Вещь в произведении. Человек в литературе древней руси

27.02.2019

Хотя тематика этой статьи в первую очередь имеет отношение к антропологии и, в частности, к антропогенезу, все же искусство и его проявления являются крайне важной частью человеческого общества на протяжении всей его истории. Искусство является неотъемлемой частью человеческого разума и в первобытные времена именно оно формировало то, что можно назвать информационным пространством тех далеких времен. Именно поэтому я хочу рассказать о хронологии древнейших произведений искусства обнаруженных на данный момент археологами.

Галька из Макапансгата.

Эта археологическая находка относится к самым древним из известных подтверждений «нецелесообразных действий». Закономерно, что наших предков заботили лишь сугубо утилитарные вещи, вопросы, касающиеся выживания. Действия, которые мы сейчас называем искусством, никак не помогают в выживании. Однако в пещере Макапансгат на территории современной ЮАР был обнаружен удивительный камешек — красная, круглая галька с естественными отверстиями, похожими на лицо. Галька была найдена среди останков так называемых африканских австралопитеков, которые обитали в Южной Африке от 3.5 до 2.5 миллионов лет назад. Австралопитеки — это настолько далекие предки людей, что объединены с нами лишь общим семейством — они и мы являемся гоминидами (человекообразными обезьянами). Австралопитеки не были даже до конца прямоходящими, не говоря уже о разумности, хотя и использовали примитивнейшие орудия труда.

Австралопитек африканский. Реконструкция выполнена Романом Евсеевым (1)

Ученые, исследовавшие пещеру Макапансгата и, в частности, этот забавный камень, установили, что порода, из которой он состоит, не свойственна той местности, и перенесен древними гоминидами на их стоянку не менее чем за 30 километров.


Пещера Макапансгата (2)

Хотя тот камешек весом около 250 грамм нельзя назвать произведением искусства древних, но в виду того, что они перенесли его на столь значительное расстояние, а единственной его естественной особенностью является схожесть с лицом, можно сделать вывод, что именно это привлекло наших древних предков. Несмотря на естественное происхождение гальки, представитель древних гоминид отнесся к нему неестественно и совершил с ней нецелесообразное действие, особенно при учёте того, что у африканских австралопитеков не имелось сумок и, тем более, одежды с карманами, в которых можно было бы носить всякие безделушки. Подобная находка показывает наличие у австралопитеков некоего художественного видения, появления воображения и абстрактного мышления. Появление у гоминид художественного восприятия, конечно же связано с развитием мозга и зрительной системы. Как отмечает антрополог, кандидат биологических наук Станислав Дробышевский, в своей работе, посвященной развитию мозга первобытных людей: «Затылочная доля отвечает в основном за зрение. Очевидно, именно эволюция затылочной доли (конечно, совместно с лобной) сделала возможным развитие визуальных образов.»(3)

Камни-головы.

При раскопках различных стоянок древних людей археологами было обнаружено множество каменных артефактов, напоминающих человеческие головы или лица. Самыми известными можно считать камни из Олдувая (Танзания, около 1.8 мил. лет назад) и Пампау (Германия, около 400 тыс. лет назад). Конечно подобные находки можно было бы посчитать простыми камешками, волей случая принявшими такую форму, но обилие однотипных артефактов именно вблизи стоянок древних позволяет судить об их неслучайности. Скорее всего, наши предки видели в них то же, что и мы, поэтому их собирали, а возможно, и изготовляли. Кроме того, около 400 тыс. лет назад начинают появляться буквально изготовленные памятники символического мышления — различные кости с нанесенными на них насечками в виде параллельных линий, и некого схематичного орнамента, иногда напоминающего фигурки людей. Все эти находки, включая самую древнюю из Танзании, уже относятся ко времени появления первых людей, а именно человека умелого. Примерно в то же время (около 1.9 мил. лет назад) люди начали использовать огонь для приготовления пищи. Нужно заметить, что находок из Олдувая настолько много и они имели такое значение для науки, что в честь этого места получил название целый культурный слой. Олдувайская культура являет собой наиболее примитивную культуру обработки камня и занимает собой от 2.7 до 1 миллиона лет назад.



Камни-головы из различных мест и времени.


Кость с насечками

Палеолитические Венеры.

В более поздний период (около 200 тысяч лет) появились так называемые палеолитические Венеры — первые рукотворные произведения художественной деятельности, представляющие из себя антропоморфные каменные фигурки. Фигурки эти изображают женщин, отсюда и название «Венера». Первая фигурка, Венера из Берехат Рама (Размеры: 3,5 на 2,5 на 2,1 см) 150 — 280 тыс. Вторая — Венера из Тан-Тана (Размеры: 5,8 на 2,6 на 1,2 см.) еще не подверглась тщательному анализу, и называть ее возраст было бы рискованно. Хотя на обеих фигурках отчетливо видны какие-то насечки, придающие им характерную форму, их рукотворное происхождение ставится под сомнение некоторыми археологами.

Венера из Берехат Рама и Венера Тан-Тана.

Первые проявления искусства.

В дальнейшем, начиная примерно с 85 тысяч лет назад, искусство начинает прочно входить в жизнь древних людей (4). Повсеместно обнаруживаются всевозможные украшения в виде бус из ракушек, костей и зубов. В основном эти находки сосредоточены в Южной, Северной и Восточной Африке, родине современных людей, в частности, в Тафоральте в Марокко и Бломбос Кэйв в Южной Африке. Именно тогда обнаружены первые захоронения людей с признаками ритуального поведения — отдельные могилы с находящимися в них некими знаковыми вещами, например, рога и челюсти животных в руках умерших из захоронений Кафзех 11 и Схул 5 (Израиль, 90 тыс.л.н.). Впрочем, это не подтвержденный факт — нет уверенности в том, что умершие были захоронены именно так, а не то, что эти объекты попали туда случайно, или же это просто ошибка при раскопках и дальнейшей интерпретации. В тех же местах было обнаружено аналогичное по древности первое захоронение двух людей в одной могиле — матери с ребенком.
Первые археологические находки охры (природный краситель встречающийся в виде камней разной плотности) в древних пещерах датируются примерно 78 тысячами лет назад. И хотя, в последствии, охра повсеместно использовалась для изготовления краски, нет никаких свидетельств о том, что в тех же целях ее применяли уже тогда. Охра так же могла использоваться и для дубления шкур, и наноситься на кожу для защиты от насекомых. Но имеются находки кусков охры с нанесенным на нее примитивным орнаментом. Однако обнаруживаются и деревянные палочки со следами порошковой охры, видимо ими все же что-то окрашивали. Ибо сложно предположить другое их применение.


