Итальянская опера. Италия

07.04.2019

Презентация «Великие итальянские композиторы»
Слайд 1:


    • Музыка всегда играла важную роль в итальянской культуре. Инструменты, связанные с классической музыкой , в том числе фортепиано и скрипка, были изобретены в Италии.

    • В 16 и 17 веках итальянской музыки можно проследить корни многих из преобладающих классических форм музыки, таких как симфония, концерт и сонаты.

Слайд 2: Цели презентации:


  1. Познакомить с творчеством итальянских композиторов VII-XX вв..

  • Антонио Сальери;

  • Никколо Паганини;

  • Джоаккино Россини;

  • Джузеппе Верди;

  • Антонио Вивальди.

  1. Развивать образное восприятие музыки.

  2. Формировать музыкальный вкус.

Итальянские композиторы VII-XX вв. Краткие биографические сведения:


  • Антонио Сальери;

  • Никколо Паганини;

  • Джоаккино Россини;

  • Джузеппе Верди;

  • Антонио Вивальди.

  1. Инструментальный концерт А. Вивальди «Времена года»:

  • Зима;

  • Весна;

  • Лето;

  • Осень.
Слайд 4:

    • Эпоха барокко представлена в Италии композиторами Скарлатти, Корелли и Вивальди, эпоха классицизма композиторами Паганини и Россини, а эпоха романтизма композиторами Верди и Пуччини.

    • Классические музыкальные традиции по-прежнему , о чем свидетельствуют слава бесчисленных оперных театров, таких как Ла Скала в Милане и Сан-Карло в Неаполе, и исполнителей, таких как пианист Маурицио Поллини и покойный тенор Лучано Паваротти.
В этом слайде рассказывается о жизни и творчестве итальянского композитора Антонио Сальери - итальянский композитор, дирижёр и педагог. Происходил из богатой семьи торговцев, обучался дома игре на скрипке и арфе. Сальери написал более 40 опер, из которых до сегодняшнего дня пользуются известностью «Данаиды», «Тарар» и «Фальстаф». Специально для открытия театра «Ла Скала» им была написана опера «Признанная Европа», которая по сей день идет на этой сцене. , камерной, духовной музыки, в т.ч. «Реквием», написанный в 1804 г., но впервые исполненный на его похоронах.

Послушайте это произведение.
Слайд 5:

Игра Паганини раскрывала столь широкие возможности скрипки, что современники подозревали, будто он владеет некой скрытой от других тайной; некоторые даже считали, что скрипач продал душу дьяволу. Все скрипичное искусство последующих эпох развивалось под влиянием стиля Паганини. Вот одно из самых известных произведений Каприз №24.
Слайд 6:

Ложкой льдинкой затрещала

Крышка зимнего пруда.

Ослепило солнце речки,

Нет дорог – один ручей,

Ветра теплого уздечки.

Принесли вчера грачей.

Все щебечет и искрится ласке первых вешних дней,

И торопится умыться. В луже старый воробей.
Слайд 13:

Так дни весны промчались быстро,

И лето теплое пришло.

И солнце жаркое, лучистое.

Оно с собою привело.
Слайд 14:

Послушайте, наступила осень.
День осенний, день печальный,

Лист осиновый, прощальный,

Лист кружится, лист кружится,

Лист на землю спать ложится.

Композиторы-классики известны всему миру. Каждое имя музыкального гения - неповторимая индивидуальность в истории культуры.

Что такое классическая музыка

Классическая музыка - чарующие мелодии, созданные талантливыми авторами, которых справедливо называют композиторами-классиками. Их произведения уникальны и всегда будут востребованы исполнителями и слушателями. Классической, с одной стороны, принято называть строгую, глубокосодержательную музыку, не относящуюся к направлениям: рок, джаз, народная, эстрадная, шансон и т. п. С другой стороны, в историческом развитии музыки есть период конца XIII - начала XX века, называемый классицизмом.

Классические темы отличаются возвышенной интонацией, изысканностью, разнообразием оттенков и гармонией. Они положительно влияют на эмоциональное мировосприятие взрослых и детей.

Этапы развития классической музыки. Их краткая характеристика и основные представители

В истории развития классической музыки можно выделить этапы:

  • Ренессанс или эпоха Возрождения - начало 14 - последняя четверть 16 века. В Испании и Англии период Возрождения длился до начала 17 века.
  • Барокко - пришел на смену Ренессанса и длился до начала 18 века. Центром стиля была Испания.
  • Классицизм - период развития европейской культуры с начала 18 и до начала 19 столетия.
  • Романтизм - направление, противоположное классицизму. Длилось до середины 19 века.
  • Классика 20 столетия - современная эпоха.

Краткая характеристика и основные представители культурных периодов

1. Ренессанс - длительный период развития всех направлений культуры. - Томасс Таллис, Джованни да Палестина, Т. Л. де Виктория сочинили и оставили бессмертные творения потомкам.

