Детские техники рисования. Традиционные детские техники рисования

20.02.2019

Согласитесь, что наверное, если не все, то по крайней мере, большинство всех родителей на Планете хотят вырастить из своих детей творческих, уникальных, высококультурных личностей. Мы с самых ранних лет пытаемся приучить и привить любовь у наших детей к театрам, галереям, выставкам и многому другому. Но не всякий малыш испытывает радость от посещения таких заведений. Что-то его может испугать, что-то быть для него непонятным, а поэтому и скучным…В любом случае, я считаю, что наверное, основная задача нас родителей, не навязчиво таскать малыша по всеми известным заведениям, а привить любовь к искусствам, рассказать, зачем это все нужно. Поэтому перед тем как водить ребенка, возьмите соответствующую литературу, расскажите о художниках, покажите картинки, побеседуйте, а потом уже весьма подготовленного ребенка ведите в музей. Таким образом, когда он кажется там, то все ему покажется знакомым, он будет узнавать картины, которые разглядывал с Вами, вспоминать художников, о которых Вы ему рассказывали дома и этот мир для него не будет уже чужим, а будет частичкой чего-то знакомого и домашнего.

Я считаю, что с искусством малыша можно знакомить с самого малого возраста, когда ему исполниться 3 месяца. Его мозг настолько пытлив и любознателен в это время, что он с большим удовольствием будет рассматривать все, что Вы ему показываете. Так почему бы не показать ему картины одних из самых известных художников.

Здесь я бы хотела бы написать несколько слов об очень хороших книжках, которые Вы сможете использовать, что рассказать своим детям об искусстве.

Материалы

Кроме того, тут же Вы можете бесплатно скачать картины известных художников:

нажимайте на картинки ниже, чтобы скачать и распечатать:

здесь собраны картины одни из самых изветсных художников

Как играть?

Самым маленьким малышам можно просто распечатывать и показывать карточки, при этом называть названия картин и художников. С детьми постарше можно поиграть с игры на развитие, мелкой моторики, внимательности, памяти и много другого. Самый простой вариант распечатать два вида одинаковых картинок, один из которых разрезать на карточки и предложить разложить малышу разрезанные карточки с основным полем с карточками. Такая игра подойдет для малышей от 1,3-1,5 лет. Игра на развитие памяти — распечатать два вида одинаковых карточек и переворачивать, пока не найдешь пару одинаковых.

Можно выложить 4 разных картины, потом попросить малыша закрыть глаза и спрятать одну из них. Когда он откроет глаза, предложить отгадать какая из картин исчезла.

Книги по теме

Кроме того, всем советую скачать или купить книгу известного французского искусствоведа, преподавателя в Истории Искусств в Школе Лувра Франсуаза Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве?».

Это книга, написанная об искусстве специально для родителей, которые сами любят все прекрасное и стремятся привить это своим малышам.

Очень хорошая книга, которая повествует детям об искусстве, издательского дома Белый город «Азбука русской живописи». Она представляет собой энциклопедию, которая содержит более 100 известных картин русских художников. С помощью нее малыш познакомится различными направлениями и жанрами русской живописи.

Вот как выглядит эта замечательная книга:

Пример страницы изнутри книги:

И еще, конечно же хотелось пару слов написать о замечательной серии книг издательства Феникс для самых маленьких малышей о художниках. Серия так называется «Художники». Сюда входит 4 книги об истории жизни знаменитых художников Дега, Моне, Гоген и Ван Гог. Цль этих книг познакомить наших малышей с серией картин самых известных художников. В книгах картины описываются в легких для детского понимания красках, так же присутствуют небольшие вымышленные рассказы. Книги очень красочные.

Вот как они выглядят:

Книги можно купить в интернет магазине

Цели:

Образовательная:

  • Дать детям знания о жанре портрета, его признаках и особенностях изображения: одиночный портрет, групповой, автопортрет.
  • Учить правильно ориентироваться в местонахождении разных частей лица и его пропорциях.
  • Учить составлять портрет из разных частей лица по собственному выбору и воображению. Обратить внимание на симметричность лица человека и пропорции, на схожесть портрета с натурой.

Коррекционные :

  • Ввести в словарь детей понятия: жанр, портрет, автопортрет, миниатюра, профиль, анфас, фас.
  • учить подбирать прилагательные к существительным, подбирать слова – эпитеты;

Воспитательные :

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость к произведениям живописи;
  • воспитывать эстетические чувства посредством рассматривание репродукций.

