Что такое мюзикл краткое определение. Мюзикл - история развития как музыкального жанра

12.04.2019

Мюзикл – это вид музыкально-театральной постановки, зародившийся в Америке в 1920-х годах 20 века. Для него характерно наличие музыки, пения, хореографии, диалогов и театральной драматургии. Главным предшественником мюзикла можно считать оперетту, возникшую в Европе во второй половине 19 века и затем проникшую в Америку.

Между мюзиклом и опереттой много общего, и на сухом языке теории эти два музыкальных жанра характеризуются практически одинаково. Мюзикл, в свое время, даже называли «американской опереттой». В начале 20-го века пошла волна эмиграции в Америку, эмигранты-композиторы начинают творить, беря в основу местные музыкальные традиции. Получился сплав классической оперетты с американскими музыкальными постановками, в основе которых лежала джазовая музыка (в первой половине 20-го века) и рок-музыка (во второй половине 20-го века).

Мюзиклы быстро обретают популярность и становятся самостоятельным жанром музыкального театра. В отличие от оперетты, там более сложный сюжет, причём далеко не всегда он носит комедийный характер. Главенствующую роль занимают диалоги, ведь даже убрав из мюзикла все музыкальные номера, может получиться неплохой спектакль. Музыка – не замысловатая, приближенная к эстрадной. Танцевальные номера представляют собой не просто музыкальное оформление спектакля, а являются неотъемлемой его частью.

Для мюзикла подбирают актёров-универсалов, чтобы они могли и петь, и танцевать, и профессионально держаться на сцене. Поэтому, под конкретный мюзикл собирают новую театральную труппу, где каждый актёр соответствует нужному образу. Мюзикл – это коммерческий проект, и для того, чтобы вернуть и преумножить затраченные на него деньги, он должен показываться несколько лет.

Первый мюзикл, поставленный в 1927 году, был «Плавучий театр» Керна, но особую популярность получили «бродвейские мюзиклы». Их многие считали несерьёзными и легкомысленными, но именно эта простота и доступность привлекала зрителей, принося тем самым немалую прибыль.

В 60-х годах начали создаваться мюзиклы на основе рок-музыки, так называемые рок-оперы. Самым гениальным произведением в 70-е годы стала рок-опера «Иисус Христос суперзвезда» английского композитора Эндрю Ллойд Уэббера, которое стало эталоном для рок-опер, созданных в последствии.

С 1985 года мюзиклы стали выпускаться не только в Америке и Англии, но и по всему миру. Советский Союз тоже не стал исключением – там были созданы прекрасные спектакли, такие как «Орфей и Эвридика», «Алые паруса», «Юнона и Авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» и т.д.

На сегодняшний день мюзиклы не утратили своей популярности, и на сценах всего мира идут как всем известные постановки, так и абсолютно новые.

Смешное и любопытное на нашем сайте

Югорский Государственный Университет

Гуманитарный институт

Кафедра педагогики и психологии

Реферат на тему

«Мюзикл как музыкальный жанр»

по учебной дисциплине

«История развития страдной и джазовой музыки»

Выполнила:

студентка IV курса

группа № 9175

Е.Е. Соколова

Проверил:

доцент кафедры

музыкального образования

Н.М. Провозина

Ханты-Мансийск

1. Что такое мюзикл?

2. «Американский путь» развития мюзикла.

3. Мюзикл в России.

Список литературы.

Что такое мюзикл?

Современное музыкальное искусство наполнено разнообразием жанров и направлений. Сейчас на эстраде можно встретить и представителей классической школы, и различных молодёжных субкультур, и всевозможных музыкальных направлений. Что же такое мюзикл и в чём заключаются особенности этого уникального жанра?

Мю́зикл (англ. Musical) (иногда называется музыкальной комедией) - музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография.

Мюзикл - особый сценический жанр, где в неразрывном единстве сливаются драматическое, музыкальное, вокальное, хореографическое и пластическое искусства. Их сочетание и взаимосвязь дали мюзиклу необыкновенную динамичность, характерной чертой многих мюзиклов стало решение серьезных драматургических задач несложными для восприятия художественными средствами. На современном этапе - один из самых сложных и своеобразных жанров, в котором, в той или иной степени, нашли свое отражение чуть ли не все стили сценического искусства, существовавшие прежде. Пока мюзикл находился на начальном этапе своего формирования, многие не верили в его успех.

Три главных компонента мюзикла - музыка, лирика и либретто. Либретто мюзикла относится к «пьесе» или истории показа – фактически его разговорная (не вокальная) линия. Однако, "либретто" может также относиться к диалогам и лирике вместе, как либретто в опере. Музыка и лирика вместе формируют музыкальную партитуру. Интерпретация мюзикла творческой группой сильно влияет на способ представления мюзикла. Творческая команда включает режиссера, музыкального режиссера и обычно балетмейстера. Производство мюзиклов также творчески характеризуется техническими аспектами, такими как декорации, костюмы, свойства сцены, освещения и т.д. Это вообще изменяется от постановки к постановке (хотя некоторые известные аспекты производства имеют тенденцию сохраняться с оригинальной постановки, например, хореография Боба Фосса в «Чикаго»).

Не существует фиксированной длины для мюзикла, и он может длиться от короткого одноактного представления до нескольких действий и нескольких часов (или даже нескольких вечеров). Однако, большинство мюзиклов длится от получаса до трех часов. Мюзиклы сегодня обычно представляются в двух действиях, с одним перерывом от десяти до 20 минут. Первый акт почти всегда несколько длиннее, чем второй акт, и вообще представляет большую часть музыки. Мюзикл может быть построен приблизительно на 4-6 главных тематических мелодиях, которые повторяются всюду в представлении, или может состоять из ряда песен, не непосредственно музыкально связанных. Разговорный диалог обычно вкрапляется между музыкальными номерами, хотя использование "вокального диалога" или речитатива не исключено.

«Американский путь» развития мюзикла.

