Русская литература 19 века краткое описание. Проза первой четверти XIX века

21.02.2019

Литературная школа - это профессиональная близость группы писателей. Авторы "Словаря литературоведческих терминов" В. Лесин и А. Пулинець под школой понимают "тенденции, идейно-художественные особенности", манеру письма, "присущие литераторам, находящихся под значительным влиянием великого писателя, своего современника или предшественника. Так говорят о пушкинской и Некрасовская школы в русской классической поэзии, о шевченковскую и Франковске школы в... украинской литературе ". В "Краткое литературной энциклопедии" (М., 1962-1978), в "литературоведческих словаре-справочнике" (К., 1997) отдельных статей, посвященных понятию "литературная школа", нет.

Пользуясь выражением П. Сакулина, понятие "литературная школа" можно отнести к "блуждающих" терминов. "Недостаточное внимание к смыслового наполнения термина литературная школа, - отмечает А. Савенець, - ... приводит к смешиванию понятий, в частности тех, шо обозначают писательские сообщества разных степеней организации, отнесение их к одной парадигмы".

Ф. Шлегель отождествлял литературную школу со стилем. По его словам, школа - это "закономерна однородность стиля".

Под школой понимают совокупность принципов узнавания и воспроизведения мира. Кстати, так определяют и метод.

Литературную школу отождествляют с направлением, литературным течением. В "литературоведческих словаре-справочнике" как направление характеризуется "озерная школа", "натуральная школа". Д. Наливайко, выделяя течения в пределах романтизма, называет "байронического", "гофмановских" школы. В учебнике "Теория литературы в связи с проблемами эстетики" читаем: "При определенных обстоятельствах в рамках одного литературного направления часто образуются группы писателей, родственных и по эстетическим, и за общественно-политическими взглядами. Такую идейно-эстетическую общность принято называть литературным течением.. . Литературную течение, в которую входят ближайших последователи какого-либо выдающегося писателя, обычно называют литературной школой. ее представители являются единомышленниками во всех существенных вопросах художественного творчества ".

Литературную школу отождествляют с кружком, литературной группой, группировкой. Рамки школы шире них, но они более узкие от понятий "метода" и "направления".

Так что же такое литературная школа? Признаки ей присущи? Каковы соотношения ее с другими писательскими сообществами? М. Сулима отмечает: "Считается, что о литературную школу можно говорить тогда, когда очевидной для определенной группы художников есть единство программно-творческой установки, тематики, жанра и стиля. Важно, чтобы эта группа заявила о себе акцией, поступком, манифестом, каким коллективным изданием ".

Наиболее точное определение школы дает Ю. Кузнецов: "Специфическое образование в литературе, группа писателей, объединенных общими стилевыми предпочтениями, жанровой практикой, тематическими интересами, проблематикой, прежде эстетической программой, что проецируясь в новый творческий пространство, опирается на определенную традицию, полемизирует с ней, переосмысливает ее "2. Литературная школа формируется на основе стилевого сходства. Она может иметь различные временные рамки. "Ионическая школа" в греческой литературе XIX в. функционировала с 30-х до 90-х годов. Школа почти всегда существует в рамках одного литературного рода ("киевская школа" поэзии), но может выходить за его рамки ("житомирская прозаическая школа»).

Школа может не иметь известных (заметных) учащихся.

Литературная школа иногда ориентируется на творчество известного писателя (Т. Шевченко, И. Франко), в таком случае речь идет о "шевченковскую", "Франковске" школы. Школа может перерастать в стилевую тенденцию (байронизм), течение (французский символизм), приобретать особенностей метода ("натуральная школа"), группировки ("парнасцы", "неоклассики").

Заметный след в украинской литературе оставила "пражская школа" поэтов. Это название принадлежит литературоведу В. Державину. "Пражской школой" он назвал украинских поэтов межвоенного двадцатилетия, которые творили преимущественно в Подебрадах и Праге. "Пражскую школу" представляют Е. Маланюк, Ю. Дараган, Л. Мосендз, А. Стефанович, Юрий Клен, Наталья Левицкая-Холодная, Оксана Лятуринская, Ю. Липа, Елена Телига, Олег Ольжич, Галя Мазуренко, И. Ирлявский, и. Колос. Эта школа не имела ни программы, ни устава. Для творчества поэтов "пражской школы" характерен яркий "историософизм", национальный пафос, волевые интонации, трагический оптимизм. Все поэты "пражской школы" были объединены идеей национально-освободительной борьбы за свободу и независимость Украины.

