Некрасов кому на руси жить хорошо образы. Напишите,пожалуйста,сочинение на тему:Русское крестьянство в поэме Н.А

26.03.2019

/ / Образы крестьян в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Знаменитая поэма Н.А. Некрасова « » открывает и описывает читателям образы крестьян, которым довелось испытывать на себе тяготы и трудности послереформенного времени в России. Некрасов знакомит нас с обычными, крестьянскими мужиками, которые решили узнать, кто же на самом деле счастлив в России – помещик, купец, поп или сам царь?

Семь странников совершают обход земель русских в поисках истины. Они встречают на пути своем разных персонажей, однако никогда и никому не отказывают в помощи. Путешественники выручают Матрену Тимофеевну, узнав о том, что ее урожай погибает. Помощь мужиков ощутила и Безграмотная губерния.

Благодаря странствиям героев, Николай Алексеевич знакомит читателей с различными особами, которые занимают совершенно разное положение в обществе. Это и духовенство, и купечество, и дворянство. И на фоне них автор может контрастно выделить представителей крестьянства – самих путешественников, с их отличительными чертами характера и поведением.

В ходе прочтения поэмы, мы знакомимся с бедным крестьянином по имени Яким Нагой. Он, работая всю свою жизнь, так и остался в лавах самых обедневших слоев населения. На него походит большинство жителей деревни Босово.

Анализируя портрет данного героя, в котором Некрасов сравнивает его с самой матушкой землей, называя шею бурою, а лицо кирпичным, можно догадываться, какой труд он ежедневно проделывает и выполняет на пользу других. Однако Яким не расстраивается из-за своего положения, ведь он верит в крестьян, в то, что у них есть светлое и достойное будущее.

Другой некрасовский персонаж – отличался своей неподкупностью и честностью. К тому же, он был необычайно умен.

На примере этого героя, Некрасов показывает, насколько солидарны были крестьяне. Народ доверился Ермиле во время покупки мельницы, за что он принимает сторону крестьян и поддерживает их бунт.

Неоднократно, при описании образа настоящего крестьянина, Некрасов упоминает о богатырях, на которых походили многие из них. Образ Савелия яркое тому подтверждение. Он высокий, мощный сильный. И не смотря на такие мужицкие черты, Савелий необычайно искренний, добрый и чистый человек. Он с трепетом и любовью относится в Матрене Тимофеевне. Савелий часто впадает в философские раздумья над тем, должен ли простой народ терпеть все те унижения и тягости, которые свалились на трудящие плечи.

Что же касается женских образов, которым Некрасов уделял немаловажное внимание, их описание слилось воедино в персоне Матрены Тимофеевны. Это женщина, которая всеми силами стремилась к борьбе за счастье, за свободу. Она была сильной, обладала необычайной выдержкой и стойкостью. Судьба ее не была легкой. Она, выйдя замуж, терпела на себе испытания несчастьями и, в конечном итоге, принялась за тяжелую работу наравне с мужиками.

Очень часто выплескивала свои эмоции с помощью песен. Песню Некрасов называет душой народа, ведь в ней крестьяне изливали всю свою боль, всю горечь, которая тяготила их нелегкие жизни.

К тому же, есть в тексте поэмы и персонажи помещицких слуг, которые тяжело восприняли отмену крепостного права. Они настолько привыкли прислуживать и выполнять поручения, что совершенно потеряли чувство собственного достоинства и стали безликими.

Это и Яков, который расправляется с собой на глазах барина, чтобы отомстить ему. Это и Клим, и Ипат. Этих людей обычные крестьяне презирают, ненавидят еще больше помещиков. Ведь они продались, стали бесхребетными и низкими существами.

На этом поприще, Николай Некрасов описывает то сильнейшее расслоение, которое произошло в среде крестьян. И причиной всему стала реформа 1861 года.

Некрасов, в тексте своей поэмы не забыл упомянуть и о том, что крестьяне были необычайно религиозными. Их вера в Бога, во Всевышнего была сильней всего. Они обращались к нему за помощью, искали защиты и поддержки. Только с надеждой и верой представители крестьян могли идти вперед, к счастливой жизни.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Николай Алексеевич раскрыл образы типичных представителей класса крестьян. Писатель пытается сказать, что крестьяне – это не просто рабы, это сила, которая, в конечном итоге, может проявить и показать себя. Поэтому, с ней обязательно нужно считаться и наделять своими собственными правами и свободами.

