Понятие постмодернизм. Что такое постмодернизм? Постмодернизм в русской литературе XX века

24.02.2019


Что такое постмодернизм?
Постмодернизм – это направление в искусстве во всех его сферах, более подробно представляющее собой преодоление модернизма, начавшего постепенно изживать себя.
Время начала эпохи постмодернизма – 50-е годы ХХ века. Время окончания – 80-е годы XX века. Затем наступит эпоха постпостмодернизма, еще более запутанная и непредсказуемая.
Постмодерн возникает повсеместно в мире, сразу охватывает все сферы существования человека как социального существа. Лучшие умы проектируют теоретические предпосылки его возникновения и развития, а творческие люди уже создают свои бессмертные творения в соответствии с формирующимися концепциями этого непростого периода.
Р. Барт, Ю. Кристева, Ж. Бодрийар – это основные идеологи постмодернизма. Но впервые это понятие появляется у Р. Панвица.
Постмодернизм предполагает особое состояние искусства, раздробленного и противоречивого.
Ученые выделили несколько характеристик постмодернизма:
- эпистемная неуверенность
Мировоззрение в эпоху постмодерна, как правило, преимущественно негативно. Оно сомневается в том, что новое знание сможет чего-то достичь. Следовательно, сомнению подлежит все. На веру теперь ничего не принимается.
- мир представляется в роли текста
Все знаки, совокупность которых и есть текст, уже не способны отражать действительность в той форме, какая она на самом деле.
- невозможность больших проектов
Если традиционное индустриальное общество объединяло людей, имеющих идентичные цели, то в постмодерне «великие истории» терпят поражение.
- смерть бога, провозглашенная Фр. Ницше.
Так как мир представляет собой текст, то и все, созданное богом, - тоже текст. Человек в том числе.
- постмодернистская философия и ее альтернативная характеристика
В постмодернистском дискурсе философия тесно сближается с не с наукой, как бы стремительно она не развивалась, а с искусством. Философия теперь включает в себя хаотичные, трудноперевариваемые концепции. Литература и философия вступают в перекличку. В моде лингвистические дискуссии, литературные игры, все необычное и непонятное, доступное лишь тем, кто основательно увлекся и проникся идеями постмодернизма.

Основные направления постмодернизма выделяются следующие:
1. Историзм. Он обобщает все стилистические направления в искусстве во всех его формах, они могут быть многозначными. Все доступные средства отсылают в прошлое. Так выражается историческая память.
2. Полуисторизм, или точное воспроизведение исторического образца. Это могут быть реминисценции из прошлого или откровенные вариации на тему давно минувших лет.
3. Традиционализм. Типичный постмодернистский прием. Он характеризуется своими межстилевыми особенностями. Хотя этот метод значительно серьезнее историзма, который может допустить иронию и многозначные ситуации.
4. Контекстуализм. Название говорит само за себя. При нем соотносятся все решения каждого конкретного постмодернистского продукта, например цвет, стиль или масштаб. Контекстуализм вариативен по отношению к тому или иному объекту.
5. Метафора – еще и средство выразительности всего, что попадает в угол его зрения. Получаются образы, символы и прочие элементы выражения иносказательного смысла.
6. Новое усложненное пространство. Это особое направление, ориентирующееся на то, чтобы постоянно создавать чего-то нового и более сложного по сравнению с предыдущим. Но при конструировании создается пространство с четкой структурой, всем понятной и простой. Новое пространство ориентируется соответственно на старое пространство, преобразуя его в новые формы, более качественные, чем прежде.

Сам термин «постмодернизм» можно перевести как «после модерна». Но нельзя воспринимать это течение так однозначно. Если такие направления, как модернизм, реализм, романтизм, как правило, выражались преимущественно в искусстве и литературе, то постмодернизм - это выражение всего состояния души человека, его восприятия мира. Что же такое постмодернизм? Его нельзя считать течением в искусстве, это понятие используют для обозначения всех специфических тенденций духовной жизни цивилизации. Определение постмодернизма неоднозначно - это способ самовыражения, сознание всего человечества.

Главными особенностями постмодернизма является противопоставление реалистической культуре, легкая ирония и самоирония, отрицание всяческих норм и правил, использование уже готовых форм.

Возник постмодернизм как противостояние модерну и практически одновременно с ним в начале 20 века, но свой расцвет пережил во второй половине века. Уже в 1917 году впервые был применен термин «постмодернизм» в статье, где критиковалась теория Ницше о сверхчеловеке-полубоге.

