Презентация использование мини музеев в образовательной деятельности. Формы работы мини-музея

24.02.2019

Тематическое планирование

№ занятия Задачи занятия
1,2,3 создание положительной эмоциональной атмосферы в группе; знакомство со взрослыми и детьми; развитие эмпатии; осознание себя, своего имени; снятие психо-мышечного напряжения; развитие координации движений, мелкой моторики, ориентации в собственном теле;. создание игровой мотивации.
4,5,6,7,8,9 создание положительной эмоциональной обстановки в группе; развитие умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста. снижение импульсивности и излишней двигательной активности. снятие эмоционально-мышечного напряжения; развитие умения действовать соответственно правилам игры; сплочение группы, умение взаимодействовать со сверстниками.
10,11,12 развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт друг с другом, действовать согласовано, подстраиваться к темпу движений партнера). снятие тревожности;

ЗАНЯТИЕ №1 «Котенька-коток»

Цель занятия : 1) создание положительной эмоциональной атмосферы в группе;

2) знакомство детей со взрослыми (воспитателем и психологом) и друг с другом;

3) развитие эмпатии;

4) снятие психомышечного напряжения;

5) развитие координации движений, мелкой моторики, ориента­ции в собственном теле.

Оборудование : корзина, кукла-котенок, маленькая игрушечная мышка, палочка с бантиком, альбомные листы по количеству детей, с нарисованным на каждом листе котиком, краски для рисования пальцами, влажные салфетки для рук.

Ход занятия:

> «Здравствуй, я котик!»

Психолог приносит в группу корзинку: «Здравствуйте, ребята! У меня для вас сюрприз. Он находиться у меня в корзинке». Психолог надевает на руку куклу-котенка и предлагает детям по очереди поздороваться с ним. Каждый ребенок жмет котенку лапку и представляется, называя себя ласковым именем, например: «Здравствуй, я –котеночек, а тебя как зовут?» (если ребенок стесняется или плохо говорит, то ему помогает воспитатель)

> «Ласковое имя»

Психолог в роли котенка по очереди ласкает каждого ребенка (лапками гладит их по головке) со словами «Хорошая Оленька, хороший Мишенька» и т.д.

> «Как у нашего кота»

Психолог обращает внимание детей на котика, читается потешка:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Зубки белые,

Глаза смелые.

При повторном прочтении психолог вместе с детьми на каждую строчку выполняет определенные движения: руками показывает ушки над головой, пальчиками изображает под носиком усы, стучит зубками, гладит глазки.



> «Кот и мышь»

Психолог говорит: «Ой, кто это у меня в кармане шевелиться?» Достает мышку и предлагает посмотреть и послушать песенку, которая называется «Кот и мышь». Пропевается песенка:

Кот, кот, коток,

Не садись на краек,

Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет!

Кот переговаривается с мышью:

Мышечка-поскребушечка, ты куда бегала?

В погребок.

Что там делала?

Ела сыр и творог.

Мне молоко оставила?

С порожка скочила, хвост в молоке обмочила,

Ну словлю!

А я убегу!

С этими словами мышь начинает бегать по столу, по детям, а кот ее догоняет. Мышка прячется и убегает от кота. (психолог прячет игрушку-мышку).

«Кот усатый ходит» (пальчиковая игра )

Психолог и дети, пропевают песенку и выполняют движения.

Игра повторяется 2-3 раза.

«Лови-лови»

Психолог рассказывает детям, что котята очень любят играть с бантиками. Предлагает детям превратиться в котят («раз, два, три - вокруг себя повернись и в котенка превратись!») Достает палочку, к которой привязана веревочка с бантиком. Опуская и поднимая ее, он предлагает отдельным детям поймать бантик. Поворачиваясь в разные стороны, психолог пытается вовлечь в эту забаву всех детей. После игры психолог привязывает бантик котику на шею и предлагает детям сесть на коврик около котенка и уложить его спать.

Релаксация (котик ложиться спать). Психолог укачивает котенка и напевает мотив колыбельной песенки: А-а-а-а….

