Как правильно попросить человека о просьбе. Учимся просить о помощи близких людей

04.02.2019

Сегодня вас ждут 7 правил как правильно просить и получать желаемое.

Как показывает практика наше нежелание и неумение просить ведет к плачевным результатам.

Действительно:

Мы ждем, что наши близкие сами поймут, что нам нужна помощь. А в результате нас ждут разочарование, обида, ощущение что нас не поняли и не хотят помочь. Увы, но наши близкие — не экстрасенсы и вряд ли могут прочитать наши мысли. Поэтому не стоит тратить время на мечты, лучше объясниться.

Мы мечтаем о сюрпризе. Неожиданный подарок, помощь, сочувствие несомненно радуют, вот только ждать в этом случае придется до ближайшего дня рождения или 8 марта.

Мы взваливаем заботы и хлопоты на себя, вместо того, чтобы произнести одну лишь просьбу.

Мы лишаемся заботы и портим отношения потому, что не реагируем вовремя на предложенное внимание.

Мы таим обиду и злость, а наш намек просто не расслышали или не разгадали.

Знакомо?

Тогда давайте разбираться

Почему мы не любим просить?

Причин почему мы не любим просить множество. Вы не любите одалживаться и живете под девизом: «я сама». Ваша мама терпеливо брала на себя обязанности в семье, на работе, за близких. Вы искреннее считаете, что другие лучше не сделают. Возможно вы считаете, что просить неловко и некрасиво. Вам проще самой справиться со сложностями, чем попасть в зависимость. А может быть боитесь получить отказ или причинить неудобство.

Конечно, можно гордо и самостоятельно решать все свои проблемы, которых обычно немало, но можно выбрать и другой, более естественный для женщины, путь.

Почему просить важно

1 Если женщина не обращается с просьбой к мужчине, то он считает, что она справится сама, и он ей не очень-то нужен

2 Привыкнув, что вы никогда не просите, для окружения ваша неожиданная просьба будет выглядеть как что-то лишнее, как посягательство на уже распланированное время, как ваша неумелость в каком-то вопросе.

3 Чем чаще вы просите, тем лучше вы это делаете. Если вы просите редко, то и выглядит это как-то неуверенно.

4 В процессе просьбы и ее исполнения налаживаются отношения. Партнеры становятся более внимательными друг к другу.

5 Близкие чувствуют ответственность и доверие. Чем меньше тайн, тем честнее отношения

Психологи давно доказали, что, делая что-то для других, мы воспринимаем того, для кого делаем частью нашей жизни. Вкладывая время и энергию в дела другого, мы сближаемся. Чем больше мы знаем о ком-то, делаем для него нечто важное, тем ближе и заинтересованное мы становимся.

Как просить неправильно

1 Не просите о том, что можете сделать сами. Это снижает важность просьбы и превращает ее в занудство.

2 Не превращайте общение в каскад просьб и указаний. Иначе создается впечатление, что вы грузите своими проблемами. Чередуйте просьбы с другими ситуациями.

3 За просьбой должна следовать благодарность. Не говорите в ответ на исполнение просьбы “Ну так-то лучше”, “Давно бы так”, “Тебя пока сто раз не попросишь…” Скажите: “Спасибо” или “Ты мне очень помог”, — этого достаточно.

4 Не просите в лоб, без подготовки. Даже в случае спешки объясните ситуацию, хотя бы в нескольких словах.

5 Не переиграйте. Излишнее заискивание, притворство превратят просьбу в игру и вместо помощи вы получите ответный флирт. Да и вообще вас могут неправильно понять.

Неверно думать, что кто-то готов исполнять наши просьбы потому, что должен. Чувство долга или ответственности вынудит помочь вам несколько раз, но затем вас ждет отказ. Лучше апеллировать к любви и искренним чувствам.

Как просить правильно

1 Ваша просьба должна быть четкой. Неопределенные просьбы приводят к неопределенным результатам. Укажите даты, количество, имена. Подчеркните, если просьба должна быть выполнена в срок.

2 Озвучивайте просьбы вовремя. Просьба, прозвучавшая в спину уходящему, может быть не расслышана и легко забыта.

3. Будьте готовы к отказу. Нет большей обиды, чем отказ там, где мы уверены в хорошем исходе. Если у вас заготовлен альтернативный вариант, вы расслабитесь и вам будет проще просить.

4 Начните просьбу с комплимента. Скажите, что надеетесь на помощь, что “никто не справится лучше”, что “до сих пор благодарны за предыдущие действия”, “что верите в силы”...

