Сценарий концерта "музыка - волшебная страна". Кто жизнь вдохнёт и палочкой своей

22.04.2019

МБУДО «Детская школа искусств» г.Усинска

Сценарий концерта музыкальной гостиной

«Музыка - волшебная страна»

Место проведения - Д/сад № 16.

Слушатели – воспитанники подготовительной и старшей групп

Организатор мероприятия и сопровождение - Попова И.Ф.

Сценарий и ведущая концерта - Пугина С.В.

«Музыка – волшебная страна»

Музыка - волшебная страна

Мы туда отравимся сейчас

Много разных тайн хранит она

И готова их раскрыть для вас

Но волшебная страна

Только избранным видна (не всегда, не всем видна)

Ее видит тот, кто слышит,
И еще, кто в такт с ней дышит.

В ней танцуют и поют,
В радугу играют,
Звуки дружно там живут,
Красками сверкают.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Как вы уже догадались, мы сейчас отправимся в волшебную страну.

А как называется эта страна, вы мне скажете сами. Это- музыка.

Вы ведь впервые отравляетесь в такое необычное путешествие?

Так вот, чтобы не заблудиться и не попасть в коварные музыкальные ловушки - вам нужен проводник. Таким проводником буду я. Я проведу вас по музыкальным тропинкам, раскрою секреты, как надо слушать музыку, чтобы услышать и увидеть чудеса, и даже помогу вам, как без машины времени перемещаться в будущее и прошлое.

Музыка может рассказать обо всем.

Многие из вас, наверное, подумали, как же она может говорить, если она без слов? И как же мы можем что-то увидеть, если звуки невидимы? И вы правы. Увидеть, пощупать и понюхать музыку нельзя. Но почувствовать и понять ее настроение может каждый. Музыка может быть веселой и грустной, грозной и ласковой, мягкой и грубой. Вместо слов и красок музыка разговаривает с нами звуками, которые сплетаются в мелодии. А говорит она голосами разных инструментов.

В ней можно услышать все, что душе угодно. Пение птиц и шелест листвы, шепот волн и порывы ветра, капли дождя и восход солнца, и даже капризы и шутки детей, а также и многое другое.

Начнет наше путешествие - вокальный ансамбль. Ансамбль, это когда в исполнении участвуют несколько человек. А слово вокальный означает, что номер исполняет человеческий голос. Сопровождает вокальное пение – концертмейстер. Концертмейстер – это музыкант, который играет на фортепиано.

Так вот, наши самые юные музыканты могут предложить вам что-то вкусненькое…

исполнят песенку

А.Петряшова «Булочка с творогом»

Ну что ж, подкрепились, и сейчас перенесемся на радужные острова. Так называется пьеса которую исполнит

2.Якубовский Богдан (3 кл.)

А. Балавлёнков «Радужные острова»

На календаре – золотая осень, а у нас на севере погода уже зимняя: снег и мороз. Колобова Анна исполнит пьесу «Весенний день», которая напомнит звуки весны и то радостное настроение, которое все испытывали при виде журчащих ручейков и пения птичек. Слушайте и представляйте прелестный «Весенний день»

3 . Колобова Анна

П.Шевченко «Весенний день» (2 кл)

А сейчас я хочу вас спросить. Кто из вас любит маршировать? Я так и думала, что это ваше любимое занятие. А теперь скажите, под какую музыку маршировать особенно приятно и радостно (под четкую, бодрую, веселую, но не очень быструю). Совершенно верно. Но мы ведь в волшебной стране.

Попробуйте-ка догадаться, какие животные сейчас будут маршировать? Ни за что не угадаете! Поросята. Давайте послушаем, как у них это получается.

4. Данилюк Олеся (2 кл)

Б.Берлин «Марширующие поросята»

Тот, кто знаетсказку « Три поросенка» без труда отгадает мою загадку. Но у меня одно условие. Если вы догадаетесь с первых моих слов, кто это - не спешите выкрикивать. Дождитесь момента, когда надо будет это слово сказать. И скажете его вы все вместе. У музыкантов, когда в оркестре играют все вместе, это называется - тутти. Вот и мы сейчас, как в оркестре, вместе скажем отгадку. И так внимание.

Всё время он по лесу рыщет,

Он в кустах кого-то ищет

Он из кустов зубами щёлк

Кто скажите это…

(волк)

Молодцы! Именно так будет называться следующая пьеса, которую исполнит

5.Новосёлов Иван

Ю. Весняк «Серый волк»

А сейчас давайте вспомним, что такое вальс. (Ответы). Правильно, танец. Слово “вальс” означает “кружиться”. Как вы думаете, как его танцуют? (Ответ.) Правильно, кружась, легко и плавно. А танцевали его когда-то во дворцах и огромных залах. Дамы были одеты в красивые бальные платья, а кавалеры в строгие черные костюмы, которые называли фраками. А вот попробуйте-ка догадаться, кто в нашем концерте будет танцевать вальс? Ну что ж, не буду вас томить. Это - петушки!

Давайте послушаем, как у них это получается.

6. Ерошин Никита (2 кл)

А.Стриббог «Вальс петушков»

А сейчас мы с вами услышим ещё один вальс, его исполнит Иванов Саша. Саша будет играть на струнном инструменте. А на каком - это и будет моей следующей загадкой. Готовы?

Инструмент этот вечно модный.

Шесть струн играют, что угодно
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовем... (гитарой)

7. Иванов Саша

В. Калинин «Вальс»

Что за прелесть эта скрипка!
Звуки нежные плывут,
Дарят людям всем улыбки,
Всех к добру они зовут

Скрипка один из старинных струнный инструментов. Никто не знает точной даты рождения скрипки . Когда-то очень давно, охотник натянул тетиву лука и отпустив ее, услышал звук. С тех пор, как предполагают ученые, и начались эксперименты над созданием скрипки. Играют на скрипке смычком, который появился намного позже. Его делали из волос хвоста лошади.

Скрипка стимулирует работу мозга. Не зря многие выдающиеся умы любили поиграть на досуге на этом волшебном инструменте, чтобы подготовить ум к рождению новых идей.Шерлок Холмс и Эйнштейн).

В исполнении скрипки прозвучит Ария - (итал. aria) . Так в музыке называется номер в опере, который исполняют певцы-солисты в сопровождении оркестра. Но иногда так называют напевные мелодичные пьесы для разных инструментов.