2. Барокко - в эту эпоху появляются новые музыкальные формы: полифонии, оперы. Именно в этот период создавали свои знаменитые творения Бах, Гендель, Вивальди. Фуги Баха выстроены в соответствии с требованиями классицизма: обязательное соблюдение канонов.

3. Классицизм. создавшие свои бессмертные творения в эпоху классицизма: Гайдн, Моцарт, Бетховен. Появляется сонатная форма, увеличивается состав оркестра. и Гайдна отличаются от тяжеловесных сочинений Баха несложным построением и изяществом мелодий. Это всё ещё была классика, устремление к совершенству. Бетховенские сочинения - это грань соприкосновения романтического и классического стилей. В музыке Л. ван Бетховена чувственности и пылкости больше, чем рациональной каноники. Выделились такие важные жанры, как симфония, соната, сюита, опера. Бетховен дал начало Романтическому периоду.

4. Романтизм. Музыкальным произведениям свойственна колоритность, драматизм. Формируются различные песенные жанры, к примеру, баллады. Получили признание сочинения для фортепиано Листа и Шопена. Традиции романтизма унаследовали Чайковский, Вагнер, Шуберт.

5. Классика XX столетия - характеризуется стремлением авторов к новаторству в мелодях, возникли термины: алеаторика, атонализм. Произведения Стравинского, Рахманинова, Гласса относят к классическому формату.

Русские композиторы-классики

Чайковский П.И. - русский композитор, музыкальный критик, общественный деятель, педагог, дирижёр. Его сочинения самые исполняемые. Они искренние, легко воспринимаемые, отражают поэтическую самобытность русской души, живописные картины русской природы. Композитором создано 6 балетов, 10 опер, больше сотни романсов, 6 симфоний. Известные всему миру балет «Лебединое озеро», опера «Евгений Онегин», «Детский альбом».

Рахманинов С.В. - произведения выдающегося композитора эмоциональны и жизнерадостны, а некоторые - драматичны по содержанию. Их жанры разнообразны: от небольших пьес до концертов и опер. Общепризнанные сочинения автора: оперы «Скупой рыцарь», «Алеко» по пушкинской поэме «Цыганы», «Франческа да Римини» по сюжету, заимствованному из «Божественной комедии» Данте, поэма «Колокола»; сюита «Симфонические танцы»; фортепианные концерты; вокализ для голоса под аккомпанемент фортепиано.

Бородин А.П. был композитором, педагогом, химиком, врачом. Самое значимое творение - опера «Князь Игорь» по историческому произведению «Слово о полку Игореве», которая писалась автором почти 18 лет. При жизни Бородин не успел её закончить, уже после его кончины оперу дописали А.Глазунов и Н.Римский-Корсаков. Великий композитор является родоначальником классических квартетов и симфоний в России. Венцом мирового и русского национально-героического симфонизма считается «Богатырская» симфония. Выдающимися признаны инструментальные камерные, Первый и Второй квартеты. Один из первых ввёл в романсы богатырские фигуры из древнерусской литературы.

Великие музыканты

Мусоргский М.П., о котором можно сказать - это великий композитор-реалист, смелый новатор, затрагивающий остросоциальные проблемы, великолепный пианист и прекрасный вокалист. Самыми значимыми музыкальными произведениями являются оперы «Борис Годунов» по драматическому произведению А.С. Пушкина и «Хованщина» - народно-музыкальная драма, главный действующий персонаж этих опер - восставший народ из разных общественных прослоек; творческий цикл «Картинки с выставки», навеянный работами Гартмана.

Глинка М.И. - известный русский композитор, основоположник классического направления в русской музыкальной культуре. Он завершил процедуру создания школы русских композиторов, базируясь на ценности народной и профессиональной музыки. Произведения мастера пронизаны любовью к Отечеству, отражают мировоззренческую направленность людей той исторической эпохи. Всемирно известные народная драма «Иван Сусанин» и опера-сказка «Руслан и Людмила» стали новыми течениями в русской опере. Симфонические произведения «Камаринская» и «Испанская увертюра» Глинки - основы русского симфонизма.

Римский-Корсаков Н.А.- талантливый русский композитор, морской офицер, педагог, публицист. В его творчестве прослеживаются два течения: историческое («Царская невеста», «Псковитянка») и сказочное («Садко», «Снегурочка», сюита «Шехерезада»). Отличительная особенность произведений композитора: самобытность с опорой на классические ценности, гомофония в гармоническом построении ранних сочинений. Его сочинения имеют авторский почерк: своеобразные оркестровые решения с необычно построенными вокальными партитурами, являющимися основными.

Русские композиторы-классики старались отобразить в своих произведениях свойственное нации познавательное мышление и народный фольклор.

Европейская культура

Известные композиторы-классикиМоцарт, Гайдн, Бетховен проживали в столице музыкальной культуры того времени - Вене. Гениев объединяет мастерское исполнительство, превосходные композиционные решения, использование разных музыкальных стилей: от народных напевов до полифонических разработок музыкальных тем. Для великих классиков свойственны всеобъемлющая творческая мыслительная деятельность, компетентность, чёткость в построении музыкальных форм. В их произведениях органично связаны воедино интеллект и эмоции, трагическая и комическая составляющие, непринуждённость и расчётливость.

