Нотная грамота: азы. Основы музыкальной грамоты

28.04.2019

Тем, кто решил познать в музыке хоть что-либо серьезное, не избежать знакомства с различными нотными записями. Из данной статьи вы узнаете о том, как научиться читать ноты, не заучивая их, а лишь поняв те логические принципы, на которых базируется нотная грамота.

Что входит в понятие нотной грамоты? Это все то, что относится, так или иначе, к записи и чтению нот; это такой своеобразный язык, который понятен всем музыкантам Европы и Америки. Как известно, каждый музыкальный звук определяется 4-мя физическими свойствами: высотой, продолжительностью, громкостью и тембром (окраской). И с помощью нотной записи музыкант получает информацию обо всех этих четырех свойствах того звука, который он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

Я предлагаю разобраться с тем, как отображается в нотной записи каждое из свойств музыкального звука.

Звуковысотность

Весь ряд музыкальных звуков выстроен в единую системузвукоряд , то есть такой ряд, в котором все звуки следуют друг за другом по порядку, от самых низких до самых высокихзвуков, или наоборот. Звукоряд разделяется на октав ы – отрезки музыкального звукоряда, каждый из которых содержит набор одинаковых по названию нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си .

Для записи и чтения нот используют нотный стан – это строка для записи нот в виде пяти параллельных линий (правильнее сказать – линеек ). Любые ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над ними (ну и, естественно, между линейками с равным успехом). Линейки принято нумеровать снизу вверх:

Сами ноты обозначаются головками овальной формы. Если для записи ноты не хватает основных пяти линеек, то для них вводятся специальные дополнительные линейки. Чем выше нота звучит, тем выше она располагается и на линейках:

Представление о точной высоте звука дают музыкальные ключи, из которых наиболее всем известны два – скрипичный и басовый . Нотная грамота для начинающих базируется на изучении скрипичного ключа в первой октаве. Они записываются так:

О способах быстрого запоминания всех нот читайте в статье , выполните предлагаемые там практические упражнения и вы не заметите, как проблема отпадёт сама собой.

Длительности нот

Продолжительность каждой ноты относится к области музыкального времени, которое представляет собой непрерывное движение с одной и той же скоростью равных долей, сравнимых с мерным биением пульса. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. Посмотрите на рисунок, вы увидите графическое изображение разных по длительности нот и их названия:

Конечно, в музыке используются и более мелкие длительности. И вы уже поняли, что каждая новая, более мелкая длительность, получается в ходе деления целой ноты на число 2 в n-ой степени: 2, 4, 8, 16, 32 и т.д. Так, целую ноту мы можем разделить не только на 4 четвертных, но с равным успехом и на 8 восьмых или 16 шестнадцатых нот.

Музыкальное время очень хорошо организовано, и в его организации помимо долей участвуют более крупные единицы – такты , то есть отрезки, которые содержат точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путём разделения одного от другого вертикальной тактовой чертой . Количество долей в тактах, и длительность каждой из них отражается в нотах с помощью числового размера .

И размеры, и длительности, и доли тесно связаны с такой областью в музыке, как ритм. Нотная грамота для начинающих обычно оперирует наиболее простыми размерами, например, 2/4, 3/4 и т.п. Посмотрите, как в них может быть организован музыкальный ритм.

Громкость

На то, как сыграть тот или иной мотив – громко или тихо, также указано в нотах. Тут всё просто. Вот, какие значки вы будете встречать:

Тембр

Тембр звуков – это область, которая нотной грамотой для начинающих почти совсем не затрагивается. Однако, как правило, в нотах есть разные указания по этому поводу. Самое простое – название инструмента или голоса, для которого предназначено данное сочинение. Самое сложное связано с техникой игры (например, включение и выключение педалей на рояле) или с приёмами извлечения звука (например, флажолеты на скрипке).

На этом следует остановиться: с одной стороны, вы узнали уже многое о том, что можно прочитать в нотах, с другой – немало ещё предстоит узнать. Следите за обновлениями на сайте. Если вам понравился данный материал, порекомендуйте его своим друзьям, используя кнопки внизу страницы.

Вам понадобится

  • - самоучитель игры на инструменте;
  • - нотная тетрадь;
  • - метроном;
  • - фортепианная клавиатура (можно найти в Интернете интерактивную или даже сделать немую из картона).

Инструкция

Начните с длительностей. Найдите в самоучителе или на сайте для тех, кто осваивает ваш инструмент, соответствующий раздел. Вспомните и школьный курс математики, то есть действия с простыми . Все вам пока не понадобятся. Повторите только то, что касается 1/2, 1/4 и прочих , знаменатель которых кратен двум.

Запомните, целая нота и как она считается. Представьте себе, что это - единица или какой-либо целый предмет, вроде яблока или апельсина. В единице две половинки, четыре четверти, восемь восьмых долей и т. д. Точно так же и в целой ноте. Для удобства запоминания музыканты привыкли ее считать не просто «раз-два-три-четыре», а делить каждую четверть еще на две - «раз-и-два-и-три-и-четыре-и». Таким образом целая нота делится не на четверти, а уже на восьмые.

Старайтесь запоминать длительности и зрительно, и на слух. Пустой внутри кружок без палочек и хвостиков целую ноту. Кружок с незаполненной серединкой и палочкой обозначает половинку. Палочка при этом может быть направлена как вверх, так и вниз, в зависимости от того, на какой линейке нота. Черный кружочек с палочкой обозначает четверть, а если есть и палочка, и хвостик - то это восьмушка. Более мелкие длительности различаются по количеству хвостиков. Если записаны две или даже четыре восьмушки подряд, они могут соединяться друг с другом прямой линией. Группа из шестнадцатых соединяется двумя параллельными , а тридцать вторых - тремя.

Найдите какой-нибудь предмет, издающий ритмичные звуки. Если нет метронома, используйте механические часы. Отстукивайте сначала их ритм, а затем - в два раза чаще. Представьте, что часы отстукивают четверти. Тогда получается, что вы стучите восьмушки. Точно так же соотносятся друг с другом и другие длительности.

Найдите любые ноты и поучитесь читать длительности. Полезно из постучать. Выбирайте нотные из учебника или что-либо из классики. Там вам могут встреться обозначения, которых вы пока еще не знаете. Прочтите, что они значат. Например, четверть может делиться не на две восьмых, а на три, такая фигура называется «триоль». Бывают и другие обозначения групп нот одной и той же длительности.

В начале каждой нотной строчки, сразу после ключа и ключевых знаков, вы найдете обозначение размера. Нижняя его часть, сильно напоминающая знаменатель простой дроби, означает то же самое, что и он, то есть на какие доли делится такт. Верхняя цифра обозначает, сколько таких долей в . Посмотрите на размер и определите, нотами каких длительностей можно заполнить каждый такт. Комбинации их могут быть разными, а вот в сумме они должны давать одно и то же число, обозначенное в начале.

Разобравшись с длительностями, посмотрите, высота тона. В начале нотной строчки стоит ключ. Они могут быть разными, но чаще других используется скрипичный ключ. Он еще называется «ключ соль». Завиток, который находится внутри «головы», упирается как раз в ту линейку, на которой пишется соль первой октавы, то есть во вторую. Найдите ее на фортепианной клавиатуре и на своем инструменте. На фортепиано это белая клавиша, которая находится в группе с тремя черными. Нота соль находится между первой и второй черными клавишами этой группы.