Рисование. (Детям раздают заранее заготовленные листы, на которых у каждого ребенка нарисован котик). Педагог объясняет, что котята потеряли разноцветные шарики и поэтому грустят. Чтобы развеселить котят, надо пальчиком нарисовать для них разноцветные шарики (психолог показывает приемы работы). Дети пальцами рисуют около своего котенка шарики (макают пальчик в заранее приготовленную гуашь и рисуют).



ЗАНЯТИЕ №2

«Разноцветные клубочки»

Цель занятия: 1) создание положительной эмоциональной атмосферы в группе;

2) снятие эмоционального и мышечного напряжения;

3) развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп;

4) снижение импульсивности, повышение двигательной активности

5) развитие эмпатии.

Оборудование : котик, клубочки ниток по количеству детей, корзина для клубочков, рисунок котика с предыдущего занятия, клей, нитки, фломастеры или карандаши

Ход занятия:

> «Здравствуй, я котик!» (см. занятие №1)

Котик пришел в группу к ребятам взъерошенным:

«Я спешил к вам ребята, а по пути встретил большую собаку... (Психолог рассказывает «взъерошившую» котика историю, потом просит детей успокоить Котика)

«Ласковое имя» (см. занятие № 1) «Хорошие ушки, красивые глазки…»

Психолог предлагает детям показать, где у них находятся хорошие ушки, красивые глазки, быстрые ножки и т.д. Затем погладить себя со словами: «Хороший мальчик, хорошая девочка...»

«Кто разбудил котика?» (вариант игры « Угадай, кто позвал»)

Котик предлагает детям поиграть. Малыши превращаются в мышат, кот

засыпает, а дети тихо к нему подходят. Котик просыпается, мяукает и пытается поймать мышат, дети убегают. (Игра повторяется несколько раз)

«Кот усатый ходит» (см. занятие №1)

«Разноцветные клубочки» (клубки подбираются основных цветов, в процессе игры с ними закрепляется название основных цветов)

Психолог говорит, что принес любимую игрушку всех котиков - достает из корзинки клубочек шерсти. Котик мурчит, рассказывает ребятам, какой клубочек мягкий, пушистый, упругий (и т.д.); показывает, как хорошо он взлетает и как здорово он катается по полу. Дети получают по клубочку, превращаются в котят и играют с клубочками (подбрасывают клубочек, катают по полу, перекладывают из ручки в ручку)

Раз, два, три, четыре, пять

Будем мы в клубки играть!

Вверх, вниз- 2 раза

Эй, ребята, не ленись!

Рисование

Детям раздаются спутанные нитки и листы бумаги с изображением котиков с

прошлого занятия.

Котята играли с нитками и запутали их. Приклеим своим котятам, запутанные

нитки. Дети по очереди подходят к психологу, мажут клеем нитки и

прикладывают к листу. (Учитывая возраст и возможности детей, данное задание

можно заменить рисованием клубочков карандашом или фломастером. Еще можно предложить детям приклеить около котика разноцветные клубочки, которые заранее подготовил педагог-психолог.)

Дети и взрослые вспоминают, в какие игры они играли с котиком. Психолог говорит: «Котику очень у нас понравилось, но пришла пора прощаться.» Дети гладят котика и прощаются с ним.

ЗАНЯТИЕ № 3

«Курочка Ряба»

Цель занятия : 1) снятие эмоционального и мышечного напряжения;

2) развитие умения согласовывать свои движения с ритмом музыки и текста, с движениями других детей;

3) развитие умения действовать соответственно правилам игры;

4) снижение импульсивности и излишней двигательной активности;

5) развитие координации движений, мелкой моторики, ориентации в собственном теле.

Оборудование: котик, чудесный мешочек, курочка, яичко, мышка, домик, дед, бабка, слоеное тесто для лепки или пластилин.

Ход занятия

«Здравствуй, я котик!»

Котик приходит в группу, здоровается с ребятами.

«Ласковое имя»

Психолог в роли котенка по очереди ласкает каждого ребенка (лапками гладит их по головке) со словами «Хорошая Оленька…» и т.д.

«Чудесный мешочек»

Котик показывает детям «чудесный мешочек»:

Ребята! Посмотрите, что я вам принес. Это мешочек не простой, это мешочек

чудесный. Кто хочет узнать, что в нем лежит?