Бетховен и Гайдн тяготели к инструментальным композициям, Моцарту мастерски удавались как оперные, так и оркестровые сочинения. Бетховен был непревзойдённым создателем героических произведений, Гайдн ценил и успешно использовал в творчестве юмор, народно-жанровые типажи, Моцарт был композитором-универсалом.

Моцарт - создатель сонатной инструментальной формы. Бетховен усовершенствовал её, довёл до непревзойдённых высот. Период венской классики стал периодом квартетного расцвета. Гайдн, вслед за ним Бетховен и Моцарт, вносят значимый вклад в развитие этого жанра.

Итальянские мастера

Джузеппе Верди - выдающийся музыкант 19 века, развивал традиционную итальянскую оперу. Обладал безупречным мастерством. Кульминацией его композиторской деятельности стали оперные произведения "Трубадур", "Травиата", "Отелло", "Аида".

Никколо Паганини - родился в Ницце, одна из наиболее музыкально одаренных личностей 18-19 века. Виртуозно владел скрипкой. Сочинял каприсы, сонаты, квартеты для скрипки, гитары, альта и виолончели. Писал концерты для скрипки с оркестром.

Джоаккино Россини - творил в 19 столетии. Автор духовной и камерной музыки, сочинил 39 опер. Выдающиеся произведения - "Севильский цирюльник", "Отелло", "Золушка", "Сорока-воровка", "Семирамида".

Антонио Вивальди - один из крупнейших представителей скрипичного искусства 18 века. Известность приобрел благодаря своим Наиболее известная работа - 4 скрипичных концерта "Времена года". Прожил удивительно плодотворную творческую жизнь, сочинил 90 опер.

Знаменитые итальянские композиторы-классики оставили вечное музыкальное наследение. Их кантаты, сонаты, серенады, симфонии, оперы будут доставлять удовольствие не одному поколению.

Особенности восприятия музыки ребенком

Прослушивание хорошей музыки положительно влияет на психоэмоциональное развитие ребенка, так считают детские психологи. Хорошая музыка приобщает к искусству и формирует эстетический вкус, так считают педагоги.

Многие известные творения создавали композиторы-классики детям, учитывая их психологию, восприятие и специфику возраста, т. е. для слушания, а другие сочиняли для крох-исполнителей различные пьесы, легко воспринимаемые на слух и технически им доступные.

«Детский альбом» Чайковского П.И. для маленьких пианистов. Это альбом-посвящение племяннику который любил музыку и был очень одарённым ребёнком. В сборнике более 20 пьес, некоторые из них созданы на основе фольклорного материала: неаполитанские мотивы, русская плясовая, тирольские и французские мелодии. Сборник «Детские песни» Чайковского П.И. рассчитан на слуховое восприятие детской аудиторией. Песни оптимистического настроя о весне, птицах, цветущем саде («Мой садик»), о сострадании к Христу и Боге («Был у Христа младенца сад»).

Детская классика

Для детей трудились многие композиторы-классики, список произведений которых очень разнообразен.

Прокофьев С.С. «Петя и Волк» - симфоническая сказка для детей. Благодаря этой сказке, дети знакомятся с музыкальными инструментами симфонического оркестра. Текст сказки написал сам Прокофьев.

Шуман Р. «Детские сцены» - это небольшие нотные рассказы с незатейливым сюжетом, написанные для взрослых исполнителей, воспоминания о детстве.

Цикл для фортепиано Дебюсси «Детский уголок».

Равель М. «Матушка гусыня» на основе сказок Ш. Перро.

Барток Б. «Первые шаги за фортепиано».

Циклы для детей Гаврилова С. «Для самых маленьких»; «Герои сказок»; «Ребятам о зверятах».

Шостакович Д. «Альбом фортепианных пьес для детей».

Бах И.С. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах». Обучая своих детей музыке, создавал для них особые пьесы и упражнения для развития технических навыков.

Гайдн Й. - прародитель классической симфонии. Создал специальную симфонию под названием «Детская». Используемые инструменты: соловей глиняный, трещотка, кукушка - придают ей необычное звучание, детское и задорное.

Сен-Санс К. придумал фантазию для оркестра и 2-х фортепиано под названием «Карнавал животных», в которой музыкальными средствами виртуозно передал кудахтанье кур, рык льва, благодушие слона и его манеру передвижения, трогательно-изящного лебедя.

Сочиняя композиции для малышей и юношества, великие композиторы-классикипозаботились об интересных сюжетных линиях произведения, доступности предлагаемого материала с учётом возраста исполнителя или слушателя.

Почти во всех отраслях культуры и искусства между Россией и Италией существовало крепкое содружество, оно сблизило нас и сделало родными. Многие русские композиторы, писатели хоть раз в жизни посетили Италию. Вспомним о самых великих из них.

