Прощание славянки картина васильева. Художник Константин Васильев

28.03.2019

mp-3-плейер для просмотра с музыкой

Человек с филином

На Калиновом мосту

Вольга и Микула

Бой со Змеем

Илья Муромец и голь кабацкая


Садко и Владыка морской

Семаргл

Евпраксия


Звездное небо


Алеша Попович и красна девица

Русский витязь


Бой Добрыни со змеем


Авдотья-рязаночка

Горят пожары



Илья Муромсец, стреляющий по церквям


Северный орел


Плач Ярославны




Нечаянная встреча



Русалка



Прощание славянки


Свияжск



Константин Васильев родился 3 сентября 1942 года в городе Майкопе Краснодарского края. Его отец Алексей Алексеевич родом из Петербурга, участник трёх войн (1-й мировой, гражданской - сражался в Чапаевской дивизии, 2-й мировой - партизан, коммунист), инженер, большой знаток и любитель природы, поклонник литературы.

Мать Клавдия Пармёновна Шишкина - по линии своей матери из саратовских крестьян.

8 августа 1942 года Майкоп был оккупирован фашистами, отец ушёл в партизаны. Но уже в феврале 1943 года город освободили, отец вернулся. В 1946 году семья переехала в Казань, затем в Васильево, в тридцати километрах от города, напротив места, где Свияга впадает в Волгу. Девственные леса, речные просторы... Вместе с отцом Костя ходит на охоту, на рыбалку. Это были, видимо, незабываемые мгновения, когда душа открыта всему чудесному в мире. Он рано начал рисовать. Матушка говорила о нём: "Он родился с карандашом в руках". Родители всерьёз задумались о дальнейшем развитии таланта, данного судьбой их сыну.

Прекрасно сдав экзамены, Константин Васильев становится учеником Московской художественной школы-интерната при институте им. Сурикова Академии художеств СССР. С 1954 по 1957 год он жил и учился в Москве. Эти годы наполнены впечатлениями от изобразительного искусства, музыки, театров.

Учился в Казанском художественном училище (1957-1961). Работал учителем рисования и черчения в средней школе, художником-оформителем. Творческое наследие Васильева обширно: картины, графика, этюды, иллюстрации, эскизы росписи церкви в Омске. Произведения начала 1960-х гг. отмечены влиянием сюрреализма и абстрактного экспрессионизма («Струна», 1963; «Абстрактные композиции», 1963). В конце 1960-х гт. отказался от формалистических поисков, работал в реалистической манере.

Васильев обращался к народному искусству: русским песням, былинам, сказкам, скандинавским и ирландским сагам, к «эддической поэзии». Создал произведения на мифологические сюжеты, героические темы славянского и скандинавского эпосов, о Великой Отечественной войне.

Ушел Константин Васильев в 34 года, как бы подтверждая зловещую теорию о связи гениальности и неизбежной ранней смерти. Художник погиб странно, насчитали даже четыре версии его смерти: 29 октября 1976 года был избит хулиганами в пустой электричке, выброшен на ходу из поезда, был зарублен топором, был сбит поездом на станции Антропшино. Уголовное дело прокуратурой не возбуждалось, следствия не было, и обстоятельства и причины гибели Константина Васильева, наверное, так и остантся тайной.

Художник оставил после себя около 400 картин, большая часть его творческого наследия – 82 полотна – хранилась в музее. Судьбе художника трудно позавидовать.Непризнаный и гонимый при жизни, он писал как одержимый, как будто чувствовал, что скоро уйдет. Если вдруг появлялся экстравагантный покупатель, заинтересовавшийся непризнанным гением, художник просто измерял свое творчество школьной линейкой по диагонали и брал с ошарашенного коллекционера по рублю за сантиметр. И только много лет спустя люди заметят, что картины Васильева порождают так называемый «синдром Стендаля» , и посетители выставок и музея будут терять сознание от безумной энергетики, которую мастер вложил в свои полотна. Его картины пользуются невероятной популярностью и оцениваются во многие миллионы долларов. За 20 лет состоялось более полусотни персональных выставок в городах России, а также в Болгарии,бывшей Югославии, Испании.

В 1988 году Константину Васильеву была посмертно присуждена Премия комсомола Татарии им. Мусы Джалиля за цикл картин о Великой Отечественной войне.

В 1996 и 1998 годах были открыты два музея и Картинная галерея Константина Васильева.

Музей в Москве, где хранились 82 картины художника, создавался с большой любовью поклонниками творчества Васильева. Это настоящие русские патриоты во главе с Анатолием Ивановичем Дорониным, любящие творчество Константина Васильева и преданные своему делу.

Чтобы создать музей, три года обивались пороги правительства Москвы. Наконец дали в аренду разрушенный особняк, от которого осталось всего три стены. Потом, почти десять лет восстанавливали его, своими руками, на свои деньги. И вот, в 1998 году музей открылся. Но земля в Москве - лакомый кусочек, много желающих отнять ее, на этой территории, где находится музей, планировалось построить 2 высотных здания. С 2005 года начались атаки на музей – рейдерские наезды, суды, поддельные документы, подписи…

Перед тем, как 15 картин из музея Константина Васильева должны были быть переданы в собственность сестры художника, собрание Клуба решило провести экспертизу всех картин на предмет установления их подлинности. Некая юридическая фирма "Частное право" предложила свою помощь в перевозке и размещении картин на территории закрытого режимного предприятия "Восход". Однако затем картины странным образом исчезли.

