Культура римской империи. Учебный фильм "Настоящий гладиатор"

04.03.2019

Античная культура Рима, существовавшая в период с 8 в. до н.э. и до распада Священной Римской Империи в 476 год н.э., подарила миру свое собственное видение системы идеалов и ценностей. Для этой цивилизации были первостепенными любовь к Родине, достоинство и честь, почитание богов и вера в свою уникальность. В данной статье представлены основные аспекты , способные описать такое уникальное явление, как культура Древнего Рима, кратко.

Вконтакте

Античная римская культура

Согласно хронологическим данным, история культуры Древнего Рима может быть разделена на три основные периода:

  • царский (8–6 вв. до н.э.);
  • республиканский (6–1 вв. до н.э.);
  • имперский (1 в. до н.э. – 5 в.н.э.).

Царский период Древнего Рима считается наиболее примитивным в плане римской культуры. Однако на тот момент римляне уже имели собственный алфавит . В конце 6 века стали появляться первые античные школы, в которых дети обучались 4–5 лет латинскому и греческому языкам, письменности и арифметике.

Внимание! За тот короткий период античной истории, длившийся с 753 по 509 гг. до н.э., на римский престол успели взойти семь царей: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Луций Тарквиний Приск, Сервий Туллий, Луций Тарквиний Гордый.

Республиканский период характеризуется проникновением в жизнь Древнего Рима античной греческой культуры. В это время начинают развиваться философия и право .

Наиболее ярким римским философом того времени стал Лукреций (98–55 гг.), который в своем труде «О природе вещей» призывал людей перестать бояться суеверий и божьей кары.

Он давал вполне логическое объяснение появлению человека и вселенной. Новшеством в системе римского права стало введение понятие «юридическое лицо», благодаря чему укрепляются позиции частных собственников.

В имперский период развития античной культуры происходит отказ от всего греческого. Развивается римская уникальность. Это прекрасно видно в культуре и архитектуре того времени: Колизей и Пантеон. Впервые предпринимаются попытки изучения деятельности и головного мозга. Опыты проводил известный в античные времена врач Гален. Создаются школы для подготовки лекарей . В религии также произошли изменения. В качестве божества теперь признавался римский император, который после смерти возносился на небо.

Древнеримское наследие

Многие достижения Древнего Рима в сфере цивилизации и культуры, созданные в античный период, и сейчас пользуются популярностью во всем мире:

  • Водопровод. Акведуки использовались еще в Вавилоне, однако в Древнем Риме они стали применяться не только для орошения, но и для бытовых нужд. Водопроводы были проведены и к промышленникам: местам, где добывались ресурсы и ремесленным кварталам. Сохранившиеся акведуки, возведенные в период античности, на территории современной Европы можно найти в Германии, Франции и Италии.
  • Канализация. Она стала необходимым элементом крупных римских городов. Дренажные системы использовались как для отвода воды во время дождя, так и нечистот различного характера. Античные клоаки используются и сейчас, правда, только для удаления воды после ливня.
  • Гражданство. Основное наследие Древнего Рима. Именно римляне установили порядки получения гражданства. Законными жителями Империи считались все вольные люди, вне зависимости от того, где они были рождены и на какой территории государства проживают.
  • Республика. Республиканская форма правления, созданная в Риме в античный период, положила начало созданию современного типа власти . Именно римляне начали разделять бразды правления, так как, по их мнению, концентрация ее в руках одного правителя может стать губительной для всех граждан. У римлян длительный промежуток времени получалось сохранять согласие между слоями общества благодаря делегированию. Однако, по иронии судьбы, именно республиканская форма правления и похоронила Римское государство.
  • Памятники культуры Древнего Рима. В это богатейшее наследие входят римские здания, скульптуры, литературные произведения, философские труды.

Искусство

Художественная культура Древнего Рима очень походила на греческую того же периода. Но в этом есть и свои плюсы. Благодаря римлянам удалось сохранить многие произведения античной живописи, которые были скопированы у греческих художников.

Скульптуры у римлян приобрели эмоции. На их лицах отражалось состояние души, благодаря чему скульптура оживала. Именно в Древнем Риме появляется такое литературное направление, как роман.

Единая греко-римская культура античного периода породила множество писателей, драматургов и поэтов. Зародилось новое направление в литературе – роман. Среди известных сатириков того времени стоит отметить Плавта и Теренция .

Их комедии удалось сохранить до наших дней. Ливий Андроник стал первым трагиком в Риме и перевел «Одиссею» Гомера на латинский язык. Из числа поэтов стоит отметить Луцилия, писавшего стихотворения на житейские темы. Чаще всего в своих произведениях он высмеивал одержимость богатством.

Во времена Цицерона в Древнем Риме приобретает популярность философия. Появляются такие направления, как римский стоицизм, основной идеей которого было достижение человеком нравственного и духовного идеала, и римский неоплатонизм, который проповедовал восхождение души человека к единству с неким экстазом.

В области астрономии известен античный ученый Птолемей, который создал геоцентрическую систему мира. Он же написал ряд трудов по оптике, математике и географии.

Архитектура Древнего Рима

Древнеримская эпоха оставила величественные памятники античной архитектуры, которые можно увидеть и сегодня.

Колизей. Огромный амфитеатр, строительство которого началось в 72 г. н.э. и закончилось только спустя 8 лет. Его второе название, амфитеатр Флавиев, связано с правящей династией, представители которой были инициаторами строительства. Общая вместимость римского Колизея составляла более 50 тысяч человек .

Обратите внимание! Чаще всего в гладиаторских боях участвовали военнопленные. Их жизнь зависела от того, насколько красочно они смогли продемонстрировать свои возможности и в какой степени они завоевали публику. Если гладиатор производил сильное впечатление, зрители Рима позволяли ему жить и поднимали большой палец вверх. Если же публика желала смерти, то большой палец хладнокровно опускался вниз.

Триумфальная арка Тита . Инициатором строительства монумента выступил римский император Домициан, вскоре после кончины своего предшественника Тита. Этот античный памятник построен в 81 г. н.э. в честь завоевания Иерусалима в 70 г.н.э. Арка известна своим выпуклым рельефом внутри пролета. На нем изображена процессия римских солдат с трофеями, захваченными в Иерусалиме.

Пантеон. Величественное сооружение, построенное императором Адрианом в 126 г. н.э. Пантеон – это храм, посвященный всем богам. Прекрасно сохранившись до наших дней в первозданном виде, этот памятник культуры античного периода уникален своей пропорциональностью и визуальной легкостью. Сверху римский храм украшает купол с отверстием в центре для подачи солнечного света.

Культурные традиции

Наиболее яркие и своеобразные традиции римской культуры античного периода представлены в брачной церемонии .

Накануне свадьбы девушка, как бы прощаясь с детством, должна была пожертвовать свои игрушки и одежду. Голову обвязывали красной шалью, невесту одевали в белую тунику, которую перевязывали поясом из овечьей шерсти.

Свадебное платье в Древнем Риме было красного цвета, которое надевалось поверх туники. На голову накидывалось ярко-желтое покрывало, которое совпадало цветом с обувью.

Сама же церемония сопровождалась жертвоприношением свиньи. По ее внутренностям определялось, будет ли счастливым брак. И если да, то проводивший обряд гадания давал свое разрешение.

Уже во времена античного периода составлялись брачные договоры, в которых прописывалось приданое невесты и порядок деления имущества в случае развода. Контракт зачитывали вслух при десяти свидетелях, после чего эти свидетели ставили свои подписи.

Специфика

Несмотря на то, что Древний Рим во многом подражал Греции, он обладал характерными отличительными особенностями в культуре. Если греки оккупировали территории путем распространения своих товаров, то Рим вел военные действия , полностью лишая завоеванную территорию самостоятельности.

Раз в пять лет проводился опрос населения – ценз. Активность населения ценилась как в военное время, так и в мирное.

Национальной одеждой в Риме считалась тога. Именно поэтому римлян называли «тогатус». Вечным спутником Древнего Рима была армия, которая стояла за пределами государства. Особенности культуры Древнего Рима позволили ей стать базой для последующего расцвета Европы.

Музыкальная культура

Музыкальная культура древнего античного периода ничем не отличалась от художественной в том плане, что она также полностью копировала греческую.

Из Греции приглашались, певцы, музыканты, танцоры. Было популярным исполнение од Горация, поэм Овидия, сопровождаемое музыкой кифары и тибии.

