То на что направлена деятельность человека. Деятельность человека: основные характеристики. Методы и средства достижения цели

17.12.2018

Пока человек живёт, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят. В процессе деятельности человек познаёт мир, создаёт необходимые для собственного существования условия (пищу, одежду, жильё и др.), удовлетворяет свои духовные потребности (например, занимаясь наукой, литературой, музыкой, живописью), а также занимается самосовершенствованием (укрепляя волю, характер, развивая свои способности).

Процесс достижения цели

Те же структурные особенности также могут быть «одеты» различными способами. Мы также говорим о контекстуализации, чтобы обозначить эту повязку. Экспериментальные исследования по этой теме были обширными в когнитивной психологии. Были выделены два типа механизмов: один основан на посредничестве абстрактной структурой, диаграммой или правилами, другой основан на сопоставлении случаев в соответствии с их сходством. Будет видно, что рассуждения, используемые в сложных ситуациях, часто смешиваются и не могут попасть в одну категорию.

Деятельность человека: основные характеристики

Кратко напомним отличия человеческой деятельности от поведения животных. Во-первых, деятельность человека носит сознательный характер . Человек сознательно выдвигает цели своей деятельности и предвидит её результат. Во-вторых, деятельность носит продуктивный характер . Она направлена на получение результата, продукта. Таковыми, в частности, являются орудия труда, изготовленные и постоянно совершенствуемые человеком. В этой связи говорят и об орудийном характере деятельности, так как для её осуществления человек создаёт и использует орудия. В-третьих, деятельность носит преобразующий характер : в ходе деятельности человек изменяет окружающий его мир и самого себя - свои способности, привычки, личностные качества. В-четвёртых, в деятельности человека проявляется её общественный характер , так как в процессе деятельности человек, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Аналогичные рассуждения, опосредованные схемами

В этом первом случае аналогия между двумя ситуациями основана на существовании сообщества структуры, общей схемы или общих правил. Именно благодаря выражению этой абстрактной структуры передача знаний от источника к цели будет иметь место. «Аналоговые рассуждения состоят в проектировании структуры отношений, относящихся к знакомому исходному домену, к новому предметному домену, который должен быть приобретен».

Эта структура или схема могут быть расположены на разных уровнях абстракции и имеют тенденцию к деконтекстуализации изучаемой ситуации. Он может быть представлен как пропозициональная сеть. При решении проблем. «Схема для множества проблем - это знание, состоящее из серии целей и подцелей, и означает переход от исходного состояния проблемы к конечному состоянию с учетом ограничений проблемы».

Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения его потребностей.

Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

В современной науке применяются различные классификации потребностей. В самом общем виде их можно объединить в три группы.

Процессы разработки схемы или правила

Выбранная схема зависит от характера проблемы, заданной одновременно с пониманием автора. Здесь мы находим это замечание, что аналогия относится к выбору, сделанному аналитиком для представления рассматриваемой ситуации. Схема всегда редуктивна: это только гипотеза, которая всегда должна быть проверена. Здесь будет предложено понятие схемы, но аналогичное развитие может быть сделано с понятием правила, которое также можно представить как способное выражать схему. Чаще всего упоминаются два класса механизмов, индукция и похищение.

Естественные потребности. По-другому их могут называть врождёнными, биологическими, физиологическими, органическими, природными. Это потребности человека во всём том, что необходимо для его существования, развития и воспроизводства. К естественным относятся, например, потребности человека в пище, воздухе, воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т. п.

Согласно процессу индукции, схема возникает из открытия закономерностей между изученным случаем и множеством случаев. Согласно процессу похищения, схема основана на гипотезе, сформулированной относительно механизма производства рассматриваемого случая.

«Похищение - очень распространенная форма вывода, поскольку она постоянно вмешивается в анализ ситуаций, интерпретацию истории, диагностику решений». Идентификация этих механизмов основана на вербализации субъектов. Каузинил-Мармеш и Дидьержан отмечают наличие межличностных различий в месте, занимаемом этими двумя процессами. Диаграммы различаются по переменным и отношениям, которые их определяют. Они могут быть основаны на поверхностных особенностях изучаемой ситуации или учитывать глубинные структуры явления.

