Нравственные ценности народа. Оценивание "Две звезды и пожелание"

21.04.2019

Урок литературного чтения - 3 класс. Тема: Г.Б.Остер "Как получаются легенды"

Данный материал будет полезен учителям начальной школы. Этот конспект направлен на формирование интереса к чтению произведений Г.Б.Остера, на знакомство с мифами и легендами родного края, на творческую и познавательную активность учащихся.
Тема урока: Г.Б.Остер «Как получаются легенды». Что такое легенда. Легенды своего села.
Тип урока : урок открытия новых знаний.
Цель урока : изучение творчества Г.Б. Остера на примере его произведения «Как получаются легенды», формирование интереса к чтению произведений Г.Б.Остера.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с понятиями «миф», «легенда», с произведением Г. Остера «Как получаются легенды», с легендами родного края; Заинтересовать ребят к чтению книги Г.Б. Остера «Легенды и мифы Лаврового переулка»
Развивающие: развивать речь учащихся, воображение, умение работать над содержанием текста; работать в паре и самостоятельно; умение делать сообщение, с использованием книги; обогащать жизненный опыт при решении практических задач по рефлексии своей деятельности.
Воспитательные: воспитание культуры поведения учащихся; желание посмотреть на себя со стороны и поработать над своими недостатками, стремление составлять собственные легенды о жизни детей.

Планируемые результаты (УУД) :
Предметные: знать значения понятий миф, легенда, познакомиться с произведением Г.Остера «Как получаются легенды», с легендами родного края. Определять особенности легенд. Учиться сочинять легенды.
Метапредметные. Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Оценивать результаты своей деятельности; определять правильность выполненного задания.
Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; анализировать, сравнивать ситуации, представленные в произведении; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на поступки; читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное; сотрудничать в совместном решении проблемы.
Личностные: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных произведений с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
Информационный материал: учебник, часть 2, стр. 184-186; книги Остера Г.Б. «Вредные советы», «Легенды и мифы Лаврового переулка» и другие (по выбору учащихся), легенды села Рековичи
Демонстрационный материал: гербарий лаврового листа.
Интерактивный материал: презентация к уроку (вложение – 9слайдов).

Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельност и.
– Прозвенел заливистый звонок, начинаем чтения урок!
«Самооценка-разогрев» (реакция на утверждения с помощью жеста).
Если вы согласны, что читая, человек узнаёт много нового, то кивните головой.
Если вы согласны, что книга – лучший друг, то похлопайте руками.
Если вы согласны, что сегодня хорошо подготовились к уроку помашите рукой.
Если вы уже настроены на работу и готовы выполнять задания, то улыбнитесь.

II. Актуализация знаний и постановка проблемных вопросов
А) Проверка домашнего задани я.
1) Рассматривание выставки книг Остера Г.Б., составленной учащимися класса.
- Книги какого автора представлены на выставке?

2) Защита проекта учащим ися
- Какое произведение вы изучили на прошлом уроке? (Г.Остер «Вредные советы»)
- Почему Г.Остер писал вредные, а не полезные советы? (Учёные открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые делают всё наоборот. Им дают полезный совет: « Умывайся по утрам» - они берут и не умываются. Учёные решили, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они всё сделают наоборот, и получится как раз правильно. Читаешь их и понимаешь, как нельзя поступать.)

Вам было задание на выбор выучить вредные советы или сочинить свои вредные (можно полезные) советы
- Ребята, почему вы решили сделать мини-проект по данной теме?(Дети зачитывают актуальность проекта, цель, задачи, план)

Как выполняли и какой продукт получился? (Дети показывают проект и читают 3 стихотворения Г.Остера и 3 стихотворения собственного сочинения)
- Так чему же учит это произведение Г.Остера? (Быть воспитанными)
3) ОЦЕНИВАНИЕ УЧАЩИХСЯ

Б) Постановка проблемных вопро сов
-Ребята, вы помните, что Григорий Бенционович жил в Одессе? ,
(Слайд 1)
Он часто прохаживался по старинным переулкам,
(Слайд 2)
слушал как шелестят листья лаврового дерева и вдыхал их аромат.
(Слайд 3)
- Перед вами листья лаврового дерева. Вдохните их аромат.
- Ребята, а у нас растут такие деревья? Может вы знаете, где используют листья этого дерева?
- Как вы думаете, что сочинял Георгий Остер после прогулок? (?????)
- А вы хотели бы это узнать? (Слайд 4)
Григорий Бенционович написал книгу «Легенды и мифы Лаврового переулка»
- Так что же писал Г. Остер после прогулок? (Мифы и легенды)
- А вы знаете, как получаются легенды? (???)

III. Построение проекта выхода из затруднения (Постановка темы и задач урока) :
-Предположите, какая будет тема урока?
-Тема Г.Остер «Как получаются легенды» (Слайд 5)
Как вы думаете, что мы будем сегодня делать на уроке? Давайте поставим перед собой задачи.
1) Узнать что такое легенды и мифы
2) Познакомиться с произведением Г.Остера «Как получаются легенды»
3) Определить главную мысль произведения
4) Сочинить свою легенду (Слайд 6)

IY. Совместное открытие знаний
1) Словарная рабо та. Работа над смысловым значением слов мифы и легенды с использованием толкового словаря Ожегова
-Итак, нам нужно узнать что такое легенды и мифы. Где можно найти данную информацию?
- Посмотрите в толковом словаре Ожегова (Дети читают вслух, потом возникает слайд)(Слайд 8)
легенды 1.Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии,
2.(перен.) Вымысел, нечто невероятное.

мифы 1. Древние народные сказания о легендарных героях, богах, о происхождении природных явлений;
2. (перен.) О недостоверном рассказе, выдумке;

(На доске вывешиваются плакаты: легенда это предание о каком-то историческом событии; неправдоподобное сообщение)
2) Антиципация чтен ия (прогнозирование содержания чтенения, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста)

– Как вы думаете, что мы будем читать на уроке: предания, или неправдоподобные сообщения? (Высказывание своего мнения и его обоснование.)
3) Первичное знакомство с произведениемГ.Б.Остер «Как получаются легенд ы».
Чтение с остановками по цепочке. (Учитель – ученица - ученик)

Первый абзац читает учитель

Как вы думаете, о чём будет рассказываться дальше?