Репродукции картин:

  • В.Л. Боровиковский “Дети с барашком”;
  • В.И.Суриков “Портрет Ольги Васильевны Суриковой, дочери художника, в детстве”;
  • В.А.Серова “Дети. Саша и Юра Серовы”, “Портрет композитора Н.А.Римского-Корсакова”, “Портрет художника И.С.Остроухова”, “Портрет художника В.И.Сурикова, “Портрет Николая II ”, “Портрет Мики Морозова”;
  • Н.Н.Ге “Портрет Александра Герцена”, “Портрет Николая Ге внука художника”,
  • И.П.Аргунова “Портрет Екатерины II”, “Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме”,
  • И. Н. Крамского “Портрет Павла Михайловича Третьякова, “Портрет Веры Николаевны Третьяковой”, “Портрет художника И.И. Шишкина, “Портрет певицы Е.А.Лавровской на эстраде”, “Портрет доктора Сергея Сергеевича Боткина”, “Женский портрет”, “Портрет художника Дьяконова”,
  • К.П. Брюллова “Портрет писателя Н.В.Кукольника”,
  • А. П. Антропова “Портрет Шувалова”.

Методические приемы: Беседа, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций с автопортретами, использование художественного слова, сюрпризный момент, индивидуальная работа по ходу занятия, подведение итога.

Предварительная работа:

  • Рассматривание портретов художников.
  • Рассматривание тематического словаря в картинках из серии “Мир человека” на тему: “Части тела”.
  • Рисование простым карандашом портретов.
  • Дидактическая игра “Назови ласково”, “Назови части головы”, “Назови чего у человека по 2” и т.д.

У ребенка всегда есть свой взгляд на искусство, который определяется целой системой образов, представлений, идей, свое понимание искусства. Оно может быть широким или совсем ограниченным – близким к быту, реальной жизни. В любом случае эта система взглядов на красоту принадлежит ребенку и с этим надо считаться, обогащая при этом его представление, развивая образную сторону восприятия произведения искусства, поддерживая интерес к искусству и культуре.

Очень важно, чтобы демонстрируемые дома и в детском саду копии музейных экспонатов дети впоследствии увидели бы в подлинниках.

Рассказ воспитателя о жанре живописи – портрет.

Портрет - жанр живописи, в основе которого лежит изображение конкретного человека с ярко выраженной индивидуальностью.

Портретная живопись - один из самых трудных и значительных жанров в изобразительном искусстве.

Слово портрет означает в переводе с французского языка “воспроизводить черта в черту” изображаемого человека. Портрет всегда рисуется с натуры. Художник выбирает человека, которого хочет изобразить, придает ему красивую позу, иначе говоря, просит позировать. Перед художником стоит сложная задача – передать внешний облик человека, его лицо, фигуру, движение, костюм, обстановку, в которой он находится. Но главная ценность этого жанра в том, что он нам передает не только внешний вид человека, но и его характер, настроение, его внутренний мир, индивидуальность, возраст.

Ознакомление детей с жанром портретной живописи необходимо для формирования, развития и закрепления понимания состояния другого человека.

При ознакомлении с портретом дети имеют возможность почувствовать себя то маленькими детьми, играющими с барашком (В.Л. Боровиковский “Дети с барашком”), то ребенком с любимой игрушкой (В.И.Суриков “Портрет Ольги Васильевны Суриковой, дочери художника, в детстве”), то детьми, любующимися морем (В.А.Серов “Дети. Саша и Юра Серовы”).

Способность поставить себя на место другого, почувствовать его радость, удивление или огорчение, порождает чувство заинтересованности, сопричастности и ответственности. У детей формируется и закрепляется умение понимать окружающих людей, проявляя к ним доброжелательность, стремление к общению, взаимодействию, чуткость и заботливость.

Кроме того, ознакомление с портретной живописью способствует развитию эмоционально-эстетических и художественных чувств детей. Чем раньше мы будем развивать эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче станет работать его воображение, мышление.

Благодаря знакомству с портретом, ребенок приобщается к исторической и культурной жизни общества, приобретает знания об известных писателях, художниках, музыкантах, ученых, поэтах, общественных деятелях, о профессиях, быте и облике людей разного времени.