Однако позже в Древнем Риме музыкальные представления утратили свой первозданный вид и приобрели исключительно зрелищный характер. Исполнения музыкантов сопровождались театральными представлениями. Даже гладиаторские бои сопровождались звуками труб и рогов.

Во времена античного периода большой популярностью пользовались преподаватели музыки . До наших дней сохранилось письмо поэта Марциала к своему другу, в котором он говорит, что если станет учителем музыки, то карьера ему обеспечена.

Новым течением искусства стала пантомима. Она исполнялась танцором-солистом под звуки хора и большого числа музыкальных инструментов.

Последний император Рима Домициан в конце 1 в. н.э. устроил «капитолийское состязание» между солистами, поэтами и музыкантов. Победители были увенчаны лавровыми венками.

Вклад Древнего Рима в мировую культуру

Вклад Древнего Рима в развитие современной европейской цивилизации неоспорим. Римляне в античный период создали латинский алфавит, на котором писала вся средневековая Европа. В Риме была создана система гражданского права , определены гражданские ценности: патриотизм, вера в собственную идентичность и величие. Там же исторически сложилось христианство, сильно повлиявшее на последующие этапы развития человечества. Римлянами был введен в обиход бетон. Они научили мир строить мосты и водопроводы.

Скульптура и искусство, как часть культуры Древнего Рима

Культура и история Древнего Рима кратко

Вывод

Величайшие люди истории восхваляли античный Рим и его культуру в своих цитатах. Так, Наполеон говорил: «История Рима – история всего мира». Очевидно, что если бы Римская империя смогла противостоять натиску «варварских» племен в 476 году, то Ренессанс явился бы миру гораздо раньше. Вклад Древнего Рима в мировую культуру настолько велик, что изучать его предстоит еще долго.

В развитии Древнего Рима можно выделить несколько этапов: 1-й период - царский: 754 - 510 годы до н.э.; 2-й период - республиканский: 510 - 30 годы до н.э.; 3-й период - имперский: 30 год до н.э. -

476 год н.э.

Древнейшим населением Аппенинского полуострова были ли- гуры.

В I тысячелетии до н.э. основную массу населения составляли племена, говорящие на индоевропейских языках, оттеснившие прежнее население, - этруски, пришедшие из Малой Азии, греки и другие. К I веку до н.э. в результате завоевания Италии Римом сложилась единая италийская народность.

Особое влияние на культуру Рима оказали этруски, создавшие первые государства на Аппенинах. Их культура имеет много аналогий с культурами Средиземноморья, Малой Азии и Греции.

Рим был основан, как считается, в 754 (3) году до н.э. и первоначально был монархией с сильными пережитками родоплеменных отношений. В царский период сложилось государство в форме полиса, социально-экономической основой которого была античная форма собственности. Римская культура раннего периода развивалась под сильным влиянием этрусков и греков. В VII веке до н.э. на основе греческого алфавита сложилась письменность. Римская культура раннего периода не имела ярких достижений: римляне неясно представляли себе своих богов, в религии отмечаются признаки рационализма и формализма без экзальтации, не было создано яркой мифологии как у греков, у которых она стала почвой и арсеналом художественного творчества. Не было в Риме и эпических поэм, подобных гомеровским. Зародилась драматургия, произошедшая от сельских праздников - сатурналий, участники которых выступали с песнями и танцами. Жрецы вели летописи - анналы. Важным проявлением культуры явилось правотворчество, формировавшееся на основе обычного права, царских законов и законов, принимавшихся народными представителями. Первым письменным памятником римского права были «Законы XII таблиц» (V век до н.э.), фиксировавшие нормы обычного права и одновременно защищавшие частную собственность, классовое и сословное неравенство.

Быт римлян царского и раннереспубликанского времени отличался неприхотливостью. Дома и святилища были невзрачными. От обычая изготавливать посмертные маски стала развиваться портретная скульптура, отличавшаяся большим сходством с оригиналом.

В целом, ранняя римская культура, восприняв плодотворное влияние других народов, сохранила свое своеобразие и развила местные италийско-латинские основы.

К III веку до н.э. Рим стал гегемоном на Аппенинском полуострове. Причины римских успехов: удачное географическое положение в центре Аппенин; быстрое социально-экономическое развитие на базе передового античного рабства; военно-техническое превосходство, возникшее на основе передовой экономики и культуры; отсутствие единства у противников Рима. Однако завоевание Италии Римом не означало создания единого централизованного государства. Рим оставался полисом. Вместе с тем, образование римско-италийского союза экономически и культурно сблизило разные районы Италии.

В начальный период республики Рим был полисом с господством полистной идеологии: с обостренным чувством гражданства и гражданской общности, ценностью свободы, достоинством и коллективизмом граждан. Постепенно, по мере римских завоеваний, римская община: город-государство сменилось громадной державой. Разложение античного полиса привело к кризису и идеологию его граждан. Наблюдается отход от коллективизма и рост индивидуализма, противопоставление отдельной личности коллективу, люди теряют спокойствие и внутреннюю уравновешенность. Старинные нравы и обычаи подвергаются осмеянию и критике, в римскую среду начинают проникать иные нравы, иноземная идеология и религия.

Римская религия, развивавшаяся под сильным греческим влиянием, включала в себя и иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян. Религия несла печать формализма и практичности. Большое внимание обращалось на внешнюю сторону религии, выполнение обрядов, а не духовное слияние с божеством. Поэтому чувства верующих мало затрагивались и возникала неудовлетворенность. Отсюда рост влияния восточных культов, часто отличавшихся мистическим и оргиастическим характером.

Большую роль в жизни римлян играли праздники, сопровождавшиеся шествиями, спортивными состязаниями, театральными представлениями, гладиаторскими боями. Причем значение публичных представлений все время росло: они были важным средством отвлечения широких масс от общественной активности.

На становление и развитие римской литературы большое влияние оказала греческая литература, первоначально языком литературы был греческий. Из наиболее значительных авторов периода республики можно отметить комедиографа Тита Макция Плавта (254 - 184 годы до н.э.); Гая Луцилия (180 - 102 годы до н.э.), обличавшего в сатире пороки общества; Тита Лукреция Кара (95 - 51 годы до н.э.), написавшего философскую поэму «О природе вещей»; Гая Валерия Катулла (87 - 54 годы до н.э.), мастера лирической поэзии, писавшего

В прозе прославились Марк Теренций Варрон (116 - 27 годы до н.э.), создавший, по сути, энциклопедию «Древности дел божеских и человеческих» об истории, географии и религии, ему единственному из римских писателей еще при жизни был поставлен памятник; Марк Туллий Цицерон (106 - 43 годы до н.э.) - оратор, философ, юрист, писатель. Крупным римским писателем был Гай Юлий Цезарь, автор «Записок о галльской войне» и «Записок о гражданской войне».

Возрастание могущества Рима привело к подъему архитектуры, которая выражала идею силы, мощи и величия, отсюда монументальность и масштабность сооружений, пышная отделка зданий, декоративность, больший, чем у греков, интерес к утилитарным сторонам архитектуры: было построено множество мостов, акведуков, театров, амфитеатров, терм, административных зданий.

Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности, широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры, причем римляне придерживались строй симметрии. Римские зодчие стали впервые широко использовать бетон. В I веке до н.э. Рим превратился в громадный город с миллионным населением, многоэтажными домами и многочисленными зданиями общественного назначения.

Быстро развивалась наука, причем с практическим креном: можно выделить агрономов Катона и Варрона, архитектора-теоретика Витрувия, юриста Сцеволу, филолога Фигула. I

II века н.э. - «золотой век» римской империи. Народы Средиземноморья впервые в истории оказались в пределах одной огромной державы. Границы между отдельными государствами, обращенными в римские провинции, были уничтожены, монетные системы унифицированы, войны и морской разбой прекращены. Создались условия, благоприятствовавшие установлению экономических и культурных связей между различными областями, прогрессу сельского хозяйства, ремесел, строительства, внутренней и внешней торговли.

Римляне воспринимали, усваивали и перерабатывали культурное наследие древневосточного и эллинистического мира. Они одновременно способствовали приобщению к греко-римской культуре разных слоев населения западных провинций империи, распространяя в их среде латинский и греческий языки, знакомя их с хозяйственными и техническими достижениями, мифологией, произведениями искусства, литературы, архитектуры, с научными знаниями и философскими теориями, с системой римского права.

