Мир византийской культуры мхк 10. Мир Византийской культуры

14.02.2019

Урок № 12

МХК-10

Мир византийской культуры

Д.З.: Гл.12, творческая мастерская стр. 128.

© А.И. Колмаков


ЦЕЛИ УРОКА

  • познакомить с художественным и музыкальным искусством Византии;
  • расширять кругозор, навыки анализа художественных произведений;
  • воспитывать уважение к культуре других народов и к мировому культурному достоянию.

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • мозаика;
  • иконопись;
  • божественное мироздание;
  • христианство (православное, католическое);
  • крестово-купольные храмы;
  • иконопись;
  • библейские сюжеты

Универсальные учебные действия

  • анализировать систематизировать устанавливать связи выявлять комментировать описывать проводить сравнительный анализ находить слушать
  • анализировать причины художественного подъема эпохи византийского искусства;
  • систематизировать полученные знания о важнейших достижениях художественной культуры Византии;
  • устанавливать связи между культурой Византии и античным искусством;
  • выявлять характерные особенности византийской архитектуры;
  • проводить сравнительный анализ конструкций базилик и крестовокупольных сооружений;
  • комментировать существующие точки зрения на проблемы развития искусства мозаики, сравнивать художественную манеру их исполнения с мозаиками Древнего Рима;
  • описывать памятники византийской иконописи, узнавать об их дальнейшей судьбе;
  • проводить сравнительный анализ византийской мозаики с фреской Феофана Грека на один и тот же библейский сюжет;
  • находить в Интернете необходимую информацию об истоках и развитии искусства иконописи;
  • слушать церковные песнопения, самостоятельно определять характерные свойства камерно-вокальной музыки

Проверка знаний

1. Каковы истоки театрального искусства Древней Греции? Как осуществлялись первые постановки на театральной сцене?

2. Вспомните содержание греческих мифов об Орфее, флейте Пана, состязании Апполона и Марсия. Как они дополняют наши представления о значении музыки в жизни греческого общества?

3. Расскажите о музыкальной культуре Древней Греции. Как вы думаете, почему музыкальное искусство носило преимущественно вокальный характер?

4. Расскажите об особенностях развития театральной и музыкальной культуре Древнего Рима.

5. Почему искусство цирка пользовалось большим успехом в Древнем Риме?


ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • Достижения архитектуры.
  • Мерцающий свет мозаик.
  • Музыкальное искусство.

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет византийское искусство?


подвопросы

  • Достижения архитектуры. Сочетание элементов античного и восточного зодчества. Базилика, ее назначение, устройство, характерные черты внешнего и внутреннего облика. Понятие о крестовокупольном типе храма. Собор Святой Софии в Константинополе.
  • Мерцающий свет мозаик. Основные темы и сюжеты, их символический смысл. Мозаики Равенны. Искусство иконописи. Происхождение икон. Понятие канона. Шедевры византийской иконописи.
  • Музыкальное искусство. Церковная музыка. Основные виды церковного пения. Музыкально-поэтические импровизации на библейские сюжеты. Нотное письмо


Распад Римской империи на две части: западную и восточную в 395 году

Константинополь-пересечение торговых путей

Сухопутного (Европа-Азия) морского(Средиземное-Черное)


Историческая справка

  • Основан Константином I в 324-330гг на месте г.Византий.
  • В 1453г взят турками, переименован в Инстанбул (Стамбул).

Византий Константинополь(Царьград) Стамбул



Отныне здесь стали проводить императорские церемонии

и торжественные богослужения.


Снаружи храм отличается спокойствием и строгостью


Интерьер поражал великолепием!

Два архитектора – Анфимий и Исидор блестяще справились с задачей. Оптический эффект потока света через окна породил легенду о том, что купол подвешен с неба на золотой цепи.



Храм св. Софии в Константинополе. Интерьер .




После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, достроены с четырех сторон минареты, а в 1935 году он приобрёл статус музея. Храм Святой Софии в Константинополе (современный вид)



Базилика

  • БАЗИЛИКА (от греч. - царский дом), вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на 3 или 5 частей (нефов)

НЕФ – (от лат. - корабль ), вытянутое помещение, ограниченное с обеих сторон рядом колонн или столбов.


КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ

  • Новый тип христианского храма, в плане имеет форму креста с куполом в центре.
  • Такие храмы во множестве строились в самой Византии и получили распространение во всех странах православной культуры, в том числе и на Руси.


АПСИДА

  • АПСИДА , или а б сида (от греч. - свод ), полукруглый выступ здания перекрытый полукуполом.

АЛТАРЬ

  • АЛТАРЬ , (от лат. - высокий ), восточная часть храма, находящаяся на возвышении, предназначенная для священослужителей.


Сознание превосходства над культурой народов остального мира


  • Выход императора из дворца из свиты и большой охраны превращался в пышное торжество. Он выступал в расшитых золотом и жемчугом шелковых одеждах с венцом на голове, золотой цепью на шее и скипетром в руке.

мозаика

Мозаика (от лат. букв.- посвященное музам)



Император Юстиниан I Феодора, его супруга


Император Юстиниан со свитой". Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне


Запомни фрагмент

и найди его

на мозаичном панно


ФЕОДОРА, СУПРУГА ВИЗАНТИЙСКОГО ИМПЕРАТОРА ЮСТИНИАНАI. Мозаика в церкви Сан Витале в Равенне.





Смальта - цветное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластинок, применяемое для изготовления мозаик.


Одним из самых великих достижений византийского искусства являются иконы

  • Одна из величайших святынь Византии - древнейшая икона Божией Матери - в XII веке была привезена

из Византии на Русь. Ныне эта драгоценнейшая святыня Русской земли известна во всем мире как Владимирская икона Божией Матери.


Фреска - роспись

по сырой штукатурке

Феофан Грек . Ангел. Фреска из церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде

Феофан Грек . Троица.





Падение Византии

Под натиском

турок-осман в 1453 г.

