Духовная и материальная культура. Материальная и духовная культура

24.02.2019

Существуют различные способы анализа структуры культуры. Поскольку культура выступает, прежде всего, как предпосылка всех видов социально-значимой деятельности, то основными элементами ее структуры выступают формы фиксации и передачи социального опыта. В этом контексте основными составляющими культуры являются: язык, обычаи, традиции, ценности и нормы.

Язык - это система условных символов, находящихся в соответствии с определенными объектами. Язык играет важнейшую роль в процессе социализации личности. При помощи языка происходит усвоение культурных норм, освоение социальных ролей, формирование моделей поведения. У каждого человека есть свой культурно-речевой статус, обозначающий принадлежность к конкретному типу языковой культуры: высокому литературному языку, просторечию, местному диалекту.

Традиция - это форма социокультурного воспроизводства, связанная с передачей из поколения в поколение базисных элементов нормативной культуры: символов, обычаев, манер, языка. Необходимость сохранения этих базисных норм определяется самим фактом их существования в прошлом.

Социальная норма - это форма социокультурной регуляции в определенной социальной сфере, характеризующая принадлежность индивида к данной социальной группе. Социальная норма устанавливает допустимые границы деятельности представителей конкретных социальных групп, обеспечивает предсказуемость, стандартность поведения людей в соответствии с их социальными статусами.

Ценность - это категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Каждая историческая эпоха характеризуется специфическим набором и определенной иерархией ценностей. Такая система ценностей выступает в качестве высшего уровня социальной регуляции, составляет основу формирования личности и поддержания в обществе нормативного порядка.

Материальная и духовная культура.

Рассматривая культуру по ее носителю, выделяют материальную и духовную культуру.

Материальная культура включает в себя все сферы материальной деятельности и ее результаты: жилища, одежда, предметы и средства труда, предметы потребления и др. То есть, те элементы, которые обслуживают естественно-органические потребности человека относятся к материальной культуре, которая в прямом смысле своим содержанием удовлетворяет эти потребности.

Духовная культура включает в себя все сферы деятельности и ее продукты: познание, воспитание, просвещение, право, философию, религию, искусство. Духовная культура связана, прежде всего, не с удовлетворением потребности, а с развитием способностей человека, имеющих всеобщее значение.


Одни и те же предметы могут принадлежать и к материальной и к духовной культуре одновременно, а также в процессе существования менять свое предназначение.

Пример. Бытовые предметы, мебель, одежда в повседневной жизни удовлетворяют естественные потребности человека. Но, будучи выставленными в музее, эти вещи уже служат удовлетворению познавательного интереса. По ним можно изучать быт и нравы определенной эпохи .

Культура как отражение духовных способностей личности.

По форме отражения духовных способностей, а также по происхождению и характеру культуры условно можно выделить три следующие формы: элитарную, народную и массовую .

Элитарная , или высокая культура включает в себя классическую музыку, высокохудожественную литературу, поэзию, изящные искусства и т.д. Она создается талантливыми писателями, поэтами, композиторами, живописцами и ориентирована на избранный круг ценителей и знатоков искусства. В этот круг могут входить не только «профессионалы» (литераторы, критики, искусствоведы), но и те, кто высоко ценит искусство и получает от общения с ним эстетическое наслаждение.

Народная культура возникает в известной степени стихийно и чаще всего не имеет конкретных авторов. В её состав входят самые различные элементы: мифы, легенды, былины, песни, танцы, пословицы, частушки, ремесла и многое другое - все, что принято называть фолклером. Можно выделить две составные особенности фольклора: он локализован, т.е. связан с традициями определенной местности, и демократичен, поскольку в его создании принимают участие все желающие.

Массовая культура начинает развиваться с середины ХIХ века. Её не отличает высокая духовность, наоборот, она носит в основном развлекательный характер и в настоящее время занимает основную часть культурного пространства. Это та сфера, без которой невозможно представить жизнь современных молодых людей. Произведениями массовой культуры являются, например, современная эстрадная музыка, кинематограф, мода, современная литература, бесконечные телевизионные сериалы, фильмы ужасов и кинобоевики и т.д.