Постмодернизм в литературе и живописи

В литературе впервые нотки постмодернизма проявились в романе Германа Гассе «Степной волк». Кстати, этот роман стал настольной книгой хиппи - одного из самых ярких учений, последователи которого выражали протест и насмешку над милитаристическим миром. Также представителями постмодернизма в литературе считаются Хорхе Борхес, Умберто Эко, Виктор Пелевин, Татьяна Толстая.

Кстати, роман Умберто Эко «Имя розы» экранизирован и можно воочию увидеть, что же такое постмодернизм. Первым фильмом в стиле постмодерн считается фильм ужасов «Уродцы». А вот самым ярким представителем постмодерна в кино стал Квентин Тарантино.

В живописи художники-постмодернисты провозгласили основную идею, где нет особой разницы между оригиналом и копией. Что и с успехом демонстрировали, создавая свои картины, преображая и переосмысливая то, что уже создано. Самые яркие представители этого течения в живописи: Йозеф Бойс, М. Мерц, В. Комар и А. Меламид. В архитектуре это Дж. Стирлинг, Ч. Джэнкс.

Наш раздел познакомит вас и с другими течениями в живописи, литературе или философии.

ББК Ш5(7США)+Ш100.3+Ш107

ПОСТМОДЕРНИЗМ: К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ

Н.С. Олизько

Постмодернизм - это понятие, описывающее существенные изменения в мышлении, происходящие в начале XX века. Определить место и время появления постмодернизма достаточно непросто. Сложность состоит и в вычленении его отличительных особенностей, так как постмодернизм находит выражение в философии, искусстве, критике, литературе, архитектуре, истории и культуре. Постмодернизм стирает границы между высокими и низкими формами искусства, отрицает жесткие жанровые различия и акцентирует внимание на пастише, пародии, иронии и игре. Постмодернистское искусство (и мышление) развивает рефлексивность, самосознание, фрагментарность и дискретность (особенно в нарративных структурах), множественность и оперирование деструктурированными, децентрированными, дегуманизированными предметами.

Постмодернизм - это особое видение мира, сложившееся и оформившееся как главенствующее течение в искусстве второй половины XX века. Понятие постмодернизма, как известно, зародилось в архитектурных кругах (Ч. Дженкс «Язык архитектуры постмодерна»). Некоторые источники утверждают, что впервые термин «постмодернизм» появился на страницах журнала «Art in America» в 1971 году в статье Брайана О’Доуэрти «Что такое постмодернизм», другие связывают его появление с выходом в свет в 1976 году статьи И. Хассана «Post-modern literature». По наблюдениям М.А. Можейко, прилагательное «постмодер-ный» дебютировало еще в 1917 году в работе немецкого философа Р. Ранвица «Кризис европейской культуры»; в 1934 данный термин был использован у Ф. де Ониза для обозначения авангардистских поэтических опытов начала XX века, радикально отторгающих литературную традицию; с 1939 по 1947 в работах Тойнби было постулировано содержание понятия «постмодернизм» как обозначающего современную (начиная от Первой мировой войны) эпоху, радикально отличную от предшествующей эпохи модерна; в конце 1960-1970-х данное понятие использовалось для фиксации нотационных тенденций в таких сферах, как архитектура и искусство (прежде всего, вербальные его формы); начиная с 1979 (после работы Жана-Франсуа Лиотара «Постмодернистское состояние: доклад о знании») постмодернизм утверждается в статусе философской категории, фиксирующей ментальную специфику современной эпохи в целом1.

Время возникновения постмодернизма как культурной формации определить достаточно трудно, и по этому поводу до сих пор происходят споры. Одни считают, что его истоки следует искать еще в XIX веке, другие называют постмодернизм «детищем» XX века. По мнению известного искусствоведа Н. Маньковской, постмодернизм возник в конце 50-х - 60-х годах XX века - это так называемый модернистский постмодернизм, связанный с появлением новой фигуральности, осо-

бенно американской (поп-арт, о\у-арт). На 70-е годы приходится расцвет так называемого неоконсервативного постмодернизма. В это время появляется интерес к наследию, к культурным корням, к традиционным ценностям, то есть пробуждается желание осмыслить все пространство культурноисторического прошлого. В 80-90-е годы проявляется так называемый постмодернистский постмодернизм, утверждающий цитатность, гротескность, игровое начало и иронизм культуры2.

