Сказка с главными героями скрипка и барабан. Учимся музыке, играя

23.02.2019

Никто не знает, где находится эта сказочная страна. Она окружена хрустальными горами, поднимающимися до самых облаков. Там текут прозрачные реки, на берегах которых растут удивительные сказочные растения. В этой стране всегда тепло. Днем всегда светит солнце, а по ночам, когда нужно, идет теплый, ласковый дождик. И живут в этой стране не люди. Живут в ней музыкальные инструменты.

По улицам прогуливаются важные фаготы с флейтами под ручку. Вон в повозке, запряженной парой басовых ключей, едут контрабас с виолончелью. А вот и заспанная скрипка выглядывает из своей квартиры-футляра. Она всю ночь играла на свадьбе у подруги гитары и кларнета. По улице на рынок спешит домохозяйка-домра. Молоденькие балалайки, сидя на лавочке, весело тренькают своими еще не окрепшими струнами. Пара скрипичных ключей вертит хвостами около колбасной лавки, выпрашивая подачку.

Откуда появляются инструменты в этой стране, никто не знал. Ходили слухи, что их делают добрые гномы, что живут в хрустальных пещерах. Они делают инструменты из волшебных деревьев с берегов прозрачных рек. И еще из чистого подземного металла, который добывают в своих пещерах. И потом, вдохнув в них жизнь, выносят наверх. Это происходит темными безлунными ночами. Так это, или не так – никто не знает. Просто по утрам на скамейке в парке или на крыльце дома обнаруживается новый музыкальный инструмент. Это мог быть и барабан и гитара, а то и просто смычок для скрипки или виолончели. Этот инструмент как ребенок, еще ничего не знает и не умеет. Его надо воспитывать и учить. Как и в большом мире людей, для этого были детские музыкальные сады и музыкальные школы. И была даже консерватория.

И вот в одной из этих школ, вместе с другими молодыми инструментами, осваивали музыкальную грамоту Барабан и Скрипка. Как и все дети в мире, они шалили на уроках. На переменках они кидались бемолями и играли в паузы. Молодой учитель, высокий и худой, по имени Пюпитр, с любовью и вниманием относился к каждому инструменту. Он ведь знал, что со временем многие из них могут стать великими артистами. А, может быть, даже такими, слава которых выйдет за пределы их маленькой волшебной страны. Вот только к Барабану у него было особое чувство. Пюпитр знал, какая предстоит жизнь этому, не очень счастливому инструменту. Быть вечно битым, и только в такт поддакивать ведущим инструментам – такова судьба почти всех барабанов. Редко какой барабан становился известным музыкантом. Только разве в джазе.

Барабан сидел в самом заднем ряду школьного оркестра. Ему хорошо были видны все инструменты, а его видел только добрый Пюпитр. Скрипка же была у всех на виду, в первом ряду. Она блестела свежим лаком, и ее струны сверкали на солнышке. От острого глаза Пюпитра не укрылись взгляды, которые молодой Барабан бросал на Скрипку. Иной раз, Барабан, замечтавшись, ударял невпопад. Пюпитр делал ему замечание, а Скрипка заливалась веселым смехом своих струн. Красный Барабан от стыда краснел еще сильней. Так прошло несколько лет. Перед самым окончанием музыкальной школы, Пюпитр сказал Барабану:

Сынок! Ты когда-нибудь видел дуэт барабана со скрипкой? Нет! Её будущее – хороший смычок. А тебе, ты уж прости меня за откровенность, - тарелки и колотушки.

Эти слова Барабан запомнил на всю свою жизнь. Закончена школа и многие инструменты разъехались по разным городам своей сказочной страны. Очень немногие остались учиться в консерватории. Осталась и Скрипка.

Барабан уехал в самый дальний город музыкальной страны. Он много работал в разных ансамблях и оркестрах. С гастролями объездил почти все города, только в родном городе ему побывать не удавалось. Как-то Барабан познакомился с веселыми Тарелками и вспомнил слова учителя Пюпитра. С тех пор Тарелки весело звякали у него на плечах. Иногда, правда, не в такт и слишком громко, но он не сердился на них. И прощал эти их шалости за легкий нрав и веселый характер. Потом появились тяжелые колотушки, и Барабан ощутил тяжесть их ударов на своей груди. Иногда даже доставалось и по спине. Грудь и спина Барабана начали побаливать. После каждой болезни на желтой, когда-то гладкой, коже стали появляться заплатки и швы. Он понял, что незаметно подкрадывается старость.

А Скрипка хотела стать великой артисткой. Изредка она с улыбкой вспоминала чудака по имени Барабан. Она усердно училась в консерватории, и все преподаватели были довольны ее успехами. Ей пророчили великое будущее. Ее чистый и мягкий голос покорял слушателей. Немного еще не хватало мастерства, но это было поправимо. Вскоре она познакомилась с красивым Смычком. Вместе они зазвучали поистине волшебно. Еще немного усилий и можно выступать с концертами, но случилось несчастье. Одна из ее струн лопнула. Какие уж тут концерты и конкурсы. Нет, она могла еще кое-что исполнять. Но всем стало ясно, что великой артисткой она не станет. От нее ушел Смычок. Ушел к другой скрипке, молодой и исправной. Вот так и закончилась музыкальная карьера Скрипки. Ей оставалось только играть несложные произведения на свадьбах, похоронах и вечеринках. Иногда в ее окружении появлялся то один смычок, то другой. Но настоящей музыки не было, да и не могло быть. Она закрылась в своем футляре и решила никогда больше не показываться на больших праздниках и концертах.

Каждый день, как только над хрустальными горами поднималось солнце, и разноцветные солнечные зайчики разбегались по стенам и крышам домов, в стране начиналась музыка. Из музыкальных детских садов доносилось неумелое треньканье молодых балалаек, неуверенные, а часто, просто фальшивые, попискивания флейт или робкий звук струн гитары. Из окон музыкальной школы были слышны более уверенные звуки, гаммы, а иногда даже целые мелодии. Ну а под окнами консерватории, расположенной в центре сказочного парка, можно было целыми днями наслаждаться прекрасной музыкой. И так было каждый день, ну, конечно, кроме праздников. В праздничные дни в различных городах этой страны устраивались большие концерты. Туда съезжались самые знаменитые инструменты и радовали слушателей своим искусством.

По вечерам, когда солнце пряталось за горы, и гасли солнечные зайчики, все инструменты умолкали. А когда на фиолетовом небе зажигалась первая звезда, начиналось самое прекрасное. Вдруг в ночной тишине появлялся чистый, как ручеек с хрустальных гор, звук. Это какой-нибудь старый инструмент, например виолончель, начинала рассказ о своей жизни. Эти звуки шли как бы из самой глубины души. Не успевала мелодия умолкнуть в ночной тишине, как ее подхватывал на свой лад другой инструмент, в другой части города. Это могли быть и саксофон, и труба. Эта великолепная музыка переходила от дома к дому, от города к городу, от инструмента к инструменту, и замолкала, только когда звезды гасли на небе. Она не мешала отдыхать тем, кто устал за день. Она была не громкой, и слышали ее только те, кто хотел ее слышать. Даже в других городах. Только никто и никогда не слышал Барабан или Скрипку.

И вот однажды по музыкальной стране разнеслась весть о том, что старый Пюпитр собирает своих воспитанников на юбилейный концерт. Был назначен день концерта, и музыкальные инструменты стали собираться в родном городе к назначенному сроку.

Наступил торжественный вечер юбилейного концерта. В большом парке у консерватории, вокруг открытой сцены, собрались почти все питомцы старого учителя. Их было так много, что некоторым приходилось сидеть на траве. Приехал и Барабан, но без Тарелок и Колотушек. Пришла и Скрипка. Она не хотела, чтобы ее видели и жалели, поэтому села на самую дальнюю скамейку в глубине парка.

Прозвучали фанфары, и на сцену поднялся седой старенький Пюпитр. На нем был новый фрак и лаковые туфли. Когда он двигался, то был слышен скрип деревянных суставов.

Дети мои! Как видите, я тоже стал музыкальным инструментом. Могу вам проскрипеть любую мелодию,– пошутил он. - Рад вас всех видеть в родном городе. Давайте будем веселиться как прежде. Пускай звучит музыка!

Грянул оркестр лучших из лучших воспитанников старого маэстро. Зазвучали арфы и скрипки. Потом вступили трубы и валторны. Музыка была на любой вкус и исполнялась прекрасно. Оркестр сменили различные ансамбли, дуэты, трио и квартеты. Седой Пюпитр подошел к Барабану и взглядом указал ему на скамейку в глубине парка, где одиноко сидела Скрипка.

Закончился этот необыкновенный концерт глубокой ночью. Старый Пюпитр раскланялся, поскрипывая своими деревянными шарнирами. На глазах его были слезы радости.

