Роль декоративно прикладного искусства в формировании ребенка. Декоративно-прикладное искусство: виды, образы, развитие

05.04.2019

Сегодня современная ситуация в России характеризуется девальвацией духовных ценностей среди молодежи, снижением воспитательного воздействия историко-культурных ценностей, искусства и образования как важнейших факторов формирования гражданственности и патриотизма молодого поколения.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим определяется ключевая роль патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

Основная цель патриотического воспитания - создание условий для высокой социальной активности, духовности, гражданской ответственности. Становление молодёжи, обладающей, способной проявить свои позитивные ценности и качества в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его устойчивого развития.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • привить уважения к национальным традициям и обычаям, наследию и культуре России;
  • изучать Конституцию Российской Федерации, создающей условия для достойного развития личности;
  • воспитать уважения к вооруженным силам России;
  • формировать у школьников морально-психологическую и физическую готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины.
  • привить молодежи чувства гордости и глубокого уважения к символам России (Герба, Флага, Гимна) и другой символики;
  • формировать толерантность и развитие дружеских отношений между народами;
  • развивать уважительного отношения к природе, формировать стойкую потребности в защите окружающей природной среды.

Таким образом, принципами патриотического воспитания являются:

  • принцип системного и организованного подхода, который предполагает постоянную, целенаправленную, скоординированную работу всех государственных и об-щественных структур по патриотическому воспитанию молодёжи в России;
  • принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учётом возрастной, социальной и других групп населения;
  • принцип универсальности, основанный на использовании социально-ценного опыта прошлых поколений и гордости за своих предков, национальных традициях в быту и внутри- семейных отношениях;
  • принцип учёта региональных условий, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, улице, коллективу и т.п.

Основными группами, выступающими объектами патриотического воспитания являются:

1. Семья, как основная социальная ячейка общества, в которой закладывается фундамент нравственного, духовного, культурного, физического и другого развития личности. В семье происходит формирование жизненных ориентиров и ценностей, отношения к себе, к другим людям и к Отечеству. Следовательно, прежде всего родители должны быть образованными в области культуры и традиций страны, владеть знаниями по истории родного края. Работе с родителями в Центре творчества «Радуга» уделяется особое внимание. Проведение совместных с детьми и родителями различных мероприятий, тематических походов и прогулок позволяет с раннего возраста прививать детям любовь и уважение к истории страны и края.

2. Патриотическое воспитание в условиях дополнительного образования детей. В Центре творчества «Радуга» патриотическое воспитание является одним из направлений духовно-нравственного формирования гражданских качеств личности.

Патриотическое воспитание осуществляется как в процессе обучения в рамках образовательной программы каждого творческого коллектива, так и через систему мероприятий: конкурсов, поисковой и проектной деятельности и др. Так, образовательная программа «Исток» - История, Традиции, Обычаи, Культура - призвана содействовать развитию творческих способностей обучающихся, стимулировать их познавательную активность, формировать стремление к самосовершенствованию, тем самым воспитывать нравственную и духовную личность на основе ознакомления с историей страны, обычаями и культурой народов Северокавказского региона.

3. Молодые граждане (волонтёры), детские и молодёжные общественные организации, объединения. Общественные объединения, организации, движения, инициативы - это особый институт социального воспитания. Любое общественное формирование представляет собой микромодель общества, поскольку обладает всеми его элементами (сводом нормативных правил или законов, атрибутами, органами самоуправления, элементами самоорганизации).

В Центре открыто новое объединение «Школа лидера».

Патриотическое воспитание в общественных формированиях может реа-лизовываться как через содержание программ их деятельности, так и организа-цию самого образа жизни. Через приобщение к ценностям общественного объединения непроизвольно формируется ценностное отношение к гра-жданским и государственным ценностям, воспитывается бережное и уважи-тельное отношение к своей Родине.

Члены общественных объединений овладевают элементами демократиче-ской, политической, правовой, национальной культуры, осваивают социальные роли.

В Центре творчества «Радуга» работает детское объединение «Пионерия новой России» - Лермонтовская городская пионерская организация, основная цель которой - создание условий для социального становления и самореализации ребёнка. Девиз ЛГПО «За Родину, Добро, Честь и Справедливость». Организация насчитывает более 250 пионеров из всех школ города. Основные направления работы: учебная, поисковая, тимуровская, трудовая.