Прекратила существование тысячелетняя история

Византийской империи.

Вступление Мехмеда II в Константинополь.


Византийская империя просуществовала с 4 по 15 вв. Турецкие войска, завоевавшие Константинополь в 1453 г., поставили точку в истории Византийской империи. Но это не был конец ее художественного и культурного развития.

Наиболее великолепные и известные произведения искусства этой империи – это храмы, иконы, фрески, мозаики.




  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

  • Вы можете использовать шаблон презентации: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида. г. Балашов. Сайт: http :// pedsovet.su /

Мир византийской культуры

Цель: способствовать развитию у учащихся способности к эмоционально-художественному восприятию и осмыслению византийского искусства.

Задачи:

- ознакомить учащихся с характерными особенностями византийской культуры, ее значением в развитии мировой культуры;

Познакомить с шедеврами творчества византийских мастеров на примере собора Святой Софии в Константинополе, искусстве мозаики и иконописи;

Способствовать формированию у учащихся эстетического вкуса, интереса к творчеству цивилизаций прошлого.

Оборудование: карта «Византийская империя», репродукции.

Основные понятия: крестово-купольный храм, мозаика, фреска, икона.

План урока:

1. Исторический очерк.

2.Достижения византийской архитектуры. Собор Святой Софии.

3.Искусство мозаики.

4.Иконопись.

Ход урока

1.Учитель объявляет тему урока и составляет беседу с учащимися по вопросам:

- Когда происходит становление Византии? Покажите территорию на карте.

Кто считается основателем Византийской державы?

Назовите столицу Византии.

Как называли этот город славяне?

Как называется этот город сегодня?

На территории какого современного государства он находится?

Почему Константинополь называли «золотым мостом»?

Как долго существовала империя? Какова ее судьба?

Задача для учащихся: в ходе работы на уроке познакомиться с достижениями художественной культуры Византии.

2.Учитель сообщает: наивысшего могущества Византийская империя достигла при императоре Юстиниане I (527-565).

Сообщение учащегося о Юстиниане (см. Приложение 1).

Учитель сообщает: могущество империи было воплощено в архитектурном шедевре, дошедшем до наших дней.

Сообщение учащегося о храме Св. Софии (см. Приложение 2).

Учитель сообщает: характер средневековой скульптуры определен распространением христианства. Храмы-символы, внешние атрибуты новой религии. Византийские мастера в соборе Св. Софии впервые использовали новые архитектурные детали. Это привело к созданию нового типа храма – крестово-купольного.

Задача для учащихся: в ходе работы со схемами определить характерные черты античной базилики как архитектурного сооружения, сравнить с Софийским собором, найти отличия (схемы в Приложении 3).

Запись в тетради.

Крестово-купольный храм – храм, имеющий в плане форму креста с куполом в центре.

Учитель сообщает: роскошь и торжественность архитектуры Византии послужат образцами при возведении каменных соборов в древнем Киеве. Русь воспримет от Византии крестово-купольную систему храмов.

3.Учитель сообщает: интерьер византийских храмов украшен мозаикой. Этот вид изобразительного искусства возник в эпоху античности.

Запись в тетради.

Мозаика- изображения, выполненные из кубиков разноцветного непрозрачного стекла = смальты.

Самостоятельная работа с учебником. Найти в тексте особенности византийских мозаик, выписать их в виде плана. Рассмотреть иллюстрации.

Особенности византийских мозаик:

Использование кубиков различной формы и величины;

Применение золотого фона;

Закрепление кубиков под разным наклоном;

Эффект сияния.

4. Учитель сообщает: в христианских храмах обязательными были не только мозаики, но и иконы. Икона является таинственным символом божества, а не его точным изображением. С помощью линий и красок иконописец не просто изображает того или иного святого или события, а воплощает обращенную к нему молитву. Поэтому иконопись обладает собственным художественным языком (канонами). К иконописным канонам относятся фронтальность изображения, условность одежды, символичность цвета, сияющий нимб вокруг головы, пристальный взор увеличенных глаз. Одно из лучших произведений византийской иконописи – «Владимирская Богоматерь».

Сообщение учащегося об иконе Владимирской Богоматери.

Запись в тетради.

Икона – от греческого «эйкон» - изображение, образ.

Итог урока.

Византия-цивилизация, оставившая человечеству огромное наследие, повлиявшее на культуру многих народов, в том числе на русскую.

Вопрос классу. Что же оставила Византия в наследие человечеству?

Выставление оценок.

Домашнее задание: глава 12, сообщения на темы «Десятинная церковь в Киеве», «Золотые ворота в Киеве», «Строительство Софийского собора».

Приложение 1.

Император Юстиниан.

Наибольшего могущества Византийская империя достигла при императоре Юстиниане I (527-565).

Юстиниан происходил из бедной крестьянской семьи. Его дядя Юстин выслужился из простых солдат до звания полководца и, силой овладев престолом, стал императором. Юстин приблизил племянника ко двору, дал ему хорошее образование. После смерти дяди Юстиниан I унаследовал престол.

Император обладал немалой политической мудростью и смелостью. Он проводил реформы, оживил торговлю. Накопив большие богатства, Юстиниан строил по всей империи храмы, крепости, дворцы, заново благоустраивал целые города. Самой знаменитой постройкой Юстиниана I стал храм Святой Софии в Константинополе.

Другим великим делом императора было создание свода римского права. Юстиниан приказал свести и упорядочить разнообразные учения и мнения знаменитых римских юристов, живщих в прежние столетия. И до сих пор римское право лежит в основе гражданского права большинства современных стран.

Приложение 2.

Собор Святой Софии.

Самой знаменитой постройкой Юстиниана I стал храм Святой Софии (т. е. Премудрости Божией) в Константинополе. Ныне Константинополь находится в пределах Турции. Турки называют его Стамбул, а Святая София (на турецкий лад – Ая София) стала мечетью.

