Творческий литературный проект "Кто Вы, Павел Петрович Бажов?". Проект "Волшебный мир П.П.Бажова"

24.03.2019

г. Екатеринбург

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1

Проект

«Волшебный мир

П.П. Бажова»

Мусина Л.Д.

Краткая аннотация работы

База внедрения: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16

Тип проекта: познавательный, творческий, среднесрочный.

Сроки реализации:

Участники проекта:

воспитанники 6 -7 лет, родители (законные представители), воспитатель.

Цели проекта:

Создание условий для развития познавательно-исследовательской деятельности, творческих способностей детей группы, через знакомство с творчеством уральского писателя П. П. Бажова.

Задачи проекта:

  1. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность, расширять кругозор детей.
  2. Приобщать к культуре и быту народов Урала.
  3. Познакомить детей со сказами П.П. Бажова.
  4. Развивать литературную речь; приобщать к словесному искусству, в том числе развивать художественное восприятие и эстетический вкус.
  5. Развивать детское творчество через рисование, лепку, аппликацию по тематике сказов; приобщать к изобразительному искусству через рассматривание изделий уральских промыслов, иллюстраций, альбомов.
  6. Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.

Актуальность.

Воспитание патриотических чувств - задача каждого педагога. А начинать это воспитание нужно с малого - прививать любовь к родному городу и краю.

Уральцы любят свой край и природу, но довольно плохо знакомы с богатством Уральского сказочного литературного наследия. А ведь многие писатели рассказывают о красоте нашего края, знакомят с его прошлым, бытом и обычаями предков. Одним из писателей был Павел Петрович Бажов, он своими сказами открыл миру уральский быт, легенды и язык народа. В его сказах жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей переплетается с вымышленными, фантастическими героями: Хозяйкой Медной горы, Голубой Змейкой.

Знакомя детей с творчеством П.П. Бажова мы создаем основу для формирования патриотических чувств.

Создание условий для ознакомления детей с произведениями П.П. Бажова;

Формирование чувства гордости за родной край;

Развитие творческих способностей воспитанников;

Создать у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к рассматриванию иллюстраций, книгам.

План реализации проекта

Этапы внедрения проекта

Подготовительный

(Организационный)

Педагоги

Воспитанники

Создание в группе условий по ознакомлению детей с творчеством П. П. Бажова

Знакомство детей с темой проекта.

Выяснение уровня знаний детей о произведениях П.П. Бажова.

Посещение дома - музея П.П.Бажова.

Знакомство родителей с темой проекта.

Анкетирование родителей «Читаете ли детям?»

Привлечение родителей к оформлению выставки в группе.

Основной

Организация выставки книг П.П. Бажова.

Разработка НОД, дидактического материала для закрепления пройденного материала.

НОД, беседы, подвижные игры, просмотр, мультфильмов, иллюстраций по теме, чтение художественной литературы, творческая работа для закрепления материала

Консультация, беседы.

Сбор информации и помощь в создании лэпбука, выставки.

Заключительный

Проведение анализа проекта.

Организация выставки творческой деятельности детей во время проекта.

Представление опыта работы над проектом для педагогической и родительской общественности.

Викторина по сказам П.П.Бажова

Презентация проекта на общем родительском собрании.

Интервьюирование.

Перспективный план работы.

неделя

1 неделя

30.01-03.02

Беседа «Красота родного края»

Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям П. Бажова

Чтение сказов «Медной горы хозяйка», «Каменный цветок»

заучивание стихов о сказах П. Бажова

Изготовление картины «Медной горы хозяйка в образе змейки» в технике пластилинография

Консультация

Помощь в оформлении книжного уголка.

Сбор информации для создания лэпбука: стихи про родной край, биография П.П. Бажова

2 неделя

06.02-10.02

Беседа «Правда или вымысел?»

Чтение сказов «Огневушка - Поскакушка», «Малахитовая шкатулка»

Изготовление «Малахитовой шкатулки» в технике пластилинография

Сбор информации для создания лэпбука: словарь незнакомых слов из сказов Бажова

3 неделя

13.02-17.02

Беседа: «Как жили люди на Урале»

Чтение сказов «Голубая змейка», «Серебрянное копытце»

заучивание стихов о сказах П. Бажова Изготовление «Серебрянное копытце» в технике бисероплетение

Консультация

Сбор информации для создания лэпбука: персонажи сказов, загадки.

4 неделя

20.02- 24.02

беседа «Что мы знаем о П. Бажове»

Чтение сказов «Синюшкин колодец»

рассмотреть иллюстрации в книгах (разные художники к одному и тому же сказу)

Создать папку иллюстраций к сказам П.П. Бажова

Изготовление бус из бумаги в технике скручивания.

Создание лэпбука


Материально - техническое обеспечение.


Ожидаемые результаты.

расширение кругозора детей в области знаний творчества уральских писателей, развитие творческих способностей ребят, приобщение родителей и детей к совместной деятельности, установление с ними доверительных и партнёрских отношений.

Используемая литература:

  1. З. И. Смирнова, О. В. Толстикова «Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и быту народов Урала».
  2. «Малахитовая шкатулка» Свердловское книжное издательство.
  3. Сказы: «Серебряное копытце»,

«Голубая змейка»,

«Медной горы хозяйка»,

«Малахитовая шкатулка»,

«Синюшкин колодец»,

«Каменный цветок».

  1. Интернет - ресурсы:

Анкета для родителей на тему:

"Читаете ли Вы дома ребенку и что?"

1.Читаете ли вы ребенку книги?

Если да, то как часто:

— ежедневно;

— несколько раз в неделю;

— редко, когда есть время.

2.Вы читаете детям книги:

— по просьбе ребенка;

— по своей инициативе.

  1. Обсуждаете ли вы прочитанное с ребенком?
  1. Есть ли у ребенка домашняя библиотека?

Сколько книг (приблизительно) она включает?

Каких жанров (стихи, сказки и т.д.)?

_________________________________________________________

  1. Какие книги предпочитает ваш ребенок:

— сказки;

— стихи;

— литературу о природе;

— энциклопедии, книги познавательного содержания;

— нет определенных предпочтений.

