Культурология как наука. Основные этапы становления культурологии

20.03.2019

Введение в культурологию. Основные понятия культурологии в систематическом изложении. Есин А.Б.

М.: Академия, 1999 - 216 с.

В пособии раскрываются основные проблемы культурологии и рассматриваются такие важнейшие категории, как культура и цивилизация, система ценностей и эмоционально-ценностные ориентации, культура личности и культура общества, культурологические концепции мира и человека, образ жизни и др.
Освоение этих ключевых категорий и понятий дает возможность самостоятельно анализировать ту или иную эпоху или явление культурной жизни. В конце пособия предлагается блок вопросов и заданий для проверки знаний.

Пособие может быть использовано также студентами педагогических колледжей.


Формат: doc / zip

Размер: 292 Кб

/ Download файл

Формат: html / zip

Размер: 218 Кб

/ Download файл

СОДЕРЖАНИЕ
ОТ АВТОРА 3
ВВЕДЕНИЕ 4
КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУЛЬТУРОЛОГИИ 4
I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРА, ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ПРИРОДА 6
II. КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ* 17
III. КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА 26
IV. ОБЩИЕ СВОЙСТВА КУЛЬТУР 42
V. СФЕРЫ ПРОДУЦИРОВАНИЯ И БЫТОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ 49
VI. МИР И ЧЕЛОВЕК В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ 59
VII. ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ* 76
VIII. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОЛОВ КАК ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРОЛОГИИ 90
IX. ЧЕЛОВЕК В «МАЛОМ СОЦИУМЕ» 100
X. ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ* 116
ЛИТЕРАТУРА 133
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 135

Культурология - одна из самых молодых наук. Она возникла и оформилась как наука лишь в нашем веке, да и то ближе к его второй половине. В советский период культурология вообще расценивалась как «буржуазная лженаука» и даже сам термин был не то что под прямым запретом, но, во всяком случае, под большим сомнением. Однако надо заметить, что культурологическая про­блематика все же пробивалась в трудах наших ученых, «маскируясь» то под социологию, то под философию, то под филологию. Поэтому среди основоположников отечественной культурологии мы можем смело назвать таких ученых, как П. Н. Милюков, Л. П. Карсавин, Г. В. Вернадский, Н. Ф. Федоров, М. М. Бахтин, А. Ф. Лосев, а из продолжателей - С. С. Аверинцева, Ю. М. Лотмана, В. Е. Хализева и др.

Несколько по-другому обстояло дело на Западе, где культурология довольно давно завоевала право называться самостоятельной наукой. Но вот парадокс: развиваясь в совершенно свободных условиях, западная культурология не достигла значительных успехов. Дело ограничивалось в основном частными исследованиями, и общая теория культурологии там не была создана. Из западных ученых и философов, в чьих трудах развивалась культурологическая проблематика, следует назвать К. Леви-Строса, О. Шпенглера, Ф. Ницше, К. Ясперса, М. Хайдеггера, А. Камю и др.

Хотя культурология и очень молодая наука, но она имеет глубокие, еще донаучные корни. В России вопросы культурологии ставились и отчасти решались в первую очередь в художественной литературе, особенно в той, которую принято называть философской: от Пушкина до Достоевского и М. А. Булгакова. В своих произведениях писатели-философы создали немало культурологических моделей, поэтому в дальнейшем нам придется довольно часто обращаться к художественной литературе, черпая из нее иллюстративный материал, а отчасти постановку и решение культурологических проблем.

Итак, что же это за научная дисциплина - культурология? Прежде всего следует оговорить, что она подразделяется на историю культуры и ее теорию. В дальнейшем речь пойдет имен­но об этом втором аспекте, и под термином «культурология» мы будем понимать теорию культуры. В этом смысле культуроло­гию можно назвать наукой о наиболее общих закономерностях куль­туры. А это значит, что она изучает не отдельные культурные системы, которых в истории человечества существовало очень много, а универсальные свойства, присущие всем культурам, независимо от их исторического места, объема, национальной принадлежности и т.п. Как теоретическая наука, в изучении сво­его предмета культурология многое абстрагирует, обобщает, на­мечает лишь общие тенденции и закономерности. Поэтому сле­дует иметь в виду, что реальное развитие той или иной конкрет­ной культуры может не совсем совпадать с общетеоретическими закономерностями, что, впрочем, не ставит под сомнение саму теорию.

Культура, как легко понять, есть дело исключительно чело­веческое, поэтому культурология относится к семье гумани­тарных дисциплин. Вообще-то говоря, почти все гуманитарные науки так или иначе изучают культуру и ее проявления. Так, может быть, культурология как самостоятельная наука и не нужна? Оказывается, что все-таки нужна. Во-первых, именно она осмысливает культуру в целом - от бытового уклада до кон­цепций мира и человека, интегрируя знания о культуре, кото­рые мы получаем из других гуманитарных дисциплин. Во-вто­рых, это позволяет изучать культуру каккачественно своеобразный феномен, каксистему, которая, как известно, всегда богаче суммы ее составляющих и к ней несводима. И в-третьих, этой науке под силу выявитьнаиболее общие культурологические за­коны, действующие на всех «этажах» культуры и применимые к самым разным ее объектам - от отдельной личности до чело­вечества в целом.

