Создание мини музея в детском саду. Как мы работаем в мини-музее

02.02.2019

Вниманию предоставлен проект создания мини - музея со сменными экспозициями в дошкольном образовательном учреждении для обогащения предметно -развивающей среды. В проекте представлена 1 экспозиция "Русский быт" с подборкой загадок и значений представленных предметов экспозиции в помощь для проведения экскурсий для детей и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правила поведения в нашем музее

В нашем музее многие экспонаты разрешено трогать руками!

Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.

Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.

Можно и даже нужно задавать вопросы.

Можно пополнять музей новыми экспонатами

Предварительный просмотр:

Проект по организации

Мини-музея в детском саду со сменными экспозициями.

Руководитель проекта – заместитель заведующей по УВР Савина Е.К.

Целепологание:

Музей – это дитя таланта и профессионализма. Организация музея – это своеобразный спектакль, который требует талантливого режиссера, который сможет охватить своим замыслом все слагаемые музея: суть, предмет, информацию, изображение и т.д.

С введением ФГТ мини-музей в ДОУ будет способствовать полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей.

Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, составляя свои рисунки, рассматривая экспозиции, дети усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром.

Думаем, вы согласитесь с тем, что мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому их и назвали «мини-музеями». Но в создании мини –музея в детском саду есть свои преимущества, дети чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. . В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Поэтому возникла необходимость создания мини – музея и в нашем дошкольном образовательном учреждении.

Цель: обогащение предметно –развивающей среды ДОУ

Задачи:

Расширение кругозора дошкольников

Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности

Формирование активной жизненной позиции и развитие интегративных качеств

4. Активизация работы с родителями

Этапы организации работы

Первый этап, подготовительный - «Планирование мини-музея».

1. Предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия.

2. Интерактивность и полифункциональность музейного пространства, дает возможность использовать музейные экспозиции для организации разнообразной деятельности детей и решения различных воспитательно-образовательных задач (в том числе комплексно).

3. Психологическая комфортность и безопасность деятельности.

4.Определение перспективы создания мини-музея и разработка алгоритма по созданию мини-музея:

1) выбор темы мини-музея,

2) определение места размещения мини-музея,

3) планирование экспозиций,

4) выбор дизайна оформления мини-музея,

5) подбор экспонатов.

Второй этап, практический - «Создание мини-музеев».

1. Выбор темы мини-музея

Название первой экспозиции «Русский быт»

Название второй экспозиции «Космос»

Экспозиции в течение года могут изменяться.

2. Определение места размещения мини-музея

Месторасположение мини-музея определяли с учетом принципов интерактивности и полифункциональности музейного пространства и психологической комфортности и безопасности деятельности.

3. Планирование экспозиций

Мини-музей в ДОУ может располагать постоянными и сменными экспозициями.

4. Выбор дизайна оформления мини-музея.

5. Подбор экспонатов

В процессе работы родители постепенно, становятся активными участниками создания мини-музея.

6. Оформление буклета мини-музея

7. Разработка форм работы с экспозициями мини-музеев

В процессе организации мини –музея предполагаются следующие формы работы с экспозициями мини-музея: занятия-экскурсии, экскурсии для родителей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций.

Третий этап, презентационный - «Представление мини-музея».

На этом этапе проходит презентации мини-музея.

Четвертый этап, деятельностный - «Функционирование мини-музея».

Сначала организовано посещение мини –музея педагогами, затем воспитатели проводят экскурсию родителям, также родителям можно порекомендовать посетить с детьми действующие музеи и выставки, проведение экскурсий и занятий детям.

Предполагаемый результат:

Мы считаем, что создание мини-музея позволит:

Сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей;

Приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, расширит познавательный интерес и эмоциональное восприятие.;

Позволит пополнять мини –музей новыми экспозициями;

Помощь в усвоении детей элементов культуры, расширение словарного запаса путём подбора картотеки к экспозициям загадок, пословиц, поговорок, интересных материалов.

Обогатит предметно –развивающую среду в ДОУ.