Дети по очереди пытаются ощупать мешочек и угадать, что в нем лежит. Котик

достает из мешочка (по очереди): курочку, мышку, яичко

«Курочка-рябушечка»

Психолог обращается к курочке и ведет с ней диалог, читается потешка:

- Курочка-рябушечка, куда ты пошла?

- На речку.

- Курочка-рябушечка зачем пошла?

- За водичкой.

- Курочка-рябушечка, Зачем тебе водичка?

- Цыпляток поить.

- Курочка- рябушечка,

Как цыплятки просят пить?

- Пи-пи-пи-пи-пи-пи!

«Курочка грустная - пожалей ее»

Курочка загрустила - у нее болит крылышко. Психолог предлагает детям пожалеть курочку. Первым жалеет котик или взрослый, потом по очереди все дети. Педагог-психолог предлагает угостить курочку зернышками. (дети подставляют курочке ладошки, а она «клюет» зернышки у каждого малыша и благодарит за угощение: «Спасибо, Маша, Коля…»

Наталья Понамарева
Проект «Мини-музей краеведения в ДОУ»

Познавательный проект «Мини-музей краеведения в ДОУ » .

Музейные ценности Сибири.

Познавательный проект «Мини-музей краеведения в ДОУ » .

Вид : познавательный, долгосрочный.

Цель данного проекта :

Содействовать всестороннему развитию детей, знакомить детей с историей, с основами русской национальной культуры, с бытом и историей своих предков, формирование у дошкольников патриотических чувств. Формировать навыки работы в коллективе. Воспитывать желание помогать и уступать друг другу.

Задачи проекта :

Обогащать впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при посещении мини - музея ;

Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, истории своих предков.

Актуальность :

Данный проект расширяет кругозор , дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире.

Участниками данного проекта являются : педагоги ДОУ, дети, родители.

Создание и размещение мини-музея :

Мини – музей краеведения в нашем группе создан с октября 2013 года, при создании музея нами было определено, что в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали его мини – музей . Часть слова «мини » , в нашем случае, отражает и возраст детей, для которых он предназначен, и размеры экспозиций, и определенную ограниченность тематики. Кроме этого, отличительной особенностью нашего мини- музея является , то что : в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини -музее детского сада не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, пополнять экспозиции и переставлять экспонаты и рассматривать их.

Мини-музей краеведения в МБДОУ «Детский сад №97» располагается в группе «Цветик -семицветик» . И был создан педагогами ДОУ : Понамаревой Н. В. И Аракелян Т. М.

В создании данного музея принимали участия не только творческая группа педагогов ДОУ, родители (которые помогали в создании экспозиций музея, пополняя их материалами) .

Уголок русского быта;

Альбом фотографий города Новокузнецка;

Природные ископаемые нашего края;

Русские народные куклы;

В структуре проекта мы выделили три этапа.

I. Подготовительный этап. Он включал в себя :

Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта ;

Разработка модели мини-музея .

II. Практический этап (этап реализации проекта ) .

1. Создание экспозиций в мини-музее .

Когда мы организовывали данный мини-музей , он «задумывался» как выставка природных ископаемых нашего края. В процессе работы мини -музей пополнялся новыми экспозициями. Затем, мы подумали, что дети должны знать не только о том,чем славится город Новокузнецк, но и о культуре и быте славянского народа.

2. Разработка плана работы мини-музея .

В мини-музее организуются :

Тематические выставки, выставки экспонатов, предметов декоративно – прикладного творчества, русского быта, народных промыслов, фотографий, предметов быта, и т. д. ;

Экскурсии в мини-музей , развлечения, посиделки, в соответствии с планом работы;

Свободное посещение мини -музея детьми вместе с родителями.

III.Заключительный этап

Презентация результатов проекта

IV. Интеграция образовательных областей.

В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей :

- «Художественное творчество» (рисование, аппликация) – организуются выставки детских работ в мини-музее ;

- «Познание» – организуются игры-занятия по ознакомлению с окружающим) ;

- «Социализация» - организуются экскурсии по введению детей в мир исторического наследия;

V. Перспективы работы.

Пополнять план содержания экскурсий в мини-музее ;

Оснащение мини -музея видеотекой к экспозициям (работа в данном направлении уже начата и в мини -музее ДОУ имеются отдельные видео материалы к экспозициям) .