Запомните, дети мои. Инструмент жив, пока он может звучать,– произнес старый седой Пюпитр и спустился со сцены.

Яркие звезды сияли на темном небе. Теплый ветерок чуть шевелил листья деревьев. Инструменты стали расходиться и разъезжаться по домам. Только старый Барабан и Скрипка остались сидеть на скамейке в глубине парка. Скрипка прижалась к Барабану и ласково гладила заплатки и швы на его побитой груди. «Оказывается, жизнь состоит не только из звона тарелок и ударов колотушками в грудь» – думал он, - «Но как поздно он это понял! Да и могло ли быть иначе? Ведь барабан и скрипка никогда не могут сыграть дуэт». Скрипка провела ладонью по старой барабанной коже и почувствовала, как та подрагивает под ее пальцами. Потертый бок Барабана казался ей таким теплым и родным, что она чуть слышно зазвенела струнами. Барабан обнял Скрипку за ее тонкую талию и ласково прикоснулся к струнам. Даже больно уколовшись об оборванную струну, он не отдернул руку. Струны ответили на это прикосновение чистым и нежным звуком. Он ласково гладил чуть потускневший, но все еще гладкий лак на ее плавных изгибах. А она отзывалась еще более и более нежными звуками. Они наслаждались тихой и ласковой музыкой, звучавшей в каждом из них. И тут Скрипка ощутила на барабанной коже под своей ладонью чуть слышные ритмичные удары.

Настало утро. И Барабан уехал к своим Тарелкам и Колотушкам. А Скрипка снова отправилась в свой дом-футляр. Но что-то изменилось в их жизни. Хоть они были далеко друг от друга, Скрипка постоянно слышала тихие и ритмичные удары Барабана. А он слышал, как она отвечает ему ласковым и чистым звуком своих струн. Ведь в этой сказочной стране даже самый тихий звук достигает слуха того, кому он предназначен.

Проходили годы. И вот, однажды утром Скрипка проснулась от неясной тревоги. Она вдруг поняла, что ей не хватает тихих и ласковых ударов Барабана, к которым она так привыкла. Ей стало очень одиноко и страшно. Струны ее сами собой зазвучали. Это была очень печальная музыка, но самая прекрасная за всю ее жизнь. Умолкли все инструменты в стране. Даже из консерватории не доносилось ни звука. Все знали, что означает эта тревожная и волнующая мелодия. Серая туча закрыла солнце. Потемнели хрустальные горы. И капли дождя, как слезы, начали капать с неба. Серый туман сгустился над рекой. И впервые, за всю историю страны, жители вдруг ощутили холод.

Скрипка же не замечала, что сначала лопнула одна ее струна, потом другая. Из трещинок на ее лаке выступили капельки слез. И вот на самой высокой, прощальной ноте оборвалась ее последняя струна….

Никто не знает, где находится эта сказочная страна. Она окружена хрустальными горами, поднимающимися до самых облаков. Там текут прозрачные реки, на берегах которых растут удивительные сказочные растения. В этой стране всегда тепло. Днем всегда светит солнце, а по ночам, когда нужно, идет теплый, ласковый дождик. И живут в этой стране не люди. Живут в ней музыкальные инструменты.
По улицам прогуливаются важные фаготы с флейтами под ручку. Вон в повозке, запряженной парой басовых ключей, едут контрабас с виолончелью. А вот и заспанная скрипка выглядывает из своей квартиры-футляра. Она всю ночь играла на свадьбе у подруги гитары и кларнета. По улице на рынок спешит домохозяйка-домра. Молоденькие балалаечки, сидя на лавочке, весело тренькают своими еще не окрепшими струнами. Пара скрипичных ключей вертят хвостами около колбасной лавки, выпрашивая подачку.
Откуда появляются инструменты в этой стране, никто не знал. Ходили слухи, что их делают добрые гномы, что живут в хрустальных пещерах. Они делают инструменты из волшебных деревьев с берегов прозрачных рек. И еще из чистого подземного металла, который добывают в своих пещерах. И потом, вдохнув в них жизнь, выносят наверх. Это происходит темными безлунными ночами. Так это, или не так – никто не знает. Просто по утрам на скамейке в парке или на крыльце дома обнаруживается новый музыкальный инструмент. Это мог быть и барабан и гитара, а то и просто смычок для скрипки или виолончели. Этот инструмент как ребенок, еще ничего не знает и не умеет. Его надо воспитывать и учить. Как и в большом мире людей, для этого были детские музыкальные сады и музыкальные школы. И была даже консерватория.
И вот в одной из этих школ, вместе с другими молодыми инструментами, осваивали музыкальную грамоту Барабан и Скрипка. Как и все дети в мире, они шалили на уроках. На переменках они кидались бемолями и играли в паузы. Молодой учитель, высокий и худой, по имени Пюпитр, с любовью и вниманием относился к каждому инструменту. Он ведь знал, что со временем многие из них могут стать великими артистами. А, может быть, даже такими, слава о которых выйдет за пределы их маленькой волшебной страны. Вот только к Барабану у него было особое чувство. Пюпитр знал какая предстоит жизнь этому, не очень счастливому инструменту. Быть вечно битым, и только в такт поддакивать ведущим инструментам -– такова судьба почти всех барабанов. Редко какой барабан становился известным музыкантом. Только разве в джазе.
Барабан сидел в самом заднем ряду школьного оркестра. Ему хорошо были видны все инструменты, а его видел только добрый Пюпитр. Скрипка же была у всех на виду, в первом ряду. Она блестела свежим лаком, и ее струны сверкали на солнышке. От острого глаза Пюпитра не укрылись взгляды, которые молодой Барабан бросал на Скрипку. Иной раз, Барабан, замечтавшись, ударял невпопад. Пюпитр делал ему замечание, а Скрипка заливалась веселым смехом своих струн. Красный Барабан от стыда краснел еще сильней. Так прошло несколько лет. Перед самым окончанием музыкальной школы, Пюпитр сказал Барабану:
- Сынок! Ты когда-нибудь видел дуэт барабана со скрипкой? Нет! Её будущее – хороший смычок. А тебе, ты уж прости меня за откровенность, - тарелки и колотушки.
Эти слова Барабан запомнил на всю свою жизнь. Закончена школа и многие инструменты разъехались по разным городам своей сказочной страны. Очень немногие остались учиться в консерватории. Осталась и Скрипка.
Барабан уехал в самый дальний город музыкальной страны. Он много работал в разных ансамблях и оркестрах. С гастролями объездил почти все города, только в родном городе ему побывать не удавалось. Как-то Барабан познакомился с веселыми Тарелками и вспомнил слова учителя Пюпитра. С тех пор Тарелки весело звякали у него на плечах. Иногда, правда, не в такт и слишком громко, но он не сердился на них. И прощал эти их шалости за легкий нрав и веселый характер. Потом появились тяжелые колотушки, и Барабан ощутил тяжесть их ударов на своей груди. Иногда даже доставалось и по спине. Грудь и спина Барабана начали побаливать. После каждой болезни на желтой, когда-то гладкой, коже стали появляться заплатки и швы. Он понял, что незаметно подкрадывается старость.
А Скрипка хотела стать великой артисткой. Изредка она с улыбкой вспоминала чудака по имени Барабан. Она усердно училась в консерватории, и все преподаватели были довольны ее успехами. Ей пророчили великое будущее. Ее чистый и мягкий голос покорял слушателей. Немного еще не хватало мастерства, но это было поправимо. Вскоре она познакомилась с красивым Смычком. Вместе они зазвучали поистине волшебно. Еще немного усилий и можно выступать с концертами, но случилось несчастье. Одна из ее струн лопнула. Какие уж тут концерты и конкурсы. Нет, она могла еще кое-что исполнять. Но всем стало ясно, что великой артисткой она не станет. От нее ушел Смычок. Ушел к другой скрипке, молодой и исправной. Вот так и закончилась музыкальная карьера Скрипки. Ей оставалось только играть несложные произведения на свадьбах, похоронах и вечеринках. Иногда в ее окружении появлялся то один смычок, то другой. Но настоящей музыки не было, да и не могло быть. Она закрылась в своем футляре и решила никогда больше не показываться на больших праздниках и концертах.

