Творчество В.Г. Распутина в критике и литературоведении

20.04.2019

В. Г. Распутин - один из крупнейших писателей современности. Его творчество стало значительным явлением в духовной жизни России во второй половине 20 века. Произведения, написанные в 70-е годы: «Последний срок» (1970), «Уроки французского» (1973), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матерой» (1976), - поистине вершинные художественные достижения писателя.

Писатель известен не только своими яркими, глубоко содержательными повестями, психологически тонкими рассказами, но и страстными публицистическими выступлениями. Распутин сопереживает своему народу, восхищается его мужеством и силой воли. Этим пафосом проникнуты многие, преимущественно ранние, произведения Распутина: «Прощание с Матерой», а также его очерки и рассказы. Вполне естественно, что творческий процесс столь талантливого писателя не ограничивается лишь этой темой. Творчество Распутина многогранно, богато живым разнообразием характеров героев, оно отражает современную картину мира, дает понять специфику деревенской жизни. К началу 80-х годов Распутин постепенно отходит от деревенской тематики, но остается верен нравственной тематике: «Век живи -- век люби», «Что передать вороне?», «Наташа». С этого времени Валентин Григорьевич стал много писать об экологических, нравственных, литературно-организационных проблемах. Увидели свет его очерки и статьи на эти темы, а также главы публицистической книги «Сибирь, Сибирь…». Также в 1982 году Распутин пишет потрясающего содержания статью, предваряющую фотоальбом о Байкале, где с чувством заботы о природе и любви к сибирским красотам описывает Байкал и природу в целом.

Конечно, Распутин, как человек, взращенный сельской жизнью и самой природой, костяком своего творчества делает деревенский быт. Ведь не напрасно исследователи считают Валентина Григорьевича одним из ярчайших представителей так называемой «деревенской прозы. Она дала исчерпывающую картину жизни русского крестьянства в ХХ веке, отразив все главные события, оказавшие прямое влияние на его судьбу: октябрьский переворот и гражданскую войну, коллективизацию и голод, колхозное строительство и «форсированную индустриализацию». Она представила читателю разные, подчас весьма несхожие по жизненному укладу российские земли: русский Север, центральные районы страны, южные районы, Сибирь. В творчестве «сибирского писателя» были отмечены общие родовые черты «деревенской прозы». Распутин отразил в своих произведениях гибель природы и нравственности под воздействием цивилизации, большое внимание уделил русской деревне -- нищей и бесправной. Пристально вглядываясь в противоречия современного мира, Распутин, подобно другим писателям-«деревенщикам», видит истоки бездуховности в социальной действительности: человека лишили чувства хозяина, сделали винтиком, исполнителем чужих решений. Сам Распутин говорит: «Человек всегда интересен для человека, особенно когда он «раскрывается», рассказывает о себе не столько словами, сколько поступками и действиями». Вместе с тем писатель предъявляет высокие требования к самой личности. Для него неприемлемы индивидуализм. Все эти понятия обретают в прозе писателя материальное воплощение, описываются в лирико-поэтической манере. Сам Распутин говорит: «Все последние годы так называемая деревенская проза больше всего занималась нравственным здоровьем человека -- и человека настоящего, и человека будущего».

Внутренний мир героев отражается в состоянии природы, которая является неотъемлемой составляющей практически всех произведений Распутина. Особую роль он отводит женским образам. У Распутина они всегда характерны, индивидуально личностны и, в то же время, типичны. В традиции Распутина отводить женскому образу роль «несущего» в конструкции повествования. Женский характер в произведениях Распутина -- это народный характер, образ деревенской женщины, вынесшей на своих плечах, выдюжившей терпением и трудом и голодное детство, и страшное испытание войной, и неустроенность послевоенных лет, выстоявшей на всех ветрах и не загрубевшей, не очерствевшей душой.

Распутин относится к тем наиболее беспокойным и совестливым писателям второй половины XX века, которые в своих произведениях ставят мучительные вопросы современности и напряженно ищут на них ответы.

Распутин, как и Толстой, обнажает низкие, эгоистические чувства своих героев, исследует проявление зла в человеческой душе. Но если герои Толстого осознают эти низкие чувства в себе и испытывают стыд и отвращение к себе, то герои Распутина, «простые люди», не способны подняться на уровень понимания того, что с ними происходит.

Таким образом образах героев Распутина выражается огромное душевное богатство русского человека -- доброта, совестливость, любовь к Родине, отзывчивость, сострадание, взаимопомощь, сердечность, душевная щедрость, нестяжательство. Следуя за автором, мы погружаемся в водоворот жизненных событий его персонажей, проникаемся их мыслями, следуем логике их поступков. Мы можем спорить с ними и не соглашаться, но не в состоянии оставаться равнодушными.

распутин художественный повесть матера

Распутин в своём творчестве утверждает зависимость человеческих характеров от сущностных свойств вещей и явлений. Основой произведений крупнейшего русского писателя нашего времени стали жизненные ценности, которые воплощаются как в реальном, так и в метафизическом пространстве национального самосознания.

Тексты Распутина – это повествования с особенными идейно-нравственными задачами. В них мы находим характерный для национальной литературы образно-художественный метод решения мировоззренческих проблем, раскрывающий сферу личного бытия через чувство соборности, всеединства, метафизику глубоко жизненных народно-религиозных начал. Данное свойство не есть завоевание только русской литературы. Однако только в ней оно теснейшим образом связано с выходом за пределы «здешнего» мира, с духовным падением и возрастанием человека, а в идеале — с его преображением, которое выступает важнейшей идеей всей русской национальной философии и художественной мысли.

Живая ткань писательской мысли Распутина рождается в единстве мировоззренческого и эстетического начал. Книги писателя глубоко философичны, но не нагружены многословной риторикой. Повести и рассказы Распутина, его публицистика отражают особенности развития русского национального сознания в переломную эпоху, когда Россия оказалась на грани утраты своего исторического наследия, своих духовно-нравственных традиций, своей веры. Впитанная писателем духовная традиция открывает в его текстах новые горизонты смыслопорождения, связанные со становлением национального чувства. Раздумывая о мировоззренческом складе нашего народа, Распутин выделяет «русскость в широком смысле»

Сферу выражения национально-характерного склада мысли в художественном письме принято связывать со стилем или дискурсом. Именно национально-художественный стиль — наиболее адекватное понятие, которое закрепляет категориальный статус за этой ключевой характеристикой эстетического самоопределения художника. Стилевое единство возникает в момент освоения автором с помощью самобытных образно-поэтических средств устойчивых идей, кодов народного миропонимания.

