История культуры 20 века. Развитие культуры во второй половине XX — начале XXI века

02.03.2019

Культура второй половины 20-ого века. Ответ:

Общая характеристика культуры XX в.:

торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.

Поскольку XX в. - век быстро меняющихся социальных систем, динамических культурных процессов, давать однозначные оценки развитию культуры этого периода очень рискованно и можно выделить лишь некоторые характерные особенности.

В истории культуры XX в. можно выделить три периода:

1) начало XX в - 1917 г. (острая динамика социально-политических процессов, многообразие художественных форм, стилей, философских концепций);

2) 20-30 гг. (коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики, образование новой формы культуры - социалистической),

3) послевоенные 40-е гг. - вся вторая половина XX в. (время формирования региональных культур, подъем национального самосознания, возникновение международных движений, бурное развитие техники, появление новых передовых технологий, активное освоение территорий, слияние науки с производством, смена научных парадигм, формирование нового мировоззрения). Культура - это система, в ней все взаимосвязано и взаимоопределено.

Духовная и материальная культура XX в. - это продолжение социокультурных процессов века XIX, который не оправдал надежд человечества и породил новый кризис и потрясения: противоречия, накопившиеся внутри общества, не могли решаться ходом естественных исторических изменений. В конце XIX в. произошли необратимые изменения, касающиеся нового понимания человека, его отношения к миру, нового языка искусства. Пример такого нового отношения дала французская живопись, которая стала не только активно темпераментной, но окрашенной субъективными переживаниями человека: появляется импрессионизм, главная цель которого - запечатлеть мгновение жизни.

Прорыв за границы привычного искусства, сложившегося в XIX в., происходит и в начале XX в. На рубеже XIX-XX вв. происходят принципиальные перемены: культура становится интернациональной, интегрируя духовные ценности практически всех этнических региональных типов и от этого становясь еще более разнообразной. Это многообразие не могло не отразиться на искусстве, литературе, философии, т. е. на культуре в целом, отобразивших и культурный упадок, и деградацию техногенной цивилизации на рубеже двух последних веков II тысячелетия, и метафизический подход к решению глобальных проблем, попытку осознания новой роли человека в мире. В культурологии, искусствоведении и науке этот культурный процесс рубежа XIX - XX вв. получил название «декаданс», а искусство и литература - декадентские. Главное свойство и особенность декаданса - растерянность перед резко изменявшимся миром: общество оказалось неспособным рационально, научно объяснить происходившие перемены в политике и экономике, новые социальные отношения, новую картину мира. Сложилось противоречивое сознание, затронувшее важнейший элемент мировоззрения, - вопрос о закономерностях в природной и социальной действительности. Поэтому и происходит всплеск иррационализма, мистики, возникают новые религиозные течения. В начале XX в. Философская, художественная и литературная мысль были тесно связаны (особенно в России). Это объясняется тем, что в основе развития и философии и художественной культуры был кризис общественного сознания. На этой теоретической основе и сложился декаданс.

Вопрос 22.

«Массовая» и «Элитарная» культура. Конфликт и взаимодействие.Ответ:

Элитарная культура – это творческий авангард, лаборатория искусства, где постоянно создаются новые виды и формы искусства. Её ещё называют высокой культурой, т.к. она создаётся элитой общества, либо по её заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия её среднеобразованным человеком, широкими массами. Творцы элитарной культуры как правило и не рассчитывают на широкую аудиторию. Чтобы понимать эти произведения надо владеть особым языком искусства. Так, произведения абстракционистов в виде цветовых композиций сложны для восприятия человеком, не знакомым с законами живописи, символическими цветовыми образами. Девиз элитарной культуры “Искусство ради искусства”. В современной культуре к элитарной относят фильмы Феллини, Тарковского, книги Кафки, Белля, картины Пикассо, музыку Дюваля, Шнитке. Однако иногда элитарные произведения становятся популярными (например, фильмы Копполо и Бертолуччи, произведения Сальвадора Дали и Шемякина).

Массовая культура – это культура общедоступная, которая не выражает изысканных вкусов аристократов или духовных поисков народа. Наибольший её размах начинается с середины XX века, когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Это искусство для каждого и оно обязано учитывать вкусы и запросы потребителей, которые платят своими деньгами за его коммерческую выгодность. Как правило, массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная и народная. Она быстро меняется. подвержена моде и реагирует на любое новое событие. В ней много подражательного, стандартизированного, она черпает свои сюжеты в элитарной и народной культуре, но основана на стереотипах. Если для представителей элитарной культуры основным стремлением является полное самовыражение и художественное воплощение своих идей, то для творцов массовой культуры важным является коммерческая выгода, прибыльность того или иного произведения.

Вопрос 23.

Особенности Русской культуры. Восток или Запад? Ответ:

Надо согласиться, что Россия несводима в чистом виде ни к Востоку, ни к Западу, необходимо действительно учитывать влияние восточного (туранского) фактора на ее развитие. Но это, пожалуй, и все, что можно принять у евразийцев. Базировать на идеях евразийства концепцию истории России нельзя. Единая евразийская нация - это миф. Не убедительно звучит и тезис насчет самодостаточности России. Почему же страна со времен Петра I так решительно и упорно стремилась соединиться с Европой, войти в сообщество европейских держав? Европеизация была не только желанием, но и реальностью, особенно ощутимой в начале XX века. В современных условиях антизападность евразийской и других подобных концепций используется в борьбе против перехода к рынку и демократии.

Анализ истории с позиций русского национализма означает новое насилие над ней. Не обосновано стремление свести все к русским и русскому. Для любого беспристрастного человека очевидно, что это не соответствует историческим реалиям. Да, русский народ создал богатейшую культуру. Да, российское государство создавалось как русское. Но это не исчерпывает всего российского мира. Разве можно перечеркнуть судьбу и культуру народов, исповедующих мусульманские ценности, католические, буддийские и т.д.?

