можно узнать, какие святые будут покровительствовать ребенку. У него будет всего один ангел-хранитель, но даже этого достаточно, чтобы кроха всегда чувствовала себя защищенной мощными силами, которые не допустят неприятностей и трудностей.

Празднует именины Вячеслав всего один раз в году. Собираться родным для поздравлений и вручения подарков нужно в октябре (11-го). Не обязательно организовывать пышный шумный праздник – святому непременно понравится, если ему превознесут искренние молитвы.

В этот праздник принято уделять внимание детям – считается, что святой внимательно следит за их здоровьем. Чтобы уберечь ребенка от заболеваний, сглазу, порчи, нужно было поставить малыша на пороге и обильно сбрызнуть святой водой. Это помогало не только излечиться, но и избавиться от неприятностей.

Происхождение имени Вячеслав и его значение для детей

Каким образом связано происхождение имени Вячеслав и его значение для детей, вопрос, который остается важным для многих родителей. Если не удается самостоятельно разобраться в этих особенностях, непременно нужно заглянуть в старинные источники – они смогут дать точный ответ. В древних книгах, хранящих тайны, есть немало сведений о том, какая именно страна одарила мир красивым именем, но здесь также упоминается о том, что никакой роли это в развитии или воспитании ребенка не играет.

Более важной в древних книгах является другая информация – о значениях имен. Здесь сказано, что постаравшись расшифровать подробные сведения, можно справиться со многими проблемами, которые могут возникнуть на жизненном пути ребенка. Не следует отказываться от замечательной возможности, которая возникает у родителей всего лишь раз в жизни, помочь своему отпрыску почти с самого рождения. Именно от выбора имени, которое имеет значение для малыша, зависит его безоблачное будущее.

Характер мальчика по имени Вячеслав

Насколько сложным в воспитании может оказаться характер мальчика по имени Вячеслав? Взрослым непременно будет приятно узнать, что никаких сложностей отрицательные качества не вызовут – достоинств у ребенка будет намного больше. Среди положительных черт можно отметить:

  1. справедливость;
  2. честность;
  3. веселый нрав;
  4. общительность;
  5. воспитание;
  6. общительность;
  7. стремление к лидерству;
  8. смелость;
  9. активность.

Одно из самых ценных качеств мальчика – умение защищать тех, кто нуждается в его сильном и надежном плече. Именно поэтому у него настолько много друзей среди малышей – Вячеслав с самого детства горой стоит за своих маленьких товарищей и способен защитить их не только от собак, но и от взрослых обидчиков.

Из недостатков можно отличить неприятное свойство Вячеслава попадать в дурные компании. Движет им не желание заняться чем-либо противозаконным, а стремление получить заряд адреналина, узнать что-либо новое и интересное. Даже в криминальных компаниях ценить его будут за главное качество – справедливость.

Судьба мальчика по имени Вячеслав

Как удивит судьба мальчика по имени Вячеслав его родственников? Выбор профессии сына родителей не впечатлит, ведь постарается он избрать специальность достойную и прибыльную. Остановить свой выбор он может на таких профессиях.

Обычаи и традиции: самые жесткие примеры

Что же такое обычаи и традиции? Обычаи — это исторически сложившиеся определенные действия и порядки, которые уже давно вошли в привычку всего народа. Под традициями мы «расшифровываем» определенный «культурный код», который передается людьми из поколения в поколение.

Традиции и обычаи очень схожи по своему смыслу. Социологи даже выделяют е . Они тесно связаны не только с историей, но и с религиозными взглядами. Именно с появлением верований было положено начало обычаев и традиций.

Все мы следуем каким-то традициям и обычаям, но не каждый из нас по-настоящему знает их предназначение и их историю. Я считаю, что люди должны проявлять особое внимание к истории, ведь все традиции и обычаи являются небезынтересной частью культуры народа, истории поколений и религии, а так же являются одной из составляющих воспитания человека и его мировосприятия.

