Представители направления поп-арт и их методы выразительности. Джаспер Джонс: необычное в привычном

09.03.2019
С конца 1980-х его «Фальстарт» 19 лет удерживал аукционный рекорд цены на работу ныне живущего художника, и он же сегодня - самая дорогая картина здравствующего мастера, проданная в частной сделке. Ну чем не повод поговорить об авторе?

В аукционном рейтинге ныне живущих художников он занимает третье место, а в аукционном рейтинге ныне живущих живописцев, если бы мы взялись его составлять, он пропустил бы вперед только немца Герхарда Рихтера (Джефф Кунс все-таки больше скульптор). Он - Джаспер Джонс, и он родился 15 мая 1930 года в городе Огаста, штат Джорджия.

О детстве Джонса известно немного. Родители развелись, когда он был совсем маленьким, и все детство его прошло в разъездах по Южной Каролине, между домом матери в городе Колумбия и Аллендейлом, где жили его бабушка и дедушка, в основном и занимавшиеся его воспитанием. Об Аллендейле сам Джонс вспоминает как о месте, «где не было художников и не было искусства». Будущую профессию Джонс выбрал уже в пять лет и потом своего решения придерживался неукоснительно. Окончив школу в местечке Самтер, он поступил на факультет искусств Университета Южной Каролины в Колумбии. После первых трех семестров учитель рисования убедил его продолжать образование в Нью-Йорке; туда, прислушавшись к совету, 18-летний Джаспер Джонс и отправился в 1948 году.

Первое время он много ходил по выставкам и даже в 1949 году один семестр проучился в школе дизайна Парсона. Однако в 1950 (по другим данным, в 1951) году Джонс записался в армию (США тогда участвовали в Корейской войне, и всеобщие патриотические настроения охватили немалую часть общества) и прослужил два года, сначала на базе в Южной Каролине, затем - в городе Сендай в Японии.

В 1953-м Джонс вернулся в Нью-Йорк и снова занялся искусством. В Нью-Йорке он быстро влился в передовые артистические круги и завел знакомства с самыми яркими представителями разных видов искусства. Среди его самых близких друзей были художник Роберт Раушенберг, композитор Джон Кейдж, хореограф Мерс Каннингейм и др. Дружба с Раушенбергом вышла долгой и плодотворной. Тот тяготел сам и привил Джонсу интерес к абстрактному экспрессионизму, минимализму, концептуальному искусству и поп-арту. Джонс успел поработать во всех этих направлениях, а за 8 лет, когда они с Раушенбергом делили студию, появились даже несколько совместных проектов вроде оформления витрины «Тиффани».

Попробовав себя почти во всех самых новых художественных течениях Нью-Йорка, Джонс не перестал искать новые идеи и пути выразительности. В начале 1950-х он отправился в Филадельфию, чтобы познакомиться с работами Марселя Дюшана. Идея реди-мейда - использования уже готовых объектов, часто не имеющих отношения к искусству, в качестве собственно произведений искусства или их частей - заинтересовала Джонса и стала еще одной составляющей собственного художественного языка художника. Позже Джонс создал декорации для спектакля Мерса Каннингема Walkaround Time (1968), взяв за основу работу Дюшана «Большое стекло» (The Large Glass), увиденную им в музее Филадельфии.

Джонсу близка идея соединения повседневности и вечности. В его ранних работах невооруженным взглядом виден процесс превращения обычной вещи в произведение искусства - переход из нашего мира в мир «по ту сторону полотна». Он широко использует технику коллажа, создавая картину, с одной стороны, фигуративную, а с другой - абстрактную. Как правильно отметил один из искусствоведов, он изображает нечто конкретное, знакомое зрителю своими очертаниями, но не существующее в реальном мире, ведь цифра или буква, флаг или карта - это понятия двойственные. К концу 1950-х в его творчестве чистые абстракции («Смешение», «Фальстарт» и т. п.) соседствуют с псевдоабстракциями, т. е. реалистичными изображениями предметов - символов абстрактных понятий (например, флаг или цифра).


