Тарас шевченко картины рисунки. Шевченко тарас григорьевич - все картины художника

02.04.2019

Его называют украинским Рембрандтом, а в творческой манере видят сходство с особенностями живописного стиля Гогена, Делакруа, Ван Гога, по уровню своих попыток в скульптуре он не уступал Родену. Поэт целой нации на протяжении нескольких веков и выдающаяся фигура в историко-культурном процессе Украины, пример для подражания для многих поколений. Живописец, мастер офорта и графики, прозаик и поэт, иллюстратор, талантливый представитель эпистолярного жанра, вдобавок ко всему был человеком широких взглядов, философом и просветителем. Предлагаем вашему вниманию интересные факты и неизвестные произведения Шевченко-художника.

Слова или краски: с чего начиналось творчество Шевченко?

Хотя Тарас Шевченко прославился как всемирно известный украинский поэт, первыми шагами в художественных попытках были рисунки. Исследователи жизни Кобзаря отмечают, что с 1830 года начинается становление его как художника, зато ранний период литературного творчества датируется 1837 годом.

С крепостных в художники 45 килограммов серебра. Именно талант к рисованию сыграл решающую роль в освобождении Кобзаря от пожизненного прислуживанию помещику. Весной 1838-го года Василий Жуковский и Карл Брюллов выкупили молодого художника из крепостной 2500 рублей, что по курсу того времени составляло 45 килограммам серебра.

Занимал должность художника в Киевской археографической комиссии, в связи с чем выезжал в Полтавскую область и Волынь, где зарисовывал памятники старины. В этот период (1845 - 1847 ГГ.) ведущими мотивами живописи становятся архитектурные.

Прославился как талантливый иллюстратор. Среди иллюстраций особое место занимает портрет по поэме «Мария» А. Пушкина. Героиня сюжета - Мотря Кочубей, дочь генерального судьи при Иване Мазепе, которую с гетманом связывали теплые романтические чувства.

Известный как основоположник бытового жанра в живописи Украины. Портреты в творчестве Шевченко занимают видное место. Они отличаются удачной композицией, насыщенностью цветов, герои картин изображены в естественных, непринужденных позах. Исследователи отмечают, что работы поэта в этом жанре особенно удачны.

Почти всю свою сознательную жизнь Шевченко посвятил живописи и графике. Не забывайте, что именно талант к рисованию открыл ему дорогу на свободу, стал пропуском в художественную элиту. В течение 25 лет крепостного права и 10 лет ссылки он писал. Писал акварелями, карандашом, маслом, тушью. 835 произведений - именно такое количество произведений насчитывает доработок Шевченко в изобразительном искусстве. В общем Кобзарь создал более 1000 живописных произведений за 30 лет (с 1830 по 1861 год). Около 278 картин считаются утраченными.

Рисовал во всех жанрах, овладел всеми известными к тому времени технические приемы офорта, живописи, рисунка. Начал и стал первым представителем критического реализма в изобразительном искусстве Украины. В Национальном музее Тараса Шевченко мы можем увидеть портреты и композиции на исторические, мифологические и бытовые темы, природные и архитектурные пейзажи, выполненные маслом, акварелью, сепией, тушью, карандашом. Также до нашего времени дошли многочисленные образцы офортов, выполненных на бумаге, эскизы, этюды.

Создал целостный и символический образ женщины в литературе и на картинах.

Тема женской судьбы сквозной линией проходит через все периоды литературного творчества. Неудивительно, что и в изобразительном искусстве женская драма нашла отражение в знаменитых полотнах.

В 1842 году было создано известное произведение украинской живописи - портрет «Екатерина», написанный по мотивам одноименной поэмы. Кроме трагического образа женщины, Шевченко рисует и судьбу порабощенного народа. Композиция насыщена символами - всадник в военной форме солдата Российской империи означает самодержавие монархии, веками угнетала украинский народ, закодированный в виде босоногой девушки с покорно склоненной головой. При этом в правом нижнем углу изображен крестьянин, в образе которого исследователи видят олицетворение свободолюбивого духа народа.

История на полотнах Шевченко

Во время раннего периода творчества интересуется историей и создает композиции на сюжеты из античной истории, истории Киевской Руси и Украины.