Глинка М. (1804—1857)


Ещё один наш соотечественник, влюблённый в Италию, которому итальянцы, в свою очередь, отвечали взаимностью… В 1830 году он приехал в Италию изучать «бельканто». Здесь он подружился с итальянскими композиторами Беллини и Доницетти.
В творческом наследии Глинки есть опера «Венецианская ночь», пьеса для фортепьяно «Каприччио» и множество романсов, на написание которых его вдохновили итальянские серенады. Самая известная опера Глинки посвящена Ивану Сусанину, спасшему Москву от польских захватчиков.

Чайковский П. (1840— 1893)


Выдающийся композитор, мастер-симфонист, музыкальный драматург, Пётр Ильич Чайковский приезжал в Италию так часто и работал там так плодотворно, что его по праву считают «русским итальянцем». Среди множества прекрасных произведений, которые он создал, хотелось бы выделить те, что написаны во Флоренции: «Евгений Онегин» (1878), «Орлеанская дева» (1879), «Итальянское каприччио» (1880). Десять лет спустя он снова вернулся во Флоренцию и, живя в гостинице «Вашингтон», написал знаменитую «Пиковую даму» (1890), а по возвращении в Россию — струнный секстет «Воспоминание о Флоренции» (1892). Италия вдохновила композитора и на создание сюиты к знаменитому балету «Щелкунчик».


Игорь Стравинский (1882— 1971)


Композитор и дирижёр Игорь Стравинский, похоронен в Венеции. Живя в Америке и путешествуя по миру, выдающийся композитор и дирижёр Игорь Стравинский периодически приезжал в Италию, которую любил так сильно, что выразил желание быть похороненным в Венеции на острове Сан-Микеле, где покоился прах его друга, великого хореографа Сергея Дягилева. Последняя воля великого музыканта была исполнена. Гроб с его телом, прибывшим из Нью-Йорка, встречали пышной церемонией. Присутствовал на ней и поэт Иосиф Бродский, который, наблюдая за тем, как прах великого музыканта везут на гондоле в направлении острова Сан-Микеле, грустно пошутил: «Вот — Большой канал, туда Стравинский поканал…» Через четверть столетия и Бродский упокоился рядом со Стравинским… Вся долгая жизнь композитора и дирижёра Игоря Стравинского (он прожил 90 лет) прошла в бешеном темпе. Он плодотворно сотрудничал с хореографом Сергеем Дягилевым, по заказу которого написал одно из своих лучших произведений — балет-сказку «Жар-птица» (1910 г.). Среди знаменитых произведений Стравинского балеты «Петрушка», «Пульчинелла», опера «Царь Эдип». В центре Рима, на улице Виа дель Пополо, в отеле «Де Рюси» есть элегантное кафе «Стравинский», что ещё раз свидетельствует о большой популярности русского композитора среди итальянцев...

В Италии побывало много певцов — «золотых голосов» России, но самым прославленным из них, конечно же, был Фёдор Иванович Шаляпин.

Фёдор Иванович Шаляпин. (1873—1938)


Вы знаете о нём всё, поэтому ограничимся только упоминанием о двух незабываемых вечерах в миланском театре Ла Скала. Первый состоялся в 1901 году, когда Шаляпин исполнил партию Мефистофеля в одноименной опере (дирижировал Тосканини, партию Фауста исполнял Карузо), второй — в 1909 году, когда он исполнил главную партию в опере «Борис Годунов»(в постановке знаменитого Тосканини). У итальянцев остались самые тёплые воспоминания об этих вечерах и о великом маэстро Шаляпине. Даже Тосканини, который славился своим скверным характером, признался, что впервые за свою долгую карьеру он работал в дивной гармонии с оперным певцом; талант его Тосканини считал выдающимся и уникальным. Вы знаете, что первая жена Шаляпина была итальянской балериной, её звали Иола Торнаги, что у них было шестеро детей. После развода жена увезла детей на свою родину. Один из сыновей Шаляпина, Борис, стал художником, навещал Горького в Сорренто, другой, Фёдор, работал актёром в одном из римских театров.

Пастернак Б.(1890—1960)


Вы знали о том, что роман Пастернака Б. «Доктор Живаго» вообще впервые был опубликован на итальянском языке в Милане в 1957 году? Иногда то или иное произведение писателя или поэта становится известным сначала за рубежом, а потом уже в своей стране. Случилось так и с Борисом Пастернаком, роман которого «Доктор Живаго» впервые был опубликован на итальянском языке в Милане в 1957 году. Италия была его самой любимой европейской страной, в 1912 году он жил несколько месяцев в Венеции, которая пленила его своей красотой: «Мне посчастливилось узнать, что можно день за днём ходить на свидание с куском застроенного пространства, как с живою личностью»… В 1958 году Пастернак стал лауреатом Нобелевской премии, но роман «Доктор Живаго», любимый зарубежными читателями и экранизированный ещё в1965 году, в СССР был опубликован только спустя 30 лет(!) - в 1988 году!!!