Таким образом, протекавшие в России практически на всем протяжении ее истории и продолжающиеся до сих пор споры относительно места и роли России в мировом цивилизационном процессе, породили разные ответы. После всего сказанного в основу анализа истории и культуры России необходимо положить следующие исходные принципы:

1. Россия не является самостоятельной цивилизацией и не относится ни к одному из типов цивилизаций в чистом виде. Русская культура - понятие историческое и многогранное. Она включает в себя факты, процессы, тенденции, свидетельствующие о длительном и сложном развитии как в географическом пространстве, так и в историческом времени.

2. Россия представляет собой цивилизационно неоднородное общество. Это особый, исторически сложившийся конгломерат народов, относящихся к разным типам развития, объединенных мощным, централизованным государством с великорусским ядром.

3. Россия геополитически расположена между двумя мощными центрами цивилизационного влияния - Востоком и Западом, включает в свой состав народы, развивающиеся как по западному, так и восточному варианту. Неизбежно в российском обществе сказывалось как западное, так и восточное влияние. Большая часть территории России заселена позднее, чем те регионы мира, в которых сложились основные центры культуры. В этом смысле отечественная культура - явление относительно молодое. В силу своей исторической молодости она оказалась перед необходимостью интенсивного исторического развития. Развиваясь под влиянием различных культур стран Запада и Востока, исторически опередивших Россию, воспринимая и усваивая культурное наследие других народов, русская культура решала свои задачи, формировала и развивала собственные традиции, никогда не ограничиваясь копированием чужих образцов.

4. При крутых поворотах исторические вихри "сдвигали" страну то ближе к Западу, то ближе к Востоку. Россия представляет собой как бы "дрейфующее общество" на перекрестке цивилизационных магнитных полей. В связи с этим для нашей страны, как никакой другой, на протяжении всей истории крайне остро стояла проблема выбора альтернатив.

5. Длительный период развития русской культуры определялся христианско-православной религией, которая своей духовной деятельностью вносила значительный вклад в мировую художественную сокровищницу России. Вместе с тем, влияние христианства на русскую культуру - процесс далеко не однозначный. По справедливому замечанию видного славянофила А.С.Хомякова, Русь восприняла только внешнюю форму, обряд, а не дух и сущность христианской религии. Русская культура вышла из-под влияния религиозных догматов и переросла границы православия.

6. Специфические черты русской культуры определяются в значительной степени тем, что исследователи назвали "характером русского народа". Главной чертой этого характера называли веру. Русская культура свидетельствует: при всем разночтении русской души и русского характера трудно не согласиться со знаменитыми строчками Ф.Тютчева: " Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать - в Россию можно только верить".

Чтобы ответ на зачете был засчитан как удовлетворяющий требованиям, он долженраскрывать следующие положения и отвечать на следующие вопросы:

1.Предмет и задачи культурологии как науки.

Что такое «предмет» науки? Каков«предмет» культурологии как науки? Чем отличается культурологическая трактовкапонятия культуры отего трактовки другими науками?
В чем состоят главные задачикультурологии как науки? Каково практическое применение получаемых ейрезультатов?

2. Становлениекультурологии как самостоятельнойотрасли знания. Место культурологии в системе гуманитарных наук.

(Продолжить)

Когда в европейской науке возникает интерес ккультуре как явлению?Какие наукизанимаются изучением культуры?Из какихнаук вырастает и данными каких наук пользуется культурология?

3. Понятие культуры. (Определения)

Многозначность понятия«Культуры».Почему не возможно дать одно точное определение этому понятию?Перечислитьосновные группы определенийкультуры. Привести примеры.

4. Смысл культуры. Функции культуры.
Каков смысл культуры как явления вчеловеческом сообществе? Каковы ее основные функции? Дать определение понятию«функция». Перечислить основные функции культуры. Привести конкретные примеры.

5. Роль этикета. История и современность.
Дать определение понятия «этикет».Где (в какой стране), когда (в каком веке) и почему (для чего) возникаетэтикет? Относится ли этикет к народной культуре или к аристократической? Кмассовой или к элитарной?В чем смысл икаково предназначение этикета в повседневной жизнипредшествующих веков?Как широко распространены и на сколькотщательно исполняются этикетные нормы в современном обществе?Почему незнание основным норм этикетасвязывается с низким культурным уровнем человека?

6. Понятие «культурно - исторического архива». Егосмысл и значение.
Дать определение понятию«культурно-исторический архив».Из какихкомпонентов состоит культурно-исторический архив, а какие в него не входят?Каково значение культурного архива в общекультурном контексте? Каков смыслэтого понятия для культурологического исследования?

7. Понятие «культурной константы». Пространство,время, смерть, брак.
Дать определение культурнойконстанты. Каковы основныеметодыанализа культуры при помощи культурных констант? Привести пример культурнойконстанты. Какие выводы можно сделать для конкретной культуры на основерассмотрения этой константы?

8 .Европоцентризми теории локальныхцивилизаций.
Что такое Европоцентризм? Датьопределение. Объяснить происхождение этого мировоззрения и его современныхособенностей.Чем отличаютсяевропоцентрические теории культуры?Привести пример европоцентристкой теории культуры. Чем отличаются теориилокальных цивилизаций? Привести примеры концепций, относящихся к теориямлокальных цивилизаций.

9. Формационная концепция культуры К. Маркса.
В чем состоит значениеисторико-экономической теории Маркса для русской и мировой культуры? Какова поМарксу связь экономики и культуры? Что такое общественно-экономическая формация,и какие они бывают?Что такое доклассовое, классовое и постклассовое общества? В чем их характерныеособенности? Как осуществляется переход от одной общественно-экономическойформации к другой? Что такое способ производства и производственные отношения?Каким образом сосуществуют разные общественно экономические формации? Каковы объективныезаконы исторического развития, и какой у него предполагается результат?