Сюжетом для композиции послужил эпизод междоусобной борьбы. Мы видим последние минуты жизни Олега, погибшего в 977 году от руки своего брата Ярополка, киевского князя.

Как вы уже догадались в центре сюжета - больной Александр Македонский рядом со своим врачом. Добавим еще, что за историей, в это время полководец получил записку-предупреждение о злых намерениях врача его отравить. Как видим, доверие оказалась крепче сомнения и интриги.

Интерес к драматическим историям у Кобзаря отразилось не только в литературном творчестве, но и в изобразительном искусстве. С первых ранних работ становится понятно, что художник любит изображать переломные моменты в судьбе человека, рисовать психологический портрет личности, ее настроения. Также его интересуют важные вехи в истории украинского народа. Показательной в этом плане картина «Смерть Богдана Хмельницкого», написанная в течение 1836 - 1837 лет. За основу композиции взято народную думу о Хмельницком и доступную Шевченко историческую литературу.

В первый период творчества Шевченко охватил почти все жанры. Он создает несколько групповых портретов бытовой тематики, написанные акварелями. Эти полотна отличаются насыщенностью красок, глубокой пихологичнистю изображаемых. Среди известных картин - «Сон бабушки и внучки», «Женщина в постели», «Прерванное свидание», «Натурщица», «Цыганка-гадалка»

Учась в академии, он обнаруживает интерес к экзотическому востоку и в 1843 году пишет чрезвычайно яркое и технически совершенное полотно «В гареме».

Но какими бы красочными и завораживающими ни были сцены из восточного быта, настоящее восхищение вызвал быт дорогих сердцу крестьян на родине поэта. И во время путешествий по Украине он не раз видел такой идиллический сюжет, который изобразил масляными красками в композиции «Крестьянская семья».

Серия офортов «Живописная Украина»: что удалось осуществить

В одном из писем к своему другу Тарас Шевченко писал: «... хочу рисовать нашу Украину (...) Я нарисую ее в трех книгах, а в первой будут виды, то по красоте своей, или по истории заметны, а во второй настоящий человеческий быт, а в третьей историю ». Этим планам не суждено было осуществиться, поскольку в 1847 году Тараса Шевченко, участника тайного Кирилло-Мефодиевского общества было арестовано.

По замыслу художника тематические серии эстампов «Живописная Украина» должны содержать в общей сложности 12 рисунков. Но из-за недостатка средств и преграды в 1844 году удалось выпустить лишь 6 офортов: «В Киеве», «Выдубицкий монастырь», «Старосты», «Судный совет», «Сказка», «Дары в Чигирине 1649».

Графика вызывала восхищение талантливым исполнением, хорошо прорисованными деталями, романтическим отражением красоты природы. Родные, украинские пейзажи со склоненными над водами Днепра ивами, колодец с кристально чистой водой, дедушка, что лежит у дороги - все картины украинских летних дней автор изобразил поэтично и вдохновенно, а по другому и быть не могло, ведь на создание эстампов его вдохновляла любовь к милого сердцу краю, к родине.

Портреты женщин в импрессионистической манере

Шевченко задолго до импрессионистов отступил от академической манеры живописи. Стоит только один раз взглянуть на его женские портреты, как в глаза бросается свежая, насыщенная цветами канва рисунка, тело модели вроде движется, а сама композиция полна чувственности, женственности. Яркость красок и особенности сочетания оттенков сближают Шевченко с Ван Гогом, особенно это заметно в "Одалиске" ("Натурщица").

Мастер-портретист

Уже с первых произведений на историческую тематику можно понять, что Шевченко не только в стихах проявляет незаурядное мастерство, воспроизводя психическое состояние, характер личности. Он мог видеть самобытность каждого человека, с восторгом переносил ее на холст. Изобразительность его начинается «Портретом отца», примерно датированным 1829 - 1830 годы. Последним произведением Кобзаря стал также портрет - «Автопортрет 1861».

В общем художник написал более 150 портретов. Считается, что в акварельных портретах Екатерины Абазы, неизвестного полно проявился талант портретиста. Действительно, герои композиций как живые, как будто сидят сейчас перед зрителем и вот-вот заговорят. В глазах проглядывается характер человека. В одном взгляде звучит улыбка и заинтересованность, в другом - звучит грусть... Художник обладал уникальным талантом заглянуть в душу, в ее сокровенные уголки и перенести на полотно саму суть человека.