Вступление Распутина на литературную стезю было подготовлено журналистским опытом. Его первая повесть «Василий и Василиса» (1965-1966) открыла настоящего мастера слова. Историю жизни Василия и Василисы Распутин уложил в пять коротких эпизодов -картин. После нескольких лет супружества героиня повести указала на дверь своему задурившему мужу. Она отрекается от Василия, отчаявшись переменить его буйный нрав. Чувство собственного достоинства в крови у Василисы. Обаяние ее — в духовной широте, в полнокровном течении внутренней жизни. В Василисе есть что-то от характера русских рек: она сурова и милосердна, удивительно отзывчива на человеческое горе. Вот почему, прожив тридцать лет вдовой при живом муже, Василиса будет рядом с ним в его смертный час, все поймет и простит.

Потрясает финал произведения, утверждающий мотив духовного единства. Праведные слезы Василисы возвращают умирающего Василия из одиночества в большой мир, на котором «и смерть красна». «Последний срок » (1969-1970) — название повести В.Распутина. захватывающей читателя своей психологической и философской глубиной. Она стала одним из самых значительных явлений русской прозы 1970-х годов. Все содержание «Последнего срока» просвечивается через тему противоборства жизни и смерти. Восприятие жизни и смерти дается здесь таким, каким оно вышло из недр народного сознания. Поиски жизнестроительного идеала становятся поиском истоков национального мышления о мире, яркие черты которого несет в себе Анна. В образе старой матери, побеждающей смерть силой любви к жизни, воплощены главнейшие эстетические идеи Распутина. Начало повести возвращает нас к традиционному мотиву русской литературы. Предсмертный апофеоз человека, испытание его духовности на пороге смерти и выход за пределы физического мира часто изображаются писателями национальной реалистической школы. Эта тема привлекала Достоевского, Тургенева, Лескова и Шолохова. Кажется, невозможно после них открыть здесь что-то новое, своеобычное. Но Распутин сумел сказать здесь свое незаёмное слово.

Драма Анны Степановны, верящей, что «для того И приходит в мир человек, чтобы мир никогда не скудел без людей и не старел без детей » , а «надежда идет от Бога, < … > потому что надежда робка, стеснительна, добра» — источник образной мысли художника. По его убеждению, рано лишая себя корня и опоры, не добрав из «родительской сумы», люди многое теряют в своем духовном развитии. Умирая, старуха Анна наталкивается на равнодушие своих взрослых детей, которые собрались проводить ее в последний путь. Они забыли «совсем, до пустоты» радость работы на покосе и пашне. Им неведомо чувство артельности, состояние связи с другими людьми и природным миром, той самой соборности, о которой размышляли славянофилы и Ф.Достоевский, Н.Страхов и русские религиозные философы хх века.

В последней главе повести Распутин обратился к одной из самых древних форм устного слова. Печально и торжественно звучит здесь плач по матери. Красота и смысловая выразительность этого жанра народного творчества дают Распутину возможность больших обобщений. Строки «Ты, лебедушка моя, родима матушка» связана с развитием темы духовного наследия. Использование фольклорных мотивов и средств в его прозе — это поиски способов переработки народного слова. Особый характер социальных связей, красоту сибирской природы Распутин познает благодаря складывающемуся фольклоризму художественного мышления. В «Последнем сроке» стихия природы, как в волшебной сказке, приходит на помощь героине. Солнце сопутствует последним движениям души Анны. Этот своеобразный солнечный аккомпанемент выявил единство старой крестьянки с родной землей. Писатель проникает на глубину древнейших инстинктов народного сознания. Этим и объясняется тот факт, что Анна в полном согласии с древнеславянскими представлениями о строении земли видит солнечные лучи, лестницей перекинутые через небо. Вот почему « … счастливо ей жить в эту минуту на свете, смотреть своими глазами на его красоту, находиться среди бурного и радостного, согласного во всем действе вечной жизни … ».

«Живи и помни» (1973-1974) — правдивое повествование о жизни далекой от фронта сибирской деревни в последние месяцы Великой Отечественной войны. Смертельное дыхание битвы с фашизмом опаляет судьбы центральных героев повести — Настёны и Андрея Гуськовых. В натуре Настёны сошлись, как в фокусе, нравственные заповеди народа. Путь Андрея, ставшего дезертиром, — это путь утраты социальных связей, потеря человеческого начала в человеке.

Настёна и Андрей — песчинки одной человеческой реки, но глубоко различные натуры. Светлый образ молодой женщины, достигающий эпического звучания, противопоставляется отступнику, осужденному на смерть в народной памяти. Отсюда известное сходство и различие главных персонажей повести, контрасты их мироотношений. У Настёны — это нравственная философия греха и покаяния: «Не лучше ли Андрею все же выйти и повиниться? Веруют же: об одном кающемся больше радости в небе, чем о десяти праведных. Люди тоже должны понимать, что тот, кто упал до такого греха, впредь для греха не годится».

На стрежне реки Настёна оказывается лицом к лицу с историческим временем. Истинно национальное чувство всеобщей связи окрашивает ее думы. Она боится «потерять берега». Смятенный внутренний голос героини вливается в многоголосый хор поколений: «На душе было от чего-то тоже празднично и грустно, как от протяжной старинной песни, когда слушаешь и теряешься, чьи это голоса — тех, кто живет сейчас, или. кто жил сто, двести лет назад. Смолкает хор, вступает второй … и подтягивает третий … Нет, сладко жить; страшно жить; стыдно жить».

В событиях, которые легли в основу –«Прощания с Матёрой» (1975-1976), Распутина привлекает само состояние кануна исторического поворота, определившего судьбу крестьянства, будущее всей России. Назвав остров посреди Ангары и старожильческое поселение на нем одним именем — Матёра, Распутин сохраняет за этим словом его исконное значение: середина, глубь, русло, Матёра — до осязаемости реальная земля, но, в то же время, она, подобно сказочному Беловодью или Буян-острову, олицетворяет исторический уклад жизни русской деревни. Повествование не раз возвращается к прошлому, к местным легендам и преданиям. Но старая Матёра с ее древним бытом «откоренилась, сошла с привычного хода».

Последние жители острова поставлены временем в особые условия: они находятся на стыке уходящей земледельческой эпохи с веком техники. На самом «сгибе» — героиня повести Дарья Пинигина. Это одна из главных фигур в веренице образов женщин-матерей у Распутина. Писатель доказывает правоту взгляда Дарьи на реальный мир. Сколько истины в ее реплике: «Быть может, это одно вечно, лишь оно передаваемое, как Дух Святой, от человека к человеку < … > и вынесет когда-нибудь к чему-то, ради чего жили поколенья людей».