8. Ялиева Александра

А. Пёрсел «Ария»

И снова звучит марш. На этот раз у нас маршируют Гуси

9. Выдрина Виолетта

Р. Петерсон «Марш гусей»

Ребята, а сейчас прозвучит грустная мелодия, про одну очень добрую девочку, отгадайте, о ком идёт речь

Я с бала королевского
Однажды убегала
И туфельку хрустальную
Случайно потеряла.

10.Дёмина Юля

М.Малевич «Золушка грустит»

А сейчас прозвучит немного необычный танец Буги-вуги. Это современный танец в котором могут встречаться резкие и даже грубоватые движения. Музыка которая его сопровождает также не отличается нежностью и изяществом.

1. Это парный танец из Северной Америки, свободной композиции, исполняемый в умеренно быстром темпе
2. Стиль джазовой музыки. Буги-вуги - манера фортепьянной игры в сопровождении блюзов, свободная импровизация на характерную, повторяющуюся мелодико-ритмическую модель в басу. Зародилась в США в кон. 19 в.)

11. Барахоева Джумана (2 кл)

Э.Градески «Задиристые буги»

Сейчас мы очутимся в сказочной стране и понаблюдаем за игрой маленьких эльфов. Вы знаете, кто такие эльфы? (Ответы)

Эльфы - это красивые, светлые волшебные существа, духи леса, дружественные человеку. Изображались маленькими и крылатыми, вроде малюток - .

12. Носова Лолита

Б.Фрёде «Танец эльфов»

С инструментом, который вы сейчас услышите, связана очень грустная история. Легенды рассказывают, что в древности был такой бог, который защищал пастухов и домашний скот. Звали его Пан.

Он был похож на лесного демона, получеловек, с козлиными ногами, с козлиной бородой и с рогами. Он вселял в людей «панический» ужас.

Однажды он полюбил прекрасную нимфу Сиринкс, но она так испугалась его вида, что стала убегать от него. Вскоре ее путь преградила река, и она попросила речного бога спрятать ее. Речной бог превратил ее в прибрежный тростник.

Огорченный Пан сделал из этого тростника многоствольную флейту и назвал ее «Сиринкс». Ее также называют флейтой Пана.

Звук этой флейты - печальный, как будто Пан вспоминает прекрасную нимфу.

И вот от этой древней флейты родились все другие флейты, в том числе и эта, в исполнении которой прозвучит пьеса с очень красивым названием Эл е гия, что в переводе означает жалобная песня, (греч. elegeia, от elegos)

13.Шайдурова Анастасия (6кл флейта)

Ю. Должиков «Элегия»

Путешествие продолжается, и сейчас мы отправимся в лето. Попробуйте сами отгадать, как называется следующее произведение. Для этого вам понадобиться отгадать очередную загадку:

Загремел на небе гром,
Сотрясается весь дом
Я зажмурила глаза.
Что на улице?- …..(гроза )

Правильно, конечно – это гроза. Сейчас Гильденбранд Софья продемонстрирует, как музыка простые звуки может превратить в грозу.

14. Гильденбрандт Софья

А. Гедике «Гроза»

Вы так чудесно отгадываете загадки, что я загадаю вам еще одну. Вот, например, отгадайте,

о каком музыкальном инструменте идет речь?
Зубы чёрные и белые выстроились в ряд.
Ты не бойся - не кусаются,
Если тронешь - зазвучат.
(фортепиано)

15. Фахретдинова Рената

В.Игнатьев «Ослик Иа»

Музыка рассказывает о красоте родной земли и позволяет совершать увлекательные путешествия в дальние страны. Сейчас мы с вами побываем в Венеции и покатаемся на итальянской лодочке. Город Венеция, в прямом смысле стоит на воде. Вместо тротуаров - там каналы, и люди передвигаются только на лодках. Эти лодки не похожи одна на другую. Владельцы с большой любовью украшают и наряжают их. Эти своеобразные лодочки называются гондолами. А Гондольер – это тот, кто управляет гондолой. Венецианские гондольеры, славились тем, что были великолепными певцами. А горожане подолгу заслушивались их пением.

16. Артеева Софья

Ф.Мендельсон «Песня венецианского гондольера»

И в заключение нашего концерта прозвучит весёлый танец- полька с необычным названием Трик-трак`.

Трик-трак вовсе не означает игру в трик-трак или нарды, которые в немецком языке называются французским именем `Tric-trac`. `Трич-трач` на венском диалекте это `болтовня` или `сплетни`.

Необычным названием и шаловливым ритмом полька обязана пуделю жены композитора, собаке по кличке Трик-трак (Tritsch-Tratsch).

Немецкое слово «Tratsch» означает «сплетни, болтовня», а слово «трик» не имеет никакого значения. «Музыка польки энергична и я догадывался, что многие танцующие во время её звучания присядут, и будут беседовать, пока заиграют вальс».Название являет собой образец того, как маэстро Штраус играл словами.

17. Михайлова Лера

И.Штраус «Полька трик-трак»

Вот и закончился наш концерт. Юные музыканты детской школы искусств были рады играть для вас. Вы отличные слушатели! Поэтому мы с удовольствием приглашаем вас в нашу волшебную страну, которая называется – Музыка. До новых встреч!

Программа концерта Музыкальной гостиной

«Музыка - волшебная страна»

16.10.2015г. (четверг 10:30)

1. А.Петряшова «Булочка с творогом»

Исполняет вокальный ансамбль учащихся подготовительной группы:

Колобова Маша, Колобанова Ксения

2. А. Балавлёнков «Радужные острова»

Исполняет Якубовский Богдан (3кл.)

3. П.Шевченко «Весенний день» (2 кл)

Колобова Анна(2кл.)

4. Б.Берлин «Марширующие поросята»

Данилюк Олеся (2 кл)

5. Ю.Весняк «Серый волк»

Новосёлов Иван

6. А.Стриббог «Вальс петушков»

Ерошин Никита (2 кл)

7. В. Калинин «Вальс»

Иванов Саша (2кл.)

8. А.Пёрсел «Ария»

Ялиева Александра (2кл.)

