Опера и инструментальная музыка эпохи классицизма. Оперная реформа Глюка

20.03.2019

В истории музыки отмечаются два исторических периода классицизма. Ранний классицизм, пришедший еще из эпохи Возрождения, был характерен для XVII века и развивался одновременно с . Наиболее ярко ранний классицизм проявился во французском музыкальном искусстве, там же, во Франции, возникли и наиболее серьезные разногласия между приверженцами классицизма и барокко.

Поздний период классицизма характерен для второй половины XVIII века — начала XIX века и отождествляется многими с эпохой Просвещения и Венской классической школой.

Между музыковедами разных поколений периодически возникают споры относительно этих периодов и направлений развития музыкального искусства. Даже в XX веке происходила серьезная дискуссия: немецкие музыковеды относили к периоду барокко весь временной отрезок от Возрождения до Просвещения, а их французские оппоненты, наоборот, считали стиль барокко одним из направлений классицизма.

Четкое разделение эпох и музыкальных стилей барокко и классицизма усложнено, в первую очередь, разным временем распространения музыкальных стилей в конкретных национальных школах. Не подлежит сомнению, что к середине XVIII века классицизм господствовал во всей Европе, а его расцвет связан с творчеством таких великих композиторов, как Кристоф Глюк, Йозеф Гайдн, Вольфганг Моцарт и Людвиг ван Бетховен.

Опера-сериа и опера-буффа

XVIII век с музыкальной точки зрения характеризовался безраздельным господством итальянской оперы, может быть, за исключением Франции. Практически при всех королевских дворах Европы состояли театральные труппы, в которых играли либо сами итальянцы, либо музыканты и актеры, обучавшиеся в Италии.

Развитие жанра опера-сериа (серьезной оперы) состоялось во многом благодаря деятельности Пьетро Метастазио. Находясь на должности придворного поэта у Карла VI Австрийского, он написал множество либретто на тематику античной мифологии. «Метастазианские» либретто использовали многие знаменитые композиторы XVIII века, а сами оперные произведения состояли из трех актов, в них было не более шести персонажей, и практически не использовался хор.

Композиторы – «метастазианцы», среди которых Адольф Гассе, Карл Генрих Граун и даже итальянцы Никколо Джемелли и Томмазо Ираетта, постепенно заменяли оперные арии «da capo» (с начала) каватинами, уменьшали количество сухих речитативов.

Между тем, во Франции продолжался расцвет лирической трагедии. Хоры, балеты, эффектные театральные постановки этого жанра достигли совершенства в творчестве Жана-Филиппа Рамо. Однако где-то рядом, постепенно, пробивала себе дорогу на музыкальный олимп более востребованная слушателем, более схожая с галантностью классицизма комическая опера-буффа.

Первые оперы-буффа являлись краткими пьесами, которые ставились во время антрактов для развлечения публики, пришедших смотреть серьезную оперу. Но уже к 1750 году комические оперы заняли прочное место на сцене и начали вытеснять свою серьезную предшественницу. Последняя знаменитая опера-сериа «Милосердие Тита» была написана Моцартом в 1791 году, уже в эпоху классицизма.

Оперные жанры Франции, Германии и Испании

Франция. Опера-буффа неаполитанского композитора Перголези под названием «Служанка-госпожа», блестящая премьера которой состоялась в Париже в 1752 году, вызвала ожесточенную полемику культурных деятелей Франции. Великие философы Дидро, Д’аламбер, Руссо были восхищены естественностью произведения, и считали премьеру победой над излишним символизмом и пафосом эпохи барокко. Руссо даже сочинил собственную оперу – «Деревенский колдун», премьера которой состоялась в том же 1752 году во французской столице. Французскими первопроходцами в жанре комической оперы стали Андре Филидор (1726-1795) а Андре Гретри (1741-1813).

Между тем, сторонники французской лирической трагедии не видели в опере-буффа соответствия канонам высокого искусства. Они добились высылки итальянской труппы из страны, но брешь в устоях барокко уже была пробита.

Германия, Австрия. Немецкая и австрийская публика того времени восхищались победой собственного музыкального жанра – зингшпиля. Основой нового стиля стали переводы на немецкий язык английских балладных опер и традиции народной австрийской импровизационной комедии (в том числе, театра марионеток).

Высшее развитие зингшпиль получил в творчестве Моцарта. В его произведениях «Похищение из сераля», «Волшебная флейта» простенькие народно-бытовые сюжеты ранних зингшпилей были обогащены глубокой лирикой и философией происходящего. Среди произведений Бетховена также можно найти зингшпиль «Фиделио» и другие, а к XX столетию жанр зингшпиля трансформировался мюзикл.

Испания. В испанском музыкальном искусстве также существуют «родные сестры» оперы-буффа и зингшпиля — это сарсуэла и тонадилья. Сарсуэла прошла сложный путь популярности: появившись в начале XVII века, она была вытеснена классической оперой, но уже в XIX вернула былую известность. Тонадилья являлась краткой комической интермедией и со временем стала все больше походить на итальянскую оперу-буффа.