Сколько же лет мюзиклу? Искусство рассказывать истории с помощью песен относится к незапамятным временам. Мы знаем, что древние греки включали музыку и танцы в их театральные постановки еще в 5 веке до н.э. Некоторые из них писали специальные песни под каждый мюзикл, другие использовали существующие. Эти пьесы сочетали в себе политическую и социальную сатиру и все остальное, что может развлечь массы. С помощью песен можно было комментировать действия, рассказывать о происходящем и т.д.

Римляне скопировали практически все формы и традиции греческого театра, но они внесли и некоторые изменения. В частности, они стали подбивать обувь металлом, чтобы было лучше слышно движение танцоров, что стало подчеркивать важность спецэффектов.

Предшественниками современного мюзикла были множество легких жанров: оперетта, комическая опера, водевиль, бурлеск. Некоторые вообще считают его просто американской разновидностью оперетты. В этом нет большой ошибки. Жанрам искусства свойственно развиваться, и оперетта не раз меняла свою национальную и жанровую специфику. Сентиментально-мелодраматические оперетты И. Кальмана и Ф. Легара настолько непохожи были на венскую оперетту конца XIX века, а музыкальные комедии советских авторов так отличались от западной продукции, что порою тоже давали повод говорить о них как о новом жанре. Слова "это не оперетта" были хорошо знакомы многим опереточным авторам XX века. Главное структурное различие между опереттой и мюзиклом определяется той ролью, которая отводится музыке по сравнению с разговорными сценами. Оперетта во многом сохранила черты выдержанной музыкальной формы с ансамблями и финалами, с лейтмотивами и элементами симфонического развития. Мюзикл же в большей степени представляет собой театральную форму, в которой музыка является одним из средств музыкально-сценического монтажа наряду с хореографией, пластикой, постановочными эффектами и т. д.". По структуре мюзикл близок к той разновидности оперетты, которая у нас, как и в других странах, получила название "музыкальной комедии" и которую сторонники чистоты жанра иногда принципиально отделяли от оперетты. Именно в американском музыкальном театре произошел тот качественный скачок, который позволяет многим рассматривать мюзикл как самостоятельный сценический жанр, хотя и находящийся в отношениях близкого родства и преемственности с опереттой.

Огромную роль в возникновении мюзикла (можно сказать-мюзикл появился благодаря этому жанру) сыграл джаз, который в начале XX в. постепенно становился не просто музыкой, но и образом мышления, он проникал во все сферы художественной культуры, включая и театр. Постепенно осознаваемые в качестве самобытной национальной музыки, джазовые композиции приобретали все большую популярность. К началу 1940-х трудно было отыскать спектакль музыкально-комедийного жанра, не включающий в себя джазовых номеров. На их фоне тривиальность других сценок и скетчей выглядела все более пошлой. Качественный скачок музыкально-театральных представлений становился неизбежным. Именно джазовое мышление объединило все, не слишком отличающиеся друг от друга музыкально-зрелищные жанры на новых принципах, придав их легкому и поверхностному характеру неожиданную глубину. Изменение характера музыки неизбежно повлекло за собой и принципиальное изменение драматургической основы. Так, на пересечении, казалось бы, несоединимых художественных направлений возник мюзикл.

История мирового мюзикла на сегодня насчитывает около 100 лет. Хотя некоторые эксперты считают первым в мире мюзиклом оперу Жоржа Бизе «Кармен» (1874), а некоторые идут еще дальше и начинают отсчет с «Волшебной флейты» Моцарта (1791). Безусловными предтечами мюзикла можно считать «Оперу Нищих» Джона Гея (1787) или комические оперы Джилберта и Салливана (середина 19 столетия). Первым настоящим американским мюзиклом считается «Плавучий театр» (“Show Boat”) композитора Джерома Керна и либреттиста Оскара Хаммерстайна (1927). В нем впервые степень интеграции текста и музыки достигла «мюзикальной консистенции». Однако тогда еще «Плавучий корабль» назывался не мюзиклом, а ещё музыкальной комедией.

Официальной датой рождения нового жанра принято считать март 1943, когда на Бродвее состоялась премьера спектакля Оклахома! Р.Роджерса и О.Хаммерстайна. Хотя поначалу авторы традиционно именовали свой спектакль «музыкальной комедией», публика и критики восприняли его как новацию, разрушающую сложившиеся каноны. Спектакль композиционно представлял собой единое целое: в нем не было вставных дивертисментных вокальных и танцевальных номеров; сюжет, характеры героев, музыка, пение - все компоненты существовало неразрывно, подчеркивая и развивая разными средствами общую линию сценического произведения. За простой и непритязательной фабулой вставали основополагающие ценности – любовь, социальная общность, патриотизм. Недаром десятью годами позже штат Оклахома объявил песню из этого спектакля своим официальным гимном.

Уже после премьеры, прошедшей с необычайным успехом, авторы предложили новый термин для обозначения жанра спектакля: musical. Мюзикл Оклахома! не сходил с бродвейской сцены более пяти лет; после – объездил с гастрольным турне всю Америку. В 1944 получил Пулитцеровскую премию. Впервые была выпущена пластинка с записью не отдельных музыкальных номеров, но целиком всего спектакля. В 1955 был снят фильм Оклахома! , получивший два Оскара – за лучшую музыку и лучшую работу со звуком. В 2002 был вновь поставлен на Бродвее. Лига Драмы Нью-Йорка объявила Оклахому! лучшим мюзиклом века.

Так началась новая эра в истории сначала американского, а потом – и мирового театра, которую прославили такие композиторы, как Дж.Гершвин, Р.Роджерс, Л.Бернстайн, Э.Ллойд Уэббер, Дж.Герман и др.

В Америке эпицентром столь яркого музыкально-театрального представления является, конечно, Бродвей- культовая улица Нью-Йорка, где сосредоточено огромное количество театров и мюзик-холлов, всегда манил воображение как актеров, так и зрителей. Бродвейские мюзиклы стали настоящим брендом, голливудские звезды то и дело участвуют в здешних постановках, а любители театра жадно читают в газетах рецензии на новые спектакли. В районе пересечения Бродвея с 42-й стрит находится Таймс-сквер – здесь и располагаются знаменитые бродвейские театры. Сегодня в этом квартале насчитывается около 40 больших театров, являющихся основой американской театральной культуры. Потому название улицы давно стало нарицательным, синонимом этого искусства в США в принципе.