История появления обычаев и традиций

Первоначально обычаи и традиции возникли из-за необходимости выживания. Так зародилась так называемая охотничья магия. Надо понимать, что люди в древности были гораздо более зависимы от природы, чем мы с вами. Охота могла быть удачной – или неудачной. Поэтому возникли обряды, которые, как считалось, могли привлечь удачу на сторону охотников. Знание о таких обрядах имели старейшины, поэтому к старикам в древности относились с должным уважением, не то что сейчас.

Были и другие обычаи и традиции у древних: не будить спящего (его душа может не успеть вернуться из мира сновидений), не спариваться во время охоты – это чревато бесконтрольной рождаемостью и пр. Кстати, именно в рамках охотничьей магии возникает наскальная живопись: люди хотели привлечь дух животного на свою сторону.

Такими обычаями и традициями сопровождалась жизнь древнего человека. Они настолько проникли в нашу культуру, что мы даже их не замечаем и не отслеживаем! К примеру, посмотрите на подростка на остановке. Он покурил, сплюнул и вытер ногой харчок об асфальт. Что это? Это генетическая память: фактически он уничтожил след о себе. Ведь раньше люди верили, что через слюну, волосы и другие остатки человека можно на него навести беду. Не верите? Почитайте учебник «История первобытного общества» для вузов!

Свадебные традиции – вообще сплошная древность: белый цвет (платье, фата) – это символ перехода в другое состояние. Мы надеваем белое по обряду три раза в жизни: когда рождаемся, выходим замуж или женимся и когда умираем. А вы знали вообще про все это? Напишите в комментариях!

Обычаи, связанные с едой. Приходишь на новую работу – надо «проставиться», уходишь в отпуск – аналогично. Свадебный стол, вечеринки, — словом много связано именно поеданием пищи. Почему? Оказывается в древности был такой обычай потлача, когда вождь племени кормил всех своих общинников. Это означало, что он сделал им добро – надо ответить тем же! А сегодня: пошел в отпуск, а мы работаем? У нас стресс! Надо заесть! И возникает «простава». Ты окончил школу, получил аттестат? У тебя стресс? Школьный бал, выпускной опять же связан с пищей. Не замечали

Интересные обычаи и традиции народов мира

У народов всего мира есть немало традиций и обычаев, и у всех народов они разные. Например, у русских есть традиция празднования Нового Года — праздника, который соединяет прошлое и будущее. Этот праздник несет в себе яркие чувства и множество чудес, но, как и большинство других традиций, Новый Год уходит корнями в глубокую древность.

Неотъемлемой частью Нового Года является ёлка с забавными и заводными игрушками, яркими и глянцевыми шарами и, мигающими разными цветами, гирляндами. А знаете почему все так стремительно украшают ёлку перед этим праздником? Потому что по обычаям люди верили, что украшая ёлку, они делают злые силы, которые их окружают, добрыми. В настоящее время об этих силах многие забыли, а украшенная ёлка — по-прежнему остаётся символом новогоднего праздника. Этот волшебный праздник описывается во многих русских сказках и стихах, авторы которых всем известные А. С. Пушкин, С. А. Есенин и другие.

Так же у русского народа есть интересные обычаи, которые непонятны иностранным жителям. Например, накануне Великой Пасхи — светлого праздника, который появился на Руси в конце десятого века, в честь воскресения Христа, мы красим куриные яйца. И многие красят их с помощью луковой шелухи, потому что она дает бордово-красный оттенок, такой оттенок символизирует собой кровь, распятого на кресте, Христа. А куриное яйцо в свою очередь — символ зарождения новой жизни.

Но не только русский народ славится своими традициями и обычаями. За рубежом существует всеми известный Канун всех святых или, как мы его называем, Хеллоуин. Праздник стал традицией несколько столетий назад и, как известно из книги «Скарлетт», автор которой Александра Риплей, этот праздник был корнями из Ирландии. Атрибутом такой традиции является тыква, которая символизирует одновременно сбор урожая, злые силы и огонь, отпугивающий их.

