Изучение пословиц - это целый мир, сформированный на отголосках наших предков, это возможность лучше понять нашу историю, прикоснуться к жизни прошлых поколений, понять насколько важно было творчество в прошлых столетиях и как оно изменилось.
Объясняя детям смысл пословиц, взрослые в значительной степени социализируют малышей. Дети научатся правильно воспринимать и понимать моральные нормы. У ребят лучше развивается мышление и речевой аппарат. Речь ребенка после использования пословиц становится богаче и выразительнее. Кроха начинает лучше воспринимать те или иные фразеологизмы, у него формируется четкая и понятная речь. Множество пословиц направлено именно на воспитание у ребенка личности.
Существует определенный перечень обучающих пословиц. Их необходимо в обязательном порядке рассмотреть и по возможности применить на практике с вашим малышом
Тип «разъясни пословицу»
В данном случае требуется объяснить своему ребенку, что пословицу необходимо правильно понимать. Нужно научить малыша говорить ее своими словами. Эти действия позволят развить у ребенка мышление, а также научат делать свои собственные выводы. Такие поговорки необходимо использовать ежедневно, достаточно одной или двух за сутки и они помогут правильно развить вашего малыша. Излагать пословицы можно как в произвольной форме (на ваш выбор), так и в виде определенных тематических блоков.Пословицы, имеющие тематику труда:
★ Сделал дело - гуляй смело.
★ Дело мастера боится.
★ Любишь покататься – полюби и саночки возить.
★ Терпение и труд все перетрут.
★ Под лежачий камень вода не течет.
★ Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
★ Делу время, а потехе час.
★ Труд человека покормит, а лень его испортит.
★ Скучно всем до вечера, если делать нечего.
★
Желаешь кушать калачи, тогда не сиди ты на печи.
Не менее распространены среди родителей и пословицы, связанные с учебой:
★ Если много узнаешь, то сильнее станешь.
★ Миру светит солнце, а человеку познания.
★ В ученье свет, а в не ученье тьма.
★ По одежке встречают, а по уму провожают.
★
Век живи, век учись.
Нравятся современным детям пословицы и о дружбе, символизирующие доброту и заботу:
★ Постоянно друга ищи, а когда найдешь, то береги.
★ Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
★ Настоящий друг раскроется в беде.
★ Гуси свиньям не товарищи.
★ Если ты скажешь, кто твои друзья, я скажу тебе, кто есть ты.
★
Старый друг лучше новых двух.
Весьма познавательными и полезными будут пословицы, направленные на любовь к чтению:
★ Книга красива не письмом, а умом.
★ С книгами жить и век не тужить.
★ Книга мала, но ума придала.
★ Хорошая книга – самый верный друг.
★ Тот, кто много читает, тот все знает.
★
Книга создана для ума, как тепленький дождь для всходов.
Тематика пословиц может затрагивать и какие-то предметы (вещи):
★ Не все то золото, что блестит.
★ Снаружи смотрится мило, а внутри все сгнило.
★ Не на внешность, а по делам рассматривай.
★ Дела не в самом названии, а в исходном содержании.
★
Снаружи все красиво, а внутри пусто.
Обучать пословицы могут и манере поведения в определенной ситуации:
★ Слово – это не воробей, вылетит - не поймаешь.
★ Язык мой – это враг мой.
★ Никто никого за язык не тянет.
★ Семеро одного не ждут.
★ Поспешишь, людей насмешишь.
★ Сделав зло - на добро не надейся.
★ Если взялся ты за гуж, то не говори, что не дюж.
★ Запрягая прямо, поедешь криво.
★
Как аукнется, так и откликнется.
Пословицы могут быть связаны и с особенностями характера:
★ Смелость города возьмет.
★ За правильное дело можно стоять смело.
★
Яблоко от яблони недалеко падает.
Выше описаны наиболее распространенные разновидности пословиц. Поговорки могут быть об особенностях природы, погоды, связанные с семейными отношениями и временами года, так и о растительном, животном мире, о денежных средствах, о достоинствах и недостатках человека.
Тип «продолжай пословицу»
Такое действие подразумевает участие ведущего и ребенка. Первое лицо произносит начальную часть поговорки, а ребенок должен придумать или использовать уже ранее известное окончание пословицы. В качестве вспомогательного аксессуара можно выбрать любой домашний предмет. К примеру, мяч или игрушку. Ведущий озвучивает начало фразы и бросает ребенку вещь. Малыш ловит предмет и бросает его обратно, озвучивая придуманное окончание поговорки. Такое мероприятие понравится любому малышу и воспринимается им как игра, благоприятно влияя на развитие мышления.
Если малыш не понял значение первой части пословицы, можно в любой удобной форме ему дать пояснение - это необязательно серьёзный разговор. В весёлой игре малыш запомнит быстрее и лучше полезный материал.
Тип «у кого больше»
В данном случае также участвует взрослый человек (один из родителей ребенка или воспитатель в детском саду) и непосредственно малыш. Мероприятие напоминает игру с определенными условиями. Как взрослый человек, так и маленький ребенок поочередно произносят вслух различные пословицы. Это продолжается до тех пор, пока кто-то из них не сможет ответить своему «противнику». Здесь можно использовать как уже известные игрокам поговорки, так и вымышленные в момент игры, но логически осмысленные.Тип «подбирай поговорку»
Здесь также важную роль играет участие взрослого человека. Ребенку рассказывается какая-нибудь сказка или короткий рассказ. После прослушивания истории малышу потребуется подобрать подходящую поговорку, осмысленную и логически обоснованную, соответствующую мысли, которая прослеживается в произведении. Может быть затронут как сюжет рассказа, так и определенный характер имеющегося героя. Данное упражнение также сформировано в виде игры, оно способно развить логику и научит понимать смысл того или иного литературного произведения, делать логические выводы и излагать их в виде морали.Тип «придумаем поговорку»
Данный способ позволяет научить ребенка самостоятельно составлять осмысленные поговорки и пословицы. Некоторые из них могут быть похожими на уже существующие выражения, но сформулированы в ином виде.