Задачи музейной педагогики: Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике. Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике. Гармонизация развития творческой личности. Гармонизация развития творческой личности. Формирование национальной идеологии. Формирование национальной идеологии. Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества. Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества. Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея. Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея. Задачи музейной педагогики: Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике. Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике. Гармонизация развития творческой личности. Гармонизация развития творческой личности. Формирование национальной идеологии. Формирование национальной идеологии. Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества. Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества. Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея. Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея.


« Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики. Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования ». Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке музееведения, педагогики, психологии. « Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики. Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования ». Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке музееведения, педагогики, психологии. Е. Б. Медведева, М.Ю. Юхневич дают следующее определение:


Музей учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. Музееведение наука об истории музеев, их назначении и организации. Музеи неотъемлемая часть культурного наследия. Они охватывают практически все сферы жизни человечества: искусство, науку в целом, историю, географию и т.п. В любом крупном городе есть музеи разной направленности.


Задача педагога занимающегося музейной педагогикой - создание условий для выработки у воспитанников позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки.


Музейная педагогика имеет интегрированный характер Музееведение Музееведение Психология ПсихологияПедагогика Педагогика Музейная педагогика - научная дисциплина, носит интегрированный характер, так как развитие данного направления происходит благодаря взаимодействию музееведения, педагогики и психологии. В последние десятилетия дошкольные учреждения стали создавать собственные мини- музеи, организация и использование мини-музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями. В последние десятилетия дошкольные учреждения стали создавать собственные мини- музеи, организация и использование мини-музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями. В дошкольной музейной педагогике, можно выделить два крупных направления: В дошкольной музейной педагогике, можно выделить два крупных направления: 1) сотрудничество детского сада с музеями (краеведческими, художественными и т.п.); 2) создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении 2) создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении.






Принцип интеграции Принцип непрерывности и разнообразия Принцип деятельности и интерактивности Принцип научности Принципы динамичности и вариативности Принцип партнерства Принципы экологичности и безопасности Принципы организации мини-музея в ДОУ Принцип природосообразности и Принцип природосообразностиикультуросообразности Принципглобализма и регионализма Принцип глобализма и регионализма Принцип креативности Принцип гуманизации


Направления работы в ходе реализации проектов по музейной педагогике Создание тематических коллекций и экспозиций Презентация детско- родительских исследовательских проектов Совместная художественная деятельность для детей и родителей, в результате которой создаются экспонаты музея Музейная педагогика реализация проектов Специально организованная и самостоятельная художественная деятельность Интегрированные тематические блоки НОД с использование ИКТ Исследовательская деятельность по методике Фольклорные праздники, совместные экскурсии и другие эстетические события


Этапы создания мини-музея Подготовительный этап В начале работы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяли тему и название мини- музея, разрабатывали его модель, выбирали место для размещения. Заключительный, обобщающий этап Презентация мини музея Презентация мини музея Практический этап (или этап реализации проекта) Участие в создании детей и родителей. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется. В итоге главная цель достигнута: отношения родителей и педагогов изменились, больше сплотились, произошло сближения. Наладились партнерские отношения между дошкольными учреждениями и родителями.


Формы организации работы с детьми: I. Ежедневные. К Коллекционирование вместе с детьми; создание мини-музеев. II. Еженедельные. Игры музейного содержания по формированию художественной культуры, игры-развлечения; игры путешествия; игры – эстетические упражнения: заполнение музейных словариков (рисунки, коллажи т.д.). Выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку). III. Периодические. Проведение в мини-музеях тематических мероприятий образовательных и обзорных экскурсий, конкурсов и викторин (приз самому любопытному посетителю музея).


Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности. Целью педагогической технологии является воспитание нравственности детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики. Целью педагогической технологии является воспитание нравственности детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики. Для разработки технологии использования музейной педагогики как инновационной в процессе воспитания нравственности детей выделены следующие принципы: Для разработки технологии использования музейной педагогики как инновационной в процессе воспитания нравственности детей выделены следующие принципы:


Чем отличается современный детский музей от классического музея? Его главная задача образовательная, просветительская: в нём могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники, как это принято в традиционных музеях. Еще одна специфическая черта детских музеев: это игровое или интерактивное образовательное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, по своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей. Детский музей ориентирован на детей определенного возраста, на семью и на дошкольное учреждение. Главной его функцией становится образовательная, воспитательная. Он является интерактивным и предполагает активное поведение ребенка по отношению к экспонатам. Главное в таком музее не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельной деятельности ребенка. С этой точки зрения мини-музея в детском саду, на наш взгляд - разновидность детских музеев.


Мини музей для воспитанников эта своеобразная образовательная зона: Развитие речи - словарная работа, развитие связной речи, интонационная выразительность речи, активизация пассивного словаря, знакомство с фольклёром, с народной сказкой. Развитие речи - словарная работа, развитие связной речи, интонационная выразительность речи, активизация пассивного словаря, знакомство с фольклёром, с народной сказкой. Математика – счет, измерение, сравнительный анализ и синтез, знакомство с календарным и временным циклом, и т.д. Математика – счет, измерение, сравнительный анализ и синтез, знакомство с календарным и временным циклом, и т.д. Музыка – знакомство с народной музыкой, с классической музыкой, музыкально- ритмические упражнения. Музыка – знакомство с народной музыкой, с классической музыкой, музыкально- ритмические упражнения. Искусство – знакомство с произведениями художников-классиков, знакомство с произведениями фотохудожников; с народно прикладным творчеством. Искусство – знакомство с произведениями художников-классиков, знакомство с произведениями фотохудожников; с народно прикладным творчеством. Познание окружающего мира – знакомство с разными профессиями, с технологией производства некоторых продуктов, с общественной жизнью, с окружающем миром. Познание окружающего мира – знакомство с разными профессиями, с технологией производства некоторых продуктов, с общественной жизнью, с окружающем миром. Здоровье – дать представление о здоровом образе жизни, о правильном питании, о витаминах. Здоровье – дать представление о здоровом образе жизни, о правильном питании, о витаминах. Физическое развитие – расширять представления о физическом развитии как неотъемлемой части общего развития. Физическое развитие – расширять представления о физическом развитии как неотъемлемой части общего развития.

В настоящее время одним из актуальных вопросов сферы дошкольного образования является поиск новых форм организации взаимодействия дошкольников и их родителями, реализуемый с целью повышения компетентности взрослых в вопросах воспитания. - опробованная, прогрессивная форма педагогической деятельности, которая:

  • позволяет усовершенствовать предметно-пространственную среду групп;
  • способствует знакомству детей с музейной культурой, окружающим миром;
  • открывает возможности для ведения самостоятельной исследовательской работы.

Темы мини-музея в ДОУ

Главной особенностью музейной экспозиции, создаваемой в группе детского сада, должно быть изменение роли воспитанников. Дети в большинстве своем не любят музеи из-за запретов трогать экспонаты, невозможности рассмотреть и понять все их элементы ввиду расположения на некоторой удаленности (за закрытыми стеклами). В мини-музее дошколята должны быть не пассивными наблюдателями, а заинтересованными субъектами действия. И уровень заинтересованности малышей в первую очередь определяют темы мини-музеев, открываемых в ДОУ.

Тематика создаваемой экспозиции зависит от многих факторов - региональных особенностей местности, возраста и интересов дошкольников, уровня профессиональной подготовки и творческих способностей воспитателя и родителей. Практика показывает, что при умелой интерпретации практически любая сфера деятельности может стать интересной темой для группового мини-музея.

Выставочные экспозиции уже созданы во многих детских садах нашей страны. Педагогические работники делятся опытом успешного создания маленьких музеев, переосмысливая традиционные темы. Но в некоторых ДОУ были открыты и необычные выставки, способствующие реализации творческой активности детей.