Развитие крупных инструментальных форм

Классицизм. Рождение симфонии. Еще до появления в XVIII веке как отдельного инструментального жанра этот термин использовался для определения инструментальных фрагментов музыкальных произведений.

Большой вклад в начальное развитие жанра внесли композиторы мангеймской музыкальной школы. Начиная с 1740 года, придворная капелла Мангейма стала музыкальным центром развития новых оркестровых форм. Увеличения количества инструментов в оркестре новой формации сделало невозможным управление музыкальным коллективом «от клавесина», и фигура дирижера вышла на главные роли.

Окончательное формирование канонов симфонической музыки сформировалось благодаря творчеству Йозефа Гайдна, Вольфганга Моцарта и Людвига ван Бетховена.

Классический концерт. Форма , основу которого составляет некое противостояние сольного инструмента и всего оркестра, получила наивысшее развитие благодаря сочинениям Георга Генделя, Антонио Вивальди, Вольфганга Моцарта, а впоследствии Ференца Листа и Иоганна Брамса. Наиболее частыми инструментами для солирования были признаны фортепиано и скрипка, а наряду с классическими трехчастными концертами появлялись одночастные и четырехчастные произведения.

Камерная музыка. Принципы классицизма позволили провести четкие различия между музыкой, сочиняемой для больших оркестровых групп и небольших, камерных музыкальных коллективов. Сформировались классические виды небольшого инструментального ансамбля: соната, трио, квартет. В последующие десятилетия необычайную популярность приобрел струнный квартет, для которого было написано множество популярных произведений.


Церковная музыка эпохи классицизма

Более тысячи лет, вплоть до XVII столетия христианская церковь оставалась главным центром сосредоточения музыкального профессионализма. В XVII-XVIII веках бурное развитие светской музыки, появление симфонии, оперы, сонаты, концерта оказало сильнейшее влияние на церковную музыку. Классицизм привнес драматизацию и симфонизацию церковного жанра, реформа иногда приводила к тому, что произведения, написанные специально для богослужений, переводились в разряд светской музыки.

Вот небольшое и неполное перечисление бесценных произведений великих композиторов эпохи классицизма, их дань церковной музыке и всем верующим людям:

Создал ряд гениальных произведений в жанре «страстей», пришедших на смену мотету — «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», «Высокая месса h-moll».

«Stabat Mater», написанная в 1736 году итальянским композитором Перголези, придала церковной музыке некую галантную эстетику.

На протяжении жизни написал множество месс и ораторий, среди которых «Нельсон-месса», «Месса Терезия», «Семь слов Спасителя на кресте», «Сотворение мира», «Te deum».

Оратория «Христос на Масличной горе», «Месса C-Dur» и «Торжественная месса» стали венцом церковной музыки в сочинениях Людвига ван Бетховена.

Вольфганг Амадей Моцарт написал 18 месс, а также мотеты, оратории, кантаты, оффертории, вечерни, литании. Золотыми страницами Моцарта являются «Коронационная месса», «Большая месса C-Dur», мотет «Ave Verum», а также «Реквием», начатый в год его смерти и завершенный его учеником Францем Зюйсмаром.

Сразу договоримся не путать понятия «классическая музыка» и «музыка эпохи классицизма»…

Классическая музыка – это музыка образцовая, которая выдержала испытание временем и считается эталоном в своем жанре или стиле.

А эпоха классицизма – это время примерно с середины XVIII до середины XIX века. В этот период произведения искусства и литературы должны были создаваться в соответствии с определенными требованиями эстетики классицизма, в эти требования входили гармоничное сочетание частей, отделка деталей, каноны формы и т.д. То есть, произведение искусства (музыки, живописи, литературы и др.) должны были строиться по определенным канонам (правилам). Первоначально классицизм был прогрессивным явлением, т.к. вырабатывал стройность, определенность, некий образец того, каким должно быть произведение искусства. Но, как известно, процесс движения неостановим, постепенно рамки классицизма стали мешать творчеству, ограничивать его. Поэтому на смену классицизму пришло другое направление в искусстве – романтизм.

Обычно период классицизма связывают с венскими классиками – Гайдном, Моцартом, Бетховеном . Почему их называют «венскими классиками»? Все они жили в Вене, которая в то время считалась столицей музыкальной культуры. Термин «венские классики» впервые был употреблен австрийским музыковедом Кизеветтером в 1834 г. в отношении Гайдна и Моцарта. Позднее другие авторы добавили в этот список и Бетховена. Венских классиков часто называют также представителями Первой венской школы.

Этих великих композиторов венской школы объединяет виртуозное владение разными стилями музыки и приёмами композиции: от народных песен до полифонии (одновременное звучание, развитие и взаимодействие нескольких голосов или мелодических линий, мелодий). Венские классики создали высокий тип инструментальной музыки, в котором все богатство образного содержания воплощено в совершенную художественную форму. В этом и заключается основная особенность классицизма.

Для представителей венской классической школы характерны универсальность художественного мышления, логичность, ясность художественной формы. В их сочинениях органично сочетаются чувства и интеллект, трагическое и комическое, точный расчёт и естественность, непринуждённость высказывания.

