Проект в детском саду по созданию музея. Проект на тему мини-музей в доу

13.02.2019

Вниманию предоставлен проект создания мини - музея со сменными экспозициями в дошкольном образовательном учреждении для обогащения предметно -развивающей среды. В проекте представлена 1 экспозиция "Русский быт" с подборкой загадок и значений представленных предметов экспозиции в помощь для проведения экскурсий для детей и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правила поведения в нашем музее

В нашем музее многие экспонаты разрешено трогать руками!

Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.

Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.

Можно и даже нужно задавать вопросы.

Можно пополнять музей новыми экспонатами

Предварительный просмотр:

Проект по организации

Мини-музея в детском саду со сменными экспозициями.

Руководитель проекта – заместитель заведующей по УВР Савина Е.К.

Целепологание:

Музей – это дитя таланта и профессионализма. Организация музея – это своеобразный спектакль, который требует талантливого режиссера, который сможет охватить своим замыслом все слагаемые музея: суть, предмет, информацию, изображение и т.д.

С введением ФГТ мини-музей в ДОУ будет способствовать полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей.

Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, составляя свои рисунки, рассматривая экспозиции, дети усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром.

Думаем, вы согласитесь с тем, что мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому их и назвали «мини-музеями». Но в создании мини –музея в детском саду есть свои преимущества, дети чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. . В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Поэтому возникла необходимость создания мини – музея и в нашем дошкольном образовательном учреждении.

Цель: обогащение предметно –развивающей среды ДОУ

Задачи:

Расширение кругозора дошкольников

Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности

Формирование активной жизненной позиции и развитие интегративных качеств

4. Активизация работы с родителями

Этапы организации работы

Первый этап, подготовительный - «Планирование мини-музея».

1. Предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия.

2. Интерактивность и полифункциональность музейного пространства, дает возможность использовать музейные экспозиции для организации разнообразной деятельности детей и решения различных воспитательно-образовательных задач (в том числе комплексно).

3. Психологическая комфортность и безопасность деятельности.

4.Определение перспективы создания мини-музея и разработка алгоритма по созданию мини-музея:

1) выбор темы мини-музея,

2) определение места размещения мини-музея,

3) планирование экспозиций,

4) выбор дизайна оформления мини-музея,

5) подбор экспонатов.

Второй этап, практический - «Создание мини-музеев».

1. Выбор темы мини-музея

Название первой экспозиции «Русский быт»

Название второй экспозиции «Космос»

Экспозиции в течение года могут изменяться.

2. Определение места размещения мини-музея

Месторасположение мини-музея определяли с учетом принципов интерактивности и полифункциональности музейного пространства и психологической комфортности и безопасности деятельности.

3. Планирование экспозиций

Мини-музей в ДОУ может располагать постоянными и сменными экспозициями.

4. Выбор дизайна оформления мини-музея.

5. Подбор экспонатов

В процессе работы родители постепенно, становятся активными участниками создания мини-музея.

6. Оформление буклета мини-музея

7. Разработка форм работы с экспозициями мини-музеев

В процессе организации мини –музея предполагаются следующие формы работы с экспозициями мини-музея: занятия-экскурсии, экскурсии для родителей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций.

Третий этап, презентационный - «Представление мини-музея».

На этом этапе проходит презентации мини-музея.

Четвертый этап, деятельностный - «Функционирование мини-музея».

Сначала организовано посещение мини –музея педагогами, затем воспитатели проводят экскурсию родителям, также родителям можно порекомендовать посетить с детьми действующие музеи и выставки, проведение экскурсий и занятий детям.

Предполагаемый результат:

Мы считаем, что создание мини-музея позволит:

Сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей;

Приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, расширит познавательный интерес и эмоциональное восприятие.;

Позволит пополнять мини –музей новыми экспозициями;

Помощь в усвоении детей элементов культуры, расширение словарного запаса путём подбора картотеки к экспозициям загадок, пословиц, поговорок, интересных материалов.

Обогатит предметно –развивающую среду в ДОУ.

Литература

Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович. N 12. – 2007. – С.

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Лукина Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении //Управление ДОУ №1-2004.

Форталева Н.П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края//Управление ДОУ.-2005, №1

2012 г.

Предварительный просмотр:

Дом — стеклянный пузырек,

И живет в нем огонек.

Днем он спит,

А как проснется —

Ярким пламенем зажжется.

(Лампа)

Горит столб,

А дыма нет.

Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда

Мы не уйдем.

(Свеча)

Мы бьем исправно

Каждый час.

А вы, друзья,

Не бейте нас!

(Часы)

В Полотняной стране

По реке Простыне

Плывет пароход

То назад, то вперед.

А за ним такая гладь -

Ни морщинки не видать!

(Утюг)

Музыкант, певец, рассказчик,

А всего - кружок да ящик.

(Патефон)

Мой сердечный друг-приятель

В чайном тресте председатель:

Все семейство вечерком

Угощает он чайком.

Парень дюжий он и крепкий,

Без вреда глотает щепки.

Хоть и ростом не велик,

А пыхтит, как паровик.

(Самовар)

Хвост во дворе, нос в конуре.

Кто хвост повернет, тот и в дом войдет.

(Ключ)

Два коня у меня, два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда,

Словно каменная.

(Коньки)

Плотники без топоров срубили горенку без углов.

(Глиняный горшок)

Был на базаре, очутился на пожаре.

(Горшок в печи)

Сколько не мучь, ни кипяти, а белее не сделаешь.

