Произведения гюго. Разоблачение нового императора в творчестве

23.02.2019

Великий французский писатель Виктор Гюго вошел в историю мировой литературы и как поэт, и как драматург, и как прозаик. Он стоял у истоков французского романтизма, обессмертил свое имя как истинного борца за свободу, за гуманистические идеалы. Максим Горький писал о Гюго: «Трибун и поэт, он гремел над миром подобно урагану, возбуждая к жизни все, что есть прекрасного в душе человека» . 26 февраля, к 212-й годовщине со дня рождения писателя, пролистаем его творческий путь.

Виктор Гюго родился в семье генерала наполеоновской армии Жозефа Гюго в 1802-м году, мать будущего писателя Софии придерживалась роялистских взглядов. Виктор был самым младшим, в семье, кроме него еще были два сына Абель (р. 1798) и Евгений (р. 1800).
Ранее детство Виктор провел в Марселе, потом на Корсике, затем на Эльбе, в Италии и Мадриде - по месту службы отца. Отношения между супругами окончательно разладились, и в 1813-м они разошлись. Виктор остается с матерью, которая поселилась в Париже. С 1814 по 1818 Гюго учится в лицее, а первые литературные опыты относятся к подростковому возрасту. Первые свои стихи, посвященные матери, Виктор написал в 14 лет, затем из-под его пера выходят трагедии «Иртамена» и «Athelie ou les scan».

В 17 лет Виктор получает две премии на конкурсе за поэмы «Верденские девы» и оду «На восстановление статуи Генриха IV», положившие начало его «Легенде веков», заетм в печати была опубликована сатира «Телеграф», впервые обратившая на молодого литератора внимание читателей. Критика сразу охарактеризовала его манеру: «Проза, в которую затесались стихи», газеты публикуют одну за другой статьи о чудо-ребенке, обладающим литературным талантом. А как мать радовалась тому, что ее чадо превосходно владеет литературным слогом! В 1819-м Гюго пишет оду «Участь Вандеи», посвящая ее Шатобриану. О молодом литераторе еще больше заговорили.

В 1822-м Гюго женился на своей поклоннице Адель Фуше, которой посвятил поэму «Первые вздохи». Воспитанная в строгих нравах 17-летняя девушка даже любовную переписку считала грехом. Молодые поженили в 1922-м. У четы родилось пятеро детей: сыновья Леопольд (1823, умер во младенчестве), Шарль (1826), Франсуа-Фиктор (1828) и дочери Леопольдина (1824) и Адель (1830).

Молодой супруг пишет роман «Ган Исландец», пытаясь опубликовать его тысячным тиражом. Однако издатель не только обманул его с гонораром, но еще и оклеветал его. Роман был опубликован в четырех выпусках, в серой обложке, на грубой бумаге и без фамилии автора. «Это своеобразное сочинение, - по словам издателя, - является первым прозаическим произведением молодого писателя, уже известного по его блестящим успехам в поэзии» .

С 1826 по 1829 год Гюго написал «Оды и баллады» (конец 1826), драму «Кромвель» (1827), поэтический сборник «Восточные мотивы» (1829). Из-под пера Виктора Гюго выходят и романы, такие как «Последний день приговорённого к смерти» (1829), «Собор Парижской Богоматери» (1831), «Клод Ге» (1934).

13 лет своего творчества Гюго посвятил театру и лирике: «Осенние листья» (1831), «Песни сумерек» (1835), «Внутренние голоса» (1837), «Лучи и тени» (1840). Любимым сюжетом драмы была для Гюго защита обездоленных от угнетателей. А театр для него - трибуна, с которой можно сказать смелые идеи во всеуслышание. Первая пьеса, поставленная в театре, «Король забавляется» (1832) была прохладно принята публикой. Особенно парижскому бомонду не понравились фривольные высказывания шута насчет морали: «Иль мать вас не рожала? Иль с конюхом она в постели полежала? Ответьте, выродки!» Драма была запрещена к показу.

Однако провал драмы не помешал Гюго стать членом Французской академии (1841), а в 1845-м получить звание пэра.
Виктор Гюго был противником государственного переворота 1851-го, попирающего французские свободы и идеалы. После воцарения Наполеона III Гюго уехал в Брюссель. И хотя Виктор писал обнадеживающие письма жене в Париж, рядом с ним находилась красотка Жюльетта, которая проявила чудеса героической преданности, привезя возлюбленному все его рукописи.

