Сюжеты хороших детективов. Афоризмы о детективе

25.03.2019

Жанр детективного кино в чистом виде много лет назад успешно перебрался на телевиденье, где и сейчас представлен в форме сериалов криминального характера («CSI», «Мыслить как преступник», «Элементарно»). В полнометражном кинематографе детектив существенно видоизменился, в результате смешивания нескольких жанров в один целостный сюжет. Детектив-триллер, детектив-боевик, детектив-пародия. Именно это смешивания жанров удерживает зрителя у экрана.

Головоломки, изощренные преступления, неожиданные повороты событий, харизматичные главные герои и гениальные преступники. Именно умелое сочетание всех этих элементов создают шедевр детективного триллера, который захватывает зрителя с первой секунды и до появления финальных титров.

Предлагаю посмотреть 8 лучших детективных фильмов с напряженным сюжетом.

1. Настоящий детектив

Год: 2014
Актеры: Мэттью Макконахи, Вуди Харрельсон, Мишель Монаган

Это, без преувеличения, лучший мини-сериал последних лет, созданный популярным американским телеканалом HBO, в стиле детектива нео-нуар с элементами триллера. Создателям проекта удалось заполучить в свою группу гениальных киноактеров - Мэттью Макконахи и Вуди Харрельсона, которые создали на экране сложных и увлекательных персонажей. Сериал получил не только восторженные отзывы зрителей, но и признание кинокритиков по всему миру.

Действия детектива происходят в 1995 году штате Луизиана, где изощренный маньяк убивает девушек и создает вокруг их тела некую декорацию, своеобразное послание. Два детектива, которым поручают вести расследование, ловят убийцу, но при задержании эго убивают. Дело закрывают. Параллельно сюжет смешивается с событиями, которые происходить через 17 лет. Что случилось с детективами и их карьерой? И почему полиция вновь обратилась к делу изощренного маньяка 1995 года? Это не только история одного расследования, но и история нескольких судеб, жизненная и реалистичная.

«Настоящий детектив» - одни из немногих фильмов, обладающий завораживающей атмосферой, неповторимым колоритом и великолепной музыкой.

2. Семь


Год: 1995
Актеры: Брэд Питт, Морган Фримен, Кэвин Спейси, Гвинет Пелтроу

Знаменитый психологический детектив от американского режиссера Дэвида Финчера, который получил 19 наград различных кинофестивалей. Фильм с первой минуты своей напряженной атмосферой вводит зрителя в состояния, при котором он как будто бы становится соучастником всех событий.


Действия происходят на протяжении всего семи дней, за которые старый детектив (Фримен) и его молодой напарник (Питт) ведут расследование серии загадочных убийств. Ежедневно они находят тело человека, которого маньяк покарал за один из смертных грехов, возомнив себя посланником Бога. Убийца бросает вызов полиции, не боясь наказания. И их игра с каждым днем становиться все опасней.

Весь фильм снять с полумрачным освещением, в темной цветовой гамме, в грязных, обшарпанных декорациях города, чтобы подчеркнуть атмосферу общей депрессивности. Такая атмосфера, глубоко-психологичные персонажи и впечатляющий финал вот уже двадцать лет делают фильм «Сем» одним из лучших детективов мирового кинематографа.

3. Бессонница


Год: 2002
Актеры: Аль Пачино, Мартин Донован, Робин Уильямс, Пол Дули, Хилари Свонк

Американский фильм известного режиссера Кристофера Нолана («Темный рыцарь», «Начало»). В нем сочетается не только захватывающий сюжет, напряженная атмосфера детективного триллера, но и великолепная актерская игра.

В центре сюжета – успешный детектив Дормер из Калифорнии (Пачино), который вынужден поехать на Аляску, чтобы расследовать, казалось бы, обычное убийство девушки на почве неразделенной любви. Но детектив сразу видит, что все не так просто, как кажется, и настоящий убийца умело обводит всех вокруг пальца. Дормер плохо спит из-за полярной ночи, его не покидает психологическое напряжение из-за расследования. И во время задержания он случайно убивает своего напарника. Теперь Дормер, как и убийца, пытается замести следы, и на это у него есть свои причины…

Несмотря на то, что «Бессоница» является ремейком одноименного фильма, он оказался намного успешней и ярче своего предшественника. Благодаря мрачной атмосфере, зритель начинает ощущать то же психологическое давление, что и детектив Дормер. Режиссеру удалось найти тонкую грань, с которой зрителю кажется, что он и сам участник всех событий.

4. Имитатор


Год: 1995
Актеры: Сигурни Уивер, Холли Хантер, Дермот Малруни, Гарри Конник-младший

Американский детектив с устрашающей музыкой, поддерживающей атмосферу остросюжетного триллера.
Главная героиня – доктор криминальной психологии Хадсон (Уивер), которая разбирается в мотивах и поведении серийных убийц. Когда-то она подверглась нападению маньяка, после чего из-за агорафобии долгие годы не покидает пределы своей квартиры. К ней обращаются детективы, которые ведут расследования серии убийств. Психологически Хадсон истощена и запугана, она не хочет возвращаться к работе над убийствами. До того момента, пока не осознает, что преступник в точности копирует все преступления, которые она когда-то описала в своей аналитической книге.

Сигурни Уивер - звезда психологических триллеров с детективным сюжетом. Картина с ее участием, не имея масштабных декораций и особого «подводного сюжета», все равно держит зрителя у экрана.