В настоящее время постмодернизм оформился в самостоятельную систему взглядов практически во всех областях духовной жизни человеческого общества, однако дать конкретное определение данному направлению достаточно непросто. В культурологии постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре, в философии означает торжество постметафизики, пострационализма. Представители точных наук трактуют его как стиль постнеоклассического научного мышления. Психологи видят в постмодернизме симптомы тревожного состояния общества, тоску индивида и т.п. Этот список может быть продолжен. Что же объединяет все эти подходы?

Разные авторы вкладывают в понятие постмодернизма разный смысл и выделяют разные признаки феномена. Сложности с определением постмодернизма происходят от того, что это не ка-кой-то конкретный стиль или художественное течение, а скорее противоречивое состояние искусства и жизни в постсовременную эпоху. Основная идея заложена в самом слове «постмодерн», которое означает «то, что состоялось (не состоится, а уже состоялось!) после настоящего (то есть в будущем), но имело место уже в прошлом». Другими словами, это явление, которое принадлежит современности, идет из прошлого, а именуется по-слесовременным, но не будущим. Постмодернизм есть нечто виртуальное, симукляр - по определению Ж. Бодрийара, «копия того, чего нет»3. Более полную дефиницию дает Н. Маньковская. Это «образ отсутствующей действительности, правдоподобное подобие, лишенное подлинника, поверх-

Лингвистика текста и перевод

ностный гиперреалистический обект, за которым не стоит какая-либо реальность. Это пустая форма, самореференциальный знак, артефакт, основанный лишь на собственной реальности»4.

Попытаемся вычленить ряд отличительных примет постмодернизма и остановиться на характеристике таких его особенностей, как цитатность, принципиальная возможность различных интерпретаций, игровое начало, пародийность, ирония, хаотичность и другие.

Важнейшее отличие постмодернизма - размывание границ между массовым и элитарным искусством. Задача постмодернистского художника построить свое повествование таким образом, чтобы произведение было понятно всем и в то же время, будучи многомерным, могло удовлетворить изысканные вкусы так называемого «элитарного читателя». Для постмодернистского произведения характерна «двойная референция»: сюжет - для одного круга адресатов, ассоциации - для другого. При этом необходимо помнить, что нельзя понять конкретное произведение без культурного и исторического контекста. Каждый художник может и должен прочитываться в диахроническом аспекте, то есть в пространстве всей истории культуры5. Иначе говоря, читатель, чтобы интерпретировать конкретное произведение на фоне всеобщей интертекстуальной истории, должен быть высоко образованным. И все-таки многослойность постмодернистского произведения позволяет автору рассчитывать на самых разных реципиентов - не только подготовленных. Умберто Эко, один из родоначальников и теоретиков постмодернизма, прекрасно продемонстрировал это на собственной художественной практике. Его роман «Имя розы» стал бестселлером, являясь серьезным культурологическим исследованием. Вот пример того, как произведение может одновременно с интересом читаться и изучаться серьезными специалистами. Итак, постмодернистское произведение предполагает разные уровни понимания. Текст превращается в ребус, в загадку с множеством разгадок - в зависимости от фантазии и эрудиции читателя.

Пытаясь найти выход из элитарного мира литературы, философии, музыки в жизнь, постмодернисты сталкивают разнообразные тексты в многомерном пространстве культуры, что означает членение текста на фрагменты, новые интерпретации, перевод на язык условности, «двойное кодирование» (сопоставление разных стилей), пародии на шедевры, совмещение времен и стилей. Постмодернизм - это некая виртуальная реальность, в сознании художника она основывается на богатом опыте человечества. Это явление можно охарактеризовать как тенденцию к объединению в рамках одного произведения разных образных мотивов и художественных приемов, заимствованных у многих историко-культурных эпох. Постмодернизм говорит на языке прошлого и настоящего, который весьма пластично и адекватно вписывает-

ся в контекст современности. Оперирование готовыми формами, культурными кодами и клише позволяет использовать традицию в качестве строительного материала для новых конструкций.