Роман Гюго «Отверженные» был написан в 1862-м году в изгнании (около тридцати лет писатель вынашивал планы, делал зарисовки персонажей, собирал документальные материалы и выстраивал главы и сюжетные линии). Гюго оживил исторические события: эпоху империи, Реставрацию, революцию 1830 года, его герои будут сражаться за республику, против нищеты и насилия.

«Изобразить вознесение души… показать во всей трагической реальности социальное дно, с которого она поднимается, чтобы общество отдало себе отчет в том, какой ад служит ему основанием, и чтоб оно поняло, наконец, что пора возжечь зарю над этим мраком; предупредить, что является самой скромной формой совета, - такова цель этой книги» , - пишет Гюго в одном из предварительных набросков предисловия. Непосильная задача, на первый взгляд, - примирить непримиримое и совместить несовместимое, была решена на ура, иначе, как объяснить бешеный успех романа. Несмотря на восторженные отклики, цензура запретила роман к изданию.

Следующим романом, написанным в изгнании, был «Человек, который смеется» (1869). Он продолжает тему защиту обездоленных. Герой романа Гуинплен, обезображенный в детстве компрачикосами по приказу короля, - это символ страдающего, гонимого, изуродованного народа. Но уродливая оболочка скрывает почти святую душу: «Вы считаете меня выродком! Нет. Я - символ. О всемогущие глупцы, откройте глаза! Я воплощаю в себе все. Я представляю собой человечество, изуродованное властителями. Человек искалечен. То, что сделано со мной, сделано со всем человеческим родом: изуродовали его право, справедливость, истину, разум, мышление, так же, как мне изуродовали глаза, ноздри и уши...»

Только в 1870-м Гюго возвращается во Францию. В 1874-м он публикует роман «Девяносто третий год» о поражении Парижской коммуны, о проблемах революционного насилия, о нравственном перерождении человека.

В 1876-м к Гюго вернулась былая слава. Он становится сенатором, но Виктор уже тяжело болен. В 1878-м он переносит инсульт. К 80-летнему юбилею писателя в театре с овациями поставлена его пьеса «Эрнани». В мае 1885-го великий писатель скончался.

Похороны великого писателя

Франции был объявлен национальный траур. Гюго похоронен в Пантеоне.

Весь мир знает такие его произведения, как "Собор Парижской Богоматери", "Человек, который смеется", "Отверженные", но почему-то не все интересуются биографией Виктора Гюго. А она не менее интересна, чем его шедевры. Ведь нельзя полностью проникнуться и понять творение великого человека, если не знаете то, что происходило в его жизни в тот момент. Конечно, нельзя в пару страниц вместить полную биографию Виктора Гюго, ведь для этого нужно поместить воспоминания его современников, личные письма, различные дневниковые записи. Поэтому ниже будет представлена история его жизни в обобщенном варианте. Биография и творчество Виктора Гюго будут рассматриваться вместе, потому что важные события, которые происходили в жизни писателя, находили отражение в его произведениях.

Детство и юность писателя

Биографию Виктора Мари Гюго следует начать с даты его рождения. Это было 26 февраля 1802 г. Родители будущего литератора придерживались противоположных политических убеждений, что не могло не сказаться на семейных отношениях. Отец Виктора в годы правления Наполеона получил генеральский чин. Мать мальчика была убежденной роялисткой, яро ненавидевшей Бонапарта и поддерживавшей династию Бурбонов.

Гюго-старший был назначен на пост губернатора Мадрида, и в этом городе родители писателя разошлись. Мать, забрав с собою детей, вернулась в Париж. Благодаря материнскому воспитанию Гюго вырос таким же убежденным роялистом. В своих самых ранних стихотворениях он прославляет Бурбонов. В юношеские годы ему близко классическое направление и влияние аристократического романтизма.

Начало творческого пути и реформа во французской поэзии

Важное место в биографии писателя Виктора Гюго занимает участие в преобразовании поэзии. К 1820 г. юный поэт написал уже достаточное количество стихотворений в любимом направлении классицизма. Но он прочитывает сборник Ламартина, и его произведения производят сильное впечатление. Виктор Гюго, восхищенный Шатобрианом и Ламартином, становится приверженцем романтизма.

И в 1820 г. писатель пытается преобразовать поэзию. В чем же суть его реформы? Теперь героем произведений становится деятельный герой, который участвует в мире, где происходят события, в независимости от желаний человека. Гюго любил использовать яркие динамичные природные пейзажи, писатель стремится найти конфликт в самих природных явлениях, а не только между героями, как это было раньше у Ламартина.