Из творцов культуры «золотого века» Рима можно отметить: географа Страбона; историков Тацита, Тита Ливия, Плиния, Плутарха; философов Сенеку и Марка Аврелия; поэтов Вергилия, чья поэма «Энеида» является венцом римской поэзии, Овидия, писавшего о любви; Петрония и Ювенала - сатириков; прозаиков Апулея и Лонга. Особого развития достигло римское право. Римские правовые нормы оказались столь гибкими, что их можно применять в любой общественной системе, основанной на частной собственности.

С III века н.э. Рим вступил в полосу кризиса, имеющего в основе кризис рабовладельческой системы. Усиливалась политическая нестабильность. Углубился кризис традиционной культуры, усилилось потребительство, нарастало моральное разложение, отмечалось стремление к наслаждениям, гедонизм.

Отражением кризиса традиционной римской культуры было появление и широкое распространение христианства, ставшего государственной религией.

В 395 году империя была разделена на Западную и Восточную. В 476 году Западная Римская империя пала под натиском варваров, а на востоке образовалась Византия, трансформировавшаяся в феодальное государство, самое культурное в период Средневековья в Европе.

Значение античной цивилизации.

Античная традиция ни на Западе Европы, ни на Востоке Европы никогда не прерывалась, хотя были периоды раннего Средневековья, когда многое было забыто. Определенные ценности античной культуры впитало христианство. Латынь стала языком церкви и науки в Средневековье. Многие достижения античности сохранялись и развивались арабо-исламской цивилизацией (философия, математика, астрономия, медицина). Система римского права была приспособлена к средневековой Европе. В период Возрождения античные образцы стали предметом изучения. Античные искусство, литература, архитектура, театр связаны с современностью тысячами нитей.

Особое влияние в политике имели идеи античной демократии. Жила и идея Рима, как политического и духовного центра, объединяющего народы.

Культура Древнего мира пережила мировоззренческую революцию или по терминологии Карла Ясперса «осевое время». Следствием конфуцианства и даосизма в Китае, буддизма в Индии, зороастризма в Иране, этического монотеизма пророков в Палестине, греческой философии - впервые утверждаются два важнейших принципа: всечеловеческое единство и нравственное самостояние личности.

Сформировались мировые религии (буддизм, христианство, ислам), с установкой на отрицание патриархальных ценностей и обращение к личности, которая выходит за пределы родовых норм и осуществляет свободный выбор. Возникает совершенно новый феномен «обращения» в религиозную или философскую веру: выбор доктрины и вытекающих из нее норм поведения.

Пока нравственность не отделилась от сакрально-родовых табу и личное моральное сознание без остатка отождествляло себя с общественным мнением родового, этнического коллектива, самостоятельный акт, в котором человек выбирает для себя образ мыслей и образ жизни, был невозможен: человек мог нарушать общепринятые нормы, но не мог искать для себя других норм. Разрушение автоматизма традиции рода сделало жизненную позицию индивида проблемой и расчистило место для психологии «обращения». Авторитет традиции, господствовавший до этого, вступил в борьбу с авторитетом доктрины.

В период древних цивилизаций была открыта власть идеи, как нечто противостоящее абсолютизации ритуализма. Исходя из идеи, можно было заново строить поведение человека среди людей. Величайшее открытие древних цивилизаций - принцип критики. Апелляция к идее, к «истине» давала возможность критиковать данности человеческой жизни вместе с мифом и ритуалом - главными языками архаического мировоззрения. Древность поставила задачу: искать истину, делающую человека свободным. Человек вышел из «утробного», доличностного состояния, и он не может возвратиться в это состояние, не перестав быть человеком.

Римская культура во многом продолжила греческие традиции, но, беря за основу культуру Древней Греции, римляне внесли и свои интересные элементы. Как и в Греции, культура была производной от военного дела, политики, религии, а ее достижения в первую очередь зависели от потребностей римского общества.

Более всего римляне развивали архитектуру и скульптурную портретистику. Культура древнего Рима кратко показывает, что старания греков не прошли даром.

Религия римлян была не столько сложной, сколько безалаберной. Множество богов, духов-защитников, идолов не всегда соответствовали своим функциям, а потом и вовсе перестали их выполнять, оставив лишь привычный нам пантеон. С возникновением и популяризацией христианства римская религия приобрела более стройные очертания, а боги уже давно стали мифологией. Религии Древнего Рима брали начало в тотемизме (легенда об основателях Рима – Ромуле и Реме). Пантеон богов Рима, как и обрядность большей частью заимствован у греков. Зевс – Юпитер, Гера – Юнона, Деметра – Церера и т.д. Культ Юпитера (храм на Капитолийском холме). Римляне почитали такие божества как Мир, Надежда, Доблесть, Справедливость, которые не обладами чертами живых личностей. В честь таких богов строились храмы, приносились жертвы. Мифология не получила развития.

Известны римляне и своей философией, которая дала миру столпов этой науки. Чего только стоят имена Цицерона и Тита Лукреция Кара, Сенеки и Марка Аврелия. Благодаря трудам этих ученых возникли первые философские проблемы, многие из которых не решены и теперь.

В науке римляне тоже достигли довольно высоко уровня, особенно для того времени, когда многие отрасли находились в зачаточном состоянии. В медицине особых успехов достигли Цельс и Клавдий Гален; в истории – Саллюстий, Плиний, Тацит, Тит Ливий; в литературе – Ливий Андроник, Плавт, Гай Валерий Катулл, Вергилий, Гай Петроний, Гораций, Овидий Назон, Плутарх. Необходимо также вспомнить и о римском праве, которым пользуется все Европа. И это не зря, ведь законы двенадцати таблиц были написаны именно в Риме.

Более привычным для обывателей остатком римской роскоши стал цирк, в котором проводились гладиаторские бои. Многие кинофильмы поражают нас животрепещущими сценами боев, но для римлян это был лишь один из способов, как провести свободное время.

Особое место всегда отводилось римскому вкладу в строительство и архитектуру. Культура древнего Рима кратно не опишет и половины того, что строилось в тогдашнем городе-государстве.

Этруски и эллины оставили римлянам свое богатое наследие, на основе которого и выросла римская архитектура. Вполне естественно, что большинство сооружений были общественного назначения – акведуки, дороги, мосты, бани, укрепления, базилики.

Но как могли римляне из простых зданий сделать произведения искусства, это для всех остается загадкой. Плюс к этому можно добавить бурный расцвет портретов, изображенных в камне – греки не знали такого расцвета в этой сфере.

ВВЕДЕНИЕ


В начале I тысячелетия до н.э. древневосточные цивилизации утратили приоритет в общественном развитии и уступили место новому культурному центру, возникшему в Средиземноморье и получившему название «античная цивилизация». К ней принято относить историю и культуру Древней Греции, а также и Древнего Рима.

В своей работе я хотела бы проследить за основными направлениями развития римской культуры и выделить в ней ряд особенностей. Также в ходе анализа попытаться определить, насколько велико было влияние культур завоеванных стран. Можно ли вообще считать культуру Древнего Рима явлением самостоятельным или она сложилась в ходе бесконечных заимствований? Кроме того не мог ли культурный фактор каким - либо образом способствовать распаду империи? Вот те вопросы, ответ на которые я попытаюсь дать в своей работе.

Центр будущей великой державы - город Рим - возник в Лации, в средней Италии, в нижнем течении реки Тибр. Античная притча, переданная римскими историками - Дионисием Галикарнасским, Титом Ливием и поэтом Вергилием, приписывает основание города легендарному Ромулу и относит это событие к 754 - 753 гг. до н.э. в день празднования пастушеской богини Палее (21 апреля).

Более двенадцати веков (VIII в. до н.э.- V в. н.э.) существовала Римская культура, которая была явлением более сложным, чем греческая. Рим, позже Греции, появился на арене мировой истории и был столицей необъятной империи, захватившей все территории вокруг Средиземноморья. Само слово «Рим» было синонимом величия, славы и военной доблести, богатства и высокой культуры.

Римская ментальность резко отличалась от греческой. Если греки были изумительно одаренным народом в области художественного творчества, то римляне имели наибольшие способности к практической деятельности. Эта главная черта римского склада характера наложила отпечаток на римскую культуру.