Обратите внимание на то, что ноты пишутся как на линейках, так и между ними. Выучите звукоряд вверх от ноты соль и вниз. Расстояние между второй линейкой и промежутком между второй и первой (или второй и третьей) соответствует расстоянию между соседними белыми клавишами на фортепиано. То есть между первой и второй будет писаться нота фа, а между второй и третьей - ля. Высчитайте таким же образом остальные ноты. Некоторые ноты пишутся на дополнительных линейках или под ними. Никакого различия между дополнительными и основными линейками нет, расстояние все так же соответствует промежутку между соседними клавишами. То есть ре первой октавы пишется под первой линейкой, а до - на добавочной. Добавочные линейки есть как внизу, так и вверху.

Часть 1

Основы

    Изучаем нотный стан. Прежде чем переходить к изучению нотной записи, вам необходимо освоить одну из самых важных вещей, которую должен знать практически каждый, кто хочет читать нотную запись. Горизонтальные линии в нотной записи представляют собой нотный стан. Это самый первый элемент музыкальной нотации, и он является основной для всего, что мы будет изучать далее.

    • Нотный стан - это набор пяти параллельных линий и промежутков между ними. И у линий, и у промежутков между ними есть свои номера для удобства обращения. Счет ведется снизу (снование нотного стана) вверх (вершина нотного стана).
  1. Начнем со скрипичного ключа. Первое, что вы заметите, читая нотную запись - это скрипичный ключ. Этот знак выглядит как большой, причудливой рукописный символ в левой части нотного стана и показывает, в каком регистре нужно играть ноты. Этот ключ является отправной точкой для всех голосов и инструментов высокого регистра, и в наших примерах мы будем использовать именно его.

    • Скрипичный ключ, или ключ «соль», произошел от декоративной латинской буквы G. Чтобы не забыть, запомните, что линия в центре завитка ключа представляет собой ноту G. На нотном стане с этим ключом располагаются такие ноты:
    • Пять линий, снизу вверх, обозначают следующие ноты: E G B D F.
    • Четыре промежутка между линиями, снизу вверх, обозначают ноты: F A C E.
    • Если вам тяжело их запомнить, используйте для этого мнемонику. Для линий чаще всего используют мнемонику «Every Good Boy Does Fine» (англ. «у каждого хорошего мальчика все хорошо»), а ноты в промежутках и так составляют слово «FACE» (англ. «лицо»). Упражнения с онлайн-инструментом по распознаванию нот - это еще один отличный способ закрепить материал.
  2. Басовый ключ. Басовый ключ, или ключ «фа», используется для инструментов нижнего регистра, таких как бас-гитара, тромбон, клавиши левой руки пианино и прочих.

    • Название ключа берет свое начало от готской буквы F. Две точки на ключе располагаются над и под линейкой ноты «фа». На нотном стане с басовым ключом располагаются другие ноты, чем на скрипичном ключе:
    • Пять линий, снизу вверх, обозначают ноты: G B D F A. Мнемоника - Good Boys Don’t Fool Around (англ. «хорошие мальчики не валяют дурака»).
    • Расстояния между линиями, снизу вверх: A C E G. Мнемоника - All Cows Eat Grass (англ. «все коровы едят траву»).
  3. Элементы ноты. Каждый отдельный символ ноты включает в себя до трех элементов: головка, штиль и флажок.

    • Головка ноты . Это овал, который может быть пустым (белым) или закрашенным (черным). По сути, головка ноты показывает исполнителю, какую ноту играть.
    • Штиль . Вертикальная тонкая линия, которая соединяется с головкой ноты. Если штиль направлен вверх, то он стоит справа от головки. Если он направлен вниз - слева. Направление штиля никак не влияет на ноту, а служит лишь для удобства чтения нот и уменьшает загромождение знаков.
    • Общее правило для направления штиля звучит следующим образом: если нота стоит на средней линии или выше ее, то штиль направлен вверх; если нота стоит ниже средней линии - штиль направлен вниз.
    • Флажок . Имеет вид изогнутого штриха, присоединенного к концу штиля. Независимо от того, с какой стороны от головки стоит штиль, флажок всегда направлен вправо.
    • Объединенные в ноту флажок, штиль и головка сообщают музыканту о длительности ноты, которая измеряется в тактах или долях. Вы улавливаете ритм, когда слушаете музыку и топаете ногой.

    Часть 2

    Метр и ритм

    Часть 3

    Ритм
    1. Ловите ритм. Ритм, как метр и размер, играет ключевую роль в том, какие ощущения вызывает музыка. Однако в то время как метр определяет количество долей, ритм определяет их качество.

      • Проведем эксперимент. Стучите пальцами по столу равномерно в ритм 1-2-3-4, 1-2-3-4. Скучно, не так ли? А теперь вот так: на счет 1 и 3 стучите сильнее, а на счет 2 и 4 - слабее. Совсем другие ощущения! Теперь поменяйте их местами: сильно - на 2 и 4, слабо - на 1 и 3.
      • Послушайте песню Риты Спекер «Don"t Leave Me» . Ритм слышно отлично: тихий бас-барабан на счет 1 и 3, громкий хлопок и тарелки на счет 2 и 4. Теперь вы будете гораздо лучше понимать, как устроена музыка. Это и называется чувством ритма!
    2. Представьте, что вы гуляете. Каждый шаг соответствует одному удару, которые в музыкальной нотации будут записываться четвертными нотами. А все потому, что в большинстве западной музыке один такт состоит из четырех долей. Нотная запись вашей прогулки будет такой:

      • Каждый шаг равен одной четвертной ноте. В нотной записи четвертные ноты представляются в виде закрашенных черных точек, прикрепленных к штилю без каких-либо флажков. Можете считать шаги: «1-2-3-4, 1-2-3-4» и так далее.
      • Если бы вы снизили скорость вдвое, чтобы каждый шаг стал равен двум долям, на 1 и на 3, то это были бы половинные ноты (длиной в пол такта). В нотной записи половинные ноты выглядят как четвертные ноты, но с одним отличием - они не полностью черные, а имеют белый центр.
      • Если вы снизите скорость еще на половину, делая шаг каждые четыре доли, на счет 1, то это будет целая нота (одна нота на такт). В нотной записи целые ноты выглядят как буквы «О» или пончики, по аналогии с половинными нотами без штилей.
    3. Пошевеливайтесь! Хватит уже медлить. Как вы заметили, замедляясь, мы убирали части ноты. Сначала мы сделали головку ноты пустой, затем убрали штиль. Давайте теперь посмотрим, как ускориться. Для этого мы будет добавлять ноте элементы.

      • Вернемся к нашей прогулке в нормальном темпе. Представьте, как вы идете по улице (для удобства отбивайте шаги ногой). Представьте, что только что подъехал ваш автобус, а вам до него еще целый квартал. Что делать? Бежать! Бегите к автобусу и помашите водителю.
      • Чтобы ускорить ноты, им нужно добавить флажок. Каждый флажок снижает длительность ноты наполовину. Например, восьмая нота (с одним флажком) по длительности равна половине четвертной, а шестнадцатая (с двумя флажками) - половине восьмой. Возвращаясь к ходьбе, это означает, что мы переходим от шага (четвертная нота) на бег (восьмая нота, в два раза быстрее ходьбы), а затем на спринт (шестнадцатая нота, в два раза быстрее обычного бега). Представьте, что каждая четвертная нота это шаг, и простучите пример выше.
    4. Свяжите ноты! Как видно из предыдущего примера, если на нотном стане слишком много нот, читать их становится труднее. Взгляд сбивается, и вы теряете ноту. Чтобы сгруппировать ноты для простоты в группы поменьше, нужно соединить их вязками.