Социальные потребности. Они определяются принадлежностью человека к обществу. Социальными считаются потребности человека в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т. е. во всём том, что является продуктом общественной жизни.

Идеальные потребности. По-другому их называют духовными или культурными. Это потребности человека во всём том, что необходимо для его духовного развития. К идеальным относятся, например, потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребности познания человеком окружающего мира и своего места в нём, смысла своего существования.

Однако они доступны только с поверхностных характеристик, которые позволяют им быть выведенными. Отношения между двумя типами признаков развиваются во время эксперимента. Но особенности поверхности - одевание корпуса - все еще играют важную роль, особенно в качестве индикаторов структурных особенностей.

Многие исследования показывают, что эксперты, в отличие от новичков, классифицируют проблемы на основе их структурных особенностей, но затем могут уточнить свою категоризацию с учетом элементов поверхности. Таким образом, если они более чувствительны к структуре, чем новички, эксперты также кажутся чувствительными к поверхностным характеристикам.

Естественные, социальные и идеальные потребности человека взаимосвязаны. Так, удовлетворение биологических нужд приобретает в человеке множество социальных граней. Например, утоляя голод, человек заботится об эстетике стола, разнообразии блюд, чистоте и красоте посуды, приятном обществе и т. п.

Описывая потребности, А. Маслоу характеризовал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, завершённого удовлетворения. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека.

Аналогичные рассуждения, основанные на сходствах или основанных на случаях

Предыдущие типы рассуждений основаны на абстрактном знании. Целевая ситуация и исходная ситуация обрабатываются из схем или моделей, которые должны представлять их. В типе рассуждений, которые будут обсуждаться сейчас, по схожести или основанной на конкретных случаях, один будет искать среди множества ранее обработанных случаев тот, который наиболее близок к целевому случаю, который наиболее похож на него, в зависимости от интересующей точки. принятый взгляд. Это требует, чтобы эти предыдущие случаи были достаточно хорошо классифицированы и что существует хороший механизм поиска.

Эту же особенность человеческих потребностей подчеркнул и отечественный психолог С. Л. Рубинштейн (1889-1960), говоря о «ненасыщаемости» потребностей, которые человек удовлетворяет в ходе своей деятельности.

Теория деятельности в отечественной науке разработана советским психологом А. Н. Леонтьевым (1903-1979). Он описал структуру человеческой деятельности , выделив в ней цель, средства и результат.

«Работа по экспертизе предполагает, в свою очередь, то, что эксперты действительно построили и использовали обширные библиотеки дел». Механизмы аргументации, основанной на фактах, были сформулированы исследователями в области искусственного интеллекта, где это понятие стало очень продуктивной областью исследований. Он был определен как способ решения новых проблем путем адаптации решений, которые были использованы для решения старых задач. Реализация этих функций поднимает проблемы, из которых один будет сохраняться наиболее типично, упомянутый Уотсоном.

Структура деятельности и её мотивация

Всякая деятельность человека определяется целями, которые он перед собой ставит. Мы уже говорили об этом, касаясь такой особенности человеческой деятельности, как её сознательный характер. Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Например, архитектор сначала мысленно представляет образ нового здания, а потом воплощает свой замысел в чертежах. Мысленный образ нового здания - предвосхищаемый результат.

Индексирование для облегчения восстановления дела и должно учитывать цель тематического исследования. Процедура восстановления случая, наиболее близкого к изученному, важна для определения в искусственном интеллекте и приводит к разработке алгоритма поиска. Найдя родительский случай, необходимо приспособить к настоящему случаю решение, которое оно предлагает.

  • Представление дела в банке дела.
  • Типы представления многочисленны и более или менее формализованы.
  • Место, заданное контексту, также является переменной.
Представление случая возникает в любом исследовании и может быть сделано из более или менее тонкой сетки.

Достичь желаемого результата помогают определённые средства деятельности . Так, в знакомой вам учебной деятельности средствами являются учебники и учебные пособия, карты, таблицы, макеты, приборы и т. п. Они помогают усвоению знаний и выработке необходимых учебных умений.