5. Красный дракон


Год: 2002
Актеры: Энтони Хопкинс, Эдвард Нортон, Рэйф Файнс, Харви Кейтель

Фильм-предыстория знаменитого детективного триллера «Молчание ягнят», снят по мотивам одноименной книги Томаса Харриса о жизни величайшего убийцы все времен – Ганнибала Лектора. Фильм «Красный дракон» не так известен, как его следующая часть, но не менее остросюжетен.

Детективу Уиллу Грему (Нортон) удается заподозрить Ганнибала Лектора (Хопкинс) в серии зверский убийств и посадить его за решетку. Детектив уходит в отставку и тихо живет со своей семьей, пока к нему не обращается ФБР с просьбой взять под свой контроль расследование серии необычных убийств. Гремм обращается за помощью к Лектору, так как новоиспеченный маньяк пишет Ганнибалу восхищенные письма. Полиции кажется, что они все контролируют и в скором времени обязательно поймают убийцу. Но они не подозревают, что становятся жертвами хорошо спланированной игры, где правила диктует кто-то другой…

6. Зодиак


Год: 2007
Актеры: Джейк Джилленхол, Марк Руффало, Роберт Дауни-мл.

Еще один детективный фильм от мастера напряженного триллера Дэвида Финчера. Картина основана на реальных событиях расследования зверских убийств самого известного маньяка прошлого века Зодиака, которого так и не удалось поймать. Он орудовал в Сан-Франциско на протяжении 12 лет, за которые убил 37 человек. При этом регулярно через газеты посылал полиции запутанные послания, которые так и не удалось до конца расшифровать.

Фильм повествует параллельно две истории: преступления Зодиака и расследование полиции. Для детектива (Джилленхол), который занимался делом убийцы, расследование становится делом жизни. Он понимает, что полиция посадила невинного человека, и даже после прекращения преступлений, продолжает искать улики. Он находить единственную выжившую жертву Зодиака, которая может свидетельствовать по его делу, и подбирается к Зодиаку невероятно близко…

Фильм держит в напряжении от начала до самого конца. Зритель, изначально зная финал, все равно сопереживает героям и надеется на хороший финал.

7. Пленницы


Год: 2013
Актеры: Хью Джекман, Джейк Джилленхол

Фильм «Пленницы» является примером качественного детективного фильма-саспенс. Критики отметили превосходную игру Джейка Джилленхола и грамотно структурированный сюжет, который постепенно наращивает напряжение вокруг событий.

В основе сюжета лежит история похищения двух маленьких девочек в День Благодарения. Полиция быстро задерживает подозреваемого, умственно отсталого парня Алекса, который был на месте преступления незадолго до похищения. За неимением улик, его отпускают. Отец одной из девочек (Джекман) уверен, что парень все-таки замешан в похищении. Он начинает вести собственное расследование, похищает юношу и зверски его пытает, чтобы найти дочь. Из-за пропажи Алекса, полиция начинает искать похитителя. И вот отчаявшийся отец становится преступником…

В фильме нет огромного количества событий, которые каждую минуту сменяют друг друга. Всю атмосферу в нем создают главные герои, их переживания, особенности характера и глубокий психологизм.

8. Кто вы, мистер Брукс?


Год: 2007
Актеры: Кевин Костнер, Уильям Херт, Деми Мур

«Кто вы, мистер Брукс?» - это триллер и психологическая драма в одном с Кевином Костнером в главной роли.

В центре сюжета успешный бизнесмен и примерный семьянин Эрл Брукс (Костнер). Он занимается благотворительностью, заботится о дочери и жене, а в свободное время убивает людей. Несколько лет он боролся со своими внутренними демонами, пока вновь не совершил преступление. Из-за маленькой оплошности в его деле появился свидетель, который не требует денег, а просто хочет присутствовать при следующем убийстве. В это время детективы активно ведут расследования, подбираясь все ближе к Бруксу. И когда он решает завязать со своим необычным хобби, его дочь обвиняют в убийстве. Брукс обязан спасти девочку, сохранить семью, но для этого ему предстоит совершить последнее преступление.

Хотя фильм и не имел широкой популярности, он является примером хорошего психологического детектива, который стоит посмотреть в свободное время.

Приятного просмотра!

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Разумеется, мисс Марпл, Эркюль Пуаро и Шерлок Холмс навсегда останутся в наших сердцах, но и в современных фильмах есть немало достойных сыщиков, лихо расправляющихся с преступными замыслами. Если вам нравится ломать голову над загадками и неожиданными поворотами сюжета, то эта подборка для вас.

сайт собрал современные кинодетективы, которые придутся по вкусу всем, кто любит разгадывать тайны и следить за раскрытием, казалось бы, идеально продуманных преступлений.

Семь

Мощный актерский состав, глубокий сюжет и лихо закрученная игра в кошки-мышки. Кино о том, насколько пугающим стал окружающий мир и насколько мы привыкли к происходящему. Это тот фильм, после которого сидишь еще какое-то время, глядя в уже черный экран, и размышляешь над увиденным не в силах произнести ни слова.

Игра

Дэвид Финчер, как никто другой, умеет создавать интригующую атмосферу фильма, играя со зрителем, всячески запутывая и дразня его. А в самом конце, когда напряжение уже достигает предела, он добивает фантастическими концовками.

