Мини музей в детском саду презентации. Студия «Город мастеров»

05.02.2019

Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.

В соответствии с годовым планом работы ДОУ, с целью обогащения предметно-развивающей среды группы, формирования у дошкольников представлений о музее, создания условий для развития проектно-исследовательских умений, в срок с 20 по 22 февраля 2017 года, был организован и проведен смотр конкурс мини-музеев в ДОУ, в котором приняли участие все возрастные группы ДОУ.

В ходе смотра-конкурса оценивались следующие показатели:

- расположение мини-музея (эстетический вид, креативность оформления, безопасность, соблюдение санитарно-гигиенических условий, соответствие возрасту детей,

- тематика мини-музея (связь выбранной темы с образовательными областями, патриотическим воспитанием или развитием речи,

- история создания мини-музея (рассказ о целе создания, интересных фактах и предметах музея,

- наличие документации (конспектов НОД, плана работы, содержание работы с детьми - подборка игр, художественной литературы и др. ,

а также разнообразие экспонатов, умение педагога провести экскурсию по музею.

Представленные в ходе смотра-конкурса «мини-музеи» разнообразны по содержанию, тематике, эстетическому оформлению, оснащению материалами и пособиями, носят развивающий характер, созданы с учетом возрастных особенностей, расположены в доступных для детей местах, созданы руками педагогов, родителей и детей.

Каждый из воспитателей проделал большой объем работы, определился с темой мини - музея, подобрал место для его размещения, наполнил содержанием, продумал оснащение, разделы, формы работы в музее.

Тематика музеев получилась разнообразной:

В группе "Полянка" Мыльникова Наталья Юрьевна и Савкина Надежда Александровна поделились некоторыми секретами изготовления экспонатов. Всем очень понравился мини - музей "Так жили наши предки".


В группе "Радуга" - воспитатель Иванова Ольга Викторовна встретила гостей с блинами и угощениями.Масленница на дворе! Вниманию коллег был представлен мини-музей "Народные промыслы". Ольга Викторовна провела увлекательную экскурсию о прошлом и настоящем нашей страны, нашего края.






В группе "Рябинка" воспитатели Чикова Галина Александровна и Корней Юлия Николаевна представили мини-музей "Чудеса из дерева" и "Русская изба". Все оценили красивое оформление и интересные истории об экспонатах.





В группе "Лучики" воспитатель Карелина Лариса Юрьевна представила мини-музей "Мир камней".




В группе "Почемучки" воспитатели Колбина Татьяна Николаевна и Саломатова Светлана Борисовна представили вниманию коллег мини-музей "Каша - радость наша" хлебосольно, по русской традиции, а еще все попробовали кашу "Дружба" с пылу, с жару в настоящем чугунке да деревяными ложками!





В группе "Ромашка" вниманию коллег воспитатели Коробатова Тамара Петровна и Попова Наталья Ивановна представили мини-музей "Посуда", а также дидактический материал, используемый в работе.


Группу "Ягодка" представляла воспитатель Бондарь Марина Александровна. Педагогом был представлен мини- музей "Береста".





В группе "Солнышко" было торжественное открытие мини-музея "Мир часов". Воспитатель Новикова Елена Михайловна рассказала коллегам о том, как совместно с рдителями было принято решение тематики музея, как собирали экспонаты и как с ними знакомились. Также был прдемонстрирован наглядный и дидактический материал.




Мини-музей "Русская матрешка" представляла воспитатель Бородина Любовь Викторовна.

В группе "Пчелки" начинающий воспитатель Симонова Ольга Олеговна представила мини-музей "Звучащая игрушка", над которым работала Морщнева Полина Николаевна.


Завершающей была экскурсия в группу "Родничок", которую представили воспитатели Дерябина Елена Викторовна и Маленьких Роза Васильевна. Мини-музей "Русские народные промыслы" в группе существует давно, но сегодня он представлен в новом исполнении. Также воспитатели показали все экспонаты, коллекции, наглядный и дидактический материал накопленный в группе, по нравственно патриотическому воспитанию. Воспитатели подробно рассказали коллегам как реализуется работа по патриотическому воспитанию, какие формы работы наиболее интересные в реализации программы по региональному компоненту и т.д.