5 Обоснуйте свою просьбу. Расскажите почему это для вас так важно, почему не успеваете или не можете сделать сами.

6 Не используйте манипуляцию и не превращайте просьбу в требование. Говорите спокойно, даже если вам отказывают. Выражение обиды или злобы является скрытой манипуляцией, поэтому не торопитесь надуть губки, плакать или говорить: “Ладно, я запомню”, это поможет не более трех раз, а затем лишь испортит отношения.

7 Размер благодарности должен соответствовать размеру просьбы. За небольшие просьбы достаточно улыбнуться, сказать: “Спасибо”, можно предложить свою помощь в ответ. За большую помощь стоит выразить искреннюю признательность, можно поблагодарить презентом. Можно даже поблагодарить заранее, это повысит чувство нужности и ответственности.

Если вы получили отказ:

1 Выразите искреннее огорчение, скажите, что вам “Жаль’, что “Вы рассчитывали на поддержку”. Только не обобщайте и не упрекайте “У тебя всегда так”… Можно сказать, что вам так часто отказывают, что вы начинаете вести список отказов.

2 Будьте честны с собой. Проанализируйте — почему вам отказали. У человека действительно нет времени и вы обратились не вовремя или у него есть другие, более глубокие причины. Часто в случае отказа мы перекладываем вину на отказавшего, и не хотим смотреть правде в глаза. На само деле речь может идти о сложностях в отношениях, но нам так не хочется в этом признаваться.

3 Не превращайте отказ в конфликт. Лучше предложите альтернативный вариант. Спросите, когда вам смогут помочь, возможно достаточно лишь перенести сроки. Или попросите совета — как вам выйти из сложной ситуации. Часто совместные поиски ответа приводят к решению.

4 Заявление: “Тогда я попрошу помощи у другого”, — относится к манипулятивным. Но если вы действительно настроены поискать другого помощника, то признайтесь, что будете искать “другой вариант”.

5 Не бойтесь повторять просьбы. Вспомните каких результатов добиваются дети, повторяя желаемое. Вместо того чтобы закипать от молчания или отказа, лучше остыть и предпринять еще одну попытку. Возможно ваша просьба просто не была услышана или мужчина был слишком занят. Важно — произносить просьбу словно впервые. Вполне возможно ваш собеседник и правда обратил внимание на вашу просьбу в первый раз.

Еще больше правил правильной просьбы и секретов выхода из сложных ситуаций можно узнать из видео-урока "Как просить, чтобы не отказали" >>> https://clck.ru/BLBox

«Просите, и дано будет вам» — Евангелие от Матфея 7:7 >>>

Что такое просьба? Обычно под просьбой понимается вежливое обращение к кому-либо, призывающее удовлетворить то или иное Ваше желание. И уже тот, к кому мы обращаемся, т.е. просим, вправе решать, выполнять нашу просьбу или нет.

Обычно, если это не навредит человеку и просьба достаточно вежливая, то люди её выполняют. Но если просьба больше похожа на приказ, и как-то может причинить вред, то такую просьбу могут, мало того, что не выполнить, так и обвинят нас в эгоизме. Поэтому просить нужно вежливо, и думать не только о себе, но и о том человеке, который должен удовлетворить нашу просьбу. Так же очень важно помнить простые 4 правила, которые помогут Вам правильно просить, и люди охотно будут выполнять все Ваши просьбы. Вот эти правила:

Говорите о чём-то конкретном, а не о чём-то вообще.

Наши просьбы должны быть понятны людям, а вот если Вы попросите о чём-то вообще, то люди просто не поймут, о чём их просят. К примеру, Вы просите быть человека более внимательным к Вам, но ведь такая просьба может ему быть и непонятна. Как быть внимательней? Что Вы понимаете под внимательностью? Когда быть внимательным? Эти и многие другие вопросы могут возникнуть у человека при Вашей просьбе. А вот если Вы попросите человека спуститься к машине и помочь выгрузить продукты – это и будет как раз конкретная просьба.

Используйте «я хочу, чтобы ты…» вместо «я хочу, чтобы ты не…».

Психологи утверждают, что частичка «не», часто ускользает из нашего внимания, и когда Вы просите человека что-то «не делать», он это, наоборот, делает. Если, к примеру, Вы попросите кого-то «прекратить быть таким, какой он есть», возникнет несколько проблем. Во-первых, партнёр даже не услышит, что Вы хотите, чтобы он сделал — он услышит , что Вы хотите, чтобы он не делал, а частичка «не» не воспринимается. Во-вторых, Вы используете глагол «быть», т.е. указывайте человеку, что уже неправильно и может вызвать весьма противоречивую реакцию с его стороны.