В последние годы сделаны первые шаги к осмыслению особенностей "киевской школы" поэзии. Это оппозиционное крыло шестидесятников. Дебюты "киевской школы" приходятся на середину 60-х годов XX века, когда закончилась хрущевская оттепель, начались аресты творческой и научной интеллигенции. "Киевскую школу" поэзии представляют В. Голобородько, М. Воробьев, В. Кордун, В. Рубан, М. Григорьев, И. Семененко, М. Рачук, Марина Лесная, Алла Павленко, П. Марусик, М. Москаленко. Поэты "киевской школы", - в отличие от шестидесятников, которые иногда заигрывали с режимом, писали прокоммунистические стихи - не шли на сотрудничество с властью, избегали общественно-политической лексики, идеологической зашорсности, политической ангажированности, пробовали возродить мифопоeтичну сознание, трансформировать древнее мифологическое мышления, опирались на новую философию и психологию, активизировали народно-поэтические представления, сосредоточивали внимание на человеке, природе, вселенной, обращались к древним поэтических традиций, использовали свободный стих, избегали декларативности и злободневности.

Галина Карплюк в статье "Краткое содержание постов киевской школы" отмечает: "О" киевскую школу "поэзии можно говорить в нескольких аспектах: как о чисто поэтическое явление, главным признаком которой стала свобода создания; как о группе молодых нонконформистов, жизненным вектором которых была свобода свободы во всех ее проявлениях: как об экспериментальной попытку жить иначе, чем другие поколения, жить так, будто все происходит в свободной независимой стране; как о братстве создателей, главным и чрезвычайным задачей которых была сама поэзия "".

В 90-х годах XX века была задекларирована "галицкая (Львовско-Станиславская)" и "Киевская-житомирская" школы. "Галицкая школа" (Ю. Андрухович, Ю. Винничук, В. Ешкилев, Ю. Издрик, Т. Прохазько), по наблюдению В. Даниленко, абсолютизирует формалистические поиски, стилизацию на существующие литературные образцы, а "житомирская" - на исследования экзистенциальных глубин человека, обсервацию любви, ужаса, смерти ". Н. Белоцерковец указывает на культивацию этими школами различных типов героев." Герои галицко-станиславской школы - рафинированные интеллигенты, склонны к созерцанию. Герои Киевско-Житомирской школы обременены патологической сознанием ". Эти школы представляют современный украинский поэт-модерн - метод, направление и стиль. Ю. Кузнецов считает" галицкой "и" Житомирская "школы эфемерными образованиями, которые, по его словам," еще не оформившись, исчезают из пространства литературы ". Мнение Ю. Кузнецова заслуживает внимания.

Литературное направление - это художественный метод, формирующий общие идейно-эстетические принципы в творчестве множества писателей на определённом этапе развития литературы. Основания, необходимые для того, чтобы отнести творчество различных авторов к одному литературному направлению:

    Следование одним и тем же культурно-эстетическим традициям.

    Единые мировоззренческие установки (т.е. однотипность миропонимания).

    Общие или близкие принципы творчества.

    Обусловленность творчества единством социальной и культурно-исторической ситуации.

К литературным направлениям, наиболее значительным для литературы, относятся: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм.

ТЕЧЕНИЕ (ХУДОЖЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНОЕ), - поэтическая группировка, отмеченная большим или меньшим единством приемов художественного оформления у входящих в нее писателей. Характерным признаком художественно-литературного течения является его хронологическая ограниченность.

Школа в литературе – это некая сложившаяся общность писателей, осознавшая себя, теоретически очертившая свои границы и выделявшаяся из литературного процесса в самостоятельное образование, имеющее свою теоретическую платформу, принципы, программу, печатные органы. Школы могут образовываться и называться по лидеру – школа Гоголя, некрасовская школа и так далее.