Каждый день, как только над хрустальными горами поднималось солнце, и разноцветные солнечные зайчики разбегались по стенам и крышам домов, в стране начиналась музыка. Из музыкальных детских садов доносилось неумелое треньканье молодых балалаек, неуверенные, а часто, просто фальшивые, попискивания флейт или робкий звук струн гитары. Из окон музыкальной школы были слышны более уверенные звуки, гаммы, а иногда даже целые мелодии. Ну а под окнами консерватории, расположенной в центре сказочного парка, можно было целыми днями наслаждаться прекрасной музыкой. И так было каждый день, ну, конечно, кроме праздников. В праздничные дни в различных городах этой страны устраивались большие концерты. Туда съезжались самые знаменитые инструменты и радовали слушателей своим искусством.
По вечерам, когда солнце пряталось за горы и гасли солнечные зайчики, все инструменты умолкали. А когда на фиолетовом небе зажигалась первая звезда, начиналось самое прекрасное. Вдруг в ночной тишине появлялся чистый, как ручеек с хрустальных гор, звук. Это какой-нибудь старый инструмент, например виолончель, начинала рассказ о своей жизни. Эти звуки шли как бы из самой глубины души. Не успевала мелодия умолкнуть в ночной тишине, как ее подхватывал на свой лад другой инструмент, в другой части города. Это могли быть и саксофон, и труба. Эта великолепная музыка переходила от дома к дому, от города к городу, от инструмента к инструменту и замолкала только когда звезды гасли на небе. Она не мешала отдыхать тем, кто устал за день. Она была не громкой, и слышали ее только те, кто хотел ее слышать. Даже в других городах. Только никто и никогда не слышал Барабан или Скрипку.
И вот однажды по музыкальной стране разнеслась весть о том, что старый Пюпитр собирает своих воспитанников на юбилейный концерт. Был назначен день концерта, и музыкальные инструменты стали собираться в родном городе к назначенному сроку.
Наступил торжественный вечер юбилейного концерта. В большом парке у консерватории, вокруг открытой сцены, собрались почти все питомцы старого учителя. Их было так много, что некоторым приходилось сидеть на траве. Приехал и Барабан, но без Тарелок и Колотушек. Пришла и Скрипка. Она не хотела, чтобы ее видели и жалели, поэтому села на самую дальнюю скамейку в глубине парка.
Прозвучали фанфары, и на сцену поднялся седой старенький Пюпитр. На нем был новый фрак и лаковые туфли. Когда он двигался, то был слышен скрип деревянных суставов.
- Дети мои! Как видите, я тоже стал музыкальным инструментом. Могу вам проскрипеть любую мелодию. – пошутил он, - Рад вас всех видеть в родном городе. Давайте будем веселиться как прежде. Пускай звучит музыка!
Грянул оркестр лучших из лучших воспитанников старого маэстро. Зазвучали арфы и скрипки. Потом вступили трубы и валторны. Музыка была на любой вкус и исполнялась прекрасно. Оркестр сменили различные ансамбли, дуэты, трио и квартеты. Седой Пюпитр подошел к Барабану и взглядом указал ему на скамейку в глубине парка, где одиноко сидела Скрипка.
Закончился этот необыкновенный концерт глубокой ночью. Старый Пюпитр раскланялся, поскрипывая своими деревянными шарнирами. На глазах его были слезы радости.
- Запомните, дети мои. Инструмент жив, пока он может звучать. – произнес старый седой Пюпитр и спустился со сцены.
Яркие звезды сияли на темном небе. Теплый ветерок чуть шевелил листья деревьев. Инструменты стали расходиться и разъезжаться по домам. Только старый Барабан и Скрипка остались сидеть на скамейке в глубине парка. Скрипка прижалась к Барабану и ласково гладила заплатки и швы на его побитой груди. «Оказывается, жизнь состоит не только из звона тарелок и ударов колотушками в грудь» – думал он, - «Но как поздно он это понял! Да и могло ли быть иначе? Ведь барабан и скрипка никогда не могут сыграть дуэт». Скрипка провела ладонью по старой барабанной коже и почувствовала, как та подрагивает под ее пальцами. Потертый бок Барабана казался ей таким теплым и родным, что она чуть слышно зазвенела струнами. Барабан обнял Скрипку за ее тонкую талию и ласково прикоснулся к струнам. Даже больно уколовшись об оборванную струну, он не отдернул руку. Струны ответили на это прикосновение чистым и нежным звуком. Он ласково гладил чуть потускневший, но все еще гладкий лак на ее плавных изгибах. А она отзывалась еще более и более нежными звуками. Они наслаждались тихой и ласковой музыкой, звучавшей в каждом из них. И тут Скрипка ощутила на барабанной коже под своей ладонью чуть слышные ритмичные удары.

Настало утро. И Барабан уехал к своим Тарелкам и Колотушкам. А скрипка снова отправилась в свой дом-футляр. Но что-то изменилось в их жизни. Хоть они были далеко друг от друга, Скрипка постоянно слышала тихие и ритмичные удары Барабана. А он слышал, как она отвечает ему ласковым и чистым звуком своих струн. Ведь в этой сказочной стране даже самый тихий звук достигает слуха того, кому он предназначен.
Проходили годы. И вот, однажды утром Скрипка проснулась от неясной тревоги. Она вдруг поняла, что ей не хватает тихих и ласковых ударов Барабана, к которым она так привыкла. Ей стало очень одиноко и страшно. Струны ее сами собой зазвучали. Это была очень печальная музыка, но самая прекрасная за всю ее жизнь. Умолкли все инструменты в стране. Даже из консерватории не доносилось ни звука. Все знали, что означает эта тревожная и волнующая мелодия. Серая туча закрыла солнце. Потемнели хрустальные горы. И капли дождя, как слезы, начали капать с неба. Серый туман сгустился над рекой. И впервые, за всю историю страны, жители вдруг ощутили холод.
Скрипка же не замечала, что сначала лопнула одна ее струна, потом другая. Из трещинок на ее лаке выступили капельки слез. И вот на самой высокой, прощальной ноте оборвалась ее последняя струна….

Игра — основной способ обучения и воспитания дошкольников. Это не преувеличение. Игра — планета, на которой обитает ребёнок. Особенно ребёнок дошкольного возраста. Это воздух, которым он дышит. Его способ познания мира. Любимое занятие. Мы бы даже сказали, жизненная необходимость. Мало того. Именно игра — главный способ обучения и воспитания дошкольника. Чему угодно: спорту, живописи, музыке. Даже правилам поведения.

Психологи заметили, что правила дорожного движения лучше всего преподносить малышам в виде игрового действа, под условным названием "Милиционеры-пешеходы" (по аналогии с "Дочки-матери"), где дети исполняют роли милиционера, пешехода, светофора и т.д. И где участники получают штрафные очки за нарушения правил. Такая игра оказалась эффективней любого самого красноречивого назидательного монолога об опасностях перехода на красный свет или игр на проезжей части.

Всё сказанное в полной мере относится и к музыкальному воспитанию. Главный вывод, к которому авторы пришли за многие годы работы с дошкольниками: практически любые задачи, возникающие в процессе музыкального воспитания дошкольников (в том числе в семье), можно и нужно решать с помощью игры.

О каких, собственно, задачах идёт речь?

Перечислим не в порядке важности, а вполне произвольно.

  • Привить любовь к хорошей музыке. Как серьёзной, так и лёгкой.
  • Развить музыкальный вкус. Что важно, так как музыка может оказывать на ребёнка как положительное, так и отрицательное воздйствие.
  • Научить игре на том или ином музыкальном инструменте (в том числе детском).
  • Развить творческие способности.
  • Научить двигаться под музыку.
  • Развить эмоциональную культуру, эмоциональную восприимчивость.

Есть, конечно, и другие, но эти задачи главные. Которые, по нашему убеждению, могут решать не только учителя, но и папы и мамы. В том числе те, которые не играют ни на каком музыкальном инструменте и даже не знают нот.

Впрочем, и тому и другому не поздно научиться в любом возрасте. Итак...

Игры для детей от 6 месяцев до 1,5 лет

В прятки со звуком

Ребёнок вас не видит. Вы звоните в мелодичный колокольчик, негромко ударяете в погремушку, бубен, другой ударный инструмент или напеваете. Малыш поворачивается, если он лежит в кроватке, ищет вас взглядом, ползёт или идёт на звук и радуется, что обраружил вас и источник звука... Игра не только помогает закрепить свзязь между звуком и его источником, но и приучает к тому, что звук — это радость.

Где музыка?

Накрываете источник звука материей, включаете музыку (хорошо, если звучит музыка классическая, светлая по характеру) и спрашиваете малыша: "Где музыка?" Кроха подходит или подползает, срывает материю (в этот момент музыку следует выключить) и радуется, что смысл происходящего ему понятен. Игра соединяется со слушанием музыки и потому особенно полезна. Многие дети, учитывая игровой и двигательный момент, особенно, если музыка им понравилась, готовы играть в эту игру снова и снова.

Игру можно усложнить, перенеся источник звук в другую комнату. Но не забывайте, что музыка не должна звучать слишком громко.

От 1,5 до 3 лет

Какой инструмент звучал?

Перед ребёнком два инструмента. Предположим, бубен и барабан. Попросите малыша отвернуться и постучите по одному из инструментов. Если малыш угадает, по какому инструменту вы стучали, то получает ваше одобрение и аплодисменты.

Постепенно количество инструментов (речь идёт о детских музыкальных инструментах) как мелодичных, так и ударных можно увеличить.

Игра развивает тонкость слуха, учит узнавать различные тембры.