В прозе Распутина народный характер начинает складываться с незаметных движений души — с «тихого делания». Он не мыслим без мелочей крестьянского обихода и вне природного окружения. Мир сельского жителя у Распутина всегда разомкнут, помещен в метафизическое пространство Руси-России. Героям писателя близки и понятны движения природы и смысл перемен в человеке, поскольку они сами находятся в этом едином круговороте. Поэтому его герои, погруженные в материальный быт, одновременно подняты на неизмеримую высоту: к отысканию смысла жизни, духовных основ бытия. С точки зрения интенсивности национально-художественного стиля особенно замечательны очерки Распутина «Сибирь, Сибирь», написанные на рубеже 1980- 1990-х годов. На всем протяжении «путешествия в землю Сибирскую» автор сопровождает его эпизоды комментариями, содержащими религиозно-метафиэическую лексику и образность: «Благословляющий Россию «в рабском виде Царь Небесный» долго оставался и символом ее, и утешением, и надеждой, пока просветители не отняли у нее и этот образ. И невесть сколько стоит Россия нараскоряку меж своим и чужим, то на одну ногу делая упор, то на другую, шарахаясь из крайности в крайность, словно не подозревая, что можно и на обе ноги стать, коли их отросло две, но не забывая при том, правая, несущая, — под свой груз, иначе теряется весь замысел о народе и национальности» .

В этой книге рассказу о покорении Сибири придается особая стилевая окраска посредством ввода в текст множества мыслительных конструкций, взошедших на языке христианской культуры. Самый ход мысли и ее интонацию Распутин заимствует из этого источника: «и человек, сознательно или бессознательно потерявший душу, теряет и себя, он уже не человек, а только подобие человека, как в человеке он был подобием Божиим». Лишь человек, имеющий «строительное продолжение», «тот, тело которого в душе, как в чистоте и ограде, — тот и только тот сущий человек, ему принесены были дары и испытания».

В одном из последних своих произведений — повести «Дочь Ивана, мать Ивана» — Распутин, сохраняя приверженность нравоописательному жанру, создал едва ли не самое душевно-ранящее, пронзительное свое произведение. Уже ставший для него привычным сюжет преступления и наказания на этот раз перерос в сюжет национальной судьбы. Над дочерью героини жестоко надругались, и мать, не найдя справедливости и сочувствия у своекорыстных судебных арбитров, убивает насильника в помещении суда. Потрясает не бездушие людей, а их беспомощность, безвольность, неспособность отстоять честь семьи, страны. Главные герои Распутина — натуры незаурядные. Писателя привлекают характеры цельные, редкие, такие, в которых заложен инстинкт народного самосохранения. Эти образы религиозны в своей первооснове: у Распутина каждый из ведущих персонажей несет в себе свет народной веры, тесно связанной с православной духовностью. В воспоминаниях об А.Вампилове Распутин нашел точные слова, характеризующие одно из качеств собственного творчества, «приточного к русской традиции», — «нравственное созидание» .

Основой писательского миропонимания оказалась судьба человека земледельческого труда, преемника душевности и этических норм русского крестьянина. Многое в этом мире определяет универсализм христианства. Устойчивый взгляд на человека и природу, энергия духовных ценностей, собранных вокруг религиозно-деятельного чувства, — наиболее яркие черты национального мировоззрения. Именно они формируют русский характер, характер славянина, в чьем «нравственном миропорядке добро и зло имеют определенные, раз и навсегда закрепленные места». Представления эти сохраняются, по словам Распутина, и у национально мыслящего писателя в его «чуткой, страдающей душе»: «Мы — носители силы и боли России, слова ее и духа, — заявляет писатель от имени своих сотоварищей по литературному цеху. — Чтобы нести вложенное природой и отеческим благоволением, особого мужества не надо. Оно требуется, чтобы не хранить в себе правду и тревогу, а говорить о них честно и открыто». Отсюда, из стремления мыслить в категориях национальной судьбы — внимание Распутина к «блестинкам» древнерусского стиля: к тем страницам церковно-славянской письменности, «на которых старые шрифты, толкующие старые религиозные уставы, стояли рядом с тайнописью и знаками, писанными не рассудком, а порывом. Как человек, испытывающий беспокойство перед озарением, нетерпеливо и слепо подталкивает себя к вспышке -= таковы и эти знаки, какими вперемежку с последовательным развитием сюжета творилась на протяжении двух веков красивая и грустная повесть о Беловодье.

«Русская литература с XIX века особенно расцвела и украсилась художественно и чувственно, отыскала для выговаривания невыговариваемого слова тончайшей выразительности, но осталась продолжением древнего отечественного летописания под первенством народописания < … > — утверждает Распутин. — Народной судьбой была Отечественная война 1812 года, описанная Толстым, народной судьбой была духовная Русь Достоевского. И чем гениальнее явились в них авторы, тем более они стали народными, сотканными по-пчелиному в ульях национального духа».

Творческая личность Распутина сформирована этими же качествами. Высокое художественное достоинство произведений, яркая образность языка, стиль мышления, направленный на создание национального образа мира, дополнены свойствами его писательской натуры, которые были названы А.И.Солженицыным: « … сосредоточенное углубление в суть вещей, чуткая совесть и ненавязчивое целомудрие, столь редкое в наши дни». Как и вся отечественная классика, проза Распутина запечатлевает картину воскресения души человека, утверждая, по сути, подвижнический опыт свободы духа в вере, в любви к родной земле и ее людям.

Творчество Распутина

5 (100%) 1 vote

Валенти́н Григо́рьевич Распу́тин (15 марта 1937, село Усть-Уда, Восточно-Сибирская область - 14 марта 2015, Москва) - русский писатель и публицист, общественный деятель. Один из наиболее значительных представителей «деревенской прозы». В 1994 году выступил инициатором создания Всероссийского фестиваля «Дни русской духовности и культуры „Сияние России“» (Иркутск).Герой Социалистического Труда (1987). Лауреат двух Государственных премий СССР (1977, 1987), Государственной премии России (2012) и Премии Правительства РФ (2010). Член Союза писателей СССР с 1967 года.

Родился 15 марта 1937 года в селе Усть-Уда Восточно-Сибирской (ныне Иркутская область) области в крестьянской семье. Мать - Нина Ивановна Распутина, отец - Григорий Никитич Распутин. С двух лет жил в деревне Аталанке Усть-Удинского района. Окончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа, об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского», 1973. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» в 1961 году.

В 1979 году вошёл в редакционную коллегию книжной серии «Литературные памятники Сибири» Восточно-Сибирского книжного издательства. В 1980-х годах был членом редакционной коллегии «Роман-газеты».

Жил и работал в Иркутске, Красноярске и в Москве.