41.Стадиальность литературного развития. Возникновение художественных методов и литературных направлений: реализм Возрождения, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, импрессионизм, модернизм и постмодернизм.

В литературоведении укоренено и никем не оспаривается представление о наличии моментов общности (повторяемости) в развитии литератур разных стран и народов, об ее едином «поступательном» движении в большом историческом времени. Стадии литературного процесса привычно мыслятся как соответствующие тем этапам истории человечества, которые с наибольшей отчетливостью и полнотой явили себя в странах западноевропейских и особенно ярко - в романских. В этой связи выделяются литературы древние, средневековые и - литературы Нового времени с их собственными этапами (вслед за Возрождением - барокко, классицизм, Просвещение с его сентименталистской ветвью, романтизм, наконец, реализм, с которым в XX в. сосуществует и успешно конкурирует модернизм). Учеными в наибольшей степени уяснены стадиальные различия между литературами Нового времени и предшествовавшей им письменностью. метод - это, прежде всего, мировоззренческое понятие Поэтому названные выше художественные направления (барокко, классицизм, романтизм) является одновременно и методами искусства

Реализм эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.)

зародился в Италии. Возвращение на новой, высшей основе к важнейшим чертам античного искусства. Реализм эпохи Возрождения открыл индивидуального человека и утвердил его мощь и красоту, раскрепостил личность, избавил человека от пут средневекового аскетизма. В раскрепощении, осуществлявшем принцип «делай, что хочешь», заключалась не только сила, но и слабость реализма Возрождения т. к. открывался простор для активного самоосуществления любых задатков личности: как добрых, так и злых.

    Реалистический способ мышления.

    Гуманистическая позиция.

    Утверждение личностного начала.

    Оптимистичность.

    Стремление к идеальному сочетается с утверждением всего земного, плотского.

    Широкое использование сказочно-фантастических элементов.

    Гиперболизация.

Классицизм В основе классицизма лежат идеирационализма, нашедшие яркое выражение в философииДекарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгихканонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Классицизм устанавливает строгуюиерархию жанров, которые делятся на высокие (ода,трагедия,эпопея) и низкие (комедия,сатира,басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Как определенное направление сформировался во Франциив XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека, как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния. Продуктивный творческий метод, в его основу был положен принцип "подражания природе", которую классицисты представляли рационалистически гармоничной и совершенной (как идеальное творение Бога).

Этот метод утверждал идею изначальной разумности и доброты человека, чье развитие зависит лишь от хорошего или дурного воспитания.

Художественный мир, создаваемый на основе этого метода, представляется гармоничным, ясным и дидактичным. Эстетическая система классицизма представляла собой ряд правил, согласно которым следовало создавать художественные произведения:

- "чистота жанра" и стиля (т.е. строгое разделение жанров на "высокие" - ода, поэма, трагедия, и "низкие" - сатира, басня, комедия);

- соблюдение "трех единств" (места, времени и действия) в драматургии и др.;

- поэзия должна отличаться строгостью и ясностью мысли, стройностью композиции, чистотой речи.

Сентиментализм (фр. чувство) - художественный метод, возникший в Англии в середине 18 в и получивший распространение гл. обр. в европейской литературе Шж Ричардсон, Л. Стерн - в Англии; Руссо, Л. С. Мерсье - во Франции; Гердер, Жан Поль - в Германии; Н М. Карамзин и ранний В. А. Жуковский - в России). Будучи последним этапом в развитии Просвещения, С. по своему идейному содержанию и художественным особенностям противостоял классицизму. В С. нашли свое выражение общественные устремления И настроения демократической части «третьего сословия», ее протест против феодальных пережитков, против усиливающегося социального неравенства и нивелирования личности в складывающемся буржуазном об-ве.. Но эти прогрессивные тенденции С. существенно ограничивались его эстетическим кредо: идеализацией естественной жизни на лоне природы, как свободной от всякого принуждения и угнетения, лишенной пороков цивилизации; антирационализмом; культом интимных чувств.