Римляне были хорошими, дисциплинированными солдатами, прекрасными организаторами и администраторами, законодателями и юристами. Больших успехов они достигли в области градостроительства и городского благоустройства, они были прекрасными сельскими хозяевами. Римляне создали выдающиеся памятники архитектуры, поражающие совершенством инженерной техники.

История древнеримской цивилизации - сложное явление. Население древней Италии состояло из разноязычных народов, которые постепенно подчинялись власти Рима. Под Древним Римом в целом подразумевается не только город Рим античной эпохи, но и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской державы - от Британских островов до Египта. Римская империя представляла собой самое большое государство, охватившее все территории, примыкающие к Средиземноморью. За большой период (IV в. до н.э. - III в.) Римская республика из небольшого города-государства превратилась в мировую рабовладельческую державу, в основе которой лежала императорская власть.

«Все дороги ведут в Рим» - говорит пословица, так как со всего света сюда стремились путешественники, торговцы.

Вся система культуры Древнего Рима была посвящена обоснованию превосходства римского политического устройства, воспитанию из римлян хороших граждан, гордых своей принадлежностью к «народу-господину». Основной ценностью для римлян был сам Рим, римский народ, предназначенный покорять другие народы и править ими для их же счастья. Римская империя развивалась на почве крупного рабовладения и земледелия, завоевания обширных территорий, покорения многих народов и культур, что вызывало необходимость создания огромного чиновничьего аппарата и разработки изощрённых политических методов управления.

История древнеримской культуры делится на три основных этапа:

.Ранний или царский период (VIII - VI вв. до н.э.)

.Римская республика (v - I вв. до н.э.)

.Римская империя (I - v вв. н.э.)

Основой римского искусства была древнеиталийская культура, в которой ведущее значение имело искусство этрусков. Этруски населяли эти земли с I тысячелетия до н. э. и создали развитую цивилизацию. Этрурия была сильной морской державой. Искусные металлурги, судостроители, торговцы, строители и пираты, этруски плавали по всему Средиземному морю, ассимилируя культурные традиции многих населявших его побережье народов, создав при этом высокую и своеобразную культуру. Они начинали создавать то новое, что впоследствии развили древние римляне: инженерные сооружения, настенную монументальную живопись, реалистический скульптурный портрет. Именно у этрусков римляне впоследствии позаимствуют опыт градостроительства, ремесленную технику, технологию изготовления железа, стекла, бетона, тайные науки жрецов и некоторые обычаи, например, отмечать победу триумфом.

Однако мощное культурное движение начинается в Риме только в конце III в. до н.э. его главной особенностью было влияние греческой культуры, греческого языка и образованности. Многочисленные деятели римской культуры того времени - прозаики, философы, врачи, архитекторы, художники - в подавляющем большинстве были не римлянами.

Рим оказал своё влияние на покоренные им эллинистические территории. Таким образом, формировался синтез греческой и римской культур, результатом которого стала позднеантичная греко-римская культура (I-V вв. н.э.), лежавшая в основе цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянских государств.

РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ


Для древнейшего периода римской истории особенно характерен культ семейно-родовых духов-покровителей. В первую очередь к ним относились манны - души умерших предков; древние римляне верили в существование загробного мира, куда отправляются души умерших - это Орк и Элизиум. Также почитались пенаты - духи-покровители дома и лары, являвшиеся духами-покровителями с более широкими функциями, известны упоминания о ларах перекрестков, дорог, мореплавания и т.п. Важное место занимал и культ огня домашнего очага, олицетворенный в богине Весте. В древнейших верованиях прослеживаются и следы тотелизма, например, легенда о волчице, вскормившей Ромула и Рема. Имели место и аграрные культы.

Позднее некоторые родовые боги превратились в объекты государственного культа, став богами-покровителями города-государства. К древнейшим богам можно отнести Юпитера, Марса, Квирина (Ромула), которые были для римлян важнейшими. Если первые два имеют соответствия у греков, то богу Квирину в греческом пантеоне аналогов нет.

Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами, как божество входа и выхода, всякого начала. Олимпийски боги считались покровителями римской общины и почитались всем гражданским коллективом. В среде плебеев особенно популярной была божественная троица: Церера, Либера-Прозерпина - богиня растительности и преисподней и Либер - бог вина и веселья.

Одна из наиболее популярных богинь Рима - Веста, богиня домашнего очага и огня, горящего в нем. В храме Весты служили жрицы-весталки, дававшие обет девственности и целомудрия. Отбирали девочек 6 -10 лет очень тщательно, без малейших изъянов. В течении десяти лет они проходили обучение, затем принимали посвящение, получали имя Амата в дополнение к собственному и десять лет служили в храме. За нарушение обета целомудрия наказание было жестоким: грешницу закапывали в землю живой. За меньшие провинности их могли высечь. Весталки пользовались большим почетом и уважением. Оскорбление их каралось смертью. Отслужив десять лет, еще десять они проводили, обучая молодое поколение жриц. После всего этого весталка могла вернуться в семью и даже выйти замуж.

У римлян было много богов плодородия: Флора - богиня распускающихся цветов, Помона - богиня яблонь, Фавн и Фавна - божества лесов, рощ и полей и другие.

Мифология практически отсутствовала, отсутствовали и изображения богов - поклонялись их символам, так символом Весты был огонь, Марса - копьё. Все божества были совершенно безлики. Римлянин не осмеливался утверждать с полной уверенностью, что он знает настоящее имя бога или, что он может различить - бог это или богиня. В молитвах он тоже сохранял ту же осторожность и говорил: «Юпитер Преблагой Величайший или если тебе угодно называться каким-нибудь другим именем». А принося жертву, он говорил: «Бог ли ты или богиня, муж ли ты или женщина». На Палатине (одном из семи холмов, на которых был расположен Древний Рим) до сих пор стоит алтарь, на котором нет ни какого имени, а лишь уклончивая формула: «Богу или богине, мужу или женщине», и уж сами боги должны были решать, кому принадлежат жертвы, принесенные на этом алтаре.

Для римской мифологии характерно одушевление и обожествление абстрактных понятий и ценностей, таких как Свобода, Доблесть, Согласие. Особо выделялась Слава. В честь выдающихся полководцев, императоров и их побед воздвигались арки Триумфа, на которых изображались подвиги триумфатора.

После завоевания Греции происходит некоторая трансформация образа римских богов и их сближение с греческими: Юпитер - Зевс, Юнона - Гера, Минерва - Афина, Венера - Афродита, Марс - Арес, Нептун - Посейдон, Меркурий - Гермес, Вакх - Дионис, Диана - Артемида, Вулкан - Гефест, Сатурн -Уран, Церера - Деметра. Среди римских богов выделились под влиянием греческих религиозных представлений главные олимпийские боги: Юпитер - бог неба, грома и молнии, Марс - бог войны, Минерва - богиня мудрости, покровительница ремесла, Венера - богиня любви и плодородия, Вулкан - бог огня и кузнечного ремесла, Церера - богиня растительности, Аполлон - бог солнца и света, Юнона - покровительница женщин и брака, Меркурий - вестник олимпийских богов, покровитель путников, торговли, Нептун - бог моря, Диана - богиня луны.

Перед тем как начать войну с каким-либо народом, римляне пытались переманить на свою сторону богов этого народа, обещая этим богам все необходимые жертвоприношения.

Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что включение новых богов усиливает мощь римлян. Так, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон, а в конце III в. до н.э. было введено почитание Великой матери богов из Фригии.

Прибывшие в Рим и Италию рабы исповедовали свои культы, тем самым распространяя иные религиозные воззрения.

Жрецы богов считались должностными лицами, в поздний республиканский период они выбирались. Жрецы наблюдали за культом отдельных богов, за порядком в храмах, подготавливали жертвенных животных, следили за точностью молитв и ритуальных действий, могли дать совет, к какому божеству обратиться с нужной просьбой. Так же в каждом храме имелись жрецы, специализировавшиеся на гадании: авгуры - предсказатели будущего по полету птиц или по отношению их к корму; гаруспики - предсказывавшие будущее по внутренностям жертвенных животных и по ударам молнии.

Римляне от богов ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулезно выполняли установленные обряды и приносили нужные жертвы. В отношении к богам действовал принцип «я даю, чтобы ты дал».

В императорский период постепенно утверждается культ гениев императоров - сначала посмертный, а затем прижизненный. Первым был обожествлён (посмертно) Юлий Цезарь. Калигула же при жизни объявил себя богом.