На вопрос: «Каких русских писателей вы знаете?», итальянцы называют Фёдора Достоевского.

Достоевский Ф. (1821 — 1881)

Трогательная любовь к русскому мастеру тонкого психологического анализа вполне объяснима: итальянцы не только хорошо знакомы с его творчеством, но и считают «своим» ещё и потому, что Фёдор Михайлович провёл почти 5 лет во Флоренции, где снимал квартиру рядом с Палаццо Питти и где написал романы «Идиот» и «Бесы».


Гоголь Н. (1809—1852)


Гоголь Н.-один из первых «русских римлян», потому что большую часть жизни провёл в Риме. Он был украинцем, родился неподалеку от старинного города Полтавы в дворянской семье. Гоголь влюбился в Италию до того, как впервые её увидел. Дом Гоголя в Риме находился на знаменитой улице Феличе (Счастливой улице, сейчас это улица Систина). Нет нужды перечислять все его замечательные произведения, ограничимся только написанными в Италии: «Мёртвые души», новая редакция комедии «Ревизор» и незаконченная повесть «Рим», где вы найдёте рассказ Гоголя о прибытии в Вечный город в декабре 1845 года Императора всея Руси Николая I. Просто невероятно, с какой быстротой Гоголь освоил итальянский язык! Он в совершенстве владел разговорной речью и письменным языком, что делало его очень популярным в русско-итальянской культурной среде.

Гоголь был частым гостем в салоне Зинаиды Волконской — ещё одной «русской римлянки». Благодарные поклонники поставили в 2003 году в Риме на Вилле Боргезе памятник Гоголю. На постаменте выбита его известная фраза: «О России я могу писать только в Риме…» В письмах друзьям Гоголь писал о Риме и об Италии то с восторгом, то со страстной тоской, то чуть ли не с религиозным трепетом: «Влюбляешься в Рим очень медленно, понемногу — и уж на всю жизнь».


«О, Рим, Рим! Кроме Рима, нет Рима на свете, хотел я было сказать, — счастья и радости, да Рим больше, чем счастье и радость».

«Что за воздух! Кажется, как потянешь носом, то по крайней мере 700 ангелов влетают в носовые ноздри. Удивительная весна!» «Если бы вы знали, с какой радостью я бросил Швейцарию и полетел бы в мою душеньку, в мою красавицу Италию. Она моя! Никто в мире её не отнимет у меня! Я родился здесь…».

«...вся Европа для того, чтобы смотреть, а Италия для того, чтобы жить».

«Вот моё мнение! Кто был в Италии, тот скажи «прости» другим землям. Кто был на небе, тот не захочет на землю. Словом, Европа в сравнении с Италией всё равно, что день пасмурный в сравнении с днём солнечным».

«О, Италия! Чья рука вырвет меня отсюда? Что за небо! Что за дни! Лето — не лето, весна — не весна, но лучше весны и лета, какие бывают в других углах мира. Что за воздух! Пью -не напьюсь, гляжу — не нагляжусь. В душе небо и рай. У меня теперь в Риме мало знакомых, или, лучше, почти никого. Но никогда я не был так весел, так доволен жизнью».

«...Нет лучшей участи, как умереть в Риме...»

Кипренский О. (1782—1836)


Блестящий художник-портретист по прозвищу «русский Ван Дейк», академик Петербургской и Неаполитанской академий художеств, он был ещё и «русским римлянином», прожившим в столице Италии последние 20 лет своей жизни. Кипренский написал множество портретов русских и итальянских аристократов и знаменитостей, самый известный из которых — портрет А. С. Пушкина. Этот художник был настолько популярен и любим римлянами, что они донесли до наших дней множество легенд и анекдотов о нем. По одному из них, в мастерскую Кипренского однажды пожаловал король Баварии и, не застав мастера, оставил ему свою карточку, подписанную «Король Баварии». Возвратившись, художник поспешил отправить именитому гостю свою карточку, на которой написал: «Орест Кипренский — Король Художников». Он был не только остроумным, но и очень добрым человеком. Римляне рассказывали, что выходя из кафе, он выносил остатки своего обеда или ужина бродячим собакам, которые преданно поджидали его на улице. Кипренский умер в 1836 году, похоронен в Риме в знаменитой церкви Сант-Андреа делле Фратте. Академия художеств выплачивала несколько лет пенсию его маленькой дочке.

Егоров А. (1776— 1851)


Егорова А.-итальянцы прозвали «русским Рафаэлем»... Один из самых одарённых мастеров академического рисунка, А. Е. Егоров удостоился у современников звания «русского Рафаэля». В 1803 г. вместе с другими выпускниками он попадает в Рим. О его пребывании в Италии ходило множество легенд. Говорили, что при первом же посещении натурного класса русский художник поразил присутствующих своим мастерством: он молниеносно изобразил натурщика, сидя у его ног (когда Егоров пришёл в класс, все удобные места уже были заняты). Однажды Егорову пришлось вступиться за честь русских рисовальщиков: итальянский художник заявил, что русский никогда не сможет изобразить человеческую фигуру так, как это сделает итальянец. Егоров взял уголь и со словами: «А вот так вы умеете?» одним росчерком нарисовал на стене человека, начав с большого пальца левой ноги. Говорят, что после этого случая за рисунок Егорова итальянские любители живописи предлагали столько золотых монет, сколько их укладывалось на поверхности рисунка. Главное место в творчестве Егорова занимают работы на религиозные темы — иконы для петербургских церквей и соборов. Самая известная картина Егорова — «Истязание Спаителя» (1814).