Виктор Гюго призывал отказаться от строгого языка классицизма и писать на языке человеческих чувств. Он смело вводил разговорную лексику, различные термины, устаревшие слова, что значительно помогло обогатить стихотворения.

Теоретизация романтизма

Вершиной эпохи французского романтизма стало его "Предисловие к "Кромвелю". Шекспировская драма "Кромвель" в ту эпоху носила новаторский характер, но все равно оставалась недостаточно подходящей для сцены. Но "Предисловие" переломило ход в борьбе двух направлений. В произведении Виктор Гюго рассказывает о своей точке зрения развития литературы. По его мнению, существует три эпохи: время, когда человек создает оды, гимны, то есть лирика; в античную эпоху появляются эпопеи; третий период - это становление христианства.

Именно в последний период, когда показана борьба добра и зла, закономерно появление нового жанра - драмы. В наше время, конечно, такой взгляд на литературное развитие кажется упрощенным и наивным. Но в тот период это имело огромное значение. Эта теория доказывала, что появление романтизма - это естественное явление, которое может показать все контрасты Нового времени.

Создание гротеска

В противопоставление классицизму, который стремился ко всему возвышенному, писатель создал новое направление - гротеск. Это специальное, чрезмерное усиление всего ужасного, некрасивого с одной стороны, а с другой - комического. Новое направление было многообразным, как сама жизнь, и его главной задачей было усиление прекрасного.

Все тенденции, которые были заложены Гюго, стали основными принципами для французских романистов в конце 20-30-х гг. в 19 веке. В драмах, написанных им, закладываются все основные позиции романтизма, которые будут считаться эталоном для французской драматургии.

"Собор Парижской Богоматери"

1831 г. - это важная дата в биографии Виктора Гюго. Это дата связана с написанием им великого произведения "Собор Парижской Богоматери". В романе поднимается тема перехода человека от аскетизма (отказа ото всех человеческих радостей) к гуманизму. Эсмеральда является отражением гуманного общества, которому не чужды прелести земной жизни. Для создания образа прекрасной цыганки писатель применяет гротеск, помещая героиню в низшее общество, на фоне которого она выделялась красотой и добротой.

Представителем аскетизма в романе был Клод Фролло. Он презирал все чувства, не любил людей, тем не менее он не смог совладать со своей страстью к Эсмеральде. Но эта страсть носила разрушительный характер, и не принесла им счастья. Для создания образа Квазимодо гротеск использовался в больших масштабах. В произведении он описывается как настоящий уродец, похожий на химеру, которые украшают собор.

Квазимодо является душой этого места, а в романе "Собор Парижской Богоматери" является символом народа. Конец этой истории вполне предсказуем - Эсмеральда и Квазимодо погибают. И этой развязкой писатель хотел показать, что несмотря на все сопротивление аскетизма, на его место придет эпоха гуманизма.

Изгнание из Франции

В 1848 г. Виктор Гюго участвует в Февральской революции и отказывается поддержать государственный переворот Луи Бонапарта, который провозгласил себя Наполеоном Третьим. В связи с этими событиями Гюго вынужден покинуть Францию. Теперь в его произведениях все больше чувствуется политическая направленность, все чаще звучат обличительные речи. Теперь он стремится в своем творчестве отразить современную действительность, при этом остается верным направлению романтизма.

Разоблачение нового императора в творчестве

В Бельгии Гюго пишет памфлет, направленный против Наполеона Третьего. В понимании писателя - это личность, ничем не заслужившая того общественного положения, которое занимает. Новый император в глазах Гюго был пустым, ограниченным и даже вульгарным человеком. Конечно, следуя всем канонам романтизма, Виктор Гюго преувеличил историческое значение Наполеона Третьего. Что и создало впечатление того, что новый правитель переделывает историю, как ему заблагорассудится.

Находясь на острове Джерси, романист продолжает разоблачать в своих творениях Луи Бонапарта в своем сборнике "Возмездие". До этого Гюго был знаменит своими восхитительными стихотворениями о природе. Но в тот период все раздражало его, в том числе и природа, все казались ему соучастниками Наполеона Третьего. Но вместе с тем, поэт дает довольно точные и меткие характеристики политическим деятелям того времени.

"Отверженные"

Огромное значение в биографии Виктора Гюго имеет вершина его творчества - это роман "Отверженные". Этот литературный шедевр создавался в течение 20 лет. Свет его увидел только в 1862 г. В своем романе-эпопее Гюго старался отразить всю окружавшую его действительность. Эксплуатация человека человеком, несправедливый суд, политические катастрофы, революции - все это присутствует в "Отверженных".