Подводя итоги такой плодотворной работы воспитателей ДОУ, хочется отметить слаженность работы, доброту, взаимовыручку и поддержку всех членов коллектива, заинтересованность и участие родителей.

Надеемся, что работа в мини-музеях будет продолжена, педагоги будут развивать музеи, пополнять экспонатами, усложнять дидактическим и теоретическим материалом в соответствии с взрослением ребят.

Итоги конкурса будут объявлены на педагогическом совете в марте 2017г.

Наталья Понамарева
Проект «Мини-музей краеведения в ДОУ»

Познавательный проект «Мини-музей краеведения в ДОУ » .

Музейные ценности Сибири.

Познавательный проект «Мини-музей краеведения в ДОУ » .

Вид : познавательный, долгосрочный.

Цель данного проекта :

Содействовать всестороннему развитию детей, знакомить детей с историей, с основами русской национальной культуры, с бытом и историей своих предков, формирование у дошкольников патриотических чувств. Формировать навыки работы в коллективе. Воспитывать желание помогать и уступать друг другу.

Задачи проекта :

Обогащать впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при посещении мини - музея ;

Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, истории своих предков.

Актуальность :

Данный проект расширяет кругозор , дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире.

Участниками данного проекта являются : педагоги ДОУ, дети, родители.

Создание и размещение мини-музея :

Мини – музей краеведения в нашем группе создан с октября 2013 года, при создании музея нами было определено, что в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали его мини – музей . Часть слова «мини » , в нашем случае, отражает и возраст детей, для которых он предназначен, и размеры экспозиций, и определенную ограниченность тематики. Кроме этого, отличительной особенностью нашего мини- музея является , то что : в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини -музее детского сада не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, пополнять экспозиции и переставлять экспонаты и рассматривать их.

Мини-музей краеведения в МБДОУ «Детский сад №97» располагается в группе «Цветик -семицветик» . И был создан педагогами ДОУ : Понамаревой Н. В. И Аракелян Т. М.

В создании данного музея принимали участия не только творческая группа педагогов ДОУ, родители (которые помогали в создании экспозиций музея, пополняя их материалами) .

Уголок русского быта;

Альбом фотографий города Новокузнецка;

Природные ископаемые нашего края;

Русские народные куклы;

В структуре проекта мы выделили три этапа.

I. Подготовительный этап. Он включал в себя :

Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта ;

Разработка модели мини-музея .

II. Практический этап (этап реализации проекта ) .

1. Создание экспозиций в мини-музее .

Когда мы организовывали данный мини-музей , он «задумывался» как выставка природных ископаемых нашего края. В процессе работы мини -музей пополнялся новыми экспозициями. Затем, мы подумали, что дети должны знать не только о том,чем славится город Новокузнецк, но и о культуре и быте славянского народа.

2. Разработка плана работы мини-музея .

В мини-музее организуются :

Тематические выставки, выставки экспонатов, предметов декоративно – прикладного творчества, русского быта, народных промыслов, фотографий, предметов быта, и т. д. ;

Экскурсии в мини-музей , развлечения, посиделки, в соответствии с планом работы;

Свободное посещение мини -музея детьми вместе с родителями.

III.Заключительный этап

Презентация результатов проекта

IV. Интеграция образовательных областей.

В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей :

- «Художественное творчество» (рисование, аппликация) – организуются выставки детских работ в мини-музее ;

- «Познание» – организуются игры-занятия по ознакомлению с окружающим) ;

- «Социализация» - организуются экскурсии по введению детей в мир исторического наследия;

V. Перспективы работы.

Пополнять план содержания экскурсий в мини-музее ;

Оснащение мини -музея видеотекой к экспозициям (работа в данном направлении уже начата и в мини -музее ДОУ имеются отдельные видео материалы к экспозициям) .