Брюллов К. (1799— 1852)


Брюллова К.- в Риме называли Carlo il Grande (Великий Карл). Он был по происхождению французом, но император, оценив его великий талант, пожаловал ему русское подданство, русскую фамилию и направил за границу вместе с другими пенсионерами Российской академии художеств. Брюллов всецело оправдал доверие, внеся свой вклад в мировую культуру! Он прожил в Риме практически весь творческий период своей жизни — до самой смерти в 1852 году. Именно в итальянской столице Брюллов создал знаменитое полотно: «Последний день Помпеи», которое называли самым грандиозным произведением изобразительного искусства столетия. К сожалению итальянцев, картина была куплена князем Демидовым (за 40000 франков) и отправлена в Петербург в дар императору Николаю I. Несколько раньше, в 1823 г., царю была подарена картина К. Брюллова «Итальянское утро». По словам очевидцев, Николай I поставил картину на стул в своём кабинете и подолгу любовался ею,стоя на коленях. Конечно же, такое могло случиться только в прекрасном XIX веке, когда даже императоры считали своим долгом преклонить колени перед великим произведением искусства.) Талант Карла Брюллова высоко оценили современники: он был удостоен орденов Владимира III и IV степени, избран профессором Флорентийской академии художеств. Интересна история его картины «Диана на крыльях ночи», которую художник написал перед самой смертью. На этой картине он изобразил место на Некатолическом кладбище в Риме, где хотел быть похоронен. Его последнее желание было исполнено. Когда через несколько лет после смерти Брюллова закончился срок оплаченной аренды кладбищенского участка, государство (Италия) оплатило это место навсегда, чтобы могила Брюллова сохранялась вечно.

Новые предложения каждый день: отелей, апартаментов, вилл и не только...на любой бюджет!

Джованни Сгамбати (итал. Giovanni Sgambati ; 28 мая 1841 , Рим — 14 декабря 1914 , там же) — итальянский пианист, дирижёр и композитор.

Вырос в городе Треви , где учился, в основном, церковной музыке (как певец и дирижёр хора). В 1860 г. вернулся в Рим, где год спустя познакомился с поселившимся здесь Ференцем Листом и под впечатлением от его игры стал его учеником. Сгамбати исполнял произведения Листа как пианист, дирижировал аккомпанировавшим Листу оркестром, в 1866 г. руководил как дирижёр исполнением листовской Симфонии «Данте». В 1869 г. в связи с отъездом Листа Сгамбати также покинул Италию и отправился в Германию, где познакомился с Рихардом Вагнером и его музыкой. В 1880-е гг. Сгамбати много гастролировал, в том числе и со своими собственными сочинениями. В 1893 г. Сгамбати возглавил Римскую филармонию; после его смерти в его честь был назван концертный зал филармонии. На протяжении ряда лет руководил фортепианным Квинтетом королевы, выступавшим под патронатом итальянской королевы Маргариты. Он также оказал значительную помощь в становлении музыкальной карьеры Франческо Тости.

В творческом наследии Джованни Сгамбати — две симфонии, фортепианный концерт, квартет, два фортепианных квинтета, песни и значительное количество церковной музыки, из которой выделяется Реквием (1901). Однако едва ли не самой знаменитой работой Сгамбати остались к сегодняшнему времени фортепианные переложения нескольких номеров из оперы Глюка «Орфей и Эвридика», в числе которых так называемая Мелодия.

()

Музыка - это искусство звуков и каждый звук в ней имеет своё обозначение. Нота (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в…

Как всё начиналось...

Тема была четырёхтактной. Она не отличалась от сотен других, подобных ей тем. Обычная фигура музыкальной риторики, схоластическая формула. Тема-формула была бесстрастной и загадочной. Загадочной потому, что, как всякая тема, она таила в себе неизведанные возможности - была зерном, из которого под воздействием творческой мысли композитора должна вырасти великолепная и жизнеспособная постройка. Она могла быть многоярусной и многоголосной, эта постройка, величественной и целеустремлённой, строгой по мысли, но расточительно орнаментированной во внешнем звучании. Недаром синьор маэстро Алинови любил сравнивать форму фуги с архитектурой готического собора. "И здесь и там, - говорил он, - величавость сочетается с изобилием, весь ансамбль подчинён единой мысли, возвышенной и отвлеченной, а детали поражают смелостью и многообразием подлинной жизни".