Введение

Начиная работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов мечтал создать масштабное произведение, в котором отразились бы все знания о крестьянах, накопленные им за жизнь. С раннего детства перед глазами поэта проходило «зрелище бедствий народных», и первые детские впечатления подтолкнули его и в дальнейшем изучать уклад крестьянской жизни. Тяжелый труд, человеческое горе, и вместе с тем – огромная духовная сила народа – все это замечал внимательный взгляд Некрасова. И именно благодаря этому в поэме «Кому на Руси жить хорошо» образы крестьян выглядят настолько достоверными, как будто поэт лично знал своих героев. Логично, что поэма, в которой главным героем выступает народ, насчитывает большое количество крестьянских образов, но стоит вглядеться в них пристальнее – и нас поразит разнообразие и живость этих персонажей.

Образ главных героев-странников

Первые крестьяне, с которыми знакомится читатель – это крестьяне-правдоискатели, поспорившие о том, кому хорошо живется на Руси. Для поэмы важны не столько их отдельные образы, сколько в целом та идея, которую они выражают – без них сюжет произведения просто бы развалился. И, тем не менее, Некрасов наделяет каждого из них именем, родной деревней (названия деревень уже сами по себе красноречивы: Горелово, Заплатово…) и определенными чертами характера и внешности: Лука – завзятый спорщик, Пахом – старик. Да и взгляды крестьян, несмотря на целостность их образа, различны, каждый не отступается от своих взглядов вплоть до драки. В целом же образ этих мужиков является групповым, поэтому в нем и выделяются самые основные, характерные почти для любого крестьянина черты. Это крайняя бедность, упрямство и любознательность, желание отыскать правду. Отметим, что описывая дорогих его сердцу крестьян, Некрасов все же не приукрашает их образы. Он показывает и пороки, в основном – всеобщее пьянство.

Крестьянская тема в поэме «Кому на Руси жить хорошо» не единственная – во время своего путешествия мужики встретят и помещика, и попа, услышат о жизни разных сословий – купеческого, дворянского, духовенства. Но все другие образы так или иначе служат для более полного раскрытия основной темы поэмы: жизни крестьян в России сразу после реформы.

В поэму введено несколько массовых сцен – ярмарка, пир, дорога, по которой идет множество людей. Здесь Некрасов изображает крестьянство как единое целое, которое одинаково мыслит, единогласно говорит и даже одновременно вздыхает. Но при этом образы крестьян, изображенные в произведении, можно разделить на две большие группы: честный трудовой народ, ценящий свою свободу и крестьяне-холопы. В первой группе особенно выделяются Яким Нагой, Ермил Гирин, Трофим и Агап.

Положительные образы крестьян

Яким Нагой – типичный представитель беднейшего крестьянства, и сам похожий на «землю-матушку», на «пласт, сохой отрезанный».

Всю свою жизнь он работает «до смерти», но при этом остается нищим. Его печальная история: когда-то жил в Питере, но затеял тяжбу с купцом, очутился из-за нее в тюрьме и вернулся оттуда «как липочка ободранный» – ничем не удивляет слушателей. Таких судеб в то время на Руси было множество… Несмотря на тяжелый труд, у Якима хватает сил заступиться за своих соотечественников: да, пьяных мужиков много, но трезвых – больше, они все великие люди «в работе и в гульбе». Любовь к правде, к честному труду, мечта о преобразовании жизни («надо бы громам греметь») – вот основные составляющие образа Якима.

Трофим и Агап в чем-то дополняют Якима, у каждого из них выделено по одной основной черте характера. В образе Трофима Некрасов показывает бесконечную силу и терпение русского народа – Трофим снес однажды четырнадцать пудов, а после едва живой вернулся домой. Агап – правдолюбец. Он единственный отказывается участвовать в представлении для князя Утятина: «крестьянских душ владение окончено!». Когда же его заставляют, он на утро умирает: для мужика легче умереть, чем согнуться обратно под ярмо крепостного права.