Шевченко написал более полусотни автопортретов в самобытный манере. Кроме Рембрандта и Ван Гога, наверное, больше никто не оставил столько автопортретов.

Если все автопортреты собрать вместе в хронологическом порядке, вы легко сможете "прочитать" драматическую историю его жизни. С одного полотна на нас смотрит полный энергии и творческих замыслов человек, на другом внимание привлекает полон размышлений взгляд глаз умного, а через десяток лет видим постаревшего седого поэта с глубокой грустью в глазах.

Выше мы уже упоминали о неординарном подходе Кобзаря к живописи, о его новаторских мероприятиях. В портретном жанре художник тоже стремился выйти за пределы привычного. Впервые в украинской портретной живописи он изображает человека на пленэре в работе «Портрет Александра Коцебу» (1843 г.).

Отдельное место среди фигуративных композиций занимает сепия "Казашка Катя" (1856 - 1857 ГГ.). Красивая казашка в национальном костюме держит свечу, прикрывая пламя ладонью. Такая композиция дает возможность реалистично изобразить рассеянный свет, подчеркивающий красивые черты лица, придает картине романтичности и шарма. Именно за такое освещение и манеру изображения Шевченко сравнивают с Рембрандтом.

География пейзажей

География рисунков, созданных за более чем 30 лет охватывает 3 страны - Украина, Казахстан, Россию.

Около половины графического и живописного наследия Тараса Шевченко составляют пейзажные зарисовки. Лирическое изображение красоты природы пронизывает все сферы творчества Кобзаря. Он был способен замечать необычное, то, что вызывает удивление, заставляет душу то замирать, то петь полной грудью... И, что самое важное, имел талант перенести эту красоту на холст, бумага, стену дома. Во время путешествий, в ссылке, дома - везде он обращался к музе. Ссылка в составе Аральской экспедиции сказалось на его дальнейшем творчестве. Судьбоносное назначение на должность художника, хотя и в неволе, позволило рисованию беспрепятственно и отшлифовала мастерство художника как пейзажиста. Приаральских ландшафты - «Пожар в степи», «Форт Кара-Бутак», «Дустанова могила», «Джангис-Агач» - выдающиеся произведения мастера.

В горах Каратау родилась еще одна выдающаяся серия картин горной тематики. Наблюдательный художник нашел настоящую красоту в суровых видах Мангышлаке, создал наполненые солнечным светом композиции: «Акмиш-Тау», «Туркменские абы в Каратау». Впечатляющими вышли и поэтические ночные пейзажи: «Лунная ночь среди гор», «Скала" Монах "," Мыс Тюк-Карагай на полуострове Мангышлак ».

Виды Мангышлака вдохновляют его на создание необычных сюжетов. Из-под пера выходит серия пейзажей «Деревья Мангышлака» с изображением деревьев, борются за существование, из последних сил растут среди скал, простираясь до животворной почвы.

Восхищение деревьями появится и в более поздних рисунках. После путешествий по Украине написано сюжеты, полные драматического звучания, в них главными героями выступили дерева - разрушенные стихией, сломаны. Выразительными штрихами художник воспроизводит не только форму, но и душу сломанных деревьев, воплощая в них сходство с судьбами людей.

Офорты навсегда или почему Шевченко стал академиком

Мы уже упоминали про офорты в контексте серии "Живописная Украина", теперь предлагаем узнать о новаторстве Шевченко в этой технике.

Шевченко увлекался офортами на протяжении всего творческого пути. Это техника гравюры была изобретена в начале XVI века в Западной Европе. Такие признанные всем миром художники, как Дюрер, Рембрандт, Гойя любили рисовать офорты и создали шедевры. Во время учебы Тараса Шевченко в Академии искусств эту технику не изучали, поэтому он должен был овладевать ею самостоятельно, что у него получилось блестяще.

Офорты Шевченко - портреты и пейзажи - выделяются искусной штриховкой, совершенным моделированием светотеней. Он первый ввел в искусство офорта социальные темы, которые до него никто не разрабатывал.

Он углубил и расширил границы выразительных средств офорта, соединил техники офорта и акватинты. За эти достижения его сравнивают с Рембрандтом. Ренессанс гравюры в Украине состоялся благодаря таланту Тараса Шевченко, за что ему присвоено звание академика гравировки, его достижения в гравировке стали основой для модернизации этого вида изобразительного искусства в Восточной Европе.

