Н лысенко биография. Николай витальевич лысенко

24.03.2019

(род. в 1842 г. - ум. в 1912 г.)

Выдающийся музыкальный деятель, пропагандист украинской народной музыкальной культуры, заложил основы профессиональной украинской хоровой, фортепианной, оперной музыки и фольклористики.

В Древней Греции было три человека, которых соотечественники стали называть не по имени, а «по специальности». Если говорили Оратор - было ясно, что речь идет о Демосфене; слова Философ было вполне достаточно для Аристотеля, Поэт - для Гомера. Практически в каждой стране есть свои герои, которые становятся не только символом, но и синонимом национального искусства. В Украине словом Поэт с большой буквы можно называть Тараса Шевченко, а слово Музыкант или Композитор лучше всего подходит для Николая Витальевича Лысенко. Без него украинскую музыку представить себе невозможно.

Представители рода Лысенко были хорошо известны на Украине задолго до рождения Николая Витальевича. Один из его предков - Яков служил якобы в войсках Богдана Хмельницкого. И впоследствии Лысенки входили в казацкую старшину. Прапрадед композитора в середине XVIII столетия был генеральным судьей. Отец Николая Виталий Романович - полковник кирасирского полка. Человек он был образованный, сочувствовал декабристскому движению. Хорошее образование получила и мать, Ольга Еремеевна Луценко, представительница полтавского помещичьего рода. Она окончила Смольный институт.

Николай родился 10 (22) марта 1842 года в селе Гриньки (сейчас Глобинский район Полтавской области). Его образованием занималась в первую очередь мать, и воспитывала она сына на аристократический лад. Так, Ольга Лысенко говорила практически только пофранцузски, в этом же духе учила и Николая. Обучать будущего музыканта русскому взялся офицер того же кирасирского полка знаменитый поэт Александр Фет. Маленький Николай постоянно выпрашивал у офицеров карандаши для записей на уроках Фета, за что был прозван Карандашиком.

Любовь же к украинской культуре - языку, песням, сказкам - Николаю Витальевичу прививали его двоюродные бабушка и дедушка, относившиеся к нему как к родному внуку.

Особое внимание Ольга Еремеевна уделяла музыкальному воспитанию. Сама она была неплохой пианисткой и вскоре заметила у сына большой интерес к этому же занятию. К тому же он мог часами подбирать какие-то мотивы. Так что с пяти лет к нему уже была приглашена учительница музыки. К гимназии Лысенко готовился в частных пансионах Киева, продолжая заниматься и музыкой. Уже в девять лет он сочинил польку, которая была напечатана в украинской столице.

В 1855 году Николая отдали в престижную 2-ю Харьковскую гимназию. В Харькове частные уроки музыки ему давали Дмитриев и Вильчек. Гимназист Лысенко стал довольно известным пианистом в харьковских салонах, его специально приглашали на балы исполнять пьесы и танцы. Особо отметим, что у Николая Витальевича прекрасно выходили вариации на темы украинских народных мелодий. Часто он посещал театр, где не только прислушивался к музыкальному оформлению, но внимательно следил за всеми компонентами театра как такового, смотрел постановки на украинские темы, которые его особенно увлекали.

В 1859 году Лысенко окончил с медалью гимназию и поступил в Харьковский университет на естественно-научный факультет. Одновременно с ним туда же поступил и двоюродный брат Николая Витальевича Михаил Старицкий - будущий известный драматург, один из пропагандистов национального возрождения Украины и, кстати, биограф Лысенко. В Харькове Николай Витальевич проучился всего год. В некоторых изданиях высказывают версию о том, что он оказался замешан в деятельности каких-то либеральных студенческих кружков, которая пристально рассматривалась полицией как раз в 1860 году. Мол, именно поэтому ему пришлось срочно уехать из Харькова. Другие говорят, наоборот, о том, что Киевский университет был прогрессивнее Харьковского. Так или иначе, в 1860 году Николай Лысенко переводится на физико-математический факультет Киевского университета. На этом можно было бы закрыть харьковскую страницу биографии композитора, но это было бы не совсем правильным. Дело в том, что творчество Николая Лысенко впоследствии было исключительно тесно связано с Харьковом. Здесь музыкальная культура находилась на исключительно высоком уровне, работал оперный театр, так бы сказать, всероссийского значения, приезжали самые маститые музыканты. Именно поэтому многие лучшие произведения Лысенко впервые были представлены именно в Харькове и были восторженно встречены публикой. История творчества Николая Витальевича неотделима от Харькова и его оперного театра.

Наступали либеральные времена. Реформы Александра Освободителя взбудоражили общество, и особенно студентов. Ликвидация крепостного строя, другие преобразования подвигли многих прогрессивно настроенных украинцев задуматься и над вопросами национального возрождения. Лысенко же начинает активно агитировать за это возрождение. Оно станет делом всей его жизни. Своим друзьям он доказывал, что не только с народом, но и между собой необходимо говорить по-украински, сделать этот язык культурным. Как пишет Старицкий, «Николай меньше занимался этюдами, зато больше создавал в украинском духе». Уже тогда Лысенко создавал студенческие хоры и руководил ими. Он, конечно, стремился быть в курсе всех музыкальных новинок России и Запада, писал музыку к мелодраме Старицкого, собирал народные песни. Так, в 1861 году он побывал на Полтавщине у своего студенческого товарища Павла Чубинского (автора музыки современного украинского гимна) и вернулся в Киев с большой коллекцией песен. Этим собирательством народного мелоса Лысенко занимался всю жизнь, путешествовал по селам, принимал корреспонденцию со всех концов Украины, лично выслушивал бандуристов и кобзарей. Николай Витальевич оставил бесценный материал для фольклористики и этнографии Украины.

Университет Лысенко окончил в 1864 году, через год стал кандидатом естественных наук. На этом с науками было, собственно, покончено. Лысенко полностью посвящает себя музыке. На семейном совете было решено, что продолжать музыкальное образование лучше всего в Лейпцигской консерватории, куда он и поступил в 1867 году. Тогда в Лейпциге работали видные музыканты. Учителем композиции был Рихтер, фортепиано - Мошелес и Венцель, теории - Паперитц. Лысенко был признан ими одним из наиболее одаренных учеников, он усиленно осваивал классические основы музыки, преобразовывал в правильные классические композиции все те же украинские мелодии.

Летом 1868 года Николай Лысенко женился на Ольге О’Коннор. Осенью был напечатан первый выпуск обработок сорока украинских песен. (Это количество Лысенко сделал обычным для своих выпусков.) В этом же году по заказу западно-украинских меценатов композитор создал музыку к Шевченковому «Заповіту». Творчество Тараса Григорьевича вообще всегда вдохновляло отца новой украинской музыки - иначе и быть не могло. Так что «Заповіт» лишь начал цикл под названием «Музыка к Кобзарю», в который вошло более 80 вокально-инструментальных произведений. Последняя, седьмая серия цикла появилась в 1901 году.

