Жанр и направление. II

06.03.2019

Тема : «Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. Детство в изображении Л.Н Толстого. Повесть Л.Н Толстого «Детство» (главы из повести).

воспитывающие : воспитывать нравственные ценности: доброту, сочувствие, сопереживание.

Оборудование: предметная газета, портрет писателя, выставка книг писателя, рисунки уч-ся, «Литература 7 класс. учебник-хрестоматия.» Автор-составитель В.Я Коровина, презентация «Детство в изображении Л.Н. Толстого»

Методические приемы: выборочное чтение глав, аналитическая беседа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

На сегодняшнем уроке мы узнаем некоторые сведения из биографии Л.Н.Толстого, в частности те, которые нашли отражение на страницах повести «Детство», обсудим главы этой повести, с которыми мы познакомились на страницах учебника, подумаем, чем интересен характер героя и особенности складывающихся его отношений со взрослыми.

III. Изучение новой темы.

    Чтение материала учебника (с. 305).

Рассмотрите внимательно портрет Л.Н. Толстого. Опишите его внешность (Высокий лоб, умные проницательные глаза, седые волосы, борода и усы, морщины на лбу.)

Какое представление складывается о писателе. Судя по его портрету? Какой это человек? (Это очень умный, мудрый человек, добрый и благородный).

Вы правы, ребята. Л. Н. Толстой был, действительно, очень мудрым и благородным человеком, сердечным, добрым, трудолюбивым.

Более подробно расскажут о Л. Н. Толстом ребята, которые подготовили сообщения о писателе.

Сведения из биографии Л.Н.Толстого. Краткий пересказ докладов.

Л.Н.Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна Тульской губернии (портрет на доске или слайд). Лев Толстой - потомок двух старых дворянских родов: графов Толстых и князей Волконских.

Толстой – необычный граф. Он увлекался земледелием, понимал и уважал крестьянский труд. Большую роль сыграла в жизни Толстого Ясная Поляна: там он научился видеть природу и простых людей, там написано множество произведений. (Репродукции на доске или слайды) В Ясной Поляне Лев Николаевич открыл школу для крестьянских детей, затем еще 20 школ в окрестных деревнях. Для ребят Толстой создал азбуку, арифметику, 4 книги для чтения, рассказы и сказки («Филипок», «Косточка», «Лев и собачка», «Лгун», «Как мужик гусей делил», «Три медведя» и др.).

Анализируя эти произведения, можно заметить, что основное для Толстого - доброта, уважение к ребенку, умение видеть в нем личность. Он считал, что многие взрослые не понимают и не уважают ребенка, дают ему мало свободы.

Эта мысль – уважение к человеку, пусть даже самому маленькому, является главной для повести, которую мы сегодня рассмотрим.

– Какое значение для Толстого имела Ясная Поляна? (Она колыбель, она познакомила с жизнью людей, с народными песнями, сказками, легендами, былинами. Она научила его любить.)

– Кто главный герой повести «Детство»? (Николенька Иртеньев.)

2. Слово учителя.

Автобиографическая проза основывается обычно на живой памяти о прошлом, достоверности непосредственных впечатлений. Подумайте, кому принадлежат приведенные ниже слова: автору или герою Николеньке Иртеньеву. Почему вы так решили? Какие мысли и чувства в них переданы?

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». (Конечно, это размышления взрослого человека, для которого детство – далекое прошлое. А воспоминания о нем, о том, что было, «возвышают душу», т. е. заставляют быть лучше, походить на прекрасных людей, встретившихся на жизненном пути, помнить и любить самых близких людей – мать и отца.)

О чём повесть «Детство»? (Эта повесть о взаимоотношениях детей и взрослых в дворянской семье.)

Кто главный герой повести? (Николенька Иртеньев).

Проследим по прочитанным главам характер главного героя. Как Николенька наблюдает за поведением взрослых, насколько остро чувствует их отношение к себе? Чем отвечает им?

3.Словарная работа. На доске написаны слова: привязанность, самопожертвование, сочувствие, согласие.

Прочитайте слова, написанные на доске. Как вы их понимаете? После обсуждения открываем слайды.

Привязанность - это чувство любви, привыкания к человеку, когда человек не мыслит себя без кого-либо или без чего-либо.

Самопожертвование - это когда человек жертвует собой (своим счастьем или жизнью) ради блага других людей.

Сочувствие - это, когда человек переживает чужое несчастье как своё, помогает людям в беде.

Согласие - взаимопонимание, добрые отношения, мир между людьми.

При обсуждении прочитанных глав пользуйтесь этими словами.

4. Чтение учителем главы «Маmаn»из повести «Детство» стр.308-310

5. Аналитическая беседа (о матери) по вопросам.

Какой представляется матушка Николеньке?

Найдите строки повести, описывающие внешность maman. («Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только её карие глаза выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал; но общее выражение ускользает от меня».) (с. 308)

– Каким чувством проникнуты воспоминания автора о матери? (Любовью, обожанием. Ему запомнились отдельные черты «любимого существа: карие глаза, которые всегда выражали одинаковую доброту и любовь» ко всем, нежная сухая рука», которую он целовал, когда она ласкала его. Из одежды запомнил только шитый белый воротничок. Детская память сохранила не общее выражение образа матери, а только его детали.)

– Что еще запомнилось автору в портрете матери? (Улыбка, которая красивое и доброе лицо матери делала прекрасным. Глаза лучились добротой и радостью. Улыбка прибавляла прелести ее лицу. И казалось, что все вокруг светилось счастьем и радостью. И если бы, по признанию автора, в тяжелые минуты жизни хоть мельком мог видеть эту улыбку, то «не знал бы, что такое горе».)