Если рассмотреть поговорки наиболее подробно, можно заметить, что в некоторых из них присутствуют слова «таков - каков», «как – так» и многие другие, созвучно сочетающееся между собой. К примеру, наиболее распространенные поговорки с созвучными фразами:
★ Кто по нраву крут, тот никому не друг.
★ Кто по понедельникам бездельник, тот и во вторник не работает.
★ Как ты волка не подкармливай, так он в лес все равно смотрит.
★ Как руки одежду сшили, так плечи ее и сносили.
★ Кто не работает, тот не ошибается.
★ Кто по весне не лежит, тот весь год будет сыт.
★ Кто есть везде, того нет нигде.
★
Какой отец, таков и сын.
Такие особенности можно взять за основу при создании новых поговорок. Игра, созданная таким образом, понравится каждому малышу. Игровой процесс позволит развить мышление и логику у ребенка – эти познания пригодятся ему в дальнейшей жизни.
При обучении ребенка различным пословицам, необходимо тщательно рассказывать смысл того или иного высказывания. Требуется сделать все возможное, чтобы малыш уловил суть поговорки, а не заучил ее наизусть. Это позволит правильно развить малыша. Ему будет намного проще в дальнейшем, если смысл многих жизненных вещей будет понятен еще в самом нежном возрасте. Правильное поведение позволит привлечь внимание сверстников, у него появится много друзей, ведь все же интересней общаться с человеком, который способен правильно изъяснить свои мысли.
Библиографическое описание: Новичков А. В., Овчинникова Н. А. Как самим научиться составлять пословицы // Юный ученый. 2016. №1.1. С. 44-45..03.2019).
Не только я, но и все окружающие, наверное, часто в речи других людей слышат разные пословицы и поговорки. Вот, например, моя бабушка и мама знают много разных пословиц, которые часто используют в общении со мной и моим братом. Однажды я задумался, откуда они их знают, и почему я не могу этим похвастаться. И решил узнать всё о пословицах: что такое пословица, кто и когда их придумал, почему их используют речи, используются ли они людьми моего поколения и можно ли пословицы придумывать самим.
Так же на этапе постановки проблемы я решил выяснить, что ребята моего класса знают о пословицах, применяют ли они их в речи и вообще знают ли, что такое пословица. Для того, чтобы это узнать, я решил провести в классе анкетирование, где попросил ребят ответить, как мне кажется, на самые значимые вопросы о пословицах. В анкетировании участвовали 86 учащихся 2–6 классов, результаты следующие.
1. Выбрать правильное определение термина пословицы смогли 96 %учащихся, 3 человека определили неправильно. Тем самым то, что пословица - это краткое народное изречение с поучительным содержанием знает большинство анкетированных учащихся.
2. Найти пословицу среди загадок и скороговорок смогли 80 учащихся, что составило 93%.
3. Выбрать правильное объяснение пословицы смогли лишь 47 человек, а 39 указали на неверное объяснение.
4. Применяют в своей речи пословицы 70 человек, в то время как16 учащихся не используют их в своей речи.
5. На самый интересный вопрос «сочиняешь ли ты сам пословицы?» только 2 ответили положительно и 84 - отрицательно.
Таким образом, мною было установлено, что большая часть респондентов знают пословицы, имеют представление о них, иногда используют их в речи, но не составляют их сами. Поэтому одной из задач моего исследования стало выделение основных приемов и создание алгоритма составления пословиц.
В толковом словаре Ожегова термин пословица означает - краткое народное изречение с назидательным содержанием. В других источниках пословица - жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме (БЭС). Народные пословицы имеют большое общественное значение. Велика их познавательная ценность. Пословицы дают весьма разносторонние знания о жизни, конденсируют в себе богатый трудовой опыт народа, обобщают его жизненные наблюдения. Велика воспитательная ценность пословиц. Она выражается в верных оценках поступков людей, в осмеянии отрицательных порядков, дурных сторон людских характеров, суеверий. Пословицы закрепляют накопленный народом трудовой, житейский, социальный опыт и передают его последующим поколениям. «Что о том тужить, чего нельзя воротить», «Счастью не верь, а беды не пугайся», «Умом туп, да кошель туг», «Деньгами души не выкупишь». Эстетическую ценность пословиц не раз отмечали и такие видные художники слова, как Пушкин, Гоголь, Толстой. Эстетическая ценность заключает в себе четко и предельно кратко выраженную законченную мысль.
На этапе сбора копилки «Всё о пословицах», выяснилось, что пословиц много и соответственно сразу появилась цель: разделить их на группы по содержанию. Вот какая картотека у меня получилась:
Пословицы о труде
Пословицы о здоровье и гигиене
Пословицы о временах года и природных явлениях
Пословицы об учении
Пословицы о войне и мире
Пословицы, в содержании которых используются числа
Пословицы о добре и зле
Пословицы о любви и дружбе
После того, как картотека пословиц была создана, я решил разделить их на группы еще не только по содержанию и тематике, но и по форме их написания. Это сделано для того, чтобы понять, как они сочинялись и создавались. Так я разделил пословицы на три большие группы: рифмованные пословицы («Без труда не выловить и рыбку из пруда»); пословицы, в которых нет рифмы («У семи нянек дитя без глазу»); пословицы, в которых есть противопоставление («Одна голова хорошо - а две лучше»). Разделив пословицы по форме их написания, я попробовал составить алгоритм составления пословиц. За основу я решил взять пословицы, основанные на противопоставлениях.