Всегда просите в настоящем времени.

В принципе, просьба «В следующий раз убери, пожалуйста, за собой тарелку в раковину», сформулирована неправильно. Она конкретна и не содержит отрицания, но, одно «но» — она о будущем действии («в следующий раз»). Проще говоря, Вашу просьбу могут удовлетворить только лишь в следующий раз. А где гарантия того, что в следующий раз о Вашей просьбе просто не забудут? Такой гарантии ни у кого нет.

Соответствие энергии во фразе с формой просьбы.

Тоже очень важное правило, которое поможет правильно сформулировать просьбу. Если говорить об этом правиле кратко, то, представьте, Вы сформулировали просьбу, а потом сместились на требовательный тон и пошли с напором требовать. Чаще всего это происходит оттого, что чувства и ожидания захлёстывают, и оттого, что Вы сильно зависите от результата выполнения просьбы. Однако делать так, попросту говоря срываться, не стоит. Эффекта обычно от этого мало, а человек уже подумает, прежде чем выполнить нашу просьбу.

Вот такие советы помогут Вам правильно сформулировать свою просьбу. А, как известно, от правильно сформулированной просьбы, во многом зависит её выполнение. Поэтому, наш Вам совет, прежде чем просить человека о чём-либо, неважно о чём, хорошо подумайте над формулировкой своей просьбы. Желаем Вам успехов!

Одна из ценностей проекта Ключи Мастерства — взятие ответственности за все происходящее в жизни на себя.

Мы призываем не отдавать свою силу, искать ответы внутри себя, учиться решать проблемы самим, а не сваливать на других.

Но существуют ситуации, когда просто необходимо обратиться за помощью :

  • задать волнующий вопрос, в котором вы некомпетентны,
  • попросить об услуге или о повышении в должности.

У некоторых людей даже мелкие просьбы вызывают внутренний дискомфорт , им трудно просить помощи у других людей.

Они думают: “Лучше обойдусь без этого или сам разберусь, чем кого-то просить”.

Если вы относите себя к этой категории, тогда предлагаем разобраться, что за этим стоит.

6 причин, почему людям трудно просить помощи со стороны

Я определила 4 причины, по которым люди отказываются просить помощи, даже если она им действительно нужна. А две последние причины подсказали читатели блога.

1. Страх отказа

По этой причине многие боятся попросить о помощи. Считают, что им обязательно ответят отказом.

Корень ее находится в детстве, когда вам отказывали близкие люди (родители, братья, сестры), запрещали что-то.

Теперь вы не просите, потому что боитесь даже не самого отказа, а снова испытать укол боли .

Вы решили, что недостойны какой-либо помощи и научились справляться своими силами. Это очень полезное умение, которое развивает смекалку, дополнительные навыки.

Но иногда помощь со стороны необходима, например, если вы заблудились в чужом городе, а GPS направляет совсем не туда, куда нужно.

Прежде чем обратиться с просьбой, смиритесь с отказом. Избавьтесь от ожидания, что вам помогут. И после этого просите о том, что вы не в силах сделать сами.

Если откажут, вы не испытаете сильного дискомфорта, так как будете уже подготовленными.

Если вам часто отказывают, возможно, это зеркало. Присмотритесь как вы реагируете на обращения за помощью. Вы сами помогаете людям или равнодушно отворачиваетесь?

3. Просьба о помощи воспринимается как унижение

Если вам в прошлом часто отказывали, то просьба о помощи воспринимается вами как что-то унизительное.

Вы вспоминаете до сих пор, как в детстве просили у сверстника машинку, а он отказал.

Вы горько плакали, умоляли его дать вам поиграть — это действительно было унижение для маленького ребенка, зависимого от родителей и от внешнего мира.

Или просили маму купить игрушку, а вам отказывали. Не потому, что вы такой плохой и недостойный, не для того, чтобы причинить боль, а у родителей банально не было денег.

Сейчас-то вы уже взрослый человек и понимаете это. Вы не хуже других и имеете право получить то, что просите.

Ничего унизительного в просьбе о помощи нет. Когда к вам обращаются за помощью, разве вам кажется это унижением? Думаю, нет.