Что говорит Толстой о красоте лица? Найдите и прочитайте эти строки. (« Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно».) (с. 309)

Каковы взаимоотношения Николеньки с матерью?

Вспомните, что ещё говорит герой, вспоминая улыбку матери? Найдите эти слова и прочитайте. («Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе».) (с. 309)

О чём говорят эти слова?

Как мама называет Николеньку? (Мой ангел, моя душечка.)

Чем же он ей отвечает? Как это характеризует его?

– Как относилась матушка к слугам? («"Постойте на минутку, Мими", – сказала Марье Ивановне с улыбкой…» «"Наденьте, Карл Иванович", – сказала матушка, когда он поднял шапочку над головой». Наталья Николаевна не высказала ни нетерпения, ни досады, когда ей пришлось повторить свой вопрос, спокойно ли дети спали, три раза.)

– Почему автор «невольно» содрогнулся, отвечая на вопрос, почему он плакал? («Это я во сне плакал…» Это была ложь. Он не мог объяснить причину слез, чтобы не огорчить матушку. Но лгать ей, этому доброму, чистому, небесному существу, было для него грехом великим…)

6. Чтение учителем главы «Что за человек был мой отец?» С. 310–312.

7. Беседа по вопросам.

– Каков портрет отца? (С. 310.)

Каким был отец Николеньки и что характерно для него (взаимоотношения его с другими людьми, особенности его одежды, отношение к музыке, книгам, умение говорить)?

– Как к нему относились окружающие? (Нравился он всем, в особенности же тем, кому хотел нравиться. В общении с людьми соблюдал границу гордости и самонадеянности. Умело скрывал от других неприглядные стороны жизни, избегая огорчений. Одним словом, отец автора – прирожденный артист, знаток всех вещей, доставляющих удобства и наслаждения, и он умел пользоваться ими. Общался отец с родственниками жены, матушки автора, и друзьями своей молодости, сердясь на них, конечно, в душе за то, что преуспели в службе и от него «далеко ушли в чинах». Отец любил музыку, пел; ему нравилась народная музыка.

Вывод. отец автора жил для себя, думал только о своих удовольствиях (картах, женщинах). Жизнь его была полна разного рода увлечениями, и он никогда не задумывался над тем, приятны ли другим его увлечения, счастлива ли жена, дети, он был так счастлив в жизни, что не видел в том (в нравственных убеждениях) необходимости.

V. Подведение итогов урока.

– Какой представляется матушка герою повести? Когда ее лицо становилось еще лучше?

– Каким был отец и что было характерно для него (отношение его с другими людьми, особенности его одежды, отношение к музыке, книгам, умение говорить)?

Л.Н.Толстой. Глава «Классы».

Цели и задачи : раскрыть идейно-художественный смысл произведения, показать нравственные проблемы, поставленные автором.

Организационный момент (приветствие, сообщение целей, постановка задач).

Объяснение нового материала. Повесть «Детство» первая часть трилогии «Детство. Отрочество. Юность». Трилогия – это литературное произведение, состоящее из трех самостоятельных произведений, но объединенных общей идеей и преемственностью сюжета (запись термина в рабочую тетрадь). Впервые она появилась в сентябрьском номере журнала «Современник» за 1852 год за подписью «ЛН». «Отрочество» печаталось в 1854 и было подписано «ЛНТ», «Юность» увидела свет в январе 1857 года, и стоявшее под ней имя «Граф Л.Н. Толстой» было уже широко известно в русской литературе.

Главный герой «Детства» Николенька Иртеньев воспитывается в крепостном поместье. В 19 веке обучение в лицеях и гимназиях дети начинали с 9-10 лет, а до этого их воспитывали гувернеры и домашние учителя, чаще всего иностранцы. Иногда домашнее образование продолжалось до тех пор, пока молодой человек не поступал в университет или пажеский корпус.

Учителем Николеньки и его брата Володи был Карл Иванович Мауер, немец. Давайте познакомимся с ним поближе.

Работа с текстом произведения .

Учитель . И вот теперь Карл Иванович узнал, что ребята уезжают учиться в Москву, где располагались лучшие учебные заведения. Вот почему наш отрывок начинается словами: « Карл Иванович был очень не в духе». Прочитаем его.

Комментированное чтение главы «Классы» (стр.312-315).

1. Расскажите, как учились дети в начале прошлого века. (Дети учились дома, с ними занимался домашний учитель и воспитатель. Он давал задания по самим предметам и тут же спрашивал ответы своих учеников.)

2. Прочитайте описание классной комнаты. Что интересного об обитателях этой комнаты и их занятиях рассказывает интерьер?

Карл Иванович, с очками на носу и книгой в руке, сидел на своем обычном месте, между дверью и окошком. Налево от двери были две полочки: одна – наша, детская, другая – Карла Иваныча, собственная. На нашей были всех сортов книги – учебные и неучебные: одни стояли, другие лежали. Только два больших тома «Histoire des voyages» («Всеобщей истории путешествий»), в красных переплетах, чинно упирались в стену; а потом пошли длинные, толстые, большие и маленькие книги, – корочки без книг и книги без корочек (...)

На другой стене висели ландкарты, все почти изорванные, но искусно подклеенные рукою Карла Иваныча. На третьей стене, в середине которой была дверь вниз, с одной стороны висели две линейки: одна – изрезанная, наша, другая – новенькая, собственная, употребляемая им более для поощрения, чем для линования; с другой – черная доска, по которой кружками отмечались наши большие проступки и крестиками – маленькие. Налево от доски был угол, в который нас ставили на колени (...)