9. Р.Петерсон «Марш гусей»

Выдрина Виолетта

10. М.Малевич «Золушка грустит»

Дёмина Юля (3кл.)

11. Э.Градески «Задиристые буги»

Барахоева Джумана (2 кл)

12. Б.Фрёде «Танец эльфов»

Носова Лолита(3кл.)

13. Ю.Должиков «Элегия»

Шайдурова Анастасия (6кл)

14. А.Гедике «Гроза»

Гильденбрандт Софья (6кл)

15. В.Игнатьев «Ослик Иа»

Фахретдинова Рената (2кл.)

16. Ф.Мендельсон «Песня венецианского гондольера»

Артеева Софья

17. Михайлова Лера

И.Штраус «Полька трик-трак»

Удивительный концерт – лиричный, звонкий, наполненный положительными эмоциями подарили нам 10 декабря 2013 года музыканты Северодонецкого музыкального училища. В этот вечер состоялся концерт духового оркестра «С ритмом в сердце, с мелодией в душе».

Находясь в зале, слушая музыку, восхищаясь игрой музыкантов, я ловила себя на мысли: «Это же надо, в такое непростое, непраздничное время – полный зал людей! Отчего это происходит каждый раз в музыкальном училище? Может быть от того, что совсем рядом с тобой живёт настоящее искусство, звучит живая музыка!» В этот декабрьский день зрителям была подарена встреча с духовым оркестром.

В преддверии нового года тема «Новогодней фантазии» А.Баженова была как нельзя кстати. Удивительно, но звучание знакомой с детства мелодии «В лесу родилась елочка» вызвало радость и улыбку почти у каждого зрителя.

«Фантазия» на темы песен Р.Паулса как-то по-особенному нежно выплеснула ностальгические нотки по мелодичной и трогательной музыке эпохи 80-тых.

На «ура» были приняты залом «Крымские эскизы» А.Спендиарова. Восточные мотивы всегда были и остаются притягательными и загадочными для слушателя. А профессиональное звучание оркестра только усиливало впечатление от красивейшей

Удачным решением стало включение в программу концерта вокальных номеров. Это помогло в создании разноплановой атмосферы в зале. Интересными были выступления вокалистов О.Борщова и Д.Штомпель, К.Игнат, Ю.Бражниковой и ансамбля бального танца «Престиж». Каждый номер был продуман, и придавал концерту особенный лиризм и эстетическое обаяние.

Зрители получили массу удовольствия и заряд энергии, они унесли с собой из зала свет в душе и чистые звуки музыки.

Безусловно, есть с чем поздравить духовой оркестр под руководством художественного руководителя и дирижера Александра Погорелого. Работа проведена огромная и на поверку результат оказался достойным! Оркестр продемонстрировал красочный и колоритный репертуар! Да и концертная программа была подготовлена таким образом, что каждый следующий номер оказывался неожиданным, интересным, и по-своему уникальным.

Финальное произведение концерта просто взорвало зал!

В наше время стало модным общаться с залом напрямую, это часто делают западные дирижёры. Александр Погорелый со своим коллективом сначала удивил зал, а потом просто заставил ликовать. Задумка была до гениальности простой – в какой-то момент оркестр остался без дирижера! Ведущая махнула на всё это рукой! Но барабанщик начал отбивать ритм! Дирижёр был вынужден вернуться на сцену. В результате А.Погорелый дирижировал не только оркестром, но и публикой в зале! Началось что-то вроде творческого соревнования между зрителями и оркестром! Кстати, зрители тоже очень грамотно подчинялись воле дирижёра! Мы с удовольствием аплодировали и «на пиано», и «на форте», и получали от этого массу положительных эмоций!

Роскошный финал! «Браво!» - духовому оркестру под управлением А.Погорелого, «Браво» - ведущей концерта и автору сценария Н.Пасечник, которая, как всегда, была на высоте – умна и обаятельна, и провела этот концерт на одном дыхании.

Нельзя не выразить благодарность специалистам, которые обеспечивают техническую поддержку концерта. Это Ю.Стрижак и Н. Бухов. Спасибо всем!

Мы знаем, что за выступлением каждого участника концерта стоит большой труд профессиональных музыкантов, педагогическая работа со студентами. Результат достигнут! Концерт состоялся, получился успешным и принёс немало радости северодончанам!

Удачи Вам, дорогие музыканты и организаторы концерта!

Поскольку я была приглашена принять участие в концерте, мне хотелось подобрать стихотворение созвучное тематике концерта. Совершенно случайно мне попался исторический материал о погибшем в 1941 году духовом оркестре, материал, который затронул моё сердце. Сначала были сомнения: «Надо ли на концерте, проходящем в преддверии новогодних праздников, рассказывать трагическую историю?» Позже созрело решение: «Надо!» Всегда надо понимать, что и у нас, и у наших музыкантов есть будущее. Для всех открыты широкие творческие перспективы. А во время войны жизнь подчинялась иным законам. И мы все просто обязаны помнить об этом всегда». И, спасибо людям, которые очень трепетно и внимательно слушали «Балладу о погибшем оркестре».

История хранит немало тайн.

От черных дыр, порой, бывает страшно…

Оркестр из сорок первого, сыграй,

Напомни о себе забытым маршем…

Их было девяносто человек,

Влюбленных в жизнь обычных музыкантов.

Пришла война, стал горьким хлеб и век,

Ведь войны не нуждаются в талантах…

Рыдает осень… Немцы - под Москвой...

И весь оркестр уходит в ополчение.

Оркестр известный звонкий духовой!

Оркестр, который скоро станет тенью…

Зачехлены саксгорны и кларнет,

Фагот и флейты, трубы и валторны.

И музыканты главный свой концерт

Идут играть в составе батальонов.