Свое обучение в Лейпциге Николай Витальевич окончил с большим успехом в 1869 году. В Лейпциге кроме указанных произведений он создал увертюру на тему песни «Ой, запил, казак, запил», первую часть «Юношеской» симфонии, квартет и трио для струнных. Кстати, именно в Лейпциге появилось после Второй мировой войны первое полное собрание сочинений Николая Витальевича.

В Киеве Лысенко уже становится безусловным лидером музыкального мира Украины, которым и останется до самой смерти. Он с головой погружается в работу - пишет музыку и преподает, занимается общественной деятельностью. Говорят, что Лысенко оставил бы гораздо больше произведений, если бы меньше времени посвящал ученикам, организации различных обществ, хоров, учебных заведений, собирательству, да и семейным делам. Однажды сам композитор признался, что приходится сочинять только по ночам. С другой стороны, то, что он сделал для развития музыкального искусства в Украине, может быть, и даже наверняка, не менее ценно, чем произведения сами по себе.

Итак, с 1869 по 1874 год Лысенко живет и работает в Киеве, в 1872–1873 годах Николай Витальевич входит в состав дирекции Русского музыкального общества, принимает участие в его концертах, в 1872 году в Киеве создается по его инициативе любительское хоровое общество, хором при нем руководит Лысенко. В том же году вместе с рядом украинских деятелей (среди которых и верный соратник - Старицкий) Лысенко добивается разрешения на постановку украинских пьес. Он пишет оперетты «Черноморцы» и «Рождественская ночь» (позже она стала оперой). Так начинался украинский национальный музыкальный театр.

В 1873 году издана музыковедческая работа Николая Лысенко, в которой он анализирует думы и песни, исполняемые кобзарем Вересаем, тогда же пишется много фортепианных вещей, симфоническая фантазия «Казак-Шумка».

При этом Николай Витальевич был несколько недоволен своим музыкальным образованием. Он в 1874 году поступает в Петербургскую консерваторию в класс Римского-Корсакова. Своей задачей украинский композитор видел усовершенствование мастерства в области симфонической инструментовки. В столице Николай Витальевич близко знакомится с членами «Могучей кучки», подвижнические идеи которых, их стремление к демократизации музыки близки украинцу по духу, полностью им поддерживаются. Лысенко в Петербурге предлагали хорошую работу - капельмейстера в частной опере с перспективой работы на императорской сцене. Вообще, Николая Витальевича считали одним из самых талантливых пианистов страны, предлагали ему продолжить карьеру именно в этом направлении, но его не прельщало простое концертирование. Он сам устраивает концерты хоров с исполнением украинских песен, сочиняет произведения в ставшем традиционным народном духе.

В Киев композитор вернулся в 1876 году, активно участвует в концертах, сам устраивает «Славянские концерты». Он пишет фортепианные произведения крупной формы, организует хоры из семинаристов и студентов. Однако в 1876 году появляется Эмский указ, запрещавший использование украинского языка на публике, так что украинские песни хоры Лысенко исполняли на других языках.

В 1878 году Николай Витальевич занял должность преподавателя фортепиано в институте благородных девиц, впоследствии работал и в других музыкальных школах, давал частные уроки. Тогда же, в 1878-м он женится во второй раз - на Ольге Липской. От этого брака у Лысенко было пятеро детей. Во время последних родов в 1900 году супруга композитора умерла, и воспитанием детей он занимался самостоятельно. Это отнимало у талантливого музыканта массу времени, нервов, денег…

В 1880 году Лысенко начинает работать над монументальной оперой «Тарас Бульба». Она была завершена через десять лет и считается вершиной творчества композитора. После премьеры Лысенко был удостоен похвалы самого Чайковского. Кроме этой оперы, в 80-е годы были написаны и другие известные теперь произведения: опера «Утопленница» (по Гоголю), кантата «Радуйся, нива неполитая» (на стихи Шевченко), пьесы для фортепиано. Третья редакция «Рождественской ночи» с большим успехом ставится в Харькове. Николай Витальевич создает целый ряд детских опер - «Коза-Дереза», «Пан Коцький», совершенствует и оркеструет музыку к опере «Наталка Полтавка».

С 1892 по 1902 год Лысенко несколько раз устраивает «хоровые путешествия» по Украине. Среди помощников композитора в этих гастролях был и А. Кошиц, который в будущем организовал уже гастроли капеллы «Думка» за границей, продолжив, таким образом, дело своего учителя. (Лысенко и сам мечтал познакомить с украинской музыкой Европу.)

В 1903 году Украина широко отмечала 35-летие творческой деятельности Лысенко. Мероприятия были масштабные, до этого ничего подобного здесь не было. Друзья организовали сбор средств для издания произведений композитора и покупки ему дачи, но все собранные деньги Николай Витальевич потратил на организацию Музыкально-драматической школы, ставшей первым украинским учебным заведением, работавшим по программе консерватории (с 1918 года - Высший музыкально-драматический институт имени Н. Лысенко). Впрочем, статус консерватории для этой школы Лысенко выбить так и не удалось. В школе преподавали на украинском языке, был введен курс украинской драмы и впервые - класс игры на бандуре. Таким образом, композитор стал основоположником национального музыкального образования.

В революционном 1905 году Николай Витальевич основал хоровое общество «Боян». Вскоре на стихи Франко композитор пишет гимн «Вечный революционер». (Лысенко создал вообще довольно много романсов на стихи Франко, Леси Украинки, Старицкого, а также Гейне и Мицкевича). В 1908 году Лысенко возглавил общество «Украинский клуб», проводившее значительную общественно-просветительскую деятельность (оно было закрыто властями в 1912 году), организовывал литературные и музыкальные вечера, устраивал курсы для народных учителей, создал комитет по содействию сооружению памятника Т. Шевченко. Мероприятия, связанные с юбилеем поэта, по политическим соображениям пришлось перенести из Киева в Москву. В 1911 году в Киеве была поставлена опера «Энеида», содержащая явную сатиру на самодержавие. За свою жизнь украинский музыкальный деятель, активный пропагандист Украинского Возрождения, естественно, не раз привлекал к себе внимание полиции. В 1907 году, когда в стране началась постреволюционная реакция, это внимание вылилось даже во временный арест Николая Витальевича. (За решеткой композитор, правда, провел лишь один день.)