Вообще, флаг - один из главных образов в творчестве Джонса. Многочисленные «флаги», написанные в середине 1950-х - начале 1960-х, сегодня относят к вершине творчества художника и называют среди наиболее значительных его работ. Начало серии положило большеформатное полотно «Флаг» (1954–1955). Эта картина представляет собой точную копию одной стороны американского флага, и если этот холст снять с подрамника и прикрепить, например, к стене, то его вполне можно использовать как флаг. Получится, так сказать, реди-мейд наоборот - произведение станет предметом, наделенным свойствами, не имеющими отношения к миру искусства. Художник таким образом отстраняется от объекта, доводя его изображение до уровня абсолюта: в работе нет ничего от личности автора, его взгляд не выражается даже в ракурсе, есть только предмет - символ идеи. Произведением живописца эта картина является лишь постольку, поскольку она написана маслом на холсте. Серия продолжилась «Монохромным флагом» (1955) существующим в белой, красной и синей версиях, а в 1958 году Джонс создал «Три флага», где наложил одно на другое три идентичных, но разномасштабных изображения. «Однажды мне приснилось, что я рисую американский флаг, и, проснувшись, я сделал это, - сказал Джонс в одном из своих интервью. - Нарисовал сначала один, потом другой, так и получилась серия…» Джонс начал писать флаги почти сразу по возвращении из армии. Возможно, он обратился к этой теме под влиянием и своей армейской жизни, и тогдашней политической обстановки в стране, побуждающей американцев к демонстрации своей гражданской позиции и патриотических чувств. А возможно, свою роль сыграло и то, что свое собственное имя Джонс получил в честь героя Войны за независимость США (1775-1783) солдата Уильяма Джаспера, поднявшего американский флаг над фортом Салливан (во всяком случае, версия такая существует). Как бы то ни было, именно образы американского флага сделали Джонсу имя в искусстве и принесли популярность.


В 1958 году в мастерскую Раушенберга пришел известный галерист Лео Кастелли. Пораженный работами 28-летнего Джонса, он некоторое время спустя устроил тогда еще почти неизвестному художнику персональную выставку. Ее в свою очередь увидел Альфред Барр, директор нью-йоркского МОМА, и организовал экспозицию Джонса у себя в музее. Выставка в МОМА произвела настоящий фурор, о художнике заговорили по всей стране, а потом и в мире.

Флаги, карты, мишени, цифры и буквы долгое время оставались главными объектами Джонса, в какой бы технике он ни работал. На некоторое время Джонс перешел от живописи к литографии, экспериментировал с максимальным уплощением фигур, упрощением форм и наложением их друг на друга - в одной из работ, например, он изобразил все 9 цифр одну поверх другой. Удивительно, но Джонс не повторялся, и эти эксперименты интересны именно разнообразием творческих идей при ограниченном количестве объектов.

В середине 1960-х Джаспер Джонс занялся скульптурой. Интересно, что изменился вид искусства, но не изменился принцип: художник изображает предметы быта с фотографической точностью, «перетягивая» их в мир искусства, но ничего в них не меняя. Предметы могут быть любыми - от банки супа или лампочки до зубной щетки, но исполнены они всегда с потрясающей точностью и в традиционных для скульптуры материалах - например, в бронзе.

В 1967 году Джонс попробовал себя в книжной графике, проиллюстрировав издание своего друга поэта Франка Охары, а несколько лет спустя оформил книгу еще одного своего друга, писателя Сэмюэля Бекета.


В 1980-х изменился стиль и тон его живописных работ: они стали более тихими - из них практически ушли контрастные цвета, резкий ритм и динамика, появилось тяготение к монохрому и даже какая-то сентиментальность.

Сегодня Джонс живет в Коннектикуте в бывшем фермерском доме.

Он признанный классик абстрактного экспрессионизма, обладатель многих мировых наград в области искусства: от Гран-при Венецианской Биеннале (1988) до Императорской премии Японии (награды деятелям искусства «за их достижения, международное влияние, которое они оказали своим искусством, духовное обогащение всего мирового сообщества»), которую он получил в 1993 году. В 2011 году художник был награжден Президентской медалью Свободы, вручаемой за вклад в безопасность и защиту национальных интересов США, общественную и культурную жизнь США и мира (в 1985 году этой медалью была награждена Мать Тереза).

В настоящее время художник не ведет активной общественной деятельности. Его имя звучит теперь по большей части или на аукционах, или в скандальных публикациях, связанных с его знаменитыми работами. Так, в феврале 2013 года стало известно, что миллиардер Генри Кравис подал в суд на коллекционера Дональда Брайанта-младшего . Яблоком раздора стал триптих Джонса «Тантрическая деталь», купленный ими в 2008 году у художника с условием дальнейшей передачи работы в МоМА. Кравис обвинил Брайанта-младшего в том, что тот, вопреки всем договоренностям, решил оставить триптих себе. А пару месяцев назад, в середине августа прокуратура Южного округа Нью-Йорка предъявила подмастерью художника Джеймсу Майеру обвинение в краже его картин. По версии обвинения, Майер похитил 22 незаконченные картины Джонса, которые тот передал ему на хранение, и, выступая как их собственник, продавал их в течение последних 6 лет. Судя по всему, находясь в непосредственной близости от работ художника, людям сложно не поддаться искушению и не воспользоваться постоянно растущим спросом и ценами на его картины.