Алгоритм составления пословиц
- Записать слово, обозначающее характер человека (признак объекта 1)
- Подобрать к этому слову антоним (признак объекта 2)
- К признаку объекта 1 подобрать действие, которым он обладает
- Для второго объекта подобрать действие так, чтобы оно подходило по смыслу и рифмовалось с действием для объекта 1
- Поставить в середину союз «а»
Например:
Вот такие пословицы у меня получились.
Голодный хочет есть, а сытый лечь.
Весёлый улыбается, а грустный мается.
Щедрый даёт, а жадный берет.
Красивый наряжается, а страшный обижается.
Умный обещает, а дурак выполняет.
Добрый любит, а злой губит.
Богатый спит, а бедный работает.
Друг помогает, а враг обижает.
Глупый только свистнет, а умный уже мыслит.
С помощью данного алгоритма и картотеки антонимов пословицы может придумать каждый, главное уметь фантазировать и рифмовать.
Работая над своим исследованием, я понял, что пословицы - это неотъемлемая часть нашего языка, в нашей речи их использовать можно и нужно, так как это украшает нашу речь, делает ее более выразительной.
как придумать пословицу про дружбу
Ответ:
Нет друга, так ищи, а нашёл - береги. Без беды друга не узнаешь. Худой мир лучше доброй ссоры. Друг за друга держаться — ничего не бояться. Друг познается при рате да при нужде. Друг сердечный — таракан запечный. Друга иметь не убыток. Дружба дороже денег. Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось. Дружба не гриб — в лесу не найдешь. Дружба, что стекло: сломаешь — не починишь. Дружбу помни, а зло забывай. Дружить дружи, а за полу не держи. Дружные сороки и гуся съедят, дружные чайки и ястреба забьют. Друзей много, а друга нет. Дружба дружбой, а служба службой. Солома с огнём не дружись. Для милого дружка и серёжку из ушка. Для друга и семь вёрст не околица. Бедный знает и друга и недруга. Без беды друга не узнаешь. Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает. Будь друг, да не будь в убыток. Будь друг, да не вдруг. Был бы друг, найдется и досуг. Был у друга, пил воду — показалась слаще меду. Был Филя в силе — все други к нему валили, а пришла беда — все прочь со двора. Вдруг не станешь друг. Верный друг лучше сотни слуг. Не тот друг, кто смотрит сквозь пальцы, а тот, кто заглядывает в душу.
Наверное, ни в одной из форм языкового творчества не проявляется с такой силой и так многогранно народный ум, мудрость, как в пословицах и поговорках. Их тысячи. Как на крыльях переносились они из века в век, от одного поколения к другому. В пословицах можно найти ответ на все случаи жизни - когда у тебя горе, и когда радость, на всякое переживание, на любую новость сразу отзовется, даст разумный ответ. Какой бы короткой пословица ни была, все-таки это законченное произведение.
Существует различие между пословицей и поговоркой - в их грамматической и логической форме. Пословицы строятся как законченные предложения, завершенные суждения и применяются к случаю в «готовом виде. У поговорок такой завершенности нет - они ее получают только в конкретном разговоре.
«Поговорка - цветок», «пословица - ягодка».
«Соберем пословицу»
У входа в зал водящие раздают карточки красного и синего цвета. На них написаны половины пословиц. Задача - найти вторую половину, собрать всю пословицу, объяснить ее смысл. Например: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». (Без труда ничего не добьешься.)
«Сочиним пословицу»
Раздают карточки. На них написаны половины пословиц. Задача - подобрать часть от другой пословицы так, чтобы составленная пословица приобрела смысл (новое содержание). Составившие наиболее интересные варианты и должны объяснить их смысл.
Например: «Сколько волка не корми, а он ноги на стол».
«Любишь кататься - имей сто рублей» и т. д.
«Сходные пословицы»
У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Ведущий называет иностранные пословицы, а зрители называют аналогичные русские.
Булочника на хлебе не проведешь. (Испанская)
Старого воробья на мякине не проведешь. (Русская)
Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре. (Немецкая) Ищи ветра в поле. (Русская)
У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская) Язык мой - враг мой. (Русская)
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Итальянская)
Язык до Киева доведет. (Русская)
Одна птица в руках стоит двух в кустах. (Английская) Не сули журавля в небе, дай синицу в руке. (Русская)
Птицу можно узнать по ее песне. (Английская)
Птицу видно по полету. (Русская)
Легкий кошелек - тяжелое проклятье. (Английская) Хуже всех бед, когда денег нет. (Русская)
После обеда приходится платить. (Английская)
Любишь кататься, люби и саночки возить. (Русская)
«Угадай пословицу»
Участвуют 2 команды по 5 человек в каждой. Ведущий дает им задание - комически изобразить три пословицы. Пословицу угадывает команда противника. В случае затруднения ей помогают болельщики. Например: «После драки кулаками не машут».
«Узнай пословицу по рисунку»
На больших листах нарисованы: заяц, осел, лиса, собака. Рядом расположены тексты с пропущенными словами и буквами: г_ло__н (голоден), как…(собака), х_тёр (хитёр) как…(лиса), _пр_м (упрям), как…(осёл), т_у_л_в (труслив), как…(заяц), _р_б_ (храбр), как…(лев).