9 июля 2006 года в результате авиакатастрофы, произошедшей в аэропорту Иркутска, погибла дочь писателя, 35-летняя Мария Распутина, музыкант-органист. 1 мая 2012 года в возрасте 72 лет умерла жена писателя - Светлана Ивановна Распутина.

Смерть

12 марта 2015 года был госпитализирован, находился в коме. 14 марта 2015 года, за 4 часа до своего 78-летия, Валентин Григорьевич Распутин скончался во сне, а по иркутскому времени это было 15 марта, поэтому земляки считают, что он умер в свой день рождения. Соболезнования родным и близким писателя выразил Президент России Владимир Путин. 16 марта 2015 года в Иркутской области был объявлен траур. 19 марта 2015 года писатель был похоронен в Знаменском монастыре Иркутска.

Творчество

Окончив университет в 1959 году, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан - Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».

В 1965 году показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири Владимиру Чивилихину, который стал «крёстным отцом» начинающего прозаика. Среди русских классиков своими учителями Распутин считал Достоевского и Бунина.

С 1966 года - профессиональный литератор, с 1967 года - член Союза писателей СССР.

Первая книга «Край возле самого неба» вышла в Иркутске в 1966 году. В 1967 году в Красноярске была издана книга «Человек с этого света». В том же году повесть «Деньги для Марии» была опубликована в иркутском альманахе «Ангара» (№ 4), а в 1968 году она вышла отдельной книгой в Москве в издательстве «Молодая гвардия».

В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора.

Затем последовали: рассказ «Уроки французского» (1973), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976).

В 1981 году вышли новые рассказы: «Наташа», «Что передать вороне?», «Век живи - век люби».

Появление в 1985 году повести «Пожар», отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя.

В последние годы писатель много времени и сил отдавал общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 году вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Лене-реке». На протяжении 1990-х годов Распутин опубликовал ряд рассказов из «Цикла рассказов о Сене Позднякове»: Сеня едет (1994), Поминный день (1996), Вечером (1997).

В 2006 году вышло третье издание альбома очерков писателя «Сибирь, Сибирь…» (предыдущие издания 1991, 2000).

В 2010 году Союз писателей России выдвигал кандидатуру Распутина на присуждение Нобелевской премии по литературе.

В Иркутской области его произведения входят в региональную школьную программу по внеклассному чтению.

Повести

  • Деньги для Марии (1967)
  • Последний срок (1970)
  • Живи и помни (1974)
  • Прощание с Матёрой (1976)
  • Пожар (1985)
  • Дочь Ивана, мать Ивана (2003)

Рассказы и очерки

  • Я забыл спросить у Лёшки... (1965)
  • Край возле самого неба (1966)
  • Костровые новых городов (1966)
  • Уроки французского (1973)
  • Век живи – век люби (1982)
  • Сибирь, Сибирь (1991)
  • Эти двадцать убийственных лет (в соавторстве с Виктором Кожемяко) (2013)

Экранизации

  • 1969 - «Рудольфио», реж. Динара Асанова
  • 1969 - «Рудольфио», реж. Валентин Куклев (студенческая работа во ВГИК) Рудольфио (видео)
  • 1978 - «Уроки французского», реж. Евгений Ташков
  • 1980 - «Встреча», реж. Александр Итыгилов
  • 1980 - «Продаётся медвежья шкура», реж. Александр Итыгилов
  • 1981 - «Прощание», реж. Лариса Шепитько и Элем Климов
  • 1981 - «Василий и Василиса», реж. Ирина Поплавская
  • 1985 - «Деньги для Марии», реж. Владимир Андреев, Владимир Храмов
  • 2008 - «Живи и помни», реж. Александр Прошкин
  • 2017 - «Последний срок». Канал «Культура» экранизировал спектакль Иркутского драматического театра им. Охлопкова

Общественно-политическая деятельность

С началом «перестройки» Распутин включился в широкую общественно-политическую борьбу, занимал последовательную антилиберальную позицию, подписал, в частности, антиперестроечное письмо с осуждением журнала «Огонёк» («Правда», 18 января 1989), «Письмо писателей России» (1990), «Слово к народу» (июль 1991), обращение сорока трёх «Остановить реформы смерти» (2001). Крылатой формулой контрперестройки стала процитированная Распутиным в выступлении на I Съезде народных депутатов СССР фраза Столыпина: «Вам нужны великие потрясения. Нам нужна великая страна».2 марта 1990 года в газете «Литературная Россия» опубликовано «Письмо писателей России», адресованное Верховному Совету СССР, Верховному Совету РСФСР и ЦК КПСС, где, в частности, говорилось:

«В последние годы под знамёнами объявленной „демократизации“, строительства „правового государства“, под лозунгами борьбы с „фашизмом и расизмом“ в нашей стране разнуздались силы общественной дестабилизации, на передний край идеологической перестройки выдвинулись преемники откровенного расизма. Их прибежище - многомиллионные по тиражам периодические издания, теле- и радиоканалы, вещающие на всю страну.Происходит беспримерная во всей истории человечества массированная травля, шельмование и преследование представителей коренного населения страны, по существу объявляемого „вне закона“ с точки зрения того мифического „правового государства“, в котором, похоже, не будет места ни русскому, ни другим коренным народам России».

Был среди 74 литераторов, подписавших это обращение.

В 1989-1990 - народный депутат СССР.

Летом 1989 года на первом съезде народных депутатов СССР впервые высказал предложение о выходе России из СССР. Впоследствии утверждал, что в нём «имеющий уши услышал не призыв к России хлопнуть союзной дверью, а предостережение не делать с одури или сослепу, что одно и то же, из русского народа козла отпущения».

В 1990-1991 - член Президентского совета СССР при Горбачёве. Комментируя в позднейшей беседе этот эпизод его жизни, писатель считал работу в совете безрезультативной и сожалел о согласии в нём участвовать.

В декабре 1991 года был одним из тех, кто поддержал обращение к Президенту СССР и Верховному Совету СССР с предложением о созыве чрезвычайного Съезда народных депутатов СССР.

В 1996 году был одним из инициаторов открытия Православной женской гимназии во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Иркутске.

В Иркутске содействовал изданию православно-патриотической газеты «Литературный Иркутск», входил в совет литературного журнала «Сибирь».

В 2007 году выступил в поддержку Геннадия Зюганова. Являлся сторонником КПРФ.

С почтением относился к исторической роли Сталина и к его восприятию в общественном сознании. С 26 июля 2010 года - член Патриаршего совета по культуре (Русская православная церковь)

30 июля 2012 высказался в поддержку уголовного преследования известной феминистской панк-группы Pussy Riot; вместе с Валерием Хатюшиным, Владимиром Крупиным, Константином Скворцовым опубликовал заявление под названием «Молчать не позволяет совесть». В нём он не только ратовал за уголовное преследование, но и весьма критически отозвался о письме деятелей культуры и искусства написанном в конце июня, назвав их соучастниками «грязного ритуального преступления».