Каждое значительное событие рассматривается с точки зрения простого народа, и следует отметить, что главные герои - это не знатные люди или видные общественные деятели. Это представители низших слоев общества, которых обычно отвергают и не замечают. Все образы персонажей взяты Гюго из реальной жизни, у некоторых имелись реальные прототипы.

В романе автор выступает на стороне социальной революции. Одной из важных составляющих "Отверженных" является предоставление таких же прав низшим членам общества наравне с обеспеченными гражданами. Но в то же время, не менее важное значение имела духовная революция. По мнению Гюго, одно светлое событие, которое станет откровением, способно превратить злодея в доброго человека. В "Отверженных", как и в "Соборе Парижской Богоматери", показана борьба человека с роком. В борьбе с несправедливым законом торжествует моральный закон добра.

Возвращение во Францию

4 сентября 1870 г. в тот день, когда Франция была провозглашена Республикой, Виктор Гюго возвращается обратно. В столице общество принимает его как народного героя. В этот период он принимает активное участие в оказании сопротивления прусским захватчикам.

В 1872 г. Виктор Гюго выпускает сборник стихотворений "Грозный Год", который является дневником, написанным в стихах. В нем, кроме произведений, в которых разоблачается император, появляются и лирические стихи. В 1885 г. в самом зените славы не стало великого французского поэта и писателя Виктора Гюго.

Вклад писателя в литературу

Вклад писателя в развитие литературы был огромным - он создавал не только прекрасные произведения, но и занимался теоретическими вопросами. Он стремился вывести французскую поэзию, драматургию на совершенно другой уровень. Литературные принципы, созданные им, на долгие годы стали канонами для других писателей.

Но зачем нужна краткая биография Виктора Гюго для детей? Конечно, политическая подоплека в его творчестве и более глубокое изучение социальных проблем ребятам еще недоступно. Но в его творениях имеются принципы гуманного отношения человека ко всему живому, есть нравственное начало и победа добра.

Виктор Гюго - это одна из величайших личностей, которые были во французской и мировой литературе. Он не только активно развивал поэзию и драматургию, но и участвовал в общественной жизни. И до конца Гюго оставался верен принципам, которые ставили выше всего свободу человека и победу доброго начала.

Великий французский писатель Виктор Гюго вошел в историю мировой литературы и как поэт, и как драматург, и как прозаик. Он стоял у истоков французского романтизма, обессмертил свое имя как истинного борца за свободу, за гуманистические идеалы. Максим Горький писал о Гюго: «Трибун и поэт, он гремел над миром подобно урагану, возбуждая к жизни все, что есть прекрасного в душе человека» . 26 февраля, к 212-й годовщине со дня рождения писателя, пролистаем его творческий путь.

Виктор Гюго родился в семье генерала наполеоновской армии Жозефа Гюго в 1802-м году, мать будущего писателя Софии придерживалась роялистских взглядов. Виктор был самым младшим, в семье, кроме него еще были два сына Абель (р. 1798) и Евгений (р. 1800).
Ранее детство Виктор провел в Марселе, потом на Корсике, затем на Эльбе, в Италии и Мадриде - по месту службы отца. Отношения между супругами окончательно разладились, и в 1813-м они разошлись. Виктор остается с матерью, которая поселилась в Париже. С 1814 по 1818 Гюго учится в лицее, а первые литературные опыты относятся к подростковому возрасту. Первые свои стихи, посвященные матери, Виктор написал в 14 лет, затем из-под его пера выходят трагедии «Иртамена» и «Athelie ou les scan».

В 17 лет Виктор получает две премии на конкурсе за поэмы «Верденские девы» и оду «На восстановление статуи Генриха IV», положившие начало его «Легенде веков», заетм в печати была опубликована сатира «Телеграф», впервые обратившая на молодого литератора внимание читателей. Критика сразу охарактеризовала его манеру: «Проза, в которую затесались стихи», газеты публикуют одну за другой статьи о чудо-ребенке, обладающим литературным талантом. А как мать радовалась тому, что ее чадо превосходно владеет литературным слогом! В 1819-м Гюго пишет оду «Участь Вандеи», посвящая ее Шатобриану. О молодом литераторе еще больше заговорили.

В 1822-м Гюго женился на своей поклоннице Адель Фуше, которой посвятил поэму «Первые вздохи». Воспитанная в строгих нравах 17-летняя девушка даже любовную переписку считала грехом. Молодые поженили в 1922-м. У четы родилось пятеро детей: сыновья Леопольд (1823, умер во младенчестве), Шарль (1826), Франсуа-Фиктор (1828) и дочери Леопольдина (1824) и Адель (1830).

