Литературный процесс в Казахстане на рубеже XIX и ХХ веков. Взаимодействие с русской литературой

09.02.2019

Литературные туры по Казахстану.

«Нашему народу чужды явления социальной, культурной, этнической неприязни: к культуре, образу жизни, обычаям и традициям своих соседей он относится с тактом, уважением и пониманием»

Н. А Назарбаев. Президент Республики Казахстан.

Туры по Казахстану и в Боровое.

Устно-поэтическое творчество казахов, корнями своими уходящее в глубокую древность, представлено песнями, сказками, пословицами и поговорками, героическими и лиро-эпическими поэмами, айтысами (песенно-поэтическими состязаниями народных певцов), лирикой (толгау - философские размышления, арнау - посвящения, и др.). Казахский фольклор включает свыше 40 жанровых разновидностей, значительная часть которых специфична лишь для него (песни-прошения, песни-письма и др.). Песни делятся на пастушеские, обрядовые, исторические и бытовые.
Чрезвычайно богаты сказки; популярными героями казах. сказок были Алдар-Косе и Жиренше - острословы и шутники, ловко умеющие провести своих врагов. В героическом эпосе, особенно в наиболее древних поэмах («Кобланды», «Ер-Таргын», «Алпамыс», «Камбар-батыр» и др.), воспеты подвиги богатырей (батырей), отстаивающих в постоянных сражениях независимость родного народа.
Не менее любимы слушателями были лиро-эпические поэмы («Козы-Корпеш и Баян-Слу», «Кыз-Жибек» и др.), основное содержание которых - верная и самоотверженная любовь молодых героев, их подчас трагическая судьба. Из произведений устно-поэтического творчества, авторство которых можно считать установленным, наиболее ранние относятся к XV в. (акын Казтуган Суюниш-улы); в XVI в. известны Асан-Кайгы, имя которого стало легендарным, Доспамбет, Шалкииз.
Большой популярностью пользовалось творчество Бухара-жырау Калкаманова (1693 – 1787 г.г., по др. источникам 1686 – 1799 г.г.), автора острых и политически актуальных для своего времени стихов, выражавшего, однако, феодальную идеологию.
На рубеже XVIII - XIX в.в. в связи с присоединением значительной части К. к России начался новый этап в развитии казахской культуры, в том числе и литературы. Акыны Махамбет Утемисов (1804 - 46 г.г.), Шернияз Жарылгасов (1817 – 1881 г.г.), Суюмбай Аронов (1827 – 1896 г.г.) призывали народ к борьбе против угнетателей - баев, биев, а также царских чиновников-сатрапов.
Творчество этих акынов носило демократический характер; они видели и понимали преимущества приобщения К. к жизни России. Дулат Бабатаев (1802 1871 г.г.), Шортанбай Канаев (1818 – 1881 г.г.), Мурат Монкеев (1843 – 1906 г.г.) представляли иное, клерикально-консервативное направление в казах. культуре; они критиковали существующие порядки с позиций идеализации патриархального прошлого, восхваляли религию (ислам).
Во 2-й половине XIX в. выдвинулись акыны Биржан Кожагулов (1834 – 1897 г.г.), Асет Найманбаев (1867 – 1924 г.г.), поэтесса Сара Тастанбекова, Ахан Корамсин (Ахан-Сере, 1843 – 1913 г.г.), Жаяу-Муса Байжанов (1835 – 1929 г.г.), Джамбул Джабаев (1846 – 1945 г.г); с их именами связано бурное развитие айтыса не только как формы поэтического состязания, но и как действенного способа выразить общественное мнение, направленное против угнетения, отстаивающее социальную справедливость. В середине XIX в. возникло казахское просветительство.
Наиболее выдающимися его представителями были учёный-этнограф и фольклорист Чокан Валиханов (1835 – 1865 г.г), учёный-педагог, писатель Ибрай Алтынсарин (1841 – 1889 г.г.), разработавший казахский алфавит на основе русской графики; поэт-демократ Абай Кунанбаев (1845 – 1904 г.г.), новатор поэтической формы, создатель целой поэтической школы.
Все они пропагандировали передовую русскую культуру, звали казахский народ идти по её пути. Творчеством Абая открывается письменная казахская реалистическая литература. Его лирика и сатира, прозаические философские назидания «Гаклия» отражали жизнь казахского общества того времени с позиций критического реализма. Традиции Абая были в начале XX в. продолжены литераторами-демократами Султан-махмутом Торайгыровым (1893 – 1920 г.г.), Сабитом Донентаевым (1894 – 1933 г.г.), Спандияром Кубеевым (1878 – 1956 г.г.), Мухамеджаном Сералиным (1872 – 1929 г.г.), Бекетом Утетлеуовым (1874 – 1946 г.г.), Таиром Жомартбаевым (1891 – 1937 г.г.), Берниязом Кулеевым (1895 – 1923 г.г.).
Прогрессивные творческие силы группировались вокруг журнала «Айкап» (изд. 1911 – 1915 г.г.). Писатели-демократы после победы Октябрьской революции встали на сторону Советской власти и литературным трудом служили строительству нового общества. В конце XIX - начале XX в.в. существовала в казах. литературе и группа так называемых «книжников», проповедовавших в своих произведениях религиозно-патриархальные взгляды; наиболее видными представителями были Нуржан Наушабаев (1859 – 1919 г.г.) и Машур-Жусуп Копеев (1857 – 1931 г.г.).
Немалой заслугой «книжников» была их собирательская деятельность (фольклор, образцы письменной литературы). Писатели откровенно националистического направления, после Октября перешедшие в лагерь идейных противников Советской власти (А. Байтурсунов, М. Дулатов, М. Жумабаев), связаны были с реакционной газетой «Казах» (1913).
Наряду с письменной дореволюционной казахской литературой развивался и фольклор. Творчество таких народных акынов, как Джамбул Джабаев, Нурпеис Байганин (1860 – 1945 г.г.), Доскей Алимбаев (1855 – 1946 г.г.), Нартай Бекежанов (1890 – 1954 г.г.), Омар Шипин (1879 – 1963 г.г.), Кенен Азербаев (р. 1884) и др., играло немалую роль в культурной и общественной жизни К.; эти акыны создавали остро социальные произведения, получившие распространение в народе. После Октябрьской революции они стали активными строителями советского общества.
Зачинателями казахской советской литературы социалистического реализма были поэт-революционер Сакен Сейфуллин (189 – 1939 г.г.), поэты Баймагамбет Изтолин (1899 – 1921 г.г.), Ильяс Джансугуров (1894 – 1937 г.г.), писатели Беимбет Майлин (1894 – 1939 г.г.), Мухтар Ауэзов (1897 - 1961 г.г.), Сабит Муканов (р. 1900). Они стояли у истока всех жанров современной казахской литературы, ярко и непримиримо разоблачали социальный строй дореволюционной действительности и его пережитки; в их произведениях впервые заявил о себе герой нового времени - человек труда, преобразующий мир: поэма «Советстан» (1925) и повесть «Землекопы» (1928) Сейфуллина, повесть «Коммунистка Раушан» (1929) Майлина и др.
В середине 20-х гг. казахская литература пополнилась свежими силами; в основном это были поэты: Иса Байзаков (1900 – 1946 г.г.), Аскар Токмагамбетов (р. 1905), Калмакан Абдукадыров (1903 – 1964 г.г.), Таир Жароков (1908 -1965 г.г.), Абдильда Тажибаев (р. 1909), Гали Орманов (р. 1907), Дихан Абилев (р. 1907) и др. Они искали новые изобразительные средства: современная тематика несла поэзии новый словарь, новые образы и ритмы, хотя казахская советская поэзия и не отрывалась от классической реалистической традиции, заложенной творчеством Абая, и от традиций устной народной поэзии в её лучших образцах.
В эти же годы выступили со своими произведениями прозаики Габиден Мустафин (р. 1902), Габит Мусрепов (р. 1902) и др. В 1926 была создана Казахская ассоциация пролетарских писателей, сыгравшая большую роль в объединении и идейном воспитании писателей, в их борьбе против буржуазно-националистической идеологии. С 1927 начал выходить альманах «Жыл кусы» («Первая ласточка»), а с 1928 - журнал «Жана адебиет» («Новая литература»).
30-е гг. характеризовались дальнейшим расширением тематики казахской литературы, более глубоким освоением принципов социалистического реализма. В 1934 создан Союз писателей К., в 1936 состоялась 1-я декада казахской литературы и искусства в Москве. К этому времени казахская литература стала многожанровой зрелой литературой, отображающей пафос социалистического строительства. В поэмах Сейфуллина «Альбатрос» (1933) и «Социалистан» (1935) воспет великий Ленин, даны картины освободительнойборьбы народа и его новой жизни; герой повести «Плоды» (1935) - человек свободного труда.
В романе Майлина «Азамат Азаматыч» (1934) изображена борьба против буржуазного национализма, борьба за коллективизацию казахского аула. Рабочему классу посвящен роман Саттара Ерубаева (1914 – 1937 г.г.) «Мои ровесники» (опубликован посмертно в 1939). Образ современника утверждался в рассказах Майлина, Ауэзова, Мусрепова, Альжаппара Абишева (р. 1907), в романе Джансугурова «Товарищи» (1933, не окончен).
Одним из первых социально-исторических романов в казахской литературе был роман Муканова «Загадочное знамя» (новая редактор - «Ботагоз», 1938) - о судьбе народа на фоне событий восстания 1916, Октябрьская революции, борьбы за Советскую власть. Картина народного восстания 1916 дана и в драме Ауэзова «Ночные раскаты» (1934). Вершина казахской поэзии 30-х гг. - поэмы Джансугурова «Степь» (1930), «Музыкант» (1935) и «Кулагер» (1936), где созданы образы людей из народа и народных поэтов.
