"золотая роза" и писательский труд в рассказе "драгоценная пыль". Рецензия на рассказ драгоценная пыли из сборника константина паустовского золотая роза

22.02.2019

В "Золотой розе" писатель обнародовал мысль, что среди всех творений разума и рук человеческих именно искусство слова бессмертно.
Но оно бессмертно только тогда, когда самоотверженно уходит в жизнь всеми своими корнями, когда жадно вбирает в себя все ее соки, запахи, звуки, краски, ее надежды, страдания, борьбу и любовь.
Сам писатель считал, что своеобразие его художественной манеры заключается, помимо прочего, также и в том, что наряду с грубой, неприкрашенной действительностью, подобно "хотя бы и неяркому свету", сверкает у него "легкий романтический вымысел".
К. Паустовский, конечно же, романтик - по интенсивности чувства, по лирической напряженности интонации, по максимальному использованию всего спектра заложенных в природе красок, по своей рыцарской верной любви к прекрасной музе странствий, а главное, по возвышенному благородству своего духа, мятежности темперамента, презирающего покой, и воинствующей человечности.
Но это романтик совершенно особого склада.
Реалистически достоверная и романтически приподнятая проза Паустовского насыщена массой точных знаний и тем легким поэтическим вымыслом, от которого прозаическая строка начинает фосфоресцировать таинственным зыбким блеском.
Этот необыкновенный сплав - точности и лиризма, реальности и вымысла, трезвости и восторга - напоминает отчасти золотую розу Жана Шамета. Созданная из благородного твердого металла, она казалась одухотворенной, трепетной и нежной. Ей, наверное, был свойствен тот же легкий звон, какой мы постоянно слышим в большинстве неизменно музыкальных, как бы перезванивающихся между собой фраз-мелодий К. Паустовского. И в своем рассказе о Золотой розе писатель особо подчеркивал, что создана она была из мусора и сора жизни, то есть из того, что часто окружает людей в их повседневном бытии.
Слова об искусстве, растущем из сора жизни, очень напоминают знаменитые строки Анны Ахматовой, поэтической эмблемой которой была именно роза:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда...
В "Золотой розе" К. Паустовский пишет: "Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, - все это крупинки золотой пыли..."
Обратим внимание: огонь, звезды и ночная лужа у К. Паустовского поэтически уравнены. Так же уравнены "незаметное" движение сердца и легкий пух тополя. Но это не натуралистическое всеядство и не эстетское демонстративное равнодушие к разнице между великим и малым, прекрасным и ничтожным. Писатель справедливо полагал, что предметом обостренного внимания искусства должен быть обязательно весь мир - как живая, бесконечно разнообразная сложная данность, как диа лектически противоречивая целостность, или, как говорят философы, универсум.
Но из этого разного и пестрого перепутанного клубка художник обязан выбрать необходимое - тот золотой материал искусства, который, будучи обработанным, даст в конце концов верное представление о многообразии и о сущности жизни, объяснит ее и явит взору ее истинную красоту.
Реалистическое искусство, по глубокому убеждению писателя, в своем постижении действительности ничем не должно брезговать, ничем не может высокомерно пренебрегать или равнодушно отворачиваться. Блеск далекой звезды не обязательно улавливать лишь на поверхности могучих морских вод, в каких-то случаях необходимой может оказаться и лужа.
Это требование реалистического искусства, относящееся к многомерности и объемности изображения жизни, было чрезвычайно близко самой натуре К. Паустовского. Он от природы был щедро одарен исключительно острой наблюдательностью, феноменальной художнической памятью и прямо-таки ненасытной жаждой все новых и новых впечатлений.

Языку и профессии писателя - об этом пишет К.Г. Паустовский. "Золотая роза" (краткое содержание) именно об этом. Сегодня мы поговорим об этой исключительной книге и её пользе как для обычного читателя, так и для начинающего писателя.

Писательство как призвание

"Золотая роза" - особенная книга в творчестве Паустовского. Она вышла в 1955 году, на тот момент Константину Георгиевичу исполнилось 63 года. Эта книга может называться "учебником для начинающих писателей" только отдалённо: автор приоткрывает завесу над собственной творческой кухней, рассказывает о себе, источниках творчества и роли писателя для мира. Каждый из 24 разделов несёт в себе частичку мудрости умудрённого опытом писателя, который размышляет о творчестве исходя из своего многолетнего опыта.