Поверить в себя, поднять самооценку вам поможет медитация

4. Убеждение, что просить стыдно

Если ребенку запрещают просить или стыдят за то, что просит больше, чем позволено, это приводит к появлению убеждения, что просить стыдно, неприлично .

Ребенок не виноват, что родители не могут объяснить, почему “нельзя” или что у них нет средств на его запросы.

Не все, что родители считают излишеством, таким является для ребенка. Как ему понять избыток это или потребность?

Во взрослом возрасте это приводит к тому, что человек затрудняется просить. Отсутствует умение принимать отказ, срабатывает детская реакция — обида, раздражение.

Человек добивается успеха как профессионал, получает огромный опыт, а попросить о повышении стыдно. Он ждет, что руководитель сам догадается и поднимет зарплату.

Человек, который умеет просить, знает, что ничего страшного и стыдного в этом нет, адекватно воспринимает отказ, умеет договариваться , отстаивать свое мнение и вести переговоры.

5. Страх оказаться должным

Многие убеждены, что стоит им попросить о помощи, им непременно выставят счет. Жизненный опыт подсказывает им не просить ни в коем случае, чтобы не оказаться в долгу у того, кто помог.

Если вы в прошлом наступили на такие грабли, это не значит, что все люди обязательно будут поступать с вами таким образом.

Перед тем, как обратиться за помощью, определите со второй стороной условия ее оказания: платная эта услуга или безвозмездная, от чистого сердца.

Так вы себя обезопасите в будущем от претензий и обвинений в том, что вы должны.

Ну а если вам все равно предъявят счет, вы всегда можете вернуться к вашей договренности и напомнить человеку об условиях, при которых вы приняли эту помощь.

6. Просить неудобно

Некоторые люди, считают, что неловко беспокоить людей своей просьбой. “Я неважен, чужие дела важнее своих.”

Такой человек идет по жизни как бы извиняясь за то, что вообще живет. Это проявление нелюбви к себе, осознание своей неважности, никчемности.

В некоторых случаях людей действительно неудобно беспокоить. Не пойдешь же просить соль к соседям в 2 часа ночи. В остальном, это ложная скромность.

Если вы не знаете удобно или неудобно просить о помощи, изучите правила хорошего тона. В каких случаях можно и уместно обратиться за услугой, одолжением к знакомым или незнакомым людям. И возможно, этот вопрос отпадет сам собой.

Чтобы избавиться от ограничений, внутреннего дискомфорта, который связан с затруднениями в обращении за помощью, и ощущать себя свободным , нужно излечиться от травм, полученных в детстве.

Поможет осознать и отпустить поведение вечно обиженного ребенка.

Вы перестанете реагировать на жизнь по-старому - из состояния травмы, боли, перепишете старые разрушительные сценарии на эффективные и успешные .

Чувство локтя. Прежде всего покажите потенциальному помощнику: вы в одной команде – и эта команда очень важна. У всех есть потребность принадлежать к некоей социальной группе и поддерживать друг друга. Апеллировать к этой потребности можно по-разному. Например, исследование Приянки Карр и Грега Уолтона из Стэнфордского университета показывает: даже одно слово «вместе» может произвести впечатление на человека. Участники эксперимента, которым говорили, что в других комнатах люди выполняют такие же задания (собирают головоломки) и с ними можно будет обменяться опытом, работали на 48% дольше, получали лучшие результаты и меньше уставали, чем те, кто считал, что трудится в одиночку.

Упомяните общую цель, общего врага или общую черту вашего коллектива – например, желание перевыполнить план, обойти отраслевых конкурентов или стать похожими на супергероев. Но лучший способ объединить людей – напомнить об общих впечатлениях, идеях, мыслях и чувствах. Если, скажем, в руководстве компании всего две женщины, не стоит просто говорить «Нас двое» – лучше спросить: «Вы заметили, что нас все время перебивают?» Так вы подчеркнете не общую черту, а схожий опыт.

Что нужно помощникам

Помощник должен осознать, что вам нужна помощь: люди зачастую слишком сосредоточены на собственных делах, поэтому первым делом убедитесь, что они в курсе ваших проблем.
Помощник должен быть убежден, что вам нужна помощь: люди не предлагают помощь не потому, что не видят в ней потребности, а потому, что не уверены, что правильно понимают ситуацию, и подозревают, что вы предпочтете справиться самостоятельно.
Помощник должен взять на себя ответственность за оказание помощи: одна из основных помех на пути помощи – распыление ответственности, классическая ошибка – рассылка писем с просьбой о поддержке. Обратитесь к каждому потенциальному помощнику лично и с конкретным предложением.
Помощник должен быть в состоянии предоставить то, что вам нужно: люди очень заняты, и у них не всегда есть необходимые ресурсы или навыки, но просьбу можно «кастомизировать» – подробно изложить все детали, не требовать невыполнимого, быть готовым принять помощь, даже если она не оправдывает ваших ожиданий.