Время от времени меняйтесь ролями: ребёнок спрашивает — вы отвечаете.

Танцуй так же, как я

Под танцевальную музыку вы делаете самые простые движения и просите кроху точно их повторить. А частенько и просить не надо. Малыш повторяет движения по собственнной инициативе. Маленькие дети вообще любят подражать. Игровой момент усиливается, если вы заранее объявляете, кто танцует. Например, Баба-Яга, крокодил Гена, другой сказочный персонаж или зверь.

Ребёнок становится старше, и круг танцующих персонажей всё более расширяется.

К 3-4 годам ребёнок уже способен сам "заказать" вам танцевальное изображение того или иного сказочного героя или персонажа из мультфильма.

Особенно азартный характер приобретает игра, если в ней участвует двое или более детей. Тогда вы (или дети) сами оцениваете, кто станцевал лучше и кто становится "заказчиком".

Игра помогает развитию координации движений под музыку, развивает фантазию, воображение малыша.

Узнай песенку

Вы играете, напеваете или насвистываете известную песенку ребёнку. Он должен угадать, какая это песенка. В случае правильно ответа — одобрение и аплодисменты. Игры, в которых победитель зарабатывает очки или баллы, начнутся чуть позже.

С трёх до пяти лет

В этом возрасте игра попрежнему остаётся главным средством музыкального воспитания. Более того. Расширение психических, умственых, физических возможностей ребёнка значительно увеличивает спектр задач, которые благодаря играм можно решить.

С трёх-четырёх лет, повторяем, в игру включается соперничество, игровой азарт. Нарисуйте на плотном листе бумаги пять или семь кружочков в ряд. Отдельно для вас и для ребёнка. Если участников больше двух, то и количество рядов увеличивается. На первые кружки поставьте фишки разного цвета. Для большинства наших игр этих несложных приготовлений достаточно. Начинаем играть.

Слушаем тишину

У детей повышена эмоциональность, и они всё делают громко: не говорят, а кричат, если радуются, то визжат от восторга, если огорчаются — рыдают навзрыд. Это нормально. Они иначе не могут. За это их нельзя ругать. Но иногда предложите им присесть, остановиться, замереть и послушать... тишину. Которую они не слышат. Не умеют слышать.

Это можно сделать и дома, но лучше где-нибудь на природе. В поле, в лесу, в парке, около реки. Или просто на улице или во дворе.

Итак, условия игры.

— Тише, — говорите вы. — Ещё тише. Совсем тихо. Давай сыграем — кто лучше услышит тишину и назовёт больше звуков. Говорим по очереди.

— Вот машина прошла. Вот птичка пропела. Гудок поезда. Чей-то разговор. Деревья прошелестели ветками.

Ребёнок вслушивается в тишину, в окружающие звуки. Начинает понимать, что среди этих звуков есть и такие красивые и завораживающие, как пение птиц, шум леса, реки или моря.

Кстати, тишина, пауза — вполне музыкальная категория. Выдержать точно паузу (ещё мгновение и она оборвётся) — большое искусство. Как в музыке, так и в жизни...

За каждый названный источник звука фишка продвигается вперёд. Побеждает тот, кто назвал большее количество таких источников.

Рассказ-игра

Любой из рассказов (например, о музыкальных инструментах) можно построить в виде игры. Для этого перед началом игры положите на стол уже приготовленную нами кружки с фишками и скажите малышу:

— Сейчас расскажу тебе сказку о Барабане и Скрипке. Это игра. После рассказа я задам несколько вопросов. Если будешь слушать внимательно, то легко на них ответишь. В случае правильного ответа фишку двигаешь ты. Неправильного — я. Победит тот, кто продвинется на большее количество кружков. После такого предупреждения ребёнок слушает рассказ с особым интересом и вниманием. Игра — это святое.

Естественно, что рассказ должен быть коротким и, по возможности, занимательным. Вот, например, придуманная нами...

Сказка о Барабане и Скрипке

В одном царстве жил Барабан. В этом музыкальном царстве жили самые разные музыкальные инструменты: скрипки, фортепиано, аккордеоны. Но Барабан был одним из самых известных и любимых. Потому что его язык понимали все. Потому что он будил весь город по утрам своей звонкой и чёткой песенкой:

Город просыпался, и все говорили: "Как хорошо, что у нас в городе живёт Барабан. Иначе мы могли бы опоздать на работу".

Когда Барабан подрос, король этого царства — Рояль взял его на работу. Часовым. Теперь Барабан не только всех будил по утрам, но и охранял королевский дворец. А во время парада солдаты маршировали под его музыку.

В этом же царстве у короля была дочь — Скрипка. Как только Барабан увидел Скрипку, так сразу полюбил её. Когда Скрипка проезжала в карете мимо ворот, которые он охранял, Барабан приветствовал её своим стуком.

Принцессе Барабан тоже нравился. Однажды она подошла к нему и пропела на самой высокой из своих четырёх струн-"ми".

До, ре, ми, фа, соль, ля,
Завтра бал у короля.
Приходи, ми, фа, соль, ля.
Ждать тебя там буду я.

Барабан надел новый кожаный мундир и пришёл на бал. Когда начались танцы, Скрипка заиграла весёлую музыку на всех своих четырёх струнах, а Барабан ей подыгрывал. Потом заиграли другие инструменты, а они танцевали вместе вальс и ещё больше друг другу понравились. Барабан предложил Скрипке стать его женой. Она согласилась.

На свадьбе король Рояль на радостях сыграл "Свадебный марш" Мендельсона. Это была очень весёлая свадьба.

Неплохо, если после заключительных слов сказки вы включите эту популярную музыку Мендельсона.

А теперь вопросы ребёнку. Например, такие:

  • Что солдаты делали, когда играл Барабан?
  • Почему жители города любили Барабан?
  • Сколько струн у Скрипки?
  • Как называется самая высокая струна?
  • Какой танец играли Скрипка и Барабан на балу?
  • Как называется музыка, которая прозвучала после свадьбы? И т.д. и т.п.

Разумеется, вопросы могут быть другими. Как, впрочем, и сказка, которую вы, возможно, сочините лучше нас.

Напоминаем, что ответивший на вопрос правильно, продвигает фишку вперёд.

Благодаря подобным сказкам-играм ребёнок не только больше узнает о музыкальных инструментах, композиторах, музыкантах, но и разовьёт такое важное качество — умение сосредотачиваться.

Вспомните, как мы в общеобразовательной школе на уроках пения из года в год без особого успеха учили ноты. Ребёнок же может выучить ноты в 3-4 года, что называется, играючи.

Учим ноты

Нарисуйте на листе бумаге пять линеечек и отчётливо цветным фломастером напишите три ноты: до, ре, ми. На первой добавочной линейке — до. Под первой линейкой — ре. На первой — ми. Положите лист на видном месте. Объясните малышу, как называются ноты. И можно, подготовив всё те же кружки с фишками, приступать к игре.

Вы спрашиваете малыша, какая это нота, показывая поочерёдно на до, ре и ми. Условия игры не меняются: в случае правильного ответа фишку двигает ребёнок. В случае неправильного — вы.

Постепенно увеличиваем количествот нот до одной октавы.

Играем по нотам

Показываем дочке или сыну на детском музыкальном инструменте, лучше клавишном, или на обычном пианино, где играются ноты первой октавы. Условия игры несколько усложняются. Вы просите ребёнка сыграть ту или иную ноту. И опять-таки двигаете фишки, создавая игровую ситуацию.

Так в течение одной-двух недель вы научите ребёнка играть по нотам.

Следующий этап той же игры — исполнение по нотам песенок. Напишите крупно и отчётливо ноты простой, известной ребёнку песенки в пределах первой октавы и предложите сыграть её. Или положите перед ним уже напечатанные ноты, которые продаются в каждом нотном магазине, заклеив название песни в случае, если ребёнок уже умеет читать. Объясните условия игры: сыграй и определи, какая песенка здесь написана.

Что делать в случае правильного или неправильного ответа ребёнка, вы уже знаете.

У многих детей игра знакомых песен скоро становится любимым занятием.

Угадай клавишу

Попросите ребёнка отвернуться и нажмите одну из 3-х клавиш: до, ре, ми. Задача малыша нажать на эти клавиши и найти ту, которую вы ему предлагали. Важно также, чтобы ребёнок сказал, какая это нота. Игра помогает развитию абсолютного слуха. То есть слуха, когда малыш любой звук (не только музыкальный) слышит сразу в нотах. Постепенно количество нажимаемых нот можно увеличивать, включая не только белые, но и чёрные клавиши.

Добавим, что абсолютный слух помогает в обучении игре на музыкальных инструментах. Особенно на струнных.

Кто первый запоёт

Это игра для двух и более участников. Вы играете или напеваете мелодию известной песни. Кто из детей или взрослых, принимающих участие в игре, первый запоёт?