В конце жизни Лысенко все больше внимания уделяет церковной музыке, часто бывает в монастыре в находящемся под Киевом Китаеве. Вообще, Николай Лысенко старался «правильно» отмечать все церковные праздники, согласно и церковным и народным обычаям.

Летом 1912 года, уже серьезно больной (беспокоило сердце), он продолжает работу над новыми сочинениями, находит новых учеников. 24 октября (6 ноября) 1912 года выдающегося композитора не стало. Похороны Лысенко собрали десятки тысяч человек из разных регионов Украины.

В украинских городах немало мест и учреждений, хранящих память о главном украинском музыканте. В Харькове в его честь назван театр оперы и балета и одна из музыкальных школ. В Киеве работает дирижер - праправнук Лысенко - тоже Николай Витальевич.

Николай Витальевич Лысенко (укр. Микола Віталійович Лисенко; 10 (22) марта 1842, село Гриньки Кременчугского уезда Полтавской губернии (ныне Глобинского района Полтавской области) - 24 октября (6 ноября) 1912, Киев) - русский композитор, пианист, дирижёр, педагог, собиратель песенного фольклора и общественный деятель. В настоящее время почитается на Украине как выдающийся деятель украинской национальной культуры.

Биография

Николай Лысенко был родом из старинного казацкого старшинского рода Лысенко. Отец Николая, Виталий Романович, был полковником Орденского кирасирского полка. Мать, Ольга Еремеевна, происходила из полтавского помещичьего рода Луценко. Домашним обучением Николая занимались мать и известный поэт А. А. Фет. Мать учила сына французскому языку, изысканным манерам и танцам, Афанасий Фет - русскому языку. В пять лет, заметив музыкальное дарование мальчика, для него пригласили учительницу музыки. С раннего детства Николай увлекался поэзией Тараса Шевченко и украинскими народными песнями, любовь к которым ему привили двоюродные дед и бабушка - Николай и Мария Булюбаши. По завершении домашнего воспитания, для подготовки к гимназии Николай переехал в Киев, где учился сначала в пансионе Вейля, затем - в пансионе Гедуэна.

В 1855 году Николая отдали во вторую Харьковскую гимназию, которую он окончил с серебряной медалью весной 1859 года. Во время обучения в гимназии частным образом занимался музыкой (педагог - Н. Д. Дмитриев), став постепенно известным в Харькове пианистом. Его приглашали на вечера и балы, где он исполнял пьесы Бетховена, Моцарта, Шопена, играл танцы и импровизировал на темы малороссийских народных мелодий. По окончании гимназии, поступил на естественнонаучный факультет Харьковского Императорского университета. Однако через год его родители переехали в Киев, и Николай Витальевич перевёлся на кафедру естественных наук физико-математического факультета Киевского Императорского университета. Окончив университет 1 июня 1864 года, Николай Витальевич уже в мае 1865 года получил степень кандидата естественных наук.

По окончании Киевского Императорского университета и непродолжительной службы, Лысенко решает получить высшее музыкальное образование. В сентябре 1867 года он поступил в Лейпцигскую консерваторию, считавшуюся одной из лучших в Европе. Преподавателями по фортепиано у него были К. Рейнеке, И. Мошелес и Э. Венцель, по композиции - Э. Ф. Рихтер, по теории - Паперитц. Именно там Николай Витальевич понял, что важнее собирать, развивать и создавать русскую музыку, чем копировать западных классиков.

Летом 1868 года, женился на Ольге Александровне О’Коннор, которая приходилась ему троюродной племянницей и была на 8 лет младше. Однако после 12 лет совместной жизни Николай и Ольга, официально не оформляя развод, расстались по причине отсутствия детей.

Закончив с большим успехом в 1869 году обучение в Лейпцигской консерватории, вернулся в Киев, где прожил, с небольшим перерывом (с 1874 по 1876 год Лысенко совершенствовал мастерство в области симфонической инструментовки в Петербургской консерватории в классе Н. А. Римского-Корсакова), чуть более сорока лет, занимаясь творческой, преподавательской и общественной деятельностью. Он принимал участие в организации воскресной школы для крестьянских детей, позднее - в подготовке «Словаря украинского языка», в обработке народных мелодий для сборника Богогласник, в переписи населения Киева, в работе Юго-западного отделения Русского географического общества.

В 1878 году, занимает должность преподавателя по фортепиано в Институте благородных девиц. В том же году он вступает в гражданский брак с Ольгой Антоновной Липской, которая была пианисткой и его ученицей. С ней композитор познакомился во время концертов в Чернигове. От этого брака Н. Лысенко имел пятерых детей (Екатерина, Марьяна, Галина, Тарас, Остап). Ольга Липская умерла в 1900 году после рождения ребёнка.

В 1890-е годы, кроме преподавания в институте и частных уроков, работал в музыкальных школах С. Блуменфельда и Н. Тутковского.

Выдающийся украинский композитор, фольклорист, дирижер, пианист и общественный деятель. С именем Николая Лысенко связано время становления профессиональной музыки, театра и художественного образования, в Украине. Николай Витальевич Лысенко родился 10 марта 1842 г. в с. Гриньки Кременчугского уезда на Полтавщине в казацко-помещицкой семье. Отец Николая – Виталий Романович – был полтавским дворянином и служил в армии. Микола Лисенко, нарушив эту давнюю традицию, положил начало новой – поколению талантливых музыкантов. Родители Николая были зажиточные люди и очень пестовали ребенка. Малый Николай Лысенко ходил, одетый в бархат и кружево, был очень капризным и своевольным парнем и не хотел никого слушать. С малых лет учили его российской грамоте, французскому языку, танцам и игре на фортепиано, то есть воспитывали, как и большинство тогдашних дворянских детей.

И хотя Николаю ничего не говорили об Украине, она окружала его со всех сторон. С родным языком и народными песнями знакомился Николай Лысенко и у своей бабушки. В 9 лет Николая отвезли в Киев в школу Гедуена. Учился он очень хорошо, был одним из первых, и не оставлял музыку. Закончив школу Гедуена, которая равнялась 3 классам гимназии, Николай Лысенко поступил в 4-й класс гимназии в Харькове. Музыкальная учеба длилась, и с каждым годом юноша играл лучше и лучше. Под руководством учителей – известного тогда пианиста Дмитриева, позже чеха Кильчика, Микола Лисенко играет произведения великих композиторов разных народов, учится у них музыкального вкуса.

По окончании гимназии Николай Лысенко поступил в Харьковский университет, а через год перевелся в Киевский. Молодой Лисенко увлекся украинским национальным движением – начал изучать и записывать украинские народные песни, в том числе песни известного кобзаря Остапа Вересая. В это время Николай Лысенко почувствовал себя не только народолюбцем, но и искренним и навеки верным сыном Украины, готовым всю жизнь и труд отдать в интересах родного народа.