В драматургии появились пьесы на сюжеты народных лиро-эпических поэм («Айман-Шолпан», 1934, Ауэзова; «Козы-Корпеш и Баян-Слу», 1940, Мусрепова, и др.), а также произведения на современные темы, которые заняли ведущее место (пьесы Майлина, Тажибаева; Шахмета Хусаинова, 1906 - 1972 г.г.).
Во время Великой Отечественной войны 1941 -1945 г.г. казахская литература, как и вся советская литература, отражала воинский и трудовой подвиг советского народа. Казахская поэзия тех лет дала высокие образцы гражданско-патриотической поэзии как в лирическом, так и в эпическом жанрах: лирические стихи Токмагамбетова, Жарокова, Орманова, Абу Сарсенбаева (р. 1905), Джубана Мулдагалиева (р. 1920), Халижана Бекхожина (р. 1913), Хамида Ергалиева (р. 1916) и др. печатались в газетах, в том числе и фронтовых, читались в окопах.
Большим успехом пользовалась поэма Касыма Аманжолова (1911 – 1955 г.г.) «Сказание о смерти поэта» (1944), посвящены подвигу погибшего под Москвой поэта Абдуллы Джумагалиева. В 1942 опубликовал лирико-философские очерки «Я хочу жить» Баубека Булкишева (1916 – 1944 г.г.), погибшего на фронте. Патриотическим пафосом проникнуто и творчество народных акынов. По всей стране стало популярным стихотворение Джамбула «Ленинградцы, дети мои!».
Военная тема нашла отражение в драматургии: пьесы «Час испытаний» (пост. 1941) Ауэзова, «Гвардия чести» (1942) Ауэзова и Абишева, «Амангельды» (пост. 1936) Хусаинова. Роман о тружениках тыла «Шигапак» (1945) опубликовал Мустафин.
В послевоеные годы казахская литература продолжала развивать тематику, связанную с минувшей войной. Появились романы «Солдат из Казахстана» (1949) Мусрепова, «Курляндия» (1950) Абдижамила Нурнеисова (р. 1924), «Грозные дни» (1957) Тахави Ахтапова (р. 1923), военные мемуары писателя-воина Баурджана Момышулы (р. 1910) «За нами Москва» (1959) и др. Военная тематика продолжена была и поэтами - в лирике и поэмах: поэма Жарокова о Зое Космодемьянской, Мулдагалиева - о Мусе Джалиле и др.
В 1956 Ауэзов завершил тетралогию «Путь Абая», 1-я книга которой была опубликована в 1942. Это произведение, получившее отклик во многих странах, оказало значительное влияние как на казахскую, так и на др. братские литературы. Национально эпические традиции обогащены в романе-эпопее Ауэзова художественным опытом всей советской литературы. С крупными произведениями на историко-революционные темы выступили Муканов («Школа жизни», 1949 - 1953 г.г.), Мусрепов («Пробужденный край», 1953), Мустафин («После бури», 1959), Хамза Есенжанов (р. 1908; «Яик - светлая река», 1957 – 1960 г.г.), Нурпеисов (трилогия «Кровь и пот», книги 1 - 2, 1959 – 1970 г.г.) и др.
Многие казахские писатели обращались в послевоенные годы к соврменной тематике. Герои-современники - труженики села, рабочие, интеллигенты, молодёжь - оживают на страницах романов «Сыр-Дарья» (1947 – 1948 г.г.) Муканова, «Приволье» (1949) Габдула Сланова (1911 – 1969 г.г.), «Караганда» (1952) Мустафина, «Темир-Тау» (книги 1 - 2, 1960 1- 1962 г.г., книги 2 под названием «Доктор Дарханов») Зеина Шашкина (1912 – 1966 г.г.), «Племя младое» (опубликовано посмертно, 1962) Ауэзова, «Белый конь» (1962) Такена Алимкулова (р. 1922), «Караван идёт к солнцу» (1963) Ануара Алимжанова (р. 1930), «Гудок в степи» (1964, совместно с К. Алтайским) Мухамеджана Каратаева (р. 1910), «Схватка» (1966) Ильяса Есенберлина (р. 1915) и др.
В поэзии послевоенных десятилетий особенно интенсивно развивались эпические формы - сюжетная и лирическая поэмы, роман в стихах. Написано немало поэм на историческине темы: «Мария, дочь Егора» (1949 – 1954 г.г.) Бекхожина, «Колокол в степи» (1957) Гафу Каирбекова (р. 1928), «Курмангазы» (1958) Ергалиева, «Естай-Хорлан» Музафара Алимбаева (р. 1923) и др. О творческом труде, о богатом духовном мире советских людей создали поэмы Тажибаев («Портреты», 1957), Жароков («Сталь, рожденная в степи», 1954), Мулдагалиев («Судьба вдовы», 1961), Олжас Сулейменов (р. 1936; «Земля, поклонись человеку!», 1961) и др.
Сложные социальные и морально-этические конфликты находятся в центре внимания драматургов: пьесы Хусаинова «Весенний ветер» (1952), Абишева «Единая семья» (1948), Тажибаева «Перед свадьбой» и «Приятели» (обе - 1964) и др.
Драматургия развивает и традиции исторического и историко-революционного жанра: «Чокан Валиханов» (1954) Муканова, «Ибрай Алтынсарин» (1953) Мусатая Ахинжанова (р. 1905), «Наш Гани» (1957) Хусаинова, «Жаяу-Муса» (1965) Зейтина Акишева (р. 1911) и др.
С начала 60-х гг. успешно развивается научно-фантастическая литература: повести «Седьмая волна» (1964) и «От огня до атома» Медеу Сарсекеева (р. 1936), «Альфа гениальности» (1967) Шокана Алимбаева (р. 1941) и др.
Традиции литературы для детей были заложены творчеством Алтынсарина в середине 19 в. В советское время успешно работают в этой области Сапаргали Бегалин (р. 1895), Утебай Турманжанов (р. 1905), Бердибек Сокпакбаев (р. 1924) и др.
На 6-м съезде писателей К. (1971) главными тенденциями современной казахской литературы были признаны её интеллектуализм, масштабность поисков и масштабность интересов, основанные на возросших требованиях читателей, на широте, всесторонности проблем, волнующих советского человека. Подтверждением этой мысли служит творчество не только писателей старшего поколения, но и произведения писателей, пришедших в литературу в 60-е гг., таких, как прозаики Азильхан Нуршаихов (р. 1922), Магзум Сундетов (р. 1936), Абиш Кекильбаев (р. 1939), Сатимжан Санбаев (р. 1939), Саин Муратбеков (р. 1936), Сакен Жунусов (р. 1934) и др., поэты Кадыр Мурзалиев (р. 1935), Туманбай Мулдагалиев (р. 1935), Саги Жиенбаев (р. 1934), Еркеш Ибрагим (р. 1930), Мукагали Макатаев (р. 1931), Жумекен Нажметдинов (р. 1935) и др.
Литературоведение и критика в казахской литературе, заявившие о себе с начала 30-х гг. в статьях Сейфуллина, Джансугурова. Ауэзова, Кажима Джумалиева (1907 – 1968 г.г.), Каратаева, Есмагамбета Исмаилова (1911 – 1966 г.г.), в начале 70-х гг. стремятся быть на уровне тех задач, которые ставят перед ними современной казахской литература и развитие литературоведческой научно-исследовательской мысли.
Научные силы объединяет институт литературы и искусства им. М. О. Ауэзова АН Казахской ССР. Известны труды Малика Габдулина (1915 – 1973 г.г.), Темиргали Нуртазина (1907 -1973 г.г.), Бейсенбая Кенжебаева (р. 1904), Бельгибая Шалабаева (р. 1911), Айкына Нуркатова (1928 – 1965 г.г.), Искака Дюсенбаева (р. 1910), Серика Кирабаева (р. 1927), Рахманкула Бердыбаева (р. 1927), Мырзабека Дуйсенова (р. 1928), Турсынбека Какишева (р. 1928) и др.
Наряду с казахскими учёными разрабатывали и продолжают разрабатывать проблемы истории и теории казахской литературы русские литературоведы и критики М. С. Сильченко (1898 -1970 г.г.), М. И. Фетисов (1907 – 1960 г.г.), К. Л. Зелинский (1896 – 1970 г.г.). З. С. Кедрина (р. 1904), Н. С. Смионова (р. 1908), Е. В. Лизунова (р. 1926). Выходят литературные журналы «Жулдыз» («Звезда»), «Простор», литературная газета «Казах адебиети» («Казахская литература»).
Ещё в 19 в. казахские просветители Абай Кунанбаев, Ибрай Алтынсарин переводили на казахский язык произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Л. Н. Толстого. В советское время перевод на казахский язык произведений др. литератур народов СССР и мировой литературы приобрёл широкий размах. Произведения казахских писателей переведены на многие языки народов СССР и др. стран.
Большую роль во взаимосвязи казахской литературы с литературами др. народов СССР сыграла переводческая деятельность Л. С. Соболева, написавшего и ряд литературно-критических работ о казахской литературе, А. Н. Пантиелева, Ю. О. Домбровского, И. П. Шухова, Ю. П. Казакова, Н. И. Анова, А. И. Брагина, поэтов К. Алтайского, К. Ваншенкина, Е. Винокурова, А. Б. Гатова, П. Кузнецова, М. Луконина, М. Львова, И. Сельвинского, Я. Смелякова, Д. Онегина, М. Тарловского и многих др. За годы существования казахской советской литературы переведено на казахский язык более тысячи книг писателей др. народов СССР и около 300 произведений зарубежных писателей.
В других республиках страны издано свыше 400 книг казахских писателей. В институте литературы и искусства им. М. О. Ауэзова АН Казахской ССР работает отдел, изучающий взаимосвязи казахской литературы с литературами др. народов и стран.
СП Казахстана осуществляет большую идейно-воспитатательную и организационно-творческую работу, 1-й съезд СП К. состоялся в 1934, 2-й в 1939, 3-й в 1954, 4-й в 1959, 5-й в 1966, 6-й в 1971. В составе СП К. работают секции русских и уйгур. писателей; в К. живут и работают также корейские и нем. писатели.

