Словарь символов: Лабиринт. Сакральный лабиринт или лабиринт сознания

25.02.2019

Для большинства людей символика лабиринта ассоциициируется с древнегреческим мифом и критским Минотавром. Легенда о происхождении Минотавра объяснняется в мифе как плод греха критской царицы Пасифаи c быком, которого Посейдон прислал царю Миносу для жертвоприношения богам. Однако мифы не стоит воспринимать буквально. Известно, что пытаясь изобразить бога, древний человек прибегал к простому способу - он соединял в рисунке признаки животного и человека, создавая мифичское существо. Получеловек-полубык - одно из самых распространенных изображений бога в древности, как и культ быка. В древности считалось, что жрица вступала в союз с богом и рождала царя, который, таким образом, имел божественное происхождение. Грубо говоря, цари получали через жрицу божественный статус, а заодно и бессмертие. А через царя бессмертие получал и весь его народ.

Пасифая была женой царя Миноса, а а Ариадна, жрица местного культа - его дочерью, то есть в греческом мифе таким образом зашифрованы религиозные представления минойской цивилизации. Происхождение слова "лабиринт" чаще всего связывают со словом "лабрис" - это двухсторонний ритуальный жертвенный топорик, символизирующий два рога быка, распространенный в догреческой, минойской цивилизации. Кстати, рога лунницы, одного из древейших видов украшений, часто тоже символизировали рога быка. . То есть первое что, в связи с этим, приходит на ум - лабиринты (и близкие им по сути спирали) - это места ритуальных жертвоприношений.

О чем же миф? О геройском подвиге Тесея, который спас Грецию от критской зависимости и сбросил татаро-монгольское иго от необходимости платить дань, которая, возможно, включала человеческие жертвы. Тесей возвращается не просто героем, но и новым царем - это может означать смену и обоснование смены власти. То есть миф о Минотавре и Тесее, победившем его (как критский символ) - один из старейших примеров патриотической пропаганды и провозглашения независимости. Немаловажный факт - золотая нить, благодаря которой Тесей прошел сложный извилистый путь, а также смог вернуться назад, - была получена им от местной жрицы культа Минотавра - Ариадны. Это символизирует путешествие в подземный мир, из которого нет возврата простым смертным. Классический глобальный символ лабиринта состоит из 7 закрученных вокруг центра линий. Близок к другому древнему символу - спирали.

Спираль - один из древнейших в мире символов, встречающийся в религиозной символике на всех континентах мира. Спираль - символ цикла жизни, смерти и возрождения. Символизировала также солнце, умирающее и рождающееся каждый день. Кстати, структуру спирали имеет ДНК, спираль также является символом эволюционного развития. По Карлу Юнгу спираль - воплощение космических сил и циркулирующей энергии. В духовных учениях символизирует внутреннюю трансформацию, смерть и возрождение. Кстати, эти символы до сих пор хранятся в народной памяти в виде танцев-хороводов, часто закручивающихся спиралью. Лабиринты часто связывают с периодом мегалитов, но символ этот давно уже не укладываетя ни в какие рамки.

Нью-Грейндж

ДРЕВНИЕ ЛАБИРИНТЫ

Древнейший храм в виде лабиринта расположен в древнеегипетском городе Щедит на берегу Меридова озера в Файюмском оазисе. Греки называли его Крокодилополь, ныне город Киман-Фарис. Геродот описывал его как лабиринт Аменемхета III. В этом храмовом комплексе приносились жертвы всем богам Египта. Лабиринт имел 2 уровня, в нижнем, закрытом для непосвященных находились мумии фараонов и крокодилов (более 2 тысяч). В храме разыгрывались мистерии смерти Осириса, который воскресал после принесения в жертву священного быка Аписа. Лабиринт защищал Осириса в этой и загробной жизни от врагов и смерти. Сюжет использовал Болеслав Прус в книге "Фараон". Жрец Сетха Симонту проникал в лабиринт с помощью четок.

На северном берегу Крита около Кносса был построен лабиринт по преданию в 1/100 от египетского. С критским лабиринтом отождествляют Кносский дворец, открытый археологом А.Эвансом, но его точное местонахождение до сих пор под вопросом. Строителем Кносского дворца по легенде был архитектор-маг Дедал.

Критские монеты

При раскопках критских дворцов находят гигантские лабрисы, выше человеческого роста. Он был одним из самых священных религиозных символов критской цивилизациии, считался принадлежностью богинь и жриц и использовался для жертвоприношений быков. Мария Гимбутас, американский археолог, считала, что форма бабочки, которую имеет лабрис, символизирует материнское начало, а сам лабрис является отголоском доиндоевропейского матриархального культа Великой Богини в Европе.

Не сохранился еще один известный лабиринт древности - на о.Самосе. Также как и этрусская гробница с подземным лабиринтом, упомянутая Варроном. Но зато дошел до наших дней надгробный памятник царя Порсенны в Клузиуме (ныне Кьюзи, Италия) - курган с сетью погребальных склепов. Знак лабиринта обнаружен на стене усыпальницы в Луззанасе на острове Сардиния, построенной во 2 тыс.до н.э. Такой же возраст петроглифов в Галисии в Испании. Глиняным табличкам из г.Пилоса с изображением лабиринта 3 тыс.лет. Рисунки лабиринта в турецком Горионе датируются 750 г до н.э.

Лабиринт из Халебида (XIII в н.э.)

Изображение лабиринта можно увидеть на фризе храма Халебид в Майсуре в Индии (13 век), изображающий эпизод из Махабхараты. Китайцы строили лабиринты для защиты перед входами, поскольку считали, что злые духи могут летать только по прямой. В Скандинавии найдено более 600 лабиринтов - проходя через них люди верили, что таким образом обеспечивают себе благополучное возвращение назад. Восстановлен древний лабиринт на острове Сант-Агнес в Корнуолле.

Лабиринт в Шартрском соборе

Самый известный лабиринт в христианском соборе находится в Шартре во Франции. Для христиан лабиринт символизирует дорогу, ведущую к раскаянию, очищению от грехов, а также паломничество в Святую землю.

Большинство древних лабиринтов в плане имеют одну извилистую дорожку, которая ведет от входа к центру. Более поздние головоломки-мейзы (maze) имеют несколько дорог к центру, несколько выходов, дорожки могут пересекаться. Природа мейзов лежит в освоении науки математики и распространяется, начиная с эпохи Средневековья.


Рисунок лабиринта среди петроглифов Валь-Камоники, это долина в Альпах, VII - IV вв. до н.э.

ЛАБИРИНТ - ВХОД В ИНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ

Одно из самых распространенных точек зрения: лабиринты - древнейшие места силы и древнейшие святилища. Символ лабиринта включает три сакральных символа - круг, крест и спираль. Их считают магическими входами в потусторонний мир или в будущее, или даже в параллельные миры. Древние лабиринты найдены в самых разных местах на планете - в индонезийских джунглях, в Арктике, в американских пустынях. На севере Европы распространены лабиринты, вырезанные из дерна на вершинах холмов.

ЛАБИРИНТЫ СОЛОВЕЦКИХ ОСТРОВОВ

В фольклоре северных народов лабиринты часто связывают с троллями, гномами и другими мифическими персонажами, таким образом, связывая их с потусторонним миром. В британских легендах лабиринты называют выходами из подземного мира, описывая эльфов, которые танцуют в лабиринтах, завлекая путников. В шведских легендах лабиринты отмечают входы в подземные дворцы карликов-двергов. Мнения ученых сильно отличаются как в датировке северо-европейских лабиринтов - от II тысячелетия до н.э.до 14 века н.э., так и в их назначении. Есть версии, что это сакральные места, в которых люди не жили, а посещали для совершения обрядов, что это метки общин, которыми помечали места промыслов. Есть даже мнение, что лабиринты - это приспособления для ловли рыбы. Исследователи достаточно единодушны только в том в том, что лабиринты севера не связаны с захоронениями.

Лабиринты Соловецких островов - одно из самых загадочных мест в России. На островах нет растительности, кроме мхов и ягодников. Животные тоже избегают этих мест. Бытуют легенды, что эти лабиринты - врата в другой мир. Духи из потустороннего мира пытаются здесь проникнуть в мир людей, но запутываются в лабиринтах и не находят выхода. Сохранился рассказ одного монаха, который заблудился в лабиринате и смог выйти только сосредоточенно повторяя молитву и перебирая четки. По легенде, лабиринты посещал Михайло Ломоносов, а лабиринт на Заяцком острове - посещал царь Петр I, который в возникшей в центре лабиринта луже увидел отражение несуществующего города за год до основания Петербурга. Впрочем исследования ряда ученых, в том числе скандинавских, приводят много доводов в пользу того, что североевропейские лабиринты появились не раньше 14 века.

До сих пор существует суеверие, что в лабиринт не должны ходить беременные женщины. В то же время сохранились сохранились сведения о ритуальных зачатиях в лабиринтах в древности. Злых духов, обитающих в лабиринте, можно обмануть, одевая чужую одежду или меняясь одеждой с кем-либо - этот способ используют, чтобы найти выход из лабиринта. Ну а лучший способ - принести лабиринту дар.