Популярные темы мини-музеев в группах ДОУ :

  • «Чудо-дерево», «Такие разные цветы», «Экзотические животные и птицы» - экспозиции, призванные как можно ближе познакомить малышей с миром живой природы.
  • «Водица-живица», «Город мастеров» (экспозиция, посвященная вторичной переработке мусора), «Наш дом - Земля» - раскрывают проблемы экологического воспитания.
  • «Родной город», «Моя Родина - Россия», «Музей воинской доблести», созданные в рамках реализации патриотического воспитания.
  • «Театральное искусство», «Картинная галерея», «Звуки вокруг нас» - темы, призванные познакомить дошколят с искусством.
  • «Музей кукол», «Забавы-игрушки», «Мульти-пульти» - экспозиции, посвященные героям мульфильмов и сказок, игрушкам.
  • «Мини-музей железнодорожного транспорта», «Лучший друг» (выставка фигурок собак), «Музей мяча», «Музей волшебных вещей», «Музей Чебурашки» - примеры авторских экспозиций, созданных педагогами дошкольного воспитания совместно с детьми и их родителями в разных уголках нашей страны.

Создание мини-музея в ДОУ

Организация музейных экспозиций для дошкольников является трудоемкой задачей, требующей слаженности действий от всех участников образовательных отношений.
Создание мини-музея в группе ДОУ предусматривает реализацию нескольких этапов деятельности:

  1. Проведение консультаций с малышами и родительской общественностью.
  2. Выбор места размещения экспозиции. Очень важно, чтобы локация выставки позволяла в дальнейшем пополнять ее новыми экспонатами.
  3. Сбор экспонатов, которые могут быть предоставлены родителями или созданы в процессе совместного творчества малышей и взрослых. Регистрация экспонатов в каталоге.
  4. Оформление выставочного мини-комплекса, предусматривающее создание декораций, бирок к экспонатам, украшение помещения.
  5. Выбор экскурсоводов, которыми могут быть дети старшей или подготовительной группы, члены семей воспитанников.

Варианты локаций мини-музея

Минусы такого решения:

  • обеспечение доступа к выставке ограниченного числа воспитанников (детей одной группы);
  • удаленность от раздевалки (редко создаются прецеденты для общения родителей и детей по вопросам выставки);
  • факт создания мини-музея останется неизвестным для большого количества членов семей воспитанников из других групп.
Раздевалка При организации выставочного мини-комплекса в раздевалке сохраняется преимущества свободного доступа к экспонатам не только детей из конкретной группы, но и других воспитанников и их родителей. Помещения для дополнительных занятий Музыкальные залы, изостудии и другие помещения детского сада характеризуются достаточным количеством свободного места, но при этом отличаются большой содержательной насыщенностью. Создание мини-музея в таких помещениях будет связано с необходимостью реализации смелых оформительских решений. Холлы Свободный доступ к таким помещениям является большим плюсом и минусом одновременно. С одной стороны, у родителей появляется возможность посещать мини-музей в любое удобное время, индивидуально или группами. С другой стороны, из-за бесконтрольности доступа у воспитателей нет возможности пополнять выставку по-настоящему ценными и интересными экспонатами.

Презентация «Мини-музей в ДОУ»

Окончание работ по обустройству музейной экспозиции в стенах детского сада не должно остаться незамеченным. Чтобы еще раз привлечь внимание детского коллектива и родительской общественности к тематике проекта, рекомендуется провести презентацию и торжественное открытие мини-музея в ДОУ . Для наглядности можно создать несколько слайдов и использовать проектор либо подготовить небольшой сценический рассказ.

В рамках презентации музея следует представить такие блоки информации:

  1. История создания экспозиции. Малышам будет приятно узнать, что именно их увлечение вопросами природоведения или повышенный интерес к отдельной категории игрушек послужило идеей для создания уникального проекта, который удалось визуализировать.
  2. Цели и задачи музейной педагогики, озвучивание которых позволяет взрослым осознать важность опыта создания экспозиции в контексте воспитательного процесса.
  3. Краткое представление разных коллекций выставки. Практика показывает, что в ходе подготовительных работ дети успевают познакомиться только с теми экспонатами, которые были принесены или созданы членами их семей. Первая торжественная экскурсия по мини-музею помогает привлечь внимание воспитанников к отдельным предметам, которые впоследствии будут изучены более подробно.