      • Связки заменяют индивидуальные флажки толстыми линиями, соединяющими штили нот. Существует вполне логичная система соединения нот и, хотя в более сложных музыкальных произведениях соединения ног могут быть очень сложными, для наших целей достаточно соединять ноты в четвертные. Сравните картинку внизу и картинку вверху. Опять простучите ритм и обратите внимание, насколько связки облегчают чтение нотаций.
    5. Лиги и точки. Если флажок сокращает длительность ноты вдвое, то точка имеет похожую, но обратную функцию. За небольшим исключением, которое для нас сейчас не важно, точка всегда ставится справа от головки ноты. Точка увеличивает длительность ноты на половину от ее изначальной длительности.

      • Например, половинная нота с точкой равна сумме половинной и четвертной нот. Четвертная нота с точкой - сумме четвертной и восьмой ноты.
      • Лиги, как и точки, увеличивают длительность нот. Связанные ноты - это две ноты, головки которых соединены дуговой линией. В отличие от точек, которые являются абстрактными и добавляют длину в зависимости от начальной длины ноты, связующие лиги добавляют точную длину: длина первой ноты увеличивается ровно на длину второй ноты.
      • Например, один из случаев, когда вместо точки нужно использовать лигу, это когда длительность ноты не помещается в такт. В этом случае нужно просто добавить не вместившуюся длительность в следующий такт соответствующей нотой и связать обе ноты.
      • Отметим, что лига соединяет головки нот и обычно ставится с противоположной стороны от штилей.
    6. Передохнем. Кто-то скажет, что музыка - это просто набор нот, и будет прав только наполовину. Музыка - это последовательность нот и промежутков между ними. Эти промежутки называются паузами, и они действительно могут оживить музыку и придать ей эмоциональности. Давайте посмотрим, как записываются паузы.

      • Как и у нот, у пауз есть отдельные символы для каждой длительности. Целая пауза обозначается прямоугольником, свисающим с четвертой линии, а половинная пауза - прямоугольником, лежащим на третьей линии. Четвертная пауза - это волнистая вертикальная линия. Оставшиеся паузы представляют собой наклонную черту с флажком, количество которых зависит от длины паузы и равно количеству флажков соответствующей ноты. Флажки пауз всегда направлены влево.

    Часть 4

    Мелодия
    1. Вот мы и разобрались с основами: нотным станом, элементами ноты и основами записи длительностей нот и пауз. Проверьте еще раз, все ли вы поняли, после чего мы перейдем к более веселым вещам, а именно к чтению нот!

      Выучите до мажорный звукоряд. До мажорный звукоряд - основной звукоряд, использующийся в западной музыке. Большая часть других звукорядов, которые вы будете изучать, произошли от него. Как только вы вобьете ее в подкорки мозга, остальные звукоряды будут даваться легче.

      • Сначала мы покажем, как она выглядит, потом - что означает, после чего приступим к чтению нот. Вот как она выглядит на нотном стане. До мажорный звукоряд представлен на картинке выше.
      • Посмотрите на первую ноту, ноту C, которая расположена ниже линий нотного стана. В этом случае мы просто добавляем еще одну короткую линию специально для этой ноты (та самая линия, проходящая через головку ноты). Чем ниже нота, тем больше линий нужно добавить. Но пока не загружайте себе этим голову.
      • Звукоряд до мажор состоит из восьми нот. Эти ноты расположены на белых клавишах пианино.
      • Если под рукой у вас нет настоящего пианино, тогда воспользуйтесь виртуальным . На этом этапе очень важно начать понимать не только, как записываются ноты, но и как они звучат.
    2. Освойте Пение с листа (сольфеджио). Пусть вас не пугают эти слова - это просто пение нот до, ре, ми и так далее.

      • Осваивая пение нот с листа, вы разовьете навык чтения нот боковым зрением - навык, на доведение до идеала которого может потребоваться вся жизнь, и который будет очень полезен на начальных этапах. Давайте еще раз посмотрим на звукоряд до мажор, но теперь добавим названия нот. Звукоряд до мажор с названием нот представлен под «C Scale Solfege 1» на картинке выше.
      • Возможно, вы слышали песню «Do-Re-Mi» коллектива Rogers and Hammerstein. Если можете пропеть эту песню, то сделайте это сейчас, смотря на ноты звукоряда. Если вы ее забыли, можете послушать эту песню на YouTube .
      • А вот более сложный вариант - восходящий и нисходящий звукоряд до мажор с названиями нот, который представлен под «C Scale Solfege 11» на картинке выше.
      • Потренируйтесь несколько раз петь эту последовательность, пока вы ее не запомните. Сначала читайте медленно, одновременно смотря на каждую ноту и распевая ее. Затем вместо «до-ре-ми» пойте C-D-E. Наша цель - правильно брать ноты.
      • Запомните длительности нот: верхняя нота «до» в конце первой линии и нижняя нота «до» в конце второй линии - половинные ноты. Остальные ноты - четвертные. Если опять представить прогулку, четвертная нота соответствует одному шагу, а половинная нота равна двум шагам.

    Часть 5

    Диезы, бемоли, бекары и ключевые знаки
    1. Переходим к следующему шагу. Итак, мы рассмотрели основы ритма и мелодии, и у вас теперь есть базовое понимание того, что обозначают все эти точки и каракули. Хотя этих знаний достаточно, чтобы играть на детской дудочке, есть еще кое-что, что вам следует узнать. Самое важное из этого - это ключевые знаки.

      • Наверное, вы уже видели диезы и бемоли: диез выглядит как решетка (♯), а бемоль - как печатная латинская буква б (♭). Оба знака ставятся слева от головки ноты и указывают на то, что следующая нота должна играться на пол тона выше (диез) или на пол тона ниже (бемоль). Звукоряд до мажор, как мы уже знаем, состоит из белых клавиш пианино. Черные клавиши - это диезы и бемоли. Но так как в звукоряде до мажор нет ни диезов, ни бемолей, она записывается так:
    2. Тоны и полутоны. В западной музыкальной системе ноты находятся друг от друга на расстоянии тона или полутона. Если вы посмотрите на ноту C на пианино, то увидите, что между ней и следующей белой клавишей, нотой D, находится черная клавиша. Интервал между нотой С и D называется тоном. А интервал между нотой C и черной клавишей называется полутоном. Возможно, теперь вы задумались: «А как же называется черная клавиша?» Ответ: когда как.

      • Для удобства можете запомнить, что при восходящей последовательности звуков эта нота является диезом предыдущей ноты. При нисходящей последовательности эта нота - бемолем предыдущей ноты. Таким образом, если двигаться от C к D, то черная клавиша между ними будет диезом (♯).
      • В этом случае черная нота будет записана как C#. Если двигаться вниз, от ноты D к ноте C, и проходить по черной ноте между ними, то она будет записываться как бемоль (♭).
      • Подобные договоренности облегчают чтение нот. Если бы вам нужно было записать восходящую последовательность этих трех нот, но вместо C# вы записали бы D♭, то запись имела бы знак бекар (♮).
      • Обратите внимание на новый знак - бекар (♮). Где бы он ни находился, он отменяет все предыдущие диезы и бемоли. В этом примере вторая и третья ноты - ноты D: первая - D♭, а вторая - D, так как она на пол тона выше предыдущей D, поэтому, чтобы показать правильную ноту, ее пришлось «скорректировать». Чем больше диезов и бемолей разбросано по нотному стану, тем дольше музыканту придется в них разбираться перед игрой.
      • Зачастую те композиторы, что ставили знаки альтерации в предыдущих тактах, могут поставить «необязательные» бекары, чтобы музыканту было понятнее. Например, если в предыдущем такте использовалась тональность ре мажор с нотой A#, то в следующем такте возле ноты A может стоять бекар.
    3. Разбираемся с ключевыми знаками. К этому моменту мы рассмотрели звукоряд до мажор: восемь нот, все белые, начало с ноты C. Однако звукоряд можно начать с любой ноты. Если играть только белые клавиши, то это будет не мажорный звукоряд, а «ладовый звукоряд», рассмотрение которого не входит в цели этой статьи.