  1. Рассказывает ли ваш ребенок о книгах, которые прочитали в детском саду?

______________________________________________________

  1. Ходите вы с ребенком в библиотеку?

______________________________________________________

  1. Читаете ли вы с ребенком произведения для длительного чтения?

Если да, то какие последние произведения вы прочитали?

______________________________________________________

  1. Читаете ли вы сами литературу?

Если да, то какую предпочитаете:

— периодическую (журналы, газеты);

— познавательную;

— художественную

Беседа с детьми

«Красота родного края»

Задачи : Познакомить детей с природой родного края. Дать детям знания о лесах нашего края. Показать роль природы в жизни человека; воспитывать заботливое бережное отношение к природе как источнику красоты и доброты. Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями, животными. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.

Ход беседы:

Воспитатель читает стихотворение поэта Татьяничевой Людмилы«Малахит»

Когда-то над хребтом Урала,

Солёной свежести полна,

С ветрами запросто играла

Морская вольная волна.

Ей было любо на просторе

С разбегу устремляться ввысь.

Отхлынуло, исчезло море,

И горы в небо поднялись.

Но своенравная природа

То море в памяти хранит:

В тяжёлых каменных породах

Волной играет малахит.

Он морем до краёв наполнен,

И кажется: слегка подуть —

Проснутся каменные волны

И морю вновь укажут путь.

Ребята, о чём говориться в этом стихотворении?

А вы знаете, что такое природа?

Сегодня мы поговорим с вами о природе родного края. Наш край богат полями, лугами, озёрами, реками, и лесами. Давайте вспомним. Какие деревья растут у нас (ответы детей)

Для многих людей символом России является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза - любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов.

Белая берёза

Люблю берёзку русскую

Под моим окном

То светлую, то грустную,

Принакрылась снегом,

В зелёном сарафанчике

Точно серебром

С платочками в карманчиках

И стоит берёза

С красивыми застёжками,

В сонной тишине

С зелёными серёжками.

И горят снежинки

Люблю её, нарядную,

В золотом огне.

Родную, ненаглядную

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Что такое лес? Конечно, лес - это не только много деревьев. Это кусты, трава, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери. Если сверху с самолета посмотреть на нашу землю, то окажется, что земля имеет зеленый цвет. Почему?

Леса бывают разные. Много песен, стихотворений сложено про красавицу березку, а лес, где растут березы, называется … (березняк) . Найдите среди картин ту, на которой нарисован березняк. А как назовем лес, где растут ели? (Находят картинку ельника.) Сосны? (Сосняк.) Дубы? (Дубрава.) Как вы думаете : что такое смешанный лес? (Лес, где рядом растут разные породы деревьев - сосны, березы, осины ит. д.).

Лес выделяет кислород, нужный для дыхания. Он защищает почву от размыва. Из древесины можно изготовить более 20 тысяч изделий и продуктов. В лесу растет много полезных лекарственных растений. Лес - это дом животных, птиц. Лес - это место отдыха для человека. Вот почему лес называют зеленым другом.

Как вы понимаете словосочетание «охрана природы»?

Это хозяйское использование ее богатств, бережное отношение к природе.

Для восстановления лесов ежегодно высаживаются деревья. Большую роль в охране природы играет современная техника. С космических аппаратов ведутся съемки земной поверхности, которые помогают предотвратить лесные пожары, стихийные бедствия, например : наводнения.

Ребята, в нашей крае очень много разных растений и животных. Какие животные обитают на нашем Урале? Птицы? Насекомые? (Ответы детей) .

Среди них есть такие, которых осталось очень мало. Их так и называют - редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими? (Ответы детей) .

Редкие животные и растения в нашей стране, и в других странах тоже, охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие - из-за вкусного мяса, третьи - из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше.

Задумались люди : как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет - цвет опасности! Внимание! Он как красный сигнал светофора предупреждает «Осторожно! Может случится беда. Вот так выглядит Красная Книга России.

Она информирует, какие виды животных и растений в опасности. Призывает изучать эти виды. Предупреждает об исчезновении этих видов. Советует, как сохранить эти редкие виды растений и животных. Для удобства пользования, страницы у книги цветные.

На красных листах помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения и которые уже невозможно спасти без введения специальных мер охраны.

Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Кроме Красной Книги люди придумали заповедники. Что такое заповедник? Заповедник - это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все : травы, грибы, птицы, рыбы и все живое. Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу? (Ответы детей) . Правильно, охранять природу нужно в любом месте. Давайте вспомним правила охраны природы.

  1. На природезапоминать увиденное.
  2. Ходить по тропинкам.
  3. Не ломать ветки деревьев.
  4. Не топтать цветы, травы.
  5. Не кричать, не включать громко музыку.
  6. Не лезть в птичьи гнезда.
  7. Не ловить насекомых.
  8. Не разрушать грибницы.
  9. Не оставлять не затушенных костров.
  10. Не разорять муравейники.

А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным? (Ответы детей) . Давайте мы сами никогда не будем их обижать и не дадим их другим в обиду. Расскажем всем знакомым о беззащитных растениях и цветах. И тогда природа в нашем крае будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных, для всех растений.

Беседа с детьми

«Как раньше жили люди на Урале»

Задачи: познакомить детей с жизнью первобытных людей Урала: их жилище, охота, пища, одежда; расширять знание детей о внешнем облике и быте первобытного человека; формировать умение использовать мимику и жесты в соответствии с ситуацией; расширять словарный запас введением новых слов; развивать познавательный интерес, речь, память, воображение, мелкую моторику

Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в необыкновенное путешествие, в самое начало нашей истории - в древний мир. Это время было очень и очень давно, на нашей планете жили уже разные птицы, животные, насекомые и растения, а потом появился человек. Откуда он появился, как вы думаете?

(ответы детей)

Жил на свете первобытный человек.

Он впервые в жизни видел даже снег.

Строил хижины и убивал он дичь,

И бросал он обезьянкам громкий клич,

Чтоб ему отдали самый спелый фрукт

И еще какой-нибудь тропический продукт.