В отличие от современных учебников "Золотая роза" (Паустовский), краткое содержание коей мы рассмотрим дальше, имеет свои отличительные черты: здесь больше биографии и размышлений о природе писательства, а упражнения отсутствуют совсем. В отличие от многих современных авторов Константин Георгиевич не поддерживает идею всё записывать, а писатель для него - не ремесло, а призвание (от слова "зов"). Для Паустовского писатель - голос своего поколения, тот, кто должен культивировать самое лучшее, что есть в человеке.

Константин Паустовский. "Золотая роза": краткое содержание первой главы

Книга начинается легендой о золотой розе ("Драгоценная пыль"). Она рассказывает о мусорщике Жане Шамете, который хотел подарить розу из золота своей знакомой - Сюзанне, дочке полкового командира. Он сопровождал её, возвращаясь домой с войны. Девочка выросла, влюбилась и вышла замуж, но была несчастлива. А по легенде, золотая роза всегда приносит счастье своему владельцу.

Шамет был мусорщиком, у него не было денег на такую покупку. Но он работал в ювелирной мастерской и додумался просеивать пыль, которую выметал оттуда. Прошло много лет, прежде чем крупиц золота стало достаточно для того, чтобы изготовить маленькую золотую розу. Но когда Жан Шамет пошёл к Сюзанне, чтобы вручить подарок, то узнал, что она переехала в Америку...

Литература словно эта золотая роза, считает Паустовский. "Золотая роза", краткое содержание по главам коей мы рассматриваем, полностью проникнута этим утверждением. Писатель, по мнению автора, должен просеять очень много пыли, найти крупицы золота и отлить золотую розу, которая сделает жизнь отдельного человека и целого мира лучше. Константин Георгиевич считал, что писатель должен быть голосом своего поколения.

Писатель пишет, потому что слышит зов внутри себя. Он не может не писать. Для Паустовского писатель - самая прекрасная и самая сложная профессия на свете. Об этом рассказывает глава "Надпись на валуне".

Рождение замысла и его развитие

"Молния" - это глава 5 из книги "Золотая роза" (Паустовский), краткое содержание которой в том, что рождение замысла подобно молнии. Электрический заряд очень долго нарастает, чтобы позже ударить со всей силой. Всё, что писатель видит, слышит, читает, думает, переживает, накапливается, чтобы в один день стать замыслом рассказа или книги.

В следующих пяти главах автор рассказывает о непослушных персонажах, а также о зарождении замысла повестей "Планета Марц" и "Кара-Бугаз". Для того чтобы писать, нужно иметь о чем писать - главная идея этих глав. Личный опыт для писателя очень важен. Не тот, что создан искусственно, а тот, который человек получает, живя активной жизнью, работая и общаясь с разными людьми.

"Золотая роза" (Паустовский): краткое содержание глав 11-16

Константин Георгиевич трепетно любил русский язык, природу и людей. Они восхищали и вдохновляли его, заставляли писать. Писатель придаёт знанию языка колоссальное значение. Каждый, кто пишет, по мнению Паустовского, имеет свой писательский словарь, куда выписывает все новые слова, которые впечатлили. Он приводит пример из своей жизни: слова "глухомань" и "свей" были ему неведомы очень долгое время. Первое он услышал от лесника, второе нашёл в стихе Есенина. Значение его долго оставалось непонятным, пока знакомый филолог не объяснил, что свей - это те "волны", которые оставляет ветер на песке.

Нужно развивать чутье слова, чтобы мочь передать его смысл и свои мысли правильно. Кроме этого, очень важно грамотно расставлять знаки препинания. Поучительную историю из реальной жизни можно прочесть в главе "Случаи в магазине Альшванга".

О пользе воображения (главы 20-21)

Хотя писатель ищет вдохновение в мире реальном, воображение играет в творчестве большую роль, твердит "Золотая роза", краткое содержание коей было бы неполным без этого, переполнена упоминаниями о писателях, чьи мнения насчёт воображения сильно расходятся. Например, упоминается словесная дуэль с Ги де Мопассаном. Золя твердил, что воображение писателю не нужно, на что Мопассан ответил вопросом: "Как же Вы тогда пишете свои романы, имея одну газетную вырезку и неделями не выходя из дома?".