Есть и не менее интересные традиции в странах Востока. Например, многоженство. Многоженство так же вошло в жизнь от предков и сохраняется в странах Востока по сей день. Например, «Книга Мормона» может многое рассказать нам о такой традиции. Из книги известно, что в глубокой древности при кочевом образе жизни требовался немалый уход за многочисленными табунами лошадей или верблюдов, поэтому хозяин вынуждал иметь несколько женщин, которые бы смогли обеспечить уход за кобылицами или верблюдицами. Верблюжий мех давал возможность иметь теплые и легкие одеяла, а верблюжье молоко высоко ценилось. Всем этим могла заниматься исключительно женщина, мужчинам некогда было заниматься хозяйством, они были добытчиками. В настоящее время в Восточный странах многоженство определяет престиж мужчины, что не мало важно для жителей Востока.

Уходя от историй традиций многоженства Восточных стран, нельзя не вспомнить и про единобрачие Кавказа. Как бы это печально не звучало, но в странах всегда происходят войны, в последствии которых численность мужчин резко уменьшается. Девочек, как правило, рождается больше, чем мальчиков, и в будущем множеству взрослых девиц не хватает мужей, и как следствие семьи и детей.

А вообще, если вспомнить то в истории бывали случаи, когда в деревню возвращался с фронта только один уцелевший из мужского населения деревни. Однако через какое- то время численность населения вновь становилась на прежнем уровне.

Так во время Кавказской войны девятнадцатого века предводитель кавказских горцев Имам Шамиль, облегчил участь вдов и одиноких женщин. Им разрешили выбирать мужа по своему усмотрению, что фактически узаконивало сложившиеся отношения. Как писал С. Эссадзе: «Названный мужчина, холостой или женатый, обязан был жениться на той, которая его выбрала».

Предлагаю вспомнить обычаи и традиции жителей такой интересной страны, как Тайланд. Тайланд славится своими экзотическими обычаями. В течении календарного года у коренных тайцев существует множество обычаев и традиций, которые приводят в восторг туристов. Торжественные праздничные дни отмечаются всем королевством Тайланда. Вообще одни из самых интересных ритуалов можно наблюдать у «отсталых» культур, носители которых живут в .

Примером тому может служить один из самых красивых праздников Таиланда — Лой Кратонг, посвящённый духам воды. Этот день приходится на начало ноября в день полной луны. Тайцы, пуская по речкам свои лодочки — кратонги, в которых ярко горят свечи и лежат живые цветы, монеты, различные благовония. Тайцы свято верят, что с помощью этих лодочек в эту ночь духи воды смоют с них все грехи предыдущего года.

В каждой стране нашего огромного мира есть свои особенные обычаи, традиции, которые определяют уклад жизни и культуру людей А часто ли мы слышим про обычаи и традиции Китая? Одна из самых особенных традиций Китая – это приветствие. В старину китайцы приветствовали друг друга, кланяясь, сложив свои руки на груди. При этом считалось: чем ниже поклон, тем больше человек проявляет уважения. Современные же китайцы сегодня просто делают небольшой поклон головой. Однако, если они хотят проявить уважение, то могут поклониться ниже.

Обычаи и традиции всего народов мира, населяющего Землю, весьма обширны и многогранны. Они связаны непосредственным образом с факторами, которые уходят корнями в самую глубь истории, и с религией, которая помогает человеку осознавать и воспринимать окружающий мир, поверив в сверхъестественное. Нужно уважать и чтить не только обычаи и традиции своей страны, своего народа, но и других стран и его жителей.

Интересная статья? Поставь лайк, напиши, что думаешь обо всем этом в комментариях. .

©Соколова Е. А.

Редактура Андрей Пучков

Слушать: Эфир от 18.08..html

- Для чего Господь показал Свою небесную славу и светлость Божества Своего?