Бусины из ракушек из пещеры Бломбос
Охра с орнаментом


Использование красной охры девушками из Намибии в наши дни

Украшения неандертальцев.

Необходимо отметить, что основная часть находок того времени относится к Африке. Жившие в Европе и Азии неандертальцы практически не обладали никакими признаками художественной деятельности, хотя царапины на кости и камни тоже наносили (4). В более поздний период неандертальцы тоже начали изготовлять бусы из просверленных зубов, но это было весьма редкое явление, и датируется оно около 30 тыс. л.н., т.е. уже тем периодом, когда они довольно давно соседствовали с кроманьонцами.


Бусы неандертальцев

Интерес представляет «маска» из Ля Роше-Котар (Франция). Она являет собой кусок камня с естественным отверстием и засаженным в него обломком кости животного. В принципе, эта конструкция может напоминать человеческое лицо, но важно отметить, что сейчас мы судим с точки зрения современного человека, но совершенно неясно, что видели в этом неандертальцы. Возможно, эта находка вовсе не имеет отношения к художественной деятельности. Хотя в то, что данный артефакт появился случайно вследствие каких-то других действий, верится с трудом, так как вставленная в отверстие кость зафиксирована там маленькими камешками.


«Маска» из Ля Роше-Котар. В левой «глазнице» видны те самые фиксирующие камни

Но, несмотря на «пренебрежение» искусством, неандертальцы развили свой разум до примитивного понимания ритуалистики и неких спиритуальных проявлений. Так, на стоянках в горах Швейцарии и Югославии, обнаружены памятники, названые «культом медвежьих черепов» — тайники с черепами пещерных медведей. Между тем, неандертальцы все же практиковали захоронения своих умерших, хотя в их могилах не обнаружено какой-либо утвари или захоронений нескольких человек. Древнейшее захоронение обнаружено в Сима де лос Уэсос в Атапуэрке (Испания) около 325 лет назад (5). Оно представляло собой просто-напросто глубокую шахту, куда скидывали трупы. Это захоронение называют «гигиеническим» — предположительно шахта использовалась для отдаления трупов от жилища, потому что туда сбрасывались и трупы животных. Однако, что характерно, в шахте обнаружены лишь кости хищных животных и ни одной — травоядного. Это намекает на то, что жившие там ассоциировали себя именно с хищниками. Неандертальцы же, в период от 68-78 тыс.л.н. буквально копали могилы для каждого умершего (исключительно одиночные) и даже иногда ставили на них некие «памятники» в виде каменных плит нехарактерной формы или заметных объектов. Но нельзя говорить, что это были именно памятники в нашем понимании. С таким же успехом это могли быть и просто отметки о нахождении могилы, чтобы не раскопать ее случайно в будущем. Кстати хоронили они на неком подобии кладбищ — специально отведенного для этого места, на удалении от стоянки.

Зарождение древнейшей живописи.

Самыми известными памятниками художественной деятельности древних людей, несомненно, являются наскальные рисунки. Конечно, они выглядят наиболее яркими и запоминающимися, но при этом самый древний рисунок со стоянки Аполло 11 в Намибии, в принципе, не так уж стар. Эта небольшая известняковая плитка с изображением на ней какого-то животного, вероятно хищника, изначально датировалось примерно 26-28 тыс.л.н., но последующий, более тщательный анализ показал, что ее возраст составляет 59 тыс.л.н.

Самый древний рисунок со стоянки Аполло 11 в Намибии

Конечно, глядя на этот рисунок сложно понять, что именно он изображает, но нельзя не отметить относительно хорошее качество рисунка — художник явно старался соблюсти пропорции и отразить анатомические детали изображаемого животного. Теоретически, нельзя исключать наличия некой живописи и в более ранние периоды, ведь охра, основной краситель древних, обнаруживается на стоянках за многие десятки тысяч лет до этого. Но вот материальных доказательств этому не сохранилось, либо они еще не найдены.
Фактически все наскальные рисунки созданы руками сапиенсов, самые древние, конечно же, находятся в Африке. В Европе они начинают встречаться примерно в 40 тыс.л.н., с момента переселения первых сапиенсов. Неандертальцы, которые жили там ранее, не имели склонностей к искусству. Недавно найденный древнейший рисунок неандертальцев в пещерах Испании около Малаги, датируется 43 тыс.л.н. Так сообщает журнал New Scientist (6), и тут важно отметить, что это не официальная научная статья, поэтому и данные о возрасте не являются официальными.

Рисунок из пещеры в Малаге

В статье говорится, что здесь изображены тюлени. Однако, глядя на этот крайне примитивный рисунок, сложно понять, что же это такое, хотя некое сходство с тюленями всё же проглядывается. Но вышеупомянутый Дробышевский в своей статье-комментарии сомневается в причастности неандертальцев к рисунку. Он напоминает, что первые сапиенсы появились в Европе около 42 тыс.л.н. и вполне могли быть и в Испании. Кроме того сапиенсы, в отличии от неандертальцев, любили море и дары моря. Неандертальцы же практически не использовали подобную пищу. (7)
Примерно с 30 тыс.л.н. наскальные рисунки начинают становиться почти что обычным делом для древних людей. Сейчас мы можем наблюдать огромное разнообразие подобных памятников различного качества исполнения. Примечательно то, что иногда мы видим очень хорошие художественные работы, которые сейчас можно было бы назвать картинами, как, например, изображения животных из пещеры Шове, (Франция, около 30 тыс.л.н.) где хорошо видно использование композиции и перспективы. Или же цветные росписи из Фон-де-Гом (Франция, около 17 тыс.л.н.), в которых виден своеобразный стиль, использованный художником. Наряду с тем встречаются и значительно более «простые» рисунки, которые сейчас мог бы спокойно изобразить подросток или даже ребенок, как в Каповой пещере (Башкирия, 36 тыс.л.н.).