С творчества Т. Г. Шевченко начинается расцвет украинского изобразительного искусства. В его работах впервые с великой силой зазвучали новые темы и общественные мотивы, острые социальные проблемы тогдашней действительности.

В 1838 году Тарас Шевченко поступает в Петербургскую Академию Искусств, и становится учеником Карла Брюллова. Первой жанровой картиной было полотно » Мальчик — нищий, делящийся милостыней с собакой под забором» (1839 год), за которую художника наградили серебряной медалью. Спустя два года появляется работа » » (1840 год).

Т. Г. Шевченко » Мальчик с собакой в лесу» (1840 год). Бумага, сепия

Портретная живопись

Как и у большинства украинских художников первой половины XIX века, портрет был основным жанром в творчестве Тараса Шевченко. В ранних портретах прослеживаются черты прогрессивного романтизма. Идейный смысл романтических портретов — любовь к свободе, вера в призвание человека, как творческой, гармонично развитой личности.

Художник изображал людей вдохновенными, прекрасными, высоко оценивая пластическую завершенность строения человеческого тела и считая освещенное счастьем лицо божеством бессмертной красоты.

Известно 150 портретов работы великого художника — это » Автопортрет » (1840 — 1841 годы), портреты Маевской, Горленко, Лизогуба и многие другие. В энергичном повороте головы » Автопортрета», во взгляде молодых живых глаз, в резко очерченной линии губ выражается и романтическая направленность личности, и благородство. Особенно изысканными мазками выделено лицо, руки и прическа.

Первый автопортрет Тараса Шевченко (1840 год)

Работам Шевченко присуща выразительность пластики, освещение и корректный колорист. Дозированием интенсивности мазка акварели он достигает ощущения шелковистости поверхности картины. Тарас Шевченко пишет маслом и карандашом. В этот период он рисовал по большей части ровесников, и таким образом создал психологический портрет молодости этого периода. Однако арест и ссылка резко оборвали романтическую ноту в его творчестве.

В 1845 году Шевченко закончил Академию Искусств, и впоследствии работал в Киевской археографической комиссии. Путешествуя по Украине в 1843 — 1845 годах, Тарас Шевченко глазами зрелого мастера увидел красоту родной земли, по — новому оценил эту красоту и ужасные условия жизни людей. Огромный интерес представляют жанровые картины » На пасеке » и » Сельская семья».

Т. Г. Шевченко » На пасеке» (1843 год) Холст, масло

Мастерски скомпонованные, проработанные в деталях, сочные по колориту, чувству гармонии и светотени пейзажи в акварели » Цыганка — ворожка». В картине » Катерина » простотой пейзажного фона подчеркнута красота родной земли и прелесть молодой украинки.

Т. Г. Шевченко » Катерина» (1842 год)

Пейзажи в творчестве Шевченко.

Археографическая комиссия поручила Тарасу Шевченко подробно зарисовать и описать старинные сооружения и древние могильные курганы. Художник в этот период выполнил много рисунков, этюдов и эскизов, среди которых можно назвать следующие:

  • » Вознесенский собор в Переяславе «

Т. Г. Шевченко » Вознесенский собор в Переяславе» (1845 год). Акварель.
  • » Аскольдова могила «

Т. Г. Шевченко » Аскольдова могила» (1846 год). Акварель.
  • » Богданова церковь в Суботове «

Т. Г. Шевченко » Богданова церковь в Суботове» (1845 год). Бумага, акварель
  • » Почаевская Лавра «

Т. Г. Шевченко » Почаевская Лавра с юга» (1846 год)
  • » Чигирин с Суботовской дороги»
  • » Чумаки среди могил «

Т. Г. Шевченко » Чумаки среди могил» (1846 — 1847 годы).

Казахский период


Т. Г. Шевченко » Пожар в степи» (1848 — 1849 годы)

Красота неба для художника приобретает очень важное значение. Драма неба выражена в следующих пейзажах:

  • » Форт Кара — Бутак «,

Т. Г. Шевченко » Форт Кара — Бутак»
  • » Рустамова могила»
  • » Укрепление Раим»
  • » Низовой берег острова Святого Николая»

Казахскими пейзажами Тараса Шевченко завершается эволюция украинского романтического пейзажа от камерных работ до произведений эпического и драматического характера. Творчество Т. Г. Шевченко приобретает совершенно новые черты — интерес к истории родного народа.