Литература:
Шалабаев Б., Очерки истории казахской дореволюционной литературы, А.-А., 1958; История казахской литературы, т. 1-3, А.-А,1968 – 1971 г.г.; Очерк истории казахской советской литературы, М., 1960; История литератур народов Средней Азии и Казахстана, М., 1960; Каратаев М., Казахская литература, М., 1960; его же, От домбры до книги, М., 1969; Кедрина З. С., Из живого источника (Очерки советской казахской литературы), 2 изд., доп., А.-А., 1966; Фетисов М. И., Зарождение казахской публицистики, А.-А., 1961; Лизунова Е., Современный казахский роман, А.-А., 1964; Ахметов З. А., Казахское стихосложение, А.-А., 1964; Сидельников В., Библиографический указатель по казахскому устному творчеству, в. 1, А.-А., 1951; Казахские литературные связи. Библиографич. указатель, А.-А., 1968; Греховодов Н., Данилюк В., Косенко П., Писатели Казахстана. Биографический справочник, А.-А., 1969; Нарымбетов А., Казахская советская литература. Библиографический указатель по литературоведению и критике. 1917-1940, А.-А., 1970; Габдуллин М., Казак халкынын ауыз эдебиетi, Алматы, 1958; Жумалиев К., Казак эпосы мен эдебиет тарихыныц маселелерi, Алматы, 1958; Кенжебаев Б., Казак халкынын, XX гасыр басындагы демократ жазушылары, Алматы, 1958; Тэжiбаев Э., Казак драматургиясыныц дамуы мен калыптасуы, Алматы, 1971; Казак фольклористикасы, Алматы, 1972.

Революционное движение начала XX века в России сказалось на положении национальных окраин, в том числе и Казахстана. Немногочисленная национальная интеллигенция, воспользовавшись этой ситуацией, начала борьбу за независимость и свободу, за пробуждение народа от векового сна, за избавление от двойного гнета: колониального ига царизма и местного патриархально-родового насилия. Интеллигенция выводила народ на дорогу независимости, агитировала за овладевание знаниями, наукой, искусством. В этом процессе не последнюю роль играла казахская литература, вносившая свой вклад в отображение жизни казахского народа и защиты его интересов. Передовая часть казахских писателей и поэтов, продолжая просветительские, демократические традиции Абая, пыталась увязать их с идеей борьбы с колониализмом. Революционно-демократическая направленность литературно-творческой, общественно-политической деятельности Ахмета Байтурсынова и Миржакыпа Дулатова, стоявших во главе национального движения, очевидна. Они придавали особую значимость национально-освободительной идее не только в творческой, но и в своей общественно-политической деятельности. Тому подтверждением является их участие во всенародной революции 1905 года, требование независимости казахов на съезде конституционно-демократической партии, целенаправленное развитие этой идеи на страницах газеты "Казах" (1913-1918 гг.), а также попытка создания после падения царизма Алашской автономии.

Ахмет Байтурсынов (1873-1937 гг.) - поэт, обогативший казахскую литературу начала XX века идеей борьбы за свободу и независимость. Его поэтический сборник "Маса" (Оренбург, 1911 г.) посвящен тяжелому, бесправному положению народа, его освобождению от колониализма, отсталости в развитии, невежеству, с другой стороны, произведение являет собой призыв к знаниям, науке, культуре. Велико стремление поэта пробудить у соотечественников чувство высокой гражданственности. Если в строках:

Как гуси перелетные, мы искали в Сахаре прохлады пристанища.

Вокруг бушевал камышовый пожар,

Возможно ли скрыться от огненных жал?

описывается беспросветное положение народа, изнывающего от колониального ига, то в следующих строках:

Мы словно в лодке без весел

В море широком без края.

Подует ветер, волны взметнутся,

И плывем мы, ориентир теряя.

очевидно, что без независимости и свободы будущее нации призрачно, неопределенно .

Назвав свой сборник "Маса" (что в переводе означает - "Комар"), поэт вложил в название определенный смысл, стремясь разбудить "спящий" народ, назойливо и беспрестанно жужжа, как комар.

О, казахи, мой народ.

Тяжела жизнь,

Но не сломлен ты. Расхищен скот,

В потемках душа, Проснись, открой глаза.

Неужель не выспался, Да и время ли спать?

Книга А. Байтурсынова "Сорок басен" ("Кырыкмысал") (Петербург, 1909 г.) является сборником произведений, созданных по образцу Крыловских басен. Взяв за основу сюжеты басен Крылова, Байтурсынов вольным переводом создал оригинальные казахские басни, наполнив их примерами из казахской жизни. В баснях высмеиваются пороки, распространенные среди казахов, осуждается социальная несправедливость.