В ходе деятельности возникают определённые продукты (результаты) деятельности. Таковыми являются материальные и духовные блага, формы общения людей, общественные условия и отношения, а также способности, умения, знания самого человека. В результатах деятельности воплощается сознательно поставленная цель.

Восстановление, целью которого является открытие ближайшего случая, также является классическим шагом в тематическом исследовании. Инь настаивала на важности «подгоночной стратегии» шаблонов, которая заключается в сравнении шаблона переменных, характеризующих целевой случай, с теми, которые характеризуют исходные случаи, то есть ранее изученные случаи и в списке. Инь также проявил интерес к стратегии, которую он называет «построением объяснения», которая заключается в выработке объяснения дела путем заслушивания путем объяснения идентификации «набора причинно-следственных связей», касающихся этого.

А почему человек выдвигает ту или иную цель? Его побуждают к этому мотивы . «Цель - это то, ради чего действует человек; мотив - это то, почему действует человек», - объяснял отечественный психолог В. А. Крутецкий (1917-1991).

Одна и та же деятельность может быть вызвана различными мотивами. Например, ученики читают, т. е. они выполняют одну и ту же деятельность. Но один ученик может читать, испытывая потребность в знаниях. Другой - из-за желания порадовать родителей. Третьим движет желание получить хорошую оценку. Четвёртый хочет самоутвердиться. В то же время один и тот же мотив может вести к разным видам деятельности. Например, стремясь самоутвердиться в своём коллективе, школьник может проявить себя в учебной, спортивной, общественной деятельности.

Виды познавательной деятельности человека

Это объяснение часто делается в соответствии с диаграммой, автор которой описал некоторые важные шаги. Казалось бы, речь идет о построении своего рода стандартного случая, соответствующего теоретической гипотезе, а затем сравнения изученного случая с этим стандартным случаем. Первоначальная гипотеза затем будет изменена из отклонений, причем процесс повторяется до тех пор, пока не будет получено удовлетворительное соответствие. Таким образом, мы находим процедуру, аналогичную предыдущей, когда речь идет также об аппарате паттернов, но где они получены первоначально из теоретических соображений.

Обычно деятельность человека определяется не одним каким-либо мотивом и целью, а целой системой мотивов и целей. Имеет место сочетание, или, можно сказать, композиция, как целей, так и мотивов. И эту композицию нельзя свести ни к одному из них, ни к простой их сумме.

В мотивах деятельности человека проявляются его потребности, интересы, убеждения, идеалы. Именно мотивы придают человеческой деятельности смысл.

Если два типа рассуждений по аналогии характеризуются отличительными особенностями, факт остается фактом: они не исключают друг друга и могут считаться взаимодополняющими. Один из источников этой возможной артикуляции между этими двумя типами рассуждений можно найти в том, что рассматриваемые случаи всегда являются представителями объектов исследования. Случайный случай, когда человек интересуется проблемой работы, всегда строится: это не декаль реальности, а модель, которая сохраняет только черты, которые считаются релевантными для целей анализа. Изучая использование схемы или случая, Каузинель и Дидьержан отмечают, что.

Любая деятельность предстаёт перед нами как цепь действий. Составную часть, или, другими словами, отдельный акт деятельности называют действием . Например, учебная деятельность состоит из таких действий, как чтение учебной литературы, слушание объяснений учителей, конспектирование, проведение лабораторных работ, выполнение упражнений, решение задач и т. п.

Некоторые исследования показывают, что субъекты могут использовать одновременное использование нескольких стратегий при решении проблем. Таким образом, мы можем выдвинуть гипотезу о том, что субъекты могут развиваться параллельно нескольким процессам рассуждения по аналогии, другими словами, использовать одновременно случаи и схемы.

«Соответствующие роли», «не бок о бок, а активное взаимодействие». 81, и они рекомендуют направлять исследования больше не по отдельности в каждой перспективе - правиле или сходстве, - но к изучению их совместной реализации. Тематическое исследование также может использоваться коллективно, то есть когда группа проводит исследование. Она смогла показать в рассматриваемом случае, с одной стороны. «Отсутствие обращения к аргументам, основанным на делах». с другой стороны, «использование протокольных решений для определенного количества проблем», то есть предпочтение использования схем.

