В настоящее время одним из актуальных вопросов сферы дошкольного образования является поиск новых форм организации взаимодействия дошкольников и их родителями, реализуемый с целью повышения компетентности взрослых в вопросах воспитания. - опробованная, прогрессивная форма педагогической деятельности, которая:
- позволяет усовершенствовать предметно-пространственную среду групп;
- способствует знакомству детей с музейной культурой, окружающим миром;
- открывает возможности для ведения самостоятельной исследовательской работы.
Темы мини-музея в ДОУ
Главной особенностью музейной экспозиции, создаваемой в группе детского сада, должно быть изменение роли воспитанников. Дети в большинстве своем не любят музеи из-за запретов трогать экспонаты, невозможности рассмотреть и понять все их элементы ввиду расположения на некоторой удаленности (за закрытыми стеклами). В мини-музее дошколята должны быть не пассивными наблюдателями, а заинтересованными субъектами действия. И уровень заинтересованности малышей в первую очередь определяют темы мини-музеев, открываемых в ДОУ.
Тематика создаваемой экспозиции зависит от многих факторов - региональных особенностей местности, возраста и интересов дошкольников, уровня профессиональной подготовки и творческих способностей воспитателя и родителей. Практика показывает, что при умелой интерпретации практически любая сфера деятельности может стать интересной темой для группового мини-музея.
Выставочные экспозиции уже созданы во многих детских садах нашей страны. Педагогические работники делятся опытом успешного создания маленьких музеев, переосмысливая традиционные темы. Но в некоторых ДОУ были открыты и необычные выставки, способствующие реализации творческой активности детей.
Популярные темы мини-музеев в группах ДОУ :
- «Чудо-дерево», «Такие разные цветы», «Экзотические животные и птицы» - экспозиции, призванные как можно ближе познакомить малышей с миром живой природы.
- «Водица-живица», «Город мастеров» (экспозиция, посвященная вторичной переработке мусора), «Наш дом - Земля» - раскрывают проблемы экологического воспитания.
- «Родной город», «Моя Родина - Россия», «Музей воинской доблести», созданные в рамках реализации патриотического воспитания.
- «Театральное искусство», «Картинная галерея», «Звуки вокруг нас» - темы, призванные познакомить дошколят с искусством.
- «Музей кукол», «Забавы-игрушки», «Мульти-пульти» - экспозиции, посвященные героям мульфильмов и сказок, игрушкам.
- «Мини-музей железнодорожного транспорта», «Лучший друг» (выставка фигурок собак), «Музей мяча», «Музей волшебных вещей», «Музей Чебурашки» - примеры авторских экспозиций, созданных педагогами дошкольного воспитания совместно с детьми и их родителями в разных уголках нашей страны.
Создание мини-музея в ДОУ
Организация музейных экспозиций для дошкольников является трудоемкой задачей, требующей слаженности действий от всех участников образовательных отношений.
Создание мини-музея в группе ДОУ
предусматривает реализацию нескольких этапов деятельности:
- Проведение консультаций с малышами и родительской общественностью.
- Выбор места размещения экспозиции. Очень важно, чтобы локация выставки позволяла в дальнейшем пополнять ее новыми экспонатами.
- Сбор экспонатов, которые могут быть предоставлены родителями или созданы в процессе совместного творчества малышей и взрослых. Регистрация экспонатов в каталоге.
- Оформление выставочного мини-комплекса, предусматривающее создание декораций, бирок к экспонатам, украшение помещения.
- Выбор экскурсоводов, которыми могут быть дети старшей или подготовительной группы, члены семей воспитанников.
Варианты локаций мини-музея
Минусы такого решения:
- обеспечение доступа к выставке ограниченного числа воспитанников (детей одной группы);
- удаленность от раздевалки (редко создаются прецеденты для общения родителей и детей по вопросам выставки);
- факт создания мини-музея останется неизвестным для большого количества членов семей воспитанников из других групп.