Но за последнее время маэстро Алинови редко приходилось проводить излюбленную им параллель между построением фуги и архитектурой готического собора. Молодёжь была неискушенной в искусстве возведения полифонических построек. Увы! Увы! У молодёжи не было интереса к полифонии. Юношам не внушали, что музыка заложена там, внутри этого, кажущегося подчас сухим и отвлеченным, тематического материала. Им не сообщали ничего о величии и силе творческой воли композитора, способной исторгнуть из любой темы музыкальную форму грандиозную и живую, подобно тому, как Моисей исторг воду из камня, и им не указывали на примеры, где развитие музыкальной мысли приводит к глубочайшим философским обобщениям. Маэстро Алинови не раз с болью в сердце повторял себе, что дело обстоит именно так. Найти мелодию, выигрышную для певца, мелодию, легко запоминающуюся, суметь разукрасить эту мелодию как можно эффектней - вот к чему все стремились. И самая прекрасная тема в руках композиторов претерпевала лишь ряд внешних, подчас насильственных изменений и оставалась мертвой формулой. Ибо не оплодотворённая творческой мыслью композитора, она не могла превратиться в живую музыку.

()

Итальянский композитор Винченцо Беллини вошел в историю музыкальной культуры как выдающийся мастер бельканто. На обороте одной из золотых медалей, выпущенных еще при жизни композитора в его честь, краткая надпись гласила: «Творец итальянских мелодий». Его славу не мог затмить даже гений Дж. Россини. Необыкновенный мелодический дар, которым обладал Беллини, позволил ему создать самобытные и исполненные сокровенного лиризма интонации, способные воздействовать на самый широкий круг слушателей.
Концерт для гобоя Беллини достаточно известен и построен по принципу оперной арии. Гобой здесь излучает солнечный оптимизм и ласковое тепло Италии.

Концерт для гобоя с оркестром ми бемоль мажор

Лирическая трагедия Луиджи Керубини в трех действиях; либретто Ф. Б. Оффмана по одноименной трагедии П. Корнеля (она в свою очередь восходит к трагедиям Сенеки и Еврипида).

«Медея». Anselm Feuerbach (1879)


()

Амилькаре Понкьелли (31 августа 1834 — 16 января 1886) — итальянский оперный композитор.

Родился в Падерно-Фазоларо (впоследствии переименованное в Падерно-Понкьелли) близ Кремоны. В возрасте девяти лет он выиграл стипендию на получение музыкального образования в Миланской консерватории. Уже в десять лет он написал свою первую симфонию. Диплом об окончании консерватории он получил 1854 году. Два следующих года он служил органистом в кремонской церкви Сант-Иларио, затем — капельмейстером Национальной гвардии в Пьяченце..

()

В историю итальянской музыки первой половины XX в. Респиги вошел как автор ярких программных симфонических произведений (поэм «Римские фонтаны», «Пинии Рима»).

Будущий композитор родился в семье музыкантов. Дед его был органистом, отец — пианистом, у него Респиги и брал свои первые уроки игры на фортепиано. В 1891-99 гг. Респиги учится в музыкальном лицее в Болонье: игре на скрипке у Ф. Сарти, контрапункту и фуге у Далль Олио, композиции у Л. Торки и Дж. Мартуччи. С 1899 г. он выступает в концертах как скрипач. В 1900 г. пишет одно из первых своих сочинений — «Симфонические вариации» для оркестра.

В 1901 г. в качестве скрипача оркестра Респиги приезжает на гастроли в Петербург вместе с итальянской оперной труппой. Здесь происходит знаменательная встреча с Н. Римским-Корсаковым. Маститый русский композитор холодно встретил незнакомого посетителя, но, посмотрев его партитуру, заинтересовался и согласился заниматься с молодым итальянцем. Занятия продолжались 5 месяцев. Под руководством Римского-Корсакова Респиги написал «Прелюдию, хорал и фугу» для оркестра. Это сочинение стало его дипломной работой в болонском лицее, а его учитель Мартуччи отметил: «Респиги уже не ученик, а мастер». Несмотря на это, композитор продолжает совершенствоваться: в 1902 г. он берет уроки композиции у М. Бруха в Берлине. Через год Респиги снова посещает Россию вместе с оперной труппой, живет в Петербурге и в Москве. Овладев русским языком, он с интересом знакомится с художественной жизнью этих городов, высоко оценивая московские оперные и балетные спектакли с декорациями и костюмами К. Коровина и Л. Бакста. Связи с Россией не прекращаются и после возвращения на родину. В Болонском университете учится А. Луначарский, который позже, в 20-х гг., выражает пожелание, чтобы Респиги снова приехал в Россию.

()

Леонардо Винчи (итал. Leonardo Vinci, около 1690, Стронголи — 27 мая 1730, Неаполь) — итальянский композитор эпохи барокко, видный представитель неаполитанской оперной школы.