Если поставлена цель, мысленно представлены результаты, намечен порядок осуществления действий, выбраны средства и способы действия, то можно утверждать, что деятельность осуществляется вполне осознанно. Однако в реальной жизни процесс деятельности выводит её из берегов любых целей, намерений, побуждений. Рождающийся результат деятельности оказывается беднее или богаче начального замысла.

Деятельностный подход в психологии

Проблема обобщения часто ставится на метод изучения конкретных случаев, ссылаясь на методологии, которые, как считается, более непосредственно реагируют на научные каноны. Этот метод предлагается ответить на уже упомянутые выше вопросы об использовании данных: что он учит нас, что выходит за рамки конкретного изученного случая? В какой мере выводы, сделанные при изучении дела, распространяются на других? Мы попытаемся предоставить некоторые элементы ответа на эти вопросы, уже проинформированные предыдущими анализами.

Под влиянием сильных чувств и других раздражителей человек способен на действия без достаточно осознанной цели. Такие действия называют малоосознанными или импульсивными действиями.

Деятельность людей всегда протекает на базе созданных ранее объективных предпосылок и определённых общественных отношений. Так, например, сельскохозяйственная деятельность во времена Древней Руси принципиально отличалась от современной сельскохозяйственной деятельности. Вспомните, кому принадлежала в те времена земля, кто и какими орудиями её обрабатывал, от чего зависели урожаи, кому принадлежали сельскохозяйственные продукты, как происходило их перераспределение в обществе.

Прежде всего следует отметить, что проблема обобщения лежит в основе метода тематического исследования. Он находится на уровне изучения сингулярного случая, поскольку он не может избежать вопроса об определении того, какие знания использовать для анализа рассмотренного случая, и, следовательно, на вопрос, в какой степени Импорт таких знаний действителен вне контекста или контекстов, в которых он был установлен. Проблема обобщения также присутствует, когда вы ставите вопрос о том, какие уроки следует извлечь из изучения дела для случая других случаев.

Обусловленность деятельности объективными общественными предпосылками свидетельствует о её конкретноисторическом характере .

по курсу «Обществознание»

«Многообразие деятельности человека »

2. Особенности человеческой деятельности

Проблема обобщения не возникает явно, когда исследование случая является эгоцентричным. Эта ситуация - это практика практикующего, единственная цель - похвальная - решить локальную проблему, которую он задает. Он анализирует свой случай из своих знаний, разрабатывает гипотезу и решение: он будет удовлетворен, если результаты будут положительными. Будет мало внимания, будет ли успех действительно подтверждать гипотезу, если очевидная проверка может быть вызвана не учтенными причинами и случайно связана с рассмотренными, и, более того, если бы альтернативные гипотезы могли быть тоже приемлемо.

В отличие от животных деятельность человека является преобразовательной. Для человека, как и для животного, свойственно приспособительное поведение. Так, на ранних ступенях своего развития человечество приспосабливалось к климатическим, географическим условиям своего существования, В те далекие времена изменение русла реки, или, наоборот, затопление реками полей, могли существенно изменить жизнь того или иного народа, характер и виды его хозяйственной деятельности.

Человечеству потребовалось много времени и усилий для того, чтобы покорить природу и подчинить ее своим целям и нуждам. Люди научились строить сложные ирригационные системы, каналы, дамбы, шлюзы. Природная стихия стала подвластна человеку. Поэтому человек, в отличие от животных, не только приспосабливается к природе, но и посредством своей деятельности ее преобразует.

Следующие отличие человека от животных заключается в том, что люди не имеют врожденной программы деятельности, не могут передавать ее своим потомкам генетическим путем. Нюх не приводит человека к продуктам питания, механический навык не побуждает строить гнезда. Немецкий просветитель Гердер назвал человека самым беспомощным и неприспособленным к жизни из всех живых существ. Многие из первых человеческих популяций погибали, выживали лишь те, которым удавалось выработать новый небиологический способ организации своего бытия. Условием выживания стала необходимость постоянного изменения способов, поведения, форм деятельности, установок психики.