Презентация «Мини-музей в ДОУ»
Окончание работ по обустройству музейной экспозиции в стенах детского сада не должно остаться незамеченным. Чтобы еще раз привлечь внимание детского коллектива и родительской общественности к тематике проекта, рекомендуется провести презентацию и торжественное открытие мини-музея в ДОУ . Для наглядности можно создать несколько слайдов и использовать проектор либо подготовить небольшой сценический рассказ.
В рамках презентации музея следует представить такие блоки информации:
- История создания экспозиции. Малышам будет приятно узнать, что именно их увлечение вопросами природоведения или повышенный интерес к отдельной категории игрушек послужило идеей для создания уникального проекта, который удалось визуализировать.
- Цели и задачи музейной педагогики, озвучивание которых позволяет взрослым осознать важность опыта создания экспозиции в контексте воспитательного процесса.
- Краткое представление разных коллекций выставки. Практика показывает, что в ходе подготовительных работ дети успевают познакомиться только с теми экспонатами, которые были принесены или созданы членами их семей. Первая торжественная экскурсия по мини-музею помогает привлечь внимание воспитанников к отдельным предметам, которые впоследствии будут изучены более подробно.
Детям и взрослым будет интересно узнать, что можно делать в мини-музее, какие экскурсии и виды активности будут проводиться на базе группового выставочного комплекса.
Презентацию, посвященную музейной педагогике в детском саду , следует проводить в увлекательной интегративной форме, привлекая к участию малышей и их родителей. Продолжение совместной работы над проектом помогает воспитанникам почувствовать себя причастными к процессу музейного коллекционирования, создает прекрасные предпосылки для последующего легкого усвоения материала.
Паспорт мини-музея в ДОУ
Обязательным элементом музейной инфраструктуры, способствующим передаче опыта реализации проектов по музейно педагогике, является паспорт тематического мини-музея в ДОУ . Этот отчетный документ может быть оформлен в текстовом виде с включением блоков-схем, иллюстраций, или в форме красочной презентации.
Структура паспорта мини-музея
Таблица
Скачать в.docx
Раздел | Содержание |
Титульная страница | Указывается название музейной экспозиции, приводятся данные об авторском коллективе: фамилии и имена ответственных воспитателей, информация об их образовании, должностях, стаже ведения педагогической практики. |
Расположение | Указать постоянную локацию музея, данные о конфигурации (наличие полок, сборных конструкций). |
Цель и задачи экспозиции | Цели:
|
Содержание и формы работы | Это может быть деятельность по изучению литературных источников, поисковая работа, проводимая с целью пополнения экспозиции, экскурсионно-лекторская работа. |
Руководство работой музея | Чаще всего функционирование музейного мини-комплекса осуществляется по принципам самоуправления. |
Сохранность музейного фонда | Представить перечень мер, направленных на обеспечение сохранности выставки. К данному пункту следует сделать приложение - перечень всех экспонатов, который необходимо систематически обновлять. |
Мини-музей в старшей группе детского сада
Активность по музейному направлению не должна завершаться на этапе успешной презентации проекта. Напротив, экспозиция должна усовершенствоваться и дополняться, а ее элементы - включаться в качестве предметного материала в разные виды активности.
Работа мини-музея в группе ДОУ предусматривает обязательное проведение экскурсий - дошкольниками или их родителями. Такой подход позволяет реализовать несколько важных функций:
- Образовательную - через тренировку зрительно-слухового восприятия новой информации дошкольниками, оказание посильной помощи воспитателю в подготовке экспозиционных и презентационных материалов, расширение границ основного программного материала.
- Развивающую. Присутствие новых объектов в групповом пространстве стимулирует активизацию мышления воспитанников, расширение словарного запаса , положительно сказывается на развитии интеллектуальных данных.
- Просветительскую, реализуемую через привитие навыков вдумчивого, критического восприятия новой информации.