В I в. н.э. в одной из провинций Римской империи зарождается христианство, сыгравшее важнейшую роль в истории мировой культуры.


ХРИСТИАНСТВО В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ


В I в.до н.э. в Палестине - на окраине Римской империи - возникает христианство, и уже во времена Нерона (вторая пол. I в. н.э.) в Риме существует христианская община.

В течение I - III вв. христианство распространяется по всей Римской империи и за её пределами. Императорские власти с подозрением относятся к христианам, приписывая им человеконенавистничество, потому что христиане того времени не только ждали, но и призывали Конец света и Страшный Суд, христиане отказывались совершать официальные жертвоприношения перед статуями государственных богов (в том числе императоров). Это привело к многочисленным гонениям христиан, начало которым положил Нерон. С особой силой они проходили при императорах - Доминициане, Трояне, Марке Аврелии, Деции, Диоклетиане.

Но, не взирая на все преследования, христианство продолжало жить и распространяться, и к IV веку становится силой, с которой вынуждены считаться и сами императоры. В 313 году императоры Константин и Лициний издают Миланский эдикт, по которому провозглашается равноправие всех религий - в том числе и христианство, а в 325 г. Император Константин объявляет христианство государственной религией. По указу Феодосия Великого в 395 г. были закрыты все языческие храмы, с этого момента христианство становится единственной официальной религией Римской империи.

Уже в конце I - нач. II в. были записаны на греческом языке Евангелия («Благая весть»), написаны Послания и Деяния апостолов, а также Апокалипсис, т.е. книги, которые составили Новый Завет. Для обсуждения и решения сложных теологических вопросов, и в первую очередь - для борьбы с арианской ересью, горячо обсуждаемых тогда христианами, по указу императора Константина в 325году в городе Никее был создан собор, ставший первым из семи Вселенских соборов христианской церкви.


АРХИТЕКТУРА И МОНУМЕНТАЛЬНАЯ НАСТЕННАЯ ЖИВОПИСЬ

древнеримский цивилизация культура живопись

Чтобы понять в целом характер римской архитектуры, причины появлении гигантских парадных площадей, крупных зрелищных зданий и мемориальных ансамблей, необходимо разобраться в социально - экономической жизни Древнего Рима. Развитие торговли, успешные войны и приток рабов благоприятствуют подъему экономики, дальнейшему обогащению родовой знати (патрициев), выдвижению богачей из среды простонародья (плебеев) и формированию новой римской знати - нобилей. Усиливается имущественное неравенство; свободные общинники вытесняются с земель и устремляются в город, где занимаются ремеслом, мелкой торговлей, становятся профессиональными военными. Войны превращаются в одно из главных средств наживы римской знати. Полководцы - победители были кумирами римлян, им воздавались высокие почести. В ознаменование побед устраивались многодневные празднества с торжественными парадами войск, раздачами хлеба и денег, грандиозными представлениями, боями гладиаторов. В соответствии с образом жизни складывалась и архитектура Рима - сложная система общественных сооружений, храмов, площадей, вмещавших десятки тысяч людей.

Учителями римлян были этруски. Именно они научили строить здания, но очень скоро римляне превзошли их в этом искусстве. Они стали лучше пользоваться материалами, употреблявшимися уже и раньше, приспособили новые, усовершенствовали способы строительства.

Ранний город строился без плана, беспорядочно, имел узкие и кривые улицы, примитивные жилища из дерева и сырцового кирпича. Крупными общественными зданиями были лишь храмы, например храм Юпитера на Капитолийском холме, построенный в VI в.до н.э., небольшой храм Весты на форуме. Внутри города сохранялись пустыри и незастроенные участки, дома знати окружали сады. Сточные канавы сначала были открытыми, но затем их перекрыли деревянными настилом, а позднее и каменным сводом.

Римские дороги имели важное стратегическое значение, они объединяли различные части страны. Ведущая к Риму Аппиева дорога (VI-III вв. до н.э.) для движения когорт и гонцов была первой из сети дорог, покрывших позже всю Италию. Около долины Ариччи дорога, мощенная толстым слоем бетона, щебня, плитами лавы и туфа, шла из-за рельефа местности по массивной стене (197 м длиной, 11 м высотой), расчлененной в нижней части тремя сквозными арочными пролетами для горных вод.

В начале IV в до н.э. пожар Рима после взятия его галлами уничтожил большую часть городских зданий. После пожара город был обнесен новыми, так называемыми Сервиевыми стенами. Они состояли из главных наружных стен и опиравшегося на нее мощного земляного вала, который со стороны города был подперт другой, менее высокой стеной.

В I в.до н.э. возникают многоэтажные дома, виллы знати, построенные из обожженного кирпича и бетона, и даже мрамора. Город был разбит на кварталы, кварталы группировались в районы.

Римляне стремились подчеркнуть в своих зданиях и архитектурных сооружениях идею силы, мощи и величия, которые подавляют человека. Отсюда родилась любовь римских архитекторов к монументальности и масштабности их сооружений, которые поражают своими размерами.

Другой особенностью римской архитектуры является стремление к пышной отделке зданий, богатому декоративному убранству, ко множеству украшений, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд (мосты, акведуки, театры, амфитеатры, термы). Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. Арки и своды были заимствованы у этрусков.

В основе арочной конструкции лежат два элемента: столбы и опирающаяся на них арка. Так, горизонтальное перекрытие заменяется выгнутой аркой. Прямоугольная массивная форма столбов менее индивидуализирована, по сравнению с колонной.

Ярчайший пример использования арочной конструкции - триумфальные арки. Эти типично римские мемориальные сооружения возводились уже в республиканский период. Чаще всего они устанавливались в честь побед.

Триумфальная арка Тита была воздвигнута в честь взятия войсками императора Тита Иерусалима (180-е гг. до н.э.). её архитектурный облик складывается из мощного монолита, прорезанного в центре арочным пролетом. Здесь мы сталкиваемся с характерным для римлян использованием ордерной системы в декоративном плане: создание чисто зрительного впечатления о конструктивности ордерной системы путем «наложения» ее на стенной массив. «Фасад» арки четко членится на основание, среднюю часть, состоящую из коринфских полуколонн и антаблемента, и верхнюю - в виде массивного аттика, куда была заключена урна с прахом императора.

В отличие от греческих архитекторов, которые составляли план зданий, не следуя сухой геометрии его разных частей, римляне исходили из строгой симметрии. Они широко применяли греческие ордера - дорический, ионический и коринфский (самый излюбленный, пышный ордер). Римляне использовали ордера лишь как декоративный, украшающий элемент.

Римляне развили ордерную систему и создали свои собственные ордера, отличающиеся от греческих.

Большое место в общественной жизни римлян занимали зрелища. Театры и амфитеатры характерны для античных городов. Еще в период поздней республики в Риме сложился своеобразный тип амфитеатра. Последний был всецело римским изобретением. Если греческие театры устраивались под открытым небом, места для зрителей располагались в выемке холма, то римские театры представляли собой самостоятельные замкнутые многоярусные здания в центре города с местами на концентрически возведенных стенах. Амфитеатры предназначались для толпы жадных до зрелищ низов столичного населения, перед которой в дни празднеств разыгрывались сражения гладиаторов, морские бои.

После гражданской войны 68 - 69 гг.н.э., пришедший к власти Веспасиан начал строительство амфитеатра, известного всему миру как Колизей. Завершение его строительства пришлось на правление сына Веспасиана - Тита (80 гг. н.э.) в честь открытия Колизея были даны стодневные гладиаторские игры.

В плане Колизей представлял собой замкнутый овал (в окружности 524 метра), расчлененный поперечными и кольцевыми проходами. Его центральная часть, арена, окружена ступенчатыми скамьями для зрителей. Внешний облик, монументальный и величественный, определяется кольцевой стеной, разработанной в виде многоярусной ордерной аркады: внизу - тосканский, выше - ионический, в третьем ярусе - коринфский, над которым размещались коринфские пилястры.

