Вересаев краткая биография. Викентий вересаев - поветрие

31.03.2019

В городе было объявлено соревнование, надо было нарисовать женщину неземной красоты, достойной всеобщего поклонения. Победитель состязания будет увенчан тремя лавровыми венками, и получит высочайшее звание – Трижды-Венчанный. Жители города были уверены, что это звание получит прославленный художник, знаменитый по всему миру – Дважды-Венчанный. И только сам он немного сомневался, потому что у него был достойный противник – его же ученик Единорог. На всенародный суд картины должны были быть выставлены ровно через год.

Знаменитый художник сразу же отправился в путь, искать высший идеал красоты, заключённый в женское тело. За городом живописец увидел юношу, рубившего хворост, это оказался его ученик. Поприветствовав учителя, юноша пригласил его в дом, выпить вина и перекусить перед дальней дорогой. Учитель принял приглашение, и попытался узнать у своего ученика, когда же он собирается идти искать неземную красоту. Но молодой художник ответил своему учителю, что свой идеал красоты он уже нашёл, и это его любимая Зорька. Старый художник был поражён слепотой талантливого ученика, Зорька была простой девушкой, ничуть не красавицей. Отправившись дальше, он был убеждён, что теперь победа будет за ним, так как соперник ему теперь был не опасен.

Дни шли за днями, прошло уже много месяцев, а Дважды-Венчанный всё не мог отыскать девушку, которая бы покорила его своей красотой. Но однажды, проснувшись на заре, он вдруг увидел спускавшуюся с холмов прелестную девушку, взглянув на которую, он понял, что поиски его завершились, и он нашёл идеал.

Прошёл год. На площади собралось множество народа, перед ними возвышались два огромных полотна, завешанных тканью. Толпа народа с благоговением смотрела на своего кумира, Дважды-Венчанного, смеясь над молодым Единорогом. Люди предлагали юному художнику уйти сразу, дабы не срамиться перед великим талантом прославленного старца, но молодой человек уверенно и спокойно смотрел на толпу.

И вот ткань с полотна великого художника упала, и жители города замерли перед ослепившей их взоры божественной красотой. Невозможно было отвести глаз от этой неземной красоты, но отвернувшись от картины, люди вдруг увидели все недостатки своих половинок, и им стало страшно от такой несправедливости. Упала ткань с картины Единорога, и вызвала смех среди толпы, ведь на полотне художника была изображена всем известная Зорька. Толпа была готова закидать Единорога камнями, но произошло чудо: в простой неприметной девушке, люди вдруг увидели спокойную и искреннюю красоту женщины, изображённую любящим человеком, и внезапно они вдруг поняли, что есть настоящая красота. Единогласно звание Трижды-Венчанного было присуждено молодому художнику.

Истинная красота находится внутри человека.

Картинка или рисунок Состязание

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Фома Гордеев Горький

    В небольшом городке на Волге жил Игнат Гордеев, работал водоливом на одной из барж купца Заева. Был он сильным и красивым парнем, хотел любыми средствами разбогатеть. Благодаря уму и хваткости

    В 1913 Дата рождения: 16 января 1867 Место рождения: Тула, Российская империя Дата смерти: 3 июня 1945 Место смерти: Москва … Википедия

    - (настоящая фамилия Смидович) (1867 1945), русский писатель. Окончил медицинский факультет Дерптского университета (1894). Повести об исканиях демократической интеллигенции на рубеже XIX XX вв.: «Без дороги» (1895), «Записки врача» (1901).… … Энциклопедический словарь

    Вересаев (псевдоним; настоящая фамилия Смидович) Викентий Викентьевич , русский советский писатель. Родился в семье врача. В 1888 окончил историко филологический факультет Петербургского университета, в… … Большая советская энциклопедия

    ВЕРЕСАЕВ (наст. фам. Смидович) Викентий Викентьевич (1867 1945) русский писатель. Повести об исканиях интеллигенции на рубеже 19 20 вв.: Без дороги (1895), Записки врача (1901). Критико философские произведения о Ф. М. Достоевском, Л. А. Толстом … Большой Энциклопедический словарь