ЛАБИРИНТЫ-ОБЕРЕГИ

С древнейших времен изображение лабиринта использовали как оберег. Индейцы из племен тохоно и пима в Аризоне до сих пор украшают плетеные корзины узором лабиринтоом, чтобы защититься от злых духов. В Пакистане и Исландии символы лабиринта вырезают на самом высоком дереве в саду для защиты от воров. В Шри-Ланке узор лабиринта вплетают в ткань для одеял и в основу ивовых корзин; в Скандинавии и Индии выкладывают лабиринт из камней в пустынных местах или на побережье, если хотят исполнения своего заветного желания. Однако есть поверье, что исполнение мечты отнимает у человека семь лет жизни. Отправляясь в опасное место рисуют на ладони узор лабиринта.

САКРАЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ

Образ Лабиринта в «сакральной геометрии» соединяет наш материальный мир и тонкие миры и сферы сознания. Поэтому прохождение по Лабиринту, дает возможность человеку познать свои внутренние сферы. Как сама жизнь, лабиринт - это длинное путешествие, у которого есть свое начало и свой конец. Подобно мандалам, лабиринты предлагают целостный маршрут от периферии к центру.

Семь кругооборотов классической критской тропы Лабиринта также связываются с семью основными чакрами тела. Чакры в индуизме - "колеса света", вихри энергии, которые составляют энергетическое поле человеческих тел)

В практике некоторых современных эзотерических направлений, практикующих осознанные сновидения, существует понятие Лабиринта как общего символа снов многих людей. Лабиринт в снах людей может представать в разных видах: катакомбы, старинные замки, небоскребы, просто лабиринты или города-лабиринты. Эзотерики считают, что это символ какой то нерешенной проблемы или даже болезни и если практику осознанных сновидений удастся выбраться из подобного Лабиринта - он сможет решить свои проблемы или исцелиться от какого-нибудь заболевание, которое его мучает. Но сделать это очень непросто, потому что мало просто искать путь, как и положено Лабиринту - он скрывает в себе ловушки и опасных обитателей.


1. Сатурн - эмпирический разум - суббота
2. Юпитер - самоидентификация - четверг
3. Марс - желания - вторник
4. Солнце - жизненная сила - воскресенье
5. Венера - чистый разум - пятница
6. Меркурий - интуиция - среда
7. Луна - форма - понедельник

Цифры из списка обозначают порядок кругов по направлению к центру, который соответствует Земле и физическому телу. Вход в лабиринт происходит на третьем контуре, соответствующий желанию, после чего нужно пройти длинный путь, чтобы выйти к середине, соответствующей жизнеспособности, затем достгается 5 контур, соответствующий чистому разуму и уже из него ведет в центр.

7 кругов Критского лабиринта соответствуют 7 сферам священных планет, 7 дней в неделю и т.п. Путь к центру лабиринта и возвращение к окружности предсталяет собой инволюцию и эволюцию Вселенной. Приход в рождение и земную жизнь человека, а также путешествие в центр нашего существа. Фото .

Один из современных вариантов трактовки этого символа говорит о том, что лабиринт помогает собрать в одно целое ум, телу и душу. Движение по лабиринту воспроизводит циркуляцию жизненной энергии в теле человека, включая извилины головного мозга и кишечника - два полюса человеческого тела, соответствующие нашему сознанию и физическому состоянию. Перемещение по лабиринту, таким образом, приводит к целостности всех частей человеческого существа. А прогулки по лабиринту представляют собой что-то типа йоги.

СОВРЕМЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ СИМВОЛА

Попытки разгадать значение древнего символа продолжается до сих пор и иногда перемещаются также и в область кинематографии, как например в 2-серийном фильме 2012 г. "Лабиринт"

Лабиринт катаров, которые были христианами, но верили в реинкарнацию, у них не существовало понятий ада и рая.

Кадры из фильма "Лабиринт" режиссера Кристофера Смита (2012). Авторы фильма наделили лабиринт катаров силой удлинять жизнь. Римско-католическая церковь объявила катар еретиками, истребляла, против них был организован Крестовый поход. По сюжету фильма католики ищут Священный грааль, тайной которого владели катары и завладевают обманом крепостью Каркассон

Образ лабиринта обыгрывается в фильмах Лабиринт фавна, Лабиринт, Гиперкуб, Гарри Поттер и кубок огня. В Экранизации Стэнли Кубриком романа Стивена Кинга "Сияние" главный герой так и не смог выбраться как из лабиринта собственного сознания, так и из реального лабиринта. Популярность и распространенность этого символа говорит о том, насколько глубоко образ Лабиринта проник в человеческое сознание.

Многие современные художники и писатели используют символ лабиринта в своих произведениях. Например, в книгах Р.Желязны был создан целый мир на основе лабиринта. Огненный Лабиринт Амбера - своего рода отражение вселенной. Образ лабиринта очень любил использовать в своих произведениях Х.Л.Борхес, который ввел своего рода моду на этот символ в постмодернисткое направление литературы. Можно отнести сюда и "Имя Розы" У.Эко.

В наше время практикуются медитации, когда путь лабиринта прослеживается пальцами. Лабиринт имеет тольо один путь, который помогает найти дорогу к своему истинному я и установить связь с природой и всеми живыми существами. Конструкция символизирует цикл рождения, смерти и возрождения. На фото современный символ в кельском стиле. 4 растения в углах символизируют спирали и деревья - дуб, клен, плющ и орешник. Найден

Лабиринт можно понимать не только буквально. По сути, любая неразрешимая ситуация уже есть лабиринт. Древние говорили: "Найдешь выход из лабиринта - обретешь бессмертие". Так и в жизни - нельзя зацикливаться на проблеме, всегда надо искать выход. Необходимо помнить, что выход из лабиринта находится недалеко от его центра. То есть решение проблемы всегда лежит на поверхности. Не пройдет лабиринт только тот, кто, обнаружив закоулки и тупики, испугается и обратиться в бегство, кто беспорядочно блуждает, уходя от центра.

На этом загадочном артефакте, имеющем сходство с лабиринтом, — генетическом диске, изображены вещи и процессы, которые современный человек может наблюдать только под микроскопом. На диске, вероятнее всего, показан процесс зарождения и развития зародыша. Также одним из странных рисунков является голова человека непонятной формы. Диск выполнен из прочного камня под названием лидит, до сих пор никому не удалось сделать его точную копию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Лабиринт - один из глобальных человеческих символов. Cложный, многослойный и не разгаданый по сей день в полной мере, хотя трактовок имеет множество. Больше того, лабиринт даже можно назвать символом головоломки, вечно разгадываемой тайны, в котором одновременно заключен и очень простой и очень сложный смысл. И вопрос - и ответ. Писатель Марсель Брион называет лабиринт «аллегорическим изображением жизни человека и трудностей, которые должна преодолеть душа в этом мире и в мире ином перед тем, как достичь благословенного состояния бессмертия». "Жизнь каждого человека - лабиринт, в центре которого находится смерть. Прежде чем окончательно перестать существовать, человек проходит свой последний лабиринт" - Майкл Эртон.

Джефф Савард, Лабиринты, М., 2005; Керн Г. Лабиринты мира. СПб, 2007, Борхес Х.Л. Коллекция. Сборник рассказов, 1992; Буров В. О семантике каменных лабиринтов Севера, Этнографическое обозрение, №1, 2001, Голан А. Миф и символ, М., 1993, Керн Г. Лабиринты мира: энциклопедия, СПб.: Азбука-классика, 2007, Топоров В.Н. Пространство и текст. Семантика и структура: Сборник статей, М., 1983., Эко У. Имя розы, СПб., 2007, А.В.Платов Мегалиты русской равнины

Сакральная геометрия. Числа Фибоначчи

Серия Искатели. Каменные лабиринты Земли

Загадки Вселенной. На перекрестках миров.

3 029

Просматривая на стенде музея личные письма Пушкина, многие ощущают какое-то энергетическое излучение, а экстрасенсы даже видят его. Согласно физике, известные атомы имеют вибрирующую энергетическую оболочку (атмосферу). Оккультная наука сообщает, что атом и клетка обладают энергетической структурой и элементарной памятью, используя которую талантливые целители успешно лечат больных.

Исследования показывают, что каждый знак письма имеет невидимое объёмное энергополе, состоящее из суммы энергетических полей множества чернильных частиц-атомов. Энергополя знаков (букв) объединяются в энергоструктуры слов, предложений. Об энергетической объёмности букв, знаков, символов, специалистам хорошо известно. При написании письма (знака, картины, иконы) автор автоматически, посредством зрения, передаёт энергетике текста свою мысль, вибрацию своего организма. Энергетика письма тоже может иметь разные цветовые оттенки, как и звучание музыки, о чём тоже много писалось. Над плоскостью письма постоянно присутствует слабая или сильная многослойная энергетическая “атмосфера”, которая вибрирует. Учитывая, что Пушкин обладал сильной энергетикой, можно ощутить, что от страниц его письма идёт сильная вибрация заложенной им мысли, чувства.