6 марта 2014 года подписал обращение Союза писателей России к Федеральному собранию и Президенту России Путину, в котором выразил поддержку действиям России в отношении Крыма и Украины.

Семья

Отец - Григорий Никитич Распутин (1913-1974), мать - Нина Ивановна Распутина (1911-1995).

Супруга - Светлана Ивановна (1939-2012), дочь писателя Ивана Молчанова-Сибирского, родная сестра Евгении Ивановны Молчановой, супруги поэта Владимира Скифа.

Сын - Сергей Распутин (род. 1961), преподаватель английского языка.

Дочь - Мария Распутина (8 мая 1971 - 9 июля 2006), музыковед, органист, преподаватель Московской консерватории, погибла в авиакатастрофе 9 июля 2006 года в Иркутске, в память о ней в 2009 году советский русский композитор Роман Леденёв написал «Три драматических отрывка » и «Последний полёт », в память о дочери Валентин Распутин передал Иркутску эксклюзивный орга́н, сделанный много лет назад петербургским мастером Павлом Чилиным специально для Марии.

Библиография

  • Избранные произведения в 2-х томах. - М.: Молодая гвардия, 1984. - 150 000 экз.
  • Избранные произведения в 2-х томах. - М.: Художественная литература, 1990. - 100 000 экз.
  • Собрание сочинений в 3-х томах. - М.: Молодая гвардия - Вече-АСТ, 1994. - 50 000 экз.
  • Избранные произведения в 2-х томах. - М.: Современник, Братск: ОАО «Братсккомплексхолдинг»., 1997.
  • Собрание сочинений в 2-х томах (Подарочное издание). - Калининград.: Янтарный сказ, 2001. (Русский путь)
  • Собрание сочинений в 4 томах (комплект). - Издатель Сапронов, 2007. - 6000 экз.
  • Малое собрание сочинений. - М.: Азбука-Аттикус, Азбука, 2015. - 3000 экз. (Малое собрание сочинений)
  • Распутин В. Г. У нас остается Россия: Очерки, эссе, статьи, выступления, беседы / Сост. Т. И. Маршковой, предисл. В. Я. Курбатова / Отв. ред. О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2015. - 1200 с.

Награды

Государственные награды:

  • Герой Социалистического Труда (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1987, орден Ленина и золотая медаль «Серп и Молот») - за большие заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельность и в связи с пятидесятилетием со дня рождения
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (8 марта 2008 года) - за большие заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (28 октября 2002 года) - за большой вклад в развитие отечественной литературы
  • Орден Александра Невского (1 сентября 2011 года) - за особые личные заслуги перед Отечеством в развитии культуры и многолетнюю творческую деятельность
  • орден Ленина (16 ноября 1984 года) - за заслуги в развитии советской литературы и в связи с 50-летием образования Союза писателей СССР
  • орден Трудового Красного Знамени (1981),
  • орден «Знак Почёта» (1971),

Церемония вручения Большой литературной премии России за 2011 год.
1 декабря 2011 года

Премии:

  • Лауреат Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2012 года (2013)
  • Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (2003),
  • Лауреат премии Правительства России за выдающиеся заслуги в области культуры (2010),
  • Лауреат Государственной премии СССР (1977, 1987),
  • Лауреат премии Иркутского комсомола им. Иосифа Уткина (1968),
  • Лауреат премии им. Л. Н. Толстого (1992),
  • Лауреат премии Фонда развития культуры и искусства при Комитете культуры Иркутской области (1994),
  • Лауреат премии им. Святителя Иннокентия Иркутского (1995),
  • Лауреат премии журнала «Сибирь» им. А. В. Зверева,
  • Лауреат премии Александра Солженицына (2000),
  • Лауреат Литературной премии им. Ф. М. Достоевского (2001),
  • Лауреат премии им. Александра Невского «России верные сыны» (2004),
  • Лауреат премии «Лучший зарубежный роман года. XXI век» (Китай, 2005),
  • Лауреат Всероссийской литературной премии имени Сергея Аксакова (2005),
  • Лауреат премии Международного фонда единства православных народов (2011),
  • Лауреат премии «Ясная поляна» (2012),

Почётный гражданин Иркутска (1986), Почётный гражданин Иркутской области (1998).

Память

  • 19 марта 2015 года имя Валентина Распутина было присвоено средней школе № 5 в Урюпинске (Волгоградская область).
  • Имя Валентина Распутина присвоено научной библиотеке ИГУ.
  • Журнал «Сибирь» № 357/2 (2015) полностью посвящён Валентину Распутину.
  • Имя Валентина Распутина будет присвоено средней школе в Усть-Уде (Иркутская область).
  • Имя Валентина Распутина будет присвоено школе в Братске.
  • В 2015 году имя Валентина Распутина было присвоено Байкальскому международному фестивалю научно-популярных и документальных фильмов «Человек и Природа».
  • 15 марта 2017 года в Иркутске был открыт музей Валентина Распутина.

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

О творчестве Валентина Григорьевича Распутина

В наше время проблема нравственности стала особенно актуальной, так как происходит распад личности. В нашем обществе назрела потребность говорить и размышлять об изменяющейся человеческой психологии о взаимоотношениях между людьми, наконец, о том смысле жизни, который так неустанно и так мучительно постигают герои и героини повестей и рассказов В. Распутина. Сейчас мы на каждом шагу встречаем утрату человеческих качеств: совести, долга, милосердия, добра. А в произведениях Распутина мы находим ситуации, близкие к современной жизни, и они помогают нам понять всю сложность этой проблемы.

Произведения В. Распутина состоят из «живых мыслей», и мы должны уметь их понимать хотя бы потому, что для нас это важнее, чем для самого писателя, потому что от нас зависит будущее общества и каждого человека в отдельности.

В нынешней литературе есть имена несомненные, без которых представить её уже не сможем ни мы, ни потомки. Одно из таких имен – Валентин Григорьевич Распутин. В 1974 году в иркутской газете «Советская молодёжь» Валентин Распутин писал: «Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что даёт ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве». И собственный его пример лучше всего подтверждает верность этих слов, ведь В. Распутин, как никто другой, пронёс через всю свою жизнь в своём творчестве её нравственные ценности.