Инвестиционный потенциал Джонса настолько велик, что даже кризис 2008 года и общий спад рынка, очевидно, практически не оказали влияния на динамику продаж его произведений. Всего они появлялись на открытых торгах более 2 300 раз, в том числе более 2 000 предлагалась тиражная графика, 79 раз выставлялись его картины, 60 - оригинальная графика, и 60 - скульптура.

Текущая рекордная цена для работ Джонса - 28,6 миллиона долларов. Столько заплатили за его знаменитый «Флаг» на Christie"s 11 мая 2010 года. Второй результат был показан в докризисном 2007 году на торгах аукционного дома Christie’s: за холст 1959 года «Цифра 4» покупатель отдал 17,4 миллиона долларов. Но самая интересная история в этой тройке лидеров связана, конечно, с картиной, которая сейчас стоит на третьей строчке списка самых дорогих работ, проданных на открытых торгах. Итак, 10 ноября 1988 года (!) на Sotheby’s очень яркий и декоративный холст «Фальстарт», написанный Джонсом в 1959 году, продали за 17 миллионов долларов. Эта цифра сразу была названа неприступной для ныне живущего художника, да, собственно, так оно и получилось: этот аукционный рекорд продержался 19 лет. Интересно, что стаж Джаспера Джонса как носителя рекорда не был непрерывным. В 1989 году его перебила работа коллеги по цеху Виллема де Кунинга (20,7 миллиона долларов), но через 8 лет, в 1997 году, де Кунинг умер, и «Фальстарт» Джонса снова занял первую строчку рейтинга аукционных цен для работ ныне живущих художников. Почти на 10 лет - до 2007 года. А в 2006-м тот же самый «Фальстарт» был продан в частной сделке за 80 миллионов долларов. И теперь это фактически самое дорогое произведение ныне живущего художника. (100-миллионный «череп» Херста, по слухам, купил сам автор, а результат «Фальстарта» - бесспорный.)

Джонс Джаспер.

Джаспер Джонс
Дата рождения:
Место рождения:

Огаста (Джорджия), США

Гражданство:

США США

Жанр:

живопись, объекты

Стиль:

поп-арт, неодада

Покровители:

Роберт Раушенберг, Лео Кастелли

Влияние:

Поль Сезанн, Марсель Дюшан, Роберт Раушенберг, Джон Кейдж, Пабло Пикассо, Виллем де Кунинг, Аршиль Горки, дада, аб­стракт­ный экс­прес­си­онизм

Влияние на:

Энди Уорхол, Эд Руша, Клас Олденбург, Фрэнк Стелла, Рой Лихтенштейн, поп-арт, минимализм, кон­цеп­ту­аль­ное искус­ство, неодада

Работы

Джа́спер Джонс (англ. Jasper Johns ) (15 мая 1930, Огаста (Джорджия), США) - современный американский художник, одна из ключевых фигур в направлении поп-арт.

Биография

Джаспер Джонс вырос в городке Аллендэйл Южная Каролина и, описывая этот период своей жизни, он сказал, «В месте, где я вырос, не было художников и искусства, я действительно не знал, что это такое». Джонс некоторое время учился живописи в университете Южной Каролины - с 1947 по 1948, в общей сложности три семестра. Затем он переехал в Нью-Йорк, где познакомился с Робертом Раушенбергом, от которого воспринял передовые идеи в современном искусстве. Работая вместе, они осваивали арт-сцену и развивали свои идеи в искусстве. На Джаспера Джонса также оказали влияние идеи Марселя Дюшана. «Велосипедное колесо» и другие редимейды Дюшана стали источником вдохновения для серии предметов, отлитых в бронзе, которую художник создал в конце 1950-х - начале 1960-х годов. В 1958 году владелец галереи Лео Кастелли открыл для себя Джонса во время визита в студию Раушенберга. Был дружен с Энди Уорхолом.

Творчество

Наиболее значительными произведениями Джаспера Джонса принято считать серию его ранних живописных работ, созданную во второй половине 1950-х годов. Наиболее известная работа Джаспера Джонса «Флаг» (1954-1955), которую он нарисовал после сна об американском флаге. Его работу порой относят к неодада, а не к поп-арту, несмотря на то, что он часто использует образы массовой культуры. Ранние работы созданы с использованием таких простых образов, как флаги, карты, мишени, буквы и цифры. Трактовка поверхности часто сочная и живописная. Художник часто включает энкаустику и рельеф в свою живопись.