В эпоху классицизма сформировалась сонатная форма , симфония (4-частный сонатно-симфонический цикл), концерт , появился струнный квартет . Расширился состав симфонического оркестра. Сложились главные классические типы камерных ансамблей - фортепианное трио , струнный квартет и другие.

Из музыки для сольных инструментов особенно выделилась фортепианная музыка. Моцарт оказал большое влияние на развитие оперного искусства: он развил различные типы оперы - лирической и социально-обличительной комедии, музыкальной драмы, философской оперы-сказки и других.

Каждый из представителей венской классической школы обладал неповторимой индивидуальностью. Гайдну и Бетховену более близкой была инструментальная музыка, Моцарт в равной мере проявил себя и в оперном, и в инструментальных жанрах. Гайдн больше тяготел к объективным народно-жанровым образам, юмору, шутке, Бетховен - к героике, Моцарт был универсальным художником - ему удавалось всё.

Система жанров, форм и правил гармонии, разработанная классической венской школой, сохраняет своё значение и до сих пор.

А теперь поговорим более подробно о жанрах музыки эпохи классицизма.

Сонатная форма

Сонатная форма сформировалась во второй половине XVIII века в творчестве Моцарта и получила наивысший расцвет в творчестве Бетховена. Творчество Бетховена стало непревзойдённой кульминацией в истории сонатной формы. Композиторы следующей исторической эпохи понимали, что Бетховен довёл сонату до своего абсолюта, и были вынуждены искать пути обновления формы. Условно говоря, сонатная форма в чистом виде после Бетховена начинает уже разрушаться, приобретая изначально чуждые ей признаки.

Разные композиторы решали задачу обновления формы по-разному. Однако, все они искали способ соединения сонатной формы с иными принципами формообразования. Иногда это были принципы, противоположные идее сонатности (то есть непрерывного обновления и развития). Например, Шуберт внёс в сонатную форму песенное начало, Шуман соединил сонатную форму с принципом сюиты. Берлиоз соединил сонатную форму с подробной литературной программой. Лист шёл по пути объединения сонатной формы и сонатно-симфонического цикла.

Итак, сонатная форма - это музыкальная форма, основанная на сопоставлении и развитии 2-х тем, обычно контрастных. Применяется преимущественно в инструментальных произведениях.

Сонатная форма состоит из 3-х разделов:

1) экспозиция - завязка действия. В ней излагаются: главная партия и примыкающая к ней связующая партия , побочная партия и заключительная партия . Чаще всего главная партия носит динамичный, решительный характер, ей противостоит более созерцательная лирическая побочная партия;

2) разработка - драматический центр сонатной формы: сопоставление, столкновение и широкое развитие тем, изложенных в экспозиции; 3) реприза (французское reprise - возобновление) - развязка действия, несколько видоизмененное повторение экспозиции с изложением обеих основных партий в главной тональности.

Иногда перед экспозицией бывает вступление , а после репризы - кода (дополнительный, завершающий раздел, построенный на одной или обеих темах).

Сонатная форма характерна для первых, быстрых частей сонатного цикла, почему и называется сонатным allegro (аллегро).

Сонатной форме предшествовала старосонатная (на рубеже XVII-XVIII вв.).

Поясним, что из себя представляла старосонатная форма.

Старосонатная форма - музыкальная форма, распространенная на рубеже XVII-XVIII вв. и предшествовавшая появлению сонатной формы. Старосонатная форма была основана на сопоставлении 2-х тем, обычно сходных; существенным отличием ее от сонатной формы являлось отсутствие индивидуализированных тем. В старосонатной форме 2 раздела. Первый - изложение главной партии в главной тональности, а побочной партии - в иной тональности.

Наиболее совершенные образцы старосонатной формы - сонаты для клавесина Д. Скарлатти.

Симфония

В переводе с греческого слово «симфония» обозначает «созвучие».

В связи с тем, что симфония сходна по строению с сонатой, сонату и симфонию объединяют под общим названием «сонатно-симфонический цикл». В классической симфонии (в том виде, в котором она представлена в творчестве венских классиков - Гайдна, Моцарта и Бетховена) обычно имеется четыре части.

  • 1-я часть, в быстром темпе (аллегро), пишется в сонатной форме;
  • 2-я, в медленном движении, пишется в форме вариаций, рондо (музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3-х) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами), рондо-сонаты, сложной трёхчастной, реже в форме сонаты;
  • 3-я - скерцо (стремительный темп) или менуэт (старинный народный французский грациозный танец) - в трёхчастной форме da capo с трио (то есть по схеме A-trio-A);
  • 4-я часть, в быстром темпе - в сонатной форме, в форме рондо или рондо-сонаты.

Существуют симфонии как с большим, так и с меньшим количеством частей (есть даже одночастные симфонии).

Программная симфония связана с известным содержанием, изложенным в программе (выраженной, например, в названии или эпиграфе), - например, «Пасторальная симфония» Бетховена, «Фантастическая симфония» Берлиоза и пр. Первыми ввели программу в симфонию Диттерсдорф, Розетти и Гайдн.