Исторические композиции Тараса Шевченко.

  • » Дары в Чигирине » (1844 год) — гетман Богдан Хмельницкий принимает в Чигиринской резиденции дары от иноземных послов.

Т. Г. Шевченко » Дары в Чигирине 1649 года». Бумага, офорт
  • » Судный совет » (1844 год) — изображение коллективного обсуждения дел общественного значения.

Т. Г. Шевченко » Судный совет» (1844 год)
  • » Старосты » (1844 год) — сцена создания будущей семьи по взаимному согласию влюбленных парня и девушки.

Т. Г. Шевченко » Старосты» (1844 год). Бумага, офорт

Народные мотивы в творчестве художника

В серии офортов выражена мысль о вечных ценностях, незыблемых моральных устоях, основанных на композиции свободного выбора, об уважении человеческого достоинства и справедливости, о развитии народной этики.

В начале 40 — х годов XIX века Тарас Шевченко большое внимание уделял изображению жизни простого народа, бытовых сцен, народных праздников и обычаев. Среди произведений данного периода можно выделить полотна » Сельская семья», » Катерина» и » Цыганка — ворожка «.

Т. Г. Шевченко » Цыганка — ворожка» (1841 год). Бумага, акварель

В серию рисунков » Притча о блудном сыне» (1856 — 1857 годы) автор вносит тонкий юмор и политическую сатиру, что для того времени тоже было новым и необычным веянием.

Тарас Шевченко по праву считается основоположником критического реализма в . Художник работал в жанре живописи, графики, монументально — декоративной живописи и акварели. К тому же, он в совершенстве владел техникой масляной живописи, акварели, офорта, рисовал карандашом и пером.


Т. Г. Шевченко » Сельская семья» (1843 год). Холст, масло

, купить картины художника на холсте

Шевченко Тарас Григорьевич (25 февраля (9 марта) 1814 — 26 февраля (10 марта) 1861) украинский художник, поэт, прозаик, этнограф, академик Императорской Академии художеств, представитель реализма .