Романтизм – художественный метод, сложившийся в начале 19 в. и получивший широкое распространение как направление в литературе и искусстве большинства стран Европы, России, США. В Западной Европе он появился после французской буржуазной революции 1789 г. Писатели-романтики, отрицая действительность, мечтали о лучшем будущем и звали читателей к борьбе за переустройство общества, герои их произведений – бунтари, борцы за справедливость. Часто романтики обращались к прошлому, искали в нем людей необычных, совершивших подвиг во имя свободы. Но окружающая действительность была контрастом для романтических представлений, поэтому часто со страниц писателей этого направления сходили беззащитные, растерянные перед окружающим миром герои, и мы видим трагизм их судеб.

В отличие от представителей классицизма романтики требовали полной свободы творчества, стояли за использование разнообразных жанров, изменяли старые жанры и создавали новые. Преобладало лирическое, личное начало. Сюжет строился на необыкновенных событиях, часто фантастических. Автор помещал героев в острые ситуации, где с особой яркостью раскрывались их характерные черты. Действие иногда переносилось в далекие страны, проходило в необычных, диковинных условиях. Русский романтизм, появившийся после 1812, 1825 гг., своеобразен и неотделим от влияния западного романтизма.

Герои романтизма - страстные, беспокойные, неукротимые натуры. В Европе это персонажи Гюго, Байрона, Гейне, Скотта, Дюма; в России – Жуковского, Лермонтова, Пушкина и других.

Реализм эстетическая теория определяет как художественный метод, правдивое, исторически-конкретное отражение действительности с позиций определенного эстетического идеала Это художественный метод, которому свойственна система принципе ей, позволяющие исторически конкретного воплощения художественного замысла в произведении как художественном целом Когда же речь идет о реализме как принцип подхода к осмыслению и отражения явлений, то ему присущи правдивость, историческая конкретность отражение типических характеров в типических обстоятельствах Эстетический идеал в реализме как художественном методе является следствием творческих усилий художника, а не исходной позицией твор чести, как это характерно для методов, основанных на принципе идеализации реальности (классицизм, романтизм) Наконец, как исторически выработанная общность художественных средств он определяется через понятие направление искусства Как своеобразная структурная единство образной системы и художественных средств отображения реализм представляет собой стилстиль.

Символи́зм - одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства. Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. Всё «природное» представлялось лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения.

Импрессионизм (от impression – впечатление) – это направление в искусстве, зародившееся во Франции в конце 1860-х годов. Его представители стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления, психологические нюансы, подвижность и изменчивость атмосферы окружающего мира.

Как художественный метод модернизм (возник в конце XИX - начале XX вв.) Стал своего рода отрицанием традиционных норм творчества, это был принцип «наоборот» по реализма. Модернизм «разложил» традиционный художественный образ, абсолют его отдельные элементы: содержание образа (натурализм), его выразительность (абстракционизм), эмоциональную насыщенность (экспрессионизм), многозначность, сверхъестественность (сюрреализм) и другие. В обобщающем плане можно сказать, что в межвоенный период утверждалась культура, ориентированная "на глубины индивидуальной психологии. Своего первоначального оформления такой подход получил прежде всего в теории культуры основоположника психоанализа австрийца 3. Фрейда.

Постмодернизм представляет собой скорее умонастроение, интеллектуальный стиль. Как тип ментальности постмодернизм – это гиперрефлексия, возникшая в условиях религиозно-философского вакуума, дискредитации идеологических концептов, тотального релятивизма, перепроизводства предметов сиюминутного потребления. Как творческая установка постмодернизм являет максимум интеллектуально-игрового, эвристического, рефлексивного, деструктивного и минимум смыслообразующего, этического, эстетического, конструктивного. постмодернизм не относится к области философии или истории, не связан с идеологией, не ищет и не утверждает никаких истин. Постмодернизм расценивается как реакция на модернистский культ нового, а также как элитная реакция на массовую культуру, как полицентричное состояние этико-эстетической парадигмы. Постмодернизм также рассматривают как реакцию на тотальную коммерциализацию культуры, как противостояние официальной культуре. Суть постмодернизма – кокетство.