Положительный образ. Второй вариант – рассказать или напомнить потенциальному помощнику, что его качества или должность дают ему уникальную возможность оказать вам поддержку и что он не просто случайная фигура, а щедрой души человек, который всем приходит на помощь. Например, исследования выявили, что люди больше дают на благотворительность, если их просят не просто «пожертвовать», а «пожертвовать щедрой рукой», и что уже в возрасте трех лет дети чаще доделывают дела до конца (скажем, убирают кубики), если им предлагают не «помочь», а «стать помощником».

Еще один способ заставить помощника хорошо о себе думать – поблагодарить его. Недавно Boomerang, компания – производитель софта, проанализировала 350 000 цепочек электронных писем и пришла к выводу: на послания, заканчивавшиеся на «Заранее благодарю» или «Спасибо», люди отвечали гораздо чаще, чем на письма с простыми «С уважением» или «С наилучшими пожеланиями». Даже если благодарить пока не за что, выражение признательности пробуждает желание помочь – при условии, что вы делаете упор на щедрость, благородство и прочие качества адресатов, а не на то, какую пользу принесет их помощь вам.

Отдача. Люди хотят видеть, к чему привела их помощь. Многие психологи убеждены: ощущение отдачи (понимание, что ваши действия дали желаемый результат) прекрасно мотивирует и наполняет жизнь смыслом. Адам Грант из Уортонской школы бизнеса провел исследование в колл-центре компании – производителе софта для образования и маркетинга. Операторы знали, что доход, который они приносят, идет на поддержку другого отдела, но никогда не видели работающих там людей. Однажды один из этих «незнакомцев» пришел в колл-центр и рассказал, какую пользу операторы приносят ему и его коллегам. После этого продажи и доход колл-центра удвоились. Чтобы потенциальные помощники осознали, как важна их поддержка, объясните им, что именно вам нужно и на что они могут повлиять. Например, обращаясь к коллеге с просьбой проверить предложение клиенту, скажите: «Не мог бы ты просмотреть этот документ, прежде чем я отправлю его? В прошлый раз ты мне очень помог с презентацией».

Личное и профессиональное

Объясняя аудитории, как эти стратегии работают, я привожу пример из жизни. Около года назад моя подруга попросила помочь ей собрать сложную модель книжного шкафа IKEA. В то же утро я отказалась написать отзыв на статью для научного журнала, проигнорировала письмо из школы, где учится моя дочь, и едва заставила себя запустить стиральную машину. Почему я с легкостью сказала «да» подруге? Во-первых, мы давно дружим (чувство локтя). Во-вторых, я всегда помогаю подруге в подобных делах (отдача). Когда бы я ни пришла к ней на помощь, она всегда в конце говорит: «Хайди, огромное спасибо! Ты такая добрая, так мне помогаешь!» (положительный образ).

50%
работников не просят помощи, чтобы выглядеть сотрудниками с «высоким потенциалом», показал опрос 500 сотрудников американских компаний, проведенный учеными University of Oklahoma’s Price College of Business и Virginia Tech’s Pamplin College of Business

20%
сотрудников сказали, что отказываются от помощи коллег, чтобы не чувствовать себя обязанными, выяснили ученые

8%
работников считают, что их коллегам не хватит компетенций, чтобы оказать нужную помощь

Я наблюдала нечто похожее в профессиональной среде. Как-то глава отдела по разработке продукции компании – производителя обучающего софта решил улучшить взаимодействие с отделом продаж. Торговые представители обещали клиентам доставлять сделанные на заказ программы в кратчайшие сроки – и этим усложняли жизнь разработчикам. Глава разработчиков хотел участвовать в переговорах с клиентами, но менеджеры по продажам считали, что он им мешает. Безусловно, оба отдела были убеждены, что действуют в интересах компании.