Создан орган ученического самоуправления «Совета умелых», цель, которого заключается в обеспечении управления детским коллективом Центра творчества педагогами и обучающимися на основе их взаимодоверия и требовательности, уважения и ответственности, творческого сотрудничества.

Сегодня молодежные организации Центра творчества «Радуга», одни из главных инициаторов многих мероприятий, проводимых не только в Центре, но и в городе Лермонтове: «Парад песни и строя пионерских отрядов», «Вахта памяти» у мемориала «Огонь вечной славы», «Живой коридор» - для поздравления ветеранов ВОВ, акции «Хрустальное сердце», «Ветеран живёт рядом», «Моё поколение за мир на Кавказе», «Мы против курения», акция «Чистый город» и многие другие.

4. Творческая, педагогическая интеллигенция и представители средств массовой информации (СМИ). Взаимодействие со средствами массовой информации способствует росту социальной активности подрастающего поколения, мотивации их к участию в делах города. Благодаря СМИ в городе сформировалась система информирования горожан о проблемах в детской и молодёжной среде. Актуальным стало создание групп в социальных сетях, позволяющих молодежи быть всегда в курсе последних событий, рассказывать сверстникам о своей деятельности и принимать участие в обсуждении любых вопросов.

5. Представители традиционных для России религиозных конфессий как носители духовно-нравственных идеалов и традиций российского народа.

Будучи включёнными в систему патриотического воспитания, перечисленные социальные группы, в тоже время могут выступать и как субъекты патриотического воспитания.

Регулярно в Центре творчества «Радуга» проходят профилактические мероприятия по созданию благоприятных условий в подростковой и молодежной среде для воспитания здорового общества, в котором нет места наркомании, алкоголизму и другим пагубным привычкам.

Молодёжь обсуждает важные вопросы, касающиеся экстремизма, правил дорожного движения, внимание уделяется профилактике здорового образа жизни. Ребята открыто обсуждают вред наркотических веществ, вызывающих зависимость и оказывающих пагубное влияние на здоровье подростка и намечают новые мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни. Большую популярность среди молодежи приобрели экскурсии по краю, организованные совместно с Русским географическим обществом.

В августе 2014 года лидеры наших молодежных организаций приняли участие в работе Школы актива Лидеров ученического самоуправления и общественных объединений края, проходившего на базе многофункционального центра «Машук» в Пятигорске. Они успешно проявляют себя и обретают новый опыт. Ежегодно победители городского конкурса «Лидер» принимают участие в краевом конкурсе "Лидер". Здесь наши ребята доказывают всем, что именно они достойны нести почетное звание - ЛИДЕР!

В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников социального воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Таким образом, патриотическое воспитание обучающихся - это процесс целенаправленного, систематического и организованного педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, в целом на личность молодого человека с целью развития у него разносторонней эмоционально-чувственной сферы, социально-нравственных, эстетических, общественно-культурных ценностей.

На современном этапе патриотическое воспитание подрастающих поколений должно рассматриваться как составная часть, как одно из полноправных направлений в школьном воспитательном процессе.

За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В молодежной среде очень часто проявляются негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие молодые люди оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

В настоящее время в большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. «Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными: христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям» .

Многие ученые отмечают, что кризис происходит в душах людей. Система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новые – пока не выработаны. В свою очередь, распространяется система ложных ценностей «массовой» культуры и субкультур (готы, панки, эмо, скинхеды и др.): потребительство, развлечения, культ силы, агрессия, вандализм, свобода без ответственности, упрощенчество .

Отсюда одним из острых вопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодежи. Быть патриотом – естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире.

Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к Отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Н. Макиавелли, Ю. Крижанич, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Фихте.

Идея патриотизма как основа объединения русских земель в борьбе против общего врага уже отчетливо звучит и в «Повести временных лет» и в проповедях Сергия Радонежского. По мере освобождения страны от чужеземного ига и формирования единого государства патриотические идеи обретают материальную основу и становятся одной из форм проявления государственного патриотизма, важнейшим направлением в деятельности государственных и общественных институтов .

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» .

И.А. Ильин писал: «Люди инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, к природе, к соседям и культуре своей страны, к быту своего народа. Но именно поэтому духовная сущность патриотизма остается почти всегда за порогом их сознания. Тогда любовь к родине живет в душах в виде неразумной, предметно неопределенной склонности, которая то совсем замирает и теряет свою силу, пока нет надлежащего раздражения (в мирные времена, в эпохи спокойного быта), то вспыхивает слепою и противоразумною страстью, пожаром проснувшегося, испуганного и ожесточившегося инстинкта, способного заглушить в душе и голос совести, и чувство меры и справедливости, и даже требования элементарного смысла» .