Ахмет Байтурсынов - реформатор казахского языка. Им создан алфавит на основе арабской графики. Начатая в 1912 году, эта работа была официально принята в 1924 году как "Жана емле" ("Новое правило"). Байтурсыновым написан учебник "Оку куралы" ("Чтение") (1912 г.) и "Tiл куралы" ("Учебник по языку"), состоящие из 3 частей: фонетика, морфология, синтаксис. Учебники Байтурсынова являлись новшеством не только для казахов, но и всего тюркоязычного мира. Позднее он выпустил книги методического характера "Баяншы" (1920 г.), "Уш жумсак" (1925 г.) . Первая работа по литературоведению "Эдебиет таныткыш" (1926 г.) также принадлежит Байтурсынову.

Миржакып Дулатов (1885-1935 гг.) - соратник Ахмета, прошедший рядом с ним и в годы борьбы за свободу народа, и на литературном поприще. Его сборник "Оян, казак!" ("Проснись, казах!" Казань, 1909 г.) - одно из первых произведений, где поднимается остро проблема судьбы народа. Влияя на умы и сердца своих читателей, он обращает их внимание на ответственность каждой отдельной личности перед народом. Раскрывая негативные стороны жизни современного ему казахского общества, М. Дулатов призывает соотечественников к новой жизни, призывает учиться хорошему у других народов, ратует за науку, образование, равноправие женщин:

Не сворачивай с пути

Свободы, равенства и братства

Если будешь этому верен,

Твой долг человеческий ясен.

в этих строках не только гуманистическая позиция Миржакыпа, здесь верность своей жизненной программе ("свобода", "братство", "равенство") .

"Оян, казак!" со времени своего выхода в свет была воспринята как книга, направленная против колониализма, тираж ее был уничтожен, а автор подвергся гонениям и неоднократно заключался в тюрьму. Однако это не сломило поэта, он так же активно продолжал свою литературно-публицистическую деятельность. В этот период он издает роман "Несчастная Жамал" (Оренбург, 1910 г.), сборники произведений "Азамат" (Оренбург, 1913 г.), "Терме" (Оренбург, 1915 г.). С 1913 года он, постоянно проживая в Оренбурге, вместе с Ахметом Байтурсыновым издает газету "Казах".

"Несчастная Жамал" - первый по времени создания казахский роман. В нем описывается тяжелая судьба девушки Жамал, ставшей жертвой патриархально-родовых обычаев и предрассудков. Вместе с тем, в романе показан конфликт наступающего нового с отмирающим старым, столкновения взглядов молодого поколения с радетелями вековых устоев. Привлекателен роман и раскрытием процесса зарождения свободолюбивых идей у молодежи.

М. Дулатовым переведен ряд произведений из русской и европейскои классики (Пушкин, Лермонтов, Шиллер, Тукай). Неоценим вклад Дулатова и в развитие казахской публицистики.

Поэтом, внесшим огромный вклад в дело независимости, развитие народа по пути прогресса и культуры является Султанмахмут Торайгыров (1893-1920 гг.). Им написаны произведения острой критической направленности, повествующие о несправедливой жизни, бичующие невежество и темноту. По Торайгырову, народ сам творит свою судьбу, ему необходимо для этого очнуться от сна, идти вперед и развиваться как другие народы. Проявляя солидарность с братьями по борьбе с колониализмом, С. Торайгыров в поэме "Таныстыру" ("Знакомство", 1918 г.) называет Султанмахмут Торайгыров Дулатова, Байтурсынова, Букейханова, "солнцем", "зарей", "луной" . Султанмахмут обогатил казахскую литературу с точки зрения ее художественно-эстетического развития. Наряду с этим, им немало сделано для формирования и развития новых для казахской литературы жанров. Его романы в стихах "Красавица Камар", "Кто виноват?", поэмы "Заблудшая жизнь", "Бедняк", лирические стихотворения, публицистические, критические статьи раскрывают собой многоплановость и разносторонность его художественных исканий.

Выйдя из рамок агитационно-призывных стихов, он создал прекрасные по глубине и художественности лирические стихи о природе и внутреннем мире человека. В крупных его произведениях фигурирует образ героя, воплощающего в себе новые общественные взгляды. Поэту удалось обнажить остросоциальные проблемы развития казахского общества, которое все еще оставалось в путах феодально-патриархальных устоев, прозябало в темноте и невежестве ("Кто виноват?"). Его поэмы, построенные на философском осмыслении времени, эпохи, явились яркими и новыми образцами жанра лирико-публицистической поэмы. Высокие образцы реалистического искусства, заложенные в казахской литературе Абаем, мы находим в творчестве Султанмахмута.

Особую значимость в развитии критического направления казахской литературы, возвышении идей просветительства посредством художественных средств сыграло творчество Сабита Донентаева (1894-1933 гг.), Мухамеджана Сералина (1872-1939 гг.), Спандияра Кубеева (1878-1956 гг.), Бекета Утетилеуова (1883-1949 гг.), АрипаТанирбергенова(1856-1924гг.), Гумара Карашева (1876-1921 гг.), Турмагамбета Изтлеуова (1882-1939 гг.), Бернияза Кулеева (1899-1923 гг.), Нармамбета Орманбетова (1870-1918 гг.) и других.

Развивая и обогащая поэтическое мастерство, они внесли огромный вклад в художественное осмысление эпохи. Если С. Донентаев развил жанр стихотворений с небольшим сюжетом и басен, то С. Кубеев стремился отобразить правду жизни в лирических произведениях. Творчество С. Кубеева и Б. Утетилеуова было тесно переплетено с педагогической деятельностью: оба они учительствовали в аульных мектебах. Широко используя литературу в воспитании детей, писатели создали ряд произведений нового идейного содержания. Так родились роман "Калым", повести и стихотворения, предназначенные детям, С. Кубеева. С. Кубеев и Б. Утетилеуов перевели немало произведений русской классики.

М. Сералин внес вклад не только в развитие казахской литературы, но и в развитие современной ему журналистики. Издававшийся им и его собратьями по перу журнал "Айкап" (1911--1915 гг.) четко и определенно поддерживал просветительскую и демократическую направленность казахской литературы. Сералиным написаны поэмы, переведен "Шахнаме" ("Рустам-Зураб") Фирдоуси.

В своих публицистических произведениях на страницах "Айкап" М. Сералин, подвергая критике патриархальные устои, особое внимание уделял просвещению народа, его устремлению вперед, проблеме перехода казахов к оседлому образу жизни. Определенные художественные решения мы видим в произведениях Г. Карашева и Н. Орманбетова, где широко раскрыты суть колониализма, двойственность политики управления народом, отсталость жизни казахского общества. Автор нескольких книг ("Бала тулпар", "Карлыгаш", "Ага тулпар", "Турымтай" и др.) и философских раздумий, Гумар Карашев выступил как яркий, своеобразный поэт, просветитель-философ, как художник, верный традициям шариата и чести. Он с надеждой встретил Февральскую революцию и движение "Алаш", веря в свободу и независимость своего народа, позднее проявил солидарность с Советской властью. Нармамбет же в стихах ("Сары-Арка", "Заман" и др.) рисовал тяжелую жизнь народа, особенно проявившуюся вследствие переселенческой политики царизма, когда казахи стали лишаться лучших земель и откочевывать из родных мест .

Казахские поэты-писатели начала XX века по своей ориентации и художественным исканиям далеко неравнозначны. Насколько множество талантов, настолько они различны. Многих из них объединяли революционно-демократическая и просветительско-демократическая идеи. Все, кто придерживался этого направления, пытались освоить передовые идеи литературы прогрессивных народов. Вместе с тем, была целая группа поэтов, творивших в чисто национальной традиции, используя опыт демократической литературы Востока. Они также критиковали невежество, несправедливость власть имущих, колониальную политику царизма, однако им не виделись пути выхода из этого тупика, решение они находили в возврате к прошлым "лучшим" временам. К этому ряду поэтов можно отнести Машхура Жусупа Копеева (1858-1931 гг.), Нуржана Наушабаева (1859-1919 гг.), Макыша Калтаева (1869-1916 гг.). Их реалистические произведения помогают понять нам правду той эпохи. Книга М. Ж. Копеева "Кому принадлежит Сары-Арка?" (Казань, 1907 г.) была конфискована, а ее издатель подвергся крупному штрафу. В наследии М. Ж. Копеева сохранились рукописи, состоящие из собранных им произведений устного народного творчества и творений казахских поэтов. Поэзия Н. Наушабаева состоит в основном из терме, где превалируют назидания и наставления. В творчестве М. Калтаева, несмотря на широкое освещение жизни и эпохи, все же недостает художественности изображения .

