Тематика, проблематика, смысловые мотивы. Тематика и проблематика произведений современных поэтов

20.02.2019

Проблема – аспект содержания произведения, на котором акцентирует внимание автор. Круг проблем, охваченных авторским интересом, вопросов составляет проблематику произведения. Разрешение поставленной задачи – часть творческого процесса писателя.

Проблематика напрямую связана с авторским замыслом. Она может быть отражена «напрямую», когда проблемы явлены в тексте вне зависимости от образной системы. Автор подчёркивает наиболее существенные, с его точки зрения, стороны предмета изображения.

Проблема может реализовываться на разных уровнях произведения, чаще всего – в изображении характеров, в художественном конфликте (Пушкин «Моцарт и Сальери»)

Наряду с этим проблематики может органически выткать из тематики произведения. Так происходит в историческом и художественно-историческом произведении (Пушкин «Арапе Петра Великого»)

Проблематика зависит от многих факторов: исторических событий, социальных проблем, «идей времени», «литературной моды». Но в первую очередь – миросозерцание автора, его точка зрения. Она отражается в тех авторских акцентах, которые составляют проблематику художественного произведения. (Тургенев «Отцы и дети» и Чернышевский «Что делать?»)

Проблемность как качество появилась достаточно поздно, не было: в архаике, древнем эпосе, или ограничивалась рамками разнообразных правил (к примеру, позиция персонажа в классицизме неизменна и выбор предрешён заранее).

Чем разносторонне изображаемое, тем важнее и интереснее проблематика. Она многообразна (философское, социальное, моральное и т.д.). В русской литературе видное место занимает социальное и социально-психологическое (Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»).

Проблематика реализуется или напрямую, или опосредованно (через образы, систему).

Тема – предмет художественного изображения (о чём говорится) и художественного познания (что стало основой авторского интереса, оценки). Как фундамент подчиняет себе отдельные элементы произведения. Темы подразделяются на несколько групп:

    Предметом познания становятся «вечные темы». Это комплекс значимых для человечества во все эпохи и во всех литературных явлениях – темя жизни и смерти, света и тьмы, любви, свободы, долга и т.д. они осознаются писателями по-своему, но всегда оставляют неотъемлемую часть тематики. Некоторые ученые выделяют подгруппы:

    Онтологические – бытийные, вселенские, хаос и космос, мифология

    Антропологические – глубинные основы человеческого бытия, телесного и духовного) (Булгаков «Мастер и Маргарита»)

    Реалии жизни народов, стран и времен в их исторической конкретности (Блок «Двенадцать»). Они характерны в былинах, сказаниях, исторических романах.

    Будущее, научная фантастика, фэнтези (Данте «Божественная комедия»)

    Современность, проблемы, волнующие современное писателю общество (Гоголь, Тургенев и т.д.)

    Наиболее существенная – тема человека и его существования в мире, внутренний мир. Несколько условных тематических групп:

    Одиночество (Лермонтов)

    Творчество и искусство (Булгаков «Мастер и Маргарита»)

    Изображение и познание действительности

Произведения эпоса и драма чаще всего содержат в себе много тем. Выделяют главную тему или темы, которая формирует содержательный план произведения, и темы побочные, возникающие по ходу. Глубинные темы обогащают произведения и дают возможность неоднозначных толкований (Набоков).

В повести нельзя выделить только одну тему, поскольку повесть затрагивает многие сферы жизни и взаимоотношений человека с окружающими миром (другими людьми, собой, природой, Богом). Соответственно можно выделить несколько тем.

1. Тема взаимосвязи поколений, «мальчика и старика». Она особо не выражена и даже не заявлена именем произведения, но тем не менее значима.«В ней выражена живая связь поколений, преемственность мужества и борьбы, та цепкая сила жизни, которая присутствует и в образе самого Сантьяго,и в целом, как реальный мотив, противостоит фаталической и пессимистической струе в творчестве Хемингуэя». Вера мальчика в старика, как в самого лучшего рыбака на свете, показывает насколько глубоко уважение Манолина к Сантьяго. С желанием мальчуган старается быть исправным помощником старику, то принесёт немного еды, то сардины для наживки и обязательно поможет загрузить снасти в лодку. Мальчик тянется к старику и заботится о нем, ни в коем случае не потому, что он старый и немощный, и уж тем

более не потому, что его жалко.… Просто он видел мудрость старика, и хотел научиться у него - «всему-всему». Он уважал его за колоссальный жизненный опыт.

2. Тема «старика и моря». Они являются двумя стихиями, которые сталкиваются бок о бок ежедневно, ежегодно. Эти стихии дают друг другу силы. Душа, сила и уверенность в удачной охоте дают желание жить старому рыбаку. Море и рыба, которая в нём живёт как зеркальное отражение старика и его души.

3. Тема любви к природе. Окружающий мир предстает как божественная целостная картина. Человек должен уважать место, в котором он живет, недра планеты, которые его кормят. Любому, живущему на Земле, следует осознавать, что он не просто ее хозяин. А зависимое от нее существо.