Ермил Гирин наделен автором умом и неподкупной честностью, за это-то его и выбирают бургомистром. Он «душой не покривил», а раз сбившись с верного пути, не смог жить не по правде, перед всем миром принес покаяние. Но честность и любовь к своим соотечественникам не приносят крестьянам счастья: образ Ермила трагический. На момент повествования он сидит в остроге: так обернулась его помощь бунтующему селу.

Образы Матрены и Савелия

Жизнь крестьян в поэме Некрасова не была бы изображена полностью без образа русской женщины. Для раскрытия «женской доли», которая «горе – не житье!» автор выбрал образ Матрены Тимофеевны. «Красивая, строгая и смуглая», она подробно рассказывает историю своей жизни, в которой только тогда и была счастлива, как жила у родителей в «девичей холе». После же началась тяжелая, наравне с мужчинами, работа, придирки родни, искорежила судьбу смерть первенца. Под эту историю Некрасов выделил в поэме целую часть, девять глав – куда больше, чем занимают рассказы остальных крестьян. Это хорошо передает его особое отношение, любовь к русской женщине. Матрена поражает своей силой и стойкостью. Все удары судьбы она сносит безропотно, но в то же время умеет постоять за своих близких: ложится под розги вместо сына и спасает мужа из солдат. Образ Матрены в поэме сливается с образом народной души – многострадальной и долготерпеливой, оттого речь женщины так богата песнями. Эти песни зачастую – единственная возможность излить свою тоску…

К образу Матрены Тимофеевны примыкает еще один любопытный образ – образ русского богатыря, Савелия. Доживающий свою жизнь в семье Матрены («он жил сто семь годов»), Савелий не раз задумывается: «Куда ты, сила, делася? На что ты пригодилася?». Сила же вся ушла под розгами и палками, растратилась во время непосильного труда на немца и источилась на каторге. В образе Савелия показана трагическая судьба русского крестьянства, богатырей по натуре, ведущих совершенно неподходящую для них жизнь. Несмотря на все тяготы жизни, Савелий не озлобился, он мудр и ласков с бесправными (единственный в семье защищает Матрену). Показана в его образе и глубокая религиозность русского народа, искавшего в вере помощи.

Образ крестьян-холопов

Другой тип крестьян, изображенный в поэме – это холопы. Годы крепостного права искалечили души некоторых людей, которые привыкли пресмыкаться и уже не мыслят своей жизни без власти над собой помещика. Некрасов показывает это на примерах образов холопов Ипата и Якова, а также старосты Клима. Яков – это образ верного холопа. Всю свою жизнь он потратил на выполнение прихотей своего барина: «Только и было у Якова радости: / Барина холить, беречь, ублажать». Однако нельзя жить с барином «ладком» – в награду за примерную службу Якова барин отдает в рекруты его племянника. Тогда-то у Якова и открылись глаза, и он решился отомстить своему обидчику. Клим становится начальником благодаря милости князя Утятина. Скверный хозяин и ленивый работник, он, выделенный барином, расцветает от чувства собственной важности: «Горда свинья: чесалася / О барское крыльцо!». На примере старосты Клима Некрасов показывает, как страшен вчерашний холоп, попавший в начальники – это один из самых отвратительных человеческих типажей. Но сложно провести честное крестьянское сердце – и в деревне Клима искренне презирают, а не боятся.

Итак, из различных образов крестьян «Кому на Руси жить хорошо» складывается цельная картина народа как огромной силы, уже начинающей понемногу восставать и осознавать свое могущество.

Тест по произведению

Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» создавалась на протяжении более десяти лет (1863—1876), Основная проблема, интересовавшая поэта, — поло-жение русского крестьянина при крепост-ном праве и после «освобождения». О сущ-ности царского манифеста Н. А. Некрасов говорит словами народа: «Добра ты, царская грамота, да не про нас ты писана». Кар-тины народной жизни написаны с эпичес-кой широтой, и это дает право назвать по-эму энциклопедией русской жизни того времени.