Пещера Шове


Пещера Фон-де-Гом


Капова пещера

В мотивах древней наскальной живописи так же есть интересная тенденция. Так, на территории Европы преобладают изображения именно животных. Тогда как в Африке чаще встречаются изображения человека и геометрических фигур. При этом основным мотивом изображений являются сцены охоты. Еще повсеместно наличествуют отпечатки человеческих рук. В отпечатках рук не исключен и обрядовый смысл, хотя, возможно, это лишь самый простой способ изобразить некую относительно сложную текстуру.


Африканские наскальные рисунки охоты


Куэва-де-лас-Манос, Пещера Рук. Аргентина, около 9000 до н.э.

Особый интерес представляют те рисунки, которые, как это ни странно, не предназначались для общего внимания. Их тоже найдено немало. Такие рисунки сделаны в глубоких и узких щелях внутри пещеры, куда иногда с трудом может поместиться человек.


Археологи Дирк Хоффман и Алистар Пайк. Слева ассистент Густаво Санц Паломера.
Фото: Департамент образования, культуры и спорта правительства Кантабрии, Испания.

На фото выше запечатлены исследователи пещеры Арсо-Би в Кантабрии в Испании (8), изучающие один из таких рисунков. На фото хорошо видно, что имеющийся на своде рисунок сейчас было бы даже сфотографировать проблематично. Совершенно неясно, для каких целей делались такие картины. Возможно, они имеют отношение к каким-то ритуалам посвящения или чему-то вроде. Или же это действительно было сделано «для себя», скажем, как сейчас ведут личные дневники.
Наскальная живопись активно просуществовала очень долго, примерно до бронзового века, а в некоторых местах вплоть до нашей эры. Впрочем, даже сейчас, наскальные рисунки используют в шаманских практиках различные племена индейцев и африканцев.


Корабли в пещере Лаха Альта, Испания (предположительно около 6000 до н.э.)


Наскальные рисунки с плато Тассилин-Адджер, Алжир. Датируется примерно 200-700 годами нашей эры. Эти рисунки относятся к «периоду верблюдов» по периодизации наскальной живописи Африки.

Человеколев и древнейшие скульптуры.

Но нельзя забывать и о развитии скульптуры, которой в этой статье было уделено очень мало места. В целом ее развитие продвигалось аналогичным образом, хотя и было сопряжено с известными трудностями в обработке твердых материалов, особенно камня. Древние скульптуры, так же, как и рисунки, в основном являли собой резные изображения животных, изготовляемые зачастую из бивней мамонтов. Особое внимание стоит уделить фигурке, названой «Человеколев» (9).
Человеколев (нем. Löwenmensch, англ. Lion-man) — это вырезанная из бивня мамонта фигурка, найденная в Швабском Альбе около города Ульм, Германия. Возраст статуэтки составляет примерно 40 тысяч лет. Интересно в ней то, что это самое древнее обнаруженное зооморфное изображение. Статуэтка высотой в 29.6 см представляет собой нечто среднее между человеком и львом — почти человеческое тело с ярко выраженной головой льва. Изначально исследователи расценили Человекольва именно как мужчину, но дальнейшие исследования, проведенные Элизабет Шмид, дали предположение, что это женщина. Впрочем, нет никаких объективных данных говорящих о половой принадлежности фигурки, все эти предположения в основном имеют идеологический характер. Как и с подавляющим большинством художественных работ древних людей, сейчас невозможно установить ее предназначение, хотя несложно предположить какой-то сакральный смысл, связь человека и природы, мистических представлений древних людей.

Все эти фигурки объединяет одна характерная черта — ярко выраженные половые органы и груди, а так же большой живот, возможно отражающий беременность, конечностям и голове при этом уделяется мало внимания, или же они отсутствуют вовсе. Возможно, наиболее вероятное значение Венер именно мистические — амулет фертильности и плодородия. Хотя, опять таки, это лишь предположение, которому может противоречить тот факт, что не абсолютно все «Венеры» уделяют столь большое внимание фемининным аспектам.
Еще стоит упомянуть, что при раскопках в Холе-Фельс рядом со Швабской Венерой был обнаружен другой занимательный артефакт — птичья кость с отверстиями, скорее всего служившая флейтой. Возраст флейты так же составляет около 35 тысяч лет. Вероятно, это наиболее древний музыкальный инструмент. Однако это тема уже совсем другого рассказа.


Швабская костяная флейта

В завершение необходимо отметить, что в принципе название данной статьи неверно и поставлено сюда «для красного словца». Те памятники древнейшей культуры, которые обозревались в этой статье, не стоит называть искусством. Искусством как таковым, в том виде, в котором мы понимаем его сейчас. Правильно было бы назвать это художественной деятельностью. Сейчас мы можем не более чем строить догадки о том, что они из себя представляют, и главное, для чего они были сделаны. Безусловно они являются объектом какого-то информационного плана, информационного обмена, развития восприятия и социума. Но если говорить о древнейших памятниках, то мы не имеем никаких подтвержденных данных о том, что именно это было. При этом многие находки сделанные достаточно давно, так и не получили подтверждений. А другие после детального изучения оказываются совсем не там, чем считались ранее. Зачастую простым мусором.
Вероятней всего, истоки того искусства, которое сродни понятному нам, стоит искать примерно в период докерамического неолита (около 12000 лет д.н.) и немного ранее, во времена перехода от охоты и собирательства к производящему хозяйству и оседлости.
Несмотря на то, что мы не имеем ясного представления о развитии воображения и культуры наших далеких предков, впрочем как и разума в целом, даже имеющаяся картина крайне интересна и ярка. Три миллиона лет назад человекообразное существо нашло маленький красный камень с рожицей и несло его в руке тридцать километров потому что он его заинтересовал.
И спустя три миллиона лет мы приносим домой с прогулки забавные камушки. А еще создаем поразительные произведения самого разнообразного искусства, летаем в космос и разрабатываем искусственный интеллект, активно изыскиваем способы борьбы со старостью, и создаем поразительно разрушительное оружие.