Отель «Гранд Будапешт»

Фирменный стиль Уэса Андерсона: совершенно потусторонние персонажи, превосходные декорации и продуманные до мелочей детали. Этот фильм вовсе не такой легкомысленный, как может показаться на первый взгляд. И чем вдумчивее смотреть, тем больше интересного открывается.

Олдбой

Этот фильм называют азиатской реакцией на «Убить Билла». Оказываясь в заточении, главный герой постепенно превращает себя в боевую машину, чтобы отомстить тем, кто посягнул на его свободу. В этом фильме есть все, что положено отличному кинодетективу: преступление, захватывающее расследование и непредсказуемая развязка, которая окажется куда менее каноничной, чем вы будете ожидать.

Время убивать

Когда смотришь этот фильм, хочется взять в руки блокнот и записать каждый диалог - настолько они шикарны. Кино оставит после себя много вопросов. Вы будете размышлять о том, всегда ли за преступлением должно следовать наказание да и стоит ли вообще считать совершенное преступлением, если речь идет о справедливом возмездии.

Сонная лощина

Молодого констебля отправляют в местечко под названием Сонная лощина для расследования серии загадочных убийств. Отличное сочетание фэнтези и детектива. Мрачноватая и таинственная цветовая гамма фильма идеально подходит под историю и место действия и наполняет картину особой атмосферой и духом.

Молчание ягнят

Это кино - тревожное и пугающее путешествие по запутанному лабиринту затаенных фобий, человеческих слабостей и потемок души. Если хочешь избавиться от ночных кошмаров, иди не к высокооплачиваемому психотерапевту, а в самую отдаленную тюремную комнату, где принимает лучший психолог в округе - интеллектуал-людоед Ганнибал Лектер.

Одержимость

Молодой человек неожиданно встречает свою бывшую возлюбленную, которая исчезла несколько лет назад при загадочных обстоятельствах. И теперь герой делает все, чтобы ее выследить. Постоянные повороты сюжета приводят в восторг, а порой и в недоумение, постепенно складываются в единую картину и проясняют смысл лишь в самом конце.

Подмена

Шикарная атмосфера Лос-Анджелеса 1920-х годов дополнит просмотр непередаваемым настроением. А чем больше вы будете наблюдать за развитием сюжета, тем яснее ощутите, как словно десятки маленьких молоточков колотят по нервам, не давая расслабиться, заставляя сомневаться и делать новые и новые предположения.

Шерлок Холмс

Удивительно, но Холмс Гая Ричи не так уж и далеко ушел от литературного оригинала. Авантюрист и шалопай с абсолютно неисчерпаемым любопытством к миру - этот персонаж, как ни странно, ближе многих прочих к настоящему Шерлоку. Конечно, мы уже не наблюдаем традиционной войлочной кепки и не слышим любимой фразы про Ватсона - зато появились привлекательные мускулы и отличное чувство юмора.

Первобытный страх

Обаятельный Ричард Гир в роли адвоката и еще малоизвестный Нортон, который уже производит впечатление своей игрой. Сюжет разворачивается в суде и по динамике и хлесткости диалогов заставляет посторониться даже «Время убивать». До самых последних кадров вы будете оставаться в сомнении относительно того, кто здесь виновен на самом деле. Пожалуй, один из лучших фильмов в своем жанре.

Багровые реки

Кассовитцу удалось создать должный уровень саспенса и зловещую атмосферу. В этом ему помогли игра Жана Рено и Венсана Касселя, а также альпийские пейзажи, поддерживающие мрачное настроение на протяжении всего фильма. Кино снято довольно бодро - вы не будете скучать. Один из наиболее удачно выстроенных детективов.

Престиж

Чувство соперничества двух фокусников здесь передается с такой полнотой, что кажется, будто ты сам начинаешь что-то придумывать, чтобы обставить своих оппонентов. Этот фильм - удивительное сочетание увлекательности и трагичности, реалистичности и зрелищности, мастерства постановки и красоты. А фокус удался как никогда - напряженное любопытство не оставит до самого конца.

Несмотря на свою относительную молодость как самостоятельного литературного направления, сегодня детектив является одним из самых популярных жанров. Секрет такого успеха прост - тайна увлекает. Читатель не пассивно следит за происходящим, а принимает в нем активное участие. Предугадывает события и строит свои версии. Григорий Чхартишвили (Борис Акунин), автор знаменитой серии романов о сыщике Эрасте Фандорине, в своем интервью однажды рассказал, как написать детектив. По мнению писателя, основным фактором для создания захватывающего сюжета является игра с читателем, которую нужно наполнить неожиданными ходами и ловушками.

Вдохновиться примером

Многие авторы популярных детективов не скрывают факт, что получили вдохновение, читая произведения выдающихся мастеров этого жанра. Например, американская писательница Элизабет Джордж всегда восхищалась творчеством Агаты Кристи. Не устоял перед шарадами великого автора детективной прозы и Борис Акунин. Писатель вообще признался в том, что обожает детективы в английском стиле и часто использует характерные для них приемы в своих произведениях. О том, какой вклад в детективный жанр внес Артур Конан Дойл со свои знаменитым персонажем, вероятно, не стоит много говорить. Поскольку создать героя, подобного Шерлоку Холмсу, - мечта любого писателя.