В середине комнаты стоял стол, покрытый оборванной черной клеенкой, из-под которой во многих местах виднелись края, изрезанные перочинными ножами. Кругом стола было несколько некрашеных, но от долгого употребления залакированных табуретов. Последняя стена была занята тремя окошками.

(Все в этой комнате говорит о том, что здесь учатся: книги, карты, линейки, стол с табуретками, доска... Но каждый предмет рассказывает и о людях: учителе Карле Ивановиче и его учениках. И оказывается, что почти полтора столетия назад дети также иногда ленились, и, волнуясь или задумавшись о чем-то постороннем, могли изрезать ножиком стол или порвать карту, и не прочь были посмотреть в окошко, мечтая, чтобы побыстрее закончился урок. За проступки ученики наказывались – линейкой или стоянием в углу на коленях, или кружками и крестиками на черной доске.

О Карле Ивановиче тоже рассказано много: о его строгости, аккуратности, стремлении утвердить независимость (собственные вещи) и многое другое.)

3. Беседа по вопросам.

– Коротко передать содержание главы.

– Почему Карл Иванович был не в духе? (С. 313. «… т еперь дети большие стали, им надо серьезно учиться… Да, теперь я не нужен стал, меня и надо прогнать; а где обещания? где благодарность?».)

Найдите и прочитайте эпизод из главы «Классы», в котором герой рассказывает о том, как он был наказан. Карл Иваныч рассердился, поставил меня на колени, твердил, что это упрямство, кукольная комедия (это было любимое его слово), угрожал линейкой и требовал, чтобы я просил прощенья, тогда как я от слез не мог слова вымолвить; наконец, должно быть, чувствуя свою несправедливость, он ушел в комнату Николая и хлопнул дверью»). (с. 313)

Николенька слышит разговор Карла Иваныча с Николаем. Карл Иваныч жалуется на несправедливость хозяина, который увозит детей учиться, не доверяя его работе. Какие чувства переживает Николенька?

– Как воспринимает услышанное Николенька? («…Я был расстроен, что решительно ничего не мог делать». От слез и рыданий не смог произнести диалог и был наказан, хотя Карл Иванович понимал несправедливость наказания.)

– Каковы отношения у Карла Ивановича с отцом главного героя?
(С. 314. «Я знаю, чьи это шутки… говорить правду…».)

Найдите строки, описывающие чувства Николеньки и прочитайте.

Я сочувствовал его горю, и мне больно было, что отец и Карл Иваныч, которых я почти одинаково любил, не поняли друг друга; я опять отправился в угол, сел на пятки и рассуждал о том, как бы восстановить между ними согласие ».) (с. 314)

– Как характеризуют героя его раздумья о Карле Ивановиче и отце? (С. 314. «Я сочувствовал… между ними согласие».)

Вопросы классу:

Как отнесся Карл Иванович к известию об отъезде ребят?

Что он сказал дяде Николаю?

В чем выразилось негодование учителя на уроке?

Какое предложение продиктовал он ребятам?

Как мальчики отнеслись к разлуке с учителем?

Подведение итогов . Что хотел нам сказать Толстой, создавая образ Карла Ивановича? Что было для него главным? (Доброта, искренность, любовь к детям, привязанность, но самое главное – уважение. Только так можно воспитать личность).

Урок литературы "История жизни и смерти Натальи Савишны" (по повести Л.Н. Толстого "Детство").

Цель: продолжая изучение повести Л.Н.Толстого “Детство”, углубляя проникновение в художественный мир писателя, пробудить желание извлекать нравственные уроки из классической литературы; раскрыть образ Натальи Савишны, показать его место в повести и в жизни главного героя.

Ход урока

I. Викторина “Узнай героя по портрету”.

1) “Большой статный рост, странная, маленькими шажками, походка, привычка подергивать плечом, маленькие, всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы, которые как-то неловко, но приятно складывались, недостаток в произношении – пришепетывание, и большая, во всю голову, лысина…” (Отец Николеньки).

2) “… карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый и белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал; но общее выражение ускользает от меня”. (Маман).

А о ком эти слова?

“Какое редкое, чудесное создание была эта старушка!” (О Наталье Савишне.)

– Проследим историю жизни Натальи Савишны, которой автор посвятил целую главу – “Наталья Савишна”. Почему целую главу? Какую роль сыграла Наталья Савишна в жизни рассказчика? Итак, тема урока: “История жизни и смерти Натальи Савишны”.

II. Беседа по тексту главы “Наталья Савишна”.

– Кто же такая Наталья Савишна?

    простая крепостная женщина,

    дворовая прислуга,

    крепостная крестьянка,

    няня матушки Николеньки,

    экономка.

– Кто такая экономка? (Женщина, занимавшаяся ведением домашнего хозяйства.)

– Она не сразу стала экономкой Натальей Савишной. Проследим ее историю через историю ее имени. Запишем:

– Почему меняется имя? (Растет уважение.)

– Чем она его заслужила? (“Кротостью нрава”, “трудолюбием”, “верностью и преданностью”, “любовью”.)

– Была ли какая-то корысть в заботе о господском добре? (“Ниткой барской не поживилась” – бескорыстный труд, бескорыстная любовь.)

– Как выглядела Наташка? (“В затрапезном платье босоногая, но веселая, толстая и краснощекая девка”.)

– А Наталья Савишна? (Портрета нет.)

– Какой вы ее себе представляете? (В чепце и фартуке.)

– Была ли у Натальи Савишны семья, дети? А любовь? (Не состоялась.)