Одним из наиболее совершенных образцов храма с куполом был Пантеон в Риме (ок.120г.), созданный Апполодором Дамасским. Здесь блестяще разрешены конструктивные и художественные задачи создания большепролетного купольного пространства. Округлый в плане (тип ротондо), храм имел 8-колонный портик коринфского ордера. Здание имело мощный купольный объем снаружи, единое и целое пространство внутри. В интерьере доминирует купол, в вершине которого оставлен световой проем (сферический свод, представляющий собой монолитную, лишенную каркаса массу, опирается на стену толщиной 6м.). стена расчленена на два яруса: нижний, где глубокие ниши чередуются с массивными колоннами коринфского ордера, и верхний - как промежуточный между опорой и куполом.

Впервые в архитектуре основной акцент переместился на внутреннее пространство, которое своим торжественно- праздничным решением контрастирует с внешним обликом, где господствует пространство монументального объема.

Грандиозные купольные покрытия использовались в термах, представляющих комплекс помещений и дворов, где римляне отдыхали и развлекались. Основу композиции составляли залы для омовения (бани). Наиболее известны термы Каракаллы (206 - 216 гг.).

Римляне создают тип общественной площади, получившей название - форум. Появившись в республиканский период, форумы империи приобрели парадный вид, став еще и грандиозным архитектурным ансамблем, включающим в себя множество зданий различной функциональной принадлежности, прославлявшим того или иного императора.

Знаменитый форум Траяна (пер. пол. II в. н.э.) был создан Апполодором Дамасским. Он включал в себя:

.Главную прямоугольную площадь с триумфальной аркой при входе и колоннадой, за которой располагались полукружия торговых лавок;

.Пятинефную базилику Ульция, развернутую перпендикулярно центральной оси;

.Небольшой перистельный двор с колонной Траяна, покрытой сплошной лентой рельефов, изображавших военные подвиги императора. Она располагалась на центральной оси между двумя симметричными зданиями библиотек;

.Последний перистельный двор, закругленный с той стороны, где стоял храм Траяна.

Весь ансамбль объединялся мотивом колоннад и портиков различных размеров, иногда доходивших до огромных.

Всех этих грандиозных строительств требовал Рим как центр огромной империи. И действительно, застроенный всеми этими сооружениями, богатый памятниками, город и в III - IV вв. имел внушительный вид. В III в. еще продолжалось большое строительство - воздвигались арки, великолепные термы, дворцы. «Но, по выражению А.Блока, «на теле римской империи уже не было ни одного не наболевшего места», творческий потенциал постепенно угасал». Таким образом, архитектура начинает изживать себя, становиться все более примитивной. Возможно, это связано с тем, что в погоне за нововведениями и роскошью, римская знать слишком быстро исчерпала возможности заимствованных приемов строительства.

В Риме развивается монументальная настенная живопись. Так называемые «помпеянские» фрески принято делить на четыре группы:

.«Инкрустационный стиль» - II в.до н.э. Имитация облицовки стены квадратами разноцветного мрамора - «Дом Фавна».

.«Архитектурно- перспективный» стиль. Между живописно исполненными колоннами, пилястрами, карнизами размещались большие многофигурные композиции на сюжеты, заимствованные из греческой живописи. Господствует реалистическая трактовка образов - роспись «Виллы Мистерий».

.«Канделябрный» стиль - с конца I в.до н.э. Наиболее строгий и изящный, с разнообразнейшими декоративными мотивами (гирлянды,канделябры, орнаменты), которые обрамляли сюжетные изображения небольших размеров - «Дом наказанного Амура».

.«Пышный» стиль - с середины I в.н.э. Соединяет характерные черты второго стиля (перспективные архитектурные построения) и третьего (богатство орнаментальных украшений) - росписи во дворце Нерона - Золотом доме, дом Веттиев.

СКУЛЬПТУРА


По преданию первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии Гордом, который украсил глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу, построенного им же храма Юпитера на Капитолии. Первой бронзовой скульптурой была статуя богини плодородия Цереры, отлитая в начале V в. до н.э. С IV в. до н.э. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Бронзовые статуи отливались в раннюю эпоху этрусскими мастерами, а начиная со II в. до н.э. - греческими скульпторами. Массовое производство статуй не способствовало созданию подлинно художественных произведений, да римляне к этому и не стремились. Для них важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Статуя должна была прославить данного человека и поэтому было важно, чтобы изображение не спутали с кем-нибудь другим.

На развитие римского индивидуального портрета повлиял обычай снимать с умершего восковые маски, которые хранились в главной комнате римского дома. При скульптурных работах мастера, видимо, использовали их. На появление римского реалистического портрета оказала влияние этрусская традиция, которой руководствовались этрусские мастера, работавшие на римских заказчиков. В этом искусстве Рим достиг наибольших высот.

При всей сложности развития скульптурного портрета можно выделить главные вехи этого процесса:

.Период жесткого реализма - I в. до н.э. - «Портрет старого патриция», портреты Цезаря (зарождение психологической тенденции)

.Период классики (идеализация образа) - кон. I в.до н.э. - нач. I в. - портретные статуи Августа.

.Период усложненного реализма (психологизация и помпезность) - вторая пол. Iв. - портреты Вителия, Нерона, Флавиев.

.Реминисценция периодов реализма и классики - II в. - портрет Плотины, жены императора Траяна, портреты частных лиц, портрет Антиноя

.Период острого психологизма - III в. - портреты Каракаллы, Филиппа Аравитянина.

.Поздний период - IV в.

В этой области искусства римляне, использовавшие этрусские традиции, внесли новые художественные идеи и создали превосходные шедевры, такие как - «Капитолийская волчица», «Брут», «Оратор», бюсты Цицерона, Цезаря и другие.

С конца III в до н.э. на римскую скульптуру начинает оказывать влияние греческая скульптура. При грабеже греческих городов римляне захватывают большое количество скульптур. Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. Греческие скульпторы копируют подлинники знаменитых мастеров. Обильный приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственной римской скульптуры.


ЛИТЕРАТУРА


Римская литература возникает как литература подражательная. Первые шаги римской художественной литературы связаны с распространением в Риме греческой образованности. Ранние римские писатели подражали классическим образцам греческой литературы, хотя ими были использованы римские сюжеты и некоторые римские формы.

Во времена развития гражданского общества литература стала одним из ведущих средств диалога с властью.

В конце III в. до н.э. в Риме формируется латинский литературный язык и на его основе - эпическая поэзия. Появляется целая плеяда талантливых поэтов и драматургов, которые обычно брали за образцы греческие трагедии и комедии. Одним из первых римских трагиков был отпущенник Ливий Андроник , грек по происхождению, переведший на латынь «Одиссею» Гомера (III в. до н.э.). Его произведения сыграли важную роль в становлении римской литературы. Они познакомили римлян с замечательной греческой литературой, мифологией, с эпосом и театром. Ливий Андроник положил начало римской художественной литературе.

Младшими современниками Ливия Андроника были римские поэты Гней Невий (ок. 274 - 204 гг. до н.э.) и Энний (239 -169 гг. до н.э.). невий писал трагедии и комедии, заимствуя сюжеты у греческих авторов, но влияние римской жизни в его произведениях ощущается гораздо сильнее, чем у Андроника. Невий составил поэмы о первой Пунической войне (264 - 241 гг. до н.э.) с кратким изложением предшествующей истории Рима. Энний первый описал в стихах всю историю Рима, расположив события по годам. Главным произведением Энния была «Летопись» («Annales»), но, кроме того, он подобно своим предшественникам писал трагедии и комедии. Энний первый ввёл в латинскую литературу гекзаметр - более благозвучный стихотворный размер у греков. Ливий Андроник и Гней Невий писали свои произведения архаическим сатурническим стихом.

Крупнейшим римским писателем конца III - начала II в. до н.э. был Тит Макций Плавт (254 - 184 гг. до н.э.), актер по профессии. Он составил 130 комедий, из которых до нас дошло всего 20. Он работал только в комедийном жанре. Сюжеты комедий были самые разнообразные - сцены из семейной жизни, из жизни воинов-наемников, городской богемы. Одним из непременных героев комедий Плавта были рабы, - хитрые, находчивые, ловкие и жадные. По сюжету и характеру комедии Плавта являются подражательными. Его герои носят греческие имена, действие его комедий происходит в греческих городах. Комедии Плавта обычно издаются по алфавиту. Первая называется «Амфитрион». Большей популярностью пользовалась комедия «Хвастливый воин». Комедия была направлена, вероятно, против наемных войск и напоминала зрителям о победе над Ганнибалом. Несмотря на то, что действие комедий Плавта разыгрывается в греческих городах, а герои их носят греческие имена, в них немало живых откликов на римскую действительность. В его комедиях отражаются в известной степени интересы и взгляды широких масс городского плебса.

