Ценности и нормы, культурные традиции. Культурные нормы и культурные ценности

01.05.2019

Ценность понимается как общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами.

Т. Парсонс отмечал, что ценность – это представление о желательном, влияющее на выбор поведенческой альтернативы. Однако надо заметить, что культура не состоит только лишь из позитивных ценностей, она включает и ненормативные аспекты фольклора, литературы, музыки, а также технологические и другие навыки; во-вторых, ценность и признанные образцы поведения могут не совпадать, например проституция в ряде культур является признанным образцом поведения, но не является ценностью.

Проблема ценностей достаточно глубоко разработана в философии и социологии, антропологии и психологии (Э. Дюркгейм, П. А. Сорокин, Т. Парсонс и др.). В западной культурной антропологии существуют две полярные теории. Одна из них – это релятивистская, отрицающая возможность объективного анализа ценностных структур различных обществ и рассматривающая ценностные системы как относительные. Другая (противоположная) теория – антирелятивистский позитивизм, утверждающий возможность изучения ценностных структур с позиции объективной науки.

Какова роль ценностного компонента в жизни людей? Культурная жизнь без ценностей невозможна, так как они придают обществу необходимую степень порядка и предсказуемости. Через систему ценностей, накопившихся в культуре, осуществляется регуляция человеческой деятельности.

«Лишенные своих значимых аспектов, все явления человеческого взаимодействия становятся просто биофизическими явлениями и в таком качестве образуют предмет биофизических наук», – отмечает Питирим Александрович Сорокин. И действительно, все эти явления культуры, созданные людьми, все эти произведения, механизмы и вещи, лишенные ценностной компоненты, становятся просто грудами бумаги, металла или мрамора, тоннами изведенной краски или кусками материи. И тогда они могут являться предметом физики, химии или биологии, изучающих их структуру, строение или свойства, но не социальных или гуманитарных наук.

По мнению П. А. Сорокина, именно ценность служит фундаментом всякой культуры. В зависимости от того, какая ценность доминирует, он делит все культурные сверхсистемы на 3 типа:

1) идеационный;

2) чувственный;

3) идеалистический.

Если преобладает идеационная культура, то высшей ценностью в ней становятся Бог и Вера, а к чувственному миру, его богатствам, радостям и ценностям формируется безразличное или отрицательное отношение.

В чувственной культуре преобладает ценность чувств. Смысл имеет только то, что мы видим, слышим, осязаем. Формирование ее начинается в XVI в. и достигает своего апогея к середине XX в. Ценности религии, морали, другие ценности идеационной культуры приобретают относительный характер: они либо отрицаются, либо к ним совершенно равнодушны. В такой культуре познание становится эквивалентом эмпирического знания, представленного естественными науками; они вытесняют религию, теологию и даже философию.

Идеалистическая система культуры, по мнению П. А. Сорокина, – промежуточная между идеационной и чувственной. Ее ценности – это ценности разума, рационализирующего объективную реальность, которая отчасти сверхчувственна, а отчасти чувственна.

В обыденном сознании понятие «ценность», как правило, ассоциируется с оцениванием предметов человеческой деятельности и общественных отношений с точки зрения добра и зла, истины и лжи, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т. д. При этом оценивание происходит с позиции своей культуры, следовательно, собственная система ценностей и воспринимается как «подлинная», как точка отчета для хорошего и плохого.

Культурология же исходит из понимания того, что ценностью является весь мир культуры, что ценностные системы различных культур равноправны, что нет культуры своей или чужой, а есть своя и другая и что мир тем устойчивее, чем многообразней.

Что лежит в основе универсального и специфического в природе ценностей? Существует огромная разница между тем, как воспринимаются ценности разными людьми разных культур. Это восприятие зависит и от их идеи индивидуальных или групповых установок.

Нет культуры, где не оценивались бы отрицательно убийство, ложь или воровство, хотя существуют различия в представлениях о границах терпимости ко лжи и воровству (в одних культурах в качестве наказания отсекают руку, в других – лишают свободы).