В.А.Серов
“Портрет композитора Александра Герцена”

Н.Н.Ге
“Портрет Н.А.Римского-Корсакова”

В.А.Серов
“Портрет художника И. С.Остроухова”

В.А.Серов
“Портрет художника В.И.Сурикова”

В.А.Серов
“Портрет Николая II

И.П.Аргунов
“Портрет Екатерины II”

Н.Н.Крамской
“Деревенский староста”

И.П.Аргунов
“Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме”

Исследования психологов позволяют установить, что портрет как жанр живописи доступен эстетическому восприятию детей уже с 4 лет. В этом возрасте они эмоционально откликаются на выразительный образ портрета (улыбаются, смеются, гладят его и т.д.), проявляют положительный интерес к нему. Увлекаясь общим содержанием портрета, дети в этом возрасте еще не вполне могут объяснить предпочтение выбора того или иного портрета. Однако некоторые средства выразительности уже доступны их пониманию. Так, в определении эмоционального состояния человека в портрете главным для них является общее выражение лица, реже - глаза. Дети в состоянии воспринять и назвать эмоции, изображенные на портрете – “улыбается”, “смеется”, “плачет”.

Дети 5 лет также проявляют положительный интерес к портрету. Эмоционально откликаются на портреты людей, образы которых не только близки их личному опыту, но и известны им из литературы, кино. Детям больше нравятся люди с положительным эмоциональным состоянием, хотя они также сопереживают, сочувствуют грусти, печали. Пятилетний ребенок уже обращает внимание на такие средства выразительности, как, например, рисунок. При определении эмоционального состояния он видит не только лицо и его мимику (движение бровей, выражение глаз, губ), но и позу.

Художники не пишут специально портреты для детей, поэтому подбирать их с целью использования в педагогическом процессе достаточно сложно. Некоторые принципы отбора портретов:

Во-первых, это должны быть произведения высокохудожественные как по содержанию, так и по средствам выразительности.

Во-вторых, художественный образ портрета по содержанию и по форме изображения должен быть доступен пониманию детей, близок уровню их эмоциональных переживаний. В большей степени это положительные эмоциональные состояния человека, хотя к концу среднего дошкольного возраста возможен показ и некоторых отрицательных эмоций (гнев, боль, отчаяние).

В-третьих, следует подбирать портреты разнообразные по типу, средствам и манере изображения.

На первом этапе работы с детьми дошкольного возраста необходимо познакомить их с портретом как жанром живописи, показав его отличие от других жанров (натюрморт, пейзаж). Дети рассматривают портрет - лицо с ярко выраженной экспрессией (например, смеется, радуется, удивляется).

Затем для рассмотрения может быть предложен погрудный портрет, где наряду с эмоциональным состоянием, выраженным на лице (мимика), представлены руки в каком-либо движении, жесте.

На следующем этапе могут быть отобраны портреты, где представлена взаимосвязь выражения лица, жесты рук, позы и где одежда подчеркивает социальную роль человека. Более сложным этапом будет ознакомление детей с портретом, где окружающая среда привносит определенное дополнение к образу, способствует более глубокому пониманию его идеи.

Картины И. Н. Крамского

Для детей дошкольного возраста наиболее подходящими для гармоничного восприятия живописи являются женский и мужской портрет.

И.Н.Крамской
“Женский портрет”

И.Н.Крамской
“Портрет доктора Сергея Сергеевича Боткина”

Также необходимо рассмотреть разновозрастной портрет (детский, юношеский, взрослый и пожилой человек).

В средней группе дети впервые знакомятся с портретом как с жанром живописи. Основными задачами педагога в этом процессе являются:

  • Вызвать у детей интерес к портрету, желание его внимательно рассматривать; выражать свои переживания и ощущения.

Знакомство с портретной живописью в данной группе следует начинать, когда дети уже имеют некоторые представления о живописи и таких ее жанрах, как натюрморт и пейзаж. Обычно это вторая половина года.

Портрет - сложный жанр живописи. Понимание его требует от детей определенного социального опыта, знаний как о самом человеке, так и об изобразительном искусстве, его языке, способах создания художественных образов. Поэтому требуется длительная работа с детьми, содержание которой будет включать два направления. Первое - это формирование представлений о человеке, его чувствах и эмоциях, нравственном отношении ко многим явлениям жизни. Второе направление - постепенное формирование у детей понимания языка живописного образа портрета. Первое направление будет осуществляться на разных занятиях, в играх, быту, повседневной деятельности. Второе - на занятиях по ознакомлению с портретом и в художественной деятельности.

В повседневной жизни воспитатель развивает у детей внимание, наблюдательность. Например, в группу вошла Катя, у неё новая прическа. Она в хорошем настроении, смеется, радостная. Воспитатель говорит детям: “Ах, какая Катя сегодня веселая, радостная, она прямо вся светится! И прическа у нее красивая!” Или обращает внимание детей на Аню: “Посмотрите на Аню, она чем-то недовольна. Поглядите на поникшие плечи и голову, а лицо, какое грустное: брови уголками подняты, а кончики губ опущены. Давайте, скорее, подойдем к ней и спросим, чем мы можем ей помочь!”