Эта грандиозная постройка долгое время оставалась непревзойденной ни в Европе, ни в Азии. Храм, построенный из кирпича, внутри был отделан редким мрамором и украшен мозаиками, которые изображали христианские символы и растительные узоры. Достопримечательностью храма является его огромный купол диаметром 31,5 м. В основании купола прорезаны многочисленные окна. Когда человек, стоя в храме, смотрит вверх на купол, то из-за света, льющегося из окон, и из-за большого расстояния до купола, тонкие проемы между окнами не видны, и кажется, будто купол парит над храмом без опоры. Когда-то даже поговаривали, что купол Святой Софии якобы подвешен на золотых цепях к самому небу. Когда храм освящали, император Юстиниан I воскликнул: »Слава Господу, который удостоил меня совершить такое дело! Соломон, я победил тебя!».

В 476 г. племена вандалов разгромили Рим. Западная Римская империя прекратила свое существование. VI-IX вв. можно охарактеризовать как время, в котором сталкивались и перемещались осколки разных систем культуры. Христианизация Европы, по сути дела, только начинала разворачиваться. Целые огромные зоны (Центральная, Северная и Восточная Европа) к началу IX в. еще не были христианизации. Население Европы начало медленно увеличиваться, создавая критическую массу для роста городов и возникновения торговых связей, объединивших впоследствии Европу в единое целое. Объединение Европы было одновременно и строительством христианской культуры.

Принципы Христианства.

Важнейшей чертой средневековой культуры был теоцентризм – господство религиозного мировоззрения, в основе которого лежала христианская теология. Христианство – не просто религия, оно выступает, как фундаментальная мировоззренческая основа сознания, всей жизни человека и общества, всей средневековой культуры.

Основы христианства – всеобщая любовь к человечеству, к людям как братьям и их «сыновности Божьей», равенство людей перед Богом. Иисус Христос (Мессия), его ученики, их последователи утверждали новое мировосприятие. Оно выразилось в вере в искупительную жертву иисуса Христа и вечное царство как награду за земные страдания. Заповеди христианства несли в себе новые принципы человеческих взаимоотношений: любви ко всем людям, терпения и смирения пред всеми тяготами жизни, служения Богу. Именно последнее требовало от христиан отрицания традиционных языческих культов. Тем не менее христианство, с одной стороны, восприняло некоторые духовные ценности античной культуры, возвысив человека, но с другой – объявило его «рабом Божьим», испытывающим вечный страх перед загробной карой.

Вместе с тем христианский Бог есть глубочайшая тайна (Бог сокровенный), он таинственно объемлет людей, будучи абсолютно независимым от них. Бог-творец является и высшей этической ценностью как воплощение любви ко всем людям, почитающим его. Среди ценностных ориентаций христианства ведущее место занимает учение о том, как должен жить человек и в чем смысл его бытия. Впервые моральные заповеди были сформулированы не только как запреты, но и как рекомендации, направленные на улучшение человека: целью его жизни становится спасение через духовное совершенствование. Христианство знаменовало собой становление новой культуры, в которой человек признавался личностью, воспринимался как земное воплощение Бога, а сам Бог – как воплощение любви к людям.

Основные положения христианства изложены в Новом Завете. Его догматика сформулирована в 12 принципах «Символа веры», принятого Никейским собором (325 г.), и конкретизирована последующими Вселенскими соборами. Христианство также выработало собственную концепцию времени, создав на основе Ветхого Завета учение о начале (сотворении) и конце мира, в то время как античная языческая философия исходила из признания вечности мира. Идея неповторимости событий, их единичности, вызвана уникальностью факта явления Христа как начала истории. В отлчии от цикличности, свойственной дохристианскому мировоззрению. Средневековье проникнуто ожиданием Страшного суда, размышлениями о конечности судьбе человека, мира в целом.

Практически все творения средневекового искусства служили религиозному культу, воспроизводя образы не реального, а потустороннего мира, пользуясь языком символов и аллегорий. В отличие от античного средневековое искусство почти не выражало радость земного бытия. А располагало к созерцанию, глубокому размышлению и молитве. Все средневековое искусство проникнуто ожиданием Страшного суда, размышление о конечной судьбе человека, мира в целом. На смену преклонению перед человеческими силами и разумом в средние века пришло учение о греховности человека. Новые принципы человеческих взаимоотношений: смирение, служение Богу требовало от христиан отрицания традиционных языческих культов.

Мостом между искусством собственно средневековья и античным являлось так называемое искусство раннехристианское, которое возникло в период нелегального существования христианства в языческой Римской империи. В XVI в. В Италии были случайно обнаружены подземные христианские кладбища II-IV вв., которые служили также убежищем и местом сбора христианской общины. Их стали называть катакомбами по названию местности Катакумб, в которой находилось одно из первых найденных кладбищ. Катакомбы представляют собой галереи и прямоугольные помещения – кубикулы , в которых сохранились фрагменты фресок и мраморные, украшенные рельефами саркофаги. В росписях катакомб использовались античные мотивы, но уже в соответствии с духом новой религии.

Это была система иносказаний и символов, связанная на первых порах лишь с поминальным культом. Птицы и животные, по христианским понятиям, населяли райские поля Элизиума. Орфей отождествлялся с библейским царем Давид-псалмопевцем, Персей – со святым Георгием, Одиссей, устоявший перед сиренами, - с христианином, стойким перед мирскими соблазнами. Так слагалась роспись, похожая на тацнопись, понятная лишь посвященным.

