Схема анализа детского рисунка учителем рисования. Просмотр занятий по изобразительной деятельности

21.02.2019

Добрый день, уважаемые читатели! Кто из родителей не мечтает лучше понять своего малыша? Но как это сделать, если ребенок закрылся и не хочет рассказывать? Используйте рисунок! Большинство детей очень любят рисовать. Начиная с 4−5 лет, рисунки ребенка начинают приобретать завершенную форму и осмысленность. А ведь внимательный анализ детского рисунка может своевременно дать сигнал о том, что беспокоит вашего малыша. Ведь в детских рисунках отражается эмоциональное состояние, психология ребенка, его мысли и чувства.

А арт-терапевтические методы могут позволить вам не только заметить мысли, страхи и тревоги малыша, но и во время их скорректировать.

Еще огромный плюс — это то, что психологический анализ детского рисунка может сделать каждый родитель самостоятельно. Я сейчас не говорю о глубинном разборе, но основные характеристики выделить сможет каждый. Сейчас разберем все по пунктам.

Сегодняшняя статья написана практикующим детским психологом Валентиной Даниловой. Если у вас после прочтения останутся вопросы — задавайте их, пожалуйста, в комментариях.

Перед тем как приступить к описанию методики анализа детского рисунка, очень важно понять: только один рисунок не говорит о наличии проблемы, он может послужить лишь небольшим звоночком о том, что ребенка сейчас больше интересует и тревожит.

Анализ рисунка — это очень субъективная методика, которая говорит о сиюминутном настроении ребёнка. Может он сейчас устал и поэтому рисунок именно такой. Или он поссорился с другом, поэтому рисует злость и обиду. Это еще не значит, что эти чувства его сопровождают длительное время.

И обязательно беседуйте с ребенком по его рисунку. Ведь, как известно, смотря на одну и ту же картину, люди могут увидеть совершенно разные вещи. Поэтому не придумывайте сами, а лучше спросите у ребенка, почему он нарисовал именно так?

Параметры анализа детского рисунка

Общий сюжет рисунка. Завершенность

Рисунок нарисован достаточно схематично или развернуто? Если рисунок схематичен, то это может говорить о закрытости ребенка, консервативности, может — страхов перемен. Или о том, что у него просто не было настроения рисовать.

Или он просто был не в настроении рисовать, если это было по заданию взрослого. Или он пока не умеет по-другому. Дети в возрасте 3−4 лет рисуют образ человека достаточно схематично. Попробуйте попросить его сделать рисунок в другое время.

Чем более рисунок необычен, тем более он свидетельствует о развитой фантазии и богатом воображении малыша. Но все хорошо в меру. Постоянные абстрактные рисунки, не имеющие никакой связи с реальностью, могут говорить о трудностях в реальной жизни ребенка. Рисуя своих выдуманных друзей и необычные миры, малыш может таким образом прятаться в своем воображаемом мире.

Расположение на листе бумаги

Этот показатель обычно связывают с самооценкой и со взглядами на перспективу будущего (пессимисты, оптимисты). Если основное изображение находится в центре листа, то это может говорить о комфортном мироощущении ребенка, он находит баланс внутри себя, нет излишних тревог, он чувствует себя в безопасности.

А вот если рисунок изображен в центре листа, но такого большого размера, что занимает практически весь листок, то это может говорить о повышенной самооценке, иногда даже об эгоцентризме. Ребенок чувствует себя в центре, но ему этого мало и он хочет занять все пространство.

Если сюжет нарисован преимущественно в верхней части листа, то многие психологи это могут интерпретировать как желание доминировать, управлять, контролировать. Также это свойственно людям, пытающимся уйти от реальности (ну очень уж высоко от земли). Так рисуют мечтатели.

Соответственно, рисунок расположенный внизу листа, может говорить о низкой самооценке. Малыш может чувствовать себя неуверенно, тревожно, очень зависимо от других.

Проводя психологический анализ рисунка, обратите внимание и на сторону листа, где расположено изображение. Рисунок справа и слева может говорить о том, что сейчас больше интересно ребенку — прошлое (левая сторона листка) или будущее (правая сторона).

Обычно рисунок в левой части полотна изображают интроверты, которые видят много хорошего в прошлом, а будущего остерегаются. У них обычно очень хорошо развита эмоциональная сфера.

В правой части листа располагают свой рисунок люди активные, напористые, целеустремленные. Скорее их интеллект преобладает над эмоциями.

Общее настроение рисунка

Здесь важно постараться как можно объективнее оценить настроение, которое передает рисунок. К примеру изображение веселого чертика может говорить не о страхах и тревогах, а о хорошем приподнятом настроении, желании попроказничать. А вот грустное солнышко будет свидетельством наличия грусти, обиды.

Спокойный сюжет — деревья, море, лес, добрые животные — может говорить об умиротворенном состоянии рисующего. Зубастая пасть акулы, чудовища, ураган, будут свидетельством внутренних переживаний ребенка.

Важно! Если у вас появились сомнения по поводу настроения рисунка, лучше спросите у самого ребенка. «Скажи, а что ты здесь нарисовал? Это веселый зверь или грустный?»

Анализ линий

Как ребенок рисует? Плавно и медленно, или быстро и хаотично? Линии закругленные, волнистые, или остроугольные и обрывные? Этот параметр детского рисунка обычно в психологии связывают с состоянием нервной системы: слабая и инертная или активная и динамичная.

Очень яркие, уверенные линии говорят об уверенности ребенка в своих силах. Если линии прерывистые, нечеткие, то это может говорить об усталости, слабости, астеническом состоянии малыша. Если ребенок часто зачеркивает, подчеркивает, заштриховывает, то это обычно свидетельствуют о тревогах и страхах.

Также здесь обратите свое внимание на нажим карандаша . Сильный нажим характеризует людей активных, бодрых, уверенных в своих силах. Слабый нажим говорит о робости, неуверенности, усталости как физической, так и эмоциональной.