Содержание статьи

МЮЗИКЛ (англ. musical), особый сценический жанр, где в неразрывном единстве сливаются драматическое, музыкальное, вокальное, хореографическое и пластическое искусства. На современном этапе – один из самых сложных и своеобразных жанров, в котором, в той или иной степени, нашли свое отражение чуть ли не все стили сценического искусства, существовавшие прежде. Сформировался в США в начале 20 в.

ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЖАНРА

Театральное искусство США до конца 19 в. развивалось сложно, по особому пути, практически не соотносящемуся с общеевропейским. Английские пуритане , составлявшие большинство переселенцев в молодую страну, привезли с собой крайне нетерпимое отношение к художественной культуре вообще, и к театральному искусству в особенности. Истоки этого можно проследить еще в 17 в., со времен английской буржуазной революции, когда в 1642 английский парламент специальным указом запретил все театральные представления. Однако Англия, несмотря на свое островное расположение, все же не могла развиваться изолированно от общих тенденций европейского Просвещения 18 в., поставившего театр на службу своей идеологии, а следовательно – уделявшего театральному искусству много внимания. США же, в силу своей удаленности от Европы, обладали куда большей возможностью сопротивления интеграции тенденций художественной культуры. Переселенцы-пуритане, последовательно проповедуя идеологию аскетизма, на протяжении двух столетий отводили театру роль «низкого» и социально неодобряемого вида человеческой деятельности, провозглашая средоточием духовной жизни интеллектуальное, но не художественное развитие. Это не могло уничтожить театр вовсе, но обусловило совершенно определенные формы его развития.

Существование в 19 в. американского театра вне официальной идеологии способствовало развитию его самых простых и грубоватых форм, рассчитанных на неискушенного и потому непритязательного зрителя. К тому же мигрирующие из Европы театральные труппы и отдельные актеры, как правило, были не самыми талантливыми и не самыми состоятельными людьми, не сумевшими добиться успеха на родине. Наибольшее распространение в то время получили бродячие труппы, состоящие из небольшого количества актеров. Малый состав трупп обусловливал их репертуар: набор разнородных, преимущественно комических, номеров, короткие скетчи, музыкальные или танцевальные сценки. Как любой бродячий театр, чье материальное благополучие напрямую связано с конкретными интересами зрителей, эти труппы были вынуждены осваивать «местную специфику», в том числе – негритянский фольклор. К середине 19 в. сформировались американские театральные жанры, представляющие, несмотря на заимствование своих названий из европейского театра, совершенно особую их разновидность. Все они имели общую направленность – развлекательную. Различия между этими жанрами были скорее формальными, нежели принципиальными.

ИСТОКИ МЮЗИКЛА

Минстрел-шоу (от «менестрель» – средневековый певец, музыкант, декламатор). Первоначально минстрел-шоу представляли собой короткие комические сценки в исполнении белых актеров, загримированных под негров, пародирующих их быт, музыку и танцы. По окончанию Гражданской войны между Севером и Югом появились и негритянские труппы, продолжавшие традиции белых менестрелей. Погружение в негритянский фольклор, и особенно – в его музыкальную культуру, привело к зарождению в минстрел-шоу джаза (в частности, рег-тайма, как одной из его ранних форм). Представляется, что именно потому жанр сыграл особую роль в формировании музыкального и театрального искусства США. Пик популярности минстрел-шоу закончился к 1870-м.

Бурлеск , возникший в Европе как травестия, пародия на серьезные театральные представления, в США превратился в сборник разнообразных эстрадных номеров, основанных на двусмысленности и непристойности. К концу 19 в. в бурлеске начали появляться стриптизные номера, позже составлявшие его главную «изюминку».

Водевиль – в отличие от своей европейской версии, как правило, не имел общего сюжета и, скорее, приближался к варьете, к представлениям мюзик-холла, где различные музыкальные, танцевальные и цирковые номера следовали друг за другом в произвольном порядке. Разновидностью водевиля можно считать ревю, в котором номера соединялись некоей тематической линией.

Пожалуй, единственным музыкально-театральным жанром, сохраняющем в Америке свои европейские корни, была оперетта . В конце 19 в. наибольшей популярностью пользовались оперетты английских, французских и австрийских авторов.

В начале 20 в. произошло то, что без преувеличения можно считать революционным поворотом в развитии культуры Америки, а позже – и всего мира: формирование и становление джаза как нового родового понятия музыкального искусства. Джаз постепенно становился не просто музыкой, но и образом мышления, он проникал во все сферы художественной культуры, включая и театр. Постепенно осознаваемые в качестве самобытной национальной музыки, джазовые композиции приобретали все большую популярность. К началу 1940-х трудно было отыскать спектакль музыкально-комедийного жанра, не включающий в себя джазовых номеров. На их фоне тривиальность других сценок и скетчей выглядела все более пошлой. Качественный скачок музыкально-театральных представлений становился неизбежным. Именно джазовое мышление объединило все, не слишком отличающиеся друг от друга музыкально-зрелищные жанры на новых принципах, придав их легкому и поверхностному характеру неожиданную глубину. Изменение характера музыки неизбежно повлекло за собой и принципиальное изменение драматургической основы. Так, на пересечении, казалось бы, несоединимых художественных направлений возник мюзикл.

МЮЗИКЛ В АМЕРИКЕ

Официальной датой рождения нового жанра принято считать март 1943, когда на Бродвее состоялась премьера спектакля Оклахома! Р.Роджерса и О.Хаммерстайна. Хотя поначалу авторы традиционно именовали свой спектакль «музыкальной комедией», публика и критики восприняли его как новацию, разрушающую сложившиеся каноны. Спектакль композиционно представлял собой единое целое: в нем не было вставных дивертисментных вокальных и танцевальных номеров; сюжет, характеры героев, музыка, пение – все компоненты существовало неразрывно, подчеркивая и развивая разными средствами общую линию сценического произведения. За простой и непритязательной фабулой вставали основополагающие ценности – любовь, социальная общность, патриотизм. Недаром десятью годами позже штат Оклахома объявил песню из этого спектакля своим официальным гимном.