Принципиально размытое и принципиально открытое постмодернистское пространство вбирает в себя максимальное число текстов, написанных в различные эпохи. Любое постмодернистское произведение может быть рассмотрено как место пересечения уже существовавших текстов - «нитей ризомы», то есть место преломления и переплетения всего многообразия текстов культуры. Ризоматичность находит воплощение в калейдо-скопичности, мозаичности, «лоскутности» многочисленных образов постмодернистской эстетики, представленных в формах коллажа и пастиша. Поскольку современный мир человеческого бытия как бы «сшит» из различных «лоскутков» представлений, ценностей и взглядов, культурных кодов и следов, то коллаж в определенной степени является их отражением. В результате постмодернизм характеризуется принципом свободного компилятивного использования и переоценкой различных сложившихся форм искусства. По сути, происходит полное переосмысление истории культуры: цитирование приводит к воспроизведению традиционных произведений в новом контексте, радикально меняющим их смысл.

Еще одно из центральных понятий постмодернизма - постмодернистская чувствительность -заключается в представлении человеком мира как хаоса, в котором нарушена причинно-следственная связь и утрачены авторитеты. В сознании постмодерниста мир предстает как текст, лишенный структуры, иерархии и центра. Фрагментарность и неупорядоченность восприятия действительности порождает эпистемологическую неуверенность, сомнение в возможности рационального, научного постижения мира. Следствием подобного мироощущения современного человека выступают следующие признаки постмодернизма:

Обращение к Востоку, к «восточной мудрости» из-за дискредитации западной философии и культуры;

Недоверие к метарассказам, то есть к любому знанию, к науке, искусству, религии, философии, психологии, истории;

Дискретность и эклектичность;

Сомнение в существовании самого смысла произведения;

Включение в произведение уже готовых текстов;

Коллажирование и пастиширование.

В рамках постмодернизма как особого типа философствования под влиянием теоретиков структурализма и постструктурализма (Р. Барт, Ж. Лакан, М. Фуко, Ж. Деррида и другие), отстаивающих панъязыковой характер мышления, сознание человека отождествляется с письменным текстом как якобы единственным более или менее

Олизько Н.С.

Постмодернизм: к проблеме определения понятия

достоверным способом его фиксации. В результате все рассматривается как текст: литература, общество, история, сам человек, что приводит к восприятию человеческой культуры как единого «интертекста», который в свою очередь служит как бы предтекстом любого вновь появляющегося текста6. Как отмечает Ж. Деррида, «постмодернистский текст... имеет форму структуры толкований. Каждое предложение, которое уже само по себе имеет толковательную природу, поддается толкованию в другом предложении, - реально имеет место не интерпретационная деятельность субъекта, но моменты самотолкования мысли»7. Другими словами, мир как система «письменных» знаков предстает в качестве некой последовательности комментариев к самому себе как к тексту с бесконечными отсылками к «следам» предыдущих текстов, которые, в свою очередь, отсылают к более ранним текстам, и так до бесконечности. По мнению М. Эпштейна, «мир мыслится как бесконечная перекодировка и игра знаков. Текст в свою очередь понимается «интертекстуально», как игра сознательных и бессознательных заимствований, цитат и клише. Личность, оригинальность, авторство рассматриваются как иллюзии сознания или условные конструкции, за которыми действуют механизмы знаковых систем, языка, бессознательного»8. Итак, в постмодернизме искусство становится жизнью, а жизнь искусством - исчезает грань, отделяющая художественный вымысел от реальности. Текст не отображает, а создает некую новую реальность. На первый план выдвигается не сама действительность как таковая, но язык, опосредующий взаимоотношения автора с реальностью.

Постмодернистское сознание своеобразно воспринимает время, как бы упраздняя хронологическую последовательность. Многомерные динамические наслоения событий отражаются друг в друге, прошлое реализуется в настоящем, а настоящее дает ключ для того, чтобы войти в прошлое. Всякое событие, находясь на пересечении множества различных систем, в каждой из которых оно может быть по-своему истолковано, приобретает значимость в момент не столько своего появления, сколько - повтора. Благодаря подобной концепции времени категории оригинала и копии теряют свое значение. В результате мы имеем дело с огромной «библиотекой» текстов, которые можно интерпретировать, комбинировать и редактировать.