Если нажим меняется, то сильнее, то слабее, то это может сказать об импульсивности. Если рисунок нарисован со средней силой, а какая-то определенная часть выделяется более сильным нажимом или подчеркиванием, или штриховкой, то это говорит, что именно в этой части изображения находится то, что больше всего волнует ребенка.

Как пример: изображена фигура женщины-учителя, а вот рот у нее сильно заштрихован. Ребенок говорит: «Это у нее такая яркая помада». А взрослый, посмотрев на этот рисунок, может задуматься о том, что речевая коммуникация с этим взрослым у ребенка нарушена. Либо учительница повышает голос, либо каким-то другим образом (вешает на него ярлыки, обзывает) она своей речью вселяет в ребенка тревогу и неуверенность: «Петров, лентяй, давай к доске!».

Преобладающий цвет рисунка

Делать психологический анализ детского рисунка по цвету можно только в том случае, если ребенку предоставили выбор разноцветных карандашей. А то бывает так, что перед ребенком лежал один простой карандаш, он и нарисовал им рисунок и несет его маме. А она сразу переживает: «Тут один черный! Срочно к психологу!».

Важно! Не пугайтесь, если ребенок нарисовал картину только черным или любым темным карандашом.

  1. Маленькие дети часто выбирают черный, потому что он контрастный и лучше смотрится на белом листе бумаги;
  2. Может у него не было рядом другого карандаша;
  3. А может это просто у него сейчас любимый цвет, который ассоциируется у него с чем-то хорошим. Может он любит разглядывать черное звездное небо.

Преобладание светлых и постельных тонов чаще сообщает о хорошем расположении духа, о приподнятом настроении. Если на изображении преобладают темные тона, особенно в совокупности с сильным нажимом и штриховкой, то это может говорить о тревогах и страхах малыша.

Существует и характеристика каждого цвета, которую я сейчас опишу. Но, помните: интерпретировать только по общепринятым характеристикам не надо! Всегда лучше уточнить — как этот цвет воспринимает именно Ваш ребенок: «Скажи, а этот черный похож на что?», «А этот красный у тебя с чем ассоциируется?».

Также стоит помнить, что даже в разных культурах цвета интерпретируются по-разному. Общепринято, что белый — это признак чистоты и свободы. А вот в Китае белый цвет — траурный.

Красный цвет — цвет активности и энергии. Но в рисунках часто он может изображать агрессию и напряжение.

Синий цвет — цвет спокойствия и гармонии.

Желтый цвет — цвет солнечной энергии и тепла. Может говорить об открытости, активности, любознательности.

Отдельные характерные элементы рисунка

Изображение рук , а если изображено животное — то лап обычно характеризует коммуникативную сферу. А их отсутствие может говорить о наличии трудностей с установлением коммуникаций. Или руки изображены схематично, а сами ладони спрятаны за спиной — это также может говорить о робости, неуверенности в установлении контакта с другими.

Уши сигнализируют нам о том что ребенок слушает и слышит или наоборот — не слышит и не воспринимает новую информацию.

Иголки, рога — признаки агрессивной защиты. Задумайтесь, от чего ребенок вынужден так защищаться?

Глаза тоже о многом могут сказать. Пустые глаза (без изображения зрачков) могут говорить о внутренней пустоте. Ребенок нарисовал схематичные глаза в виде точек или черточек? Как вариант — он запрещает себе проявлять чувства. Это иногда можно трактовать так: никто не должен видеть, что происходит у меня внутри. Если на глазах темные очки или глаза заштрихованы, то это говорит о страхах, желании не видеть реальность.

Если нарисован забор — ребенок хочет от чего-то отгородиться. Спросите: «А от чего помогает закрыться этот забор?» — ребенок Вам все расскажет.

Солнце, звезды, небо, облака — говорят о мечтательности ребенка.

Трава, дома, деревья — говорят о его желании к стабильности и порядку.

Очень важно при анализе рисунка учитывать возраст ребенка! Так, до 4-х лет, как я уже написала выше, можно говорить только о моторной готовности ручки малыша к письму и рисованию. С 4−5 лет можно уже посмотреть восприятие ребенком картины семьи, узнать какие темы вызывают у него тревогу и волнение, страхи.

А выявление каких-то личностных особенностей характера, можно анализировать с помощью рисунка лет с семи.

Вы также можете ознакомиться с подробным описание методики психологического анализа рисунка на примере статьи « ».

Думаю, что не удивлю, если скажу — детские рисунки зависят и от пола ребенка. Девочки в дошкольном и младшем школьном возрасте начинают себя идентифицировать с женским полом и очень любят рисовать бабочек, принцесс, цветочки и т. д.

Мальчики же в этом возрасте часто рисуют роботов, машины, оружие, воинов, сражения какие-нибудь. Так они внутренне готовятся стать мужчинами. Ищут в окружении и познают мужественные характеристики — сила, смелость, отвага. Это видно по рисункам.

В качестве заключения

Если вы решили провести анализ рисунка своего малыша, пожалуйста, помните о том, что не нужно делать поспешных выводов. Рисунки лучше всего смотреть в динамике! Если видите, что определенные элементы все время сохраняются, значит они действительно имеет важное значение для ребенка.

А если он сегодня нарисовал папу на расстоянии, а через пару дней нарисовал всех держась за руки, то это значит, что первый рисунок был очень ситуативным — папа в тот момент был на работе (что на самом деле далековато), а ребенок его ждал дома. И не стоит делать поспешных выводов о «прохладных» отношениях с отцом.

Каждый родитель мечтает иметь возможность заглянуть во внутренний мир своего ребенка, в его мысли, чувства, переживания. Иногда ребенок не может все рассказать. А рисунок — это отличный способ узнать его сокровенные мысли.