Уже после премьеры, прошедшей с необычайным успехом, авторы предложили новый термин для обозначения жанра спектакля: musical. Мюзикл Оклахома! не сходил с бродвейской сцены более пяти лет; после – объездил с гастрольным турне всю Америку. В 1944 получил Пулитцеровскую премию. Впервые была выпущена пластинка с записью не отдельных музыкальных номеров, но целиком всего спектакля. В 1955 был снят фильм Оклахома! , получивший два Оскара – за лучшую музыку и лучшую работу со звуком. В 2002 был вновь поставлен на Бродвее. Лига Драмы Нью-Йорка объявила Оклахому! лучшим мюзиклом века.

Так началась новая эра в истории сначала американского, а потом – и мирового театра, которую прославили такие композиторы, как Дж.Гершвин , Р.Роджерс, Л.Бернстайн , Э.Ллойд Уэббер , Дж.Герман и др. Драматургическими первоисточниками мюзиклов становились произведения У.Шекспира, М.Сервантеса, Ч.Диккенса, Б.Шоу, Т.С.Элиота, Д.Хейуарда и др.

При всей синтетичности жанра мюзикла, его видовым признаком не является обязательное наличие в спектакле «разговорных сцен»: есть несомненные мюзиклы, написанные и поставленные как бы в оперной манере, где роли превращаются в партии: Порги и Бесс , Кошки , Иисус Христос – Суперзвезда , Эвита и др. Во избежание путаницы такие произведения зачастую называют «рок-операми». Однако на самом деле с мюзиклами их роднит общий способ актерского существования, когда любое средство актерской техники, будь то танец, вокальный или пластический номер становится для исполнителя абсолютно органичным в выражении эмоции или мысли. Этот предельно условный, яркий театральный жанр должен непостижимым образом сочетаться с естественностью перехода от одного средства выражения к другому. Кроме того, при высочайшем уровне технического исполнения, постановка вокала или пластики должна быть принципиально иной, нежели в классических музыкальных жанрах: голоса не могут звучать «по оперному», а танец – выглядеть «балетным». Речь, мимика, пластика, танец могут быть только подчинены единой линии сценического поведения, задаче создания цельного образа.

Именно такой способ существования демонстрировали актеры в лучших постановках бродвейских мюзиклов, а также в их кинематографических версиях: Звуки музыки (1965), Вестсайдская история (1961), Хелло, Долли! (1969), Смешная девчонка (1968), Иисус Христос – Суперзвезда (1973), Моя прекрасная леди (1964), Скрипач на крыше (1971) и т.д. Многие из этих фильмов получили высокие кинематографические награды.

Вскоре американские мюзиклы начали свое триумфальное шествие по всему миру. Однако их европейские постановки были сопряжены с серьезными трудностями. Дело в том, что уникальная сценическая подготовка актера-универсала, отвечающего требованиям мюзикла, обусловлена определенной формой театральной практики, принятой на Бродвее: антрепризой, когда конкретная труппа собирается на воплощение конкретного проекта.


МЕНЕДЖМЕНТ И ФОРМЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Форма антрепризы обусловливает тщательный просчет коммерческого успеха работы. Ставка делается в равной степени как на искусство творческого коллектива, так и на искусство продюсера. Работа над спектаклем ведется методом «глубокого погружения», за счет отказа от участия в других проектах. Готовый спектакль, доведенный до степени технологического совершенства, эксплуатируется непрерывно, до тех пор, пока на него есть зрительский спрос (в случае удачи – на протяжении нескольких лет). Отточенность формы, в сочетании с психологической ориентацией актеров именно на антрепризную форму работы, позволяет спектаклю в течение длительного времени избегать морального износа и добиваться однотипной зрительской реакции вне зависимости от состава публики. Кроме того, сложная разработка зрелищных эффектов, ставшая одной из примет современного мюзикла, несомненно, требует от актеров автоматизма в точном соблюдении всей партитуры спектакля. Контакт таких спектаклей со зрителем можно сравнить с восприятием фильма: не взирая на индивидуальную реакцию зала, художественное произведение не меняется, оно создано раз и навсегда. Антрепризный спектакль просто не может допустить колебаний реакции зрителей: снижение интереса к проекту равнозначно его смерти. Тем более что для американского менеджмента выпуск антрепризного спектакля – только начало. Практически каждый проект сопровождается доходом от выпуска аудио- и видеозаписей, а при большом успехе – и лицензий на постановку в других театрах.

Европейской театральной традиции более свойственны стационарные театры с постоянной труппой и большим разнохарактерным репертуаром. Это диктует совершенно иной стиль работы и иной тип взаимоотношения со зрителем: более интимный и сложный. Ежедневно перевоплощаясь в разные роли, актер репертуарного театра на каждом спектакле устанавливает контакт со зрителем заново, завоевывая его внимание и подстраиваясь под реакции зрительного зала. Недаром считается, что в таком театре не бывает двух одинаковых спектаклей: смысловые акценты, нюансы взаимоотношений и характеров персонажей меняются в зависимости и от психофизического состояния актеров, и от восприимчивости и настроения зрительного зала. А если театр еще и получает дотацию, то коммерческий успех спектакля остается, конечно, важным, но не жизненно необходимым условием его существования. Все это сильно усложняет стандартизацию постановки и выполнения технических задач, стоящих перед актерами. А следовательно, вероятность успешной постановки мюзикла снижается.

Тем не менее, жанр мюзикла оказался чрезвычайно притягательным для актеров всех стран и всех театральных направлений. Это, несомненно, связано не только с естественной тягой к популярности, но и с желанием освоить новый жанр, расширить свои творческие возможности.