Стать преступником

Чтобы написать настоящий детектив, необходимо придумать преступление, поскольку тайна, связанная с ним, всегда стоит в основе сюжета. А значит, автору придется примерять на себя роль злоумышленника. Для начала стоит определиться, каким будет характер этого преступления. Большинство известных детективных историй построены на расследовании убийств, краж, ограблений, похищений и шантажа. Однако также есть множество примеров, когда автор увлекает читателя невинным происшествием, которое ведет к разгадке большой тайны.

Повернуть время вспять

После выбора преступления автору предстоит тщательно его продумать, поскольку настоящий детектив таит все детали, которые и приведут к развязке. Мастера жанра советуют воспользоваться приемом обратного хода времени. Для начала следует решить, кто совершил преступление, как он это сделал и почему. Затем нужно представить, каким образом злоумышленник попытается скрыть содеянное. Не стоит забывать о соучастниках, оставленных уликах и свидетелях. Эти зацепки выстраивают захватывающий сюжет, который дает читателю возможность вести собственное расследование. Например, известная британская писательница Пи Ди Джеймс говорит, что прежде чем приступить к созданию захватывающей истории, она всегда придумывает разгадку тайны. Поэтому, когда ее спрашивают о том, как написать хороший детектив, она отвечает, что надо мыслить, как преступник. Роман не должен быть похожим на скучный допрос. Интрига и напряжение - вот, что важно.

Построение сюжета

Детективный жанр, как любое другое литературное направление, имеет свои поджанры. Поэтому отвечая на вопрос о том, как написать детектив, профессионалы советуют для начала определиться с выбором способа построения сюжетной линии.

  • Классический детективный сюжет подается в линейной форме. Читатель ведет расследование совершенного преступления вместе с главным героем. Использует он при этом ключи к загадкам, оставленные автором.
  • В перевернутой детективной истории читатель в самом начале становится свидетелем преступления. А весь последующий сюжет крутится вокруг процесса и способов расследования.
  • Часто писатели детективов используют комбинированную сюжетную линию. Когда читателю на одно и то же преступление предлагают посмотреть с разных сторон. Такой подход основан на эффекте неожиданности. Ведь сложившаяся и стройная версия ломается в один момент.

Заинтересовать читателя

Ввести читателя в курс дела и заинтриговать, представив преступление, - один из основных этапов создания детектива. Не имеет значения, каким образом станут известны факты. Читатель может сам быть свидетелем преступления, узнать о нем из рассказа персонажа или очутиться на месте его совершения. Главное, чтобы появились зацепки и версии для расследования. Описание должно иметь достаточное количество правдоподобных деталей - это один из факторов, которые следует учитывать, разбираясь в вопросе о том, как написать детектив.

Держать интригу

Следующей немаловажной задачей начинающего автора будет удержать интерес читателя. История не должна быть слишком простой, когда уже вначале становится понятно, что всех убил «аквалангист». Надуманный сюжет также быстро надоест и разочарует, поскольку сказка и детектив - разные жанры. Но даже если предполагается создать лихо закрученный сюжет, следует припрятать некоторые ключи к разгадкам в ворохе маловажных, на первый взгляд, деталей. Это один из приемов классического английского детектива. Ярким подтверждением вышесказанного может послужить высказывание популярного Микки Спиллейна. На вопрос о том, как написать книгу (детектив), он ответил: «Никто не станет читать загадочную историю, чтобы добраться до середины. Все намерены дочитать ее до конца. Если она окажется разочарованием, вы потеряете читателя. Первая страница продает эту книгу, а последняя - все, которые будут написаны в будущем».

Ловушки

Поскольку работа детектива опирается на разум и дедукцию, сюжет будет более захватывающим и правдоподобным, если информация, представленная в нем, заставит читателя приходить к неверным выводам. Даже могут заблуждаться и следовать за ложной линией рассуждений. Таким приемом часто пользуются авторы, создающие детективы про серийных убийц. Это позволяет запутать читателя и создать интригующий виток событий. Когда уже все вроде бы ясно и нечего бояться, именно в такой момент главный герой становится наиболее уязвимым перед надвигающейся чередой опасностей. Неожиданный поворот всегда делает историю более интересной.

Мотивация

Герои детективов должны иметь интересные мотивы. Совет писателя о том, что в хорошей истории каждый персонаж должен чего-то хотеть, относится к детективному жанру более, чем к другим. Поскольку последующие действия героя напрямую зависят от мотивации. А значит, влияют на сюжетную линию. Необходимо проследить, а затем прописать все причины и следствия, чтобы крепко держать читателя в созданной ситуации. Чем больше персонажей со своими скрытыми интересами, тем запутаннее, а, следовательно, увлекательнее получается история. Детективы про шпионов в большинстве своем изобилуют подобными героями. Наглядным примером может послужить детективный триллер «Миссия невыполнима» по сценарию Дэвида Кеппа и Стивена Заилляна.

Создать личность преступника

Поскольку о том, кто, как и почему совершил преступление, автор знает с самого начала, дело остается за малым - решить, будет ли этот персонаж одним из главных.

Если пользоваться распространенным приемом, когда злоумышленник постоянно находится в поле зрения читателя, то необходимо детально проработать его личность и внешность. Как правило, такого героя автор делает весьма симпатичным, чтобы вызвать доверие у читателя и отвести подозрения. А в итоге - ошарашить неожиданной развязкой. Ярким и наглядным примером является персонаж Виталий Егорович Кречетов из детективного сериала «Ликвидация».