Другая группа казахских поэтов уделяла особое внимание дастанам и хисса, сложенным под влиянием сюжетов народных произведений, а также творений Востока. К ним можно отнести Жусипбека Шайхиисламулы (1854-1936 гг.), Шади Жангирулы (1855-1933 гг.), Акылбека Сабаулы (1880-1919 гг.). Все они имели прекрасное образование и были знатоками арабо-персидской литературы, досконально знали богатейший фольклор народа. Свои произведения они издавали то как "дастан", то как "хисса" в типографиях Казани, с которыми были в тесной связи. Через эти произведения в начале XX века хисса получила широкое распространение среди народа. В этом не последнюю роль сыграли интересные сюжеты, важность описываемых исторических событий. Среди этих произведений "Кыз Жибек", "Мунлик-Зарлык", "Сейфуль-Малик", "Касым-Жомарт", "Орка-Кульше", "Харон ар Рашид", "Камар заман", "Бозжигит", "Тахир-Зухра", "Назым" и другие .

Были и поэты, писавшие об исторических событиях в жизни народа и пытавшиеся дать им народную оценку. Здесь уместно вспомнить поэму Ыгылмана Шорекова (1871-1932 гг.) "Исатай-Махамбет". Автор не стремится детально следовать хронологии исторических событий, а старается раскрыть образ батыра Исатая и его друга Махамбета. Останавливаясь лишь на основных этапах восстания, автор сумел раскрыть истинные его причины, показать непререкаемый авторитет Исатая в разрешении межродовых конфликтов, бесстрашие батыра в его стычках с Жангир-ханом.

В рассматриваемый период заметное место занимает творчество акынов-музыкантов, продолжавших традиции казахской литературы и культуры. В условиях отсутствия театров, концертных залов, поэты-музыканты внесли огромную лепту в развитие духовной культуры народа, обогащению его театрального и музыкального искусства. Придерживаясь традиций творчества Биржана, Ахан-сере, Мухита, поэты-музыканты Жаяу Муса Байжанулы (1835-1929 гг.), Балуан Шолак Баймырзаулы (1864-1919 гг.), Мади Бапи-улы (1880-1921 гг.), Майра Уаликызы (1896-1926 гг.), Иманжусип Кутпаулы (1863-1929 гг.), Асет Найманбайулы (1867-1923 ГГ.), Укили Ибрай Сандыбай-Шакарим Кудайбердиевулы (1856-1932 гг.), Кенен Азербаев (1884-1976 гг.) и другие создавали новые, демократической направленности, песни и жыры. Их значительные произведения воспевали красоту жизни, способствовали формированию у слушателей высоких эстетических чувств. Вместе с тем, и в этих творениях затрагивались проблемы социально несправедливого обустройства общества, слышались призывы к освобождению от колониального ига. Жаяу Муса, Балуан Шолак, Мади, Иманжусип, Укили Ибрай на себе испытали притеснения и гонения царских властей. Деятельность поэтов-музыкантов, безусловно, способствовала развитию подлинно народного песенного творчества. Ими созданы такие классические произведения, как "Жаяу Муса", "Кау-лалу", "Галия", "Каракесек", "Майра", "Иманжусип", "Гакку", "Бозторгай", "Кокшолак". Наследие поэтов-музыкантов огромно и многогранно. Здесь можно встретить лирические песни и дастаны, а некоторые поэты, такие как Асет, Кенен - участвовали в айтысах .

Особенностью развития казахской литературы начала XX века является его связь с литературами других народов. Историческая обстановка способствовала усилению не только общественно-экономических связей, но активизировала процесс общения в сфере духовной культуры. В этом движении немалую роль сыграла казахская периодическая печать, начало которой положили газеты "Туркестан уалаятынын газеты (1870--1882 гг.) и "Дала уалаятыныц газеты" (1888-1902 гг.). На их страницах печатались переводы из русской литературы и мировой классики. Продолжая переводческие традиции Абая, А. Танирбергенов и А. Найманбаев опубликовали отрывки из "Евгения Онегина" А. Пушкина, создавали на подобные сюжеты свои произведения. Увидели свет книги "Капитанская дочка" (перевел М. Бекимов, 1903 г.) и "Дубровский" (перевел Ш. Кудайбердиев, 1912 г.), а также "Сорок басен" А. Байтурсынова (1909 г.) и "Образцовое воспитание" С. Кубеева (1910 г.), Б. Утетилеуовым были переведены произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, Плещеева, Крылова .

Большое место на страницах журнала "Айкап" и газеты "Казах" занимали переводы из русской, восточной и западноевропейской литератур. Среди них можно назвать "Рустем-Зураб" (из "Шахнаме" Фирдоуси - перевел М. Сералин), "Шильонский узник" Д. Байрона (перевел А. Галимов), отрывки из "Тысяча и одной ночи", рассказов Л. Толстого и А. Чехова. Таким образом, была открыта широкая дорога для освоения художественного опыта мировой классической литературы. На развитие казахской литературы начала века существенное влияние оказало национально-освободительное движение 1916 года. Причиной восстания послужил царский указ о мобилизации казахов на тыловые работы. Изнывающий под бременем колонизаторского ига народ, потеряв всякую надежду на улучшение жизни, выступил против своих правителей. Восставший народ, которым руководили такие народные батыры, как Амангельды, Бекболат, стал расправляться с представителями власти. Однако стихийно начавшееся восстание, не имея организованного центра руководства, вскоре пошло на убыль, а царские солдаты еще долго бесчинствовали. Народная литература сохранила множество произведений об этом восстании. В них повествовалось о тяжелой судьбе народа, о притеснении царизма, о борьбе за свободу, о героизме восставшего люда и его предводителей. Среди авторов этих произведений можно назвать Сата Есенбаева, Кудери, Омара Шипина, Тулеу Кобдикова, Бузаубекова, Ису Даукебаева, непосредственных участников освободительного движения, испытавших все трудности и перипетии этой борьбы. Поэты Омар и Кудери создали жыры (исторические песни) о легендарном Амангельды, Иса - о Бекболате. Названные произведения заняли достойное место в истории казахской литературы. Их особенностью явились новые образы народных героев, конкретные исторические события, проблематика.

Некоторые исторические песни периода национально-освободительного движения 1916 года посвящены описанию жизни джигитов, призванных по царскому указу. В дастане "Прием" Биржана Берденова рассказывается о жизни жигитов в родном ауле, о непривычном для них пребывании на чужой земле, о несправедливом характере империалистической войны, о нарастании недовольства правлением царя и распространении идей по его свержению и, наконец, смещению царя с трона. Встречаются также произведения, написанные в форме писем джигитов с фронта и ответов на них. Народная поэзия, рожденная 1916 годом, наполнила новым содержанием и обогатила народно-демократическую направленность казахской литературы начала XX века.

Положение казахского народа при колониальной системе правления продолжало оставаться центральной проблемой в развитии литературы последующего периода. Пришедшие в этот период в литературу молодые таланты, такие как М. Жумабаев, С. Сейфуллин, Б. Майлин и другие, стали публиковать свои первые произведения, продолжая демократическо-просветительские традиции, обогащая ее идеями свободы.

Казахская литература начала XX века явилась художественной летописью о правде жизни народа данной исторической эпохи.

С конца XIX в. Казахстан был всецело вовлечен во всероссийскую хозяйственно-экономическую систему и вступил на путь интенсивного общественного развития. Теснее стали контакты между казахским и русским населением. Возникла благоприятная возможность широкого распространения передовой русской культуры в казахском обществе.

Демократические идеи в литературе и культуре связаны с просветительской идеологией, зародившейся в 60-х годах XIX в. Эти идеи на рубеже веков приобретали все большую критическую направленность.

В 80-е годы XIX в. начинается творческий путь Абая Кунанбаева (1845—1904) — родоначальника казахской реалистической литературы.

В первых лирических стихотворениях («С детства я видел в науке свет благой», «Да! Сегодня в интернате», «Джигиты, дорог смех, не шутовство» и др.). Абай смело критикует отсталость казахского общества.

Выход из бедственного положения он видит в просвещении народа. Только образованный человек, считает поэт, может быть полезен стране, он не замкнется в узких рамках родо-племенных семейных забот. Таковы основные идеи многих стихотворений, написанных Абаем Кунанбаевым в восьмидесятые годы.