Задачи музейной педагогики: Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике. Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике. Гармонизация развития творческой личности. Гармонизация развития творческой личности. Формирование национальной идеологии. Формирование национальной идеологии. Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества. Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества. Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея. Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея. Задачи музейной педагогики: Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике. Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике. Гармонизация развития творческой личности. Гармонизация развития творческой личности. Формирование национальной идеологии. Формирование национальной идеологии. Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества. Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества. Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея. Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея.


« Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики. Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования ». Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке музееведения, педагогики, психологии. « Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики. Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования ». Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке музееведения, педагогики, психологии. Е. Б. Медведева, М.Ю. Юхневич дают следующее определение:


Музей учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. Музееведение наука об истории музеев, их назначении и организации. Музеи неотъемлемая часть культурного наследия. Они охватывают практически все сферы жизни человечества: искусство, науку в целом, историю, географию и т.п. В любом крупном городе есть музеи разной направленности.


Задача педагога занимающегося музейной педагогикой - создание условий для выработки у воспитанников позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки.


Музейная педагогика имеет интегрированный характер Музееведение Музееведение Психология ПсихологияПедагогика Педагогика Музейная педагогика - научная дисциплина, носит интегрированный характер, так как развитие данного направления происходит благодаря взаимодействию музееведения, педагогики и психологии. В последние десятилетия дошкольные учреждения стали создавать собственные мини- музеи, организация и использование мини-музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями. В последние десятилетия дошкольные учреждения стали создавать собственные мини- музеи, организация и использование мини-музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями. В дошкольной музейной педагогике, можно выделить два крупных направления: В дошкольной музейной педагогике, можно выделить два крупных направления: 1) сотрудничество детского сада с музеями (краеведческими, художественными и т.п.); 2) создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении 2) создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении.






Принцип интеграции Принцип непрерывности и разнообразия Принцип деятельности и интерактивности Принцип научности Принципы динамичности и вариативности Принцип партнерства Принципы экологичности и безопасности Принципы организации мини-музея в ДОУ Принцип природосообразности и Принцип природосообразностиикультуросообразности Принципглобализма и регионализма Принцип глобализма и регионализма Принцип креативности Принцип гуманизации


Направления работы в ходе реализации проектов по музейной педагогике Создание тематических коллекций и экспозиций Презентация детско- родительских исследовательских проектов Совместная художественная деятельность для детей и родителей, в результате которой создаются экспонаты музея Музейная педагогика реализация проектов Специально организованная и самостоятельная художественная деятельность Интегрированные тематические блоки НОД с использование ИКТ Исследовательская деятельность по методике Фольклорные праздники, совместные экскурсии и другие эстетические события


Этапы создания мини-музея Подготовительный этап В начале работы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяли тему и название мини- музея, разрабатывали его модель, выбирали место для размещения. Заключительный, обобщающий этап Презентация мини музея Презентация мини музея Практический этап (или этап реализации проекта) Участие в создании детей и родителей. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется. В итоге главная цель достигнута: отношения родителей и педагогов изменились, больше сплотились, произошло сближения. Наладились партнерские отношения между дошкольными учреждениями и родителями.


Формы организации работы с детьми: I. Ежедневные. К Коллекционирование вместе с детьми; создание мини-музеев. II. Еженедельные. Игры музейного содержания по формированию художественной культуры, игры-развлечения; игры путешествия; игры – эстетические упражнения: заполнение музейных словариков (рисунки, коллажи т.д.). Выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку). III. Периодические. Проведение в мини-музеях тематических мероприятий образовательных и обзорных экскурсий, конкурсов и викторин (приз самому любопытному посетителю музея).


Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности. Целью педагогической технологии является воспитание нравственности детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики. Целью педагогической технологии является воспитание нравственности детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики. Для разработки технологии использования музейной педагогики как инновационной в процессе воспитания нравственности детей выделены следующие принципы: Для разработки технологии использования музейной педагогики как инновационной в процессе воспитания нравственности детей выделены следующие принципы:


Чем отличается современный детский музей от классического музея? Его главная задача образовательная, просветительская: в нём могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники, как это принято в традиционных музеях. Еще одна специфическая черта детских музеев: это игровое или интерактивное образовательное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, по своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей. Детский музей ориентирован на детей определенного возраста, на семью и на дошкольное учреждение. Главной его функцией становится образовательная, воспитательная. Он является интерактивным и предполагает активное поведение ребенка по отношению к экспонатам. Главное в таком музее не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельной деятельности ребенка. С этой точки зрения мини-музея в детском саду, на наш взгляд - разновидность детских музеев.


Мини музей для воспитанников эта своеобразная образовательная зона: Развитие речи - словарная работа, развитие связной речи, интонационная выразительность речи, активизация пассивного словаря, знакомство с фольклёром, с народной сказкой. Развитие речи - словарная работа, развитие связной речи, интонационная выразительность речи, активизация пассивного словаря, знакомство с фольклёром, с народной сказкой. Математика – счет, измерение, сравнительный анализ и синтез, знакомство с календарным и временным циклом, и т.д. Математика – счет, измерение, сравнительный анализ и синтез, знакомство с календарным и временным циклом, и т.д. Музыка – знакомство с народной музыкой, с классической музыкой, музыкально- ритмические упражнения. Музыка – знакомство с народной музыкой, с классической музыкой, музыкально- ритмические упражнения. Искусство – знакомство с произведениями художников-классиков, знакомство с произведениями фотохудожников; с народно прикладным творчеством. Искусство – знакомство с произведениями художников-классиков, знакомство с произведениями фотохудожников; с народно прикладным творчеством. Познание окружающего мира – знакомство с разными профессиями, с технологией производства некоторых продуктов, с общественной жизнью, с окружающем миром. Познание окружающего мира – знакомство с разными профессиями, с технологией производства некоторых продуктов, с общественной жизнью, с окружающем миром. Здоровье – дать представление о здоровом образе жизни, о правильном питании, о витаминах. Здоровье – дать представление о здоровом образе жизни, о правильном питании, о витаминах. Физическое развитие – расширять представления о физическом развитии как неотъемлемой части общего развития. Физическое развитие – расширять представления о физическом развитии как неотъемлемой части общего развития.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающей условия для погружения личности в специально созданную предметно-пространственную среду.

Идея оформления в группе краеведческого мини-музея возникла в ходе осуществления пректной деятельности по теме "За что мы любим родной край". В настоящее время прявляется всё больший интерес к истории, культуре, традициям своей малой Родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления дошкольников с родным краем - организация в детских садах мини-музеев. Предлагаю вашему вниманию вариант такого музея.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

: «Как нет человека без самолюбия,- так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека…» К.Д. Ушинский

Актуальность - возникла из интереса детей к истории города, края в котором они живут. Нет, и не может быть настоящего гражданина своей страны, если у него отсутствует любовь к Отечеству. Можно ли воспитать любовь к своей Отчизне простым утверждением, что Родину нужно любить? Не требует даже доказательств то, что на формирование нашего мировоззрения большое влияние оказывают эмоции, чувственное восприятие знакомых фактов, событий истории и культуры своего народа. Как и чем богата русская культура, что составляет нашу гордость? Первейшая задача педагога -донести детям и зародить в их сердцах любовь и уважение к своей Родине. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме уже в дошкольном возрасте, что способствовало бы их нравственному становлению в будущем.

Цель - формирование у детей целостной картины мира, интереса к истории своего города и края, воспитание духовно-нравственных качеств, любви к малой Родине. Формирование у дошкольников «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. Задачи: Воспитывать духовно-нравственные качества и патриотические чувства в процессе формирования у детей краеведческих знаний доступных пониманию дошкольников. Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием. Развивать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость на красоту родного края, отражать впечатления в своих творческих работах.