    - (псевдоним; настоящая фамилия Смидович) (1867, Тула — 1945, Москва), прозаик, публицист, поэт переводчик. Учился на историко филологическом факультете Петербургского университета, в 1894 закончил медицинский факультет Дерптского университета … Москва (энциклопедия)

    Вересаев, Викентий Викентьевич - В.В. Вересаев. Портрет работы С.А. Малютина. ВЕРЕСАЕВ (настоящая фамилия Смидович) Викентий Викентьевич (1867 1945), русский писатель. Повествует об исканиях интеллигенции на рубеже 19 20 веков: “Без дороги” (1895), “Записки врача” (1901).… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ВЕРЕСАЕВ Викентий Викентьевич - ВЕРЕСАЕВ (наст. фам. Смидович) Викентий Викентьевич (1867—1945), русский советский писатель. Пов. «Без дороги» (1895), «Поветрие» (1898), «На повороте» (1902), «Два конца» (ч. 1—2, 1899—1903), «К жизни» (1909). Ром. «В тупике»… … Литературный энциклопедический словарь

    - (наст. фам. Смидович; 1867–1945) – рус. писатель. Род. в семье врача. В 1888 выпускник ист. – филологич. ф та Петерб. ун та, в 1894 – мед. ф та Дерптского ун та. Печатался с 1885. Свой пс. отыскивал долго; на фам. «Вересаев» натолкнулся в одном… … Энциклопедический словарь псевдонимов

    - (Смидович). Род. 1867, ум. 1945. Писатель, автор повестей "Без дороги" (1895), "Записки врача" (1901), критико философских произведений о русских писателях (о Л. Н. Толстом и др.), документальных книг о Пушкине ("Пушкин в … Большая биографическая энциклопедия

    Портрет работы С. А. Малютина. 1913 г. Литературный музей. Москва … Энциклопедия Кольера

Книги

  • В тупике. Сестры , Вересаев, Викентий Викентьевич. В книгу известного русского писателя Викентия Викентьевича Вересаева (1867-1945) вошли два романа, в которых нашли отражения события нашей недавней истории: Гражданская война и сложный период…
  • Гоголь в жизни , Вересаев Викентий Викентьевич. ?`Гоголь в жизни` одна из тех великолепно написанных документальных книг, которые читаются увлекательнее любого романа. Собрав и систематизировав подлинные свидетельства современников о…

В статье мы поговорим о сказке довольно известного русского писателя начала 20 века, его имя - Викентий Викентьевич Вересаев. «Состязание» - произведение, которое входит в круг детского чтения и в школьную программу. Рассмотрим подробнее его краткое содержание и определим основную тематику.

О произведении

Создал поучительную и добрую сказку В. Вересаев. «Состязание» было посвящено извечной теме в искусстве - красоте. Писатель стремится показать читателю истинную красоту. Ту, которая не только доставляет удовольствие при созерцании, но и может наполнить человеческую душу любовью и светом.

«Состязание» несет нравственный урок не только детям, но и взрослым читателям. О красоте человеческой Вересаев размышляет на примере двух художников, участвующих в соревновании.

Вересаев, «Состязание»: краткое содержание

Действие происходит в вымышленном городе, здесь объявляется конкурс на создание лучшего изображения женской красоты. Победитель конкурса получит щедрый приз и звание "Трижды-Венчанный". С самого начала все жители были уверены, что победит прославленный и всеми признанный мастер Дважды-Венчанный. И только сам он сомневался в себе, так как знал, каким талантом обладает его ученик по имени Единорог. По сути, автор показывает столкновение двух поколений художников.

Очень интересную роль отводит будущему шедевру Вересаев («Состязание»). Так, картина победителя будет вывешена на площади Красоты, каждый сможет посмотреть на нее, ощутить радость и возблагодарить художника, создавшего ее.

В путь

Пока глашатаи объявляют о состязании, Дважды-Венчанный уже собирает свои вещи, чтобы отправиться в путь, на поиски несравненной красоты. Перед уходом он встречает юношу, который рубит во дворе дома хворост. Это оказывается Единорог.

Показывает, насколько разные его главные герои, Вересаев - состязание только было объявлено, а один уже пускается в дорогу, боясь, что его смогут превзойти, а второй мирно занимается хозяйственными делами.