В 1864 г. Микола Лисенко закончил естественное отделение Киевского университета Св. Владимира, а через год получил диплом кандидата естественных наук. Пребывание в Киеве, участие в роботе «Киевского общества имели решающее влияние на мировоззрение юноши.

В 1867 году Николай Лысенко выезжает в Лейпциг для завершения музыкального образования. Здесь же в 1868 г. Микола Лисенко составляет и выдает первый сборник записанных им народных песен и первые 10 песен, которые сам создал на слова Тараса Шевченко. Лейпцигскую консерваторию Николай Лысенко закончил блестящим исполнением 4-го концерта Бетховена для фортепиано с оркестром с собственной каденцией, о чем с уважением писали немецкие журналы.

С 1869 г. Николай Лысенко жил в Киеве. Он становится учителем в музыкальной школе, дает частные уроки. Его приглашают во многие зажиточные семьи, но он не гоняется за такой славой. Получая за учительство хороший заработок, все свободное время отдает украинской песне: выдает новые сборники народных песен, составляет собственные песни. В 1876 г. был выдан указ, который запрещал печатать книжки, произведения, для театра и музыкальные произведения с украинскими словами. Даже простенькую народную песню запрещалось петь в концерте, если слова были украинскими. Но Микола Лисенко составляет новые сборники народных песен.

В 90-х годах XIX ст. Николай Лысенко, организовав хор, не раз ездил с ним Украиной. Хотелось показать украинцам все богатство и всю красоту их родной песни и научить, как нужно эту песню петь. Вокруг композитора концентрировалась тогдашняя украинская музыкальная и культурная жизнь Киева. Микола Лисенко выступал с концертами как пианист, организовывал хоры и концертировал с ними в Киеве и по всей Украине. В 1900 г. Николай Лысенко учредил в Киеве собственную школу. Для постановки своих произведений он нередко бывал в Галичине, где его хорошо знали и любили.

Много песен Микола Лисенко создал на тексты Ивана Франка, Михаила Вороного и Леси Украинки. Он является одним из основателей украинского профессионального театра, в частности и оперного: написал 11 опер, создал музыку еще до 10 драматичных представлений. Главного своего детища – оперы «Тарас Бульба», композитор так и не увидел, невзирая на предложение П. Чайковского способствовать ее постановке на московской сцене. Зато чрезвычайно популярная и до сих пор его «Наталка Полтавка». Оперное наследство Миколи Лисенко продолжает свою сценическую жизнь и сегодня в разных редакциях.

Откровенной многотысячной политической демонстрацией стали и похороны отца украинской музыки. Украинская молодежь в первый раз стала тогда на защиту национальной святыни, окружив жалобный поход и не давая полиции осуществлять аресты. Однако наивысшей наградой Николая Лысенко является не просто дань памяти и почет потомков, а то, что именно ему суждено было стать автором двух национальных гимнов, которые утверждают духовное величие человека и народа. Первый из них «Вечный революционер» (в 1905 г.) на стихотворение И. Франка, второй – «Детский гимн» на стихотворении О. Кониского (в 1885 г.), всемирно-известная теперь «Молитва за Украину», которая с 1992 г. утверждена официальным гимном Украинской православной церкви (Киевский патриархат).

(1912-11-06 ) (70 лет) Место смерти Профессии Жанры

Никола́й Вита́льевич Лы́сенко (укр. Мико́ла Віта́лійович Ли́сенко ) (10 (22) марта , село Гриньки Кременчугского уезда Полтавской губернии (ныне Глобинского района Полтавской области) - 24 октября (6 ноября) , Киев) - украинский композитор , пианист , дирижёр , педагог , собиратель песенного фольклора и общественный деятель.

Биография

Николай Лысенко был родом из старинного казацкого старшинского рода Лысенко . Отец Николая, Виталий Романович, был полковником Орденского кирасирского полка. Мать, Ольга Еремеевна, происходила из полтавского помещичьего рода Луценко. Домашним обучением Николая занимались мать и известный поэт А. А. Фет . Мать учила сына французскому языку, изысканным манерам и танцам, Афанасий Фет - русскому языку. В пять лет, заметив музыкальное дарование мальчика, для него пригласили учительницу музыки. С раннего детства Николай увлекался поэзией Тараса Шевченко и украинскими народными песнями, любовь к которым ему привили двоюродные дед и бабушка - Николай и Мария Булюбаши. По окончании домашнего воспитания, для подготовки к гимназии Николай переехал в Киев, где учился сначала в пансионе Вейля, затем - в пансионе Гедуэна.

Творчество

Портрет Н. В. Лысенко

Во время обучения в Киевском университете, стремясь приобрести как можно больше музыкальных знаний, Николай Лысенко изучал оперы А. Даргомыжского , Глинки , А. Н. Серова , знакомился с музыкой Вагнера и Шумана . Именно с этого времени он начинает сбор и гармонизацию украинских народных песен, так, например, он записал свадебный обряд (с текстом и музыкой) в Переяславском уезде. Кроме того, Н. Лысенко являлся организатором и руководителем студенческих хоров , с которыми выступал публично.

Во время обучения в Лейпцигской консерватории в октябре 1868 года Н. В. Лысенко издал «Сборник украинских песен для голоса с фортепиано» - первый выпуск своих обработок из сорока украинских народных песен, которые помимо практического назначения, имеют большую научно-этнографическую ценность. В том же 1868 году он написал своё первое значительное произведение - «Завет» на слова Т. Шевченко, к годовщине со дня смерти поэта. Это произведение открыло цикл «Музыка к Кобзарю», который включал более 80-ти вокально-инструментальных произведений разных жанров, изданных семью сериями, последняя из которых вышла в 1901 году .

Н. В. Лысенко находился в центре музыкальной и национально-культурной жизни Киева. Входя в -1873 годах в состав дирекции Русского музыкального общества, принимал активное участие в его концертах, проводимых по всей Украине; руководил хором из 50-ти певцов, организованным в 1872 году при «Филармоническом обществе любителей музыки и пения»; принимал участие в «Кружке любителей музыки и пения», «Кружке любителей музыки» Я. Спиглазова. В 1872 году кружок, руководимый Н. Лысенко и М. Старицким , добился разрешения на публичные постановки пьес на украинском языке. В том же году Лысенко написал оперетты «Черноморцы» и «Рождественская ночь» (позднее переработанная в оперу), прочно вошедшие в театральный репертуар, став основой украинского национального оперного искусства. В 1873 году была издана первая музыковедческая работа Н. Лысенко об украинском музыкальном фольклоре «Характеристика музыкальных особенностей малорусских дум и песен, исполняемых кобзарем Остапом Вересаем». В этот же период Николай Витальевич пишет много фортепианных произведений, а также симфоническую фантазию на украинские народные темы «Казак-Шумка».