Древние жрецы хорошо знали о свойствах энергетики атомов, малых и больших тел, букв, знаков, символов, и могли использовать её при сооружении культовых объектов, концентрируя и преобразуя слабые и тонкие энергии из одного состояния в другое. Такими преобразователями земной и космической энергии являлись различные объёмные и плоскостные сооружения на поверхности земли и под землёй, в том числе в виде каменных лабиринтов и рисунков. Создавая лабиринты и знаки больших размеров из валунных и других камней, обладавших сильной энергетикой, жрецы закладывали в рисунок мысль с образованием вертикального энергопотока (канала связи) замыкая его на космос.

Загадочные рисунки лабиринтов северных районов России, Скандинавии, Америки и других мест планеты вызывают поток интригующих статей в газетах и журналах, где высказываются самые различные гипотезы их происхождения, вплоть до космического.
Лабиринты российского севера — это древние рисунки на поверхности земли, которые выложены из небольших (до 40 см.) диких камней-валунов, образующих валики и борозды. По периметру рисунок представляет фигуру в виде круга или овала диаметром до 10 метров. Лабиринты других районов земли (Гренландия, Северная и Южная Америки, Англия и др.) имеют иные формы и размеры. Они относятся к культовым сооружениям. Известно, что все культовые сооружения создавались с образованием вертикальных энергопотоков (каналов космической связи: дерево, столбы, курган, пирамида, храм, лабиринт и пр.) Лабиринты относятся к наименее трудоёмким видам культовых сооружений в малонаселённых местах, неприметных для постороннего глаза. Здесь, как и у костра, горит невидимый энергопоток, который поднимаясь вверх, собирается в центре, образуя вертикальный энергетический канал двустороннего действия. Сюда, как в храм, приходили местные жители, охотники, рыболовы. Интересно, что над местами древних стоянок (с кремниевыми орудиями труда, следами костров) также присутствуют вертикальные энергопотоки. Как храм, так и лабиринт устраивались в зонах природных энергопотоков, усиливая их. Современным специалистам известны такие энергетические зоны, которые нанесены на карты земного шара.


Размеры поперечного сечения зон энергетических излучений бывают от нескольких сантиметров до десятков километров. Они могут фотографироваться с самолетов и спутников. Вертикальные и иные энергопотоки в культовых сооружениях создавались на основе инженерных знаний и законов физики. Валики лабиринта выкладывались валунами и камнями, имеющими повышенное знергополе, которое могло быть дополнительно увеличено “намаливанием”. В сумме эти камни в энергопотоке Земли создают над рисунком единый многослойный энергокупол. При создании лабиринта камни ориентируются вверх наибольшей его энергетической излучающей стороной. О повышенных свойствах энергетического и теплового излучения валиков-рёбер хорошо известно в технике и широко применяется, в том числе и в отопительных батареях.

Лабиринтный рисунок несёт охранную и информационную роль. По нему можно визуально определить направление тех или иных тайных мест, захоронений… Лабиринты, как и храмы, не предназначались для захоронений, хотя в редких случаях захоронения были и в помещениях храмов.

Подобно известным лабиринтам, но на ином уровне исполнения, имеются загадочные знаки на полях Англии, Канады, и других стран. Эти знаки тоже имеют зоны вертикальных энергетических потоков, уходящих вверх в вниз. Знаки разнообразны и похожи на различной сложности геометрические фигуры, явно несущие осмысленную научную информацию, передаваемую кому-то. Примечательно, что этизнаки выполнены на хлебных полях, над которыми в период их созревания образуется сильное многослойное энергополе со вспыхивающими по вечерам зарницами (электрическими разрядами – “т ихими грозами”). Можно предположить, что энергетика хлебного поля увеличивает энергетику вертикальных каналов загадочных знаков. Природа появления этих знаков на хлебных полях пока точно не установлена. Одни исследователи считают, что это — результат воздействия НЛО и космических пришельцев, другие “винят” обитателей Земли: эльфов, гномов и др.
Использовались лабиринтные знаки и для исцеления людей.
Любопытно, что лабиринтные знаки разных стран и континентов имеют своеобразие в рисунках и в
энергетических излучениях.

Некоторое время слово «лабиринт» считали производным от греческого λαύρα - улица, узкий проход

Некоторое время слово «лабиринт» считали производным от греческого λαύρα - улица, узкий проход.

Другие исследователи видят в нём икажённое наименование одного древних сооружений подобного рода - Лопе-ро-унт - Храм при входе в озеро .

Определение

1). Термин, которым античные авторы (Геродот, Диодор, Страбон и др.) называли сооружения со сложным и запутанным планом. Древние писатели сообщают о нескольких Л.: критском, построенном, по преданию, Дедалом для Минотавра (с ним отождествляют знаменитый дворец в Кносе); египетском около Файюма (в северном Египте), построенном, возможно, при фараоне Аменемхете III (19 в. до н. э.) и насчитывавшем ок. 3 тыс. помещений; самосском, построенном по приказу тирана Поликрата (6 в. до н. э.), и италийском в г. Клузий (совр. Кьюси), являвшемся, вероятно, гробницей этрусского царя Порсены (6 в. до н. э.).

2). Л. в регулярных парках 17-18 вв. - участок с затейливым расположением узких дорожек между высокими стенками стриженых кустов.

3). В переносном смысле Л. - сложное, запутанное расположение или переплетение (например, Л. улиц), а также запутанные положения, отношения, из которых трудно найти выход («лабиринт противоречий»).

4). Лабиринты северные, принятое в науке название древних наземных сооружений, сложенных из небольших (до 40 см) диких камней, образующих извивающиеся линии, которые в целом составляют фигуру овала или круга диаметром до 10 м, с извилистыми дорожками внутри него. Известны в Норвегии, Дании, Швеции и СССР (Кольский полуостров, Карелия, Соловецкие острова и Эстония). Располагаются на островах, полуостровах и близ морских бухт. Возникли в 1-м тыс. до н. э. Л., по-видимому, предназначались для магических обрядов в целях успешной рыбной ловли.

«Название, обозначавшее у древних греков и римлян сооружение, занимающее более или менее обширное пространство и состоящее из многочисленных, вырытых под землей или построенных выше её поверхности, зал, камер, дворов и переходов, имеющих сообщение между собой и расположенных по столь сложному и запутанному плану, что незнакомый близко с его устройством легко может заблудиться в нем и не найти выхода из него».

Определенный род запутанного пути. который в изначальной форме конструировался вокруг оси координат в виде спиралеподобных петлей или меандров.

Архитектурное сооружение без особого предназначения, сконструированое таким образом, что однажды попав в него, невозможно или очень трудно выбраться обратно.

Иногда лабиринт присутствует в виде парка или сада, созданного по тому же принципу.

Чертежи, схемы и эмблемы лабиринтов можно найти где угодно, но чаще всего в Азии и Европе.

Чрезвычайно сложный символ.

Это может быть любое устройство, постройка, тропинка, огороженная скамьями или заборами, может быть танец, ритуальный беспорядок, танец-«суматоха», игры или стены. Зачастую расположен под землей, во тьме.

Происхождение названия

Сумма символики Лабиринт символизирует замешательство, заблуждение, путаницу, неразбериху, запутанную ситуацию, из которой невозможно найти выход; душевные муки, замкнутое кольцо, неразрешимую проблему, софизм, вечное круговращение, возврат; потаенность, заговор, хитрость, ворожбу, вульву; грех, боль; подземное царство мертвых, Ад; неожиданное вмешательство судьбы, небесных сил; бесконечность, звездное небо, мир; жизнь, мир растений; нить Ариадны, сеть, спираль, узел…

Лабиринты бывают двух видов. Однонаправленные, где один путь ведёт прямо к центру, а потом снова к выходу, где нет выбора, головоломных загадок, попыток сбить путника с пути. При этом путника ведут по максимально длинной дороге таким образом, чтобы она не пересекалась (ведя вначале к центру, тропинка затем поворачивает назад к периметру и, каждый раз снова поворачивая назад, постепенно добирается до центра и выводит из лабиринта).

В другом варианте лабиринт имеет множество путей с целью запутать, сбить путника с дороги. В нем есть тупики, в которых требуется искать ключ или решить трудную проблему.

Существует множество вариантов объяснения символизма лабиринта.

Это возвращение к центру; вновь обретенный рай; достижение реализации после мучений, испытаний и проверок; инициация, смерть и возрождение и обряды перехода от профанного к сакральному; мистерии жизни и смерти; путь жизни через трудности и иллюзии этого мира к центру, просветлению и Небесам; проверка духа; тропочка проезжая и возможность бежать в другой мир (легко войти в этот мир, но войдя, трудно покинуть его); узел, который нужно развязать; опасность, трудность и судьба.

Предполагают, что лабиринт символизирует движение Солнца, его восход и закат, весеннее освобождение после долгого плена у демонов Зимы.

Либо это тело Матери-Земли, где его центр олицетворяет божественную непорочность, и достичь центра значит мистически возвратиться к истоку (regressus ad uterum).