Можно оценить самооценку ребенка, его страхи. С помощью рисунка эти страхи можно и проработать. Проанализировав рисунок, можно понять как он видит свою семью, свое место в коллективе и многое, многое другое.

Посмотрите видео «Психологический анализ детского рисунка. Методика проведения самостоятельного анализа по шагам»:

Напишите, пожалуйста, в комментариях, а что было бы интересно узнать именно Вам? Может было бы интересно прочитать статью на какую-то конкретную диагностическую методику, которую можно легко родителям провести дома самостоятельно?



Воспитательно-образовательное значение каждого занятия определяется правильным отбором программного содержания, хорошей организацией, подготовкой воспитателя, наличием соответствующего оборудования и изобразительных материалов, четким руководством деятельностью детей. Полноценная учебная или творческая деятельность детей на занятии зависит от качества всей предшествующей работы, а также от подготовки их к данному конкретному занятию. Подготовительная работа должна соответствовать содержанию предстоящего занятия: перед сюжетно-тематическим рисованием можно провести экскурсии для ознакомления с окружающим, прочитать художественное произведение, показать детям иллюстрации, репродукции, связанные с темой занятия, провести беседу, показать диафильм, удачные детские рисунки и т.д.; перед декоративным рисованием в старших группах целесообразно показать образцы народного прикладного искусства, иллюстрации, детские рисунки, провести беседу, дидактическую игру «Узнай по описанию», игры с декоративной мозаикой и т. д.; перед занятиями лепкой познакомить со скульптурой малых форм, предложить детям подобрать картинку с изображением животных, которых они будут лепить, выполнить эскиз декоративной пластины и т. д. В подготовку к занятию входит также самостоятельное тонирование бумаги, выполнение заготовок для аппликации, конструирования.
О содержании предварительной работы заведующий узнает из краткой беседы с воспитателем. Заведующий выясняет, правильно ли воспитатель понимает программные задачи, знакомится с планом занятия, просматривает конспект, отмечает наличие изобразительного материала и правильность его размещения на столах.
Во время просмотра занятия заведующий отмечает следующие моменты. Начало занятия (3-5 мин). Приемы, с помощью которых воспитатель переключил детей с игры на занятие. Далее оценивается содержание и методика первой части занятия - постановка перед детьми изобразительных задач и объяснение способов работы.
Следует отметить, какими приемами была вызвана умственная и речевая активность детей, их интерес к занятию (в младших группах - использование игровых приемов, потешек, в старших- опора на имеющийся у детей опыт, чтение отрывков из песен, стихов, сказок и т. д.). Целенаправленность объяснения, четкость и конкретность пояснений, вопросов к детям. Выделение этапов выполнения работы. Проверка усвоения детьми объяснений с помощью контрольных вопросов (например, в какой последовательности дети будут изображать предмет, какие выполнят действия). Опора при объяснении на наглядный материал - натуру, образец. Качество показа воспитателем приемов изображения предмета (если таковой имел место на занятии). Длительность объяснений или указаний к предстоящей работе. (Следует помнить, что всю подготовительную работу воспитатель должен проводить до занятия.)
Как дети приступили к выполнению работы: сколько начали рисовать (лепить) сразу после объяснения воспитателя, сколько обдумывали, затруднялись. Задавали ли дети вопросы воспитателю, о чем они спрашивали.
Добивался ли воспитатель в ходе занятий выполнения поставленных задач, использовал ли индивидуальный подход. Какие указания, советы давал воспитатель отдельным детям. Предупреждались ли ошибки путем своевременного напоминания о наиболее трудных элементах задания. Какими приемами воспитатель побуждал занимающихся к самооценке и самоконтролю. Целесообразность даваемых указаний и проверка качества их исполнения. Были ли дети, оказавшиеся вне поля зрения воспитателя.
Побуждал ли воспитатель детей самостоятельно использовать приобретенные знания, умения и навыки, работать творчески. Замечал ли воспитатель неправильную посадку и неправильную позу и исправлял ли их.
Как дети держат карандаш (кисть, ножницы и т. д.) и правильно ли ими пользуются. Какими техническими навыками и умениями владеют (см. соответствующие требования программы). Что делал воспитатель, чтобы усовершенствовать умения и навыки отдельных детей.
Сколько занимающихся своевременно закончили работу, сколько раньше, сколько не закончили. Сколько времени дети потратили на выполнение работы.
Предусмотрел ли воспитатель в конце занятия просмотр детских работ и как он был организован (коллективный анализ, взаимный анализ, самооценка). Привлекались ли дети к анализу выполненных работ, какими критериями пользовались они при оценке работ, выполненных с натуры, по образцу, по воображению. Отражает ли эта оценка требования программы вообще и задачи данного занятия.
Правильно ли пользуются дети словами, определяющими свойства предметов, цветовые оттенки, изобразительные и технические приемы. Сколько времени занял просмотр детских работ.