Все, что мы читаем в новозаветной евангельской истории, божественно и таинственно, и не следует думать, что всякий вопрос найдет свое разрешение. «Что Бог творит, никому не говорит», - размышляли наши благочестивые предки. Церковные песнопения, тропарь, кондак праздника, служба, составленная святым Иоанном Дамаскиным, свидетельствует нам, что прежде Своего восстания из гроба, Господь уверяет апостолов, укрепляет их веру в Свое Богосыновство. И собственными ушами, духовным слухом сердца эти трое избранных – Иоанн, Иаков и Петр слышат голос Отца, как, может быть, они еще не слышали Его на Иордане. Спаситель сияет. Слава Божества. Это сияние Божественной Благодати.

В этот праздник в России осень начинается, потому мы так радуемся духом, потому что на это сияние фаворского света отзывается наше сердце, а ведь в нем горит, мерцает огонек Божественной благодати, сообщенный и нам в крещении. Мы, по Божьей милости, призванию, сыны Царства, чада Света. Мы призваны ходить в этом свете, и он воистину озаряет, освящает наши чувства, весь круг земного бытия, если мы к правой вере прилагаем смирение, чистоту и милосердие. Когда в нашем сердце прорастут эти зеленые росточки добродетелей, тогда воссияет Свет Присносущный и мы духом удостоверимся, что Царь Неба и Земли Иисус почивает на престоле нашего сердца.

Преображение - это праздник, который говорит нам о том, что рай есть, существует. И это является ответом тем, кто говорит, что с того света никто не возвращался.

Не только Преображение, но и пребывание Христа с Петром в лодке, когда едва не прорвался невод от обилия рыб, и Сионская горница, в которой апостолы вечеряли со своим Учителем - все это преддверия рая. Где Господь, где Его мир и любовь - там и рай. Слава Божественная действительно до Преображения никогда в такой полноте не являлась, не открывалась апостолам. И Петр, забыв самого себя, сказал: «Поставим три сени - Моисею, Илии и Тебе, хорошо нам здесь быть». Он действительно вкусил, как и обещал ученикам Спаситель шестью днями ранее, вкусил силы Царства Божия. Дух его изнемогал от того блаженства, которого апостолы в своем сердце ощущали, и Петр не хотел, чтобы это когда-то прекратилось. Поэтому и предложил Спасителю остаться.

С чем связана разница: в Евангелии от Марка написано «и по прошествии дней шести взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна». А в Евангелии от Луки почему-то идет разговор, что через 8 дней взял?

- «Дней шести» не сказано определенно, что именно шесть дней. Апостолы, часто говоря о временах и сроках, во-первых, называют условный промежуток времени, а, во-вторых, нужно памятовать, что в иудейском восприятии день не вполне совпадает с нашим о нем представлении. Так вот, и воскресение Иисуса Христа из мертвых, совершившееся на третий день, понять можно только, если мы будем учитывать, что и часть дня могла браться за целое. Поэтому, если вы раскроете Толковую Библию Лопухина, вы найдете там очень подробное изъяснение, согласующее оба этих Евангельских повествования. И противоречий между учениками Христовыми нет, как в этом случае, так и во всех других.

- Для чего на горе Фавор явились пророки древние, и почему они тоже явились в Небесной Славе?