В петербургский период Н. Лысенко принимал участие в концертах Русского географического общества, руководил хоровыми курсами. Совместно с В. Н. Пасхаловым Николай Витальевич устраивал концерты хоровой музыки в «Соляном городке», в программу которых входили украинские, русские, польские, сербские песни и произведения самого Лысенко. У него завязываются дружеские отношения с композиторами «Могучей кучки» . В Петербурге им была написана первая рапсодия на украинские темы, первый и второй концертные полонезы , соната для фортепиано. Там же Лысенко начал работу над оперой «Маруся Богуславка» (неокончена) и сделал вторую редакцию оперы «Рождественская ночь». В Петербурге вышел его сборник девичьих и детских песен и танцев «Молодощи» («Молодые годы»).

Памятник Лысенко возле киевского оперного театра

Возвратясь в 1876 году в Киев, Николай Лысенко развернул активную исполнительскую деятельность. Он устраивал ежегодные «Славянские концерты», выступал как пианист в концертах Киевского отделения Российского музыкального общества, на вечерах Литературно-артистичного общества, членом правления которого он был, в ежемесячных народных концертах в зале Народной аудитории. Организовывал ежегодные шевченковские концерты. Из семинаристов и студентов, знакомых с нотной грамотой, Николай Витальевич заново организует хоры, в которых получили начала художественного образования К. Стеценко , П. Д. Демуцкий , Л. Ревуцкий , О. Н. Лысенко и другие. Денежный сбор от концертов шёл на общественные нужды, например, в пользу 183 студентов Киевского университета, отданных в солдаты за участие в антиправительственной демонстрации 1901 года. В это время им были написаны почти все его произведения для фортепиано крупной формы, в том числе вторая рапсодия, третий полонез, ноктюрн до-диез минор. В 1880 году Н. Лысенко начинает работу над самым значительным своим произведением - оперой «Тарас Бульба» по одноимённой повести Н. Гоголя на либретто М. Старицкого, которую завершит лишь спустя десять лет. В 1880-е годы Лысенко пишет такие произведения как «Утопленница» - лирико-фантастическая опера по «Майской ночи» Н. Гоголя на либретто М. Старицкого; «Радуйся, ниво неполитая» - кантата на стихи Т. Шевченко; третью редакцию «Рождественской ночи» (1883). В 1889 году Николай Витальевич совершенствует и оркеструет музыку к оперетте «Наталка Полтавка» по произведению И. Котляревского , в 1894 году он пишет музыку к феерии «Волшебный сон» на текст М. Старицкого, а в 1896 году оперу «Сапфо».

Среди авторских достижений Н. Лысенко необходимо также отметить создание нового жанра - детской оперы. С 1888 по 1893 годы он пишет три детские оперы по мотивам народных сказок на либретто Днепровой-Чайки: «Коза-Дереза», «Пан Коцький (Котский)», «Зима и Весна, или Снежная Королева». «Коза-Дереза» стала своеобразным подарком Николая Лысенко своим детям.

С по 1902 годы Николай Лысенко четыре раза устраивал гастрольные концерты по Украине, так называемые «хоровые путешествия», в которых исполнялись преимущественно его собственные хоровые произведения на тексты Шевченко и обработки украинских песен. В 1892 году выходит искусствоведческое изыскание Лысенко «О торбане и музыке песен Видорта», а в 1894 - «Народные музыкальные инструменты на Украине».

В 1905 году Н. Лысенко совместно с А. Кошицем организовал хоровое общество «Боян», с которым устраивал хоровые концерты украинской, славянской и западноевропейской музыки. Дирижёрами концертов были он сам и А. Кошиц. Однако из-за неблагоприятных политических условий и отсутствия материальной базы, общество распалось, просуществовав немногим более года. В начале XX века Лысенко пишет музыку к драматическим спектаклям «Последняя ночь» (1903) и «Гетман Дорошенко». В 1905 году им было написано произведение «Эй, за наш родной край». В 1908 году был написан хор «Тишайший вечер» на слова В. Самойленко, в 1912 году - опера «Ноктюрн», создаются лирические романсы на тексты Леси Украинки , Днипровой Чайки , А. Олеся . В последние годы жизни Николай Витальевич пишет ряд произведений из области духовной музыки, продолживших, основанный им ещё в конце XIX века «Херувимской» цикл: «Пречистая Дева, мать русского края» (1909), «Камо пойду от лица Твоего, Господи» (1909), «Дева днесь Пресущественного раждает», «Крестным древом»; в 1910 году на текст Т. Шевченко был написан «Давидов псалом».

Память

Основные произведения

Оперы

  • «Рождественская ночь» (1872, 2-я редакция 1874, 3-я редакция 1883)
  • «Утопленница» (1885)
  • «Наталка Полтавка» (1889)
  • «Тарас Бульба» (1890)
  • «Сапфо» (1896)
  • «Энеида» (1911)
  • «Ноктюрн» (1912)

Детские оперы

  • «Коза-Дереза» (1888)
  • «Пан Коцкий» (1891)
  • «Зима и Весна, или Снежная Королева» (1892)

Оперетты

  • «Черноморцы» (1872)

Произведения на слова Т. Шевченко

  • цикл «Музыка к Кобзарю» (1868-1901), включающий более 80-ти разнообразных вокальных жанров от песен до развёрнутых музыкально-драматических сцен.

Музыковедческие работы

  • «Характеристика музыкальных особенностей малорусских дум и песен, исполняемых кобзарем Остапом Вересаем» (1873)
  • «О торбане и музыке песен Видорта» (1892)
  • «Народные музыкальные инструменты на Украине» (1894)

Николай Витальевич Лысенко родился 1842 года в селе Гриньки на территории современной Полтавской области, умер от сердечного приступа 6 ноября 1912 года в Киеве. Великий украинский композитор, дирижер, пианист, педагог, активный общественный деятель и собиратель песенного фольклора.

8 заслуг Николая Лысенко перед украинским народом.