Родился В. Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области, в посёлке Усть - Уда, расположенном на берегу Ангары, в трёхстах километрах от Иркутска. И рос он в этих же местах, в деревне с красивым, напевным имением Аталанка. Этого названия мы не увидим в произведениях писателя, но именно она, Аталанка, явится нам и в «Прощании с Матерой», и в «Последнем сроке», и в повести «Живи и помни», где отдалённо, но явно угадывается созвучие Атамановка. Конкретные люди станут литературными героями. Поистине, как говорил В. Гюго, «начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие, развёртывающиеся с ним, составляющие неотъемлемую часть его». А начала эти, применительно к Валентину Распутину, немыслимы без влияния самой Сибири-тайги, Ангары («Я верю, что и в моём писательском деле она сыграла не последнюю роль: когда-то в неотъемлемую минуту вышел я к Ангаре и обомлел – и от вошедшей в меня красоты обомлел, а также от явившегося из неё сознательного и материального чувства Родины»); без родной деревни, частью которой он был и которая впервые заставила задуматься о взаимоотношениях между людьми; без чистого, незамутнённого народного языка.

Сознательное детство его, тот самый «дошкольный и школьный период», который даёт человеку для жизни едва ли не больше, чем все оставшиеся затем годы и десятилетия, частично совпал с войной: в первый класс аталанской начальной школы будущий писатель пришёл в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь, как и везде в те годы, была трудной. «Для нашего поколения был очень труден хлеб детства», - отметит спустя десятилетия писатель. Но о тех же годах он скажет и более важное, обобщающее: «Это было время крайнего проявления людской общности, когда люди против больших и малых бед держались вместе».

В период войны Распутин также чувствовал отношения людей друг к другу и понимал их отношение к обществу. Это также наложило свой отпечаток на юную душу будущего писателя. И позднее в своим творчестве Распутин поставит в рассказах и повестях нравственные проблемы общества, которые он постарается решить и сам.

Далее, как он сам сообщает, « …перешёл в пятый класс». Но это был не тот обычный перевод из одного класса в другой, к которому все мы давно привыкли. Это была целая история, и к тому же драматическая, полная переживаний. Окончив четыре класса в Аталанке и очень хорошо окончив, что было отмечено всей деревней, то по одному, то по другому поводу обращавшейся к самому грамотному ученику с просьбами, Распутин и сам, конечно, хотел продолжать учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась только в районном центре Усть – Уда, а это – целых пятьдесят километров от родной деревни. Каждый день не наездишься – надо перебираться туда жить, одному, без родителей, без семьи. К тому же, как напишет потом В. Распутин, «до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым».

Матери трудно было одной в те почти голодные годы поднимать троих детей; не легче и отпустить старшего из них, Валентина, в самостоятельную жизнь в таком возрасте. Но она решилась и, как узнаём мы из рассказа «Уроки французского», съездила в райцентр, уговорилась со своей знакомой, что сын будет квартировать у неё, и в последний день августа дядя Ваня, шофёр единственной в колхозе полуторки, выгрузил мальчика на улице Подкаменной, где ему предстояло жить, помог занести в дом узел с постелью, ободряюще похлопал по плечу и укатил. «Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь. Голод в тот год ещё не отпустил…» (речь идет о сорок восьмом годе). Мать с оказией передавала раз в неделю хлеб и картошку, которых всегда не хватало, но он продолжал учиться. А поскольку всё он делал только на совесть («Что мне оставалось? – затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было… Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня не выученным хоть один урок»), то и оценивали его знания только на отлично, кроме, разве что, французского: не давалось произношение, «говорил по-французски на манер наших деревенских скороговорок».

О том, как чувствовал себя подросток в незнакомом городе, о чем он думал и чем занимался, мы узнаем, перечитывая рассказ «Уроки французского». Но, не зная о том, как прошло детство писателя, чем оно было заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения, поэтому необходимо остановиться на некоторых моментах школьного периода его жизни: они, эти моменты, не канут в вечность, не забудутся, прорастут, как из зерна, в самостоятельные растения, в целый мир души.

Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое. Он помог В. Распутину найти его учительницу. Она прочитала рассказ и узнала его и себя, только не помнила, как выслала ему посылку с макаронами. Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память со стороны того, кто принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи. В рассказе «Уроки французского» В. Распутин повествует о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души, а ведь ему намного труднее жить, намного труднее устоять, чем учительнице: он маленький, он один в чужой стороне, он постоянно голоден, но всё равно ни за что не склонится ни перед Вадиком ни перед Птахой, которые избивают его в кровь, ни перед Лидией Михайловной, которая хочет ему добра. В мальчике органично сочетаются светлая весёлая, свойственная детству беззаботность, любовь к игре, вера в доброту людей вокруг и недетские серьёзные размышления о бедах, принесённых войной. Писатель вспоминает о себе, одиннадцатилетнем мальчике, пережившем войну, послевоенные тяготы жизни. Взрослым людям часто бывает стыдно перед детьми за плохие поступки, свои и чужие ошибки, трудности.

В этом рассказе писатель повествует не только об уроках нравственности, уроках человечности, которые совсем не по правилам даёт молодая учительница, но и о мужестве Лидии Михайловны, не побоявшейся грозного директора.

Усть - Удинскую среднюю школу В. Распутин закончил в 1954 году. А через два месяца, в сентябре, уже успешно сдал вступительные экзамены и стал студентом первого курса историко-филологического факультета Иркутского Государственного университета. Он готовил себя к педагогическому поприщу, хотел стать хорошим учителем, и поэтому учился столь же примерно, как и раньше, много читал.

Первые публикации материалов В. Распутина в газетах не случайно совпали с годами учёбы в университете. Занятия журналистикой перешли затем в самостоятельное литературное творчество. «От фактографического очерка я переходил к рассказу; к увиденному и услышанному, журналистом я стал как бы добавлять «от себя». Во мне словно проснулось авторское «Я», - скажет он потом.

Первый рассказ, написанный В. Распутиным, назывался «Я забыл спросить у Лешки…» Он был опубликован в 1961 году в альманахе «Ангара» и затем несколько раз перепечатывался. Он начинался как очерк после одной из очередных поездок В. Распутина в леспромхоз. Но, как мы узнаём затем от самого писателя, «очерк не получился – получился рассказ. О чем? Об искренности человеческих чувств и красоте души». Иначе, наверное, и не могло быть – ведь речь шла о жизни и смерти. На лесоповале упавшая сосна случайно задела парнишку, Лёшку. Поначалу ушиб казался незначительным, но вскоре возникла боль, ушибленное место – живот – почернело. Двое друзей решили сопровождать Лёшку до больницы – полсотни километров пешком. В пути ему стало хуже, он бредил, и друзья видели, что это уже не шутки, им стало не до отвлеченных разговоров о коммунизме, которые вели они до того, ибо они поняли, глядя на муки товарища, что «это игра в прятки со смертью, когда ищет смерть и нет ни одного надёжного места, куда можно было бы спрятаться. Вернее, такое место есть - это больница, но до неё далеко, ещё очень далеко».