Много глав, в том числе "Ночной дилижанс" (глава 21), написаны в форме рассказа. Это история о сказочнике Андерсене и том, что важно сохранять баланс между реальной жизнью и воображением. Паустовский старается донести до начинающего писателя очень важную вещь: ни в коем случае нельзя отказываться от реальной, полноценной жизни ради воображения и жизни выдуманной.

Искусство видеть мир

Нельзя питать творческую жилу только литературой - главная мысль последних глав книги "Золотая роза" (Паустовский). Краткое содержание сводится к тому, что автор не доверяет писателям, которые не любят другие виды искусства - живопись, поэзию, архитектуру, классическую музыку. Константин Георгиевич высказал на страницах интересную мысль: проза - это также поэзия, только без рифмы. Каждый Писатель с большой буквы читает очень много стихов.

Паустовский советует тренировать глаз, учиться смотреть на мир глазами художника. Он рассказывает свою историю общения с художниками, об их советах и том, как он сам развивал своё эстетическое чутье, наблюдая за природой и архитектурой. Сам писатель когда-то прислушался к нему и достиг таких вершин владения словом, что даже стала перед ним на колени (фото выше).

Итоги

В этой статье мы разобрали главные моменты книги, но это не полное содержание. "Золотая роза" (Паустовский) - книга, которую стоит прочесть каждому, кто любит творчество этого писателя и хочет узнать о нем больше. Она будет полезна также начинающим (и не очень) писателям, чтобы обрести вдохновение и понять, что писатель - не узник своего таланта. Более того, писатель обязан жить активной жизнью.

Корсунь Н.Сущность писательского труда (по «Золотой розе» К. Г. Паустовского)

НИНА КОРСУНЬ,
художник, писатель, руководитель детской студии изобразительного искусства «Жемчужина»
(город Смела Черкасской области)
СУЩНОСТЬ ПИСАТЕЛЬСКОГО ТРУДА
(по «Золотой розе» К.Г.Паустовского)