- Воспитательную. Во время реализации музейного проекта и последующей работы над ним дошколята получают элементы социального опыта, учатся работать в команде на достижение единого результата.
Опыт использования музейной педагогики изучен не до конца. Использование разнообразия форм методической работы по теме выставки - проведение тематических бесед, экскурсий, творческих занятий - позволяет разнообразить воспитательный процесс и значительно расширить познавательные горизонты детей.
Мини-музей времени как одна из форм развития познавательной активности дошкольников
Музейная педагогика в детском саду является одним из компонентов подготовки ребенка к дальнейшему обучению в школе.
Так с какого же возраста начинать приобщение ребенка к музею? На этот вопрос можно ответить по-разному. Дошкольную ступень образования можно рассматривать как подготовительный этап для музейной педагогики. В процессе познавательной и игровой деятельности в детском саду ребенок знакомится с таким важным явлением культурной жизни общества, как музей.
Ведущим методом в работе с детьми дошкольного возраста является игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом того или иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности.
Формами музейной педагогики является
картинная галерея, экспозиции фотографий, репродукции картин и детские творческие работы, создание коллекций. Музейная педагогика предполагает наличие исследовательской и проектной деятельности с детьми. Метод проектов в ДОУ целесообразно рассматривать как один из эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста.
Одной из интересных и эффективных форм работы с детьми является создание мини-музея. Мини-музей позволяет сделать слово «музей» привычным и привлекательным для воспитанников. Экспонаты мини-музея могут использоваться для проведения образовательной деятельности, развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
Задачами мини-музея являются обогащение предметно-развивающей среды детского сада, формирование у дошкольников представлений о музее, расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных способностей и формирование проектно- исследовательских умений и навыков, формирование активной жизненной позиции.
Создание мини-музеев происходит при тесном взаимодействии с семьями воспитанников.
Работа в музее строится по общепринятым принципам:
1. Наглядность. При подборе коллекции учитывается прежде всего образовательная функция. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал.
2. Учет возрастных особенностей. Значительное внимание при организации среды уделяется доступности подобранного материала и учету возрастных особенностей дошкольников.
3. Активность детей в усвоении музейного наследия.
Тематика мини-музеев может быть разнообразна:
«Русская изба», «Что прячется в старинном сундуке», «Моя любимая игрушка», «Музей книги», «Народные промыслы», «Государственная символика».
Я бы хотела познакомить с мини-музеем, который мы создали для развития познавательной активности воспитанников. Это мини-музей Времени. Его цель: формирование временных представлений у дошкольников посредством построения диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в познавательно-исследовательской деятельности в мини-музее времени
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок. Детям уже в дошкольном возрасте необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать свою деятельность), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Задачи мини-музея времени:
1.ознакомление с временными представлениями
2.формирование проектно-исследовательских умений и навыков
3.включение родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по данной теме.
4.формирование у детей представлений о времени и способами его измерения, существовавшими в истории
5.ознакомление с различными видами часов и календарей
6.дать представление о единицах измерения времени
7.формирование привычки рационального использования времени
Экспонатами в нашем мини-музее являются календари (отрывные, перекидные, настольные, карманные, настенные), плакаты – времена года, месяцы, недели, части суток. Есть экспонаты, изготовленные детьми и родителями. Большой интерес у детей песочные и солнечные часы. В нашем музее большое количество современных часов. Среди них настенные, настольные, наручные часы, будильники, развивающие часы для детей, часы-книги. Деятельность мини-музея времени делает формирование представлений о времени предметом специального внимания детей, создает наиболее благоприятные условия для усвоения детьми представления о времени, развивает интерес к понятию "время" через отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени, знакомит детей с историей возникновения часов, разными видами часов, с историей возникновения календаря, разными видами календарей.