В то же время культурологические исследования не могут и не должны подменять собой специальные исследования в области смежных гуманитарных наук: так, культурология не изучает соци­альную структуру общества и ее институты - это дело социоло­гии; не берется решать вопрос о сущности искусства - это поле деятельности эстетики; не углубляется в проблемы психологии, философии, истории, хотя и соприкасается с этими дисциплина­ми, как мы далее и увидим.

Таким видится специфический предмет культурологии и ее место в системе гуманитарного знания.

По поводу культурологии, как и по поводу других гуманитар­ных наук, может возникнуть сомнение: а наука ли это вообще или, по крайней мере, вполне ли это наука?

Ведь результаты гуманитарных исследований нельзя выразить в цифрах и формулах. Представители же так называемых точных наук любят цитировать «отца кибернетики» Н.Винера: «Всякая наука настолько наука, насколько в ней математики». Но дело в том, что это утверждение, как и основанная на нем аргументация «ес­тественников», в высшей степени сомнительно. На самом деле критерием научности служит не наличие математического аппа­рата, а способность формулировать верные выводы относительно изучаемого предмета, точно определять присущие ему законы и закономерности. Как мы увидим в дальнейшем, культурологии, как, впрочем, и другим гуманитарным дисциплинам, это вполне под силу.

Как гуманитарная наука культурология, естественно, имеет более или менее тесные связи с другими гуманитарными дисцип­линами. Так, у культурологии много общего с философией, осо­бенно с той ее ветвью, которая основным вопросом философии считает не первичность духа или материи, а смысл человеческой жизни. Так или иначе, но философия и культурология ставят и пытаются решать сходные проблемы.

Связь культурологии с социологией обнаруживается прежде всего в том, что социология «поставляет материал», который куль­турология осмысливает. Это различные модели поведения челове­ка в обществе, разные межличностные взаимоотношения, харак­теристики общественных структур и т.п. В социологии, впрочем, культурология черпает не только материал, но и аргументацию для своих общетеоретических выкладок. Кроме того, изучение быта, как одной из важнейших культурных структур, невозможно без данных конкретной социологии. В принципе связи культурологии и социологии должны были бы быть более тесными, чем это мы наблюдаем сейчас, но дело в том, что социология сама по себе достаточно молодая наука и не выявила еще всех своих возможно­стей, в том числе и в плане связи со смежными научными дис­циплинами.

Примерно то же можно сказать и о связях культурологии с политологией. Культурология очень нуждается в сведениях о типах государственных структур, типах и свойствах разных политических режимов, способах политического управления обществом - все это дает (или в идеале должна давать) политология.

Во многих точках соприкасаются такие науки, как культуроло­гия и психология, поскольку обе изучают человека в основном со стороны его внутреннего мира. Психологические модели челове­ческих типов и поведения человека в разных жизненных ситуаци­ях дополняются, а отчасти и конкретизируются культурологиче­скими закономерностями. Используемая в психологии тестовая методика может быть с успехом применена и в культурологии. В идеале поведение человека в различных, в том числе и в экстре­мальных ситуациях, должно исследоваться комплексно: и с пси­хологической, и с культурологической точек зрения. С развитием культурологии, особенно в ее прикладных аспектах, следует ожи­дать еще более тесного взаимодействия между этими науками.

Существенно важную помощь культурологии оказывает такая наука, как этнография. В ней культурология также находит матери­ал для теоретических выводов: описание жизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обы­чаев и т.п. В частности, такая важная культурологическая задача, как изучение национального культурного менталитета, не может быть решена без этнографических исследований и материалов.

Далее отметим связь культурологии с эстетикой, общим ис­кусствознанием, литературоведением. Выше уже говорилось о том, что произведения искусства и особенно литературы имеют важ­нейшее значение для культурологии, поскольку не только «выда­ют» культурологические модели, но и пытаются их осмысливать, осваивать. Названные выше дисциплины обрабатывают материал искусства, дают интерпретацию произведениям и отдельным ху­дожественным образам, облегчая тем самым работу культуролога. С другой стороны, культурологический взгляд на то или иное про­изведение искусства зачастую позволяет дать ему новую, ориги­нальную интерпретацию, уточнить смысл, а иногда и совершен­но по-новому «прочитать» классическое творение.

И наконец, связи культурологии с историей. Они различны и многообразны. Выделим главное. Культурологу необходимо быть в той или иной мере историком, чтобы свободно обращаться с раз­ными историческими типами культур, сопоставлять их между со­бой, чтобы выявить как общекультурные, вневременные законо­мерности, так и характер культурного менталитета в ту или иную эпоху. Кроме того, исторические данные помогают построить те­орию возникновения и развития культуры, выявить законы ее исторического развития.

В культуре как таковой наличествуют и философский, и соци­альный, и исторический, и другие аспекты. Соединяясь, они об­разуют новое качество, не сводимое к сумме составляющих, - культуру. Задачей культурологии, таким образом, становится вы­явление закономерностей, присущих этому новому качеству.