Как-то Стивена Кинга спросили, как стать писателем? И он ответил, что для этого нужен стол, бумага и ручка. Садись и пиши. Всё.
Всё ли? Да. Если ты наделён писательским талантом. Но и всё же необходимо ещё знание некоторых моментов. Их мы понимаем, прочитав «Золотую розу» Константина Паустовского.
Константин Георгиевич достаточно рано осознал себя как писатель. В восемнадцать лет он решил: «Я буду писателем» У него уже было несколько тетрадок, исписанных стихами и рассказами. В этом возрасте он догадался, что только тот человек может стать писателем, кто проживёт наполненную важными событиями жизнь. «Задумавшись над тем, о чём же я буду писать, я вдруг с ужасом понял, как беден мой запас жизненных наблюдений. Сознание того, что я до обидного мало знаю жизнь, заставило меня бросить писать и уйти в люди, в «горьковские университеты» . В «людях» он ходил десять лет, накапливая жизненный опыт.
Повесть «Золотая роза» положила начало целой серии книг о писательском труде – «Ни дня без строчки Ю.Олеши, «Почтовая проза» А.Бека, «Мой Дагестан» Р.Гамзатова, «Заметки литератора» В.Пановой, «Я читаю рассказ» С.Антонова и др.
«Главный герой повести Константина Паустовского – творческое воображение художника, способное разбудить фантазию читателя». . «Книга эта не является ни теоретическим исследованием, ни тем более руководством. Это просто заметки о моём понимании писательства и моём опыте. В этой книге я рассказал пока лишь то немногое, что успел рассказать. Но если мне, хотя бы в малой доле, удалось передать читателю представление о прекрасной сущности писательского труда, то я буду считать, что выполнил свой долг перед литературой. .
По мнению Паустовского, среди всех творений разума и рук человеческих именно искусство слова бессмертно, потому как самоотверженно уходит в жизнь всеми своими корнями, жадно вбирает в себя все её краски, её надежды, страдания, борьбу и любовь. Наряду с грубой, неприкрашенной действительностью сверкает лёгкий романтический вымысел. Такова природа творчества.
«Писательство – это призвание. В призвании есть святое правило: пропускать всё через себя…
В море около посёлка лежит большой гранитный валун. На нём … надпись: «В память тех, кто погиб и погибнет в море». Когда я узнал об этой надписи, она мне показалась печальной, как все эпитафии. Но латышский писатель, рассказавший мне о ней, не согласился с этим:
– Наоборот. Это очень мужественная надпись. Она говорит, что люди никогда не сдадутся и, несмотря ни на что, будут делать своё дело. Я бы поставил эту надпись эпиграфом к любой книге о человеческом труде и упорстве. Для меня эта надпись звучит примерно так: «В память тех, кто одолевал и будет одолевать это море».
Я согласился с ним и подумал, что этот эпиграф подходил бы и для книги о писательском труде». .
Салтыков-Щедрин говорил, что если хоть на минуту замолкнет литература, то это будет равносильно смерти народа. «Писательство – не ремесло и не занятие. Писательство – призвание. Слово «призвание» родилось от слова «зов». Человека никогда не призывают к ремесленничеству. Призывают его только к выполнению долга и трудной задачи. Что ж принуждает писателя к его подчас мучительному, но прекрасному труду? Прежде всего – зов собственного сердца. Голос совести и вера в будущее…».
В «Первом рассказе» автор поведал, «как поразила его трагическая история любви Йоськи и красавицы Христи. Но первая попытка рассказа была «вялой и бледной». Догадался: «Во-первых, … рассказ был написан с чужих слов; и, во-вторых… я увлёкся любовью Христи и оставил в стороне изуверский быт местечка». . Рассказ был переписан снова, но редактор журнала, куда он был послан, опять не принял работы. И только через год писатель понял: «… в рассказе не чувствуется автора – ни его гнева, ни мыслей, ни преклонения перед любовью». . И приходит к выводу: «… во время работы надо забывать обо всём и писать как бы для себя или для самого дорогого человека на свете». .

Примечания
1. Паустовский К.Г. Призвание и труд. // Вопросы литературы. 1961 № 1, с.167-168
2. Цитируем по изданию
Паустовский К.Г. Золотая роза. М.,1991
3. Петровский А.В. Предисловие // Паустовский К.Г.Золотая роза. М., 1991, с. 5.

Книга «Золотая роза» написана Константином Георгиевичем Паустовским в зрелом возрасте, когда каждый человек в большинстве случаев уже испытал самые прекрасные моменты своей жизни, когда остались позади глупые ошибки молодости, когда передуманы неверно произнесенные слова, пересмотрены необдуманные поступки, наконец, когда он просто может сказать: «Я познал жизнь!» Но в то же время в его голове проносится спасительная мысль: «Может, это еще не конец? Может, все самое лучшее еще впереди? А что, если сейчас начать новую жизнь?.. Жизнь, полную счастья, без ошибок и промахов…»

Что же нужно для этого? Надо просто оглянуться назад, переосмыслить все прожитое, взвесить все плюсы и минусы и обязательно сделать вывод, пусть даже для себя. Итог этого переосмысления у разных людей выражается по-разному: одни начинают жизнь заново, другие пишут мемуары, а кто-то размышляет о жизни вообще. Так, в своей прекрасной и удивительно глубокой по смыслу книге «Золотая роза» Паустовский не только раскрыл проблему идейного обоснования литературного творчества и выразил свое «понимание писательства», но и приоткрыл нам некоторый смысл жизни. Ведь именно в книгах мы жадно читаем о том, на что обращаем внимание в жизни. Давайте же познакомимся с произведением поближе. Я уверен, что каждый найдет в нем ответы на многие возникающие вопросы.

В одном из рассказов своей книги - «Драгоценная пыль» - автор рассказывает нам «историю о парижском мусорщике Жане Шамете». Но она вовсе не является начальным повествованием о нелегкой жизни нищего человека. Нет, такой рассказ вряд ли заинтересовал бы читателя, он вызвал бы только лишь чувство сострадания к тяжелой доле «маленького человека». Такое произведение и не создало бы особенной славы творчеству автора. Гениальность Паустовского заключается в том, что обделенного жизнью мусорщика, забытого всеми даже в свой предсмертный час, он изображает как творца человеческого счастья, пусть даже сказочно-суеверного, человека, способного любить и достойно жить, а не существовать.