Воспитатель постоянно обращает внимание ребят и на эмоциональное состояние взрослых - родителей, воспитателей, помощников воспитателя.

Детей следует учить понимать язык жестов, мимику лица, экспрессию поз. Хороший воспитатель зачастую вместо потока слов использует жест, мимику. Это приучает детей время от времени поглядывать на взрослого, его реакцию на их поступки, развивает внимательность и наблюдательность.

Так, вместо слова “нельзя” можно погрозить пальцем, покачать головой, развести руки (“Ну и ну!”). “Иди сюда!” - пригласить рукой. “Помолчи!” - палец к губам. Одобрительные жесты: поглаживание, аплодисменты. Следует показать детям и другие жесты, рассказав, что они выражают (огорчение, обиду, испуг, задумчивость и т.д.). Можно провести специальные занятия: “Когда нам весело, когда - грустно”, “Что значит?“испуганный”, “удивленный”?”, “Угадай, что я говорю” (использование мимики и пантомимики). Цель таких занятий - подведение детей к пониманию эмоциональных состояний человека и их внешнему выражению.

Хорошо использовать имитационно-образные игры, игры-драматизации, в которых дети упражняются в характерных жестах, позах, мимике.

Очень нравятся детям игры, в которых требуется угадать, понять жест, движение, позу. Например, игры “Где мы были мы не скажем, а что делали - покажем”, “Расскажите без слов”, “Угадай, кто что делает”.

Познакомив детей с отдельными портретами, желательно организовать в группе выставку с уже известными для детей работами художников, а затем пойти с ними в музей.

Слово “музей” в Древней Греции означало дом, посвященный богиням, покровительницам поэзии, искусства и наук. И сегодня “музей” - тоже дом, где хранятся выдающиеся произведения творческого гения художников, скульпторов – памятники истории и культуры.

Посещение музея – событие в жизни ребенка. Непосредственное знакомство с коллекциями художественных музеев оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей, а это неоценимо в формировании творческой личности.

Первые впечатления – самые сильные и глубокие, поэтому так необходима тщательная подготовка к экскурсии в музей – настоящему празднику для ребенка и взрослого. От взрослого во многом зависит, захочет ли ребенок приходить сюда снова и снова. Не нужно заставлять его запоминать названия картин и фамилии художников. Разумеется, обращать на это внимание нужно – с должным уважением и восхищением. Ребенок постепенно научится вспоминать и узнавать. Но главным для него останется ощущение прекрасного, удивление и радости.

жанна панзина
Проект «В гостях у картин» (Беседа о жанрах живописи)

Паспорт мини-проекта .

Наименование проекта : «В гостях у картин » (Беседа о жанрах живописи ) .

Цель : Познакомить детей с жанрами живописи (портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический) используя картины Левитана , Васнецова и научить различать их.

.Задачи :

живописи жанра .

картина художником .

«Создание натюрморта» жанром . Промежуточные результаты : В результате однодневного проекта дети подготовительной группы знакомятся с жанрами живописи : портрет, пейзаж, натюрморт. Дети умеют вести беседу , обосновывая свои ответы, правильно отвечать на вопросы, создавать композиции из предложенного материала, вести игру-драматизацию. Имеют навыки в рисования : владеют техникой работы с кистью и акварелью. Исходя из данного проекта и запланированных мероприятий, которые направлены на художественно-эстетическое развитие ребёнка можно сделать следующие выводы :

У детей увеличился словарный запас.

Развивается навык вести беседу .

Повышается интеллектуальное развитие.

Развивается опыт сотрудничества.

Воспитывается интерес и любовь к искусству.

Мини-проект : однодневный.

Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатель высшей квалификационной категории Панзина Жанна Евгеньевна. Актуальность : В ходе целенаправленной работы по разделам программы «От рождения до школы» под редакцией Вераксы, М. А. Васильевой художественно-эстетическое воспитание детей развивается интерес и потребность к искусству.

Гипотеза : согласно которой использование репродукций великих художников, атрибутов, игровых ситуаций, методов наглядности и словесности способствуют всестороннему развитию ребёнка и созданию положительного эмоционального настроения.

Проблема : Помочь детям через репродукции, музыку, игры, художественное слово развивать интерес к искусству.

Игровая ситуация : Посещение художественной выставки.