Эти люди назывались первобытными, потому что они были первыми. Их быт, порядок жизни являлся первым. До этого времени на территории Урала люди не жили.

Слайд1 «Первобытная природа»

Посмотрите, как выглядела природа, когда жили первобытные люди?

Есть ли здесь знакомые вам растения? (ответы детей)

Каких животных вы видите? (мамонт, саблезубый тигр, пещерный медведь). Дети сравнивают животных (ответы детей)

Слайд 2 «Первобытный человек».

Посмотрите, как выглядели древние люди, на кого они были похожи?

Что можно сказать о том, как они ходили, какие у них были руки (длинные, свисали до колен), для чего они были им нужны?

Древний человек был совсем голый. Могли ли эти люди говорить? (ответы детей)

Древние люди говорить не умели, а издавали лишь звуки, которыми выражали гнев, страх, радость. С помощью мимики и жестов они указывали друг другу на источник опасности.

Сейчас мы с вами пообщаемся с помощью жестов и мимики. Например, как сказать языком жеста, чтобы было тихо (прижать палец у губам), как принято приветствовать друг друга - здороваться (протягивать друг другу руку, махать), как выразить свое одобряющее отношение к чему-либо (поднять большой палец вверх)?

И только позже древний человек научился говорить. Мы с вами очень хорошо владеем речью, давайте попробуем проговорить скороговорки. (Дети проговаривают скороговорки)

Как вы думаете первобытные жили по одиночке или племенами? (ответы детей)

Первобытные люди жили племенами. Т.к. среди диких зверей первобытным людям было трудно выжить. Среди них всегда был кто -то умнее, сильнее, мудрее. И этого человека выбирали вождем.

Как вы думаете, где расселялись первобытные люди? (Около рек, озер, ручьев). Почему? (В реках, ручьях вода, рыба)

Еще что нужно было им, чтобы выжить? (жилье)

Слайд 3 «Жилища первобытных людей».

Посмотрите, какие были жилища (в виде землянок прямоугольной формы с очагом на полу). Позже люди строили их, используя ветки деревьев, бивни и кости мамонтов, укрывали их шкурами животных, для тепла.

Сейчас, давайте сами, построим жилище первобытного человека. (Дети строят из палочек, шкурок, меха, шерсти)

Первобытные люди, живущие у нас на Урале, устраивали свои жилища в пещерах, поэтому первобытного человека еще называют пещерным человеком.

Почему люди прятались в пещеры, а не оставались на земле? (укрывались от дождя, ветра, диких животных)

Динамическая пауза «Первобытный человек»

Вот бы жить до эры нашей (дети поднимают руки вверх, поднимаются на носки)

Не жизнь, а просто шик! (разводят руки широко в стороны)

Есть не заставляют кашу (наклон головы влево и на право)

Жарят каждый день шашлык. (мельница)

Ешь шашлык из мамонта! (двумя руками гладят живот)

Абу- тубу- тубу-та! (ходьба на месте)

Жизнь такая - просто класс! (руки вперед, большой палец вверх)

Жалко только не у нас. (обхватили руками колени)

Слайд 4 «Охота первобытного человека»

Посмотрите на экран, и скажите, как охотились первобытные? (они ходили на охоту на мамонтов, тигров загоняли мамонта в яму, забрасывали его

копьями, камнями)

Слайд 5 «Орудия труда, охоты»

Вы правы, но чуть позже люди научились делать оружие из разных материалов: из камня- ножи, дротики, наконечники копий, скребло, ручное рубило; из дерева- ручки топора, костей. Каменное острие привязывали к дереву с помощью растений -лиан.

- (Дети рассматривают слайд, выбирая орудие первобытного человека: нож из камня, лук и стрелы, копье из дерева, рогатку, заостренные кости животных и рыб…)

Из какого материала они сделаны?

Сейчас, у нас с вами есть картонные наконечники и ниточки с палочками. Мы займемся изготовлением орудия охоты первобытного человека. (дети изготовляют самостоятельно)

Что можно было использовать в пищу из в реках, озерах? (Рыбу).

Игра «Кто быстрее поймает рыбу»

Как же можно было приготовить рыбу? (ответы детей)

Первобытные люди ее просто вялили на солнце, жарили на костре. Они очень быстро поняли, что приготовленная таким образом пища очень полезная и вкусная.

Поэтому, когда люди впервые увидели огонь, то они его очень боялись, но потом приручив его поняли, какую пользу приносит огонь т.к. они могли около него и согреваться в холод и защитится от диких зверей. Всегда в племени был человек, который следил за огнем, не давая ему угаснуть. А позже люди научились сами добывать огонь. Может кто из вас, знает, как это делали первобытные люди? (ответы детей)

Экспериментирование. Добывание огня с помощью трения палочек (дети пытаются добыть огонь, вставив палочку в отверстие с мхом, быстро вращая ее)

Видите, как трудно добыть огонь, поэтому древние люди его берегли и боготворили. Они понимали, что огонь- это жизнь.

Жизнь первобытных людей была очень тяжелой. Стихийные капризы природы уничтожали посевы, урожаи. А когда люди научились использовать в пищу зерна и протирая их заметили, что упавшие зерна прорастают, тогда и появилось земледелие. А когда с охоты мужчины стали приносить разных животный (поросят, козлят, щенков…), то появилось скотоводство. И собака была первым животным прирученным человеком.

Слайд 6 «Человеческое стадо»

Чем занимались женщины, когда мужчины были на охоте? (собирали ягоды, нянчили детей, готовили пищу, шили одежду).

Из чего они шили одежду? (из шкур животных)

Да они сшивали ее рыбьими костями и заостренными костями животных. Позже они научились украшать одежду камешками, ракушками. Стали делать ожерелье, бусы, браслеты из слоновой кости и звериных зубов.

Когда первобытные люди отдыхали после трудного дня, как вы думаете, чем они могли еще заниматься? Они рисовали.