В итоге руководитель отдела разработки устроил встречу с менеджерами отдела продаж и описал им процесс разработки: оказалось, никто не понимал, насколько он сложен, и не осознавал, что разработчикам нужна помощь. Затем при каждом удобном случае руководитель отдела разработки подчеркивал, что у обоих отделов одна цель – порадовать клиента и привязать его к себе. Тем самым он внушил менеджерам по продажам сильное чувство локтя. Руководитель отдела разработки также начал называть торговых представителей поборниками клиентской удовлетворенности и рассуждать об их влиянии на будущее бренда. Это сформировало мощный положительный образ менеджеров по продаже. Наконец, каждый раз, когда сотрудники отдела продаж выполняли его просьбы и приглашали на переговоры, он возвращался к ним через какое-то время и рассказывал, как эта встреча повлияла на производственный процесс. Менеджеры по продажам видели отдачу от своей помощи и работали лучше.

Казалось бы, так просто и естественно попросить о помощи другого человека, тем более близкого: заварить чай, донести тяжелую сумку, подвезти, сделать массаж… Ведь именно взаимопомощью и заботой друг о друге можно охарактеризовать и дружбу, и семейные отношения, да и просто проявления человечности. Однако часто для женщины обыденная просьба превращается в целый поступок. И вроде бы целесообразность помощи не подвергается сомнению, и понятно, что, попросив, всем станет легче, но как трудно бывает произнести эти несколько слов: «Пожалуйста, помоги мне…» Почему же порой так сложно попросить о чем-либо другого человека?

Что мешает попросить о помощи?

Причин для блокирования собственных желаний может быть множество: от сложившихся жизненных взглядов и принципов до боязни повторения неудачного опыта. Иногда в основе этих сложностей лежит целый комплекс внутренних психологических проблем:

Страхи (боязнь неприятных эмоций при получении отказа, страх «потерять лицо», стать зависимой, оказаться в долгу и т.д.). Многие женщины не могут попросить о помощи из-за того, что боятся услышать в ответ «нет» и испытать стыд, разочарование, обиду и др. Все эти страхи по большей части не имеют под собой объективного обоснования, однако являются мощной преградой к возможности получить помощь и сделать свою жизнь приятнее.

Неуверенность в себе (в своей ценности и заслуженности помощи, в значимости собственной личности). Постоянные сомнения и вопросы («А заслуживаю ли я помощи?», «Зачем же я буду беспокоить, и сама как-нибудь справлюсь», «Да я уж привыкла…») просто не позволяют женщине воспользоваться чьей-то помощью, но подталкивают ее к позиции вечной «жертвы».

Образ себя (например, гордость и самолюбие). Часто успешные, самостоятельные будущие мамы, которые привыкли воспринимать себя как сильную личность, ценящие свою гордость, во время ожидания малыша испытывают настоящий внутренний конфликт, поскольку сталкиваются с внешними ситуациями, ломающими привычный образ собственного «Я». Если раньше женщина считала ниже своего достоинства просить о помощи и справлялась сама, то плохое самочувствие при токсикозе, к примеру, может нарушить обычное положение дел, но гордость и упрямство будут мешать решению проблемы обыкновенной просьбой.

Гиперконтроль и перфекционизм. Некоторые будущие и особенно молодые мамы отказываются от помощи и не могут ее попросить потому, что хотят, чтобы все было сделано определенным образом. Они не могут довериться кому бы то ни было, чтобы передать свои обязанности, не могут расслабиться и просто принять помощь. Им важно, чтобы все было идеально, по плану, а помощник наверняка не сможет соответствовать этим требованиям.

Жесткие принципы и убеждения («В нашей семье не принято просить о помощи», «Я всего всегда добиваюсь сама»). Стереотипы, частично перенятые из родительской семьи, частично сформированные жизненным опытом, нередко становятся препятствием для счастливой и полноценной жизни в новых обстоятельствах. Через эти понятия сложно переступить, поскольку они являются частью психики, и их нарушение воспринимается как неправильные действия.

Завуалированные «просьбы» о помощи

Действительно, просить бывает очень некомфортно, в голове сразу рождаются крайне неприятные сцены того, как может проходить этот процесс, представляются последствия… Однако неудовлетворенная потребность в помощи дает о себе знать целым спектром негативных эмоций, которые подталкивают женщину к решению вопроса, но уже окольным путем. Что же приходится делать будущей маме, чтобы не выражать просьбу напрямую?