Либо это начало морского путешествия в ночи, в котором мужчина спускается в подземный мир - царство Великой Матери в её пожирающем аспекте. Часто в лабиринте главенствует женщина, а блуждает в нем, как правило, мужчина.

Лабиринт охраняется или управляется находящимся в его центре Владыкой Лабиринта, Судьей Мертвых, как это имеет место в минойском лабиринте.

Считается, что он символизирует мир, вселенную, целокупность, непостижимость, движение, сложную проблему.

Его непрерывная линия означает вечность, бесконечную длительность, бессмертие, где нить - это «веревка, ведущая к небу», которой связано все и которая пронизывает все в этом мире.

Лабиринт разрешает и запрещает, в одно и то же время являясь символом как недопущения, затрудняя путь, так и удерживания, затрудняя выход. Достичь центра могут лишь достойные, обладающие необходимым знанием. Те же, кто рискнет вступить в него, не имея этого знания, пропадет в лабиринте. В этом случае лабиринт имеет символизм заколдованного леса.

Лабиринт, будучи путем к скрытому центру, связан с поисками Затерянного Мира и Святого Грааля, либо в восточном символизме с избавлением от сансары и законов кармы.

Он имеет также отношение к символизму пещеры, идее подземного мира, таинственного путешествия в другой мир; к обрядам инициации, которые часто проводились в пещерах или склепе; к погребальным обрядам, всегда связанным со смертью и возрождением.

Лабиринт разделяет символизм узла, связывая и отпуская, ограничивая, но и соединяя.

Кроме того, лабиринт как-то связан с символикой свернувшейся в клубок змеи, с обрядами гадания по внутренностям и символизмом «внутренностей земли».

Он может быть изображен в виде сети или паука, находящегося в центре своей паутины.

Лабиринт в квадрате означает космос и четыре стороны света и может быть связан со свастикой.

Изображения лабиринта на домах имеют апотропаическое значение и являются магической формой, предназначенной для защиты от враждебных сил и злых духов.

Захоронения, погребальные пещеры и могильные курганы в форме лабиринта защищают мертвых и не позволяют им возвращаться обратно.

Танцы-лабиринты, или тройские танцы и игры, символизируют трудную дорогу, путешествие от рождения к смерти и вновь к возрождению (при этом центр - это место как рождения, так и смерти); путь внутрь и наружу; снижение и восхождение; поход в глубины и восхождение к высотам. Эта символика связана с «Танцем Журавля», в котором журавль выступает как психопомп, а лабиринт олицетворяет путь Солнца. Войти в лабиринт означает умереть, а выйти - возродиться.

Отдельные сооружения

"Храма при входе в озеро "(Лопе-ро-унт), воздвигнутого около 2100 до Р. Хр. фараоном Аменемхою III у подножия пирамиды его имени, на берегу Меридова озера, в нынешней провинции Файюм, в сред. Египте. Геродот, Диодор Сицилийский, Страбон и Плиний оставили нам описание этого египетского Л., считавшегося одним из семи чудес света. То было колоссальное гранитное четырехугольное здание, состоявшее из трех массивных корпусов, обнимавших с трех сторон внутреннее пространство длиной ок. 200 м и шириной в 170 м, четвертая сторона которого примыкала к вышеупомянутой пирамиде. В этом внутреннем пространстве находилось несколько дворов, обставленных колоннами, и крытых гипостильных зал. Самое же здание заключало в себе множество комнат и коридоров, расположенных частью выше поверхности почвы, частью под землей. По словам Геродота, число таких помещений простиралось до 3000. От фаюмского Л., бывшего, по всей вероятности, пантеоном египетских богов, дошли до нас только жалкие развалины, по которым нельзя составить себе удовлетворительного представления о нем, и хотя, в 1843 г., немецкой экспедицией, под руководством архитектора Эрбкама, произведено было исследование этих развалин, однако добытые ею результаты, изложенные потом в сочинении Лепсиуса: «Denkmäler aus Aegypten und Aethiopien» (отд. I, Берлин, 1849), прибавили очень немногое к тому, что мы знаем о Л. Аменемха III благодаря свидетельствам древних писателей.

Второй Л., знаменитый в античном мире и находившийся, по преданию, близ Кносса, на сев. берегу о-ва Крита, должен считаться скорее созданием народной фантазии, чем сооружением, действительно существовавшим. Постройка его приписывалась легендарному ваятелю и зодчему Дедалу, произведшему её по приказанию царя Миноса для того, чтобы содержать здесь чудовище Минотавра, рожденное царевной Пасифаей. Здесь, будто бы, совершил один из своих подвигов Тезей, убив это туловище и освободив чрез то афинян от позорной и тяжкой дани.

Третий Л., известный в древности, находился на о-ве Самосе или Лемнос, но от него не уцелело решительно никаких следов.

Наконец, четвертый Л. - так назыв. надгробный памятник царя Порсенны в Клузиуме (ныне Кьюзи), в Италии, представляющий собой огромный курган 250 м в окружности, содержащий в себе целую сеть погребальных склепов и переходов из одного в другой.

Некоторые лабиринты в форме пересекающихся линий известны в Италии как «узлы Соломона» и встречаются на кельтских, германских и романских изображениях. Они представляют собой синтез двойного символизма линий и лабиринта, благодаря чему получили название «знака божественной непостижимости». Нетрудно различить в центре модели эмблему свастики, дополняющую основное значение символа значением кругового, порождающего и унифицирующего движения(4).

Разновидности

В новейшее время название лабиринтов дают особого рода садовым украшениям, состоящим из более или менее высоких живых изгородей или из трельяжей, обсаженных растениями, которые расположены так, что между ними образуются дорожки, ведущие к одному центру, но изгибающиеся в разные стороны и сообщающиеся между собой столь затейливо, что гуляющему нелегко добраться до этого центра, равно как и найти обратный путь.

В Новое время, прежде всего в эпоху барокко и рококо. изначально конструируемые по четкой схеме лабиринты превратились в парки со стрижеными кустами, которые служили только для развлечения посетителей.

Структура

Лабиринт - соединение спирали и плетения - графическое изображение бесконечного возвращения, и вообще бесконечности.

Мы встречаемся здесь с идеей спирали, мандалы, диаграммы, «закрученной» вокруг центра, которого достигает посвященный.

Посвящение

Распространение почти по всему свечу подобным образом построенных лабиринтов позволяет предположить. что они имели значение культовых символов и в пределах небольшого пространства демонстрировали долгий и трудный путь посвящения в тайну.

Вероятно, что конструкция некоторых храмов, в которых производился обряд инициации, была основана на принципе лабиринта из идеологических соображений, связанных с той или иной исповедуемой доктриной. По Элиаде, главная задача лабиринта заключалась в охране «центра», что фактически подразумевало инициацию в святость, бессмертие и абстрактную реальность, а поэтому соответствовало «испытаниям» высшего плана - например, битве с драконом. В то же время лабиринт можно объяснить и как вариант ученичества для неофита (новообращённого), который должен научиться нахождению верного пути, ведущего в потусторонний мир и из страны мертвых (17).

Культовые танцы

Лабиринты, созданные в более ранние времена, чем те, которые характеризует «защита Трои», производят впечатление определённых графически фиксированных культовых танцев. Таким образом, они выкладывались в античности, в частности, и как мозаики на полу, а в Скандинавии. прежде всею на острове Готланд. лабиринты создавались путем последовательною расположения камней.

Трудный путь героя" "Во многих сказаниях и мифах разных народов рассказыпается о лабиринтах, которые герой должен пройти, чтобы достичь высокой цели. И сказание о герое Тесее, который в критском лабиринте убил чудовище - человекобыки Минотавра, указывает на характер посвящения в тайну символа лабиринта.

Подземное царство Лабиринт - подземное царство умерших, мир городов-некрополисов; воскресение из мертвых, Ад; государство мрака.

Говорят, "что первобытных людей лабиринт завораживал так же, как и бездна, водоворот или другие явления подобного плана (8).

Иные значения

Лабиринт - растительный мир, запутанное переплетение ветвей и корней; темные, непроглядные лесные чащи…

Звёздное небо

Изображения круглых, а также овальных лабиринтов в доисторические времена, возможно, были представлением людей того времени о видимом звездном небе с его движением светил, небесных тел - космическом лабиринте.

Вольдемар Фенн предполагает, что некоторые круго- или эллипсовидные.лабиринты на доисторических изображениях следует рассматривать как диаграммы неба, то есть как изображения движений астральных тел. Такая точка зрения не противоречит классической интерпретации, поскольку земной лабиринт представляет собой структуру, способную воспроизвести небесный порядок. Обе интерпретации затрагивают общую основную идею - потерю «духа» в процессе создания, то есть «падение» в неоплатоническом толковании, и вытекающую отсюда потребность возврата к духу посредством нахождения «центра».

Кельты

Неоязычники считают, что названия «трои» и «Троя» могут быть дериватами от кельтского «тро», означающего поворачивать, быстро вращаться, и имеющего смысл пройти в танце сквозь путаницу (лабиринт).