«Аукцион пословиц и поговорок»
Аукцион можно проводить на различные темы: о временах года, о животных, о дружбе, о любви. Побеждает тот, кто последним назовет пословицу или поговорку на данную тему. Например, рыбацкие пословицы:
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
«Нельзя ловить форелей, не замочив штанов».
«Непойманная рыбка всегда большей кажется».
«Поймал карася, поймаешь и щуку».
«Рыба портится с головы».
«Хочешь поймать рыбу, не взбирайся на дерево».
«На безрыбье и рак рыба».
«Составь пословицу»
На листке написаны пары слов из известных пословиц. Надо составить пословицы, в которых бы встречались эти слова. Выигрывает тот, кто первым это сделает. Например: свет - тьма (Ученье - свет, а неученье - тьма.) Дело - потеха (Делу - время, потехе - час.)
«Нарисуй и узнай пословицу»
Участники игры (их может быть до пяти) подходят к ведущему и берут у него карточки, на которых написана пословица. Задание: подойти к мольберту и нарисовать содержание пословиц. Зрители должны по рисунку отгадать пословицу.
В тиражное колесо кладут свернутые карточки, на которых написаны полезные советы - в виде пословиц. Карточки могут быть красные и синие. Красные для девушек, синие для юношей.
«Кто отгадает?»
В эту игру играют команды. В одной команде 7-10 человек. Первая команда вспоминает пословицу и распределяет между собой ее по одному или по два слова. Каждый придумывает с этим словом предложение. Затем по очереди говорят предложения, а вторая команда должна по этим предложениям угадать пословицу.
«Сочиним пословицу»
Ведущий предлагает сочинить пословицу, которая отражала бы сегодняшний день. Например: «На трактор надейся, а сам не плошай». «С кружки по капле - буфетчице дом».
«Аукцион пословиц и поговорок из художественных произведений»
Многие пословицы и поговорки пришли в наш обиход из литературных произведений русских писателей и поэтов. В аукционе победит тот, кто назовет последним крылатое выражение. Например: «Мы все глядим в Наполеоны». «Любви все возрасты покорны» (Пушкин, «Евгений Онегин»).
«Счастливые часов не наблюдают» (Грибоедов, «Горе от ума»).
«У сильного всегда бессильный виноват» (Крылов, «Волк и ягненок»).
«Услужливый дурак опаснее врага» (Крылов, «Пустынник и Медведь»).
«Пословица в хороводе с пяльцами»
Участники ходят по кругу, взявшись за руки, подняв их на уровне плеч перед собой. Водящий в кругу с пяльцами в руках ходит по кругу под музыку. Когда музыка обрывается, водящий надевает пяльцы на руки двух участников и выводит их в круг с поднятыми на руках пяльцами. Ведущий дает им задание: продолжить скороговорку, которую он произнесет, или повторить ее. Затем пяльцы раскладывают. Кому достается внешний круг, тот становится водящим, а кому внутренний, тот становится в круг.
Источник: «Сценарии викторин, конкурсов, познавательных игр в школе.» Турыгина С. В., Кугач А. Н., 2003 г.
Пословицы и поговорки относятся к фольклорному жанру. Обычно их ставят рядом, хотя между ними есть явные отличия.
Пословицы представляют собой краткие народные изречения применительно к различным явлениям жизни. Обычно пословицы состоят из двух частей, которые рифмуются между собой. Ярким примером такой пословицы является фраза «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда».
Первые пословицы появились очень давно. Складывались они простым русским народом. Многие из пословиц были использованы в древних летописях и произведениях. Среди таких произведений «Слово о Полку Игореве», написанное в XII веке, «Моление Даниила Заточника» от XIII века. Кроме этого, с XII века уже были известны специальные рукописные сборники пословиц.
В образных и мудрых изречениях русский народ запечатлевал свои традиции, обычаи и нравы, едко и остроумно высмеивал своих врагов, а также пристыжал такие отрицательные черты, как злость, зависть, жадность.
Источником более поздних пословиц можно назвать различные произведения русских и зарубежных авторов. Например, в комедии «Горе от ума» Грибоедова есть несколько десятков фраз и выражений, которые впоследствии стали пословицами. В основе многих пословиц лежит какая-нибудь басня или сказка.
Поговорка отличается от пословицы тем, что она лишена обобщающего поучительного смысла. В повседневной жизни мы часто употребляем поговорки и даже не задумываемся откуда они взялись. Все, наверное, слышали такие фразы как «Семь пятниц на неделе» или «Положить зубы на полку», это и есть поговорки.
Практически все поговорки пришли в нашу речь из различных литературных произведений.
Нет друга, так ищи, а нашёл - береги.
Без беды друга не узнаешь.
Худой мир лучше доброй ссоры.
Друг как придумать пословицу о дружбе
за друга держаться — ничего не бояться.
Друг познается при рате да при нужде.
Друг сердечный — таракан запечный.
Друга иметь не убыток.
Дружба дороже денег.
Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.
Дружба дружбой, а служба службой.
Дружба не гриб — в лесу не найдешь.
Дружба, что стекло: сломаешь — не починишь.
Дружбу помни, а зло забывай.
Дружить дружи, а за полу не держи.
Дружные сороки и гуся съедят, дружные чайки и ястреба забьют.
Друзей много, а друга нет.
Дружба дружбой, а служба службой.
Солома с огнём не дружись.
Для милого дружка и серёжку из ушка.