(Чугун)

Мишка Попов сел на коня, поехал в огонь, ржет и хохочет, выскочить хочет. (Горшок на ухвате)

Чем больше я верчусь

Тем больше становлюсь

(веретено и клубок)

Привяжешь - пойдет, отвяжешь - останется .

(лапоть)

Предварительный просмотр:

ТУЕС .

Этот небольшой сосуд из бересты. Но до сих пор его продолжают изготавливать умельцы русского Севера, Урала и Сибири. Крестьяне хорошо знают, что соль, хранимая в туесе, никогда не волгнет, а соленые грибы и огурцы не только долго хранятся, но и приобретают приятный аромат.Больше всего ценится другое достоинство туеска — вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не стынет. Оттого и был исстари туес частым спутником жнеца, пахаря, охотника, рыбака.

ЧУГУН

Крупный сосуд, горшок из чугуна, позднее также из алюминиевого сплава, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугуна является его форма, повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу.

КРИНКА

Служила хорошим местом для хранения молока. Ввиду того, этот сосуд был выполнен из пористого материала (глины), молоко, как будто бы дышало и поэтому сохранялось лучше. Именно в этой посуде молоко имело возможность топиться, не пригорая в настоящей русской печке. Молоко приобретало бежевый или слегка коричневый оттенок, а сверху темно-коричневая очень вкусная пенка, сдобренная и смягченная нижним слоем сметаны.

При хранении молока сметана отстаивалась в узкой части кринки и, за счет сужения, она становилась более густой, плотной, что позволяло впоследствии с легкостью сделать из нее сливочное масло.

НОСОВАТИК

«носоватик» (крынка с носиком) сбивают масло, орудуя мутовкой и сливая через носик пахту. рукомойники-носоватики - горшки с одним или двумя носиками и ручками, за которые рукомойник подвешивали над ушатом

РУШНИК

— расшитое декоративное полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества восточных славян. Рушник изготовляется из льняного или конопляного полотна Для украшения рушника употребляют вышивку, кружево, бранное ткачество, ленты

ВРУБЕЛЬ

Напоминал фрагмент стиральной доски. Гладили им так: на палку наматывали ткань и катали ее ребристым деревянным врубелем. Но не глаженое льняное полотно, из которого в старину шили одежду, колом стояло, было грубым, как рогожа, поэтому, ничего не попишешь, приходилось катать. Хорошо еще, вещи шили прямые, со съемными рукавами, на пуговицах или шнуровке. Говорят, по тому, как невеста гладила, решали, готова ли она к семейной жизни. Если одной рукой — девушка сильная и станет настоящей хранительницей очага, если двумя — слабенькая, и замуж ей еще рано.

УТЮГ

Настоящий утюг известен уже две с половиной тысячи лет. Изобрели его в Китае, на родине шелка и фарфора. До появления первого утюга белье гладили всем, что попадалось под руку: стеклянными шарами, донышками бутылок, железными кружками, наполненными горячей водой, и инструментами, похожими на большую сковородку. Первое упоминание о русском утюге находим в 1636 году в книге расходов царского двора: «Кузнецу Ивашке Трофимову выдано пять алтын, дабы он заделал утюг железный для царской палаты».

Железные, чугунные и бронзовые утюги пришли в наш быт в эпоху Петра Первого. Их отливали или ковали, по воле мастера придавая им форму льва, кита, корабля, украшая завитушками, но чаще — ничем не украшая. Просуществовал цельнометаллический утюг вплоть до 1967 года вместе со своими недостатками — горячей ручкой и способностью быстро остывать.

УХВАТ

Ухва́т или рога́ч — приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки.

Под каждый размер чугунка был свой ухват.

КОНЁК

Конёк — один из пары коньков для катания по льду

МОТАЛКА

Моталка для перемотки ниток в клубки

ВЕРЕТЕНО

Приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в острие к верхнему концу и утолщённая к нижней трети.

Стан

Обязательная часть костюма славян — женская рубаха. Одним из отличий от мужской рубахи была длина. Женская рубаха зачастую доходила длинною до подола сарафана. Такие рубахи называли "стан".

Сарафан

Народная русская женская одежда. Платье, чаще всего без рукавов. Сарафаны различались по тканям и покрою. Сарафаны носились в центральной и Восточной Европе. Слово сарафан заимствовано из иранских языков.

В России сарафаны носили с XIX века крестьянки из центральных и северных областей и Поволжья.

КУШАК

пояс или опояска, широкая тесма, либо полотнище ткани, иногда с бархатом по концам, для обвязки человека в перехвате, по верхней одеже.

Пря́лка

Предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.

Веретено́

приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в острие к верхнему концу и утолщённая к нижней трети.

Самова́р

устройство для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились другие виды самоваров — керосиновые, электрические и пр. В настоящее время почти повсеместно вытеснены электрическими чайниками и чайниками для плит.

Патефон

Механическое устройство для проигрывания граммофонных Слово «патефон» употребляется для названия портативного граммофона, главным образом в СССР. «Граммофон» — это тоже запатентованное название звуковоспроизводящих аппаратов, выпускаемых определенными фирмами. Так например, в США для обозначения механического проигрывания грампластинок употреблялись такие термины как графофон, фонограф, «Говорящие машины» и т. п., по причине «патентных войн» с Э. Берлинером, изобретателем граммофона. сапфировые иглы, рассчитанные на многократное использование.

Ла́пти

низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые и другие), берёсты или пеньки. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти.


Тема : Мини-музеи в ДОУ.

Актуальность : Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства и многие другие становятся неотъемлемой частью нашей культурной жизни. А что делать,если нет возможности пойти в музей? Именно поэтому ДОУ решило создавать собственные музеи, пусть и маленькие. Важной особенностью мини – музеев в ДОУ является участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Цель проекта:

Формирование познавательной активности детей через организацию мини- музее в ДОУ

Задачи.