Океания

Олицетворяет дорогу, по которой проходит душа, путешествуя в царстве мертвых.

Шумер

«Искусственное подражание миру низшему» (из надписи на табличке, посвященной инициации жреца).

Египет

Возможна параллель с Аменти - извилистым путем, который проходит направляемый Изидой умерший от смерти к воскрешению, где Гор преодолевает все препятствия, а Озирис является Судьей Мертвых. Известен лабиринт, построенный на основе квадрата, включающий в себе 12 больших параллельных залов и огромное количество комнат, 1500 из которых располагались под землей, служа усыпальницей для фараонов и священных животных.

Античность

У греков герой-спаситель Тезей проходит этот путь, направляемый золотой нитью божественного инстинкта, и убивает свирепую природу в образе Минотавра. У Гомера понятие лабиринта не встречается. В минойской культуре бык в центре лабиринта, предположительно, является солярной производительной силой, тогда как сам лабиринт, имеющий форму спирали, олицетворяет лунный и женский аспект. Либо это символ силы Солнца, его жара, осушающего влажную стихию, её испарения и миазмы.

У римлян он символизирует скрытность, непроницаемость. «Как никто не может узнать тайны лабиринта, так никому не должно знать монарших намерений»

Запутанные ходы в Кноссе, в которых содержался Минотавр - монстр, убитый Тесеем.

В древних писаниях упоминается пять великих лабиринтов: Египетский, расположенный, по Плинию, под озером Моэрис, два Великих лабиринта в Кноссе и Гортине, греческий на острове Лемнос и этруский в Клюзиуме. Самый знаменитый лабиринт находился на острове Крит; он был построен Дедалом (символ ума и мастерства) по приказу царя Миноса и служил логовом для Минотавра. Это чудовище с телом человека, головой и хвостом быка имеет ночной и грозный аспект античного представления воплощенного бога Солнца и божественного правителя.

Лабиринт легендарный - на острове Крит, созданный Дедалом (отцом Икара) по повелению царя Миноса. Именно в этой путанице подземных переходов и обитал сын быка и Пасифаи - чудовище Минотавр, человек с бычьей головой. Герой Тесей (Солнце в ночной подземной дороге с заката на восход) вошел в лабиринт, убил Минотавра и сумел выйти на поверхность, благодаря нити, врученной ему царевной Ариадной (Луной). Само название: «Лабиринт» пришло в Грецию извне. По свидетельству Геродота и Страбона, так назывались: гробница египетского фараона Аменемхата III (II тысячелетие до н. э.) в Фаюмском оазисе; дворец Поликрата на острове Самос в VI веке до н. э.) и гробница этрусского царя Порцесны под Клусиумом (нынешняя Тосканская область в Италии).

Человеческий лабиринт стен - Венеция. («Lines written amongst the Eugonean Hills» Н. Б. Шелли).

«Он бродил среди лабиринта грехов, набравшись сил, не знал смущения и покаянья» («Путешествия Чайльд-Гарольда» Д. Г. Байрона).

Лабиринт - мир. «Кто поймает конец нити от клубка, тот пройдет лабиринт и выйдет к свету» (И. В. Гете).

"Мой анекдот (…) лабиринт софизмов… («Дон Карлос» Ф. Шиллера).

«Если бы иметь нить Ариадны, по которой стало бы возможным выйти из лабиринта ворожбы, гаданья» (Ю. Словацкий).

«В лабиринте жизни тропинки неразличимы» («Забытое» А. Фредра).

«Хитрость человеческая подобна темному лабиринту» (В. Сморский, польский поэт).

Буддизм В буддийской иконографии так называемые «кишки Будды» - хитросплетение петель, символизирующих бесконечность жизни, как таковой, поисков её смысла

Онейрокритика

Открытие тайного.

Эмблематика

Лабиринт, как герб, девиз. Например, у княжеского рода Гонзаго на гербе был изображен лабиринт с горой посередине, окруженный водой. Дело в том, что дворец Гонзаго был построен в Мантуе на острове, окруженном топями и болотами. Надпись на гербе гласила: «может, да; может, нет».

Простой лабиринт образует эмблему (impresa) княжеского дома Гонзага в Мантуе - иногда с изображением горы в середине и порой окруженный водой. (Палаццо Те династии Гонзага был построен на острове в болотистых в те времена местах около Мантуи.) Лабиринт имеется в декоре дворцов Гонзага, порой с девизом: «Forse che si, forse che no» [итал, - «Возможно - да, возможно - нет»].

Место с множеством поворотов и закоулков, настолько хитроумно расположенных, что выбраться из него обратно очень сложно.

Символ означает трудности и проблемы, возникающие перед человеком, вступившим на путь греха. Из этого чрезвычайно запутанного места приходится потом с трудом выбираться, и ничто, кроме путеводной ниточки Благодати, не поможет нам снова выбраться наружу.

Алхимия

В «De Groene Lccuw» Гусса ван Вреесвика (Амстердам, 1672) есть иллюстрация, на которой изображено святилище алхимического камня, окруженное орбитами планет в виде стен и олицетворяющее таким образом космический лабиринт (32).

Христианство

В раннем христианстве этот символ получил противоположное значение и олицетворял дорогу невежества с преисподней в центре и Минотавром, выполняющим роль Дьявола, если Христос, подобно Тезею, не укажет пути. В катакомбном искусстве лабиринт не встречается. Позднее он появляется в церквах и соборах и его символизм трактовался по-разному: то как трудности и разочарования, встречающиеся на пути христианина по этому миру; то как сбивающая с толку и затягивающая греховная природа, не позволяющая человеку идти прямой дорогой; то как паломничество души с Земли на Небеса; то как извилистый путь человека неправого, уступающего искушению; то как дорога, которую человек отыскал, минуя все силки и путы греха; дорога от дома Пилата к Голгофе, называемая иногда «дорогой Иерусалима». Полагают, что лабиринты в церквях устраиваются для того, чтобы служить как бы местом паломничества тех кающихся грешников, которые не в состоянии предпринять путешествие в Святую Землю или к отдаленным святыням.

Идея лабиринта широко использовалась в средневековой архитектуре. Прохождение через мозаичный лабиринт, сконструированный на полу или на земле, приравнивалось когда-то к символическому путешествию в Святую землю(28).

В средневековых кафедральных соборах лабирингы сущесгвовали в качестве «пути в Иерусалим», который верующий проделывал в молитве и на коленях, что считалось как бы заменой паломничества в Палестину. Лабиринт на полу кафедрального собора в Шартре составляет в диаметре 12 метров, и проходимый верующим путь равен приблизительно 200 метрам.

Центр лабиринта - спасение в обретении небесного Иерусалима, до которого сумел-таки добраться по дороге, полной трудностей и всевозможных искушений.

Средневековая христианская традиция использовала понятие лабиринта для орнаментального украшения плит готических соборов. Их узоры и извивы напоминали то дорогу Иисуса из Галилеи в Иерусалим, то человеческую жизнь с её ложными приманками, греховными желаниями, заблуждениями и трудностями… Для дьявола из такой путаницы выхода не имелось. Проползти на коленях по таким, выложенным из плит тропинкам считалось своеобразным замещением подлинного путешествия в Святую землю. Оно получило название «пилигримства» - «pelegrins sur place». Известно, что было 25 таких храмовых «лабиринтов» - самый первый существовал в Орлеансвилле в Алжире. Построенный в 324 году н. э., он был квадратным по форме и содержал буквенную загадку: слова «Santa eclesia» с одной буквой «с», намекали на выход по дороге Господа именно к Церкви… Были лабиринты церкви Сайта Мария в Затибрском районе в Риме; Сан-Витале в Равенне, в Кафедральном соборе в Шартре, Сан-Микеле в Павии. Некоторые церковные лабиринты являлись знаками строительных братств, возводивших в Средние века такие сооружения.

Лабиринты в образе креста (в Италии их именовали «Веслами Соломона») выполнялись в декоративных вариантах, называвшихся «романскими», «германскими», «кельтскими» - речь шла о форме крестов. Считается, что некоторые лабиринты служат для того, чтобы заманить в них дьяволов, которые никогда не выберутся оттуда.

Психология

Блуждание. В психологическом смысле лабиринт есть выражение «поисков центра» и его можно сравнить с незавершенной формой мандилы.

Место, где легко затеряться, пасть духом, лабиринт ассоциируется с отчаянием тех, кто блуждает не слыша своего внутреннего голоса, призывающего к духовности, или же тех, кто лишен понимания законов, религии. Он воплощает также неразбериху, трудности и испытания на пути посвящения, которые каждый человек должен преодолеть в поисках себя, центра собственной личности, где совершается второе рождение. Традиционно лабиринт предлагал три дороги: одна, ведущая в никуда, символ блуждания Дурака карт Таро, бессознательного; вторая состояла из множества поворотов, где легко потеряться, символ непосильной ноши, которую человек взваливает на плечи; и, наконец, третья - ведущая прямо на открытое свету пространство, символ непосредственного Знания.