Цитатность, или заимствование идей, образов, способов выражения мысли, настроений, эстетики, стиля, существовала с незапамятных времен. Вопрос лишь в том, как используется данный прием. В одном случае мы имеем дело с наглым плагиатом, а в другом - автор заимствует символику, образы, но придает им свой смысл, заново вдыхает в них жизнь, общается с реципиентом намеками, направляя его подсознание в нужную сторону. Постмодернизм стремится к тому, чтобы почерп-

нуть все самое лучшее из, казалось бы, несовместимых областей и эпох и создать на этой основе нечто новое и доступное каждому. Цитата становится инструментом выражения определенной степени свободы в творчестве.

Конструирование нового авторского произведения из свободно извлекаемых из «культурного слоя» и компонуемых в произвольном порядке фрагментов возможно лишь в рамках условного пространства игры. Постмодернизм - это некая территория тотальной игры, в которой читатель, текст, контекст и сам автор занимают в идеале равноправные позиции. Автор не диктует и не может диктовать все те смыслы, которые порождает текст, а читатель заранее настраивается вычленить из текста гораздо больше, чем хотел сказать автор. Текст рассматривается как бесконечная вязь смыслов и ассоциаций, не все из которых были запрограммированы автором. Осознание отсутствия конечной истины и, соответственно, какого-то единого смысла художественного произведения и приводит к волюнтаризму в отношении к культурным традициям, цитатности и ироничности, к приоритету игрового начала.

В качестве определяющего критерия отнесения того или иного произведения к разряду постмодернистских может служить отношение автора к своему тексту и к художественному творчеству вообще. Художнику-постмодернисту свойственен некоторый цинизм по отношению к своей персоне - он не питает иллюзий по поводу особого призвания творца, эксклюзивности своих идей и степени их влияния на окружающий мир. Выстраивая свое произведение, автор играет, примеряет на себя то одну, то другую маску. Размытость авторского начала выражается в том, что создатель произведения пользуется некими готовыми культурными блоками, культурными ассоциациями, чтобы выстроить что-то свое. Автор-постмодернист как бы «заключает в рамку» кусок действительности и создает какой-то текст, но восприятие этого текста рассчитано на то, чтобы читатель не ограничивался уровнем автора, а попытался иронически переосмыслить текст, то растворяясь в нем, то снова отстраняясь. Данный принцип восприятия связан с переходом от моно-логизма к диалогизму. Автор предлагает некую структуру, принципиально открытую и свободную, из которой читатель собирает какие-то собственные ассоциации, способные сложиться во что-то принципиально другое. Текст изначально богаче, чем то, что автор хочет сказать. Постмодернистский автор это осознает и отдается во власть текста, во власть культурной традиции и сложившихся образов. И все-таки, несмотря на то, что авторское начало может маскироваться за множественностью цитат и сложностью формы, индивидуальная характерность должна оставаться ощутимой, иначе произведение не может быть жизнеспособным.

Лингвистика текста и перевод

Завершая рассмотрение опознавательных признаков постмодернизма, отметим основополагающие из них:

Сближение элитарной и массовой культуры;

Активное смешение художественных языков, стилей и жанров;

Отношение к миру как к тексту;

Акцентированная поливариантность, волюнтаризм в отношении к культурным традициям;

Цитатность как художественный принцип;

Приоритет игрового начала в художественном творчестве;

Повышенная ироничность и скептицизм;

Пристрастие к пародии и гротеску;

Данное течение в современном искусстве настолько многообразно, глубоко и все еще неизве-

данно, что возможно существование и других приемов постмодернистского толка.

1 Цит. по Постмодернизм. Энциклопедия. М., 2001. С. 601.

2 Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.,

3 Цит. по Постмодернизм. Энциклопедия. С. 84.

4 Маньковская Н.Б. С. 220.

5 Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т. 5. М., 1997. С. 731.

6 Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. М.,

7 Цит. по Постмодернизм. Энциклопедия. С. 234.

8 Эпштейн М. Постмодерн в России: Литература и теория. М., 2000. С. 5.

Впервые термин «постмодерн» появился в работе немца Рудольфа Паннвица (1886-1969) «Кризис европейской культуры», опубликованной в 1917 году. В первой половине 1940-х годов им пользовался Арнольд Тойнби (1889-1975), описывая состояние современной западной цивилизации. Затем, на протяжении 1960-х и 1970-х годов, это понятие прочно утвердилось в литературоведении и архитектуре. В качестве особой школы социальной и философской мысли постмодернизм формируется несколько позже, к концу 70-х годов ХХ столетия. В настоящее время этот термин используется предельно широко: по словам католического богослова-новатора Ганса Кюнга (р. 1928), его следует употреблять не как историко-литературное или теоретико-архитектурное, а как всемирно-историческое понятие (Иноземцев 1998: 133-146).