Человек самостоятельно и прижизненно должен был выработать программы своей деятельности, отобрать оптимальные варианты и передать своим потомкам. Каким образом он мог это сделать? Через объективированные (т. е. отделенные от своих творцов) продукты своей деятельности. Мысли людей, их идеи, знания и опыт приобретают объективное бытие в вещах и предметах материальной культуры и в таких образованиях, как язык, мифология, религия. Значит; человек создает предметный мир как результат опредмечивания своих способностей.

В то же время каждый входящий в этот мир человек и каждое входящее в историю поколение людей используют накопленные знания и способности ее творцов. Они осваивают их, приобщаясь тем самым к опыту своих предков и становясь культурными существами.

Следовательно, между человеком и природой вырастает целый ряд опосредствующих звеньев, целый мир новых отношений, которого нет в мире природы. Так, благодаря человеческой деятельности, биологическое существование становилось одновременно социальным. В отличие от животных, которые живут в естественной (природной) среде, люди живут в среде социальной, являющейся результатом их сознательной трудовой деятельности. Между людьми устанавливается целый ряд связей и отношений: социальных, экономических, политических, правовых и т. д. В биологическом мире таких связей нет. Таким образом, человек, являясь существом производящим, осуществляющим свою деятельность, творит новую реальность. Этой новой реальностью является мир человеческой культуры и общественных отношений.

3. Структура деятельности

Деятельность человека отличается от жизнедеятельности животных тем; что она предполагает наличие субъекта действия, противостоящего объекту и воздействующего на него.

Субъект - тот, кто осуществляет действия, обладает активностью, направленной на объект. Субъектом деятельности может быть отдельный индивид, группа людей, организация или государственный орган. Действия субъекта могут быть направлены на другого человека или на самого себя.

Объект - то, что противостоит субъекту, то, к чему устремлена практическая и познавательная деятельность человека. Объектом деятельности может быть природа в целом или ее отдельные аспекты, а также различные сферы человеческой жизнедеятельности.

В широком смысле слова под содержанием человеческой деятельности понимается процесс взаимодействия между субъектом и объектом.

Иначе говоря, человек целенаправленно преобразует те или иные формы бытия. Условием человеческой деятельности является целеполагание, т. е. наличие заданной человеком цели и активность, осуществляемая в соответствии с этой целью.

Цель - субъективный образ желаемого результата, «то, ради чего» (Аристотель) предпринимаются определенные действия.

Целенаправленность деятельности становится возможной благодаря тому, что человек обладает сознанием. Сознание, органически вплетаясь в деятельный процесс, не просто составляет его необходимое условие, а является внутренней составной частью самого процесса. Поэтому «в конце процесса труда получается результат, который раньше был в представлении человека» (Маркс), т. е. идеально. Таким образом, деятельность людей включает в себя две противоположные формы: идеальное и материальное преобразование объекта.

Идеальное: преобразование объекта осуществляется в сознании человека. Именно сознание, как идеальная форма человеческой деятельности, придает целенаправленный характер материальному процессу. Сознательная цель, поставленная человеком, определяет способ и характер его действий.

Цель, которую ставит перед собой человек или группа людей, должна соответствовать реальным возможностям ее реализации. Все, что используется ради достижения цели, называется средствами деятельности.

Так, например, труд как целесообразная деятельность человека начался с изготовления орудий труда. Орудийность человеческого труда является его специфически человеческой особенностью. Только люди способны опосредовать свое воздействие на среду с помощью специально созданных средств труда, отличных от органов тела. Средства труда - это различные устройства, помогающие человеку воздействовать на природу для усиления мускульных (а позднее и умственных) возможностей человека: Причем, орудийность человеческой деятельности не сводится к использованию готовых, «подобранных на земле» орудий труда, а означает их систематическое изготовление, совершенствование, хранение и многократное использование.

Помимо цели и средств действие предполагает результат. Так, в результате учебной деятельности школьник умеет читать, писать, решать задачи, абстрактно мыслить. В результате деятельности рабочего машиностроительного завода появляются новые машины и детали к ним. Наука является результатом деятельности ученых, их исследований, экспериментов и умозаключений. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект.