На индивидуальном уровне Минотавр лабиринта воплощает пагубные аспекты нашей личности, подавленные и вытесненные инстинкты, ставшие парализующими комплексами, сомнениями. Каждая такая изнуряющая «ноша» должна быть уничтожена, если мы хотим отыскать третью дорогу, вымощенную надеждой, ведущую к свободе и полной реализации Я. Надо только следовать за нитью Ариадны (согласно мифу Ариадна помогает герою Тесею выйти из лабиринта, передав ему клубок льняных ниток после того, как тот убивает монстра), являющейся символом находчивости. Там, где мы ожидаем найти чудовище, мы обнаруживаем Бога; там, где собираемся убить другого,- приносим в жертву своё собственное эго; там, где надеемся выйти на поверхность (к внешнему миру),- мы достигаем центра собственного существования; там, где рассчитываем остаться одни,- оказываемся наедине со всем миром.

В контексте ассоциации с Сатаной лабиринт - знак подсознания, а также потерянности и отдалённости от источника жизни (15).

Лабиринт, в середине которого есть фонтан, источник куда невозможно попасть: подсознание, ожидание чуда, надежда, что источник жизни обнаружится сам.

Лабиринт, имеющий путь к центру, а затем путь к выходу - символ победы духа над материей; знания над слепым суеверием; вечности над временным, суетным; интеллекта над инстинктом.

Лабиринт - испытание новичка в тайных ритуалах; необходимость отыскать скрытый духовный центр; суметь выбраться из тьмы на свет дня…

Лабиринт, из которого нет выхода (архитектура, путаница ходов в строениях периода Возрождения и барокко) - потеря уверенности в процессе творчества; духовный упадок среди различных бытовых явлений.

Иллюстрации

План средневекового «танца-лабиринта» на мраморном полу кафедрального собора в Шартре. (Франция.)

Лабиринт на берегу Кандалакшского залива Белого моря. План.

Лабиринт - часы, подразумевающие пересечение времени и пространства (старинная гравюра).

Лабиринт. И. Босхиус, 1702 г.

Лабиринт имеет двойное значение - космическое и эротическое. В первом случае - это потеря духа в процессе созидания, в духе неоплатонизма это - грехопадение. Соответственно путь из центра лабиринта наружу это - возврат к духовным ценностям. При раскопках в Кноссе на Крите обнаружили сложную, запутанную систему комнат и коридоров. На открытой местности нашли танцевальную площадку, пол которой был покрыт мозаикой, изображавшей лабиринт. Мотив мозаики - ритуальные эротические сцены весны.

В архаические времена круговой танец был формой мужской и женской инициации. Путь через лабиринт, по Элиаду, - это акт инициации к обретению бессмертия, подобно тому, как мифологическая борьба с драконом есть акт инициации. Поскольку смерть тут следует понимать как ритуальную сеть, которую каждый посвященный должен пережить, то и семь юношей, и семь девушек, которых отправляют в лабиринт, возможно, вовсе не предназначены в жертву, а лишь проходили посвящение в культ. Некровавая история минойской культуры могла говорить только о такой интерпретации.

Лабиринт символизирует извилистый и опасный путь жизни, а нить - божественный инстинкт в человеке. Эмблема Крита.

147 0

Чрезвычайно сложный символ. Это может быть любое устройство, постройка, тропинка, огороженная скамьями или заборами, может быть танец, ритуальный беспорядок, танец-суматоха, игры или стены. Зачастую расположен под землей, во тьме. Лабиринты бывают двух видов. Однонаправленные, где один путь ведет прямо к центру, а потом снова к выходу, где нет выбора, головоломных загадок, попыток сбить путника с пути. При этом путника ведут по максимально длинной дороге таким образом, чтобы она не пересекалась (ведя вначале к центру, тропинка затем поворачивает назад к периметру и, каждый раз снова поворачивая назад, постепенно добирается до центра и выводит из лабиринта). В другом варианте лабиринт имеет множество путей с целью запутать, сбить путника с дороги. В нем есть тупики, в которых требуется искать ключ или решить трудную проблему. Существует множество вариантов объяснения символизма лабиринта. Это возвращение к центру; вновь обретенный рай; достижение реализации после мучений, испытаний и проверок; инициация, смерть и возрождение и обряды перехода от профанного к сакральному; мистерии жизни и смерти; путь жизни через трудности и иллюзии этого мира к центру, просветлению и Небесам; проверка духа; тропочка проезжая и возможность бежать в другой мир (легко войти в этот мир, но войдя, трудно покинуть его); узел, который нужно развязать; опасность, трудность и судьба. Предполагают, что лабиринт символизирует движение Солнца, его восход и закат, весеннее освобождение после долгого плена у демонов Зимы. Либо это тело Матери-Земли, где его центр олицетворяет божественную непорочность, и достичь центра значит мистически возвратиться к истоку (regressus ad uterum). Либо это начало морского путешествия в ночи, в котором мужчина спускается в подземный мир - царство Великой Матери в ее пожирающем аспекте. Часто в лабиринте главенствует женщина, а блуждает в нем, как правило, мужчина. Лабиринт охраняется или управляется находящимся в его центре Владыкой Лабиринта, Судьей Мертвых, как это имеет место в минойском лабиринте. Считается, что он символизирует мир, вселенную, целокупность, непостижимость, движение, сложную проблему. Его непрерывная линия означает вечность, бесконечную длительность, бессмертие, где нить - это веревка, ведущая к небу, которой связано все и которая пронизывает все в этом мире. Лабиринт разрешает и запрещает, в одно и то же время являясь символом как недопущения, затрудняя путь, так и удерживания, затрудняя выход. Достичь центра могут лишь достойные, обладающие необходимым знанием. Те же, кто рискнет вступить в него, не имея этого знания, пропадет в лабиринте. В этом случае лабиринт имеет символизм заколдованного леса. Лабиринт , будучи путем к скрытому центру, связан с поисками Затерянного Мира и Святого Грааля, либо в восточном символизме с избавлением от сансары и законов кармы. Он имеет также отношение к символизму пещеры, идее подземного мира, таинственного путешествия в другой мир; к обрядам инициации, которые часто проводились в пещерах или склепе; к погребальным обрядам, всегда связанным со смертью и возрождением. Лабиринт разделяет символизм узла, связывая и отпуская, ограничивая, но и соединяя. Кроме того, лабиринт как-то связан с символикой свернувшейся в клубок змеи, с обрядами гадания по внутренностям и символизмом внутренностей земли. Он может быть изображен в виде сети или паука, находящегося в центре своей паутины. Лабиринт в квадрате означает космос и четыре стороны света и может быть связан со свастикой. Изображения лабиринта на домах имеют апотропаическое значение и являются магической формой, предназначенной для защиты от враждебных сил и злых духов. Захоронения, погребальные пещеры и могильные курганы в форме лабиринта защищают мертвых и не позволяют им возвращаться обратно. Танцы-лабиринты, или тройские танцы и игры, символизируют трудную дорогу, путешествие от рождения к смерти и вновь к возрождению (при этом центр - это место как рождения, так и смерти); путь внутрь и наружу; снижение и восхождение; поход в глубины и восхождение к высотам. Эта символика связана с Танцем Журавля, в котором журавль выступает как психопомп, а лабиринт олицетворяет путь Солнца. Войти в лабиринт означает умереть, а выйти - возродиться. Кельты считают, что названия трои и Троя могут быть дериватами от кельтского тро, означающего поворачивать, быстро вращаться, и имеющего смысл пройти в танце сквозь путаницу (лабиринт). В раннем христианстве этот символ получил противоположное значение и олицетворял дорогу невежества с преисподней в центре и Минотавром, выполняющим роль Дьявола, если Христос, подобно Тезею, не укажет пути. В катакомбном искусстве лабиринт не встречается. Позднее он появляется в церквах и соборах и его символизм трактовался по-разному: то как трудности и разочарования, встречающиеся на пути христианина по этому миру; то как сбивающая с толку и затягивающая греховная природа, не позволяющая человеку идти прямой дорогой; то как паломничество души с Земли на Небеса; то как извилистый путь человека неправого, уступающего искушению; то как дорога, которую человек отыскал, минуя все силки и путы греха; дорога от дома Пилата к Голгофе, называемая иногда дорогой Иерусалима. Полагают, что лабиринты в церквях устраиваются для того, чтобы служить как бы местом паломничества тех кающихся грешников, которые не в состоянии предпринять путешествие в Святую Землю или к отдаленным святыням. У египтян возможна параллель с Аменти - извилистым путем, который проходит направляемый Изидой умерший от смерти к воскрешению, где Гор преодолевает все препятствия, а Озирис является Судьей Мертвых. У греков герой-спаситель Тезей проходит этот путь, направляемый золотей нитью божественного инстинкта, и убивает свирепую природу в образе Минотавра. У Гомера понятие лабиринта не встречается. В минойской культуре бык в центре лабиринта, предположительно, является солярной производительной силой, тогда как сам лабиринт, имеющий форму спирали, олицетворяет лунный и женский аспект. Либо это символ силы Солнца, его жара, осушающего влажную стихию, ее испарения и миазмы. У народов Океании лабиринт олицетворяет дорогу, по которой проходит душа, путешествуя в царстве мертвых. У римлян он символизирует скрытность, непроницаемость. Как никто не может узнать тайны лабиринта, так никому не должно знать монарших намерений. В шумеро-семитской мифологии лабиринт - искусственное подражание миру низшему (из надписи на глиняной табличке, посвященной инициации жреца).