Литературное направление - часто отожествляется с художественным методом. Обозначает совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также ряда группировок и школ, их программно-эстетических установок, используемых средств. В борьбе и смене направлений наиболее отчетливо выражаются закономерности литературного процесса. Принято выделять следующие литературные направления:

Классицизм

Сентиментализм

Натурализм

Романтизм (к которому некоторые относят и литературу барокко)

Символизм

Реализм (в котором выделяют ренессансный реализм, т.е. реализм эпохи Возрождения, просветительский реализм, т.е. реализм эпохи Просвещения, критический реализм и социалистический реализм).

О правомерности выделения других направлений единого мнения нет - таких, как маньеризм, предромантизм, неоклассицизм, неоромантизм, импрессионизм, экспрессионизм, модернизм и проч. Дело в том, что литературные направления, сменяясь, порождают множество промежуточных форм, которые существуют не долго и не носят глобального характера. Были попытки предложить более универсальные системы разделения на литературные направления - напр. "классика" и "романтика"; или "реалистическая" и "ирреалистическая" литература.

Литературное течение

2. Литературное течение - часто отожествляется с литературной группировкой и школой. Обозначает совокупность творческих личностей, для которых характерны идейно-художественная близость и программно-эстетическое единство. Иначе, литературное течение - это разновидность литературного направления.

Например, применительно к русскому романтизму говорят о "философском", "психологическом" и "гражданском" течении. В русском реализме некоторые выделяют "психологическое" и "социологическое" течение.

Речь как средство индивидуализации образа.

В драматургической литературе характер героя выявляется, главным образом, средствами языка, средствами сценической речи. Поэтому столь крупную роль в решении задачи создания типического характера играл в творческой практике широко и блестяще разработанный им метод речевой характеристики действующего лица.

Психологический анализ в литературе

Парадоксально, но «психологический анализ» - понятие, которое нечасто встречается в психологической литературе.

Психологический анализ начал свою точку отсчета задолго до появления трудов Фрейда, но именно в его трудах он приобрел особое звучание, подобно новому рождению и вошел в научную практику.



ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ - разновидность научного анализа, подобного философскому, математическому и др. Характерной особенностью психологического анализа является то, что объектом его изучения является психическая реальность, психические процессы, состояния, свойства человека. А также различные социально-психологические явления, возникающие в группах, коллективах: мнения, общение, взаимоотношения, конфликты, лидерство и др. Методологической основой психологического анализа могут выступать философские системы, общенаучные принципы познания, а также общепсихологические положения о субъекте, связи внутреннего и внешнего, специфичности психологических закономерностей, которым подчинен тот или иной вид деятельности. Например, психологический анализ самообразования предполагает изучение целей, мотивов, способов самостоятельной работы по приобретению, углублению, расширению и совершенствованию знаний, навыков, умений, а также ее особенностей в условиях общего и специального образования.

Психологический анализ является примером психологического изображения в литературе.

Состоит в том, что сложные душевные состояния героев раскладываются на их составляющие и тем самым объясняются, становятся ясными для читателя. При психологическом анализе имеет свои преимущества повествование от третьего лица. Эта художественная форма позволяет автору без всяких ограничений вводить читателя во внутренний мир персонажа и показывать его наиболее подробно и глубоко.

Урок литературы в 9 классе № 1. Введение. Литературные направления, школы, движения.

познакомить учащихся с учебником, программой и задачами курса литературы в 9 классе;

обобщить знания, расширить представления об этапах развития отечественной литературы;

начать повторение литературных родов и жанров, обобщить и систематизировать изученное в 8 классе.

Тип урока: Лекция с элементами беседы.

Методы обучения: Фронтальный опрос, работа с учебником, тезисные записи.

Теоретико-литературные понятия: литературная ситуация, историко-литературный процесс, литературное направление.

Повторение: литературные роды и жанры.

Ход урока:

    Повторение пройденного:

Что такое литература?

Дайте определение понятия «литература» (искусство слова).

Что такое классическая литература? Приведите примеры классики 18 -19 вв.