В ту же ночь музей подожгли. В ночь с 21 на 21 сентября 2009 года в здании музея Васильева произошел пожар.

Около 22 часов один из двух находящихся в здании сторожей проснулся и почувствовал запах бензина. Через несколько минут помещение стало заполняться дымом. Горело помешение газовой котельной. Он разбудил второго охранника и они, вызвав пожарных, попытались тушить самостоятельно. Однако огонь распространился через систему вентиляции на чердачное помещение. Прибывшим пожарным удалось довольно быстро потушить пожар.

В результате пожара сгорела крыша и часть помещений. Остальные сильно повреждены водой при тушении. К счастью картин в здании не было, но теперь музей нуждается в капитальном ремонте.

На месте возникновения очага возгорания найдены обгоревшие автомобильные покрышки и деревянные обломки. Даже по прошествии нескольких часов чувствовался сильный запах бензина, что позволяет подозревать умышленный поджог.

Только через год картины были найдены и возвращены теперь уже новой владелице – сестре художника Валентине Васильевой. Картины художника Константина Васильева, которые по решению Бутырского суда должны быть переданы сестре Валентине Васильевой, нашлись в культурном центре ФСБ!

Как заявила Ирина Лахоузова, представитель московского управления службы судебных приставов: "Картины нашли в культурном центре ФСБ, в данной ситуации участвовал сотрудник ФСБ, который занимался перевозкой картин. Впоследствии они исчезли, благодаря службе судебных приставов, они получили информацию о том, что картины находятся в культурном центре ФСБ. Сообщили следствию, следствие уже непосредственно изымало".

В октябре 2010 г. в Москве прошла выставка пропавших картин.

Впрочем Васильевой не пришлось распоряжаться коллекцией - та самая компания аферистов, которая и начала всю эту историю, предъявила ей огромный счет за издержки и оплату судебных решений в ее пользу. Поэтому картины ей пришлось отдать в их распоряжение. В разговоре с директором музея А.И. Дорониным эти люди заявили, что договор на распоряжение коллекцией составлен таким образом, что картины Валентина Васильева не получит никогда.

После поджога здания музея году Клуб любителей живописи К. Васильева был втянут в многочисленные судебные тяжбы с упомянутой юр.формой. И все же, выиграв более 30 неправомерных исков, Клуб вновь открыл музей для посетителей 31 марта 2012 года.

Картины Константина Васильева, безусловно, можно считать национальным достоянием. И уж точно - общекультурной ценностью. И всем поклонникам творчества художника, по большому счету, неважно - кто именно будет содержать у себя картины, главное, чтобы о них должным образом заботились, и они были доступны широкой публике. А уж будет это государственный или частный музей - значения не имеет. Это имеет принципиальное значение только для тех, кто видит в картинах Васильева прежде всего 90 миллионов рублей, а не произведения искусства.

Алексеевич, картины которого будут рассматриваться в этой статье, не относится к числу известных художников, чьи работы продаются на аукционах за баснословные суммы. Однако этот факт совершенно не уменьшает его заслуги перед отечественным искусством. За свою недолгую жизнь живописец, известный также под псевдонимом Константин Великоросс, оставил около 400 произведений, среди которых наиболее интересными являются картины на сказочные и исторические сюжеты, портреты, пейзажи, графика, полотна в сюрреалистическом стиле.

Краткая биография

Советский художник Константин Васильев появился на свет в 1942 г. в оккупированном немцами городе Майкопе (Краснодарский край). Его отец Алексей Алексеевич — уроженец Петербурга, инженер, любитель литературы и природы. Мать будущего Клавдия Пармёновна была из рода саратовских крестьян.

После войны мальчик с родителями переезжает в Казань, а в 1949 г. — в расположенный под ней живописный посёлок Васильево. С детства Константин увлекался рисованием, показывал небывалый для своего возраста талант в написании акварельных картин. На протяжении четырёх лет (с 1957 по 1961 г.) он учился в Казанском художественном училище. После окончания учёбы преподавал в средней школе рисование и черчение, а также работал художником-оформителем.

Обращение к сюрреализму и экспрессионизму

Как многие живописцы, некоторое время находился в поиске своего художественного стиля Васильев Константин Алексеевич. Картины его раннего периода напоминают сюрреалистические произведения Пикассо и Дали. К ним можно отнести «Апостола», «Струну», «Вознесение». Увлёкшись сюрреализмом, Васильев быстро охладел к нему, считая, что с его помощью невозможно добиться выражения на холсте глубинных чувств.

Следующий этап своего творчества советский художник связал с экспрессионизмом. В этот период из-под его кисти выходят такие картины, как «Икона памяти», «Грусть королевы», «Музыка ресниц», «Видение». Однако в скором времени мастер отказался и от экспрессионизма, считая это направление в искусстве поверхностным и не способным к выражению глубоких мыслей.