Литература

Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович. N 12. – 2007. – С.

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Лукина Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении //Управление ДОУ №1-2004.

Форталева Н.П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края//Управление ДОУ.-2005, №1

2012 г.

Предварительный просмотр:

Дом — стеклянный пузырек,

И живет в нем огонек.

Днем он спит,

А как проснется —

Ярким пламенем зажжется.

(Лампа)

Горит столб,

А дыма нет.

Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда

Мы не уйдем.

(Свеча)

Мы бьем исправно

Каждый час.

А вы, друзья,

Не бейте нас!

(Часы)

В Полотняной стране

По реке Простыне

Плывет пароход

То назад, то вперед.

А за ним такая гладь -

Ни морщинки не видать!

(Утюг)

Музыкант, певец, рассказчик,

А всего - кружок да ящик.

(Патефон)

Мой сердечный друг-приятель

В чайном тресте председатель:

Все семейство вечерком

Угощает он чайком.

Парень дюжий он и крепкий,

Без вреда глотает щепки.

Хоть и ростом не велик,

А пыхтит, как паровик.

(Самовар)

Хвост во дворе, нос в конуре.

Кто хвост повернет, тот и в дом войдет.

(Ключ)

Два коня у меня, два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда,

Словно каменная.

(Коньки)

Плотники без топоров срубили горенку без углов.

(Глиняный горшок)

Был на базаре, очутился на пожаре.

(Горшок в печи)

Сколько не мучь, ни кипяти, а белее не сделаешь.

(Чугун)

Мишка Попов сел на коня, поехал в огонь, ржет и хохочет, выскочить хочет. (Горшок на ухвате)

Чем больше я верчусь

Тем больше становлюсь

(веретено и клубок)

Привяжешь - пойдет, отвяжешь - останется .

(лапоть)

Предварительный просмотр:

ТУЕС .

Этот небольшой сосуд из бересты. Но до сих пор его продолжают изготавливать умельцы русского Севера, Урала и Сибири. Крестьяне хорошо знают, что соль, хранимая в туесе, никогда не волгнет, а соленые грибы и огурцы не только долго хранятся, но и приобретают приятный аромат.Больше всего ценится другое достоинство туеска — вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не стынет. Оттого и был исстари туес частым спутником жнеца, пахаря, охотника, рыбака.

ЧУГУН

Крупный сосуд, горшок из чугуна, позднее также из алюминиевого сплава, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугуна является его форма, повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу.

КРИНКА

Служила хорошим местом для хранения молока. Ввиду того, этот сосуд был выполнен из пористого материала (глины), молоко, как будто бы дышало и поэтому сохранялось лучше. Именно в этой посуде молоко имело возможность топиться, не пригорая в настоящей русской печке. Молоко приобретало бежевый или слегка коричневый оттенок, а сверху темно-коричневая очень вкусная пенка, сдобренная и смягченная нижним слоем сметаны.

При хранении молока сметана отстаивалась в узкой части кринки и, за счет сужения, она становилась более густой, плотной, что позволяло впоследствии с легкостью сделать из нее сливочное масло.

НОСОВАТИК

«носоватик» (крынка с носиком) сбивают масло, орудуя мутовкой и сливая через носик пахту. рукомойники-носоватики - горшки с одним или двумя носиками и ручками, за которые рукомойник подвешивали над ушатом

РУШНИК

— расшитое декоративное полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества восточных славян. Рушник изготовляется из льняного или конопляного полотна Для украшения рушника употребляют вышивку, кружево, бранное ткачество, ленты

ВРУБЕЛЬ

Напоминал фрагмент стиральной доски. Гладили им так: на палку наматывали ткань и катали ее ребристым деревянным врубелем. Но не глаженое льняное полотно, из которого в старину шили одежду, колом стояло, было грубым, как рогожа, поэтому, ничего не попишешь, приходилось катать. Хорошо еще, вещи шили прямые, со съемными рукавами, на пуговицах или шнуровке. Говорят, по тому, как невеста гладила, решали, готова ли она к семейной жизни. Если одной рукой — девушка сильная и станет настоящей хранительницей очага, если двумя — слабенькая, и замуж ей еще рано.