1) создать условия для повышения профессионализма педагогов в проектной деятельности по созданию и организации мини-музея;
2)организовать условия для самостоятельной познавательной активности детей в пространстве мини-музея
3)заинтересовать родителей в создании мини-музея в ДОУ
4) обеспечить условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и творческой деятельности

5)сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями,интересными делами, радостью творчества.

Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители воспитанников

Пути и механизмы реализации проекта:

  • Разработка педагогических проектов по созданию и организации мини-музеев;
  • Организация выставок, экскурсий;
  • Взаимодействие детей с предметной средой музея и друг с другом;
  • Совместная познавательно-исследовательской деятельность детей и взрослых;

Ресурсное обеспечение проекта:

1)Научно-методическое:

  • Подбор печатных материалов по музейной педагогике;
  • Методическое сопровождение проектной деятельности;

2)Организационное

  • Организация работы педагогов по реализации этапов проекта;
  • Создание мини-музеев педагогами совместно с детьми и родителями;

3)Информационное:

  • Использование возможностей интернета в поисках необходимой информации;
  • Консультация для педагогов по созданию мини-музеев в ДОУ;

4)Материально-техническое:

  • Оформление мини-музея в ДОУ по результатам реализации проекта;

Предполагаемые результаты реализации проекта:

  • Создание мини –музея в ДОУ. Овладение педагогами практическими навыками в разработке и реализации педагогических проектов по организации мини-музея.
  • Повышение уровня знаний детей о музее, повышение познавательной активности, развитие креативности через создание творческих работ.
  • Активное участие родителей в создании и оформлении мини-музея в группе, в совместной с детьми познавательной деятельности .

Этапы

  • Подготовительный этап

Цель : создание мини-музея и формирование компетентности педагогов по музейной педагогике.

сроки

Сентябрь-октябрь

Анализ ситуации в ДОУ

Изучение литературы по музейной педагогике

Консультация для педагогов по созданию мини-музея в ДОУ

Анализ реализации подготовительного этапа проекта

Организация работы с детьми

Сентябрь-октябрь

Диагностика знаний детей о музее (устный опрос)

Посещение краеведческого музея

Беседы с детьми о музее, его значении, о роли людей в его создании.

Выбор направления по созданию мини-музея в группе совместно с детьми

Участие в создании мини-музея, составление картотеки описания экспонатов

Творческие работы детей(ИЗО, аппликации)

Взаимодействие с родителями

Сентябрь-октябрь

Анкетирование родителей с целью выявления ориентации по музейной педагогике

Групповое родительское собрание «Роль музея в развитии познавательной активности детей»

Организация совместной деятельности с детьми по изготовлению творческих работ.

  • Основной этап

Цель : разработка методических материалов

Сроки

Организация работы с педагогами

Ноябрь-декабрь

Планирование познавательно-исследовательской деятельности детей в рамках мини-музея

Разработка занятий по познавательному развитию, исследовательской деятельности. экскурсий по мини-музею

Просмотр мероприятий по организации работы в мини-музее

Анкетирование педагогов для определения уровня повышения компетентности

Анализ реализации проекта в целом

Организация работы с детьми

Ноябрь-декабрь

Совместная исследовательская и творческая деятельность

Экскурсии для детей из младшей группы, для родителей

Театрализация и игры

Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей в пространстве мини-музея. Анализ

Взаимодействие с родителями

Ноябрь-декабрь

Изготовление с детьми творческих работ

Посещение мини-музея в ДОУ

Участие в создании мини-музея, подбор экспонатов

  • Заключительный этап

Цель: оценка и представление результатов проекта

январь

Диагностика знаний детей о музее

Выявление уровня познавательной активности, умений и навыков исследовательской деятельности

Анализ полученных результатов, выявление проблем и путей их решения

Взаимодействие с родителями

январь

Анкетирование родителей по результатам создания мини-музея, его роли в развитии детей.

Заключение:

Создание мини-музея в ДОУ позволило сделать слово « музей» привычным и привлекательным для детей. Мини-музей стал местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов,детей и родителей. Особенность мини-музея в том, что образование детей в рамках музея доступно, вариативно, деятельность с экспонатом является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно. Основой организации работы в мини-музее является познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского экспериментирования с предметами и виде вербального исследования, вопросов, задаваемых взрослому. Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего ДОУ и показал свою значимость в воспитании и развитии детей.


Мини-музей времени как одна из форм развития познавательной активности дошкольников

Музейная педагогика в детском саду является одним из компонентов подготовки ребенка к дальнейшему обучению в школе.
Так с какого же возраста начинать приобщение ребенка к музею? На этот вопрос можно ответить по-разному. Дошкольную ступень образования можно рассматривать как подготовительный этап для музейной педагогики. В процессе познавательной и игровой деятельности в детском саду ребенок знакомится с таким важным явлением культурной жизни общества, как музей.
Ведущим методом в работе с детьми дошкольного возраста является игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом того или иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности.
Формами музейной педагогики является картинная галерея, экспозиции фотографий, репродукции картин и детские творческие работы, создание коллекций. Музейная педагогика предполагает наличие исследовательской и проектной деятельности с детьми. Метод проектов в ДОУ целесообразно рассматривать как один из эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста.
Одной из интересных и эффективных форм работы с детьми является создание мини-музея. Мини-музей позволяет сделать слово «музей» привычным и привлекательным для воспитанников. Экспонаты мини-музея могут использоваться для проведения образовательной деятельности, развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
Задачами мини-музея являются обогащение предметно-развивающей среды детского сада, формирование у дошкольников представлений о музее, расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных способностей и формирование проектно- исследовательских умений и навыков, формирование активной жизненной позиции.
Создание мини-музеев происходит при тесном взаимодействии с семьями воспитанников.
Работа в музее строится по общепринятым принципам:
1. Наглядность. При подборе коллекции учитывается прежде всего образовательная функция. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал.
2. Учет возрастных особенностей. Значительное внимание при организации среды уделяется доступности подобранного материала и учету возрастных особенностей дошкольников.
3. Активность детей в усвоении музейного наследия.