Шевченко Тарас родился в селе Моринцы Звенигородского уезда Киевской губернии в многодетной семье Григория Ивановича Шевченко, крепостного крестьянина помещика П. В. Энгельгардта. Через два года родители Тараса переселились в село Кириловка. Мать его умерла в 1823 году; в том же году отец женился вторично на вдове, имевшей троих детей. До 9-летнего возраста Тарас был на попечении своей старшей сестры Екатерины. В 1825 году, когда Шевченко шел 12-й год, умер его отец. После смерти отца началась самостоятельная жизнь Тараса : сначала прислуживал у дьячка-учителя, затем по окрестным селам у дьячков-маляров ("богомазов", то есть художников-иконописцев). В школе дьячка-учителя Шевченко выучился грамоте, а у маляров познакомился с элементарными приёмами рисования. На шестнадцатом году жизни, в 1829 году, он попал в число прислуги помещика Энгельгардта сначала в роли поваренка, затем слуги-казачка. Страсть к живописи не покидала его. Заметив способности Тараса , в период пребывания в Вильне, Энгельгардт отдал Шевченко в обучение преподавателю Виленского университета портретисту Яну Рустему. В Вильне Шевченко пробыл около полутора лет, а с переездом в начале 1831 года в Санкт-Петербург, Энгельгардт, намереваясь сделать из своего крепостного домашнего живописца, послал его в 1832 году в обучение к "разных живописных дел цеховому мастеру" В. Ширяеву. В 1836 году, срисовывая статуи в Летнем саду, Шевченко познакомился со своим земляком, художником И. М. Сошенко, который, посоветовавшись с украинским писателем Е. Гребенкой, представил Тараса конференц-секретарю Академии художеств В. И. Григоровичу, художникам А. Венецианову и К. Брюллову, поэту В. Жуковскому. Симпатия к юноше и признание одарённости украинского крепостного со стороны выдающихся деятелей русской культуры сыграли решающую роль в деле выкупа его из неволи. В апреле 1838 года в Санкт-Петербурге в Аничковом дворце проходила лотерея, в качестве выигрыша в которой была картина Брюллова "В. А. Жуковский". Вырученные от проведения лотереи деньги пошли на выкуп крепостного Шевченко Тараса . В знак особого уважения и глубокой признательности к Жуковскому, Шевченко посвятил ему одно из наиболее крупных своих произведений — поэму "Катерина". В том же году Тарас Шевченко поступил в Академию художеств, где стал учеником и товарищем Брюллова. Годы 1840—1846 — лучшие в жизни Шевченко . В этот период расцвело его поэтическое дарование. В 1840 году вышел под названием "Кобзарь", небольшой сборник его стихотворений; в 1842 году вышли "Гайдама́ки" — самое крупное его поэтическое произведение. В 1843 году Шевченко получил степень свободного художника; в том же году, путешествуя по Украине, познакомился с княжной В. Н. Репниной. В 1842 году была написана "Катерина" — единственная сохранившаяся картина академического периода, написанная маслом. Картина создана на тему одноименной поэмы художника. Шевченко стремился, чтобы картина была ясной и понятной, побуждала сочувствие. Тарас Шевченко одним из первых в искусстве классицизма изображает беременную женщину, обобщая образ своей героини до уровня некоего символа, говорящего о метаисторической судьбе целой нации. Хотя Шевченко еще не отошел от академизма в построении композиции, изображении человеческих фигур и пейзажа в этом произведении, идейная направленность картины делает ее настоящей вехой в развитии критического реализма в украинском искусстве. Шевченко в течение нескольких месяцев 1845—1846 гг. работал в качестве штатного художника археологических исследований Киевской Археографической комиссии при Киевском университете. Ко времени пребывания Шевченко в Киеве (1846 г.) относится сближение его с Н. И. Костомаровым. В том же году Шевченко Тарас присоединился к сформировавшемуся тогда в Киеве Кирилло-Мефодиевскому обществу, состоявшему из молодых людей, интересовавшихся развитием славянских народностей, в частности украинской. Участники этого кружка, в числе 10 человек, были арестованы, обвинены в создании политической организации и понесли разные наказания, причем больше всего досталось Шевченко за его поэму "Сон". Решением Третьего отделения, утвержденного собственноручно Императором, 30 мая 1847 года 33-летний Шевченко Тарас Григорьевич по рекрутской повинности был определён на военную службу рядовым в Отдельный Оренбургский корпус, размещавшийся в Оренбургском крае (территория современных Оренбургской области России и Мангистауской области Казахстана), "под строжайшее наблюдение начальства" с запретом писать и рисовать. Орская крепость, куда сначала попал рекрут Шевченко , представляла пустынное захолустье. "Редко, — писал Шевченко, — можно встретить подобную бесхарактерную местность. Плоско и плоско. Местоположение грустное, однообразное, тощие речки Урал и Орь, обнаженные серые горы и бесконечная Киргизская степь…". Шевченко послал Жуковскому трогательное письмо с просьбой об исходатайствовании ему только одной милости — права рисовать. В этом смысле за Шевченко хлопотали граф Гудович и граф А. Толстой; но помочь Шевченко оказалось невозможным. Запрещение рисовать не было снято до самого окончания службы. В 1848—1849 годах некоторое утешение дало Шевченку участие в экспедиции по изучению Аральского моря. Благодаря гуманному отношению к солдату генерала Обручева и в особенности лейтенанта Бутакова, Шевченко поручено было срисовывать для отчёта об экспедиции виды Аральского побережья и местные народные типы. Однако, об этом нарушении стало известно в Петербурге; Обручев и Бутаков получили выговор, а Шевченко отправлен в новую пустынную трущобу — военное укрепление Новопетровское — с повторным запрещением рисовать. Находился в Новопетровском с 17 октября 1850 года по 2 августа 1857 года, то есть — до окончания службы. Не имея возможности рисовать, Шевченко занимался лепкой, пробовал заниматься фотографией, которая, однако, стоила в то время очень дорого. Освобождение Шевченко состоялось в 1857 году благодаря настойчивым ходатайствам вице-президента Академии художеств графа Ф. П. Толстого и его супруги графини А. И. Толстой. С продолжительными остановками в Астрахани и Нижнем Новгороде Шевченко вернулся по Волге в Петербург и здесь на свободе всецело увлёкся поэзией и искусством. Попытки устроить семейный очаг, женившись на актрисе Пиуновой, крестьянках-служанках Харите и Лукерье, успеха не имели. Почти всё своё время, свободное от многочисленных литературных и художественных знакомств, званых обедов и вечеров, Шевченко отдавал гравировке. В 1859 году Шевченко побывал на Украине. В апреле 1859 года Шевченко , представляя некоторые свои гравюры на усмотрение совета Академии художеств, просил удостоить его звания академика или задать программу на получение этого звания. Совет 16 апреля постановил признать его "назначенным в академики и задать программу на звание академика по гравированию на меди". 2 сентября 1860 года, наряду с живописцами А. Бейдеманом, Ив. Борниковым, В. Пукиревым и др., Шевченко Тарасу Григорьевичу была присуждена степень академика по гравированию "уважение искусства и познаний в художествах". Скончался Шевченко Тарас Григорьевич в Санкт-Петербурге 26 февраля (10 марта) 1861 года от водянки. Похоронен сначала на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга, а через 58 дней гроб с прахом Т. Г. Шевченко , в соответствии с его Завещанием, перевезен на Украину и похоронен на Чернечьей горе возле Канева.