Формы работы с экспозициями мини-музея:
- экскурсии
- образовательная деятельность с элементами игры
- творческие задания
- исследовательская деятельность
- игры-развлечения
- игры путешествия
- интеллектуально-творческие игры
Создание мини-музеев дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире, разнообразить развивающую предметно-пространственную среду новыми формами работы с детьми и их родителями.
И наконец, создание мини-музея имеет не только познавательную ценность, но и эмоциональную окраску ведь в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Приложение
Цель проекта:
Задачи:
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»
Педагогический проект
«Мини-музеи в ДОУ»
Проект составил
Старший воспитатель
Амурзакова Л.Н.
2018 год
Актуальность. Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства и многие другие становятся неотъемлемой частью нашей культурной жизни. А что делать, если нет возможности пойти в музей? Именно поэтому ДОУ решило создавать собственные музеи, пусть и маленькие. Важной особенностью мини – музеев в ДОУ является участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Цель проекта:
Формирование познавательной активности детей через организацию мини- музеев в ДОУ
Задачи:
1) создать условия для повышения профессионализма педагогов в проектной деятельности по созданию и организации мини-музея;
2)организовать условия для самостоятельной познавательной активности детей в пространстве мини-музея
3)заинтересовать родителей в создании мини-музея в ДОУ
4) обеспечить условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и творческой деятельности
5) сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Участники проекта : воспитатели, воспитанники, родители воспитанников
Пути и механизмы реализации проекта:
- Разработка педагогических проектов по созданию и организации мини-музеев;
- Организация выставок, экскурсий;
- Взаимодействие детей с предметной средой музея и друг с другом;
- Совместная познавательно-исследовательской деятельность детей и взрослых;
Ресурсное обеспечение проекта:
1) Научно-методическое:
- Подбор печатных материалов по музейной педагогике;
- Методическое сопровождение проектной деятельности;
2) Организационное
- Организация работы педагогов по реализации этапов проекта;
- Создание мини-музеев педагогами совместно с детьми и родителями;
3) Информационное:
- Использование возможностей интернета в поисках необходимой информации;
- Консультация для педагогов по созданию мини-музеев в ДОУ;
4) Материально-техническое:
- Оформление мини-музея в ДОУ по результатам реализации проекта;
- Размещение информации на персональных сайтах педагогов.
5) Нормативно-правовое:
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
- Федеральный Закон "Об образовании в РФ".
Предполагаемые результаты реализации проекта:
- Создание мини –музеев в ДОУ. Овладение педагогами практическими навыками в разработке и реализации педагогических проектов по организации мини-музея.
- Повышение уровня знаний детей о музее, повышение познавательной активности, развитие креативности через создание творческих работ.
- Активное участие родителей в создании и оформлении мини-музея в группе, в совместной с детьми познавательной деятельности .
Этапы
- Подготовительный этап
Сроки реализации – сентябрь - ноябрь
Цель: создание мини-музея и формирование компетентности педагогов по музейной педагогике.