В случае, когда принято решение сделать преступника наименее заметным персонажем, в большей степени понадобится детальная прорисовка личных мотивов, чем внешности, для того чтобы вывести его в итоге на главную сцену. Именно таких персонажей создают авторы, пишущие детективы про серийных убийц. Пример - шериф из детективного сериала «Менталист».

Создать личность героя, расследующего преступление

Персонаж, противостоящий злу, может быть кем угодно. И совершенно необязательно профессиональным следователем или частным сыщиком. Внимательная старушка мисс Марпл у Агаты Кристи и профессор Ленгдон у Дэна Брауна не менее качественно справляются со своими обязанностями. Основная задача ведущего персонажа заключается в том, чтобы заинтересовать читателя и вызвать у него эмпатию. Следовательно, его личность должна быть живой. А также авторы детективного жанра дают совет по поводу описания внешности и поведения главного героя. Неординарным поможет его сделать какая-нибудь особенность, вроде седых висков и заикания Фандорина. Но профессионалы предостерегают начинающих авторов от чрезмерной увлеченности в описании внутреннего мира главного героя, а также от создания слишком красивой внешности с образными сравнениями, поскольку такие приемы более характерны для любовных романов.

Навыки сыщика

Возможно, богатая фантазия, природное чутье и логика помогут начинающему автору в создании интересного детективного сюжета, а также увлекут читателя составлением общей картины дела из маленьких кусочков предложенной информации. Однако история должна быть правдоподобной. Поэтому корифеи жанра, объясняя, как написать детектив, делают акцент на изучении тонкостей работы профессиональных сыщиков. Ведь далеко не у всех есть навыки криминальных следователей. А значит, для достоверности сюжета необходимо вникнуть в особенности профессии.

Одни пользуются консультациями специалистов. Другие проводят долгие часы и дни, разбирая материалы старых судебных дел. Причем чтобы создать качественный детектив, потребуются не только знания криминалистов. Будет необходимо хотя бы общее представление о психологии поведения преступников. А для авторов, решивших закрутить сюжет вокруг убийства, понадобятся также знания в области судебной антропологии. Не стоит также забывать о деталях, характерных для времени и места действия, поскольку они потребуют дополнительных знаний. Если по сюжету расследование преступления происходит в XIX веке, окружающая обстановка, исторические события, технологии и поведение персонажей должны ему соответствовать. В разы задача усложняется, когда сыщик по совместительству является профессионалом в какой-то другой области. Например, странный математик, психолог или биолог. Соответственно, автору придется поднатореть и в науках, которые делают его персонаж особенным.

Завершение

Важнейшей задачей автора является также создание интересного и логичного финала. Поскольку каким бы закрученным ни получился сюжет, все представленные в нем загадки должны быть разгаданы. Все накопившиеся по ходу действия вопросы должны получить ответы. Причем путем детально прописанных выводов, которые будут понятны читателю, поскольку недосказанность в детективном жанре не приветствуется. Раздумья и построение различных вариантов завершения истории характерно для романов с философской составляющей. А детективный жанр является коммерческим. К тому же читателю будет очень интересно узнать, в чем он был прав и где ошибался.

Обращают профессионалы внимание на опасность, кроющуюся в смешивании жанров. Работая в подобном стиле, очень важно помнить, что если история имеет детективное начало, ее завершение должно быть написано в том же жанре. Нельзя оставлять читателя разочарованным, объясняя преступление мистическими силами или несчастным случаем. Даже если первые имеют место, в романе их присутствие должно вписываться в сюжет и ход расследования. А сам по себе несчастный случай не является предметом детективного сюжета. Поэтому если он произошел, кто-то к этому причастен. Одним словом, детектив может иметь неожиданный конец, но не может вызывать недоумение и разочарование. Лучше, если завершение будет рассчитано на дедуктивные способности читателя, и он разгадает загадку немного раньше главного героя.

Детективный роман - это своего рода интеллектуальная игра. Больше того, это спортивное соревнование. И создаются детективные романы по строго определенным законам - пускай неписаным, но тем не менее обязательным. Каждый уважаемый, и уважающий себя сочинитель детективов неукоснительно соблюдает их. Итак, ниже сформулировано своего рода кредо детективщика, основанное отчасти на практическом опыте всех больших мастеров детективного жанра, а отчасти на подсказках голоса совести честного писателя. Вот оно:

1. Читатель должен иметь равные с сыщиком возможности для разгадки тайны преступления. Все ключи к разгадке должны быть ясно обозначены и описаны.

2. Читателя нельзя умышленно обманывать или вводить в заблуждение, кроме как в тех случаях, когда его вместе с сыщиком по всем правилам честной игры обманывает преступник.

3. В романе не должно быть любовной линии. Речь ведь идет о том, чтобы отдать преступника в руки правосудия, а не о том, чтобы соединить узами Гименея тоскующих влюбленных.

4. Ни сам сыщик, ни кто-либо из официальных расследователей не должен оказаться преступником. Это равносильно откровенному обману - все равно как если бы нам подсунули блестящую медяшку вместо золотой монеты. Мошенничество есть мошенничество.

5. Преступник должен быть обнаружен дедуктивным путем - с помощью логических умозаключений, а не благодаря случайности, совпадению или немотивированному признанию. Ведь, избирая этот последний способ разгадки тайны преступления, автор вполне сознательно направляет читателя по заведомо ложному следу, а когда тот возвращается с пустыми руками, преспокойно сообщает ему, что разгадка все время лежала у него, автора, в кармане. Такой автор ничем не лучше любителя примитивных розыгрышей.