Социологический подход к пониманию культуры.

В контексте социологического подхода культура - это система ценностей и норм, присущих определенной социальной общности, группе, народу или нации. Основные категории: доминирующая культура, субкультура , контркультура , этническая культура, национальная культура. Рассматривая культуру как характеристику особенностей жизнедеятельности различных социальных групп, выделяют понятия: доминирующая культура, субкультура и контркультура .

Доминирующая культура - это совокупность убеждений, ценностей, норм, правил поведения, которые принимаются и разделяются большинством членов общества. Данное понятие отражает систему жизненно важных для общества норм и ценностей, образующих его культурную основу.

Субкультура - это понятие, с помощью которого социологи и культурологи выделяют локальные культурные комплексы, возникающие в рамках культуры всего общества.

Любая субкультура предполагает свои правила и образцы поведения, свой стиль одежды, свою манеру общения, отражает особенности образа жизни различных сообществ людей. Российские социологи в настоящее время уделяют особенно большое внимание изучению молодежной субкультуры.

Как показывают результаты конкретных социологических исследований, субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов:

Уровня образования (у лиц с более низким уровнем образования, например, учащихся ПТУ она заметно выше, чем у студентов вузов);

От возраста (пик активности 16 - 17 лет, к 21 - 22 годам она существенно понижается);

От места жительства (характерна в большей степени для города, чем для деревни).

Под контркультурой понимается такая субкультура, которая находиться по отношению к доминирующей культуре в состоянии открытого конфликта. Контркультура означает неприятие базовых ценностей общества и призывает к поиску альтернативных форм жизни.

Специфика современной массовой культуры.

Еще в ХIХ веке философы, изучавшие культуру, обратились к анализу сущности и социальной роли массовой и элитарной культуры. Массовую культуру в те времена однозначно рассматривали как выражение духовного рабства, как средство духовного угнетения человека, как способ формирования манипулируемого сознания. Ей противопоставляли высокую классическую культуру, которая воспринималась как способ жизнедеятельности, характерный для привилегированных слоев общества, интеллектуалов, аристократов духа, т.е. «цвета человечества».

В 40-50-е годы ХХ века оформилась точка зрения на массовую информацию как на новый этап культуры. Она успешно разрабатывалась в трудах канадского исследователя Герберта Маршала Маклюэна (1911-1980). Он считал, что все существовавшие культуры отличаются одна от другой средствами общения, потому, что именно средства общения формируют сознание людей и определяют особенности их жизнедеятельности. Как отмечают многие культурологи, концепция Маклюэна и его последователей представляет собой типичную оптимистическую концепцию массовой культуры.

Главная функция массовой культуры - компенсаторно-развлекательная, которая дополняется социально-адаптивной функцией, реализуемой в отвлеченном, поверхностном варианте. В этой связи, западные исследователи неоднократно подчеркивали, что массовая культура превращает людей в любопытствующих наблюдателей жизни, рассматривающих иллюзорный мир видео образов как объективно существующую реальность, а реальный мир, как иллюзию, досадную помеху бытия. Потребление образцов массовой культуры, по свидетельству многих психологов, возвращает взрослых людей на инфантильную стадию восприятия мира, а молодых потребителей этой культуры превращает в пассивных созидателей, неразборчиво поглощающих приготовленные им идеологические «рационы».

Американские исследователи массовой культуры утверждают, что она сегодня выполняет функцию духовного наркотика. Погружая разум человека в мир иллюзий, массовая культура становится школой стереотипов, формирующих не только массовое сознание, но и соответствующее поведение людей. Отстаивая такую позицию, часто исходили из того, что неравенство людей естественно, и оно будет существовать вечно. Что элита будет всегда и в любом обществе, что именно она составляет интеллектуальное правящее меньшинство, обладающее высокой активностью и развитым интеллектом.