ИСТОРИЯ МЮЗИКЛА В РОССИИ

В России взаимоотношения с мюзиклом начали завязываться очень давно, – правда, в несколько иной, своеобразной модификации этого жанра. Однако первые подступы к мюзиклу шли так же, как и в Америке, – через джаз. Это случилось в фильмах Г.Александрова , и особенно – в Веселых ребятах с участием джаз-банда Л.Утесова. Несмотря на то, что в партитуре присутствует не так уж много музыкальных номеров, на самом деле они являются полномочными участниками фильма, существующими на равных правах с актерами. Эта линия была продолжена режиссером в Цирке , и – несколько менее органично – в Волге-Волге , где музыкальные номера зачастую были вставными. Этот опыт Александрова практически не имеет аналогов в советском кинематографе, где развитие жанра музыкальной комедии шла преимущественно по линии оперетты (от ранних фильмов И.Пырьева до творчества классика жанра Я.Фрида).

Начиная с середины 1960-х предпринимались и многочисленные попытки постановок мюзиклов на советской сцене. В Ленинградском театре им.Ленинского комсомола была даже поставлена Вестсайдская история . Однако преимущественно диапазон постановок музыкальных спектаклей колебался между социальной публицистикой типа брехтовской зонг-оперы (Добрый человек из Сезуана на Таганке , Трехгрошовая опера и Люди и страсти в театре Ленсовета) и лирической музыкальной комедией-опереттой, сыгранной с большей или меньшей психологической убедительностью (Дульсинея Тобосская в театрах им.Маяковского и Ленсовета, Левша в театре Ленсовета и даже Ханума в БДТ). Однако был и ряд настоящих прорывов в сторону мюзикла. Они были, как правило, связаны с рок-творчеством российских композиторов. Так, совершенно неожиданным выглядел спектакль Свадьба Кречинского в Ленинградском театре оперетты (композитор А.Колкер, режиссер В.Воробьев). И, конечно, Ленкомовскиеспектакли М.Захарова – Тиль (композитор Г.Гладков), Звезда и смерть Хоакина Мурьеты и «Юнона» и «Авось» (композитор А.Рыбников). Последний из них каким-то необъяснимым образом зажил по законам американского мюзикла, на протяжении десятков лет сохраняя стабильную зрительскую реакцию (несмотря на то, что исполнители ролей широко заняты и в остальном репертуаре театра).

Современный мюзикл в России.

С 1999 Россия начала выпускать мюзиклы по западным принципам. Первым был лицензионный проект польского мюзикла Метро . Результаты обнадежили, и лицензионные мюзиклы начали множиться: Нотр-Дам , Чикаго , 42 улица , Иствикские ведьмы

Гораздо более серьезным поводом для разговора мог бы стать оригинальный российский мюзикл. Конечно, не Губы в Театре Луны, который, несмотря на добротную литературную и музыкальную основу (В.Набоков, А.Журбин) остался обычным репертуарным спектаклем. Но – первый, сделанный с должным размахом и сопровождаемый грамотной продюсерской работой Норд-Ост . Однако трагедия с заложниками на Дубровке, кроме остальных ужасных последствий, разом обрубив успешный проект, похоже, отбросила российский мюзикл далеко назад. Возрождения Норд-Оста не получилось, психологический груз происшедшего оказался непосильным.

Татьяна Шабалина

ИСТОРИЯ МЮЗИКЛА

1 Возникновение и развитие киноиндустрии и музыкального театра (на экране - презентация)

1 заставка Первая пара ведущих (строгие костюмы)

Бродвей Голливуд

Технология создания (музыка, танец, пение, драматургия - плюс звезда)

Первые мюзиклы (нарезка из фильма история мюзикла)

Оркестры Глен Миллер (композитор и дирижер)

Луи Армстонг (черные исполнители джаз)

Серенада Солнечной долины (клип)

Звезды Фред Астор и женщина

Русский мюзикл (фильм Веселые ребята)

Оркестр Утесова

Любовь Орлова

Веселые ребята (клип)

1 ведущий: Здравствуйте.

2 ведущий: Сегодня мы с вами поговорим о мюзиклах.

1 ведущий: Наверное, все слышали про мюзиклы, и, может быть, кто-то из вас даже ходил на мюзикл. Кстати, а ты ходил на мюзикл?

2 ведущий: Нет, но очень хотел бы.

1 ведущий: Я надеюсь, что это случится. В Москве, в разных театрах сегодня идет много разных мюзиклов. Есть даже театр Мюзикла.

2 ведущий: А есть детские мюзиклы?

1 ведущий: Есть. Волшебая лампа Алладина., Бременские музыканты, Летучий корабль. Выбор большой. Но сегодня мы с вами поговорим об истории мюзикла, расскажем, как этот жанр развивался.

2 ведущий: И появился мюзикл 100 лет назад в Америке. А точнее - на съемочных площадках Голливуда и на небольших сценах бродвейский театров в Нью Йрке.

1 ведущий: Давайте попробуем перенестись в те далекие года и посмотреть на то, как зарождался и развивался мюзикл.

(документальные кадры - Голливуд и Нью Йорк).

2 ведущий: Совсем недавно появилась первая кинокамера, и практически сразу же возникли первые киностудии, на которых стали снимать кино. В те времена еще никто не знал, как снимать кино и поэтому на съемочных площадках много экспериментировали.

1 Результаты этих экспериментов сразу же покорили весь мир. Особенно нравились комедии Чарли Чаплина и Бастора Китена.

(нарезка из старых комедий)

2 ведущий: Это было немое кино, потому что актеры не говорили. В старых фильмах мы видим множество эксцентричных трюков. И до сих пор мастерство этих актеров вызывает восхищение.

1 ведущий: Но вскоре появилась возможность снимать кино со звуком и демонстрировать его в кинотеатрах. Вот тут то понадобились другие актеры, которых продюсеры находили в театрах Нью Йорка. Особенно много этих театров было на улице Бродвей. И с этого времени начинается новая эпоха не только в кино, но и в театре.