6. В детективном романе должен быть детектив, а детектив только тогда детектив, когда он выслеживает и расследует. Его задача состоит в том, чтобы собрать улики, которые послужат ключом к разгадке и в конечном счете укажут на того, кто совершил это низкое преступление в первой главе. Детектив строит цепь своих умозаключений на основе анализа собранных улик, а иначе он уподобляется нерадивому школьнику, который, не решив задачу, списывает ответ из конца задачника.

7. Без трупа в детективном романе просто не обойтись, и чем натуралистичней этот труп, тем лучше. Только убийство делает роман достаточно интересным. Кто бы стал с волнением читать три сотни страниц, если бы речь шла о преступлении менее серьезном! В конце концов, читатель должен быть вознагражден за беспокойство и потраченную энергию.

8. Тайна преступления должна быть раскрыта сугубо материалистическим путем. Совершенно недопустимы такие способы установления истины, как ворожба, спиритические сеансы, чтение чужих мыслей, гадание с помощью магического кристалла и т. д. и т. п. У читателя есть какой-то шанс не уступить в сообразительности детективу, рассуждающему рационалистически, но, если он вынужден состязаться с духами потустороннего мира и гоняться за преступником в четвертом измерении, он обречен на поражение ab initio [с самого начала (лат.)] .

9. Должен быть только один детектив, то бишь только один главный герой дедукции, лишь один deus ex machina [Бог из машины (лат.), то есть неожиданно появляющееся (как боги в античных трагедиях) лицо, которое своим вмешательством распутывает положение, казавшееся безнадежным]. Мобилизовать для разгадки тайны преступления умы троих, четверых, а то и целого отряда сыщиков - значит не только рассеять читательское внимание и порвать прямую логическую нить, но и несправедливо поставить читателя в невыгодное положение. При наличии более чем одного детектива читатель не знает, с которым из них он состязается по части дедуктивных умозаключений. Это все равно что заставить читателя бежать наперегонки с эстафетной командой.

10. Преступником должен оказаться персонаж, игравший в романе более или менее заметную роль, то есть такой персонаж, который знаком и интересен читателю.

11. Автор не должен делать убийцей слугу. Это слишком легкое решение, избрать его - значит уклониться от трудностей. Преступник должен быть человеком с определенным достоинством - таким, который обычно не навлекает на себя подозрений.

12. Сколько бы ни совершалось в романе убийств, преступник должен быть только один. Конечно, преступник может иметь помощника или соучастника, оказывающего ему кое-какие услуги, но все бремя вины должно лежать на плечах одного человека. Надо предоставить читателю возможность сосредоточить весь пыл своего негодования на одной-единственной черной натуре.

13. В детективном романе неуместны тайные бандитские общества, всякие там каморры и мафии. Ведь захватывающее и по-настоящему красивое убийство будет непоправимо испорчено, если окажется, что вина ложится на целую преступную компанию. Разумеется, убийце в детективном романе следует дать надежду на спасение, но позволить ему прибегнуть к помощи тайного общества - это уже слишком. Ни один первоклассный, уважающий себя убийца не нуждается в подобном преимуществе.

14. Способ убийства и средства раскрытия преступления должны отвечать критериям рациональности и научности. Иначе говоря, в roman policier недопустимо вводить псевдонаучные, гипотетические и чисто фантастические приспособления. Как только автор воспаряет на манер Жюля Верна в фантастические выси, он оказывается за пределами детективного жанра и резвится на неизведанных просторах жанра приключенческого.

15. В любой момент разгадка должна быть очевидной - при условии, что читателю хватит проницательности разгадать ее. Под этим я подразумеваю следующее: если читатель, добравшись до объяснения того, как было совершено преступление, перечитает книгу, он увидит, что разгадка, так сказать, лежала на поверхности, то есть все улики в действительности указывали на виновника, и, будь он, читатель, так же сообразителен, как детектив, он сумел бы раскрыть тайну самостоятельно задолго до последней главы. Нечего и говорить, что сообразительный читатель частенько именно так и раскрывает ее.

16. В детективном романе неуместны длинные описания, литературные отступления на побочные темы, изощренно тонкий анализ характеров и воссоздание атмосферы . Все эти вещи несущественны для повествования о преступлении и логическом его раскрытии. Они лишь задерживают действие и привносят элементы, не имеющие никакого отношения к главной цели, которая состоит в том, чтобы изложить задачу, проанализировать ее и довести до успешного решения. Разумеется, в роман следует ввести достаточно описаний и четко очерченных характеров, чтобы придать ему достоверность.

17. Вина за совершение преступления никогда не должна взваливаться в детективном романе на преступника-профессионала. Преступления, совершенные взломщиками или бандитами, расследуются управлениями полиции, а не писателями-детективщиками и блестящими сыщиками-любителями. По-настоящему захватывающее преступление - это преступление, совершенное столпом церкви или старой девой, известной благотворительницей.

18. Преступление в детективном романе не должно оказаться на поверку несчастным случаем или самоубийством. Завершить одиссею выслеживания подобным спадом напряжения - значит одурачить доверчивого и доброго читателя.