Прочитайте до слов «Есть другая история...».
- Как вы думаете, что произойдет далее?

Прочитайте последний абзац.

– Понравились ли вам легенды из Лаврового переулка? Обоснуйте своё мнение.
- Перед чтением данного произведения был задан вопрос: что мы будем читать на уроке: предания, или неправдоподобные сообщения.
Вы ответили….Угадали ли вы содержание данных легенд?
Y.Физкультминутка.

YI. Первичное закрепление во внешней речи.
1.Повторное чтение рассказа. Беседа по содержа нию
(Дети читают сначала про себя, а потом вслух)
-Прочитайте текст самостоятельно. Придумайте и задайте вопросы, чтобы ответы на них можно было найти в тексте.
- Прочитайте произведение вслух.
- Какие вопросы вы приготовили? Задайте.
2.Постановка концептуальных (смысловых) вопросов по текс ту.
-Ребята,объясните как же получаются легенды?
(Легенда связана с реальной историей и реальной местностью. События, описанные в ней, обязательно переходят в фантастические.)
Для чего Г.Остер написал нам произведение «Как получаются легенды»
(Эти легенды учат детей быть воспитанными и прилежными; не баловаться, слушаться старших)
YII. Самостоятельная работа
1.Работа с текстом легенд о родном кр ае.
– В нашем селе нет лавровых переулков. Но легенды существуют даже у нас в Рековичах.
(Учитель дает карточки с текстом:
Легенда о первой Рековичской церк ви.
Давным-давно, когда река Десна еще была судоходной, а леса были настоящими дебрями, в них водилось много птицы и зверья. В ту пору жили в лесу люди, промышляющие разбоями и грабежом. Они грабили лодки, идущие по реке, купеческие обозы с товарами, проходящие по Рековичской земле.
Одному из разбойников понравилась молодая девушка – дочь князя Мещерского. Эти люди выкрали молодую барышню и увезли в поповские леса (так назывались леса на берегу Десны). Молодая княгиня была смелой и находчивой. Когда разбойники уснули в своем лагере, она бросилась бежать. Грабители обнаружили пропажу только под утро и кинулись вдогонку. Выбравшись из леса, девушка заметила погоню и спряталась на поле под снопом со льном. Не найдя никого, преследователи вернулись в свое логово.
В честь возвращения дочери князь велел построить церковь. Так в 17 веке появилась первая деревянная церковь в честь Казанской иконы божьей матери (домовая церковь князей Мещерских).

Легенда о происхождении села Рековичи
Во время Отечественной воны 1812 года по нашей земле проходили войска Наполеона. Учитывая важное значение Брянска, Трубчевска, Стародуба и других городов края, французы предпринимали неоднократные попытки захватить их. Захватчики встречали решительное сопротивление партизанских отрядов.
Покидая наши места, Наполеон, якобы, потерял здесь рукавицу – оттого и произошло название села Рековичи.

Подготовьтесь прочитать их вслух.
Чтение вслух
Мы прослушали две легенды о своем родном крае. Сравните, одинаковые ли они?
– Обратимся ещё раз к толкованию слов мифы и легенды. В основе легенд, с которыми вы работали лежит …(что?) (Предание о каком-нибудь историческом событии)
– Как вы думаете, какую легенду сочинить легче? Обоснуйте своё мнение.

2. Сочинение легенды (Совместная работа с учител ем)
-Давайте попробуем сочинить легенду. Я начну, а вы продолжайте.

В одной деревне жила умная девочка. Она хорошо училась и за это родители подарили ей смартфон. Девочка постоянно ходила с этим телефоном, даже на переменах не выпускала его из рук. И вот однажды…

Продолжите пожалуйста, что случилось.(Ответы детей)

YIII.Рефлексия.
- Ребята, мы со всеми справились поставленными задачами? Для чего Г.Остер написал книгу Легенды и мифы Лаврового переулка? Где пригодятся знания?
-А теперь выберите себе по два предложения и закончите фразу (Слайд 9)
Сегодня на уроке я узнал(а)…
На этом уроке я похвалил(а) себя за …
После урока мне захотелось …

IХ. Домашнее задание. (Учащимся дается задание на выбор)
1) Читать в учебнике стр.184-186, пересказывать.
2) Узнать у родителей легенды семьи или доме
3) По желанию сочинить легенду.

Понятие о мифах. Мифы и легенды.

Цель:

Дать понятие о мифах как об одном из видов творчества; познакомить с мифами, с представлениями древних людей об устройстве мира, о том, как они объясняли общественное устройство;

Формировать владение навыками монологической речи; умение сопоставлять, анализировать, делать выводы;

Воспитывать интерес к предмету, художественный вкус.

Ход урока

I . Организационный этап

II . Актуализация

Слово учителя.

- Здравствуйте, ребята! Вы выросли за лето, стали старше, взрослее. Изменились ваши читательские интересы и пристрастия. Поэтому перед нами стоят новые учебные задачи. Давайте посмотрим ваш новый учебник русской словесности, узнаем имена авторов, редактора, художников-оформителей и авторов иллюстраций.

- А теперь давайте вспомним, что такое обложка, форзац, титульный лист, выходные данные, и покажем это на примере нашего учебника.

- Посмотрите на страничку, называемую «Содержание». Какие литературные произведения мы будем изучать? Знакомы ли они вам? Какие из них произвели на вас наиболее сильное впечатление?

Ребята, вы, конечно, помните, что на уроках литературы в 5 классе мы говорили о мифах и мифологическом сознании, которым свойственны антропоморфизм, анимизм и тотемизм. Давайте вспомним, что обозначают эти термины.

III . Формирование новых понятий и способов действия.

    Работа с учебником.

Учащиеся читают раздел «Введение» (стр. 3-5), затем проводится беседа.