Конце́рт (от итал. concerto - гармония, согласие и от лат. concertare - состязаться) - музыкальное сочинение для одного или нескольких солирующих инструментов с оркестром. Существуют также концерты для одного инструмента - без оркестра, концерты для оркестра - без строго определённых сольных партий, концерты для голоса (или голосов) с оркестром и концерты для хора а cappella (пение без инструментального сопровождения).

Концерт появился в Италии на рубеже XVI-XVII вв. как вокальное полифоническое произведение церковной музыки.

В концертах I половины XVIII в. быстрые части обычно основывались на одной, реже на двух темах. Во II половине XVIII в. в творчестве «венских классиков» утвердилась сонатно-симфоническая форма концерта.



Произведение для четырёх смычковых инструментов (как правило - двух скрипок , альта и виолончели ), а также музыкальный коллектив соответствующего состава, исполняющий такие произведения. Струнный квартет - наиболее распространённая разновидность квартета, хотя пользуются популярностью и некоторые другие составы (фортепианный квартет, квартет деревянных духовых).

Здесь следует пояснить, что такое альт. - струнно-смычковый музыкальный инструмент такого же устройства, что и скрипка, но несколько больших размеров, отчего он звучит в более низком регистре. Струны альта настроены ниже скрипичных и выше виолончельных

Форма струнного квартета определялась в творчестве Гайдна. Он кодифицировал квартет как четырёхчастную пьесу (до этого камерные ансамбли могли состоять из произвольного количества частей) и установил композиционную последовательность, аналогичную структуре симфонии: быстрая часть - медленная часть - менуэт - быстрый финал.

Эпоха венской классики стала для квартета эпохой расцвета, и вслед за Гайдном огромный вклад в развитие жанра внесли Моцарт и Бетховен.

В музыке, как ни в одном другом виде искусства, понятие «классика» имеет неоднозначное наполнение. Всё относительно, и любые вчерашние шлягеры, выдержавшие проверку временем, – будь то шедевры Баха, Моцарта, Шопена, Прокофьева или, допустим, The Beatles – можно отнести к классическим произведениям.

Да простят меня любители старинной музыки за легкомысленное слово «шлягер», но ведь и великие композиторы когда-то писали для своих современников популярную музыку, вовсе не замахиваясь на вечность.

К чему всё это? К тому, что важно разделять широкое понятие классической музыки и классицизм, как направление в музыкальном искусстве.

Эпоха классицизма

Классицизм, сменивший через несколько этапов Эпоху Возрождения, сложился во Франции в конце XVII века, отразив в своём искусстве отчасти серьёзный подъём абсолютной монархии, отчасти смену мировоззрения с религиозного на светское.

В XVIII столетии начался новый виток развития общественного сознания – настала Эпоха Просвещения. На смену пышности и высокопарности барокко, непосредственного предшественника классицизма, пришёл стиль, основанный на простоте и естественности.

Эстетические установки классицизма

В основу искусства классицизма положен культ разума рационализм, стройность и логичность . Название «классицизм» по происхождению связывают со словом из латинского языка – classicus, что означает – «образцовый». Идеальным образцом для художников этого направления являлась античная эстетика с её стройной логикой и гармонией. В классицизме разум преобладает над чувствами, индивидуализм не приветствуется, а в любом явлении первостепенную важность обретают общие, типологические черты. Каждое произведение искусства должно строиться по строгим канонам. Требованием эпохи классицизма становится уравновешенность пропорций, исключающая всё лишнее, второстепенное.

Классицизму присуще строгое деление на «высокие» и «низкие» жанры . «Высокие» сочинения – это произведения, обращающиеся к античным и религиозным сюжетам, написанные торжественным языком, (трагедия, гимн, ода). А «низкие» жанры – те произведения, которые изложены на просторечном языке и отражают народный быт (басня, комедия). Смешивать жанры было недопустимо.

Классицизм в музыке – венские классики

Развитие новой музыкальной культуры в середине XVIII века породило возникновение множества частных салонов, музыкальных обществ и оркестров, проведение открытых концертов и оперных представлений.

Столицей музыкального мира в те времена была Вена. Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен – три великих имени, вошедших в историю, как .

Композиторы венской школы виртуозно владели самыми разными жанрами музыки – от бытовых песенок до симфоний. Высокий стиль музыки, в котором богатое образное содержание воплощено в простой, но совершенной художественной форме, – вот главная черта творчества венских классиков.

Музыкальная культура классицизма, как и литература, а также изобразительное искусство, воспевает поступки человека, его эмоции и чувства, над которыми царит разум. Художникам-творцам в их сочинениях присущи логичность мышления, гармония и ясность . Простота и непринуждённость высказывания композиторов-классиков могла бы показаться современному уху банальной (в некоторых случаях, разумеется), если бы музыка их не была столь гениальной.