Отдельная благодарность за помощь Елене Марчуковой.

Материалы:

1. http://other-worlds.ucoz.ru/

2. http://whc.unesco.org/en/list/915

3. Общие тенденции эволюции мозга человека. Антропогенез.ру (онлайн ресурс) http://antropogenez.ru/zveno-single/156/

Обновлено: Сентябрь 22, 2018 автором: Роман Болдырев

Базарова Яна

Старинные меры в художественных произведениях. Историческая справка. Старинные меры в пословицах, поговорках.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Иволгинский район

МОУ Сужинская средняя общеобразовательная школа

Научно – практическая конференция учащихся начальных классов

«Первые шаги»

Старинные меры в художественной литературе.

Сужинской СОШ Иволгинского района

Домашний адрес: с. Нурселение,14 а

Телефон: 89503825382

Руководитель: Тугутова Туяна Леонидовна

Телефон:89140526432

с. Сужа

2014 г

1. Введение …………………………………………………………………...3 - 4

2. Основная часть. Старинные меры в художественных произведениях…4-9

2. 1. Старинные меры. Историческая справка…………………………...4

2.2. Старинные меры измерения длины…………………………………4 -8

3. Заключение…………………………………………………………………9

3.1. Анкетирование « Знаешь ли ты старинные меры?» для учащихся начальных классов……………………………………………………………8

3.2. Выводы и полученные результаты…………………………………...8-9

4. Список использованных источников и литературы………………….... ..10

5. Приложения.

  1. Введение

Русский народ тысячу лет назад имел не только свою систему мер, но и государственный контроль над мерами. К концу XVIII века эта система превратилась в единственную в мире национальную систему мер.

Когда я была маленькой и не умела читать, то сказки, рассказы, которые я слушала от мамы, бабушки были всегда понятны. Пришло время, я стала читательницей, и вот тут появилось огромное количество разных вопросов.

Проблема моей исследовательской работы:

Не все слова, которые мне встречались в текстах, были знакомы. Большая часть – это старинные измерения длины, веса, объема. Как выяснилось позже, понимание этих мер, у многих ребят вызывает трудности. В современном языке мы их почти не используем. Лишь при чтении художественных произведений сталкиваемся с этими понятиями. Но, тем не менее, значения мер мы должны знать. Ведь это наша история. Меня заинтересовала эта тема, и я решила всерьёз заняться изучением единиц измерения длины, веса, объема, а также денежных единиц, опираясь на произведения разных жанров. Ведь недаром гласит русская народная пословица: «Без меры и лаптя не сплетешь».

На мой взгляд, актуальность избранной темы в том, что до сих пор узнать о старинных мерах измерения можно только из специальной литературы или от старых людей. Это очень неудобно, ведь достаточно часто эти измерительные единицы встречаются на олимпиадах по русскому языку, где требуется раскрыть значение данного слова, на конкурсах по математике трудности возникают при решении задач с такими измерениями. Кроме всего, нет единого учебника или пособия, где были бы собраны старинные меры. Поэтому я решила составить и напечатать иллюстрированный словарь этих слов. Этот словарь содержит материал, который раскрывает значение наиболее используемых мер измерения, а также выдержки художественных произведений, которые я прочитала.

Цель:

Изучить значение и использование старинных единиц длины в художественных произведениях.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать в различных источниках старинные единицы измерения;
  2. Проследить, как сохранились эти измерения или слова, их обозначающие, в современном русском языке;
  3. Систематизировать полученные сведения;
  4. Составить словарь старинных мер длины.

К исследовательской работе по выбранной теме меня подтолкнуло знакомство с пословицами, поговорками, сказками, авторскими текстами, с которыми работаем на уроке, а также во внеурочное время.

Неясным оставалось значение пословиц и поговорок, текстов, в которых эти меры встречаются. Я считаю, что незнание их было бы проявлением неуважительного отношения к истории своей страны.

В своей исследовательской работе мы обращаемся к следующим источникам: толковый словарь русского языка, справочник по математике, энциклопедический словарь по математике, фразеологический словарь русского языка, произведения, изучаемые по программе.

2. Основная часть. Старинные меры в художественных произведениях.

2. 1. Старинные меры. Историческая справка.

Большинство старых мер забыто, вышло из употребления, но многие из них есть в литературных произведениях, исторических памятниках. Меры жили, иногда старились и умирали, иногда возрождались к новой жизни. История мер – это часть истории человечества.

В качестве единицы измерения объема на Руси использовалась подручная домашняя утварь. Основные русские меры объема жидкостей – ведро, бутыль, кружка, чарка, шкалик, бочка.

Русский народ использовал такие меры веса как пуд, полпуда, золотник, безмен, кадь.

В ходу были денежные меры: алтын, гривна, грош, полтина, пятак, полушка.

2.2. Старинные меры длины.

Аршин - мера аршин вошла в употребление в результате развития торговли с восточными народами (от персидского арш – локоть ). Он равен 71 см 12 мм . Пришёл он на Русь вместе с купцами из далёких стран. Восточные купцы, отмеряя ткани, обходились без всяких метров: ткань они натягивали на собственную руку, до плеча. Это и называлось мерить аршинами .

Мера была хоть и очень удобной, но был у неё существенный недостаток: руки, к сожалению, у всех разные. Хитрые купцы быстро соображали, что нужно искать приказчиков с руками покороче: тот же кусок, а аршинов больше. Но однажды этому пришёл конец. Продавать «на свой аршин» властями было строжайше запрещено. Употреблять разрешалось только казённый аршин.

Казённый аршин – линейку, длиной в чью-то руку, - изготовили в Москве, потом с него сделали копии и разослали во все концы России. Чтобы деревянный аршин нельзя было укоротить, концы его оковали железом и пометили печатью.