Лешка умер на руках у друзей. Потрясение. Вопиющая несправедливость. И в рассказе, пусть ещё и в зачаточном состоянии, присутствует то, что станет затем неотъемлемым во всех произведениях Распутина: природа, чутко реагирующая на происходящее в душе героя («Рядом всхлипывала река. Луна, вытаращив свой единственный глаз, не отводила от нас взгляда. Слезливо мигали звёзды»); мучительные раздумья о справедливости, памяти, судьбе (« Я неожиданно вспомнил о том, что ещё забыл спросить у Лешки, будут ли знать при коммунизме о тех, чьи имена не вписаны на зданиях заводов и электростанций, кто так навсегда и остался незаметным. Мне во что бы то ни стало захотелось узнать, вспомнят ли при коммунизме о Лешке, который жил на свете немногим больше семнадцати лет и строил его всего два с половиной месяца»).

В рассказах Распутина всё чаще появляются люди с загадочным, хотя и простым с виду, внутренним миром – люди, которые собеседуют с читателем, не оставляя его равнодушным к своей судьбе, мечтам, жизни. Едва очерченные, их портреты в рассказе «В Саяны приезжают с рюкзаками» дополняются живописными мазками в облике старой охотницы, не умеющей и не желающей понимать, зачем бывают на земле войны («Продолжение песни следует»); глубже становится тема единства человека и природы («От солнца до солнца»), тема взаимообогащающего общения людей друг с другом. (« На снегу остаются следы»). Именно здесь появляется впервые образы распутинских старух - камертонные, ключевые, стержневые образы дальнейших его произведений.

Такова старая тофаларка из рассказа «И десять могил в тайге», у которой «было четырнадцать детей, четырнадцать раз она рожала, четырнадцать раз платила за муки кровью, у неё было четырнадцать детей – своих, родных, маленьких, больших, мальчиков и девочек, парней и девок. Где твои четырнадцать детей?.. Двое из них остались в живых… двое из них лежат на деревенском кладбище… десять из них разбросаны по саянской тайге растащили звери их кости». Уж все о них и позабыли – сколько лет минуло; все, но не она, не мать; и вот она вспоминает каждого, пытается вызвать их голоса и раствориться в вечности: ведь пока кто-то хранит погибшего в своей памяти, не разорвется тонкая, призрачная, нить связующая эти разные миры воедино. Как только выдержало её сердце те смерти! Она вспоминает каждого: этот, четырёхлетний, упал со скалы на её глазах – как она тогда кричала! Этот двенадцатилетний, умер у юрты шамана оттого, что не было хлеба и соли; девочка замёрзла на льду; ещё одного придавило во время грозы кедром…

Всё это было давно, ещё в начале века, «когда вся Тофалария лежала в объятьях смерти». Старуха видит, что теперь всё по-другому, она дожила, - может быть, потому и дожила, что «оставалась их матерью, вечной матерью, матерью, матерью» и кроме неё никто не помнит о них, а её и держала на земле эта вот память и необходимость оставить её после себя, продлить во времени; потому и называет она своих внуков именами умерших детей, словно возрождает их к новой жизни – к другой, более светлой. Ведь она – Мать.

Такова и умирающая шаманка из рассказа «Эх, старуха…». Давно уж она не шаманит; её любят, потому что хорошо умела трудиться вместе со всеми, добывала соболя, пасла оленей. Что же мучит её перед смертью? Ведь она не боится умирать, потому что «выполнила свой человеческий долг… её род продолжался и будет продолжаться; она в этой цепи была надёжным звеном, к которому прикреплялись другие звенья». Но только такого, биологического продолжения ей недостаточно; шаманство она считает уже не занятием, а частью культуры, обычаев народа, и потому боится, что оно забудется, потеряется, если она никому не передаст хотя бы внешние его приметы. По её мнению, «человек, заканчивающий свой род, несчастен. Но человек, который похитил у своего народа его старинное достояние и унёс его с собой в землю, никому ничего не сказав, - как назвать этого человека?..»

Я думаю, что В. Распутин правильно ставит вопрос: «Как назвать такого человека?» (Человека, который смог бы унести с собой в могилу часть культуры, не передав его в руки других людей).

В этом рассказе Распутин поднимает нравственную проблему, выраженную в отношении этой старухи к человеку и ко всему обществу. Я думаю, что перед смертью она должна была передать свой дар людям, чтобы он продолжал жить, как и другие достояния культуры.

Лучшим произведением шестидесятых годов является рассказ «Василий и Василиса», от которого потянулась прочная и явная нить к будущим повестям. Рассказ этот впервые появился в ежедневнике «Литературная Россия» в самом начале 1967 года и с тех пор неоднократно перепечатывался в книгах. В нём, как в капле воды, собралось то, что не повторится в точности потом, но с чем мы тем не менее не раз ещё встретимся в книгах В. Распутина: старуха с твёрдым характером, но с большой, милосердной душою; природа, чутко прислушивающаяся к переменам в человеке; вещий сон…

Всю жизнь прожили рядом Василий и Василиса. Рядом, но не вместе, потому что тридцать лет он живёт

Похожие рефераты:

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ филологический факультет Кафедра современной литературы МОСКВА 1999 сравнительная рецензия

Трудно представить себе современную русскую литературу без книг Валентина Распутина. В своих произведениях он раскрывает таёжную романтику, единство людей с природой, изображает характеры, завораживающие своей силой, первозданностью.

Р Е Ф Е Р А Т на тему: «Судьба деревни в изображении современных писателей» (В. Распутин «Прощание с Матёрой» А. Солженицын «Матрёнин двор») Кузнецова Александра

«Изба с заколоченными ставнями» так назывался публицистический очерк В. Распутина. Об истоках русского национального характера, о причинах тех бед, которые обрушились на нашу страну, размышляет писатель.

Е.Ю. Сидоров: «Валентин Распутин, один из самых талантливых наших прозаиков, написал повесть “Прощание с Матёрой”, которая вызвала сложные, противоречивые чувства. Никогда, пожалуй, писатель не был так тенденциозен, так страстно активен, как в этом произведении. Никогда ещё он так густо не насыщал буквально каждую страницу книги своим темпераментом, нравственной проповедью, желанием вынести поэтический приговор жизни. Реквием уходящей сибирской деревне, прощание с родительскими и дедовскими святынями, смываемыми безжалостным временем, не только на земле, но даже в памяти будущих поколений не оставляющими прочных следов, узелков, спасительных для непрерывности нити духовного и нравственного развития, - вот что такое новая повесть Распутина, вот его боль и нежность, гнев и сила, пафос и сострадание.