Каждый из венских классиков обладал яркой, неповторимой индивидуальностью. Гайдн и Бетховен более тяготели к инструментальной музыке – к сонатам, концертам и симфониям. Моцарт был универсален во всем – он с легкостью творил в любом . Он оказал огромное влияние на развитие оперы, создавая и совершенствуя различные ее типы – от оперы буфф до музыкальной драмы.

В плане предпочтений композиторами тех или иных образных сфер для Гайдна более характерны объективные народно-жанровые зарисовки, пастораль, галантность, Бетховену близка героика и драматизм, а также философичность, ну и, конечно, природа, в небольшой степени и утончённая лирика. Моцарт охватил, пожалуй, все существующие образные сферы.

Жанры музыкального классицизма

Музыкальная культура классицизма связана с созданием многих жанров инструментальной музыки – таких, как соната, симфония, концерт. Сформировалась многочастная сонатно-симфоническая форма (4-частный цикл), до сих пор являющаяся основой многих инструментальных сочинений.

В эпоху классицизма сложились главные типы камерных ансамблей – трио, струнный квартет. Система разработанных венской школой форм актуальна до сих пор – современные «навороты» наслаиваются на неё, как на основу.

Кратко остановимся на характерных для классицизма нововведениях.

Сонатная форма

Жанр сонаты существовал ещё в начале XVII века, но окончательно сформировалась сонатная форма в творчестве Гайдна и Моцарта, а Бетховен довел её до совершенства и даже начал ломать строгие каноны жанра.

Классическая сонатная форма основана на противопоставлении 2-х тем (часто контрастных, иногда – конфликтных) – главной и побочной – и их развитии.

Сонатная форма включает в себя 3 главных раздела:

  1. первый раздел – экспозиция (проведение основных тем),
  2. второй – разработка (развитие и сопоставление тем)
  3. и третий – реприза (видоизменённое повторение экспозиции, в котором обычно происходит тональное сближение ранее противопоставляемых друг другу тем).

Как правило, в сонатной форме были написаны первые, быстрые части сонатного или симфонического цикла, потому за ними закрепилось название сонатное allegro.

Сонатно-симфонический цикл

По строению, логике следования частей, симфонии и сонаты очень похожи, отсюда общее название их цельной музыкальной формы – сонатно-симфонический цикл.

Классическая симфония почти всегда состоит из 4-х частей:

  • I – быстрая активная часть в традиционной для неё форме сонатного allegro;
  • II – медленная часть (форма её, как правило, строго не регламентирована – здесь возможны и вариации, и трёхчастная сложная или простая формы, и рондо-сонаты, и медленная сонатная форма);
  • III – менуэт (иногда скерцо), так называемая жанровая часть – по форме почти всегда сложная трёхчастная;
  • IV – финальная и итоговая быстрая часть, для которой тоже нередко выбирали сонатную форму, иногда форму рондо или рондо-сонаты.

Концерт

Название концерта, как жанра, произошло от латинского слова concertare – «состязание». Это произведение для оркестра и солирующего инструмента. Инструментальный концерт, созданный в эпоху Возрождения и получивший просто грандиозное развитие в , в творчестве венских классиков обрёл сонатно-симфоническую форму.

Струнный квартет

Состав струнного квартета обычно включает две скрипки, альт и виолончель. Форма квартета, аналогичная сонатно-симфоническому циклу, определилась уже у Гайдна. Моцарт и Бетховен также внесли свой огромный вклад и проложили пути для дальнейшего развития этого жанра.

Музыкальная культура классицизма стала своеобразной «колыбелью» для струнного квартета, в последующие времена и до настоящего времени композиторы не перестают писать всё новые и новые произведения в жанре концерта – настолько этот вид произведений оказался востребованным.

Музыка классицизма удивительным образом сочетает в себе внешнюю простоту и ясность с глубоким внутренним содержанием, которому не чужды сильные чувства и драматизм. Классицизм, кроме того, является стилем определенной исторической эпохи, причём стиль этот не забыт, а имеет серьёзные связи с музыкой современности (неоклассицизм, полистилистика).

Шишкова Наталия Витальевна

МОУ ДОД "Детская школа искусств №1", г.Балаково

Эпохи в музыке, живописи, архитектуре

Музыка в эпоху Возрождения XV-XVI век.

В средние века, музыка была прерогативой Церкви, поэтому большинство музыкальных произведений были священными, в основе которых лежали церковные песнопения (Григорианский хорал).

За Средневековьем последовал Ренессанс, который был для музыкантов эрой открытий, новшеств и исследовании - эпоха Возрождения всех слоев культурного и научного проявления жизни от музыки и живописи до астрономии и математики.

С изобретением печатного станка, появилась возможность печатать и распространять ноты.

Именно в это время появилась виола - предшественница скрипки. Также были популярные и духовые инструменты - блок-флейта, флейта и рожок. Самая сложная музыка писалась для только что созданного клавесина и органа.

Перселл Генри (1659–1695), английский композитор. Его профессиональная жизнь почти целиком прошла в Королевской капелле и Вестминстерском аббатстве. Основу наследия Пёрселла составляют композиции, созданные «на случай», т.е. связанные с королевской семьей и церковными службами в Капелле и в Аббатстве. Среди духовных произведений композитора не менее 60 антемов, 5 полных служб и множество пьес для солирующих голосов, 6 полных опер и музыка к 44 пьесам.