Слайд 7 «Наскальные рисунки»

Как вы думаете, чем они рисовали? Что рисовали? (дети рассматривают слайд)

Рисовали они пальцами, углем, камешками, красками из толченого камня на потолке и стенах пещер. Рисовали животных, сцены охоты, людей. Эти рисунки очень прочные, поэтому они сохранились до сегодняшнего времени. И сейчас в Игнатьевской пещере, на Южном Урале, эти изображения можно увидеть.

Сейчас мы возьмем угольки и попробуем нарисовать что-нибудь из жизни первобытных людей (дети рисуют, устраивая выставку)

Подведение итогов, анализ.

Наше путешествие в начало нашей истории- древний мир закончилось

Где мы сегодня с вами побывали? Что нового и интересного мы узнали?

Кто такие первобытные люди? Чем они занимались? Что вам больше

всего понравилось в нашем путешествии?

Беседа с детьми

«Что мы знаем о П.П. Бажове»

Задачи: знакомить детей с биографией и творчеством писателя Павла Петровича Бажова; формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение; воспитывать у детей интерес к книге и ее героям.

Воспитатель: Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 г., в городе Сысертский завод, Екатеринбургский уезд, Пермская губерния в семье рабочих.

Его отец Петр Васильевич работал на металлургическом заводе. Был хорошим мастером. Руки у Петра Васильевича были золотые. Характер был волевой и крепкий, за что его в народе прозвали «Сверло».
Его мать Августа Степановна рано осиротела, ей пришлось самой зарабатывать на жизнь рукоделием, она вязала удивительной красоты кружева.
Маленький Павел с раннего возраста видел тяжелый труд взрослых людей. По вечерам, отдыхая от трудной работы, взрослые рассказывали сказы, которые жадно слушали ребятишки. Сюжеты этих сказов хранили в себе народные предания о тяжелом труде людей в старых рудниках, легенды о несметных сокровищах Уральских гор, которые охраняет «тайная сила» - Малахитница.
Павел был единственным ребенком в семье, поэтому родители смогли дать ему образование. Пашу отдали учиться в духовное училище в городе Екатеринбурге.

Учился мальчик очень хорошо, он был одаренным ребенком, за что и был переведен в духовную семинарию города Перми.

Но смерть отца перевернула судьбу Павла Бажова. Ему пришлось пойти работать, чтобы продолжать свое обучение и помогать матери, у которой начались проблемы со здоровьем, она стала слепнуть.
Когда юноше было 20 лет, он устроился работать учителем русского языка и литературы в глухой деревне Шайдурихе возле заводов.
История родного края всегда влекла Павла Бажова. Каждый год во время школьных каникул он странствовал по Уралу, беседовал с людьми рабочих профессий: рудокопами и литейщиками, камнерезами и старателями. Все эти рассказы он старательно записывал. В свою записную книжку он заносил словечки и людскую речь, которая передавала характерные черты быта и жизненного уклада горнозаводских рабочих. Писатель любовался красотой Уральских камней.
Школьным учителем Павел Петрович Бажов проработал 18 лет. Затем его пригласили в духовное училище города Екатеринбурга, то самое которое он когда то и закончил.
Писатель построил в Екатеринбурге небольшой дом, в котором и поселился с мамой и женой. Павел Бажов стал главой большой семьи, в которой было семеро детей.
Павел Петрович Бажов долго и тщательно собирал материал для своей первой книги. В 1939 г. вышла в свет книга «Малахитовая шкатулка» Главная ее героиня, хозяйка Медной горы, допускает в недра Земли- матушки и отдает свои богатства только честным, смелым и работающим людям, которые не на богатства зарятся, а на красоту камня любуются.

Хозяйка Медной горы.

В Медной горе Хозяйка сурова,
Не проронила лишнего слова.
Ящеркой малой являлась на свет,
В шкатулке Малахитовой хранила секрет!

Павел Петрович написал для детей сказы: «Огневушка - поскакушка», «Серебрянное копытце», «Таюткино зеркальце», «Голубая змейка» и многие другие.
На 60-летний юбилей Павлу Петровичу Бажову друзья подарили большую книгу, в которую вошли 14 сказов.
За книгу «Малахитовая шкатулка» Бажов получил орден и государственную премию.
Сказы Павла Петровича Бажова умны и красивы. Композиторы сочиняли музыку, художники рисовали иллюстрации по мотивам сказов. По сюжетам любимых сказов поставлены спектакли, сняты кинофильмы и мультфильмы.
Писатель П.П. Бажов большой мастер слова, он вложил много труда, знаний, вдохновения, чтобы подарить миру тайны Уральских гор.
Павла Петровича Бажова помнят и чтят у нас в стране, его именем названы улицы, сквер и библиотека. «Центральная городская библиотека имени П.П.Бажова». Свердловская область, г.Лесной, ул.Ленина, 69.
В городе Москве есть район Ростокино, в котором располагается улица Бажова и улица Малахитовая. Есть красивый жилой комплекс, который носит название Каменный цветок. Самой главной достопримечательностью района Ростокино, является Сквер Бажова. Украшением сквера бесспорно можно считать скульптуры героев сказов.
3 декабря 1950 года Павла Петровича Бажова не стало. Ему было 71 год. Похоронили писателя на кладбище в городе Екатеринбурге.
В Сысерти и Екатеринбурге сохранились дома, где жил писатель. Теперь это музеи.
Каждое лето, начиная с 1993 года в Чебаркульском районе проводится Бажовский фестиваль, на котором собираются поклонники таланта, тем, кому дороги культура и народные традиции Урала.
Тайная сила сказов Павла Петровича Бажова хранится в описанных исторических событиях жизни простых рабочих добывающих камень. Отличают сказы Бажова поэтичные образы главных героев, перекликающие с русским фольклором, напевность и жизнерадостная эмоциональная окраска народной речи. Павел Бажов подарил читателю неповторимый загадочный мир.

Конспект НОД по пластилиннографии

«Хозяйка медной горы»

Задачи:

закреплять знания детей о персонажах сказов Бажова, развивать мелкую моторику, продолжать обучать детей нетрадиционным техникам работы с пластилином, воспитывать усидчивость, терпение, внимательность.