Автор знакомит нас с Шаметом во время его службы в армии «Маленького Наполеона». Он подчеркивает, что это были лучшие времена его жизни, И удача была на его стороне: «не побывав еще ни в одной настоящей перестрелке», Шамет по состоянию здоровья был отправлен на родину. Ему поручили отвезти во Францию дочь полкового командира Сюзанну. Именно в процессе знакомства Шамета с Сюзи мы узнаем всю жизнь героя рассказа до мельчайших подробностей. И хотя она была не такая уж и сладкая, воспоминания бывшего солдата полны какого-то тайного воодушевления. Впрочем, никакой тайны в этом нет. Любой человек с некой искринкой в глазах и улыбкой на губах вспоминает свое золотое детство и многообещающую юность, когда он еще не ощутил на себе всю сложность жизни, не столкнулся с неизбежными разочарованием, горем и обманом. Чаще всего воспоминания связаны с отчим домом, родными краями, с их местными историями, былинами, легендами, сказками.

Одну из таких историй и рассказывает Шамет девочке. Это «смутное воспоминание о золотой розе», по поверьям, приносившей счастье своему обладателю, внесло в жизнь двух людей мечту о несбыточном благополучии, надежду на воплощение этой красивой легенды и в лучшее будущее, связало два существа воедино золотой ниткой веры в прекрасное. Золотая роза проходит через все произведение и является основной, если не сказать, важнейшей его деталью. На нем строится весь рассказ. Только благодаря ей история бедного парижского мусорщика предстает перед читателем. Золотая роза не является символом богатства и могущества. Она одушевляется и превращается в нечто вечное и светлое, олицетворяющее счастье. Ведь человек живет на земле не для того, чтобы стать богатым, а для того, чтобы стать счастливым. Смысл же жизни нашего героя не в жажде любви, хвалы, не в удовлетворении честолюбия и эгоистических потребностей, а в том, чтобы подарить Сюзанне счастье, создав его своими руками. Он соткал это хрупкое совершенство из мельчайших песчинок, воссоздал легендарную золотую розу из пыли. Из этой обыкновенной пыли, что окружает всех нас, но только некоторые способны разглядеть в ней те крупицы золота, из которых сотканы самые заветные мечты и светлые грезы. И только для них эта пыль будет носить название драгоценной. Обычно в категорию мастеров и ювелиров счастья входят только те, кто знает цену жизни, кто изначально не потерялся в этом мире, не заблудился во множестве дорог, а нашел свою единственную, наконец, кто вместо того, чтобы жаловаться на острые шипы розы, радуется тому, что среди этих шипов растет заветный цветок. Да, трудно среди тысячи заблуждений и разочарований найти истину. Но в этом и весь смысл жизни.

Почему же умирает Шамет? Неужели он, нашедший ту самую истину, не заслуживает лучшей доли? Вот проблема рассказа, Я уверен, что именно эти вопросы волнуют читателей, именно эта неожиданная смерть непонятна им. Давайте попробуем разобраться.

Жизненный цикл, по легенде древних, не случайно предполагает старость. Именно тогда, когда человек уже все знает, он становится неинтересен сам себе. Эта непривлекательность проявляется даже во внешности. Шамет не мог видеть себя в зеркале - «эту неуклюжую образину, ковыляющую на ревматических ногах». Когда цель, к которой так долго и тяжело шел Шамет, была достигнута, стало известно, что Сюзанна уехала навсегда в Америку. Мир вокруг разрушился окончательно и безвозвратно, и жизнь потеряла смысл. Но это не главная причина смерти героя рассказа. Шамет с улыбкой на губах покидает этот мир, он не нужен больше в земной жизни, Жан познал ее смысл, постиг тайну бытия. В этом его счастье. То, что он выковал не для себя, оказалось его навеки.