      • Начальная нота, или тоника, соответствует тональности. Наверно вы уже слышали, как кто-то говорит что-то вроде: «Эта песня в тональности до». Это означает, что главный звукоряд начинается с ноты C и включается в себя ноты C D E F G A B C. Ноты в мажорном звукоряде соотносятся друг с другом по-особенному. Взгляните на клавиши, изображенные выше.
      • Обратите внимание, что почти между всеми нотами интервал равен тону. А полутон только между нотами E-F и нотами B-C. У любого мажорного звукоряда такие же интервалы: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Если начать звукоряд с ноты G, то она будет выглядеть так:
      • Обратите внимание на F# на верхней линейке. Чтобы отношения между нотами были правильными, ноту F нужно поднять выше ноты G на полтона, а не на тон. Такой звукоряд легко читать, но что, если начать звукоряд с ноты C#? Она будет выглядеть так:
      • Теперь пошли сложности! Именно для того, чтобы убрать путаницу и упростить чтение нот, и были созданы ключевые знаки. В каждом мажорном звукоряде есть фиксированный набор диезов и бемолей, которые обозначаются в самом начале нотного стана. Взглянув опять на звукоряд соль мажор, мы увидим ноту F#. Вместо того чтобы ставить знак диеза рядом с нотой, мы ставим его в самое начало. В такой позиции знак диеза означает, что каждая нота F на стане должна играться как F#. Выглядит это вот так:
      • Этот звукоряд звучит и играется точно так же, как и предыдущий мажорный звукоряд без ключевого знака. Полный список ключевых знаков можно найти ниже.
  4. Обратите внимание на знаки акцента (>) над каждой четвертной нотой C. Опять простучите этот ритм, только в этот раз делайте акцент на каждой ноте со знаком акцента. Теперь вместо вертолета у вас должен получиться поезд. Лишь слегка изменив ударение, мы полностью изменили характер музыки!
  5. Играйте в пиано, фортиссимо или где-то между ними. Так же, как человек не всегда говорит с одной и той же громкостью - он то повышает, то понижает громкость голоса в зависимости от ситуации - так и громкость музыки постоянно меняется. Музыкант узнает, с какой громкостью нужно играть, благодаря знакам динамики, которые расставляет на нотном стане композитор.

    • Существуют десятки обозначений динамиков на нотном стане, но чаще всего вы будете встречать буквы f, m и p.
    • p значит piano, или «тихо».
    • f значит forte, или «громко».
    • m значит mezzo, или «умеренно». Это буква влияет на стоящую после нее, как в mf или mp , которые обозначают «умеренно громко» и «умеренно тихо».
    • Чем больше букв p или f стоят подряд, тем тише или громче нужно играть отрывок. Попробуйте пропеть ноты из примера выше (первая нота в примере - тоника или нота «до») с учетом динамики, и вы заметите разницу.
  6. Играйте все громче, и громче, и громче или тише, и тише, и тише. Еще один часто встречающийся символ динамики - крещендо, и его противоположность - декрещендо. Они визуально отражают постепенное изменение громкости, которые выглядят как вытянутые символы «<» и «>».

    • Крещендо постепенно усиливает звук, а декрещендо его понижает. Работая с этими двумя символами, вы должны заметить, что открытый конец представляет увеличение громкости, а закрытый конец - понижение громкости. Например, если музыка направляет вас постепенно перейти от forte к piano, вы увидите
    • Попрактикуйтесь в каком-нибудь тихом месте. Лучше всего начать с пианино, так как на нем легко практиковаться в начале. Если у вас нет пианино, попробуйте одно из виртуальных пианино в интернете. Разобравшись, вы можете перейти к обучению игры на других инструментах! Надеемся, это поможет.
    • Найдите ноты ваших любимых песен. Зайдите в ближайшую библиотеку или музыкальный магазин, там вы найдете сотни - если не тысячи - книг с нотами и аккордами ваших любимых песен. Читайте ноты, слушая музыку, и вы будете лучше понимать ее на интуитивном уровне.
    • Постарайтесь весело проводить время с музыкой, потому что будет довольно сложно научиться играть через силу.
    • Поработайте над сольфеджио. Даже если вам не достался хороший голос, это поможет вам натренировать слух и услышать ноты.
    • Постоянные и регулярные тренировки - вот залог успеха. Сделайте карточки или купите тетради для чтения нот, чтобы заложить прочный фундамент.
    • Вам будет полезно выучить как западные ноты, так и обычные ноты. Изучение западных нот поможет вам в долгосрочной перспективе, и их намного легче запомнить, чем обычные ноты.
    • На сайте imslp.org хранится большая коллекция партитур и записей исполнений музыкальных произведений. Сайт создан для того, чтобы люди могли выбрать одно из произведений какого-нибудь композитора, слушать его и одновременно читать ноты.
    • Сохраняйте терпение. Как и изучение иностранного языка, обучение чтению нот требует времени. Как и в любом другом деле, чем больше вы практикуетесь, тем легче оно вам будет даваться, и тем лучше у вас будет получаться.
    • Скользящая деталь на тромбоне играет диезные и бемольные ноты.

Транскрипт

1 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Кушвинского городского округа «Кушвинская детская музыкальная школа» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА» ПРОГРАММА учебного предмета «ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ» Кушва 2014г. 1

2 СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цель и задачи учебного предмета; - Структура программы учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; II. Содержание учебного предмета - Распределение учебного материала по годам обучения; III.Требования к уровню подготовки учащихся IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки; V. Методическое обеспечение учебного процесса - Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам работы; VI. Список рекомендуемой литературы 2

3 Пояснительная записка 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Основы музыкальной грамоты» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от /06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области музыкального воспитания детей в детской школе искусств. Предмет «Основы музыкальной грамоты» является обязательным учебным предметом в детских школах искусств, реализующих программы общеразвивающего обучения. Уроки музыкальной грамоты и сольфеджио знакомят с теоретическими основами музыкального искусства, развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников. Наряду с другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке. Полученные на уроках знания и формируемые умения и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ в области искусств. 2. Срок реализации учебного предмета «Основы музыкальной грамоты» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет, составляет 4 года. 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Основы музыкальной грамоты»: 35 часов в год. Занятия проводятся один раз в неделю. Объем всего курса по программе -140 часов. 4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут. 3

4 5. Цель и задачи предмета «Основы музыкальной грамоты» Цель предмета: способствовать музыкальному воспитанию учащихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти. Задачи: воспитание основ аналитического восприятия, осознания некоторых закономерностей организации музыкального языка; формирование практических навыков и умение использовать их в комплексе, при исполнении музыкального материала, в творческих формах музицирования; целенаправленное систематическое развитие музыкально-слуховых способностей учащихся, музыкальной памяти, как основу для практических навыков; выработка у учащихся слуховых представлений. В работе над реализацией этих задач используются следующие формы и методы: Формы: пение вокально-интонационных упражнений на основе внутриладовых тяготений; сольфеджирование и сольмизирование музыкальных примеров, в том числе и с листа; интонирование изучаемых аккордов и интервалов в ладу и вне лада; слуховой анализ музыкальных примеров и элементов музыкального языка; метроритмические упражнения; различные виды творческих работ: подбор баса к мелодии, аккомпанемента, сочинение мелодии на заданный ритм или текст и т.д.; транспонирование. Методы: словесный, наглядный, проблемно- поисковый; метод игровой мотивации (использование дидактических игр); 4