Скульптуры Джаспера Джонса представляют собой отлитые в бронзе обыденные предметы, например электрический фонарик, лампочку или зубную щетку. Одно из наиболее известных произведений Джаспера Джонса - две бронзовые банки из-под пива.

В 1988 году работа Джаспера Джонса «Фальстарт» продана за 17050000 долларов. На тот момент это была рекордная сумма, уплаченная за произведение современного искусства при жизни художника

В 1998 году Музей Метрополитен в Нью-Йорке приобрёл «Белый флаг» Джонса. Цена сделки не известна, но эксперты полагают, что она составила более 20 миллионов долларов.

В данное время Джаспер Джонс проживает в Коннектикуте и является самым дорогим здравствующим художником.

Наиболее известные работы
  • Flag (1954-1955)
  • Белый флаг (1955)
  • Три флага (1958)
  • Фальстарт (1959)
  • Map (1961)
  • Study for Skin (1962)
  • Figure Five (1963-1964)
  • Времена года (1986)
Литература
  • Томкинс К. Жизнеописания художников. - Москва: V-A-C press, 2013. - 272 p. - 1500 экз. - ISBN 978-5-9904389-2-7.
Ссылки
  • Jasper Johns: An Allegory of Painting, 1955-1965, National Gallery of Art, Washington, DC
  • Jasper Johns (born 1930) Timeline of Art History | The Metropolitan Museum of Art
  • Jasper Johns bio at artchive.com
  • Flag at the Museum of Modern Art
  • White Flag at the Metropolitan Museum of Art
  • False Start Act out a Jasper Johns painting.
  • Лекция Ирины Кулик «Джаспер Джонс - Сай Твомбли. Образы. Изображения. Знаки. Следы» в Музее современного искусства «Гараж»

Частично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/

«Я думаю, что само понятие объекта сомнительно. Холст есть объект, краска есть объект и объект есть объект. Поскольку предполагается, что холст обладает каким-то пространственным значением, то и объект, написанный на холсте, можно наделить тем же значением». Джаспер Джонс, бард повседневного

Вы будете смеяться, но Джаспер Джонс (1930-…) еще жив и прекрасно себя чувствует. В прошлом году даже получил «Президентскую медаль свободы» - высшую гражданскую награду США.

Джаспер Джонс - справа

Джонс – самый настоящий классик и самый дорогостоящий из живых художников. Несколько лет назад вот эта его работа


Фальстарт

была куплена за 80 млн долларов. Короче, других таких матерых творцов сейчас нет*.

А ведь сначала ничто не предвещало такой красивой жизни. Маленький Джаспик познавал реалии реальности в фермерской семье, в Аллендэйле, Южная Каролина. Эту дыру Джонс впоследствии описал так: «В месте, где я вырос, не было художников и искусства, и я действительно не знал, что это такое». Потом он недолго поучился живописи в университете штата, а в начале 50-х гг. все-таки уехал в Нью-Йорк, где познакомился и подружился с более взрослым и более продвинутым Раушенбергом – тот родился в Порт-Артуре, а учился в Париже. Будущие предтечи и основатели американского поп-арта снимали мастерские на одном чердаке, поэтому всегда имели возможность потрепаться долгими нью-йоркскими вечерами о том, как им обустроить авангардизм.

Продвинутые американские художники тогда вовсю трудились в рамках абстрактного экспрессионизма . Самые продвинутые трудились в тех же рамках, но думали о том, как им из них выйти – абстрактный экспрессионизм был для них слишком абстрактным, серьезным и унылым. Европа никаких подходящих идей не подкидывала – там процветал тот же абстрактный экспрессионизм в местном варианте – ташизме. Что-то похожее на будущий поп-арт шевелилось у молодежи в Лондоне – у Гамильтона и Оллоуэя, но вряд ли Джонс с Раушенбергом об этом знали. В общем, приходилось выходить из положения самим.

Тут, на счастье, в США пошла в гору мода на дадаизм . Были изданы прекрасные каталоги, прошли выставки Дюшана и другого дада-героя – Курта Швиттерса. Джонс и Раушенберг задумались.

Какие выводы из этих раздумий сделал Раушенберг, я еще напишу. Мы же сейчас займемся Джонсом. А он придумал вот что:

Флаг

Конечно, без уроков Дюшана здесь не обошлось – тут тоже игра с ready made – готовым предметом. Логика Дюшана была такая – берем этот самый готовый предмет (писсуар, велосипедное колесо, сушилку для бутылок), который никому в голову не придет назвать произведением искусства, подписываем его своим именем и выставляем в арт-пространстве типа галереи. Поскольку этот жест апроприации, то бишь присвоения, совершен художником, стало быть, апроприированный объект есть произведение искусства, ибо все, что художник маркирует как искусство, им и является. Ну, просто потому, что работа у художника такая – делать искусство.