УТЮГ

Настоящий утюг известен уже две с половиной тысячи лет. Изобрели его в Китае, на родине шелка и фарфора. До появления первого утюга белье гладили всем, что попадалось под руку: стеклянными шарами, донышками бутылок, железными кружками, наполненными горячей водой, и инструментами, похожими на большую сковородку. Первое упоминание о русском утюге находим в 1636 году в книге расходов царского двора: «Кузнецу Ивашке Трофимову выдано пять алтын, дабы он заделал утюг железный для царской палаты».

Железные, чугунные и бронзовые утюги пришли в наш быт в эпоху Петра Первого. Их отливали или ковали, по воле мастера придавая им форму льва, кита, корабля, украшая завитушками, но чаще — ничем не украшая. Просуществовал цельнометаллический утюг вплоть до 1967 года вместе со своими недостатками — горячей ручкой и способностью быстро остывать.

УХВАТ

Ухва́т или рога́ч — приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки.

Под каждый размер чугунка был свой ухват.

КОНЁК

Конёк — один из пары коньков для катания по льду

МОТАЛКА

Моталка для перемотки ниток в клубки

ВЕРЕТЕНО

Приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в острие к верхнему концу и утолщённая к нижней трети.

Стан

Обязательная часть костюма славян — женская рубаха. Одним из отличий от мужской рубахи была длина. Женская рубаха зачастую доходила длинною до подола сарафана. Такие рубахи называли "стан".

Сарафан

Народная русская женская одежда. Платье, чаще всего без рукавов. Сарафаны различались по тканям и покрою. Сарафаны носились в центральной и Восточной Европе. Слово сарафан заимствовано из иранских языков.

В России сарафаны носили с XIX века крестьянки из центральных и северных областей и Поволжья.

КУШАК

пояс или опояска, широкая тесма, либо полотнище ткани, иногда с бархатом по концам, для обвязки человека в перехвате, по верхней одеже.

Пря́лка

Предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.

Веретено́

приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в острие к верхнему концу и утолщённая к нижней трети.

Самова́р

устройство для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились другие виды самоваров — керосиновые, электрические и пр. В настоящее время почти повсеместно вытеснены электрическими чайниками и чайниками для плит.

Патефон

Механическое устройство для проигрывания граммофонных Слово «патефон» употребляется для названия портативного граммофона, главным образом в СССР. «Граммофон» — это тоже запатентованное название звуковоспроизводящих аппаратов, выпускаемых определенными фирмами. Так например, в США для обозначения механического проигрывания грампластинок употреблялись такие термины как графофон, фонограф, «Говорящие машины» и т. п., по причине «патентных войн» с Э. Берлинером, изобретателем граммофона. сапфировые иглы, рассчитанные на многократное использование.

Ла́пти

низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые и другие), берёсты или пеньки. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти.


Организация: МБОУ «Путинская СОШ» структурное подразделение ДС

Населенный пункт: Пермский край, с. Путино

Федеральный государственный образовательный стандарт нас нацеливает на реализацию принципов дошкольного образования: «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; сотрудничество Организации с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности». Также Стандарт предъявляет требования к развивающей предметно-пространственной среде: «среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых…», обеспечивать «учет национально-культурных и климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность» . Придерживаясь требований Стандарта, я хочу представить вашему вниманию педагогический проект «Мини-музей в детском саду».

Этот проект реализуется в рамках Программы Развития МБДОУ «Путинский детский сад» «Формирование ценностной направленности личности в условиях сотрудничества детского сада и семьи» (2016-2018гг.). Одной из целевых установок Программы является «совершенствовать систему по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Способствовать расширению и углублению знаний дошкольников о малой родине и Отечестве. Формировать эмоционально положительное и толерантное отношение к изучению традиций русского народа. Развивать умение отражать традиции в разных видах детского художественного творчества, через фольклор и музейную педагогику» .