Рисуя многочисленные образы кресть-ян, различные характеры, автор делит ге-роев как бы на два лагеря: рабов и бор-цов. Уже в прологе мы знакомимся с крестьянами-правдоискателями. Живут они в деревнях с характерными названиями: v Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка. Цель их путешествия — найти счастливого человека на Руси. Путешествуя, крестьяне встречаются с разными людьми. Выслушав рассказ по-па о его «счастье», получив совет узнать о счастье помещика, крестьяне говорят:

Ты мимо их, помещиков!

Известны нам они!

Правдоискатели не удовлетворяются «дворянским» словом, им нужно «слово христианское»:

Дай слово христианское!

Дворянское с побранкою,

С толчком да с зуботычиной,

То непригодно нам.

Правдоискатели трудолюбивы, всегда стремятся помочь другим. Услышав от кре-стьянки, что не хватает рабочих рук убрать хлеб вовремя, мужики предлагают:

А мы на что, кума?

Давай серпы! Все семеро

Как станем завтра, — к вечеру

Всю рожь твою сожнем!

Так же охотно они помогают косить траву крестьянам Безграмотной губернии.

Наиболее полно Некрасов раскрывает образы крестьян-борцов, которые не пре-смыкаются перед господами, не смиряют-ся со своим рабским положением.

В страшной нищете живет Яким Нагой из деревни Босово. Он до смерти работает, спасается под бороной от жары и дождя.

Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле...

Читая описание облика крестьянина, мы понимаем, что Яким, всю жизнь маясь на се-ром, бесплодном клочке земли, и сам стал, как земля. Яким признает, что большая часть его труда присваивается «дольщика ми», которые не трудятся, а живут на труды таких же, как он, крестьян:

Работаешь один,

А чуть работа кончена,

Гляди, стоят три дольщика:

Бог, царь и господин!

Всю свою долгую жизнь Яким трудился, испытал много лишений, голодал, побывал в тюрьме, и, «как липочка ободранный, вернулся он на родину». Но все же он нахо-дит в себе силы создать хоть какой-то быт, какую-то красоту. Яким украшает свою из-бу картинками, любит меткое слово, речь его полна пословиц и поговорок. Яким — образ крестьянина нового типа, сельского пролетария, побывавшего в отхожем про-мысле. И его голос — голос самых передо-вых крестьян: . У каждого крестьянина

Душа, что туча черная —

Гневна, грозна — и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям...

С большим сочувствием относится поэт к своему герою Ермилу Гирину, сельскому старосте, справедливому, честному, умно-му, который, по словам крестьян,

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновному,

Душой не покривил...

Один только раз Ермил поступил не по со-вести, отдав сына старухи Власьевны вмес-то своего брата в армию. Раскаиваясь, он пытался повеситься. По мнению крестьян, Ермил имел все для счастья: спокойствие, деньги, почет, но его почет особый, не куп-ленный «ни деньгами, ни страхом: строгой правдою, умом и добротой».

Народ, защищая мирское дело, в труд-ную минуту помогает Ермилу сохранить мельницу, проявляет к нему исключитель-ное доверие. Этот поступок подтверждает способность народа выступать сообща, миром. И Ермил, не побоявшись острога, выступил на стороне крестьян, когда «бун-товалась вотчина помещика Обрубкова». Ермил Гирин — защитник крестьянских интересов.

Следующий и наиболее яркий образ в этом ряду — Савелий, богатырь святорус-ский, борец за народное дело. В молодос-ти он, как и все крестьяне, долго терпел жестокие издевательства со стороны по-мещика Шалашникова и его управляюще-го. Но Савелий не может принять такой по-рядок, и он бунтует вместе с другими крес-тьянами, он закопал в землю живым немца Фогеля. «Лет двадцать строгой каторги, лет двадцать поселения» получил за это Савелий. Вернувшись стариком в родное село, он сохранил бодрость духа и нена-висть к угнетателям. «Клейменый, да не раб!» — говорит он о себе. Савелий до ста-рости сохранил ясный ум, сердечность, от-зывчивость. В поэме он показан как народ-ный мститель:

...Наши топоры

Лежали — до поры!