Что делает Джонс? А Джонс таки тоже делает апроприацию, но по-другому. Он берет такой же банальный, серийный предмет и изображает его на холсте. Пока ничего нового – тот же Ван Гог писал ботинки или стул. Но Ван Гог подчеркивал индивидуальность этих серийных предметов, для него это был способ показать личность владельца через его вещи. Джонс же никакой индивидуальности не ищет. Он уравнивает изображение объекта с самим объектом, для чего, в частности, берет совершенно плоскую штуковину. Таким образом, флаг и его изображение совпадают. Т.е., грубо говоря, работу Джонса можно отодрать от подрамника, пойти с ней на матч New York Giants и San Francisco 49ers, махать ею вовсю на трибуне, и тебя поймут. Единственное, что тут намекает на то, что это все-таки картинка – довольно экспрессивные мазки.

С одной стороны, мазки – это тяжелое наследие все того же абстрактного экспрессионизма, сквозь горнило которого прошел Джонс. С другой – это такое тонкое действо, и смысл его вот в чем. Если Дюшан размашисто убил традиционно понимаемое искусство, заменив произведение серийной, где-то и кем-то сделанной вещью, то Джонс как бы возвращает нам это традиционно понимаемое искусство при помощи своей живописной удали. На самом деле – это игра со зрителем, игра издевательская и местами даже обидная для него, поскольку ему, зрителю, возвращают все тот же готовый предмет, только в обертке – Дюшан ею не пользовался.

Можно сказать и по-другому. Своим великим** произведением Джонс говорит: «Уважаемый, ты устал от абстрактной живописи? Тебе надоело смотреть то, чему нет аналогов в реальной жизни? Ты жаждешь фигуративности и простого человеческого сходства картинного изображения и реальной жизни? На. Нет ничего более похожего на жизнь, чем та жизнь, которую ты видишь каждый день. Ты ведь флаг американский часто видишь? Ну, так смотри на него еще и в галерее».

В целом, все смыслы, заложенные во «Флаге», вполне укладываются в протоконцептуалистские игрища ума. Так что Джонс – это мастер, творчество которого лежит на перепутье неодадаизма, поп-арта и начального концептуализма . Непростой человек.

Удивительно, но эпоха создания «Флага» пыталась внести в него еще два взаимоисключающих смысла – патриотизм/непатриотизм. Время-то было суровое – на дворе в Америке стоял маккартизм, который в смысле взаимоотношений государства с актуальным искусством немного напоминает нашу нынешнюю ситуацию (но у нас круче, если вспомнить хотя бы историю с Pussy Riot). Даже Алфред Барр, директор Музея современного искусства, стеснялся и покупал для постоянной экспозиции «Флаг» через посредников. А известный критик Роберт Розенблюм ребром ставил вопрос: «Святотатство это или почтительность?» Джонс же, понятное дело, на эту тему высказался просто: «Флаг был только флагом».

Несмотря на все эти неявные сигналы со стороны, флаг США Джонс в покое не оставил. Вскоре он сварганил вот такой, лишенный цветовой символики флаг:


Белый флаг

А потом отдуплился такой картинкой:


Три флага

Это уже предвестие тиражности Уорхола . Просто Уорхол довел этот принцип до предела – его «Банка супа «Кэмпбелл» есть тупое многократное повторение одного и того же изображения. Джонс же - как первопроходец - находился в начале этого пути, и пока его тиражность напоминала не бесконечный ряд продуктов на полке супермаркета, а магазин, где на прилавке лежат флаги разных размеров. Джонсу пока еще важны различия (не хочется писать – размеры, затерто уже) внутри этой тиражности. Но принцип обозначен.


Две банки***

Это еще одна известнейшая работа Джонса. О ней можно сказать почти то же, что уже сказано про «Флаг», кроме рассуждений о плоскостности. Тут зато добавляется новая фишка, ведь бронза - очень серьезный материал, работа с ним требует многих усилий и серьезного времени. Из нее монументы делают, в конце концов. А тут – опять тот же массовый готовый продукт.

В общем, как говорит мой сосед дядя Павлик: «Если бы этот Джонс ничего не создал, блин, кроме этого замечательного «Флага» и этих прекрасных банок пива, то все равно ему было бы место на самом верху иерархии в авангардизме - я отвечаю». И он прав, дядя Павлик. А Джонс, в более позднем своем творчестве, придумал еще один прикол – изображать знаки.