СЦЕНАРИЙ КОНЦЕРТА
Маэстро – народный оркестр
отделение народных инструментов
(Звучит фонограмма народного оркестра)
Добрый день! Тема нашей с вами сегодняшней встречи «Маэстро – народный
оркестр». А что же такое – Оркестр? Оркестр – это многочисленный коллектив
музыкантов­инструменталистов, исполняющий произведения, специально предназначенные
для данного состава. В зависимости от своего состава оркестры бывают Симфоническими,
Духовыми, Эстрадными, Джазовыми, Народными.
Сейчас вы послушали русскую народную песню «Коробейники» в исполнении
оркестра русских народных инструментов. Народный оркестр преимущественно состоит из
домр и балалаек и баянов. Но так же в его состав могут входить баяны, гусли, жалейки,
рожки, всевозможные ударно­шумовые инструменты народного происхождения. Сегодня
вы познакомитесь с некоторыми из них и сможете послушать музыку как народную, так и
современную.
Вся музыка уходит своими корнями в народное творчество, в фольклор.
Музыкальный фольклор – это народные песни и танцы, былины и инструментальные
наигрыши. В отличии от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства.
Произведение живет в устной традиции, передается от одного исполнителя к другому,
подчас видоизменяется.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР
Фольклор это не только народная мудрость, это еще и проявление души народа.
Нельзя спутать русскую песню с грузинской, как нельзя спутать с шотландский наигрыш с
мексиканским танцем.
А сейчас вы познакомитесь с инструментом, который называется аккордеон. У нас
уже сложилась традиция называть аккордеоном инструмент с фортепианной клавиатурой
для правой руки. И вот любопытнейшая деталь: такой инструмент бал сделан впервые не на
Западе, как считают многие, а в городе Ельце. Елецкая гармошка так и называлась ­
рояльная, потому что ее правая клавиатура была похожа на клавиши рояля, с таким же
чередованием белых и черных клавиш.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР
Баян когда­то был гармоникой, а гармоника долго не могла встретиться сама с
собой. Все бродили ее части по белу свету, не как соединиться не могли. Давным­давно
люди научили петь разными голосами маленькие медные пластиночки­язычки, те самые,
что звучат в губной гармошке. И кузнечный мех для музыки приспособили много веков
назад. А вот соединить пластиночки и мех догадались далеко не сразу. А когда соединили,
то получился большой, тяжелый инструмент – фисгармония. И не мало пришлось
потрудиться мастерам, чтобы поднять ее с пола, и «взять на руки» эту гармонику.
Мастера многих стран трудились над гармоникой. Но больше всех усовершенствований
придумали русские мастера, назвавшие свой голосистый инструмент именем сказочного
певца Баяна. Баян очень похож на аккордеон, только справа у него не клавиши, а кнопки. В
этом и состоит главное отличие этих двух инструментов.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР
Ансамбль. Это слово означает «вместе» ­ вместе играть, вместе петь, вместе
танцевать, а можно и это все делать вместе – сразу и играть, и петь, и танцевать. Ансамбли
бывают самые разные. Вокальный ансамбль – это содружество певцов, инструментальный –
это содружество музыкальных инструментов, вокально­инструментальный – это вместе и
певцы и инструменты, в ансамбле песни и пляски одновременно звучит хор, играет оркестр
и идет лихая пляска. Самый большой инструментальный ансамбль – это оркестр. Самый
маленький ансамбль – это дуэт. В дуэте музицируют двое исполнителей.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР
В ансамблевых составах часто используют различные ударные шумовые
инструменты. Треугольник. Само название уже говорит о форме инструмента, это
стальной прут, изогнутый в виде треугольника. Инструмент подвешивается на веревке или
струне и при ударе тонким металлическим стержнем, издает прозрачный, нежный,
приятный звук. Трещотки. Старинный русский народный инструмент. Состоит он из сухих
тонких дощечек, которые нанизаны на шнур и отделены одна от другой узкими планками.
Играющий на трещотках держит шнур за концы и, по­разному встряхивая его, извлекает
звонкие и сухие звуки в различных ритмах. Бубенцы. Инструмент с неопределенной
высотой звука. Берут свое начало из русского быта, где использовались в лошадиной
упряжке, издавая при движении звонкий, мелодичный звук.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР
Народная песня, и шире – весь музыкальный фольклор, ­ это основа музыкального
композиторского творчества. «Создаёт музыку народ, а мы, художники, её только
аранжируем», ­ сказал когда­то Михаил Иванович Глинка. Во многих произведениях
русских композиторов мы слышим напевы народных песен, ритмы танцев. Многие русские
и современные композиторы занимались и занимаются до сих пор переложениями,
обработками народных песен, танцев. Взяв за основу известную народную мелодию, они
обогащают её новыми музыкальными красками, интонациями, вариациями, в которых
неизменно отражаются тенденции того времени в котором творят композиторы.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР
Многие из вас, наверное, видели этот струнный щипковый инструмент с овальным
корпусом, длинным грифом и натянутыми на них тремя­четырмя струнами.
А ещё 100 лет назад никто не знал, как выглядит домра. Ни одного инструмента не
существовало в России, и даже рисунков её не сохранилось, потому что в XVII веке домру
казнили. Как преступницу. В средневековой Руси домра была основным инструментов
музыкантов и актёров­скоморохов. Скоморохи ходили по сёлам, городам, устраивали
весёлые представления. Но они не только веселили народ. В своих шутейных
представлениях они высмеивали пороки сильных мира сего, позволяли себе шутки и над
христианской религией. Это вызывало гнев властей. Начались преследования скоморохов.
Их жестоко наказывали, ссылали, а порою и казнили. Вместе с ними преследовали домру. И
она исчезла. Лишь в самом концеXIX века руководитель первого оркестра русских
народных инструментов В.В.Андреев нашел изображение домры и по нему восстановил
инструмент.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР
Гитара самый распространённый в нашей жизни музыкальный инструмент. С давних
пор люди привыкли петь под собственный аккомпанемент. И самым подходящим для
такого музицирования инструментом оказалась гитара. Всего несколько аккордов на гитаре
– и песня, которую ты поёшь, сразу звучит по­иному. Гитара – прекрасный
аккомпанирующий инструмент. Но ещё привлекательней и эффектней звучат на гитаре
сольные произведения. Не даром музыку для гитары сочинял великий скрипач Никкола
Паганини. Он был замечательным гитаристом. На гитаре с удовольствием играли великие
композиторы Франц Шуберт и Гектор Берлиоз… Гитару любили слушать Пушкин,
Лермонтов, Толстой.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР
Произошло это более 100 лет назад в Петербурге. К известному скрипичному
мастеру Иванову пришел молодой музыкант Василий Андреев. Он сказал, что хотел бы
заказать Иванову музыкальный инструмент. Но когда мастер узнал, какой инструмент ему
скрипач Андреев ему заказывает, он страшно рассердился. Балалайку! Ему, уважаемому
мастеру, предлагают сделать шутовской скомороший инструмент. Да ещё просят сделать
это из лучшего дерева, которое он годами высушивал, готовил для благородных скрипок
и виолончелей. А тут – балалайка! Ведь это же недоразумение какое­то, а не инструмент.
Не даром же слово балалайка, балаболка, баловство одного происхождения, от татарского
«бала» ­ дитя. Балалайка – детская забава, баловство. Но Василия Андреева не испугали
слова и гнев мастера, и наконец, Иванов сдался и согласился сделать балалайку.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР
Василий Андреев, великий русский виртуоз­балалаечник всегда мечтал о том,
чтобы наладить русские народные инструменты, собрать их в небывалый дотоле оркестр.
И он собрал народный оркестр, которому рукоплескала вся Россия. «Простонародные»
инструменты звучали возвышенно и благородно. Это было открытие в мире музыки.
Оркестр русских народных инструментов стал явлением уникальным не только в
отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре. Он представлял собой особый
синтез русского фольклора и европейского академического искусства и обладал при этом
неповторимым характерным тембром, ставшим в определенной степени музыкальным
символом русской национальной культуры
Оркестр Василия Андреева был первым оркестром народных инструментов в
котором запели домры, балалайки, баяны. Теперь у нас в стране сотни таких оркестров. А
игре на русских народных инструментах обучают в музыкальных школах.
Сегодня вы имели
возможность услышать звучание самых разнообразных
инструментов как в сольном, так и в ансамблевом исполнении. (А кто­то знает, чем
сольное исполнение отличается от ансамблевого? А как называется самый маленький
состав ансамбля?...
из одинаковых
инструментов (например из балалаек, домр, баянов и.т.д) и называются однородными.
Однако, чаще они бывают составлены из разных инструментальных групп. Сейчас перед
вами выступит коллектив, в составе которого будут присутствовать все инструменты, о
которых мы вам сегодня рассказали. Такой состав ансамбля называется смешенным.
)И ансамбли, и оркестры
могут состоять
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР

Екатерина Богданова

В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», построенных на бешеных ритмах и какофонии электронных звуков. Это создает атмосферу духовной бедности и художественной серости, и не способствует гармоничному и нравственному развитию.

Уже в глубокой древности люди любили услаждать свой слух музыкальными звуками. Самые старые музыкальные инструменты, дудки и пищалки, относятся еще к эпохе верхнего палеолита (а это 2522 тысячи лет до нашей эры). Люди каменного века делали свои музыкальные инструменты из самых разных вещей. Одним из старейших «музыкальных инструментов» является само по себе человеческое тело. Первые звуки возникали из-за стука или удара по различным частям тела (например, по груди или бедру). Постепенно возникало всё больше инструментов, которые использовали люд.

В настоящее время мир музыкальных инструментов стал еще разнообразнее и богаче – появилось огромное количество новых, видоизменились старые инструменты. Электроника также не обошла стороной мир музыки. Но, как же редко современные дети видят и слышат это богатое разнообразие инструментов! Все чаще они с самого раннего детства слышат аудиозаписи, причем не очень хорошего качества. Современная облегченная музыка предполагает и облегченные оркестровки, выполненные на компьютере и предполагающие лишь имитацию звучания настоящих музыкальных инструментов. Большие концертные залы недоступны жителям маленьких городов. И в связи с этим дети знают лишь маленькую часть огромного мира, чем обделяют себя, недополучают тех музыкальных впечатлений, которые могут дать инструменты во всем своем многообразии!

Чтобы сформировать интерес к истории возникновения музыкальных инструментов и их разнообразию, активизировать желание слушать и наслаждаться музыкой, возникла идея данного развлечения, который позволит ввести ребенка в огромный мир музыкальных инструментов!

Цель: познакомить и показать детям разнообразие духовых инструментов.

Задачи:

Образовательные:

пробудить интерес у детей к истории возникновения и бытования

музыкальных духовых инструментов.

обогатить знания о духовых инструментах (внешний вид, тембровая

Развивающие:

развивать музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать;

формировать компоненты музыкального слуха (звуковысотный,

тембровый, творческие способности,

способствовать развитию вокально-хоровых навыков в процессе пения

под аккомпанемент.

Воспитательные:

прививать любовь к музыке духового оркестра.

воспитывать чувства уважения к культуре своего народа;

способствовать формированию потребности в общении с музыкой.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, металлофон, магнитные доски, карточки с музыкальными инструментами, музыкальные духовые инструменты: кларнет, саксофон, труба.

Прогнозирование результатов развлечения: дети познакомятся с духовыми музыкальными инструментами, узнают названия инструментов, научатся определять их на слух по тембру. Разовьётся сфера чувств, эмоциональная отзывчивость на слушание классической музыки, готовность к творчеству.

Ход мероприятия

Звучит классическая музыка в исполнении духового оркестра (А. Вивальди «Концерт для гобоя с оркестром»). Педагог приветствует детей, приглашает занять места в зале. Дети проходят в зал, садятся на стульчики.

Вводная часть

Музыкальный руководитель: Каждый день, ребята, мы с вами слышим разные звуки. А вот когда приходим на концерт – слышим музыкальные звуки, который отличаются особой красотой и певучестью.

Сегодня к нам в гости пришёл руководитель духового оркестра Городского Дома Культуры Азарников Михаил Тимофеевич, чтобы вместе с нами отправиться в путешествие в Страну Музыкальных Инструментов. Вы готовы?. Закрываем глаза. Я произношу волшебные слова: «Тили-тили, тили, бом. Открываем наш альбом». (Глиссандо на металлофоне).

Основное содержание

Посмотрите, куда мы попали? У этого города нет названия. А что же за музыкальные инструменты здесь живут? Интересно, что здесь делают эти предметы? Какие-то камушки, ракушки, тростинка, лук. Может, вы мне подскажите, в чем здесь дело? Тогда слушайте! Я расскажу вам, в чем секрет! Совсем не случайно эти предметы оказались в музыкальной стране. Все музыкальные инструменты, которые мы с вами знаем, произошли от этих предметов. Ударим камень о камень – получается четкий ритмичный звук. На какую группу инструментов похож звук ударяющихся камней? (ударные) А если натянутую тетиву лука задеть, то она запоет. Какие инструменты начинают звучать также? (струнные) А это морская раковина и если в нее подуть, то она издает протяжный звук. На какие инструменты похожа раковина? (духовые) А это обыкновенная тростинка, внутри она пустая, но если в ней сделать дырочки, то она начинает чудесно петь. Похожа она на деревянные духовые инструменты.