    Беседа.

У каждого народа есть своя мифология - совокупность мифологических представлений, но мифы - произведения устного творчества. За время существования народа мифы по разным причинам могли быть утрачены (например, многие славянские мифы). Какие-то фрагменты мифов могли найти отражение в сказках.

Мифология Древней Греции известна нам лучше, чем мифология любого другого народа, потому что она была записана и систематизирована Гесиодом (VIII-VII вв. до н.э.) в поэме «Теогония», т. е. «родословная богов», а также отражена в поэтических циклах сказаний о героях.

Ребята, расскажите, как создавались мифы.

Что древние люди пытались объяснить с помощью мифов?

Обратите внимание на то, что мифы создавались народом не для развлечения. Во времена, когда у народов складывалась своя мифология, люди еще не знали науки, не понимали причин, вызывающих различные явления природы - бури, ураганы, грозы, наводнения; не разделяли природу на живую и неживую, они воспринимали мир целостно, как один организм. И через мифы народ пытался осознать мироздание, природу и место человека в этом мире.

Почему герои мифов чаще всего были связаны между собой семейно-родовыми отношениями?

Что такое мифическое время? Расскажите о нем.

Как миф связан с литературой?

Что такое мифологема?

3. Словарная работа.

Учащиеся записывают в тетрадь определения понятий миф, мифология.

Мифы (греч.) - предания, сказания. Это произведения, созданные фантазией народа. В них рассказывается о происхождении мира и человека, о деяниях древних богов и героев.

Мифология - совокупность мифов и мифологических представлений.

IV . Применение. Формирование умений и навыков.

    Работа в группах.

Каждая группа создает иллюстрацию к заданному выражению и готовит презентацию.

    Словарная работа.

Учащиеся записывают в тетрадь краткое объяснение выражений.

«Сизифов труд» - тяжелая, лишенная смысла работа.

«Панический страх» - неконтролируемый страх, ужас.

«Танталовы муки» - тяжелые мучения, лишения, страдания.

V . Этап информации о домашнем задании

1. Чтение статьи учебника на стр. 3-5.

VI . Этап рефлексии

Эпиграф к уроку:
«… в жизни всегда есть место подвигам»
(А.М.Горький «Старуха Изергиль»).
Ход урока
1.Слово учителя.
Легенды о Ларре и Данко взяты из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», который был написан в 1894 году. Это произведение принадлежит к раннему периоду творчества писателя. С этого момента Горький заявил себя как выразитель особого способа миропонимания и носитель вполне определенной эстетики – романтической.
2. Актуализация.
Чтение отрывка учителем из произведения под музыку
С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные желтые листья и бросали их в костёр, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море…
- Образ морской стихии не только зримый, конкретный образ, но и символический. Каков традиционный символический смысл образа морской стихии?
(Море→ отсутствие зримых границ→ свобода) Т.Е. речь идет о литературном направлении – романтизме, основной признак которого – свобода, свободная личность.
2.Терминологическая работа.
- Объясните, как вы понимаете слова «романтизм», «романтика», пользуясь домашними записями в тетради.
-Каковы же особенности романтического произведения:
1. Культ необыкновенной личности;
2.Романтический портрет;
3.Романтический сюжет;
4.Романтический пейзаж;
5. Романтическая стилистика.
3. Аналитическая беседа.
-Докажите, что рассказ является романтическим.
Анализ легенды о Ларре.
-Как изображает М. Горький Ларру? (Портрет, речь)
-Каковы люди, к которым привела его мать? По каким нравственным законам они живут?
-В чем источник трагедии Ларры? (Ларра не мог и не хотел идти на компромисс между своими желаниями и законами общества.)
-К чему приводит крайний индивидуализм героя? (к преступлению, к
эгоистическому произволу. Ларра убивает девушку).
-Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? (одиночество и вечное
существование, бессмертие).
-Как вы думаете, почему такое наказание страшнее наказание смертью?
-Каково отношение автора к герою? (Он осуждает героя, в котором
воплощена античеловеческая сущность. Для Горького неприемлемы образ жизни, поведение, особенности характера Ларры. Ларра – это антиидеал, в котором индивидуализм доведен до крайности).
-«Экспозицией» легенды является фраза: «Вот что может сделать бог с человеком за гордость!» Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре.
(Карточка: (ученик работает со словарем) (слайд 2)
Что такое гордость и гордыня?
Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения.
Гордыня - непомерная гордость. Высокое мнение, чрезмерное высокое мнение о себе.)
-В чем трагедия бессмертия Ларры?
Анализ легенды о Данко.
-Как складываются отношения между Данко и толпой?
-Какое чувство переживает Данко, глядя в толпу судящих его людей? Ответ подтвердите примерами из текста.
(Глядя на тех, ради которых он, рискуя жизнью, отправился в болото, Данко испытывает негодование, « но от жалости к людям оно погасло»)
- Какова функция эпизода об «осторожном человеке»?
(Упоминание об «осторожном человеке» вводится в легенду о данко для того, чтобы подчеркнуть исключительность героя.)
Какой поступок совершил герой ради любви к людям? (Данко
совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету и гармонии).
-Чем отличается «сильный» Данко от «сильного» Ларры?
4.Работа с текстом.
«Сначала люди “посмотрели и увидели, что он лучший из них”. Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они “стали роптать на Данко”, так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. “Люди в гневе обрушились на Данко” потому что они устали, обессилили, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко вскипает негодование, “но от жалости к людям оно погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступки Данко».
-Почему толпа разочаровалась в Данко?
-С кем сравнивает толпу автор?
- Как на всё это реагирует Данко?
-Почему Данко усмирил свою гордыню?
-Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается
рассказ? (это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).
5.Работа в группах. Составить кластер.
1 группа: назвать черты, присущие Данко и записать
их на листах бумаги (Листы бумаги размещены на доске. Учащиеся маркером делают записи: Красота. Смелость. Желание помочь окружающим. Любовь к людям. Самопожертвование…)
(Эти голубые листы с неровными краями похожи на голубые искры,
которые видели путники над степью. Давайте попробуем соединить их.
Переворачиваем голубые листы бумаги. С другой стороны они окрашены в красный цвет. Листы соединяются в форму сердца).
Мы собрали из осколков сердце… То самое сердце… Сердце смельчака Данко, исполненное любви к людям
2 группа: назвать черты, присущие Ларре и записать их на листах бумаги (Листы бумаги размещены на доске. Учащиеся маркером делают записи:гордость, одиночество, гордыня, глаза его были холодны)
6. Индивидуальное сообщение учащегося.
В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисеи. Давайте вспомним ее. и сопоставим с легендой о Данко.
(Ученики прослушивают библейскую историю и сопоставляют ее с легендой о Данко).
Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.
Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.
Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.
– В чем сходство библейской истории и легенды о Данко?
(Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение).
– Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?
(Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)
7. Сравнительная работа образов Данко и Ларры. (Самостоятельная работа учащихся с текстом. Составление таблицы.) (слайд 3)
- Сапоставьте героев (Данко и Ларру) по следующим положениям:
Портрет;
Отношение к людям;
Впечатление, производимое на окружающих;
Понимание гордости;
Поведение в момент суда;
Судьба героев.
Сопоставление образов Данко и Ларры
Критерии Данко Ларра
Портрет Молодой красавец.
Красивые - всегда смелы; в очах его светилось много силы и живого огня. Юноша, красивый и сильный; глаза его были холодны и горды, как у царя птиц.
Отношение к людям Данко смотрел на тех, ради которых он понёс труд, и видел, что они – как звери;
Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло;
Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут.
Она оттолкнула его да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда, она упала, встал ногой на ее грудь;
У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел всего этого;
Я убил её потому, мне кажется,- что меня оттолкнула она: а мне было нужно ее.
Впечатление, производимое на окружающих Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех.