10. Теория культурно-исторических типов О.Шпенглера.
Работа Шпенглера «Закат Европы»: раскрыть понятия «душа», «пра-символы»культуры, «ландшафт».
Каковы возможности взаимодействийкультур между собой?Каков цикл развитияжизни культуры? Каково соотношение понятий «культура» и «цивилизация»?

11. Концепция развития культуры А. Тойнби: «Вызов» и «Ответ».

Какова связь культурологии и истории?В чем состоит основное содержание работы А. Тойнби «Постижениеистории».В чем состоит смысл концепции «Вызовов»и «Ответов». Дать определение и раскрытьсмысл понятия «Элита». Как возникают и как исчезают культурные элиты? В чемсостоит предназначение культурной элиты по А. Тойнби?Перечислите,опишите и приведите примеры основных типов стимулов(удара, давления, социального ущемления).Каковы возможные ответы на стимулы (архаизм, футуризм, аскетизм, духовноепреображение) и в чем особенности единственного, приносящего результат?.

12. Возникновение культуры. Особенности первобытнойкультуры. Проблема происхождения первобытной культуры: каковы особенностидатировки и материальных свидетельств. Вчем заключаются особенности первобытного мышления и миропонимания? Дайтеопределение понятиям синкретизм, фетишизм, анимизм и тотемизм.Приведите примеры.

13. Особенности Древней культуры. Египет.

Каковы особенности мифологии Египта,и в чем состоит ее влияние на культуру? Дайте определение и приведите примерызооморфизма в египетской культуре. В чем заключаются причины консерватизма вегипетском искусстве? Какова связь этого консерватизма с культом мертвых иособым отношением к телесности (тело воскресающее)?

14. Античная культура. Общая характеристика.(Древняя Греция или Древний Рим по выбору)
Древняя Греция. В чем заключается антропоцентричность греческой мифологиии культуры? Как соотносится тело как микрокосм, живущий по определеннымзаконам, с законами жизни макрокосма? В чем состоит принцип калокагатии истремление к гармоничному развитию личности?
Древний Рим.Каковы особенностигражданской культуры Древнего Рима? В чем вы видите влияние Римскогозаконодательства на европейскую цивилизацию? Тело как собственность: в чемзаключается влияние на дальнейшее развитие европейской культуры в целом?

15. Европейская средневековая культура. Общаяхарактеристика. Что означает понятие“средние века”? Объясните, что означает и как проявляется иерархичность средневековойкартины мира. Дайте определения и объясните основные черты средневековой культуры (геоцентризм,традиционализм, символизм, дидактизм и психологическая самоуглублённость,историзм)В чем заключается влияниевосприятия тело как «грешная и умертвляемаяплоти» на медицину и повседневную жизнь? Поясните, что означает делениесредневековой культуры на культуру элитарную (аристократическую) и народную.

16. Место и значение христианства в картинемирачеловека в средневековье.

Дайте определение и пояснитепонятие теоцентризм. Объясните, каким образом теоцентрическая картина миравлияет на восприятие человеком своего места в нем? Каковы будут последствиятакого восприятия для повседневной жизни? Поясните,в чем видели смысл жизни и суть смерти люди всредневековой Европе.

17. Итальянский Ренессанс. Изменение культурнойпарадигмы.
Дайте определения ипоясните основные черты Ренессанса: антропоцентризм, гуманизм, видоизменениесредневековой традиции, особое отношение к античности и филологизм. Поясните,что означают понятия «традиционная культура» и «культура инновационная».Как осуществляется переход европейскойкультуры от традиционной к инновационной?
18.ЗаальпийскоеВозрождение. Значение Реформации.
Вчем исторические причины возникновения протестантизма? Расскажите оботличительных чертах англиканства, кальвинизма и лютеранства. Объясните,в чем заключается влияние протестантской этики на развитие массовой культуры.
19. Культура Нового Времени.Основные черты и этапы. (17 -19 века.)
Дайте определение и сформулируйтеособенности инновационного типа культуры. Коротко охарактеризуйте, как развиваетсяевропейская инновационная культура с 17 до конца 19 века. Какие примерыисторических событий и научных открытий вы можете привести к каждому из перечисленных веков? Пояснитенаучное значениеконцепции Дарвина.Дайте определения и поясните понятия рационализм и сциентизм. Поясните, в чемзаключались научная и техническая революции..

20. Европейская культура первой половины 20 века.Основные черты и особенности.
Сформулируйте основные тенденции развития европейской культуры в первойполовине XX веке.Что такоеиндустриальная культура, каковы ее основные черты и особенности. Какие научныеоткрытия и новые технические возможности создаются в культурном пространстве?Дайте определение массовой культуре и приведите примеры относящихся к нейявлений. Поясните причины и последствия распространения европейского типакультуры.

21. Европейская культура второй половины 20века.Основные черты и особенности.
Дайте определение постиндустриальной культуры. Поясните, каким образомосуществлялся переход откультурыиндустриальной к постиндустриальной. Поясните суть понятий техногеннаяцивилизацияи информационное общество.Объясните как позитивное, так и негативное значение и роль СМИ в современноммире.
22. «Массовая» и «элитарная» культура. Конфликт ивзаимодействие.
Дайте определения и приведитепримеры явлений относящихся к массовой и элитарной культурам. Объясните,почемумассовая культура стремиться кзанижению стандартов, свойственных культуре элитарной. Поясните связь массовойкультуры с производством, и элитарной с культурно историческим архивом.В чем суть конфликта и единства ценностей,транслируемых этими культурами?