В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» . Патриотизм как качество личности проявляется в любви и уважении к своему Отечеству, соотечественникам, преданности, готовности служить своей Родине. В Педагогическом энциклопедическом словаре даётся следующее определение патриотизма: «…любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение...» .

Патриотизм – это духовное явление, которое имеет большую устойчивость, долго сохраняется в народе при его уничтожении, а в 3-4 поколении умирает. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное служение Отечеству. Он был и остаётся нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданностью ему, гордости за его прошлое и настоящее, стремлении и готовности его защищать. Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками борьбы за свободу и независимость родины.

Патриотизм является элементом как общественного, так и индивидуального сознания. На уровне общественного сознания под патриотизмом подразумевается национальная и государственная идея единства и неповторимости данного народа, которая формируется на основе традиций, стереотипов, нравов, истории и культуры каждой конкретной нации. На уровне индивидуального сознания патриотизм переживается как любовь к Родине, гордость за свою страну, стремление узнать, понять и улучшить ее. Таким образом, патриотизм представляет собой одну из составных элементов структуры общественного сознания, в которой отражено: отношение личности к Отечеству, к Родине, к народу.

А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев полагают, что патриотизм - это не движение против чего-либо, а движение за те ценности, которыми располагает общество и человек. Патриотизм - это, прежде всего, состояние духа, души . Отсюда, по мнению А.Н. Вырщикова, М.Б. Кусмарцева, исходит важнейший отечественный социокультурный постулат, раскрывающий смысл воспитания: высшей ценностью является человек, умеющий и способный любить, а высшей ценностью самого человека является любовь к своей Родине. «Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Патриотизм – составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства» .

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость» .

Таким образом, патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах большой и малой Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные, экономические, политические, спортивные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности, т.е. истинный патриотизм предполагает формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Основными функциями патриотизма гражданина России начала третьего тысячелетия являются: «сохранения, сбережения и собирания Российской государственности; воспроизводства патриотически-выраженных социальных отношений; обеспечения комфортности жизнедеятельности человека в данной социокультурной среде; защиты государственных и национальных интересов России, ее целостности; идентификации личности в социокультурной среде собственной малой Родины и соотнесения себя в пространство большой Родины; мобилизации ресурсов личности, конкретного коллектива, общества, государства в обеспечении социальной, политической и экономической стабильности; гражданского и патриотического смыслообразования в жизненной позиции и стратегии личности; толерантности в процессе консолидации российского общества» .

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Крым

«Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»

Статья на тему: «Как воспитать патриотизм у молодежи».

Подготовила воспитатель:

Умерова Лилия Аликовна

Симферополь 2016г.

Как воспитать патриотизм у молодежи.

Систему патриотического воспитания формируют государство и общественные организации. Ее задача – дать молодежи понятие о патриотическом сознании, о величии Родины, воспитать гражданина России. Военно-патриотическое воспитание играет немаловажную роль в этой системе, ведь у юноши должна сформироваться готовность встать на защиту страны.

Значительное расслоение общества, экономические кризисы и нестабильность, отсутствие духовных ценностей оказывает отрицательное влияние на сознание молодежи. Патриотизм постепенно перерождается в национализм или совсем обесценивается.

Все более заметными стали проявления равнодушия, эгоизма, цинизма, агрессии и неуважительного отношения к государству среди молодежи. Падает престиж военной службы и армии в целом. Снижается позитивное воспитательное воздействие со стороны институтов культуры, образования и искусства.

Государственные деятели прекрасно осознают неотложность мер по воссозданию системы воспитания патриотизма у молодежи. Необходимо объединить и скоординировать усилия всех организаций, которые занимаются этим важным вопросом. Для этого нужно создать нормативную правовую базу и разработать комплекс методов и средств для формирования у молодежи патриотического сознания.

Важную роль в этом вопросе играет кино, телевидение и уважаемые люди России. Героические подвиги и трагические события отечественной истории должны находить отражение и достойно подаваться деятелями кино и телевидения. Люди, обладающие несомненным авторитетом, такие как известные спортсмены, научные работники, деятели культуры и искусства и уважаемые ветераны, могут очень помочь в пропаганде патриотизма.