К какому литературному роду и жанру относятся произведения А.С.Пушкина: «Зимнее утро», «Песнь о вещем Олеге», «Сказка о царе Салтане», «Дубровский», «Станционный смотритель»?

    Работа с учебником (ч.1, с.3-5);записать тезисы.

    Слово учителя об особенностях УМК С.А.Зимина.

Что нового в содержании учебника?

По какому принципу расположен учебный материал? (хронология)

Произведения каких писателей и жанров вызывают интерес?

    Лекция. Запись тезисов и определений.

4.1.Историко-литературный процесс

***Историко-литературный процесс - совокупность общезначимых изменений в литературе. Ли­тература непрерывно развивается. Каждая эпоха обогащает искусство какими-то новыми худо­жественными открытиями.

Развитие литературного процесса определяется следующими ху­дожественными системами: творческий метод, стиль, жанр, литературные направления и течения.

Непрерывное изменение литературы - очевидный факт, но значимые изменения происходят далеко не каждый год, даже не каждое десятилетие. Как правило, они связаны с серьезными историческими сдвигами (смена исторических эпох и периодов, войны, революции, связанные с выходом на историческую арену новых общественных сил и т. д.).

*** Можно выделить основные этапы развития европейского искусства, которые определили специфику историко-литературно­го процесса: античность, средние века, Возрождение, Просвещение, девятнадцатый и двадцатый века.

***Развитие историко-литературного процесса обусловлено целым рядом факторов, среди которых прежде всего следует отметить историческую ситуацию (социально-политический строй, идеология и т. д.), влияние предшествующих литературных традиций и художественный опыт других народов . Например, на творчество Пушкина серьезное воздействие оказало творчество его предшественников не только в русской литературе (Державин, Батюшков, Жуковский и другие), но и европейской (Вольтер, Руссо, Байрон и другие).

Литературный процесс - это сложная система литературных взаимодействий. Он представляет собой формирование, функционирование и смену различных литературных направлений и течений.

***Литературное направление - устойчивый и повторяющийся в том или ином периоде исторического развития литературы круг основных особенностей творчества, выражающийся в характере отбора явлений действительности и в отвечающих ему принципах выбора средств художественного изображения у ряда писателей.

4.2. Литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм

Классицизм (от лат. classicus -- образцовый) -- художественное направление в европейском искусстве рубежа ХVII-ХVIII -- начале XIX века, сформировался во Франции в конце XVII века. Классицизм утверждал главенство государственных интересов над личными, преобладание гражданских, патриотических мотивов, культ нравственного долга. Для эстетики классицизма характерна строгость художественных форм: композиционное единство, нормативный стиль и сюжеты. Представители русского классицизма: Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков, Д.И. Фонвизин и другие.

Основной конфликт классицистических произведений -- это борьба героя между разумом и чувством. При этом положительный герой всегда должен делать выбор в пользу разума (например, выбирая между любовью и необходимостью полностью отдаться служению государству, он обязан выбрать последнее), а отрицательный -- в пользу чувства.

То же самое можно сказать и о жанровой системе. Все жанры делились на высокие (ода, эпическая поэма, трагедия) и низкие (комедия, басня, эпиграмма, сатира).

Особые правила существовали для драматических произведений. В них должны были соблюдаться три «единства» -- места, времени и действия. · чистота жанра (в высоких жанрах не могли изображаться смешные или бытовые ситуации и герои, а в низких -- трагические и возвышенные);

· чистота языка (в высоких жанрах -- высокая лексика, в низких -- просторечная);

· строгое деление героев на положительных и отрицательных, при этом положительные герои, выбирая между чувством и разумом, отдают предпочтение последнему;

· соблюдение правила «трех единств»;

· утверждение положительных ценностей и государственного идеала.