Все смотрели с удивлением на сына орла;
Это оскорбило их;
Тогда уж совсем рассердились они.

Понимание гордости Во мне есть мужество вести, вот потому я повёл вас! Отвечал, что таких, как он, нет больше;
Стоял один против всех;
Долго говорили с ним и, наконец, увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего.
Поведение в момент суда Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец! -Развяжите меня! Я не буду говорить связанный!
Судьба героев Бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям;
А Данко все был впереди, и сердце его все пылало и пылало!

Он не может умереть!- с радостью сказали люди; остался он один, свободный, ожидая смерти; ему нет жизни и смерть не улыбается ему.

После проведенной работы, мы можем ответить на проблемный вопрос: являются ли наши герои необыкновенными личностями?
Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен.
Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы тоже
лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.
8.Работа в группах. (слайд 4)
1 группа выбирает цитаты,характеризующие Данко.
2 группа выбирает цитаты, характеризующие Ларру.
«...глаза его были холодны и горды, как у царя птиц...»
«В очах его светилось много силы и живого огня»
«глаза были тусклы»
« ...когда стал слабеть, то поднялся в последний раз высоко в небо и, сложив крылья, тяжело упал оттуда на острые уступы горы...»
«Это был трудный путь, и люди, утомлённые им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и они обрушились на…»
«Во мне есть мужество вести, вот потому я повёл вас!»
«У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел всего этого».
9.Работа с изобразительно-выразительными средствами: тропы и фигуры речи. Анализ отрывков описание пейзажа. (слайд 5)
-Какую роль играет пейзаж в обеих легендах?
10. Вашим домашним задание к этому уроку было составление даймонда. 1 группа – Данко, 2 группа –Ларра. (учащиеся читают свои 7-мистишия).
Даймонд – это семистишие особой формы: (слайд 6)
1 строка – существительное
2 строка – 2 прилагательных или причастия, относящиеся к существительному,
3 строка – 3 глагола или деепричастия, относящиеся к существительному
4 строка – фраза из 4 слов: 1,2 характеризуют 1 существительное, 3,4 – относятся к противоположному понятию
5 строка – 3 глагола или деепричастия
6 строка – 2 прилагательных или причастия
7 строка – 1 существительное.
Данко
Смелый, отважный
Возмущается, ведёт, спасает
Данко любит – Ларра ненавидит
Вырывает, горит, угасает
Мужественный,героический
искры
Ларра
Самолюбивый, гордый
Ударил, рассердился, убил
Ларра ненавидит –Данко любит
Ожидать, ходить, блуждать
Одинокий, свободный
Тень
11.Попробуйте с помощью музыки охарактеризовать героев (поиск музыкальных аналогий)
Звучат отрывки из произведений композиторов: Бетховена, Шопена, Чайковского.
12. Давайте посмотрим короткометражный анимационный фильм «Легенда о Данко».
13. Домашнее задание. (слайд 6)
Напишите сочинение – миниатюру «Что я сделаю для людей»
14. Работа с оценочными листами. Заполните лист с учетом личного вклада в урок.
15. Итоги урока. Рефлексия. (Групповая)
Акрослово
Дать характеристику герою
Д-дает жизнь людям
А- анализирует поступки людей
Н-негодование вскипело, но от жалости к людям погасло
К- красивый
О- он любит людей
Заключение
Этот урок следует после изучения повести М.Горького «Детство».
Предполагаемые результаты:
-знают о жизни и творчестве М.Горького;
-знают о литературном направлении в литературе – романтизме;
-умеют находить черты романтизма в произведении писателя;
-умеют анализировать прозаическое произведение;
-умеют выделять главное в информационном потоке;
-умеют критически мыслить, аргументировать свои ответы, задавать вопросы, давать сравнительную характеристику;
-умеют работать в группе, проявлять свои коммуникативные качества;
-умеют адекватно реагировать на критику и оценивать работу друг друга.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Басинский П.В., Федякин С.Р. Русская литература конца 19 века – начала 20 века и первой эмиграции: Пособие для учителя. М., 2000.
Н.В. Егорова: Поурочные разработки по русской литературе XX века 11класс. М.: Изд-во “ВАКО”, 2015 г.;
Б.И. Турьянская: Литература в 7 классе – урок за уроком. М.: “Русское слово”, 2014 г.
Щедрова Л.К. Читая Горького сегодня. 11 класс// Литература в школе. 2014 № 5
Словарь литературоведческих терминов.М. 2012 г.
Ресурсы интернет:
https://yandex.ru/video/search?text=видео%20легенда%20и%20данко
Оценивание деятельности отдельного учащегося при групповой работе
Ф.И.учеников 1. Предлагает идеи 2. Активно участвует в обсуждении группы (развивает, обобщает предложенные идеи, информацию) 3. Помогает участникам группы 4. Внимательно слушает и задает вопросы 5. Умеет вести обсуждения (вежливо возражает, добивается согласия по вопросам, вызвавшим споры) 6. Работает в группе, сосредоточившись на поставленном учебном задании.
Общий балл