Гражданские свободы;

Распространение грамотности во всех слоях населения;

Национальная психология и самосознание, наиболее ярко выраженные в национальном искусстве.

Ученые выделяют два уровня национальной культуры:

Выражающийся в национальном характере и национальной психологии;

Представленный литературным языком, философией, высоким искусством.

Способы овладения национальной культурой:

В отличие от этноса, каждая нация создает специализированные учреждения культуры: музеи, театры, концертные залы и др.

Становлению национального самосознания способствует национальная система образования: школы, высшие учебные заведения.

Сегодня, основная цель национального образования - нравственное воспитание личности, привитие таких социально-значимых качеств, как любовь, гуманизм, альтруизм, толерантность как стремление к свободе и справедливости, равенству прав и возможностей, терпимому отношению к самым разным проявлениям человеческой сущности.

Культура и цивилизация.

В культурологии рядом с понятием культуры существует понятие цивилизации. Этот термин возник позднее понятия «культура» - лишь в ХVIII веке. По одной из версий, его автором, считается шотландский философ А. Феррюгсон, который разделил историю человечества на эпохи:

Дикости,

Варварства,

Цивилизации,

имея ввиду под последней, высшую ступень общественного развития.

Согласно другой версии, термин «цивилизация» был придуман французскими философами-просветителями и использовался ими в двух смыслах: в широком и в узком. Первый означал высокоразвитое общество, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости. Второй смысл тесно переплетался с понятием «культура» и означал совокупность определенных качеств человека- незаурядного ума, образованности, вежливости, изысканности манер и т.д., обладание которыми открывало путь в элитарные парижские салоны ХVIII века.

Современные ученые определяют цивилизацию по следующим критериям, как:

Историческое время (античная, средневековая и др.);

Географическое пространство (азиатское, европейское и др.);

Технология (индустриальное, постиндустриальное общество);

Политические отношения (рабовладельческая, феодальная цивилизации);

Специфика духовной жизни (христианская, мусульманская и др.).

Цивилизация означает определенный уровень развития материальной и духовной культуры.

В научной литературе определение типов цивилизации осуществляется по следующим признакам:

Общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития;

Взаимопроникновение культур;

Наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспективы развития.

На основе этих признаков определены три типа развития цивилизации:

Непрогрессивные формы существования (аборигены Австралии, индейцы Америки, многие племена Африки, малые народы Сибири и северной Европы),

Циклического развития (страны Востока) и

Прогрессивного развития (греко-латинская и современная европейская).

Вместе с тем в культурологии не сложилось единства взглядов на понимание сущности цивилизации как научной категории. Так с позиции А. Тойнби , цивилизация рассматривается как определенная ступень в развитии культуры отдельных народов и регионов. С позиций марксизма, цивилизация толкуется как конкретный этап общественного развития, наступивший в жизни народа после эпохи дикости и варварства, для которого характерно появление городов, письменности, формирование национально-государственных образований. К.Ясперс под цивилизацией понимает «ценность всех культур», подчеркивая тем самым их единый общечеловеческий характер.

Особое место занимает понятие цивилизации в концепции О. Шпенглера. Здесь цивилизация толкуется как конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона, означающий её «закат». Противопоставляя понятия «культура» и «цивилизация», в работе «Закат Европы» он пишет: «... цивилизация есть неизбежная судьба культуры. Здесь достигнут тот самый пик, с высоты которого становится возможным решение труднейших вопросов исторической морфологии.

Цивилизация суть самые крайние и самые искусственные состояния, на которые способен более высокий тип людей. Они... завершение, они следуют за становлением как ставшее, за жизнью как смерть, за развитием как оцепенение, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и задушевным детством. Они - конец без права обжалования в силу внутренней необходимости всегда оказываются реальностью» (Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: в 2 т. М., 1998. Т.1., С. 164.).