Создание картин в русском стиле

Художник Константин Васильев, биография и творчество которого описываются в этой публикации, смог раскрыться по-настоящему только после того, как начал рисовать пейзажи родного края. Природа вдохновила его на создание картин в исконно русском стиле. Постепенно пейзажи он стал дополнять изображениями людей. Параллельно Константин Алексеевич увлёкся изучением исторической литературы, русских былин и мифов. Чем больше он узнавал о прошлом своего народа, тем сильней ему хотелось воспроизводить сцены из его жизни на холсте. Именно здесь художнику удалось максимально раскрыть свой талант. Черпая вдохновение в русской культуре, Васильев пишет самые известные свои произведения: «Северный орёл», «Ожидание», «Человек с филином". Прославился Константин Алексеевич и как художник-баталист. Его авторству принадлежит портрет маршала Жукова, картины «Прощание славянки», «Парад 41-го», «Тоска по Родине».

Константин Васильев — художник, который создавал свои шедевры под музыку. Когда он рисовал, в его мастерской звучали русские народные песни, патриотические произведения военных лет, сочинения Шостаковича и других композиторов-классиков. Любовь к музыке нашла своё отображение и в творчестве Константина Алексеевича. В начале 60-х годов он создал целую серию графических портретов знаменитых композиторов («Римский-Корсаков», «Шостакович», «Бетховен», «Моцарт», «Дебюсси» и др.).

Критика художника, его смерть

К сожалению, не смог добиться признания своего таланта Васильев Константин Алексеевич. Картины его, обвиняемые в русском фашизме, преследовались коммунистической властью. Их беспощадно критиковали, называли «несоветскими». Мастера неоднократно призывали прекратить рисовать. Только несколько раз за жизнь произведениям художника посчастливилось побывать на выставках, проходивших в Москве, Казани и Зеленодольске.

Жирную точку в творчестве поставила смерть Васильева Константина. Художника, которому было только 34 года, сбил поезд. Случилось это 29 октября 1976 г., через несколько дней после того, как он закончил работу над своим самым известным полотном «Человек с филином». Похоронили Константина Васильевича в родном посёлке Васильево, в той самой берёзовой роще, где он любил черпать вдохновение от природы.

раннего этапа творчества

По картинам разных периодов интересно следить за тем, как совершенствовалось мастерство Васильева с годами. В его произведении «Вознесение», написанном в 1964 г., прослеживается подражание Сальвадору Дали, у которого есть работа с аналогичной тематикой. Однако, присмотревшись внимательнее к картине советского художника, можно увидеть совершенно новую трактовку истории о вознесении Христа. Иисус у Васильева изображён не умерщвлённым, как принято, а живым. Его лицо выражает тревогу о дальнейшей судьбе человечества. Константин Васильев — художник, который с помощью своего полотна заявил: смерти неподвластна не только душа Спасителя, но и его тело.

«Икона памяти» была создана в годы, когда Константин Алексеевич находился в поисках своего стиля и создавал картины в жанре Данная работа художника — это не просто романтический коллаж, она представляет собой воспоминания о его нежных чувствах к девушке по имени Людмила. В неё Константин влюбился в 20-летнем возрасте. После разрыва с барышней он уничтожил все её фотографии. Обрывки снимков Людмилы сохранила мама художника. Они и послужили впоследствии основой для создания «Иконы…», символизирующей образ потерянной любви творца.

Васильев Константин Алексеевич: картины последних лет жизни

Незадолго до смерти Васильев рисует картину «Ожидание», на которой изображена русская красавица со свечой в руках. Девушка глядит в покрытое инеем окошко в ожидании кого-то из родных. Неизвестно, кого выглядывает героиня картины. Вероятно, задержавшегося где-то в дороге жениха, но может быть и мужа, который долго не возвращается с войны. В лице девушки, освещённом пламенем свечи, просматривается тревога за близкого человека. Огонь мастер нарисовал на холсте светящейся краской, благодаря чему он выглядит очень реалистично. Васильев написал эту картину ко дню рождения своей мамы, из-за чего многие думают, что в образе барышни он изобразил её в молодом возрасте.

«Человек с филином» является вершиной творчества Константина Алексеевича и, по печальному стечению обстоятельств, его последней работой. На ней мастер изобразил умудрённого жизненным опытом седовласого старца, держащего в правой руке свечу. Он устал, однако впереди у него долгая дорога. На вытянутой вверх левой руке у него сидит филин. Старик возвышается над заснеженной землёй, смотря вдаль суровым взглядом. Над головой у него — звёздное небо, а у его ног разведён костёр из бумажного свитка с именем художника. Зрители по-разному воспринимают сюжет картины. Кто-то видит в старике Бога, а для кого-то он — воплощение земной мудрости. Картина производит неизгладимое впечатление на окружающих. Возле неё хочется задержаться подольше и попытаться увидеть то, о чём хотел поведать художник человечеству.

Роза ЧАУРИНА

Судьба и творчество
Константина Васильева

Газета “Советская Россия” (22.08.1987) опубликовала строки из письма читательницы Лебедевой из Подмосковья: “Мне было очень приятно узнать о выставке в Коломне картин художника Константина Васильева. Но... выставка закрылась и теперь, может быть, больше никогда не откроется вновь. Картины находятся в плачевном состоянии... Если Союз художников не может помочь спасти гибнущие картины, то, я уверена, энтузиасты соберут необходимые средства для реставрации. Я очень хочу, чтобы мои дети могли видеть это чудо”.