Сентиментализм (от английского sentimental -- чувствительный, от французского sentiment -- чувство) -- литературное направление второй половины XVIII века, пришедшее на смену классицизму. Сентименталисты провозгласили о главенстве чувства, а не разума. В отличие от классицистов, сентименталисты считают высшей ценностью не государство, а человека. Герои в их произведениях четко делятся на положительных и отрицательных. Положительные наделены природной чувствительностью (отзывчивые, добрые, сострадательные, способные на самопожертвование). Отрицательные -- расчетливые, эгоистичные, высокомерные, жестокие. В России сентиментализм зародился в 1760-е годы (лучшие представители -- Радищев и Карамзин). Как правило, в произведениях русского сентиментализма конфликт развивается между крепостным крестьянином и помещиком-крепостником, причем настойчиво подчеркивается нравственное превосходство первого.

Романтизм - - художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII -- первой половины XIX века. Романтизм возник в 1790-е годы сначала в Германии, а затем распространился по всей Западной Европе.

Все романтики отвергают окружающий мир, отсюда их романтическое бегство от существующей жизни и поиски идеала вне ее. Это и породило возникновение романтического двоемирия.

Неприятие, отрицание действительности определило специфику романтического героя. Он находится во враждебных отношениях с окружающим обществом, противопоставлен ему. Это человек необыкновенный, беспокойный, чаще всего одинокий и с трагической судьбой. Романтический герой - воплощение романтического бунта против действительности.

Реализм (от латинского realis -- вещественный, действительный) - литературное направление, воплотившее принципы жизненно-правдивого отношения к действительности, устремленные к художественному познанию человека и мира.

Писатели-реалисты показывали прямую зависимость социальных, нравственных, религиозных представлений героев от социальных условий, большое внимание уделяли социально-бытовому аспекту. Центральная проблема реализма -- соотношение правдоподобия и художественной правды.

Писатели-реалисты создают новые типы героев: тип «маленького человека» (Вырин, Башмачкин, Мармеладов, Девушкин), тип «лишнего человека» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип «нового» героя (нигилист Базаров у Тургенева, «новые люди» Чернышевского).

Модернизм (от французского modern -- новейший, современный) философско-эстетическое движение в литературе и искусстве, возникшее на рубеже XIX--XX веков.

Наиболее яркими и значимыми направлениями русского модернизма стали символизм, акмеизм и футуризм.

Символизм - - нереалистическое направление в искусстве и литературе 1870-1920-х годов, сосредоточено в основном на художественном выражении с помощью символа интуитивно постигаемых сущностей и идей. Символизм заявил о себе во Франции в 1860--1870-е.

Символизм первый выдвинул идею создания искусства, свободного от задачи изображать реальность. Символисты утверждали, что цель искусства -- не в изображении реального мира, который они считали вторичным, а в передаче «высшей реальности». Достичь этого они намеревались с помощью символа. Символ -- выражение сверхчувственной интуиции поэта, которому в минуты озарения открывается истинная суть вещей. Символисты разработали новый поэтический язык, не называющий прямо предмет, а намекающий на его содержание посредством иносказания, музыкальности, цветовой гаммы, свободного стиха.

Образ-символ принципиально многозначен и содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов

Акмеизм (от греч. akme -- высшая степень чего-либо, цветущая сила, вершина) -- модернистское литературное течение в русской поэзии 1910-х годов. Представители: С. Городецкий, ранние А. Ахматова, Л. Гумилев, О. Мандельштам. Термин «акмеизм» принадлежит Гумилеву.

Акмеисты провозгласили освобождение поэзии от символистских порывов к идеальному, от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности; говорили о необходимости возврата к материальному миру, предмету, точному значению слова.

Футуризм -- одно из основных авангардистских направлений (авангардизм -- крайнее проявление модернизма) в европейском искусстве начала XX века, получившее наибольшее развитие в Италии и России.

Футуристы писали от имени человека толпы. В основе этого движения лежало ощущение «неизбежности крушения старья» (Маяковский), осознание рождения «нового человечества». Художественное творчество, по мнению футуристов, должно было стать не подражанием, а продолжением природы, которая через творческую волю человека создает «новый мир, сегодняшний, железный...» (Малевич). Этим обусловлено стремление разрушить «старую» форму, стремление к контрастам, тяготение к разговорной речи. Опираясь на живой разговорный язык, футуристы занимались «словотворчеством» (создавали неологизмы). Их произведения отличались сложными семантическими и композиционными сдвигами -- контраст комического и трагического, фантастики и лирики.