Цели урока:

1. Расширить и углубить знания учащихся о мифологии; на основе сопоставления с древнегреческими мифами и русскими народными сказками показать национальное своеобразие мифологии и фольклора ненцев.

2. Развивать аналитические навыки работы с художественным текстом и справочной литературой, а также творческое воображение и читательскую наблюдательность учащихся.

3. Воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к обычаям и традициям коренных жителей Ямала.

Оборудование:

1. Фотовыставка, иллюстративный материал “Ямалу-75”.

2. Выставка творческих работ учащихся “Мой край”.

3. ТСО: мультимедийный компьютер для демонстрации слайд - фильмов “Уренгой” и “Северные узоры”; магнитофон с записями национальных песен.

4. Сборники текстов, информационные листы (№1 “Словарь терминов”, №2 “Глоссарий”).

Предварительная подготовка к уроку:

Первая группа. Пересказ (и/или выборочное чтение) текста с представлениемсобственных рисунков- иллюстраций.

Вторая группа. Сообщения учащихся (“Архитектоника мира в представлении ненцев”, “Пантеон ненецких богов”).

Третья группа. Презентация слайд - фильма “Северные узоры” о нравственных представлениях ненцев, символически выраженных в орнаменте.

Кто знает одну культуру - не знает ни одну.

Макс Мюллер

(На перемене, до начала урока, демонстрируется слайд-фильм “Уренгой”, звучат национальные мелодии)

Ход урока:

Слово учителя.

Беседа. Актуализация знаний.

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с мифами древних греков и североамериканских индейцев. Вы хорошо знаете русские народные сказки. Что такое миф? Как рождались мифы? Чем сказка и легенда отличаются от мифа? Каким было мышление древнего человека? Если трудно ответить сразу, загляните в свои тетради и словари (информационный лист №1).

Тезисный план ответов учащихся

  1. Древний человек был язычником, поклонялся множеству богов. Он одушевлял всё, что его окружало: небо и землю, моря и горы, леса и поля.
  2. В эту же эпоху человек создал истории, в которых объяснял мир и его законы,- мифы. Мифы повествуют о деяниях богов и героев. Мифы складывались не для развлечения, рассказчик и слушатели верили в рассказываемое. Мифы часто разыгрывались перед слушателями- зрителями или приобретали облик обряда.
  3. Сказка повествует об обычных людях (“благородного” или “низкого” происхождения); воспринимается слушателями как фантастика, вымысел; рассказывается, в основном, с целью развлечь. В отличие от мифа (тайного знания) сказка общедоступна.
  4. Легенда исторически и географически “привязана”, персонажами являются конкретные люди. Природа не обожествляется, хотя отдельные мифологические мотивы и образы сохраняются.

Работа групп

Первая группа. Пересказ (и/или выборочное чтение) произведения с представлением собственных рисунков- иллюстраций.

Вопросы для обсуждения:

Почему выбрали именно это произведение? Что вы услышали и увидели в нём? Что, может быть, поразило или вызвало недоумение?

Ваше мнение о героях? Как построено произведение?

Сравните их с русскими народными сказками, мифами Древней Греции. В чём сходство и различие?

Делаем совместные выводы

1. В сказках, легендах, мифах ненцев действующих лиц немного, обычно трое: два брата и сестра (“Каллаха - богатырь”), три охотника (“О невесте и снежном человеке”) и т.д.

2. Ребята отмечают увлекательность сюжета, его неожиданные повороты. Герои всегда отправляются в путь, попадают в зоны действия злых или добрых сил, соединяются или борются с ними, приобщаются к тайнам, что-то теряют или приобретают на этом пути (огромное стадо оленей, нарты с хлебом, сахаром, маслом и “всякой необходимой всячиной для безбедной и счастливой жизни стойбища”).

3. Как общее в поэтике сказок разных народов ребята отметили контрастное построение сказки, деление персонажей на добрых и злых, торжество доброты и таланта над завистью и чванством. Обращаю внимание ребят на то, как организовано мифологическое пространство. В нём всегда выделены центр, верх, низ. В славянской мифологии таким центром является Мировое древо. В ненецкой мифологии идею вертикали помогает выразить образы горы, холма, дерева. Они помогают героям разделять добро и зло, жизнь и смерть. На холме ставит свой чум первый человек из рода Вэлло, ставит ближе к небу, к солнцу. В корнях дерева (Нижнего мира) находят дочки Оленнего хозяина героя сказки “Как Вылка на море ездил”.

Пространство в мифах и сказках не бездушно и не нейтрально: оно расценивается как своё или чужое, доброе или враждебное для людей. Они же, в соответствии с выбранным направлением, попадают в зоны дурных или добрых сил. Переправившись через большую реку с крутыми берегами, два брата-охотника попадают в царство лесной женщины Палснэ (“Жила в лесу кикимора”). Нарушил запрет бабушкин внук по имени Тункевхи, спустился в низовья реки и чуть не оказался в руках колдуна. Пройдя через нелёгкие испытания, понимает молодой человек цену дружбы и взаимопомощи. Охотник вернулся в чум своей бабушки и предложил ей: “Давай поищем добрых людей, с которыми не надо будет бояться колдунов и людоедов”. Долго ходили они по тайге и тундре и наконец нашли стойбище Айваседо. Там их приняли с радостью.