– Расскажите, почему. Кто в этом виноват? (Пересказ.) стр.316

– За что была наказана и сослана в степную деревню на скотный двор девка Наташка? (За любовь к барскому официанту. Она крепостная, она не имеет права на любовь, на личное счастье. Ее обязанность служить господам и жить для них, только для них.)

– Почему была возвращена к своим господам? («… н икто не мог заменить Наталью…» И если она незаменима, за что же ее наказывать, если она и до наказания отдавала господам душу и сердце?! За то, что она пожелала чуточку личного счастья?! Вернулась Наташка (иначе слуг и не звали) оскорбленная, униженная, опустошенная. Ни о какой любви она уже и не думала. «Возвратившись в затрапезнике (простой крестьянской одежде) из изгнания; она явилась к дедушке, упала ему в ноги и просила возвратить ей милость, ласку и забыть ту дурь, которая на нее нашла было и которая, она клялась, уже больше не возвратится. И действительно, она сдержала свое слово».)

– Жестоко обошлась судьба с этой женщиной. Озлобилась ли она на жизнь? Ропщет ли на судьбу? (С истинно христианским смирением несет она крест.)

– Да к тому же разве лишена ее жизнь любви? (Жизнь дала ей огромную, неисчерпаемую любовь к Наталье Николаевне.)

Главная черта ее характера? (“любовь и самопожертвование”.)

– Что такое самопожертвование? (Отказ от личных интересов ради других.)

– Хорошо это или плохо? (Если любишь, то хорошо. Самопожертвование без любви бесплодно. С другой стороны, невозможно любить и ничем не жертвовать.)

– Какой поступок Натальи Савишны говорит об этом? (Порвала вольную.)

– Почему Наталья Савишна так поступила? (Неправильно поняла, обиделась, расценила как желание прогнать.)

– Как Николенька относится к Наталье Савишне? (С любовью и нежностью, но принимает ее любовь как должное: “С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их…”).

– Комната Натальи Савишны манила Николеньку. Представим, что “под предлогом… надобности” он прибежал сюда. Войдем в комнату вместе с ним…Что мы видим?

– Обратимся к рисунку в учебнике. Почему так мало деталей? (У Толстого комната Натальи Савишны описана лаконично: “наполнена” сундуками.)

– “В сундуках … было решительно все…” Какие из перечисленных вещей хранились в голубом сундуке Натальи Савишны?

– Почему Николенька любил бывать в комнате Натальи Савишны? Чем занимался? (мечтал вслух)

– Как характеризуют Николеньку его мечты?

– Что интерьер комнаты, в которой живет Наталья Савишна, говорит о ее хозяйке? (Комната, где живет человек, может многое рассказать о характере, привычках, роде занятий жильца. Наталья Савишна ведет хозяйство в семье Иртеньевых, поэтому в ее сундуках «было решительно все». В голубом сундуке – на крышке наклеен рисунок Володи – брата Николеньки – доказательство того, как дорог Наталье Савишне каждый знак внимания любимых ею детей. Очаковское курение, привезенное еще дедом Николеньки из Турции и бережно хранимое Натальей Савишной, тоже память о прошедших годах верной службы и преданности.)

– “Всегда она бывала чем-нибудь занята…” За каким занятием изображена Наталья Савишна у А. Вестфалена? (Роется в сундуке.)

– Чем она еще могла быть занята? (Вязала чулок, записывала белье.)

– Когда Николенька оценил няню? (Когда стал взрослым, спустя 1,5 десятка лет понял: “Вся жизнь ее была любовь и самопожертвование”.)

Задание: «Один раз я на нее рассердился». За что?

– О чем думал главный герой, ходя по комнате? (С. 319. «Как! Наталья Савишна… Нет это ужасно!..» …В мальчике живет, пока он и сам этого не осознает, будущий барин. Сословное воспитание дало о себе знать.)

– А тогда…Николенька не только не был благодарен, но даже помышлял, как отомстить дерзкой Наталье, оскорбившей его. Что же произошло? Какой поступок Николеньки вызвал столь низменное чувство?

– Случай со скатертью: чтение по ролям .

– Почему Наталья Савишна так наказала Николеньку? (“Любимчик” – наказала как собственного сына.)

– Что больше интересует Толстого – событие или внутренние переживания?

– Проследим, какие чувства испытал Николенька, как одно чувство сменяется другим.

Толстой первый в русской литературе показал мир героя не застывшим, а в постоянном изменении, развитии. Это художественное открытие получило название “диалектика души”.

– Что разозлило Николеньку? (Бесцеремонность крепостной Натальи.)

– Почему отказался от мщения? (Наталья Савишна пришла просить прощения.)

– За что стало стыдно? (Повел себя с женщиной, которая отдавала себя их семье без остатка, как с обычной крепостной.)

– Как сама Наталья Савишна переживает случившееся? (Страдает от собственной грубости, жалеет ребенка.)

– Какие детали говорят об этом? (“…Наталья Савишна... робко подошла ко мне и начала увещевать:

– Полноте, мой батюшка, не плачьте... простите меня, дуру... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... вот вам.

Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне.)

– Какое значение для Николеньки имела эта история? (Научила любить, ценить любовь других, прощать. Автор убежден: в любви и прощении путь к гармонии и счастью.)

– Будь Наталья Савишна другой, вырос бы Николенька таким совестливым человеком, каким мы чувствуем его в рассказчике? (Нет.. Если бы Наталья Савишна повела себя иначе, не было бы стыдно, случай бы не запомнился, ведь Николенька по прошествии стольких лет помнит о своем неблаговидном поведении).

– Почему же Наталье Савишне, простой женщине, посвятил Толстой целую главу? (Оставила глубокий след в душе, научила высокой мудрости, истинной любви к людям, бескорыстию, чуткости, доброте.)