5 научный метод (использование тестов, таблиц, карточек индивидуального опроса). В результате освоения предмета учащийся должен знать: основы музыкальной грамоты, первичные теоретические знания, в том числе профессиональную музыкальную терминологию, основные элементы музыкального языка, принципы строения музыкальной ткани и др. В результате освоения предмета учащийся должен уметь: применить полученные теоретические знания, уметь сольфеджировать одноголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения с использованием навыков слухового анализа, уметь слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки, уметь построить их, уметь подбирать и транспонировать музыкальный материал. Курс учебного предмета включает в себя следующие разделы: Теоретические сведения, Воспитание чувства метроритма; Воспитание музыкального восприятия, Музыкальный диктант; Воспитание творческих навыков; Вокально- интонационные навыки. Условия реализации программы учебного предмета. Реализация программы учебного предмета требует наличие учебного кабинета, наличие учебных пособий, методической, нотной литературы, фоно и аудиотеки, дидактического материала. Также необходимо осуществление межпредметных связей и активный поиск новых форм работы, самообразование педагогов. 6. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Реализация программы учебного предмета «Основы музыкальной грамоты» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам. Библиотечный фонд детской музыкальной школы укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной 5

6 и учебно-методической литературы по учебному предмету «Основы музыкальной грамоты», а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями. Основной учебной литературой по учебному предмету «Основы музыкальной грамоты» обеспечивается каждый обучающийся. Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Основы музыкальной грамоты», оснащаются пианино или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями. Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию. Оснащение занятий На занятиях активно используется наглядный материал - карточки с римскими цифрами, обозначающими ступени, «лесенка», изображающая строение мажорной и минорной гаммы, карточки с названиями интервалов и аккордов, применяются плакаты с информацией по основным теоретическим сведениям. Дидактический материал подбирается педагогом на основе существующих методических пособий, учебников, сборников для сольфеджирования, сборников диктантов, а также разрабатывается педагогом самостоятельно. II. Содержание учебного предмета Учебный предмет «Основы музыкальной грамоты» неразрывно связан с другими учебными предметами, поскольку направлен на развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, творческого мышления. Умения и навыки интонирования, чтения с листа, слухового анализа, в том числе, анализа музыкальных форм, являются необходимыми для успешного овладения учениками другими учебными предметами (сольное и ансамблевое инструментальное музицирование, хоровой класс, оркестровый класс и другие). Учебно-тематический план Учебно-тематический план содержит примерное распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения. Преподаватель может спланировать порядок изучения тем исходя из особенностей каждой учебной группы, собственного опыта, сложившихся педагогических традиций. 6

7 При планировании содержания занятий необходимо учитывать, что гармоничное и эффективное развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкального мышления возможно лишь в случае регулярного обращения на каждом уроке к различным формам работы (сольфеджирование, слуховой анализ, запись диктантов, интонационные, ритмические, творческие упражнения) независимо от изучаемой в данный момент темы. Распределение учебного материала по годам обучения. 1 класс Понятие о высоких и низких звуках. Регистр. Октавы. Знакомство с клавиатурой фортепиано. Названия звуков. Нотный стан. Формирование навыков нотного письма. Звукоряд, гамма, ступени, вводные звуки, опевание. Цифровое обозначение ступеней. Устойчивость и неустойчивость. Тональность, тоника, тоническое трезвучие. Мажор и минор Тон, полутон. Строение мажорной гаммы. Скрипичный ключ. Диез, бемоль. Тональности До, Соль, Ре, Фа Темп. Размер. Размеры 2/4, 3/4, 4/4. Такт, тактовая черта, сильная доля. Длительности: четверть, две восьмые, половинная, половинная с точкой в простых ритмических группах. Паузы: целая, половинная, четвертная, восьмая. Затакт четверть, две восьмые. Фраза. 2 класс Тональности до 2-х знаков в ключе. Параллельные тональности. Натуральный, гармонический, мелодический вид минора. Тетрахорд. Переменный лад. 7

8 Интервалы ч.1, м.2, б.2, м.3, б.3, ч.4, ч.5, м6, б6, м7, б7, ч.8. Ритмическая группа четверть с точкой и восьмая. Ритмическая группа четыре шестнадцатых 3 класс Тональности до 3 знаков в ключе. Обращение интервалов. Обращения тонического трезвучия. Главные трезвучия. Ритмические группы восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая. Размер 3/8. Переменный лад. Вокальная и инструментальная группировка Интервалы сексты и септимы в тональности Виды трезвучий. 4 класс Тональности до 4 знаков в ключе. Одноименные тональности. Трезвучия главных ступеней с обращениями. Секвенция. Доминантовый септаккорд. Пунктирный ритм. Синкопа. Триоль. Размер 6/8. III. Требования к уровню подготовки учащихся Результаты освоения примерной учебной программы сольфеджио должны отражать сформированный комплекс знаний и умений, навыков, наличие у обучающихся художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой деятельности. В том числе: Первичные теоретические знания, музыкальной терминологии; Умение сольфеджировать одноголосные музыкальные примеры; 8

9 Записывать музыкальные несложные построения с использованием навыков слухового анализа, Умение осуществлять анализ элементов музыкального языка; Вокально-интонационные навыки. IV.Формы и методы контроля, система оценок Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе поведения практических занятий и контрольных работ, тестирование, выполнения учащимися индивидуальных заданий. Формы: 1. Контрольный урок, 2. Зачёт; 3. Тестирование; 4. Итоговая аттестация. Методы: 1. Обсуждение выступления; 2. Выставление оценок; IV. Методическое обеспечение учебного процесса. Методические рекомендации педагогам. Вокально- интонационные навыки. Одной из необходимых форм работы на уроках являются вокальноинтонационные упражнения (пение гамм, интервалов, аккордов, секвенций, различных мелодических оборотов и т.д.). Они помогают развитию музыкального слуха (ладового, гармонического, внутреннего), а также воспитанию практических навыков пения с листа, записи мелодий и анализа на слух, дают возможность закрепить практически теоретические сведения. На начальном этапе обучения рекомендуется петь интонационные упражнения хором или группами и лишь затем переходить к индивидуальному исполнению. Интонационные упражнения выполняются сначала в умеренном темпе, в свободном ритме, по руке педагога. В дальнейшем интонационные упражнения следует ритмически оформлять, упражнения следует давать как в ладу, так и от звука. К ладовым интонационным упражнениям относится пение гамм (мажорных и минорных), отдельных ступеней лада, мелодических оборотов, тональных секвенций, интервалов и аккордов в ладу с разрешением и вне лада. 9