Тематика мини-музеев может быть разнообразна: «Русская изба», «Что прячется в старинном сундуке», «Моя любимая игрушка», «Музей книги», «Народные промыслы», «Государственная символика».
Я бы хотела познакомить с мини-музеем, который мы создали для развития познавательной активности воспитанников. Это мини-музей Времени. Его цель: формирование временных представлений у дошкольников посредством построения диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в познавательно-исследовательской деятельности в мини-музее времени
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок. Детям уже в дошкольном возрасте необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать свою деятельность), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Задачи мини-музея времени:
1.ознакомление с временными представлениями
2.формирование проектно-исследовательских умений и навыков
3.включение родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по данной теме.
4.формирование у детей представлений о времени и способами его измерения, существовавшими в истории
5.ознакомление с различными видами часов и календарей
6.дать представление о единицах измерения времени
7.формирование привычки рационального использования времени
Экспонатами в нашем мини-музее являются календари (отрывные, перекидные, настольные, карманные, настенные), плакаты – времена года, месяцы, недели, части суток. Есть экспонаты, изготовленные детьми и родителями. Большой интерес у детей песочные и солнечные часы. В нашем музее большое количество современных часов. Среди них настенные, настольные, наручные часы, будильники, развивающие часы для детей, часы-книги. Деятельность мини-музея времени делает формирование представлений о времени предметом специального внимания детей, создает наиболее благоприятные условия для усвоения детьми представления о времени, развивает интерес к понятию "время" через отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени, знакомит детей с историей возникновения часов, разными видами часов, с историей возникновения календаря, разными видами календарей.
Формы работы с экспозициями мини-музея:
- экскурсии
- образовательная деятельность с элементами игры
- творческие задания
- исследовательская деятельность
- игры-развлечения
- игры путешествия
- интеллектуально-творческие игры
Создание мини-музеев дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире, разнообразить развивающую предметно-пространственную среду новыми формами работы с детьми и их родителями.
И наконец, создание мини-музея имеет не только познавательную ценность, но и эмоциональную окраску ведь в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Приложение

ОПЫТ РАБОТЫ «Организация работы по созданию мини-музея в ДОУ»

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой.
Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках.
Литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний»
(Д.С.Лихачев)