При всем разнообразии существующих точек зрения они во многом совпадают. Большинство ученых под цивилизацией понимают достаточно высокий уровень развития материальной культуры и общественных отношений и наиболее важными признаками цивилизации считают: появление городов, возникновение письменности, расслоение общества на классы и образование государств.

В широком смысле под культурой нередко понимается все созданное человеком. Однако во имя чего он создал "вторую природу"? Видимо, человек создавал ее, чтобы удовлетворять свои, прежде всего органические потребности - в пище, одежде, жилище и т.д. Затем у него появились более сложные потребности - духовные. Именно потребности человека материальные и духовные - лежат в основе культуры, являются источником ее возникновения, функционирования и развития.

Исходя из потребностей человека, культуру можно условно разделить на материальную и духовную. Материальная культура, как и духовная, является результатом сознательной деятельности человека, что уже подчеркивает ее духовное начало. Обе культуры имеют сложную структуру.

Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты религию, науку, искусство, литературу и т.д. В свою очередь каждая составляющая духовной культуры может быть структурирована. Например, религия - католическая, православная, протестантская и т.д.; наука - гуманитарная и техническая, которые в свою очередь также можно более подробно структурировать; искусство - декоративное, пластическое, станковое и т.д.

Духовная культура является отражением специфики каждого социального организма. Она выявляет различия между внешне сходными материальными культурами. Есть области, где духовная культура сливается с материальной. Это характерно для произведений, например архитектуры, декоративно-прикладного искусства. Эстетические особенности обычного дома, культового сооружения или дворца не отменяют их материально-вещественного характера или их функции удовлетворять определенные конкретные материальные потребности людей. И дом, и дворец служат жильем, а храм в различные исторические отрезки времени был не только местом проведения религиозных обрядов, но и местом проведения собраний, хранилищем ценностей и даже учебной аудиторией.

Материальная культура охватывает, прежде всего, сферу материального производства и его продукты - материально-вещественные элементы: здания, оборудование, средства коммуникации, предметы быта, продукты (результаты) духовного производства (рукописи, печатная продукция, картины, скульптура и др.). Материальную культуру можно рассматривать как результат, средство и условие деятельности людей.

Функция материальной культуры не исчерпывается только тем, чтобы удовлетворять потребности человека. Она выступает средством воспроизводства материальных основ духовной культуры, создает условия для ее развития, передачи социального опыта. Материальная культура содержит в себе и сохраняет национальные элементы и может выступать как социальный знак и как памятник культуры.

Источниками изучения материальной культуры могут быть:

археологические и этнографические памятники, сохранившиеся элементы или сохранившиеся полностью памятники архитектуры, живописи, скульптуры, мозаики, функционирующая и не функционирующая техника;

письменные источники, несущие информацию о предметах материальной культуры (рукописи, книги, чертежи, схемы и т.д.);

графические изображения, макеты и модели, фото-, кино-, фоно-, теледокументы, записи на различных других носителях.

Все они выступают в виде подлинных либо воспроизведенных предметов в результате реконструкции.

По выстроенным в хронологическом порядке элементам материальной культуры можно судить о ее развитии. Символами эпохи могут быть постройки, типы судов, машины, различные виды оружия. Начиная с ХIХ века, идет процесс индустриализации и технизации материальной культуры (совершенствование полиграфического оборудования, изобретение телеграфа, радио, телевидения, средств записи, воспроизведения и хранения звуковой информации, появление компьютеров и т.д.).

Составной частью материальной культуры являются постройки - жилые, бытовые, культовые, фортификационные, производственные и др. Исторически первыми из них были жилые постройки - от примитивного шалаша до более сложных сооружений. За прошедшие тысячелетия жилища усовершенствовались, но при этом многие их функции остались неизменными - укрывать владельцев от неблагоприятных погодных условий, сохранять тепло, выработанное искусственными источниками (костер, очаг, паровое или иные способы обогрева), защищать от посягательств на жизнь и имущество его обитателей, создавать социальное пространство для бытовой и производственной деятельности.