И энтузиасты нашлись. Они-то и добились, чтобы в Москве, в зале Союза художников СССР открылась выставка К. Васильева. Отзывы посетителей этих выставок были не только содержательными, но и эмоциональными. Это были отзывы-впечатления, отзывы-характеристики, отзывы-пожелания... Например: “В его картинах бьется живое сердце художника”, “Ни на кого не похожий”, “Необычный, свежий, искренний, поэтический талант”, “Феноменальное явление”, “Живописное чудо”, “Несомненно, все это - проявление редкого таланта, огромного трудолюбия и понимания своего места на земле... Он оставил о себе большую память состоявшегося художника, внес свой вклад в культуру человечества” (дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР А. Леонов).

О каком же чуде идет речь и как сложилась судьба художника Константина Васильева?

Малая родина

Константин Алексеевич Васильев родился 3 сентября 1942 года на юге страны в городе Майкопе. Его отец - Алексей Алексеевич - в Великую Отечественную войну был партизаном. После войны отца направили налаживать производство на один из заводов под Казанью. Вот там-то, в поселке Васильево, и прошли детство, юность и зрелые годы художника. Поселок располагался в живописном месте: его окружали богатые леса, где тихая Свияга соединяла свои воды с величавой Волгой.

Автопортрет. 1968

Мать Константина - Клавдия Парменовна - была женщиной незаурядного природного ума. Все свое свободное время она отдавала детям. Костя на всю жизнь запомнил, как они с матерью ходили на берег Волги, любовались рекой и древним Свияжском. Девятилетний мальчик любил слушать рассказы матери о том, как давным-давно, когда Иван Грозный осаждал Казань, он повелел выстроить здесь крепость. И была она заготовлена в Нижнем Новгороде, потом пригнали ее плотами и построили в две недели на Столовой горе среди заливных лугов - “Казанскому хану как бельмо на глазу...”.

Уже тогда, слушая рассказы матери, Костя не мог не рисовать. Он делал множество зарисовок крепости в своем альбоме. А потом, став художником, Васильев часто бывал здесь и с высокого берега Волги, с Лысой горы, смотрел на Свияжск, где, по преданию, стоял царь Иван Грозный. Появилось желание написать картину. И в 1967 г. художник пишет ее и называет “Свияжск”. На полотне - город-крепость в разливе рек. Ощущение такое, будто художник сам побывал здесь в то далекое-далекое время.

Свияжск. 1967

Клавдия Парменовна сумела собрать хорошую домашнюю библиотеку. Это дало ей возможность познакомить детей и с русским устным народным творчеством, и с классической литературой, и с шедеврами мировой литературы и искусства. Пройдут годы - и это принесет свои плоды: Васильев напишет целую серию картин “Русь былинная”. Это будет не простое любование стариной, которое порой сводится лишь к стилизации. Нет! Это подлинный, глубинный интерес к историческому прошлому своей страны, стремление найти в нем и понять истоки того мужества, стойкости и патриотизма, коими всегда был славен русский народ.

Одна из картин этой серии называется “Вольга и Микула” (1974). Она написана по мотивам одноименной былины. Однажды славный богатырь Вольга Святославович выехал с дружиною своею во чисто поле и услышал в поле пахаря-оратая: “Как орет в поле оратай, понукивает. А у оратая-то сошка поскрипывает. Да по камешкам омешики почирикивают...” “Едет Вольга к оратаю день, едет другой, едет и третий и, наконец, увидел его, этого пахаря...” Вот этот момент встречи Вольги и Микулы Селяниновича изобразил Васильев. Смелый композиционный прием художника выделяет фигуру пахаря Микулы - подлинного хозяина своей земли, труженика, который и пашет, и сеет, и кормит, и защищает, когда приходит нужда.

Постоянный интерес Васильева к литературе, в особенности к произведениям устного народного творчества, приводит его к более глубокому осмыслению мировой классики, эпоса разных народов, северных саг, мифов Древней Греции...

Появляются иллюстрации художника к его любимым литературным и музыкальным произведениям: рисунки к романам и повестям Ф.М. Достоевского, П.И. Мельникова-Печерского, Габдуллы Тукая (известного татарского поэта); серия иллюстраций к тетралогии Р. Вагнера “Кольцо нибелунга”, созданной по мотивам скандинавских сказаний...

К 1971 г. относится картина Васильева “Валькирия над сраженным воином”. В скандинавской мифологии Валькирии - это воинственные девы, дарующие победу в битвах. После сражения они отбирали храбрейших из павших воинов, чтобы унести их в обиталище богов и героев - Валгаллу. Картина, созданная художником, впечатляет.

Творческие успехи

Из рассказа матери: “В одиннадцать лет Костю приняли в художественную школу при Институте имени Сурикова. Поучился немного, а тут у мужа случился инфаркт, осталась я одна с детьми. Пришлось забрать Костю из школы - помощник был нужен... Потом в Казанское художественное училище приняли его - без экзаменов сразу на старший курс”.

Здесь, в училище, Константин впервые услышал о знаменитом золотом сечении, к которому прибегали античные художники, создавая свои неповторимые творения. И с тех пор, приступая к каждой новой работе, всегда начинал с того, что мысленно пытался определить на холсте ту основную точку, куда должны были стягиваться, как к невидимому магниту, все сюжетные линии картины. Став художником, Васильев постоянно помнил об этом.