Римская комедия и трагедия развивались в значительной степени под влиянием греческих образцов и считались жанрами не исконно римскими. Исконно римским литературным жанром бал жанр так называемой сатуры. Это смесь разных стихов - длинных и коротких, написанных сатурническим и другим размером. Как литературный жанр сатура получила в глубокую разработку в творчестве Гая Луцилия (180 - 102 гг. до н.э.). Он написал 30 книг сатур, где обличал пороки современного ему общества: корыстолюбие, взяточничество, моральное разложение, клятвопреступление, жадность. Сюжеты для сатур Луцилия давала реальная жизнь. Эти сюжеты положили начало реалистическому направлению в римской литературе.

Римская поэзия I в. до н.э. поднялась на новую, более высокую ступень. В это время жили многоие поэты, но среди них более выдающиеся - Тит Лукреций Кар (95 - 51 гг. до н.э.) и Гай Валерий Катулл (87 - 54 гг. до н.э.). Лукрецию принадлежит замечательная поэма «О природе вещей» в шести книгах. Эта философская поэма излагает учение эллинистического философа Эпикура о природе богов, о происхождении земли, неба, моря, о развитии человечества и человеческой культуры от первобытного состояния до времени Лукреция. В поэме латинский язык достиг новой вершины; язык земледельцев и воинов, краткий, отрывистый и бедный, благодаря искусству Лукреция оказался емким, богатым, полным оттенков, пригодным для передачи тончайших человеческих чувств и глубоких философских категорий.

Катулл - крупнейший поэт конца Республики, мастер лирической поэзии. Писал мелкие стихотворения, где он описывал чувства человека: любовь и ревность, дружбу, любовь к природе и т.д. Ряд стихотворений направлен против диктаторских намерений Цезаря, его алчных клевретов. На поэтическое творчество Катулла оказала влияние александрийская поэзия с ее особым вниманием к мифологии, изысканности языка, личным переживаниям автора. В мировой лирической поэзии стихи Катулла занимают заметное место. Его поэзию высоко оценивал А.С. Пушкин.

Драма и поэзия были главными, но не единственными видами латинской литературы. Параллельно развивалась проза. До II в.до н.э. сочинения в прозе были редким явлением и представляли собой краткие записи исторических событий и норм права. Ранняя римская проза, как и поэзия была подражательной.

Первым прозаическим произведением на латинском языке был труд Марка Порция Катона Старшего (II в. до н.э.) «О сельском хозяйстве». Катон издал около 150 своих речей, написал римскую историю, сочинение по медицине, ораторскому искусству.

Наиболее выдающиеся римские писатели, мастера прозаического слова жили и творили в I в. до н.э. Марк Теренций Варрон (116 - 27 гг. до н.э.) - уникальный писатель, написал около 74 сочинений в 620 книгах. Главное произведение Варрона - «Древности дел божеских и человеческих» в 41 книге. Сочинения - «О латинском языке», «О латинской речи», «О грамматике», «О комедиях Плавта». Также он писал трактат «О сельском хозяйстве», где вопросы земледелия изложены в изящной литературной форме. «Менипповы сатуры» в 150 книгах - веселое и остроумное поэтическое произведение. Заслуги Варрона в развитии римской литературы были столь велики, что ему, единственному из римских писателей, еще при жизни поставили памятник.

Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.) - писал в разных прозаических жанрах: философские произведения («О пределах добра и зла», «Тускуланские беседы», «О природе богов» и др.), юридические сочинения («О государстве», «Об обязанностях»), речи («против Верреса», «против Катилины», «Филиппики против Антония»), по теории ораторского искусства («Об ораторе», «Брут»), многочисленные письма.

Крупным римским писателем был Юлий Цезарь (100 - 44 гг. до н.э.), автор «Записок о галльской войне» и «записок о гражданской войне». Выступая в роли писателя, Цезарь преследовал политические цели: оправдать свои завоевательные и часто вероломные действия в Галлии, взвалить ответственность за развязывание гражданской войны на своих противников.

В «Золотой век Августа» (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) римская литература достигла своего высшего расцвета: были созданы шедевры всемирной литературы, обогатившие ее сокровищницу. Этот расцвет связан с творчеством таких поэтов, как Вергилий, Гораций и Овидий.

Публий Вергилий Марон (70 19 гг. до н.э.), ему принадлежат три главных произведения, прославивших его имя, - «Буколики» (42 - 39 гг.до н.э.), поэма о земледелии «Георгики» (37 -30 гг. до н.э.) и историко-мифологическая поэма «Энеида» (29 - 19 гг.до н.э.).

Квинт Гораций Флакк (65-8 гг. до н.э.), способствовал формированию имперской этики, морали верноподданного нового режима, больше чем кто-либо из других поэтов. Был одним из любимых поэтов Августа. Написал несколько известных произведений: небольшой сборник стихотворений сатирического характера, эподов и сатир, четыре книги «Од», или «Песен», лирического характера, две книги «Посланий», или «Писем». По заказу Августа, Гораций написал величественный гимн римскому государству «Песнь столетия». Горацию принадлежит поэтический манифест пророческой миссии поэта - знаменитый «Памятник». Впоследствии по мотивам «Памятника» Горация в русской поэзии создали аналогичные «памятники» великие русские поэты Державин и Пушкин.

Публий Овидий Назон (43 г. до н.э. - 18 г. н.э.), основной темой творчества была любовь, как одно из важнейших проявлений человеческих взаимоотношений. Написаны два поэтических сборника - «Элегии», или «Песни любви», и «Героиды» (письма известных из мифологии героинь своим возлюбленным). Скандально знаменитый трактат - «Искусство любви», послужил основной причиной ссылки поэта. Во второй период своего творчества Овидий написал две большие историко-мифологические поэмы «Метаморфозы» и «Фасты». Ко времени ссылки относятся произведения - «Письма с Понта» и «Тристии», «Скорбные элегии».

Из произведений прозаической литературы достойное место занимает грандиозный исторический труд Тита Ливия (59 г. до н.э. - 17 г. н.э.) «От основания Рима» в 142 книгах.

Римскую литературу невозможно представить без Плутарха (ок. 46 г. - ок. 126 г.) ему принадлежит 227 произведений, из которых сохранилось свыше 150. Литературное наследие Плутарха можно разделить на две категории: серия трактатов на моральные темы, в том числе религии, философии, политики, литературы и музыки, и биографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Сотрясаемая мощными ударами варваров Римская империя шла к своей гибели. Античное искусство завершало свой путь. После смерти Константина (337 г.) в Риме резко обострился кризис античных порядков. Усилились нападения варваров на границы империи, римляне потеряли почти все свои провинции. В 395 году Римская держава окончательно разделилась на Западную и Восточную. Столицей западной половины остался город Рим, а столицей Восточной Римской империи (будущей Византии) стал город Константинополь, основанный Константином на месте бывшей греческой колонии Византии.

В 410 и 455 году Рим подвергся страшному разгрому - сначала от готов, а затем от вандалов. В 476 году командир стоявших в Италии германских наемников Одоакр сместил малолетнего императора Ромула-Августула. Это событие принято считать падением Западной Римской империи.

Восточная Римская империя не погибла под ударами варваров и просуществовала еще почти тысячу лет.

С концом Западной Римской империи погибла и античная культура, которая оказала большое влияние на последующее развитие европейских народов, стала их общим достоянием, основой всей культуры новой Европы. Самые ранние образы самобытности этой культуры проявились на уровне древнейших форм народного творчества, в частности мифологии, сюжеты которой уже в течении многих веков служат богатейшим материалом живописцам, скульпторам, композиторам, поэтам.

Древний Рим дал Европе развитую юриспруденцию, из которой выросла современная система права, а также оставил богатое культурное наследие, которое стало частью жизни и культуры современного человечества. Величественные остатки римских городов, зданий, театров, амфитеатров, цирков, дорог, акведуков и мостов, терм и базилик, триумфальных арок и колонн, храмов и портиков, портовых сооружений и военных лагерей, многоэтажных домов и роскошных вилл поражают современного человека не только своим великолепием, хорошей техникой, качеством постройки, рациональной архитектурой, но и эстетической ценностью. Во всем этом - реальная связь римской древности с современной действительностью, зримое доказательство того, что римская цивилизация легла в основу европейской культуры, а через нее и всей современной цивилизации в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. Учебное пособие - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2005. - 940 с.