Л. Н. Толстой. ПОВЕСТЬ «Детство». глава «детство»

Цели : раскрыть мир мыслей и противоречивых чувств главного героя; показать душевную щедрость любящих его людей; показать мастерство Толстого в изображении движений души.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Узнайте, о какой героине идет речь в приведенном отрывке. Какая она? Как относится к ней Николенька и как автор?

«Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе; вся жизнь ее была любовь и самоотвержение. Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви к нам, что и не воображал, чтобы это могло быть иначе, нисколько не был благодарен ей и никогда не задавал себе вопросов: а что, счастлива ли она? довольна ли?

Бывало, под предлогом необходимой надобности, прибежишь от урока в ее комнатку, усядешься и начинаешь мечтать вслух, нисколько не стесняясь ее присутствием. Всегда она была чем-нибудь занята: или вязала чулок, или рылась в сундуках, которыми была наполнена ее комната, или записывала белье и, слушая всякий вздор, который я говорю (...) она приговаривала: «Да, мой батюшка, да». Обыкновенно, когда я вставал и собирался уходить, она отворяла голубой сундук, на крышке которого снутри – как теперь помню – были наклеены крашеное изображение какого-то гусара, картинка с помадной баночки и рисунок Володи, – вынимала из этого сундука куренье, зажигала его и, помахивая, говорила:

– Это, батюшка, еще очаковское куренье. Когда ваш покойник дедушка – царство небесное – под турку ходили, так оттуда привезли. Вот уж последний кусочек остался, – прибавляла она со вздохом.

В сундуках, которыми была наполнена ее комната, было решительно все».

В этом отрывке речь идет о Наталье Савишне. Она всю жизнь бескорыстно служила семье Иртеньевых, была необыкновенно скромна и добра, с любовью относилась ко всем членам семьи, особенно к детям. Николенька любил Наталью Савишну, но не только никогда не стремился сделать ей приятное, позаботиться о ней, но даже, когда по поручению маман Наталья Савишна наказала его за испорченную скатерть, возмущался как истинный барчонок: как посмела крепостная его наказывать. Автор не только с необыкновенной любовью и нежностью описывает добрую старушку, но и с запоздалым сожалением вспоминает о том, как мало истинного тепла и внимания, которых она заслуживала, проявлял к ней когда-то.

III. Сообщение темы и целей урока.

IV. Изучение главы «Детство».

1. Комментированное чтение.

Задание: нарисовать устную картину (используя учебник) засыпающего за столом мальчика.

– Что видится ему сквозь дремоту? (Взгляд и улыбка.)

– Что чувствует? (Прикосновение «нежной руки», «чудесной нежной ручки», слышит «милый» голос.)

– Каким чувством дышат воспоминания о расставании перед сном? (Любовь заполнила его сердце, она была потребностью, давала силы. И ничего не было нужно, кроме невинной веселости и беспредельной потребности любви.)

О чём молится юный Иртеньев? Найдите эти строки и прочитайте.

После этого, как, бывало, придешь наверх и станешь перед иконами, в своем ваточном халатце, какое чудесное чувство испытываешь, говоря: "Спаси, господи, папеньку и маменьку". )

(«Вспомнишь, бывало, о Карле Иваныче и его горькой участи - единственном человеке, которого я знал несчастливым, - и так жалко станет, так полюбишь его, что слезы потекут из глаз, и думаешь: "Дай бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать".)

Еще помолишься о том, чтобы дал бог счастия всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, повернешься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, смешаются, и уснешь тихо, спокойно, еще с мокрым от слез лицом».)

Как это его характеризует?

Итак, давайте охарактеризуем героя повести «Детство». Каким вам представляется Николенька Иртеньев?

Вывод (слово учителя): Николенька умён, наблюдателен, обладает живым воображением, постоянно анализирует свои мысли и поступки. Душа Николеньки открыта всем впечатлениям жизни, но в детские годы дети ограничены узким кругом семьи. Николенька начинает замечать недостатки людей своего круга и приходит к мысли о необходимости исправить пороки людские и прежде всего исправить самого себя. Но реальная жизнь то и дело разрушает его мечтания.

Николенька ошибается, анализирует свои поступки, страдает из-за совершенных ошибок.

Вывод. Л. Н. Толстой бережно хранил духовный облик матери. «Она представлялась мне таким высоким, чистым, духовным существом, что часто … я молился ее душе, прося ее помочь мне, и эта молитва всегда помогала много».

– В конце главы Толстой спрашивает: «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели – невинная веселость и беспредельная потребность любви были единственными побуждениями в жизни?.. Неужели жизнь оставила такие тяжелые следы в моем сердце, что навеки отошли от меня слезы и восторги эти?»

– Что же беспокоит Толстого, когда он думает о детстве?

V. Подведение итогов урока.

Особенностью героя повести «Детство» является то, что он постоянно думает о проявлении своих чувств и часто бывает «беспощадным к самому себе».

– Что больше интересует Толстого – поступок или его нравственный смысл?

– А всегда ли вы критически оцениваете свои поступки и чувства? Бываете ли при этом «беспощадными» к самим себе?

Домашнее задание: подготовить ответ на вопрос-задание 4 (с. 322); прочитать статью Н. К. Гудзия «Как работал Толстой» (с.323).

Ирина Бебнева(издатель) и Елена Атланова(оформитель) издали электронной книгой мою маленькую повесть "лЖИЗНЬ"


1. ОТКРЫТИЕ ПТИЦЫ


В комнату ко мне залетела птица. Она испуганно билась крыльями о потолок и стены, сильно кричала – просила помочь. Но я лишь спокойно наблюдал. Птица в изнеможении села на гардероб и сочувственно сказала:


– Какое у вас твердокаменное небо, как вы здесь живёте?