Так камень, тетива, раковина и тростинка стали родоначальниками всех существующих инструментов. Природа сама разделила их на четыре основные группы. Может, мы назовем этот город Древним?

А я знаю самый древний инструмент – это наш голос. И мы с вами можем использовать его в любое время. Давайте споем, используя наш древний инструмент.

Исполняют песню «Зелёные ботинки»

муз. С. Гаврилова сл. Л. Алдониной

Музыкальный руководитель: И вновь мы отправляемся в путь! «Тили-тили, тили, бом. Открываем наш альбом». (Глиссандо на металлофоне).

Следующий город Духовой. Посмотрите, какие инструменты живут здесь (показ и рассматривание музыкальных инструментов: флейта, кларнет, фагот, тромбон, валторна, гобой, труба). А называются они духовые, потому что звуки получаются лишь тогда…. А когда мы можем услышать звук этих инструментов? (Ответы детей) Правильно! Необходимо подуть в них – «выпустить дух».

«Люди дуют в инструменты,

Звуки льются, как живые.

Мы такие инструменты

Называем духовые.»

Игра «Выбери духовые музыкальные инструменты»

На карточке изображены различные музыкальные инструменты ваша задача – обвести только духовые музыкальные инструменты.

Музыкальный руководитель: Духовые инструменты бывают двух видов: деревянные и медные. Деревянные инструменты, как вы догадались, делают из дерева. Ну, а медные, соответственно, из металла.

Деревянные духовые инструменты

У флейты музыка полна

Какою-то чудесенкой,

Как будто вдаль зовет она

Красивой, нежной песенкой.

А родилась она, ребята,

Еще давным-давно когда-то,

Наверно, в древние века

От дудочки из тростника.

Музыкальный руководитель: Флейта имеет вид длинной трубки. Звук извлекается, когда исполнитель направляет воздух через овальное отверстие. При игре флейту держат поперечно, направляя в правую сторону. Флейта обладает мягким и нежным звучанием. Давайте посмотрим на исполнителя и послушаем голос флейты.

Видеофрагмент

Музыкальный руководитель: Если бы музыкальные инструменты играли спектакль про животных, флейта непременно изображала бы птичку. (Прослушивание темы Птички из симфонической сказки Прокофьева «Петя и волк»).

Я слышу: где-то вдалеке,

Кларнет мелодию выводит

Об очень странном чудаке,

Что счастлив был среди мелодий,

Различных песенок и пьес,

Рождённых им забавы ради…

Он жил один, один, как перст,

Лишь музыка была с ним рядом…

Но он не знал печальных нот.

Минор всегда звучал мажорно…

Вот и сейчас кларнет поёт

Красиво, радостно, задорно

О том, что горя в жизни нет,

Беда, какая б, ни пристала…

Пускай и вам поёт кларнет

Любви божественной хоралы…

(Азарников М. Т. демонстрирует кларнет внешний вид, звук, тембр инструмента.)

Музыкальный руководитель: А прадед кларнета пастуший рожок.

КЛАРНЕТ И РОЖОК

Однажды летом

У речки, за селом, на мягком бережку

Случилось встретиться пастушьему рожку

С кларнетом.

- "Здорово!" - пропищал кларнет.

- "Здорово, брат", - рожок в ответ:

"Здорово!

Как вижу – ты из городских. -

Да не пойму: из бар, аль из каких?"

- "Вот это ново", -

Обиделся кларнет: "Глаза вперед протри,

Да лучше посмотри.

Чем задавать вопрос мне неуместный.

Кларнет я, музыкант известный.

Но за талант я свой в места какие вхож!

Сказать вам, мужикам, и то войдете в страх вы.

А все скажу, не утаю:

Под музыку мою

Танцуют, батенька, порой князья и графы!

Вот ты свою игру с моей теперь сравни:

Ведь, под твою - быки с коровами одни

Хвостами машут!"

- "То так", - сказал рожок: "нам графы не сродни.

Однако, помяни:

Когда-нибудь они

Под музыку и под мою запляшут!"

Музыкальный руководитель: Если бы музыкальные инструменты играли спектакль про животных, кларнет непременно изображал бы кочешку. (Прослушивание темы Кошки из симфонической сказки Прокофьева «Петя и волк»).

Музыкальный руководитель:

Нас приветствует с тобой томный кавалер гобой.

Он то плачет, то смеётся, то заливисто зальётся.

Инструмент представляет собой трубку конической формы с системой клапанов и двойной тростью (язычком) . Обладает певучим, однако несколько гнусавым, а в верхнем регистре - резким тембром. Давайте посмотрим на исполнителя и послушаем голос гобоя.

Видеофрагмент

Музыкальный руководитель: Если бы музыкальные инструменты играли спектакль про животных, гобой непременно изображал бы уточку. (Прослушивание темы Утки из симфонической сказки Прокофьева «Петя и волк»).

Музыкальный руководитель: Грустишь в предчувствии чего-то –

Не то любви, не то разлук.

Душа в покое просит мук,

Как ждёт оркестр хрип фагота.

В разобранном виде фагот напоминает вязанку дров (отсюда и получил своё название, т. к. в переводе с итальянского fagotto - «вязанка дров»). Фагот имеет вид согнутой длинной трубки с клапанами и двойной (как у гобоя) тростью, которая надевается на металлическую трубку в форме буквы S, соединяющую трость с основным корпусом инструмента. Это инструмент басового низкого регистра.

Давайте посмотрим на исполнителя и послушаем голос фагота.

Видеофрагмент

Музыкальный руководитель: Если бы музыкальные инструменты играли спектакль про животных, фагот непременно изображал бы медведя. (Прослушивание темы Дедушки из симфонической сказки Прокофьева «Петя и волк»).

Музыкальная игра

Дети слушают звучание инструментов, движением изображают животных: флейта – птичка, кларнет – кошка, гобой – утка, фагот – медведь.