Нежданная встреча. 1970-е

Казанское училище Васильев окончил с отличием по специальности театральный декоратор. Его дипломной работой стали эскизы к драме А.Н. Островского “Снегурочка”. В них ему удалось мастерски соединить в одно целое и сценическую условность, и лаконизм выразительных средств, и тонкую лиричность пейзажа.

После окончания художественного училища Васильев работал оформителем, а картины писал по ночам. Известно высказывание Н.А. Бенуа: “Сколько в картинах Васильева поэзии, любви к природе, изумительной музыкальности, и с каким чудесным живописным мастерством он умеет все это выразить! Я совершенно очарован творчеством этого большого и истинного художника”. Такая оценка выдающегося художника-сценографа нашего времени дорогого стоит.

В 1973 г. Васильев пишет картину “Плач Ярославны” на сюжет памятника русской литературы “Слово о полку Игореве”, где сознательно использует принцип театральной декорации. Картина была задумана как часть триптиха, но завершить его художник не успел.

В цикле картин “Русь былинная”, воскрешая полусказочный, полуисторический мир былин, художник поднялся до философских обобщений. Близость к фольклору видна не только в трактовке образов героев русских былин - Ильи Муромца и Микулы Селяниновича, Святогора и Вольги, Садко и Василия Буслаева, - но и в особенностях стилевого решения. Привлекает внимание, к примеру, орнамент, использованный в картинах. Чтобы лучше изучить и выверить детали заинтересовавших его древних рисунков, элементов старинной одежды, резьбы, соответствующих именно той эпохе, когда действуют герои, Васильев обращается к архивам, много работает с различными документальными источниками.

По архивным материалам художник изучал и символику. Поэтому некоторые его картины можно не только смотреть, но и “читать”. Одна из таких картин называется “Огненный меч” (1974). Сделав героем картины русского былинного богатыря Вольгу, Васильев указал на его преемственную связь с древним славянским божеством Сварогом, вложив в руки Вольги огненный меч - символ этого языческого бога огня.

За несколько дней до трагической гибели Васильев закончил свою самую загадочную картину - “Человек с филином”. Она представляет собой сложнейший философский символ - образ человека, воплотившего в себе силу, мудрость и мощь русского народа. Изображенный на полотне папирус со словами, означающими псевдоним художника - Константин-Великорос, - сгорает в пламени, символизируя самосожжение художника на огне искусства. Из этого пламени рождается молодой дубок - росток могучей будущей жизни. Свеча в руке - все тот же символ горения души человеческой. Плеть в руке человека - символ воли и власти над собой и врагами. “Человек с филином” - собирательный образ землепашца, сказителя былин, охотника и мудреца.

Долгий путь к зрителю

Уже первая персональная выставка работ К. Васильева, состоявшаяся в г. Зеленодольске 29 октября 1976 года, вызвала настоящее паломничество. И надо же было случиться такому - именно в этот день жизнь художника трагически оборвалась. Ему было 34 года...

О его творческом наследии позаботились энтузиасты, влюбленные в его картины. Но отношение к его творчеству было и остается неоднозначным. Равнодушных нет. “Он любитель, дилетант, - говорят одни. - Может быть, там есть поэзия, свои мысли, символы, образы, свой взгляд на мир - мы не спорим, но там нет профессиональной живописи”.

Человек с филином. 1976

Лесная готика. 1973

Осень. 1973

Дом на опушке. 1960-е

“Он чудо!” - восклицают другие. И добавляют, что не могут мысли и символы воздействовать на людей сами по себе. Это были бы только лозунги, отвлеченные знаки. Поэзия тоже не может существовать в невоплощенном виде. И, напротив, если картина сверхграмотна и профессиональна, но нет в ней ни поэзии, ни мысли, ни символа, ни своего взгляда на мир, если картина не трогает ни ум, ни сердце, скучна, уныла или просто мертва, духовно мертва, то зачем это грамотное соотношение частей и пропорций? Тут главное, видимо, именно в одухотворенности картин Константина Васильева.

Живопись трудно пересказывать. Ее нужно смотреть! В 1987 г. в Москве, в зале Союза художников СССР открылась выставка произведений Константина Васильева. И хотя не было ни достойной рекламы, ни афиш, ни оповещения, толпы посетителей устремились в выставочный зал. Народная молва заменила рекламу...

Через двадцать два года после смерти художника открылся Музей творчества Константина Васильева.

“Очей очарованье...”

Пейзаж... Для К. Васильева русская природа не только раздольна и величава, но еще лирична и задушевна. Изображая человека в органическом единении с природой, художник как бы еще раз напоминает нам, что человек - это высшее проявление творческих сил природы.

Картины, на которых пейзаж не фон, а главное действующее лицо, занимают важное место в творчестве художника. Васильев писал его и с натуры, и по памяти, но чаще всего - в свободной импровизации. Именно так была написана, например, “Осень” (1973). Земля, высокое-высокое небо, сказочно красивый осенний лес - зритель понимает, что

Лето быстрыми шагами
Пробежало по росе
В сарафанчике зеленом,
С незабудкою в косе...