К 90-м годам в его стихах критический взгляд на действительность становится острее. Поэт раскрывает двуличие, невежество волостных, баев, старшин, мулл, осуждает взяточничество, лихоимство, а также прикрытое родовыми обычаями угнетение народа. Абай с сочувствием относится к обездоленным. «О, казахи мои! Мой бедный народ!» — сокрушается великий поэт. Он борется за их права, за справедливость.

Творчество Абая явилось поворотом в казахской поэзии от просветительства к критическому реализму. Создавая образы наглого волостного, малограмотного муллы, изворотливых чиновников, бездельников-баев, поэт усиливает социальное содержание казахской поэзии.

Цикл стихотворений Абая о временах года («Весна», «Лето», «Осень», «Ноябрь — преддверие зимы», «Зима») — образцы прекрасной пейзажной лирики. Степь предстает в разнообразии красок, в величии просторов, пестроте разнотравья, в контрастных описаниях. Впервые картины природы органически связаны с отражением полной глубоких социальных противоречий жизни казахов.

Пейзажная лирика Абая свидетельствовала о творческом усвоении им опыта Пушкина и Лермонтова, о понимании искусства как необходимой, духовной, потребности человека. Какую бы проблему жизни общества или отдельного человека не затрагивал Абай, он неизменно придавал ей обобщенно-философский смысл.

Абай поднял казахскую поэзию до уровня профессиональной и высокохудожественной. Он придал казахскому разговорному языку особую выразительность, наполнил художественное слово социальным смыслом. Его поэзия была свободна от риторичности. Повторяя слова Чернышевского, можно сказать, что он «первый возвел литературу в достоинство национального дела».

Абай обогатил казахскую поэзию новыми жанрами (шестистишия и восьмистишия), создал ряд поэм. Среди них — «Искандер» на традиционный сюжет об Александре Македонском и мудром Аристотеле. В основу другой поэмы, «Сказание об Азиме», положена одна из сказок «Тысячи и одной ночи» — «Сказка о Хасане из Басры» — поучительная история приключений молодого ремесленника-ювелира.

Поэт расширил сюжетную схему описанием бытовых сцен, его герой умеет упорно трудиться, не терять присутствия духа в любых самых сложных обстоятельствах. В назидательно-просветительном ключе написана и поэма «Мас’уд». «Назидания» («Гаклии») — своеобразные этюды на морально-этические и социально-философские темы — раскрывают взгляды мыслителя на многие явления природы и общества.

Благодаря талантливым переводам Абая, любимыми поэтами казахских читателей стали Пушкин, Лермонтов, Крылов. Он познакомил казахский народ с гуманистической русской классической литературой и заложил основы творческих взаимосвязей казахской и русской литератур.

Традиции Абая были продолжены его последователями. Среди них его сыновья — Акылбай (1861—1904) и Магавья (1887—1904), авторы романтических поэм «Зулус», «Дагестан», «Медгат-Касым». К ним примыкают поэты Н. Орманбетов, К. Жанатаев, поэты-композиторы А. Найманбаев, Биржан-Сал Кожагаулов, А. Танирбергенов.

Особое место в развитии гуманистических традиций Абая заняло творчество Шакерима Кудайбердиева (1858—1931), сына старшего брата Абая, который воспитывался в доме своего дяди.

Шакерим основные свои произведения создал в зрелом возрасте. Участвуя в управлении Семипалатинской губернией, он часто бывал в отдаленных районах, разбирал всевозможные судебные дела и иски. Уйдя с официального поста, он углубляется в изучение истории и культуры народа, увлекается философией, религией, музыкой и естественными науками, но прежде всего — литературой.

Хорошо владея арабским, персидским и русским языками, он изучает средневековую литературу тюркских народов, арабскую и персидскую поэзию, читает в оригинале русскую классику.

Поэт и прозаик, переводчик и драматург, историк и философ, Шакерим оставил огромное наследие: циклы стихотворений, поэмы «Калмакан-Мамыр», «Енлик-Кебек», «Нартайлак-Айсулу», роман «Адиль-Мария» и др. Он перевел на казахский язык повести А. Пушкина «Дубровский», «Метель», несколько рассказов Л. Толстого, поэмы Физули «Лейли и Меджнун», стихотворения Хафиза и даже несколько глав из романа Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома».

В этот период благодаря стараниям передовых деятелей увеличивается число общеобразовательных школ в Петербурге, Казани, Уфе, Ташкенте, Оренбурге, в этих же городах издаются казахские книги.

Если отдельные стихи Абая при его жизни увидели свет лишь на страницах единственной тогда газеты «Дала уалаяты» («Степная газета»), то в 1919 г. впервые в Петербурге было осуществлено посмертное издание его сочинений на казахском языке.

Начал выходить первый казахский журнал «Айкап» (1911—1915), главным редактором которого был М. Сералин; издавались газеты «Казах» (1913—1917), «Простор» (1907), «Иртыш», «Степная жизнь» (1907), в которых наряду с образцами богатой устной поэзии, произведениями поэтов и писателей публиковались статьи о наболевших вопросах современности.

В литературе конца XIX в. наряду с ведущим демократическим направлением во главе с Абаем существовало и традиционное, представленное творчеством таких поэтов, как Абубакир Кердели, Нуржан Наушабаев и др., которые в духе исламской традиции писали о бренности мира, изменчивости судьбы. Но к началу XX в. их голоса звучали уже слабо.

Видные представители литературы начала XX в. С. Торайгыров (1893—1920), С. Донентаев (1894—1933), М. Сералин (1872—1929), С. Кубеев (1879—1956) писали о том, что цивилизованные народы достигали высокого развития в области экономики и культуры благодаря разумному отношению к новым требованиям времени. Слово Торайгырова исполнено возвышенного оптимизма и звучит как горячий призыв к смелым действиям.

«Разобью в пух и прах судьбу и заставлю ее плясать под свою дудку», — заявляет лирический герой Торайгырова. В стихотворении «В чем цель учебы» поэт говорит об обскурантизме богословов. Образованные люди должны, по мысли поэта, служить развитию науки и культуры, а не помышлять только о карьере.

Казахская предоктябрьская литература в эпоху народно-освободительного движения не оставалась в стороне от идей времени, от борьбы за свободу народа.

Эти идеи преломились прежде всего через призму вопроса об эмансипации женщин. Хотя казахское общество стало на путь прогресса, женщина оставалась по-прежнему в рабской зависимости. В то время как многие ограничивались соболезнованием бедам казашки, Торайгыров активно боролся за ее раскрепощение. Поэт то досадует на покорность и робость казашки, то призывает ее восстать против рабства, разрушить стальную клетку обычаев.

Тема женской свободы в казахской поэзии имеет давнюю историю. Произведения фольклора являются вечным памятником казашке, бывшей жертвой косности и жестокости степных порядков.

В стихотворении «Несчастная красавица» А. Галимов рисует трагедию юной казашки, которая увядает подобно сорванному полевому цветку. Но лучшим в казахской лирике на эту тему является, пожалуй, стихотворение «Девушка Джамила» С. Донентаева. Оно подкупает жизненностью, суровым реализмом.

Стихотворение заканчивается словами Токиша, отца Джамилы, в котором он выражает заботу не о счастье родной дочери, а об ее удачном замужестве: «Пусть женится на ней кто угодно, хоть старик, хоть дьявол, лишь бы мне получить за нее скот». Это сатирическое произведение Донентаева, построенное на приеме «саморазоблачения» героя, — одна из значительных находок казахской литературы начала века в сфере реалистического воплощения судьбы казашки.

Поэма «Гулкашима» (1903) М. Сералина — одно из первых эпических произведений, где семейно-бытовой конфликт разрешается трагическим исходом. Сюжет поэмы прост. Молодой поэт Баймагамбет и красавица Гулкашима любят друг друга. Но девушку за большой калым выдают за другого. Баймагамбет, убедившись в несбыточности своей мечты соединиться с Гулкашимой, кончает жизнь самоубийством.

Протест героя против деспотических обычаев как бы предвосхищает более решительные действия борцов за освобождение женщины в произведениях, написанных в последующие годы. К числу значительных произведений на эту тему относится роман Торайгырова «Красавица Камар» (1914).