Воспитатель : Ребята, отгадайте загадку:

Небольшого росту девка,
И сама вся статная,
И коса ее чернява,
Да такая ладная.
Платье цвета малахита,
В косе ленты красные,
Глаза. Словно изумруды,-
Волшебные, ясные.

Воспитатель : Правильно, ребята, это Хозяйка Медной горы. А в каком образе она появлялась на людях?(Ответы детей)

Правильно, в образе ящерицы.

Ребята, у нас сегодня будет необычная лепка. Мы будем рисовать пластилином ящерицу. Сначала мы с вами возьмем прозрачный файл и прорисуем контур нашей ящерицы. Теперь мы можем взять пластилин и начать заполнять этот контур. Возьмем небольшой кусочек пластилина и сделаем глаз у ящерицы, теперь крапинки на спинке нашей героине. Чем отличалась Хозяйка Медной горы в образе ящерицы от других ящерок? (Ответы детей). Каким цветом бывает ящерица? Берем зеленый пластилин, им мы будем заполнять туловище нашей ящерицы, размазывая пластилин тонким слоем. Сначала отщипываем маленький кусочек пластилина, делаем из него шарик, кладем на основу (голова, хвост) и размазываем. Аккуратно делаем, не выходя за контур. Затем пластилином размазываем лапки ящерки. Вот и наша ящерица готова! Посмотрите, какие у вас красивые работы получились! Вы наверно очень устали? Давайте отдохнем и поиграем. Проведение физминутки.

Конспект НОД по бисероплетению

«Серебрянное копытце»

Задачи: закреплять знания детей о персонажа сказов Бажова, познакомить детей с новой техникой бисероплетение, развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, усидчивость, способность доводить начатое до конца.

Дети, отгадайте загадку:

Звонкое копытце,

рожки в пять ветвей,

Дружит он с Мурёнкой,

называй его скорей.

Правильно, это персонаж сказа Бажова Серебряное копытце. А кто расскажет о нем? Чем Серебряное копытце отличался от других козликов?

Сегодня мы с вами займемся бисероплетением, а для этого нам понадобится:

  • 10 бусин маленьких (1 - серебряная)
  • 16 бусин перламутровых средних;
  • 4 бусины перламутровые крупные;
  • бисер коричневого цвета для рожек;
  • проволока.

Внимательно изучите те схемы, которые лежат у вас на столах. Начнем плетение с туловища козленка, а именно с небольшого хвостика. На проволоку наденем 1 маленькую бусинку и закрепим ее. Далее на проволоку одеваем еще 6 маленьких бусин и формируем левую заднюю ножку. Закрепляем, оставив одну последнюю бусинку и проведя проволоку через 4 следующих. Для самого туловища одеваем 3 больших бусины и для левой передней ножки - 5 маленьких бусинки, закрепляем ножку как предыдущую. Для шеи и головы - одеваем 3 маленьких, 1 большую, 1 маленькую, закрепляем, проведя проволоку обратно через 4 бусины. Формируем правую переднюю ножку: 4 маленьких, 1 серебряная, закрепляем. Проводим проволоку обратно через туловище и формируем правую заднюю ножку.

Мы с вами сделали нашего козленка, осталось сделать ему рожки. Но прежде мы с Вами немного отдохнем.

Проведение физминутки.

Рожки для нашего олененка плетем из пяти полосок, отдельно от самого тела. Затем соедините их с тельцем при помощи концов проволоки, проведя их сквозь бисер и закручивая с другой проволокой. Схема содержит рисунок только одного рога, но как вы понимаете, нужно сплести два.

Посмотрите, какие красивые козлята у вас получились.

Викторина по сказам Бажова

Воспитатель: Весь месяц мы знакомились с творчеством П.П. Бажова, а сегодня мы узнаем, хорошо ли вам теперь знакомы сказы Бажова.

Конкурс

  1. Что мечтал сделать из камня Данило - мастер? (цветок)
  2. Прозвище старика, взявшего на воспитание сиротку.(Кокованя)
  3. Как звали сиротку?(Даренка)
  4. Как звали кошку Даренки?(Муренка)
  5. В каких случаях Огневушка - поскакушка показывалась людям? (когда хотела показать, где лежит золото)
  6. Сколько раз Огневушка показывалась Федюне?(три раза)
  7. В кого превращалась Хозяйка Медной горы?(в ящерку)
  8. Как наказали Степана за то, что он передал слова Хозяйки приказчику? (выпороли и приковали цепью в забое)
  9. Откуда появилась малахитовая шкатулка в семье Степана?(её подарила Хозяйка Медной горы)
  10. Почему жена Степана Настасья не могла носить украшения из малахитовой шкатулки?(потому что кольца ей жали, от бус было холодно, а серьги оттягивали мочки ушей)
  11. Кому досталась малахитовая шкатулка?(дочери Степана Танюшке)
  12. Где козлик скакал, люди камешки находить стали. Какие? (хризолиты)

Конкурс «Угадай сказ по вещи»

Дети вытаскивают из шкатулки вещь и называют сказ, в котором она встречается.

  1. Кошка.(«Серебряное копытце»)
  2. Голубенький платочек.(«Огневушка - поскакушка»)
  3. Лопатка.(«Огневушка - поскакушка»)
  4. Ящерка.(«Медной горы Хозяйка»)
  5. Перстень с малахитом. («Малахитовая шкатулка»)
  6. Пуговка. («Малахитовая шкатулка»)
  7. Молоток.(«Каменный цветок»

Конкурс «Из какой сказки слова»
- «Это филин помешал. Наше счастье обухал и обхохотал» (Огневушка -Поскакушка)
- «Весь балаган горит - переливается разноцветными огнями» (Серебряное копытце )
- «Объявись, покажись! Колесом покрутись» (Голубая змейка )
- «А одежда такая, что другой такой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье» (Медной горы Хозяйка ).