2 ведущий: В кино появился звук, и поэтому можно было показывать музыкальные номера с пением и танцами. Это очень привлекало публику и делало фильм прибыльным. Именно это направление стал развивать Голливуд, что привело к огромному количеству музыкальных фильмов, которые и стали прообразом современного классического мюзикла.

1 ведущий: Появились новые звезды. Они должны были не только быть хорошими актерами, но и прекрасно петь и танцевать. Одной из самых ярких звезд был Фред Астор.

(фрагмент из фильма)

2 ведущий: Все эти события происходили в Америке, где проживало огромное количество черного населения. Их в прежние времена привозили из Африки для того, чтобы они работали на плантациях белых землевладельцев. Потомки черных рабов создали свою культуру, и одним из самых ярких ее проявлений было пение и музыка.

1 ведущий: Да, в те времена в крупных американских городах появилось множество черных музыкантов и певцов, которые зарабатывали тем, что выступали в небольших ресторанчиках и ночных клубах. Это музыкальное направление создало такие жанры как джаз, рок ин ролл, рэп. В те времена черные музыканты были очень популярными. Голливудские продюсеры решили воспользоваться этим обстоятельством. И не прогадали.

2 ведущий: Нужно сказать, что черные люди в Америке считались людьми второго сорта. И это означало, что им не разрешалось участвовать в политической жизни и даже выступать на больших сценах. Но все перевернулось с появлением фильмов, в которых стали сниматься черные певцы и музыканты. Одной из самых ярких звезд стал Луис Армстронг. Джазовый певец и музыкант.

(фрагмент из выступления).

1 ведущий: Джазовые оркестры стали появляться как грибы. И не только в среде черных музыкантов, но и белых.

2 ведущий: И не только в Америке, но и по всему миру.

1 ведущий: Американский композитор и музыкант Глен Миллер останется в истории кино и истории мюзикла, потому что именно его оркестр блистательно сыграл в одном из самых ярких музыкальных фильмов Голливуда - Серенаде Солнечной долины. Давайте посмотрим небольшой фрагмент, в котором увидим Глена Миллера и его оркестр. А так же известных кинозвезд того времени.

(отрывок из фильма Серенада солнечной долины)

2 ведущий: Не смотря на то, что ситуация в мире в конце 30-х годов была очень тревожная - в Германии властвовал Гитлер во главе своей фашистской партии, в самой Америке начался экономический кризис, который назвали великой депрессией, но публика валом валила на такие вот музыкальные фильмы. И это приносила Голливудским кинокомпаниям огромные деньги.

1 ведущий: В нашей стране, которая в те годы называлась Союзом Советских Социалистических Республик, у власти была коммунистическая партия во главе со Сталиным. Нашей стране было очень непросто в то время. Полным ходом шло строительство экономики новой России - строились электростанции и заводы, которые позволяли нашей стране жить и работать без закупок оборудования из-за границы. Люди работали на пределе возможного. Кроме того - в воздухе витала угроза войны с фашистами.

2 ведущий: Но в нашей стране так же стремительно, как и экономика, развивалось киноискусство. Снималось огромное количество фильмов и самыми любимыми были музыкальные фильмы, в которых много пели и танцевали.

1 ведущий: У нас так же были свои звезды. Любовь Орлова - великая актриса, которая до сих пор может считаться эталоном красоты и актерского мастерства. Леонид Утесов - великий актер, музыкант и руководитель джазового оркестра.

2 ведущий: Да, не удивляйтесь. И в нашей стране в то время были свои джазовые оркестры. И они очень были похожи на американские джазовые оркестры. Более того - ходили слухи, что сам товарищ Сталин любил послушать джаз. Ведь без его разрешения создать джазовый оркестр было просто невозможно.

1 ведущий: Одним из самых известных фильмов того времени, был фильм Веселые ребята. Давайте посмотрим отрывок из этого фильма, в котором увидим Леонида Утесова и Любовь Орлову.

(отрывок из фильма Веселые ребята)

2 ведущий: Мы много рассказывали о кино тех лет. А как же мюзикл - спроси вы? Но именно кино и технологии кино стали основой классического мюзикла, о котором пойдет речь в следующей части.

Идет заставка и в это время меняются ведущие.

2 Расцвет мюзикла 60-ые -80-ые ХХ века

2 заставка (2 пара ведущих - концертные наряды в стиле мюзикла)

Клип - классический вариант мюзикла

Композитор Андрю Ллойд Веббер

Иисус Христос

Кошки (Ирина Михайловна)

Призрак Оперы (Маша)

Волшебник страны Оз)

1 ведущий: Всем привет!

2 ведущий: Нам бы очень хотелось показать вам здесь на этой сцене настоящий мюзикл, но увы, это не получится.

1 ведущий: Да, к сожалению. Ведь для того, чтобы сделать настоящий мюзикл, нужно, во-первых

2 ведущий: найти хороший сценарий, на основе которого создается мюзикл

1 ведущий: во-вторых, найти хорошего композитора, который напишет нам классную музыку

2 ведущий: в-третьих, нужно найти актеров, которые бы умели петь, танцевать и поражать зрителя своими актерскими способностями.

1 ведущий: а еще нужны хорошие хореографы, которые поставят танцы, нужны хорошие художники и декораторы, которые придумают декорации и костюмы, нужны костюмеры, режиссеры и так далее и так далее. Боюсь, что нам придется слишком долго перечислять все те профессии, которые требуются для постановки настоящего мюзикла.

2 ведущий: Нам очень хотелось, чтобы вы почувствовали себя на премьере настоящего мюзикла, почувствовали атмосферу волшебства и праздника.

1 ведущий: И мы решили вам рассказать об одном из самых знаменитых современных композиторов, который написал музыку ко многим звездным мюзиклам. Это англичанин Андрю Ллойд Веббер.

2 ведущий: Он родился в Лондоне в семье музыкантов. Его отец был профессором теории и композиции музыки в Лондонском музыкальном колледже, а его мама - профессиональной скрипачкой.