Для друга и семь вёрст не околица.
Бедный знает и друга и недруга.
Без беды друга не узнаешь.
Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает.
Будь друг, да не будь в убыток.
Будь друг, да не вдруг.
Был бы друг, найдется и досуг.
Был у друга, пил воду — показалась слаще меду.
Был Филя в силе — все други к нему валили, а пришла беда — все прочь со двора.
Вдруг не станешь друг.
Верный друг лучше сотни слуг.
Не тот друг, кто смотрит сквозь пальцы, а тот, кто заглядывает в душу.
Светова Ксения
Данная исследовательская работа принимала участие в региональном конкурсе исследовательских работ младших школьников "Малая Академия" в г.Ульяновске 2013 г.Цель данного ислследования:изучить литературу о пословицах и научиться самой сочинять пословицы.
Задачи исследования:
1. Исследовать пословицы.
2. Систематизировать знания о пословицах.
3. Проанализировать и обобщить полученную информацию, собрать копилку.
4.Разделить пословицы на группы – создать картотеку.
5. Выделить основные формы сочинения пословиц.
6. Основываясь на полученные знания, попробовать создать свой алгоритм сочинения пословиц.
Гипотеза : предположим, что, основываясь на знаниях о пословицах можно составить алгоритм сочинения пословиц и научиться сочинять их самой.
Объект исследования – пословицы.
Предмет исследования – алгоритм составления пословиц.
Изучение литературных источников о пословицах
Социологический опрос сверстников
Скачать:
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
МАОУ «ГИМНАЗИЯ №34»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Пословица – всем делам помощница, или как самим научиться составлять пословицы»
Выполнила
Ученица 2 «А» класса
Светова Ксения
Научный руководитель:
Ефремова Татьяна
Александровна,
Учитель начальных классов
Ульяновск, 2013
Введение…………………………………………………………………….3
Описание исследовательской работы……………….…………………....5
- Создание копилки «Всё о пословицах»……………………………5
- Создание картотеки пословиц……………………………………...8
- Деление пословиц на группы по форме их написания…………..8
- Создание продукта – алгоритма составления пословиц………….9
Заключение …………………………………………………………..……10
Список литературы………………………………………..………...…..…
Приложение
Введение
Не только я, но и все окружающие, наверное, очень часто в речи других людей слышат разные пословицы и поговорки. Вот, например, моя бабушка знает очень много разных пословиц, а моя прабабушка говорит даже такие, значения которых мне не всегда понятны. И однажды я задумалась, откуда они их знают, и почему я не могу этим похвастаться. Ведь, когда бабушка в своем рассказе использует пословицы и поговорки, ее речь приобретает какой-то необыкновенно сказочный оттенок. Оказалось, что пословиц я знаю немного. И тут я решила узнать всё о пословицах: что такое пословица, кто и когда их придумал, почему их используют речи, используются ли они людьми моего поколения и можно ли пословицы придумывать самим.
Так же на этапе постановки проблемы я решила выяснить, а что ребята моего класса знают о пословицах, применяют ли они их в речи и вообще знают ли, что такое пословица. Для того чтобы это узнать, я решила провести в классе анкетирование, где попросила ребят ответить, как мне кажется, на самые значимые вопросы о пословицах: Что такое пословица? Как ты можешь объяснить пословицу? Применяешь ли ты в своей речи пословицы? Сочиняешь ли ты сам(а) пословицы?
В анкетировании участвовало 21 человек. Результаты тестирования я занесла в таблицу, вот что у меня получилось:
1. Выбрать правильное определение термина пословицы смогли 17 человек, 4 человека определили неправильно. Тем самым то, что пословица – это краткое народное изречение с поучительным содержанием знает большинство учеников класса.
2. Найти пословицу среди загадки и скороговорки смогли все учащиеся кроме одного человека.
3. Выбрали правильное объяснение пословицы 16 человек, 5 указали на неверное объяснение.
4. Применяют в своей речи пословицы 7 человек, 10 не применяют, а 4 человека не знают: используют они их в речи или нет.
5.Ну и на самый интересный вопрос «сочиняешь ли ты сам пословицы?» трое ответили положительно, 18 – отрицательно.
6. В последнем задании анкеты нужно было написать пословицы, которые знаешь, 6 человек написали по 2-3 пословицы, 9 человек смогли привести в пример только по одной пословице и 6 ребят не написали ни одной пословицы.
Это анкетирование помогло мне представить четкую картину «Что знают о пословицах ребята моего класса». В результате анкетирования, я узнала, что большая часть класса знают пословицы, имеют представление о них, но не используют их в речи и тем более не составляют их сами. Я очень надеюсь, что с помощью исследования «Пословица – всем делам помощница» ситуация в классе изменится и ребята будут говорить пословицы, ведь это очень интересно.
Итак, цель моего исследования: изучить литературу о пословицах и научиться самой сочинять пословицы.
Перед собой я поставила такие задачи :
1. Исследовать пословицы.
2. Систематизировать знания о пословицах.
3. Проанализировать и обобщить полученную информацию, собрать копилку.
4.Разделить пословицы на группы – создать картотеку.
5. Выделить основные формы сочинения пословиц.
6. Основываясь на полученные знания, попробовать создать свой алгоритм сочинения пословиц.
Гипотеза : предположим, что, основываясь на знаниях о пословицах можно составить алгоритм сочинения пословиц и научиться сочинять их самой.
Объект исследования – пословицы.
Предмет исследования – алгоритм составления пословиц.
Методы исследовательской работы:
Изучение литературных источников о пословицах
Социологический опрос сверстников
ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
- Создание копилки «Всё о пословицах».