Краеведческий мини-музей группы №9

Воронеж исторический

Воронеж литературный

Воронеж хлеборобный

История народного костюма

Народные промыслы

Дидактическая игра «Раньше и теперь»

Этнокарты

Литература и методические пособия

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МИНИ МУЗЕЙ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ТЕМА № 1 "ОСЕННЯЯ ПОРА ОЧЕЙ ОЧАРОВАНИЯ"

ЦЕЛЬ: 1. Воспитывать любовь к природе родного края.2. Познакомить детей с цветовой гаммой осенних листьев.3. Учить детей сравнивать листья по величине: большой, маленький.4. Работать...

МИНИ МУЗЕЙ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ТЕМА № 2 "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ"

Цель:1. Помочь детям запомнить сказку, вызывать желание воспроизводить диалоги между сказочными(приобщение к театральной игре)2. Приучать детей внимательно слушать, развивать речь, память...

Ирина Фёдорова
Презентация мини-музея в детском саду

Слайд 2. Для начала небольшая историческая справка

Музей - (греч. - храм муз) - научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, которое осуществляет комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной или духовной культуры.

Прообразами музеев были собрания искусства в термах Древнего Рима и европейских церквях и монастырях.

Слайд 3. Систематическое коллекционирование началось в эпоху Возрождения. Тогда и появились первые музеи-галереи: Уффици (Флоренция, Лувр (Франция, Прадо (Испания). Завершилось формирование основных европейских музеев в XIX веке, когда они открылись для широкой публики.

В настоящее время в мире существует свыше 12 тысяч музеев, которые делятся по профилю: исторические, технические, естественно-научные, искусствоведческие и т. д.

Слайд 4. Слово музей в русском языке пошло от латинского «мусеум», которое, в свою очередь образовалось от греческого мусейон – места посвященного музам – покровительницам искусств в греческой мифологии.

Слайд 5. Таким образом, музей - это способ сохранения культурных ценностей, передачи памяти о прошлом и полезной информации из поколения в поколение.

Слайд 6. Как мы знаем, одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО, является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Слайд 7. Как раз одной из инновационных технологий в сфере личностного воспитания детей является музейная педагогика. Она создает условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду. Посещения музеев, выставок и организация собственных мини-музеев очень важны для расширения кругозора детей, открытия новых возможностей для самостоятельной исследовательской деятельности, стимуляции интереса к книгам и к обучению в целом.

Слайд 8. Понятно, что не всегда и не у всех есть возможность посещать музеи. Да и обилие экспонатов и экспозиций в настоящем музее способно вызвать у дошкольника скорее утомление и рассеянность внимания. В этом случае на помощь приходит организация мини-музеев в дошкольном учреждении. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому собственно их и называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.

Мини-музей в ДОУ - опробованная, прогрессивная форма педагогической деятельности, которая: позволяет усовершенствовать предметно-пространственную среду детского сада; способствует знакомству детей с музейной культурой, окружающим миром; открывает возможности для ведения самостоятельной исследовательской работы.

Слайд 9. Цель мини-музеев – подготовка юного поколения к взрослой жизни через реализацию направления «музейная педагогика» и с помощью музейных средств, приобщение детей и их родителей к музейному искусству.

Задачами мини-музея являются:

1. Создание мини-музея, как отражение интересов и проявление инициативы детей

2. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

3. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.

4. Формирование у дошкольников представлений о музее.

5. Расширение кругозора дошкольников.

6. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

7. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

8. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

9. Развитие творческого мышления и воображения.

10. Формирование активной жизненной позиции.

Слайд 10. Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Если взрослые склонны посмотреть на вещи и выслушать рассказ о них, то детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают. Поэтому огромный плюс и залог хорошего мини-музея в детском саду – его интерактивность, при которой дети могут трогать руками и близко изучать экспонаты; чувствуют свою причастность к процессу. И, как следствие, растёт их интерес к познанию нового; легче усваиваются знания и учебный материал. К тому же мини-музей для ребёнка – это что-то своё, родное, так как многие дети принимают участие в его создании.