10 В целях формирования функционально-гармонического слуха, чувства строя, ансамбля необходимо пропевать интервалы, аккорды и их последовательности в гармоническом звучании. Параллельно с ладовыми упражнениями следует систематически заниматься пением пройденных интервалов и аккордов от заданного звука. Вокально- интонационные упражнения чаще всего используют вначале урока, при распевании, или перед сольфеджированием. Не следует уделять им слишком много времени, так как это вспомогательное средство воспитания основных навыков. Вокальным материалом для интонационных упражнений могут служить отрывки из музыкальной литературы, а также упражнения, составленные педагогом. Сольфеджирование и пение с листа Сольфеджирование является основной формой работы в классе. При сольфеджировании вырабатываются правильные певческие навыки, интонационная точность, сознательное отношение к музыкальному тексту, воспитывается чувство лада. Работа в этом направлении должна вестись в течение всех лет обучения. При сольфеджировании следует добиваться чистого, стройного, выразительного пения по нотам (вначале выученных на слух мелодий, а в дальнейшем незнакомых мелодий и песен). При этом педагог должен обращать внимание на правильное звукоизвлечение, дыхание, фразировку, правильную посадку во время пения. На уроках возможно использование пения без сопровождения; при необходимости дублировать исполняемую мелодию на фортепиано. В некоторых случаях, при трудных интонационных оборотах при потере ощущения лада можно поддержать пение ученика гармоническим сопровождением. Однако, наряду с пением без сопровождения необходимо использовать пение с текстовым и фортепианным сопровождением. Пение с листа один из важнейших практических навыков. Навык пения с листа вырабатывается постепенно и требует к началу момента работы наличие у ученика значительно слухового опыта, ощущения метроритма, знакомства м правилами группировки длительностей, умения петь без сопровождения инструмента, знания нот и нотной записи. Определяющим моментом при этом является ориентация в ладу, способность чувствовать ладовые обороты, удерживать лад, тональность. В процессе работы особое внимание следует уделять развитию внутреннего слуха (научить учащегося мысленно представить себе написанную мелодию, свободно ориентироваться в ней). 10

11 Перед началом пения исполняемый пример необходимо разобрать, проанализировать. Анализу должны подвергаться структурные, ладовые, метроритмические особенности примера. В качестве подготовительного упражнения можно использовать приём сольмизации. В музыкальных примерах для чтения с листа должны преобладать знакомые для обучающихся мелодические и ритмические обороты. Очень важна художественная ценность примеров, доступность для данного возраста, стилистическое разнообразие. Важным и полезным приёмом в работе является транспонирование выученных мелодий в другие тональности, а также транспонирование с листа незнакомых мелодий. Воспитание чувства метроритма Воспитание чувства метроритма столь же необходимо как и развитие ладово- интонационных навыков. При подборе первоначальных ритмических упражнений, следует опираться на то, что восприятие ритма, особенно у детей, связано с двигательной реакцией. Именно этими движениями ассоциируются первоначальные представления детей о длительностях (четверть шаг, восьмая бег). Можно рекомендовать целый ряд ритмических упражнений: простукивание ритмического рисунка знакомой песни, мелодии; повторно (простукивание хлопками, карандашом, на ударных инструментах) ритмического рисунка, записанного на доске, исполненного педагогом, специальных карточках, по нотной записи; проговаривание ритмического рисунка с тактированием и без него; ритмическое остинато, аккомпанемента к песням; чтение и воспроизведение несложных ритмических партитур на ударных инструментах; ритмические диктанты. Все упражнения предлагаются в разных размерах и темпах. Педагог может и сам составлять варианты таких упражнений и придумывать новые. Воспитание музыкального восприятия (Анализ на слух). Слуховой анализ, наряду с пением, является основной формой работы над развитием музыкального слуха учащегося. Всякое осознание начинается с восприятия, поэтому важнейшая задача научить учащегося правильно слушать музыку. Музыкальное восприятие создаёт необходимую базу для изучения и осознания разнообразных музыкальных явлений и понятий. Оно тесно связано с остальными формами работы (интонационными упражнениями, пением с листа, творческой работы, диктантом). Систематическая работа по анализу на слух даёт возможность учащемуся накопить внутренние слуховые представления, развивает музыкальную память, 11

12 мышление. Особ в развитии гармонического слуха. Помогает учащимся при разборе произведений на инструменте. Занятия по слуховому анализу должны проходить одновременно по двум направлениям: Целостный анализ музыкальных произведений или их отрывков; Анализ отдельных элементов музыкального языка; Музыкальный диктант Диктант является одной из сложных форм работы. Он развивает музыкальную память учащихся, способствует осознанному восприятии мелодии и других элементов музыкальной речи, учит записывать услышанное. В работе над диктантом синтезируются все знания и навыки учащегося, определяется уровень их слухового развития. Поэтому не стоит торопиться с введением этой формы работы, а некоторое время заниматься лишь различными подготовительными упражнениями. Формы диктанта могут быть различными. Это может быть диктант с предварительным разбором. Учащиеся с помощью преподавателя определяют лад и тональность данной мелодии, её размер, темп, структурные моменты, особенности ритмического рисунка, анализируют закономерность развития мелодии, а затем уже приступают к записи. На предварительный разбор должно уходить не более 8-10 минут. Нужно применять и устные формы диктанта, который помогает осознанному восприятию отдельных трудностей мелодии, развивает музыкальную память. Также полезно записывать знакомые мелодии (автодиктант). Возможны другие формы диктанта: фотодиктант (проанализировав незнакомую мелодии, записанную на доске, записать её по памяти), гармонический (интервалы или аккорды), ритмический. Дома можно выучить диктант наизусть, проиграть на фортепиано, петь. Воспитание творческих навыков. Развитие творческой инициативы в процессе обучения играет огромную роль. Она способствует более эмоциональному, и вместе с тем более осознанному отношению учащихся к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности, вызывает интерес к предмету. Творческие упражнения активизирует слуховое внимание, тренирует различные стороны музыкального слуха, развивает наблюдательность. 12

13 Цель этих упражнений не только развивать у учащихся творческие навыки, но и закреплять основные навыки: пения с листа, определения на слух, записи диктанта. Творческие упражнения помогают закреплять и теоретические знания., они должны быть доступны для учащихся. Теоретические сведения Этот раздел содержит перечень необходимых знаний по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки. В каждом последующем классе излагается новый материал, который может быть усвоен при условии повторения и закрепления пройденного. Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкальнослуховым опытом учащегося. Это особенно относится к первому году обучения, где каждому теоретическому обобщению должна предшествовать слуховая подготовка на соответствующем музыкальном материале. 13

14 Список литературы и средств обучения 1. Андреева М. От примы до октавы. ч.1.-м., Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 кл. ДМШ.- С-Пб., Барабошкина А. Сольфеджио 1 класс ДМШ.-М, Быканова Е., Стоклицкая Т. Музыкальный диктант 1-4 кл. ДМШ.-М., Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио 3 кл. ДМШ.-М., Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Одноголосие.-М., Лёхина Л.Н. Аккордовые сказки для больших и маленьких.учебно игровое пособие.-м., Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём». Сольфеджио 2 кл. ДМШ. Учебное пособие.-с-пб, Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём» Сольфеджио 1кл. ДМШ. Учебное пособие.-с-пб, Музыкальная грамота «в сказках и сказочках» Составитель Т. Зебряк.-М., Музыкальные занимательные диктанты. Младшие классы. Составитель Г.Ф. Калинина.-М., Музыкальные занимательные диктанты. Нотное приложение для преподавателей ДМШ и ДШИ.- М., Сиротина Т. Музыкальная азбука. Учебное пособие для ДМШ.-М.,


Министерство культуры Московской области МОУДОД «Детская музыкальная школа» г. Дубна «Согласовано» «Принято» Педагогическим советом Протокол Л от «/3» & 20О&г «Утверждено» ОУДОД д м ш.) Экспериментальная

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА "ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ",«ФОРТЕПИАНО», «ГИТАРА», "СКРИПКА", "ВОКАЛ", "БАЯН", "АККОРДЕОН","ДОМРА","БАЛАЛАЙКА" Аннотация на рабочую

1. Пояснительная записка Чтобы услышать музыку, нужно иметь развитое слуховое восприятие. Сольфеджио это дисциплина, которая способна постепенно развить музыкальность человека до высот, позволяющих наслаждаться