ПОСТМОДЕРНИЗМ - литературное направление, пришедшее на смену модерну и отличающееся от него не столько оригинальностью, сколько разнообразием элементов, цитатностью, погруженностью в культуру, отражающее сложность, хаотичность, современного мира; «дух литературы» конца 20 в; литературу эпохи мировых войн, научно-технической революции и информационного «взрыва».

5.Итоги урока. В чем сила и потенциал литературы? Почему чтение книг стало сегодня редким явлением? Попробуйте дать оценку этой ситуации.

6.Домашнее задание :

1.с.6-9(выпсать тезисы. Специфика древнерусской литературы);

Литературное направление - часто отождествляется с художественным методом. Обозначает совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также ряда группировок и школ, их программно эстетических установок, используемых средств. В борьбе и смене направлений наиболее отчетливо выражаются закономерности литературного процесса. Принято выделять следующие литературные направления:
Классицизм
Романтизм
Сентиментализм
Натурализм
Реализм
Символизм (фр.) - одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства.

Акмеизм (от греч. - «высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора») - литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.
Становление акмеизма тесно связано с деятельностью «Цеха поэтов», центральной фигурой которого являлся организатор акмеизма Н. С. Гумилёв.
Термин «акмеизм» был предложен в 1912 Н. Гумилёвым и С. М. Городецким: по их мнению, на смену переживающему кризис символизму идёт направление, обобщающее опыт предшественников и выводящее поэта к новым вершинам творческих достижений.
Футуризм. Автор слова и основоположник направления - итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»). Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. Можно рассматривать футуризм как своеобразный сплав ницшеанства и манифеста коммунистической партии. Динамика движения должна прийти на смену статике позирующих скульптур, картин и портретов. Фотоаппарат и кинокамера заменят несовершенство живописи и глаза.

Имажинизм
Литературное течение - часто отождествляется с литературной группировкой и школой. Обозначает совокупность творческих личностей, для которых характерна идейно- художественная близость и программно-эстетическое единство. Иначе, литературное течение - это разновидность литературного направления.

Постмодернизм (фр. postmodernisme - после модернизма) - термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века. Зарождение постмодерна это 60 - 70-е гг., связано и логически вытекает из процессов Модернизма как реакция на кризис его идей, а также на так называемую смерть оснований: Бога(Ницше), автора(Барт), чел-ка(гуманитарности). Термин появляется в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1914). В 1934 в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет его для обозначения реакции на модернизм.

Экспрессиони́зм (от лат. expressio, «выражение») - авангардистское течение в европейском искусстве, получившее развитие в конце ХIX - начале XX века, характеризующееся тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образа(ов) (обычно человека или группы людей) или эмоционального состояния самого художника. Экспрессионизм представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, кинематограф, архитектуру и музыку.

Декадентство (декаданс)

Декадентство (от позднелатинского - упадок) - общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX - начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Сложное и противоречивое явление, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными антагонизмами действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам.

Авангардизм (фр. Avant-garde, «передовой отряд») - обобщающее название течений в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков, выраженное в полемически-боевой форме (отсюда само имя, взятое из военно-политической лексики). Его временными рамками принято считать период с 1870 по 1938 год[источник не указан 167 дней]. Авангард характеризуется экспериментальным подходом к художественному творчеству, выходящим за рамки классической эстетики, с использованием оригинальных, новаторских средств выражения, подчёркнутым символизмом художественных образов.
Понятие авангард в большой степени эклектично по своей сути. Этим термином обозначают целый ряд школ и направлений в искусстве, порой имеющих диаметрально противоположную идейную основу.

Модернизм (итал. modernismo - «современное течение»; от лат. modernus - «современный, недавний») - направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй же половине века она была подвергнута развёрнутой критике. Термин «модернизм» присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных источниках - это термин «modern». Так как в русской эстетике «модерн» означает художественный стиль, предшествующий модернизму, необходимо различать эти два понятия, дабы избежать путаницы.



Похожие статьи
 
Категории