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЙ


Соответствует ли содержание занятия программе данной возрастной группы, времени года, изобразительным возможностям детей. Сочетание нового и знакомого детям, связь с предшествующими занятиями. Эмоционально-творческая, учебная нагрузка, воспитательное и познавательное значение содержания занятия.
Оценка организации занятия, качества материалов и наглядных пособий, подготовленности детей и воспитателей (умение показывать приемы работы). Роль дежурных в подготовке занятия, сочетание работы дежурных с самообслуживанием.
Правильность и доступность объяснений воспитателя. Соответствие использованных приемов обучения виду занятия (например, в декоративном рисовании используется образец в виде графического изображения, в предметном - анализ натуры и показ способов ее изображения и т. д.), характеру программных задач (новое или повторное содержание), возрасту детей (например, ведущим приемом обучения детей младших групп является показ, в старших группах наряду с наглядными приемами обучения большое значение приобретают точные словесные инструкции, задания самостоятельно определить, каким способом и в какой последовательности следует выполнять работу).
Длительность занятия по этапам и в целом, причины задержки, если она имела место.
Поведение детей на занятии: организованность, дисциплинированность, самостоятельность, заинтересованность, наличие у них чувства времени, темп работы.
Разбор детских работ: умение работать в соответствии с полученными указаниями, технические и изобразительные умения и навыки, творческий подход к решению поставленной задачи, тщательность или небрежность работы.
Заведующий вместе с воспитателем просматривает и анализирует работы каждого ребенка, выполненные на данном занятии. В отдельных случаях (если качество работы ниже, чем у большинства детей) необходимо просмотреть работы ребенка, выполненные на предыдущих занятиях. При этом отмечается:
соответствует ли работа предложенной теме и указаниям, закончил ли ребенок свою работу;
есть ли сходство между изображением и действительным предметом (натурой, образцом);
какие признаки предмета изображены: характерные или малосущественные или те и другие;
правильно ли передано строение предмета (расположение его частей);
передана ли разница в размерах частей предмета. Воспроизводит ли ребенок окраску предмета реалистически. Что свидетельствует о наблюдательности ребенка, о работе его воображения. В чем проявилось отношение ребенка к изображаемому (в красочном оформлении рисунка, в использовании размера, в динамике образов);
как ребенок заполнил пространство листа бумаги. Имеются ли у ребенка представления о пространственном расположении предметов в соответствии с их реальными и смысловыми связями (рядом, на расстоянии, перед, за, выше, ниже и т. д.);
самостоятельно ли ребенок воспроизвел содержание предложенной темы (для ответа на этот вопрос необходимо сравнить рисунки всех детей группы);
качество технических навыков и умений (правильно ли изображен контур предмета, аккуратно ли закрашен рисунок, пользуется ли ребенок тонким концом кисти для изображения мелких деталей, правильно ли воспроизведена форма предмета в лепке, сглажена ли поверхность, прочно ли скреплены части, нет ли деформированных элементов, правильно ли вырезан контур предмета, аккуратно ли наклеены части предмета).
Общая оценка занятия, положительные стороны и недостатки, какие изменения целесообразно внести в методику данного занятия.

"Детский сад. Книга для заведующих", под ред. Л.П.Тарасовой. М., 1982 г.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Если приснился плохой сон...

Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

На каждом занятии по изобразительной деятельности воспитателем должна проводиться индивидуально-групповая работа по обучению детей анализу и оценке выполненных ими работ. Эта оценка связывается с качеством выполнения задания и учитывает определённые критерии, соблюдению которых целесообразно научить и детей. Такими критериями для лепки, аппликации, предметного и сюжетного рисования является образность, композиционная выразительность, цветовое решение изображений.

В методической литературе можно встретить такие критерии оценок детских рисунков, как правильность передачи форм и пропорций, сходство с натурой, то есть правильность и аккуратность. На наш взгляд такие критерии не подходят для оценки изобразительной деятельности т.к. она является деятельностью художественной, т.е. в основе своей содержит передачу эмоционального состояния «автора». Если взять во внимание неразвитость технических навыков детей, имеющих проблемы в развитии, то можно сразу сказать, что их работы будут заведомо слабыми и примитивными. Поэтому следует так оценивать работы детей, чтобы не отпугнуть их от занятий излишней педантичностью и неуместной строгостью. Для этого следует обращать внимание, прежде всего на выразительную сторону изображения и все неизбежные технические огрехи и неточности рассматривать через призму выразительности. Важно показать ребёнку, что его работа выполнена по-своему, не так как у другого ребёнка и что именно это делает его работу особенной и оригинальной.

Например, ребёнок изобразил Снеговика не совсем вертикально на листе бумаги. Помня, что это рисунок ребёнка, а не чертёж, где всё должно быть безупречным и точным, мы должны увидеть в этом наклонившемся герое особую «изюминку», выразительность и показать её детям. Можно подвести их к пониманию того, что Снеговика пригрело солнышко (и предложить изобразить его, сделав рисунок более интересным) или была другая причина, отчего он так наклонился.

В процессе обучения необходимо знакомить детей со способами сочетания цветов для создания выразительного образа. Нужно сформировать у них представление о том, что изображение может быть реалистическим (это требует адекватного выбора цвета) или сказочным, фантастическим – в этом случае ребёнок может проявить свою фантазию и создать изображение с использованием «неподражаемого» цвета (это понятие введено Н.П.Сакулиной). Это направление в работе над цветом особенно важно, поскольку помогает детям с проблемами в развитии преодолевать шаблонные представления о закреплённости того или иного цвета за предметами и явлениями окружающего мира. Кроме этого многие педагоги отмечают, что дети с проблемами в развитии порой очень чувствительны к эмоциональной характеристике цветов, что делает их выбор «неподражаемого» цвета в рисунке выразительным и оригинальным.

Необходимо коротко сказать о формах проведения занятий. Естественно, что они должны быть разнообразны и динамичны. Продолжительность занятий должна учитывать индивидуальные особенности детей. Хотя и существует традиционное выделение определённого количества времени на занятие (в младших группах по 15-20 минут, в старшей – 20-25 и в подготовительной – до 35 минут), когда дети увлечены, их очень трудно остановить рисовать или лепить. Иногда возникает вопрос, а надо ли останавливать. Скорее всего, это следует определять задачами коррекционной работы. Если ставится задача формирования интереса, вряд ли следует останавливать увлечённого работой ребёнка, а если преследуется цель формирования навыков саморегуляции и самоконтроля, то по-видимому ребёнку стоит мягко предложить завершить работу в следующий раз и, проявив волю и выдержку, дождаться этого следующего раза.

В организационном плане занятия изобразительной деятельностью проводятся фронтально воспитателем чаще всего во второй половине дня. По учебному плану в течение недели во всех возрастных группах планируется определённое количество занятий рисованием лепкой и аппликацией. Однако, подобное деление занятий по видам изобразительной деятельности является довольно условным для практической организации обучения. Занятия, на которых выполняются работы в смешанных техниках, могут быть отнесены воспитателем по своему усмотрению к тому или иному виду изобразительной деятельности, который воспитателем оценивается как ведущий.