Выделяют следующие первоочередные мероприятия, которые помогут поднять патриотизм молодежи России на должный уровень. Должны быть внесены изменения в Федеральный закон «О днях воинской славы России», дополнен перечень музеев, которые составляют национальное достояние Родины.

В школах и других учебных учреждениях нужно возрождать военно-спортивные и другие игры патриотической направленности. То же касается и различных конкурсов об истории России. Например, литературные – на лучшее сочинение об отечественной войне, художественные – на лучший детский рисунок о величии Родины.

Необходимо активно использовать самые современные технологии, чтобы привлекать внимание молодежи. Речь идет о создании сайтов патриотической направленности в сети интернет.

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ

А.Г. Соломатина, преподаватель физической культуры,

Россия, Тула, ГПОУ ТО «Тульский государственный коммунально-строительный техникум», [email protected]

Традиции военно-патриотического воспитания молодежи в ГПОУ ТО «Тульский государственный коммунально-строительный техникум» (из опыта работы).

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, физическая и психологическая подготовка, студенты, военно-спортивные игры, соревнования, служба в рядах Вооружённых Сил.

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Девальвация духовных ценностей оказала негативное влияние на общественное сознание большинства населения страны, резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства как важнейших факторов формирования патриотизма. Существенно обострился национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

Ситуация в сфере допризывной подготовки молодёжи также характеризуется рядом негативных факторов. К доминирующим из них можно отнести следующие: снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части призывников, слабая система подготовки к службе в армии, недостаточные объёмы спортивной подготовки, отсутствие единой скоординированной программы военно-патриотического воспитания, недостаточное развитие военно-прикладных и технических видов спорта.

Одной из основных причин низкого качества подготовки молодого поколения продолжает оставаться слабый уровень морально-психологического состояния основной массы граждан, связанный с отсутствием осознанной мотивации, а также - слабая материально-техническая база патриотического воспитания. Прежде всего, недостаточное финансирование на региональном и муниципальном уровне; патриотическая тематика должна быть больше представлена в средствах массовой информации (СМИ).

У военно-патриотического воспитания совершенно особая функция, отличающая его от других сфер воспитательной работы: подготовить молодежь к наиболее экстремальным ситуациям защиты Отчизны - к вооруженной борьбе с агрессором, выработать готовность к службе в Вооруженных Силах России и вести повседневную борьбу за сохранение мира.

Критериями военно-патриотического воспитания являются: наличие у студентов знаний, навыков, необходимых для успешного выполнения воинского долга перед Родиной; высокая дисциплинированность, непосредственная военно-патриотическая деятельность как фактор формирования готовности к защите отечества; самовоспитание как показатель активного, сознательного отношения молодых людей к своему воинскому долгу.

Несмотря на то, что в 2015г. в Министерстве обороны РФ констатировали «тенденцию к снижению количества граждан, уклоняющихся от мероприятий, связанных с призывом на военную службу основная масса студентов первого курса нашего техникума, после проведённого социологического опроса, хотела бы найти способ избежать воинскую «повинность».

Констатировал, что уровень физической подготовки в Вооруженных силах РФ остается недостаточным. Причинами в первую очередь он назвал слабое физическое развитие призывников и морально устаревшую инфраструктуру для занятий спортом.

Анализируя проведённое тестирование уровня подготовленности студентов-первокурсников техникума, следует сделать вывод о том, что физическая готовность молодого пополнения Вооружённых Сил ухудшилась. В целом 30-40% призывников имеет низкий уровень профессионально значимых физических качеств, военно-прикладных двигательных умений и навыков. Если скоростно-силовые качества молодых людей находятся на должном уровне, то силовые качества не развиты у 25 %, а выносливость у 60 % студентов. Наблюдается устойчивая тенденция поступления в войска нового пополнения с ослабленным здоровьем, низким уровнем физической подготовленности.

Актуальность военно-патриотического воспитания молодежи в образовательном учреждении повышается, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий, в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.

В Тульском государственном коммунально-строительном техникуме сложились свои традиции, которые ежегодно поддерживаются. Военно-патриотическая работа ведется по трем основным направлениям.

1 Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил:

  • мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (участие в митингах, парадах, памятных мероприятиях);
  • проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами боевых действий;
  • празднование памятных дат, проведение конкурсов, просмотров видеофильмов, презентаций;
  • сообщения о героических событиях отечественной истории, выдающихся достижениях в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.