Конкурс «Кто знает?»
- Каким копытцем выбивал камни козлик? (серебряное копытце на правой передней ноге )
- Во что одета Огневушка - Поскакушка? (сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба).
- Зачем подарила женщина Танюшке пуговку? (Как что забудешь по работе либо трудный случай подойдет, погляди на эту пуговку. Тут тебе ответ и будет).
- Как можно отличить Голубую змейку от человека? (Как идет, так даже на самом мелком

Выполнили: Филипова Е.В., воспитатель, 1 кв. категории г. Екатеринбург 2018 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад компенсирующего вида № 49

Актуальность:

«Где же еще найти любовь к родине и верность общей воле, если не у самого народа?»

Максимилиан Робеспьер

Становление человека, развитие его личности происходит, только если вокруг него есть ему подобные - социум, в который входит не только ближайшее окружение ребёнка и взаимодействующие с ними специалисты, но, что самое главное - его сверстники. Именно поэтому мы, взрослые, должны сделать так, чтобы все аспекты жизни были доступны для каждого подрастающего человека. И уже тем более это необходимо детям с особыми возможностями здоровья.

Для особых детей контакты с окружающим миром ограничены, поэтому процесс их социальной реабилитации затруднён. При этом данный процесс существенным образом зависит от тех норм, которые приняты в социальном окружении ребёнка, от предъявляемых этим окружением к нему требований. Именно эти нормы и требования обеспечивают формирование его личности.

Детям с особыми возможностями здоровья доступно чувство любви к родному городу, родной природе, своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Сказы Павла Петровича Бажова являются сокровищем русской литературы.

Павел Петрович своими сказами открыл миру уральский быт, легенды и язык народа. В его сказах жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей переплетается с вымышленными, фантастическими героями: Хозяйкой Медной горы, Голубой Змейкой. Перед читателями предстают неисчерпаемые богатства земли уральской: неповторимая, своеобразная красота края с его лесистыми «изумрудно-малахитовыми» горами, глубокими и прозрачными, «как горный хрусталь» , озёрами, «рубиновыми ягодами» рябины и трудолюбивые люди прекрасные, как «камни-самоцветы» . Мы решили помочь детям понять и полюбить уральские сказы, приобщить детей старшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья к культуре малой Родины.

Вид, тип проекта: долгосрочный, творческий педагогический, художественно-изобразительный, речевой.

Длительность проекта: Две недели.

Дата проекта: с 29. 01. 2018г. по 09. 02. 2018г.

Цель: Способствовать формированию интереса к сказам П.П. Бажова.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Знакомить детей с произведениями П.П. Бажова;

Учить детей воспринимать текст на слух с опорой на иллюстрации, передавать в речи своё сопереживание героям;

Формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) , о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира;

Знакомить с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Коррекционно-развивающие:

Развивать все виды детской деятельности (игровая, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) , а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) , конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация) , музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка) в процессе знакомства дошкольников с произведениями П.П. Бажова;

Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, формировать уважительные отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

Развивать восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

Развивать у детей нравственно-эстетические чувства в общении с природой.

Коррекционно-воспитательные:

Побуждать детей к разъяснению и обсуждению поступков литературных персонажей;

Стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений;

Воспитывать у детей навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности;

Воспитывать умение участвовать в выполнении коллективных художественно-изобразительных (трудовых) умений;

Воспитывать любовь к родному краю;

Воспитывать устойчивый интерес к различным видам художественной деятельности.

Участники проекта:

Дети 6-7 лет;

Педагоги: воспитатель, учитель-дефектолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, младший воспитатель;

Родители воспитанников.

Работа с родителями:

Привлечь родителей к совместному творчеству в рамках проекта «Уральский сказочник – Павел Петрович Бажов» ;

Повышение родительской компетентности в процессе знакомства детей с детской литературой;

Консультация «Книги «Сказы» П.П. Бажова для домашнего чтения».

Печатная информация (памятка) «Павел Петрович Бажов детям» . (см. Приложение 1) .

Место проведения: МБДОУ – детский сад компенсирующего вида № 49.

Ожидаемый результат от реализации проекта:

Формирование у детей интереса к сказам П.П. Бажова;

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, Раскрытие творческих способностей дошкольников;

Осознание родителями значимости произведений П.П. Бажова в воспитании детей дошкольного возраста;

Расширение взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.

Учебно-методический комплект:

Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. /Авторы: Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Мин. Просвещения СССР. М.: Просвещение, 1991 г.;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» ;

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (модуль) по освоению детьми 7-го года жизни (подготовительная группа) основной общеобразовательной программы – адаптированной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада компенсирующего вида № 49 в группе компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью легкой степени;

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4. 1. 2660 – 10.

Атрибуты для драматизации: Сарафан, косоворотка, сюртук, кокошник, картуз ит. п.

Иллюстрации к произведениям:

Назаренко Галина. Иллюстрации к сказам П.П. Бажова: Портрет П.П. Бажова, «Последняя осень» , «Натал Гаврилович» (к сказу «Таюткино зеркальце» ) , «Садык и Вахоня» (к сказу «Солнечный камень» ) , «Данилка Недокормыш» (к сказу «Каменный цветок» ) , «Дедо, про козла-то расскажи...» (к сказу «Серебряное копытце» ) , «Поскакушка» (к сказу «Огневушка – Поскакушка» ) , «Танюшка» (к сказу «Малахитовая шкатулка» ) ,

Сказы П.П. Бажова в рисунках В. Назарук

Аудиозаписи:

Хрупкая веточка Сказ читает П. Вишнякова и К. Румянова.,

Серебряное копытце Ю. Медведев,

Орлиное перо Б.Никифоров

Средства:

Наглядные: Портрет П.П. Бажова; фотографии: дома, памятника; карточки-сигналы с положением артикуляционного аппарата; картины уральской природы (Верещагин П.П. «Картины Чусовой» ; Добров А.В. «Фотографии парка «Оленьи ручьи» »; Щеглов Д.С. Серия картин «Природа Урала» ) ; коврик с сигнальными изображениями; карточки-символы с изображением предметов; карточки с изображением предмета, цвета; мелкие предметы; комнатные растения; карточки-сигналы, обозначающие действия по уходу за растением; картины с изображением героев сказов; тексты для театральных инсценировок; карточки-символы с разными животными; карточки, изображающие опасность;

Литературные:

П.Бажов. «Сказы» Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1978 192 стр.