Первым источником информации, стали, конечно, мои мама и бабушка, от которых я узнала, что пословиц и поговорок очень много. К каждому определенному случаю подходит своя пословица, и все они пришли к нам еще с древних времен и передаются из поколения в поколения и актуальны до сих пор. Узнать много о пословицах и создать свою копилку, мне помог интернет, литературные энциклопедии и книги, которые мне предложили в библиотеке, а также рассказы моих родных и учителей. Таким образом, в своей копилке я собрала: всевозможные пословицы, книги о пословицах, информацию об их появлении и значении в современной жизни. И вот, что я узнала из истории возникновения пословиц:
На данный момент очень трудно сказать, с каких именно времен на древней Руси появились самые первые пословицы, которые представляют собой краткие и точные изречения, составляемые на любую тематику. Точно также, неизвестно, и конкретное время, когда впервые возникли на Руси поговорки, в роли которых выступают меткие речи, способные в процессе разговора достаточно выразительно, а также очень точно характеризовать и описать какое-либо происходящее явление.
Неоспоримым остается только один факт: все пословицы, могли возникнуть в древние времена, и с тех самых пор они стали являться народными спутниками на протяжении всей истории. Этот вид жанра стал даже по истечению длительного времени, а именно, столетий, самым необходимым и стойким в нашем быту. Пословица представляет собой не простое изречение. Прежде всего, ее суть выражает то единое мнение народа, которое сохранялось на протяжении веков, и оставалось полностью неизменным. Именно в пословицах были, когда давно заключены народные оценки жизненным явлениям, сопровождаемые наблюдением со стороны народа.
Те люди, которые в свое время создавали пословицы, были абсолютно безграмотными, и у них просто не существовало никакого иного способа сохранить свои конкретные наблюдения или жизненный опыт. Если попытаться взять все существующие и известные народные пословицы по их совокупности, то можно увидеть, что они, несомненно, отражают полностью менталитет нашего народа. Пословица продолжает и по сей день хранить некие моральные стандарты, и противоречия, которые были увековечены в устную форму и словесное содержание много веков назад. Можно сказать с уверенностью, что именно пословица, как народный традиционный жанр, представляет собой самое прекрасное проявление творчества, которое только присутствовало когда-либо во всем мире.
В толковом словаре Ожегова термин пословица означает – краткое народное изречение с назидательным содержанием.
В других источниках пословица - жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме (БЭС). Термин «пословица» - русский. Он говорит о том, что эти изречения употребляются в живой разговорной речи. В пословице наиболее ярко проявляются общие признаки фольклора: коллективность творчества, так как она создается многими и многими людьми; традиционность, т. е. устойчивость, так как текст пословицы, как правило, редко изменяется; устность, так как пословица более других жанров связана с устной, разговорной речью. В краткой и сжатой форме пословица передает итог длительных и внимательных наблюдений над жизнью. Пословица содержит в себе совет или поучение и имеет явный моральный аспект.
Народные пословицы имеют большое общественное значение. Велика их познавательная ценность. Пословицы дают весьма разносторонние знания о жизни, конденсируют в себе богатый трудовой опыт народа, обобщают его жизненные наблюдения, типизируют явления действительности. Их познавательное значение состоит в важности и разнообразии тем. Можно сказать, что пословицы гораздо полнее, чем другие жанры фольклора, представляют картину жизни. Причем пословицы не просто говорят о явлениях действительности, а типизируют их, обобщают жизненный опыт народа. «Терпение и труд всё перетрут», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Лесом шёл, а дров не видал», «Есть время плакать, есть и веселиться». М. Горький говорил: «Вообще пословицы и поговорки образцово формируют весь жизненный социально-исторический опыт трудового народа...» Эти обобщения могут касаться и важных явлений и жизненных мелочей. Пословицы не только помогают лучше узнать жизнь, не только дают обобщения ее явлений, но нередко и объясняют их.
В пословицах, которые создавались предыдущими поколениями, благодаря личным наблюдениям и опыту, очень ярко и четко выражаются такие чувства, как горе, радость, печаль, восторг, гнев, ненависть, любовь, юмор или ирония. В каждой пословице в любом случае присутствует определенный толк. Такой народный жанр был призван обобщать любые природные явления, из взятой окружающей нас действительности. Благодаря таким вещам, можно постараться понять историю нашего родного народа. Пословицы в своих текстах приобретают свое индивидуальное значение. Дело в том, что они не только могут усилить выразительность обыденной речи, но и соответственно могут придать ей остроты, содержания более глубокого и емкого.
Пословица по своей сути – это краткое изречение, которое прекрасно было организовано с точки зрения ритмичности. Это, прежде всего, образное высказывание, которое основано на опыте народа. В ней заключаются различного рода суждения, и даже конкретные наставления, которыми можно воспользоваться фактически на все случаи жизни.
По своей форме пословицы очень легки для запоминания, прочно откладываются в долговременной памяти и, являясь формой сохранения и распространения народной мудрости, формируют поведение человека.