Ценности, распространенные повсеместно и одинаковые или весьма сходные по содержанию, усваиваются всеми культурами как необходимая часть; они вечны и обязательны для всех обществ и индивидов. Но «одеты» эти ценности в специфические культурные «одежды», т. е. конфигурация ценностной системы, соотношение и взаимодействие элементов внутри нее являются продуктами той или иной культуры.

Как изменяются ценности? Какие факторы на это влияют? Время от времени в той или иной культуре возникают опасения, что может произойти подмена «своих» ценностей «чужими». Так, сегодня большая обеспокоенность проявляется в связи с «американизацией» русской культуры.

Ценности как на уровне личности, так и на уровне социума, обнажаются в ситуации кризиса (индивидуального или группового – смерть, пожар, бедствие) или конфликта (семейного, военного, социального, политического и т. п.). Э. Дюркгейм ввел понятие «аномии», обозначающее состояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов и состояний в развитии общества, когда старые социальные нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились. «Прежние Боги стареют или умирают, а новые не родились» (Э. Дюркгейм, «Социология»). Именно это состояние описывает Йохан Хейзинга в «Осени Средневековья», представляя картину страданий и смятения конфликта ценностей уходящей культуры и возникновения в результате новых форм социокультурной реальности.

Япония оказалась, может быть, единственным исключением в современном мире, где дух целостного мировосприятия, сформировавшийся в неспешном Средневековье и отразившийся в традиционном художественном творчестве, не оказался вытесненным научно-технической революцией и массовой культурой.

Между тем ценности любой культуры невозможно изменить ни доказательствами их несостоятельности, ни демонстрацией более привлекательных ценностей. «Мутация» ценностей происходит сравнительно медленно даже при целенаправленном мощном воздействии, а исчезают они только вместе с исчезновением самой культуры.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Ценность - это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту. Ценность для человека имеют предметы, которые доставляют ему положительные эмоции: удовольствие, радость, наслаждение и т.п. Поэтому он желает их и стремится к ним. Ценностью могут обладать как материальные вещи или процессы, так и духовные явления (знания, представления,идеи). Предметы могут иметь ценность, но они сами по себе не являются ценностями. Ценность - не предмет, а особый вид смысла, который усматривает в нем человек.

У каждого человека начиная с детства образуются личные ценностные ориентации, т.е. ценностные представления, с помощью которых он ориентируется в мире ценностей и определяет, какие из ценностей являются для него более значимыми, а какие менее. Система ценностных ориентации личности, образуется на основе господствующих в культуре ценностных представлений.

В системе ценностных ориентации личности следует различать финальные, инструментальные и производные ценности.

Финальные ценности - это высшие ценности и идеалы, важнее и значимее которых нет ничего. Они являются конечными целями человеческих устремлений, главными жизненными ориентирами; направленность на такие ценности определяет ведущие интересы личности и смысл всей ее жизни. Это самоценности, которые ценны сами по себе, а не потому, что служат средством для достижения каких-либо иных ценностей.

Инструментальные ценности представляют собой средства и условия, необходимые в конечном счете для достижения и сохранения финальных ценностей. Так, красивые безделушки, изящная

одежда, художественные изделия, которыми люди украшают свое жилье, могут иметь инструментальную ценность как средства, позволяющие наслаждаться красотой; занятия спортом могут обладать инструментальной ценностью как условие сохранения и укрепления здоровья - финальной ценности.

Производные ценности - это следствия или выражения других ценностей, имеющие значимость лишь как признаки и символы последних. Например, подарок - производная ценность, знак любви, дружбы, уважения. Производной ценностью являются медаль или грамота, символизирующие заслуги, которыми человек гордится.