2 Участие в военно-спортивных играх и соревнованиях:

  • турниры по пейнтболу;
  • Открытая военно-спортивная игра «Победа»;
  • Областная военно-спортивная игра «Защитник Отечества»;
  • военно-тактическая игра «Марш-бросок»;
  • проведение строевого смотра и военно-патриотической песни;
  • турниры по стрелковому спорту;
  • Спартакиада юношей допризывного возраста;
  • соревнования по туризму.

3 Развитие социального партнёрства.

Работа по данному направлению осуществляется через расширение и развитие культурных, образовательных, спортивных связей с различными учреждениями, участие специалистов силовых структур в проведении досуговых мероприятий, военно-полевых сборов и соревнований. В г. Туле в апреле 2015 года был создан клуб «Русич» , его основная цель военно-патриотическое, спортивное воспитание молодого поколения, подготовка к службе в армии. На базе клуба проходит теоретическая, физическая и психологическая подготовка молодых людей к службе в армии в 106 гвардейской Краснознаменной воздушно-десантной Ордена Кутузова II степени дивизии и других родах войск, соединений, силовых структур РФ, высших учебных заведениях Министерства обороны РФ. Шесть наших студентов прошли начальную военную подготовку в этом клубе и получили дипломы.

Главной формой военно-патриотического воспитания является участие в военно-спортивных играх и соревнованиях.

В настоящее время среди подростков наблюдается повышение интереса к всевозможным играм, спортивным состязаниям, связанным с некими экстремальными переживаниями. Это явление связанно с тем, что урбанизация общества и стремительный технический прогресс настолько окружили человека комфортом и всевозможными благами цивилизации, что привело к утрачиванию остроты эмоциональных переживаний, появлению гиподинамии.

Военно-спортивные игры служат мощным защитным инструментом от «идеалов» улицы, передачи подросткам положительного социального опыта, нравственного и физического совершенствования и формирования патриотического сознания.

Романтика подвига на поле боя во имя защиты любимой Отчизны всегда волновала и будет волновать юношеские сердца. Удовлетворить их тягу к военным знаниям, дать правильное представление о некоторых сторонах походно-боевой жизни, воспитать выносливость, солдатскую находчивость, решительность и смелость – таково назначение военно-спортивной игры.

Игра приучает человека к тем физическим и психологическим условиям, которые необходимы для работы. «Каков ребенок в игре, – писал А.С. Макаренко, – таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

Основными мотивами, порождающими у студентов интерес к военно-спортивным играм, являются следующие: во-первых, желание удовлетворить свое стремление к героическим поступкам, доказать свою взрослость, самостоятельность, проверить свои силы и возможности, проявить личные качества, занять определенное место в коллективе, самоутвердиться; во-вторых, стремление приобрести некоторые первичные военные знания, умения и навыки в действиях на местности, а также развить у себя ряд морально-волевых качеств, необходимых для активного участия в будущем в трудовой деятельности, защите своего Отечества.

Уроки, усвоенные на военно-спортивном поприще, помогают не только в подготовке к военной службе, но и в жизни, реализуя принцип - «рассчитывать на самого себя». С уверенностью утверждаю, что студенты – участники военно-спортивных игр к службе в рядах Вооружённых сил готовы и физически и психологически. Для них служба, это – долг и перед Родиной и перед теми людьми, которые жертвовали жизнью на протяжении всей истории, для того, чтобы мы все сейчас жили.

Список литературы

1 Бондарь Н. Г. Психологическая готовность юношей к службе в вооруженных илах Российской Федерации / Психологический журнал, 2010. – №4

2 Большакова Т.В., Кривцова С.В. Особенности социально-психологической адаптации призывников / Личность в современных исследованиях, выпуск 10: сб. науч. тр. / Рязанский гос. Мед. Ун-т. Рязань, 2012.

3 Военно-патриотическое воспитание молодёжи (Проблемы и опыт): сборник / сост. Ю. И. Дерюгин. – М.: Патриот, 2011. – 210 с.

4 Соловьев В. А., Мясников В.Р. Армейский призыв свалился в штопор./ Независимое военное обозрение. 2012. 21 апр.

5 Сорокин М.А. Кому доверяем защиту Отечества. Сегодняшние призывники / Социологические исследования. – 2012. – № 2.