23. Особенности русской культуры. Восток или Запад?
В чем состоят особенностирасположения и культурных влияний, которые исторически оказывались на русскую культуру? С какими историческими событиями связан кризистрадиционной национальной культуры? В чем заключаются особенности культуры современной России какмногонационального государства?Дайтеопределения и приведите примеры понятий этническая и национальная культура. Сформулируйте,в чем состоял культурный аспект причин межнациональных конфликтов последнихдесятилетий.


Похожая информация.


Самый сложный период в отечственной истории - 20 век. Войны, революции, попытки реформ, создание и развал СССР, коллективизация и индустриализация, научно-технический прогресс. Эти и другие события, безусловно, оставили след в искусстве, поэтому культура России в 20 веке представляет большой интерес.

Серебряный век.
Начало 20 столетия (до 1922 г.) получило название «серебряный век».
В это время развивается философия. Её отличительными особенностями стали декадентство (от фр. «упадочный»), богоискательство. В1909 г. выходит сборник «Вехи», полный размышлений о русской интеллигенции.

Отдельное место в культуре «серебряного века» принадлежит литературе. Поэты в это время пытались найти себя в символизме (В. Брюсов, З. Гиппиус, К. Бальмонт и др.) и акмеизме (Н. Гумилёв, А. Ахматова, О. Мандельштам и др.). Среди писателей этого периода следует также отметить М. Горького, И. Бунина и А. Куприна.
В архитектуре начинает свой путь модерн. Ярким его примером служит особняк С. П. Рябушинского работы Ф. Шехтеля.

Ещё в 1898 г. было создано объединение художников «Мир искусства», отстаивающее свободу творчества. Сюда входили А. Бенуа, Л. Бакст, М. Врубель, В. Серов, И. Левитан, Н. Рерих, К. Петров-Водкин и др. Большинство художников работали в стиле модерн. Позже развиваются футуризм, кубизм и авангардизм (К. Малевич и В. Кандинский).

20-40-е годы.
В 20-40-е годы формируется много различных объединений. Затем в СССР создаются союзы по всем видам искусства. Так у властей появилась возможность контролировать творчество. Иногда это приводило к травле действительно талантливых деятелей культуры (М. Булгаков, Е.Замятин, В. Мейерхольд и др.).
К достижениям этой эпохи можно отнести практически полную ликвидацию безграмотности. Помимо школьного образования большое внимание уделялось и внешкольному. Так, создаются пионерская и комсомольская организации.
Крупнейшими худож

никами этого периода были К. Петров-Водкин, К. Юон, М. Греков. Развивается плакатная графика. Появляется такое направление, как социалистический реализм. Расцветает творчество М. Булгакова, М. Шолохова М. Цветаевой, М. Зощенко. В театр крупный вклад внесли В. Мейерхольд и Е. Вахтангов. Кино становится одним из приоритетных направлений. Здесь творят С. Эйзенштейн, М. Ромм, Г. Александров и др. Одним из главных архитектурных достижений стал Мавзолей В. Ленина (архитектор А. Щусев), а скульптурных - памятник «Рабочий и колхозница» (В. Мухина).

Наука была чрезвычайно важна для властей, поэтому в её развитие на протяжении почти всего столетия вкладывались большие средства. Внимание уделялось главным образом естественным наукам, гуманитарные же долгое время служили лишь в идеологических целях.

Великая Отечественная война и послевоенный период.
Творчество этого периода было посвящено темам войны и патриотизма. А. Дейнека, К. Симонов, И. Тоидзе, А. Твардовский и многие другие запомнились своими вдохновляющими произведениями.

Задачей архитекторов после войны стало восстановление разрушенных городов. Преобладающим стилем остаётся «сталинский ампир». Кроме того, возводятся новые сооружения, среди которых здание МГУ.
«Оттепель».

В правление Н. С. Хрущёва наступает некоторое ослабление контроля власти над творчеством, И. Эренбург назвал это «оттепелью». Однако полной свободы всё-таки не было (яркий пример - «дело Пастернака»), поэтому получают развитие самиздат и тамиздат.

В кино появляются фильмы о молодёжных проблемах и романтические ленты. В музыке становится популярным жанр бардовской песни. Известным скульптором был Э. Неизвестный.
Наука достигает космических высот, причём и в буквальном, и в переносном смысле. Успехи этого времени: первый спутник, полёт Ю. А. Гагарина в космос, первая АЭС в Обнинске. Среди учёных также много нобелевских лауреатов.
60-80-е гг.

В литературе в это время кипит работа. Увеличивается число произведений о войне («лейтенантская проза»), развивается «деревенская проза». Часть писателей СССР отмечена Нобелевскими премиями.
Застой коснулся живописи. Соцреализм повлиял на вкусы советского зрителя не в лучшую сторону. К тому же, власти препятствовали развитию новых форм изобразительного искусства. Так, в 1974 году разгрому подверглась выставка художников, писавших в авангардном стиле («бульдозерная выставка»).
Кино 60-80-х годов - гордость страны. Взять хотя бы «Иронию судьбы». Музыка также подарила немало талантов (Алла Пугачёва и др.).
«Гласность».

Время М. Горбачёва - это свободное обсуждение различных тем, ослабление цензуры, публикация ранее запрещенных книг. Такая политика получила название «гласность». Тиражи газет и журналов резко возросли.
В условиях кризиса и приближения развала страны появляются фильмы, созвучные эпохе.
Таким образом, несмотря на все потрясения и давление властей писатели, скульпторы, архитекторы, художники и др. смогли сохранить культуру России в 20 веке и приумножить её наследие.