Анализ ситуации в ДОУ (познавательная активность детей в результате педагогической диагностики, знания педагогов о проектной деятельности) |
|
Разработка положения о мини-музеев в ДОУ |
|
Изучение литературы по музейной педагогике |
|
Консультация для педагогов по созданию мини-музея в ДОУ («Как составить проект?») |
|
Определение тем и название мини-музеев, разработка их модели, выбор места для размещение |
|
Организация работы с детьми |
|
Беседы с детьми о музее, его значении, о роли людей в его создании. |
|
Взаимодействие с родителями |
|
Анкетирование родителей с целью выявления ориентации по музейной педагогике |
|
Организация совместной деятельности с детьми по созданию мини-музеев в ДОУ |
- Основной (практический) этап
Сроки реализации – декабрь - март
Цель: реализация проекта по всем направлениям
Организация работы с педагогами |
||
Просмотр мероприятий по организации работы в мини-музеев ДОУ |
||
Семинар «Создание мини-музея в ДОУ» |
||
Анкетирование педагогов для определения уровня повышения компетентности |
||
Организация работы с детьми |
||
Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей в пространстве мини-музея. Анализ |
||
Участие в конкурсах и т.д. |
||
Взаимодействие с родителями | Презентация мини-музеев в ДОУ |
|
Анализ реализации проекта |
||
Обмен опытом в проектной деятельности «Музейная педагогика» |
||
Организация работы с детьми |
||
Диагностика знаний детей о музее |
||
Выявление уровня познавательной активности, умений и навыков исследовательской деятельности |
||
Взаимодействие с родителями |
||
Анкетирование родителей по результатам создания мини-музея, его роли в развитии детей. |
Заключение:
Создание мини-музея в ДОУ позволило сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Мини-музей стал местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей. Особенность мини-музея в том, что образование детей в рамках музея доступно, вариативно, деятельность с экспонатом является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно. Основой организации работы в мини-музее является познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского экспериментирования с предметами и виде вербального исследования, вопросов, задаваемых взрослому. Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметно- пространственной среды нашего ДОУ и показал свою значимость в воспитании и развитии детей.
Организация: МБОУ «Путинская СОШ» структурное подразделение ДС
Населенный пункт: Пермский край, с. Путино
Федеральный государственный образовательный стандарт нас нацеливает на реализацию принципов дошкольного образования: «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; сотрудничество Организации с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности». Также Стандарт предъявляет требования к развивающей предметно-пространственной среде: «среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых…», обеспечивать «учет национально-культурных и климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность» . Придерживаясь требований Стандарта, я хочу представить вашему вниманию педагогический проект «Мини-музей в детском саду».
Этот проект реализуется в рамках Программы Развития МБДОУ «Путинский детский сад» «Формирование ценностной направленности личности в условиях сотрудничества детского сада и семьи» (2016-2018гг.). Одной из целевых установок Программы является «совершенствовать систему по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Способствовать расширению и углублению знаний дошкольников о малой родине и Отечестве. Формировать эмоционально положительное и толерантное отношение к изучению традиций русского народа. Развивать умение отражать традиции в разных видах детского художественного творчества, через фольклор и музейную педагогику» .
Цель проекта:создание условий нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики, решалась через задачи:
- Создать мини-музеи в каждой возрастной группе, пополнить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ.
- Взаимодействовать с родителями в создании мини-музея в группах.
- Совершенствовать уровень профессионального мастерства педагогов по теме проекта.
- Формировать у дошкольников представление о музее, воспитывать любовь к родному краю и людям, заботящимся о его процветании.
- Вовлечь детей в деятельность и общение при организации и функционирования мини-музея.
Познакомив воспитателей с проектом, мы определились с темами мини-музеев:
1 младшая группа - «Игрушки-забавы»,
2 младшая группа – «Декоративные росписи»,
средняя группа музей «Матрешка»,
старшая группа – «Военной славы»,
подготовительная группа «Наше село»,
разновозрастная группа – «Куклы наших бабушек» (Приложение).
- мини-музеев мы взяли, учитывая возраст детей и комплексно - тематическое планирование. В течение учебного года проводилась творческая работа по созданию мини-музеев в группах. Я провела для воспитателей ряд бесед-консультаций: «Организация мини-музея в детском саду», «Особенности месторасположения и оформление мини-музея», «Планирование работы мини-музея» и др. Родители также были информированы о создании мини-музеев в группах: на родительских собраниях, вывешивалась наглядная информация на стендах, информация на сайте ДОУ и в группе в контакте детского сада. Весь учебный год воспитатели совместно с детьми и родителями подбирали предметы для своих музеев. Педагоги составляли каталоги, разрабатывали конспекты экскурсий, дидактические игры, выбрали место расположения мини-музея. И вот состоялось открытие мини-музеев всех групп, дети ходили друг к другу на экскурсии. Первыми экскурсоводами стали сами воспитатели (в дальнейшем мы планируем в старших группах привлекать детей для проведения экскурсии). Вначале педагоги рассказывали о своем музее, показывали разные предметы, уточняли историю их появления, затем детям предлагалось потрогать, поближе рассмотреть и, конечно, поиграть.