1

В настоящей работе предпринята попытка комплексно проанализировать роль и воспитательную функцию истории в формировании молодежи с активной гражданской и патриотической позиций. Актуальность темы определяется перспективными задачами педагогической науки, исходящими из необходимости всестороннего научного проникновения в проблему профессионального образования и требует своего научного решения в исследовании педагогических условий для профессионального воспитания. Необходимо совершенствовать формы и методы обучения, активнее приобщать обучаемых к работе с различными источниками знаний, вырабатывать самостоятельность мышления, проявлять творческую активность. В реализации этих задач важная роль принадлежит предметам общественно-гуманитарного цикла. Одним из необходимых условий прочных и глубоких знаний, развития мышления обучаемых является установление межпредметных связей, включение вновь изучаемых фактов и понятий в имеющуюся у студентов систему знаний, посредством таких нравственных категорий, как патриотизм.

личность

культура

воспитание

нравственность

патриотизм

1. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. - М.: Астрель АСТ, 2006. - 983 с.

2. Локшина С. М. Краткий словарь иностранных слов. - М.: Советская энциклопедия, 1971. - 384 с.

3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - М.: A TEMП, 2004. - 944 с..

4. Политология. Энциклопедический словарь. - М.,1993. - 431с.

5. Симонов К. М. Живые и мертвые. - М., 1989. - 350 с.

Возрождение утраченных традиций, осознание самобытности культуры каждого этноса - приоритетные задачи современности. Государство стремится воспитать в молодом поколении толерантность, взаимоуважение. Приоритетной задачей любого государства является патриотическое воспитание.

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности, стремление защищать интересы Родины. Помимо личных устремлений человека нужны общечеловеческие ценности, и одним из них является чувство патриотизма. Именно патриотизм, любовь к своей Родине, является нравственной чертой, которая связывет всех людей в единое общество. Только общество, объедененное любовью к своей Родине, способно сделать государство целостным и процветающим.

Патриотизм - это чувство, понятное и присущее каждому разумному человеку. Он является нравственной категорией, неотъемлемой от индивидуальных и гражданских качеств личности. Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству. Владимир Даль трактовал патриотизм как «любовь к отчизне» . Без глубокого чувства любви к своей стране, подлинного патриотизма нет настоящего гражданина, настоящего человека.

Существуют различные определения понятию патриотизма. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова понятию патриотизм дает следующее определение: «Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» . В энциклопедическом словаре по политологии, под редакцией Аверьянова Ю. И.: «Патриотизм - эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать от врагов» . Словарь иностранных слов в русском языке даёт следующее определение этому понятию: «Патриотизм - это любовь к родине, к отечеству; одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тыся-челетиями» .

Патриотическое воспитание проходит несколько этапов: от любви к своей семье до любви к Отчизне. Любовь к Родине является наивысшим уровнем патриотизма.

Возрождая традиции и достижения предшествующих поколений, мы создаем условия для поступательного движения в будущее, и в этом велика роль образования как фактора обеспечения мира и стабильности путем воспитания молодежи в духе толерантности и согласия. Неотъемлемой частью формирования патриотизма у современной молодежи является воспитание на примерах героев Великой Отечественной Войны.

С каждым годом всё дальше в прошлое уходят события Великой Отечественной войны, всё меньше остаётся свидетелей тех страшных дней. Очень мало осталось ветеранов, вынесших на своих плечах непомерную тяжесть фронтовых будней, нечеловеческое напряжение сил в обескровленных деревнях, на заводах и железных дорогах. Cвященный долг современников перед героями Великой Отечественной войны - не забывать о подвигах, которые они совершили, иметь полное представление о трагических и героических страницах Великой Отечественной войны. Война с фашистской Германией показала всему миру невиданную стойкость и мужество советского воина.

«В том, что страна вновь и вновь вспоминает о подвиге своих сыновей, есть высокая историческая справедливость. Мир был бы другим, если бы советские люди не выстояли, не выдержали этих четырех лет», - писал К. Симонов .

Годы Великой Отечественной Войны - годы мужества, героизма, стойкости духа советского народа. Знание исторических событий создает основу для формирования патриотических чувств у современной молодежи. Тема Великой Отечественной войны не утратит своей актуальности, ведь это событие затронуло каждую семью. Ежегодно День Победы широко празднуется в странах, воевавших против фашистких захватчиков.

Тысячи молодых девушек и парней полегли на поле боя. Они были вдохновлены идеей победы. Своей жизнью они пожертвовали, ради того, чтобы наша молодежь, государство сейчас процветало. Каждый человек должен призадуматься над этим и быть благодарен этим людям за то, что имеет возможность дышать полной грудью в свободной стране.