Осень, рыжая плутовка,
Незаметно подошла,
Расписала листья ловко,
Краски яркие нашла.

Вслед за поздним бабьим летом
Опустеют лес и сад,
Разлетится с буйным ветром
Разноцветный листопад.

Ирина Бутрилова
(лицей № 1564, Москва)

Разноцветные осенние листья, конечно же, “разлетятся с буйным ветром”, но в памяти тех, кто видел картину “Осень”, она останется надолго.

“Красавица миру на диво...”

Женские образы, созданные К. Васильевым, прекрасны. Что ни полотно - то яркий, запоминающийся характер: “Ожидание”. “Жница”, “Нечаянная встреча” (в некоторых случаях репродукции этой картины имеют другое название: “Встреча у окна”, “У окна”, “Под чужим окном”).

Художник не только пишет конкретные образы, но и выносит на наш суд свое представление о русской красавице. Для Васильева этот образ, бесспорно, олицетворяет все те исконные нравственные начала, которые независимо от внешности делали русскую женщину красивой.

Эту картину, поражающую глубоким психологизмом, одухотворенностью, филигранной техникой письма, трудно трактовать как-то однозначно. В минуту каких душевных переживаний запечатлел художник своих героев, о чем он хотел нам поведать, можно только догадываться. То, что двое этих молодых людей бесконечно любят друг друга, мы понимаем при первом же взгляде на них. Но если он, весь во власти своего неудержимого порыва, готов отстаивать свою любовь, то ее чувства что-то сдерживает. Но что? Страх или гордыня? Или природное чутье, более свойственное женскому сердцу, подсказывает ей, что не время им сейчас думать о своей любви?..

Прощание славянки. 1975

Зритель, конечно же, обращает внимание на то, что на картинах Васильева, где ему нужна была прекрасная женщина, - одна и та же модель. Но кто она? Кто-то предполагал, что это мать художника, другие утверждали, что его сестра... А в очерке Владимира Солоухина “Продолжение времени. Письма из разных мест” мы читаем: “Потом, когда удалось увидеть другие картины Васильева, оказалось все же, что не сестра. Есть у него портрет Лены Асеновой. Нетрудно увидеть, что она и служила художнику моделью для многих картин”. Однако вполне возможно, что красавицы на полотнах Васильева вобрали в себя черты всех упомянутых здесь женщин.

Художник и музыка

Музыку Константин Васильев любил всю жизнь. С ней он не разлучался и тогда, когда создавал живописные полотна или графические работы. Он владел секретом глубокой связи цвета и музыки. А еще мечтал почти все свои картины показывать с музыкальным сопровождением. Поэтому совсем не случайно, что в цикле его графических листов особое место занимает галерея портретов известных музыкантов. Моцарт один из них. Моцарт у каждого свой... У Константина Васильева тоже был свой Моцарт, такой, каким мы видим его на графическом рисунке.

Именно музыка навеяла художнику некоторые темы для его картин. Так, например, русская народная песня “Горят, горят пожары...” дала Васильеву эмоциональный импульс для написания картины с одноименным названием, а под впечатлением от музыки военного марша “Прощание славянки” художник создал удивительное по силе своего воздействия на зрителя живописное полотно с таким же названием.

Картина “Прощание славянки” ассоциируется с трагической и героической страницей истории нашего отечества - Великой Отечественной войной. Мужчины уходят на фронт, а на обочине дороги стоит женщина с девочкой, которую она прижала к себе как самое дорогое, что у нее остается. Женщина неотрывно смотрит на уходящую колонну бойцов - и мы понимаем, что там, в этой колонне, и ее муж... Кажется, что мы даже слышим размеренный звук удаляющихся шагов, в ритм которых вплетаются симоновские строки: “жди меня, и я вернусь... только очень жди... жди... жди... жди...”. А в глазах женщины будто бы ответ на это звучащее как заклинание “жди”.

Теме войны в творчестве Васильева отведено значительное место. Как бы продолжая свою былинно-богатырскую “симфонию”, он создал такие полотна батального жанра, как “Нашествие”, “Тоска по Родине”, “Парад 41-го”, “Маршал Советского Союза Г.Н. Жуков”.

Мечта Константина Васильева показывать картины с музыкальным сопровождением сбылась. После его гибели. Исполнилось и желание любителей живописи Васильева, чтобы его картины заняли достойное место в музее художника. Сегодня в Музее творчества Константина Васильева рассказ экскурсовода сопровождается музыкой.

И если бы меня спросили: “Так какой же он, художник Константин Васильев?” - я бы ответила: “Константин Васильев у каждого свой”.

Омешек – сошник, лемех

Творчество в высшей степени одаренного художника, рано ушедшего из жизни при невыясненных обстоятельствах, вызывает ожесточенные споры. Искусствоведы отмахиваются от его работ, а публика, которая посещает его музей в Москве в Лианозовском парке, совсем другого мнения: картины Константина Васильева околдовывают и обвораживают, погружая в совсем иные миры.

Творчество К. Васильева

В наследии художника, который работал всего пятнадцать лет, сохранилось более четырехсот произведений. Можно выделить основные направления, которые затрагивают душу:

  • Картины Константина Васильева об Отечественной войне.
  • Темы русских былин, песен, сказок.
  • Скандинавский эпос.
  • Пейзаж.
  • Портрет.