Одним из первых его теоретиков стал Жан Бодрийяр (1929-2007), концепцию которого иногда называют прото- постмодернистской. Бодрийяр констатировал конец эпохи индустриального модернизма и приход ей на смену постиндустриального постмодернизма с сопутствующим ему появлением новых форм культурной и социальной жизни. По мнению этого мыслителя, полное обособление экономической сферы в эпоху модерна лишило смысла сам производственный процесс; такие понятия, как «производство», «потребление», «труд» утратили связь с реальностью, то есть перешли в режим знаков. Однако, потеряв свое материальное назначение, труд «воскресает как социальная симулятивная модель» (Бодрийяр 2000: 59), делая симуляцией все остальные категории политэкономии. Экономика, а вслед за ней и культура превращаются в бесконечное тиражирование одних и тех же действий, процессов, вещей. Для постмодернистского мира характерно преобладание подражания и копирования - «мы живем в эпоху симуляций». Процесс симуляции приводит к возникновению симулякров, то есть репродукций объектов и событий, причем отличить реальность от ее симуляции становится все сложнее и сложнее. «При серийном производстве вещи без конца становятся симулякрами друг друга, а вместе с ними и люди, которые их производят» (Бодрийяр 2000: 121). При этом речь идет не о ложном восприятии реальности, но о том, что реальность как таковая изначально включает симуляции в собственную структуру. Бодрийяр описывает мир как гиперреальность, и это означает полную неразличимость реальности и симуляции (Бушмакина 2003: 51-58).

В свою очередь, Лиотар сосредоточил внимание исключительно на философском наполнении постмодерна. Философия постмодернизма, полагает этот мыслитель, в теоретической форме осваивает то, что модернистское искусство предварительно пережило в художественной форме. Он выделяет в жизни современного общества два основных момента: распад единства и рост плюрализма. Постмодернистский мир освобождается от метанарративов - великих «всеобъясняющих повествований», под которыми понимаются главные идеи эпохи модерна - прогресс, эмансипация личности, освобождение труда и т. д. (Согласно Лиотару, постмодернизм в целом можно определить как «недоверие к метаповествованиям».) Истина теперь определяется лишь исходя из разнообразия локальных форм «обыденного знания». Лиотар, таким образом, отрицал универсальный рационализм и приветствовал утверждение контекстуализма. Конец великих метанарративов открывает безграничные возможности для гетерогенных языковых игр как важнейших форм человеческой активности и жизненных форм вообще. Главное для Лиотара - формирование и поддержание диверсивности, различности. Понимание и консенсус, по его мнению, существуют лишь внутри языковых игр, но не за их пределами; метаязык невозможен (Лиотар 1998).

Теоретики постмодерна признают, что новую эпоху отличает перенос акцентов с общего на отдельное, с отношений между вещами - на человеческие взаимоотношения. По словам современного немецкого философа Петера Козловски (р. 1952), культура модерна в своих основополагающих принципах техноморфна, в то время как культура постмодерна антропоморфна. Постмодернистское общество фрагментируется, начинает походить на мозаику, составленную из малых групп. В нем утверждаются настроения эфемерности, непостоянства, бренности. Постмодернистское мышление направлено не на анализ прошлого и/или конструирование счастливого будущего, но на «малое» настоящее по принципу «здесь и сейчас». Личность во все более возрастающей степени ориентируется на контекст, а эстетика превалирует над этикой. Постмодернистское восприятие мира отличается деструктурированностью и деконструктивностью (Козловски 1997).

Отказ от приоритета разума в культуре, присущий постмодернизму, оборачивается жесткой критикой основных категорий мировоззрения модерна. В ходе этого процесса вскрывается коренное видоизменение отношений субъекта и объекта познания. Превращение реальности в симулякр ведет к тому, что традиционный объект уходит со сцены; познающий субъект замыкается на себя - становится собственным объек - 152 том. Как утверждал французский литератор и философ Жорж Батай (1897-1962), внесший особый вклад в оформление новых представлений о субъекте, существование мыслящего «я» недостоверно, поскольку абсолютно случайно. Но если дело обстоит именно так, то тогда бытие и небытие совпадают, а неразличимость реальности и не-реальности упраздняет всякую возможность определения чего бы то ни было. Понятия исчезают, а мыслительный процесс прекращается. На смену мышлению приходит медитация. В лице мыслящего субъекта мир теряет свой естественный центр; происходит децентрализация бытия (Бушмакина 2003: 84-92; Фокин 2002).