Цифра 4

Он еще и буквы так же писал. Тут уже Джонс поднялся до высот прямо-таки изощренной средневековой дискуссии между реалистами и номиналистами. Ведь что такое цифра или буква? Это знак, а не реальный предмет. Он (знак), по сложным и не до конца понятным законам семиотики, обозначает нечто, никак не связанное с формой (начертанием) этого знака. Грубо говоря, этой вещи – знака «4», в природе не существует. Но начертание его нам хорошо известно. Так вот, чем занимается Джонс? – он играет здесь на грани существует/не существует. Он пишет своими пастозными мазками (которыми изображали в традиционном искусстве кувшин, дерево, на худой конец голую женщину, т.е. вполне реальные штуки) вещи, которых, в сущности, нет. Этими мазками Джонс придает им качество существования. А поскольку цифру 4 мы все-таки часто наблюдаем в жизни (в номере автобуса, скажем), диалог с Джонсом переходит на следующий, не менее увлекательный, уровень – что же, в конце концов, он такое изобразил в своей картинке.


Лампочка

Менее эффектно, нежели пивные банки, но тоже хорошо. Джонс еще воплотил в бронзе ботинки и зубную щетку.


Карта

Тот же ход, что и во «Флаге».


Мишень

Опять плоский объект.


От 1 до 9

Тут прикол в том, что все цифры наложены друг на друга. Т.е. их девять штук, а все равно получается плоско. Знаки же толщины не имеют.

* Живы еще Клас Ольденбург (р. 1929) и Джеймс Розенквист (р. 1933) – тоже классики, но несколько менее классики, чем Джонс. Что удивительно, все трое – классики поп-арта. Что-то такое в этом поп-арте есть полезное для здоровья: Роберт Раушенберг прожил 82 года, Ричард Гамильтон – 89 лет. 70-летних я и не беру.

** С моей точки зрения, в пятерку самых принципиальных и важных для развития авангардизма произведений, помимо «Флага», входят «Авиньонские девицы» Пикассо , «Фонтан» Дюшана, « Черный квадрат » Малевича и « Стул и три стула » Джозефа Кошута.

*** Тут случился анекдот. Большим поклонником поп-арта был мощный галерист Лео Кастелли. Как-то в присутствии Джонса абстрактный экспрессионист Виллем де Кунинг с целью опустить враждебный ему поп-арт и, заодно, Кастелли, сказал, что тот купит что угодно, если ему сказать, что это поп-арт. Хоть пивные банки. Джонс реализовал это предложение в таком вот виде.

Сегодня, 15 мая, празднует свой 85-летний юбилей современный выдающийся американский художник, скульптор, иллюстратор – Джаспер Джонс (Jasper Johns).

Джаспер Джонс – выдающийся, неоднозначный американский художник, приверженец абстрактного экспрессионизма, направления нео-дада и поп-арта. Оказал существенное влияние на Энди Уорхола, Эда Руша, Класа Олденбурга, Фрэнка Стелла, Роя Лихтенштейна.

Уроженец штата Джорджия, Джаспер долгое время проживал в Южной Каролине. Учился в Нью-Йоркской школе дизайна. Во времена корейской войны был дислоцирован в Японию, в Сендай. В 1954 году Джонс возвращается в Нью-Йорк, где знакомится с Робертом Раушенбергом, американским художником-графиком. Они становятся любовниками. Джонс и Раушенбергер дружат и сотрудничают с еще одной творческой гей-парой: Мерс Каннингемом, хореографом, и Джоном Кейджей, композитором. Работая вместе, они исследовали современную художественную сцену, развивая свои идеи об искусстве. В 1958 году, галерист Лео Кастелли знакомиться с Джонсом и дает ему возможность впервые выставить свои работы. Именно на этой первой презентации, Альфред Барр, основатель и директор нью-йоркского музея современного искусства, покупает первые четыре работы начинающего художника. В 1963 году, Джонс и Кейдж основывают фонд Современного искусства, в настоящее время известного как Фонд современного искусства в Нью-Йорке.

Одна из самых известных работ Джонс, созданная в 1954 – 1955 годах, называется «Флаг». Вообще, американский флаг, как таковой, очень часто встречается в живописных разработках художника. Работы мастера причисляют к направлению нео-дадаистов, хотя, зачастую его работы включают в себя изображения и объекты именно поп-культуры. В своей живописи Джонс использует приемы классической поп-арт иконографии. Ранние работы художника, в основном строятся на простых схемах, таких как флаг, цифра, буква, карта. В работах художник использует простые цвета, простые предметы, часто играя на иронии и парадоксе. Создает много работ, используя граверную печать, литографию и скульптуру. Некоторые критики сходятся на мысли, что, та же знаменитая работа «Флаг», это ни что иное, как абстрактный экспрессионизм. В работах Джонса, символ, появляется в чистом виде, существуя за пределами всяких ссылок и контекстов. И «Флаг», это в первую очередь, визуальный объект, как завершенный, самодостаточный образ, существующий в отрыве от символических коннотаций. Яркий пример, вещи в себе.