Цель проекта:создание условий нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики, решалась через задачи:

  • Создать мини-музеи в каждой возрастной группе, пополнить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ.
  • Взаимодействовать с родителями в создании мини-музея в группах.
  • Совершенствовать уровень профессионального мастерства педагогов по теме проекта.
  • Формировать у дошкольников представление о музее, воспитывать любовь к родному краю и людям, заботящимся о его процветании.
  • Вовлечь детей в деятельность и общение при организации и функционирования мини-музея.

Познакомив воспитателей с проектом, мы определились с темами мини-музеев:

1 младшая группа - «Игрушки-забавы»,

2 младшая группа – «Декоративные росписи»,

средняя группа музей «Матрешка»,

старшая группа – «Военной славы»,

подготовительная группа «Наше село»,

разновозрастная группа – «Куклы наших бабушек» (Приложение).

  • мини-музеев мы взяли, учитывая возраст детей и комплексно - тематическое планирование. В течение учебного года проводилась творческая работа по созданию мини-музеев в группах. Я провела для воспитателей ряд бесед-консультаций: «Организация мини-музея в детском саду», «Особенности месторасположения и оформление мини-музея», «Планирование работы мини-музея» и др. Родители также были информированы о создании мини-музеев в группах: на родительских собраниях, вывешивалась наглядная информация на стендах, информация на сайте ДОУ и в группе в контакте детского сада. Весь учебный год воспитатели совместно с детьми и родителями подбирали предметы для своих музеев. Педагоги составляли каталоги, разрабатывали конспекты экскурсий, дидактические игры, выбрали место расположения мини-музея. И вот состоялось открытие мини-музеев всех групп, дети ходили друг к другу на экскурсии. Первыми экскурсоводами стали сами воспитатели (в дальнейшем мы планируем в старших группах привлекать детей для проведения экскурсии). Вначале педагоги рассказывали о своем музее, показывали разные предметы, уточняли историю их появления, затем детям предлагалось потрогать, поближе рассмотреть и, конечно, поиграть.

Нужно отметить, что все воспитатели отнеслись ответственно к созданию мини-музеев, проявили свое творчество и выдумку.

В дальнейшем мы планируем продолжить работу по музейной педагогике, организуя 3Д музей в детском саду – создание медиаресурсов по познавательному развитию детей (виртуальные экскурсии, интерактивные плакаты).

Создание 3Д музея в детском саду содействует воспитанию патриотических чувств, социо­культурного развития детей и родителей.

В заключение хочу привести слова Ольги Юрьевны Васильевой, министра образования и науки Российской Федерации: «Патриотизм должен быть в каждом человеке настолько же естественным, как дышать, ходить. Без уважения к дому, посёлку, городу, стране, в которой ты живёшь, вряд ли у нас что-нибудь путное получится»

Список литературы:

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  3. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Путинский детский сад», 2015г.
  4. Программа Развития МБДОУ «Путинский детский сад» «Формирование ценностной направленности личности в условиях сотрудничества детского сада и семьи»
  5. Аверьянова О.В. Музейная педагогика в дошкольном образовании: история и современность // Воспитатель ДОУ.- 2015 № 3. – с.102-110.
  6. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
  7. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
  8. Свешникова Е.А. Музей в детском саду: организация и планирование работы // Детский сад от А до Я. – 2007 № 6. – с.72-80.

Мини-музей времени как одна из форм развития познавательной активности дошкольников