В Евангелии Бог сравнивается с виноградием, Христос уподобляется пастырю, а его ученики – пастве, и на стенах подземных камер появляются изображения сцен сбора винограда или фигуры юноши-пастуха с ягненком на плече – добрый пастырь, наиболее распространенное в раннехристианском искусстве олицетворения Христа. Особенно часты мотивы чудесных спасений и исцелений в соответствии с библейскими и евангельскими сюжетами, в которых усматривали символ спасения души. Душа усопшего изображалась в виде оранты – женщины в молитвенной позе с воздетыми руками. Круг сюжетов был ограничен. Фигуры еще объемны, как в поздней артичности, но в орантах, наример, символизирующих победу духа над плотью, все более подчеркивается уплощенный силуэт, рисуной намечается контуром, тело исчезает под хитоном. Главное внимание обращается на лицо и большие глаза, в фигуре теряется ощущение вещественности, осязаемости.

Византия существовала с 395 по 1453 г. История ее возникновения такова. В 330 г. на месте древнегреческого поселения Византия была основана новая столица Римской империиКонстантинополь, названная по имени императора Константина.

В 395 г. империя распалась на две части - Западную и Восточную, и последняя - Восточная Римская империя - впоследствии стала именоваться Византией, причем уже после того, как сама империя перестала существовать. Такое название ей дали европейские мыслители Нового времени с намерением отлучить Византию от связей с греко-римской культурой, включить ее целиком в «темное Средневековье» восточного типа.

Однако сами византийцы не согласились бы с подобной точкой зрения. Они называли себя «ромеями», т.е. римлянами, а свою столицу Константинополь - «вторым Римом», имея на то полное основание.

Византия стала достойной наследницей античной культуры. Она успешно продолжила дальнейшее развитие лучших достижений римской цивилизации. Новая столица - Константинополь - ревниво и не без успеха соперничала с Римом, довольно быстро став одним из красивейших городов того времени. Она имела большие площади, украшенные триумфальными колоннами со статуями императоров, прекрасные храмы и церкви, грандиозные акведуки, великолепные термы, внушительные оборонные сооружения. Наряду со столицей в Византии сложились многие другие культурные центры - Александрия. Антиохия, Никея. Равенна, Фессалоники.

Византийская культура стала первой в полном смыслехристианской культурой. Именно в Византии завершилось становление христианства, и оно впервые приобрело законченную, классическую форму в его ортодоксальной, или православной , версии. Огромную роль в этом сыгралИоанн Дамаскин (ок. 675 г. - до 753 г.) - выдающийся богослов, философ и поэт, автор фундаментального философско-теологического труда «Источник знания». Он завершил и систематизировал греческую патристику, гак называемое учение «отцов Церкви», благодаря чему христианство поднялось на уровень настоящей теории. Вся последующая теология в той или иной мере опирается на идеи и концепцию Иоанна Дамаскина. Он также является создателем церковных песнопений.

Огромный вклад в становление и утверждение православного христианства внес такжеИоанн Златоуст (ок. 350-407 гг.) - выдающийся представитель искусства церковного красноречия, епископ Константинополя. Его проповеди, панегирики и псалмы пользовались огромным успехом. Он прославился как страстный обличитель всякой несправедливости, борец за осуществление аскетического идеала. Иоанн Златоуст ставил деятельное милосердие выше всяких чудес.

Продолжая и развивая теорию римского права, византийские ученые разработали собственную оригинальную концепцию, известную каквизантийское право. Его основой стала известная Кодификация Юстиниана (482-565) - византийского императора, который первым дал систематическое изложение нового права. Византийское право нашло применение во многих европейских и азиатских странах той эпохи.

В то же время византийская культура испытывала существенное влияние со стороны соседних восточных стран, особенно Ирана. Это влияние сказалось практически во всех областях общественной и культурной жизни. В целом же культура Византии явилась настоящим перекрестком западной и восточной культур, своеобразным мостом между Востоком и Западом.

Эволюция византийской культуры знала несколько взлетов и падений.Первый расцвет приходится на V-VI1 вв., когда в Византии завершился переход от рабовладения к феодальному строю.Возникший феодализм нес в себе как западные, так и восточные черты. В частности, от западноевропейского его отличала жесткая централизация государственной власти и налоговой системы, рост городов с их оживленной торговлей и ремеслом, отсутствие четкого сословно-классового деления общества. В VI в., при Юстиниане. Византия достигла наибольших территориальных размеров и стала могущественной средиземноморской державой.

ВVI11-IX вв. Византия переживаетсмутные времена, отмеченные резким обострением социально-политических противоречий, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. В этот период возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. К концу IX в. иконопочитание было вновь восстановлено.

X-XII вв. стали временемочередного подъема и расцвета Византии. Она устанавливает тесные связи с Киевской Русью. Роль христианства и Церкви в этот период значительно возрастает. В художественной культуре окончательно складывается зрелый средневековый стиль, главной чертой которого выступает спиритуализм.

XIII в. преподнес Византиисамые тяжелые испытания, обусловленные прежде всегокрестовыми походами. В 1204 г. крестоносцы взяли Константинополь. Столица была разграблена и разрушена, а сама Византия перестала существовать как самостоятельное государство. Только в 1261 г. императору Михаилу VIII удалось вновь восстановить и возродить Византийскую империю.

В XIV-XV вв. она переживаетпоследний свой взлет и расцвет, что особенно ярко проявилось в художественной культуре. Однако взятие турецкими войсками в 1453 г. Константинополя означало конец Византии.

Византийская мозаика

Мировую славу приобрели мозаики Византии. Используя античную технологию изготовления мозаик, византийские мастера нашли и свои, оригинальные способы их создания. Кусочки матовой или прозрачной смальты с тончайшей золотой подкладкой, а иногда каменные кубики различной формы и величины закреплялись различной формы и величины закреплялись в связующей основе под разным наклоном. Это позволяло лучам солнца или свету зажженной свечи вспыхивать, отражаться и искриться золотом, пурпуром и синевой. Мозаичисты Византии пользовались всем богатством красочной палитры. Им хорошо были знакомы оттенки и интенсивность цветов: от бледных и нежных, приглушенных и тусклых до ярких и насыщенных.