О пассивных крестьянах он говорит пре-зрительно, называя их «погибшие... про-пащие».

Некрасов называет Савелия богатырем святорусским, подчеркивая его героичес-кий характер, а также сопоставляет его с народным героем Иваном Сусаниным. Образ Савелия олицетворяет стремление народа к свободе.

Этот образ дан в одной главе с образом Матрены Тимофеевны не случайно. Поэт показывает вместе два богатырских рус-ских характера. Матрена Тимофеевна про-ходит через многие испытания. В родитель-ском доме ей жилось привольно и весело, а после замужества пришлось работать, как рабе, сносить попреки мужниной родни, по-бои мужа. Только в работе и в детях находи-ла она радость. Тяжело пережила она смерть сына Демушки, голодный год, ни-щенство. Но в трудные минуты она проявля-ла твердость и настойчивость: хлопотала об освобождении мужа, незаконно взятого в солдаты, даже отправилась к самому гу-бернатору. Заступилась за Федотушку, ког-да его хотели наказать розгами. Непо-корная, решительная, она всегда готова от-стаивать свои права, и это сближает ее с Савелием. Рассказав о своей многотрудной жизни странникам, она говорит, что «не де-ло — между бабами счастливую искать». В главе, названной «Бабья притча», кресть-янка говорит о женской доле:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У Бога самого.

Но Некрасов уверен, что «ключи» должны найтись. Крестьянка дождется и добьется счастья. Поэт говорит об этом в одной из песен Гриши Доброскпонова:

Еще ты в семействе покуда — раба,

Но мать уже вольного сына!

Некрасов с особым чувством создал об-разы правдоискателей, борцов, в которых выразилась сила народа, воля к борьбе с угнетателями. Однако поэт не мог не об-ратиться и к темным сторонам жизни крес-тьянства. В поэме изображены крестьяне, которые свыклись со своим рабским поло-жением. В главе «Счастливые» крестьяне-правдоискатели встречаются с дворовым человеком, который считает себя счастли-вым потому, что был любимым рабом князя Переметьева. Дворовый гордится тем, что его дочка вместе с барышней «училась и французскому и всяким языкам, садиться позволялось ей в присутствии княжны». А сам дворовый тридцать лет стоял за сту-лом у светлейшего князя, лизал после него тарелки и допивал остатки заморских вин. Он гордится «близостью» к господам и своей «почетной» болезнью — подагрой. Про-стые свободолюбивые крестьяне смеются над рабом, смотрящим свысока на своих собратьев-мужиков, не понимая всей низо-сти своего лакейского положения. Дворо-вый князя Утятина Ипат даже не поверил, что крестьянам объявлена «воля»:

А я князей Утятиных

Холоп — и весь туг сказ!

С детства и до самой старости барин вся-чески издевался над своим рабом Ипатом. Все это лакей принимал как должное: ...выкупал

Меня, раба последнего,

Зимою в проруби!

Да как чудно!

Две проруби:

В одну опустит в неводе,

В другую мигом вытянет —

И водки поднесет.

Не мог Ипат забыть господских «милос-тей»: того, что после купанья в проруби князь «водки поднесет», то посадит его «рядом, недостойного, с своей персоной княжеской».

Покорный раб это и «холоп примерный — Яков верный». Он служил у жестокого госпо-дина Поливанова, который «в зубы холопа примерного... походя дул каблуком». Несмо-тря на такое обращение, верный раб до са-мой старости берег и ублажал барина. По-мещик жестоко обидел верного слугу, отдав в рекруты его любимого племянника Гришу. Яков «задурил»: сначала «мертвую запил», а потом завез барина в глухой лесной овраг и повесился на сосне над его головой. Поэт осуждает такие проявления протеста так же, как и холопскую покорность.

С негодованием Некрасов говорит о таких предателях народного дела, как староста Глеб. Он, подкупленный наследником, унич-тожил «вольную», данную крестьянам перед смертью старым барином-адмиралом, чем «на десятки лет, до недавних дней, восемь тысяч душ закрепил злодей».