Пословица , возможно, это краткая форма мудрости передающаяся из поколений в поколения. Залог успеха «незабываемой мудрости» русского народа был заложен в произношении и звучание, как легко запоминающиеся выражения. Вместе с тем накопленная мудрость в «крылатых» выражениях носит характер общеизвестных истин правильного или рационального поведения человека в той или иной ситуации. Одним выражением можно объяснить заветную истину заложенной в поговорке так, как не объяснит целая книга. Пословица способна в разговоре точно охарактеризовать что-либо без помощи утомительных, продолжительных и сложных пояснений. Еще не маловажная причина сохранения пословиц в речи русского народа на протяжении всех времен – это повод ее применить . Никто не вспоминает их без повода и причины. Они всегда приходят нам на память в разговоре, к нужному случаю. Несмотря на общеизвестные истины накопленные и сложившееся веками люди все равно дают повод применить пословицы по назначению, делая их еще актуальнее. Поэтому фольклор и живет по сей день в русской речи.
Их познавательное значение состоит в важности и разнообразии тем. Можно сказать, что пословицы гораздо полнее, чем другие жанры фольклора, представляют картину жизни. Причем пословицы не просто говорят о явлениях действительности, а типизируют их, обобщают жизненный опыт народа. «Терпение и труд всё перетрут», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», плакать, есть и веселиться».
Велика воспитательная ценность пословиц. Она выражается в верных оценках поступков людей, в осмеянии отрицательных порядков, дурных сторон людских характеров, суеверий. Пословицы закрепляют накопленный народом трудовой, житейский, социальный опыт и передают его последующим поколениям. «Что о том тужить, чего нельзя воротить», «Счастью не верь, а беды не пугайся», «Умом туп, да кошель туг», «Деньгами души не выкупишь».
Эстетическую ценность пословиц не раз отмечали и такие видные художники слова, как Пушкин, Гоголь, Толстой. Эстетическая ценность заключает в себе четко и предельно кратко выраженную законченную мысль. Веками формировался фонд народных пословиц. «Различны эпохи, породившие пословицы. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах». (М.Шолохов.)
- Создание картотеки пословиц.
На этапе сбора копилки «Всё о пословицах», выяснилось, что пословиц очень много и соответственно сразу появилась цель: разделить их на группы по содержанию. Вот какая картотека у меня получилась:
- Пословицы о труде
- Пословицы о здоровье и гигиене
- Пословицы о временах года и природных явлениях
- Пословицы об учении
- Пословицы о войне и мире
- Пословицы, в содержании которых используются числа
- Пословицы о добре и зле
- Пословицы о любви и дружбе
- Деление пословиц на группы по форме их написания.
После того, как картотека пословиц была создана, я решила разделить их на группы еще не только по содержанию и тематике, но и по форме их написания. Это я сделала для того, чтобы понять, как они сочинялись и создавались.
Так я разделила пословицы на три большие группы:
1.Рифмованные пословицы «Без труда не выловить и рыбку из пруда»
2. Пословицы, в которых нет рифмы «У семи нянек дитя без глазу»
3. Пословицы, в которых есть противопоставление «Одна голова хорошо – а две лучше»
На этом мои исследования о пословицах не закончились. Ведь главной моей целью является попытка на основе сделанных выводов попробовать придумать свои пословицы, чтобы они могли так же точно высказать какую-то мысль или поучение, и были бы понятны всем. Так я подошла к следующему этапу моей работы – это создание алгоритма составления пословиц.
- Создание продукта – алгоритма составления пословиц.
Разделив пословицы на группы по форме их написания, я попробовала составить алгоритм составления пословиц. За основу я решила взять пословицы, основанные на противопоставлениях. Для этого я взяла какое-то свойство характера человека, т.е. признак объекта, например добрый, и записала это в первую графу, во второй графе должно быть действие этого объекта, но сначала, я заполнила третью графу при помощи антонимов, у слова добрый, антоним – злой, далее во 2й и 4й графе я придумывала действие для первого объекта и для второго так, чтобы они подходили по смыслу и рифмовались. Например:
А для того, чтобы пословица была более выразительной и законченной, в середину я вставила союз а, благодаря которому и получается противопоставление и поучительный оттенок.
Алгоритм составления пословиц:
- Записать слово, обозначающее характер человека (признак объекта 1)
- Подобрать к этому слову антоним (признак объекта 2)
- К признаку объекта 1 подобрать действие, которым он обладает
- Для второго объекта подобрать действие так, чтобы оно подходило по смыслу и рифмовалось с действием для объекта 1
- Поставить в середину союз «а».
Тем самым в своем алгоритме я объединила 2 вида пословиц: рифмованные и те, в которых есть противопоставление.
Голодный хочет есть, а сытый лечь.
Весёлый улыбается, а грустный мается.
Щедрый даёт, а жадный берет.
Красивый наряжается, а страшный обижается.
Добрый любит, а злой губит.
Вот такие пословицы у меня получились. С помощью этого алгоритма и картотеки антонимов такие пословицы может придумать каждый, главное уметь фантазировать и рифмовать.
Заключение.
Работая над этим исследованием, я поняла, что пословицы – это неотъемлемая часть нашего языка, в нашей речи их использовать можно и
нужно, так как это украшает нашу речь, делает ее более выразительной. Эта работа помогла мне узнать много нового о пословицах, создать картотеку и даже алгоритм их сочинения . Таким образом, моё предположение оказалось верным: основываясь на знаниях о пословицах можно научиться сочинять их самой.
А о том, как у меня это получилось, судить вам. На этом моя работа над проектом не заканчивается, я хочу рассказать о своей идеи ребятам нашего класса, и попробовать вместе с ними сочинить много новых интересных пословиц, постараюсь, чтобы ребята стали чаще и больше пословиц использовать в своей речи. Следующим этапом, я думаю, будет создание книги « Современные пословицы от учеников 2А класса».
Цель игры:
- прививать учащимся любовь к русской культуре;
- научить их понимать народную мудрость, заложенную в пословицах и поговорках;
- развивать у учащихся потребность обмениваться знаниями и умениями, а также общаться со своими сверстниками в процессе игры.