Написано в соответствии с государственным стандартом по культурологии. Раскрыта сущность культуры и культурологии как науки. Выделены основные этапы ее эволюции. Большое внимание уделено типологии культур.
Для студентов ВУЗов и для тех, кто интересуется вопросами культуры.

Многообразие и многозначность подходов в исследовании культуры.
Человек живет не только в мире вещей, но и в мире понятий. Одни из них отражают наш повседневный быт и доступны для каждого, другие - лишь узкому кругу посвященных. Но есть и такие понятия, которые за своей кажущейся простотой скрывают вселенную человеческих страстей и интеллектуального сверхнапряжения в поисках ответа на вопрос: что такое человек и в чем смысл его бытия? Одно из таких понятий - культура.

Понятие «человек» и «культура» неразрывно связаны друг с другом. Почвоведение оперирует термином «гумус» (показатель плодородия почвы). В контексте взаимосвязи человека и культуры напрашивается метафорический вывод о том, что уровень «духовного плодородия» человека, его «духовного гумуса» в существенной степени определяется воздействием на него культуры, и в частности таких ее инструментариев, как воспитание, образование, развитие творческих задатков и т.д. Образно говоря, древо человечества может произрастать и плодоносить лишь на богатой культурной почве.

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Сущность культуры 3
Глава I. Культура как предмет философского анализа 3

1. Многообразие и многозначность подходов в исследовании культуры (Машненков В.В.) 3
2. Мыслители Древней Греции, Рима и христианства о культуре (Машненков В.В.) 6
3. Понятие культуры в эпоху Возрождения (Машненков В.В.) 11
4. Проблемы культуры в трудах просветителей (Машненков В.В.) 15
5. Культурологические концепции Н. Данилевского, Ф. Ницше, О. Шпенглера и П. Сорокина (Машненков В.В., Савушкин Л.М.) 29
6. Культурологические концепции К. Юнга и Леви-Строса (Кузьмина А.А., Машненков В.В.) 39
7. Западноевропейские концепции игровой культуры (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет и Г. Гессе) (Буйдина И.Ф.) 43
Глава II. Сущность и функции культуры 57
1. Сущность культуры. Культура как традиция (Машненков В.В.) 57
2. Сущность культуры: проблема ее массовости (Машненков В.В.) 62
3. Соотношение классового и общечеловеческого в культуре (Дьяков А.А., Машненков В.В.) 70
4. Культура как способ реализации творческих возможностей человека (Дьяков А.А., Зайцев Н.И., Машненков В.В.) 75
Глава III. Становление культуры: философский анализ (Новиков В.М.) 80
1. Особенности архаичной культуры 80
2. Миф и первобытная культура 89
3. Тотемизм и магия 95
4. Анимизм 101
5. Фетишизм, идолопоклонство, ритуализм 110
6. Первобытное искусство 119
РАЗДЕЛ 2. Типология культур 127
Глава IV. Конфуцианско-даосистский тип культуры (Машненкова Л.П.) 127

1. Конфуцианско-даосистская картина мира и ее социальный характер 127
2. Система ценностей. Морально-примиренческое отношение к миру 133
3. Художественная практика 143
4. Характер знания в рамках конфуцианско-даосисткой культуры 151
Глава V. Индо-буддийский тип культуры (Попов Е.В.) 162
1. Мировоззренческие принципы брахманизма, буддизма, индуизма и социальные основы ивдо-буддийской духовной традиции 162
2. Система ценностей индо-буддийской культуры 173
3. Художественная практика 181
4. Научное знание в системе индо-буддийской культуры 187
Глава VI. Мир исламской культуры (Горшколепов П.А., Кузьмина А.А.) 194
1. Картина мира. Идея последовательного монотеизма 194
2. Система мусульманских ценностей. Идея абсолютного предопределения человеческих поступков 202
3. Теократическая идея социального мира 208
4. Художественные традиции исламского мира 211
Глава VII. Христианский тип культуры 218
1. Социокультурные предпосылки становления христианства (Мартыненко Н.И.) 218
2. Христианская картина мира (Мартыненко Н.И.) 227
3. Ценностные ориентации христианства (Мартыненко Н.И.) 234
4. Протестантская версия христианства и новоевропейская культура (Казьмина О.О., Мартыненко Н.И.) 243
5. Художественная практика христианства (Мартыненко Н.И.) 250
Глава VIII. Русская культура (Высоцкий А.П., Жуков В.И., Плаксин В.Н., Провадкин Г.Г., Рыбалкин А.И., Ярецкий Ю.Л., Ярецкая Н.Г.) 255
1. Социально-исторические условия формирования русской культуры 255
2. Система ценностей русской культуры 263
3. Искусство в системе русской культуры 272
Глава IX. Актуальные проблемы современной культуры 278
1. Спор о технике и его значение для культуры XX в. (Попов Е.В.) 278
2. Экология и экологическая культура (Краснобородько Н.И., Попов Е.В.) 291
3. Социальное равенство как ценность современной культуры (Попои Е.В.) 301
4. Российская социокультурная ситуация (Усатюк Т.Н.) 314
Заключение (Зайцев Н.И., Машненков В.В.) 329
Литература 332.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Введение в культурологию, Попов Е.В., 1996 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