– Вот так и живём. Если бы не потолок, то, лёжа на диване, никогда бы не узнали, в чём смысл жизни, – просветил я птицу.


Валерий Александрович Воробьёв вел привычную правильную трудовую жизнь провинциального мастерового человека в заштатном сибирском городке, где с одной стороны плотины гидростанции плескалось рукотворное, заплывшее жиром промасленного промышленностью многоводья море, а с другой – обрубок рукава реки, потерявшей среди людей в результате технологических переустройств исконное историческое название. Воробьёв здесь родился, похоронил отца и мать, выдал замуж двух дочерей. А попутно где честным, а где и рисковым трудом сколотил небольшой капиталец, который вложил в авторемонтную мастерскую. Конечно, авторемонтная мастерская – сказано слишком сильно, поскольку это был обычный, оставленный ему в наследство отцом кооперативный гараж, который новый владелец значительно расширил и технологически обустроил.


В мастерской Валерий Александрович проводил за работой не только будни, но и выходные, порой переходящие в праздники, которым не было в нашей стране конца. По молодости Валерий Александрович любил праздновать, но чем старше становился, тем меньше находил в праздности душевной утехи, тем более что с главным грехом русского человека он давно крепко-накрепко завязал. Однообразие рабочих дней его не пугало, Валерий Александрович скрашивал трудовые будни музыкой The Beatles и Deep Purple, регулярно читал толстые философские журналы и не менее внушительные книги, которые брал в местной библиотеке, – в провинции такие издания водились, но мало кто в них заглядывал. Единственными конкурентами автомастера были студенты-заочники, которые в книги заглядывали, но мало что в них понимали, да и не стремились к этому, главное – запомнить основные постулаты и сдать экзамен. И когда Валерий Александрович сталкивался с таким охотником или охотницей за дипломом, то уж не упускал возможности блеснуть своей образованностью, следуя современной присказке: резал правду матку, да так, что правда умирала, а матка оставалась.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 21.10.2013. Повесть Л-жизнь в новом формате
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании

«Детство» — одно из первых произведений Льва Николаевича Толстого, с которого и начался его долгий творческий путь. Данная повесть имеет автобиографический характер.

Лев Николаевич всегда был заинтересован жизнью и душой простого русского человека, и в 1851 году, будучи на Кавказе с братом, Толстой основательно взялся за написание повести “Детство” – первой части трилогии, которая должна была показать все этапы развития и становления личности. Многие истории и факты из книги взяты из жизни самого автора. Он тоже во всем ровнялся на брата, рано потерял маму и искал себя с самого рождения.

Жанр и направление

Жанр книги — автобиографическая повесть. Направление – реализм, ведь все основные события основываются на фактах из жизни писателя. Все то, о чем рассказывается в произведении, показывает быт и нравы русских дворян 19 столетия.

Повесть входит в состав трилогии, как известно, после «Детства» следуют «Отрочество» и «Юность» Николеньки.

Суть

В основе повести лежат события из жизни Николеньки Иртеньева, главного героя. Повествование ведется от лица самого Коли, мальчик рассказывает о быте в дворянском доме, охоте, учителе, первой влюбленности, личных переживаниях и тяжелых временах. Мы видим мир глазами мальчика 10 лет, который только начинает понимать суть вещей, чувств и поведения людей.

Николай сталкивается с самыми разными явлениями. У него умирает мать, а он вынужден покинуть дом и отправиться на обучение в большой и чужой город. Там у него начинается новая жизнь, полная приключений, открытий и размышлений. Сюжет книги мы описали кратко и точно в

Главные герои

Образ и характеристика каждого персонажа находятся в данной . Здесь же мы приводим лишь самые основные сведения о жизни и характере героя.

  1. Николенька Иртеньев — главный герой, мальчик из дворянской семьи. Он очень тонко чувствует мир, умен не по годам, но сам процесс учебы скучен для него. Николенька старается во всем найти суть, смысл, но часто ошибается из-за обостренной чувствительности и вспыльчивости. Он добр, но ведом: его легко сбить с пути, ведь он часто подражает старшим или более сильным ровесникам.
  2. Мама — в самой повести автор не показывается характер женщины напрямую, но мы можем проследить ее влияние на сына. Благодаря доброму материнскому сердцу, мальчик стал таким чутким и сострадательным.
  3. Папа – рассудительный и строгий мужчина. Герой любит его не меньше, отец сохраняет авторитет перед сыном в любой ситуации.
  4. Наталья Савишна — экономка, бывшая няня мамы Николеньки. По своей натуре очень альтруистичная женщина, готова всю себя отдать ради семьи, которой служит.
  5. Карл Иванович — учитель Николеньки, очень добрый и заботливый человек, желающий для мальчика только лучшего.