Учитель и ученик садятся выпить вина и разговаривают о предстоящем соревновании. Дважды-Венчанный спрашивает у Единорога, когда же тот отправится в дорогу искать красоту. На что ученик отвечает, что давно нашел ее, имея в виду свою возлюбленную Зорьку.

Учитель продолжает свой путь, он переплывает с острова на остров, обходит деревню за деревней. Прошли месяцы. Но не находил художник истиной красоты. Отчаяние стало охватывать мастера. Но как-то в месяц фиалок он увидел девушку, спускающуюся на рассвете с горы. Он упал перед ней на колени с криком: «Это она!»

Прекраснейшая женщина

Подходит к своей развязке сказка, что написал Вересаев. Состязание (краткое содержание это иллюстрирует) между художниками начинается. Наступил месяц винограда. На площади Красоты собрались жители города. Два огромных прямоугольных полотна были выстелены на ней и завешены до времени.

Первым продемонстрировал свою работу Дважды-Венчанный. Его портрет светозарной Фиалковенчанной до глубины души потряс собравшихся, они еще не видели подобной красоты. Долго стояли люди в благоговейном молчании. Однако вскоре образ прекрасной женщины стал нагонять тоску и ужас: мужчины неожиданно начали замечать несовершенства и недостатки своих жен, они в страхе думали, как теперь будут жить с такими ужасными женщинами.

Истинная красота

И вот настала очередь Единорога демонстрировать свою работу. Упал покров с полотна, и раздался ропот, люди начали негодовать. На картине была изображена Зорька, которая обладала совершенно непримечательной и заурядной внешностью. На фоне предыдущего полотна ее образ мерк. Сначала это вызвало у жителей смех, потом они едва не побили художника камнями. Но через мгновения шум начал стихать, смех прекратился. Люди разглядели глаза девушки, которые лучились добротой и любовью. Собравшиеся увидели в портрете то, что видел в своей возлюбленной Единорог. Зорька словно сияла изнутри, и этот свет распространялся вокруг, озарял собравшихся. Лица их изменились, стали красивее, наполнились этим светом. Мужья больше не беспокоились о несовершенстве своих жен, они поняли, что их женщины прекрасны, а красота вокруг и в них самих.

И вот раздался крик: «Да будет Единорог Трижды-Венчанным!»

Так оканчивает свое произведение Вересаев («Состязание»). дает возможность понять задумку автора - душевная красота превыше физической. И в том, как люди реагируют на портреты, тоже есть смысл. Физическую красоту они оценили сразу, но подумали и пришли в ужас. А чтобы увидеть истинно прекрасную Зорьку, потребовалось время, но и то впечатление, что произвела картина, было намного сильнее.

Анализ

Итак, дает читателю выбрать из двух вариантов красоту лучшую Вересаев. «Состязание», анализ которого мы сейчас проведем, поднимает еще одну важную тему. А именно - восприятие. Весь город видел и знал Зорьку, но только Единорог смог разглядеть ее красоту и показать людям. Именно этим определился по-настоящему талантливый художник. Дважды-Венчанный при встрече с девушкой не заметил в ней ничего, несмотря на то, что считался лучшим. Зато его молодой ученик был наделен большей мудростью и прозорливостью. Отсюда можно сделать вывод, что автор подчеркивает - не каждому дано разглядеть настоящую красоту.

Таким образом показал свое видение прекрасного Викентий Вересаев. «Состязание» (анализ произведения это подтверждает) учит читателя смотреть не на внешность, а на суть людей, заглядывать им в душу. Ведь настоящая красота в доброте и внутреннем свете, а не во внешней привлекательности.

Русский писатель Вересаев Викентий Викентьевич (Смидович) занимает особое место в плеяде отечественных прозаиков. Сегодня он теряется на фоне своих выдающихся современников Л. Н. Толстого, М. Салтыкова-Щедрина, А. Чехова, М. Горького, И. Бунина, М. Шолохова, но у него есть свой стиль, свои высочайшие заслуги перед русской словесностью и целый ряд превосходных сочинений.