Изучал музыку в неаполитанской консерватории Повери-ди-Джезу-Кристо (Conservatorio dei Poveri di Gesù Cristo), где учился у композитора Гаэтано Греко. «Слепец-притворщик» («Lo Cecato fauzo»; Неаполь, 1719) — первая опера на неаполитанском диалекте. Наиболее известная ранняя опера — «Li zite ’n galera» (Неаполь, 1722; традиционно переводится как «Девушки на галере», однако вернее будет перевести название как «Новобрачные на лодке»). Одним из первых использовал тексты Пьетро Метастазио для своих опер. Всего написал более 25 опер, в том числе «Катон в Утике» (Рим, 1728; из неё доныне популярна ария «Confusa, smarrita») и «Узнанная Семирамида» («Semiramide riconosciuta»; Рим, 1729). Также оставил произведения духовной музыки (оратории, кантаты и пр.). «Артаксеркс» («Artaserse») — самый большой успех композитора (особенно популярна оттуда ария "Vo solcando"), плоды которого он не смог развить в связи со скоропостижной смертью. Обстоятельства смерти Винчи не выяснены.

Опера «Артаксеркс», возобновлённая в наши дни, впервые была представлена публике 4 февраля 1730 года в «Teatro delle Dame» (до наших дней не сохранился) в Риме. Примечателен тот факт, что после римской премьеры «Артаксеркс» удерживался в репертуаре различных европейских театров ещё более 10 лет.

()

Abraham Bosse - The Five Senses - Hearing

Антонио Драги (Antonio Draghi; 1634/1635, Римини — 1700, Вена, Священная Римская империя) — итальянский композитор эпохи барокко.

Антонио Драги учился в Венеции. Начал свою музыкальную карьеру в качестве певчего в Падуе, в 1657 впервые появился на сцене в Венеции в опере «La fortuna di Rodope e di Damira».

Переехав в 1658 году в Вену, служил придворным капельмейстером и композитором Леопольда I, императора Священной Римской империи.

В 1666 году сочинил первую оперу «La Mascherata». В Вене оставался до смерти в 1700.

Драги был одним из самых плодовитых композиторов своего времени. Его вклад в развитие итальянской оперы был особенно значительным. Для Венской оперы он сочинил свыше 170 торжественных представлений и опер. Написал также около 50 ораторий, серенады для оркестра и другие произведения.

()

Имя Понкьелли сохранилось в истории музыки, благодаря одной опере — «Джоконде» — и двум ученикам, Пуччини и Масканьи, хотя на протяжении своей жизни он знал не один успех.

Амилькаре Понкьелли родился 31 августа 1834 года в Падерно Фазоларо близ Кремоны — деревне, которая носит теперь его имя. Отец, владелец лавки, был деревенским органистом и стал первым учителем сына. В девять лет мальчик был принят в Миланскую консерваторию. Здесь Понкьелли в течение одиннадцати лет обучался игре на фортепиано, теории и композиции (у Альберто Маццукато). Вместе с еще тремя студентами он написал оперетту (1851). По окончании консерватории брался за любую работу — органиста в церкви Сант-Иларио в Кремоне, капельмейстера Национальной гвардии в Пьяченце. Однако всегда мечтал о карьере оперного композитора. Первая опера Понкьелли «Обрученные» на сюжет знаменитого романа крупнейшего итальянского писателя XIX века Алессандро Мандзони была поставлена в родной Кремоне, когда ее автор едва перешагнул порог двадцатилетия. В последующие семь лет состоялись премьеры еще двух опер, но первый успех пришел лишь в 1872 году, с новой редакцией «Обрученных». В 1874 году увидели свет рампы «Литовцы» по поэме польского романтика Адама Мицкевича «Конрад Валленрод», в следующем году прозвучала кантата «Приношение Доницетти», а еще год спустя появилась «Джоконда», принесшая автору настоящий триумф.

Основал в Болонье музыкальную школу, из которой вышло много хороших музыкантов, например: Бонончини, Клари. Писал псалмы, мотеты, мессы. Коллекция духовных сочинений Колонна была собрана по приказу Леопольда I.

Джованни Паоло был капельмейстером церкви San-Petronio в Болонье, в числе основателей и неоднократно председателем Accademia filarmonica; один из наиболее выдающихся итальянских церковных композиторов 17-го века. Сохранилось множество его произведений: 3 сборника 8-гласных псалмов с органом (1681, 1686, 1694), "Motetti a voce sola con 2 violini e bassetto di viola" (1691), 2—3-гласные мотеты (1698), литании и антифоны прсв. деве Марии (1682), мессы (1684), 8-гласные мессы, псалмы и пр. (1685), комплетории и секвенции (1687), 8-гласные ламентации (1689), "Messe e salmi concertati" (1691), 3—5-гласные псалмы повечерия с инструментами (1694) и 9 ораторий (1677—90); кроме того в 1672—92 в Болонье были поставлены три оперы Колонна. Много других композиций осталось в рукописи (Вена, Болонья).


Giovanni Paolo Colonna, Laudate Dominum a tre cori (1672)


()


Похожие статьи
 
Категории