Когда апостолы пробудились, вы помните, на них снизошло некое таинственное светлое облако, которое как будто обняло собой Спасителя, и голос, пришедший свыше «сей есть Сын Мой возлюбленный», был произнесен над одним из них их Учителем. Ильи и Моисея уже не было рядом, но те беседовали со Христом о Его страдальческой кончине, об исходе, об этом упоминают евангелисты, до того, как прозвучал голос Небесного Отца. Очевидно, что именно эти, а не другие ветхозаветные пророки беседовали с Господом не случайно. Потому что Илия, как вы помните, еще не вкусил смерти и он из небесных хранилищ был силой Божьей перенес сюда на гору Фавор. А законодавец, то есть тот пророк, через которого был заключен тот самый завет с Израилем на горе Синай, был возвращен из преисподнии, где томились, конечно, не в таких муках как жители Содома, но все-таки лишены были до Креста Господня, до Воскресения, блаженства райского. Таким образом, и преисподняя, и Небо оказались в лице Илии и Моисея у стоп Христа. Апостолом дано было понять, что Иисус Христос - истинный Сын Божий, коль скоро, почитавшийся более других пророков у иудеев, Моисей беседует с Ним как раб с владыкой. Значит, Иисус Христос воистину не противник Моисея, и пришел Он восполнить древний закон, обновить его. А Илья - ревнитель, более всего пекся при жизни о Славе Божьей. Если бы Иисус Христос был противником Отца, Илия Пророк никогда бы не преклонил перед Ним колена и главу. Таким образом, события Преображения Господня нам подсказывает в этом троичном собрании Христа и Его пророков, что Иисус Христос воистину Отчее Сияние.

- Почему ученики испугались, услышав глас Бога?

Как вы думаете, что может чувствовать творение, когда слышит голос Отца? Давайте вспомним другую гору – Синай. И вспомним, как у подножия его ветхозаветные иудеи молили своего вождя – «пусть Бог не говорит с нами, а говорит только с тобой, мы не можем слышать голос Его». Еще тогда человечество не обрело искупителя, Бог еще не воплотился, и поэтому Моисей вынужден был круговой чертой окаймить Синайскую гору, дабы ни зверь, ни птица, ни человек не перешли этой черты, ибо они могли умереть. Нельзя было тогда ни возрожденным, ни обновленным Духом Святым, простолюдину видеть славу Его. Поэтому апостолы и изображаются на иконе Преображения падшими вниз, как будто стремглав они летят с этой горы, прикрывают глаза и уши, не в силах ни лицезреть, ни слышать голос Небесного Отца. И так всегда было, и так всегда будет. Давайте перенесемся мысленно в события Апокалипсиса, и вы вспомните, что один из свидетелей Преображения Господня, любимый ученик, взятый на гору, потому что он был девственник, его сердце было чистым зеркалом богословия, уже на острове Патмос, увидев воскресшего Христа тоже в сиянии, Иоанн упал к ногам Спасителя тогда как мертвый. Если бы Спаситель не возложил десницу на уже престарелого ученика и не восставил его, то и дух бы вышел из апостола. Поэтому-то благоговение, тот страх и трепет, которыми были наполнены сердца учеников, хотя бы в малом мире, пусть коснется и наших сердец, чтобы мы по крайней мере беседовали об этих высоких предметах не на ходу, но укоряя себя, что наши уста недостаточно чисты, равно как и сердца, чтобы в полной мере понять и подняться до того, что явилось умам, ушам апостолов.

Есть ли какое-то объяснение, почему Господь не разрешил ученикам рассказывать о том, что они видели на Фаворе?

Так ведь и в других случаях часто не разрешал, велел умалчивать тем, кто был Им исцелен, тем, кто был свидетелем замечательных чудес, например, воскрешения девицы умершей. Почему? Все Спаситель делает премудро. В одних случаях учит нас скромности, чтобы мы не величались перед людьми, когда Бог нам влагает в уста или в руки свершить нечто, достойное Его святого Имени. А вот в случае Преображения Своего, очевидно потому запрещает апостолам делиться до времени увиденным, что еще не взошел на крест. Ибо надлежало сначала Спасителю усвоить вину, тяготевшую над согрешившим человечеством, надлежало искупить Своей кровью адамов грех, надлежало пройти от уничижений к славе Воскресения и Вознесения. И если множество людей соблазнилось крестом, вы помните фарисеев и книжников, которые цинично с жестокосердием невероятным глумились над Агнцем, распятом на древе. Если иные из тех, кто следовал за Господом, из апостолов усомнились, увидев Его воскресшим, то что же говорить о славе Преображения?! Не поверили бы многие. Вот почему Спаситель учит апостолов не метать бисера, но сокрыть эту жемчужину фаворского света. И лишь после сошествия Духа Святого, когда народы были покоряемы вере благодаря апостольской вере, подтверждающейся чудесами и знамениями, только после этого Петр запечатлел письменно все, что он видел и слышал. И сегодня мы можем в одном из двух его посланий об этом прочитать.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет в проповеди на Преображение, что в этот пресветлый праздник мы празднуем не только преображение Господа на горе Фавор, но и прославление человеческого естества в лице Господа Иисуса Христа. Батюшка, не могли бы Вы пояснить, что имеется в виду?