Для характеристики дворовых крестьян, лишенных чувства собственного достоин-ства, поэт находит презрительные слова: раб, холоп, пес, Иуда. Некрасов заключает характеристики типическим обобщением:

Люди холопского звания —

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказания,

Тем им милей господа.

Создавая различные типы крестьян, Не-красов утверждает: счастливых среди них нет, крестьяне и после отмены крепостного права по-прежнему обездолены и обес-кровлены, изменились только формы угне-тения. Но среди крестьян появляются люди, способные к сознательному, активному протесту. И потому поэт верит, что в буду-щем на Руси наступит хорошая жизнь:

Еще народу русскому

Пределы не поставлены:

Пред ним широкий путь.

Некрасов задумал «Кому на Руси жить хорошо» вскоре после реформы 1861 года, в результате которой были фактически ограблены миллионы крестьян. Правительству удалось подавить народные бунты, но крестьянская масса еще долго не успокаивалась. В это тяжкое время, не теряя надежды на лучшее будущее, поэт занялся всесторонним художественным исследованием народной жизни.

В центре поэмы - собирательный образ русского крестьянина. Поэма отражает крестьянские радости и горести, крестьянскую жажду воли и счастья. Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней:

Добра ты, царска грамота,

Да не про нас ты писана…

Сюжет поэмы очень близок к народному сказу о поиске счастья и правды. Герои поэмы ищут «Непоротой губернии, Непотрошенной волости, Избыткова села». Как и в народных сказках о правде и кривде, на «столбовой дороженьке» «сошлись семь мужиков». И как в сказках, спорщики расходятся во мнениях, ссорятся, а потом, при помощи чудесной птички, говорящей человеческим языком, мирятся и отправляются искать счастливого. Описание того, что видели правдоискатели во время странствий по Руси, рассказы о себе людей, которые считают себя счастливыми, и составляют содержание поэмы. Ходоки за счастьем видят безрадостную, бесправную, голодную жизнь народа в губерниях с говорящими за себя названиями: Испуганная, Подстреленная, Безграмотная. Мужицкое «счастье», с горечью восклицает поэт, «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями!» Счастливых среди крестьян нет. Кто же занят поисками счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

Прежде всего, это семеро мужиков-правдоискателей, пытливая мысль которых заставила их задуматься над коренным вопросом жизни: «Кому живется весело, вольготно на Руси?» Разнообразно представлены крестьянские типы. Это крестьяне разных деревень. Каждый шел за своим делом, но вот они встретились, заспорили. И деревни названы, и губернии, и мужики по именам перечислены, но мы понимаем, что нельзя относить события ни к какому-то определенному году, ни к какому-то определенному месту. Тут вся Русь с ее вечными наболевшими заботами. В принципе, каждый из семерых уже имеет свой ответ на вопрос:

Кому живется весело,

Вольготно на Руси?

Роман сказал: помещику,

Демьян сказал: чиновнику,

Лука сказал: попу.

Купчине толстопузому! -

Сказали братья Губины,

Иван и Митродор.

Старик Пахом потупился

И молвил, в землю глядючи:

Вельможному боярину,

Министру государеву.

А Пров сказал: царю…

Тот прямой ответ, какой искали крестьяне, они не получили. Ответ возник в другом смысле. У попа есть свои претензии к новой жизни, у помещика и купца - свои. Никто не хвалит новое время, все вспоминают о старом.

Порвалась цепь великая,

Порвалась - расскочилася,

Одним концом по барину,

Другим по мужику.

Разве не похожа наша сегодняшняя ситуация на воссозданную Некрасовым? Обделены мужики - и в прошлом, и в настоящем. С горькой иронией описывает Некрасов в главе «Счастливые», как странники приготовили целое ведро водки, чтобы угостить самого удачливого мужика. Но получился лишь горький список народных несчастий. Старуха счастлива, что в ее огороде уродилась репа, солдат - что был нещадно бит палками, но остался жив. Каменотес счастлив своей молодой силой, а слабосильный - что живым вернулся с тяжелых работ. Отвращение у мужиков вызывает еще один «счастливый» - лакей, который после сорока лет службы болен не какой-нибудь мужицкой грыжей, а «благородной» барской болезнью - подагрой.