В СИСТЕМАТИЧЕСКОМ ИЗЛОЖЕНИИ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................... 4

КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУЛЬТУРОЛОГИИ................. 4

в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений

Москва
1999

Рецензенты:

доктор философских наук, зав. кафедрой философии

Московского педагогического университета, профессор А.И. Дырин;

доктор филологических наук, зав. кафедрой социологии

факультета журналистики Московского государственного

университета им. М.В. Ломоносова, профессор Е.П. Прохоров

Есин А. Б.

Е 83 Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 216 с.

ISВN 5-7695-0435-8

В пособии раскрываются основные проблемы культурологии и рассматриваются такие важнейшие категории, как культура и цивилизация, система ценностей и эмоционально-ценностные ориентации, культура личности и культура общества, культурологические концепции мира и человека, образ жизни и др.

Освоение этих ключевых категорий и понятий дает возможность самостоятельно анализировать ту или иную эпоху или явление культурной жизни. В конце пособия предлагается блок вопросов и заданий для проверки знаний.

Пособие может быть использовано также студентами педагогических колледжей.

ОТ АВТОРА

Проблемы культуры традиционно занимали большое место в гуманитарных дисциплинах - в философии, социологии, литературоведении и др. Однако за последние десять - пятнадцать лет все явственнее обнаруживается тенденция к оформлению культурологии в самостоятельную науку. Дисциплины культурологической направленности входят сейчас не только в систему вузовского обучения, но и в школьное образование. Проблемам культуры посвящены сотни монографий и статей, и почти каждый автор подходит к этому явлению со своей точки зрения. Как и следует ожидать в такой ситуации, даже сам термин «культура» не получил еще однозначной интерпретации. Более того, нет еще ясности в вопросе о том, какой круг проблем подлежит собственно культурологическому изучению, и это неудивительно, так как «чистых» специалистов-культурологов у нас пока очень мало: в культурологию приходят из философии, истории, религиоведения, литературоведения и т.п., и каждый ученый приносит с собой свою, привычную для него проблематику, более или менее успешно разворачивая ее в культурологическом плане. (Кстати, автор этой работы тоже не «чистый» культуролог, а по основной специальности теоретик литературы.) Поэтому многие исследователи рассматривали и рассматривают культурологию как раздел какой-либо из традиционных научных дисциплин: философии (П. С. Гуревич), семиотики (структуралисты, ранний Лотман), эстетики (М. М. Бахтин) и т. п. Другие же ученые считают, что культурология - это самостоятельная наука (не оторванная, конечно, от своих «соседей» по гуманитарному знанию, но имеющая с ними равные права). Так понимали вопрос, в частности, признанные авторитеты в этой области - А.Ф. Лосев и Ю.М. Лотман в своих последних работах. Автор данной книги придерживается того же мнения и потому считает, что назрела необходимость в обобщении культурологической проблематики, в определении круга категорий, изучаемых данной наукой, в установлении теоретико-методологических основ культурологии. Данное пособие и является попыткой такого осмысления проблем и категорий теоретической культурологии. Автор стремился по мере возможности учесть опыт своих предшественников и современников, однако у него есть и собственная концепция культуры, и он вполне отдает себе отчет в том, что как концепция в целом, так и отдельные положения могут вызвать самый разнообразный спектр реакций ученых-гуманитариев: от сочувствия и конструктивной критики до принципиального неприятия. Впрочем, думается, что это не беда: становление новой научной дисциплины никогда не обходилось без дискуссий, что было ей только на пользу.

Поскольку пособие адресовано гуманитариям, оно требует от читателя определенного минимума знаний по другим «человековедческим» дисциплинам, прежде всего по истории, философии и социологии, а также основательного знакомства с художественной литературой, поскольку большая часть примеров и иллюстративного материала берется именно из этих областей.

С другой стороны, автор старался не перегружать пособие ссылками на специальную литературу, которую можно по тем или иным основаниям отнести к собственно культурологической; тем более не анализировал ее детально и не вступал в полемику. Это делалось отчасти для того, чтобы облегчить студентам работу с пособием, отчасти же потому, что в данный момент не существует не только истории культурологической мысли, но даже более или менее признанной «культурологической классики».

И наконец, последнее замечание. Автор пособия по своей философской и религиозной ориентации агностик, склоняющийся в научной практике более к материализму, чем к идеализму. Видимо, это не могло не сказаться на изложении некоторых тем и проблем пособия. При этом, однако, автор стремился сохранить в рассмотрении спорных вопросов максимальную объективность, чтобы данным пособием могли пользоваться люди разных философских и религиозных убеждений.

ВВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Культурология - одна из самых молодых наук. Она возникла и оформилась как наука лишь в нашем веке, да и то ближе к его второй половине. В советский период культурология вообще расценивалась как «буржуазная лженаука» и даже сам термин был не то что под прямым запретом, но, во всяком случае, под большим сомнением. Однако надо заметить, что культурологическая проблематика все же пробивалась в трудах наших ученых, «маскируясь» то под социологию, то под философию, то под филологию. Поэтому среди основоположников отечественной культурологии мы можем смело назвать таких ученых, как П. Н. Милюков, Л. П. Карсавин, Г. В. Вернадский, Н. Ф. Федоров, М. М. Бахтин, А. Ф. Лосев, а из продолжателей - С. С. Аверинцева, Ю. М. Лотмана, В. Е. Хализева и др.

Несколько по-другому обстояло дело на Западе, где культурология довольно давно завоевала право называться самостоятельной наукой. Но вот парадокс: развиваясь в совершенно свободных условиях, западная культурология не достигла значительных успехов. Дело ограничивалось в основном частными исследованиями, и общая теория культурологии там не была создана. Из западных ученых и философов, в чьих трудах развивалась культурологическая проблематика, следует назвать К. Леви-Строса, О. Шпенглера, Ф. Ницше, К. Ясперса, М. Хайдеггера, А. Камю и др.

Хотя культурология и очень молодая наука, но она имеет глубокие, еще донаучные корни. В России вопросы культурологии ставились и отчасти решались в первую очередь в художественной литературе, особенно в той, которую принято называть философской: от Пушкина до Достоевского и М. А. Булгакова. В своих произведениях писатели-философы создали немало культурологических моделей, поэтому в дальнейшем нам придется довольно часто обращаться к художественной литературе, черпая из нее иллюстративный материал, а отчасти постановку и решение культурологических проблем.

Итак, что же это за научная дисциплина - культурология? Прежде всего следует оговорить, что она подразделяется на историю культуры и ее теорию. В дальнейшем речь пойдет именно об этом втором аспекте, и под термином «культурология» мы будем понимать теорию культуры. В этом смысле культурологию можно назвать наукой о наиболее общих закономерностях культуры. А это значит, что она изучает не отдельные культурные системы, которых в истории человечества существовало очень много, а универсальные свойства, присущие всем культурам, независимо от их исторического места, объема, национальной принадлежности и т.п. Как теоретическая наука, в изучении своего предмета культурология многое абстрагирует, обобщает, намечает лишь общие тенденции и закономерности. Поэтому следует иметь в виду, что реальное развитие той или иной конкретной культуры может не совсем совпадать с общетеоретическими закономерностями, что, впрочем, не ставит под сомнение саму теорию.

Культура, как легко понять, есть дело исключительно человеческое, поэтому культурология относится к семье гуманитарных дисциплин. Вообще-то говоря, почти все гуманитарные науки так или иначе изучают культуру и ее проявления. Так, может быть, культурология как самостоятельная наука и не нужна? Оказывается, что все-таки нужна. Во-первых, именно она осмысливает культуру в целом - от бытового уклада до концепций мира и человека, интегрируя знания о культуре, которые мы получаем из других гуманитарных дисциплин. Во-вторых, это позволяет изучать культуру как качественно своеобразный феномен, как систему, которая, как известно, всегда богаче суммы ее составляющих и к ней несводима. И в-третьих, этой науке под силу выявить наиболее общие культурологические законы, действующие на всех «этажах» культуры и применимые к самым разным ее объектам - от отдельной личности до чело­вечества в целом.

В то же время культурологические исследования не могут и не должны подменять собой специальные исследования в области смежных гуманитарных наук: так, культурология не изучает социальную структуру общества и ее институты - это дело социологии; не берется решать вопрос о сущности искусства - это поле деятельности эстетики; не углубляется в проблемы психологии, философии, истории, хотя и соприкасается с этими дисциплинами, как мы далее и увидим.

Таким видится специфический предмет культурологии и ее место в системе гуманитарного знания.

По поводу культурологии, как и по поводу других гуманитарных наук, может возникнуть сомнение: а наука ли это вообще или, по крайней мере, вполне ли это наука?

Ведь результаты гуманитарных исследований нельзя выразить в цифрах и формулах. Представители же так называемых точных наук любят цитировать «отца кибернетики» Н.Винера: «Всякая наука настолько наука, насколько в ней математики». Но дело в том, что это утверждение, как и основанная на нем аргументация «естественников», в высшей степени сомнительно. На самом деле критерием научности служит не наличие математического аппарата, а способность формулировать верные выводы относительно изучаемого предмета, точно определять присущие ему законы и закономерности. Как мы увидим в дальнейшем, культурологии, как, впрочем, и другим гуманитарным дисциплинам, это вполне под силу.

Как гуманитарная наука культурология, естественно, имеет более или менее тесные связи с другими гуманитарными дисциплинами. Так, у культурологии много общего с философией, особенно с той ее ветвью, которая основным вопросом философии считает не первичность духа или материи, а смысл человеческой жизни. Так или иначе, но философия и культурология ставят и пытаются решать сходные проблемы.