Музейная педагогика в детском саду является одним из компонентов подготовки ребенка к дальнейшему обучению в школе.
Так с какого же возраста начинать приобщение ребенка к музею? На этот вопрос можно ответить по-разному. Дошкольную ступень образования можно рассматривать как подготовительный этап для музейной педагогики. В процессе познавательной и игровой деятельности в детском саду ребенок знакомится с таким важным явлением культурной жизни общества, как музей.
Ведущим методом в работе с детьми дошкольного возраста является игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом того или иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности.
Формами музейной педагогики является картинная галерея, экспозиции фотографий, репродукции картин и детские творческие работы, создание коллекций. Музейная педагогика предполагает наличие исследовательской и проектной деятельности с детьми. Метод проектов в ДОУ целесообразно рассматривать как один из эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста.
Одной из интересных и эффективных форм работы с детьми является создание мини-музея. Мини-музей позволяет сделать слово «музей» привычным и привлекательным для воспитанников. Экспонаты мини-музея могут использоваться для проведения образовательной деятельности, развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
Задачами мини-музея являются обогащение предметно-развивающей среды детского сада, формирование у дошкольников представлений о музее, расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных способностей и формирование проектно- исследовательских умений и навыков, формирование активной жизненной позиции.
Создание мини-музеев происходит при тесном взаимодействии с семьями воспитанников.
Работа в музее строится по общепринятым принципам:
1. Наглядность. При подборе коллекции учитывается прежде всего образовательная функция. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал.
2. Учет возрастных особенностей. Значительное внимание при организации среды уделяется доступности подобранного материала и учету возрастных особенностей дошкольников.
3. Активность детей в усвоении музейного наследия.

Тематика мини-музеев может быть разнообразна: «Русская изба», «Что прячется в старинном сундуке», «Моя любимая игрушка», «Музей книги», «Народные промыслы», «Государственная символика».
Я бы хотела познакомить с мини-музеем, который мы создали для развития познавательной активности воспитанников. Это мини-музей Времени. Его цель: формирование временных представлений у дошкольников посредством построения диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в познавательно-исследовательской деятельности в мини-музее времени
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок. Детям уже в дошкольном возрасте необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать свою деятельность), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Задачи мини-музея времени:
1.ознакомление с временными представлениями
2.формирование проектно-исследовательских умений и навыков
3.включение родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по данной теме.
4.формирование у детей представлений о времени и способами его измерения, существовавшими в истории
5.ознакомление с различными видами часов и календарей
6.дать представление о единицах измерения времени
7.формирование привычки рационального использования времени
Экспонатами в нашем мини-музее являются календари (отрывные, перекидные, настольные, карманные, настенные), плакаты – времена года, месяцы, недели, части суток. Есть экспонаты, изготовленные детьми и родителями. Большой интерес у детей песочные и солнечные часы. В нашем музее большое количество современных часов. Среди них настенные, настольные, наручные часы, будильники, развивающие часы для детей, часы-книги. Деятельность мини-музея времени делает формирование представлений о времени предметом специального внимания детей, создает наиболее благоприятные условия для усвоения детьми представления о времени, развивает интерес к понятию "время" через отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени, знакомит детей с историей возникновения часов, разными видами часов, с историей возникновения календаря, разными видами календарей.
Формы работы с экспозициями мини-музея:
- экскурсии
- образовательная деятельность с элементами игры
- творческие задания
- исследовательская деятельность
- игры-развлечения
- игры путешествия
- интеллектуально-творческие игры
Создание мини-музеев дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире, разнообразить развивающую предметно-пространственную среду новыми формами работы с детьми и их родителями.
И наконец, создание мини-музея имеет не только познавательную ценность, но и эмоциональную окраску ведь в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Приложение

В нашем детском саду идея создания мини-музея появилась в середине 2012 года. Мы решили назвать его мини-музей «Медвежонок».

Тема мини-музея была выбрана с учетом интересов детей и желания самих педагогов. Медвежонок – один из первых сказочных персонажей, с которыми знакомится ребенок (Сказки «Три медведя», «Маша и медведь», «Теремок», «Мишка-Топтыжка» и другие). В фольклоре Медведь не менее популярный персонаж, чем Лисичка-сестричка, Петушок, Курочка. Ему посвящено немало сказок, потешек и песенок. Да и для современных детей медведь – любимый герой. С живым медведем они могут познакомиться в Московском зоопарке. К тому же в любой программе для работы с детьми есть немало материала для детей по знакомству с медведем. Это стихи, загадки, потешки, песенки, народные игры. Мини-музей «Медвежонок» поможет детям поближе познакомиться с темами, которые наиболее понятны и интересны детям от трех до семи лет. И главная мысль: музей обязательно должен быть интерактивным. То есть после экскурсии дети могут играть в нем в разные по тематике игры, трогать экспонаты музея, создавать свой мини-экспонат, не выходя за пределы музея.