4. В мифах и сказках существует разумная пропорция между всеми сторонами бытия – дурными и хорошими, светлыми и тёмными. Если баланс нарушен по чьей-то воле, нарушается и гармония, тогда появляется герой, призванный восстановить равновесие.

5. Обратившись к древнейшим пластам мифологии, мы видим, что разные народы поклонялись четырём стихиям: Огню, Воде, Земле и Небу. Древние народы полагали, что именно из этих компонентов складывается Вселенная. У ненцев особенно почитаются Земля, Огонь и Вода: плюнуть в воду, в огонь считается непростительным кощунством. Огонь часто представляется женщиной в красном халате, она может предсказывать будущее, разговаривая треском, писком. Итак, центральный образ ненецкой мифологии – образ Природы.

6. Основой философии ненцев является идея о единстве природы и человека, о взаимосвязи всего сущего. Вселенная, Земля, Человек, животный и растительный мир представляются неразделимыми. Поэтому так легко (и очень часто) совершаются в сказках и мифах превращения: охотник превращается в дерево, девушка - в ягоду (сказка “Голубика”), несчастная мать - в кукушку (сказка “Кукушка”), парень- в гагару (“Девушка и гагара”), ветер- в щуку (“Синяя щука”), шаман- в оленя (“Ваханде и Нойсама”).

В этом мире даже смерть маленького и злого комара имеет страшные последствия, остановить которые сможет только шаман, совершивший жертвоприношение (“Смерть комара”).

Вторая группа. Сообщения учащихся: “Архитектоника мира в представлении ненцев”, “Пантеон ненецких богов”. (Остальные учащиеся в это время по желанию рисуют портреты богов или план- схему строения мира).

Вопросы для обсуждения

Как представляли ненцы строение мира? Сотворение земли и человека?

Какова иерархия ненецких богов?

Сравните мифологические воззрения ненцев и древних греков.

Краткие тезисы сообщений учащихся

Миф о создании Вселенной в каждом регионе Ямало – Ненецкого автономного округа имеет свою трактовку. Мы познакомим вас с легендами тундровых ненцев. Согласно их представлениям, мир состоит из трёх уровней: Верхнего, Среднего, Нижнего, между которыми распределён весь пантеон ненецких богов. Земля изображалась плоской, немного взгорбленной посредине, окружённой морем. Над нею простираются семь небес (у ненцев понятие о многослойном небе существовало задолго до того, как они познакомились с христианством). Небо имеет выпуклую форму и упирается краями в землю наподобие опрокинутой чаши. Внизу находятся семь земель. Для подземных жителей наша земля является небом.

Творцом Вселенной является Нум, ему помогал Нга. Они были родными братьями. Между ними происходили ссоры, но они быстро мирились. Всюду, где Нум создавал светлое, Нга творил тёмное.

Легенда гласит, что сначала была вода. Нум, глядя на безбрежные воды, решил создать землю. Нга стал помогать. Нум вызвал к себе гагару, повелел ей нырнуть глубоко в воду и принести из глубин землю. Три раза ныряла гагара. На третий раз в клюве принесла немного ила, из которого была создана суша. Населил Нга землю большими и малыми животными, а воды – рыбами, небо – птицами. Земля была прекрасной. Нум не захотел отдать её во владение брату, несмотря на его просьбы. Нга обиделся на Нума, и там, где ступала его нога, появлялись болота. В гневе Нум ударил своего брата посохом так, что земля содрогнулась. Рассердился Нга и дохнул на землю своим холодным дыханием. Вся земля покрылась льдом и снежными сугробами, деревья замёрзли, погибли растения. Над землёй пронеслись холодные северные ветры.

Долго братья были в ссоре, никто не решался подойти первым. Когда братья помирились, то решили они сделать Солнце и Луну. Нум взялся за создание Солнца, а Нга он доверил делать Луну. В руках Нума Солнце получилось ярким и горячим, так что осветило всю землю своими животворными лучами. Расцвела земля, проснулись животные и птицы. Но деревья от холода остались маленькими и искривлёнными. Нга увидел, что у Нума получилось красивое и горячее Солнце, решил сделать ещё лучше. Но от его холодного дыхания Луна замёрзла. Нум посоветовал брату не расстраиваться: так как ночью бывает темно, то его Луна будет освещать землю в этот период времени.

Потом они приступили к созданию человека. Нум, взяв в руки глину, стал лепить тела людей. Нга ушёл, чтобы принести ещё глины, а когда вернулся, то увидел, что человек сделан и Нум готовится вдохнуть в него жизнь. Обиделся Нга, и снова братья поссорились. Прошло время, и договорились они так: оба они вдохнут жизнь в человека, чтобы боролись в нём добро и зло. Одно из них должно было победить. И хозяином души становился тот, чьё начало побеждало. Чтобы быть ближе к человеку, Нга попросил Нума отдать ему подземный мир. Нум согласился, а сам остался жить на небе.

Самые почитаемые ненецкие божества: Нум – верховный бог; Я-мал Вэсоко – хозяин земли, ему подчиняются Илебямпертя – даритель дичи и помощник человека в его трудовой деятельности; Ту - Хада – хозяйка огня; Олений хозяин; Мяд – Пухуця - хозяйка чума. Нга – властелин Нижнего мира, повелитель холода и мрака, его называют ещё Нга – смерть. Верхний мир признаётся страной, подобной во многом Среднему миру - Земле. Там существует своя жизнь, устроенная по земному образцу. Над ним сияет своё небо, так же светят солнце, луна и звёзды. Здесь живут небесные люди, каждый из них имеет свою семью, чум, пасёт оленей. Льющийся с неба дождь – это снег, тающий на нижней небесной земле. Гром – шум полозьев нарт, на которых разъезжают небесные люди. Не менее интересна жизнь людей Нижнего мира. Важнейшим связующим звеном между тремя мирами являются шаманы.