Десятки лет уже не измеряют аршинами, но слово это не забыто. До сих пор в пословицах и поговорках мы встречаем эту меру длины.

Например:

На три аршина в землю видит! – о внимательном, прозорливом человеке, от которого ничего невозможно утаить.

Меряет на свой аршин . Каждый купец на свой аршин меряет – о человеке, который судит все односторонне, исходя из собственных интересов.

Аршин на кафтан, да два на заплатки.

Писать о чужих грехах аршинными , а о своих - строчными буквами.

Сидит, ходит, словно аршин проглотил – о неестественно прямом человеке.

На аршин борода, да ума на пядь – о взрослом, но глупом человеке.

Пишешь аршинными буквами – очень крупно.

А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» -

Между тем, как он далеко

Бьется долго и жестоко,

Наступает срок родин;

Сына бог им дал в аршин .

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

Ф.И.Тютчев -
Умом Россию не понять,

Аршином - не измерить.


К бедным зверькам;
Уж под ними осталось меньше аршина земли в ширину…

Верста - русская путевая мера. Первоначально - расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Длина версты 1060 м.
Коломенская верста – «верзила» - шутливое название очень высокого человека . Оно берет свое начало от времен царя Алексея Михайловича, царствовавшего с 1645 по 1676 г.

Межевая верста существовала на Руси до 18 в. Для определения расстояния между населенными пунктами и для межевания (от слова межа - граница земельных владений в виде узкой полосы). Длина такой версты 1000 саженей , или 2,13 км.

Данная мера встречается часто в произведениях разного жанра.

Москва верстой далека, а сердцу рядом - так русские люди характеризовали свое отношение к столице.

Любовь не верстами меряется . Сто верст молодцу не крюк - расстояние не может быть препятствием для любви. От слова до дела - целая верста .

Верстой ближе - пятаком дешевле. На версту отстанешь - на десять догоняешь - даже небольшое отставание очень трудно преодолевать.

Его за версту видно – хорошо приметный человек.

Врать - семь верст до небес и все лесом.
За семь верст комара искали, а комар на носу.
От мысли до мысли пять тысяч верст .
Охотник за семь верст ходит киселя хлебать .

Тянись верстой , да не будь простой.

Былина «Вольга Святославович» -

Обернулся тут Вольга гнедым туром с золотыми рогами и побежал к Индийскому царству: первый прыжок сделал – за версту ушел, а со вторым из вида скрылся.

Русская сказка «Бой на калиновом мосту» -

Выезжает Чудо-Юдо шестиглавый змей,
как дыхнет на все стороны –
на три версты все огнем пожег.

А.С.Пушкин «Зимняя дорога» -

Ни огня, ни черной хаты
Глушь и снег навстречу мне.
Только версты полосаты
Попадаются одне
.

Н.А.Некрасов «Генерал Топтыгин» -

А коням подавно страх-

Не передохнули!

Верст пятнадцать во весь мах

Бедные отдули!

П.П.Ершов «Конек-горбунок» -

Горбунок летит, как ветер,
И почти на первый вечер
Верст сто тысяч отмахал,
И нигде не отдыхал.

Вершок - старинная русская мера длины, равная ширине двух пальцев (указательного и среднего).

Вершок равнялся 1/16 аршина, 1/4 четверти . В современном исчислении - 4,44см . Наименование "Вершок" происходит от слова "верх".

В литературе мы часто встречаемся с этой мерой.

Например:

От горшка два вершка , а уже указчик - молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех.

У нее суббота через пятницу на два вершка вылезла – о неаккуратной женщине, у которой нижняя рубашка длинней юбки.

П.П.Ершов «Конек горбунок» -

По исходе же трех дней,
Двух рожу тебе коней –
Да таких, каких поныне
Не бывало и в помине,
Да еще рожу конька, ростом только в три вершка
На спине с двумя горбами, да с аршинными ушами

Сажень (от сягать – доставать до чего-либо, достигать) относится к XI веку.

В быту существовали разные сажени – маховая и косая. Итак,

Маховая – расстояние между раскинутыми в обе стороны руками по концы вытянутых средних пальцев; 1 маховая сажень – 1м 76 см.

Косая – от каблука правой ноги до кончиков пальцев вытянутой вверх левой руки, т.е. около 248 см.

Иногда о человеке говорят: «В плечах – косая сажень » .

Вот примеры использования этой меры в произведениях:

Ты от правды (от службы) на пядень, а она от тебя – на сажень .

Н.А.Некрасов « Дед Мазай и зайцы» -

С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам;
Уж под ними осталось меньше аршина земли в ширину,
меньше сажени в длину.

Былина «Алеша Попович и Тугарин» -

Видел я Тугарина Змеевича.

В вышину ли он, Тугарин, трех сажень .

Промеж глаз калена стрела.

Пядь (или пядень ) - старинная мера длины, равная примерно четверти аршина, то есть четвертой части от 71,1 см. Несложные расчеты показывают, что в пяди было около 18 сантиметров.

Древнерусское "пядь" восходит к общеславянскому глаголу "пяти" - растягивать. Поэтому встречаются такие выражения:

Не уступить ни пяди - не отдавать даже самой малости.

Семь пядей во лбу - об очень умном человеке.

Локоть – расстояние по прямой от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца руки.

Локоть широко применяли в торговле как особенно удобную меру. В розничной торговле холстом, сукном, полотном –локоть был основной мерой. Недаром говорили: «Сам с ноготок, а борода с локоток » .

3. Заключение.

  1. Анкетирование « Знаешь ли ты старинные меры?

В опросе приняли участие 23 ученика младших классов. Целью данной работы было выяснение степени осведомленности ребят по этому вопросу, а также выявление интереса к теме. Результаты проведенной работы представлены в таблице, из которой видно, что мои сверстники плохо знают старинные измерительные единицы, поэтому мне хотелось бы им помочь. Думаю, что если убедить ребят в том, что значение этой темы огромное, работать по ней интересно, то следующее анкетирование покажет другой результат.