Не менее разнообразны функции одежды человека, среди которых неизменной остается главная - защита тела от неблагоприятного воздействия внешней среды. Конечно, она может служить социальным, общественным, национально-религиозным знаком отличия. По одежде можно судить об общественном статусе его владельца или о национальной принадлежности. Такие функции несли, например, головные уборы («горлатая» шапка на Руси», папаха, тюбетейка), пояса, вышивка. Данные примеры уже можно отнести к другой функции одежды - украшению человеческого тела. Если проследить эволюцию одежды, то можно прийти к выводу, что для нее характерны, с одной стороны, унификация, с другой - усложнение и разнообразие.

Такое же социальное разнообразие имеет оружие, которое, видимо, первоначально применялось в целях обеспечения успешной охоты, и только на определенном этапе человеческого развития стало использоваться в качестве боевого оружия. Охота постепенно отходит на второй план, и оружие превращается в средство ведения войны. Истории известны племена и народы, для которых война была средством жизнеобеспечения, а оружие превратилось в своеобразное "орудие труда", которое приносило доход, который позволял жить данному народу. Примерами может служить военная политика римлян, древних германцев, скандинавов в УI1I-ХI вв., монголотатарское нашествие на Русь, колониальная политика некоторых европейских государств. Развитие материальной культуры не только многократно умножило силы и возможности человека в духовной сфере, но и одновременно породило острые противоречия. Процесс ее функционирования поставил множество проблем и стал причиной кризисных явлений: экологические проблемы, использование атомной энергии в мирных целях, накопление различных видов оружия массового поражения (атомного, водородного, химического, бактериологического).

Начиная с ХIХ в. и особенно в ХХ в., развитие материальной культуры привело к унификации и стиранию национальных особенностей духовной культуры, которая создавалась на протяжении столетий. Одновременно широкое распространение получила массовая культура. Она явилась результатом развития производства, в том числе предметов потребления, что в конечном итоге ведет к значительному сокращению, а иногда и к гибели индивидуально-национального, в том числе уникального национального ремесленного производства.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Культурология

Российской федерации.. гоу впо российский химико технологический университет.. им д и менделеева..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Нравственность и этическая теория
Этика (от греч. ethos - место общего пребывания, нравы определенного сообщества) - теоретическая дисциплина преимущественно философского характера, объектом изучения которой яв

Искусство и эстетическое освоение действительности
Искусство - практически-духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей. Прекрасное, возвышенное, трагическое - основные эстетические ценности - становятся основ

Темы докладов и выступлений
1. Структура и состав современного культурологического знания. 2. Базовые культурологические школы и концепции. 3. Понятие «массы» в различных философско-культурологических концеп

Что такое культура? Структура и функции культуры
Ученые насчитывают сотни определений «культура», обозначающих ее различное понимание, осмысление и изучение. По их подсчетам, с 1871 по 1919 г., было дано семь определений культуры, с 1920 по 1950

Типология культур. Основание типологии культуры
Типология культур строится на основании нескольких критериев. Их может быть много, например: связь с религией (культуры религиозные и светские); региональная принадлежность культуры (культуры Восто

Культура и цивилизация
Понятие цивилизация входит в научный оборот с ХVIII века, когда начался процесс формирования различных теорий цивилизаций, продолжающийся до настоящего времени.

Н.Я. Данилевский о законах развития цивилизаций
Всего Н.Я. Данилевский выделяет 10 культурно-исторических типов (или самобытных цивилизаций): 1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский,

Эволюция современных цивилизаций
Схематическое изображение 2.3. БАЗОВЫЕ ТЕРМИНЫ ПО ТЕМЕ Гу

Эволюция первобытного общества
Многообразие исторического развития связано с особенностями и различиями возникновения общественной жизни в различных регионах Земли. На ее возникновение повлияли климатические и географические усл

Возникновение ранних форм культуры
Возникновение культуры было не единовременным актом, а длительным эволюционным процессом,не имеющим точной даты зарождения. Об и