В толковых словарях обычно указываются два значения слова «норма»: 1) узаконенное установление, признанный обязательным порядок; строй чего-либо (например, «войти в норму» - значит прийти в порядок, в обычное состояние); 2) установленная мера, средняя величина

чего-нибудь (например, «норма выработки», «норма выпадения осадков»). Эти значения близки друг другу, и оба имеются в виду, когда речь идет о культурных нормах. Культурные нормы узаконены и признаны прежде всего в том смысле, что поддерживаются силой традиций, обычаев, общественного мнения. Во многих случаях они являются «неписаными».

Культурные нормы окружают нас со всех сторон, и мы очень часто следуем им, не осознавая этого. Выполнение социокультурных норм опирается на интуитивно, найденные или сознательно

выработанные представления человека о том, что можно и чего нельзя делать. В то же время общество осуществляет социальный контроль над поведением людей, стимулируя нормативное и пресекая девиантное поведение.

Функции нормы :

Следование культурным нормам выступает необходимым условием для организации совместной деятельности и поддержания общественного порядка. В этом состоит социальная

функция культурных норм.

С другой стороны, культурные нормы представляют собой процедурные правила, способы и программы деятельности, нацеленные на получение желаемого результата. В этом заключается их технологическая функция. Они определяют технологию человеческой деятельности, т.е. то, что и как надо сделать, чтобы достичь успеха в каком-либо деле, получить конкретный «технический результат».

Культура функционирует как живая система ценностей, как живой организм до тех пор, пока активно действует человек как творческое, созидающее и активно действующее существо. Человек организовывает потоки ценностей по каналам культуры, он совершает обмен и распределение их, он сохраняет, продуцирует и потребляет как материальные, так и духовные продукты культуры, а осуществляя эту работу, он созидает и самого себя как субъекта культуры, как социального существа.

В духовной культуре могут действовать нормы , которые выделились из обычаев и приобрели самостоятельное существование, или специально разработаны для случаев особого регулирования поведения человека, свидетельствующих об их принадлежности к конкретным социальным и культурным группам и выражающих представления о должном и желательном. Нормативное регулирование отношений предполагает добровольное и сознательное принятие каждым человеком распространенных в данной культуре норм деятельности.

В культурологии существует следующая классификация норм:

1) нормы, устанавливающие порядки в обществе в целом и составляющих его группах (нравственные и правовые);

2) экономические;

3) политические;

4) технические или технологические;

5) нормы, относящиеся к области коммуникации и социализации;.

6) нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межиндивидуальные.

В закрытых культурах обычаи и нормы регламентируются, и их соблюдение является неукоснительным. В открытых культурах возможен плюрализм норм и обычаев, что порождает атмосферу терпимости. Такие условия требуют от человека выбора и более творческого подхода к избираемым мотивам поведения. Все это способствует духовному обогащению личности и росту социальной комфортности в жизни человека.

На более высоком уровне духовной культуры доминирующее значение в качестве регуляторов человеческого существования приобретают ценности . Ценность понимается как общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами. Ценность, как более сложный и развитой регулятив поведения, подразумевает выбор, допускает полярность решений, что свидетельствует о двойственной природе ценности.

Классификаций ценностей множество, и зависят они от того, что положено в основание, например:

ценности витальные , связанные с идеалами здоровой жизни, физического и духовного здоровья, идеального образа жизни;

ценности социальные , связанные с социальным благополучием, должностью, благосостоянием, комфортной работой;

ценности политические , связанные с идеалами свободы, правопорядка и безопасности, гарантий гражданского равенства;

ценности нравственные , связанные с идеалами справедливости, чести, добра и т.п.;

религиозные и идеологические ценности, связанные с идеалом смысла жизни, предназначения человека;

художественно-эстетические ценности, связанные с идеалом прекрасного, гармонии, красоты;

семейно-родственные ценности, связанные с идеалом семейного уюта, благополучия и уважения идеалов различных поколений;

ценности трудовые , связанные с идеалами мастерства, талантливости, с результатами труда и т.д.