Цель

Задачи :

Формировать умение различать жанры живописи из общей массы картин . -Закреплять у детей представление о живописи , как виде изобразительного искусства, знать особенности каждого жанра .

Развивать эстетическую оценку, умение видеть с помощью каких средств выразительности изображена картина художником .

Вызвать у детей эмоциональный отклик на произведения художников, т. е., что понравилось.

Воспитывать умение работать в коллективе во время игры «Создание натюрморта» . – Знакомство с анималистическим жанром .

Предшествующая работа : Рассматривание репродукций великих русских художников Шишкина, Левитана, Васнецова. Рисование пейзажей «Осень наступила» , «Поздняя осень» , «Зимний лес» и т. д. Портретов мамы, папы, бабушки, дедушки. Натюрмортов : «Ваза с фруктами» , «Овощи» и т. д.

Материал : Презентация к занятию, в последовательности изучаемых жанров , а так же проведении игры «Найди лишний жанр » .Проведение игры «Создание натюрморта» с большим количеством пособий : чайные сервизы, овощные и фруктовые муляжи, керамическая посуда, корзины, искусственные цветы. Атрибуты к игре-драматизации по стихотворению С. Я. Маршака «Перчатки» . – шапочки котят и кошки, перчатки. Словарная работа : Пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр .

Срок проведения : февраль

Презентация мини-проекта

Предполагаемый результат : Дети научатся называть и различать жанры живописи , и рисовать их. Создавать натюрморты.

Этапы проекта :

Постановка цели.

Поиск формы реализации проекта .

Разработка всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта .

Коллективная реализация и презентация проекта .

Постановка новой проблемы.

Ход проекта:

1. Введение в игровую ситуацию.

Посещение художественной выставки. (Определение жанра живописи ) .

2. проблемы Уточнение

Игра «Создай натюрморт» (бытовой и природный) .

Игра «Найди лишний жанр » .

3. Организация проекта :

Игра – драматизация «Перчатки» .

Творческая работа.

4. Постановка проблемы :

Подведение итогов. Дети представляют свои творческие работы.

5. Постановка новой проблемы

Знакомство с анималистическим жанром .

Конспект

Цель : Показать знания и умения детей в изобразительной деятельности полученные в процессе обучения.

Задачи :

Формировать умение различать жанры живописи из общей массы картин . -Закреплять у детей представление о живописи , как виде изобразительного искусства, знать особенности каждого жанра .

Развивать эстетическую оценку, умение видеть с помощью каких средств выразительности изображена картина художником .

Вызвать у детей эмоциональный отклик на произведения художников, т. е., что понравилось.

Воспитывать умение работать в коллективе во время игры «Создание натюрморта» . – Знакомство с анималистическим жанром

Помещение музыкального зала разделено на зоны : возле экрана расставлены стулья по количеству детей, в рабочей зоне стоят столы на которых приготовлен материал для рисования, по краю помещения столы, где разложены атрибуты для игры «Создай натюрморт» .

Воспитатель приглашает детей в музыкальный зал.

Воспитатель : Дети, сегодня я вас приглашаю побывать в гостях у картин . А где можно увидеть картины ? (ответы детей) . Для этого мы отправимся на художественную выставку. Проходите и присаживайтесь на стулья.

Но, чтобы увидеть картины вам нужно ответить на вопрос : «Что такое жанр живописи (ответы детей) .

Вы молодцы,понимаете что такое жанр живописи .

Послушайте точное определение, которым пользуются художники.

Жанр живописи - это вид художественных произведений с определёнными сюжетами, художественными образами, передаваемые художниками с помощью красок.

Воспитатель предлагает послушать стихотворение А. Кушнера, а на правильное дополнение детей к этому стихотворению, на экране будет показан фрагмент на тот или иной жанр : натюрморт, пейзаж, портрет.

Если видишь на картине чашку кофе на столе

Или морс в большом графине, или розу в хрустале

Или бронзовую вазу, или торт,

Или все предметы сразу, знай, что это…натюрморт.

(На экране показывает репродукции известных художников Хруцкий «Цветы и плоды» ).

Воспитатель напоминает о том, что натюрморт делиться на бытовой и природный. В процессе разговора дети дополняют, как выглядит бытовой натюрморт, а как природный. На экране в процессе беседы показываются репродукции натюрмортов.