Поэтому наш мини-музей – это не только наличие экспонатов по определенной теме, но и продолжительный творческо-образовательный проект, в котором участвуют и педагоги, и дети, и родители

Цели проекта:

1. Донести до участников проекта важность и нужность данной темы.

2. Создать развивающую среду – подобрать материалы, игрушки, атрибуты для детской игровой театрализованной деятельности, дидактические игры, иллюстрации и художественную литературу по теме «Знакомьтесь, Медведь».

3. Подобрать материал для продуктивной деятельности.

4. Составить перспективный план работы.

Срок выполнения проекта: бессрочный.

Цель: формирование художественно-познавательных интересов у детей через приобщение к культурному наследию Москвы.

Задачи:

– Расширение кругозора детей;

– Обогащение знаний дошкольников об окружающем мире;

– Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы;

– Формирование у детей представлений о музее;

– Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;

– Развитие творческого мышления и воображения;

– Взаимодействие с родителями;

– Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

Актуальность идеи создания:

1. Инновация воспитательно-образовательного пространства (использование новых форм работы).

2. Возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире.

Особенности нашего музея:

1. Участие в создание музея детей и родителей.

3. Каждый ребенок может почувствовать себя экскурсоводом в музее.

4. Использование музея в образовательном процессе при изучении блоков «Животные», «Наш дом – природа», «Что такое музей?». Использование образовательных областей: Познание, Коммуникация. Чтение художественной литературы, Художественное творчество.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

Знание детьми особенностей Москвы и ее истории;

Понимание детьми значимости нашего города, как исторической столицы России;

Умение организовать сюжетно-ролевые игры на тему «Экскурсии по Москве»;

Проявление каждым ребёнком уважения к знаменитым людям нашего города.

В современном обществе музеи продолжают свою культурную и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно-культурным ценностям, музеям, театрам, памятникам архитектуры.Одна из самых важных задач – научить любить свой город. Поэтому создание мини-музеев в детском саду – это хорошее начало, образовательный процесс будет проходить более интересно и эффективно, если некоторые занятия воспитатели будут организовывать в мини-музее детского сада.

Но необходимо помнить, что мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий, поскольку детям сложно долго стоять на месте. Поэтому даже самый увлекательный рассказ педагога может остаться без внимания.

Целесообразно разбивать информацию на несколько подтем и проводить с детьми беседы-пятиминутки. Но если педагог может удержать внимание детей в достаточной мере, то за один приход в музей можно рассмотреть сразу несколько тем.

Нельзя также забывать, что ведущей деятельностью дошкольников является игра, поэтому в каждом уголке музея необходимо организовать уголок самостоятельной деятельности, где у детей есть возможность поиграть. Тема музея сама подскажет, какие могут быть игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, театрализованные игры, дидактические или интеллектуальные.

Если ребята обращают внимание на стенды или экспонаты музея, о которых педагог сегодня не планировал говорить, можно использовать такой ход: «Об этом мы с вами поговорим в следующий раз. Но я предлагаю вам самим внимательно посмотреть и попробовать догадаться, о чем мы будем с вами разговаривать на нашей следующей экскурсии». При этом времени на обсуждение дается совсем немного, воспитатель на вопросы детей не отвечает. Если дети самостоятельно смогли сориентироваться в материале, то при следующем посещении воспитатель может попросить самого активного ребенка взять на себя роль экскурсовода, и ребенок сам расскажет другим ребятам о том, что он понял и узнал.

Если педагог нацелен на развитие объяснительной речи детей, можно предложить им посетить раздел музея вместе с родителями и потом рассказать другим детям о том, что они узнали.