1. - основатель и одновременно легенда и вершина украинской классической музыки , такой же как для украинской литературы,

Имя Николая Лысенко в истории украинской культуры тесно связано с эпохой, на протяжении которой происходило становление украинской музыки, как профессионального вида деятельности творческих людей. В большинстве случаев Лысенко воспринимается именно как композитор, но его вклад в развитие украинского театра и культурного образования воистину огромен. В числе главных заслуг знакового для всей творческого человека можно назвать следующие пункты:

Как композитор Лысенко является основателем национальной композиторской школы в , его называют автором национального музыкального языка;

Во времена, когда украинский язык даже не изучался в школах, а патриотические движения были под строгим запретом имперской , Лысенко посвятил свою жизнь развитию украинской культуры;

Искусство Лысенко использовал в качестве оружия для борьбы за пробуждение национального самосознания родного народа. Достижению этой цели он посвятил всю собственную жизнь, свой талант блестящего пианиста-виртуоза и хорового дирижера, выдающегося педагога и бескомпромиссного в борьбе за общественного деятеля.

2. Самый виртуозный пианист Украины своего времени. Мастерство, которым владел Лысенко, поражало современников не только из числа соотечественников. Иностранные критики давали исполнению маэстро наивысшую оценку. Ярким доказательством высокого мастерства владения клавишами является сложность фортепианных произведений, написанных композитором. Изумительно мелодичные, продуманные до мелочей произведения пользуются неизменно высокой популярностью не только на украинской территории;

3. Николай Лысенко - величайший педагог украинской классической музыки. В 1904 году он открыл двери своей Музыкально-драматического школы в Киеве. Кроме непосредственно музыкального образования, в этом учебном заведении работали отделения украинской и российской драмы. Также в этой школе работал первый на всей территории Российской империи класс игры на народном инструменте. В учебном заведении Лысенко педагоги преподавали основы игры на бандуре (первый выпуск учеников, несмотря на трудности в организации, состоялся в 1911 году).

Школа, открытая композитором, затем выросла в Музыкально-драматургический институт, которому присвоено имя Лысенко. На протяжении временного промежутка с 1918 по 1934 год это учебное заведение являлось ведущим среди других, где преподавались базисные основы творчества. Выпускники Музыкально-драматургического института стали основателями украинского искусства и авторами главных достижений культуры 20 века.

4. "Музыкальный революционер", опередивший свое время . Его другие другие корифеи европейской музыки стали применять лишь по прошествии 10-20 лет после их появления в произведениях Лысенко.

Искусствоведы утверждают, что Николай Лысенко как пианист-виртуоз не просто формировал своим творчеством основы музыкального профессионального исполнительства, а всячески пытался вывести собственных слушателей «из хуторянской обстановки в самый широкий европейский мир». Написанная мастером "Украинская сюита" произвела настоящий фурор. До этого времени никто из композиторов не сочетал народное творчество и каноничные танцевальные формы.

Основанием для этого произведения являются элементы народного творчества, украинские народные песни. Но после огранки ювелиром-композитором каждая грань, все до единого музыкальные интонации засияли неповторимым светом. Затем музыканты, оценивая произведение, утверждали, что нельзя назвать сюиту обработкой народного творчества, поскольку это полноценное авторское музыкальное творение.

5. Лысенко прославил украинскую национальную музыку во всем мире . Его произведения по сей день исполняются на оперных и театральных сценах всего мира. Оперы, симфонии, рапсодии и другие его произведения сохраняют актуальность через много лет после жизни композитора.

6. Лысенко - один из первых руководителей "Украинского клуба" , отстаивавшего украинскую независимость (разумеется в рамках царской России программным требованием клуба была автономия Украины) и демократизацию политической жизни. Положивший собственную жизнь на алтарь борьбы за возрождение украинского национального духа и сознания. Одним из его самых сильных желаний было объединение нации с ее последующей борьбой за право быть собой, свободно говорить на родном языке и беречь собственные традиции.

7. Лысенко внес огромный вклад в этнографическое наследие Украины, собрав сотни образцов народного творчества (народных песен, обрядов), которые активно использовал в своих музыкальных произведениях. Работа с хоровыми коллективами давала возможность собирать данные о народном творчестве разных украинских регионов. В 1874 году он издал книгу с анализом казацких дум из репертуара известного бандуриста Остапа Вересая.

8. Лысенко - один из основателей украинского национального оперного театра в Киеве . Знаменательным событием в жизни не только композитора, но и всего украинского искусства была совместная работа Лысенко и его троюродного брата, драматурга Михаила Старицкого над опереттой «Ночь перед Рождеством» по мотивам произведения Гоголя. Впервые это произведение на сцене Киевского городского театра было исполнено аматорским театральным кружком 1874 года. Именно этот день вписан в историю украинского искусства, как дата рождения оперного театра в Украине.

В состав организационного комитета, который занимался постановкой оперетты, входят знаковые для Украины личности - Михаил Драгоманов, Павел Чубинский, Федор Вовк, Линдфорсов и другие особы. В Киеве, пребывающем под имперской властью, они открыто задекларировали собственную четкую проукраинскую позицию.

Декорации, созданные для постановки, повторяли интерьер украинской сельской хаты. Перед глазами зрителей, на одной из балок, поддерживающих крышу, была вырезана дата уничтожения Запорожской сечи царскими войсками. Не менее важно и то, что сама премьера состоялась ровно через 200 лет после трагического для Украины события. После этой постановки и до конца дней своих за Николаем Витальевичем внимательно наблюдало недремлющее око царских полицаев.

Можно с уверенностью сказать, что одними из самых убедительных свидетельств признания Николая Витальевича гением и героем является не только память о нем в сердцах благодарных потомков, но и исполнение его произведений в качестве национальных гимнов.

Лысенко является автором музыки 2 произведений, без которых невозможно себе представить украинскую нацию, эти песни утверждают духовное величие отдельного человека и всего народа. Композитор создал музыку, на которую положены слова самого знаменитого произведения «Вечный революционер». На протяжении довольно длительного времени после написания абсолютно безосновательно это творение использовалось в целях пропаганды советской властью, хотя прославляет на самом деле революцию духовную и не имеет ничего общего с коммунистическим переворотом.

Еще одним знаменитым творением композитора является музыка к стихотворению Александра Кониского « за Украину», больше известный как духовный гимн Украины «Боже, Великий, Единый». В 1992 году это произведение официально получило статус гимн украинской православной церкви Киевского патриархата. В конце 20 века песня воспринималась как второй государственный гимн независимой Украины.

Одним только написанием музыкальных произведений жизненный путь Лысенко не ограничивается. Огромное внимание он уделял развитию вокального искусства. Именно Николай Витальевич является основателем профессионального творческого образования в Украине.

Творческий путь Лысенко довольно часто называют продолжением подвига Тараса Шевченко. Начиная со студенческих годов, одним из основных направлений его деятельности было сбережение для потомков культурного наследия Шевченко. Незабвенному Кобзарю Лысенко посвятил ряд своих произведений, некоторая часть творчества поэта, положенная на музыку композитором, затем заняла достойное место в культурном наследии украинской нации.