1. Основные характеристики опыта

1.1. Краткая аннотация
Сущность опыта состоит в реализация направления «Музейная педагогика» в детском саду, обогащении предметно-развивающей среды ДОУ, обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
Практическая значимость опыта заключается в возможности применения его в повседневной практике любого образовательного учреждения.
Работа в музее очень увлекает детей, она естественно стимулирует их творческую мысль, укрепляет и развивает познавательные интересы детей.
1.2 Актуальность опыта.
Сейчас в стране не только экономический кризис, но и кризис воспитания подрастающего поколения. Малыши в нашей повседневной жизни окружены в основном современными ритмами, сильно искаженной иностранными словами речью, комиксами. Нарушились традиции, существовавшие на Руси веками, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые сохранились в народном творчестве. В воспитательном процессе безжалостное обрубание своих корней от народности ведёт к бездуховности.
В нашем городе есть много музеев. Мы провели анкетирование и выяснили, что основная часть воспитанников детского сада ни разу не ходили в музей с родителями, причем по разным причинам. Многие считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения. Некоторые мамам и папам не приходит в голову идея такой экскурсии. Хорошим решением этой проблемы стала такая форма работы как заключение договора между ДОУ и музеем «Тульские древности», куда мы в течении многих лет организованно приводили своих воспитанников.
Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому мы решили создать собственный «Мини-музей». При выборе профиля мини-музея определилось направление - ознакомление с народными промыслами. Это обусловилось социально-педагогическими потребностями современного общества и состоянием проблемы народной педагогики. Условиями возрождения и дальнейшего развития традиций народной педагогики является осмысление значимости русской народной игрушки в системе дошкольного образования. Народные игрушки чрезвычайно быстро исчезают из детства, предпочтение отдаётся иностранным игрушкам (куклам Барби, роботам и др.).
Наше желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа
1.3 Условия становления опыта
Опыт работы над темой «Мини-музей в детском саду» складывался постепенно. Создавать наш музей мы начали в 2012 году. В течение года была создана творческая группа, определено направление, выбрано место расположения, название мини-музея. Вместе с оформлением документации по крупицам собирались экспонаты для экспозиции. С 2012 года весь педагогический коллектив нашего учреждения принимает участие в работе музея, в пополнении эскпозиции.
1.4 Новизна опыта
Новизна опыта заключается в реализации, поиске и разработке инновационных подходов к решению задач по формированию у детей представлений о музее, развитие творческого и логического мышления, воображения, формирование активной жизненной позиции детей, расширение кругозора дошкольников. Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов. Накопленный опыт работы по музейной педагогике показывает, что создание музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.
Современные программы дошкольного образования ориентированы, как правило, на приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей: формирование отношения к рукотворному миру, к людям, к Отечеству, к труду, к искусству, культуре. Содержание современных федеральных программ в разной степени проявления ориентировано на эти ценности, однако особое значение в их определении имеет региональный компонент
1.4 Трудоёмкость опыта
Методический процесс организации мини-музея в детском саду -процесс длительный, но увлекательный. Он включал следующее:
- организацию предметно-пространственной среды (мини-музей), уголков родного края в группах;
- подбор художественно-дидактических пособий, материалов, составление библиографии по разработанным темам;
-использование технических средств обучения (ТСО): аудио, видео - техника;
- повышение квалификации педагогов путем проведения консультаций.
Всю работу по созданию мини-музеев можно разделить на три этапа.
Первый этап, подготовительный - «Планирование мини-музея».
На этом этапе мы создали творческую группу педагогов, которые организуют работу по созданию мини-музеев. Разработали тематическое планирование мини-музеев и музейных экспозиций. Определили перспективы создания мини-музеев и разработали алгоритм по созданию мини-музеев:
Выбор темы мини-музея, определение места размещения мини-музея, планирование экспозиций, выбор дизайна оформления мини-музея, подбор экспонатов, оформление визитной карточки и паспорта мини-музея, разработка форм работы с экспозициями мини-музеев, разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей, разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея.
Второй этап, практический - «Создание мини-музея».
Приступая к работе, мы понимали, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива.
Выбор темы мини-музея происходит исходя из интересов детей, инициативы педагога, умеющего увлечь и заинтересовать своих воспитанников, часто музей появляется в группе как результат реализации одноименного проекта, как получилось в нашем случае.
Месторасположение мини-музеев определяли с учётом интерактивности и полифункциональности музейного пространства, психологической комфортности и безопасности деятельности. Народная мудрость гласит: «Кто хочет-ищет возможности, кто не хочет- ищет причины». Даже в самых стесненных условиях при желании можно найти уголок для небольшой экспозиции. Даже картонная ширма –раскладушка, расположенная в раздевалке поможет выделить место для маленького передвижного музея.
Размещение музея в групповом помещении позволяет выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель имеет возможность обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком.
Если позволяет площадь раздевалки, то музей можно разместить и там. Это дает возможность более тесного общения с родителями. Залы и студии дополнительного образования также идеально подходят для мини-музеев. Но чтобы привлечь внимание детей и не сливался с общим фоном, необходимо педагогу проявить искусство дизайнера.
Внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
Расположение всех экспонатов только в одной горизонтальной плоскости, например на детском столике, нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции, то есть предметы одного наименования. Например, размещенная таким образом коллекция часов даст представление об их разнообразии. В мини – музее может быть представлена какая- нибудь коллекция, но все же его основная задача - показать объект с разных сторон отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во-вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:
-размещение материала на настенных полочках;
-использование ширм.
-использование стендов;
-использование мобиле;
Привлечение родителей
Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов мини-музеев, мы опирались на следующие принципы:
-партнерство родителей и педагогов;
-единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;
-помощь, уважение и доверие со стороны родителей.
В процессе работы родители постепенно, становились активными участниками создания мини-музеев в группах. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками (поделки из брошенных вещей), оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.
Третий этап, деятельностный - «Функционирование мини-музеев».
В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Мы придаем особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно - демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Залог хорошего мини-музея в детском саду - его интерактивность. Если детям разрешают потрогать, понюхать, поиграть, рассмотреть вблизи настоящую медаль - они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал. Мини-музеи стали неотъемлемой частью воспитания творческой личности и мы уверены, что ребенок покидает музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку»
2 . Теоретическая база опыта.