Детям и взрослым будет интересно узнать, что можно делать в мини-музее, какие экскурсии и виды активности будут проводиться на базе группового выставочного комплекса.

Презентацию, посвященную музейной педагогике в детском саду , следует проводить в увлекательной интегративной форме, привлекая к участию малышей и их родителей. Продолжение совместной работы над проектом помогает воспитанникам почувствовать себя причастными к процессу музейного коллекционирования, создает прекрасные предпосылки для последующего легкого усвоения материала.

Паспорт мини-музея в ДОУ

Обязательным элементом музейной инфраструктуры, способствующим передаче опыта реализации проектов по музейно педагогике, является паспорт тематического мини-музея в ДОУ . Этот отчетный документ может быть оформлен в текстовом виде с включением блоков-схем, иллюстраций, или в форме красочной презентации.

Структура паспорта мини-музея

Таблица
Скачать в.docx

Раздел Содержание
Титульная страница Указывается название музейной экспозиции, приводятся данные об авторском коллективе: фамилии и имена ответственных воспитателей, информация об их образовании, должностях, стаже ведения педагогической практики.
Расположение Указать постоянную локацию музея, данные о конфигурации (наличие полок, сборных конструкций).
Цель и задачи экспозиции Цели:
  • совершенствование условий ведения воспитательно-образовательного процесса;
  • в группах;
  • реализация комплексного подхода к воспитанию дошкольников.
Задачи:
  • формирование интереса к коллекционированию, поиску исторической истины;
  • организация условий для совместной деятельности воспитанников и членов их семей;
  • ведение культурно-просветительской работы.
Содержание и формы работы Это может быть деятельность по изучению литературных источников, поисковая работа, проводимая с целью пополнения экспозиции, экскурсионно-лекторская работа.
Руководство работой музея Чаще всего функционирование музейного мини-комплекса осуществляется по принципам самоуправления.
Сохранность музейного фонда Представить перечень мер, направленных на обеспечение сохранности выставки.
К данному пункту следует сделать приложение - перечень всех экспонатов, который необходимо систематически обновлять.

Мини-музей в старшей группе детского сада

Активность по музейному направлению не должна завершаться на этапе успешной презентации проекта. Напротив, экспозиция должна усовершенствоваться и дополняться, а ее элементы - включаться в качестве предметного материала в разные виды активности.


Работа мини-музея в группе ДОУ предусматривает обязательное проведение экскурсий - дошкольниками или их родителями. Такой подход позволяет реализовать несколько важных функций:

  1. Образовательную - через тренировку зрительно-слухового восприятия новой информации дошкольниками, оказание посильной помощи воспитателю в подготовке экспозиционных и презентационных материалов, расширение границ основного программного материала.
  2. Развивающую. Присутствие новых объектов в групповом пространстве стимулирует активизацию мышления воспитанников, расширение словарного запаса , положительно сказывается на развитии интеллектуальных данных.
  3. Просветительскую, реализуемую через привитие навыков вдумчивого, критического восприятия новой информации.
  4. Воспитательную. Во время реализации музейного проекта и последующей работы над ним дошколята получают элементы социального опыта, учатся работать в команде на достижение единого результата.

Опыт использования музейной педагогики изучен не до конца. Использование разнообразия форм методической работы по теме выставки - проведение тематических бесед, экскурсий, творческих занятий - позволяет разнообразить воспитательный процесс и значительно расширить познавательные горизонты детей.

Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.

В соответствии с годовым планом работы ДОУ, с целью обогащения предметно-развивающей среды группы, формирования у дошкольников представлений о музее, создания условий для развития проектно-исследовательских умений, в срок с 20 по 22 февраля 2017 года, был организован и проведен смотр конкурс мини-музеев в ДОУ, в котором приняли участие все возрастные группы ДОУ.