Разобранное нами произведение не имеет головокружительных и увлекательных приключений, запутанных интриг, романтического ореола борьбы. Но оно действительно побуждает высокие чувства и мысли, манит к себе своей чистотой. Кажется, выступая в роли рецензента, я должен был обязательно критически оценить произведение, найти отрицательные стороны работы Паустовского. Но удивительное дело: то ли я плохой человек, то ли я предвзято отношусь к рассказу, но мне он так понравился, что я не нашел в нем ни одного писательского промаха, ни одной неправильной писательской мысли. Да и могу ли я осуждать литературный труд писателя, может быть, всей его жизни, критиковать рассказ о просто человеческом счастье.

Писатели – создатели, хранители и любители книги

I. Организационный момент

(Поздравление с началом учебного года, знакомство, сообщение об объеме курса литературы в 6 классе: три урока в неделю.)

Мы начинаем новый учебный год, он разделяет вашу школьную жизнь пополам. Теперь с каждым днем учиться в школе вам останется все меньше, чем вы уже проучились. А сколько еще надо успеть прочитать, решить, обдумать! Вы взрослеете и все больше умеете делать. Пятиклассники вам уже кажутся маленькими, а ведь еще год назад вы были такими же. Вспомним, что мы читали на уроках литературы, какие книги обсуждали.

II. Актуализация знаний (слайд 1)

– Как называется традиционное начало сказки? (Зачин.)

– Какие виды сказок вы знаете? (Волшебные, бытовые, сказки о животных.)

– Какие сказки мы читали в 5 классе? (Народные сказки «Иван – крестьянский сын и чудо -юдо», «Царевна-лягушка», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»; литературные

сказки В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, А. Погорельского, К.Г. Паустовского, С.Я. Маршака, Х.К. Андерсена.)

– Чем отличаются литературные сказки от народных? (Примерный ответ. У литературных сказок есть автор, у народных сказок автор – народ; литературные сказки не имеют вариантов, в отличие от народных они написаны языком художественной литературы, сюжет их обычно более развернут, картины реальной жизни соседствуют с чудесами и т. д.)

– Героиней какой русской народной сказки является заколдованная красавица? («Царевна-лягушка».)

– В основу какой литературной сказки положена русская народная сказка, записанная А.С. Пушкиным со слов няни Арины Родионовны: «Царевна заблудилася в лесу. Находит дом пустой – убирает его. Двенадцать братьев приезжают. “Ах, – говорят, – тут был кто-то – али мужчина, али женщина: коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать или сестра…”»? («Сказка о мертвой царевне…».)

– Определите жанр произведения по следующим признакам: это короткий рассказ, часто стихотворный, обычно о животных, говорящих и действующих по-человечески; в этом

рассказе есть мораль – идея рассказа. (Это басня.)

– Назовите самого известного русского баснописца. (Иван Андреевич Крылов.)

– Какие басни И.А. Крылова вы помните? (Аукцион басен: кто назовет басню последним, тот и выиграл.)

– Из какой поэмы эти строки: «Любезный сын, / Уж я забыл отчизны дальной / Угрюмый край…»? (Из поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина.)

– В тексте поэмы «Руслан и Людмила» есть строки: «Лампада гаснет, дым бежит…», «Надежда гибнет, гаснет вера…» Какие слова употреблены в переносном значении? (Бежит,

гибнет, гаснет.)

– Как называются такие средства художественной выразительности? (Олицетворение, метафора.)

– В каком произведении Н.В. Гоголя герой ради любимой совершает необыкновенное путешествие верхом на черте? (В сказочной повести «Ночь перед Рождеством» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

– Какие еще произведения Н.В. Гоголя вы читали? («Заколдованное место».)

– Какое произведение М. Ю. Лермонтова рассказывает о событиях Отечественной войны? («Бородино».)

– Восстановите лермонтовские строки. (слайд 2)

Ну ж был денек!

Сквозь дым… (летучий)

Французы двинулись, … (как тучи),

И все на наш редут.

– Что за слова вы вставили (с точки зрения художественной выразительности)? (Эпитет, сравнение.)

– В каких литературных сказках природа помогает девочкам-героиням? («Снежная королева» Х.К. Андерсена, «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака.)

– Назовите жанр этих произведений. (Сказ.)

– Что вы читали летом? (слайд 3)

– Какие книги вам запомнились?

– Чем вам понравились прочитанные книги?