Рамо Жан Филипп (1683–1764), французский композитор и музыкальный теоретик. Наследие Рамо состоит из нескольких десятков книг и ряда статей по вопросам музыки и теории акустики; четырех томов клавирных пьес, нескольких мотетов и сольных кантат; 29 сценических сочинений – опер, опер-балетов и пасторалей.

Скарлатти, Доменико (1685–1757), сын Алессандро, композитор, крупнейший мастер итальянской клавирной музыки. Самобытность клавирного стиля Скарлатти выявилась в 555 сонатах. В каталоге Киркпатрика значатся 14 опер, 9 ораторий, 16 камерных кантат и арий и 13 духовных композиций. Среди наиболее поразительных черт стиля композитора – красочность диссонирующих гармоний и смелые модуляции, перекрещивание левой и правой рук, репетиции, трели и прочие типы орнаментики.

Архитектура в эпоху Возрождения.

В Италии эпохи Возрождения готикой назвали средневековое искусство Северной Европы - художественный стиль, господствовавший в странах Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы между серединой XII в. и XV-XVI вв. В эпоху Возрождения открытие античности вызывало радость и восторг.

Живопись в эпоху Возрождения.

Боттичелли, Сандро. Рождение Венеры. Около 1482-1483. Возрождение. Италия. Флоренция. Галерея Уффици.В каждой стране эпоха Возрождения имеет свои особенности. В Италии, где Возрождение наиболее полно проявилось в классической форме, оно охватывает XIV- XVII вв. (рубеж XIII-XIV вв. - Проторенессанс; XV в. - Раннее Возрождение; конец XV - первая четверть XVI в. - Высокое Возрождение; XVI в.

Музыка эпохи Барокко (1600-1750)

Слово «барокко» предположительно происходит от португальского perola barroca - жемчужина причудливой формы. И действительно, изобразительное искусство и архитектура этого периода характеризовались весьма вычурными формами, сложностью, пышностью и динамикой. Позже это же слово стало применяться и к музыке того времени. В эпоху барокко родились такие гениальные произведения, как фуги Иоганна Себастьяна Баха, хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия» Георга Фридриха Генделя, «Времена года» Антонио Вивальди, «Вечерня» Клаудио Монтеверди. Музыкальный орнамент стал весьма изощрённым, появился такой вид сочинений, как опера.

Условной точкой перехода между эпохами барокко и ренессанса можно считать создание итальянским композитором Клаудио Монтеверди (1567-1643) его речитативного стиля и последовательное развитие итальянской оперы.

Выдающимся представителем придворных композиторов двора Людовика XIV был Джованни Баттиста Люлли (1632-1687). Уже в 21 год он получил звание «придворного композитора инструментальной музыки». Люлли создал законченный тип французской оперы; так называемой во Франции лирической трагедии

Композитор и виолинист Арканджело Корелли (1653-1713) -известен своей работой над развитием жанра кончерто гроссо. Корелли был одним из первых композиторов, чьи произведения публиковались и исполнялись по всей Европе.

В Англии зрелое барокко отмечено ярким гением Генри Пёрселла (1659-1695). Пёрселл работал в широком спектре жанров; от простых религиозных гимнов до маршевой музыки, от вокальных сочинений большого формата до постановочной музыки. Его каталог насчитывает более 800 работ.

Антонио Вивальди (1678-1741) - итальянский композитор, родился в Венеции. Известность Вивальди принесли публикации его работ, включавшие его трио-сонаты, скрипичные сонаты и концерты (более 500). Он также давал программные названия некоторым своим работам, таким как знаменитые «Времена года».

Но возможно, самым знаменитым придворным композитором стал Георг Фридрих Гендель (1685-1759). Он родился в Германии, учился в Италии, начал свою блистательную и коммерчески успешную карьеру в Лондоне. Гендель перерабатывал материал других композиторов, и постоянно переделывал свои собственные сочинения. Гендель смешал в своей музыке богатые традиции импровизации и контрапункта. Искусство музыкальных украшений достигло в его произведениях очень высокого уровня развития.

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) Германия. За свою жизнь он сочинил более 1000 произведений в различных жанрах, кроме оперы. Но при жизни он не добился какого-либо значимого успеха.

Живопись эпохи Барокко

Живопись барокко или барочная живопись - живописные произведения периода барокко в культуре XVI-XVII веков, тогда как в политическом плане исторический период разделяется на Абсолютизм и Контрреформацию. Живопись барокко характеризуется динамизмом, «плотскостью» и пышностью форм, самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность; яркий пример - Рубенс, Караваджо.

Архитектура эпохи Барокко

Итальянское слово «барокко» означает буквально «странный», «причудливый». Стиль барокко тяготел к парадной торжественности и пышности. Вместе с тем он выразил прогрессивные представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его сложности, изменчивости, постоянном движении.

Музыка эпохи Классицизма.