Значения в других словарях

Лабиринт

I Лабири́нт (греч. labýrinthos) термин, которым античные авторы (Геродот, Диодор, Страбон и др.) называли сооружения со сложным и запутанным планом. Древние писатели сообщают о нескольких Л.: критском, построенном, по преданию, Дедалом для Минотавра (с ним отождествляют знаменитый дворец в Кносе); египетском около Файюма (в северном Египте), построенном, возможно, при фараоне Аменемхете III (19 в...

Лабиринт

ЛАБИРИНТ (греческое labyrinthos), сооружение со сложным и запутанным планом. В переносном смысле - запутанные положения, отношения. ...

Лабиринт

запутанная система комнат и переходов, спланированная так, чтобы из нее трудно было найти выход. В греческой мифологии знаменитый лабиринт на Крите был построен Дедалом для царя Миноса, чтобы поместить в нем Минотавра. Тесей вошел в лабиринт и убил чудовище, а обратную дорогу нашел, сматывая предварительно размотанный моток пряжи, который дала ему Ариадна. Другие знаменитые лабиринты - сооруженный...

Лабиринт

(греческ. Labyrinthos). 1) здания в древнем Египте и Крите, имевшие массу комнат над землею и под землею, которые были так устроены, что, попавши раз в этот дворец, трудно было выйти из него. 2) теперь - сад, в котором дорожки расположены на подобие галерей в древних лабиринтах. 3) запутанность, переходы, место, откуда трудно найти выход. 4) внутренняя часть слухового органа. 5) название архитекту...

Символика лабиринта в философском трактате Я.А. Коменского "Лабиринт света и рай сердца"

Глава 1. Лабиринт как культурно-эстетический код

Художественная литература, являясь продуктом мыслительной деятельности человека, неразрывно связана с его сознанием. При изучении литературы, как и при изучении человека, нельзя принимать во внимание только его сознание, считая его единственной формой психологического бытия. Обращаясь к основным понятиям психоанализа, мы воспользуемся терминами «сознательное» и «бессознательное» -- данное разделение даст возможность понять наблюдающиеся патологические процессы душевной жизни отдельно взятого автора. Нельзя утверждать, что в создании литературного произведения участвует лишь сознательное, так как в любом виде искусства, в том числе и в литературе, часто находят отражение представления и душевные процессы, не являющиеся сознательными. Символ лабиринта, являющийся основой системы иносказаний в произведении Я. А. Коменского, относится именно к таким проявлениям бессознательного в литературном произведении.

Символ лабиринта чрезвычайно сложен и многосторонен. Долгий период бытования в обрядовой, мифологической, а после и в литературной традициях, оставил за символом лабиринта шлейф сложных и противоречащих друг другу значений. Когда автор обращается к данному символу в литературном произведении, он неизбежно сталкивается со сложностью выделения из множества значений именно тех, которые бы отвечали задаче, поставленной им в художественном произведении. Зачастую данный процесс осуществляется автором бессознательно, то есть без его субъективного контроля, в таком случае он обращается к содержанию коллективного бессознательного -- к архетипическим значениям образа.

Для исследования причин проникновения архетипических значений образа в литературное произведение необходимо понять принципы работы бессознательного абстрактного автора. Применение понятий «бессознательное» и «архетип» необходимо при анализе символа лабиринта в указанном произведении, так как многие его значения будут апеллировать именно к содержанию глубинных слоев человеческой культурной памяти.

Поверхностный слой бессознательного является в известной степени личностным. К. Юнг называл его «личностным бессознательным». Однако этот слой покоится на другом, более глубоком, ведущем свое происхождение и приобретаемом уже не из личного опыта. Этот врожденный слой является так называемым коллективным бессознательным. «Тут речь идет о бессознательном, имеющем не индивидуальную, а всеобщую природу. Коллективное бессознательное как бы концентрирует в себе «реликты архаического опыта, что живут в бессознательном современного человека» . Юнг К. Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления. - Киев, 1994. - С. 175. Иначе говоря, коллективное бессознательное впитывает психологический опыт человека, длящийся многие века. «Наши души, как и тела, состоят из тех же элементов, что тела и души наших предков» . Там же. - С. 233. Тем самым они хранят память о прошлом, т.е. архетипическую память.

По своей природе коллективное бессознательное сверхлично, оно образует основание духовной жизни каждого человека. Коллективное бессознательное было обнаружено К. Юнгом сначала в процессе анализа сновидений, а затем некоторых видов деятельности (обряд, ритуал) и художественного творчества (миф, легенда, сказка).

Архетипы -- древнейшие, лучше сказать, изначальные, всеобщие образы, составляющие содержание коллективного бессознательного. Архетипы восходят к мифологии, но сохраняются длительное время в фольклоре и литературе, при этом модифицируясь и трансформируясь. Теоретически возможно любое число архетипов. Обращение к архетипам у авторов может быть как сознательным, так и бессознательным. Архетип не разрушается, проявляя себя в новых формах на новых исторических этапах. Это следует учитывать при анализе символики лабиринта. Литературные архетипы и универсалии: Сб.ст. / Рос.гос.гуманитар.ун-т, М.: 2001. - С. 41..

Понятие «архетип» в современную науку было введено К.Г. Юнгом, но у него есть много предшественников и продолжателей, у которых понимание данного феномена было несколько иным, в частности, не чисто психологическим. Ссылаясь на применение этого термина Филоном Александрийским и Дионисием Ареопагитом, а также на некоторые сходные представления у Платона и Августина, Юнг указывал и на аналогию архетипов с «коллективными представлениями» Дюркгейма, «априорными идеями» Канта и «образцами поведения» бихевиористов.

К. Г. Юнг предлагал различать архетип -- гипотетический, недоступный созерцанию образ, и архетипическое представление -- осознанный и воспринятый архетип, который претерпевает изменения под влиянием того индивидуального сознания, на поверхности которого он возникает. Архетип как таковой не может находить выражение в литературе, и вообще не может быть выражен. Проходя через призму индивидуального сознания, архетип изменяется, становясь осознанным и воспринятым.

В литературе, искусстве, религии архетип предстает в переработанной форме. Это указывает на влияние их сознательной переработки в суждениях и оценках. В чистом виде архетип не входит в сознание, он всегда соединяется с какими-то представлениями опыта и подвергается сознательной обработке.

Архетипические образы всегда сопровождали человека, они являются источником мифологии, религии, искусства. В этих культурных образованиях происходит «постепенная шлифовка спутанных и жутких образов, они превращаются в символы, все более прекрасные по форме - всеобщие по содержанию. Мифология была изначальным способом Обработки архетипических образов» Юнг К. Г. Подход к бессознательному / Архетип и символ, М.: Ренессанс, 1991. -- С. 65.

В качестве продукта непосредственной реализации архетипов Юнг и его последователи (Дж. Кэмпбелл, Э. Нойман и др.) рассматривали мифологию народов мира. Исходя из сопоставительного анализа мифов различных народов мира, были выделены важнейшие мифологические архетипы «матери», «дитяти», «тени», «анимуса» («анимы»), «мудрого старика» («мудрой старухи»). «Мать» выражает вечную и бессмертную бессознательную стихию. «Дитя» символизирует начало пробуждения индивидуального сознания из стихии коллективно-бессознательного. «Тень» - это оставшаяся за порогом бессознательная часть личности, которая может выглядеть и как демонический двойник. «Анима» для мужчин и «анимус» для женщин воплощают бессознательное начало личности, выраженное в образе противоположного пола, а «мудрый старик» («старуха») - высший духовный синтез, гармонизирующий в старости сознательную и бессознательную сферы души Литературные архетипы и универсалии: Сб.ст. / Рос.гос.гуманитар.ун-т, М.: 2001. - С. 31..

Архетип лабиринта не входит в ряд основных архетипов, составляющих фундамент коллективного бессознательного, однако частота, с которой человечество обращается к нему в творчестве, культах и обрядах, подтверждает, что осмысление данного феномена чрезвычайно важно для духовной жизни человека.

Обращение к мифологическим образам и сюжетам создает значительные произведения искусства, проникающие в глубины мироустройства, а архетипы становится своеобразными «кирпичиками» для фундамента, на котором создается культура. Собственно, к числу одного из таких «кирпичиков» можно отнести и архетип лабиринта, приобретший в дальнейшем и символическое значение. Исходя из анализа лабиринта как архетипа в культуре можно сделать вывод о его символичном и сакральном характере.

Подходя к теме символичности образа Лабиринта, необходимо дать определение понятию символ, на которое мы будем ориентироваться в данной работе. Учитывая специфику данной работы, будет уместным обратиться к двойной трактовке данного понятия -- культурологическо-психологической и литературоведческой.