Музейная педагогика
Понятие "музейная педагогика", появившееся в начале 1980-х гг., заимствовано из немецкой терминологии. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на решение задач нравственно-патриотического воспитания и активизации творческих способностей личности.
Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир. Музейная педагогика в детском саду является одним из компонентов подготовки ребенка к дальнейшему обучению в школе.
Так с какого же возраста начинать приобщение ребенка к музею? На этот вопрос можно ответить по-разному. Дошкольную ступень образования можно рассматривать как подготовительный этап для музейной педагогики. В процессе познавательной и игровой деятельности в детском саду ребенок знакомится с таким важным явлением культурной жизни общества, как музей.
Ведущим методом в работе с детьми дошкольного возраста является игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом того или иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности.
Формами музейной педагогики является картинная галерея, экспозиции фотографий, репродукции картин и детские творческие работы, создание коллекций.
Музей–место, где хранятся и экспонируются предметы культуры, быта, истории, искусств. Это место, куда приходят люди, чтобы увидеть, узнать что-то редкое, то, чего не увидишь каждый. Это хранилище человеческой памяти. В музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему-то святому, чему-то дорогому, к тому, что хочется запомнить. В музее всё особенное: и экспонаты, и обстановка. И вести себя нужно не так, как можно вести себя на улице или дома. К сожалению, дошкольник, не часто ходит в музеи. И тем самым лишается возможности приобщаться к этой стороне культуры народа. А что если музей «принести» ребёнку, поместить его в стенах дошкольного учреждения? Но такой музей должен обязательно обладать целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным для него.
В музее, прежде всего, следует собрать экспонаты, которые позволят ребёнку больше узнать о своём и других народах, их быте, искусстве, народном творчестве, костюмах, игрушках, орудиях труда, о природе и достопримечательностях. Предлагая ребёнку такие экспонаты, мы стремимся развивать в нём познавательные интересы, социальные чувства и на их основе закладывать основы патриотизма и толерантного отношения к людям других национальностей.
Второй особенностью музеев в дошкольном учреждении является то, что каждый экспонат музея доступен ребёнку. Он может его не только рассматривать, но и трогать. Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств. Ему недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт её в руки, может быть, подвигается с нею. Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. Поэтому, приходя в музей, дети, конечно, с помощью воспитателя имеют возможность взять с полки заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть.
Все названные особенности делают музей своим для ребёнка. Музейная педагогика предполагает наличие исследовательской и проектной деятельности с детьми. В музейной педагогике важно дать детям представление о том, что процесс становления и развития окружающего мира сложен и длителен, но не менее сложен и интересен путь его познания Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, - по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка.
Работа в музее строится по общепринятым принципам:
1. Наглядности. При подборе коллекции учитывается прежде всего образовательная функция. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал.
2. Природосообразности - мини-музей должен учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
3. Интеграции - мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности
4. Научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;.
5. Интерактивности, позволяющий детям на основе чувственных восприятий обогащать личный опыт.
6. Мобильности. Композиции музея составлены таким образом, чтобы при необходимости они могли использоваться мобильно (например, выносится в отдельные группы в «музейном сундучке»)
7. Доступности. Все экспонаты должны быть доступными для посетителей.
8. Гуманизма (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
9. Регионального компонента - мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению с культурным наследием их региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
3. Технология опыта
Цель создания мини-музея - совершенствование гражданско-патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с русским самобытным искусством – народными промыслами
Задачи мини-музея
знакомство дошкольников с музеем и его значением, с самыми основными музееведческими терминами;
развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
формирование чувства истории, чувства времени, ощущение неразрывной связи прошлого с настоящим и будущим;
формирование нравственных ориентиров у воспитанников, чувства гордости за Тульский край;
повышение роли музеев в образовании и воспитании подрастающего поколения;
ознакомление с русскими народными промыслами, историей их возникновения,
воспитание уважения к людям труда, восхищения их творчеством;
воспитание патриотических чувств, любви к родному краю и желания познавать культуру Тульского края (через народные промыслы);
развитие творческого мышления, воображения, фантазии;
повышение профессионального уровня педагогов через обучающие семинары, взаимопосещения, обмен опытом, индивидуальное консультирование.
4. Реализация опыта
Обязательные условия для создания мини-музея:
- музейный актив из числа педагогов, родителей, воспитанников;
- собранные и зарегистрированные в книге поступлений музейные предметы, помещения и оборудование для хранения музейных предметов;
- музейная экспозиция;
- положение о мини – музее, утвержденное руководителем образовательного учреждения.
Обязательными документами при открытии мини-музея являются: паспорт, инвентарная книга основного фонда, инвентарная книга других фондов (научно-вспомогательного, обменного, временного хранения, интерактивного), журнал учета работы (статистика по мероприятиям, проводимым на базе мини-музея, количественные характеристики участников, наименование, виды, формы мероприятий и прочие); план работы.
Решение об открытии мини-музея утверждается приказом заведующего ДОУ. Назначается руководитель мини-музея, утверждается график работы и Совет мини-музея.
Обязанности руководителя мини-музея
Руководство работой музея осуществляется воспитателем-
ответственным организатором,
Руководитель мини-музея обязан:
- Принимать экспонаты, обеспечивать их сохранность, учитывать в каталоге
- Изучать педагогическую, краеведческую, художественно-историческую
литературу
- Планировать мероприятия (экскурсии, занятия, беседы, досуги,
развлечения и др.) с детьми, педагогами и родителями воспитанников
- Проводить методическую и просветительскую работу с педагогами и
родителями
- Оказывать содействие педагогам в использовании экспонатов мини-музея
в образовательном процессе
-Вести учёт и обеспечивать сохранность экспонатов.
Все экспонаты учитываются в инвентарных книгах основного и временного фонда.
Тематическая экспозиция мини-музея « Народные промыслы» состоит из 7 разделов -
1.Филимоновская игрушка
2.Дымковская игрушка
3. Русская матрешка
4. Золотая Хохлома
5.Гжельская керамика
6.Городецкие узоры
7.Секреты тульских мастеров
Формы работы в мини-музее «Народные промыслы»
Занятия, проводимые в мини-музее, закладывают основы гуманизма, предоставляют дошкольникам возможность прикоснуться к истории народных промыслов, родного города, края, оказывают помощь в процессе формирования уважительного отношения между родителями и детьми, способствуют сближению детского сада и семьи.
Необходимо помнить, что мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога.
Иногда целесообразно разбить всю информацию на несколько подтем и проводить беседы- пятиминутки. Но если педагог удерживает внимание детей в достаточной мере, то за один подход можно рассмотреть сразу несколько тем.