Первая половина XX века в истории Западной Европы имеет исключительно важное значение. В этот период завершается становление индустриальной цивилизации и начинается переход к постиндустриальной. Капитализм в это время превращается из монополистического в государственно-монополистический. В нем происходит глубокие изменения, многие из которых можно назвать судьбоносными, поскольку они затрагивали само его существование. Подтверждение тому стал невиданный по своей глубине и масштабу кризис 1929-1933 гг., потрясший западное общество до самых его оснований. Второго такого кризиса капитализм, скорее всего не выдержал бы. Во избежание его повторения капитализм был, подвергнут серьезному реформированию. Весьма успешно было проведено в США.

Осуществленные реформы не избавляли капитализм от противоречий и кризисов, но они существенно смягчили их, не позволяли противоречиям доходить до крайнего антагонизма, обеспечивали необходимый минимум социального равновесия. Благодаря реформам появились необходимые предпосылки для возникновения общества потребления, которое могло сложиться уже в 40-е годы, но из-за Второй мировой войны оно сложилось в США к концу 50-х, а в других европейских странах - в 60-е годы. В целом государственно-монополистическому капитализму удалось найти некий «модус вивенди», при котором были бы и волки сыты, и овцы целы.

К числу важнейших событий первой половины XX века относятся две мировые войны, принесшие десятки миллионов убитых, неисчислимые бедствия, разрушения и утраты. Эти войны вызвали глубокий кризис гуманизм и других просветительских идеалов и ценностей, составлявших фундамент западной цивилизации и культуры. После Второй мировой войны мир раскололся на две противоположные системы - капитализм и социализм, - противостояние которых осложняло существование мировой культуры как единого целого.

Отмеченные и другие факторы определяли условия, в который развивалась западная культура в первой половине XX века. По-прежнему наиболее успешно это делала наука. В рассматриваемый период происходит вторая научная революция, начавшаяся в конце XIX века. Революционные сдвиги произошли во всех областях знания. В физике была открыта делимость атома, создана квантовая механика, теория относительности. В химии были открыты закономерности многих химических процессов, создана квантовая химия. В биологии начинается становление генетики. В космологии разработана концепция нестационарной - сжимающейся или разбегающейся - Вселенной. Своими выдающимися достижениями наука обязана многим ученым, среди которых А. Эйнштейн, М. Планк, А. Пуанкаре, Н. Бор, М. Борн, супруги Ирен и Фредерик Жолио-Кюри.

В сфере познания с его дифференциацией на отдельные науки те же процессы идут и внутри каждой из наук, которое в свою очередь дробятся на множество дисциплин и школ. Все это усиливает тенденцию к плюрализму. Весьма нередкой становится ситуация, когда внутри какой-либо науки представители различных школ придерживаются разных взглядов по поводу одного и того же явления.

Что касается религии, то ее положение продолжало ухудшаться. Можно сказать, что первая половина XX века оказалась самой безрелигиозной Запада.

В отличие от религии философия находилась в лучшем положении. Основными философскими направлениями являются неопозитивизм и экзистенциализм. Первый выступает от имени науки. Он внес значительный вклад в разработку проблем формальной логики, языка и теории познания. Его представители Б. Рассел, Р. Карнап, Л. Витгенштейн. Экзистенциализм противопоставил себя науке и позитивистской философии. Он сосредоточил свое внимание на проблемах человека, и, прежде всего на проблемах свободы. Самым известными его представителями являются Ж.-П. Сартр и М. Хайдеггер.

В течение рассматриваемого времени достаточно успешно развивалась художественная культура. Этот период оказался последним, когда Франция занимала ведущие позиции в мировой культуре, а Париж считался признанной культурной столицей мира. Главным направлением в искусстве Франции выступает реализм. В литературе его представляют, прежде всего, три великих имени: А. Франс, Р. Роллан, Р. Мартен дю Гар. Первый создал ряд историко-философских романов, один из который - «Боги жаждут». Второму мировую известность принес роман-эпопея «Жан-Кристоф», повествующий об отношениях гения-музыканта и общества. Третий является автором многотомного романа «Семья Тибо», дающего широкую панораму Франции.

Значительным явлением в духовной жизни стало творчество писателей-экзистенциалистов - Ж.-П. Сартра и А. Камю. Основными темами их произведений являются свобода и ответственность, абсурдность бытия, одиночество. У Сартра большую известность приобрели пьесы «Мухи» и «Дьявол» и «Господь Бог», а у Камю - романы «Чужой», «Чума», «Миф о Сизифе».

Наряду с литературой успешно развивается французская скульптура. В данный период ее представляют ваятели Э. Бурдель и А. Майоль. Произведения первого - «Геракл», «Пенелопа», «Сафо» - созданы по античным сюжетам в классическом духе. Женские статуи второго - «Ночь», «Помона», «Средиземноморье» - отмечены удивительной гармонией и равновесием, наполнены пленительной женственностью.

Значительных успехов достигла немецкая литература. Этим она обязана, прежде всего, творчеству Т. Манна, Л. Фейхтвангера, Э. М. Ремарка. Главной фигурой немецкой литературы является Т. Манн, создавший фундаментальные философские романы «Волшебная гора», и «Доктор Фаустус», а также тетралогию на библейский сюжет «Иосиф и его братья». Фейхтвангер известен, прежде всего, своими историческими романами «Гойя», «Мудрость чудака» и др. В романах «На Западном фронте без перемен», «Три товарища» и др. Ремарк выразил мироощущение «потерянного поколения». Особого выделения заслуживает творчество Б. Брехта, создавшего интеллектуальный эпический театр. Мировую известность ему принесли пьесы «Матушка Кураж», «Добрый человек из Сезуана» и др.