Нужно отметить, что все воспитатели отнеслись ответственно к созданию мини-музеев, проявили свое творчество и выдумку.
В дальнейшем мы планируем продолжить работу по музейной педагогике, организуя 3Д музей в детском саду – создание медиаресурсов по познавательному развитию детей (виртуальные экскурсии, интерактивные плакаты).
Создание 3Д музея в детском саду содействует воспитанию патриотических чувств, социокультурного развития детей и родителей.
В заключение хочу привести слова Ольги Юрьевны Васильевой, министра образования и науки Российской Федерации: «Патриотизм должен быть в каждом человеке настолько же естественным, как дышать, ходить. Без уважения к дому, посёлку, городу, стране, в которой ты живёшь, вряд ли у нас что-нибудь путное получится»
Список литературы:
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Путинский детский сад», 2015г.
- Программа Развития МБДОУ «Путинский детский сад» «Формирование ценностной направленности личности в условиях сотрудничества детского сада и семьи»
- Аверьянова О.В. Музейная педагогика в дошкольном образовании: история и современность // Воспитатель ДОУ.- 2015 № 3. – с.102-110.
- Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
- Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
- Свешникова Е.А. Музей в детском саду: организация и планирование работы // Детский сад от А до Я. – 2007 № 6. – с.72-80.
Проект: Мини-музей в группе как средство формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников
Описание : данный материал будет интересен педагогам дошкольного образования.
Назначение материала:
Согласно требованиям ФГОС развивающая среда в группе должна способствовать развитию личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей, такие как:
Познавательное развитие:
представлений о социокультурных ценностях нашего народа;
Речевое развитие
включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой;
Одним из средств формирования начал коммуникативной компетентности у старших дошкольников является организация в группе мини-музея. Поэтому в группе был создан мини-музей под названием «В гостях у сказки». Для его создания был разработан проект.
Цель проекта:
организация мини-музея в группе как средства формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников.
Задачи:
1 Образовательная
–развитие познавательного интереса и коммуникативной компетентности через обогащение воспитательно- образовательного процесса новыми формами работы;
- формирование у старших дошкольников представления о музее.
2 Развивающая
– развитие познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.
3 Коммуникативная
– развитие связной речи;
умения общаться со сверстниками и взрослыми;
умения вести себя в общественных местах;
4 Нравственная
– воспитание уважения к труду взрослых;
- воспитание осознанно бережного отношения к культурному наследию народов, как к источнику художественно-литературного богатства;
Основные принципы работы в музее:
Наглядность: обеспечивает познавательный интерес и эмоциональное восприятие.Доступность: обеспечение непосредственного доступа к предметам и экспозициям музея.
Интегративность: содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой.
Деятельность: музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды деятельности, такие как пополнение музея работами, выполненными своими руками, создание экспонатов непосредственно в мини – музее;
Культуросообразность: музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям
Гуманность: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок – педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.
Разнообразность: экспонаты музея разнообразны.
Экологичность: все экспонаты экологически безопасные для здоровья детей.
Безопасность: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника.
Непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
Партнёрство: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей и благодаря чему реализуются права ребёнка.
Структура музея:
Разделы и экспон аты:
1 раздел: Здесь мы собрали предметы из разных сказок, которые знают дети: "Царевна-лягушка", "Сапоги-скороходы", "Гусли-самогуды", "Игла, в которой таится смерть Кощея бессмертного", "Наливное яблочко на расписном блюдечке", "Клубочек указывающий дорогу", «Волшебная палочка», «Шапка-невидимка», «Скатерть-самобранка», «Волшебный ларец», «Отравленный гребешок», «Горшочек каши», «Золотой ключик», «Волшебное зеркало», «Туфелька Золушки». Есть и зелёный дуб из сказки А.С. Пушкина «О царе Салтане», на его ветвях затаились кот учёный и русалка.2 раздел: «Сказки в загадках».