Счастье, по мнению Некрасова, заключается вовсе не в том примитивном смысле, в каком понимали его семь ходоков-крестьян, а - в сопротивлении, борьбе, противостоянии горю и неправде, оно не делится попросту между мужиками и господами. Симпатии автора демонстрируют его несомненную духовную близость с демократическим, разночинским движением. Недаром он с такой симпатией пишет о возмутителях социального спокойствия: бывшем каторжнике Савелие, поднявшем «всю Корежину» против помещика Шалашникова, закопавшем живым жестокого бурмистра; Ермиле Гирине, попавшем в острог за защиту интересов крестьян, разбойнике Кудеяре. К числу крестьян, поднявшихся до сознания своего бесправного положения, принадлежит и Яким Нагой, понявший, кому достаются плоды крестьянского труда. Автор создает в поэме образ еще одного искателя крестьянского счастья - «народного заступника» Гриши Добросклонова. Голодное детство, суровая юность сына батрачки и сельского дьячка сблизили его с народом, ускорили духовное созревание и определили его жизненный путь:

…лет пятнадцати

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного

Родного уголка.

Гриша Добросклонов многими чертами своего характера напоминает Добролюбова, в котором Некрасов видел «идеал общественного деятеля». Он - борец за народное счастье, который хочет быть там, «где трудно дышится, где горе слышится». Он видит, что многомиллионный народ пробуждается к борьбе:

Рать поднимается

Неисчислимая!

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Эта мысль наполняет его душу радостью и уверенностью в победе. На основной вопрос поэмы - кому на Руси жить хорошо? - Некрасов отвечает образом Гриши Добросклонова, «народного заступника ». Вот почему поэт говорит:

Быть бы нашим странникам под родною крышею,

Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

Труден, но прекрасен путь, по которому идет Гриша Добросклонов. Но именно на нем ждет человека подлинное счастье, так как, по мнению Некрасова, счастлив может быть только тот, кто отдает себя борьбе за благо и счастье народа. Название некрасовской поэмы уже давно стало крылатым выражением, которое получило сегодня вторую жизнь, так как вновь перед обществом стоят вопросы, поставленные великими классиками XIX столетия: «Кто виноват?», «Что делать?» и «Кому на Руси жить хорошо?»

Сочинения по литературе: Образы крестьян в поэме «Кому на руси жить хорошо»

В поэме "Кому на Руси жить хорошо" Н. А. показывает жизнь русского крестьянства в послереформенной России, их тяжелое положение. Главной проблемой этого произведения является поиск ответа на вопрос, "кому живется весело, вольготно на Руси", кто достоин и не достоин счастья? Автор вводит в поэму образ семерых крестьян-странников, путешествующих по стране в поисках счастливцев. Это групповой портрет, поэтому в образе семерых "временнообязанных" даются лишь общие черты, характерные для русского крестьянина: бедность, любознательность, непритязательность. Мужики не ищут счастья среди трудового народа: крестьян, солдат. Их представление о счастье связано с образами духовенства, купечества, дворянства, царя. Крестьянам-правдоискателям свойственно чувство собственного достоинства. Они глубоко уверены в том, что трудовой народ лучше, выше, умнее помещика. Автор показывает ненависть крестьян к тем, кто живет за их счет. Некрасов также подчеркивает любовь народа к труду, его стремление помочь другим людям. Узнав, что у Матрены Тимофеевны погибает урожай, мужики без колебаний предлагают ей помощь; они также помогают в покосе крестьянам Безграмотной губернии.

Путешествуя по России, мужики встречают различных людей. Раскрытие образов встреченных правдоискателями героев позволяет автору охарактеризовать не только положение крестьянства, но и жизнь купечества, духовенства, дворянства... Но главное внимание все же автор уделяет крестьянам.

Образы Якима Нагого, Ермилы Гирина, Савелия, Матрены Тимофеевны сочетают в себе как общие, типичные черты крестьянства, как, например, ненависть ко всем "дольщикам", тянущим с них жизненные силы, так и индивидуальные черты.