Ведущий: многообразно и неисчерпаемо устное народное творчество, приобщающее современного человека к миру художественного мышления.
Величайшее богатство народа – это его язык. Веками накапливаются и вечно живут неисчерпаемые сокровища человеческой мысли и опыта. Наверное, ни в одной из форм языкового творчества не проявляется с такой силой и так многогранно народный ум, мудрость, как в пословицах и поговорках.
В пословицах можно найти ответ на все случаи жизни – когда у тебя горе, и когда радость, на всякое переживание, на любую новость сразу отзовется, даст разумный ответ. Какой бы короткой пословица не была, все-таки это законченное произведение.
Существует различие между пословицей и поговоркой – в их грамматической и логической форме. Пословицы строятся как законченные предложения, завершенные суждения и применяются к случаю в «готовом» виде. У поговорок такой незавершенности нет – они ее получают только в конкретном разговоре.
«Поговорка – цветок», «пословица – ягодка».
Конкурсы
В игре участвуют две команды (количество игроков от 8 до 15 человек).
«Сходные пословицы».
У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Ведущий называет иностранные пословицы, а учащиеся из каждой команды по очереди называют аналогичные русские. Если одна команда затрудняется ответить – право ответа переходит к другой команде. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Булочника на хлебе не проведешь. (Испанская
).
Старого воробья на мякине не проведешь. (Русская
).
У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская
).
Язык мой – враг мой. (Русская
).
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Итальянская
).
Язык до Киева доведет. (Русская
).
Одна птица в руках стоит двух в кустах. (Английская
).
Не сули журавля в небе, дай синицу в руке. (Русская
).
После обеда приходится платить. (Английская
).
Любишь кататься, люби и саночки возить. (Русская
).
Птицу можно узнать по ее песне. (Английская
).
Птицу видно по полету. (Русская
).
«Угадай пословицу».
Участвуют по 4 человека от каждой команды. Ведущий дает им задание – комически изобразить пословицы. Пословицу угадывает команда противника. За правильный ответ – 1 балл.
- «После драки кулаками не машут».
- «Один в поле не воин».
«Аукцион пословиц и поговорок».
Участникам конкурса предлагается вспомнить и записать все известные им поговорки и пословицы на тему рыбалки. Побеждает та команда, у которой их будет больше (каждая пословица – 1 балл).
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
«Рыбак рыбака видит из далека»
«Не пойманная рыбка всегда большей кажется»
«Поймал карася, поймаешь и щуку»
«Рыба портится с головы»
«На безрыбье и рак рыба»
«Нельзя ловить форелей, не замочив штанов»
«Хочешь поймать рыбу, не взбирайся на дерево»
«Нарисуй и узнай пословицу».
В конкурсе участвуют по два человека от каждой команды. Ведущий раздает им тексты пословиц, которые они должны будут нарисовать.
Если команда противника угадает пословицу, то ей зачисляется 1 балл, если не угадает, то балл получает команда, нарисовавшая рисунок.
- «Яйца курицу не учат».
- «Цыплят по осени считают».
«Сочиним пословицу».
Раздаются карточки. На них написаны половины пословиц. Задача – подобрать часть от другой пословицы так, чтобы составленная пословица приобрела новый смысл (содержание). Составившие наиболее интересные варианты должны объяснить их смысл. Например, «Сколько волка не корми, а он ноги на стол», «Любишь кататься – имей 100 рублей». За каждый вариант пословицы – 1 балл.
Дело на всякого найдется, |
коли лень не подкрадется. |
Сделал дело – |
гуляй смело. |
Нечего на зеркало пенять, |
коли рожа крива. |
Семь раз отмерь, |
один раз отрежь. |
За одного битого |
двух небитых дают. |
Не потопаешь – |
не полопаешь. |
В чужом глазу сучок видим, |
в своем и бревна не замечаем. |
Встречают по одежке, |
провожают по уму. |
Не красна изба углами, |
а красна пирогами. |
Доброе слово дом построит, |
горькое слово дом разрушит. |
а дома лучше. |
|
В одно ухо влетает, |
в другое вылетает. |
Одно гнилое яблоко |
может сотню других испортить. |
Гора с горою не сойдется, |
а человек с человеком сойдется. |
Крепкую дружбу |
и топором не разрубить. |
Человек без Родины, |
что соловей без песни. |
Глаза страшатся, |
а руки делают. |
Что на уме, |
то на языке. |
От ласкового слова |
лед растает. |
Не имей 100 рублей, |
а имей 100 друзей. |
Око за око, |
зуб за зуб. |
Дрова рубят, |
щепки летят. |
«Кто отгадает?»
Каждой команде раздается текст пословицы с одинаковым количеством слов (3 человека от каждой команды). Игроки распределяют между собой по одному слову из пословицы и придумывают с этим словом предложение. Затем по очереди говорят предложения, а вторая команда должна по этим предложениям угадать пословицу. За правильный ответ – 1 балл.
- «Дело мастера боится».
- «Хлеб всему голова».
«Составь пословицу».
На листке написаны пары слов из известных пословиц. Нужно составить пословицы, в которых бы встречались эти слова. Выигрывает тот, кто быстро и правильно справится с заданием. За каждый правильный ответ – 1 балл.
«Ученье свет, а неученье – тьма»
«Делу – время, потехе – час»
«По лежачий камень вода не течет»
«Доброе слово и кошке приятно»
В конце игры подводятся итоги и объявляется победитель.