1 ведущий: В три года Эндрю уже играл на скрипке, в 6 лет - на фортепиано, а в 11 лет опубликовал свое первое музыкальное произведение.

2 ведущий: Когда Веберу исполнилось 20 лет, он был уже автором нескольких мюзиклов, которые игрались на сцене студенческого театра. Но мировой успех пришел к молодому композитору через год, когда он со своим другом Тимом Райсом написал мюзикл Иисус Христос - супер звезда.

1 ведущий: Этот мюзикл стал хитом английских и бродвейских театров, а через несколько лет был снят фильм по мотивам этого мюзикла.

2 ведущий: До сих пор этот мюзикл ставят во многих театрах мира и снимают по его сюжету фильмы. Мы предлагаем посмотреть фрагмент из фильма, снятого в 2000 году.

1 ведущий: Я немного расскажу о том, что происходит. Иисус Христос пытается объяснить людям, что победить зло насилием невозможно. Зло можно победить только любовью. Один из его учеников Иуда полагает, что Христос ошибается и что люди никогда не поймут его. Он считает, что силу можно победить только силой. И в этом эпизоде поведение толпы словно бы подтверждает мнение Иуды. И больно ранит Христа.

(отрывок из фильма Иисус Христос - супер стар 2000 год)

2 ведущий: После ошеломительного успеха этого мюзикла, Вэбер активно стал писать мюзиклы для театров, но звездного произведения не получалось. И только через 20 лет напряженной работы появился настоящий шедевр - мюзикл Кошки.

1 ведущий: Сцену из этого мюзикла, в которой одна из героинь поет арию, которая известна как мировой хит - песню Мемори, мы покажем чуть позже.

2 ведущий: А сейчас перенесемся еще на 6 лет вперед. В 1986 году в Лондонском театре состоялась премьера мюзикла Призрак оперы. Он имел огромный успех.

1 ведущий: В 1988 году мюзикл был поставлен в Нью Йорке и оказался самым успешным спектаклем за всю историю мюзиклов. В 2012 году на Бродвее состоялся 10-тысячный спектакль этого мюзикла.

2 ведущий: Несомненно, что одной из составляющих успеха, была таинственная история отношений начинающей оперной певицы и персонажа в маске, который проживал в заброшенной части театра.

1 ведущий: Мы предлагаем вам послушать тему из этого мюзикла, которая так же стала мировым хитом. Она так и называется The Phantom of the Opera.

2 ведущий: Сегодня Эндрю Ллойду Веберу 67 лет. Он написал 18 мюзиклов. Самые известные - мы о них вам рассказали - это Иисус Христос - супер звезда, Кошки, Призрак оперы. Последний мюзикл Вебера - Волшебник страны Оз. Его премьера состоялась в Лондонском театре в 2011 году. Давайте посмотрим фрагменты из этого спектакля.

(ролик Волшебник страны Оз)

1 ведущий: А сейчас, как мы и обещали, мы покажем фрагмент из мюзикла Кошки. Мы постарались сделать его своими силами и - самое главное - чтобы вы почувствовали атмосферу настоящего театра.

2 Начинается ночь. На полутемные улицы опустевших улиц города из подвалов выходят кошки. Начинается их время. У кошек есть свои группы, свои отношения и разборки. Но внезапно появляется кошка, мгновения жизни которой сочтены. Она поет свою последнюю песню. Мемори.

3 Мюзикл сегодня.

3 заставка (3 пара ведущих - в стиле современного мюзикла - яркие штаны и футболки)

Клип (Спайс гелз)

Мультфильм (танец обезьяны и Маугли)

Отечественные мюзиклы

Кастинг (танцы)

Репетиция (клип)

Звезды (клип)

Композитор Рыбников - детские фильмы (Буратино, Красная шапочка)

Первый наш мюзикл на сцене Ленкома Юнона и Авось

Композитор Дунаевский

Три мушкетера

Мери Поппинс

Лэди Мэри (Саша)

Попурри (все)

1 ведущий: Всем привет.

2 ведущий: А сейчас мы расскажем вам, каким стал мюзикл сегодня.

1 ведущий: Наверное, никто не может представить, что современную музыку можно только слушать.

2 ведущий: Мы все привыкли, что практически на каждую песню снимают клип, в котором певец танцует, поет и даже играет как актер.

1 ведущий: И все это - традиция мюзикла. Можно с уверенностью сказать, что любой клип - это маленький мюзикл, потому что в нем используются все характерные для этого жанра приемы.

(современный клип Спайс гелз)

2 ведущий: Сегодня иногда сложно провести границу между мюзиклом и, например, мультфильмом, потому что в современных мультфильмах герои и танцуют и поют, как в мюзикле. Давайте посмотрим такой мюзикловский ход из мультфильма Книга джунглей.

(пение обезьяны из мультфильма )

1 ведущий: Что бы еще хотелось рассказать о современном мюзикле? Понятно, что это очень сложное производство, где взаимодействуют между собой множество людей и служб. И в таком процессе должны принимать участие только профессионалы.

2 ведущий: А для того, чтобы выбрать самых достойных, проводятся кастинги.

1 ведущий: А ты был когда-нибудь на кастинге?

2 ведущий: Я сам не был, но мы можем посмотреть, как это происходит. Вот так, например, отбирают танцоров для мюзикла Поющие под дождем.

(клип - кастинг)

1 ведущий: Ну, если уж мы показали, как проходит кастинг, давай покажем, как проходят репетиции мюзикла. Здесь мы увидим и знаменитых актеров и знаменитых режиссеров.

(клип - репетиция мюзикла)

2 ведущий: Впечатляет. Мне самому захотелось поучаствовать в таком интересном процессе.

1 ведущий: Нет проблем. Научись танцевать, петь или писать сценарии - и, пожалуйста - пробуй свои силы в создании мюзикла.

2 ведущий: Да, есть над чем подумать.

1 ведущий: И самое главное - есть над чем поработать.

2 ведущий: Ты на что намекаешь?