Связь культурологии с социологией обнаруживается прежде всего в том, что социология «поставляет материал», который культурология осмысливает. Это различные модели поведения человека в обществе, разные межличностные взаимоотношения, характеристики общественных структур и т.п. В социологии, впрочем, культурология черпает не только материал, но и аргументацию для своих общетеоретических выкладок. Кроме того, изучение быта, как одной из важнейших культурных структур, невозможно без данных конкретной социологии. В принципе связи культурологии и социологии должны были бы быть более тесными, чем это мы наблюдаем сейчас, но дело в том, что социология сама по себе достаточно молодая наука и не выявила еще всех своих возможностей, в том числе и в плане связи со смежными научными дисциплинами.

Примерно то же можно сказать и о связях культурологии с политологией. Культурология очень нуждается в сведениях о типах государственных структур, типах и свойствах разных политических режимов, способах политического управления обществом - все это дает (или в идеале должна давать) политология.

Во многих точках соприкасаются такие науки, как культурология и психология, поскольку обе изучают человека в основном со стороны его внутреннего мира. Психологические модели человеческих типов и поведения человека в разных жизненных ситуациях дополняются, а отчасти и конкретизируются культурологическими закономерностями. Используемая в психологии тестовая методика может быть с успехом применена и в культурологии. В идеале поведение человека в различных, в том числе и в экстремальных ситуациях, должно исследоваться комплексно: и с психологической, и с культурологической точек зрения. С развитием культурологии, особенно в ее прикладных аспектах, следует ожидать еще более тесного взаимодействия между этими науками.

Существенно важную помощь культурологии оказывает такая наука, как этнография. В ней культурология также находит материал для теоретических выводов: описание жизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т.п. В частности, такая важная культурологическая задача, как изучение национального культурного менталитета, не может быть решена без этнографических исследований и материалов.

Далее отметим связь культурологии с эстетикой, общим искусствознанием, литературоведением. Выше уже говорилось о том, что произведения искусства и особенно литературы имеют важнейшее значение для культурологии, поскольку не только «выдают» культурологические модели, но и пытаются их осмысливать, осваивать. Названные выше дисциплины обрабатывают материал искусства, дают интерпретацию произведениям и отдельным художественным образам, облегчая тем самым работу культуролога. С другой стороны, культурологический взгляд на то или иное произведение искусства зачастую позволяет дать ему новую, оригинальную интерпретацию, уточнить смысл, а иногда и совершенно по-новому «прочитать» классическое творение.

И наконец, связи культурологии с историей. Они различны и многообразны. Выделим главное. Культурологу необходимо быть в той или иной мере историком, чтобы свободно обращаться с разными историческими типами культур, сопоставлять их между собой, чтобы выявить как общекультурные, вневременные закономерности, так и характер культурного менталитета в ту или иную эпоху. Кроме того, исторические данные помогают построить теорию возникновения и развития культуры, выявить законы ее исторического развития.

В культуре как таковой наличествуют и философский, и социальный, и исторический, и другие аспекты. Соединяясь, они образуют новое качество, не сводимое к сумме составляющих, - культуру. Задачей культурологии, таким образом, становится выявление закономерностей, присущих этому новому качеству.


Обратно в раздел

Введение

Феномен культуры является исторической категорией, вбирающей в себя множество значений и смыслов, которые формировались и трансформировались на протяжении веков. Благодаря достижению человечеством определенного уровня осознания и отражения окружающей действительности, появляется потребность не только в познании мира, но и в его преобразовании. Впоследствии все материальные и нематериальные преобразования человеком окружающей действительности плотно закрепляются в мировой истории, приобретая обобщающее значение «культура». Важно отметить, что любую культуру необходимо воспринимать лишь в единстве ее составляющих, которые не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы, взаимодополняемы. Культура, являясь, прежде всего социальной категорией имеет соответственно свои особенности, структуру и несет в себе некоторые социальные функции, которые и будут рассмотрены в данной работе.

Культурология как наука. Основные этапы становления культурологии

Культурология - это наука о культуре. Культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, ее сущностные характеристики, присутствующие во всех известных культурах человечества. Своей задачей культурология считает исследование всех процессов взаимодействия человека с миром природы, миром социума и миром физического и духовного бытия человека.

Сам термин «культурология» употребляется с начала ХIХ столетия. А в начале ХХ века крупный американский культуролог Лесли Уайт (1900 - 1975) осуществил попытку обоснования общей теории культуры, ввел в широкий оборот понятие «культурология».

В литературе намечен ряд этапов развития культурологии как самостоятельной дисциплины.

Первый этап условно может быть назван философским. Здесь конституируется сама "идея культуры". Вспомним высказывание В. Межуева. Свою задачу, пишет он, философы видели в "выработке некоторой общей "идеи культуры", объясняющей смысл и направленность мировой истории в целом". Кстати, многие науки и дисциплины проходят этот этап.