Господь нам свидетельствует, к какой славе, чести мы призваны. Ибо Он взял на Свои плечи овечку, усвоил себе нашу природу, и в Нем, в Христе прославлено и наше естество. Это значит, что и мы сегодня - чада Церкви, получаем от Господа по Его милости, по Его дару, по Его благодати то, что Он имеет по естеству как Богочеловек. Действительно, мы находим у апостола Петра свидетельство, что мы, верующие в Сына Божия, становимся причастниками Божеского естества в Таинстве Причащения, а я знаю, что на праздник Преображения большинство наших слушателей причащаются. Они вместе с Живоносной Кровью и Плотью Искупителя воспримут и благодать Духа Святаго. Благодать заполнит наш внутренний мир. И об этом мы должны всегда помнить. Вот почему никто из здравомыслящих христиан никогда не воспримет ложную богохульную мысль, что человек может заимствовать свою природу от каких-то приматов (обезьян). Человеческое тело - это киот, служащий обрамлением души. Наше естество уникально.

- Откуда появился обычай не вкушать яблок до Преображения? Ведь урожай гибнет!

Совсем недавно я прочитал размышления одного батюшки, который не без некоторого резона говорит: «Друзья, но сколько можно повторять эти формулы?! Не очень-то это благочестиво. Слово Спас – Спаситель употреблять в таком словосочетании – Яблочный Спас, Медовый Спас. Ну, как-то это не хорошо». Был бы прав батюшка, если бы мы вкладывали в это словосочетание такой смысл, что он соотносится с личностью Спасителя. В данном случае не будем переносить языковые явления на самые реалии, которые за ними стоят. Потому что тогда нужно было наш благочестивейший народ, патриархальный обвинять чуть ли не в кощунстве – «Петр и Павел час убавил, Илья пророк два уволок». Ну как это уволок? Стащил, взял без спроса? Это, знаете ли, молнией можно получить от Ильи Пророка, если действительно эти фразеологизмы так прямолинейно соотнести с самими лицами, которые стоят за этими выражениями. За этим не стоит панибратство, нужно видеть другое - тысячелетнюю русскую культуру, такое знакомство с месяцесловом, которое подразумевает вхождение самого календаря в трудовую жизнь русского народа. Это традиционные для русского уха словосочетания.

А второй вопрос – не вкушать яблок. Это уже, несомненно, реалии русской церковной жизни. Вы знаете, какие русские были отчаянные грекофилы, и до сих пор, в известной степени, остаются, потому что мы от красавицы Византии восприняли церковные уставы и саму христианскую книжность, и типикон прописывал воздержание от винограда. А от усердия еще своего мы добавили традиционные для нас яблоки. Впрочем, тот ученый батюшка, который обиделся за Яблочный Спас на наш народ, он высказывает другую мысль, что если яблоки поспевают гораздо раньше, то нужно, по мнению этого священника, принести их в храм. «От избытка сердца поблагодарите Господа, - говорил батюшка, - и ешьте». Но это не я сказал, это тот ученый батюшка. Я бы сказал, что нужно варить компот, целую бочку и сотрудников радиостанции «Радонеж» пригласить на Преображение у этой бочки посидеть, поговорить о том о сем.



Похожие статьи
 
Категории