Музыкальный руководитель: Замираю в восторге, звучит саксофон

И мелодия эта, как сказочный сон.

Звуки музыки льются в ночной тишине,

И чарующим эхом приходят ко мне.

Саксофон все звучит, и волнует меня,

В путешествие к музыке сердце маня.

В эту музыку я окунусь с головой,

И закружится в танце она надо мной.

Саксофон, ты играешь души красоту,

Слышу я в твоих звуках любви чистоту.

Саксофон, ты чудесная сказка в ночи,

Не молчи дорогой, я прошу, ты звучи.

(Азарников М. Т. демонстрирует саксофон внешний вид, звук, тембр инструмента.)

Медные духовые инструменты

Музыкальный руководитель: Нужно протрубить тревогу

Или возгласы победные,

Призывают на подмогу

Духовые группы медные.

Улитка в саду у концертного зала

С учтивой улыбкой валторне сказала:

Мы с вами похожи, как будто родня.

Сыграйте, пожалуйста, вальс для меня.

Валторна произошла от охотничьего сигнального рога. Тембр инструмента несколько грубоватый в нижнем регистре, мягкий и певучий на пиано, светлый и яркий на форте - в среднем и верхнем, в связи с чем инструмент может хорошо передавать грустное и торжественное настроение.

Я смотрела зачарованно,

Как валторна нарисована,

Через сколько закорюк

У нее проходит звук!

Прослушивание тембра валторны

Музыкальный руководитель: Огромные трубы,

Блестящие трубы –

В оркестре они называются тубы.

И, кажется, нет тяжелее работы,

Чем выдуть из них очень низкие ноты.

Туба – Самый большой из медных духовых инструментов. Обладает суровым низким, массивным тембром. Используется в основном в симфоническом оркестре, где ей принадлежит роль басового инструмента в группе медных духовых. Активно используется в духовых оркестрах. В качестве сольного инструмента туба выступает сравнительно редко.

Прослушивание тембра тубы

Музыкальный руководитель: Ы, - напыжится тромбон. –

Ы, - трубит, как дикий слон. –

Ы, - то воет, то рычит.

Ну когда ж он замолчит?

Тромбон от других медных духовых инструментов отличается наличием кулисы - особой передвижной U-образной трубки.

Прослушивание тембра тромбона

Музыкальный руководитель: Но речь сегодня – о Трубе

Не громкой, самой незаметной,

Последней из отряда медных,

О зауряднейшей трубе.

(Азарников М. Т. демонстрирует трубу внешний вид, звук, тембр инструмента.)

Музыкальный руководитель: Какая сила в духовых оркестрах!

Какая сила и какая грусть

В мелодиях забытых и известных,

И вытверженных нами наизусть.

Девочки исполняют музыкальную импровизацию

под вальс «Амурские волны» М. Кюсса

с использованием шарфиков, разноцветных лент.

Музыкальный руководитель: Ребята, а сейчас под Марш «Прощание славянки» пройдите по залу и передайте настроение и характер музыки в движении.

Мальчики под музыку Марша «Прощание славянки» В. Агапкина

встают в колонну и идут маршевым шагом по залу.

Фото на память с Азарниковым М. Т.

Заключительная часть

Музыкальный руководитель: Вот и закончилось наше путешествие в чудесную страну духовых музыкальных инструментов. Вам понравилось? В следующий раз познакомимся с другими странами и жителями этих музыкальных стран! До новых встреч!

Музыка… Тончайшая материя, говорящая напрямую с душой человека, чувство в чистом, почти материальном виде, музыка – это когда слова больше не нужны, потому что язык её универсален, музыка – это когда слова не так уж и важны, потому что они появятся после…

Здравствуйте наши уважаемые гости, родители, дети и все, кто сегодня пришел на наш отчетный концерт!
Каждый год наши слушатели не перестают удивляться, восхищаться оригинальностью и, в тоже время профессиональным потенциалом наших юных дарований! Переполненный зал и на этот раз, я уверена, в ожидании чуда. Чуда, которое живет рядом с нами. Это чудо нельзя потрогать, но можно увидеть и услышать! Оно способно заставить нас смеяться и плакать. Оно имеет душу и сердце! Чудо, которое рождается здесь, на этой сцене… И имя ему – Музыка!

По традиции наш концерт открывают самые юные. Они первый раз выступают на большой сцене и ужасно волнуются. Давайте поддержим их аплодисментами.

Итак, на сцене наши первоклашки

    Симонова. «Восточная мелодия» . Исполняет Чечева Алиса . Класс преподавателя Кандрашиной К. А. концертмейстер Кандрашиной К. А.

    На сцене Мазанова Валерия . Класс преподавателя Кандрашиной К. Шаинский. «Голубой вагон».

    Выступает Сапунов Юрий, кл. преп. Абызовой А.С. Верди. «Песенка герцога». Концертмейстер Абызова А.С.

    На сцену приглашается Чикурина Софья . Класс преподавателя Абызовой А.С. Чарльз. «Hit the road, Jack». Концертмейстер Абызова

Ну что ж, думаю, что дебют наших первоклассников прошел вполне успешно. Давайте еще раз их поблагодарим за выступление.

Первые солнечные лучи, и стук апрельской капели заставляют нас забыть о зимней стуже. Весна, у большинства людей ассоциируется с нежными зелеными листочками, свежим воздухом. Весной, после долгой зимы, нам нравится слушать музыку весенней капели, вслушиваясь в торопливый лепет реки, в звонкий птичий разговор. Радоваться солнцу, наступающему дню. Удивляться распустившемуся цветку, песне жаворонка в небе, завораживающей музыке, звучащей в этом зале.
«… Есть в музыке такая сила, такая тягостная власть, что стоит под нее попасть – и жизнь становится красивой…».

5. На сцене Самойлов Кирилл . Класс преп. Пиликова А.Д. Партичелла. «Мексиканский танец».

6. Выступает Филимонова Наталья . кл. преп. Бенько Ю.В. Лысенко. Элегия.

Концертмейстер Бенько И.Д.

7. Мингазутдинов Галияр исполнит для вас пьесу Юманса «Чай вдвоём».

кл. преп. Пиликова А.Д. . Концертмейстер Фаттахова М.В.