Природа ценностей такова, что они теологичны , т.е. заряжены целевыми установками, причем цели, как правило, имеют некоторую возвышенность, а поэтому они выходят за рамки обыденной жизни. В обществе всегда есть социальные силы, которые стремятся рафинировать ценности, придать им элитарный статус. Есть силы, которые стремятся приземлить и упростить ценности. Гибкая, развитая культура вырабатывает механизмы интеграции элитарных ценностей и повседневных потребностей. Для этого работают идеологи, политики, философы и т.д.

Время от времени в той или иной культуре возникают опасения, что может произойти размывание ее ценностного ядра, подмена «своих» ценностей «чужими».Так, сегодня большая обеспокоенность проявляется в связи с «американизацией» русской культуры.

Каждая культура обладает корпусом образцовых норм и ценностей, определяющих ее уникальность и своеобразие. К числу фундаментальных ценностей американской культуры относится «личный успех», в то время как в русской культуре – достижение правды и справедливости. В исламе абсолютной ценностью является Аллах, но не личность, поскольку Аллах никогда не воплощается в людях. В ценностное ядро китайской культуры, регулирующейся конфуцианством, вошел культ древности такой силы, что китайское общество и государство не только просуществовали в почти не менявшемся виде более двух тысяч лет, но и приобрели огромную силу инертности.

Итак, ценности – основа и фундамент культуры, они в ней глубоко укоренены и выполняют роль ее важнейшего регулятора как на уровне культуры в целом, так и на уровне личности .

Как отмечал П. Сорокин: «люди с глубоко укоренившейся системой ценностей мужественно перенесут любое бедствие. Им это будет гораздо легче, чем людям, либо вовсе не имеющим никакой целостной системы ценностей, либо обладающим системой, основанной главным образом на земных ценностях, от «вина, женщин и песни» до богатства, славы и власти. Такие ценности разрушаются под воздействием кризисов, а их приверженцы остаются полными банкротами, отверженными и беспомощными, не имеющими цели в жизни и никакой поддержки. Люди с трансцендентальной системой ценностей и глубоким чувством нравственного долга обладают ценностями, которых не может у них отнять ни один человек и ни одна катастрофа. При всех обстоятельствах они сохраняют ясность ума, чувство человеческого достоинства, самоуважения. Имея эти качества, они могут вынести любое испытание, каким бы суровым оно не было».

К важнейшим элементам человеческой культуры относятся нормы, совокупность которых называется нормативной системой культуры.

Нормы - это правила, регулирующие человеческое по ведение . Культурные нормы предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. С помощью знаковых систем они передаются от поколения к поколению и превращаются в «привычки» общества, обычаи, традиции.

Функции культурных норм: являться обязанностями и указывать меру необходимости в человеческих поступках; служить ожиданиями в отношении будущего поступка; контролировать отклоняющееся поведение; служить образцами, эталонами поведения.

Нормы классифицируются по разным основаниям: по сфере применения - в малой или большой социальной группе. Соответственно различают 2 типа: 1) групповые привычки - нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодежных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах); 2) общие правила - нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Американский социолог Уильям Грехэм Самнеру выделял следующие виды культурных норм: обычаи (folkways); нравы (mores); законы (laws). Сегодня типология культурных норм учитывает традиции, обычаи, привычки, нравы, табу, законы, моду, вкус и увлечения, верования и знания и др.

Привычка - исходная клеточка социальной и культурной жизни людей одновременно. Они отличают один народ от другого, один социальный слой от всех других. Манеры - внешние формы поведения человека (основаны на привычках), получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. По отдельности манеры - элементы, или черты культуры, а вместе - образуют особый культурный комплекс - этикет. Обычай - традиционно установившийся порядок поведения. Обычаи - одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять, они присущи широким массам людей (в отличие от манер и этикета). Привычки и обычаи, переходящие от одного поколения к другому, - традиции (все то, что унаследовано от предшественников) Разновидностью традиции является обряд- совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. Обряд характеризует не избирательные, а массовые действия, в которых выражаются определенные религиозные представления или бытовые традиции; он охватывает все слои населения. Церемония - последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных празднованию каких-либо событий или дат. Ритуал - стилизованный и тщательно распланиро в а нны й набор жестов и слов (с символическим значением), исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого действа. Нравы - особо оберегаемые и высоко чтимые обществом массовое образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества; их нарушение наказывается более сурово, чем нарушение традиций. Табу - абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет.