Темы

  1. Основная тема повести — становление личности. Человек приобретает индивидуальность, начиная с самого детства. События в раннем возрасте в дальнейшем влияют на судьбу людей, определяют ее во многом. Толстой показывает диалектику души героя – процесс его развития. Каждой черте, каждому жесту есть объяснение, и искать его нужно именно в детстве.
  2. Еще одна немаловажная тема – воспитание . Героя окружают заботой и вниманием с юных лет, он чувствует себя нужным. Поэтому хорошие качества зачастую мешают ему поступать дурно. Это не заслуга генетики, он просто хорошо воспитан, и, усваивая манеры в городской среде, он постепенно становится все более рассудительным и дальновидным.
  3. Материнская любовь – тоже центральная тема в повести. Именно мама научила сыновей тонко чувствовать мир вокруг них, наградила детей обостренным чувством справедливости и сочувствия. Получая ласку и теплоту материнского участия, они и сами стали милосердными, внимательными и неравнодушными людьми, которые были в состоянии признать ошибки и загладить вину.
  4. Тема семьи – тоже очень важный аспект. Взаимоотношения родственников во многом определяют будущее детей. Видя процветающий дом и благополучие, они стремятся построить свою жизнь по образу и подобию родных.
  5. Роль учителя . Толстой понимает всю важность воспитателя для воспитанника. Карл Иванович не распускает учеников, проявляет твердость, но при этом он искренне расположен к ним. Старик любит и уважает детей, не позволяя себе грубостей в отношении них.

Проблематика

В данной повести Толстой затрагивает многие проблемы, актуальные и по сей день. Мы перечислим лишь основные.

  • Потеря близкого человека . Дети особенно близко к сердцу принимают утраты. Особенно в семье. Писатель показал, как сыновья тоскуют по матери, как им больно ее потерять. Они просто не знают, как жить дальше. Эта проблема не имеет универсального решения, но родные должны сделать все возможное, чтобы дети не чувствовали себя сиротами. Это единственный выход из положения, и Толстой показывает, как необходимо себя вести в подобной ситуации.
  • Дурное влияние . Ребенок очень подвержен влиянию извне. Его легко сбить с пути истинного, особенно, если его воспитывали мягко, без особой требовательности. Николай поддался вредным настроениям и стал вести себя дурно по отношению в другому мальчику, повинуясь стадному чувству. Он подражал Сереже Ивину и хотел ему понравиться. К сожалению, взрослые не всегда вовремя замечают источник дурного влияния, и это попустительство может привести к тому, что правильное воспитание не даст свои плоды.
  • Неосторожность и неосмотрительность взрослых . Сами родители часто совершают ошибки в воспитании. Например, Толстой показал это на приеме у бабушки, где на маленького Николеньку сильно давили родственники. Бабушка во всеуслышание уверяла людей, что ее внук ухаживает за маленькой гостьей, он очень смутился и растерял уверенность в себе. Впечатлительность ребенка надо принимать в расчет и не пугать его своими разоблачениями, тем более, при посторонних.
  • Проблема выбора жизненного пути . Герой мечется между добром и злом, между призваниями, между девочками, которые ему нравятся. Он еще не определился с тем, что собой представляет.

Главная мысль

В своем произведении Толстой хотел показать влияние окружающего мира и людей на формирование личности. Как каждое событие выстраивается в четкую картинку и отражается на формировании сознания человека. Каждый незначительный, казалось бы, эпизод может стать мотивом для судьбоносного поступка в будущем. Такова идея повести, из которой можно извлечь мораль: в воспитании подрастающего поколения нельзя пренебрегать ничем. Все, что делается с ребенком, очень важно, ведь основы людского мировоззрения формируются с детства.

Смысл повести в том, что роль семьи в обществе невозможно переоценить. В этом социальном институте человек обретает нравственные ориентиры, там он обретает себя. И то, каким он будет, зависит, прежде всего, от его родителей, родственников, которые должны подобрать для подрастающего поколения правильное и здоровое окружение.

Вывод: чему учит?

Данная повесть учит ценить свою семью, свой дом и быть внимательней ко всему, что нас окружает. Быть рядом с людьми, которых мы любим, учиться на ошибках, чтобы делать жизнь своих близких лучше с каждым днем.

Также автор учит читателя ответственности. Рождение ребенка – это очень важный и ответственный шаг, который делает вся семья, а не одна только мама. Каждый родственник, каждый друг семьи должен принимать участие в воспитании детей, быть внимательным к их нуждам, ведь это наше общее будущее.

Сами же дети должны извлечь нравственные уроки: любить и уважать родных, думать своей головой, а не повторять чужие ошибки. Нужно ценить себя, не унижаясь перед другими детьми и не пытаясь завоевать их дружбу, если сами они относятся к вам надменно. Также ребенок должен научиться объективно оценивать мир вокруг и людей, не позволяя первым и неверным впечатлениям затмить доводы разума.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В повести «Смерть Ивана Ильича» (1881 -1886), как и в «Холстомере», нравственная проблема сочеталась с социальной. Трагедия героя, только перед смертью осознавшего весь ужас своего прошлого существования, воспринимается как совершенно неизбежное, закономерное следствие того образа жизни, который он и все его окружающие воспринимали как нечто совершенно нормальное, общепринятое и абсолютно правильное.

О «прошедшей истории жизни Ивана Ильича», которая, по словам Толстого, была «самая простая, обыкновенная и самая ужасная», рассказывается в повести далеко не так подробно, как о трех месяцах его болезни. Только в самый последний период герой наделяется индивидуальными, личностными чертами, иными словами, проходит путь от чиновника к человеку, что и приводит его к одиночеству, отчуждению от семьи и вообще от всего ранее привычного для него существования. Время, еще недавно мчавшееся для Ивана Ильича чрезвычайно быстро, теперь замедлилось. С гениальным мастерством раскрыл Толстой запоздалое прозрение своего героя, безнадежное отчаяние одинокого человека, который только перед самой смертью понял, что вся его прошлая жизнь была самообманом. У Ивана Ильича открывается способность к самооценке, самоанализу. Всю жизнь он подавлял в себе все индивидуальное, неповторимое, личное. Парадоксальность ситуации заключается в том, что лишь ощущение близости смерти способствует пробуждению у него человеческого сознания. Только теперь он начинает понимать, что даже самые близкие, родные ему люди живут ложной, искусственной, призрачной жизнью. Один мужик Герасим, ухаживавший за Иваном Ильичом, приносил ему душевное успокоение.