Если рассматривать образовательную область Познание, то занятия в мини-музее можно проводить при изучении блоков «Животные» или «Лес» (с использованием ИКТ).

Темы занятий в мини-музее могут быть самыми разными. Например: «Кто и зачем придумал правила поведения» (в общественных местах, в том числе и в музеях), «Зоопарк», «Музеи родного города», «Знакомство с профессиями: профессия экскурсовод». Сюда же можно включить занятие «Мы идем в музей», где роль экскурсовода выполняет ребенок. Также мы практикуем проведение экскурсий для малышей по мини-музею «Медвежонок».

Реализация проекта и использование мини-музея «Медвежонок» в образовательной деятельности детского сада:

1. Игровая деятельность.

Сюжетно-ролевые игры «Прогулки по Москве», «Музей», «В картинной галерее».

– Дидактические игры «Достопримечательности Москвы», «Я экскурсовод», «Наш город».

– Строительные игры «Строим Кремль», «Наша улица».

2. Познавательное развитие.

– Серия бесед о музеях, театрах Москвы.

– Занятия: «Третьяковская галерея», «Планета – Земля, страна – Россия, город – Москва», «С чего начинается Родина», «Театр», «Видеоэкскурсии по музеям Москвы».

– Театрализованный досуг «В гости к Медведям».

– Игра-викторина «Что мы знаем о музеях нашего города?».

– Подбор стихов, рассказов, сказок, пословиц, поговорок о Москве.

– Просмотр презентаций о музеях Москвы (Дарвинский музей, Музей Космонавтики, Музей сказок «Жили-были», Музей музыкальных инструментов).

Использование мини-музея в образовательном процессе:

Проведение занятий-экскурсий (знакомство с экспонатами музея, рассматривание иллюстраций, игры в уголке свободной деятельности).

Использование музея в интеграции образовательных областей:

Беседы и рассказы о медведях (с использованием ИКТ, презентации), викторины (образовательная область Познание).

Чтение сказок и стихов о медведях, беседы по сюжетным картинкам (образовательная область Развитие речи).

Занятия на тему «Медведи в изобразительном творчестве», создание книжки-малышки с рисунками детей, раскраски (образовательная область Художественное творчество).

Чтение русских народных сказок «Маша и медведь». «Три медведя», «Мужик и медведь» (в обработке Л.Н.Толстого), рассказа В. Бианки «Купание медвежат»; заучивание наизусть стихотворения Н. Григорьевой «В зоопарке», составление письма медвежонку Умке, придумывание продолжения рассказа «Медвежонок заболел», беседы о диких животных, инсценировка сказок (образовательные области Коммуникация и Чтение художественной литературы).

Беседа о народных промыслах (гжель и резьба по дереву), демонстрация деревянных фигурок медведей и гжели в мини-музее, рассказ о работе мастеров-резчиков (образовательная область Художественное творчество).

Использование уголка самостоятельной деятельности:

– проведение с детьми коротких бесед;

– загадывание загадок;

– чтение стихов и рассказов о медведях;

– составление вместе с детьми описательных рассказов о медведях (для старших детей);

– беседы по картинке (для малышей);

– рассматривание книжек;

– чтение детям народных потешек, где присутствует медведь;

– подвижные игры «У медведя во бору», «Мишка, мишка, что ты ешь?», «Белые медведи»;

– дидактические игры (лото, пазлы, шнуровки).

В беседах с детьми нужно обращать внимание на следующее:

– среда обитания белого и бурого медведей;

– чем питаются;

– особенности жизни;

– сходства и различия бурого и белого медведей.

Продуктивная деятельность.

Коллективная работа: панно «Мы москвичи», выставка рисунков «Музеи Москвы», выставка работ «Такие разные медвежата».

Работа с родителями: выставка рисунков «Мой любимый уголок Москвы», выставка «Веселые медвежата» (медвежата, сделанные своими руками из разных материалов), экскурсия по музею.

Также в летний период наш мини-музей открыт для детей из соседних детских садов. Наши педагоги проводят экскурсии, знакомят детей с коллекцией медвежат, проводят занимательные игры в уголке свободной деятельности. Летом 2013 года наш музей посетили дети из двух детских садиков.