Молодой супруг пишет роман «Ган Исландец», пытаясь опубликовать его тысячным тиражом. Однако издатель не только обманул его с гонораром, но еще и оклеветал его. Роман был опубликован в четырех выпусках, в серой обложке, на грубой бумаге и без фамилии автора. «Это своеобразное сочинение, - по словам издателя, - является первым прозаическим произведением молодого писателя, уже известного по его блестящим успехам в поэзии» .

С 1826 по 1829 год Гюго написал «Оды и баллады» (конец 1826), драму «Кромвель» (1827), поэтический сборник «Восточные мотивы» (1829). Из-под пера Виктора Гюго выходят и романы, такие как «Последний день приговорённого к смерти» (1829), «Собор Парижской Богоматери» (1831), «Клод Ге» (1934).

13 лет своего творчества Гюго посвятил театру и лирике: «Осенние листья» (1831), «Песни сумерек» (1835), «Внутренние голоса» (1837), «Лучи и тени» (1840). Любимым сюжетом драмы была для Гюго защита обездоленных от угнетателей. А театр для него - трибуна, с которой можно сказать смелые идеи во всеуслышание. Первая пьеса, поставленная в театре, «Король забавляется» (1832) была прохладно принята публикой. Особенно парижскому бомонду не понравились фривольные высказывания шута насчет морали: «Иль мать вас не рожала? Иль с конюхом она в постели полежала? Ответьте, выродки!» Драма была запрещена к показу.

Однако провал драмы не помешал Гюго стать членом Французской академии (1841), а в 1845-м получить звание пэра.
Виктор Гюго был противником государственного переворота 1851-го, попирающего французские свободы и идеалы. После воцарения Наполеона III Гюго уехал в Брюссель. И хотя Виктор писал обнадеживающие письма жене в Париж, рядом с ним находилась красотка Жюльетта, которая проявила чудеса героической преданности, привезя возлюбленному все его рукописи.

Роман Гюго «Отверженные» был написан в 1862-м году в изгнании (около тридцати лет писатель вынашивал планы, делал зарисовки персонажей, собирал документальные материалы и выстраивал главы и сюжетные линии). Гюго оживил исторические события: эпоху империи, Реставрацию, революцию 1830 года, его герои будут сражаться за республику, против нищеты и насилия.

«Изобразить вознесение души… показать во всей трагической реальности социальное дно, с которого она поднимается, чтобы общество отдало себе отчет в том, какой ад служит ему основанием, и чтоб оно поняло, наконец, что пора возжечь зарю над этим мраком; предупредить, что является самой скромной формой совета, - такова цель этой книги» , - пишет Гюго в одном из предварительных набросков предисловия. Непосильная задача, на первый взгляд, - примирить непримиримое и совместить несовместимое, была решена на ура, иначе, как объяснить бешеный успех романа. Несмотря на восторженные отклики, цензура запретила роман к изданию.

Следующим романом, написанным в изгнании, был «Человек, который смеется» (1869). Он продолжает тему защиту обездоленных. Герой романа Гуинплен, обезображенный в детстве компрачикосами по приказу короля, - это символ страдающего, гонимого, изуродованного народа. Но уродливая оболочка скрывает почти святую душу: «Вы считаете меня выродком! Нет. Я - символ. О всемогущие глупцы, откройте глаза! Я воплощаю в себе все. Я представляю собой человечество, изуродованное властителями. Человек искалечен. То, что сделано со мной, сделано со всем человеческим родом: изуродовали его право, справедливость, истину, разум, мышление, так же, как мне изуродовали глаза, ноздри и уши...»

Только в 1870-м Гюго возвращается во Францию. В 1874-м он публикует роман «Девяносто третий год» о поражении Парижской коммуны, о проблемах революционного насилия, о нравственном перерождении человека.

В 1876-м к Гюго вернулась былая слава. Он становится сенатором, но Виктор уже тяжело болен. В 1878-м он переносит инсульт. К 80-летнему юбилею писателя в театре с овациями поставлена его пьеса «Эрнани». В мае 1885-го великий писатель скончался.

Похороны великого писателя

Франции был объявлен национальный траур. Гюго похоронен в Пантеоне.

Виктор Гюго – французский писатель, произведения которого вошли в историю и стали бессмертными памятниками литературного достояния. Любитель готики и представитель романтизма всю жизнь презирал законы общества и выступал против человеческого неравенства. Самую популярную книгу «Отверженные» Гюго написал в момент творческого кризиса, но, тем не менее, этот роман стал любимым произведением поклонников автора во всем мире.