Следует отметить, что патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, который формируется под влиянием многих факторов. При этом главную роль играет воспитание. Ведь оно всегда оказывало решающее воздействие на становление личности и, соответственно, на благополучие целого общества.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития. Большое влияние оказывают генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Способности или физические качества накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека. Существуют определенные условия, в которых формируются нравственные качества человека. Личность человека формируется на основе того, что дала человеку природа (наследственность), окружающая среда и что человек сам из себя сделал.

В решении проблем патриотического воспитания современного поколения участие должна принимать сама молодежь, осознавая всю важность своей деятельности в жизни Родины, любить, знать и уважать ее культуру, традиции и историю. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это не только любовь к Родине, это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.

Патриотическое воспитание молодежи - это процесс воздействия на нее с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях своего народа, его героической борьбе, подвигах, талантах лучших сынов, знание символов государства, воспитание непримиримости к врагам своей Родины.

В нашем обществе становятся актуальными вопросы нравственного воспитания, возрождения таких духовных ценностей, как: чувство уважения и толерантности к культуре и религиям других народов, чувство высокого патриотического сознания, чувство гордости за свою страну и народ, чувство верности и готовности к выполнению гражданского долга.

Современное образование нуждается в создании принципиально нового подхода в развитии современной коммуникабельной разносторонней личности, способной к активной деятельности в поликультурной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Главной целью нравственного воспитания молодежи в вузе является воспитание через образовательный процесс, возрождение общечеловеческих ценностей. Одной из задач высшей школы является привитие студентам навыков научно-исследовательской работы. Занятие наукой формирует уважение к научной истине, объективности. Процесс научного поиска обогащает эмоциональную сферу личности (вера в свои идеалы, переживание успеха, преодоление препятствий, ощущение собственного роста). Всё это способствует нравственному совершенствованию личности, формирует гражданское самосознание человека, воспитывает принципиальность и последовательность, укрепляет и развивает волевые качества. Вместе с тем научно-исследовательская деятельность неотделима от кропотливой будничной работы, требующей трудолюбия и мобилизации сил.

Духовный человек - это человек, занимающий активную жизненную позицию, интеллектуально развитый, умеющий трудиться на благо Родины, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный, способный ориентироваться в сложном современном мире. Вместе с тем духовность заключается в приобщении человека к основам культурного поведения, правилам и нормам культуры речи и общения. Духовный человек - это человек тактичный, воспитанный, деликатный. Невозможно в условиях современного напряженного ритма жизни, учащающихся стрессов и интенсификации общения действовать по воле случая. Культура поведения - это лицо нации, уважение к себе и другим. Духовный человек не растрачивает понапрасну свои возвышенные человеческие чувства.

Нравственное становление молодежи, подготовка ее к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства. Тандем семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений составляют основу образования и воспитания в вузе. Нравственное воспитание студенчества как главной движущей силы общества должно осуществляться на основе современного опыта интегрированности учебного и воспитательного процессов, баланса государственного, общественного и семейного воспитания.

Опыт поколений убеждает, что воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. В новых сложившихся условиях только культура, ее духовные и моральные ценности могут служить ориентиром в жизни молодого человека и защитой его духовного здоровья. Воспитание может быть разным: интеллектуальным, эстетическим, нравственным, трудовым, физическим и т.д., но имеет общую цель - формирование и развитие целостного здорового духовного мира человека.

Духовность - качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром.

Из поколения в поколение передается историческая память народа. Духовные и культурные ценности, созданные в прошлом, становятся достоянием современного общества. История обладает свойством эмоционального воздействия на мысли и чувства людей, она активно участвует в гармоничном воспитании человека и способствует формированию патриотизма. Совместные усилия педагогов и молодого поколения должны быть направлены на создание всевозможных условий для становления духовно-нравственной сферы современной личности, от которой зависит будущее человеческого общества.

Рецензенты:

Егоров Виктор Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе КарГТУ, г. Караганда.

Мирза Наталья Викторовна, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой Т и МД и ППП социально педагогического факультета КарГУ им. Е. А. Букетова, г. Караганда.

Библиографическая ссылка

Даниярова А.Е., Тлеугабылова К. С., Абдрахманова А. А. О ПАТРИОТИЧЕСКОМ И НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8461 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Похожие статьи
 
Категории