Вопросы по теме:

1. Какие материалы и инструменты используются на занятиях изодеятельностью в детском саду? Как их следует подготовить для занятия с детьми?

2. Какова структура занятия по изодеятельности и какие задачи воспитатель решает в каждой части занятия?

3. Почему необходимо осуществлять связь занятий по изодеятельности с повседневной жизнью детей? Каким образом это следует делать?

4. Каковы показания к введению пропедевтического периода в обучение?

5. Какова последовательность работы с детьми в пропедевтическом периоде? Какие задачи обучения при этом решаются?

6. Какие изменения в поведении детей свидетельствуют о том, что они готовы к обучению изобразительной деятельности?

7. Как следует реагировать на просьбу ребёнка нарисовать ему рисунок? Что ещё необходимо сделать, чтобы использовать эту ситуацию для развития ребёнка?

8. Чем отличается выполнение задания по показу от выполнения задания по натуре?

9. В чём специфика выполнения изображений по словесной инструкции взрослого?

10. Как адекватно анализировать и оценивать детские работы?

Тема 6. Обучение предметному рисованию и лепке в специальном детском саду .(2 ч.)

Предметное рисование и лепка подводят ребёнка к изображению реального предмета. В лепке этот предмет изображается в объёме, а в рисунке на плоскости. При этом у ребёнка возникают объёмный образ предмета и его графический образ. В процессе обследования натуры, а затем в ходе оценки полученного изображения воспитатель соединяет воспринятое со словом: называет предметы, которые дети рисуют, их качества и свойства.

В процессе лепки и рисовании с натуры дети воспринимают пространственные отношения предметов, их частей. Представления о пространственных отношениях так же оформляются в слове.

Таким образом, в ходе предметного рисования и лепки дети учатся правильно воспринимать окружающие предметы, передавать воспринятое в изображении, обозначать их словом.

В процессе предметного рисования дети знакомятся с пространством листа бумаги, учатся воспринимать изображение на плоскости как отражение реального пространства.

Дети овладевают умением пользоваться карандашом, кисточкой, краской, учатся штриховать, закрашивать рисунок. В ходе овладения этими умениями и навыками развивается мелкая моторика (движение кисти, пальцев), рука готовится к обучению письму.

Эти занятия имеют существенное значение в плане эстетического воспитания ребёнка. Дети воспринимают специально подобранные воспитателем в качестве натуры красивые, яркие предметы, испытывают радость. Они учатся сопоставлять свои работы с натурой и тем самым правильно оценивать их.

Вслед за предметным рисованием и лепкой по натуре поводится предметное рисование и лепка по представлению. Опираясь на образы восприятия, полученные во время занятий с использованием натуры, воспитатель учить изображать предметы по описанию. Эти занятия способствуют формированию умения оперировать имеющимися образами, восстанавливать их по слову. Значение этих занятий для сенсорного и речевого развития детей трудно переоценить. Именно в процессе этих занятий осуществляется контроль за тем, достаточно ли хорошо ребёнок усвоил слова и выражения, данные ему в процессе рисования и лепки по натуре.

Лишь в результате большой работы по обучению детей рисованию и лепке по натуре и по представлению становится возможным начать работу по замыслу. Первоначально все дети, имеющие какие-либо проблемы в развитии, не могут работать по замыслу, так как они не имеют должного запаса образов восприятия и представления. Работа над формированием замысла теснейшим образом перекликается с работой по обучению предметному, а затем сюжетному рисованию и лепке. Образы, накопленные ребёнком в процессе работы по натуре и по представлению, по-новому используются ребёнком в изображениях по собственному замыслу. При этом воспитатель учит ребёнка вспоминать, какие предметы и ситуации он видел, изображал, обращает внимание на их разнообразие.

Все эти виды занятий способствуют развитию памяти ребёнка, в частности произвольного запоминания, что чрезвычайно важно для всего последующего обучения не только в детском саду, но и в школе.

Основными видами работы на первом-втором годах обучения становится предметные лепка и рисование. Однако, следует отметить, что приёмы руководства ими в течение этого времени не остаются неизменными. В отличие от подготовительного этапа, на котором особое внимание уделялось совместным действиям ребёнка со взрослым, на этапе предметных изображений вначале внимание уделяется обучению детей действиям по подражанию, а затем по показу.

Действие по подражанию предполагает синхронное выполнение действия одновременно взрослым и ребёнком.

При выполнении действий по показу ребёнок выполняет действие отсрочено, после выполнения его взрослым.

В дальнейшем основными видами работы становятся лепка и рисование по натуре и по представлению. Рисование по натуре на первых порах приводит к ухудшению качества рисунка по сравнению с рисунками, выполненными по показу и образцу. Однако, на это следует сознательно пойти, так как дело нельзя сводить к обучению детей умению проводить линии, штриховать, правильно держать карандаш. Чрезвычайно важно научить детей самостоятельно воспринимать окружающее и передавать в рисунке свои впечатления от воспринятого.

Если воспитатель из занятия в занятие, показав детям предмет, который они будут изображать, после этого на глазах детей рисует или лепит образец, то ясно, что при таком способе обучения у ребёнка не может быть полноценного восприятия соответствующего предмета. Он воспринимает и изображает тот образец, который на его глазах по частям создавался воспитателем. При такой форме проведения занятий ребёнок ограничивается снятием копии с продукта «чужого» восприятия. При этом страдает и сенсорное и эстетическое восприятие ребёнка. В этой связи следует ещё раз подчеркнуть, что во время лепки, рисования или аппликации по натуре образец показ должны быть исключены.