Узнай песню

Другой вариант игры. Взятый нами из популярной телепрограммы начала 90-х. Ребёнок должен узнать песню по первым семи нотам. Или шести. Или пяти.

В случае, если играющих двое или больше, первый предлагает: "Я узнаю песню из семи нот". Второй: "А я из шести". Третий: "Я из пяти". Угадывает тот, кто согласился угадать из наименьшего количества первых нот.

Фишку двигает вперёд либо угадавший песню, либо, в случае неправильного ответа, другой участник.

Игра развивает музыкальный слух. Помогает лучше запомнить мелодию песни.

Простучи ритм

Вы стучите на бубне или хлопаете в ладоши ритм известной песни. Попросите ребёнка угадать песню. Теперь меняетесь ролями. Ребёнок стучит, а вы угадываете.

Послание африканскому племени

Вы стучите на барабане определённый ритм-послание соседнему африканскому племени. Сообщаете ребёнку содержание послания. А лучше, если он придумаети послание сам. Например, "на улице хорошая погода", "у меня скоро день рождения" и т.д. Малыш должен точно повторить ритм. В этой игре также возможна смена ролей: ребёнок стучит послание — вы повторяете.

Такого рода игры развивают не только ритмические способности, но и фантазию ребёнка.

Музыка и движение

Это игры для двух и более детей.

Кто лучше имитирует?

Кто лучше имитирует, изображая под весёлую музыку игру в мяч, в снежки, фигурное катание и т.п.

Придумать движения

Кто больше придумает движений под различные танцы: цыганочку, польку, русский перепляс, быстрый современный танец и т.д.

Танцуют сказочные персонажи

Показать, как станцевали бы под весёлую музыку различные сказочные персонажи (Баба-яга, Леший, Змей Горыныч). Или герои мультфильмов.

Танцевальная игра "Воробышек"

Если у вас семейный праздник, пришли в гости дети, то в эту игру они сыграют с особенным удовольствием.

Все встают в круг. В центре круга "воробышек".

Участники двинаются по кругу и напевают на произвольный мотив:

Покажи, покажи, воробышек,
Как девицы ходят.

Воробышек показывает, и все повторяют его движения.

Покажи, покажи, воробышек
Как молодцы ходят.

Воробышек снова показывает.

В течение игры водящему могут предложить изобразить походку не только зверей, героев мульфильмов и т.д., но и папы, мамы, бабушки, других близких и знакомых.

Музыкальные игры, связанные с движением, не только приносят детям и взрослым радость и хорошее настроение, но и улучшают координацию, развивают фантазию, воображение. Выбирать лучшего среди танцующих может как взрослый, так и другие дети.

Игры с куклой (от 2 до 7 лет)

Кукла — не только верный друг ребёнка-дошкольника, но и непременный участник всех игр. Она легко становится учеником, учителем, помощником. Слушателем, которому ребёнок может спеть песнку, что-то сыграть, просто рассказать про свои горести и радости.

Спеть высокую или низкую ноту

Иногда для этой цели кукла становится реальным помощником. У малыша не получается петь высокие нотки? Возьмите куклу-мышку и попросите малыша спеть также тоненько, как поёт-пищит этот зверёк. И произойдёт чудо — ребёнок неожиданно запоёт тоненьким голосом. Низкую ноту поможет спеть кукла-медведь.

Учим слова песни

В этом непростом деле тоже смогут помочь игры с куклами. Преположим, вы учите с пятилетней Олей слова песни про Чебурашку и чувствуете, что дочке скучно. Она не может сосредоточиться, рассеяно смотрит по сторонам.

— Давай, Оленька, сыграем,- предлагаете вы. — Ты будешь учительница, а куклы — ученики. Разучи с куклами слова песни.

Глаза девочки загорелись. Игра — это совсем другое дело. Оля рассаживает кукол на диване и повторяет для них слова вслед за вами. Потом проверяет, как куклы слова выучили, произнося слова их голосами. Сначала голосом куклы-мышки. Потом самого Чебурашки. Потом Барби. Песня выучивается легко и быстро.

Игра с куклами может помочь и при обучении игре на том или ином музыкальном инструменте.

Оля-учительница

Уже знакомая нам Оля учится играть на фортепиано или на скрипке. Благодаря кукле, девочка может быть не только ученицей, но и, что ей порой больше по душе, учительницей. Здесь цепочка чёткая и вполне естественная: вы или учитель музыки учите Олю, а она тому же — самому куклу. "Сто раз я уже повторяла тебе,- говорит девочка кукле Барби вашими словчами и в ваших интонациях,- что надо сидеть ровно и не горбиться, когда ты игрешь на пианино"!

Роль учительницы поможет Оле овладеть премудростями игры на музыкальном инструменте. Давно известно, что лучше всего выучиваешь сам то, чему учишь других.

Игровые ситуации

Смычок ходит ровно

Такие ситуации надо по возможности чаще создавать при обучении игре на музыкальных инструментах. Первые шаги обучения, связанные с повторением одних и тех упражнений, игрой гамм, этюдов, постановочными моментами без подключения игр или игровых ситуаций, нередко вызывает у маленьких музыкантов скуку. Это самый главный и самый опасный враг любого обучения!

Приведём пример. Вы уже в который раз объясняете маленькому скрипачу, что для извлечения хорошего звука смычок должен ходить прямо. Маленький ученик с отсутствующим видом уставился в окно, думает о чём-то другом и с нетерпением ждёт, когда можно будет пойти на улицу поиграть с приятелями. Но вот вы объясняете по-другому:

— Давай сыграем, Андрюша,- говорите вы. — Ты — машинист, а смычок — поезд. В поезде едут пассажиры. Ты должен вести поезд ровно. Если будешь вести в сторону, поезд сойдёт с рельсов, и произойдёт крушение. Пассажиры погибнут.

И сразу замечаете перемену. Андрей старается вести смычок ровно. Ему интересно. Это уже игра.

Подобные ситуации мастерски создавал японский педагог Шиничи Сузуки, добившийся исключительных успехов в обучении 3-4 летних детей игре на скрипке.

Игра на фортепиано легато (связно)

Вам надо объяснить малышу, что предыдущий палец можно только тогда поднять с клавиши, когда следующий уже поставлен. Попробуйте сказать маленькому ученику примерно так:

— Пять пальчиков — пять спортсменов. Они бегут и передают друг другу палочку-эстафету. Если ты раньше времени отпустил клавишу, это значит, что палочка упала, и надо начинать бежать сначала.

Игра, игра и ещё раз игра поможет вам превратить самые скучные упражнения в увлекательное дело. Ещё один пример.

Трибуны аплодируют

Маленький музыкант повторяет трудное место. Оно никак не получается. Создаём игровую ситуацию.

— Идут международные соревнования, — говорите вы. — Трибуны переполнены. Задача соревнующихся — сыграть как можно быстрее трудное место без ошибок. Ведущий объявляет на весь стадион: "Выступает Алёша, команда России. Первая попытка". Я — судья, я буду считать ошибки. Начинай.

Вы увидите, как сразу Алёша изменится. Он — участник соревнований и представляет интересы России. За него болеют трибуны. Несколько "попыток", и трудное место сыграно без ошибок.

Игра помогает добиться главного. В чём секрет успеха при обучении игре на музыкальном инструменте (как, впрочем, и в любом другом деле)? В концентрации внимания.

Итак, игра — это не только главный, но и единственно верный способ обучения и воспитания маленького человека.

И ещё. Лучше всего, если игры для вашего ребёнка — именно вашего, а не вообще ребёнка — вы придумываете сами. Потому что здесь всё очень индивидуально. Те игры, в которые с удовольствием будут играть одни дети, другим могут не понравиться. Например, если говорить о последней игровой ситуации — "трибуны аплодируют", то встречаются дети, у которых подобная игровая ситуация, несмотря на всю её надуманность, вызовет излишнее волнение и напряжение. В этом случае тем же соревнованием надо придать более камерный характер. Например, соревнования проходят не на стадионе, а в обычной комнате, и участвуют в соревнованиях куклы.

Другими словами, предложенные нами игры — это не столько готовые решения, сколько направление, в котором следует двигаться.

Лев Мадорский, преподаватель музыкальной школы
Анатолий Зак, детский психолог

Обсуждение

Всё тут написано правильно, но моя дочь раньше занималась музыкой в музыкальной школе только из-под палки. Пока не начала сама находить ноты в интернете таких песен, какие ей были бы интересны и знакомы. Её любимый сайт с нотами [ссылка-1] Она у нас играет на флейте. Там она скачивает ноты включает midi минусовку (из этого же сайта) и радует нас игрой своих любимых мелодий. Поэтому играть на музыкальных инструментах нужно не только играючи, но и то, чтобы ребенку было самому интересно! Спасибо!