Детство и юность

Начало 19 века: во Франции минула великая революция, в стране уничтожены Старый порядок и абсолютная монархия, на смену которым пришла Первая французская республика. В стране процветал лозунг: «Свобода, равенство, братство», а молодой полководец вселял надежду на светлое будущее.

Именно в то время, когда были разрушены древние устои, а во Франции произрастали ростки из зерен революции, у капитана наполеоновской армии Леопольда Сижисбера Гюго родился третий сын. Произошло это событие 26 февраля 1802 года на востоке страны, в городе Безансон. Мальчик, которому дали имя Виктор, был болезненным и слабым, по воспоминаниям его матери Софи Требюше, младенец был «не больше столового ножа».

Семья была богата и жила в большом трехэтажном доме. Леопольд происходил из крестьянского рода, но Великая французская революция позволила мужчине проявить себя. Отец будущего писателя прошел путь от офицера республиканской армии до сторонника Бонапарта и, наконец, стал генералом. Гюго старший часто разъезжал из-за долга службы, поэтому семейство переезжало в Италию, Испанию, Марсель, а также на острова в Средиземном море и Тоскане. Путешествия оставили неизгладимые впечатления на маленького Виктора, которые позже найдут отголосок в произведениях писателя.


Из биографии матери Гюго известно только то, что она приходилась дочерью судовладельца.

Софи и Леопольд старались воспитывать трех мальчиков (Виктора, Абеля и Эжена) в любви, но мировоззрения супругов расходились, отчего они часто ссорились. Требюше придерживалась роялистских и вольтерьянских взглядов и во французской революции была сторонницей династии Бурбонов, тогда как Гюго старший был преданным приверженцем Наполеона. Не только политические распри заставляли родителей будущего писателя расходиться: у Софи была любовь на стороне с генералом Виктором Лагори.


Из-за родительских ссор трое братьев жили то у Софи, то у Леопольда, а в 1813 году мать и отец Виктора Гюго развелись, и женщина переехала в столицу Франции, забрав с собой младшего сына. В будущем Софи не раз жалела и пыталась примириться с супругом, однако тот не желал забывать старые обиды.

Мать оказала значимое влияние на Виктора: ей удалось внушить ребенку, что Бурбоны – приверженцы свободы, а образ идеального монарха сложился у мальчика за счет прочитанных книг.

Литература

Леопольд мечтал, чтобы младший ребенок приобщился к точным наукам, к тому же у мальчика был талант к математике, он прекрасно считал и справлялся со сложными уравнениями. Возможно, у генеральского сына сложилась бы карьера Мишеля Ролля или , но Виктор выбрал другой путь и оказался от поступления в Политехнический университет.


Будущий автор бессмертных романов предпочел цифрам латинские стихи и книги, с запоем прочитывая великие произведения. Впрочем, Гюго начал писать оды и стихотворения еще в детстве, учась в Лицее Людовига Великого, с 1812 года. Юноша зачастую был автором пьес на импровизированных школьных представлениях: сдвинутые столы служили театральными подмостками, а сценические костюмы вырезались неумелыми детскими руками из цветной бумаги и картона.

Когда мальчику было 14 лет, он вдохновлялся первым представителем романтизма Франсуа Шатобрианом и мечтал быть похожим на французского поэта. В автобиографическом дневнике будущий автор «Собора Парижской Богоматери» исписал переводами творений Вергилия 10 тетрадок: тогда мальчик находился на больничном режиме из-за полученного ранения в ногу.


Позже самокритичный юноша нашел рукописи, бережно собранные его матерью, и сжег свои труды, считая, что способен на более изящный и литературный слог. На последней тетради Виктор пишет, что это вздор и рисует изображение яйца, внутри которого находится птенец.

Когда Виктору было 15 лет, он показал себя как явного сторонника роялизма и приверженца укоренившегося литературного классицизма.

В 1813 году молодой Гюго участвует в литературном конкурсе, где представляет членам жюри оду о пользе наук, «Les avantages des tudes», за что получает похвалу и восторженные отзывы. Некоторые судьи не верили, что автору стихотворения исполнилось 15, потому что в произведении Виктор рассуждал как взрослый человек со сформировавшимся мировоззрением.


Юный писатель восхвалял в произведениях династию Бурбонов: за оду «На восстановление статуи Генриха IV» юноша получил внимание и благосклонность французских властей, которые выплачивали молодому таланту жалование. Поощрение деньгами пришлось кстати, так как Леопольд отказался помогать материально сыну из-за несогласия последнего поступить в Политехническую школу.