1 ведущий: На то, что если хочешь участвовать в мюзикле - нужно работать над своим развитием и совершенствованием.

2 ведущий: Ладно, будем стараться, тем более, что сегодня у нас в стране - можно сказать - просто какой-то бум мюзиклов. Наверное, во всех театрах в репертуаре есть хотя бы один мюзикл.

1 ведущий: А все почему - потому что зрителю нравится хорошая музыка, хорошее пение, хорошие танцы. И, слава богу, у нас сегодня огромное количество артистов, которых с полным основанием можно назвать звездами.

2 ведущий: Я что-то никого не знаю.

1 ведущий: Да вспомни хотя бы таких актеров, как Михаил Боярский, Андрей Миронов, Людмила Гурченко. А из молодых могу назвать Глеба Матвейчука и Светлану Светикову.

Кстати, давай послушаем небольшое выступление наших молодых артистов, которых считают звездами мюзикла.

(клип - молодые певцы)

2 ведущий: Пожалуй, ты меня убедил. Мне понравилось. А на родине мюзикла, в Америке, есть сейчас что-то интересное?

1 ведущий: Безусловно. Во-первых, давай посмотрим небольшой фрагмент из современного бродвейского мюзикла Король-лев. Кстати, это один из самых популярных бродвейских мюзиклов. И сделан он по мотивам одноименного мультфильма Король-лев.

(клип - мюзикл Король-лев)

2 ведущий: Вау. Просто необыкновенно. Я бы с удовольствием сходил на такой мюзикл.

1 ведущий: А еще - одно из ярчайших явлений, связанных с современным мюзиклом - это теле проект, который называется по-английски Гли, то есть Хор. В нем рассказывается, как старшеклассники одной школы решили создать у себя театр мюзикла. Вот что из этого получилось.

(клип из сериала)

2 ведущий: Такое бывает только в кино.

1 ведущий: Не согласен с тобой. Вся история мюзикла говорит о том, что если человек хочет и у него есть для этого талант - он добьется всего. И даже станет звездой мирового уровня. Представь - не было никакого кино и вдруг за десять лет - огромное количество киностудий и фильмов. Не было мюзиклов - и вдруг - ну, не вдруг, конечно, а благодаря усилиям множества людей - появляются новые музыкальные спектакли, о которых раньше даже и не мечтали.

1 ведущий: А ты смотрел наши фильмы, в которых поют?

2 ведущий: Да, смотрел Буратино.

(отрывок)

1 ведущий: Еще!

2 ведущий: Красная шапочка.

(отрывок)

1 ведущий: Отлично. Кстати, музыку для этих фильмов написал русский композитор Алексей Рыбников. И он же написал первый русский мюзикл - для театра Ленинского комсомола. Называется мюзикл Юнона и Авось. А еще - знаешь такого композитора - Максима Дунаевского?

2 ведущий: Нет, не знаком.

1 ведущий: Может быть, лично и не знаком, а с его творчеством - уверен, знаком. Пора, пора, порадуемся на своем веку… Знаешь?

(отрывок)

2 ведущий: Ну да - это песня мушкетеров.

1 ведущий: Из фильма д Артаньян и три мушкетера. Музыку написал Максим Дунаевский. Это очень известный композитор. Кстати, сын известного композитора Исаака Дунаевского. А что еще написал Максим Дунаевский - знаешь?

2 ведущий: Что то я ничего не припомню.

1 ведущий: А я напомню. Точнее - напомнит тебе наша школьная звезда. Она исполнит песню из мюзикла Мэри Поппинс, до свиданья!

(Песня Леди Мэри)

1 ведущий: И завершая нашу историю о мюзиклах, хочется не сказать, а спеть.

Берет гитару и начинает петь: Изменения в природе…

На сцену выходят все участники и исполняют попурри из фильма Мэри Поппинс.

Завершение. Поклон.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Исторические условия формирования жанра мюзикл. Музыкальная комедия как легкое развлекательное представление, не требовавшее от зрителя чрезмерного напряжения ума и чувств. Процесс формирования театра мюзикла в Америке. Преимуществом музыкальной комедии.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2013

    Исторические предпосылки возникновения жанра мюзикла как феномена культуры; анализ оперетты, музкомедии. Особенности мюзикла в США и в Европе. Процесс становления мюзикла во Франции; его особенности на примере " Les Miserables " и "Notre-Dame de Paris"

    курсовая работа , добавлен 25.05.2012

    Эволюция жанра мюзикла на французской сцене. Основные тенденции развития мюзикла в современной художественной культуре Франции. Коммерчески успешные проекты. Мюзикл "Клеопатра последняя царица Египта": вектор развлекательности в современной режиссуре.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2015

    Жанровые разновидности мюзикла. Эволюция жанра на французской сцене. Современная мюзикл-индустрия Франции: стратегия успеха. Коммерчески успешные проекты. Мюзикл "Клеопатра последняя царица Египта": вектор развлекательности в современной режиссуре.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2015

    Зарождение и формирование мюзикла; его связь с опереттой, ревю, комической и баладной операми, музыкальной комедией. Значение музыки и хореографии в постановках. Балетмейстер и режиссер-постановщик как участники постановочного процесса в мюзикле.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2013

    Исследование, обобщение истории и эволюции бродвейских театров. Характеристика истоков и этапов развития. Отличительные черты мюзикла, как основного жанра театрального искусства бродвейских театров. Современное состояние и перспективы бродвейского театра.

    реферат , добавлен 17.12.2010

    Фольклорные и литературные формы творчества в городской среде. История возникновения жанра романса, как вида вокальной лирики XIX века, в русской музыкальной культуре. Особенности развития бытового романса и бардовской песни в городской субкультуре.

    реферат , добавлен 07.07.2014

    Московский мюзикл-театр "Монотон": историческая справка. Жанровые особенности музыкального спектакля, его музыкально-шумовое оформление. Состав спектакля "Алые паруса". Театральное оборудование, расчет акустических условий зала мюзикл-театра "Монотон".

    дипломная работа , добавлен 13.06.2012



Похожие статьи
 
Категории