Каждый год мы ставим для себя новые задачи по реализации проекта «Дети в музее».

Разделы и экспонаты нашего мини-музея «Медвежонок».

Раздел «Мишки бывают разными»

В нем размещены мишки, сделанные из разных материалов, в том числе самодельные, изображения медвежат, мишка-коврик, мишка-сумочка, мишка-подушка, вязаные медвежата или сделанные из бумаги самими детьми. В каждый экспонат музея вложена любовь и частичка души мастера. Также здесь находится информация о медведях, с которой дети могут познакомиться с помощью «экскурсовода», в роли которого воспитатель или ребенок подготовительной группы. Медвежата здесь очень разные и совсем не похожи друг на друга. Все экспонаты музея можно трогать руками и использовать в процессе проведения занятий.

Раздел «У медведя во бору…»

Лес – стихия этого животного. Здесь он чувствует себя хозяином. В этом разделе собран материал, отражающий образ жизни медведя. Детям показывается видеофильм или фото-презентация о жизни медведя. В конце проводятся подвижные игры, где главный персонаж – медведь.

Раздел «Медведь в народном творчестве»

Здесь представлены фигурки и изображения медведя, сделанные в разных стилях народного творчества, и предметы быта, где использовались изображения медведя, а также деревянные фигурки «хозяина леса». При проведении занятий с детьми в этом разделе используются народные потешки, песенки и загадки про медведей.

На занятиях по изобразительному творчеству дети рисуют медвежат разными способами и с использованием различных материалов, а также разучивают стихи про медведей. Затем все детские работы со стихами оформляются в виде маленьких книжек, которые тоже хранятся в нашем мини-музее.

Раздел «Медведи в творчестве художников»

В нем представлены репродукции картин русских художников, которые изображали на своих полотнах медведей (Шишкин, Васнецов). После рассказа педагога дети работают в «творческих мастерских», изображают медвежат (аппликация, оригами, рисование).

В разделе «Театральный уголок» собраны игрушки настольного и пальчикового театра для сказок «Маша и медведь» и «Три медведя».

Раздел «Уголок сказок»

Здесь можно найти все книжки со сказками и стихами о медведях, в том числе книжки, сделанные руками детей и воспитателей (иллюстрации к любимым сказкам).

Уголок игровой деятельности

Это один из самых интересных разделов нашего мини-музея. Здесь находятся дидактические и настольные игры о медведях, также именно здесь дети могут самостоятельно поиграть с некоторыми экспонатами музея, рассмотреть книжки и иллюстрации.

С 2013-2014 учебного года коллектив нашего детского сада активно занимается созданием еще одного мини-музея – музея декоративно-прикладного творчества «Русские узоры». Эта тема очень интересна одному из наших воспитателей, и она решила создать у себя в группе такой музей.

В музее собраны предметы народного промысла: дымковская игрушка, гжель, хохлома, жост, деревянные игрушки; альбомы с образцами росписи, презентации по дымковской игрушке и гжели, дидактические игры.

Сейчас мы работаем над расширением этого музея и разработкой серии занятий, посвященных народному творчеству, где наш мини-музей будет активно использоваться.

Я считаю, что приобщение маленьких детей к культурным ценностям развивает не только их интеллект, но и нравственность; познавательный интерес и гуманные чувства. Только так маленькому ребенку можно рассказать о том, что такое музей, культурные ценности и привить любить к искусству.

Создание мини-музеев в детском саду и их использование в образовательной деятельности способствует развитию всех перечисленных выше задач. А активное использование мини-музея по теме занятий делает его более необычным и интересным для восприятия детей. Дети могут, не выходя из детского сада, совершить экскурсию, узнать подробно о том, что такое музей и расширить свой кругозор.

В рамках этого проекта мною разработан цикл занятий для детей старшей и подготовительной группы, который воспитатели детского сада используют в образовательной деятельности.



Похожие статьи
 
Категории