Когда мальчику было 17 лет, он вместе с братом Абелем приступает к изданию журнала с броским названием «Литературный консерватор», а сборник «Оды», вышедший в 1822 году, сделал Виктора признанным поэтом в литературной публике.


Книги Гюго олицетворяли течение романтизма, и в трудах автора нередко скрывался социальный или политический аспект, тогда как английский романтизм Байрона представлял собой произведения, главным действующим лицом которых была человеческая личность.

Жителям Франции приходилось наблюдать общественное неравенство, грязные закоулочки, нищенство, рабовладение, распущенное поведение женщин и прочие жизненные явления, хотя Париж считался городом любви. Гюго, как и любой писатель, был наблюдательным человеком, которого волновала окружающая действительность. Причем в своих произведениях Виктор не углублялся в суть социальных распрей, пытаясь доказать читателям, что общественные проблемы будут решены только тогда, когда человек научится ценить нравственность и мораль.


Нередко произведения французского автора носили политический подтекст, в первом серьезном романе «Последний день приговоренного к смерти» (1829) писатель метафорично изъясняет свою позицию по поводу отмены смертной казни, фиксируя мысли и муки литературного героя, обреченного на погибель.

Также философскую концепцию носит произведение Виктора Гюго «Человек, который смеется» (предварительно Виктор хотел назвать сочинение «По приказу Короля»), написанное писателем в зрелом возрасте. Роман описывает ужасы социального насилия, которое совершалось верховной знатью. Произведение рассказывает о лорде Гуинплене, которому в детстве изуродовали лицо, чтобы лишить наследника престола и статуса. Из-за внешней неполноценности к мальчику относились как к второсортному человеку, не обращая внимания на его положительные стороны.

"Отверженные"

Роман «Отверженные», написанный Гюго в 1862 году – вершина творчества французского писателя, по мотивам которого позже был снят фильм. В концепции литературного сюжета заключаются острые проблемы окружающей жизни, такие как голод и нищета, падение девушек к проституции ради куска хлеба, а также произвол высшего сословия, каковым являлась власть.

Протагонистом произведения является Жан Вальжан, который ради голодающей семьи украл в булочной буханку. Из-за несерьезного преступления мужчина получил в общей сложности 19 лет лишения свободы, а после выхода на волю стал изгоем, которого лишили права на спокойную жизнь.


Козетта. Иллюстрация к книге Виктора Гюго "Отверженные"

Несмотря на плачевное положение в обществе, у героя романа присутствует цель – сделать бездомную девочку Козетту счастливой.

По мнению биографов французского писателя, книга основана на реальных событиях: в 1846 Гюго лично увидел, как из-за куска буханки арестовали человека.


Гаврош. Иллюстрация к книге Виктора Гюго "Отверженные"

Также Виктор описывает жизнь задорного мальчишки – сироты Гавроша, который погибает в ходе июньского восстания, прошедшего в 1831 году.

"Собор Парижской Богоматери"

Замысел «Собора Парижской Богоматери» возникает у Виктора Гюго в 1828 году, а сама книга публикуется в 1831. После издания романа Гюго становится новатором: писатель стал первым французом, который написал произведение с историческим подтекстом.

Виктор опирался на опыт всемирно известного писателя-историка . «Собор Парижской Богоматери» имел политический мотив: при жизни автор романа выступал за реконструкцию памятников культуры.


Иллюстрация к книге Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери"

Поэтому готический собор в Париже, который власти собирались снести, стал главным героем произведения. Роман рассказывает о человеческой жестокости и вечном противостоянии добра и зла. Эта книга носит драматический характер и повествует о несчастном уродливом Квазимодо, влюбленном в красавицу Эсмеральду – единственную жительницу Парижа, которая не насмехалась над бедным служителем храма. После смерти Гюго произведение экранизировалось: на его основе снят знаменитый «Горбун из Нотр-Дама» (1996).

Личная жизнь

Личная жизнь Виктора Гюго отличилась тем, что у него были своеобразные отношения с противоположным полом. В юношестве писатель влюбляется в Адель Фуше, типичную представительницу буржуазии. В 1822 году возлюбленные женятся. У пары родилось пятеро детей (первый ребенок умер в младенчестве), но красавица Адель стала пренебрежительно относиться к Гюго: она не считала супруга талантливым писателем и не прочла ни единой строчки из его произведений. Зато женщина изменяла мужу с его другом Сент-Бева, отказывая Виктору в плотском удовольствии, любое прикосновение писателя раздражало строптивую девицу, однако об изменах она предпочитала молчать.