Разновидность нравов – законы , т.е. нормы, или правила поведения, оформленные парламентским или правительственным документом,. подкрепленные политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения. Право - система обязательных правил поведения, санкционированных государством и выраженных в определенных нормах. Право, закон, обычай и ценности общества тесно взаимосвязаны между собой и составляют фундамент нормативной системы культуры. Традиции и обычаи человек усваивает независимо от своей воли и желаний. Здесь нет свободы выбора. Такие элементы культуры, как вкусы, увлечения и мода, свидетельствуют о свободном выборе человека. Вкус - склонность или пристрастие к чему-либо, понимание изящного. Мода - быстро преходящая популярность чего-либо или кого-либо.

Культура покоится на системе ценностей. Ценность – это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту. Ценности оправдывают нормы и придают им смысл (жизнь человека - ценность, а ее охрана - норма) Но ценность не тождественна экономическому пониманию ее как стоимости (денежного выражения ценности). Ценности не всегда можно выразить в денежной форме, как нельзя в товарно-денежной форме выразить вдохновение, воспоминание, радость творчества и иные проявления души человека. Другими словами ценность выступает критерием, по которому производится оценка человеком значимости действий, идей и мнений.

Ценность следует отличать от полезности. Ценная вещь может быть бесполезной, а полезная - не иметь ценности. Французский философ И.Гобри в качестве основных ценностей выделил: пользу, красоту, истину и добро.

Знания - достоверные сведения о чем-либо, научные сведения, результат познания специализированной деятельности, осуществляемой подготовленными людьми. В отличие от знаний, верование - убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной.

Все множество рассмотренных видов культурных норм составляет нормативную систему культуры , в которой все элементы должны быть согласованы. Закономерность построения общества: совокупность ценностей должна соответствовать совокупности норм. Ключевым звеном нормативной системы культуры выступает общественная мораль - предписания того, что такое правильное и неправильное поведение в соответствии с провозглашенными нормами. Культурные различия могут принимать форму противоречия или столкновения (культурный или нормативный конфликт). Нарушение равновесия в нормативной системе культуры принимает разные формы. Аномия - такое состояние общества, в котором значительная часть жителей, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно. Аномия – это нарушение культурного единства общества, возникшее вследствие отсутствия четко установленных культурных норм. Нормы морали - это неписаные требования, которые функционируют в обществе в виде принципов, понятий, идей, оценок. Нормы морали не являются продуктом какой-то специализированной институциональной деятельности. Их реализация обеспечивается не путем принуждения, а путем нравственного убеждения (совестью) или средствами общественного мнения через одобрение или осуждение тех или иных поступков.

Выделяют три функции морали:

    Мотивационная – нравственные принципы выступают как причины поведения, побуждающие к действию.

    Конструктивная – мораль является центральной формой социальной культуры, а ее принципы – высшими по отношению к другим формам культуры.

    Координационная – мораль обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в различных обстоятельствах.

«Золотое правило нравственности» гласит: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Ценности являются главным элементом культуры, основой ценностно-нормативного механизма, регулирующего поведение групп и общностей. Общественный характер ценностей проявляется в том, что культура каждого общества имеет свою иерархию ценностей, наиболее важных и значимых целей, признанных в данном обществе, имеющих глубинный смысл для людей.

Каждая сфера культурной деятельности человека обладает имманентным ей ценностным измерением: ценности материальной жизни, экономики, социального порядка, политики, морали, искусства, науки, религии достаточно автономны. Однако каждый тип культуры связан с иерархизацией, соподчинением ценностных сфер.