Известно, что он принимал непосредственное участие в организации перезахоронения Тараса Шевченко, этот факт получил документальное подтверждение только в 21 веке. Но не только в этом прослеживается участие Лысенко в судьбе самого известного украинского поэта, культурно-просветительскую работу, которой при жизни занимался Шевченко, Лысенко продолжил и развил.

Отдавая дань памяти Тарасу Шевченко, Лысенко стал основателем новой концертной формы - смешанного концерта. В рамках этих мероприятий, которые организовывались ежегодно с 1862 года, композитор выступал как пианист и хоровой дирижер. В программу концерта включались не только его обработки фольклора и собственные произведения, но и творчество других авторов, посвященное Шевченко, стихи великого поэта и фрагменты театральных постановок по его произведениям. По прошествии многих лет подобные концерты зрителя уже удивить не могут, но начало эта форма берет из Шевченкиады, которая организовывалась Лысенко.

Творчество Николая Лысенко как неотъемлемая часть украинской культуры.

Исследователи творчества композитора констатируют, что он обращался к произведениям Шевченко около 100 раз. В произведениях Лысенко присутствует интерпретация их как в виде сольного исполнения, так и в более монументальных формах - вокальные сцены или даже кантаты, хоры с музыкальным оформлением или акапельные, вокальные ансамбли. Примечательно, что некоторые произведения из «Музыки к Кобзарю» Лысенко через короткое время после создания получали вечную жизнь, становились народными песнями.

Творчество Шевченко стало для композитора Альфой и Омегой. Написанную по просьбе львовского объединения «Просвита» музыку к «Заповиту» Лысенко называл своим первым произведением. Буквально накануне дня смерти написал композитор хор «Боже, нашими ушима чути твою славу» на текст шевченковского 43 «Псалма Давида».

Кроме 3 кантат и 18 хоров, на стихи Шевченко вокально-хоровая часть творческого наследия Лысенко включает также 12 оригинальных хоровых произведений на тексты украинских поэтов. Следует отметить, что в числе 12 хоров есть 2 произведения, также посвященных Шевченко, - «Жалібний марш» на слова Леси Украинки и кантата «До 50-х роковин смерті Т.Шевченка», приуроченная годовщине смерти гениального поэта.

За 70 лет жизни Лысенко написал 11 опер, кроме того, в соавторстве с театральными коллективами, зачинателями украинского театрального искусства, создал музыкальное оформление еще для 10 постановок. Истории создания опер композитора очень разные, некоторые из них, по мнению музыкальных критиков, нельзя считать элементами творчества Лысенко. К примеру, «Андришиада» является сочетанием популярных мелодий из других классических опер, своеобразный «капустник». В создании композитором «Наталки-Полтавки» критики сомневаются, поскольку рукописная партитура с автографом Лысенко не обнаружена.

Не любил Лысенко писать произведения на духовную тематику. Музыкальные критики утверждают, что причина нежелания композитора творить в этом жанре объясняется стремлением избежать необходимости писать музыку к словам на русском языке, чего композитор не делал принципиально. Несмотря на небольшую численность произведений, созданных Лысенко в духовном жанре, в списке произведения воистину шедевральные. К примеру, популярным религиозным песнопением является его хоровой концерт «Куди піду від лиця твого, Господи?», который исполняется не только в Украине, но и членами диаспоры за границей.

В хоровых произведениях и работе дирижера, по мнению экспертов, Лысенко достиг невиданных для своего времени высот мастерства. Его произведение «Туман хвилями лягає» (фрагмент оперы «Утопленная») и по прошествии многих десятилетий после написания считается жемчужиной хорового творчества. Известными хоровыми дирижерами стали и ученики композитора - Александр Кошиц, Кирилл Стеценко и Яков Яциневич.

Оперу «Тарас Бульба», которую создавал на протяжении 35 лет, в постановке Лысенко так и не увидел, хотя Петр Ильич Чайковский предлагал задействовать свои связи и добиться постановки произведения на Московской сцене. Михаил Старицкий предполагал затем, что причиной отказа было то, что композитор не хотел представлять свое детище публике на неродном языке.

Следует отметить, что от классического гоголевского сюжета в своей опере Лысенко отошел. Особу Тараса он подал в первую очередь как казака-патриота, сильного и стойкого. Одна из главных сюжетных линий произведения завязана вокруг конфликта между сыновьями казака Остапом и Андреем, проблеме их национальной самоидентификации.

Сын композитора вспоминал, что Николай Витальевич считал себя человеком непрактичным, с полным отсутствием административной жилки. Но это не помешало Лысенко собрать вокруг себя лучших педагогов своего времени в школе, где обучались преимущественно дети бедняков и людей среднего достатка. Дотации на обучение не выделялись, иногда для выплаты зарплат учителям композитор вынужден был влезать в долги. Через довольно короткое время в школе были собраны талантливые ученики со всей Украины, которые продолжили дело жизни маэстро.

В последние годы своей жизни композитор возглавлял первую легальную украинскую общественно-политическую организацию «Киевский украинский клуб». В 1906 году он создал «Объединенный комитет по сооружению памятника Тарасу Шевченко», в адрес которого поступали благотворительные пожертвования из , Канады, и европейских стран. Последней общественной акцией в деятельности Лысенко было празднование 50 годовщины смерти Шевченко.

По причине притеснений со стороны царского режима, мероприятия вынужденно перенесены из Киева в Москву. В результате в полиции появилось дело о закрытии Киевского украинского клуба и «привлечении совета старейшин во главе с учителем музыки Николаем Лысенко к ответственности за антиправительственную деятельность». Через 4 дня после возбуждения уголовного дела композитор умирает от сердечного приступа.

Главный смысл музыкально-просветительской деятельности Лысенко заключался в том, что работа с хорами давала возможность ездить по всей стране и собирать в составе хора особенных во многих отношениях людей. Начиная с созданного композитором в 1862 году хора студентов Киевского университета, всю жизнь он собирал в хорах «не просто басов или теноров, а в первую очередь сознательных ».

В полицейских донесениях шпионы сообщали, что Лысенко руководит не хором, а «кружком наиболее вредным в политическом отношении». Именно такое абсурдное обвинение в свое время стало причиной прекращения деятельности Хорового объединения, основанного композитором в 1871-1872 году. Но те только в собственном хоре он собирал людей, в которых видел потенциал для последующего возрождения украинской нации.

Вокруг национальной идеи он активно объединял творческую молодежь всюду, где только была возможность это сделать. Местом такого сбора интеллигентов-патриотов было и Киевское литературно-артистическое товарищество, созданное в 1895 году как некий форпост российской культуры. Со временем первоначальный характер члены объединения изменили по собственному усмотрению, превратив организацию в центр пропаганды украинской идеи и национальной культуры, что и стало причиной закрытия ее в 1905 году.