В музее используются карточки с загадками. Тексты записаны на карточках - желудях и развешаны на ветвях дуба. Хорошо смотрятся иллюстрации в картинках для самостоятельного сочинения и угадывания сказок, на страницах волшебной книги. Украшают музей интересно оформленные книги с волшебными сказками.
3 раздел: В разделе «Мы - «Сказочники» для настольных игр используются разнообразные карточки с заданиями, раскраски на сказочную тему, пазлы, лото, домино.
4 раздел: «Волшебный театр». Также здесь расположены разнообразные виды кукольных театров для самостоятельных детских драматизации.
5 раздел: «Портретная галерея». В музее сказок находится портретная галерея великих сказочников прошлого и современности. Портреты оформлены в виде альбома вместе с историей написания сказок и иллюстрациями к ним
6 раздел «Умные сказки» - подобрана детская литература по различным жанрам разных поэтов и писателей. Мини-музей наполнен книгами разного формата, назначения: словари, энциклопедии, учебники, музыкальные, книги-раскраски, книги-игрушки, журналы, комиксы.
7 раздел: Работает в нашем музее и мастерская "Книжкина больница" и «Читательский уголок», где ребята могут обыграть роли работника библиотеки. В процессе изучения экспонатов выставки дети обмениваются мнениями, составляют рассказы об увиденных предметах, играют в «Экскурсовода».
Этапы проекта по созданию музея:
1.Подготовительный:
Обсуждение с родителями на родительском собрании идеи создания мини-музея в группе;
-определение темы и названия музея путём опроса воспитанников группы;
-сбор экспонатов для музея;
-разработка модели и определение места для музея, опираясь на принципы экологичности и безопасности;
-подбор методической литературы по теме музея, подбор настольно-печатных и дидактических игр;
-разработка конспектов экскурсий;
-формулировка цели, задач, конечного продукта проекта.
2. Этап реализации прое кта:
Создание мини-музея.
- определение темы и содержания экскурсии, составление плана экскурсии
- целенаправленный показ экспозиций или общая экскурсия
- общение с посетителями с целью обобщения полученной информации и ответов на вопросы
3.Обобщающий э тап:
4. Деятельностный этап: функционирование мини-му зея.
Важно, что в создании нашего мини-музея принимали участие как сами воспитанники, так и их семьи. Ведь именно они приносили многие экспонаты, помогали в оформлении экспозиции. Они с гордостью показывают принесенные из дома экспонаты и рассказывают о них.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.
Схема построения работы в му зее:
Образовательная область « Речевое развитие»: обзорные экскурсии; рассказы детей; мини- экскурсии;Образовательная Область « Познавательное развитие»: рассматривание объектов; интегрированные занятия; конструирование;
Образовательная Область « Художественно-эстетическое развитие»: занятия по лепке, рисованию, аппликации;
Свободная деятельность детей: рассматривание экспонатов; рассматривание альбомов; самостоятельная продуктивная деятельность;
Взаимодействие с семьями воспитанников: участие в сборе экспонатов; изготовление экспонатов своими руками; изготовление альбомов.
Во время экскурсий по музею я провожу беседы с детьми с опорой на экспонаты того или иного раздела. В экскурсионной работе с детьми весьма эффективен вопросно-ответный метод. Поскольку всякая экскурсия представляет собой специфический вид общения, то с дошкольниками она предполагает постоянный, открытый диалог.
Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, составляя свои рисунки, рассматривая экспозиции, дети усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром.
Таким образом, реализация проекта по созданию мини-музея является эффективным и действенным средством развития коммуникативной компетентности дошкольников.