Процесс развития культуры сопряжен с переоценкой ценностей, начинающейся с выдвижением нового эталона, с позиций которого рассматриваются предметы, обладающие ранее установленными ценностными характеристиками. В зависимости от избираемого основания классификации ценности делятся на предметные и субъектные, жизни и культуры, ценности-средства и ценности-цели, относительные и абсолютные. Выделяют культурные ценности (витальные, материальные, мемориальные, художественные, идеологические, нравственные, религиозные, социальные блага, экзистенциальные ориентации и т.п.), которые определяют должное поведение и образ жизни людей в системе культуры данного общества. Такое должное поведение призвано сплотить общество, обеспечить его выживание, а также нормальное функционирование. Этнические ценности обозначаются самим этносом в качестве наиболее специфичных, маркирующих его историческое и культурное своеобразие качеств. Основанием для формирования системы этнических ценностей является исторический социальный опыт коллективной жизнедеятельности членов этноса. При этом наиболее функционально эффективные и социально-приемлемые формы удовлетворения интересов и потребностей людей, способствующие повышению уровня их социальной интегрированности, аккумулируются в системе ценностных ориентации данного сообщества, входят в его культурную традицию. К подобным этническим ценностям чаще всего относят некоторые черты национального характера, традиционные формы жизнеобеспечения, бытовые обычаи и особенности национального этикета, особенности религиозности, элементы обыденного мировоззрения, национальной мифологии, черты народной художественной культуры. Этнические ценности пополняются культурными формами, сложившимися в сфере специализированных сегментов культуры: политической, экономической, правовой, военной, религиозной, художественной и т.д. Это традиции и символика национальной государственности, системы масти и социального уклада, конфессиональные, художественно-стилистические и другие этноидентифицирующие маркеры.

Культурные нормы - стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным социальным и культурным группам и выражающий их представление о должном, желательном. Назначение нормы состоит в минимизации случайных обстоятельств, субъективных мотивов, психологических состояний. Нормативное регулирование отношений предполагает добровольное и сознательное принятие каждым человеком распространенных в данной культуре норм деятельности. Нормы регламентируют деятельность людей во всех сферах культуры - от элементарных актов материально-практического характера до морали, искусства, науки и религии. На базе норм складываются различные социальные технологии, способы рационализации жизненного мира. В своем историческом бытии нормы неотрывны от существующих в данной культуре ценностей, поскольку переводят представления о них в инструментальный план. Вместе с изменением ценностной шкалы, выдвижением новых идеалов социокультурного плана изменяются и нормы.

Существуют разные способы классификации норм. Американский социолог Толкотт Парсонс, в частности, называет:

o нормы, устанавливающие порядки в обществе в целом и в составляющих его группах;

o экономические нормы;

o политические нормы;

o собственно культурные нормы, относящиеся к области коммуникации и социализации.

Можно выделять разнообразные культурные нормы (образцы, паттерны, правила, стандарты, каноны, традиции, мораль, этика, эстетика, стиль, мода, нормативность функциональных проявлений: культура труда и потребления, быта и досуга, общения и взаимодействия и т.п.). Различают нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межиндивидуальные. При этом требования к одним и тем же нормам, распространенным в разных социальных общностях и в разные исторические периоды, расходятся между собой. Нормы отличаются друг от друга по уровню обязательности выполнения, по степени свободы их выбора в ситуациях неопределенности. Существуют нормы, обязательность которых однозначна вплоть до применения строгих санкций (выполнение правовых норм, норм технической деятельности на индустриальном производстве и т.п.). В других случаях допускается вариативность норм поведения: например, традиции часто содержат в себе набор стандартных образцов, из которых человек может выбирать. Возможны ситуации, когда предусматривается достаточно свободное реагирование человека: уличная среда, домашняя обстановка.

Действие любой нормы не абсолютно; норма переживает период зарождения, утверждения, потом теряет стабильность, начинает разрушаться. Разрушение одних культурных норм всегда сопровождается созданием новых. Нормотворчество - такой же неотъемлемый признак культурной динамики, как и аномия, т.е. разрушение норм.

Культурные универсалии - это нормы и ценности, присущие всем культурам.



Похожие статьи
 
Категории