После рассмотрения натюрмортов, воспитатель предлагает детям закрепить знания о бытовом и природном натюрмортах с помощью игры «Создание натюрморта» . Дети делятся на три команды для того чтобы собрать натюрморты : бытовой, природный и природно-бытовой. Атрибуты для данной игры располагаются на трёх столах в смешанном беспорядке. На проведение игры уделяется 5-7 минут. После проведения игры, воспитатель рассматривает с ребятами правильность создания натюрмортов, благодарит детей, беседа о жанрах живописи продолжается , детям предлагается сесть на свои места в зрительном зале.

Если видишь на картине , нарисована река

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная равнина, или поле и шалаш,

Обязательно картина называется… пейзаж .

На экране показывают репродукции известных художников Левитан «Март» , Шишкин «Поваленное дерево» .

В дополнении к этому, в процессе беседы , воспитатель предлагает вспомнить о том, что пейзаж бывает простой и сложный : в простом пейзаже-один или два плана, а в сложном от трёх до шести.

Если видишь, что с картины смотрит кто-нибуть из нас,

Или принц в плаще старинном, или даже верхолаз,

Лётчик или балерина, или Колька твой сосед,

Обязательно картина называется… портрет .

На экране показывают репродукции портретов известных художников. Воспитатель рассматривает с детьми три вида портрета : фас- вид прямо, поворот 3\4, профиль- вид сбоку.

Воспитатель предлагает вспомнить детям, какие жанры живописи были рассмотрены детьми ранее, на занятиях по изобразительной деятельности. Воспитатель задаёт наводящие вопросы.

На занятии, мы с вами рассматривали сказочный жанр , давайте рассмотрим репродукции великого художника сказочника Васнецова.

На экране показываются работы художника Васнецова , «Богатыри» , «Алёнушка» .

На картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван царевич на сером волке» огромные стволы деревьев темного непроходимого леса похожи на фантастических великанов. Сквозь переплетённые ветки деревьев-чудищ едва пробивается тревожный свет утренней зари. Таит опасность топкое болото с кувшинками. Атмосфера тревоги и печали окружает героев : беглецов ждут несчастье и разлука. А на первом плане- чудесно расцветшее яблоневое дерево –символ всепобеждающей любви, способной творить чудеса, знак счастливого конца сказки. А эта картина былинно-сказочного жанра «Богатыри» . Художник над ней трудился больше 20 лет. На картине изображены три богатыря Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович (показывает) . Примечают богатыри русские в поле нет ли где ворога, не обижают ли где кого.

Таким образом, любимые герои русских былин предстают в картине как защитники своего народа.

Посмотрите на картину «Алёнушка» , она относится к серии сказок про Алёнушку и братца Иванушку. Художник писал картину с крестьянской девочки. Цвет на картине густой , насыщенный, усиливает царящее на картине настроение грусти , задумчивости, тишины, таинственности.

Затем воспитатель знакомит детей с новым жанром -анималистическим и в процессе рассказа показывает на экране фрагменты работ художника Хохлова к мультфильму «Маугли» . Анимал- это животное , т. е. художники рисовали животных в человеческом обличии, подразумевалось, что они могут ходить как люди на задних лапах, и т. д.

Анималистический жанр- это сложная работа , так как художнику необходимо нарисовать того или иного персонажа так, чтобы эта мысль была понятна зрителю, ведь художник передавая характер персонажей-животных подразумевает людей : добрых и злых, богатых и бедных, хитрых и т. д.

Детям предлагается взять атрибуты к игре.

Дети проводят игру-драматизацию по стихотворению Маршака «Перчатки» .

Воспитатель предлагает ребятам отдохнуть и закрепить свои знания о жанрах живописи , поиграть в игру «Найди лишний жанр » .

На фрагменте четвёртый жанр лишний . На эту игру отводится 5 минут.

После проведения игры ребятам предлагается пройти в мастерскую и нарисовать один из жанров сегодняшнего занятия. Творческая работа сопровождается музыкой Чайковского «Времена года» . На творческую работу отводится 10 минут. Воспитатель вместе с детьми рассматривает рисунки.

Анализ занятия : Дети сегодня мы с вами, провели огромную работу, рассмотрели новый жанр , в игровой форме закрепили знания об уже изученных. Вспомнили великих, известных художников, а так же названия их картин . Вы очень хорошо поработали, благодарю всех присутствующих здесь ребят, за активное участие и хорошее поведение. На этом наше занятие закончено.

Живопись в детском саду.