Второй этап - эмпирическое изучение явления культуры. "Самую первую парадигму наук о культуре; - пишет Л, Ионии, - можно назвать эмпирической. Это сбор информации о разных народах, их нравах, обычаях, образе жизни, ее описание и попытки систематизации. В учебниках этот период обычно обозначается как предыстория, или доистория, науки". (Заметим, что эмпирическое изучение явлений вряд ли стоит считать парадигмой) Понятно, что на этом этапе используются идея культуры и представления о культуре, формирующиеся на ее основе и в результате эмпирических исследований.

Третий этап - построение культурологии как научной дисциплины. Здесь вырабатываются принципы и критерии культурологической истины (объяснения), создаются идеальные объекты, строятся культурологические теории. Именно на этом этапе складываются дилеммы и парадигмы культурологии. При построении культурологической науки широко используются эмпирические исследования.

На четвертом этапе наряду с продолжающимся развертыванием культурологической науки складываются прикладные культурологические исследования, на которые все больше начинает ориентироваться культурологическое познание.

На современном этапе важную роль в развитии культурологии играет философская и методологическая рефлексия. И понятно почему. Наличие дилемм, разных парадигм и частично пересекающихся культурологических концепций и теорий делает необходимым критический анализ оснований и ценностей культурологии.

Один из важнейших методологических принципов моего подхода состоит в переходе от обсуждения отдельных понятий культуры к анализу практик, в рамках которых формируются разные понятия культуры, а также к анализу различных научных стратегий и подходов изучения культуры, прежде всего философского, естественнонаучного, гуманитарного, социокультурного и исторического. Поясню. Межуев, анализируя, что собой представляла идея культуры, пишет, что это было оценочное понятие культуры, позволявшее "постигнуть смысл и направленность человеческой истории в целом", исходя из убеждения в том, что именно европейская история и культура являются "высшим достижением духовного развития человечества". По Межуеву, идея культуры и соответствующее понятие были ответом (объективацией) на формирование особой практики - самосознания европейского человечества как целого; дальше на этой основе разворачивались и другие практики (просвещение населения, колонизация других, "менее культурных" народов, практика миссионерства). Анализируя понятие "культура" как "многообразие культур" и понятие "массовой культуры", К. Разлогов, по сути, применяет тот же самый прием объяснения: в качестве важнейшей предпосылки формирования этих понятий рассматривает соответствующие практики (формирование национальных государств и отдельных наций, создание сферы устойчивых массовых культурных услуг и социального управления на основе СМИ, телевидения, а сегодня и Интернета). М. Фуко и современные методологические исследования показывают, что понятия типа "культура" появляются в ходе объективации схем, обеспечивающих формирование и функционирование определенных социальных практик и связанных с ними властных отношений. В таком контексте, прежде всего организационном, культура выступает как объект, полагаемый мыслью, а не объект изучения; но затем культуру, выделенную таким образом, начинают изучать.

Напротив, в своих последних работах Э. Орлова осмысляет разные понятия культуры на основе анализа различных стратегий научного познания (для меня эта позиция всегда была исходной). Когда, пишет она, основным в познании считается установление фундаментальных нормативных порядков, отделяющих мир человека от остального мира, это можно сделать только средствами философии. Если акцент в познании делается на процессе непосредственного наблюдения искусственных феноменов в том виде, в котором они даны людям, в специфичности, уникальности их проявлений или попытке обнаружить нечто общее за внешне различными феноменами, незаменимым становится гуманитарный тип познания. В случае достаточного накопленного опыта практического обращения с определенными культурными феноменами возникает вопрос о возможности их целенаправленного регулирования, прагматического использования и т.п. Соответственно актуализируется научный подход к этим феноменам.

Правда, Орлова гуманитарный тип познания фактически не относит к научному, что неверно, но в данном случае важно другое, а именно - сравнение стратегий познания и их корреляция с разными понятиями культуры; культура тогда понимается как объект изучения, формируемый соответствующими стратегиями.

В своих исследованиях я стараюсь сочетать подход к анализу культуры через анализ соответствующих практик с подходом, предполагающим разведение типов стратегий познания. Дело в том, что понятия культуры несут в себе черты и того и другого.

Культурология теснейшим образом связана с целым рядом других наук (философия, история, социология, психология и др.) и основывается на их достижениях и опыте. Это объясняется не только тем, что она молодая, только еще складывающаяся наука, но и комплексным характером самой культуры как ее предмета.

Как было упомянуто выше, предметом культурологии является культура, а объектом выступают творцы и носители культуры - люди, а также различные культурные явления, протекающие в обществе, учреждения, связанные с культурой, деятельностью людей и общества в целом.

Говоря о структуре современной культурологии, можно выделить смысловые и структурные ее части: теорию культуры, историю культуры, философию культуры, социологию культуры.

Теория культуры прежде всего вводит в круг проблем культурологии и дает представление о ее понятийном аппарате; в ней изучаются содержание и развитие основных культурных категорий, общие вопросы определения культурных норм, традиций и т.д. Теория культуры вскрывает закономерности освоения человеком окружающего мира, охватывает рассмотрение всех сторон его культурного бытия. В рамках теории культуры рассматриваются такие проблемы как связь культуры и природы, культуры и цивилизации, соотношение культур и их взаимодействие, типология культур; вырабатываются критерии для понимания культурных явлений.