Бажов П.П. «Малахитовая шкатулка» /П. Бажов; иллюстратор Ляхович – М.: Эксмо, 2012 – 592 с.

«Серебряное копытце» П.П. Бажов. Серия: Школьная библиотек. а Изд-во: Омега 2016 г.

«Медной горы хозяйка» П.П. Бажов. Серия: Классика – детям. Изд-во: Стрекоза-пресс 2007 г.

«Каменный цветок» П.П. Бажов. Серия: Любимые сказки. Изд-во: Росмэн 2015 г.

Музыкальные:

А. Фриндлендер партитура «Горная сказка»

И. Келлера - музыку к балету «Каменный цветок»

К. Молчанов - сочинение оперы «Каменный цветок»

Балет «Каменный цветок» С. Прокофьева

Прокофьев вместе со своей женой и балетмейстером Л. Лавровским написали либретто на основе пяти сказов («Малахитовая шкатулка» , «Горный мастер» , «Каменный цветок» , «Приказчиковы подошвы» и «Огневушка-поскакушка» ) .

Балета «Сказ о каменном цветке» ,

Евгений Щекалёв – ансамблю Русичи – Сюита по сказам ППБ «Огневушка-поскакушка»

Мультимедийные:

«Серебряное копытце» 1977

«Малахитовая шкатулка» 1972

«Золотой волос» 2007

«Огневушка-поскакушка» 1979

Оборудование: ТСО: магнитофон, телевизор; Средства для изобразительной деятельности: белая и цветная бумага, белый и цветной картон, цветные карандаши и фломастеры, кисточки для раскрашивания, кисточки для клея, ножницы, салфетки для промачивания, рабочие салфетки, непроливайки, клей, чашечки для клея; Декоративный материал: стразы, блёстки, бусинки и т.п.; Спортивные модули – препятствия; Лабиринт; Тактильный конструктор; Ледянки, разноцветные мячи для метания.

Перспективное планирование работы по проекту:

Родился Павел 15 (27) января 1879 года поблизости Екатеринбурга в семье рабочего. Детские годы в биографии Бажова прошли в небольшом городе – Полевском Свердловской области. Учился в заводской школе, где был одним из лучших учеников класса. После окончания духовного училища в Екатеринбурге, поступил в духовную семинарию Перми. Завершив учебу в 1899 году, стал работать учителем русского языка.

Стоит кратко отметить, что женой Павла Бажова стала его ученица Валентина Иваницкая. В браке у них родилось четверо детей.

Начало творческого пути

Первая писательская деятельность Павла Петровича Бажова пришлась на годы Гражданской войны. Именно тогда он стал работать журналистом, позже увлекся историй Урала. Однако больше биография Павла Бажова известна как фольклориста.

Первая книга с Уральскими очерками под названием «Уральские были» была опубликована в 1924 году. А первый сказ Павла Петровича Бажова вышел в 1936 году («Девка Азовка»). В основном все сказы, пересказанные и записанные писателем, были фольклорными.

Главное произведение писателя

Выход книги Бажова «Малахитовая шкатулка»(1939) во многом определил судьбу писателя. Эта книга принесла писателю мировую известность. Талант Бажова как нельзя лучше проявился в сказах данной книги, которую он постоянно пополнял. «Малахитовая шкатулка» – это сборник фольклорных рассказов для детей и взрослых о жизни и быте на Урале, о красоте природы уральской земли.

В «Малахитовой шкатулке» содержится много мифологических персонажей, например: Хозяйка Медной горы, Великий Полоз, Данила-мастер, бабка Синюшка, Огневушка-поскакушка и другие.

В 1943 году благодаря этой книге получил Сталинскую премию. А в 1944 году был награжден орденом Ленина за плодотворное творчество.

Павел Бажов создал множество произведений, на основе которых были поставлены балеты, оперы, спектакли, сняты фильмы и мультфильмы.

Смерть и наследие

Жизнь писателя оборвалась 3 декабря 1950 года. Писатель был похоронен в Свердловске на Ивановском кладбище.

В родном городе писателя, в доме, где он жил, открыт музей. Имя писателя носит народный фестиваль в Челябинской области, ежегодная премия, вручаемая в Екатеринбурге. Павлу Бажову установлены памятные монументы в Свердловске, Полевском и других городах. Также именем писателя названы улицы во многих городах бывшего СССР.

Цель проекта : углубление знаний о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П. П.Бажова.

Задачи:

· формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Бажове, его сказах, как части культуры Уральского народа;

· познакомить родителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного края;

· создать условия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным наследием и традициями Урала»

· развивать творческие способности детей посредством продуктивной деятельности, стимулировать желание создавать красивое своими руками;

· формировать чувство гордости за свой родной край;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

«Мудрые сказы

П.П. Бажова»

Разработчик: Смирнова Алена Леонидовна

Воспитатель МДОУ детский сад «Чебурашка»

2014 год.

Актуальность реализации проекта

Воспитание патриотических чувств - задача каждого родителя, воспитателя, педагога. Начинать нужно с малого-с любви к родному городу, краю.

Уральский край – богат он своей историей, своими тайнами, своими мастерами да умельцами. Урал - «редчайшее место и по мастерам и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.

Действительно уральцы очень любят свою природу, но довольно плохо знакомы с богатством Уральского сказочного литературного наследия. А ведь образы,созданные Павлом Бажовым, имеют непосредственное отношение к национальной самоидентификации. По меткому выражению историка и профессора языкознания Майи Никулиной « природа языка, переданная в уральских сказах Павла Бажова-это язык русской Одиссеи. А сам Бажов - по теперешним меркам, самый настоящий культовый писатель, создавший новую уральскую мифологию на основе легенд и преданий».

М. П. Никулина, историк: «Бажовские корни искать следует не в рабочем уральском фольклоре, а в пространстве более обширном и отдалённом – в древних мифах, которые откровенно настаивают на том, что Урал – земля отмеченная, занимающая особое место на планете».