  1. Выводы и полученные результаты.

В своей работе я:

  • нашла произведения, где упоминаются эти меры, привела выдержки из них;
  • показала основные соотношения старинных и современных мер;
  • нашла иллюстрации, которые наиболее доступно и понятно раскрывают эту тему.

В результате я пришла к следующим выводам:

  • материалы, собранные в данном словаре, помогут ребятам в работе над произведениями разных жанров для более полного понимании их содержания;
  • думаю, что было бы правильно, если в каждом классе, начиная с первого, будут вестись подобные рабочие словари, куда буду вписываться встретившиеся в тексте меры, а также выдержки из самого произведения.

Мне хочется, чтобы моя исследовательская работа привлекла внимание многих любознательных школьников, стала нужным добрым помощником, учащимся при подготовке к конкурсам, к олимпиадам, в работе над проектами. А те, кто проявляют повышенный интерес к математике, к литературному чтению, могут здесь найти немало интересного и познавательного материала. Мне эта работа принесла огромное удовольствие.

Список использованных источников и литературы:

  1. А.И Молотков. Фразеологический словарь русского языка. М.: «Русский язык», 1986г. 543 стр.
  2. В. И. Даль. Толковый словарь русского языка. М.: Астрель, 2001
  3. Е.А.Быстрова. Учебный фразеологический словарь русского языка. М.: «АСТ-ЛТД», 1997г. 304 стр.
  4. И. Депман. Меры и метрическая система.- М.: Просвещение, 1953
  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М. Азбуковник, 1997г.
  6. Краткий энциклопедический справочник по математике. – М., 2003
  7. Пословицы. Поговорки. Загадки. – М. Современник, 1986

1)В каких произведениях лескова проявляется историзм писателя?

Лесков в своих произведениях показывает исторические эпохи России,цари сменяются,но не меняются нравы общества,отношение к простым людям.Писателя волновал русский народ и несправедливое отношение к нему.

Идея сказа "Левша" показать талантливость русского народа, самобытность мастеров,которые смогут решить любую задачу.Власть нахваливала всё заграничное,не видя "жемчужин" под носом.Автор поднимает тему патриотизма,веры,когда простой народ являлся воплощением трудолюбия,мастерства и безответного служения своему Отечеству.

"Человек на часах"- батальонный командир Свиньин не мучается угрызениями совести,что наказан человек,совершивший подвиг,а ему важно не только общественное мнение,сохраняющее его лицо,но и одобрение окружающих,сам он доволен собой,уладил дельце.Подвиг Постникова становится долгом,лишь из за происхождения рядового.Лицемерно, владыка переворачивает святое чувство сострадания,спасение жизни в то,что святость свойственна только Богу,а для простолюдинов это лишь долг.Поведение сильных мира сего, подчёркивает пороки того времени,когда у власти были самодуры,безголовые военные выполняли команды,рядовые были безвольными рабами,а всё общество в целом,не имело права думать,а лишь равнодушно наблюдать за жизнью.

Тема повести Н.С.Лескова "Очарованный странник" -это самопознание человека,жизненный путь -это поиск ответа на главный вопрос о смысле жизни,зачем человек живёт на Земле.В повести показан жизненный поиск Ивана Северьяновича Флягина,пройдя "семь кругов ада",он становится праведником,найдя смысл бытия в служении народу.Получив свободу,бывший крепостной долго не знает,что с ней делать,странствуя по свету,он ищет своё место в жизни.

2)Какое историческое время проживают персонажи рассказа "Старый гений?

Историческое время рассказа-вторая половина 19 века.Действия происходят в пореформенной России, в Петербурге. Россия в тяжёлом кризисе,отмена крепостного права,экономика подорвана Крымской войной.Наследие Николая 1,хозяйство в упадке,страна -отсталая держава,отсутствие реформ и запреты прогресса.

3) Какие проблемы общества затрагиваются в произведении.

Лесков затрагивает проблемы бездушия чиновников,которые доставляют старушке страдания.Автор обличает бюрократическую систему,которая опирается на чины и звания.Никто не хочет связываться с богатыми и власть имущими,кроме "старого гения".Иван Иванович решает проблему старушки,он возвращает ей долг,но он делает по зову русской души,огромной и всемогущей.За пожилого человека вступается сам народ,умельцы земли русской,которые делают невозможное-возможным. Лесков осуждает взятки,старушка пыталась "подмазать" чиновников,но сумма для них ничтожна,проблема взяток всегда остро стояла в России. Автор затрагивает и доверчивость русских людей,по-доброте душевной,веря на слово,старушка даёт в долг непосильную сумму и то чуть не приводит к трагедии.Автор показывает проблему веры на слово,как национальную черту.

Материальная культура как совокупность предметов, создаваемых человеком, входит в мир произведения. Однако для обозначения изображаемых в литературе предметов материальной культуры нет единого термина. Материальная культура вписана не только в интерьер, но и в пейзаж, и в портрет.

Изображение предметов материальной культуры в литературе эволюционирует , отражая изменения в отношениях человека и вещи в реальной жизни.

10) На заре цивилизации вещь- венец человеческого творения, свидетельство мудрости и мастерства. Сказители всегда были внимательны к белокаменным палатам, их убранству, ярким предметам, тканям и проч. Нередко запечатлен сам процесс создания вещи (Гермес выковывает Ахиллу доспехи в Илиаде)

11) отношение к предметам материальной культуры как достижению человеческого разума демонстрирует в особенности наглядно эпоха Просвещения. (Робинзон Крузо. Дефо. Ящик плотника с рабочими инструментами, найденный на потонувшем корабле, - счастье)

12) в литературе 19-20 веков наметились разные тенденции в изображении вещей. По-прежнему почитается человек-мастер, ценятся изготовленные умелыми руками предметы. (Лесков. Левша.) однако писатели чутко уловили и другую грань во взаимоотношениях между человеком и вещью: материальная ценность может заслонить человека, он оценивается обществом по тому, какими вещами обладает. Человек часто уподобляется вещи. (Островский. Бесприданница. в художественном мире Чехова нередко вещи символизируют пошлость и однообразие провинциального быта: Учитель словесности, Ионыч)