Семья и детство

Родился Вересаев Викентий Викентьевич, биография которого была связана с двумя призваниями: врача и литератора, 4 января 1867 года в Туле. В семье будущего писателя было немало намешано национальностей. Родителями матери были миргородский украинец и гречанка, по отцовской линии в роду были немцы и поляки. Родовая фамилия литератора - Смидович, принадлежала древнему польскому дворянскому роду. Его отец был врачом, он основал первую в Туле городскую больницу, стал инициатором создания санитарной комиссии в городе, стоял у истоков Тульского общества врачей. Мать Викентия была высокообразованной дворянкой, она первая в городе открыла в своем доме детский сад, а затем и начальную школу. В семье было 11 детей, трое скончались в детстве. Всем детям было дано качественное образование, в доме постоянно бывали представители местной интеллигенции, велись беседы об искусстве политике, судьбе страны. В этой атмосфере и рос мальчик, который в будущем сам станет ярким представителем русского образованного дворянства. С детства Викентий зачитывался книгами, особо любим им был приключенческий жанр, особенно Майн Рид и Начиная с подросткового возраста, будущий литератор каждое лето активно помогал семье, он работал наравне с крестьянами: косил, пахал, возил сено, поэтому тяжесть сельскохозяйственных работ знал не понаслышке.

Учеба

Викентий Вересаев вырос в семье, где образование было обязательным для всех. Родители мальчика сами были людьми просвещенными, имели отличную библиотеку и любовь к учебе прививали детям. У Вересаева были очень хорошие природные гуманитарные задатки: отличная память, интерес к языкам и истории. В гимназии он учился очень прилежно, и каждый класс заканчивал с наградой в числе первых учеников, особенных успехов он достиг в знании древних языков и уже с 13 лет начал заниматься переводами. Окончил гимназию Вересаев с серебряной медалью. В 1884 году он поступает на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, который оканчивает, получив степень кандидата исторических наук. Но увлечение идеями народничества, влияние взглядов Д. Писарева и Н. Михайловского подвигло его на поступление в 1888 году в Дерптский университет (г. Тарту) на медицинский факультет. Молодой человек справедливо полагал, что профессия медика позволит ему «отправиться в народ» и принести ему пользу. Еще будучи студентом, в 1892 году он ездил в Екатеринославскую губернию, где работал во время эпидемии холеры заведующим санитарным бараком.

Жизненные перипетии

В 1894 году, окончив университет, Вересаев возвращается в Тулу, где начинает работать врачом. Викентий Вересаев, биография которого отныне связана с медициной, во время своей врачебной практики внимательно наблюдал за жизнью людей и делал заметки, которые затем становились литературными произведениями. Так в его жизни переплелись два самых главных дела жизни. Через два года Вересаев переезжает в Санкт-Петербург, его приглашают как одного из лучших выпускников медицинского факультета на работу в Петербургскую барачную (будущую Боткинскую) больницу для острозаразных пациентов. Пять лет он работает там ординатором и заведующим библиотекой. В 1901 году он отправляется в большое путешествие по России и Европе, он много общается с ведущими литераторами того времени, наблюдает за жизнью людей. В 1903 году он переезжает в Москву, где намеревается посвятить себя литературе. С началом Русско-японской войны Викентия Викентьевича как врача мобилизуют, и он становится младшим ординаторов в полевом передвижном госпитале в Манчжурии. Впечатления того времени позже станут темой нескольких его произведений. Во время Первой мировой войны также был военным врачом в Коломне, занимался организацией работы московского военно-санитарного отряда.

Прогрессивно настроенный Вересаев принял обе русские революции, в них он видел благо для страны. После Октябрьского переворота стал председателем Художественно-просветительской комиссии при Совете рабочих депутатов в Москве. С 1918 по 1921 год жил в Крыму и был очевидцем ожесточенных боев между белыми и красными, этот период лишений и тягот станет также источником сюжетов для литературных сочинений. С 1921 года писатель живет в Москве, пишет и активно участвует в просветительской и организационной деятельности.

Во время Второй мировой войны уже пожилого писателя эвакуируют в Тбилиси. Он успел увидеть победу СССР в войне и скончался 3 июня 1945 года в Москве.