Классици́зм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX вв. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции.

Франц Йозеф Гайдн (1732-1809) - австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.

Во́льфганг Амаде́й Мо́царт (1756-1791) - австрийский композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист. Его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха.

Лю́двиг ван Бетхо́вен (1770-1827) - великий немецкий композитор, дирижёр и пианист. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии.

Живопись эпохи Классицизма.

Величайший теоретик Ренессанса, Леон Батиста Альберти, еще в XV в. выразил идеи, предвещавшие отдельные принципы классицизма и в полной мере проявившиеся во фреске Рафаэля «Афинская школа» (1511). Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпеи, обожествление античности немецким искусствоведом Винкельманом, во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание.

Архитектура эпохи Классицизма.

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы.

Музыка эпохи Романтизма (1810-1910).

Музыка в романтический период отличается энергией, интенсивностью и страстью. Строгие формы классической музыки обрели экспрессию и выражение. Музыка стала ближе к искусству, литературе и театру. Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной жизни.

Многие композиторы начали создавать симфонии, которые следовали одной основной сюжетной линии или "программе" ("Фантастическая симфония" Берлиоза или "Симфония Фауста" Листа, "Свадебный марш" Мендельсона).

Романтический период был периодом рождения солистов-виртуозов как явления, исполнители становились звездами своих дней. Список виртуозов воглавляют пианисты Лист и Шопен и скрипач Паганини. Все они были музыкальными брилиантами эпохи романтизма.

В Германии очень значительной частью репертуара музыкантов стал романс - идеальная форма для романтизма, как единство музыки и поэзии. Шуберт и Брамс создавали очень много романнсов. Песни были главным образом исполнялись под фортепьяно.

В середине романтической эпохи взошла звезда Джузеппе Верди, который признан одним из величайших композиторов всех времен. Он перевернул всю итальянскую оперу передставив миру новые сюжеты произведений, часто с социальными, политическими или патриотическими темами.

В Германии реформатором оперы стал Рихард Вагнер, он полностью изменил немецкую оперу. Оперы Вагнера написаны как длинная, непрерывно текущая музыка. Характеры персонажей и идеи произведения описывают короткие мелодии названные лейтмотивами.

Живопись эпохи Романтизма.

Романтизм - идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца 18 – начала 19 веков. Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному, жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Мучительный разлад идеала и действительности лег в основу романтического мировосприятия.

Изображение сильных страстей, одухотворение природы, интерес к национальному прошлому, стремление к синтетическим формам искусства сочетаются с мотивами мировой скорби, тягой к исследованию и воссозданию "теневой", "ночной" стороны человеческой души, со знаменитой "романтической иронией".

Архитектура эпохи Романтизма.

Интерес к национальному прошлому (нередко - его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира (прежде всего истории и литературы), идея синтеза искусств нашли выражение в идеологии и практике романтизма.

Музыка XX века. Джаз.

Джаз как форма музыкального искусства появился в США на стыке XIX – XX веков, вобрав в себя музыкальные традиции европейских переселенцев и африканские фольклорные мелодические рисунки.

Характерная импровизационность, мелодическая полиритмия и экспрессивность исполнения стали отличительной чертой первых нью-орлеанских джаз-ансамблей (jazz-band) в первые декады прошлого века.

С течением временем джаз прошел периоды своего развития и становления, меняя ритмический рисунок и стилистическую направленность: от импровизационной манеры рэгтайма (ragtime), к танцевальному оркестровому свингу (swing) и неторопливому мягкому блюзу (blues).

Период с начала 20-х и вплоть до 1940-х годов связан с расцветом джазовых оркестров (биг-бэндов), состоявших из нескольких оркестровых секций саксофонов, тромбонов, труб и ритм-секции. Пик популярности биг-бэндов пришелся на середину 30-х годов прошлого века. Музыка в исполнении джазовых оркестров Дюка Эллингтона (Duke Ellington), Каунта Бэйси (Count Basie), Бенни Гудмена (Benny Goodman) звучала на танцевальных площадках и на радио.

Импрессионизм.

Музыкальный импрессионизм - музыкальное направление, аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное символизму в литературе, сложившееся во Франции в последнюю четверть XIX века - начале XX века, прежде всего в творчестве Эрика Сати, Клода Дебюсси и Мориса Равеля.

Сам по себе термин «импрессионизм» носит подчёркнуто условный характер. Средства живописи, связанные со зрением и средства музыкального искусства, базирующиеся на слухе, могут быть связаны друг с другом при помощи особенных, тонких ассоциативных параллелей, существующих только в сознании.

Импрессионизм в живописи.

Импрессионизм направление в искусстве последней трети 19 – начала 20 века, мастера которого, фиксируя свои мимолетные впечатления, стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости.

Литература.