Картины Константина Васильева настолько необычны и удивительны, что их невозможно перепутать с произведениями других художников.

Вечная тема - война

Люди не перестают воевать, у них остается только мечта о мире. Герои полотен К. Васильева выходят на бой, чтобы защитить родной очаг, своих близких. При этом неважно, в какое время это происходит, кто пришел на русскую землю. Для захватчика вставший на защиту дорогой сердцу земли народ оставит место только для его могилы. У воина, обнажившего меч или взявшего автомат или винтовку, нет страха смерти, какими бы жуткими ни казались враги. Пафос русского героического народа отражают картины Константина Васильева с названиями: «Прощание славянки», «Парад сорок первого», «Унтер-ден-Линден в огне», «Поединок Пересвета с Челубеем», «Илья Муромец освобождает узников», «Бой со змеем». Особняком стоит «Нашествие».

В нем под свинцовым небом шествуют маршем колонны, которым нет конца, уже по разоренной русской земле. В разрушенном ими храме на руинах алтаря встали строем святители земли русской. Они вместе с солдатами, которые отдадут за Родину всю кровь до последней капли, помогут освободить Отечество в эту тяжкую годину для каждого русского, когда вражьи силы стремятся не только физически уничтожить народ, но сломить его дух, искоренить культуру. Наш воин спокоен в смертельном бою, хотя смерть кружится над ним, но любимая верит в него, и эта вера спасала от смерти, от свистящей пули.

«Парад сорок первого»

Вся сила духа русского народа отражена в этом полотне. В сорока км от Москвы идут тяжелейшие бои за каждый кусочек земли, за каждую высоту. Им на помощь прямо с парада на поле боя пойдут другие русские патриоты, которые зачастую не умеют даже стрелять и никого в жизни не убивали, даже котенка или щенка. А теперь настало время, когда надо сразиться с черной ордой. Художник взял ракурс сверху не случайно. Крупным планом стоят люди, защитившие Родину в Смутное время от польской интервенции: мещанин Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. Их образы слились в единое целое в исторической памяти народа. Именно они благословляют людей, идущих в бой, а не «вожди», которые спрятаны за трибунами еле видного Мавзолея.

Холодные полотна

Картины Константина Васильева часто называют холодными. Но видно изнутри идущий, еле сдерживаемый огонь. Внимательно присмотритесь к репродукциям, которые были даны. Картины Константина Васильева, фотографии которых появятся ниже, разве можно назвать безжизненными и холодными? Мы живем не на востоке, а на суровом севере, который сформировал наш менталитет: вечная борьба со скудной природой, которая не дает достаточно еды для выживания. Морозы, которые приходят уже ранней осенью, а весной не собираются отступать. Какие же люди выросли на этой земле? Твердые, стойкие, не любящие выражать эмоции, скрывающие свою боль и слезы, смеющиеся над своим положением, каким бы безнадежным оно ни казалось. Яркость и тепло, игривость можно найти у французских или итальянских мастеров, а Константин Васильев, художник, картины с названиями которого мы рассматриваем, совершенно иной. Посмотрите на «Северного орла». В лютый мороз, в распахнутом полушубке, без шапки, прикрытый копной волос на голове, суровый зрелый мужчина сейчас разогреется до того, что сбросит и полушубок, заготавливая дрова. Если же подойдет лихоимец, то топор его остер. Велика сила его человеческого духа.

«Нежданная встреча»

А какой может быть встреча двух гордых людей? Внешне они бесстрастны. Идет молчаливый разговор глазами. Если женщина решит, что мужчина достоин ее, то она не посмотрит на условности. На такую ручкой не махнешь: «Иди, мол, не до тебя», и за пояс ее не заткнешь. Два характера, один круче другого, написал К. Васильев, изобразив прекрасную внешне пару. Оба образа завершены. У картины можно стоять часами.

Русские легенды и предания

Художник Васильев Константин картины писал очень спорные. Возьмем, например, полотно «Илья Муромец - борец с христианской чумой».

В католические добрые времена его бы сразу отравили на костер, православные помедлили бы с недельку, но тоже бы не постеснялись с расправой. А так добрый молодец борется за родные отеческие установления. И что ж он делает? Посшибал золотые маковки с киевских церквей, исполненный веры, что борется за правое дело. Грозен его лик. Он осматривается, куда еще приложить свою силушку. Он уверен в своей правоте, силе, нравственной и житейской мудрости. На пиру он рассердился на князя Владимира, попал за дерзость в темницу, вышел и начал мстить за несправедливое поругание. Илья Муромец - это неукротимая вольная русская душа, которая еще долго будет отрекаться от насильственного крещения, вспоминать своих исконных богов, молиться им, прячась в глухих северных лесах.

Скандинавские саги

Скандинавские сюжеты хорошо освоил Константин Васильев. Картины «Валькирия», «Вотан», рисунки «Скандинавский воин», «Зигфрид» являются воплощением воинской стойкости.

«Валькирия»

Перед нами стоит над убитым ратником совершенная в своей красоте Валькирия. Позади нее - ее верный белоснежный конь. От нее исходит сияние. Ее фигура статична, как и недвижим погибший, который крепко сжимает свой меч. Еще несколько минут задумчивости, и дева заберет его в Вальхаллу.