4. Мотивы деятельности

Любая деятельность всегда имеет определенную мотивацию, приводящую к принятию решения о действии с определенной целью и определенным образом. Мотивация и принятие решения не может проходить без познания выработанных ценностей и алгоритмов (принципов) деятельности.

Мотив - побудительная причина поведения и действий человека, возникающая под воздействием его потребностей и интересов и представляющая собой образ желаемого человеком блага.

Таким образом, под мотивом понимается осознанное побуждение, обусловливающее действие для удовлетворения какой-либо потребности. Возникая на основе потребности, мотив представляет ее более или менее адекватное отражение. Мотив является определенным обоснованием и оправданием волевого действия, показывает отношение человека к требованиям общества. Он играет важную роль в оценке действий и поступков, так как от них зависит, какой субъективный смысл имеет действие для данного человека.

Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые в той или иной мере людьми, они становятся главным источником их активности.

Огромную роль играют и убеждения людей относительно целей, которых необходимо достичь, основных путей и средств, к ним ведущих. Иногда в их выборе люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, упрощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно о процессе деятельности). Неизменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия людей, и как следствие - аналогичную социальную реальность.

5. Виды деятельности

Можно выделить различные классификации видов человеческой деятельности.

В онтогенетическом развитии человека обычно выделяются три ведущих вида деятельности: игра, учение, труд.

Так, например, известный философ и историк культуры Хейзинг все виды человеческой деятельности рассматривает как проявление игры. Игра, как особый тип взаимодействия, многими исследователями рассматривается, как процесс, в ходе которого имитируются реальные действия, т. е. она является неким прообразом реальных действий, в ходе которых развиваются умения, навыки, способности человека. Так, например, в процессе игры ребенок осваивает различные социальные роли, приобретает навык поведения в социальной среде и т. д. (воспитательное значение игры отмечал еще Аристотель, который считал, что учить следует развлекая).

В более узком смысле слова под игрой понимается вид деятельности, который осуществляется не для практических целей, а служит для развлечений. Процесс игры доставляет радость, поддерживает хорошее настроение в любом возрасте.

Труд как целесообразная деятельность человека начался с изготовлений орудий труда. Только люди способны опосредствовать свое воздействие на среду с помощью специально созданных средств труда, отличных от органов тела. Средства труда - это различные устройства, помогающие человеку воздействовать на природу для усиления мускульных (а позднее и умственных) возможностей человека. Причем орудийность человеческой деятельности не сводится к использованию готовых, «подобранных на земле» орудий труда, а означает их систематическое изготовление и хранение, а также многократное использование. В отличие от этого орудийная активность приматов носит одномоментный характер, не предполагает регулярного их использования. На протяжении всей своей истории человек совершенствовал и развивал средства своей деятельности. Это был путь от каменного топора до современных суперкомпьютеров.

Чаще деятельность человека разделяют на два основных типа: практическую и духовную. Первая направлена на преобразование объектов природы и общества. Содержанием второй является изменение сознания людей.

Практическая деятельность - это непосредственное преобразование окружающей природы и социума (включая и самого человека). Принято разделять практическую деятельность на материально-производственную (преобразование природы) и социально-организационную (преобразование общества). Современные философы в основном отказываются от признания преимуществ и особой ценности какой-то одной из форм деятельности человека. Они указывают на важность, равнозначность и единство материального и духовного миров.

Духовная деятельность человека очень разнообразна и многогранна. Обычно к духовной деятельности относят духовно-практическую деятельность (отражение действительности в художественной форме, в мифах, религиозных учениях) и духовно-теоретическую деятельность (отражение действительности в науках, законах природы и общества), в нее же входит ценностное осмысление окружающего мира, которое выражается в идеологии и мировоззрении.

6. Сознательное и бессознательное в поведении людей

В своем поведении человек руководствуется не только сознательными, но и бессознательными мотивами. Существование сознания является очевидным, менее очевидно наличие бессознательного. Бессознательное - это совокупность психических процессов, состояний, не представленных в сознании и самосознании. Главное отличие сознательного и бессознательного заключается в том, что в сознании четко разделяются внешний мир и его отражение в образах, а в бессознательном реальность и ее переживание человеком сливаются. О существовании бессознательного различным ученым и философам было известно давно, но главная заслуга в привлечении широкого внимания и интереса к этому феномену принадлежит австрийскому ученому, врачу-психиатру З. Фрейду, который выдвинул проблему бессознательного в центр своих исследований.