Слайд 11. Педагогические функции музея:

Образовательные:

Развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации;

Использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к искусству;

Развивающие:

Активация мышления;

Развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно- физиологических структур;

Обогащение словарного запаса;

Воспитательные:

Формирование личностных качеств, взглядов, убеждений;

Становление умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания;

Просветительские:

Формирование умений, навыков;

Формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;

Слайд 12. Принципы построения музейной экспозиции в детском саду:

Принцип наглядности: при подборе коллекции учитывается, прежде всего, образовательная функция. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал.

Принцип учета возрастных особенностей: значительное внимание при организации среды уделяется доступности подобранного материала и учёту возрастных особенностей дошкольников.

Принцип интеграции: где содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой и т д.

Принцип деятельности: музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды изодеятельности, такие как пополнение музея работами, выполненными своими руками; рисование картин, изготовление глиняных игрушек, роспись посуды, игра с народными игрушками.

Принцип культуросообразности: музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, к культуре, к социуму).

Принцип гуманизации: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок – педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.

Принцип разнообразия: экспонаты музея разнообразны.

Принцип экологичности и безопасности: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника.

Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.

Принцип партнёрства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей и благодаря чему реализуются права ребёнка.

Слайд 13. Правила поведения в мини-музее:

Экспонаты в мини-музее разрешается трогать руками.

Экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво.

Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.

Можно и нужно: задавать вопросы, составлять рассказы и сочинять истории.

Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими работами.

То есть, активность по музейному направлению не должна завершаться на этапе успешной презентации проекта. Напротив, экспозиция должна усовершенствоваться и дополняться, а ее элементы - включаться в качестве предметного материала в разные виды активности.

Мини-музей в детском саду может быть любым, насколько хватает фантазии родителей, педагогов и детей. Мини-музей в детском саду может быть организован на какое-то время, может быть приурочен к определенной дате, празднику (например, к 23 февраля – военной техники, игрушечных солдатиков по родам войск)

В прошлом учебном году у нас успешно стартовал проект создания мини-музея в детском саду. В течение года были оформлены 4 экспозиции:

Слайд 14. «Бабушкин сундук». Целью данной экспозиции было познакомить детей с предметами старины, которые использовались в быту нашими бабушками и дедушками, а также с изделиями народных промыслов.

Слайд 15. «История новогодней игрушки». Эта выставка была организована с целью познакомить детей с историей возникновения традиции украшать ёлку игрушками на новый год и эволюцией новогодних игрушек в России.

Слайд 16. «Хрустальная сказка». Мы преследовали цель познакомить дошкольников с разнообразием предметов быта из стекла и хрусталя, учить видеть и замечать красоту в ближайшем окружении, познакомить с технологией производства стекла и стеклянных изделий, формировать бережное отношение к вещам.

Слайд 17. Выставка «Мамина шкатулка», была приурочена к женскому празднику 8 марта и ее целью было познакомить детей с разнообразием материалов, форм и оформления шкатулок.

В средней группе воспитателем Янковой Л. Н. также была оформлена экспозиция «Народная кукла», где были представлены куклы, изготовленные из различных материалов руками мам и бабушек воспитанников. Забегая вперед скажу, что часть этой выставки представлена в нашем мини-музее «Такие разные куклы».

Слайд 18. В текущем учебном году мы продолжаем работу по музейной педагогике. Сейчас мы оформили первую в этом году экспозицию «Такие разные куклы», где представлены куклы в различных костюмах: специального назначения, народных, стилизованных. Выставка разноплановая и задачи данной выставки с помощью кукол познакомить дошкольников с профессиями, национальными костюмами, культурой и традициями разных народов, эпосом Олонхо.

В дальнейшем в наших планах в целях поддержания инициативы, повышения активности и поднятия интереса среди всех участников образовательного процесса провести опрос среди педагогов, детей и родителей, собрать идеи и составить список тем для нашего мини-музея на текущий учебный год

Также планируем ввести еще одно нововведение: готовить экскурсоводов из числа детей для проведения познавательных экскурсий для воспитанников других групп и родителей.



Похожие статьи
 
Категории