Пейзаи, бытовая живопись.

Тарас Григорьевич Шевченко – выдающийся украинский писатель и поэт, чье творчество сделало его ни много ни мало, а символом украинского народа и одной из главных колонн, на которой держится вся наша украинская культура. Так, все мы с вами еще со школьной скамьи хорошо знаем Шевченко именно как писателя, поэта, и вот немножко подзабыли о том, что Тарас Григорьевич был не только гениальным писателем, но и не менее гениальным художником. Художественное наследие Тараса громадное – сохранилось 835 произведений, картин, портретов, гравюр на разные темы, написанные в течение различных периодов жизни великого Кобзаря. Еще более 270 произведений считаются потерянными, к сожалению. В сегодняшней статье я намерен познакомить вас с этой значительно менее освещенной стороной творчества выдающегося украинца, познакомить вас с Шевченко-художником.

Тяга к живописи и рисования у Шевченко была с самых ранних лет его жизни, еще будучи совсем маленьким Тарас любил расписывать мелом стены дома, стол, скамейки, разными странными причудливыми узорами, также с удовольствием рисовал людей, животных, пейзажи. Как-то нарисовал пьяного дьяка Богорского, у которого находился на воспитании с 13 лет, после смерти своих родителей. Дьяк обиделся на свой портрет и наказал юного художника. Впоследствии Шевченко убегает от дьяка-самодура, а так как тяга к живописи превратилась в неугасимую страсть, Тарас целенаправленно ищет в окрестных селах учителя-художника. И находит – сначала становится учеником диакона Ефремова, а затем учится живописи еще у многих разных мастеров.

В 1828 году Шевченко становится слугой Павла Энгельгардта, богатого россиянина дворянского происхождения. Энгельгардты были тогдашними олигархами, ведь их семья входила в четверку самых богатых украинских семей. Павел Энгельгардт заприметил талантливого юношу и решил сделать из него своего придворного живописца (тогда это было модно) сперва взял его с собой в путешествие в Вильно, где Шевченко, вероятно, учился у профессора рисования Вильнского университета Рустемеса.

Одна из картин того периода – «Бюст женщины», написанная простым карандашом в 1830 году, Тарасу тогда было всего 16 лет. Возможно, эта красивая мечтательная барышня на картине была одной из его муз, как знать …

И портрет Павла Энгельгардта, сделанный акварелью, 1833 год.

В 1831 году Энгельгардт вместе с Шевченко переезжает в Санкт-Петербург, тогдашнюю художественную и культурную Мекку Российской империи. В Петербурге талантливого парня замечают выдающиеся русские художники Карл Брюллов и Василий Жуковский, которые совместными усилиями выкупают Тараса из крепостной и способствуют его вступлению в Петербургскую академию искусств, а Карл Брюллов становится учителем и наставником юного художника.