Первые литературные опыты

Вересаев Викентий начинает писать еще в гимназическом возрасте, первоначально юноша видел себя поэтом. Его первая публикация - это стихотворение «Раздумье», изданное под псевдонимом В. Викентьев в журнале «Модный свет и модный магазин» в 1885 году. Через два года в журнале «Всемирная иллюстрация» под псевдонимом Вересаев он публикует рассказ «Загадка», в котором дает свои ответы на главные вопросы бытия: что есть счастье и в чем смысл жизни. С этого времени литература стала постоянным занятием Викентия Викентьевича.

Становление мастера

Викентий Вересаев с самого начала своего пути в литературе определил свое направление как путь исканий, он в своих произведениях отразил мучительные метания русской интеллигенции, которые он пережил сам, пройдя путь от увлечения народничеством и марксизмом до умеренного патриотизма. Он почти сразу понял, что поэзия - это не его путь, и обратился к прозе. Сначала он пробует себя в малых формах: пишет рассказы, небольшие повести. В 1892 году он печатает серию очерков «Подземное царство» о жизни и тяжелом труде донецких шахтеров. Тогда он впервые использует псевдоним Вересаев, который и стал его литературным именем. В 1894 году он публикует повесть «Без дороги», в которой в образной форме повествует о поисках пути, смысла жизни русской общественностью и интеллигенцией. В 1897 году повесть «Поветрие» продолжает эту же тему, фиксируя обретение молодым поколением руководящей социал-демократической идеи.

Годы славы

В 1901 году выходят вересаевские «Записки врача», которые принесли ему известность на всю страну. В них писатель рассказывает о пути молодого врача, о тех реалиях профессии, которые обычно замалчивались, об экспериментах над больными, о моральной тяжести этой работы. Произведение показало большой писательский талант Вересаева, тонкий психологизм и наблюдательность автора. С этого времени он входит в плеяду ведущих литераторов страны, наравне с Гаршиным и Горьким. Прогрессивные взгляды писателя не остались незамеченными, и власти отправляют его под надзор в Тулу, чтобы сократить его активность.

В 1904-1906 годах выходят его записки о Японской войне, в которых он уже почти напрямую говорит о необходимости противостояния власти самодержавия. Вересаев Викентий также занимается книгоиздательской деятельностью, входит в разные литературные объединения. После революции активно участвует в просветительской работе, участвует в издании новых журналов. После революции обращается и к крупным формам и литературной критике Вересаев Викентий Викентьевич. Произведения в форме «критического исследования» о Пушкине, Толстом, Достоевском, Ницше стали новым словом в литературно-художественной прозе. Автор всегда стремился «воспитывать молодежь», транслировать высокие идеалы и просветительские идеи. Из-под его пера выходят великолепные критико-биографические очерки об И. Анненском, А. Чехове, Л. Андрееве,

Много времени писатель отдает переводческой деятельности, в его изложении увидели свет многие произведения из древнегреческой поэзии. За них Вересаев даже был удостоен Пушкинской премии. Даже в свой последний день Викентий Викентьевич занимался редактурой перевода «Илиады» Гомера.

Писательский метод

Вересаев Викентий свою писательскую судьбу связал с «новой жизнью», в этом он перекликается с М. Горьким. Его писательская манера отличается не только ярким реализмом, но и тончайшими психологическими наблюдениями за собственными переживаниями. Автобиографичность стала отличительной чертой его творчества. Свои впечатления о жизни он излагал в очерковых сериях заметок. Мировоззренческие искания нашли свое выражение в повестях, которыми стал знаменит Викентий Вересаев. «Состязание», «Эйтимия» и некоторые другие рассказы стали его повествованием о личной жизни и размышлениями о женском идеале.

Наиболее ярко творческая суть Вересаева выразилась в таких произведениях, как романы «В тупике» и «Сестры».

Критика и отзывы

Вересаев Викентий при жизни был довольно благосклонно встречен критикой, его отмечали как актуального и передового автора. Современные литературоведы редко обращаются к творчеству писателя, что, однако, не означает отсутствие у него творческих находок и талантливых произведений. Отзывы современных читателей тоже редки, однако очень благосклонны. Современные ценители Вересаева отмечают его великолепный стиль и созвучие мировоззренческим исканиям современной молодежи.