Даю уроки игры на фортепиано и сольфеджио для детей любых классов музыкальной школы, а также для взрослых. Есть опыт работы с детьми в музыкальной школе.
Я окончила Музыкальный колледж и на данный момент учусь в Православном Свято-Тихоновском Университете на филологическом факультете.
Имею опыт сочинения музыки.
Если мой предложение вас заинтересовало - мой номер телефона: 89267361044 и эл. почта: [email protected]

Комментировать статью "Учимся музыке, играя"

Группа Раннего МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ для детей от 2 х лет. Развитие мелкой моторики рук Формирование концентрации внимания Развитие ритма, памяти, музыкального слуха ребенок учится общаться с другими детьми Привить любовь к музыке.

Просто тренеры любят адекватных малышей, тк при раннем начале тренировок показывают неплохие результаты поначалу, а потом, конечно спасибо, очень обнадёжили. Дело в том, что я хочу привить ребенку любовь к спорту с раннего возраста. В большой спорт не метим, но...

Обсуждение

Моя в 3 пошла на одно занятие начала баловаться и мешать всем(она очень активная) я ее сняла с танцев, в 4 пошла, тоже по началу было тяжело и в углу стояла и за дверь выставляли пару раз, но пришла в норму поняла в 4 года, что надо заниматься. Я это скинула на то что мы в сад не ходим и она дорвалась до общения.
К слову в том году моей было уже около 6, на наших танцах был набор малявок 3 летних и как то раз им занятия объединили. Моя жутко жаловалась, что они мешают, ходят не слушают, к ней пристают трогают балуются и мешают заниматься. Так что скорее всего ваша просто недозрела.

И сейчас то рано еще, а вы уже в прошлом году куда-то пихали ребенка?! Нравится - ходите в "игровую", где можно бегать/прыгать/дурачиться и делать что захочется.
Мы вот только подыскиваем занятия:) Марфе почти 5 лет. До этого полу индивидуальные занятия в бассейне - у каждого ребенка свой темп, тренер подбирает каждый раз по-разному упражнения и т.п. В итоге, кто-то поплыл спустя месяц, а кто-то и спустя год не плавает (наша) - зато удовольствие получает, тренера и воды не боится, ну и польза для здоровья какая-то есть:)

Раннее обучение музыке – путь в профессионалы? И когда? Как, ну как привить ребенку желание учиться? Ps - любые уроки (спорт, музыка Психологи уверены, что родители вполне способны привить ребёнку любовь к учебе, тем более что возможность «помогать» малышу...

Просто познакомить с миром музыки, научить каким-то азам, привить, если не любовь, но некоторую привязанность к классике, открыть Врожденный хороший вкус, любит классическую музыку, чувствует ее, с раннего возраста любит оперу и балет, привлекает игра оркестра.

Обсуждение

по существу, увы, ничего сказать не могу, если только в студию какую сxодить, может там они че посоветуют.. А вы балетом раньше занимались? Или еще откуда комплекс этом знаком? Просто интересно, у меня есть ДВД с Сарой Джессикой Паркер, такое, балетное, но я все никак не соберусь попробовать, дюже оно снято плоxо...

Для меня важно-знакомство с музыкой и инструментом, попытка привить симпатию и дать ему к 7 Если ваша цель привить малышу любовь к музыке - это можно сделать с помощью Так не приучают детей к музыке. В таком возрасте надо слушать детскую классику и заниматься...

Обсуждение

Спасибо за действительно интересное обсуждение. Моя родная тетя профессиональный музыкант. Бывший главный концертмейстер Новосибирского оперного. В т.ч. она играет и на скрипке. Я с ней пока не обсуждала эту тему, но после этой неоднозначной дискуссии, я обязательно поговорю с ней.
Она сама была очень талантливым ребенком, и начала учиться фортепьяно в 4 года. Но скрипкой позже.
С японской теорией я тоже знакома, т.е. много о ней читала. Но также я знаю, что у нас практически нет преподавателей обучающих именно по этой теории, т.е. те, кто занимается с малышами вряд ли представляют то, как это делают в Японии. Скорее всего применяют обычные методы.
Еще раз спасибо за дискуссию.

Здравствуйте, почему вы выбрали скрипку??? Зачем вам это) Простите пожалуйста за странный вопрос!

Т.ч. имхо, прививайте просто любовь к музыке, слушайте, пойте, чувство ритма развивайте, а по клавишам "долбать" пока подождите. Я не преподаватель, но кое как связана с музыкой и могу сказать, что, имхо, нотам учить рано. В таком возрасте учат чувствовать ритм, слушать и...

Обсуждение

Недавно с нашей учительницей музыки разговаривала как раз на эту тему. Её мнение - рано учить плохо, потом очень сложно переучивать. У нее есть ученики, с которыми начали заниматься лет с 3-х, так она теперь с ними мучается, т.к. руку они уже привыкли держать неправильно и другие проблемы, которые возникали в силу раннего возраста. Т.ч. имхо, прививайте просто любовь к музыке, слушайте, пойте, чувство ритма развивайте, а по клавишам "долбать" пока подождите.

Ассоциации с животными или людьми. Низко поет медведь, высоко - соловей. По-разному -папа, мама. вспомнить сказку "Три медведя". "Теремок", "Репка" - тоже можно рассказывать под музыкальное сопровождение.

Опытом обучения музыке детей раннего возраста: особено меня интересует обучение игре на инструментах (скрипка, виолончель и т.д.), пение, а также как научить ребенка слушать и понимать музыку (как например с живописью все гораздо проще: ребенок смотрим на картину...

Обсуждение

Представила себе двухлетнего ребенка рядом с виолончелью:-))) Она же не сможет дотягиваться ручками по всей длине грифа! И струны не сможет зажимать крошечными пальчиками. Есть же естественные барьеры обучению инструментальной музыке... Я бы предпочла металлофон, честное слово. Пользы для ушей ребенка уж точно не меньше, а управляться легче. И разве ребенку не будет приятен благозвучный результат? От скрипки-виолончели первую пару лет точно удобоваримого звука не дождешься. Это же пытка для ушей будет. Откуда возьмется удовольствие от занятий, столь необходимое в раннем развитии?

Теперь про "слушать и понимать". Давно не перечитывала Лупан, не помню, что она советует. Может быть, повторю ее, а может, нет. ИМХО: музыки не должно быть много, она не должна звучать фоном. Музыка появляется как значительное и приятное событие: "хочешь послушать музыку?"
Что выбирать для прослушивания? На днях имела дискуссию на эту тему с руководством музыкального издательства "Два жирафа". Они выпускают классику для малышей в "кастрированном" виде, исполненную не на нормальных инструментах, а "на расческах", на синтезаторе. От звука этой "классики" у меня зубы сводит просто. Если относиться к музыке, как к фону, то может, оно и сойдет. "Два жирафа" говорят, что такое исполнение адресовано грудным детям, для лучшего засыпания. Ну, может, и так, но в два года это слушать препарированную классику просто вредно. Что уж такого пугающего в "Детском альбоме" Чайковского, что его нельзя пустить в продажу в обычном, "рояльном" варианте, а надо непременно сыграть его "на расческе"?

К счастью, с трудом, но я нашла серию из 24 аудиокассет "Классика для детей" в серии Music Baby от Топ Интертейнмент. В "нормальном" исполнении. Правда, долго трясла на выставке производителей, чтобы они поклялись, что на купленных мной 17 кассетах будет звучать не синтезатор.

И действительно, эффект потрясающий! Сын с восторгом "дирижирует" и 9 симфонией Бетховена, и сценами из балетов Чайковского. А от синтетических монотонных аналогов он (про себя я не говорю) через минуту начинал уставать.

Потом, ИМХО, нужен обязательно живой звук. Музыка в живом, даже несовершенном, исполнении завораживает детей. Здесь сойдет и исполнение песен папой под гитару. Но, конечно, хорошо бывать на настоящих концертах. Я своих детей с двух лет вожу в оперу, потому как хорошую оперу предпочитаю всему на свете. Москвичам, конечно, это проще, чем жителям других городов - для детей есть театр Н.Сац, с 6 лет (а реально, и раньше) детей пускают на утренние спектакли в Большой театр. Чем мы и пользуемся. Одна живая опера по своему воздействию на ребенка (моего, к примеру) равна нескольким месяцам "развивающих" занятий.

Что касается умения называть музыкальное произведение и его автора, я ему не придаю ровно никакого значения. На музыкальность эти знания практического влияния не оказывают. Так, назову иногда что-то. В два года фамилия композитора детям не очень интересна. Чтобы "заказать" то или иное произведение, мой сын пользуется образами из самой музыки: "Громкая музыка", "где дядя едет на лошадке", "где коршун охотится на лебедя", "где тетя грустно поет", "где Новый Год и елка". Музлитературу для двухлетнего считаю совсем не важной.

А дочка левша непереученная, пишет, как ей удобно и относится к письму нормально.