    Конен В. Пёрселл и опера. М., 1978

    Уэстреп Дж. Г.Пёрселл. Л., 1980

    Брянцева В.Н. Жан Филипп Рамо и французский музыкальный театр. М., 1981

    Малиньон Ж. Ж.Ф.Рамо. Л., 1983

    Окраинец, И.А. Доменико Скарлатти: через инструментализм к стилю. М., 1994

    Лучина Е.И. Опера Алессандро Скарлатти «Гризельда». Воронеж, 1998

В статья была использована информация с сайтов:

    meget.kiev.ua/arhitektura/gotika/

    /info.php?id=44&s=9&PHPSESSID=n89n43q5fvu0gi3ilto64dbb16

  1. /index.php/Muzyka-v-epohu-Vozrozhdeniya.html

  2. artwood.dp.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=4&Itemid=6

    /txt/6barokko01.shtml

    meget.kiev.ua/arhitektura/barokko/

  3. /wiki/Музыка_Барокко

    /wiki/Музыка_периода_классицизма

    /wiki/Классицизм

  4. /wp-content/uploads/2008/10/franz-schubert.jpg

    /alb15954/ft505476/

    arosh.at.ua/dir/

    www.aze.az/news_v_centre_kultury_53175.html

    /art/music/composer/weber/weber_816431914_tonnel.shtml

    /2010/Zametki/Nomer5/BerkovicH2.php

    /music/classic/page/21/

  5. /community/musicworldnews/tag/%e4%e0%f2%fb

    /showthread.php?p=2475118

  6. meget.kiev.ua/arhitektura/romantizm/

Классицизм.

Музыка в период 1750 - 1820 гг.

Термин "классическая" в музыке в основном ипользуется для определения серьезной, художественной музыки, т.е. музыки, которая не является народной, популярной, джазом, роком и т.д. Но также есть и "классический" период в истории музыки, называемый классицизм, яркими представителями классицизма были Гайдн и Моцарт.

Классицизм начался в эпоху Просвещения - время радикальных перемен в осознании человеческих и социальных ценностей и правил поведения в обществе. Вновь появились понятия прав человека, защита этих прав и свободы вероисповедания и слова, произошел поворот к простоте и естественности, который отразился в чистом архитектурном стиле, напоминающем стиль Древней Греции и Рима - отсюда и термин "классический".


Рост свободы в обществе привел к появлению первых публичных концертов, в главных городах Европы образовываются музыкальные общества и оркестры.

Произошли коренные изменения в оркестрах, не осталось потребности в клавесине или органе как в основных музыкальных инструментах, духовые инструменты - кларнет, флейта, труба и др. напротив заняли свое место в оркестре и создали новый, особенный звук.

Новый состав оркестра привел к появлению симфонии - важнейшего типа музыки, по стандарту состоящей из трех темпов - быстрого начала, медленной середины и быстрого окончания. Одним из первых композиторов, использовавших симфонический формат, был сын И.С.Баха - Карл Филипп Эммануил Бах.

Вместе с новым составом оркестра появляется и , состоящий из двух скрипок, альта и виолончели. Работы создаются специально для струнного квартета со своим стандартом в четыре темпа, напоминающим о симфонии.

В эту же эпоху было создано пианино или фортепиано (правильное название). Это позволило музыкантам-клавишникам исполнять музыку в различных вариациях, как мягко (piano), так и более громко (forte), в зависимости от используемых клавиш.

Наиболее важными из сольных произведений классического периода были сонаты, они создавались для любого сольного инструмента, но в первую очередь для игры на фортепиано. Как и , сонаты стали способом объединения множества различных типов инструментальной музыки в один тип.

Самыми яркими композиторами классицизма были великие австрийцы - Йозеф Гайдн и Вольфганг Амадей Моцарт. Гайдн создал фантастическую хоровую, оперную, оркестровую и инструментальную музыку, но самое большое его достижение именно симфонии, которых он написал более ста.
Моцарт - гениальнейший композитор всех времен и народов. Прожив короткую жизнь, он оставил невероятное музыкальное наследие (например, 41 симфонию). Самым большим его достижением считаются оперы, в них он показал себя и как великий музыкант и как талантливый драматург, некоторые из его самых прекрасных опер - "Дон Жуан", "Женитьба Фигаро", "Волшебная флейта".

В конце восемнадцатого столетия восходит еще одна звезда классической музыки - Людвиг Ван Бетховен , композитор, который начал сочинять музыку в классическом стиле, унаследованном от Моцарта и Гайдна, но в конечном счете перерос это и буквально расколол классический стиль, отмечая зарю новой эпохи, известной как Романтический период в музыке.

Классическая эпоха была временем, когда композиторы вводили ощущение элегантности в музыку. Эта ясная и чистая музыка, несущая покой и расслабление, на самом деле намного глубже и в ней можно обнаружить драматическое ядро, трогательные чувства и безграничный драйв.

Великие произведения Классической эпохи:

Моцарт "Реквием", "Дон Жуан", "Волшебная флейта ", Концерт для фортепиано с оркестром № 21, Концерт для кларнета
Гайдн "Сотворение мира", Симфония № 101 "Часы", Струнный квартет oп.76 № 3 "Император"
Глюк "Орфей и Эвредика"
Бетховен Симфония № 3 "Eroica"



Похожие статьи
 
Категории