Настоящий подъем переживает английская литература. Из множества великих имен следует в первую очередь назвать Дж. Голсуорси, С. Моэма, Б. Шоу. Первому мировую славу принесла трилогия «Сага о Форсайтах». Второй известен как автор романа «Бремя страстей человеческих». Б. Шоу является признанным классиком английской литературы. Он с успехом проявил себя во всех жанрах - драме, романе, новелле.

На высоком уровне остается американская литература. Этим она обязана в первую очередь таким писателям, как У. Фолкнер, Дж. Стейнбек, Э. Хемингуэй. В своих романах «Шум и ярость», «Свет в августе» и др. Фолкнер сочетает реалистическую манеру повествования с поиском новых форм и приемов. Стейнбек известен, прежде всего, романом «Гроздья гнева», ставшим настоящей эпопеей жизни американского народа. Творчество Хемингуэя является широким и многоплановым. В романе «По ком звонит колокол» он размышляет о войне и насилии как о трагическом проклятии человечества. В повести-притчи «Старик и море» жизнь и судьба человека рассматриваются в свете трагического стоицизма.

Хотя традиционное реалистическое искусство занимало в духовной жизни западного общества значительное место, все-таки оно не находилось в центре общественного внимания. В этом отношении оно уступало модернизму и нарождавшемуся авангарду, которые все больше выходили на передний план, пользуясь растущим вниманием со стороны СМИ. Модернизм при этом все больше трансформируется в авангард.

Авангард явился прямым продолжением модернизма, с которым у него имеется много общего, в силу чего они нередко не различаются. Однако, несмотря на имеющиеся сходства, между ними есть и существенные различия. В модернизме много двойственности, непоследовательности и противоречивости. Он не до конца порывает с прошлым, испытывает разлад с настоящим, не слишком верит в будущее. Отсюда его асоциальность, иногда переходящая в антисоциальность. В отношениях с наукой он колеблется между тесным сотрудничеством с ней и полным ее непринятием.

Модернизм полон меланхолии, отмечен декадансом. Все это ослабляло его творческий потенциал. Поэтому многие стороны модернизма нашли дальнейшее свое развитие в авангарде, который оказался более последовательным и цельным. Можно сказать, что авангард - это модернизм, обращенный к обществу и науке и устремленный в будущее.

Стиль «модерн» (1880-1910) явился переходным течением от модернизма к авангарду. Главным его представителями были Х. Ван де Вельде в Бельгии, Й. Ольбрих в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч. Макинтош в Шотландии, Ф. Шехтель в России. Наибольшее распространение он получил в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. «Модерн» во многом продолжает символизм, однако в нем практически отсутствует декаданс, тогда как авангардистская составляющая заметно усиливается. Вслед за романтизмом он стремится к синтезу.

В своих манифестах он призывал к «тотальному обновлению искусства». Представители «модерна» широко использовали современные технико-конструктивные возможности, но вместе с тем проявляли определенное недоверие и даже боязнь к машине. Научный расчет они пытались сочетать с интуицией и иррационализмом.

Фовизм (1905-1908) стал первым течением собственно авангарда. Он продолжил линию романтизма, импрессионизма, постимпрессионизма и стиля «модерн», испытывая влияние восточного и африканского искусства. Его сторонники - А. Матисс, М. Вламинк, А. Дерен, А. Марке - выступили с утверждениями о конце реализма. Они поставили перед искусством задачу не «копировать», а «изобретать реальность», «заново создать мир», следуя внутренним желаниям. Главной целью для них становится выразительность, поиск чистых средств выживания. Фовизм ощутимо усилил значение личностного, субъективного начала в искусстве.

А. Матисс - глава течения - определял свое творчество как «выражение личного духа», он не хотел «ничего, кроме цвета». Матисс отказывался от образа в пользу знака, считая, что первый перегружен деталями и подробностями, тогда как второй позволяет добиваться чистого цвета и абсолютной простоты. Среди его произведений особо выделяются «Радость жизни», «Танец», «Музыка», «Красные рыбаки». Фовизм был открыт обществу. Некоторые его участники намеривались сделать переворот не только в искусстве, но и в жизни. Однако в целом для него был характерен лирический взгляд на мир.

Экспрессионизм (1905-1920) возник под влиянием предшествующих течений модернизма и авангарда, а также восточного искусства. Первым произведением, написанным в духе экспрессионизма, можно считать картину норвежского художника Э. Мунка «Крик» (1893). Как особое течение экспрессионизм заявил о себе одновременно с созданием группы «Мост» (1905). Он получил широкое международное распространение, хотя представляет собой прежде всего немецкое явление. Основными его представителями стали художники Э. Кирхнер, Э. Нольде, М. Пехштейн, Ф. Марк, П. Клее.

Экспрессионизм более решительно порывает с традиционными искусством, более открыто, устремлен в будущее. Само его название указывает на то, что главным для него выступает экспрессия, выразительность. Ради этого он смело идет на нарушение пропорций и деформацию изображаемого предмета. Экспрессионизм проявляет максимализм и в выборе выразительных средств, и в усилии субъективного начала. Художники-экспрессионисты создали внутреннее напряжение, взрывчатые формы. Они писали свои полотна яркими, ядовито-красными или синими красками и с радужными контурными очертаниями. Экспрессионизм опирался большей частью на иррационализм, философию жизни В. Дильтея и Ф. Ницше, теорию бессознательного З. Фрейда, скептически воспринимал науку. Для него была характерна острая социальная и антивоенная позиция.

Кубизм (1908-1930) - одно из главных течений авангардизма - возник под влиянием постимпрессионизма П. Сезанна и фовизма, а также африканской скульптуры. Его представители П. Пикассо, Ж. Брак, Ф. Леже, Р. Делоне - исповедуют настоящую страсть к эксперименту, поиску новых выразительных средств и приемов. Они стремятся к радикальному обновлению художественного языка. Искусство для них выступает как творчество пластических форм, наделенных самостоятельным бытием и значением.