В мини – музее в уголке самостоятельной деятельности детям предоставляется возможность самостоятельной деятельности. Желательно подобрать такие упражнения, чтобы дети сами могли догадаться, какое именно задание нужно выполнить.
Важная особенность мини-музеев в ДОУ - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Важное место в работе мини-музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Такая работа помогает решить следующие задачи:
выявление творческих способностей детей;
расширение представлений о содержании музейной культуры;
развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Родители и дошкольники пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов. Но прежде чем "погружать" детей в мир культуры и искусства, педагоги знакомят их с профессиями музейных работников, назначением экскурсий. Дети смогли усвоить правила поведения в общественных местах, почувствовать интеллектуальные, эмоциональные и эстетические переживания, подготовиться и морально настроиться на работу по организации своего мини-музея.
В ходе практического этапа реализации проекта педагоги разработали перспективный план работы с детьми и родителями.
При проведении экскурсий мы стараемся строить познавательный процесс
в следующей логической последовательности: «от простого - к сложному
и неизведанному».
«Простое» – информативная часть, которая преподносится, в готовом виде экскурсоводом или додумывается детьми на основе ранее полученных знаний;
«Сложное» – предполагает участие детей в проблемно- поисковой деятельности;
«Неизведанное» – в эту часть включается материал, который основывается на гипотезах, легендах, и требует дальнейшего осмысления и изучения.
Нам представляется, что именно включение этой части, заставляет детей воспринимать тему, как нечто личное, затрагивает естественное желание каждого ребёнка к разгадыванию загадок, их тягу к необычному и интерес к необъяснимому.
Для детей младшего дошкольного возраста целесообразно постепенное введение в мир музея. Мы считаем, что первую экскурсию в музей, непосредственное знакомство с понятием «Музей», с правилами поведения в музее лучше проводить в средней группе. До этого необходимо так построить работу в «предмузейном периоде» с детьми младших и средних групп, чтобы часть экспонатов стала им хорошо знакома. Тогда первое посещение музея для них и станет во многом «встречей со старыми знакомыми».
Первые знакомства с предметами обихода русских людей, изделиями народно-прикладного творчества, разумнее всего проводить в форме комплексных занятий, расширяя и обобщая познания детей и в различных видах деятельности: ознакомление с окружающим миром, музыкальное развитие, детская художественная литература, развитие речи, математика.
Ещё один наиболее эффективный подход в «предмузейном» периоде - это «истории с продолжением», когда после полученной информации, дети включаются в продуктивную деятельность. Например, после знакомства с глиняной игрушкой дошкольники сами «превращаются» в настоящих русских умельцев и изготавливают игрушки из глины.
Содержание экскурсий для старших дошкольников претерпевает изменения: усложняются задачи, формы и методы. Информационная часть (преподносимая экскурсоводом) становится значительно короче и состоит только из фактов абсолютно новых для детей. Основанная часть экскурсии строится на диалогическом взаимодействии взрослых и детей.
Дети постоянно включаются в работу: анализируют, экспериментируют, высказывают гипотезы. В конце экскурсий юные посетители всегда имеют возможность индивидуально рассмотреть те экспонаты, которые вызвали их особый интерес, задать вопросы взрослым.
Дети старшего дошкольного возраста уже готовы к знакомству с миром музея.
Задача воспитателя, не только познакомить детей с правилами поведения в музее, но и учить их «общаться» с музейными экспонатами, внимательно слушать рассказ экскурсовода, задавать вопросы, обращать внимание на мельчайшие детали, уметь выделять главное, анализировать и сравнивать. А также бережно относится к музейным экспонатам, видеть их уникальность и красоту, уважительно относится к историческому и культурному наследию страны.
На данном этапе необходимо подчеркнуть для детей разницу между музеями в ДОУ и «взрослыми» музеями, куда они в ближайшее время отправятся с родителями. Если в детском саду посетители могут взять в руки отдельные экспонаты, рассмотреть их, исследовать, то в музеях города это чаще всего сделать невозможно.
Большое значение имеет активное включение детей в формулировании основных правил для посетителей музея в детском саду. Только при условии личной заинтересованности каждого ребёнка эти правила будут естественно принятыми,а не навязанными.
Правила поведения в музее
1. Не перебивать экскурсовода и задавать свои вопросы только по окончанию экскурсии.
2. Можно брать в руки отдельные предметы с разрешения экскурсовода.
3.Стараться рассмотреть даже мелкие детали.
4.Запомнить как можно больше интересного, чтобы потом рассказать об увиденном своим родным и друзьям, нарисовать интересные рисунки.
Возможно в стихах:
Мы пришли в музей и вот
Встретил нас ЭКСКУРСОВОД.
Он здесь – главный - помни это
и прислушайся к совету:
Экскурсовода не перебивай,
От своей группы не отставай.
Вопросы задавай не сразу,
а дождись конца рассказа.
Не все экспонаты трогай руками,
а смотри на некоторые глазами.
Постарайся по больше узнать,
чтоб другим про музей рассказать.
Рекомендации по организации мини-музея в ДОУ
Организация размещения музея
1.Если вы вынуждены ограничиваться небольшим помещением для создания музея, то:
- стройте работу с детьми по подгруппам – не более 10 человек, чтобы экспонаты были доступны для обзора каждого посетителя.
- тщательно продумайте мини – зоны, которые соответствуют содержанию музея и формату имеющейся площади;
- заранее планируйте порядок сменяемости экспонатов музея и варианты их хранения вне музея (в так называемых «запасниках»)
2. Не перегружайте помещение музея витринами и стендами, оставьте место для музейного экспериментирования и организации тематических выставок для интерактивной работы с детьми.
3. Заранее продумайте освещение музея. Лучше всего дополнительно использовать элементы подсветки выставочных шкафов.
4. Не перегружайте помещение музея цветовыми оттенками. Пусть всё внимание будет обращено на экспозицию, а цвет стен и пола целесообразно выдержать в лаконичной гамме. На окна лучше всего подойдут жалюзи – они не отягощают пространства.
Продумывая содержание:
1. Заранее подбирайте разнообразные музейные экспонаты и их количество. Например: для проведения выездной экспозиции «музейного сундучка» может понадобиться несколько предметов одного назначения. В этом случае они не все выставляются витринах, а приобретаются впрок и до времени хранятся в «запасниках».
2. Определяя тематику экспозиций, придерживайтесь правила «постепенной смены»: что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно.
3. Если вы на начальном этапе и не имеете разнообразие материала – ни в коем случае не выставляйте его весь. Главная задача музея в дошкольном учреждении постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не допускать скучного однообразия.
4. Обязательно выстройте перспективу работы музея. Не гонитесь за активным обновлением материалов. Отдельные темы и экспонаты будут присутствовать в вашем музее с определённой цикличностью. Это связано с особенностями воспитательного процесса ДОУ: знакомство с отдельными темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением в зависимости от возраста.
Мини-музеи стали неотъемлемой частью воспитания творческой личности и мы уверены, что ребенок покидает музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку»
СПИСОК литературы по созданию музеев в детском саду
1. Пантелеева Л.В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000г.
2. «Музейная педагогика», под редакцией А.Н.Морозовой,О.В.Мельниковой, Творческий центр, Москва, 2008г.
3.О.Л.Князева, М.Д. Маханева, «Приобщение детей к истокам русской
народной культуры», Санкт – Петербург, Изд. «Детство – Пресс», 2008г.
4. Н.А.Рыжова Л.В., Логинова, А.И. Данюкова «Мини-музей в детском саду», Москва, «Линнка-Пресс», 2008 г.