  • Обижаться и расстраиваться. Женщина не может себе позволить попросить о помощи, но остро ощущает необходимость. И она намекает, подсказывает, предполагая, что близкий человек обязан и сам догадаться (особенно если это муж). А если ничего не выходит, возникает сильнейшая обида или глубокая грусть (такие, что и просить уже не нужно, объект просьбы сам будет стараться выяснить, в чем дело). Такие чувства разрушают внутренний мир будущей мамы, провоцируют возникновение депрессии и просто омрачают период беременности.
  • Злиться и обвинять. Как часто с детства слышится фраза: «Просить – это унизительно!» Поэтому просьба о помощи превращается в требование, причем с упреками, с агрессией, поскольку женщина заранее настроена на негатив. Повод для злости и обвинений всегда найдется, а виноватого и просить не нужно – от него необходимо требовать. Естественно, такой подход вносит разлад в отношения, но не приносит желаемого результата.
  • Болеть. Блокируя потребность в собственном отдыхе, запрещая себе высказать просьбу, будущая мама может существенно себе навредить. Ведь подсознание все равно будет стремиться вырваться наружу, даже в соматических проявлениях. Женщина может буквально падать от усталости и даже заболеть, поскольку ослабленное состояние приносит психологическую выгоду – у нее появляется официальный повод получить необходимую помощь без просьб. Вот только стоит ли рисковать своим здоровьем, особенно в такой ответственный период, как беременность?

Учимся просить о помощи и благодарить

Умение искренне просить о помощи позволяет женщине стать слабой, женственной, что особенно актуально во время беременности, и в то же время дает возможность близким проявить свою заботу и любовь, ощутить свою значимость для вас. В итоге все оказываются в выигрыше, важно только помнить несколько основных моментов, помогающих адекватно выразить просьбу.

Признаться себе, что подмога вам нужна. Часто будущая или молодая мама загружена работой, бытовыми хлопотами, собственным состоянием и просто не задумывается о том, что желательно «сбавить обороты» для своей же безопасности.

Понять, в чем нужна помощь. Подумайте о том, что вас не устраивает, что вам стало сложно делать самой. Иногда получается, что женщина мечтает облегчить себе жизнь, жалуется, что у нее нет помощников, но при анализе ситуации выходит, что помощь ей только в тягость, так как она не может найти ту сферу, в которой могла бы довериться другому человеку, не контролировать, а просто передать ответственность и принять готовый результат. Другими словами, прежде чем попросить о помощи, вам следует составить для себя список дел (реалистичный, но максимально полный), в которых вы хотели бы получить помощь. Допустим, водить старшего ребенка в детский сад и забирать его оттуда, закупать недельный запас продуктов, подстраховывать на работе в части трудовых обязанностей во время вашего отсутствия: отвечать на звонки, сделать запись совещания и др.

Уточнить состав «спасательной бригады». Будет не лишне заранее представить себе потенциальных помощников. Кто из вашего окружения может прийти на выручку? В первую очередь это, конечно, семья и близкие люди: муж, мама, свекровь, подруга… Но иногда близких нет рядом, или они не могут помочь, тогда стоит расширить круг. Возможно, у вас есть доброжелательные соседи, коллега, с которой вы в хороших отношениях и т.д.

Продумать разделение обязанностей. Степень близости отношений между вами и кандидатом в помощники играет важную роль в том, какую помощь он может оказать. Конечно, родственников можно просить о существенном: убраться, сходить в магазин, приготовить обед, установить программу на компьютер… Здесь важно учитывать не только ваши пожелания, но и предпочтения потенциальных помощников. Если вашему мужу, к примеру, нравится готовить, но он не любит мыть полы, лучше попросить его взять на себя приготовление еды или закупку продуктов. Что касается посторонних, не стоит злоупотреблять их добросердечностью. Чтобы получить положительный ответ, просите их о чем-то действительно важном и значимом, и желательно, чтобы ваша просьба была единична и «в легкой доступности» для них. Например, если вам необходимо добраться до женской консультации в плохую погоду, а ваш сосед водит машину и работает неподалеку от больницы, вряд ли он откажет вам в помощи.

Правильно выбрать для просьбы о помощи время и место. Не стоит упоминать о чем-то важном вскользь и на бегу. Чтобы человек мог серьезно отнестись к вашему желанию, он должен иметь время, возможность и настроение его воспринять. Поэтому, если у вас не экстренная ситуация, лучше подготовиться к разговору заранее и подобрать удачный момент.

Четко озвучить собственные желания. Помните, что доверительный разговор вызывает намного больше желания помочь, нежели намеки и загадки. Если вы просто жалуетесь на жизнь, вам могут просто искренне посочувствовать, так и не поняв, что вы ждали помощи. Кроме того, важно проговаривать свою просьбу максимально конкретно и полно, чтобы не возникало неясных моментов, а иногда будьте готовы повторить просьбу несколько раз. Вам может показаться, что при таких условиях намного легче все сделать самой, но на самом деле умение мыслить и говорить четко со временем входит в привычку и заметно поможет вам при воспитании малыша.