В мастерской Карла Брюллова происходит его дальнейшее художественное формирование. В этот период Тарас знакомится с творчеством известных мастеров мировой живописи: Рембрандтом, Рубенсом, Ван Дейком, Веласкесом. А его заветной мечтой, которой так и не удалось осуществиться, было посетить Италию и познакомиться с великим итальянским искусством эпохи ренессанса. Шевченко заканчивает Академию искусств одним из лучших студентов, а его художественные произведения то и дело получают различные премии и вознаграждения.

«Катерина» – одна из интереснейших картин Шевченко, написанная маслом в 1840 году. Картина очень символична, в форме образов автор передает те чувства, которые словно волны бурлили в его сердце. Босоногая девушка в центре картины, символизирует страдающий украинский народ, русский солдат на коне – самодержавную русскую монархию, подавляющую Украину, сидящий на земле крестьянин, (чем-то похож на казака Мамая) олицетворяет собой свободное прошлое, стремление к которому насквозь пронизывает как литературное, так и художественное творчество Тараса.

Эта картина называется «Цыганка гадает украинской девушке», написанная в 1841 году, здесь тоже прослеживается схожий сюжет, а украинская девушка символизирует не что иное, а саму Украину.

В 1843 году Тарас покидает Петербург и отправляется в свое путешествие Украиной во время которой рисует ряд красивых украинских пейзажей:

Костел в Киеве, 1846 год.

В 1847 году Шевченко получил заказ написать портрет молодой княгини Екатерины Кейкаутовой, нежная и юная женщина, которая страдала от деспотизма мужа, вызвала сочувствие и симпатию художника. Уже закончив свой портрет, он долго ее вспоминал и даже предсказал в повести «Княгиня» (уже написанную в ссылке) ее скорую смерть. Этот образ был его последним вспоминанием о свободе – при возвращении из имения князя его уже ждали жандармы, у которых был приказ арестовать Шевченко за активное участие в Кирилло-Мефодиевском обществе (созданном для борьбы против крепостничества) и за «возмутительные» произведения. Приговор был иезуитским, Шевченко отдано в солдаты с запрещением писать и рисовать.

10 лет провел Шевченко в ссылке, сначала в Орской крепости, затем в Новопетровском форте и только в 1857 году, вслед за смертью российского царя Николая Первого благодаря энергичным ходатайствам его друзей в Петербурге он получил долгожданное помилование. Именно в эти тяжелые годы искусство Шевченко-художника достигает необычной глубины, окрашенное личными страданиями оно еще больше начинает обращаться к вечным темам.

Среди почти 400 работ того периода выделяются акварельные пейзажи, сделанные во время экспедиции географа А. И. Бутакова, которому по счастливому провидению Тарас попал художником. Шевченко любил природу и был прекрасным пейзажистом.

А это одна из его лучших картин пейзажного направления – «Пожар в степи», написанная в 1848 году, во время степного перехода из Орска к Аральскому морю, когда Шевченко стал очевидцем удивительного впечатляющего зрелища – гигантского пламени, от подожженной казахами сухой травы.

Но не меньшее пламя горело в душе легендарного Кобзаря, который оставил нам в наследство свои замечательные художественные и литературные произведения, которые вдохновляют и будут вдохновлять еще не одно поколение украинцев.

Автопортрет со свечей, 1860 Прерванное свидание, 1839-1840
Дары в Чигирине, 1844
Старосты, 1844
Казахи в юрте, 1849
Казах на коне, 1848-49
Трио, 1851 Цыган, 1851 Шевченко среди товарищей (Шевченко справа), 1851 Песня молодого казаха, 1857 Байгуши (нищие) (на заднем плане сам Шевченко), 1853 Байгуши под окном, 1856 Робинзон Крузо, 1856 Казашка, 1856 Нарцисс и нимфа Эхо, 1856 Диоген, 1856 Казашка Катя, 1857 Проигрался в карты (из серии “Блудный сын”) 1856-57 В хлеве (из серии “Блудный сын”), 1857 На кладбище (из серии “Блудный сын”), 1856-57 Среди разбойников (из серии “Блудный сын”), 1856-57 Наказание колодкой, 1856-57 В тюрьме, 1856-57 Старец на кладбище, 1859 Мальчик-натурщик, 1860

ПОРТРЕТЫ

Портрет О.Лунина, 1838 Портрет Маевской, 1843 Портрет М.Г. Репина, 1843 Портрет Рудзинского, 1845 Портрет Лизогуба, 1846-47




Похожие статьи
 
Категории