Представления об окружающем лежат в основе любого, и реалистического, и фантастического изображения. Представления об окружающей действительности у детей с проблемами в развитии являются неполными, а иногда ошибочными. Самостоятельное приобретение элементарных сведений вызывает у них затруднение. Так, У.В.Ульенкова выделяет такую особенность зрительных представлений 6-летних детей с ЗПР, как их несистематизированность и эти же недостатки характерны для их рисунков.

Для проведения целенаправленной работы по обучению детей предметным изображениям в лепке и рисовании, целесообразно научить их выделять следующие качества и свойства предметов:

1.восприятие и представление формы;

2.восприятие и представление величины;

3.восприятие и представление цвета;

4.пространственные представления.

Представления о форме являются ведущими в системе сенсорных эталонов. В ходе обучения следует выделять определённую последовательность изучения и овладения детьми представлениями о форме.

Сначала дети овладевают формой круга, затем прямоугольника, потом овала, треугольника. Подобная последовательность необходима для того, чтобы дошкольники, имеющие проблемы в развитии не смешивали между собой формы близкие по внешним признакам, например, круг и овал. В начале обучения дети лепят и рисуют предметы простой формы (апельсин, огурец, платочек, шапочка, слива), затем переходят к лепке и рисованию предметов более сложной формы (домик, неваляшка, многоэтажный дом, зайчик, мышка). При этом надо придерживаться правила планирования занятий, по которому предмет изображается последовательно – в лепке, аппликации и лишь затем в рисунке. Это, с одной стороны, облегчает детям овладение техникой изображения, а с другой учит их увидеть в предмете основные признаки, которые необходимо отобразить в разных материалах.

Развитие восприятия и формирование представлений о величине начинается в дидактических играх на выделение, сериацию и классификацию предметов по величине. Специальная работа проводится по выделению величины отдельных частей внутри самого предмета. Способы передачи величины в рисунке начинаются с рисования предметов, соразмерных с их изображениями на бумаге (сушки, солнечные зайчики, ягодки). Затем детей можно учить создавать уменьшенное или увеличенное изображение по отношению к изображаемому объекту. Организуя этот переход, основной акцент воспитатель делает на подробный анализ объекта изображения с выделением его существенных и второстепенных деталей, учитывая их внутреннее соотношение по величине и расположению. С целью создания гибких графических образов детям предлагаются для обследования подобные предметы разной величины или с изменённым пространственным расположением частей, фигурки одного и того же животного в разных позах. При таком предъявлении объекта графические действия, совершаемые детьми в процессе его обследования и последующего рисования, несколько различаются между собой, что способствует формированию обобщённого графического образа предмета.

Работа с цветом в коррекционно-развивающем процессе начинается со знакомства с основными цветами.

Знакомство с любым цветом должно проходить в три этапа. Сначала проводится сопоставление цвета с сенсорным эталоном, затем ребёнок определяет цвет по называнию и производит поиск цвета и его оттенков в предметах и явлениях окружающей действительности и только после этого от него требуется самостоятельное правильное называние цвета или его оттенка.

На первых занятиях предметным рисованием, имеющим задачу ознакомления с цветами, используются карандаши и гуашевые краски основных цветов: красный, жёлтый, синий. Позже детей можно познакомить с их оттенками (розовый, голубой), а в дальнейшем – с промежуточными цветами и способом их получения путём смешения основных цветов. Например, на занятии на тему «Апельсин» детей нужно научить смешивать на палитре красную и жёлтую краски и рисовать апельсин полученным цветом, выполняя изображение наращиванием пятна. В этом случае дошкольников надо приучать брать краску полученного цвета только с палитры, чтобы изображённый объект был везде однородно раскрашен.

Работа над представлениями детей о цвете развивается в русле двух тенденций. С одной стороны, детей учат передавать реальные цвета изображаемых предметов, а с другой стороны необходимо учитывать свойственную дошкольному возрасту тенденцию к цветовой самоцели. Учитывая эту вторую тенденцию, на отдельных этапах обучения детям можно предлагать специальные упражнения с использованием гуашевых красок, вызывая у них «радость экспериментирования» от игры с цветом. Раздувая капли краски, дети могут получать узоры, необычные изображения; складывая лист с несколькими каплями краски пополам, создать удивительную бабочку. Для развития воображения детям предлагается дополнить получившиеся рисунки деталями от руки. Нужно отметить, что подобные задания сначала вызывают у детей серьёзные затруднения. Они могут чувствовать себя скованно, им страшно сделать что-нибудь не так. Е.А.Екжанова проводила такие занятия с детьми с ЗПР. Она отмечает, что техника «пятнографии» оказалась успешной лишь тогда, когда детям удалось преодолеть не только страх непривычного материала, но и некоторые личностные особенности, блокировавшие их произвольную и творческую активность. Несложно понять, что большое значение здесь имеет психологический климат в группе, стиль общения воспитателя с детьми. При авторитарном поведении воспитателя дети, скорее всего, не смогут преодолеть внутреннего барьера и насладиться игрой с красками.

В работе над цветовым оформлением детских рисунков необходимо широко использовать образно-цветовые определения (вишнёвый, лимонный, малиновый, салатовый и др.). Детей постепенно следует учить различать и образовывать название цветового оттенка со словами «светло..», «тёмно..», «бледно..», «ярко..» (тёмно-синий, светло-серый, бледно-розовый и т.п.). Слыша эти определения в повседневной жизни, при наблюдении за явлениями природы, при рассматривании иллюстраций и репродукций, дети постепенно начинают использовать их в своих высказываниях.

Работа поформированию пространственных представлений регулярно проводится в повседневной жизни. Начинается она с уточнения ориентировки ребёнка в частях и положении своего тела. При этом закрепляются представления детей о верхней и нижней частях, левой и правой сторонах тела. Затем детей учат ориентироваться в условиях трёхмерного пространства. Сначала в своём ближайшем окружении – в группе, а затем в помещении детского сада, в ближайшем лесопарке, постепенно расширяя область знакомого пространства. Создание такого базиса облегчает понимание детьми условности двухмерного пространства листа бумаги, а так же накопления образов-представлений, объединённых определённой ситуацией или обстановкой, что создаёт предпосылки для изображения впоследствии сюжетов.