Основные черты и признаки цивилизации
С первых тысячелетий существования человек разумный начинает осваивать мир и добивается немалых успехов. К ним можно отнести четыре достижения, которые оказали огромное влияние на судьбы чел

Мифилогия двуречья
Проблемы, освещенные в мифе Содержание мифов Период формирования Пиктографические тексты датируются концом IV - началом

Буддизм - одна из трех мировых религий
Основатель буддизма - принц Гаутама, сын царя племени шакьев. Согласно легенде принц, выехавший однажды из дворца, был потрясен четырьмя встречам

Даосизм
Основателем даосизма был главный хранитель государственного архива при Чжоуском дворе Лао-цзы, автор древнейшего трактата «Лао-цзы» Исходной идеей даосизма

Конфуцианство
Китайский мудрец и проповедник Кун-цзы, в европейской транскрипции известный как Конфуций, жил в VI-V вв. до н.э. По его имени учение называют конфуцианством.

Великая китайская стена III в. до н.э
Великая китайская стена,построеннаядля защиты страны от набегов коч

Культура Древней Греции
Культуру древней Греции и древнего Рима принято называют античной культурой. Культура древней Греции делится на 5 периодов: эгейский или крито-микенский период, гомеровский период, архаическ

Культура Древнего Рима
С конца 1 в. до н.э. ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство. Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм. Римское искусство сложилось на о

Театр Диониса в Афинах
Центральной частью греческого театра, первоначально сооружавшегося для выполнен

Камея Гонзаго
4.3. БАЗОВЫЕ ТЕРМИНЫ ПО ТЕМЕ Агора (аgога) - народное

Культура Византии
Культура Византии - уникальное явление в истории европейской культуры, Эта культура возникла в государстве, которое официально существовало с IV в. по середину ХV в. со столицей Константинополем по

Культура средневековой Европы
Культурная жизнь европейского общества этого периода определяется христианством. Оно выработало новую этику проведения, определило новый взгляд на мир, на место человека в нем. Бог - творец всех ви

Культура эпохи Возрождения
Культуру Итальянского Возрождения делят на четыре периода: 1) XIII в. - проторенессанс, предвозрождение; 2) ХIV в. - раннее Возрождение; 3) ХV в. - высокое Возрождение;

Европейская культура эпохи Просвещения
Хронологические рамки эпохи определены немецким ученым В. Виндельбандом как столетие между Славной революцией в Англии (1639) и Великой французской революцией (1789). Европейское Просвещен

Середина ХII в. - ХV-ХVI вв
Готический стиль пришел на смену романскому, был преимущественно культовым и развивался в рамках феодально-религиозной философии. Новый стиль господствовал в Западной Европе между серединой ХII и Х

Титаны культуры Возрождения
Эпоха Возрождения дала миру выдающихся талантов, обладавших всесторонней образованностью, волей, целеустремленностью, энергией, необычайной гуманитарной широтой. Они создали законы линейной и возду

ХVIII век - столетие музыки
Огромный вклад в развитие музыки внесли австрийские и немецкие композиторы - Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен и др. Во многом б

Реализм
Реалистическую тенденцию в искусстве ХVII века представляет прежде всего голландский художник Рембрандт (1606 - 1669). Истоки этой тенденции находятся в творчестве итальянск

Периодизация культуры России
Развитие отечественной культуры можно разделить на две крупнейшие фазы, внутри которых выделяются самостоятельные, иногда очень отличающиеся по характеру периоды и этапы. Первая фаза

Дохристианская культура славян
По мнению большинства историков, прародиной славян в расцвет бронзового века (середина II тыс. до н. э.) являлась Центральная и Восточная Европа. История восточного славянства и русского этноса как

Культура Древней Руси
Наиболее важным этапом в развитии культуры Древней Руси является новгородский период, относящийся к середине VIII в. К 862 г. относится начало правления в Новгороде Рюрика, основателя династии Рюри

Русская культура XVIII в
Радикальные реформы Петра 1 коснулись в первую очередь культуры. Признаки Петровского времени: 1) утверждение нового взгляда на человеческую жизнь; 2) "спрессованность"