Я сыну (1г3м) напокупала всевозможнх касет с класикой для малышей и звуками природы. Слушает их где-то с 5 месяцев. Сейчас у него уже есть свои любимые и нелюбимые мелодии (очень любит польки и танго, а также цоконье лошадок, и категорически просит выключть Баха) Вот такие мы муз. слушатели.

Музыка. С чего начать? Девочки, подскажите, как проходят музыкальные занятия с преподователем для 3-х летних? Музыка. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми.

Обсуждение

Я немножко против раннего ознакомления с нотами, постановок рук, теории и т.п. Та "музыка", на которую я отдавала дочу - это примерно то, что описывала Надежда Григорьевна. Научиться различать характер музыки, выработать чувство ритма, музыкальный вкус - имхо, это то, что нужно дошкольнику. Просто мне всегда было жаль тех "профи", которые слушать концерты ходят с партитурами. И еще одно: имейте ввиду, что раннее обучение на ф-но не способствует развитию хорошего слуха. Особенно, если это ф-но хоть немного расстроено. Самый тонкий инструмент - человеческий голос, максимально к нему приближены струнные. Т.е., если хотите, чтобы в будущем ребенок правильно интонировал, отдавать его нужно или на хор, или на скрипку. Но это - чуть позже, а пока самый оптимальный вариант - то, что описала Надежда Григорьевна. Можете списаться с Настей Старыниной (ц-р "Лада"), у нее есть интересные наработки (ее статьи есть на "Няне"). Еще хорошая методика: http://kirushin-.chat.ru/ Впрочем, на вкус и цвет, как говорится... Кто-то занимается и по Тюленеву или по Лене Даниловой.

Какие цели Вы преследуете, собираясь "отдавать" на такие занятия и какие задачи ставите? Необходимо определиться, прежде, чем начинать занятия. Думаю, что для этого возраста не стоит начинать знакомство с музыкой с "настоящего":) обучения игре на инструменте.

Такие занятия, прежде всего, помогают ОБЩЕМУ РАЗВИТИЮ ребенка: развитию его эмоциональности, художественного вкуса, развитию музыкальности и творческого начала; развивают музыкальный слух, музыкальную память, слуховое восприятие, чувство ритма, учат правильному интонированию.

Что происходит на занятиях? Дети поют, слушают разнохарактерную музыку, знакомятся со звучанием и внешним видом разных музыкальных инструментов. Необходимо, чтобы сам малыш был участником оркестра инструментов ритма: педагог играет на фортепиано, а ребенок (дети) на барабанах, маракасах, треугольниках, бубнах, металофоне и т.д.. Активно становясь участником самого процесса, ребенок оказывается не ВНЕ, а ВНУТРИ происходящего, он сам творит. Такие занятия невозможно представить себе и без другого активного элемента – ритмики (это движение под музыку). Передавая в движениях характер музыки, ребенок учится ощущать свое тело, ориентироваться в пространстве, а, создавая с помощью движений под музыку определенный образ, учится образному мышлению.

Нотная азбука и прочите "премудрости" идут вторым планом и возможны, но только, если это не будет формальным научением профессиональным навыкам. Главным в этом возрасте является развитие, а не прямое и жесткое обучение.

В одном большом и красивом театре жили музыкальные инструменты.

Вечерами, когда театр заполнялся нарядно одетыми людьми, оркестр взволнованно настраивался для выступления. Фанфары торжественно возвещали начало представления. Инструменты выступали со своими номерами, расстраивались при неудачах, радовались аплодисментам.

Когда люди покидали театр, инструменты начинали жить своей особой жизнью.


Итак…

В одном большом и красивом театре жили музыкальные инструменты. Среди них была красавица Скрипка- самая изящная из семейства Струнные. Локоны изогнутого грифа украшали её точёную головку. Талия у неё была такая, что соперничать с ней не могла даже прима балерина. Никто не мог бы сказать, что в облике Скрипки есть хоть одна лишняя чёрточка. К тому же она мило пела. Знатоки хвалили голос Скрипки, технику пения. Только иногда кое- кто осмеливался заметить, что поёт она суховато, без души. Но Скрипка не задумывалась над этим. У неё было много поклонников, однако никто из них не мог добиться ответа в холодном сердце красавицы.


Инструменты часто собирались вместе. Приходили Альты- двоюродные братья Скрипки.

Заглядывала её тётушка Виолончель, обладательница приятного грудного голоса. Она была несколько полновата, но о былом изяществе говорило каждое движение.

Фортепиано постоянно беспокоилось о своих многочисленных чудесных клавишах.

Добродушно ворчал по всякому поводу Фагот. Скрипку он находил чересчур надменной, поэтому их беседа порой напоминала дуэт пререканий.


Слегка самодовольные инструменты из семейства Медных постоянно заботились о том, чтобы какое- нибудь пятнышко не омрачило поверхности их золотых одежд.

Забывая о поговорке «не всё золото, что блестит» они почитали себя за самое чистое золото и очень любили блестящие марши.

Звонкие Трубы начинали марш. Его подхватывали прямодушные Тромбоны. Вступали Валторны. Это было замечательно!


Деревянные духовые – Гобои, Кларнеты, Флейты – держались чинно, парами.

Острая на язык Флейта Пикколо любила посудачить, она то и дело с любопытством, вытягивала головку и кого – нибудь подкалывала, но не очень зло. Поэтому на неё никто не обижался, а остроумие её ценили многие.


Всё было гармонично в обществе инструментов, но вот что случилось однажды.

Скромный мужественный Контрабас всем сердцем полюбил красавицу Скрипку. Он долго не мог признаться в этом даже самому себе, но сердцу не прикажешь, а оно не переставало любить.

Контрабас прерывисто вздыхал у себя в дальнем углу оркестра и, наконец, решился- написал Скрипке письмо, в котором признался ей в любви.


В тот вечер Контрабас играл как никогда. Даже равнодушная Скрипка удивилась и, пригласив его в гости, сказала, что тронута его вниманием. Но разве Контрабас не знает, - говорила она, как много поклонников добивались её благосклонности, но она до сих пор никого не полюбила, а уж тем более Контрабас, такой огромный и неповоротливый, вряд ли может рассчитывать на её расположение.


Кто знает, о чём думал Контрабас возвращаясь домой. Быть может, вспоминал он звуки голоса Скрипки или надежду, с которой писал ей своё письмо – признание, а может, расстался навсегда с мечтой о счастье. Неровно и с болью билось его сердце.

Тёмная была ночь прощания. Вспыхнул ненадолго свет в окне его дома и погас…

С тех пор его никто не видел. Братья разыскивали его, но место в правом дальнем углу пустовало.


Казалось Скрипка спокойно отнеслась к известию о Контрабасе, но на самом деле что-то надломилось в ней. Даже неизменно блистательная техника пения потускнела. Ничто не приносило ей облегчения.

Наконец, она не выдержала. Поздно ночью, когда все уже спали, Скрипка тихонько выбралась из своего уютного домика и побежала к старой волшебнице Арфе.

Входи, - строго сказала Арфа,- я знаю, что перед тобой не открываются заветные двери Искусства. Они закрыты для того кто не знает жизни, у кого нет души, кто не ведает любви.

Если ты хочешь стать настоящим артистом, то должна странствовать по свету трижды по сто лет. Тебе изнеженной и капризной, будет трудно, но если ты пройдёшь через тяготы, сохранив верность искусству, тебя ждёт признание.

Так сказала мудрая Арфа и замолкла.


Скрипка вернулась домой и, не мешкая, собралась в дорогу. В ту ночь она ступила в пугающий необъятный мир.

Да, хрупкая, избалованная Скрипка нашла в себе силы пойти на встречу неведомым испытаниям.

За неделями потекли недели, за месяцами спешили месяцы, за годами годы, а годы складывались в столетия.

В первые сто лет Скрипка узнала одиночество, в котором всегда так много места для раздумий, воспоминаний…

Второе столетие она провела в непрерывном труде. Потускнела её красота, но голос стал наполняться теплом и зазвучал глубже.

Тяжелее всего пришлось Скрипке в последние сто лет. Холод сковывал её, делая хрупкими струны, а порой зной так раскалял воздух, что нечем было дышать. Потеряв внешний облик, она узнала презрение, была гонима, но именно среди невзгод научилась Скрипка ценить добро, сострадания, любовь. Она обрела душу.


Через триста лет, почти без сил, Скрипка вернулась в свой театр. Арфа с радостью встречала её, сразу поняв, как изменилась Скрипка.

Вечером Скрипка вышла на сцену и запела. Как она пела!

Её песни разглаживали морщины усталости и горя, соединяли любящие сердца в одно большое сердце, а злых делали добрыми.

Она пела не ожидая платы, ни поклонения и благодарности согретых сердец исцеляла раны, нанесённые веками скитаний.

С тех пор, чем старше Скрипка, тем чудеснее она поёт, тем больше её любят, и даже называют царицей музыки.