19. Все преступления в детективных романах должны совершаться по личным мотивам. Международные заговоры и военная политика являются достоянием совершенно другого литературного жанра - скажем, романов о секретных разведывательных службах. А детективный роман про убийство должен оставаться, как бы это выразиться, в уютных, домашних рамках. Он должен отражать повседневные переживания читателя и в известном смысле давать выход его собственным подавленным желаниям и эмоциям.

20. И наконец, еще один пункт для ровного счета: перечень некоторых приемов, которыми теперь не воспользуется ни один уважающий себя автор детективных романов. Они использовались слишком часто и хорошо известны всем истинным любителям литературных преступлений. Прибегнуть к ним - значит расписаться в своей писательской несостоятельности и в отсутствии оригинальности.

а) Опознание преступника по окурку, оставленному на месте преступления.
б) Устройство мнимого спиритического сеанса с целью напугать преступника и заставить его выдать себя.
в) Подделка отпечатков пальцев.
г) Мнимое алиби, обеспечиваемое при помощи манекена.
д) Собака, которая не лает и позволяет сделать в силу этого вывод, что вторгшийся человек не был незнакомцем.
е) Возложение под занавес вины за преступление на брата-близнеца или другого родственника, как две капли воды похожего на подозреваемого, но ни в чем не повинного человека.
ж) Шприц для подкожных инъекций и наркотик, подмешанный в вино.
з) Совершение убийства в запертой комнате уже после того, как в нее вломились полицейские.
и) Установление вины с помощью психологического теста на называние слов по свободной ассоциации.
к) Тайна кода или зашифрованного письма, в конце концов разгаданная сыщиком.

Ван Дайн С. С.

Перевод В.Воронина
Из сборника Как сделать детектив

Детективный жанр можно назвать самым популярным среди всех остальных. Детективами зачитываются люди всех возрастов. Запутанные сюжеты, расследования и различные авантюры полностью захватывают читателя и увлекают в таинственный мир. К тому же, детектив можно выбрать на любой вкус – будь то исторический, романтический, ироничный или политический.

Большинство книг данного жанра издаются сериями. Например, истории про Перри Мейсона, Эркюля Пуаро, мисс Марпл и многие другие. Они увлекают читателя в мир, полный неожиданностей, переживаний и новых приключений.

Зарубежный детектив представляют такие известные авторы, как Агата Кристи, Артур Конан Дойль, Иоанна Хмелевская, Эрл Стенли Гарднер и многие другие. Среди отечественных писателей можно назвать Александру Маринину, Дарью Донцову, Бориса Акунина, братьев Вайнеров.

Основным признаком детективного жанра является какое-либо загадочное происшествие, обстоятельства которого неизвестны, но должны быть выяснены. В основном, описываемое происшествие является преступлением.

Отличительной чертой детектива является то, что читатель не знает настоящих обстоятельств преступления до завершения расследования. Автор проводит его через весь процесс раскрытия происшествия, давая возможность самому делать определённые умозаключения. Если же все факты описаны в начале книги, то произведение можно отнести к какому-либо родственному жанру, но не к детективу в чистом виде.

Ещё одним важным свойством описываемого направления литературы можно назвать полноту фактов. Результат расследования обязательно строится на тех сведениях, которые читатель знает. К моменту завершения произведения вся информация должна быть подана в полной мере. Таким образом, читатель может сам найти разгадку. Скрытыми могут остаться только небольшие подробности, которые не влияют на результат раскрытия тайны. В конце все вопросы должны найти ответ, а все загадки разгаданы.

Хоть детективы и считаются художественной литературой, но описываемые сюжеты часто встречаются в жизни.

Некоторые виды детективов

Детектив закрытого типа. Поджанр, обычно наиболее строго соответствующий канонам классического детектива. Сюжет строится на расследовании преступления, совершённого в уединённом месте, где присутствует строго ограниченный набор персонажей. Никого постороннего в данном месте быть не может, так что преступление могло быть совершено только кем-то из присутствующих и расследование ведётся кем-то из находящихся в месте совершения преступления с помощью остальных героев. Примеры детективов закрытого типа: Агата Кристи «Убийство в «Восточном экспрессе», «Десять негритят»; Борис Акунин «Левиафан»; Дарья Донцова «Летучий самозванец»; Владимир Кузьмин «Конверт из Шанхая» (серия «Приключения Даши Бестужевой»).

Психологический детектив. Данный вид детектива может несколько отступать от классических канонов в части требования стереотипного поведения и типичной психологии героев. Обычно расследуется преступление, совершённое по личным мотивам (зависть, месть), и основным элементом расследования становится изучение личностных особенностей подозреваемых, их привязанностей, болевых точек, убеждений, предрассудков, выяснение прошлого. Примеры психологического детектива: Чарльз Диккенс «Тайна Эдвина Друда»; Фёдор Достоевский «Преступление и наказание».

Исторический детектив – это историческое произведение с детективной интригой. Действие происходит в прошлом, или же в настоящем расследуется старинное преступление. Пример: Гилберт Кийт Честертон «Отец Браун»; Борис Акунин литературный проект «Приключения Эраста Фандорина»; Хенри Винтерфельд «Детективы в тогах»; Елена Артамонова «Царство ожившей мумии».

Иронический детектив. Детективное расследование описывается с юмористической точки зрения. Зачастую, произведения, написанные в таком ключе, пародируют и высмеивают штампы детективного романа.
Примеры: Дарья Донцова (все произведения); Александр Казачинский «Зелёный фургон»; Иоанна Хмелевская «Дом с приведениями», «Сокровища», «Особые заслуги» и др.; серия «Смешной детектив», в которую входят произведения разных авторов.