Изображения на стенах рассказывали об основных событиях христианской истории, они переносили мысли верующих в особый мир. Многочисленные изображения Христа, пророков и ангелов, сцены из Священного Писания и прославление власти императора стали излюбленными темами и сюжетами византийских мозаик. Их золотой фон также имел особый смысл. Во-первых, он воспринимался как символ богатства и роскоши, а во-вторых, как один из самых ярких цветов он создал вокруг изображенных фигур эффект немеркнущего, священного сияния.

Если светлый фон античной мозаики позволял передать пространство, создавал иллюзию реальности, то золотой фон византийских мозаик фантастическим образом преображал это реальное пространство. Дело в том, что золотой фон в сочетании с вогнутой или сферической поверхностью вызывал своеобразный эффект присутствия, рождал у зрителя ощущение сопричастности с изображенным.

Лучше всего сохранились мозаики Равенны – города на севере Италии, в VI в. Центра византийской провинции. Особую известность приобрели мозаичные росписи церкви Сан Витале . Потоки света, льющегося из купола и арочных проемов галерей, заставляют мозаики загораться неземным блеском. На боковых нефах апсиды, по обоим сторонам от окон, расположены мозаики с изображением императора Юстиниана и его жены Феодоры со свитой.

На первой из них изображен император Юстиниан, подносящий в дар церкви тяжелую золотую чашу. Его голову венчает диадема и нимб – символ святости. На нем богаты цветне одежды, украшенные золотом. Справа от Юстиниана – двое придворных и телохранители, фигуры которых прикрыты парадным щитом с монограммой Христа. За левым плечом императора – пожилой человек в одежде сенатора, а также епископ Максимиан с крестом в руке и два дьякона, один из которых держит Евангелие, другой – кадило. Зеркальная симметрия правой и левой сторон композиции создает ощущение равновесия и покоя.

Мозаика на противоположной стороне изображает императрицу Феодору. Она входит в храм, неся на руках потир с золотыми монетами. Вокруг шеи и на плечах – роскошные ожерелья. На голове – корона с длинными жемчужными подвесками, вокруг головы – большой нимб. Слева от Феодоры стоят придворные дамы в украшенные драгоценными камнями. Справа – дьякон и евнух, открывающий завесу храма. Художник помещает персонажи на золотом фоне. Все исполнено торжественности и величия.

Замечательны мозаики церкви Успения в Никее (VII в., разрушена в 1922 г.). Изображенные здесь ангелы поражают утонченным благородством облика, пристальным, как будто гипнотизирующим взглядом (один из самых знаменитых – ангел «Дюнамис »). Чем то они напоминают античный идеал красоты. Подобно стражам, они попарно стоят у трона с войсковыми знаменами в руках. Их спокойные позы естественны, а тонкие сочетания цветов, плавные переходы, сложные ракурсы рук, сквозь ладони которых просвечивает свет, делают эти фигуры особенно жизненными и привлекательными.

Искусство иконописи.

В христианских храмах обязательными был не только мозаичные и фресковые композиции, но и иконы (греч. «образ»). Первоначально иконами называли любые священные изображения, выполненные на камне, дереве, ткани или металле. Со временем этот термин стал применяться для обозначения изображений на специальных досках, используемых во время богослужения. Самые первые иконы относятся к IVв.

Веками не затихали споры между сторонниками икон и их противниками (иконоборцами), требовавшими ограничений в живописных изображениях. Почитание икон, по их представлениям, являлось идолопоклонничеством, недопустимым в христианской церкви. А поэтому их требования сводились к созданию нейтральных картин, отвлеченных символов, орнаментальных и декоративных мотивов, пейзажей с изображением животных и птиц. В результате стены храмов превратились, по образному выражению одного из современников в «огороды и птичники». В период иконоборничества (726-843) была сделана попытка официально запретить иконы.

В защиту икон выступил философ, поэт, автор многих богословских сочинений Иоанн Дамаскин (ок.675 – до 753 гг.). По его мнению, икона принципиально отличается от идола. Она является не копией, или украшением, а иллюстрацией, отражающей природу и сущность божества. Она лишь его подобие и образ. «Иконы суть видимое невидимого и не имеющего фигуры, но телесно изображенного из-за слабости нашего понимания». Главная задача иконописца - идеальное воспроизведение канонических сюжетов и персонажей, причем все индивидуальное в них должно отступить на второй план.

Характерными особенностями икон становятся фронтальность изображения (обращенность к зрителю), строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери, подчеркнуто высокий лоб – средоточие духовного начала, сияющий нимб вокруг головы, пристальный, суровый взор увеличенных глаз, статичность, состояние аскетичного бесстрастного покоя, декоративность и условность одежды, подчеркивающий бесплотность, бестелесность фигур. Цвет на иконах символичен. Золото и пурпур выражают идею царственности, синий – божественности, белый символизирует нравственную чистоту и невинность.

На одной из ранних византийских икон «Сергий и Вакх» запечатлены святые ученики, особенно почитавшиеся в Константинополе. Торжественно держат они в руках большие кресты – символ мученической смерти. Согласно приказу, железные обручи на шею, напоминающие ожерелья, были одеты на них по приказу императора Максимилиана. Для всеобщего осмеяния их водили в женской одежде по улицам Рима. Святые мученики изображены погрудно. Внимание зрителей непременно привлечет их пристальный взор, переданный с помощью неестественно крупных, широко раскрытых глаз. В этих образах особенно подчеркивается духовная сосредоточенность и отрешенность от внешнего мира.

К сожалению, большинство ранних икон погибло, но и то, что сохранилось, являет собой примеры высокого мастерства. Шедевром византийской иконописи по праву считается икона «Владимирской Богоматери» (начало XII века), привезенная на Русь из Константинополя в 1155 г. Множество легенд связано с этой иконой. По старинному обычаю, ее везли на санях летом. В нескольких верстах от Владимира неожиданно встали кони, и никакая сила не могла сдвинуть их с места. Заменили коней – они стояли как вкопанные. Тогда и решили: икона останется на этой земле. Во Владимире построили огромный Успенский собор и поместили в нем удивительную икону – одну из самых почитаемых православных святынь.