Выражать свою просьбу уверенно и с достоинством. Не забывайте также, что просить не означает требовать или унижаться. Нужно обойтись без погружения в состояние «жертвы», но и без давления, используя «Я-высказывания»: «Я хотела бы, чтобы ты помогла мне с мытьем окон на этой неделе, врач сказал, что мне уже нельзя этим заниматься», «Мне сегодня очень нужна твоя помощь: пожалуйста, помой машину». Пусть в формулировке вашей просьбы заключаются разные варианты ответа. Например: «Ты не мог бы меня подвезти в консультацию, если, конечно, у тебя нет других планов на этот день?» Это дает другому человеку возможность маневра, то есть у него не будет ощущения, что его «приперли к стенке» и он должен чем-то жертвовать.

Искренне благодарить. Это необходимо, чтобы люди хотели помогать вам и в дальнейшем. Не стесняйтесь лишний раз подчеркнуть вклад человека в решение ваших проблем, его значимость для вас. Даже если что-то получилось не так, как вы хотели, вас не все устраивает – это не повод для претензий. Иногда на маленькие недочеты можно закрыть глаза (например, что вымытая посуда стоит не в том порядке в сушке), а в остальных случаях – подумать, как выразить просьбу еще конкретнее.

Если вам отказали…

Естественно, ответ на ваши просьбы не всегда может быть положительным. Вы должны быть готовы и к отказу. Ведь чем больше надежд, тем больше может быть разочарований и сильнее страх повтора данной ситуации. И все же, как избежать обиды в данном случае?

  • Повторите несколько раз: «Никто мне ничего не должен». Это в самом деле так. У людей могут быть свои намерения, взгляды на ситуацию, которые не совпадают с вашей просьбой. И чем дальше человек в плане родственных связей, тем меньше он обязан заботиться о вас. Подумайте и о своем праве отказать (не в плане мести за текущий отказ, конечно, а вообще как о возможности). Это дает ощущение свободы, ведь быть «всегда хорошим» сложно и не нужно.
  • Всегда держите в уме другой вариант действий. Допустим, вы попросили друга вас подвезти, а он отказался. Помните, что имеются другие способы достичь цели – например, вызвать такси. Есть весьма бюджетные варианты. Либо вам стоит обратиться с данной просьбой к другому человеку, или несколько скорректировать свое пожелание, чтобы потенциальный помощник смог его принять.
  • Не принимайте близко к сердцу. Отказ в помощи вовсе не означает, что человек к вам плохо относится или не ценит вас, у него могут быть свои мотивы и свое восприятие данного вопроса. По другому поводу он вполне легко может откликнуться, поэтому не стоит сразу оскорбляться и расстраиваться. Также отказ в помощи не ставит вас в безвыходную ситуацию, как может показаться в первый момент. Если воспринимать саму помощь как вариант (хороший, но не единственный) решения проблемы, то и отказ станет лишь поводом искать другой вариант.

Для многих женщин беременность становится своего рода открытием, ключом к познанию своей женской слабости и возможностью стать ближе и роднее с окружающими людьми. Нередко будущие мамы с удивлением обнаруживают, что мужчина становится более внимательным и самостоятельным, отношения со свекровью улучшаются, да и общение с подругами по-прежнему приятно. Необходимо лишь трезво оценивать свои силы в свете перемен. И иногда просить о помощи. Порой этому приходится учиться, что дается непросто, но в итоге результат радует: и ваши потребности удовлетворены, и отношения с близкими стали лучше.

«Скорая помощь» при отказе

Постарайтесь не концентрироваться на факте отказа и не поддаваться негативным эмоциям, лучше переключитесь на действия. К примеру, если ваш муж отказался помогать вам с уборкой во время беременности, можно попробовать поставить вопрос иначе и попросить его помочь найти решение этой проблемы, так как вы на данный момент тоже не можете выполнять эту обязанность. Возможно, вы придете к выводу, что вам удобнее обращаться время от времени в клининговую компанию, или муж займется приобретением удобной техники, которая поможет вам справляться самой. Главное, при любом ответе кандидатов в помощники не забудьте поблагодарить их за уделенное вам время и не стесняйтесь сами помогать им при любой возможности.



Похожие статьи
 
Категории