Музыка начинается тишиной утра или шумом оживленного дня, свистом ветра, гулом толпы или ласковой речью любимого человека. Отсюда она собирается по каплям в напевах популярной песни, в танце и проникновенном романсе, в разнообразной музыке труда и отдыха, праздника и развлечения.

Смиряя грозную стихию

Словами, полными любви,

Ты всю бескрайнюю Россию

I. Фанфары театра
В одном большом и красивом театре жили музыкальные инструменты. Вечерами, когда театр наполнялся нарядно одетыми людьми, оркестр взволнованно настраивался для выступления. Фанфары торжественно возвещали начало представления. Инструменты выступали со своими номе-рами, расстраивались при неудачах, радовались аплодисментам. Когда люди покидали театр, люстры меняли яркое свечение на нежный лунный свет, а инструменты начинали жить своей особой жизнью.

II. Красавица Скрипка
Итак... В одном большом и красивом театре жили музыкальные инструменты. Среди них была красавица Скрипка – самая изящная из семейства Струнных. Локоны изогнутого грифа украшали её точёную головку. Талия у неё была такая, что соперничать с ней не могла даже прима-балерина. Одевалась она с самым изысканным вкусом. Её одежды сияли, как отлично отполированное дорогое дерево. Никто не мог бы сказать, что в облике Скрипки есть хоть одна лишняя чёрточка. К тому же она очень мило пела. Знатоки хвалили голос Скрипки, технику пения. Лишь изредка кое-кто осмеливался заметить, что поёт она суховато, без души. Но Скрипка не задумывалась над этим. У неё было много поклонников. Никто не мог устоять перед её красотой, и никто не мог добиться ответа в холодном сердце красавицы.
Она была капризна и изнеженна. Дом её был обит внутри шёлком, в спальне лежали бархатные подушки. Каждый день покои окуривались благовонной канифолью. Когда Скрипка выходила на прогулку, её поклонники почтительно кланялись ей. В ответ она томно произносила что-нибудь вроде: "Ах, какая сегодня сырость в воздухе. Боюсь застудить горло." – и удалялась в дом.

III. Фагот и Скрипка
(Дуэт пререканий)
Инструменты часто собирались вместе. Приходили Альты – двоюродные братья Скрипки. Заглядывала тётушка Виолончель. Она была несколько полновата, но о былом её изяществе напоминало каждое движение. У нее был приятный низкий голос и много подлинного достоинства. Фортепиано даже в гостях беспокоилось о своих чудесных клавишах. Они доставляли много хлопот. Иногда какая-нибудь из клавиш западала и нарушала всю красоту. Приходилось обращаться к врачу, а кому это приятно? Добродушно ворчал по всякому поводу Фагот. Скрипку он находил чересчур надменной, поэтому их беседа порой напоминала дуэт пререканий.

IV. Марш медных духовых
Слегка самодовольные инструменты из семейства Медных духовых постоянно заботились о том, чтобы какое-нибудь пятнышко не омрачило поверхности их золотистых одеяний. Забывая поговорку "Не всё то золото, что блестит", они почитали себя за чистое золото и очень любили блестящие марши. Звонкие Трубы начинали марш. Его подхватывали прямодушные Тромбоны. Далее следовал золотой ход Валторн. Это было замечательно!

V. Флейта Пикколо
Деревянные духовые – Гобои, Кларнеты, Флейты – держались чинно, попарно. А вот острая на язык Флейта Пикколо любила посудачить. Она то и дело с любопытством вытягивала головку и кого-нибудь подкалывала, но не слишком зло. Поэтому на неё почти никто не обижался, и многие ценили за остроумие.
Барабан был строгим блюстителем порядка и следил за соблюдением такта. При нарушениях порядка он как-то особенно стукал по своему гулкому животу, и всё сразу становилось на место. Но случалось такое редко, потому что обычно всё было гармонично в обществе инструментов.

VI. Признание в любви
(Письмо Контрабаса Скрипке)
Всё было гармонично в обществе инструментов, но вот что произошло однажды. Скромный мужественный Контрабас всем сердцем полюбил красавицу Скрипку. Долго не мог он признаться в этом даже самому себе, но сердцу не прикажешь, и оно не переставало любить. Контрабас прерывисто вздыхал в дальнем углу оркестра и, наконец, решился – написал Скрипке письмо о своей любви к ней, о том, что нет для него никого, о ком бы он столько мечтал, чей образ и пение были бы ему столь же дороги, как облик Скрипки.

VII. Вежливый отказ
(Ответ Скрипки Контрабасу)
В тот вечер Контрабас играл как никогда. Любовь подняла его искусство до таких высот, что даже равнодушная Скрипка удивилась и, пригласив его в гости, сказала, что тронута его вниманием. Но разве он не знает, – спрашивала она, – как много поклонников добиваются её благосклонности, но она до сих пор никого не полюбила, а уж тем более Контрабас – подумала она про себя – такой огромный и неповоротливый, вряд ли может рассчитывать на её расположение. Да – продолжала Скрипка, – я ценю Ваши чувства, но прошу понять меня… Наши сердца не созвучны… Прошу простить меня, но НЕТ!
Всё это Скрипка произнесла своим чистым голоском в изысканной манере, свидетельствовавшей о её воспитанности. 0днако этим вежливым отказом она совершенно разбила сердце бедняги Контрабаса. Он печально вздохнул и ушёл, низко опустив голову.

VIII. Прощание Контрабаса
Кто знает, о чем думал Контрабас, возвращаясь домой. Быть может, вспоминал он звуки голоса Скрипки, или надежду, с которой писал ей своё письмо-признание, а может, прощался навсегда с мечтой о счастье... Неровно и с болью билось его сердце. Вспыхнул ненадолго свет в его окне и погас. Неужели разорвал он все свои струны, упал и умер?! Так или иначе, но Контрабас исчез. В следующие дни место в правом дальнем углу оркестра, крайнее в ряду братьев Контрабаса, пустовало.

IX. Переживания Скрипки и совет Арфы
Казалось, Скрипка спокойно приняла известие об исчезновении Контрабаса, но, на самом деле, что-то надломилось в ней. Даже неизменно блестящая техника её пения потускнела. Ничто не приносило ей облегчения, не отвлекало от потрясения, даже самые модные и элегантные эфы, которые заказывала она себе у лучших Мастеров, не помогали ей. Наконец, она не выдержала. Поздно ночью, когда многие инструменты уже спокойно спали, выбралась Скрипка из своего уютного дома и побежала к старой волшебнице Арфе. "Я давно жду тебя", – строго и как-то торжественно произнесла Арфа, впуская её в своё странное жилище, – "я знаю, что перед тобой не открываются Заветные двери Искусства. Они закрыты для того, кто не знает жизни, у кого нет души, кто не ведает любви. Если ты хочешь стать настоящим артистом, то должна странствовать по свету три раза по сто лет. Тебе, изнеженной и капризной, будет трудно, но если ты пройдёшь через все испытания, сохранив верность искусству, тебя ждёт признание". Так сказала мудрая Арфа и замолкла.

X. Испытания Скрипки
Вернувшись домой, Скрипка, не мешкая, собралась в дорогу. В ту же ночь она покинула театр. Да, хрупкая, избалованная Скрипка нашла в себе силы пойти навстречу неведомым испытаниям. Отныне время отсчитывало для неё такт. За неделями потекли недели, за месяцами спешили месяцы, за годами – годы, а годы складывались в столетия.
В первые сто лет Скрипка узнала одиночество, в котором всегда так много места для раздумий, воспоминаний… Одиночество – суровый и беспощадный учитель – многому научило Скрипку. Второе столетие она провела в непрерывном, почти непосильном труде. Потускнела её красота, но голос стал наполняться теплом и звучать глубже.
Тяжелее всего пришлось Скрипке в последние сто лет. Холод сковывал её, делая хрупкими струны, а порой зной так раскалял воздух, что нечем было дышать. Потеряв внешний блеск, она узнала презрение и ненависть, была гонима, но именно среди невзгод научилась Скрипка ценить сострадание, великодушие, любовь. Она обрела душу!

XI. Возвращение в театр
Через триста лет, почти без сил, Скрипка вернулась в свой театр. Арфа с радостью встретила её, сразу поняв, как изменилась странница. Вечером Скрипка вышла на сцену и запела. Как она пела! Сильный и нежный, глубокий и трепетный её голос разглаживал морщины усталости и горя, соединял любящие сердца в одно большое сердце, а злых делал добрыми. Все слушали её, затаив дыханье, и скромная маленькая певунья всё пела и пела, не ожидая ни платы, ни поклонения. И благодарность согретых сердец исцелила раны, нанесённые ей веками скитаний.

***
С тех самых пор поняли люди – чем дольше живёт скрипка, тем чудеснее она поёт, тем больше её ценят и даже называют Царицей Музыки



Похожие статьи
 
Категории