Повесть временных лет
Русско-православная цивилизация (IX-XVII вв.) Исторический период Характеристика исторического периода Предп

Збручевский идол
Датируется X в. Збручевский идол - скульптурно

Развитие грамотности на Руси
Славянская азбука Кириллица - одна из двух славянских азбук, названная по имени славянского просветителя середины IХ в. Кирилла, который в 863 г. создал первую славянскую азбуку и с помощью брата М

Темы докладов и выступлений
1. Этнокультурные и духовные аспекты российской цивилизации в творчестве русских мыслителей XIX века. 2. Концепция всеединства и религиозно-поэтическое учение о Софии В.С. Соловьева.

Художественная культура России ХIХ века
Художественная культура России ХIХ века переживала невиданный подъем и расцвет и стала классической. Основными направлениями русского искусства были: сентиментализм; романтизм; реализм.

Передвижники
Во второй половине XIX в. в России сформировалась организация художников - Товарищество передвижных художественных выставок, объединившее в своем составе наиболее творческие силы русского искусства

М.В. Нестеров Видение отроку Варфоломею. 1889-1890 гг
И.М. Прянишников Общий жертвенный котел в престольный праздник 1888 г. &nb

Культура ХХ столетия и будущее человечества
На рубеже ХIХ-ХХ веков произошли количественные изменения, которые неизбежно должны были перерасти в коренные качественные и оказать глубокое воздействие на процесс развития

М. Шагал. «России, ослам и другим». 1911 г
Репродуцируемый рисунок является вариантом ранней крупноформатной картины, находящейся в парижском Музее современного искусства. В рисунке чувствуются скрытая привязанность художника к жизни русско

Выражение «некультурный человек», с которым мы довольно часто сталкиваемся в повседневной жизни, с точки зрения философии абсолютно неверно. Как правило, говоря так, мы имеем ввиду плохое воспитание или недостаток образования. Человек культурен всегда, ибо он существо социальное, а любое общество имеет свою культуру. Другое дело, что степень её развития не всегда находится на высоком уровне, но это уже зависит от многих сопутствующих факторов: конкретного исторического периода, условий развития и возможностей, которыми располагает общество. Культура - неотъемлемая составляющая часть жизни всего человечества и каждого конкретного индивидуума. Общества без культуры быть не может, как, впрочем, и культуры - без общества, она создает человека, а человек её. Любое новое поколение начинает свое существование в мире духовных и материальных ценностей, уже сложившихся у их предков.

Взаимосвязь культур

Любая деятельность человека и все его достижения явл

яются частью культуры либо материальной, либо духовной. Причем четкой границы между ними провести невозможно. Культура материальная и духовная, так или иначе, неразрывно связаны друг с другом. К примеру, появившийся в нашем доме шкаф - объект вполне физический, однако при его создании были задействованы интеллектуальные способности людей, проявлены фантазия и логическое мышление. В то же время величайшие произведения искусства, являющиеся неоспоримой духовной ценностью, вряд ли появились бы на свет, не будь у художника кисти, а у философа бумаги и пера. Ещё в Древнем Риме талантливейший оратор Цицерон отметил, что наравне с культивированием, под которым в те времена подразумевалась обработка и возделывание земли, существует и другая культура - «возделывания души».

Основные понятия

Материальная культура включает в себя все многообразие производимых человечеством предметов: одежда, жилище, механизмы, оружие, автомобили, предметы быта, музыкальные инструменты и т. д. Основу же культуры духовной составляют продукты интеллектуальной деятельности человека, все то, что было достигнуто силой мысли и талантом. К примеру, это новые идеи и открытия, религия, философия, произведения искусства и психология.Если духовная культура - это совокупность результатов интеллектуальной деятельности человека, то материальная культура - это сотворенный руками человека предметный мир.