Джаспер Джонс (Jasper Johns) и современный поп-арт

14 августа Джеймс Майер, бывший ассистент американского художника Джаспера Джонса, работавший с ним больше 25 лет, был арестован по обвинению в краже 22 его картин. Все украденные полотна были проданы. Общая сумма выручки с продажи составила около 6,5 миллиона долларов, 3,4 миллиона из которых достались Майеру. 15 августа суд предъявил ему обвинения в мошенничестве и транспортировке краденого имущества между штатами. В совокупности тюремный срок за оба преступления может составить до 30 лет.

6,5 миллионов за 22 картины, некоторые из которых оказались незавершенными, - сумма совсем небольшая, если речь идет о полотнах Джаспера Джонса, неоднократно признававшегося самым дорогим из живущих художников. В 1980 году нью-йоркский MoMA купил у художника картину «Три флага» за миллион долларов, и на тот момент это была самая высокая цена, которую когда-либо платили за картину живого художника. Позже Джонс несколько раз на аукционах побил собственный рекорд. Например, когда в 1998 году Музей Метрополитен в Нью-Йорке заплатил за его работу «Белый флаг» около 20 миллионов долларов, или когда в 2010 году его самое известное произведение «Флаг» было продано на аукционе за 28,6 миллиона долларов.

Флаги в творчестве Джонса стали не только верным способом заработка, но и визитной карточкой. Эти три работы, оказавшиеся знаковыми для его творчества, Джонс создал с 1954 года по 1958-й, вдохновившись идеями Марселя Дюшана: «Флаг» (1954), «Белый флаг» (1955) и «Три флага» (1958). В 1960 году художник отлил свой знаменитый «Флаг» в бронзе. Позднее в серии с флагами было создано около сорока работ. Использование такого важного для американцев символа вызвало многочисленные дискуссии по поводу содержащихся в произведении смыслов. В то время как критики спорили , уважительно ли отнесся Джаспер Джонс к звездно-полосатому, художник заявлял, что ему интересны прежде всего сами звезды и полосы, то есть геометрия флага как предмета. «Одни говорят, что написанный мной флаг нужно рассматривать только как картину, другие, что картину стоит рассматривать как флаг. Вообще-то я подразумевал и то, и другое, так что вам необязательно выбирать», - говорил Джонс в интервью в 1960 году. Помимо флагов, художник создал множество объектов в самых разных техниках - от скульптуры до рельефной живописи и энкаустики (то есть рисования горячим воском), обращался к различным символам массовой культуры.

Фото: Sten Rosenlund / REX / FOTODOM.RU

Джаспер Джонс - значимая фигура для послевоенного искусства второй половины XX века. Начав работать в разгар популярности абстрактного экспрессионизма, он попробовал себя в нео-дадаизме, поп-арте и концептуализме. Но к какому бы художественному течению ни относили работы Джонса, продавались они всегда с большим успехом. Звание самого дорогого художника досталось ему не без постороннего участия: во многом этому способствовало знакомство с известным галеристом и арт-дилером Лео Кастелли. Кастелли увидел работы 28-летнего Джонса в студии Роберта Раушенберга в 1958 году и был так впечатлен творчеством молодого художника, что предложил ему организовать персональную выставку. Кастелли, известный своим чутьем и деловой хваткой, вывел на мировой арт-рынок Роберта Раушенберга и Роя Лихтенштейна, - неудивительно, что с конца пятидесятых продажи Джонса пошли в гору.

Когда в 1984 году 22-летний начинающий художник Джеймс Майер впервые постучал в дверь студии Джонса на John’s Houston Street, он понятия не имел, с кем имеет дело. Знания Майера в области истории искусств на тот момент, по его словам, обрывались где-то на импрессионистах. Юный художник удовлетворял свои амбиции, рисуя бесконечные копии Ван Гога и Матисса для сети забегаловок «Beefsteak Charlie’s» за 6 долларов в час. Друг посоветовал Майеру начать карьеру в мире искусства с ассистирования какому-нибудь известному мастеру. Тот, недолго думая, составил список художников с их телефонами и адресами, надел парадный костюм, сложил в папку несколько примеров своих работ и резюме и стал ходить по нью-йоркским студиям, как коммивояжер.