Дева прекрасна и сильна. Ее глаза твердо смотрят вдаль, а доспехи и меч говорят, что она даст отпор любому, кто посмеет к ней приблизиться. Отдельный портрет Валькирии крупным планом показывает ее голубые, как льдинки, глаза. Из-под крылатого шлема выбились золотистые кудри, их разметал ветер. Прекрасна в своей невозмутимости дочь Одина.

Завещание

Последняя картина, написанная Васильевым, - «Человек с филином».

Мудрый старец стоит на фоне заснеженной равнины. Он поднял руку с кнутом, и на нее сел огромный филин. В правой руке он держит зажженную свечу, когда она истает, то догорит и пергамент с алой надписью «Константин Великоросс 1976». Таким именем часто называл себя Васильев. Как случилось, что он предсказал год своей смерти вместе с гибелью пергамента в огне? Этого уже никто не узнает. Но дым от костерка превращается в растущий дубок, которому суждено стать могучим древом.

Закончив это полотно, К. Васильев сказал другу, что теперь он знает, как надо писать. Но мы уже не дождемся его новых работ.

Прощание славянки Константин Васильев писал он их под соответствующее музыкальное сопровождение на больших холстах - до двух метров каждый. Для Константина, всегда крайне ограниченного в средствах, такая непозволительная роскошь была редким исключением. Но, очевидно, творческий замысел и его реализация потребовали от художника именно такого решения. Чувство гармонии никогда не отказывало ему: зритель невольно воспринимает мощные звуки духовых оркестров, которые словно растекаются по всей площади картин.

На полотне "Прощание славянки" выделяется фигура солдата в таком стремительном движении к священной защите, что кажется: за ним не отряд воинов, а весь народ. Справа на картине - фигура женщины с девочкой; женщина неестественно выпрямилась в последнем героическом усилии, чтобы не поддаться отчаянию. Она смотрит куда-то поверх дорогого ей человека, далеко вперед, и словно различает уже грядущие роковые события. Всю композицию незримо пронизывает и возвышает музыка знакомого нам военного марша.

Насколько сильно и убедительно передал Васильев состояние физического и духовного напряжения людей в те дни, можно судить из письма, опубликованного в газете " Вечерняя Казань" 5 июля 1983 года. Вот это письмо:

"Было это в июне 1941-го. На рассвете три фашистских самолета Ю-88 безуспешно пытались бомбить небольшую станцию Великополье. К утру хлынул проливной дождь. Самолеты улетели. Все было в воде - зеленая трава, рельсы, разбухший дощатый перрон.

Началась посадка. То тут, то там звучало: "Скорей! Скорей!" Солдаты заторопились к теплушкам. В стороне от эшелона собрались местные жители. Худенькие мальчишки заиграли щемящий маш "Прощание славянки", написанный трубачем военного оркестра В.Агапкиным.

Среди провожающих выделялась высокая красивая женщина, держащая за руку девочку, удивительно похожую на нее. "Ярославна!" - подумал я, глядя на молодую мать. Вдруг она вскрикнула: "Миша!" На ее голос обернулся широкоплечий солдат, взмахом руки попрощался с "Ярославной". Прогремев буферами, поезд заспешил к фронту. А дождь, спасший нас от вражеского налета, лил не переставая.

…Лежа во фронтовом госпитале после ранения, я прочел в газете стихи А.Суркова, посвященные обороне Москвы. И такая уверенность звучала в строках поэта - "Этот парень в серой шинели никогда не отдаст Москву", что мне вновь вспомнилась та сцена: молодая женщина в платке и любимый ее, исполненный решимости выполнить свой долг до конца.

Окончилась война. Десятки лет прошли с той поры. И вот как-то приятель пригласил меня на выставку мало кому известного художника Константина Васильева, экспонировавшуюся в Молодежном центре.

Мое внимание привлекло полотно, у которого толпились посетители. К моему величайшему изумлению, увидел я на картине сцену далекого фронтового прощания: строгую русоволосую женщину, держащую за руку девчушку, тяжелый косой дождь, шеренги солдат. И подпись - "Прощание славянки".

А потом мне попались "Известия" от 15 октября 1979 года с репродукцией той картины. Внизу пояснения: "Константин Васильев (1942-1976) - безвременно скончавшийся живописец, темой многих произведений которого была Великая Отечественная война".

Долго смотрел я на этот снимок, любуюсь им и сейчас, хотя он уже пожелтел от времени. И всякий раз задаю себе вопрос: как мог человек, родившийся через год после начала войны и подсмотренной мною сцены прощания, написать такое полотно? В этом, наверное, и заключается подлинная сила искусства.
Макаров, ветеран войны".

Однако Васильев, чрезвычайно требовательный к себе, посчитал необходимым усилить символическое звучание "Прощания славянки". Положив с этой целью картину в воду на отмочку, он, к сожалению, не успел написать новый вариант. Поэтому извлеченный из воды уже после гибели Васильева холст значительно пострадал. Но даже в этом своем качестве работа производит сильное эмоциональное воздействие на зрителя, в особенности если смотрят на нее, когда звучит музыка этого марша.



Похожие статьи
 
Категории