Византийские храмы.

1. В течение IV-VI вв. формируются основные типы христианских храмов.

Базиликальный тип храма – наиболее ранний, теснейшим образом связанный с античной архитектурой: в Греции, а потом и в Риме появились строения определенного типа, предназначенные для судебных разбирательств или торговли (крытый рынок). Наиболее яркий образец базиликального типа храма: не сохранившийся до наших дней, но обмеренная при сносе базилика Св. Петра в Риме (около 330 г.), на месте которой стоит сейчас знаменитый собор Св. Петра.

Центрический тип храма – круглого (ротонда) или восьмиугольное здание, в котором внутренний объем перекрыт куполом. По типу ротонды сооружались мавзолеи: крестообразный в плане мавзолей Галлы Плацидии в Равенне (V в.).

Крестово-купольный тип храма – в плане это квадрат, в центре которого находятся 4 пилона, или столба; именно они обозначают подкупольный квадрат, объем которого перекрывается куполом. При этом все пространство храма делится на нефы (три или пять); в восточной части размещается алтарь. Символика купола связана с небесным сводом, простертым над землей. К первым храмам такого типа можно отнести храм Св. Софии (Премудрости) в Константинополе (532-537 гг.).

Наивысшее достижение византийской архитектуры – собор Святой Софии (532-537 гг.) в Константинополе , соединивший базилику с купольным перекрытием. Храм «премудрости Божьей» воздвигли сравнительно быстро два архитектора – Анфимий и Исидор. От них требовалось выразить «непостижимость и неизреченность» христианского восприятия Вселенной, воплотить идею могущества Византийской империи. Зодчие блестяще справились с этой задачей. Отныне здесь стали проводить императорские церемонии и торжественные богослужения. Храм, расположенный ы центре города, на самом высоком холме, далеко виден с Босфора. По словам очевидцев, в «высоту он поднимается будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, выделяется среди других строений».

В плане храм представляет собой прямоугольник, в центре которого четыре массивные опоры обозначают огромный квадрат. Центральный купол Софии, составляющий в диаметре 31,5 м, - самое замечательное достижение византийских зодчих, в котором воплощено представление о космическом подобии мира. Снизу купол кажется парящим в воздухе, так как тонкие части стены между окнами не видны. Оптический эффект породил легенду о том, что купол подвешен с неба на золотой цепи. К центральному куполу примыкают два низких купола. Снаружи храм не кажется слишком большим, его внешний вид отличается спокойствием и строгостью.

Иное дело его интерьер. Всех изумляет зеленая и розоватая мраморная облицовка стен и золотая мозаика сводов. Кажется,что главное пространство храма не имеет границ, растворяется в световых лучах, которые проникают через сорок окон, вырезных у основания купола. Колонны объединены волнистыми аркадами, что создает впечатление ритмичного движения. Один из современников писал: «…в соборе ничто не останавливает взора, но все влечет к себе, постоянно меняется так, что зрителю трудно сказать, что ему больше всего нравилось».

МХК 10 класс

Тема "Мир византийской культуры"

Цель урока:

Через анализ многообразия византийской культуры выявить ее художественные особенности и роль в культуре Средневековья.

Задачи:

Образовательные:

    Раскрыть исторические условия развития византийской культуры.

    Проанализировать крупнейшие памятники византийского искусства.

    Обозначить истоки и роль византийской культуры в развитии средневековой культуры.

Развивающие:

    Учиться анализировать памятники искусства.

    Уметь оценивать вклад византийских мастеров в развитие средневековой культуры.

    Развивать интерес к познанию славянской культуры.

    Развивать любовь к искусству, кругозор, логическое и образное мышление.

Воспитательные:

    Воспитывать интерес и уважение к памятникам культуры.

    Способствовать самостоятельному изучению истории мировой культуры.

    Воспитывать патриотические чувства учащихся, умение отстаивать свой взгляд на различные искусствоведческие проблемы.

    Обогащать духовный мир учащихся.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

План урока.

I. Орг.момент.

II. Подготовка к восприятию новой темы. Вводное слово учителя.

III. Изложение новой темы. /Работа по блокам на основе презентации/.

    Византийская архитектура.

    Искусство мозаики.

    Мастерство иконописи.

    Музыка Византии.

IV. Закрепление темы. /Оформление таблицы. Выводы/.

V. Подведение итогов. Рефлексия.

VI. Заключительное слово учителя.

VII. Задание на дом.

Ход урока

Мы начинаем разговор о средневековой культуре. Понять ее развитие и особенности эстетики невозможно без анализа византийской культуры. Объявление цели и задач урока.

Сообщение ученика.

Византия подарила миру искусство, в котором глубочайшая духовность являлась мерилом истинной красоты. Возникнув в Константинополе – столице империи, оно оказало влияние на развитие культур таких стран как Сербия, Болгария, Грузия, Армения, Древняя Русь. В определенной степени, его влиянием были охвачены и страны Западной Европы.

На современной карте этого государства нет. (См. географическую карту Империи Ромеев 4-15 в.в.). Оно прекратило свое существование в мае 1453 года, когда было завоевано турками. Само название этого государства – Империя Ромеев. Она возникла в 395 году, когда император Феодосий, умирая, разделил Римскую империю на 2 части: Западную и Восточную. Последняя была названа историками 19 века Византией. Византия – наследница Античности. Именно византийские переписчики сохранили миру произведения Гомера, Эсхила, Софокла, вплоть до 7 века существовал народный античный театр. Греческий язык оставался разговорным языком.

На уроке мы, естественно, не сможем охватить весь спектр византийской культуры, а остановимся лишь на некоторых видах искусства: архитектура, мозаика, иконопись, музыка.

Постановка проблемы урока. В чем богатство и многообразие византийской культуры? Каковы художественные особенности византийской культуры?