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА 11 ИМЕНИ М.А. БАЛАКИРЕВА» Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка к обучению

Образовательная программа по предмету «Сольфеджио» Настоящая программа ориентирована на программу педагога методиста Т.А. Калужской по сольфеджио, составленной в 1984 году со сроком обучения 5 лет. Объем

УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 КЛАСС I. Общие задачи: Привитие детям любви и интереса к музыке Накопление музыкальных впечатлений и воспитание музыкальнохудожественного вкуса Выявление и всестороннее развитие

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа им. С.В.Рахманинова» г. Новочеркасска ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы «Детская школа искусств имени И.Ф. Стравинского» Программа учебного предмета «Сольфеджио»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАЛАХТИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «БАЯН, АККОРДЕОН», «ФОРТЕ

Программа по сольфеджио (5-летний срок обучения) 1 класс. 2 Вокально-интонационные навыки. Правильное положение корпуса. Спокойный, без напряжения вдох. Одновременный вдох перед началом пения. Выработка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ИВАНГОРОДСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «СОЛЬФЕДЖИО» Программа рассчитана на обучающихся, поступивших

Рабочая программа внеурочной деятельности «Весёлое сольфеджио» (1 класс) Составитель: Живодёрова Л.Н. учитель музыки Срок реализации: 1 полугодие. Вологда 2016 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность программы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПИЧАЕВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» УТВЕРЖДЕНА Приказом МБУДО «Пичаевская ДШИ» от Директор Е.Ю.Никулина ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО» И «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.2. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Отрадненская детская школа искусств» Предметная область ПО.02. «ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ» ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.02.УП.01. «СОЛЬФЕДЖИО»

Структура программы I. Пояснительная записка - Характеристика программы, ее место и роль в образовательном процессе - Срок реализации программы - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» им. В. В. Толкуновой Рабочая программа по учебному предмету СОЛЬФЕДЖИО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств 3» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА по учебному предмету

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская музыкальная школа имени Д.Д. Шостаковича Адаптированная программа по сольфеджио (5 летний срок обучения) Составитель программы:

Учебный предмет «Сольфеджио» 1 класс Промежуточная аттестация проводится с целью проверки знаний обучающимися основных музыкальных терминов, определений, степени овладения нотной грамотой в конце первого

1 Пояснительная записка Музыкальное воспитание как грань эстетического предусматривает целенаправленное и систематическое развитие музыкальных способностей детей, формирование эмоциональной отзывчивости

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «ПСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС» Принято на заседании кафедры Протокол 1 «25» августа 2015 г. Зав. кафедрой Т. Калишенко. Утверждаю

2 I. Пояснительная записка 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Основы элементарной теории музыки» 1 разработана с учетом рекомендаций

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТУПАЮЩИМ 1. Ребѐнок, поступающий в гимназию-колледж, должен иметь хорошие музыкальные способности, очевидную яркую одарѐнность и индивидуальные творческие данные. 2. Поступающий должен

Разработчик Мартынова Марина Викторовна, преподаватель МБУ ДО ДМШ 1 г. Сергиев Посад, первая категория Рецензент Быкова- Степанова Светлана Владимировна, преподаватель МБУ ДО ДМШ 1 г. Сергиев Посад, высшая

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа г. Абинска» муниципального образования Абинский район (МБОУ ДОД «ДМШ г. Абинска») Дополнительные

По дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Сольфеджио» 1 класс пп Нотная грамота. Гамма до мажор. Устойчивые и Размер 2/4. Диктант ритмический.

Программа составлена на основе программы для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств заслуженного работника культуры РСФСР Т.А.Калужской. Структура программы учебного предмета I.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств имени Н. Гончаровой» п. Полотняный Завод ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств 13 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОЕ ИСКУССТВО» (вокальное исполнительство) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Рефтинская детская школа искусств» Учебная программа по предмету «Сольфеджио» дополнительной общеразвивающей программы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности по предмету «Сольфеджио» разработана на основе «Федерального закона» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Чебоксарская детская музыкальная школа 2 им. В.П. Воробьёва» Образовательная программа Сольфеджио (для учащихся 7-14 лет) Срок реализации

Муниципальное бюджетное учреждение культуры дополнительного образования «Детская музыкальная школа 5 имени В.В.Знаменского» ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА

Департамент культуры города Москвы Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы «Московский городской центр детского творчества «Культура и Образование» Дополнительная

Управление культуры администрации г. Курска Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ 3» г. Курска ОТДЕЛЕНИЕ ИСТОРИКО - ТЕОРЕТИЧЕСКИХ

1 АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования городского округа Самара «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Кленовская детская школа искусств» Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «ДОМАШНЕЕ

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ Г осу дарственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы "Детская музыкальная школа имени НА.Алексеева" ПРИНЯТО на заседании педагогического совета

Образовательная программа «ЭТМ» является предметом по выбору и дополняет образовательную программу «Сольфеджио». Занятия проводятся с учащимися 4-7 классов индивидуально, по 0,5 часа в неделю. При необходимости

Министерство культуры Республики Татарстан Управление культуры г. Лениногорска МБУДО ЛДМШ «им. Н.М. Кудашева» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА СОЛЬФЕДЖИО. срок обучения 7 лет г. Лениногорск 2015 год.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств имени М.П. Максаковой» Дополнительные общеразвивающие общеобразовательные программы «Баян»,

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Медвежьегорская детская музыкальная школа» Рабочая программа по учебному предмету «Сольфеджио» (срок реализации 7 лет)

I. Пояснительная записка Структура программы учебного предмета - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе - Срок реализации учебного предмета - Объем учебного времени,

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «ЦЕНТР НА БРЯНЦЕВА» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Пояснительная записка. Предмет «Теория музыки» является частью комплексной программы «Школа эстрадного вокала» Театра Песни «Планета Детства». Эта дисциплина, как и все остальные предметы в Театре Песни

МОУ «Средняя общеобразовательная школа 9 г. Надыма» Центр дополнительного образования Дополнительная общеобразовательная программа «Музыкальная азбука» Программа рассчитана на детей 7-14 лет Срок реализации

Российская Федерация Муниципальное образование Тосненский район Ленинградской области Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Тосненская детская школа искусств»

Методическая разработка урока сольфеджио по теме «Три вида мажора». Преподаватель отделения «теория музыки»: Мингазова Алия Альтафовна. Стаж работы: 32 года. Южно Казахстанский музыкальный колледж. Город

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств Амурского муниципального района» Рабочая программа по учебному предмету ПО.02.УП.01. СОЛЬФЕДЖИО Предметная область

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная рабочая программа составлена на основе программы для ДМШ, музыкальных отделений ДШИ, вечерних школ общего музыкального образования МК СССР 1984 г. «Сольфеджио» Т.А. Калужной.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Рефтинская детская школа искусств» Учебная программа по предмету «Сольфеджио» для 1-2 класса дополнительной образовательной

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Некрасовская детская музыкальная школа ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская музыкальная школа 4 г. Хабаровска" Рабочая программа по учебному предмету СОЛЬФЕДЖИО (5 лет) ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

Мелодии, мелодические обороты, интервалы, аккорды, наличие секвенций, повторность, фактура... Аналитическая работа важна, но не должна занимать много времени и быть целью урока, главным все же являются

Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени,

Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе - Срок реализации учебного предмета - Объем учебного времени,

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа 17 им. Александра Цфасмана» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»; «НАРОДНЫЕ, СТРУННЫЕ» Предметная область ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ Программа по учебному

1 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО», «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ХОРОВОЕ