В детском саду дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образы народного искусства и мастеров, педагог воспитывает интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.Восприятие искусства развивается постепенно, поэтому к произведениям, предназначенным для дошкольников, предъявляется ряд требований. Рисунок должен быть отчетливым, передавать ярко и выразительно наиболее характерные признаки предмета - форму, цвет, относительную величину частей, положение в пространстве. В сюжетной картине или скульптуре должен быть ясно очерчен, охарактеризован каждый образ, чтобы детям по тем или иным признакам было понятно, кто изображен, что он делает, где и когда происходит действие. Существенное значение для понимания произведения имеет композиция. Четкое выделение основного, главного (либо расположением персонажей, либо цветом) облегчает восприятие целого и понимание изображенного. Наиболее доступны детям дошкольного возраста картины советских художников на темы, отражающие быт детей: Т. Яблонская. «Весна», М. Божий. «Таня, не моргай!», А. Дейнека. «Будущие летчики», И. Шевандронова. «В сельской библиотеке», A. Ткачев, С. Ткачев. «Детвора». Доступны для восприятия детей некоторые пейзажи советских художников К. Юона, В. Бялыницкого-Бирули, Г. Нисского, B. Мешкова. Картины К. Юона «Зимний день», «Конец зимы», «Волшебница-зима» изображают русскую зиму с ее переливчатыми снегами, голубыми далями, тенистым кружевом ветвей. Широко представлены в детских садах произведения русского реалистического искусства прошлого: И. Шишкин. «Утро в сосновом бору», «Корабельная роща», «Рожь»; пейзажи И. Левитана «Март», «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Березовая роща»; морские пейзажи И. Айвазовского; картины В. Васнецова «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке». Для старших дошкольников доступны и некоторые произведения портретной живописи: И. Репин. «Стрекоза», В. Серов. «Мика Морозов», В. Тропинин. «Портрет сына художника». Богатые возможности для развития эстетического восприятия представляет натюрморт. В этом жанре изображение предметов привлекает ребенка, прежде всего своими выразительными средствами - цветом, формой. Доступны для восприятия натюрморты И. Машкова «Рябинка», «Фрукты», «Малинка», А. Куприна «Букет полевых цветов» и др. Таким образом, детей дошкольного возраста знакомят с разными видами изобразительного искусства. Это высокохудожественные произведения, богатые по идейному содержанию и совершенные по художественной форме, доступные для ребенка, как по содержанию, так и по средствам выразительности. Предлагаем картотеку рассматривания картин в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста. По теме: Изучаем живопись»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него.

Даже у многих из нас художественная выставка вызывает порой зевоту и ассоциируется с чем-то скучным и неинтересным: ну картина, ну нарисовано – и что? И кажется, ребенок тем более ничего не поймет. Но если выбрать подходящий сюжет, вместе обсуждать увиденное и делиться впечатлениями – будет весело и детям, и вам. Поэтому, чтобы не было равнодушных взрослых, учиться понимать искусство и уважать труд мастера лучше с ранних лет.

Своими секретами, как привить детям любовь к прекрасному, с «Летидором» поделилась Наталья Игнатова – лектор образовательного проекта Level One и дипломированный историк искусства.

Наталья Игнатова

лектор образовательного проекта Level One и дипломированный историк искусства

Заинтересовать детей художественной выставкой не так сложно, как это кажется на первый взгляд. И под силу всем родителям. Чтобы поход в музей стал доброй семейной традицией, учитывайте возраст юного зрителя и изучайте искусство в игровой форме. Зная своего ребенка, вы сможете рассказать ему историю картины ненавязчиво и доступно, а значит, не перегрузите лишней информацией.

Дошкольники

Малышам от 4 до 6 лет не очень интересно, кто написал то или иное живописное полотно и зачем. Для начала им нужно просто объяснить, что такое музей и вообще картины. Большинство детей в этом возрасте уже знакомы с фотографиями. Они наверняка уже пробовали снимать папу и маму или свои игрушки. Поэтому можно сказать, что картины – это что-то вроде фотографий. Просто раньше ни смартфонов, ни фотоаппаратов не было, и люди могли только рисовать – причем не только реальность, но и сказки.

В дошкольном возрасте прежде всего нужно научить ребенка внимательно смотреть на картины. При этом учитывайте, что в галереях висят полотна с изображением и обнаженной натуры, и сцен насилия. Поэтому заранее продумайте маршрут. В Третьяковской галерее лучше всего сразу пойти в зал с картинами Виктора Васнецова (зал № 26). Идеальная работа для восприятия малышей – это «Богатыри».

В. М. Васнецов «Богатыри» (1898 г.)