Жизнь казашки в этом романе изображается на фоне ряда социальных столкновений, которые позволяют автору раскрыть природу социального зла, которое несет человеку гибель. Равнодушными к интересам народа, невежественными, но падкими до власти, готовыми пожертвовать не только состоянием, но и дочерьми, предстают степные правители в другом романе Торайгырова «Кто виноват?» (1914—1915).

В романе на судьбе трех поколений феодально-патриархальной семьи (некогда всесильная власть Тасболата значительно утрачена у его сына Ажибая, который терпит ряд поражений на выборах в органы управления степной волостью; такой власти уже нет у Кабыша, последнего отпрыска клана феодалов, доживающих свой век в пьянстве и кутежах) автор осмысляет тенденции исторического развития казахского общества.

В поэме «Заблудившаяся жизнь» (1919) Торайгыров рассуждает о социальном неравенстве, о власти. «Все блага в жизни принадлежат только сильным», «слова о справедливости, чести и человечности служат богатым для обмана слабых», — говорит поэт.

Мечты и чаяния народа о справедливом обществе он связывает с миром, в котором не будет обмана, вражды, власти денег, не будут погибать таланты, каждый будет жить своим трудом и никто не посмеет эксплуатировать чужой труд. Поэт предчувствует, что этот новый мир не так уж и далек: «Запомните, друзья, мои слова, скоро преобразится весь мир».

Мастер коротких сатирических стихотворений С. Донентаев в басне «Жаворонок» задается вопросами: сколько можно терпеть несправедливость и что нужно сделать, чтобы покончить с ней?

Критика реакционного духовенства, как известно, составляет одну из важных традиций просветителей XIX в. В начале XX в. сторонники этих идей с предельной остротой ставят и решают важнейшие вопросы общественной и духовной жизни.

Тему «маленького человека», к которой впервые обратился Алтынсарин, продолжают демократически настроенные писатели. Так, в поэме «Бедняк» (1919) Торайгыров создает правдивый, запоминающийся образ бедняка с землистым от постоянного недоедания лицом, с сумой за плечами. «Сердце, душа... ни в чем по природе своей я не уступаю баям, разве только в том, что они богаты, а я нет», — с горечью говорит бедняк.

В романе «Калым» (1913) С. Кубеева происходит своеобразная перестановка сил: жизнеспособная группа бедняцкой молодежи начинает теснить позиции некогде сильного клана богачей. Бедняк Кожан и его возлюбленная Гайша побеждают.

Нравственно-этический вывод романа таков: богачи, как бы ни были они сильны в настоящее время, вовсе не непобедимы, их можно одолеть, но для этого необходимо объединиться. В романе «Калым» создан выразительный, исторически-конкретный и достоверный образ трудового человека, уровень политического сознания которого предопределил участие казахов в народно-освободительном движении 1916 г.

Заслугой литературы предоктябрьского периода является то, что она создала своего читателя, который в свою очередь стал оказывать влияние на ее развитие. Если в XIX в. демократические идеи питали творчество лишь отдельных писателей, то теперь они пронизывают всю литературу, постоянно завоевывая все новых сторонников. Демократическое мировоззрение объединяло поэтов и писателей различных стилевых манер.

Так, романтический пафос характерен для творчества Торайгырова, Кубееву больше по душе реалистическое повествование. Донентаев отдает предпочтение сатирическим жанрам: басням, аллегориям и т. д.

На первые десятилетия XX в. приходится и начало творчества поэтов и писателей, общественных деятелей, ставших жертвами необоснованных репрессий 30-х годов: А. Байтурсынова (1873—1938), М. Жумабаева (1893—1938), Ж. Аймаутова (1889—1931), М. Дулатова (1885—1935). После долгих лет забвения оно в конце 80-х годов возвращается к читателю, демонстрируя преемственность и неразрывность литературного процесса эпохи.

Казахская литература отразила историческую правду о казахском народе кануна Октября, проследила противоборство социальных сил, создала образы новых людей, которым предстояло жить в новом мире. Расширяются связи казахской литературы прежде всего с русской, а также с другими литературами региона.

Усилению ее демократизма и гуманизма способствовали переводы из русской классики, из классики других народов России.

Большую роль, например, в развитии революционного самосознания казахов сыграли произведения татарских писателей, в особенности Габдуллы Тукая. Продолжалась демократизация литературного языка, что делало художественное слово более действенным.

История всемирной литературы: в 9 томах / Под редакцией И.С. Брагинского и других - М., 1983-1984 гг.

Художественная литература. Начало XX в. — особый период в истории казахской литературы. Складывается современный литературный казахский язык, появляются новые стилистические формы, казахские писатели осваивают новые жанры.
Один из выдающихся деятелей литературы начала XX в. — Ахмет Байтурсын. Он родился 28 января 1873 г. в урочище Сартубек Торгайского уезда, в семье влиятельного казахского сардара (родоначальника) Байтурсына Шошакулы. Отец Ахмета, активно боровшийся с колониальными властями, в 1885 г. был осужден за вооруженное сопротивление уездному начальству и вместе с братьями сослан на каторжные работы. Оставшись без отца и ближайших родственников. Ахмет с огромным трудом окончил курс Торгайского училища и отправился в Оренбург для продолжения образования. С 1895 г. Ахмет Байтурсын занимается педагогической и литературной деятельностью. Первыми его поэтическими трудами были переводы басен Крылова, сборник «Кырык мысал», выдержавший несколько изданий, был очень популярен среди казахов. В Оренбурге в 1911 г. вышел в свет сборник стихов А.Байтурсына «Маса». Его перу принадлежит также ряд статей о казахском языке, где он выступает за чистоту языка, освобождение его от русских и татарских слов. Ахмета Байтурсына можно назвать основателем казахского языкознания.
Крупное явление казахской литературы начала XX в. — Мыржакып Дулатулы, родившийся 25 ноября 1885 г. в Сарыкопинской волости Торгайского уезда. Мыржакып учился в аульном мектебе, русской школе, затем продолжил образование самостоятельно. Благодаря упорному труду он в совершенстве овладел русским языком, изучил творчество русских и зарубежных писателей.
Дулатулы известен как поэт и прозаик, он автор нескольких поэтических сборников и первого казахского романа «Несчастная Жамал» (1910). Роман вызвал огромный интерес у русских критиков и казахской общественности, выдержал два издания. Кроме оригинальных произведений, Мыржакып Дулатулы занимался переводами Пушкина, Лермонтова, Крылова, Шиллера. Он был неустанным новатором и реформатором казахского литературного языка, вводил новые слова и понятия в свои произведения.
Особое место в казахской поэзии занимает творчество Магжана Жумабая (1893-1937 гг.). С его именем связано внедрение новых поэтических форм в казахское стихосложение. С полным основанием можно утверждать, что стилистическая система Магжана фактически господствует в стилистическом строе современного казахского языка. Его влияние на казахскую поэзию сравнимо лишь с влиянием Абая.
Писать стихи Магжан начал с 14 лет, его произведения печатались почти во всех газетах и журналах на казахском и татарском языках. В 1912 г. в Казани вышел первый сборник его стихов «Шолпан».
В начале XX в. начинается творческий путь талантливого казахского прозаика и драматурга Жусипбека Аймауытулы (1889-1931). Окончив аульный мектеб, он продолжил образование в русско-казахской школе, а в 1914г. поступил в Семипалатинскую учительскую семинарию. Основные произведения созданы им в советское время, хотя в 1917 г. он уже сотрудничал в журнале «Абай».
Значительный след в казахской литературе оставил талантливый писатель и журналист Мухамеджан Сералыулы (1872-1929). Он родился в семье знаменитого акына на территории Костанайской области, учился в Троицком медресе и Костанайском двухклассном русско-казахском училище. В 1900 г. публикуется первая его книга «Топ жарган», а в 1903 г. — «Гульгашима». В 1914г. Мухамеджан перевел поэму «Рустем — Зораб» из «Шахнаме» Фирдоуси. Однако главной была не литературная, а журналистская его деятельность. Журнал «Айкдп», главным редактором которого он был, стал значительным явлением в культурной жизни Казахстана этого периода.
К началу XX в. относится творчество Спандияра Кобеева (1878-1956), родившегося в Мендыгаринском районе Костанайской области. Творческий путь Кобеева начался с перевода произведений русских писателей. В 1910 г. в свет выходит сборник переведенных им басен И. Крылова. Изданный в 1913 г. роман «Калым», явился значительным событием в истории казахской литературы.
Одной из видных фигур казахской литературы начала XX в. был Султанмахмуд Торайгыров (1893-1920). Он родился в Баян-ауле, получил образование в мектебе и Троицком медресе. В 1913-1914 гг. Торайгыров сотрудничал в журнале «Айкап», где печатает первые стихи и рассказы, тяготевшие в основном к теме социального неравенства. Тогда же он начинает работу над романом «Камар сулу».
Философско- этическая литература. Большое развитие получает в начале XX в. философско-этическая литература, виднейшими представителями которой были Шакарим Куцайбердыулы, Мухаммед Салим Кашимов, Машгур-Жусуп Копейулы.
Особая роль в развитии казахской философской мысли принадлежит Шакариму Куцайбердыулы (1858-1931). Шакарим, племянник Абая Кунанбайулы родился 11 июля 1858 г. в Шын-гысских горах. Шакарим был религиозным философом, но в отличие от схоластической школы, пытался обосновать основные догматы ислама при помощи рационального (логического) метода.
В предисловии к своему стихотворному переводу романа «Дубровский» Шакарим называет своих учителей: Байрон, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Хафиз, Науаи, Физули, Кант, Шопенгауэр и др. Первым философским произведением был труд «Мусылман-шылдык, шарттары», вышедший в Оренбурге в 1911 г. В том же году была опубликована «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий» — одна из первых работ по истории казахов.
Однако Шакарим оставил нам не только философские и исторические труды, но и огромное количество стихов, поэм и прозаических произведений. С полным основанием можно утверждать, что Шакарим Кудайбердыулы — одна из наиболее значительных фигур в казахской литературе начала XX в.
Видным представителем клерикально-философского направления казахской литературы был Машгур-Жусуп Копейулы (1858-1931 гг.). В 1907 г. в Казани выходят сразу три его книги: «Увиденное мною удивительное явление в моей долголетней жизни», «Положение», «О том, чья земля Сарыарка». В них автор резко высказался против колониальной политики России, переселения крестьян в Казахстан, призывает казахов активнее включаться в политическую жизнь страны.
В своих неопубликованных работах Машгур Жусуп дал толкование целому ряду морально-этических категорий, его философские труды сыграли определенную роль в развитии казахской философской мысли.
Представителем религиозной философии был и Мухамед Салим Кашимов. В своих произведениях «Вежливость», «Агитация», «Книга разума», «Наставление казахам» он выступает с педагогическими наставлениями, излагает свои философские и социально-политические воззрения. Кроме чисто философских трудов, перу Кашимова принадлежит повесть «Печальная Мариям» (1914 г.), в которой автор осуждает обычаи бракосочетания, когда девушек выдают замуж без их согласия.
Большой след в казахской литературе оставили Макыш Калтаев, Таир Жомартбаев, Сабит Донентаев и другие писатели и поэты.
В целом начало XX в. стало периодом особого расцвета казахской письменной литературы, впитавшей в себя лучшие черты казахской, восточной и европейской литературы. В это время закладываются основы современной казахской литературы, окончательно складывается литературный язык.