В процессе обучения рисованию выделяется три типа пространственных отношений, которые должны учитываться при создании изображения. Первый тип пространственных отношений – это отношения внутри изображаемого предмета, второй тип – касается взаимоотношения изображения и фона, а третий тип – это взаимоотношения нескольких объектов, входящих в состав сюжетного рисунка.

Постижение отношений внутри объекта изображения начинается с анализа натуры, проводимого с помощью зрительного и осязательно-двигательного способов обследования. Хорошо зарекомендовали себя занятия лепкой и аппликацией, предваряющие процесс рисования карандашом и красками. На них дети упражняются в размещении частей изображаемого предмета, постигают общность пространственных отношений объекта независимо от материала изготовления.

Формирование предметных изображений начинается с выбора предмета с определённым свойством, предназначенного для обследования и последующего изображения. Сначала в предмете выделяется лишь один существенный признак. Так, малышам можно предложить рисование дорожек, по которым они уже потопали своими ножками, покатали Колобка или водили в гости Ёжика к Зайчику. Перед тем, как предложить нарисовать ленточки, воспитатель выкладывает их на большом листе бумаги, потом вывешивает на доске. Детям предлагается провести по ним пальчиком. Хорошо, если есть возможность затем нарисовать их мелом и фломастером. Ребёнку важно почувствовать собственную самостоятельность, получить новый кинестетический опыт, увидеть разнообразные возможности различных изобразительных материалов.

Например, первой формой, которую усваивают дети, является круглая форма. Поэтому, готовя детей к созданию этих изображений, следует проводить с ними дидактические игры «Что катится, что не катится», «Найди круглую форму», «Прокати шар», обучая малышей ориентироваться на существенный признак – форму.

Перед рисованием детям предоставляется возможность поиграть с предметом, познакомиться с его функциональным назначением, выделить в нём основное свойство – форму, обвести её по контуру. Так, прежде чем предложить детям нарисовать клубочек, им предоставляется возможность выполнить с клубком практическое и игровое действие – покатать, намотать нитку на клубочек. Дети вслед за педагогом воспроизводят обводящее движение, при этом педагог стремится к тому, чтобы глазки ребёнка следили за рукой. Для того, чтобы научить детей передавать в рисунках форму предмета, не следует быстро переходить к закрашиванию или штриховке нарисованных контуров. Лучше несколько раз поупражнять детей в воспроизведении той или иной формы.

Способы обследования предметов, которым обучают детей на каждом занятии – это ощупывание перед лепкой и обведение контура перед рисованием. Техническая сторона выполнения этих действий становится основой для формирования изобразительных навыков. Наряду с формой дети учатся передавать в своих лепных и рисуночных изображениях такое качество как величина. Первоначально дети усваивают процесс обследования предметов большого размера, и тут же параллельно им предлагается для обследования тот же предмет маленького размера.

Общеизвестно, что дошкольники крайне редко обращают своё внимание на реальный предмет, который они изображают. Дети рисуют с опорой на свои представления. Однако, поскольку для детей с проблемами в развитии характерно именно недостаточное количество этих представлений, то накопить этот запас, усовершенствовать его – вот в чём заключается главная задача этого обучения. Делать это надо не только на занятиях. Даже во время прогулки, заметив интересные объекты – листочек, камушек, облако выразительной формы, дети должны (сначала совместно с педагогом, а затем и без помощи взрослого) моделировать их форму. При этом, заканчивать подобное рассматривание объекта, как правило, надо вопросом: «Как будем это рисовать?». И здесь же надо предложить детям нарисовать – мелом на асфальте, палочкой на песке – привлекший их внимание объект.

Работа над представлениями о форме и цвете проводится в тесном взаимодействии с уточнением и расширением базы сенсорных эталонов. Особое внимание надо уделять формированию у детей обобщённых представлений о форме и цвете. Для этого детей надо учить сравнивать и сопоставлять предметы и явления окружающей жизни, а затем передавать в рисунке их характерные особенности изобразительными средствами.

Постепенно дети должны усвоить порядок проведения обследования и последовательность выделяемых признаков. На этой основе в дальнейшем осуществляется актуализация уже имеющихся у детей представлений о предметах изображения и сам процесс рисования предметных изображений. Переводя на осознаваемый уровень отношения между изображением и фоном, детей учат рисовать крупно, вводить в рисунок и аппликацию опорную линию, подбирать формат бумаги в соответствии с замыслом и величиной предмета. Параллельно с этим проводятся дидактические игры, направленные на уточнение ориентировки дошкольников на листе бумаги.

В заключение темы хотелось бы остановиться на технических вопросах рисования и лепки.

Художественно-творческая деятельность объединяет в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд. Интеграция позволяет педагогам и воспитателям формировать интересы детей, их потребности, приобщать к основам культуры, искусства, к различным видам художественной деятельности, развивать творчески самостоятельную личность.

Изобразительная деятельность значит для ребенка очень много. Поэтому для педагога очень важен анализ уровня развития изобразительной деятельности ребенка как показатель его эстетического и интеллектуального развития, а также уровень ее освоения ребенком в тот или иной возрастной период.

Проблема оценки уровня художественно-эстетического развития детей связана с проблемой выбора критериев качества обучения и тех методологических позиций, на которых строит всю свою работу педагог. Развитие художественной культуры - развитие познавательной активности, художественно-изобразительных способностей, художественно-образного мышления, воображения, эстетического чувства, ценностных критериев, а также приобретение специальных знаний и умений.

Каждый педагог стремиться объективно оценить развитие художественных способностей ребенка. Но встает ряд вопросов: Какие качества художественного мышления можно и нужно оценивать? Как оценить воображение и фантазию? и др. Большую трудность вызывает оценка развития эстетического чувства,способности к творчеству.