В студии Джаспера Джонса Майера сначала даже не пустили на порог - однако папку с работами взяли. Молодой художник расстроился и уже начал подумывать о карьере менеджера в том же «Beefsteak Charlie’s», но потом решил вернуться за своей папкой и явился в студию еще раз. На этот раз дверь открыл сам художник и, к удивлению молодого человека, предложил ему чашку кофе. Через несколько часов будущие мастер и подмастерье уже обсуждали условия работы.

О своем знакомстве с Джонсом Майер рассказал в середине девяностых писателю Мэттью Роузу, делавшему обзор молодых успешных помощников художников для журнала Vogue. Тогда текст не был опубликован, его выложили для широкой публики в 2007 году на сайте Theartblog.org . Роуз в своем материале отмечал, как много успел сделать молодой энергичный ассистент за несколько лет работы с Джонсом: перевез его студию в более престижный район, позже организовал переезд художника в новую комфортную квартиру, оборудовал студии в Нью-Йорке и на карибском острове Сен-Мартен так, чтобы мастеру было удобнее в них работать. В обеих студиях все было сделано совершенно идентично: от цвета стен до размера и марки кистей.

Неудивительно, что бойкий и не лишенный таланта ассистент пользовался безграничным доверием художника. Джонс доверял ему даже работу подмастерьем. Иногда Майер делал несколько штрихов на картинах Джонса; правда, по его же словам, художник неизменно их стирал или переписывал. В ведомстве ассистента была вся жизнь его начальника: от порядка в студиях до гроссбухов и счетов. Этим Майер и воспользовался в период с 2006 по 2012 год, когда постепенно переправлял картины из студии художника в городе Шарон, Коннектикут, в неизвестную галерею на Манхэттене, чтобы использовать ее как посредника при продаже.

К афере Майер подошел так же ответственно, как к своей работе. Он придумал для каждого из 22 украденных полотен инвентарные номера, сделал перепись, вставил поддельные страницы в реестр всех работ Джонса и сфотографировал страницы, чтобы отправлять их покупателям. Кроме того, Майер заверил у нотариуса документы, подтверждающие, что все картины были переданы ему в дар, и использовал эти бумаги, чтобы заключить договор на продажу с неназванной манхэттенской галереей. Одним из основных условий продажи картин было молчание покупателей. Все частные лица, приобретавшие в галерее картины Джонса, обязывались в течение восьми лет не выставлять и не перепродавать полотна.

Неизвестно, почему Майер отмерил своему 83-летнему бывшему начальнику и учителю именно 8 лет (а скорее всего, только смерть Джонса могла стать поводом начать открыто продавать краденые картины). Неизвестны и обстоятельства, при которых помощник художника уволился с работы, на которой провел 27 лет. Вряд ли это были творческие позывы: в двухтысячных годах Майер неоднократно выставлялся в нью-йоркских галереях. Последняя выставка его фигуративных рисунков тушью состоялась в галерее в Челси в 2011 году. Маленькие заработки тоже вряд ли могли стать официальной причиной ухода - в последние годы работы с художником Майер активно занимался благотворительностью. При его участии даже была открыта художественная школа неподалеку от его дома в Салисбери.

Возможно, об обстоятельствах разрыва художника и подмастерья мог бы рассказать сам Джаспер Джонс, но он отказывается комментировать ситуацию. Какие именно работы Джонса были украдены из студии в Шароне, не сообщается. Известно только, что некоторые полотна, которые не были закончены, Майер маркировал как готовые, но не выставлявшиеся работы художника. Учитывая то, как ассистент Джонса начинал свою художественную карьеру, можно предположить, что некоторые работы действительно были завершены, но другой рукой, а какие-то и вовсе написаны не самим Джонсом. Известен ведь , когда в 2010 году Брайан Рамнарин, владелец литейного цеха, работавшего с художником, сделал бронзовую копию его «Флага» и пытался продать ее за 10 миллионов долларов. Рамнарин, в отличие от Майера, действовал открыто, даже показывал работу коллекционерам, поэтому попался значительно раньше.

Майер всегда тепло отзывался о своем мастере. В более позднем интервью тому же Роузу перед открытием одной из своих выставок, художник говорил, что Джонс не только научил его всем известным ему живописным техникам. «Самое главное, чему научил меня Джаспер - это хорошенько подумать о том, что я делаю, перед тем, как это сделать». Похоже, Майер усвоил этот урок очень хорошо: перед тем, как ограбить своего учителя, он думал целых 27 лет.



Похожие статьи
 
Категории