4. в 20 веке не одно творческое копье сломано в борьбе против вещизма - рабской зависимости людей от окружающих их вещей. Слабеет и утрачивается интимная связь человека и вещи, свойственная в особенности средневековью, где вещи часто имеют собственные имена (меч Дюрандаль, принадлежащий главному герою песни о Роланде). Вещей множество, но они стандартны, их почти не замечают. С развитием техники расширяется диапазон изображаемых в литературе вещей. Стали писать о заводах- гигантах, об адской карающей машине, о компьютерной системе, о роботах в человеческом обличье. Но одновременно все сильнее звучит тревога об оборотной стороне НТП. Крестьянский уклад очень пострадал от сплошной индустриализации страны. Вымирают, уничтожаются целые деревни (Распутин. Прощание с матерой), Есенин, Клюев, Белов, Астафьев. Все отражает реальные процессы, происходящие во взаимоотношениях человека с созданными его руками, но часто выходящими из-под контроля, вещами.

В литературном произведении вещь выступает как элемент условного, художественного мира. И в отличие от реальной действительности границы между вещами и человеком могут быть зыбкими. Русские народные сказки дают много примеров очеловечивания вещей. Эту традицию продолжает русская и зарубежная литература..


Условно можно выделить важнейшие функции вещей в литературе.

1. культурологическая

вещь может быть знаком изображаемой эпохи и среды. Особенно характерно это для романов-путешествий, где представлены различные миры: национальные, сословные, географические. Очень важна эта функция и в историческом романе- жанре, формирующемся в эпоху романтизма и стремящемся в своих описаниях наглядно представить историческое время и местный колорит.(В.Гюго Собор парижской богоматери.) Знаковую функцию вещи выполняют и в бытописательных произведениях. (Быт казачества в Вечерах на хуторе близ Диканьки, в Тихом доне) Вещь может служить знаком богатства\бедности.

2. характерологическая функция

в произведениях гоголя показана интимная связь вещей со своими владельцами, недаром Чичиков так подробно рассматривает жилища в мертвых душах. Вещи могут выстраиваться в последовательный ряд. Но охарактеризовать персонажа может и одна деталь (банка с надписью «кружовник», приготовленная Фенечкой в Отцах и детях) на фоне литературной традиции может стать значимым и отсутствие вещей.

вещи часто становятся знаками, символами переживаний человека (Блок. О доблестях, о подвигах…)

5) сюжетно-композиционная функция

особое место занимают вещи в детективной литературе, без деталей-улик этот жанр немыслим. Вещный мир произведения имеет свою композицию. С одной стороны детали выстраиваются в ряд, образуя в совокупности интерьер-пейзаж-портрет и т.д (урбанистический пейзаж в Преступлении и наказании)

с другой стороны какая-то одна вещь, выделенная в произведении крупным планом, несет повышенную смысловую, идейную нагрузку, перерастая в символ . (Горе от ума: тюрлюлю, Ахматова алый цветок в петлице, шкаф в Вишневом саде.) вещи-символы выносятся в заглавие художественного произведения. (Гранатовый браслет) символизация вещей особенно свойственна лирике в силу ее тяготения к смысловой насыщенности слова.

Жанровые различия произведений сказываются на изображении вещей, актуализации тех или иных функций. Знаками того или иного уклада жизни вещи выступают в исторических романах и пьесах, бытописательных произведениях, в частности в физиологических очерках. Сюжетную функцию в основном эксплуатируют детективные жанры. Степень детализации зависит от авторского стиля . (Гоголь- любовь к деталям, Пушкин- не особо)

Подчеркивают своеобразие того или иного уклада жизни, быта различные лексические пласты языка , так называемый пассивный запас языка и слова, имеющие ограниченную сферу употребления: архаизмы, неологизмы и т.д применение подобной лексики- это и выразительный прием, и трудность для читателя. Иногда сами авторы снабжают тексты примечаниями (гоголь вечера на хуторе..) обычно помогают читателю понять текст комментаторы, редакторы и переводчики.

Своеобразие древнерусской литературы в изображении героя , в отличие от знакомой нам русской классики, тоже характеризует ее особенности. В ней не встречаются привычные образы, как в литературе XIX—XX веков. У средневекового писателя свое художественное видение человека и особые способы его изображения.

Воспроизведение человека в древней литературе, как и в новой, зависит от стиля и жанра произведения. Но, в отличие от новой литературы, жанры и стили в древней литературе тоже своеобразны. Без их понимания нельзя представить себе художественное своеобразие памятников Древней Руси.

Академик Д.С. Лихачев определил стили литературы Древней Руси: стиль монументального историзма (XI-XIII века), эпический стиль в литературе (XI-XIII века), экспрессивно-эмоциональный стиль (конец XIV-XV века), стиль психологического умиротворения (XV век). 1 Он рассмотрел художественное видение человека в древней литературе. В соответствии с его суждениями мы и излагаем материал.

В соотношении со стилями и жанрами воспроизводится в памятниках древней литературы герой, складываются и создаются идеалы. Монументальный стиль XI-XIII веков представлен в летописях, воинских повестях и повестях о княжеских преступлениях. Изображение идеального героя было связано с феодальным устройством и с кругом общественно-социальных понятий, с представлениями о чести, правах и долге феодала, с его обязанностями перед государством.

Идеальным героем в летописи выступал князь. Он создавался летописцем в «монументальном величии», как на мозаиках и фресках XI-XIII веков. Летописца интересовал официальный образ князя, его значительные поступки как исторического деятеля, а человеческие качества оставались за пределами внимания.

Идеальный образ героя создавался в соответствии с определенными канонами 2: перечислялись достоинства и добродетели князя, которые должны были вызвать поклонение (могуч, независим, красив лицом, храбр, искусен в ратном деле, мужествен, врагов сокрушитель, хранитель государства).