В ходе смотра-конкурса оценивались следующие показатели:

- расположение мини-музея (эстетический вид, креативность оформления, безопасность, соблюдение санитарно-гигиенических условий, соответствие возрасту детей,

- тематика мини-музея (связь выбранной темы с образовательными областями, патриотическим воспитанием или развитием речи,

- история создания мини-музея (рассказ о целе создания, интересных фактах и предметах музея,

- наличие документации (конспектов НОД, плана работы, содержание работы с детьми - подборка игр, художественной литературы и др. ,

а также разнообразие экспонатов, умение педагога провести экскурсию по музею.

Представленные в ходе смотра-конкурса «мини-музеи» разнообразны по содержанию, тематике, эстетическому оформлению, оснащению материалами и пособиями, носят развивающий характер, созданы с учетом возрастных особенностей, расположены в доступных для детей местах, созданы руками педагогов, родителей и детей.

Каждый из воспитателей проделал большой объем работы, определился с темой мини - музея, подобрал место для его размещения, наполнил содержанием, продумал оснащение, разделы, формы работы в музее.

Тематика музеев получилась разнообразной:

В группе "Полянка" Мыльникова Наталья Юрьевна и Савкина Надежда Александровна поделились некоторыми секретами изготовления экспонатов. Всем очень понравился мини - музей "Так жили наши предки".


В группе "Радуга" - воспитатель Иванова Ольга Викторовна встретила гостей с блинами и угощениями.Масленница на дворе! Вниманию коллег был представлен мини-музей "Народные промыслы". Ольга Викторовна провела увлекательную экскурсию о прошлом и настоящем нашей страны, нашего края.






В группе "Рябинка" воспитатели Чикова Галина Александровна и Корней Юлия Николаевна представили мини-музей "Чудеса из дерева" и "Русская изба". Все оценили красивое оформление и интересные истории об экспонатах.





В группе "Лучики" воспитатель Карелина Лариса Юрьевна представила мини-музей "Мир камней".




В группе "Почемучки" воспитатели Колбина Татьяна Николаевна и Саломатова Светлана Борисовна представили вниманию коллег мини-музей "Каша - радость наша" хлебосольно, по русской традиции, а еще все попробовали кашу "Дружба" с пылу, с жару в настоящем чугунке да деревяными ложками!





В группе "Ромашка" вниманию коллег воспитатели Коробатова Тамара Петровна и Попова Наталья Ивановна представили мини-музей "Посуда", а также дидактический материал, используемый в работе.


Группу "Ягодка" представляла воспитатель Бондарь Марина Александровна. Педагогом был представлен мини- музей "Береста".





В группе "Солнышко" было торжественное открытие мини-музея "Мир часов". Воспитатель Новикова Елена Михайловна рассказала коллегам о том, как совместно с рдителями было принято решение тематики музея, как собирали экспонаты и как с ними знакомились. Также был прдемонстрирован наглядный и дидактический материал.




Мини-музей "Русская матрешка" представляла воспитатель Бородина Любовь Викторовна.

В группе "Пчелки" начинающий воспитатель Симонова Ольга Олеговна представила мини-музей "Звучащая игрушка", над которым работала Морщнева Полина Николаевна.


Завершающей была экскурсия в группу "Родничок", которую представили воспитатели Дерябина Елена Викторовна и Маленьких Роза Васильевна. Мини-музей "Русские народные промыслы" в группе существует давно, но сегодня он представлен в новом исполнении. Также воспитатели показали все экспонаты, коллекции, наглядный и дидактический материал накопленный в группе, по нравственно патриотическому воспитанию. Воспитатели подробно рассказали коллегам как реализуется работа по патриотическому воспитанию, какие формы работы наиболее интересные в реализации программы по региональному компоненту и т.д.




Подводя итоги такой плодотворной работы воспитателей ДОУ, хочется отметить слаженность работы, доброту, взаимовыручку и поддержку всех членов коллектива, заинтересованность и участие родителей.

Надеемся, что работа в мини-музеях будет продолжена, педагоги будут развивать музеи, пополнять экспонатами, усложнять дидактическим и теоретическим материалом в соответствии с взрослением ребят.

Итоги конкурса будут объявлены на педагогическом совете в марте 2017г.



Похожие статьи
 
Категории