С легкой руки маэстро возник также кружок «Молодая литература», более известный украинской общественности, как «Плеяда молодых украинских литераторов». Из этого «гнезда» вылетели в большой мир Леся Украинка, Людмила Старицкая-Черняховская, Максим Славинский, Владимир Самойленко, Сергей Ефремов и многие другие литераторы и общественные деятели начала 20 века.

Композитор принадлежит к известному казацко-старшинскому роду. Предок его известен истории, как соратник Максима Кривоноса Вовгура Лис. Дворянские и имущественные права предводитель восстания получил от гетмана Демьяна Многогрешного. О предке композитора рассказывали, что он с небольшим отрядом казаков мог противостоять набегу турецкой орды, владел силой волка и хитростью лиса;

Рос будущий просветитель и музыкант, как обычное дитя дворян - в окружении бархата и кружевных тканей. Первые уроки музыки получил от матери, которая ранее проходила обучение в Смольном институте благородных девиц Петербурга. Из детства мальчик обучался 7 языкам, в первую очередь французскому;

Талант сына мать рассмотрела в раннем возрасте, в 5 лет он уже обучался игре на фортепиано, а в 9 лет отец ко маленького Николая издал в печатном виде его первое композиторское произведение, стилизованную польку;

После отмены крепостного права родители композитора обанкротились, на учебу Лысенко зарабатывал самостоятельно, работая мировым посредников в суде;

За всю свою жизнь большого капитала музыкант не скопил. Композиторская деятельность прибыли не приносила, зарабатывал Лысенко преподаванием, которое в сочетании с общественной работой занимало все его время. Писал композитор преимущественно ночью;

Знакомство с творчеством Шевченко у будущего композитора состоялось в 14-летнем возрасте. Летом он вместе с троюродным братом Михаилом Старицким гостил у дедушки, где молодые люди нашли запрещенный сборник стихотворений Кобзаря. Прочитанные произведения произвели на братьев неизгладимое впечатление. Искусствоведы уверены, что именно это событие помогло Лысенко определить собственное предназначение в жизни;

Всю жизнь композитор прожил на съемных квартирах. Средства, собранные друзьями в 1903 году для покупки жилья во время празднования 35-летия его творческой деятельности, потратил на открытие школы;

Похороны Лысенко историки называют первой демонстрацией украинского самосознания. В для присутствия на церемонии захоронения приехали люди из всех уголков Украины. Согласно историческим данным, приехали в Киев на похороны маэстро от 30 до 100 тысяч людей. Нынешний бульвар Шевченко был полностью забит людьми, даже на крышах и на деревьях сидели желающие проститься с украинским гением. После похорон царские полицаи массово уничтожали отснятые на церемонии фото- и видеоматериалы.

Хорошо известны украинскому обществу потомки Николая Лысенко. Сейчас Государственным академическим эстрадно-симфоническим оркестром руководит правнук композитора, протодиакон и тезка знаменитого предка, Николай Лысенко.

Биография Николая Лысенко.

1855 год - начало учебы в привилегированном учебном заведении - 2 гимназии Харькова, занятья игрой на фортепиано, приобретение славы пианиста. Окончил гимназию в 1859 году с серебряной медалью;

1864 год - окончил физико-математический факультет «по разряду естественных наук», в 1865 - получил степень кандидата естествоведения;

В 1867 году едет на учебу в консерваторию Лейпцига. Там знакомится с европейскими традициями музыкальной педагогики, которые затем хотел воссоздать в Киеве;

Октябрь 1868 года - издание первого выпуска обработок украинских народных песен, адаптированных для голоса с фортепианным аккомпанементом;

1869-1874 год - занимается творчеством, преподаванием и общественной деятельностью в Киеве;

1874-1876 год - для повышения мастерства в симфонической инструментовке обучается в консерватории Петербурга в классе Римского-Корсакова;

По возвращении в Киев занимается активной концертной деятельностью, после издания Энского указа украинские песни его хоры исполняют на иностранных языках;

В 1878 году занимает должность преподавателя игры на фортепиано в институте благородных девиц. В 1880 году начинается период особенно высокой активности в творческой деятельности;

В 1905 году Лысенко основывает хоровое товарищество «Боян», в 1908 возглавляет «Украинский клуб», не прекращает активной общественной деятельности даже несмотря на притеснения со стороны царского режима;

В 1912 году стало ясно, что многолетний напряженный рабочий ритм оказал объяснимое негативное влияние на здоровья композитора. За 4 дня после возбуждения против него уголовного дела за «антиправительственную деятельность» Лысенко умирает от неожиданного сердечного приступа.

Увековечивание памяти Николая Лысенко.

Имя Николая Лысенко носят известные в Украине заведения искусства и образовательной отрасли - Национальная музыкальная академия во , Академический оперный театр в , колонный зал Национальной филармонии, специализированная музыкальная школа в Киеве, Государственное музыкальное училище в Полтаве;

В честь Лысенко назван ведущий украинский камерный коллектив - струнный квартет, улицы в Киеве и Львове;

29 декабря 1965 года памятник композитору открыт возле Национальной оперы Украины на Театральной площади;

В селе Гриньки также установлен памятник Лысенко;

В 1986 году историко-биографический «І в звуках пам’ять відгукнеться…», посвященный страницам из жизни композитора, снят на киностудии Александра Довженко;

В 1992 году в честь 150-летия со Лысенко «Укрпочта» выпустила марку и конверт с его изображением;

В 2002 году Национальный выпустил юбилейную монету номиналом в 2 гривны в честь Лысенко. На реверсе изображен портрет композитора, на аверсе - фрагмент нотного текста «Молитва за Украину»;

Ежегодно украинским музыкантам присуждается Премия имени Лысенко, периодично в украинской столице проводится Международный конкурс имени великого маэстро;

По адресу Саксаганского 95 в Киеве, где композитор жил в 1898-1912 годах создан Дом-музей Николая Лысенко.

Как видно из фото, пользователи поисковой системы в ноябре 2015 года интересовались запросом «Микола Лисенко» 24 раза.

А согласно данному , можно проследить, как изменялся интерес пользователей Яндексе к запросу «Микола Лисенко» за последние два года:

Наивысший интерес по данному запросы был зафиксирован в сентябре 2014 года (6120 запросов);

_____________________

* Если вы обнаружили неточность или ошибку, просьба сообщить wiki@сайт .

** Если у вас есть материалы о других Украины, просьба выслать их на этот почтовый ящик



Похожие статьи
 
Категории