Дети идут вслед меняющемуся музыкальному миру. Живут в нем и воспринимают все самое ценное, что вносит новый век.
В свое время ещё Сократ говорил: «В каждом человеке – солнце. Только дайте ему светить»
Ну, а светить маленьким «солнышкам» помогают, понятно, наши уважаемые педагоги – Бенько Юрий.В., Пиликов Алекс. Д., Абызова Алена. С., Кандрашина Ксения.А. . Как настоящие творцы человеческой души, преподаватели, облагораживают души и сердца детей, учат их постижению прекрасного.Преподаватели нашего отдела находятся в постоянном творческом поиске, стоят на пороге больших побед и свершений. А помогают им в этом замечательные концертмейстеры, настоящие мэтры фортепианного искусства: Бенько Ирина Дмитриевна и Фаттахова Марина Владимировна

А наш концерт продолжается.

8. На сцене Лаптева Евгения , кл. преп. Бенько Ю.В .

Барт Ховард. «Возьми меня на луну». Концертмейстер Бенько И.Д.

9. Дворжак. «Юмореска». Исполняет Халитова Малика , кл. преп.

Пиликова А. Д. Концертмейстер Фаттахова М.В.

Нет человека, который не любит музыку. У каждого из нас свои любимые музыкальные жанры. Свои любимые песни, которые хочется слушать и напевать. Свои любимые исполнители…

Мало кто знает, что мелодия, которая сейчас прозвучит, занесена в Книгу рекордов Гиннесса, как самая исполняемая. Дело в том, что всесоюзная радиостанция «Маяк» использовала ее в своих позывных, и они за сорок лет работы радиостанции прозвучали более миллиона раз. Кроме этого достижения у песни есть еще одно. В преддверии 21 столетия был проведен масштабный опрос среди десятков тысяч россиян с просьбой назвать лучшую русскую песню ХХ века. Безусловным лидером стали именно эта песня.

11. Для вас её сейчас исполнит Кривоносов Дмитрий , кл. преп. Пиликова Алек. Д.

Концертмейстер Фаттахова М.В.

А что это за песня вы скажете после исполнения.

Узнали эту песню? правильно, эта мелодия из песни « Подмосковные вечера» , а написал ее Соловьёв-Седой .

Конкурсы, фестивали, олимпиады для музыкальной школы это дело привычное. Одни, уже традиционные, проводятся из года в год, другие – явление новое, но и оно со временем становится неотъемлемой частью жизни школы. География побед учащихся нашего отдела выходит далеко за пределы не только города, но и округа, региона. Так, в этом году наши юные таланты заняли призовые места во Всероссийском конкурсе «Звёздная карусель», который уже второй раз проводится в Зеленодольске; в I Международном фестивале – конкурсе «Золотая лира» в г. Казань; во Всероссийском конкурсе «Будущее России». г. Казань.
Мы не просто поздравляем, но и благодарим ребят за их достижения. Нельзя не восхищаться их трудолюбием и преданностью высокому искусству. Мы верим в дальнейшие успехи наших юных виртуозов. И надеемся, что они еще не раз порадуют нас своими талантами, прославят нашу школу своими успехами!

… И наш концерт продолжается…

12. На сцене Лауреат III степени Всероссийского конкурса “Будущее России” , СирАтов Евгений , кл. преп. Бенько Ю.В. Хочется отметить, что в этом конкурсе Женя участвовал в возрастной категории 16-19 лет. А это значит, что он сражался с учащимися колледжей!

Жюля Массне “Размышление” из оперы “Таис”. Концертмейстер Бенько И.Д.

13. На сцену приглашается Лауреат II степени Всероссийского конкурса «Звёздная карусель» Крылова Дарья , кл. преп. Пиликова А.Д.

Забутов «Ностальгия». Концертмейстер Фаттахова М.В.

14. Выступает Елагина Дарина , Лауреат II степени Всероссийского конкурса «Звёздная карусель». кл. преп. Бенько Ю. В.

Савалов «Счастливый случай». Концертмейстер Бенько И.Д.

Стихия музыки – могучая стихия. Она чем непонятней, тем сильней
Глаза мои бездонные, сухие. Слезами наполняются при ней…
Она и невидна, и невесома. И мы ее в сердцах своих несем…
Мелодии всемирная истома, как соль в воде, растворена во всем…
Покинув поднебесья голубые, спустившись в мир земной, где шум и гам.
Все звуки музыки: летящие, живые. Звучат, поют и наполняют зал!!!

15. Для вас играет Татьяна Фарносова. Якушенко Диалог

16. На сцену приглашается Лауреат I степени Всероссийского конкурса «Звёздная карусель», Суетина Алиса, кл. преп. Бенько Ю.В.

Браю. Полька «Карусель». Концертмейстер Бенько И.Д.

17. И снова для вас играет Сиратов Евгений, кл. преп. Бенько Ю.В.

Вебер. Концертино. Концертмейстер Бенько И.Д.

Если спросить человека: какая музыка ему нравится – он наверняка вспомнит про популярные или народные песни, вспомнит про инструментальную музыку, а кто- то отдаст предпочтение звучанию духового оркестра. Ведь духовой оркестр – это не только музыка, это оформление всех значимых событий. Все музыкальные государственные символы лучше всего, торжественнее, звучат именно в духовом исполнении. Это понимал еще в свое время и сам Петр I, издавший 300 лет назад указ о создании духовых оркестров на Руси. И потом…духовая музыка и духовность человека тесно взаимосвязаны! Когда играет духовой оркестр, возникает совершенно необъяснимая эмоциональная реакция, начинают биться в унисон сердца музыкантов и поклонников духового искусства. Состояние, в которое приводит живое звучание духовых инструментов, сложно объяснить. Но, именно эта торжественность, эмоциональность, монументальность так завораживают…
- И совсем не случайно, выступление эстрадно-духового оркестра послужит сегодня финальным аккордом нашего праздника.

Итак, встречайте! На сцене Лауреат I степени Всероссийского конкурса «Звёздная карусель» , Лауреат I степени Всероссийского конкурса «Будущее России, эстрадно-джазовый ансамбль «Sax-band». Творческий руководитель Бенько Ю.В.

На этом наш концерт окончен! спасибо всем за внимание! До свидания, до новых встреч!



Похожие статьи
 
Категории