1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА 3 ИМ. М.И. ГЛИНКИ» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предмет «Сольфеджио» является одной из важнейших составляющих системы музыкально-эстетического воспитания. Настоящая программа имеет художественную направленность и предполагает общекультурный

Муниципальное автономное учреждения дополнительного образования «Первомайская детская школа искусств» Щекинского района Разработка открытого урока по сольфеджио в третьем классе ДШИ Тема: «Различные формы

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Верхнесинячихинская детская школа искусств» Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Основы

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа 57 с музыкально-хоровым профилем обучения» РАССМОТРЕНО Председатель МО СОШ 57 Протокол от 2016

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ 8» ГОРОДА ОМСКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская музыкальная школа 3 г. Белгорода СОГЛАСОВАНО: Директор МОУ ДОД ДМШ 3 2009 г. Е. М. Мелихова Адаптированная образовательная

СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА..2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН...5 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 6 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 18 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ...20 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая образовательная

Под грамотностью здесь нужно понимать именно нотную грамотность. Я часто общаюсь с барабанщиками и иногда спрашиваю, считают ли они себя грамотными барабанщиками!? Те, кто по уверенней чувствуют себя за установкой сразу же отвечают: «да, я играю вполне хорошо» или «я считаю что, я хороший барабанщик!»

А ведь на деле то, что получается? Ребята и вправду играют хорошо, вопросов нет, но грамотности у них ноль!

Элементарно где и как должны располагаться ноты на нотном стане и что они обозначают, даже этого бывает, не знают.

Зачем нужно знать ноты барабанщику?


Проще простого сесть за барабанную установку и играть что-нибудь абсолютно не вникая ни в ноты, ни в нотную грамоту в целом. Я считаю это не правильным подходом, не только к барабанам, но и к музыке в целом.

Нотная грамотность для начинающих барабанщиков — это на мой взгляд важный атрибут, знание которого поможет Вам в различных ситуациях.

Только подумайте, Вам понравилась какая-то песня, хотите разобрать ее и научиться так же играть? Конечно, есть универсалы, которые на слух смогут снять и разложить все по полочкам, но это единицы.

Среднестатистическому барабанщику для этого понадобится табулатура. А вот для того, чтобы разобрать ее как раз и понадобятся знания нотной грамоты!

Как выучить нотную грамоту ударнику?

Самое интересное, что изучить нотную грамоту для ударника очень просто. Достаточно прочитать серию из 3 статей, и иногда к ним возвращаться, чтобы освежать свои знания. Чтобы не пропустить выход следующих статей подпишитесь по почте !

Назовем эти статьи — «Самоучитель: Основы нотной грамоты для барабанщиков»

  1. Основы нотной грамоты для барабанщиков. Уровень I — Для начинающих (Сейчас Вы ее читаете)

Дальше от Вас требуется только применение этих знаний на практике, чтобы с легкостью «играть с листа». Знания основ нотной грамоты открывает перед Вами совершенно новые возможности: гораздо лучше будете понимать структуру «ударной» музыки и сможете легко ориентироваться в табулатурах, да и просто станете грамотным человеком =)

Изучение основ нотной грамоты для барабанщиков.

Очень важно различать нотную грамоту общую для всех тональных музыкальных инструментов и атональных (шумовых) ударных К которым и относится ударная установка. Чтобы все то, что я буду писать дальше было понятно, начнем с изучения основ нотной грамоты: узнаем что такое нота и пауза, а так же что такое нотный стан.

Нотный стан.

Нотный стан (Нотоносец) - пять горизонтальных параллельных линий, на которых располагаются ноты. Линии считают снизу вверх, нижней считается первая и выше по порядку.


Иногда применяются дополнительные линии, расширяющие нотный стан вниз или вверх. Эти линейки рисуются только на такую длину, какая необходима для написания нот, которые будут на ней находится. Каждая нота находится либо на какой-нибудь строке нотного стана, либо в междустрочии. Обратите внимание что на картинке есть «нотный нейтральный ключ», что это такое узнаете когда будете !

На нотном стане, над линиями и под ними могут красоваться разные надписи и обозначения, называемые знаками. Они помогают нам узнать дополнительную информацию о нотной записи. Нотный стан делится на части с помощью тонких вертикальных линий (разделители). Двойная линия, из которых первая тонкая, вторая жирная, означают конец нотной записи.

Для записи некоторых инструментов иногда используют нотные станы с меньшим количеством линий.

Нота и паузы.

Нота - условный графический знак, находящийся на нотном стане. Знак состоит из:

  • головки (овала) - пустая внутри или заштрихованная (обязательна),
  • штиля и флажка (необязательны).

Моменты музыки когда «звучит» тишина, принято называть паузами . Паузы так же обозначаются на нотном стане специальными знаками. Далее в статье мы будем рассматривать длительности нот, где на картинке можно будет увидеть как обозначаются паузы.

Длительности нот и пауз.

Ноты и паузы могут быть разной длины. Запомните! — для каждой длины ноты существует пауза такой же длины. Ноты и паузы бывают:

  • 1/1 (целые) - записывается в виде пустой головки без штиля и флажка,
  • 1/2 (половинные) — записывается в виде пустой головки с штилем без флажка,
  • 1/4 (четвертные) — записывается в виде заштрихованной головки с штилем без флажка,
  • 1/8 (восьмые) — записывается в виде заштрихованной головки с штилем и 1 флажком,
  • 1/16 (шестнадцатые) — записывается в виде заштрихованной головки с штилем и 2 флажками,
  • 1/32 (тридцать вторые) — записывается в виде заштрихованной головки с штилем и 3 флажками и т.д.


Приведу пример: 1/16 нота означает, что она быстрее 1\8 ноты в 2 раза, 1\4 ноты в 4 раза и т.д. по аналогии.

Ноты с точкой.

Если появляется необходимость показать, что нота в полтора раза (на 50%) длиннее, чем другая, то применяются ноты с точкой. Например, на этом рисунке показана четверть с точкой, а длительность её равна не двум восьмым, а 2 х 1,5 = 3 восьмым нотам.

Триоли.

Существует так же 1/3 ноты - называется она триоль. Четвертная нота (1\4) как правило, делится на две восьмых, однако чтобы разделить ее на три части, нам будет необходима триоль восьмой ноты. Играется она в половину быстрее, чем обычная восьмая нота, и могла бы быть равна двенадцатой ноте (1\12), если бы такая существовала.

Триоль обозначается как три ноты, соединенные вместе и обозначенных цифрой «3». Еще существуют ноты — квинтоли (1\5), секстоли (1\6) и т.д.
На самом деле трудного в этом ничего нет, разобравшись хорошенько один раз, дальше все в уме сможете высчитывать =)

В чем отличие шумовых (атональных) ударных инструментов от всех остальных?

Самое главное отличие в том, что для тональных инструментов «высота» расположения головки ноты на нотном стане напрямую соответствует высоте обозначаемой ноты (если нота находится на первой линейке нотного стана, то это будет нота «ми». Грубо говоря сюда можно отнести все музыкальные инструменты на которых можно сыграть мелодию.

Для атональных (шумовых) ударных инструментов высота нот не обозначается. Вместо этого расположение каждой ноты соответствует определенному барабану. Для ударной установки ноты между первой и второй линией (а так же на первой линии) будут означать бас-барабан, а между третьей и четвертой линией будет малый (рабочий) барабан.

Уточню один нюанс: том-томы в составе современной ударной установки принято считать атональными, хотя мелодию на них сыграть вполне реально.

Все эти нюансы будем рассматривать нашего Самоучителя!



Похожие статьи
 
Категории