Яким Нагой, олицетворяющий массу беднейшего крестьянства, "до смерти работает", но живет бедняком, как и большинство крестьян деревни Босово. Его портрет свидетельствует о постоянном тяжелом труде:

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо...

Яким понимает, что крестьянство - великая сила; он горд своей принадлежностью к нему. Он знает, в чем сила и слабость "крестьянской души":

Душа, что туча черная -

Гневна, грозна - и надо бы

Громам греметь оттудова...

А все вином кончается...

Яким опровергает мнение о том, что крестьянин беден оттого, что пьет. Он раскрывает истинную причину такого положения - необходимость работать на "дольщиков". Судьба Якима типична для крестьян пореформенной Руси: он "живал когда-то в Питере", но, проиграв тяжбу с купцом, попал в тюрьму, откуда вернулся, "как липочка ободранный" и "за соху взялся".

Другой образ русского крестьянина - это Ермила Гирин. Автор наделяет его неподкупной честностью и природным умом. Крестьяне уважают его за то, что он

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновного,

Душой не покривил...

Пойдя против "мира", поступившись общественными интересами ради личных, - отдав в солдаты вместо своего брата соседского парня, - Ермила мучается угрызениями совести и доходит до мысли о самоубийстве. Однако он не вешается, а идет каяться к народу.

Важен эпизод с покупкой мельницы. Некрасов показывает солидарность крестьянства. Они доверяют Ермиле, и тот выступает на стороне крестьян во время бунта.

Важна также мысль автора о том, что русские крестьяне - это богатыри. С этой целью вводится образ Савелия, богатыря святорусского. Несмотря на невыносимо тяжелую жизнь, герой не утратил лучших своих качеств. Он с искренней любовью относится к Матрене Тимофеевне, глубоко переживает смерть Демушки. О себе же он говорит: "Клейменный, да не раб!". Савелий выступает в роли народного философа. Он размышляет над тем, должен ли народ терпеть и дальше свое бесправие, угнетенное состояние. Савелий приходит к выводу: лучше "недотерпеть", чем "перетерпеть", и он призывает к протесту.

Сочетание в Савелии чистосердечия, доброты, простоты, сочувствия к угнетенным и ненависти к угнетателям делает этот образ жизненным и типичным.

Особое место в поэме, как и во всем творчестве Некрасова, занимает показ "женской доли". В поэме автор раскрывает ее на примере образа Матрены Тимофеевны. Это сильная и стойкая женщина, борющаяся за свою свободу и свое женское счастье. Но, несмотря на все усилия, героиня говорит: "Не дело между бабами счастливую искать".

Судьба Матрены Тимофеевны типична для русской женщины: после замужества она попала с "девичьей холи в ад"; на нее одно за другим посыпались несчастья... Наконец, Матрена Тимофеевна так же, как и мужики, вынуждена надрываться на работе, чтобы прокормить свою семью.

В образе Матрены Тимофеевны также присутствуют черты богатырского характера русского крестьянства.

В поэме "Кому на Руси жить хорошо" автор показал, как крепостное право морально калечит людей. Он проводит перед нами вереницу дворовых людей, слуг, холопов, которые за много лет пресмыкательства перед барином полностью потеряли свое собственное "я" и человеческое достоинство. Это и Яков верный, мстящий барину тем, что убивает себя на его глазах, и Ипат, холоп князей Утятиных, и Клим-Некоторые крестьяне становятся даже угнетателями, получая незначительную власть от помещика. Крестьяне ненавидят этих рабов-холопов еще больше, чем помещиков, они презирают их.

Таким образом, Некрасов показал расслоение в среде крестьянства, связанное с проведением реформы 1861 года.

В поэме также отмечена такая черта русского крестьянства, как религиозность. Это способ уйти от действительности. Бог - высший судья, у которого крестьяне ищут защиты и справедливости. Вера в Бога - это надежда на лучшую жизнь.

Итак, Н. А. Некрасов в поэме "Кому на Руси жить хорошо" воссоздал жизнь крестьянства в пореформенной России, раскрыл типичные черты характеров русских крестьян, показав, что это - сила, с которой надо считаться, которая постепенно начинает осознавать свои права.



Похожие статьи
 
Категории