(Чтобы проверить внимательность слушателей, докладчики задают несколько вопросов по содержанию. Как появились болота? Почему Луна холодная, а Солнце горячее? Почему человек может быть и добрым, и злым? Докладчики собирают с парт схемы строения мира, нарисованные ребятами, а также портреты богов, и лучшие изображения вывешиваются на доску).

Делаем совместные выводы

Мифы разных народов очень похожи: та же концепция “трёх миров”, то же движение от первобытного хаоса к упорядоченному космосу (гармонии), та же борьба добрых и злых сил и участие богов в жизни людей.

Третья группа. Презентация слайд - фильма “Северные узоры” с образцами национальной ненецкой одежды, крупным планом – детали орнамента и узоров. Синхронно с демонстрацией фильма читаются отрывки из мифа “Правила старика Нума”.

Вопросы для обсуждения

Что же рассказал нам миф о своих современниках?

О чём мечтали люди? По каким законам жили?

Выборочное чтение мифа “Правила старика Нума”.

“…Небесный бог Нум сказал своему старшему сыну: “Посели всех людей на земле”. Тот увёл людей на землю и оставил там. Прошло три года, и старик Нум попросил его посмотреть, как они живут. Сын спустился с небес и увидел, что порядка на земле нет. Над всеми издевается человек, худой, как олень -самец осенью. Он всех женщин согнал в свой чум и других мужчин не подпускает. Услышав рассказ сына, опечалился Нум: “Так не годится. Иди и подели их по двое, то есть каждой женщине по мужчине. Так и сделал сын небесного бога, а того самого мужчину, который нарушил порядок, убил из лука”.

“…Пошёл Нум по земле дальше и встретил мужчину и женщину. Махнул рукой, и появились у них олени, нарты, малицы, ягушки и кисы. “Всё это ваше, живите счастливо,- сказал Нум.- Но жить вы должны по законам. Вот они: орнамент на твоих кисах. Это не просто рисунок. Треугольник кисов- это твой чум, поперечные полоски – запреты, ещё один треугольник – дымок над чумом. А верхний ободок на носу кисов – это небо над твоей головой. Полоски в разные стороны могут означать лучи солнца над чумом. Орнамент вокруг кисов означает, что под небом ты не одна; вокруг твоего чума живут и другие…”

“…А теперь пойдёт речь об орнаменте на твоей одежде,- повернулся Нум к мужчине.- Поперечные полоски ниже колен, как и у женщины, означают запреты. Дальше… Полоски в четырёхугольнике на коленях надо понимать как сиденье на нарте. А уходящие продольные полосы – ремни упряжки. Узоры на ноге, по верху ступни,- это головы людей. И напоминают они о том, что ты на земле не один”.

Делаем совместные выводы

Нравственные идеалы, воплощённые в мифах, легендах и сказках, универсальны, едины для человека, независимо от того, когда и в какой стране он жил или живёт. Любовь, красота, дом, семья – для него безусловные ценности. Не быть обманщиком, любить людей учит сказка “Месть”. Герой сказки - обиженный Панхи - весной поехал на своё священное место. Сделал из железа образ своего врага и повесил на святилище. И вот едет Панхи обратно, а над его головой вдруг раздаётся голос: “От того, что ты сделал, в будущем твоим потомкам не будет плохо?” Люди должны знать: пожелания зла кому-то, сделав круг, ударят по тому, кто первым их произнёс.

Подведение итогов урока

Мифами охвачены едва ли не все стороны жизни человека тундры: имена, фамилии, жилище, его внутреннее убранство и внешнее расположение. Орнамент одежды и обуви, различные эмблемы, географические названия, государственная символика, праздники, обряды, ритуалы и многое другое – всё имеет особый смысл. Вы можете прочитать об этом в книгах Е.Г. Сусой “Из глубины веков”, П.Г. Турутиной “Дом ветров”. Зачем современному человеку древние сказания? Они дарят ощущение гармонической слитности всего видимого, сущего. Человек, гора, болото, дерево, небо – всё напоминает одну постройку, воздвигнутую по чьей-то неведомой воле. И рядом с этим переживанием – другое: мир продуман до последней мелочи. Кто-то Невидимый в вышине сотворил мир по законам красоты и любви. Миф развёрнут не только в прошлое, но и в будущее, потому что он убеждает: законы красоты и любви неизменны.

Домашнее задание

Письменная работа на тему: “Моё впечатление об уроке”.

Список использованной литературы

  1. Беспалова Л.Г., Беспалов Ю.М. Тюменский край и писатели 18-19 вв. Екатеринбург, Средне-Уральское книжное издательство, 1998.
  2. Северные родники. Литературно-краеведческая хрестоматия для школ Ямало-Ненецкого автономного округа. Сыктывкар, 1995.
  3. Сусой Е.Г. Из глубины веков. Тюмень, 1994.
  4. Турутина П.Г. Дом ветров. М., Вилад, 2000.
  5. Иванов Н.Н. 300 вопросов и ответов о мифологии. Ярославль, 1997.

Тема: «Легенды Брянского леса».

Цели и задачи: формирование представлений и элементарных знаний о лесе Брянского края и его обитателях;
анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;
развитие индивидуальных способностей учащихся;
воспитание бережного отношения к природе.

Планируемые достижения учащихся:
Усвоить, что нужно беречь природу.

Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.
Учиться защищать природные ресурсы.
Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.
Оборудование: аудиозапись голов птиц; видеоролик,
клей; цветные карандаши.
Сценарий урока:
1. Организационный момент

2. Актуализация занятия

– Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас немного необычное занятие. Мы отправимся с вами на виртуальную прогулку. А куда, вы ответите мне, отгадав загадку.

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малиной,
А Васю – хворостиной. (Лес)

– Вы отгадали мою загадку, молодцы. Так куда же мы отправимся сегодня?

3. Самоопределение к деятельности.

А какие же цели мы поставим перед собой перед началом прогулки? (Узнать о животных, птицах, растениях леса).