Под словом «символ» в работах К. Юнга подразумевается «термин, имя или изображение, которые могут быть известны в повседневной жизни, но обладают специфическим добавочным значением к своему обычному смыслу. Это подразумевает нечто смутное, неизвестное или скрытое от нас» Юнг К. Г. Подход к бессознательному / Архетип и символ, М., Ренессанс, 1991. - С. 65.. Символическое значение не явно и не отчетливо, часто оно осознается бессознательно, особенно если речь идет о символах, имеющих архетипическое основание (как символ лабиринта).

Таким образом, слово или изображение символичны, если они подразумевают нечто большее, чем их очевидное и непосредственное значение. Они имеют более широкий "бессознательный" аспект, который всякий раз точно не определен или объяснять его нельзя. «Когда мы исследуем символ, он ведет нас в области, лежащие за пределами здравого рассудка» Там же. - С. 66..

В литературоведческой традиции нет четкости в определении статуса понятия символа. В ряде работ он рассматривается в разделе о тропах. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. - М., 1996; Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. - М., 1971.. Однако в отличие от тропов, т.е. использования переносных значений слов, символы - это иносказательные образы, «слагаемые» мира произведения. Это не слова, а значащие элементы мира (лабиринт с его свойствами).

Символ может рассматриваться в аспекте проблемы специфики искусства как особого способа освоения и отображения жизни. Понятие «символ» в этом случае является тождественным понятию «художественный образ» на основании способности быть одновременно способом воссоздания явлений действительности в их чувственном восприятии и выражения идейно-эмоционального осмысления этой действительности. Символ и художественный образ также являются тождественными по признаку способности воплощать в единичном общее.

Определение символа как универсальной эстетической категории в соотнесении его, с одной стороны, с понятием художественного образа, а с другой - с понятиями знака и аллегории предложено С. Аверинцевым. Очевидно, именно таким образом лучше всего поддается раскрытию специфика символа.

С. Аверинцев трактует символ как «образ, взятый в аспекте своей знаковости, и знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа. Всякий символ есть образ (и всякий образ, хотя бы в некоторой мере символ)» . Аверинцев С.С. София-Логос. Словарь. 2-е, испр. изд. - К.: Дух i Лiтера, 2001. - С. 155.. Наряду с этим, автор отмечает наличие у символа специфического качества, которым является «выход образа за собственные пределы, присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного» - «смысловая глубина», «смысловые перспективы» . Аверинцев С.С. София-Логос. Словарь. 2-е, испр. изд. - К.: Дух i Лiтера, 2001. - С. 158.. В отличие от смысла аллегории, смысл символа, по мнению автора, «нельзя дешифровать простым усилием рассудка», так как «он неотделим от структуры образа, не существует в качестве некоей рациональной формулы». Символический образ сохраняет в мире произведения свое прямое значение и в то же время приобретает многозначность. Символический образ допускает, что у читателя могут возникнуть самые разнообразные ассоциации с называемым предметом. Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец Изд. 2-е. М. 2006. - С. 27..

Символические образы широко используются в литературных произведениях. Правильное толкование символов способствует глубокому и верному прочтению художественных текстов. Непонимание символической природы образов, напротив, может привести к грубым ошибкам в истолковании текста, к искажению авторского замысла. Символы всегда расширяют смысловую перспективу произведения, позволяют читателю на основе авторских «подсказок» выстроить цепь ассоциаций, связывающую различные явления жизни.

Можно говорить о символах индивидуальных и символах, имеющих опору в культурной традиции. Последние в силу специфики данной работы интересуют нас в большей степени. Подобные символы являются частью культуры, для их построения писатели используют язык культуры, в принципе понятный более или менее осведомленному читателю. Конечно, каждый такой символ приобретает индивидуальные смысловые оттенки, близкие писателю, важные для него в конкретном произведении. Сивол лабиринта является как раз таким, культурным символом-кодом, значения которого знакомы в той или иной степени каждому читателю. Однако не стоит забывать, что специфика данного символа заключается в том, что он является еще и ментальной константой, архетипическим представлением, и первоначально присутствует в нашем сознании. Это позволяет нам говорить о воспроизведении в тексте Коменского не только тех значений символа лабиринта, о которых он узнал в результате приобщения к плодам развития различных наук, но и о проявлении глубинных знаний, источником которых является коллективное бессознательное.

Возвращаяясь к теме соотношения архетипа и символа, необходимо уточнить, что по отношению к архетипу смивол вторичен. Символ является крайней степенью осознанности и переработанности архетипа, его предметным воплощением. Религиозный символ (коим и является символ лабиринта) оформляет душевные переживания не индивида, а многих поколений людей и имеет архетипическое основание. Но чем привычнее для нас символ, чем более он стерт повседневным употреблением, тем чаще от него остается только банальная внешняя сторона. Этот процесс произошел и с символом лабиринта, архетипическое происхождение которого не осознается теми, кто пользуется им для выражения каких-то смыслов. Лабиринт здесь превращается культурный код, имеющий потенциальную способность выражать авторские некоторые идеи. Ян Амос Коменский не был знаком с теорией архетипов, не было известно ему и понятие коллективного бессознательного. Обращаясь к образу лабиринта, он опирался на предшествующий опыт осмысления данного образа в мифопоэтической традиции, в культуре Средневековья и Ренессанса и на свои личные глубинные ощущения, источником которых было коллективное бессознательное.

В следующем разделе данной работы будут рассмотрены те смыслы символа лабиринта в работе Я. А. Коменского, которые могут быть объяснены через обращение к содержанию коллективного бессознательного.

Алексей ("Лёха") Никонов и Настасья Хрущёва с экспериментальной монодрамой "Магбет"

Жанр рассказа в творчестве В.И. Мишаниной

Наше исследование основывается на работах Е.В. Староверовой. Изменения в экономической, политической и общественной жизни США, начавшиеся после Гражданской войны, становятся особенно заметны к середине 1880-х годов...

Жестокость детей в рассказах Р. Брэдбери как отражение жестокости общества

Период События в стране Течение Характеристика литературы представители Конец XIX века индустриализация страны, возникновение монополий, строительство железных дорог. рост населения в целом, а также прирост городского населения...

Магический реализм в латиноамериканской литературе

Магический реализм присутствует у Борхеса («Воображаемые стихи», «Сад разветвляющихся тропок», «Абенхакан эль Бохари, погибший в своем лабиринте») и Кортасера («Игра в классики»). В этом отношении показательно то...

Образотворча історіографія "єгипетських" творів Лесі Українки в "Стародавній історії східних народів"

Чергове поетичне „занурення” Лесі Українки у стародавню історію країни фараонів, і знову у формі диптиху, сталося майже рівно через чотири роки після „Сфінкса” і „Ра-Менеїс”...

Основні тенденції розвитку чеської літератури в епоху Просвітництва

Матиця чеська (Matice ceske), чеське культурно-просвітнє товариство. Засновано в 1831 Ф. Палацьким при Чеському національному музеї в Празі. На членські внески й пожертвування видавали добутки чеської літератури (у тому числі П. І. Шафарика, І...

Поэтика и метафоричность произведений Стивена Кинга (на основе повести "Долгая прогулка")

Изучая различные источники, освещающие литературу США второй половины ХХ в., можно придти к заключению, что практически все критики одинаково оценивают последствия Второй мировой войны для Америки, сходясь в том...

Проблематика роману Джона Стейнбека "Грона гніву"

Загострення соціально-економічної ситуації в США наприкінці 30-их років 20 ст.; Велика депресія 1929 - 1935 років; засуха, розорення тисяч фермерів, банкрутства, міграції. Часи так званого «червоного десятиліття», боротьби з класовою нерівністю...

Проблемы интерпретации трагедии У. Шекспира "Гамлет"

В разные эпохи шекспировский «Гамлет» воспринимался по-разному. Во время жизни Шекспира его трагедия «Гамлет» получила огромную поддержку со стороны не только средних и низших слоев населения...

Проблемы развития литературы США ХХ века

Американская литература рассматриваемого периода развивалась в довольно сложной общественно-политической обстановке...

Середньовіччя в українській літературі

Одним із найнедослідженіших періодів української духовної культури, а особливо літератури, вважається епоха Середньовіччя - час, що тривав від монголо-татарської навали, кульмінацією якої було падіння Києва 1240 р., до кінця ХV ст....

Специфіка зображення повоєнної Німеччини у творі Г. Белля "Більярд о пів на десяту"

Перед тим, як переходити до розгляду художньої реальності у творі відомого німецького письменника Г. Белля "Більярд о пів на десяту", варто спершу проаналізувати культурно-історичну ситуацію...

Ч.Диккенс в оценке западного литературоведения

Глава II. Ч.Диккенс в оценке западного литературоведения.1. 1836-1870 гг. Диккенс в глазах современников. 2. 70-90 гг. XIX в. 3. 1900-1910 гг. Диккенс в оценке Г.Джеймса, В.Вульфа, мифокритиков. Исследования французских и немецких литературоведов. 4. 1910-1920 гг...

Японская поэзия в контексте романа Б. Акунина "Алмазная колесница"



Похожие статьи
 
Категории