История культуры охватывает происхождение и становление культуры, разные исторические эпохи ее развития и присущие им способы прочтения содержания культуры и понимания культурных идеалов и ценностей (например, красоты, истины и т.п.) История культуры помогает увидеть истоки становления многих современных явлений и проблем, проследить их причины, установить их предтеч и вдохновителей.

Философия культуры. Культурология, как уже говорилось, это в том числе и философская наука. Поскольку культура есть человеческое творение и человеческий способ жить в мире, то культурология никак не может обойти того, как в культуре представлены проблемы смысла, цели, предназначения человеческого бытия. Философия культуры - это по сути предельный вариант человековедения, когда человек взят в предельном значении и выражении своей человеческой природы и сущности. Философия культуры формулирует проблемы отношения культуры человека, человека и мира, человека и общества. Философский взгляд на отношение человека и мира есть ось культурного анализа.

Социология культуры представляет собой направление теоретических и эмпирических исследований всех звеньев культурного процесса. Социальность является исходной характеристикой культуры, ибо сама культура возникает как способ организации бесконфликтного бытия человека в обществе. Социология культуры изучает и анализирует процессы распространения культуры в том или ином слое населения, в стране, в мире, характер потребления продуктов культуры и отношение к ним.

Культурология начинается с определения и объяснения культуры, и в первую очередь - самой категории «культура».

Первое, на чем фиксируется внимание при рассмотрении понятия «культура», - это его многозначность, применение в различных отношениях.

Обратившись к истории самого слова «культура, выясняем, что оно имеет латинское происхождение. Древние римляне называли им возделывание, обработку, улучшение. И в классической латыни слово «cultura» употреблялось в значении земледельческого труда - agricultura. Agricultura - это оберегание, уход, отделение одного от другого («зерна от плевел»), сохранение отобранного, создание условий для его развития. Не произвольное, а целенаправленное. Главное во всем этом процессе - отделение, сохранение и планомерное развитие. Растение или животное изымается из естественных условий, отделяется от других, так как обладает некими преимуществами, обнаруженными человеком. Затем это отобранное пересаживается в другую среду, где о нем заботятся, ухаживают, развивая одни качества и отсекая другие. Растение или животное видоизменяется в нужном направлении, получается продукт целенаправленного человеческого труда, обладающий требуемыми качествами. Если просто пересадить дикую яблоню в сад, то плоды ее не станут от этого слаще. Выделение из природной среды - это только первый шаг, начало «окультуривания», за которым непременно следует длительная работа огородника.

В современном значении понятие культура утвердилось в Германии. Уже в конце XVIII века это слово встречается в немецких книгах, имея два смысловых оттенка: первый - господство над природой с помощью знаний и ремесла, и второй - духовное богатство личности. В этих двух значениях оно постепенно вошло почти во все европейские языки. В. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» дает следующее толкование этого слова: «…обработка и уход, возделывание, возделка; образование умственное и нравственное…».

В современной культурологии насчитывается более 400 определений культуры. Это объясняется как многогранностью и многоаспектностью феномена культуры, так и зависимостью результатов изучения исследовательских установок. Основными исследовательскими подходами к объяснению культуры являются:

  • 1. Антропологический, при котором культура понимается как выражение человеческой природы.
  • 2. Еще один подход к культуре можно назвать философско-исторический. Еще одно его название - деятельностный. «Действие» здесь понимается как предусмотрительное, планирующее изменение действительности, истории. Наиболее распространенным является представление о культуре как результате человеческой деятельности. Существует точка зрения, что культура включает в себя только творческую деятельность, другие авторы убеждены, что все виды репродуктивной деятельности (воспроизведение, повторение достигнутого) также должны рассматриваться как культурные.
  • 3. Еще один подход в трактовке культуры: социологический. Здесь культура понимается как фактор организации жизни общества. Общество создает культурные ценности, а они в дальнейшем определяют развитие этого общества: это язык, верования, эстетические вкусы, профессиональное мастерство и всякого рода обычаи.
  • 4. Кроме того, весьма распространен еще один подход к изучению культуры аксиологический (ценностный), определяющий культуру как комплекс определенных ценностей, образующих ее смысловое ядро. Роль ценностей в структуре и функционировании культуры не вызывает сомнений, поскольку они упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты. Они соотносятся с представлением об идеале и придают смысл человеческой жизни.

Таким образом, при аксиологическом подходе под культурой понимается совокупность признаваемых человечеством ценностей, которую оно целенаправленно создает, сохраняет и развивает.

Итак, культура - понятие многогранное. Ей нельзя присвоить однозначного смысла. Можно говорить лишь о более или менее универсальном подходе в поисках сущности термина. Эта неисчерпаемость явлений культуры есть отражение природы ее носителя - человека. Если же в человеке выделять главное с точки зрения культуры - это будет активная жизненная позиция, направленная на познание и преобразование мира, а также духовно-телесное совершенствование его самого.



Похожие статьи
 
Категории