Говоря об объективности оценки художественно-эстетического развития детей, имеется в виду то обстоятельство, что развитие происходит как с внешней, так и с внутренней стороны . Если внешние аспекты педагогу оценить проще, так как они отражаются на результатах художественного творчества на занятии, то внутреннее развитие оценить сложнее, поскольку в «продукте» творческих усилий ребенка она может быть представлена лишь незначительно.

Иначе говоря, внутреннее развитие - основа развития внешнего. Опыт наблюдения, сопоставления, воображения и фантазии в той или иной степени вызывает потребность в художественно-творческом выражении и воплощается в итоге в художественных работах ребенка Задача педагога -научится по самым незначительным, а иногда и косвенным признакам

обнаружить и оценить эту внутреннюю работу, так как именно у детей дошкольного возраста разрыв между внутренним художественным образом (замыслом) и тем, что ребенку удается воплотить в своих художественных работах, наиболее велик.

Художественная выразительность детских рисунков предмет многих исследований. Однако их результаты создают больше проблем, чем дают решений. Показатели, используемые для анализа рисунков, часто имеют слишком широкий разброс и очень малую устойчивость.

Ценность результатов анализа детских рисунков повышается в случае
использования метода «компетентных судей» (Уровень знаний
анализирующего в области изобразительного искусства,его художественный вкус и симпатии, знание детской и возрастной психологии, педагогики), но и в этом случае выводы могут быть недостаточно точными, поскольку ответ на вопрос о наличии или отсутствии в рисунке того или иного качества, «судьи» дают не на основании определенных критериев, а путем интуитивных
умозаключений.

Проблема правильной оценки уровня развития художественно-творческих способностей волнует каждого педагога, поэтому мы обращаемся к исследованиям педагогов в этой области. Это, Комарова Т.С, Казакова Т.Г, Лыкова И.А, Ветлугина Н.А, Шайдурова Н.В.

Рисование – одно из самых любимых детских занятий. Посредством рисунка ребенок, где бы он ни находился и в какое бы время он ни жил, выражает свое восприятие окружающих людей и предметов и отношение к ним. Малыш невольно показывает то, что не может высказать. Для ребенка рисование является не искусством, а аналогом речи. В процессе этой деятельности ребенок становится свободным от запретов и ограничений, от норм и правил. Поэтому психология детского рисунка часто помогает практикующим психологам разобраться в состоянии ребенка.

Конечно, при личной консультации для полноты картины психолог попросит принести несколько рисунков ребенка, а во время обследования предложит малышу нарисовать картинку на определенную тему и будет внимательно следить за его деятельностью и записывать все, что он скажет. Анализ детского рисунка поможет родителям обратить внимание на эмоциональное состояние малыша. Вообще-то анализировать творчество ребенка до 5 лет углубленно вряд ли уместно: велика вероятность ошибочных выводов, однако если в рисунках повторяются одни и те же сходные черты, или, наоборот, один рисунок существенно отличается от большинства, на это стоит обратить внимание.э

Анализ детского рисунка: интерпретация

Этот рисунок, сделанный девочкой-левшой, производит двойственное впечатление. С одной стороны, он притягивает взгляд за счет яркости и насыщенности (как сюжетной, так и цветовой), но с другой – создается ощущение некоторой напряженности, которая проявляется в совокупности деталей.

Прежде всего, рисунок необычен для 4-летнего ребенка. Изображение оригинально и по сюжету, и по теме, и не характерно для детей этого возраста образ тигро-льва, выражение эмоций в виде слез, птички в углу листа, надпись «ам-ам»), что говорит о богатой фантазии. Это свойственно детям-левшам, так как у них хорошо развито правое полушарие головного мозга, которое отвечает за творческие способности. При этом рисунок выполнен размашисто, что является признаком гиперактивности, но, учитывая возраст девочки, стоит скорее иметь в виду импульсивность как черту характера. Создается впечатление, что она выполняла работу с сильным нажимом, а это признак эмоциональной напряженности. На это указывает и размер рисунка – тигр еле помещается на листе.

Преобладание красно-оранжевого цвета, с одной стороны, может быть обусловлено стремлением передать естественный цвет животного, но с другой, учитывая, что полосы сделаны зеленым цветом, а не коричневым, можно предположить эмоциональное состояние тревоги в момент рисования. Ресницы – признак демонстративности, желания выделиться. Отсутствие рта у животного может свидетельствовать и о трудностях в общении, и о проблемах у ребенка речевого плана (логопедических, в развитии артикуляционного аппарата). Зачернение в области хвоста – признак физического неблагополучия в этом сегменте тела (например, болевые ощущения от уколов). Можно заметить «множественную линию» (обведение лап, травы фломастером другого цвета), что характерно для тревоги в данный момент.

Психология детского рисунка: вывод

Исходя из всех вышеописанных признаков и характеристик, выделенных в рисунке, можно сделать некоторые предположения о характере девочки. Ребенок явно очень активен, импульсивен, эмоционален, восприимчив к новой информации, обладает достаточно сильной, выносливой нервной системой, которая еще не до конца окрепла. Отсюда могут возникать и повышенная двигательная активность, и эмоциональные всплески, и логопедические трудности («каша во рту», много говорит, но ничего не понятно). По развитию ребенок опережает возрастные нормы, возможно, имеет определенные способности творческого плана. У девочки есть потребность быть замеченной, она любит выделяться, привлекать внимание, а учитывая ее импульсивность и возраст, может делать это весьма разнообразными способами, вплоть до истерик. Есть предположение, что у девочки, при общем благополучном эмоциональном состоянии, на момент создания рисунка было ощущение тревоги (возможно, страха). Это может быть связано с ситуацией болезни, обидой или ситуативными неблагополучными отношениями в семье или детском коллективе.



Похожие статьи
 
Категории