Задание классу. В процессе работы на уроке оформить таблицу.

(См. образец на доске).

Беседа по вопросам.

    Какое архитектурное сооружение наиболее характерно для раннего этапа византийского зодчества?

    Какие идеи стремились воплотить строители собора Св. Софии?

    Какие архитектурные новшества были применены при строительстве собора Св. Софии в Константинополе?

    Почему в византийской архитектуре базилики были вытеснены крестово-купольными храмами?

Вторая группа рассказывает об искусстве мозаики.

Что такое византийская мозаика.

    Выразительное чтение и анализ стихотворения А.Блока «Равенна».

    Анализ мозаик Равенны «Императрица Феодора»,»Император Юстиниан со свитой».

Вывод. Характерные особенности мозаики:

    совершенные композиционные приемы; декоративность; колористические эффекты; сопоставление контрастных цветов; регламентация цветовой гаммы; манера кладки смальты ровными рядами, образующими узор; композиция всегда строилась с круга – сферы, нимба как символа небесного совершенства.

Вопросы классу.

    Что такое смальта?

    Откуда в Византию пришло искусство мозаики?

    Почему искусство византийских мозаичистов приобрело мировую славу? Какими средствами достигался эффект магического воздействия на зрителя?

Третья проблемно–поисковая группа анализирует искусство византийской иконописи.

    Что такое икона.

    Анализ икон, представленных в презентации: «Сергий и Вакх» - 6 век, «Владимирская Богоматерь» - начало 12 века, «Христос Пантократор»- 14 век.

Характерные особенности икон:

    фронтальность изображения (обращенность их к зрителю);

    строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери;

    высокий лоб – средоточие духовного начала;

    сияющий нимб вокруг головы;

    пристальный, суровый взор увеличенных глаз;

    статичность, состояние аскетического бесстрастного покоя;

    декоративность и условность одежды, подчеркивающей бесплотность, бестелесность фигур;

    цвет на иконах символичен.

1. Прослушивание «Знаменного распева» и чтение цитаты епископа Иоанна Златоуста.

2. Сообщение учащихся об известных музыкантах и теоретиках церковной музыки, музыкальных инструментах Византии. (Работа с презентацией).

Какие чувства и мысли пробуждает в вас эта музыка?

Задание. Оформить выводы письменно в тетрадь.

Выводы:

1. В чем проявилась связь византийской культуры с античным искусством, на ваш взгляд?

    Классичность / правильная передача пропорций человеческого тела, его объема и движений/.

    В центре внимания художника стоит человек.

    Искусство выполняло эстетическую функцию и являлось посредником между миром человеческим и божественным.

2. Как вы думаете, каковы основные достижения художественной культуры Византии?

    Воплощение в жизнь крестово-купольного храма.

    Синтез различных видов искусств.

    Ориентированность художественного языка на условность, символику / зарождение иконографии и нотного письма /.

    Эмоциональное начало, преобладание духовного содержания над физическим совершенством.

3. Какова роль византийской культуры в развитии средневековой культуры, и в частности русской?

    Принятие христианства на Руси явилось мощным стимулом в развитии культуры.

    Православная культура развивается по канонам византийского искусства.

    В средние века Русь становится духовным центром православия

/Москва – третий Рим/.

Рефлексия.

    Что нового узнали на уроке?

    Какое открытие сделал каждый из вас?

Хотелось бы в заключение урока обратить ваше внимание на эпиграф, слова поэтессы В.Боровицкой.

Все на свете уходит – остается искусство.

Цель урока:

Через анализ многообразия византийской культуры выявить ее художественные особенности и роль в культуре Средневековья.

Задачи:

Образовательные:

  1. Раскрыть исторические условия развития византийской культуры.
  2. Проанализировать крупнейшие памятники византийского искусства.
  3. Обозначить истоки и роль византийской культуры в развитии средневековой культуры.

Развивающие:

  1. Учиться анализировать памятники искусства.
  2. Уметь оценивать вклад византийских мастеров в развитие средневековой культуры.
  3. Развивать интерес к познанию славянской культуры.
  4. Развивать любовь к искусству, кругозор, логическое и образное мышление.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес и уважение к памятникам культуры.
  2. Способствовать самостоятельному изучению истории мировой культуры.
  3. Воспитывать патриотические чувства учащихся, умение отстаивать свой взгляд на различные искусствоведческие проблемы.
  4. Обогащать духовный мир учащихся.

Оборудование:

  • доска;
  • компьютер;
  • проектор;
  • экран;
  • географическая карта.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Форма: урок–презентация.

Жанр: урок–панорама.

Предварительная подготовка: создание мультимедиапрезентации «Средние века. Византийская культура», организация проблемно–поисковых групп и подготовка индивидуальных заданий.

Тема урока, его место в целом программы.

«Мир византийской культуры» - первый урок в разделе «Средние века» за 10 класс МХК по программе Даниловой Г.И.

План урока.

I. Оргмомент.

II. Подготовка к восприятию новой темы. Вводное слово учителя.

III. Изложение новой темы. /Работа по блокам на основе презентации/.

  1. Византийская архитектура.
  2. Искусство мозаики.
  3. Мастерство иконописи.
  4. Музыка Византии.

IV. Закрепление темы. /Оформление таблицы. Выводы/.

V. Подведение итогов. Рефлексия.

VI. Заключительное слово учителя.

VII. Задание на дом.

Ход урока

Эпиграф.

В Боровицкая.

Мы начинаем разговор о средневековой культуре. Понять ее развитие и особенности эстетики невозможно без анализа византийской культуры. Объявление цели и задач урока.

Сообщение ученика.

Византия подарила миру искусство, в котором глубочайшая духовность являлась мерилом истинной красоты. Возникнув в Константинополе – столице империи, оно оказало влияние на развитие культур таких стран как Сербия, Болгария, Грузия, Армения, Древняя Русь. В определенной степени, его влиянием были охвачены и страны Западной Европы.