Возникает в конце 20 века.

Постмодернизм - это мировоззрение, выражающее основные тенденции, установки и ориентиры общества, достигшего определенного уровня развития.

Постмодернизм не сводится к какому-либо единому учению или теории. Скорее его надо рассматривать как широкий спектр различных подходов и точек зрения, касающихся разных областей знания, при этом, имеющих нечто общее, объединяющее.

Постмодернизм как комплексное идейное течение представляет собой квинтэссецию духа времени, отражая состояние духовности в наши дни, связанное с ощущением неприемлемости в новых социокультурных реалиях господствующих ранее представлений о мире и человеке. Мы понимаем, что мир, в котором мы живем, изменился.

Главной, отличительной чертой постмодернизма считается исходная установка на невозможность описания мира как некого целого с помощью каких-либо общих теорий, претендующих на истинное, единственно верное знание о действительности.

Начало эпохи постмодерн:

· Изменения, произошедшие в экономически развитых странах во второй половине шестидесятых годов, ставшие началом перехода от индустриального общества к постиндустриальному, или информационному обществу.

· В конце шестидесятых начинается разочарование в возможности насильственного переустройства мира согласно «великим историческим проектам», начиная с проекта Маркса и заканчивая проектом Маркузе .

Следует различать эти два понятия, иногда употребляющиеся как синонимы.

«Постмодерн» - означает культурно-исторический период, наступающий после «Модерна».

«Постмодернизм» - мировоззрение и самосознание культуры на данном историческом этапе.

Термины «постмодерн» и «постмодернизм» образованные с помощью приставки «пост», являются парадоксальными. Такие термины не указывают на свою сущность, а лишь фиксируют связь с содержанием непосредственно предшествующего понятия.

Как правило, эта связь представляет собой своеобразное отрицание, которое в отличие от диалектического или негативного отрицания - состоит в том, что не преодолевает предшествующую форму, а ограничивает её значение.

В строительстве, литературе, в науке формируется теория: порядок из хауса, синергетака , фрактальная геометрия . Все происходит на фоне вхождения в жизнь людей информационных технологий и, как следствие, формирование информационного общества.

В нем превалирует деятельность по созданию, потреблению и трансляции информации. Это экономический фундамент.

В глобальном масштабе постмодернизм - это реакция на вхождение информационных технологий в жизнь людей. Постмодернизма не может быть вне информационного общества. Это базис для данного мировоззрения. Идет порождение новой культуры.


То еще происходило в 60-х годов происходило? Это время великих исторических проектов, начиная с Маркса до Маркузе.

· 1968 год- последний год всплеска коммунистических движений протеста. Движение протеста, основу которого составляла студенческая молодежь, вдохновленная разворачивающейся в Китае «культурной революцией», идеей Э. Че Гевара о возможности «революции без бюрократии», теориями «спонтанности революционного действия», восходящих к Бакунину и Прудону, а также теорией Маркузе о решающей роли маргинальных групп в социально-политическом преобразовании буржуазного общества, столкнулось с вездесущностью отлаженных механизмов власти и оказалось неспособным претворить свои требования в реальность.

Маркузе описывал общество развитого капитализма, говорил, что нет уже такой классовой дифференциации, нет агентов революции. Если секретарша босса пользуется той же помадой что и жена босса, а негры ездят на кадиллаке, какие могут быть классовые различия (одномерный человек).

Встает вопрос тотального контроля власти над человеком. Причем не насильственными способами - определение его модели идентификации, определение потребностей, товаров и т.д - Одномерный мир, из которого он не может вырваться. Кто может вырваться - кто не включен в этот процесс: маргиналы, люмпены, интеллигенция, оторванная от жизни и невовлеченные еще в это студенты. Они и творили революции. Но власть показала им, что это не возможо - власть не позволит вторить революции.

· «Пражская весна », когда под гусеницами танков окончательно погибла вера в социализм «с человеческим лицом».

· Волнения в американском обществе, связанные с осознанием бессмысленности и трагичности Вьетнамской войны, ставшей парадигмальным образцом попыток развитых стран навязать свою «прогрессивную» идеологию «отсталым» государствам и народам.