Кубизм опирается на современную науку - теории А. Эйнштейна, А. Пуанкаре, Г. Минковского. П. Пикассо - глава течения - заявил, что рисует не то, что видит, а то, что знает. Своим творчеством он обращался к интеллекту человека, рассматривая свои картины как «отрицание чувств». Пикассо также подчеркивал, что в живописи «важны только находки». Самыми известными его произведениями являются «Авиньонские девицы», «Три музыканта в масках», «Герника», «Голубь мира». В кубизме широко присутствуют приметы современной цивилизации - заводы, трубы, бутылки, зонты и т.д. Он вторгается в социальную проблематику и политику, являясь примером ангажированного искусства.

Футуризм (1909-1925) стал одним из самых радикальных вариантов авангардизма. Наибольшее распространение он получил в Италии, где его представителями были Ф. Маринетти, У. Боччони, Дж. Балла, Л. Руссоло; и в России - В. Маяковский и В. Хлебников. Футуристы провозгласили полный разрыв не только с искусством, но и со всей культурой прошлого. Они выступили с прославлением индустриальной цивилизации и современного большого города.

Вместо прежней эстетики прекрасного они выдвинули эстетику энергии и скоростей, «эстетику локомотивов, монопланов и автомобилей». Машина для них казалась прекраснее Ники Самофракийской. Футуризм был в высшей степени социализирован и политизирован. Некоторые его сторонники (Ф. Маринетти) заявляли о своей приверженности идеям фашизма. Большинство придерживалось левых позиций.

Сюрреализм (1924-1940) - последнее значительное течение европейского авангарда - возник под влиянием символизма, экспрессионизма и дадаизма (М. Дюшан). Он получил широкое международное распространение. Основные его представители - А. Бретон во Франции, С. Дали в Испании, Р. Магритт в Бельгии, Г. Мур в Англии. Сюрреализм опирается на иррационализм и алогизм, концепцию бессознательного З. Фрейда.

Он стал воплощением крайних форм субъективизма. Источник вдохновения сюрреалисты находят в фантастических сновидениях и галлюцинациях. Главной фигурой сюрреализма является С. Дали. Наиболее известные его произведения - «Пылающий жираф», «Предчувствие гражданской войны», «Осеннее каннибальство». Сюрреализм провозгласил своими целями социальное, моральное и интеллектуальное освобождение человека Он не сторонился политики, объявляя себя сторонником революции. Он также выступал против коммерциализации искусства.

В целом первая половина XX века была отмечена дальнейшим усилением цивилизационного начала. Положение духовной культуры при этом становилось все более сложным.

Русская культура 20 века обрела тенденции и формы, требовавшие осмысления проблем социальных и нравственных, что привело к необходимости поиска новых художественных методов и приемов. Непростая ситуация, сложившаяся к началу 20 века, обусловила разнообразие используемых форм.

Россия, к началу 20 века оставалась страной с крайне низким уровнем грамотности. По данным переписи 1913 года количество грамотных людей не превышало 39%. При этом степень грамотности не была одинакова среди жителей города и села, а так же, различных регионов страны. Российская образовательная система имела 3 ступени. К начальной относились народные и церковноприходские училища. К средней - реальные училища и гимназии. К высшей - институты и университеты.

Развитие начального образования в России связывают с инициативами активной демократически настроенной части общества. Создавались народные дома, просветительские общества, рабочие курсы. Потребность страны в квалифицированных специалистах привела к развитию технического высшего образования. Уже к 1912 году их насчитывалось 16. Большое внимание уделялось и образованию женщин. За 10 лет с 1908 года в стране открылось 30 высших учебных заведений для женщин. Россия занимала первое место в мире по количеству издаваемой литературы. Большое значение в культурной жизни страны имела и периодика. К 1913 году выпускалось 1263 журнала и 874 газеты. Была создана целая сеть научных, образовательных и коммерческих библиотек.

Активно развивались традиционные и новые для страны научные дисциплины. Циолковский разрабатывает теоретические основы воздухоплавания, Жуковский закладывает основы аэро- и гидро- динамики. Этот период подарил России и всему миру выдающихся ученых: Попова, Мичурина, Тимирязева, Мечникова. Огромный вклад в развитие философской мысли был внесен Бердяевым, Флоренским, Соловьевым, Ключевским.

Культура России в начале 20 века характеризуется господством в литературе реализма. В ту эпоху творили Чехов, Бунин, Горький, Толстой и другие. В истории русской поэзии это время известно под названием «Серебряного века». Мережковский, Сологуб, Брюсов, Мандельштам, Северянин, Блок, Маяковский, Ахматова отразили в своих выдающихся произведениях глубочайший социальный кризис, в котором находилась Россия.

В 1898 году Станиславским и Немировичем-Данченко был основан Художественный театр. Их работа подарила миру новый этап развития сценического искусства. Русская вокальная школа начала 20 века продолжила музыкальные традиции Мариинского и Большого театров. На их сценах выступали: Собинов, Нежданова, Шаляпин. Композиторы Стравинский и Римский-Корсаков создавали свои шедевры.

Русская культура начала 20 века дала миру немало талантливых художников. Известные пейзажисты того времени: Верещагин, Поленов, Куинджи. Традиции реализма развивали Суриков, Репин, Васнецов. Стоит отметить и работы поздних мастеров – «передвижников» Коровина и Касаткина.

В архитектуре господствовал модерн. Особенно большое значение уделялось функциональному назначению зданий. Стоит отметить Казанский вокзал (Щусев) и Ярославский вокзал (Шехтель).