При этом надо отметить; что многие концепции и выводы Фрейда не разделяются другими учеными.

Современная наука выделяет следующие основные уровни бессознательного:

Усвоение отдельным человеком поведения и привычек, типичных для той социальной группы, к которой он принадлежит, например, индивиды усваивают через подражание основные черты поведения, структуру быта своей этнической группы. При этом они не осознают, как происходит такое усвоение, и сознательно не контролируют его.

Неосознаваемые стереотипы автоматизированного поведения, Например, человеку, вышедшему из дома, вдруг кажется, что он не запер дверь, но он просто не осознавал, как это делал, потому что эту операцию он выполнял постоянно, много раз, а сознание было занято другими, более важными в данный момент делами.

Неосознаваемое восприятие, когда на поведение человека воздействуют такие раздражители, которые лежат за порогом его сознания и о которых он не может дать себе отчет. Человек в этом случае способен переработать информацию, находящуюся за пределами его сознания (например, проблема так называемого 25-го кадра).

С физиологической точки зрения бессознательные процессы весьма целесообразны. Они выполняют охранительнуй функцию, освобождая мозг от постоянного напряжения. О полном объеме хранящейся в памяти информации мы даже не подозреваем. Бессознательное выполняет функцию автоматизации человеческих действий. Если бы все элементы человеческой жизнедеятельности одновременно потребовали бы осознанности и контроля, то человек не мог бы ни думать, ни действовать.

В то же время бессознательное может выполнять и деструктивную, разрушительную функцию. Прорываясь в наше сознание, оно может захлестнуть и парализовать рациональные психические структуры социального бытия личности, вызвать необдуманные действия больших масс людей в огромных масштабах, что особенно вероятно и очень опасно в периоды крупных социальных преобразований.

7. Способность человека к творчеству

Творческие способности человека проявляются на основе его познавательных способностей. Но если познание субъекта есть отражение объективной действительности, т. е. движение от объекта к субъекту, то творчество, по преимуществу, есть движение от субъекта к объекту.

Творчество - это познавательно-деятельная способность человека создавать качественно новые материальные и духовные ценности.

Творчество изучается различными науками: психологией, философией, кибернетикой, информатикой и др. Специальной наукой, изучающей творческую деятельность, является эвристика. Ее назначение - создавать модели творческого процесса решения задач в условиях неопределенности. Название науки происходит от греческого слова «эврика» - «я нашел». Приемы, усиливающие творческие возможности, называются эвристическими.

Творческие способности человек может проявлять в различных видах деятельности: производственно-технической, научной, художественной, изобретательской, политической, воспитательно-педагогической. Наиболее ярко творчество проявляется в искусстве, науке и технике.

Выявлены общие черты творческого процесса или этапы творчества:

осознание проблемы, формулировка задачи;

сбор и изучение информации;

переключение на другие задачи или занятия: проблема уходит в подсознание;

озарение: проблема решается с неожиданной стороны; решение обнаруживается там, где поначалу его не пытались искать;

проверка: она может быть логической или экспериментальной;

оценка новизны найденного решения,

В творческом процессе значительную роль играет интуиция, Судя по воспоминаниям ученых, художников, для творчества важно сочетание логически обработанных знаний и интуитивных догадок. Творческое озарение - это результат работы ума, долгих поисков и освоения уже известного, сравнений, обобщений, рассуждений всего того, что составляет основу логического мышления.

Активизировать творчество можно путем специальной организации творческой работы. В 30-е гг. XX в. возник метод группового решения проблемы - мозговой штурм. Несколько человек, специалистов одной, смежных или различных областей, собираются для решения какой-либо задачи.

1. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В., Банникова А.В., Агапов Е.П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2. Касьянов В.В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3. Кохановский В.П., Матяш Г.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.

4. Кравченко А.И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.

5. Курбатов В.И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.



Похожие статьи
 
Категории