В художественных произведениях, созданных после перелома, Толстой раскрывал весь ужас господствовавших в тогдашней жизни лжи, обмана, бездуховности, заставлявших наиболее чутких и совестливых людей мучаться, страдать и даже совершать преступления («Крейцерова соната», «Дьявол», «Отец Сергий»). Наиболее полно и художественно новые настроения Толстого выразились в его романе «Воскресение».

Действительно великая, философская мысль Л.Н.Толстого передана через рассказ о самых неинтересных, самых типичных обывателях того времени. Глубина этой мысли идет через весь рассказ грандиозным фоном для незначительного, маленького театра кукол, какими являются герои этого произведения. Член Судебной палаты Иван Ильич Головин, женившись в свое время без любви, но весьма выгодно для собственного положения, делает очень важный шаг в жизни - переезд. Дела его на службе идут хорошо, и, на радость жены, они переезжают в более достойную и престижную квартиру.

Все хлопоты и переживания по поводу покупки мебели, обстановки квартиры занимают первое место в помыслах семьи: "Чтобы было не хуже, чем у других". Какие должны быть стулья в столовой, обить ли розовым кретоном гостиную, но все это должно быть непременно "на уровне", а другими словами, в точности повторить сотни таких же квартир. Так же это было во времена "застоя" - ковры, хрусталь, стенка; так и в наше время - евроремонт. У всех. Главное - престижно и достойно.

Но есть ли счастье у этих людей? Прасковья Федоровна, жена, постоянно "пилит" Ивана Ильича, чтобы тот продвигался по службе, как другие. У детей свои интересы. А Иван Ильич находит радость во вкусном обеде и успехах на работе.

Толстой пишет не о какой-то случайной семье. Он показывает поколения таких людей. Их большинство. В чем-то рассказ Толстого - это проповедь духовной мысли. Может быть, такой вот Иван Ильич, прочитав сегодня эту книгу, задумается, кто же он есть на самом деле: только ли чиновник, муж, отец- или есть у него более высокое предназначение?

Наш Иван Ильич только перед самой смертью обнаруживает это великое. А вот за все время болезни, да и вообще за всю жизнь не приходит ему такая мысль.

Украшая свое новое жилище, Иван Ильич подвешивал модную картину, но сорвался и упал с высоты. "Совершенно удачно упал", только немного повредил бок. Наш герой беззаботно смеется, но до читателя уже доносится грозная музыка, лейтмотив провидения, смерти. Сцена съеживается, герои становятся мультипликационными, ненастоящими.

Задетый бок время от времени стал напоминать о себе. Скоро даже вкусная еда перестала радовать члена Судебной палаты. После еды он стал испытывать ужасную боль. Его жалобы страшно раздражали Прасковью Федоровну. Никакой жалости, а тем более любви к мужу она не испытывала. Но зато чувствовала огромную жалость к себе. Ей, с ее благородным сердцем, приходится переносить все дурацкие капризы своего избалованного мужа, и только ее чуткость позволяет ей сдержать раздражение и благосклонно отвечать на его глупое нытье. Каждый сдержанный упрек казался ей огромным подвигом и самопожертвованием.

Не видя ласки, муж тоже старался не заводить речь о болезни, но когда, исхудавший, с постоянными болями, он уже не мог ходить на службу и различные бездарные врачи назначали ему припарки, все уже начали понимать, что дело серьезное. И в семье складывается еще более душная атмосфера, поскольку не совсем уснувшая совесть мешает детям и жене спокойно развлекаться, как раньше. еще более душная атмосфера, поскольку не совсем уснувшая совесть мешает детям и жене спокойно развлекаться, как раньше. Дети, в душе обиженные на отца, лицемерно спрашивают его о здоровье, жена тоже считает своей обязанностью поинтересоваться, но единственный, кто действительно сочувствует больному, - буфетный мужик Герасим. Он становится и сиделкой возле постели умирающе го, и утешителем в его страданиях. Нелепая просьба барина - держать его ноги, мол, так ему легче, не вызывает ни удивления, ни раздражения мужика. Он видит перед собой не чиновника, не хозяина, а прежде всего умирающего человека, и рад хоть как-то послужить ему.

Чувствуя себя обузой, Иван Ильич еще больше раздражался и капризничал, но вот наконец-то смерть-избавительница приблизилась к нему. После долгой агонии вдруг произошло чудо - никогда не задумывавшийся о том самом "великом", Иван Ильич ощутил неведомое для него чувство всеобъемлющей любви и счастья. Он больше не был обижен на черствость родных, напротив, он чувствовал к ним нежность и с радостью прощался с ними. С радостью же он и отправился в чудесный, сверкающий мир, где, он знал, его любят и встречают. Только теперь обрел он свободу.

Но остался его сын, встреча с которым после похорон мимолетна, но ужасающе конкретна: "Это был маленький Иван Ильич, каким Петр Иванович помнил его в Правоведении. Глаза у него были и заплаканные и такие, какие бывают у нечистых мальчиков в тринадцать-четырнадцать лет".

Каждый день на планете умирают тысячи Иванов Ильичей, но так же продолжают люди жениться и выходить замуж по расчету, ненавидеть друг друга и растить таких же детей. Каждый думает, что способен на подвиг. А подвиги кроются в самой обыкновенной жизни, если она освещена, пронизана любовью и заботой о ближних.



Похожие статьи
 
Категории