4. Тема сакральности человеческого отношения к морю. Старик не воспринимает море как лавку, в которой можно взять все необходимое. Для него море это магия, иной, неповторимый в своей красе, мир со своими законами и убеждениями. «Мысленно он всегда звал море la mar, как зовут его по-испански люди, которые его любят. Порою те, кто его любит, говорят о нем дурно, но всегда как о женщине, в женском роде. Рыбаки помоложе <…> называют море el mar, то есть в мужском роде. Они говорят о нем как о пространстве, как о сопернике, а порою даже как о враге». Только старики могут просить у моря, про себя называя его “la mar”, женского рода, ждать чуда и не удивляться неудачам. Море - это символ жизни, сама жизнь. Также здесь нельзя не отметить, каким образом Хемингуэй подчеркивает преклонение перед «волшебным» морем, показывая рыбную ловлю, как священный ритуал, который должен проходить по определенным канонам, правилам (угол наклона лески, необходимость тишины, время суток).


5. Тема человеческого смирения.Сантьяго думал о море как о женщине, которая дарит великие милостыни или отказывает в них, а если и позволяет себе необдуманные или недобрые поступки, - что поделаешь, такова уж её природа.
Старик уже не может сам бороться с морем, как те, которые считают море мужчиной и врагом. У него уже нет сил. Поэтому он считает море матерью (богиня-мать, рождающая и убивающая), женщиной, и просит у нее. Гордость старика не позволяет просить у мальчика, а только у нее, у матери, у женщины. И тот факт, что он просит, означает, что к нему уже начало приходить смирение. Слово “смирение” не раз встречается в тексте. Сказано, что старик не помнит, когда к нему пришло смирение. В процессе борьбы смирение только начало к нему приходить. Смысл текста - описание того, как к старику пришло смирение. Эта притча - о смирении старости.

6. Тема стойкости. Она развивается по двум направлением. Во-первых, стойкость старика-рыбака при ловле марлина. Несмотря на его размеры, старик знает, что он должен приложить все свои, пусть и последние, силы, чтобы победить, одолеть его, поймать, выловить. А это, как

мы знаем, дается ему с огромным трудом. А этом плане перед нами предстает Человек-Борец.

Во-вторых, стойкость марлина при той же встрече. Марлин осуществляет роль Природы-Воительницы. Между ними тесная связь, которая будет существовать до полного исчезновения одного из этих звеньев. Формула стойкости старика и рыбы выражается в словах "Бороться до самого конца". Эта мысль подтверждается следующими строками повести: " - Рыба, - позвал он тихонько, - я с тобой не расстанусь, пока не умру.Да и она со мной, верно, не расстанется", - подумал старик и стал дожидаться утра.[Хемингуэй Э. Старик и море. ]. «Будь спокойным и сильным, старик»,- сказал он себе.

7. Тема веры. Вера - это ключевое понятие в произведении “Старик и море”. Хотя он и не прочитал сто раз “Отче наш” в пределах повествования, но он приобрел ту беспомощность, которая необходима для веры. Он понял, что надо верить не в себя (ему было важно, что мальчик в него верит, именно в него). Что нужно не “покупать” счастье у языческого моря, у языческой золотой рыбки, а другое. Именно веру приобрел старик, а вместе с верой - смирение. Хемингуэевская притча о старике и море - также о смирении и о силе духа. Вера в Бога, вера в себя. «Богородица дева, радуйся, благодатная Мария, господь с тобою. Благословенна ты в женах, и благословен плод чрева твоего, яко спаса родила еси души наших. Аминь».

1. Проблема человеческого счастья. Что такое счастье для человека? Много ли его нужно? Есть ли оно?

2. Проблема отношения к Богу. Есть ли Бог? Все ли он может дать? Всем ли он дает то, что они просят?

3. Проблемы победы и поражения. Что такое победа? Всегда ли плохо поражение? Кто победитель в конечном итоге?

4. Проблема смерти, или же уничтожение, в произведении выражена вечным законом: надо либо убивать, либо быть убитым. По Хемингуэю- смерть неизбежна, однако как люди, так и животные отказываются отдаться в ее власть.

5. Проблема одиночества человека. Может ли один человек противостоять безграничному водному пространству? Когда человека можно назвать одиноким?

По словам известного критика И. Кашкина, «гуманизм Хемингуэя – это безрадостный стоический гуманизм, гуманизм внутренней победы ценой неизменного поражения». Так решаются в данном произведении общечеловеческие проблемы: вопросы человеческого счастья, молодости и старости, отношений человека и природы.

Вступление. Отзыв как олимпиадный жанр.

Сочинение на литературном материале .

Школьная практика школьное сочинение («река без берегов»).

Чистый отзыв – развернутое личностное высказывание о художественном произведении, цель которого передать впечатление о художественном произведении; задача – заинтересовать, привлечь внимание, обратить в свою веру.

Рецензия – развернутая характеристика – оценка художественного произведения на основе его детального разбора, полновесного квалификационного анализа; задача – дать аргументированное истолкование и оценку произведения.