Позже Гюго влюбляется в светскую куртизанку-красавицу Жульетту, которую содержал князь Анатолий Демидов, не отказывая девушке в роскоши. Новая пассия страстно влюбилась в писателя, который потребовал закончить роман с богатым мужчиной. Но в отношениях Гюго оказался крайне скупым: из изящно одетой барышни новая невеста Виктора превратилась в даму, которая носила лохмотья: автор романов выдавал Жульетте незначительную сумму на расходы и контролировал каждую потраченную монету.


У новой возлюбленной Виктора была мечта стать актрисой, но писатель не приложил никаких усилий, чтобы девушка получила театральную роль.

Позже страсть к постаревшей Жультте у писателя остыла, и он был не против развлечений с девушками на одну ночь, для приема которых организовал отдельный кабинет в своем доме.

Смерть

Умер великий писатель весной 1885 года от пневмонии. Весть о кончине Виктора Гюго мигом облетела всю Францию, миллионы людей скорбели и участвовали в похоронах автора бессмертных романов.


Одним из любимых мест поклонников Гюго стал остров Джерси, где Виктор провел 3 счастливых года и раскрыл себя как поэта.

Библиография

  • «Отверженные»
  • «Собор Парижской Богоматери»
  • «Человек, который смеется»
  • «Последний день приговоренного к смерти»
  • «Девяносто третий год»
  • «Козетта»
  • «Труженики моря»
  • «Гаврош»
  • «Клод Ге»
  • «Эрнани»

Цитаты

  • «Засыпьте пропасть невежества, и вы уничтожите притон преступлений»;
  • «Великие люди редко появляются в одиночестве»;
  • «Идеи – редкая дичь в лесу слов»;
  • «Осёл, знающий дорогу, стоит большего, чем прорицатель, гадающий наугад»;
  • «Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право»;
  • «Мужчину порабощает не только душа женщины, но и ее тело, и чаще тело, чем душа. Душа – возлюбленная, тело – любовница».

В мае 1885 года жители Парижа провожали в последний путь знаменитого писателя, драматурга и поэта. По пути шествия траурной процессии, начиная от Триумфальной арки и до Пантеона, выстроились толпы людей. Они пришли проститься с человеком-легендой, который создал Квазимодо, Жана Вальжана, Козетту, Гуимплена, автором с благородной душой, ораторским пафосом и со старомодными манерами, Виктором Мари Гюго.


Романы Виктора Гюго

В 1831 году вышло в свет первое полноценное произведение Виктора Гюго , которое оказалось невероятно успешным и очень быстро разлетелось по всему миру. Один из приемов, использованных автором, было привлечение внимание к забытому на то время собору. После выхода книги памятка стала пользоваться большой популярностью у туристов.

Лучшие книги Виктора Гюго онлайн:

Писатель принес много новых деталей во французскую литературу, он смог объединить в своем творчестве романтические и реалистические элементы. Вскоре такой подход переняли многие писатели, что повлекло за собой создание нового течения в литературе. Критики отмечали его влияние на литературу как «беспредельное» и считали Гюго учителем для будущих поколений.


Краткая биография Виктора Гюго

Родился писатель в 1802 году в городе Безасон, Франция в семье военного. В его первые годы жизни семья постоянно переезжала из города в город. Образование получил в лицее Людовика великого. Свой первый рассказ написал в 14 лет, с того времени стал участвовать в литературных конкурсах, где получал призовые места. В 1822 году женился.

Первая книга Гюго «Ган Исландец» была издана в 1823 году. В то время он основал литературный кружок и начал издавать собственный журнал. В 1824 был опубликован сборник стихов «Новые оды». Еще через год писатель был удостоен ордена Поточного легиона и вошел в число участников кружка романтиков. В 1841 году стал членом Французской академии.

В 1845 году за преданность королю Гюго получил титул графа и стал пэром. В 1848 году вошел в состав Национального собрания, однако после переворота Наполеона переехал в Брюссель, где начал публиковать антинаполеоновские рассказы. После путешествовал, жил на острове Джерси (пролив Ла-Манш). В 1870 году вернулся во Францию. Последние годы своей жизни посвятил творчеству, отдал свои последние силы роману «Девяносто третий год», где подробно описал Великую революцию и ее последствия для Франции. В 1885 году Виктора Гюго не стало.



Похожие статьи
 
Категории