2.История Древнего Рима: Учеб. для вузов по спец. «История»/ В.И. Кузищин, И.Л. Маяк, И.А. Гвоздева и др.; Под ред. В.И. Кузищина. - 4 - е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2001. - 383 с.

.Пивоев В.М. Культурология. Введение в историю и философию культуры: Учебное пособие / В.М. Пивоев. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Гаудеамус; Академический Проспект, 2008. - 564 с.

.Садохин А.П. Мировая художественная культура: учебник для студентов вузов / А.П. Садохин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА,2008. - 495 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Эта античная культура также сыграла ключевую роль в истории европейской и мировой культуры. Страны, которые мы сегодня обозначаем как Западную Европу, вышли в своих основаниях из Древнего Рима и реально существуют в пределах бывшей Римской империи.

Многие основополагающие духовные представления и нормы общественной жизни, традиционные ценности, социально-психологические стереотипы, переданные Римом Европе, на протяжении более полутора тысяч лет, вплоть до XIX ст., составляли почву и арсенал, язык и форму европейской культуры. Основы права и государственной организации, идея демократии, гражданской ответственности, разделения властей, устойчивый набор сюжетов и художественных образов усвоены Европой от античности через Древний Рим.

Начальный этап формирования древнеримской культуры охватывает XIII-III вв. до н. э. К. концу VI в. до н. э. Рим сложился как город-государство греческого типа. Здесь был построен первый цирк для гладиаторских боев, использовалась ремесленная и строительная техника, письменность и др.

Религия Древнего Рима была анимистической (признавала существование духов), а также содержала в себе элементы тотемизма - почитание Капитолийской волчицы, вскормившей, по преданию, братьев Ромула и Рема - основателей города. Божества первоначально были обезличенными, бесполыми, с течением времени они приобрели человекообразный характер. Римлянин искал у богов помощи в своей повседневной жизни, как бы вступал в договор с божеством и ждал его благосклонности после выполнения обещаний и обязательств. Боги не изображались в художественной культуре.

Социально-политическая организация Древнего Рима (республиканский период). В 510 г. до н. э. Рим стал аристократичной рабовладельческой республикой и подчинил себе всю территорию Апеннинского полуострова. В это же время был написан первый кодекс римского права - «Законы XII таблиц» (середина V в. до н. э.). Высокого уровня развития достигла юриспруденция: в I в. до н. э. уже существовала обширная юридическая литература. Римская республика и римское право стали примером для всех последующих поколений. Было создано великое государство, в котором поощрялась мудрость управления и ораторское искусство. Каждый гражданин, стремившийся стать политическим и государственным деятелем, должен был в совершенстве овладеть приемами риторики - это помогало стать известным, завоевать любовь народа и получить возможность быть избранным народом на высокую государственную должность. Высшим государственным законодательным органом Римской республики был сенат, который руководил внешней политикой, финансами, государственным имуществом, ведал военной жизнью и др.

В этот период огромное влияние на римскую культуру оказала греческая культура. Это нашло свое отражение в религии, философии, литературе. С III в. до н. э. римские боги стали отождествляться с греческими: Юпитер - с Зевсом, Венера - с Афродитой и т.д.

Литература в Древнем Риме первоначально носила компилятивный характер - первые произведения на латыни были переводами с греческого, а первыми римскими писателями были греки.

Архитектура , которая достигла в Древнем Риме высокого уровня развития, также формировалась под влиянием древнегреческой культуры. В то же время в сооружениях римлян были и отличительные черты: они стремились подчеркнуть силу, мощь, довлеющие над человеком. С этими целями возводились монументальные строения, использовалась пышное оформление зданий: стремящиеся к небу колонны триумфаторов, пышная отделка балконов. Больший интерес проявляли не к храмовым комплексам, а к зданиям для практических нужд.

Римские архитекторы разработали новые принципы конструкции - арки, своды, купола, столбы, пилястры. Во II-I до н. э. широко применялся бетон, сводчатые конструкции. Появлялись новые типы зданий:

1 базилики (совершались торговые сделки, вершился суд);
2 амфитеатры (устраивались гладиаторские бои);
3 цирки (проходили соревнования колесниц);
4 термы (комплекс банных помещений).

Возникает новый тип монументального сооружения (триумфальная арка).

Во время военных походов римлянами в огромном количестве вывозились из Греции материальные ценности и произведения искусства: статуи, картины, керамика. Началось копирование греческих шедевров. Все это не способствовало расцвету собственно римского искусства.

С 31 г. до н. э. начинается иной период в истории Древнего Рима (период империи) и зарождается качественно новая средиземноморская культура. Одним из условий ее процветания было усиление материально-экономического потенциала империи, что обеспечило благоприятные условия для создания культурных ценностей, породило особый социальный слой - античную интеллигенцию: учителей, мастеров риторики, философов, поэтов, писателей.

Центром средоточия культуры были города, в которых находились театры, амфитеатры, цирки, стадионы,
храмы и др. Для населения был характерен высокий уровень грамотности. Система школьного образования и воспитания включала 3 ступени - начальную, среднюю, высшую. Выпускники высшей ступени готовились для государственной, практической и культурной деятельности. Стало зарождаться высшее образование.

Одно из важнейших достижений римской культуры этого периода - литература (Апулей, Плиний Младший, Вергилий, Гораций, Овидий). Грандиозные масштабы Римской империи наложили отпечаток на литературную форму. В сравнении с греческими образцами произведения римских авторов отличались большим драматизмом, более трезвым анализом действительности.

Наука. В сравнении с литературой и искусством достижения науки во времена Древнего Рима были не столь значительны. Получили определенное распространение географические, медицинские знания, но все в большей степени проявлялись признаки регресса, попятного движения, отказа от передовых взглядов, сформировавшихся в предшествующие исторические периоды. Например, в астрономии была признана геоцентрическая система Птолемея (Земля - центр Вселенной), а ведь уже в III в. до н. э. существовала гелиоцентрическая система Самосского.

В I-II вв. н. э. внимание общества все больше смещалось к этике в связи с падением нравов, усилением потребительства, разгулом страстей. Во времена Империи к числу выдающихся мыслителей относят императора - философа Марка Аврелия (II в. н.э.). Он размышлял об этике, разрыве между идеалом и действительностью, собственных несовершенствах.

Художественная культура. В отличие от науки в этой области древние римляне создали величайшие произведения, которые и поныне остаются непревзойденными шедеврами мировой художественной культуры. Это достижения в области архитектуры: римляне разработали арочное перекрытие и систему сводов (в отличие от греков), сомкнутый феерический свод (купол); соорудили два наиболее известных архитектурных памятника - Колизей, самый большой амфитеатр античного мира, и Пантеон - храм во имя всех богов (круглое здание, перекрытое грандиозным куполом диаметром более 43 м, воспроизведение которого стало возможным только в XIX в., с изобретением железобетонных конструкций).

Религия. На всей территории Римской империи в первые столетия ее существования возрастало влияние восточных культов. Появилось множество чудотворцев, мистиков, пророков. Все больше приверженцев находили астрология, суеверия. Но в конечном итоге победила религиозная вера, провозглашавшая единобожие, равенство всех перед Богом, посмертное воздаяние за добродетельную жизнь. Это было христианство, привлекшее к себе симпатии рабов, бедняков, всех угнетенных, жаждавших справедливости. Ученики Христа, «апостолы», разошлись около середины I в. н. э. по миру, проповедуя новую веру. Они же основали и многочисленные христианские общины.

В конце II в. н. э. в Римской империи начался кризис: частая смена императоров, отделение провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей. В 395 г. империя распадается на Западную (Рим) и Восточную (Константинополь). Уже в первой половине IV в. христианство превращается в господствующую религию, начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры.

Восточно-римская империя существовала до 1453 г. как Византийская империя. Ее культура стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западно-римская империя прекратила существование в 476 г. (низложен последний император). Этот год считается концом Древнего мира, началом Средневековья. На развалинах Западно- римской империи возникли так называемые варварские государства, население которых в той или иной степени было приобщено к греко-римской культуре.

Древний Рим достойно выполнил свою историческую миссию, сохранив для Европы греческую культуру через трансляцию и тиражирование ее ценностей.



Похожие статьи
 
Категории