Мне уже приходилось писать о том, что прозу Распутина нельзя судить по законам “прямого”, бытового правдоподобия, она противится этому. Распутин не “бытописатель”, в его повестях всегда ощущается поэтический подтекст, многозначность художественной идеи. Можно сказать, что он каждый раз строит “поэтическую модель” деревенской жизни с определенной этической целью. Отсюда и принципы типизации характеров, особенно главных, женских, наиболее полно выражающих образную мысль произведения. Они, будь то старуха Анна в “Последнем сроке”, Настёна в “Живи и помни” или Дарья из “Прощания с Матёрой”, непременно включают в свой духовный мир и авторскую точку зрения, его голос, его мироощущение. <...>

Напрасно было бы искать в повести реалистические и психологические объяснения такого напряжённого и сложного внутреннего мира, какой несёт в себе старуха Дарья. Он, этот мир, спроецирован Распутиным из своего сердца. Это его боль за людское беспамятство, его тревога за современного человека, который часто, слишком часто живёт беспечной минутой, не оглядываясь назад и потому плохо различая, что впереди, не считаясь с нравственными и духовными корнями своего бытия. Именно так поступает сорокалетний шалопут Петруха, который сам тайно поджигает родную избу, чтобы до срока получить от государства деньги на новое обзаведение да и пропить их в городе. Именно так рассуждает Клавка, обращаясь к старикам: “Кругом давно новая жисть настала, а вы всё, как жуки навозные, за старую хватаетесь, всё каку-то сладость в ей роете... Давно пора сковырнуть вашу Матёру и по Ангаре отправить”, на что Дарья роняет резонно и горько: “Тут не приросли и нигде не прирастёте, ничё вам не жалко будет. Такие уж вы есть... обсевки”.

Спасти Матёру нельзя, как нельзя остановить жизнь, обмануть смерть. <...> Где же выход, как совместить, условно говоря, технический прогресс с сохранением всего лучшего, что есть в традициях нашего деревенского уклада?

Для Распутина выход только один: его писательство. Он неумолчно призывает: живи и помни! Он пишет своих старух Анну, Дарью и, подробно запечатлевая их последний срок, как бы даёт урок нам, живущим, в надежде, что правдивое слово само по себе есть тоже жизнь и преодоление забвения».

М.М. Дунаев: «В старухе Дарье (“Прощание с Матёрой”) совершается естественное внутреннее побуждение: обращение к Богу при всяком неправедном, пусть и малом, действии окружающих. И она же в простоте души своей молитвенно обращается к Богу, ощущая собственную и всеобщую виновность во всем и свою чуждость идущему неведомому новому укладу.

А у молодых того уже нет. Уже внук Дарьи, Андрей, скептически воспринимает разговор о душе. <...>

Вот что, по сути, изобразил писатель в своих повестях: суеверие, идолопоклонство, беспутье, наваждение. Но и то, что источники-то где-то таятся, пусть и в душах, уходящих из жизни.

Распутин видит прямую связь между началом такого оскудения жизни и разорением земли: лес ли без ума вырубали или затопляли всё без разбору, дома и могилы родные уничтожали. Землю разорили, воду замутили - чего хорошего от того ожидать? И нравственность во всём истрепалась, куда ни глянь. Даже когда как будто пытаются обходить землю - всё равно корежат.

Распутин жестоко судит переустроителей земли, уничтоживших лучшее, сгоняющих людей на худшее (это общая проблема всего советского переустройства жизни, включая и всевозможные стройки века, воспетые безбожными поэтами). Но ведь корёжить землю стали люди с душой покореженной. Когда и кто её так? И почему допускал человек душу свою так испоганить, что и не понял, сам не заметил, как жизнь истощается?»

В.Н. Крупин: «Но вот “Изба”. Если суждено быть русской литературе наступившего века, то она выйдет не из “Шинели” Гоголя, не с Матрёниного двора, а из распутинской избы. Вспомним, как в “Прощании с Матёрой” Дарья убирает свою избу перед тем, как отдать её на сожжение. Пересказывать не нужно, надо перечитать и представить, что такое изба для нас - это всё. В ней всё такое живое, такое кровно родное, и вот всё это должно погибнуть. Я когда первый раз читал, то вспомнил рассказ из средневековой литературы. Сына приговаривают к смерти. Мать просит за него правителя. Правитель непреклонен - сына должны казнить. А мать накануне сказала сыну: “Если буду стоять в белом платье, когда тебя повезут на казнь, то значит, тебя помилуют, а если в чёрном - казнят”. И мать надела белое платье. И со спокойной душой восходил её сын на эшафот. Так и изба Дарьи, обманутая приборкой, прихорашиванием, думала ещё жить долго-долго, пока не поднесли к ней горящий факел поджигатели.

И вот изба Агафьи. “Изба осталась сиротой, наследников у Агафьи не оказалось”. Но изба крепкая, мощные её стены выдержат морозы, крепкая крыша не пропустит влаги, огород около избы даст картошку и овощи, можно жить. И можно, и нужно. Примечательно, что автор проводит избу Агафьи сквозь пожар. Его устраивают приблудшие безвольные люди Катя с Ваней. Добрые люди спасают и их, и избу.

“Агафьина изба встречала и провожала зимы и лета, прокалялась под жгучей низовкой с севера стужею, стонала и обмирала до бездыханности и опять отеплялась солнышком... Тут, в Агафьиной ограде, было над чем подумать... Здесь можно было вволюшку повздыхать, и столько здесь копилось невыразимых воздыханий, что тучки в небе задерживались над этим местом и полнились ими, унося с собою жатву людских сердец”.

Уносили, добавим, к престолу Небесному. Старуха, похоронившая мать в рассказе “В ту же землю”, после похорон идёт в церковь. Больше некуда. В мире воцарился дьявол - деньги. У старухи, у таких, как она, денег никогда не бывало и не будет, она свободна от зависимости золотому Тельцу. Она идёт к Господу. И ещё неумело своими загрубевшими от работы пальцами “возжигает” и ставит перед святыми иконами свечи.

Впервые, но пришла в храм, неумело, но поставила свечи. И увидела, как “в высокое окно косым снопом било солнце, чисто разносилось восторженное ангельское пение”.

Все последние работы Валентина Распутина говорят одно: спасение России в возрождении традиционных духовных и культурных ценностей. Все остальные пути перепробованы. Неужели мы не прислушаемся к голосу крупнейшего писателя XX и начавшегося XXI века? Или опять обойдёмся без пророка в своём (в своём!) Отечестве?»



Похожие статьи
 
Категории