Парадность и торжественность, свойственная монументальному стилю, отличала повествование об идеальном герое. Д.С. Лихачев пишет: «И в литературе, и в живописи перед нами несомненно искусство монументальное. Это искусство, способное воплотить героизм личности, понятия чести, славы, могущества князя, сословные различия в положении людей» 3 .

Князь представлен в ореоле власти и славы. Это государственный деятель и воин. Бесстрашие в бою, презрение к смерти — одна из черт идеального героя. Он впереди своего войска, бесстрашно бросается в схватку и выходит на поединок с врагом. Князь в летописи олицетворяет могущество и достоинство страны. Идеал князя в литературе XI-XIII веков выражал патриотические чувства летописца, воплощал любовь к отчизне, к русской земле. Князь служит Руси, готов умереть за нее. Он призван стеречь Русскую землю, как пишут летописи, «за крестьян и за Русскую землю голову свою сложить, трудиться за свою отчизну». Патриотизм был не только долгом, но и убеждением русских князей, действующие лица были историческими деятелями, а не плодом художественного вымысла автора.

В таких произведениях древнерусской литературы, как жития, прославляется и подвижничество, подвиг служения отечеству, святость и «светлость» жизни русских святых. В их образах соединились пример самоотвержения, страстное служение идее, выразились народные идеалы духовной красоты русского человека (Феодосий Печерский, Сергий Радонежский и др.). В повествованиях о святых их величие, их идеальность передается на экспрессивно-эмоциональном фоне, который и создает экспрессивно-эмоциональный стиль литературы конца XIV-XV веков. Это особенно проявляется в житийной литературе, возвышающей жизнь святого до высокого подвига, до идеала. В древней литературе святой называется «воином Христовым». Он подвижник, главное в нем - его подвиг, который он совершает как воин. Например, Епифаний Премудрый называет Стефана Пермского «мужественным храбром», т.е. богатырем. Возвышен и героичен образ Сергия Радонежского.

В литературе XI-XIII веков проявляется и эпический стиль в изображении героев. Он особенно ощутим в тех произведениях, которые связаны с устным народным творчеством. Как и в фольклоре, действующие лица летописи и повести характеризуются «по одному крупному деянию» («Слово о полку Игореве», «Повесть о разорении Рязани Батыем»). И в «Слове», и в «Повести» — коллективный герой, народный герой — защитник родины. Он отличается силой и мужеством. На него авторы переносят и подвиги его дружины (Буй-Тур Всеволод, Святослав, Евпатий Коловрат). Образ героя соединяется с дружиной и вырастает в богатыря - это собирательный образ.

Древняя литература создала героические характеры женщин. Это образы жен, матерей, провожающих своих близких в воинские походы и битвы с врагами, вдов, оплакивающих погибших. С любовью и теплотой пишет Владимир Мономах о вдове убитого сына, подобной голубке на сухом дереве. Прекрасен образ жены рязанского князя Федора Евпраксии, бросившейся со стены вместе с грудным младенцем («Повесть о разорении Рязани Батыем»).

Идеал женщины Древней Руси, выражающийся в служении близким, любви к родине, презрении к врагу, воплощен в летописях, воинских повестях, «Слове о полку Игореве». Образ Ярославны, верной, любящей женщины, создан в песенно-фольклорной традиции.

Гимн верности и любви, нравственный идеал древней литературы представлены в образе мудрой девы Февронии («Повесть о Петре и Февронии Муромских»). Здесь проявляется «психологическая умиротворенность», эмоциональная созерцательность автора, рисующего образ русской женщины. Героиня - высокий нравственный идеал, животворящая сила ее любви не может разлучить Февронию с избранником даже в смерти.

В демократической литературе XVII века (бытовые, сатирические повести) происходит открытие человеческой личности. В это время резко изменяется герой и его изображение. Литература предшествующих веков не знала вымышленного героя. Все действующие лица произведений были историческими (князья, священники, святые). Они существовали в русской истории. Теперь в литературе появляется обычный человек: селянин, мужик, купеческий сын, порвавший со своей семьей и пустившийся на поиски своего места. Это вымышленные герои, безвестные, не примечательные, не имеющие отношения к истории жизни России, но близкие читателю. Герой стал безымянным, особенно это относится к героям из демократической среды. В произведениях их называют: «бедный», «богатый», «крестьянский сын», «девица», «купец некий».

Герой демократической литературы отличается от идеального героя XI-XIII веков. Он не занимает никакого официального положения: ни князь, ни официальное церковное лицо. Художественные средства его изображения иные: герой снижен, будничен. Он лишен всего, что возвышало действующих лиц в литературе XI-XIII веков. Это человек, страдающий от холода, голода, общественной несправедливости. В отличие от парадных одежд монументальных образов князей, он одет в «гуньку кабацкую». Он потерял связь с родными, друзьями, затерян среди нищеты, лишен родительского благословения — человек опустившийся, и, все-таки, по мысли автора, нуждающийся в сочувствии. «Впервые в русской литературе с такой силой и проникновенностью была раскрыта внутренняя жизнь человека, с таким драматизмом рисовалась судьба падшего человека» 4 . И в этом обращении к теме «маленького человека» проявляется начало начал русской литературы, ее гуманистический характер. Изображение простого человека в литературе XVII века означало «гибель средневекового нормативного идеала» и постепенный выход литературы на новый путь изображения героя, опирающийся на действительность. 5

Ореол мученичества, служение идее, образ «мученика за веру» вновь поднимается в литературе XVII века в «Житии протопопа Аввакума». Литература Древней Руси снова поднялась до монументализма, до общечеловеческих и мировых тем, но на совершенно иной основе. Могущество личности самой по себе, вне официального положения, могущество человека, лишенного всего, ввергнутого в земляную яму, человека, у которого вырезали язык, отнимают возможность писать и сноситься с внешним миром, у которого гниет тело, которого заедают вши, которому грозят самые страшные пытки и смерть на костре, — это могущество выступило в произведениях Аввакума с потрясающей силой и совершенно затмило собой внешнее всевластие официального положения феодалов. 6

Так претерпевают изменения образ героя древней литературы и художественные способы его изображения.



Похожие статьи
 
Категории