Частная жизнь

Вересаев Викентий Викентьевич был постоянно поглощен своей работой. В жизни он был простым и очень доброжелательным и приветливым человеком. Он был женат на своей троюродной сестре Марии Гермогеновне. Детей у пары не было. В целом он прожил благополучную жизнь, наполненную работой и участием в организации просветительского и творческого процесса в стране.

Черное море. Крым. Белогривые волны подкатываются под самую террасу уютного домика с черепичной крышей и зелеными ставнями. Здесь в дачном поселке Арматлук, рядом с Коктебелем, живет вместе с женой и дочерью старый земский врач Иван Ильич Сарганов. Высокий, худой, седовласый, он совсем недавно был постоянным участником "пироговских" съездов, входил в конфликт сначала с царскими властями (то призывал к отмене смертной казни, то объявлял мировую войну бойней), затем с большевиками, выступая против массовых расстрелов. Арестованный "чрезвычайкой", был под конвоем отправлен в Москву, но вспомнил молодость, два побега из сибирской ссылки, и ночью соскочил с поезда. Друзья помогли ему скрыться в Крыму под защитой белогвардейской армии в окружении таких же соседей, с тоской пережидающих революционную бурю.

Живут Сартановы весьма бедно - постный борщ, вареная картошка без масла, чай из шиповника без сахара... Морозным февральским вечером приходит академик Дмитревский с женой, Натальей Сергеевной. Она озабочена пропажей любимого кольца с бриллиантом, взять которое могла только княгиня Андожская. До чего же может довести людей нужда, если эта красавица, вдова морского офицера, заживо сожженного матросами в топке пароходного котла, решилась на воровство! Наталья Сергеевна рассказывает, что у Агаповых ночью выбили стекла, а у священника подожгли кухню. Чует мужичье, что большевики близко, подходят к Перекопу и через две недели будут здесь. Дмитревские беспокоятся о сыне Дмитрии, офицере Добровольческой армии. Неожиданно он появляется на пороге со словами: "Мир вам!" Между Митей и дочерью Ивана Ильича Катей зарождается любовь. Но разве сейчас до нее? Утром офицер должен возвратиться в часть, он стал грубее, резче, рассказывал, как стрелял в людей, как открыл для себя подлинный лик народа - тупой, алчный, жестокий: "Какой беспросветный душевный цинизм, какая безустойность! В самое дорогое, в самое для него заветное наплевали в лицо, - в бога его! А он заломил козырек, посвистывает и лущит семечки. Что теперь скажут его душе Рублев, Васнецов, Нестеров?"

Катя - иной человек, стремящийся уйти от крайностей. Она занята повседневными заботами о поросятах, цыплятах, умеет извлечь интерес из приготовления еды, стирки. Ей становится не по себе от сытой, беззаботной атмосферы дома Агаповых, куда вместе с Дмитрием она относит вещи их убитого сына Марка. Как странно выглядят этот праздничный стол и нарядные сестры Ася и Майя с бриллиантовыми сережками в ушах, музыка, стихи... А в поселке не утихают споры: пустят красных в Крым или нет? Будет порядок? Станет хуже?

Но некоторым при любой власти хорошо. Бывший солист императорских театров Белозеров когда-то скупал свечи по 25 копеек за фунт, а в трудное время продавал друзьям по 2 рубля. Теперь он - председатель правления, член каких-то комиссий, комитетов, ищет популярности, поддакивает мужикам. И все у него есть: и мука, и сахар, и керосин. А Катя с огромными трудностями получила в кооперативе мешок муки. Но не довезти его до дома одной, а деревенские не хотят помочь, куражатся: "Тащи на своем хребте. Ноне на это чужих хребтов не полагается". Однако находится и добрый человек, помогает уложить мешок, приговаривая: "Да, осатанел народ..." Дорогой рассказывает, как к ним в деревню пришли на постой казаки: "Корми их, пои. Все берут, на что ни взглянут, - полушубок, валенки. Сколько кабанчиков порезали, гусей, курей, что вина выпили. У зятя моего стали лошадь отымать, он не дает. Тогда ему из ливарвера в лоб. Бросили в канаву и уехали".