1968 - условленный рубеж, символизирующий начало становления постмодернистского мировоззрения.

Вхождение постмодернистской эпохи в свои права представляет собой постепенный, незаметный процесс. В отличие от революций Нового времени, переход к эпохе «постмодерн» не является каким-то радикальным, чётко обозначенным хронологическим событием. Растянутое во времени, начиная с конца шестидесятых годов, оно продолжается и до сих пор.

Откуда взялся термин постмодернизм? - Рудольф Парвиц (локально употреблял для определения теорий), потом для художественных течений. Впервые в статье один из журналистов в PlayBoy. Термин употреблялся к изменению культуры. Только в 1979 изменения наделяются данным термином (началось ранее - 68 год).

Смысл ускользающего понятия: постмодернизм как утверждение плюрализма:

  • Постмодернизм - специфическое мировоззрение, получившее распространение в конце ХХ века, главной отличительной чертой которого является плюрализм, т.е. допущение одновременного существования разнообразных точек зрения.

Главное отличие постмодернизма - ПЛЮРАЛИЗМ (и одновременно ахиллесова пята).

Если модерн давал четкую и ясную картину течения мира, была ясность четкость, понятность, утверждение истинности.

Постмодернизм формировался и в древней Греции (Пифагор - вещи - суть числа и числа - более идеальные, геометрические фигуры, мы знаем истину и истина выше, чем действительность - фактически модернистские мысли, от кругов Пифагора, до концентрационных лагерей). Все в мире размазано - плюрализм.

Например, ресторан, где много блюд и там где мало - много может быть не хороших, а немного - но отличные. Выбрать также тяжело (всего много и одновременно => может попасться продукт некачественный). Эта несвежесть содержится в идее плюрализма.

  • Принцип плюрализма является фундаментальным для осмысления постмодернизма, и уже непосредственно из него вытекают такие производные его характеристики как фрагментарность, децентрация, изменчивость, контекстуальность, неопределенность, ирония, симуляция.

Эти характеристики определяют специфику постмодерной культуры - культуры информационного общества.

Фрагментация. Человек мира информационного общества может позволить себе находиться в своем личном пространстве. Оно может быть идти в разрез мейнстрима. Постмодернизм - это фрагментированный мир, различные направления. Человек находится там где ему хорошо, ему не надо другого.

Децентрация - мир уже не модет управляться из одной точки. Производство, власть, все проявление модернизма.

Изменичивость - текучая современность (Зигмунд Баум) - жизнь сравнима с жидкостями, человек не привязан к месту, может работать из дома, начать жить в одной, закончить в другой стране.

Контекстуальность (интертекстуальность) - текст не может существовать как отдельная книга, в каждом тексте ссылки, цитаты, отправки к каким то другим текстам. Мир - большой текст. Интернет - хорошо отражает. Главное - гиперссылка, возможно мгновенного перехода к другому тексту. Содержит в себе большое количества текста (то есть не как в каталоге в библиотеки).

Неопределенность - тоже символ изменчивости, как следствие.

Ирония - трактовать можно по-разному. Раз все можно трактовать по-разному, то вседозволенность. Раз Бога нет - все дозволено (обратная сторона медали избавления от одних проблем и возможность нарваться на другие). Получаем, избавляясь от одних проблем, приобретаются другие проблемы. Ирония как прием в литературе - ироническое отношение к тексту, к авторитетам, к наследию прошлого.

Симуляция - это модель образа жизни и восприятия мира и взаимодействия в рамках современной культуры. Само понятие истины в калейдоскопе симуляторов исчезает. Например, как формируется новость - что сначала событие или новость (если отражено в новостях, то событие было, а если не было в новостях, то и можно сказать его не было).

Резюмируя, плюрализм, разрушая саму идею каких-то границ, возможность опереться на какие-то ценности, оставляет человека с разрушенной идентичностью.

Все можно - в итоге получаем парадоксальные формы воплощения идентичности.

Получаем радикальные формы - фундаментализм, радикализм. Возникает он в недрах Европы, потому что это Другая модель культуры, она тоже может существовать, “у нас демократия”. На самом деле терроризм - один из итогов демократизации и плюрализации Европы (не в песках формировались, а именно в европейской культуре, пользовались именно европейскими технологиями).



Похожие статьи
 
Категории