Да, славится наш край своими писателями, да сказителями. Именно они рассказывают в своих произведениях о жизни нашего края, о его особенностях и традициях. Сама уральская земля рождала легенды и сказки. П. П. Бажов учился видеть и понимать богатство и красоту горного Урала. Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит язык народных приданий и народную мудрость. Рассказывая об искусстве уральских умельцев, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы – об истинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудового человека.

Павел Петрович Бажов написал много интересных сказов, в которых быль тесно переплетается с вымыслом. Читая его произведения, мы окунаемся в мир необычный и удивительный. Знакомство с творчеством наших писателей – это основа и фундамент для формирования знаний о родном крае.

Проблема: дети не имеют достаточных знаний о культуре и традициях уральского народа и творчестве уральского писателя П. П. Бажова.

Причины возникновения проблемы:

1. Образовательной программой предусмотрено включение регионального компонента, но содержание раздела «Художественная литература» не позволяет в рамках непосредственной образовательной деятельности полноценно знакомить с произведениями уральского сказителя.

2. Современное общество строит свою жизнь в свете новейших ресурсов и информации, порой забывая, что прошлое и будущее человечества связаны. Семейное воспитание все меньше внимания уделяет ознакомлению детей с традициями и культурой малой Родины, в том числе из-за низкого уровня компетентности родителей в этом вопросе.

3. Возникает информационное голодание в области пропаганды и в области историко-культурного наследия, традиций родного края.

Цель проекта: углубление знаний о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П. П.Бажова.

Задачи:

  • формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Бажове, его сказах, как части культуры Уральского народа;
  • познакомить родителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного края;
  • создать условия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным наследием и традициями Урала»
  • развивать творческие способности детей посредством продуктивной деятельности, стимулировать желание создавать красивое своими руками;
  • формировать чувство гордости за свой родной край;

Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.

Вид проекта: семейный, групповой.

Сроки реализации проекта : октябрь, ноябрь.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители, муз. работник

Ожидаемый результат:

Обогатились знания детей в области творчества уральского писателя; имеют представления о жизни людей на Урале;

Активно вступает во взаимодействие с воспитателем и сверстниками в различных видах деятельности;

Высказывает свое мнение, пересказывает эпизоды произведений; обогатился словарный запас;

Проявляет творческую индивидуальность и самостоятельность в продуктивной деятельности;

Родители - активные участники реализации проекта.

Реализация проекта

1 Этап. Подготовительный.

Познакомить с темой проекта детей и родителей;

Провести консультацию для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников через произведения П. П. Бажова»

Оформить выставку книг по творчеству писателя;
- Подобрать пословицы, поговорки о родном крае и о труде.

2Этап. Основной.

Познавательно – исследовательская деятельность:

Провести беседы с детьми: «Как жили люди на Урале», «Правда или вымысел?».

Рассматривание иллюстраций к сказам П.П. Бажова.

Презентация «Богатство Урала».

Коммуникативная деятельность:

Чтение сказов П.П. Бажова, пересказ эпизодов.

Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о труде, о Родине.

Рассказывание стихотворений о родном крае.

Продуктивная деятельность:

-«Ящерица». Нетрадиционные техники рисования(иллюстрации к сказу «Хозяйка Медной горы»);
-Иллюстрация к сказу «Серебряное копытце». Нетрадиционные техники аппликации(коллективная работа).

Изготовление каменного цветка (пластилин, камешки, кедровые орешки).

Музыкально- художественная деятельность:

Разучивание на музыкальном занятии:

Хоровод «Уральский»;

Песня «Край родной».

3 Этап. Заключительный .

Открытое мероприятие «Богатство Урала»;

Выставка детского творчества по сказам Бажова;

Итоговое занятие « Добрый сказочник П. П. Бажов»

Оформление книги « Мудрые сказы П.П. Бажова»

(детские рисунки по сказам, выполненные совместно с родителями)

Вывод.

В дошкольном возрасте начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.

Адресная направленность: Представленный педагогический опыт в области исследуемой темы может быть использован специалистами дошкольного профиля в решении конкретных воспитательно – образовательных задач.

Детские творческие работы в рамках проекта.

Иллюстрации к сказу «Хозяйка Медной горы»

Поделки к сказу «Каменный цветок»

Иллюстрация к сказу «Серебряное копытце»

Творческий проект «Сказы Бажова»

Цель: прививать любовь к книге, формировать интерес к чтению, учить бережному отношению к книге.

Задачи:

Познакомить с творчеством Павла Петровича Бажова.

Пробудить у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

Формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения.

Формировать потребность в постоянном чтении книги;

Расширять кругозор детей через чтение сказок Павла Петровича Бажова;

Обеспечивать развитие речи дошкольников и активно формировать речевые умения.

Продолжительность: 1 неделя.

Актуальность: В век электроники и компьютеризации потерялся интерес к чтению книги. Большую часть времени дети проводят за компьютером и телевизором. Дети с трудом называют знакомые книги, не могут объяснить, чем они ему нравятся, чем запомнились. Интерес к литературе выражен не ярко, литературный опыт ограничен. На интуитивном уровне различают сказки, рассказ, стихи, не могут объяснить из особенностей. Дети невыразительно рассказывают сказки и рассказы, затрудняются в обсуждении книг, не проявляют интереса и инициативы в изобразительной и проектной деятельности на основе литературных произведений. При анализе вышеперечисленных проблем, вижу необходимость приобщения детей к художественной литературе через русские народные сказки и реализацию проекта «В гостях у Павла Петровича Бажова», в работу которого приобщить детей и их родителей.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатель.

Алгоритм:

Дни недели, Содержание

11.11.2015г. Беседа «В гостях у Павла Петровича Бажова» (биография), Чтение и обсуждение сказки П. П. Бажова «Серебряное копытце», аппликация по сказке

12.11.2015 г. Чтение сказки малахитовая шкатулка, рисование «Малахитовая шкатулка»

13.11.2015г. Просмотр сказок «Серебряное копытце», Малахитовая шкатулка»

16.11.2015 г. Лепка «Малахитовые бусы»



Похожие статьи
 
Категории