Смотрите также

Стоит страстная неделя. Где-то слышатся глухие разрывы. Одни говорят, что большевики обстреливают город, другие - белые взрывают артиллерийские склады. Дачники в смятении. Беднота, по слухам, организует революционный комитет. Всюду разъезжают большевистские агитаторы, красные разведчики. Под видом обыска какие-то сомнительные личности забирают деньги, ценности.

Пришел день, когда белые бежали из Крыма. Советская власть началась с поголовной мобилизации всех жителей мужского пола на рытье окопов. Стар ли, болен ли - иди. Один священник умер по дороге. Ивана Ильича тоже погнали, хотя он и ходил еле-еле. Только вмешательство племянника Леонида Сартанова-Седого, одного из руководителей ревкома, избавило старика от непосильных работ. Леонид проводит показательный суд над молодыми красноармейцами, ограбившими семейство Агаповых, и Катя радуется многоголосой воле толпы.

По-разному складываются отношения дачников с новой властью. Белозеров предлагает свои услуги по организации подотдела театра и искусства, занимает роскошные комнаты, уверяя, что "по душе всегда был коммунистом". Академику Дмитревскому поручают возглавить отдел народного образования, и он привлекает в качестве секретаря Катю. Дел оказалось невпроворот. Катя по-доброму относилась к простому люду, умела выслушать, расспросить, посоветовать. Однако с новым начальством отношения налаживаются плохо, потому что, будучи натурой прямой и откровенной, она что думала, то и говорила. Тяжелый конфликт возникает между Катей и заведующим жилищным отделом Зайдбергом. Выселенной из квартиры фельдшерице Сорокиной девушка предлагает убежище в своей комнате, но жилотдел не разрешает: кому выдадим ордер, того и подселим. Целый день проходив по инстанциям, женщины обращаются к Зайдбергу и натыкаются на глухую стену. Точно что-то ударило Катю, и в приступе отчаяния она кричит: "Когда же кончится это хамское царство?" Тотчас её ведут в особый отдел и сажают в камеру "Б" - подвал с двумя узкими отдушинами, без света. Но девушка не сдается и заявляет на допросе: "Я сидела в царских тюрьмах, меня допрашивали царские жандармы. И никогда я не видела такого зверского отношения к заключенным". Что помогло Кате - родственная связь с Леонидом Седым или просто отсутствие вины, - неизвестно, но вскоре её освобождают...

Приближается Первое мая. Домком объявляет: кто не украсит свой дом красными флагами, будет предан суду ревтрибунала. Грозят и тем, кто не пойдет на демонстрацию. Поголовное участие!

В Крыму появились махновцы. Все верхом на лошадях или на тачанках, увешаны оружием, пьяные, наглые. Налетели на телегу, в которой Катя и Леонид возвращались домой, стали требовать лошадь. Леонид стреляет из револьвера и устремляется вместе с Катей в горы. Возникает сильная пальба, одна из пуль ранит девушке руку. Беглецам удается спастись, и Леонид благодарит сестру за мужество: "Жаль, что ты не с нами. Нам такие нужны",

Неожиданно из Москвы приходит распоряжение об аресте Ивана Ильича. Его знакомые хлопочут об освобождении, но осложняется обстановка, и Крым вновь переходит в руки белогвардейцев. Перед уходом красные расстреливают заключенных, но Сартанова вновь спасает Леонид. От случайной пули погибает его жена, а недавно вернувшаяся домой вторая дочь, Вера, убежденная коммунистка, расстреляна казаками. Снова появляются комендатуры, контрразведка, идут аресты... Разоренные дачники просят вернуть отнятое комиссарами. Катя пытается защитить схваченного за сотрудничество академика Дмитревского, но безрезультатно. Отчуждение пролегает между нею и Дмитрием. Постепенно слабеет и умирает от цинги Иван Ильич. Оставшись одна, Катя распродает вещи и, ни с кем не простившись, уезжает из поселка неизвестно куда.



Похожие статьи
 
Категории