– Сегодня на уроке мы поговорим о нашем Брянском лесе.

4. Работа по теме урока.

Брянщина славится своими лесами. Все мы, хотя бы раз в жизни были в лесу.

Лес - это особый, ни с чем несравнимый мир, со своими особенностями, чудесами

и загадками.

В лесу никогда не бывает тишины. Если, даже никого не видно, лесная жизнь кипит, бурлит круглый год. Даже зимой многие обитатели остаются активными.

Перечислить всех обитателей леса практически невозможно.

Лес живет по своим законам. И человек, попавший в лесные владения, должен знать

эти законы, уважать и подчиняться им.

Необходимо беречь природу, максимально сохранять ее в том виде, в котором она

нам досталась. А при возможности стараться ее улучшать, преумножать и

облагораживать. Но прежде чем мы отправимся на прогулку, давайте вспомним правила поведения в лесу.

    Игра « Если я приду в лесок».

Я задаю вопрос, а вы хором отвечаете «Да- нет», только помните основное правило: Соблюдай в лесу тишину.

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет!)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Нет!)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да!)

Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (Да!)

Если разведу костёр, а тушить не буду? (Нет!)

Если сильно насорю, а убрать забуду? (Нет!)

Если мусор уберу, банку закопаю? (Да!)

Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Да!)

А какие ещё правила поведения в лесу вы знаете? (Ответы детей)

2) Сказка.

- Итак, мы отправляемся в лес на прогулку.

– Жил был лес. (На слайде картина леса)

– Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. (Звучит аудиозапись голосов птиц вороны, синицы, кукушки, дятла, соловья)
– Каких птиц вы услышали? (синица, кукушку, дятла, соловья, вороны)
(слайд с птицами)
– Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. (Слайд с животными)
- Каких зверей узнали? (Енот, белка, заяц, ежик, волки, медведь, лось, олень, лиса)
(на слайде человек)
– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.
– Стал человек тогда вырубать лес.

– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес. (на слайде пожар)
– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.
– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.
– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой) .
– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу!

И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.
" Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных»
Учитель:
– Почему в лесу никто не живет?
Ученик:
– Человек разрушил жизнь леса.
Учитель:
- Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.
Учитель:
– Чтобы помочь лесу, мы должны исправить ошибки человека. Готовы вы помочь нашему лесу?
3) Задание 1
Учитель:
– У вас на столах лежат карточки с загадками.

Переверните листочки, прочитайте загадки, отгадайте – и узнаете названия деревьев, которые растут в нашем Брянском крае. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.

Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
Ответ (Рябина)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
Ответ (Берёза)
Зимой и летом – одним цветом.
Ответ (Ель)
Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем!
Ответ (Дуб)
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

(Дети вывешивают на доску картины деревьев)

- Но есть в нашем лесу особенное дерево . И сейчас вы узнаете почему. (Сообщение 1 уч-ся о липе)

Липа – царица медоносных растений. У всех славянских народов липа почиталась как святое растение и считалась оберегом. Липы традиционно росли вблизи церквей и храмов.

Изображение липы и её ветвей встречается на гербах и флагах.

Липа в древности использовалась для плетения национальных русских «мокасин» лаптей. Лапти были повседневной обувью крестьянина. Носились лапти недолго. В среднем, одной пары хватало на неделю. В год крестьянин изнашивал от 50 до 60 пар лаптей. Липа обувала крестьян с древних времён. Из липы плели туески, корзины.

Почему же липа- особенное дерево?

Учитель:
– Вот и выросли в нашем лесу молодые красивые деревья. Приятно бегать меж стволов и играть в подвижные игры.

Физкультминутка.

4) Задание 2
Учитель:

Но лес- это ведь не только деревья.
– Послушайте стихотворение и скажите: «Кого ещё не хватает в нашем лесу?» (Стих-е «Лось» читает 1 уч-ся)

Кого не хватает в нашем лесу?
Ученик:
– Не хватает птиц и зверей.
Учитель:
На столе у вас лежат конверты. Приготовь клей. Достань из конвертов пазлы. Соберите картинку из пазлов, наклейте на лист бумаги, отгадайте животное или птицу, прикрепите к доске. (На пазлах фотографии: медведя, лисы, зайца, кабана, лося, воробья, дятла, кукушки, соловья, вороны) .
Учитель:
– Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках. Они благодарят вас за помощь и приготовили для вас подарок – задание, которое принесла для нас сорока.
Белобокая сорока
Прилетела издалёка,
Не сказала, где была,
Но зато она, ребятки,
Очень хитрые загадки
На хвосте нам принесла.

5)Вопросы- загадки.

1. Трава, которую знают и слепые (крапива)
2. Дерево – символ нашей Родины (берёза)
3. Что случается с пчелой после того, как она ужалила? (умирает)
4. Ей в ночь глухую не до сна:
Промысел ведёт она. (сова)
5. Кто любит по веткам носится?
Конечно, рыжая … (белка) .

6. Она семерых волков проведет.

Она и во сне кур считает.

Ей хвост не для красы нужен. (лиса)

Молодцы, ребята. Но многие растения и животные Брянского леса занесены в Красную книгу.

Как вы думаете, ребята, почему?

Одним из таких растений является ландыш. Ландыш появляется ранней весной. Люди любят этот очень красивый цветок, с приятным ароматом и срывают его для букетов. Поэтому ландыш находится под охраной государства. Его ягоды очень ядовиты.

6)Чтение наизусть стих- я «Ландыш».

На столах лежат раскраски ландыша, раскрасьте их. И пусть эти цветы радуют вас на бумаге. Мы не будем их срывать.

5. Рефлексия.

Прогулка наша подходит к концу. Как вы думаете, ребята, помогли мы сегодня лесу?

Мы возвращаемся домой, но какие знания мы принесем с собой из леса?
– Нужно ли охранять природу?
– Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и растений, ученики школ помогать взрослым посильным трудом.
- Давайте теперь посмотрим, как живется нашему лесу сейчас.
(Музыкальный видеоролик) .



Похожие статьи
 
Категории