Вв., уже к этому времени у тюркоязычных племён Казахстана существовала устная поэтическая традиция, восходящая к более раннему периоду. Это подтверждают также различные элементы эпической поэзии (эпитеты, метафоры и другие литературные приёмы), обнаруженные в орхонских памятниках - текстах надгробных стел Кюльтегина и Бильге-кагана, повествующих о событиях V-VII веков.

Эпосы «Коркыт-Ата» и «Огузнаме»

На территории современного Казахстана сложились наиболее известные древние эпосы на тюркских языках - «Коркыт-Ата » и «Огузнаме». Распространявшийся устно эпос «Коркыт-Ата», возникший в кыпчакско-огузской среде в бассейне реки Сырдарья около VIII -X вв. , был записан в XIV -XVI вв. турецкими писателями в виде «Книги деда Коркыта». В действительности Коркыт - это реальный человек, бек огузо-кыпчакского племени кият, который считается основоположником эпического жанра и музыкальных произведений для кобыза. Эпос «Коркыт-Ата» состоит из 12 поэм и рассказов о похождениях огузских богатырей и героев. В нём упоминаются такие тюркские племена, как усуней и канглы .

Поэма «Огузнаме» посвящена детству тюркского правителя Огуз-хана , его подвигам и победам, женитьбе и рождению сыновей, которых звали Солнце , Луна , Звезда , Небо , Гора и Море . Став правителем уйгур, Огуз вёл войны с Алтыном (Китаем) и Урумом (Византией). Также в этом сочинении обсуждается вопрос о происхождении славян, карлуков, кангаров, кыпчаков и других племён.

Героические и лирические поэмы

Не секрет, что ещё с момента зарождения казахской поэтической традиции её главной и обязательной фигурой был народный поэт-импровизатор - акын . Именно благодаря акынам до нас и дошли многочисленные эпические произведения, сказки, песни, поэмы, написанные ещё несколько веков назад. Казахский фольклор включает более 40 жанровых разновидностей, некоторая часть характерна только для него - песни-прошения, песни-письма и т. д. Песни, в свою очередь, делятся на пастушеские, обрядовые, исторические и бытовые. Поэмы также можно разделить на героические, то есть повествующие о подвигах героев («Кобыланды батыр», «Ер-Таргын», «Алпамыс батыр», «Камбар батыр» и др.), и лирические, воспевающие самоотверженную любовь героев («Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Кыз-Жибек»).

Начало XX в. стало периодом расцвета казахской литературы, впитавшей в себя многие черты европейской литературы. В это время были заложены основы современной казахской литературы, окончательно сформировался литературный язык, появились новые стилистические формы.

Нарождающаяся казахская литература осваивала крупные литературные формы, до сих пор незнакомые казахским писателям, - романы, повести. В это время большую известность приобрёл поэт и прозаик Миржакип Дулатов , автор нескольких поэтических сборников и первого казахского романа «Несчастная Жамал» (), выдержавшего несколько изданий и вызвавшего большой интерес у русской критики и казахской общественности. Он также занимался переводами Пушкина , Лермонтова , Крылова , Шиллера , был реформатором казахского литературного языка.

В конце XIX - начале XX вв. группа «книжников», в которую входили Нуржан Наушабаев, Машур-Жусуп Копеев и др., активно проповедовала патриархальные взгляды и собирала фольклорный материал. Вокруг газеты «Казах» группировались националистические силы - Ахмет Байтурсынов , Миржакип Дулатов , Магжан Жумабаев , после 1917 года перешедшие в лагерь контрреволюции.

Творчество Жамбыла Жабаева

В советский период наибольшую известность в СССР приобрело творчество казахского народного поэта-акына Жамбыла Жабаева, певшего под аккомпанемент домбры в стиле толгау. С его слов были записаны многие эпосы, например, «Суранши-батыр» и «Утеген-батыр». После Октябрьской революции в творчестве Джамбула появились новые темы («Гимн Октябрю», «Моя Родина», «В Мавзолее Ленина», «Ленин и Сталин»). В его песни вошли почти все герои советского властного пантеона, им придавались черты героев, богатырей. Песни Жамбула были переведены на русский язык и языки народов СССР, получили всенародное признание и в полной мере использовались советской пропагандой. В годы Великой Отечественной войны Жамбыл писал патриотические произведения, зовущие советский народ на борьбу с врагом («Ленинградцы, дети мои!», «В час, когда зовет Сталин» и т. д.)

Литература второй четверти XX века

Родоначальниками казахской советской литературы стали поэты Сакен Сейфуллин , Баймагамбет Изтолин, Ильяс Джансугуров , писатели Мухтар Ауэзов , Сабит Муканов , Беимбет Майлин.

Современная казахская литература

Литературу Казахстана конца 1990-х - начала 2000-х можно охарактеризовать попытками осмыслить постмодернистские западные эксперименты в литературе и использовать их в казахской. Также по-новому стали осмысливаться многие произведения известных и малоизвестных казахстанских авторов.

Сейчас литература Казахстана продолжает развиваться в контексте общемировой цивилизации, впитывая и развивая новые культурные веяния с учётом собственных возможностей и интересов.

См. также

Источники

Ссылки



Похожие статьи
 
Категории