Культура отражала жизнь людей той бурной эпохи перемен, чьими свидетелями они являлись. В некоторых произведениях появляются чувство безысходности и трагического конца. Катастрофа первой мировой войны (вторая мировая была с этой точки зрения чем-то ожидаемым, логичным, хотя принесла намного больше бедствий, чем первая) обнажила недостаточность европейской веры в прогресс, рациональность истории. Война показала хрупкость, неустойчивость, конечность человека. Экзистенциальная философия стала мощным откликом на эту катастрофу в европейском сознании. Экзистенциализм характеризуется как философское выражение глубоких потрясений, постигших западноевропейскую цивилизацию, пережившую первую мировую войну, обманчивую стабилизацию 20-30-х годов, приход фашизма. Эта философия вызвала интерес, прежде всего потому, что она обратилась к проблеме критических и кризисных ситуаций, в которые зачастую попадает человек в период жестоких исторических испытаний. Экзистенциалисты считают, что катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо, прежде всего, разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности. На передний план была выдвинута проблема человека. Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя, человек должен оказаться в «пограничной ситуации» - например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека наиболее близким.

К примеру, русский философ Николай Бердяев пишет труд с названием «Конец Европы», а немец Освальд Шпенглер - книгу «Закат Европы» (в дословном переводе - «Закат западного мира»). Они критикуют развитие истории, больше не верят в исторический прогресс, считая прогресс путем к гибели человечества.

Шпенглер считал, что мировая война – это начало агонии европейской цивилизации. Цель Шпенглера – построить таблицу, где будут показаны одни и те же этапы в развитии разных цивилизаций в рамках Всемирной истории человеческого общества. Каждая цивилизация переживает периоды детства, юности, возмужалости и старости. Смысл истории состоит в том, что эти цивилизации сменяют друг друга, вырастают друг возле друга, соприкасаются, оттесняют и подавляют друг друга.

Существуют два этапа развития цивилизации:

· культура (восхождение)

· цивилизация (нисхождение)

Каждая цивилизация имеет свою душу, на первом этапе эта душа порождает язык, вероучения, искусство, науку и государство, на втором этапе душа внезапно коченеет, что приводит к упадку и гибели цивилизации. Молодые цивилизации расцветают как цветы в поле, старые цивилизации напоминают гигантские высохшие деревья, которые топорщат свои гнилые сучья в девственном лесу. Шпенглер выделял восемь великих культур: египетская, вавилонская, индийская, китайская, мексиканская, античная, арабская, европейская. Девятой великой культурой он считал пробуждающуюся русско-сибирскую цивилизацию.


Черты упадка цивилизации:

  • «Омассовление» и огромные города вместо деревень. Современный горожанин – это новый кочевник и безбожник, для него главное – это деньги и власть, а не героические мифы и патриотизм.
  • Войны за мировое господство.
  • Во главе государства встаёт тиран.
  • Перенасыщенность техникой

Прагматизм – одно из влиятельных философских течений XX столетия, особенно на его родине – в Соединенных Штатах Америки. Название происходит от греческого слова, означающего дело, действие. Прагматизм нередко называют философией дела, действия, тем самым подчеркивая ее практическую нацеленность. Согласно прагматизму, единственным критерием истинности выступает успех какого-либо начинания, поступка, дела. Функция интеллекта состоит не в том, чтобы копировать объекты окружающего мира, а скорее в том, чтобы устанавливать путь, каким могут быть созданы в будущем наиболее эффективные и выгодные отношения с этими объектами. Сущность прагматизма может быть выражена очень кратко: человеку приходится действовать в непознаваемом мире, попытки достигнуть объективной истины бессмысленны, поэтому к научным теориям, социальным идеям, моральным принципам и т. д. следует подходить «инструментально», т. е. с точки зрения их выгоды и удобства для достижения наших целей; то, что полезно, что приносит успех, - то и истинно.

Позитивизм (лат. positivus - положительный) в качестве главной проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками.

«Дух позитивизма» означал, прежде всего, радикальное изменение иерархии ценностей: если в культуре феодального общества приоритет отдавался «небесному» (Богу как духовному началу мира, душе как божественному в человеке и т.п.), а все «земное» расценивалось как низменное (тело представлялось «темницей души» и пристанищем греха), то теперь во главу угла было поставлено «земное» – телесная природа человека, его практические («материальные») интересы и производственно-преобразующая деятельность в материальном мире.

Масштабные перемены, происходившие в жизни общества первой половины XX в. затронули и сферу духовной жизни, главный итог – появление массовой культуры.

Массовая культура или поп-культура , масскультура , культура большинства - культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе. Она включает в себя такие явления, как средства массовой информации (включая телевидение и радио), спорт, кинематограф, музыка (включая поп-музыку), массовая литература, изобразительное искусство и т. д. Термин «массовая культура» возник в 40-х гг. XX века. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения. Массовая культура захватила и поглотила людей и стала доступна широким слоям населения. Массовая культура использовалась для отвлечения населения от серьезных социальных, политических и нравственных проблем, для пропаганды ценностей и стандартов «общества массового потребления». В это время самым массовым видом искусства становится кинематограф . Это было время становления кино, каждый год приносил новые художественные и технические открытия. Чарли Чаплин стал одним из величайших актеров и режиссер.

Поисками нового и значительными достижениями были отмечены первые шаги советского кинематографа, обратившегося к темам большого социального звучания. Международную известность получили работы кинорежиссёра С. М. Эйзенштейна (1898-1948 гг.) его известные фильмы «Броненосец Потемкин», «Александр Невский»

В конце 1920-х годов появляется звуковое кино. Особый размах приобрело кинопроизводство в США. 1920-1930-е годы вошли в историю как «золотой век» Голливуда (этот киногород возник в предместье Лос-Анджелеса незадолго до Первой мировой войны). Он стал международным киноцентром с большими финансовыми и техническими возможностями.



Похожие статьи
 
Категории