Организация: МБОУ «Путинская СОШ» структурное подразделение ДС

Населенный пункт: Пермский край, с. Путино

Федеральный государственный образовательный стандарт нас нацеливает на реализацию принципов дошкольного образования: «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; сотрудничество Организации с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности». Также Стандарт предъявляет требования к развивающей предметно-пространственной среде: «среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых…», обеспечивать «учет национально-культурных и климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность» . Придерживаясь требований Стандарта, я хочу представить вашему вниманию педагогический проект «Мини-музей в детском саду».

Этот проект реализуется в рамках Программы Развития МБДОУ «Путинский детский сад» «Формирование ценностной направленности личности в условиях сотрудничества детского сада и семьи» (2016-2018гг.). Одной из целевых установок Программы является «совершенствовать систему по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Способствовать расширению и углублению знаний дошкольников о малой родине и Отечестве. Формировать эмоционально положительное и толерантное отношение к изучению традиций русского народа. Развивать умение отражать традиции в разных видах детского художественного творчества, через фольклор и музейную педагогику» .

Цель проекта:создание условий нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики, решалась через задачи:

  • Создать мини-музеи в каждой возрастной группе, пополнить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ.
  • Взаимодействовать с родителями в создании мини-музея в группах.
  • Совершенствовать уровень профессионального мастерства педагогов по теме проекта.
  • Формировать у дошкольников представление о музее, воспитывать любовь к родному краю и людям, заботящимся о его процветании.
  • Вовлечь детей в деятельность и общение при организации и функционирования мини-музея.

Познакомив воспитателей с проектом, мы определились с темами мини-музеев:

1 младшая группа - «Игрушки-забавы»,

2 младшая группа – «Декоративные росписи»,

средняя группа музей «Матрешка»,

старшая группа – «Военной славы»,

подготовительная группа «Наше село»,

разновозрастная группа – «Куклы наших бабушек» (Приложение).

  • мини-музеев мы взяли, учитывая возраст детей и комплексно - тематическое планирование. В течение учебного года проводилась творческая работа по созданию мини-музеев в группах. Я провела для воспитателей ряд бесед-консультаций: «Организация мини-музея в детском саду», «Особенности месторасположения и оформление мини-музея», «Планирование работы мини-музея» и др. Родители также были информированы о создании мини-музеев в группах: на родительских собраниях, вывешивалась наглядная информация на стендах, информация на сайте ДОУ и в группе в контакте детского сада. Весь учебный год воспитатели совместно с детьми и родителями подбирали предметы для своих музеев. Педагоги составляли каталоги, разрабатывали конспекты экскурсий, дидактические игры, выбрали место расположения мини-музея. И вот состоялось открытие мини-музеев всех групп, дети ходили друг к другу на экскурсии. Первыми экскурсоводами стали сами воспитатели (в дальнейшем мы планируем в старших группах привлекать детей для проведения экскурсии). Вначале педагоги рассказывали о своем музее, показывали разные предметы, уточняли историю их появления, затем детям предлагалось потрогать, поближе рассмотреть и, конечно, поиграть.

Нужно отметить, что все воспитатели отнеслись ответственно к созданию мини-музеев, проявили свое творчество и выдумку.

В дальнейшем мы планируем продолжить работу по музейной педагогике, организуя 3Д музей в детском саду – создание медиаресурсов по познавательному развитию детей (виртуальные экскурсии, интерактивные плакаты).

Создание 3Д музея в детском саду содействует воспитанию патриотических чувств, социо­культурного развития детей и родителей.

В заключение хочу привести слова Ольги Юрьевны Васильевой, министра образования и науки Российской Федерации: «Патриотизм должен быть в каждом человеке настолько же естественным, как дышать, ходить. Без уважения к дому, посёлку, городу, стране, в которой ты живёшь, вряд ли у нас что-нибудь путное получится»

Список литературы:

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  3. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Путинский детский сад», 2015г.
  4. Программа Развития МБДОУ «Путинский детский сад» «Формирование ценностной направленности личности в условиях сотрудничества детского сада и семьи»
  5. Аверьянова О.В. Музейная педагогика в дошкольном образовании: история и современность // Воспитатель ДОУ.- 2015 № 3. – с.102-110.
  6. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
  7. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
  8. Свешникова Е.А. Музей в детском саду: организация и планирование работы // Детский сад от А до Я. – 2007 № 6. – с.72-80.


Похожие статьи
 
Категории