Фантастический детектив. Произведения на стыке фантастики и детектива. Действие может происходить в будущем, альтернативном настоящем или прошлом, в полностью вымышленном мире. Примеры: Станислав Лем «Расследование», «Дознание»; Кир Булычёв цикл «Интергалактическая полиция» («Интергпол»); Братья Стругацкие «Отель «У Погибшего Альпиниста»; Кирстен Миллер «Кики Страйк девочка-детектив».

Политический детектив. Основная интрига строится вокруг политических событий и соперничества между различными политическими или бизнес-деятелями и силами. Часто бывает, что главный герой далёк от политики, однако, расследуя дело, натыкается на препятствие со стороны «власть имущих» или раскрывает заговор. Отличительная особенность политического детектива отсутствие полностью положительных героев, кроме главного. Данный жанр нечасто встречается в чистом виде, однако может являться составляющей частью произведения. Классический пример этого вида произведение Бориса Акунина «Статский советник»; Евгениос Тривизас «Последний чёрный кот».

Шпионский детектив. Основывается на повествовании о деятельности разведчиков, шпионов и диверсантов как в военное, так и в мирное время на «невидимом фронте». По стилистическим границам очень близок к политическим и конспирологическим детективам, часто совмещается в одном и том же произведении. Основное отличие шпионского детектива от политического состоит в том, что в политическом детективе наиболее важную позицию занимает политическая основа расследуемого дела, а в шпионском внимание заостряется на разведывательной работе (слежка, диверсия и т. д.).

Конспирологический детектив можно считать разновидностью и шпионского, и политического детектива. Авторы, двигаясь к разгадке преступления, выстраивают повествовательную линию в историческое прошлое, которое представляется криминальным, находящимся во власти некоего тайного общества.

Примеры шпионского детектива: Агата Кристи «Кошка среди голубей»; Борис Акунин «Турецкий гамбит»; Дмитрий Медведев «Это было под Ровно»; Юлиан Семёнов «Семнадцать мгновений весны»; Валерий Роньшин «Тайна зефира в шоколаде».

Полицейский детектив. Описывается работа команды профессионалов. В произведениях этого типа главный герой-сыщик либо отсутствует, либо лишь незначительно выше по своему значению в сравнении с остальными членами команды. В плане достоверности сюжета наиболее приближен к реальности и, соответственно, в наибольшей степени отклоняется от канонов жанра чистого детектива. Подробно описана профессиональная рутина с деталями, не имеющим прямого отношения к сюжету, присутствует значительная доля случайностей и совпадений, большую роль играет наличие информаторов в преступной среде, преступник зачастую остаётся неназванным и неизвестным до самого конца расследования, а также может уходить от наказания вследствие небрежности расследования или недостатка прямых улик.
Примеры: Эд Макбейн цикл «87-й полицейский участок»; Юлиан Семёнов «Петровка 38», «Огарёва 6».

«Крутой» детектив. Описывается чаще всего детектив-одиночка, мужчина лет 35-40, либо мелкое детективное агентство. В произведениях данного типа главный герой противостоит чуть ли не всему миру: организованной преступности, коррумпированным политикам, продажной полиции. Основные черты - максимум действия героя, его «крутости», подлый окружающий мир и честность главного героя. Примеры: Дэшил Хэммет цикл о Континентальном детективном агентстве – считается родоначальником жанра; Раймонд Чандлер «Прощай, любимая», «Высокое окно», «Женщина в озере»; Джеймс Хедли Чейз «Свидетелей не будет», «Весь мир в кармане» и др.

Детектив - признанный лидер среди жанров современной детской литературы. И хотя со всех сторон его теснят фэнтези и «виртуальные» приключения, детский детектив продолжает жить и бурно развиваться, несмотря на свой солидный возраст.

Среди создателей детских детективов есть и вполне маститые писатели. Например, Эрих Кёстнер, автор повести «Эмиль и сыщики», Астрид Линдгрен, написавшая книги про суперсыщика Калле Блумквиста, Анатолий Рыбаков с его знаменитым «Кортиком».

Среди авторов современного детского детектива – Валерий Роньшин, Екатерина Вильмонт, Елена Матвеева, Антон Иванов, Анна Устинова, Алексей Биргер, Сергей Силин, Валерий Гусев, Владимир Аверин, Галина Гордиенко, Андрей Грушкин, и этот список далеко не полный. К авторам детского детектива можно добавить мэтра этого жанра Бориса Акунина, который издал детектив «Детская книга» и обработал для детей свои «взрослые» романы.

Разновидностей детских детективных историй много: детективы бытовые и исторические, мистические («страшилки») и сказочные (их герои - персонажи русского фольклора).

Для примера можно привести серии: «Чёрный котёнок» (Елена Артамонова «Прикол из каменного века», Валерий Гусев «Агент номер раз» и др.); «Детективное агентство» (Антон Иванов, Анна Устинова «Загадка чёрной вдовы», «Тайна пропавшего академика» и др.); «Аббатские тайны» (Шерит Болдри «Заклятие монастырского котла», «Тайна королевского меча», «Крест короля Артура»); «Детектив + Love» (Екатерина Вильмонт «Трудно быть храбрым», «В поисках сокровищ» и др.) и т.д.



Похожие статьи
 
Категории