Отзыв – рецензия – это особый жанр, совмещающий навыки филологического анализа текста и способность раскрыться как интересная личность.

При этом необходимо избегать крайностей: 1) не стоит нарочито демонстрировать свои познания в области филологии; использование терминов не должно стать самоцелью (это приведет к формализму); 2) не следует превращать поэтический текст в трамплин для самовыражения, когда главным становится внутренний мир автора отзыва, а не художественный мир стихотворения.

Любовь к поэзии.

«Любое произведение искусства представляет собой диалог с каждым стоящим перед ним человеком», - говорил Гегель. Нет и не может быть общего для всех рецепта, по какой схеме работать над отзывом.

«КЛЮЧ к каждому стихотворению заключен в нем самом. Задача исследователя состоит в том, чтобы в каждом отдельном случае найти такой ключ, который раскроет это – и только это – стихотворение, поможет проникнуть в его тайну. Ибо удивительный парадокс поэзии заключается в том, что она доступна всем достаточно культурным читателям – и в то же время содержит не сразу и не до конца постигаемую глубину мыслей и чувств. И чем образованнее читатель, чем лучше подготовлен он опытом жизни и чтения стихов, чем чаще перелистывает знакомые страницы – тем чаще ловит себя на мысли: «Как я мог не заметить этого раньше?..»

Необходимой предпосылкой анализа становится «вхождение», погружение в текст и принятие читателем художественного мира произведения в свой собственный мир. При этом наш душевный мир и сознание становятся инструментом анализа. Наши чувства и мысли и есть те измерительные приборы, которыми определяются накал пафоса и напряжение конфликта, на которых взвешиваются идеи и художественные достоинства произведения.

Композиция отзыва.

I. Вступление.

Грамотное и творческое «вхождение» в тему.

II. Основная часть.

Филологический анализ стихотворения:

+ Творческий характер работы:

1). Целостный анализ текста (соразмерность частей, уместность отступлений).

3). Орфографическая и пунктуационная грамотность.

III. Заключение.

Личное впечатление, суждение, вывод, рожденные стихотворением.

4. Работа над вступлением.

2.3. Вступление – грамотное и творческое вхождение в тему.

Внешний контекст : историко-культурный, историко-биографический, философский.

Вписать (по возможности) произведение в контекст исторического времени, литературного процесса, судьбы поэта.

1. Фактам биографии автора следует уделить внимание при условии, если они просматриваются в тексте произведения, (есть посвящение, имена, географические названия, даты). Чем более отвлеченно содержание стихотворения, тем менее уместно обращение к биографии автора. (Есенин «Собаке Качалова» или «Песнь о собаке»).

2. Творческая история произведения нужна, если этот материал углубляет, расширяет восприятие произведения и органично вводится в сочинение (Лермонтов «Тучи» или «Утес»).

3. О мировоззрении писателя, его гражданской позиции следует говорить в той мере, в которой это необходимо для понимания произведения (Вознесенский «Есть русская интеллигенция» или «Ты меня на рассвете разбудишь»).

Философский контекст : тема и проблема приобретают общезначимый, общечеловеческий характер (А. Дементьев «Не смейте забывать учителей»).

Примеры из книги «Учимся писать отзыв» (вступление: М. Цветаева «Попытка ревности» стр. 185-186; Ахматова «Творчество» стр. 214;

Практикум: написать вступление к стихотворению Риммы Казаковой «Пока ребенку нужен твой совет».

2.4. Смысл названия.

Назвать стихотворение означает дать имя ребенку.

Примеры: Цветаева «Попытка ревности», Бунин «Вечер», Пастернак «Единственные дни».

Тематика, проблематика, смысловые мотивы.

Раскрыть авторский замысел. Н. М. Шанский: «Без верного, однозначного, адекватно-непротиворечивого понимания литературного текста не может быть никакой речи ни о его анализе, ни о его филологической оценке как художественного целого с тем или иным конкретным содержанием».

Художественный мир– это территория непрерывного смысла (зона неслучайности любой детали).

И все-таки одним расчетом не обойтись: не менее важны при написании отзыва интуиция. Образное мышление, память. Богатое воображение.

Начать с задания: Определить тему, проблему стихотворения Алексея Кольцова «Ответ на вопрос о моей жизни»

1. Следует избегать прямолинейной трактовки художественной идеи (главной поэтической мысли), а рассматривать её движение через построение стихотворения, художественные образы, детали и другие элементы формы.

2. Не следует пересказывать стихотворение, воспроизводя его содержание.

3. Один из приемов анализа текста – выстраивание ассоциативных рядов, связанных с образами и мотивами стихотворения.

Лирические темы и мотивы. У эмоционального настроения или размышления есть какой-то повод или источник, обозначенный явно или таящийся в сознании поэта. Все эти факты и мысли принято называть лирическими мотивами. Лирическое содержание – это сплав мотивов с порожденным ими эмоциональным раздумьем, размышлением, настроением:

Образ – потенциально каждое существительное; мотив – потенциально каждый глагол.



Похожие статьи
 
Категории