Какая культура важней

Материальная культура, как и духовная, живет по своим законам, между уровнями их развития нет прямой связи. Улучшение материального благополучия людей не всегда сопровождалось ростом их духовного развития, а многие величайшие произведения искусства создавались в полной нищете. Однако неоспоримо и то, что человек, нуждающийся в жилье, пище и одежде, не станет задумываться о высоких материях. Тянуться к философии и искусству могут лишь «сытые», удовлетворившие свои физические потребности, люди. Материальная культура наглядно покажет, насколько человек приспособился к жизни, в ладу ли он с природой, в то время как духовная задает основные стандарты поведения, формирует чувство высокого и прекрасного, создает идеалы. Духовная и материальная культура включают в себя все то, что не дано нам природой, что создано трудом человека, то, что существенно отличает нас от животных. Только гармония этих двух культур поможет достичь высоко уровня существования как одного человека, так и целого государства.

Духовная и материальная культура - это две части одного целого. Изучение одной области практически невозможно без исследования другой. Культура материальная подразумевает под собой какие-либо вещественные достижения человечества. К примеру, технические изобретения, архитектура, предметы обихода. Предметы материальной культуры очень помогаеют в работе археологам. По вещественным находкам они могут реконструировать жизнь наших предков, их быт. Материальная культура - это важнейшая часть жизни, которая изменяется и совершенствуется с каждым годом, в соответствии с развитием человечества.

Духовная культура - это также основной показатель цивилизованности людей. Что входит в это понятие? В первую очередь, какие-либо идеи, открытия, концепции. К примеру, к духовной культуре относится психология, различные произведения искусства. В это определение входит все то, что было достигнуто силой человеческой мысли и таланта.

Материальная культура неразрывно связана с духовным аспектом. Прежде чем построить какое-либо здание либо создать другой физический объект, были затрачены интеллектуальные силы людей, их фантазия. В то же время объекты, относящиеся к духовной культуре, также выражаются через материальные предметы. К примеру, человек создал философский труд и познакомил с ним своих читателей посредством книги.

Духовный аспект как и материальная культура, также помогает понять, В первую очередь, это заслуга археологов, которые изучают древние произведения искусства и достижения мысли. Однако духовная культура исследуется не только историками. К примеру, древние верования, сказки, легенды тщательно анализировал в своих работах отец психоанализа Зигмунд Фрейд, а также его последователи. Духовная культура позволяет понять, каким видели мир наши прародители, какой была их психология, что очень ценно для глубокого и вдумчивого познания истории.

Что можно еще сказать по поводу этих двух понятий? Культура материальная и духовная существовала, разумеется, в разных вариантах развития, практически во все времена. Еще древние люди вырезали на стенах пещер рисунки, символизирующие животных, какие-либо обыденные действия, к примеру, охоту.

Материальная культура, как и духовная, за всю историю человечества множество раз переживала и взлеты и падения. Также менялись приоритеты. То есть одна культура становилась более важной, чем другая. Любопытно рассмотреть интерес людей к духовному и материальному аспекту на примере всем известной Эта знаменитая концепция помогает проанализировать, почему одна сторона культуры становится важнее другой. Человек, лишенный основных материальных благ, то есть крова, пищи и средств, помогающих обезопасить себя, вряд ли заинтересуется духовной стороной жизни. Личность, удовлетворившая все свои базовые потребности, уже тянется к таким областям, как искусство, философия, религия.

Культура материальная наглядно показывает, насколько человек смог адаптироваться в природных условиях. Без этого аспекта существование государства, и даже человека, практически невозможно. Однако и духовная культура очень важна для всего общества. Без нее человек бы так и остался варваром. Духовная культура задает определенные стандарты поведения, формирует идеалы, развивает чувство прекрасного. Без нее невообразима ни одна цивилизация. Однако духовная культура - это не развлечение для избранных, ведь в нее входит и образование, и кино, и разнообразные книги. Гармония материальных объектов и достижений человеческого интеллекта помогает достичь высокого уровня существования, как целого государства, так и отдельно взятого человека.



Похожие статьи
 
Категории