Сюжет этой картины, которую очень любил художник, расскажите в виде сказки: «Жили-были три богатыря. Звали их Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. И они охраняли свои земли от нашествия врагов. И однажды вышли они в поле и…». Тут можно спросить ребенка, как он думает: видят они врагов или нет? Обратите внимание малыша на то, как выдвинут меч, приготовлена стрела, как смотрят герои картины – в общем, подтолкните его к выводу, что неприятель где-то рядом. Пофантазируйте вместе, а что будет происходить дальше. Предложите ребенку подумать, чем похожи и чем отличаются былинные герои, какие у них характеры.

Кстати, именно эта картина стала последней в коллекции Павла Михайловича Третьякова, которую он купил сам и повесил с Васнецовым на то место, где полотно висит и сейчас.

Помимо сказочных сюжетов, дети с удовольствием будут изучать картины с изображением животных, бытовые сцены и натюрморты.

И. Ф. Хруцкий «Цветы и плоды» (1839 г.)

Подойдите к натюрморту Ивана Хруцкого (зал № 14) и объясните ребенку, что художники часто рисуют все, что видят. Расспросите его, какие фрукты и овощи есть на картине, где спряталось насекомое, какие краски использовал художник, кому какой цвет больше нравится. При этом будет интереснее, если родители тоже поделятся своим впечатлением.

С младшими школьниками уже не обязательно бежать в конкретные залы, опасаясь, что они увидят сцены войны или нежные объятия влюбленных. Можно начать с портретов и объяснить, что это за жанр.

Выбрав изображения разных людей, спросите ребенка, отличаются ли они от нас и чем, а также сыграйте в игру «Угадай, кто это?». Военный, купец или, допустим, царь, с атрибутами власти – державой и скипетром. Расскажите также о том, что портреты различаются по жанру – есть парадные портреты, в полный рост, а есть камерные – по пояс, и предложите определить, где какой.

Кроме того, обратите внимание ребенка на эмоции героев. Для этого рассмотрите, например, лица мужчин на картине Ореста Кипренского «Читатели газет в Неаполе» (зал № 8).

О. А. Кипренский «Читатели газет в Неаполе» (1831 г.)

Один из них читает газету. Можно спросить: что делают другие? Они слушают – это видно по повороту головы одного и задумчивому взгляду другого. Тогда стоит задать вопрос: почему один читает всем? И на него помогут ответить сами родители, немного подготовившись. Все эти люди на картине – иностранцы, и язык, на котором написана газета, знает только один из них. И он переводит. Менее всего интересно чтение собачке, которая смотрит на зрителя и совершенно не понимает, о чем идет речь. Попробуйте показать ребенку, что вы тоже кого-то внимательно слушаете, и предложите ему сравнить, насколько ваше лицо похоже на мимику персонажей картины.

И. И. Левитан «Золотая осень» (1895 г.)

Также в этом возрасте можно полюбоваться пейзажами, такими понятными и яркими. Рассмотрите с ребенком «Золотую осень» Исаака Левитана (зал № 37). Спросите у него: почему это осень, к какому ее периоду относится пейзаж, какие цвета использовал художник, какое настроение вызывает картина.

Попробуйте угадать, какое время года на картине «Мокрый луг» Федора Васильева (зал № 18). Там нарисованы зеленые деревья, растут цветы и солнце пробивается сквозь тучи.

Также познакомьте ребенка с пейзажами Константина Коровина (зал № 43). На его картине «Зимой» вы увидите двор, покрытый снегом, и лошадь, запряженную в сани.

Дойдите и до знакомой каждому с детства картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели» (зал № 18). Художник изобразил середину весны, когда становится тепло, поэтому с юга возвращаются птицы, но листья еще не распустились и снег не растаял.

И. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу» (1889 г.)

Ну как пройти маленькому сладкоежке мимо такой знакомой картины (зал № 25). Обязательно поделитесь со своим почемучкой секретом: мохнатых зверей на сломанной сосне нарисовал другой художник – Константин Савицкий. В свое время он рассказал родным, что автор продал картину за 4 тысячи рублей, и поэтому стал «участником в 4-й доле». Свою подпись под произведением Савицкий сначала поставил, но потом убрал.

Обратите внимание ребенка на то, что у многих деревьев верхушки как будто срезаны и не помещаются даже на холсте – этим художник хотел передать их мощность и величавость. И мы, как и медведи, оказываемся внутри густой чащи.

Дети от 9 лет и старше

Детям в возрасте 9-11 лет уже можно рассказывать о личности художника и его жизни. Правда, для этого взрослым придется подготовиться или взять аудиогид.



Похожие статьи
 
Категории