III. Работа по теме урока

1 Знакомство с учебником (слайд 4)

– Учебник-хрестоматия состоит из двух частей. Кто авторы-составители учебника? (В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.)

– Рассмотрите репродукции картин на обложке и форзацах, прочитайте стихотворения.

– Загляните в оглавление, определите путь на целый год.

Мы будем идти от фольклора к древнерусской литературе, от нее – к русской литературе XVIII, ХIХ и ХХ веков, затем познакомимся с некоторыми поэтическими произведениями народов России и частично – с зарубежной литературой – от древности до ХХ века.

– Как соотносятся разделы литературы, которые предстоит изучать, с иллюстрациями на обложке и форзацах?

Обратите внимание на краткий словарь литературоведческих терминов в конце ч. 2 учебника, который поможет самостоятельно разобраться в некоторых сложных вопросах.

2 Чтение статьи «В дорогу зовущие» (с. 3, 4) (слайд 5)

IV. Закрепление изученного материала

(Работа по вопросам и заданиям 1, 2, 5 рубрики «Проверьте себя» (с. 4, 5).)

V. Подведение итогов урока

Учебниками мы пользуемся на всех уроках, но учебник литературы особенный. С его помощью мы можем не просто прочитать произведения, но и попытаться понять, как они рождаются, окунуться в их глубину, проникнуть в тайны писательского мастерства, научиться читать по-настоящему, т. е. вдумчиво и с радостью.

(слайд 6) У К.Г. Паустовского есть книга о тайнах писательского мастерства – «Золотая роза». Она открывается историей, герой которой, бывший солдат французской армии Жан Шамет, мечтает подарить маленькой девочке Сюзанне необыкновенную золотую розу, приносящую счастье. Но где взять золото мусорщику Шамету?

«Обыкновенно он выбрасывал весь мусор, выметенный за день из ремесленных заведений. Но после этого… он перестал выбрасывать пыль из ювелирных мастерских. Он начал собирать ее тайком в мешок и уносил к себе в лачугу. Соседи решили, что мусорщик тронулся. Мало кому было известно, что в этой пыли есть некоторое количество золотого порошка, так как ювелиры, работая, всегда стачивают немного золота.

Шамет решил отсеять из ювелирной пыли золото, сделать из него небольшой слиток и выковать из этого слитка маленькую розу для счастья Сюзанны».

Сюзанна выросла, жизнь не баловала ее, а она все верила в цветок счастья, о котором ей рассказал Шамет. Но бедный мусорщик умер, так и не встретившись больше с Сюзанной.

А золотая роза попала к писателю, который написал в своих записках: «Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, – все это крупинки золотой пыли.

Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава свою “золотую розу” – повесть, роман или поэму».

Почему золотая роза стала символом писательского труда?

Писатель не просто пишет «по вдохновению», он долгое время по крупицам собирает жизненный материал, преобразует его силой своего воображения, «выковывает» произведение, которое может принести читателю счастье.

Домашнее задание (слайд 7)

1 Ответить на вопросы и выполнить задания 3, 4 рубрики «Проверьте себя» (с. 5).

2 Выполнить творческое задание (с. 5).

3 Индивидуально: подготовить сообщение о рождественских и новогодних календарно-обрядовых песнях; подобрать колядки и подготовиться классом.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Писатели – создатели, хранители и любители книг…

Ну ж был денек Сквозь дым … Французы двинулись, …, И все на наш редут.

Какие книги вы читали летом? Что запомнилось? Что хочется перечитать вновь? Познакомимся с учебником

Как следует читать книгу? Почему книга сравнивается с дорогой? Почему так важно знать большое количество книг? Чем была книга для А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого? Какую книгу Л.Н. Толстой считал самой важной? Что из размышлений В. Шкловского вам показалось особенно важным? Работа с учебником. Страница 3-4.

Домашнее задание (по выбору): 1. Ответить на вопросы и выполнить задания 3, 4 рубрики «Проверьте себя» (с. 5) (письменно) 2. Выполнить творческое задание (с. 5) (письменно) 3. Индивидуально: подготовить сообщение о рождественских и новогодних календарно-обрядовых песнях; подобрать к олядки.




Похожие статьи
 
Категории