На современной карте этого государства нет. (См. географическую карту Империи Ромеев 4-15 в.в.). Оно прекратило свое существование в мае 1453 года, когда было завоевано турками. Само название этого государства – Империя Ромеев. Она возникла в 395 году, когда император Феодосий, умирая, разделил Римскую империю на 2 части: Западную и Восточную. Последняя была названа историками 19 века Византией. Византия – наследница Античности. Именно византийские переписчики сохранили миру произведения Гомера, Эсхила, Софокла, вплоть до 7 века существовал народный античный театр. Греческий язык оставался разговорным языком.

На уроке мы, естественно, не сможем охватить весь спектр византийской культуры, а остановимся лишь на некоторых видах искусства: архитектура, мозаика, иконопись, музыка.

Постановка проблемы урока. В чем богатство и многообразие византийской культуры? Каковы художественные особенности византийской культуры?

Задание классу. В процессе работы на уроке оформить таблицу.

(См. образец на доске).

Работа с мультимедиапрезентацией «Средние века. Византийская культура». Первая группа учащихся представляет достижения византийской архитектуры.

  1. Просмотр фрагмента видеофильма «Храмы мира. Путь горний».
  2. Рассказ об особенностях внешнего архитектурного облика и внутреннем убранстве собора Св.Софии в Константинополе.
  3. Выразительное чтение стихотворения О.Мендельштама «Айа–София».
  • Какое настроение передает автор в этом стихотворении?
  • Какие характерные архитектурные особенности собора упоминаются в стихотворении?

Беседа по вопросам.

  • Какое архитектурное сооружение наиболее характерно для раннего этапа византийского зодчества?
  • Какие идеи стремились воплотить строители собора Св. Софии?
  • Какие архитектурные новшества были применены при строительстве собора Св. Софии в Константинополе?
  • Почему в византийской архитектуре базилики были вытеснены крестово-купольными храмами?

Вторая группа рассказывает об искусстве мозаики. (Просмотр второго блока презентации «Мозаики Византии»).

  1. Что такое византийская мозаика.
  2. Выразительное чтение и анализ стихотворения А.Блока «Равенна».
  3. Анализ мозаик Равенны «Императрица Феодора»,»Император Юстиниан со свитой».

Вывод. Характерные особенности мозаики:

  • совершенные композиционные приемы;
  • декоративность;
  • колористические эффекты;
  • сопоставление контрастных цветов;
  • регламентация цветовой гаммы;
  • манера кладки смальты ровными рядами, образующими узор;
  • композиция всегда строилась с круга – сферы, нимба как символа небесного совершенства.

Вопросы классу.

  • Что такое смальта?
  • Откуда в Византию пришло искусство мозаики?
  • Почему искусство византийских мозаичистов приобрело мировую славу? Какими средствами достигался эффект магического воздействия на зрителя?

Третья проблемно–поисковая группа анализирует искусство византийской иконописи.

  1. Что такое икона.
  2. Анализ икон, представленных в презентации: «Сергий и Вакх» - 6 век, «Владимирская Богоматерь» - начало 12 века, «Христос Пантократор»- 14 век.

Обсуждение вопросов.

  • Какое место занимают иконы в православном мире?
  • Как икона «Владимирская Богоматерь» попала на Русь и почему до сих пор является одной из наиболее почитаемых икон?
  • Каковы характерные особенности икон?

Характерные особенности икон:

  • фронтальность изображения (обращенность их к зрителю);
  • строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери;
  • высокий лоб – средоточие духовного начала;
  • сияющий нимб вокруг головы;
  • пристальный, суровый взор увеличенных глаз;
  • статичность, состояние аскетического бесстрастного покоя;
  • декоративность и условность одежды, подчеркивающей бесплотность, бестелесность фигур;
  • цвет на иконах символичен.

Четвертая группа учащихся представляет музыкальную культуру Византии.

1. Прослушивание «Знаменного распева» и чтение цитаты епископа Иоанна Златоуста.

2. Сообщение учащихся об известных музыкантах и теоретиках церковной музыки, музыкальных инструментах Византии. (Работа с презентацией).

Какие чувства и мысли пробуждает в вас эта музыка?

Задание. Оформить выводы письменно в тетрадь.

Выводы:

1. В чем проявилась связь византийской культуры с античным искусством, на ваш взгляд?

  • Классичность / правильная передача пропорций человеческого тела, его объема и движений/.
  • В центре внимания художника стоит человек.
  • Искусство выполняло эстетическую функцию и являлось посредником между миром человеческим и божественным.

2. Как вы думаете, каковы основные достижения художественной культуры Византии?

  • Воплощение в жизнь крестово-купольного храма.
  • Синтез различных видов искусств.
  • Ориентированность художественного языка на условность, символику / зарождение иконографии и нотного письма /.
  • Эмоциональное начало, преобладание духовного содержания над физическим совершенством.

3. Какова роль византийской культуры в развитии средневековой культуры, и в частности русской?

  • Принятие христианства на Руси явилось мощным стимулом в развитии культуры.
  • Православная культура развивается по канонам византийского искусства.
  • В средние века Русь становится духовным центром православия

/Москва – третий Рим/.

Рефлексия.

  • Что нового узнали на уроке?
  • Какое открытие сделал каждый из вас?

Хотелось бы в заключение урока обратить ваше внимание на эпиграф, слова поэтессы В.Боровицкой.

…Все на свете уходит – остается искусство.
Цепь веков не прервется голосами поэтов.
Смотрят фрески соборов и полотна портретов.
На земле одряхлевшей будет горько и грустно.
Только пусто не будет, пока живо искусство.

Византийская культура не исчезла с падением Византийской империи. Мы с вами являемся хранителями того огромного пласта мировой культуры, который был создан нашими предками, и имеем возможность изучать и восхищаться этими шедеврами.



Похожие статьи
 
Категории